Ошибки при внедрении crm системы

Внедрение CRM – это работа, связанная не только с настройкой системы, но и с перестройкой уже устоявшихся процессов в компании для перевода их на «новые рельсы». Эта статья для тех, кто не хочет наступить на грабли, интегрируя систему управления взаимоотношениями с клиентами в свой бизнес.

Ожидания от проекта внедрения не всегда оправдываются. Одна из причин тому – исполнитель работ. Настройку и внедрение корпоративного портала вы можете провести самостоятельно, однако некоторые инструменты и модули потребуют опыта и квалификации. Помощь в адаптации программы под бизнес оказывают сертифицированные партнеры – интеграторы.

Настройкой только CRM Битрикс24 занимается 21 тыс. организаций. Они разрабатывают, обновляют и внедряют продукт в соответствии с требованиями заказчиков.

Кроме официальных команд по работе с системой на рынке представлены и фриланс-исполнители, которые также могут помочь в настройке и доработке вашего портала. Некоторые исполнители предлагают более выгодные условия, предоставляя, на первый взгляд, тот же перечень услуг, что и официальные партнеры. Но порой качество выполненных ими работ не соответствует предъявляемым требованиям компании-заказчика. Как следствие – отсутствие результата и потраченный впустую бюджет.

При правильной настройке системы автоматизации бизнеса она превращается в простой и удобный инструмент с множеством функций, где пользователи понимают, как с ней взаимодействовать.

Рассмотрим основные ошибки, которые могут возникнуть при подборе исполнителя для внедрения CRM

Рекомендации позволят сэкономить вам время и бюджет.

Приведенные примеры взяты из практики некоторых наших клиентов, которые обратились к нам за помощью после неудачного опыта.

Ошибка №1. Отсутствие плана работ

Важным требованием при настройке системы становится проведение предварительного аудита, определение целей, составление плана выполняемых мероприятий. Без создания грамотного и подробного технического задания (ТЗ), особенно, когда речь идет о большом и длительном проекте, на выходе вы можете получить:

  • отличные от желаемого результата настройки системы;
  • финансовые и временные затраты на реализацию проекта.

Совет:

При старте работ в полной мере обозначьте требования, а также пути реализации наладки и внедрения системы. Интегратор изначально должен провести анализ проекта, составить ТЗ, регулирующее порядок проведения работ и их задачи. При планировании простых работ достаточно провести бриф, в ходе которого будут сформированы основные пункты по настройке системы. Для качественного проведения мероприятий нужно задокументировать задание, а также составить договор, регламентирующий обязанности исполнителя и заказчика.

Ошибка №2. Стандартные настройки

Не слишком опытные интеграторы выполняют настройку «по умолчанию», не учитывая особенностей работы вашего бизнеса. В результате получаем:

  • неудобную в управлении и взаимодействии структуру компании;
  • непонятную политику распределения прав по отделам и подразделениям;
  • неадаптированную под ваши бизнес-процессы CRM.

Совет:

При настройке системы дополнительно обсудите с исполнителем такие аспекты, как:

  1. Структура предприятия. Она должна полностью отражать организацию отделов.
  2. Управление и администрирование. Предварительно определите, за кем будет находиться модерирование системы, чтобы обезопасить ресурс от потери данных и обеспечить управление отделами профильными специалистами.
  3. Параметры продаж и поля для блоков компонентов, таких как сделки, лиды, компании, контакты. Заранее продумайте технические составляющие, которые оптимизируют работу менеджеров, а не усложнят ее.

Персонализацию настроек CRM лучше продумать на старте работ, т.к. делать изменения на уже работающей системе сложнее и есть риск потери важных данных. Многоэтапные процессы пропишите сначала на обычных блок-схемах, только после этого переносите на портал.

Ошибка №3. Многопрофильные исполнители

При отсутствии навыков в работе в определенном сегменте интеграторы могут браться за выполнение заказов в разных нишах, включая не только настройку систем автоматизации, но также разработку интернет-ресурсов, графический дизайн, SEO и прочее. Часто такие специалисты имеют поверхностные знания в подобных областях, не могут обеспечить полноценную настройку и интеграцию системы в соответствии с требованиями заказчика. Это приводит к ошибкам в работе CRM и невозможности реализовать проект по нужному сценарию.

Совет:

Выбирайте исполнителя, специализирующегося на работе вашей системы автоматизации. Профильные компании-интеграторы предлагают:

  • детальную проработку проектов и качественное выполнение заказов с учетом специфики продукта;
  • высокий уровень компетентности и возможность подбора оптимальных настроек, отталкиваясь от опыта уже выполненных проектов.

Просите портфолио в виде описания кейсов по выполненным проектам. Уточните, делалось ли что-то подобное для компаний из вашей сферы бизнеса или с похожими задачами?

Ошибка №4. Самые дешевые предложения

Начинающие и не слишком опытные специалисты предлагают выполнение работ по низкому прайсу или даже бесплатно. Как и в любом бизнесе, низкая цена может скрывать за собой:

  • отсутствие нужного опыта и низкую квалификацию исполнителя;
  • привлечение внимания и скрытие более высоких платежей в процессе работы с проектом;
  • уменьшенный объем работ в сравнении с другими интеграторами.

Совет:

Ориентируйтесь на рынок услуг внедрения вашей CRM – сравнивайте предложения. Не стоит поспешно выбирать исполнителей, чья стоимость работ существенно снижена. Просмотрите состав предлагаемых услуг: все ли там прозрачно и есть детализация? Уточнить также стоит ставку нормо-часа. Вполне возможно, что потребуются дополнительные работы по окончанию основного проекта.

Ошибка №5. Нет обучения персонала

Вы можете грамотно настроить автоматизацию процессов и структуры бизнес-портала, но если пользователи системы не будут понимать, как со всем этим работать – проект можно считать провальным. Без обучения:

  • менеджеры тратят рабочее время на изучение возможностей системы вместо вып­­­­олнения своих должностных обязанностей;
  • простые действия кажутся невыполнимыми, а сложные сценарии и сделанные настройки так и останутся невостребованными.

Как итог: полный или частичный отказ от инструментов CRM, а значит, потеря времени и средств на непринятый сотрудниками функционал.

Совет:

Обучение персонала работе в CRM – важный этап внедрения системы в ваш бизнес, который нельзя недооценивать. Подбирайте интеграторов, которые после внедрения проведут обучение работе и управлению системой для вас и ваших коллег с учетом выполненных настроек.

Ошибка №6. Регистрация портала на компанию-интегратора

Если исполнитель работ по CRM предлагает зарегистрировать ресурс на себя, стоит отказаться от сотрудничества. Система должна быть зарегистрирована на вас или представителя вашей компании. При отказе от услуг интегратора или увольнении сотрудника с правами на вашу систему управления клиентами, могут возникнуть трудности:

  • присвоение портала себе и увольнение других пользователей из CRM;

  • ограничение доступа к функционалу, управлению системой;
  • удаление или слив базы данных.

Совет:

Регистрируйте портал на себя, администратора или других представителей вашей компании.

Теперь вы знаете о тех граблях, которые могут больно ударить при внедрении системы CRM в ваш бизнес.

Используйте опыт других и приведенные советы, чтобы не пришлось «залечивать раны».

Конечно, список можно расширить, но это уже будет другая история с техническими подробностями и темой для отдельной статьи.

В качестве резюме добавлю чек-лист обязательных действий при выборе исполнителя на работы по внедрению CRM

  • Описать свои задачи. Для этого используйте техническое задание или план работ для поэтапного выполнения с понятным и зафиксированным результатом в конце.
  • Посмотреть, что формирует итоговую стоимость работ. Убедиться, что предложение учитывает особенности проекта, посмотреть на состав и объем работ.
  • Уточнить про ставку нормо-часа на услуги. Этот параметр позволит сравнить предложения других интеграторов и спрогнозировать дальнейшие расходы.
  • Запросить портфолио интегратора. Реализованные кейсы и компетенции свидетельствуют об опыте и профессионализме.
  • Оценить скорость реакции на ваши обращения и доверительность диалогов. Недосказанность и долгая реакция могут свидетельствовать о низком качестве предоставляемых услуг и спорной схеме работы.

И не забываем про проверку документальной части отношений, прежде чем приступить к сотрудничеству.

Если у вас есть личный неудачный опыт внедрения CRM – делитесь в комментариях к статье.

Вы внедрили CRM, потратили на этот процесс кучу времени и денег, но до сих пор не понимаете, оправдались ли вложенные усилия? Думаете, что старый добрый Excel был эффективнее?

Наш опыт показывает, что клиенты жалуются на результаты внедрения CRM тогда, когда не смогли до конца разобраться в функционале и правильно настроить работу. Разберемся, почему некоторым компаниям CRM не приносит желаемого результата и как самостоятельно проверить качество внедрения системы.

Для упрощения задачи мы выбрали 12 типичных ошибок при внедрении CRM-системы и сформировали специальный чек-лист (его вы найдете в конце материала).

12 вариантов, почему CRM работает не так, как хотелось бы

Отсутствие цели

Когда клиент обращается к интегратору за внедрением CRM, ему, вероятно, зададут один банальный вопрос – «Какова ваша цель?». «Что за глупый вопрос! Я же просто хочу автоматизировать свой бизнес», – так думают многие клиенты.

На самом деле цели у автоматизации могут быть разные, и важно понимать и видеть, чего вы хотите достичь. Принимая то или иное решение, вы думаете о том, как оно повлияет на результат. А в конце процесса внедрения сможете оценить, достигнута ли поставленная цель.

Кстати, целей внедрения CRM-системы может быть несколько, и эффективность достижения каждой следует оценивать отдельно.

Итак, какими могут быть цели? Вот самые частые запросы, которые мы получаем от клиентов:

1) Необходимо сформировать отдел продаж.

2) Нужно повысить производительность существующего отдела продаж.

3) Хотим знать клиентов в лицо: выделять сегменты целевой аудитории, работать с каждым покупателем персонализировано, улучшить клиентский сервис.

4) Автоматизация рутинных процессов.

Помимо этих четырех, могут быть и другие цели, специфические для конкретного бизнеса. Подумайте, чего вы хотите достичь, и переведите это в измеримые показатели.

«Неэкологичная» клиентская база

В каждой CRM-системе реализована клиентская база, но все не так просто. Клиентская база – это не просто имя, номер телефона и почтовый адрес. Клиентская база – реальный рабочий инструмент, а не набор букв. Как понять, так это в вашем случае или нет?

Работающую, «экологичную» клиентскую базу легко сегментировать, с ней комфортно работать. Если в вашей базе полно дублей, карточки клиентов заполнены только частично и не покидает ощущение «бардака», значит база неэкологична. Проанализируйте, в чем причина этого «бардака»: искорените дубли, систематизируйте работу, наведите порядок в тегах, проверьте формат заносимых данных.

Избыточные статусы в воронке продаж

Недостаточно того, чтобы воронка просто была. Важно, чтобы статусы отражали совершенные действия, которые ведут к увеличению конверсии. Избыточных этапов быть не должно.

Надеемся, в вашей воронке нет статусов вроде «Встреча» или «Думают». Встреча – это не статус, встреча – это не этап, встреча – это способ коммуникации. Встреч может быть любое количество, можно встречаться хоть каждые выходные – на продажи это вряд ли повлияет.

Если в воронке есть такие избыточные статусы, значит, в дальнейшем вы будете наблюдать неправильную конверсию. А это ошибочная статистика и, как следствие, неверные управленческие решения.

Что такое избыточные статусы в воронке продаж

Лиды и сделки без задач

CRM-дисциплина – это культура ведения CRM-системы, при которой для каждого лида и для каждой сделки запланировано следующее действие. Если запланированных «дел» нет, то с потенциальным клиентом, скорее всего, никто не работает. А значит, потенциальные продажи улетают «в трубу».

Возьмите за правило для менеджеров: есть сделка – есть дело.

«Дыры» в коммуникации

Это «весомый» фактор при внедрении CRM. Клиенты пишут менеджерам везде: письмо на почту, вопрос в мессенджер, звонок, голосовое сообщение.

Все каналы коммуникации должны быть интегрированы в CRM, а история общения с клиентом – храниться и отображаться в его карточке. Это напрямую экономит время менеджера и влияет на эффективность. Телефония, почта, мессенджеры, онлайн-формы на сайте и даже СМС.

Подумайте, все ли каналы коммуникации интегрированы в CRM? Если не хватает чего-то из списка, значит коммуникацию с клиентом можно улучшить.

Отсутствие автоматизации бизнес-процессов

Настройка автоматических действий, например, «Бизнес-процессов» Битрикс24 или «Цифровой воронки» в amoCRM – это способ реализовать ту самую автоматизацию, о которой вы мечтаете. В CRM можно выстраивать бизнес-процессы разной сложности – от простых сценариев, понятных даже начинающему менеджеру, до многоступенчатых процессов, с которыми потребуется помощь аналитиков.

Чаще всего в CRM используется автоматизация следующих бизнес-процессов:

1) Утверждение документов по цепочке.

2) Постановка задач в зависимости от этапа.

3) Распределение лидов между менеджерами.

Но спектр бизнес-процессов, которые можно автоматизировать, гораздо шире. И чем больше их будет, тем эффективнее будет работать CRM-система. Оцените, какие рутинные задачи не автоматизированы и пропишите сценарии для них.

Зачем автоматизировать бизнес-процессы

Ручное распределение заявок

Кстати, о бизнес-процессах: важный этап – распределение лидов между менеджерами. Автоматизация только одного этого процесса увеличивает скорость обработки заявок, повышает эффективность и помогает избежать хаоса в отделе продаж.

Настройте распределение входящих лидов в CRM: система автоматически выберет ответственного из списка, а в случае если менеджер вовремя не обработает запрос, передаст другому.

Решение задач маркетинга без учета продаж

Если то, о чем мы говорили в предыдущих пунктах, реализовано в вашей CRM, то интеграция продаж и маркетинга будет логичным следующим шагом. Использование функционала CRM для маркетинговых задач позволяет:

  • выделять клиентские сегменты для таргетированной рекламы,
  • делать SMS- и email-рассылки,
  • делать рассылки по соцсетям, в том числе и таргетированные,
  • показывать клиентам контекстную рекламу.

Каждый из этих пунктов, реализованный правильно, позволит увеличить эффективность CRM-системы и сократить расходы на рекламу.

Пренебрежение отчетами

Без отчетов не оценить, работает ли CRM-система, не увидеть динамику.

Какими бывают отчеты в CRM:

1) Отчет по причинам отказов.

2) ABCXYZ — анализ клиентов, товаров и вообще любых направлений.

3) Сквозная аналитика прямо в CRM.

4) Отчеты NPS – индекс лояльности клиента к бренду.

5) Другие отчеты, в зависимости от процессов.

Одно из ключевых преимуществ CRM – это возможность анализировать отчеты по различным показателям, чтобы лучше понимать, что происходит, где слабые и сильные места. Так появляется ясность, что надо доработать.

Поиск KPI вручную

Руководитель не должен целыми днями сидеть в CRM-системе в поисках ключевых показателей. Все, что его интересует, он может получать в комфортном формате – в Телеграм или на почту. Настройте автоматические ежедневные короткие отчеты и следите за динамикой, не расходуя время на ручной просмотр сделок и задач. 

Как не искать KPI вручную

Отсутствие дашборда

Дашборд – это онлайн-доска, чаще всего для отдела продаж, с основными показателями. Тут видны планы продаж каждого менеджера, кто сколько уже продал, кому сколько еще нужно продать в текущий период времени и т.п.

Этот инструмент за счет прозрачности, конкуренции между менеджерами, влияет на мотивацию и эффективность отдела продаж.

Зачем нужны дашборды в CRM

Расход ресурсов на обучение

Время на обучение новеньких заметно сокращается, если ответы на частые вопросы, регламенты и инструкции хранятся в CRM. Не надо искать информацию по разным источникам и отвлекать руководителя. Инструменты, доступные в CRM для обучения менеджеров:

1) Скрипты.

2) База знаний.

3) «Банк золотых звонков» – это база для новичков, в которой содержатся показательные звонки, которые можно прослушать и разобрать.

4) FAQ.

Если вы используете все эти инструменты, менеджеры будут обучаться быстрее, не штурмуя коллег бесконечными вопросами, а эффективность отдела в целом вырастет.

Как CRM помогает сократить расходы на обучение

Проверьте работу CRM на наличие типичных ошибок, для упрощения задачи мы разработали специальный чек-лист. Оцените текущее положение дел, доработайте систему и используйте максимум возможностей CRM.

Время на прочтение
12 мин

Количество просмотров 6.5K

Почему у нас возникли трудности при внедрении CRM, что было сделано для их преодоления и какой результат получился в итоге рассказывает основатель Apriori Marketing, Дмитрий Горбачёв.

Год назад нам потребовалось внедрить CRM у одного из заказчиков. Купили Битрикс24, несколько месяцев выбирали подрядчиков по внедрению. С двумя из них поработали, но безрезультатно — потеряли 8 месяцев и в итоге сделали всё сами. В этой статье я расскажу, на что нужно обратить внимание, чтобы не повторять наших ошибок, как сэкономить время и деньги при внедрении любой CRM-системы.

Нужна ли вам CRM

Как бы это ни звучало банально, прежде чем внедрять CRM, нужно понять, насколько она будет полезна конкретно для вашего бизнеса.

Для тех, кто не в теме, напомню для чего вообще нужна CRM. Знатоки могут пропустить пару абзацев.

CRM помогает организовать работу. В ней записывается вся история коммуникации, регламентируются действия сотрудников, есть отчеты для руководства. Она помогает повысить эффективность работы, избежать путаницы, ничего не забыть и сэкономить уйму времени. Это удобно, даже если отдел продаж состоит из одного человека. А если в компании полноценный отдел продаж, работа без CRM — самоубийство.

Руководителю нужны консолидированные данные по эффективности работы каждого сотрудника: показатели работы менеджеров, причины «зависания» сделок и поводы, по которым клиенты отказываются от покупки. Для развития отдела продаж нужно отслеживать слабые места каждого менеджера и индивидуально развивать их. Грамотно внедренная CRM умеет всё это делать.

Несмотря на очевидную пользу CRM, российские компании не спешат их внедрять. По данным Росстата, в 2019 году только 13,9% организаций в России использовали CRM-системы. Для сравнения, в Европе эта цифра составляет 40%, а в США — 90%. Согласно опросу Института проблем предпринимательства, в 2019 году 63,7% российских компаний ничего не слышали про CRM системы, а 19,3% знают, но не собираются ими пользоваться.

Если CRM так важна и удобна, почему так мало российских компаний используют их в своей практике? Ответ: развитый культ управленческого хаоса. Странно? Давайте разбираться.

Когда новый заказчик обращается к нам, он заполняет бриф. Полученная информация помогает понять особенности бизнеса клиента и мы можем сформировать грамотное предложение по его развитию. В брифе среди прочих есть вопросы про CRM. За последние 2 года более 80 компаний заполнили этот бриф и рассказали, используют ли они CRM в своей работе.

Мы проанализировали ответы и заметили закономерность: если в компании нет CRM, то с большей вероятностью его руководители используют хаос-менеджмент. Дело в том, что CRM позволяет навести порядок в организации только на основе жестко выстроенных рабочих процессов. Хаос предполагает ситуативное принятие управленческих решений — или интуитивных, или учитывающих огромную совокупность факторов, которые невозможно оцифровать при помощи CRM.

Руководитель, осознанно выбирающий хаос, вряд ли будет знать про CRM, потому что у него нет запроса на основную функцию CRM — наведение порядка.

Хаос бывает осознанный и нет. Управление по методу осознанного хаоса может быть необходимо для развития бизнеса — это дает повышенную гибкость, которая нужна на этапе бурного роста или очень динамичной внешней среды организации. Хуже, когда хаос неосознанный. В этом случае руководитель пытается навести порядок, но ему мешают сотрудники, потому что хаос им выгоден. Они генерируют хаос, а руководитель тратит всю энергию на борьбу с ним.

В любом случае до внедрения CRM необходимо понять, работает ли отдел продаж по жёстким процессам или нет. Если работает, можно сразу приступать к оцифровке этих процессов. В таких компаниях переход на CRM проходит быстро и безболезненно.

Если жестких процессов в организации нет, то заниматься внедрением CRM нет смысла. Для начала нужно понять, готова ли организация отказаться от хаоса и переходить на работу по процессам. Взвесить все плюсы и минусы. Если хаос осознанный и на это есть веские причины, внедрять CRM может быть просто противопоказано. Если хаос неосознанный, то нужно искать и устранять причину его возникновения и только потом думать о CRM.

В нашей практике был случай, когда компания бурно росла, активно экспериментировала с алгоритмами маркетинговых активностей и подходами к продажам. Каждую неделю вносились изменения в порядок работы. Компания прощупывала рынок и искала эффективные организационные решения. В этих условиях удобнее было использовать несколько гугл таблиц, в которые можно быстро и без специальных знаний вносить правки. Это пример осознанного хаоса, которому не нужна CRM.

Как мы начали внедрять CRM: поиск подрядчика

Итак, у нас был клиент — производственная компания. Три года мы вели их маркетинг с хаосом в продажах. На четвертый год они доросли для перехода на процессную работу. Собственники хотели построить прозрачную систему для контроля и планомерного повышения эффективности работы маркетинга и продаж. Совместно мы пришли к тому, что им необходима CRM-система. Выбрали Битрикс24 и начали искать подрядчика.

У меня был опыт описания процессов и внедрения CRM в нескольких компаниях, но клиентам мы такую услугу не предлагали. Наша ключевая компетенция — маркетинг, и мы не хотели распыляться. Но заказчик очень просил нас подобрать подрядчика, поскольку совсем не разбирался в вопросе. Я согласился.

Мы подготовили тезисное задание на внедрение CRM, в котором прописали:

  • задачи, которые хотим решить, внедряя CRM;

  • структуру компании;

  • потребности в функционале;

  • укрупненное предварительное описание процессов работы отдела продаж;

  • отчеты и разрезы аналитики.

На сайте Битрикс24 в разделе «Партнеры» мы выбрали 15 «золотых» партнеров и отправили им на почту задание для внедрения. Мы ожидали получить коммерческие предложения с оценкой стоимости работ по нашему заданию. Из 15 интеграторов на письмо ответили только 11.

С каждым из них мы провели скайп-встречу, обсудили все вопросы и нюансы. Затем все компании брали паузу на 5-7 дней для подготовки предложений. В итоге все ответы разделились на три группы:

  • 4 интегратора предлагали сделать предпроект, где они смогут разобрать наши проблемы, обсудить все идеи процессов и составить техническое задание. Стоимость только этого этапа оценивалась в 100+ тысяч рублей. Примерную стоимость всех работ они не назвали.

    С этими компаниями всё общение шло через менеджеров, которые не могли ответить и на половину наших вопросов. А пообщаться со знающим специалистом напрямую возможности не было. Основная проблема в том, что идеи процессов были описаны в переданном задании на внедрение, и нам так и не смогли объяснить, чем предпроект будет отличаться от того, что мы им передали. В тот момент у нас сложилось впечатление, что наше задание покажут специалистам только тогда, когда мы заплатим 100 000 ₽.

  • 5 интеграторов не просили предпроект. Оплата должна была осуществляться по часам. За отдельные простые виды работ они готовы были назвать конкретную стоимость, с более сложными задачами оплата строится по принципу «как получится». Полная неопределенность.

  • 2 компании задали дополнительные вопросы, выяснили недостающую информацию и после этого посчитали смету полностью. У заказчика был бюджет на внедрение CRM, который нельзя было превышать. Поэтому мы выбрали одну из этих компаний с твёрдой ценой, подписали договор и начали работать.

После выбора интегратора, мы свели подрядчика с заказчиком, и они продолжили работать напрямую без нашего участия. Компания-интегратор обещала все сделать за 2 месяца, но даже через 3 месяца ничего не было готово.

Собственники компании попросили нас подключиться к работе с подрядчиками. Оказалось, что все усилия интегратора были направлены на то, чтобы выяснить, как устроены процессы в компании, оцифровать их и перенести в CRM. Но многие процессы не были выстроены, решения принимались ситуативно, о чем мы писали в задании. Но подрядчики, видимо, не придали этому значения.

Мы проговорили наши потребности еще раз, показали, что это есть в договоре. После этого подрядчик начал теряться. Мы были вынуждены расторгнуть договор и вернуть аванс.

Проведя работу над ошибками, мы принялись искать другую компанию. В этот раз решили остановиться на компании с предпроектом, ожидая, что в ходе его создания будут решены вопросы с организацией процессов.

Проговорили все нюансы на встрече, внесли аванс. В ходе разработки предпроекта выяснилось, что большую часть наших специфических запросов по организации работы нельзя реализовать в Битрикс. Подрядчик предлагал просто подогнать все процессы под логику, заложенную разработчиками Битрикса и тем самым убить уникальный подход к работе с клиентами, в котором мы видели конкурентное преимущество. Компромисса найти не получилось, поэтому и с этим подрядчиком пришлось разорвать договор.

После такого опыта наш заказчик окончательно потерял веру в CRM и хотел отказаться от самой идеи внедрения. Мы чувствовали ответственность перед заказчиком — ведь это мы искали подрядчика, это была частично и наша вина, что не получилось. Поэтому мы решили сделать всё своими руками: разобраться с процессами, описать их детально и только потом думать, на какой CRM и как это реализовать.

Как мы внедряли CRM сами

Вначале мы провели 3 стратегические встречи с собственниками и 2 с сотрудниками отдела продаж. Выяснили, что процессы как таковые отсутствовали вообще. Каждый менеджер решал множество разнообразных вопросов: обрабатывал первичные звонки, общался с дилерами по текущим отгрузкам, вёл документацию, проводил презентации продуктов. И это ещё не полный список.

Такое управление — наследие маленькой компании, у которой был небольшой штат. А когда менеджеров стало 15 человек, то в компании начался настоящий хаос.

В нашем представлении у каждого направления работы должен быть свой процесс. За каждым процессом должен быть закреплен ответственный человек. А если сотрудники занимаются всем подряд, то они не могут нести ответственность ни за что. Поэтому просто описывать то, что происходит в компании, не имело смысла. Нужно было поделить зоны ответственности по узким специализациям, привязать к каждой конкретные задачи и сделать людей ответственными за процессы.

В результате проведенных встреч появились такие роли:

  • менеджер по лидам,

  • менеджер по текущим заказам от дилеров,

  • менеджер по развитию дилеров,

  • координатор,

  • специалист по работе с рекламациями,

  • менеджер по ключевым клиентам.

Для каждой роли назначили свой список задач, который варьировался от ситуации. Определили всех участников процессов, связанных с продажами и обслуживанием клиентов, их зоны ответственности, задачи и принципы взаимодействия и прописали все в карте процессов.

Затем мы провели еще 3 стратегические сессии. На них конкретизировали работу — разбили задачи на отдельные шаги. В результате получили схемы описания процессов. Для каждого процесса проработали этапы, по которым должна двигаться заявка от потенциального клиента, существующего клиента или партнера по любому вопросу, и набор вполне определенных действий для каждого этапа. Так мы выстроили общую логику работы отделов, связанных со взаимодействием с клиентами и партнерами.

Большинство процессов в Битриксе выстраиваются на сделках — карточках, которые могут перемещаться по разным этапам. Сделки делятся на направления. У каждого направления — уникальный набор этапов. При попадании на этап происходят заданные действия: меняются параметры доступа, отправляются письма, ставятся задачи ответственным и т. д.

Нам нужно было перенести спроектированную систему в Битрикс.

Во время переноса мы поняли, что многие задуманные функции нельзя автоматизировать в Битрикс. Оказалось, что при создании большинства CRM-систем разработчики зашивают в нее определенную логику — свое видение того, как должен работать бизнес. Эту логику можно «поднастроить», но нельзя поменять кардинально. И если у вас свое видение на организацию работы, как было в нашем случае, могут возникнуть сложности. И они возникли. Вот некоторые из них:

Нельзя добавить наблюдателя с ограниченными правами. В нашей логике работы была роль помощника. Это человек, который может наблюдать за процессом и писать комментарии на определенных его стадиях. При этом у него не должно быть доступа к другим функциям, чтобы ничего не испортить, и возможности менять статусы и ответственных. Если дать ему такие полномочия, то с ответственного потом не спросишь.

Такую роль помощника нельзя реализовать в Битриксе. Если пользователь получает доступ комментировать, то он может редактировать карточку и делать с ней всё, что хочет.

Будут проблемы если создавать несколько карточек на одного клиента. По нашей логике работы один контрагент мог одновременно участвовать в нескольких процессах. На него было заведено несколько сделок, каждая из которых двигалась по своему независимому маршруту. Смотрите сами: менеджер по текущей работе должен был раз в две недели прозванивать дилеров. Это одна карточка в процессе «прозвон дилеров». Этот же дилер мог обратиться с рекламацией — возникает карточка в процессе «рекламации». В это же время у менеджера по развитию может быть запланирована презентация нового продукта в процессе «презентация новых продуктов». Получается одновременное участие в трех процессах — три карточки. И это не предел.

В поддержке нам сказали — логикой Битрикса предусматривается, что на одного клиента заводится только одна карточка. Если создать несколько, система не понимает, к какой карточке прикреплять записи звонков, письма и истории коммуникации. Получается бардак: звонок по рекламациям может прикрепиться к менеджеру по развитию, а письмо для менеджера по текущим заказам прикрепиться к карточке по работе с партнерами и т. д.

Нельзя автоматически выбрать дилера по параметрам и истории взаимодействия с ним. Мы не продавали напрямую, а передавали заявки на продукцию дилерам. Нужно было реализовать автоматическую логику выбора дилера по параметрам и истории взаимодействия с ним. Оказалось, что это сделать тоже нельзя.

Отдельная сложность оказалась в том, что в Битриксе очень скудные настройки по распределению и ограничению прав на действия пользователей. Большинство заказчиков думают, что CRM — это жесткие рельсы. Если посадить за компьютер человека, он не сможет сделать неправильное действие, потому что система будет его ограничивать. Это не совсем так. Вот несколько примеров:

Пример 1

В Битрикс нельзя сделать так, чтобы менеджер не мог закрыть карточку, пока не назначит следующий контакт, а по нашим процессам это было необходимо. Карточка не должна оставаться пустой, без запланированного контакта, что логично для отделов работающих с клиентами. Но автоматизировать этот процесс нельзя, только контролировать вручную.

Пример 2

По нашей логике все контакты должны быть привязаны к компаниям. На компании завязаны многие автоматические алгоритмы и если привязки не будет, то они не сработают. Например, каждые 2 недели на основе перечня компаний у нас автоматически генерируются списки обзвона. Если контакт завели без компании, то она не попадает в список. В Битриксе нельзя поставить запрет на добавление контакта без компании. Это нужно контролировать вручную.

И таких примеров много.

Я не исключаю, что эти вопросы можно как-то решить. Но решение точно не лежит на поверхности и многочисленные партнеры Битрикса, к которым мы обращались, не смогли его найти.

Далее у нас возникли трудности с отчетами. Большинство отчетов, которые можно собрать в Битриксе очень примитивны и по ним не выстроить контроль за работой менеджеров и анализ эффективности рекламных каналов. Пришлось научиться выгружать данные по API в гугл-таблицу и потом собирать из них отчет.

Например, вот такой отчет мы формировали для оценки эффективности рекламных каналов. Данные выгружались из Битрикса и рекламных систем в гугл таблицу. В нем виден вклад каждого рекламного канала в общий результат и узкие места, в которые нужно направлять усилия. В Битриксе такого сделать нельзя.

В итоге мы пришли к тому, что перенести все функции в CRM в задуманном виде не получится. Но и перестраивать задуманные процессы под логику работу Битрикса мы не готовы. Решили переносить их частично, а то, что не переносится, оставлять без автоматизации и налаживать работу в ручном режиме. Для таких функций, мы разработали специальные регламенты, где пошагово описали, какие действия нужно совершать. Например, был создан отдельный регламент с описанием логики передачи дилеру клиента, пришедшего с рекламы.

Из-за того, что не получалось сделать «жестких рельсов» в CRM, возникла необходимость контролировать сотрудников. Был создан регламент контроля. Вот некоторые из параметров, которые мы в него включили:

Контроль проводили еженедельно. Часть данных передавалась по API, часть собиралась вручную. Все цифры переводились в относительные показатели и вычислялась доля нарушений регламентов. Так мы видели, как прогрессируют менеджеры, могли сравнивать их достижения между собой и держать под контролем все процессы.

В итоге у нас получилась гибридная система: Битрикс + набор процедур и правил. Мы использовали по максимуму функционал CRM, добавили регламенты на тот функционал, что не заложен в CRM и сделали отдельную систему контроля.

Как мы помогали сотрудникам переходить на новую систему

Это отдельный важный вопрос, поскольку сотрудники чаще всего сопротивляются внедрению изменений, связанных с организацией работы.

Мы начали вовлекать сотрудников ещё во время подготовки к переходу на Битрикс. Вместе с отделом продаж составляли схемы будущих процессов, распределяли обязанности, озвучивали им проблемы и спрашивали, как бы они решили эту задачу. Объясняли, зачем это нужно, какую пользу получит компания и сами менеджеры от изменений.

Когда все процессы в Битриксе были настроены, а регламенты написаны, мы решили устроить соревнование по качественному ведению Битрикса. Среди сотрудников разыграли несколько призов: фитнес-браслет за третье место, Apple Watch за второе, iPad за первое.

Специально для коммуникаций по вопросам Битрикс создали общий чат с сотрудниками и собственниками. Владельцы могли наблюдать за прогрессом и держать руку на пульсе, а менеджеры — видеть совершенные ошибки и учиться друг у друга.

Каждую неделю мы публиковали статистику в общий чат, тем самым подбадривали сотрудников больше использовать Битрикс и приближать себя к заветным призам.

С тех пор мы внедрили Битрикс24 еще для 3 заказчиков. Всем по описанной схеме:

  1. Разобраться нужно ли ломать хаос-менеджмент.

  2. Выявить существующие и желаемые процессы.

  3. Детально описать каждый из них.

  4. Сравнить функционал CRM с желаемыми процессами.

  5. Адаптировать CRM, насколько позволяют ограничения в логике работы CRM.

  6. Создать регламенты и схемы контроля для функций, которые невозможно перенести в CRM.

  7. Продумать отчеты, которые позволят реализовать схемы контроля на практике.

  8. Вовлечь сотрудников.

  9. Наладить непрерывный контроль за работой в CRM.

Выводы и рекомендации:

  • Определите, есть ли в компании жёсткие бизнес-процессы или вы используете хаос-менеджмент в отделе продаж. Помните, что хаос-менеджмент может быть оправдан быстрым ростом или динамичной внешней средой. Подумайте нужно ли его ломать.

  • Не надейтесь, что интегратор поможет вам разобраться с процессами в вашей компании. Разберитесь сами или найдите толкового бизнес-консультанта. Составьте схемы процессов и только после этого обращайтесь к интеграторам. Я допускаю, что у некоторых интеграторов может быть такая услуга, но нам они почему-то не встретились.

  • Не пытайтесь подогнать процессы под функционал CRM-системы. В уникальности ваших процессов может быть заключено конкурентное преимущество. Убрав их, вы станете похожи на тысячи других компаний в этой сфере. Адаптируйте инструменты CRM под себя и настраивайте их так, чтобы максимально сохранить свою уникальность.

  • Дополняйте то, что не смогли перенести в CRM, регламентами. Если вы не хотите подстраиваться под шаблонную логику работы, зашитую разработчиками CRM, то гибридные системы станут идеальным решением для вас.

  • Контролируйте работу и порядок. CRM — это не жесткие рельсы. Нужно следить, чтобы менеджеры работали как задумано, а отчеты были достоверны. Выделите отдельного человека для этих целей и разработайте специальные процедуры для этого.

  • Геймифицируйте процесс, чтобы увлечь сотрудников. Это нормально, что люди не хотят переходить на новую систему работы, поэтому надо их заинтересовать.

7 февраля 2022

Обновлено: 01.11.2022

1226

Время чтения: 13 минут

Содержание

Попробуйте OkoCRM бесплатно

CRM-система, управление проектами и задачами, общение с клиентами и каналы продаж — всё внутри OkoCRM. 7 дней бесплатно.



На страницу OkoCRM

К нам часто приходят предприниматели, которые не хотят ничего менять. Им нужны продажи и CRM для галочки. А перестройка процессов, воронка продаж, обучение сотрудников и вот этот вот все про «новые рельсы» — это не для них. К сожалению, так не работает. И естественно ожидания от внедрения резко контрастируют с реальностью.

Чтобы вы не наступали на чужие грабли и не строили иллюзий, мы решили разобрать основные ошибки при внедрении CRM. Чтобы пересчитать все, не хватит пальцев ног и рук, но мы выделили ТОП главных.

Сначала напоминаем, зачем нужна CRM-система

1. Сбор контактов и формирование клиентской базы, унификация данных о клиентах

2. Выстраивание воронки и систематизация продаж

3. Изучение, анализ эффективности и перестройка бизнес-процессов

4. Повышение качества клиентского сервиса, персонализации общения с клиентами

5. Оперативная аналитика продаж

6. Снижение процента отказов, повышение среднего чека и повторных продаж

7. Устранение человеческого фактора, уменьшение ошибок

8. Освобождение сотрудников от рутинных процессов

9. Объединение источников периода лидов в одном окне

В грамотных руках CRM без проблем решает каждую из этих задач и помогает бизнесу зарабатывать больше. Но без косяков бывает редко. Вот что может помешать.

Собирайте лиды отовсюду

OkoCRM пылесосит все каналы, по которым приходят клиенты. Сайт, соцсети, мессенджеры, телефония, сделки и проекты внутри одного окна.



Подробности

Ошибка № 1. «Разберитесь как-то»: внедрение без аудита и четкого плана

Ситуация. Бывает, приходит заказчик: с энтузиазмом рассказывает про свой бизнес и свои цели. Быстро все согласует, заказывает внедрение, покупает тариф, оплачивает работы и… пропадает. Менеджеры названивают и хотят брифовать, пытаются как-то выйти на контакт, но там броня. Клиент очень занят, перезвоните позже, а лучше разберитесь там как-то — жду систему в работе.

Нам больно, у нас подгорает: предупреждаем о рисках, возможных последствиях и проблемах, необходимости подготовки ТЗ и важности планирования. А в ответ: — «Вы же профессионалы. У вас точно есть наработки и шаблоны. Давайте как-то сами, а мы потом все затестим и научимся». Беда.

Последствия: неоправданные ожидания. У каждого бизнеса своя специфика, нюансы и процессы. Так почему же люди думают, что шаблонная настройка СРМ им поможет?

Допустим, стандартная продажа продукта в компании предполагает 7 касаний. А мы думаем, что 5 и внедряем их в воронку по шаблону. Что произойдет? А ничего, система не будет корректно работать, ее забросят примерно через неделю. Еще потом напишут плохой отзыв, что система отстой, ничего не работает, а интеграторы все неправильно настроили. А оно нам надо?

Как надо:

  1. Сначала проводим аудит всех бизнес-процессов. Досконально изучаем работу компании, внутренние процессы, воронку продаж и тонкости. ОБЯЗАТЕЛЬНО в связке с заказчиком
  2. Всю внутреннюю кухню изображаем в виде карты процессов. Препарируем каждый шаг и разбираем на молекулы действия менеджеров
  3. Готовим техническое задание. Разрабатываем и согласуем план, проект внедрения системы. Обсуждаем этапы, на которых потребуется обязательное участие заказчика
  4. Только потом приступаем к внедрению. Не наоборот

Ошибка № 2. «И так работаем»: пробелы в бизнес-процессах

Ситуация. Часто приходят заказчики с задачей «Нужны продажи». Мол, все делаем, работаем системно, но динамика отрицательная. Скоро окажемся «на мели», помогите. Заключаем договор, приходим с аудитом, начинаем ковырять бизнес-процессы. И сразу находим жирный косяк: ребята работают несистемно.

О чем речь: нет четких алгоритмов, нет скриптов, нет регламентов. Каждый менеджер сам решает, как продавать, какие действия совершать по клиенту, чтобы сделка вероятнее всего состоялась. По сути, у компании нет четкой воронки продаж. Точнее, она есть, но у каждого менеджера своя.

Доносим инфу до клиента. Объясняем, что так не работает, нужна единая система и как раз в этом принцип работы CRM. А в ответ: «Менеджеры — профессионалы, у каждого свой подход и методика. Мол, и так работаем». А на вопрос, почему нет продаж — молчок.

Последствия: CRM превращается в Эксель. Очень красивый Эксель, который просто хранит информацию. И все. Клиент не сможет адекватно отследить конверсию, проанализировать каждый этап сделки, проанализировать каналы продаж. Не получится корректно настроить триггеры. Короче, беда.

Как надо:

  1. Сначала нужно внедрить единый процесс продажи — разработать алгоритмы, скрипты и методички. Например, взять за основу процесс работы самого эффективного менеджера
  2. Затем на его основе запустить воронку продаж. Универсальную, чтобы по ней могли работать все продавцы
  3. И уже потом эту воронку внедрить в СРМ-систему. Не наоборот!

Все каналы продаж в OkoCRM

В одном окне чаты в Telegram и WhatsApp, VK и на сайте, почта и другие каналы продаж. Обращения клиентов не теряются.



Как это работает

Ошибка № 3. «Мы на это не подписывались»: работа без интеграций

Ситуация. Заказчик не готов к дополнительным расходам. Он пришел купить CRM и тот факт, что за тариф нужно платить ежемесячно, уже для него удар. А тут еще оказывается, нужно дополнительно платить за телефонию, сервисы рассылок, интеграцию Вотсапа, аналитику и прочие опции. — «Не, так не пойдет, мы на это не подписывались. Давайте, установите нам систему, а дальше мы как-то сами».

Объясняешь, доказываешь, приводишь примеры и демонстрируешь функционал в связке. Но клиенту дорого. Ему нужна система за три копейки, на которой он срубит миллионы. Увы, так не работает. CRM в разы эффективнее, если она интегрирована с инструментами привлечения клиентов. Если их нет — результата не будет.

Последствия: неоправданные ожидания. Большую часть работы менеджер продолжит выполнять вручную. Ускорения и автоматизации процессов не произойдет, концепция «одного окна» не будет воплощена в жизнь. Компания будет использовать жалкие 5% потенциала СРМ-системы и скоро забросит ее совсем.

Как надо:

  1. Сначала изучить все программные решения и инструменты, которые компания использовала до внедрения CRM. Если это можно — незамедлительно подключить их к системе и настроить обмен данными
  2. По мере масштабирования подключить новые сервисы: сайт, аналитику, мессенджеры, соцсети
  3. Полной интеграцию можно считать, когда к СРМ подключены все каналы, по которым приходят клиенты — от телефонии, до Вконтакте. А с ними и маркетинговые инструменты — рассылки, рекламные кабинеты, аналитика

Ошибка № 4. «Давайте сами»: внедрение без участия компании

Ситуация. Есть заказчики, которые полагаются только на консультантов. Мол, ребята, вы берете деньги за внедрение — отрабатывайте. Ты приходишь на предприятие, пытаешься вникнуть в процессы, но понимаешь, что со своей айтишной подготовкой далек от продажи подшипников, процессов в учебном центре или реализации азотных удобрений.

Идешь к заказчику и просишь собрать инициативную группу по внедрению из сотрудников. Или хотя бы одного человека, чтобы был куратором внедрения со стороны компании — отвечал на вопросы, рассказывал о работе офиса, помог описать процессы, больше рассказал о внутренней кухне. Но заказчик тверд как камень: «Ребята, мы тут работу работаем и очень заняты. Давайте сами». Ну, сами и сами.

Последствия: несоответствие реальных процессов электронным. СРМ будет работать, но с косяками. Аудиторы смогут лишь поверхностно изучить бизнес-процессы. А когда систему запустят, начнутся проблемы, регулярные звонки в техподдержку и постоянные просьбы «доработать», «настроить», «сделать, чтобы работало».

Как надо: при внедрении системы обязательно формировать инициативную группу из сотрудников, которые заинтересованы во внедрении СРМ. Как минимум нужен один ответственный куратор. Он будет консультировать аудиторов, рассказывать про бизнес-процессы, первым учиться работать в CRM и дальше обучать сотрудников. Полагаетесь только на консультантов — готовьтесь, что система будет работать «на костылях».

Ошибка № 5. «Нам нужно всё»: слишком много функционала

Ситуация. Есть заказчики, которых не волнует цена. Им нужно все самое лучшее и как можно больше. То же самое и с CRM — подключаем весь функционал сразу, сразу покупаем все интеграции, сразу давайте нам годовой тариф. А лучше 3–годовой. Как будто, если все сразу подключить, то и прибыль пропорционально вырастет.

Ну, окей, хотите — сделаем. А потом начинаем проводить аудит и видим: компании не нужны и половины из заказанных функций. Нет ни одного обращения по Вотсап, но интеграцию за 5000 ₽ в месяц они подключи. У компании есть свой сервер, но куда мы без 100 Гб в облаке. Или нет своего программиста, но «Доступ по API для нас очень важен».

Идешь к боссу, объясняешь, но уже поздно. Бюджет выделен, давайте внедряйте. Не вы, так найдуться другие.

Последствия: несоразмерные расходы и сложности при эксплуатации. Менеджерам не нужно больше возможностей. Им нужно, чтобы «все под рукой и ничего лишнего». А то за обилием функций есть риск потерять основу. Если людям будет сложно работать с системой, она станет формальностью, а не инструментом повышения продаж.

Хорошая аналогия: СРМ сегодня как смартфоны — вбирают все больше функций. Но когда покупаешь телефон, хорошо бы еще и слышать собеседника, а не только снимать фоточки и планировать задачи на неделю. Так и с СРМ. Много функций — не всегда значит хорошо.

Как надо:

  1. Сначала подключать только базовые функции, которые важны для основных бизнес-процессов
  2. По мере получения успешного результата добавлять функционал, поэтапно масштабировать систему на другие отделы и процессы
  3. Осознанно добавлять новые функции и только если есть понимание, как они будут работать на компанию

Управляйте бизнесом в OkoCRM

Клиентская база и сделки, мессенджеры и соцсети, проекты и сотрудники — всё тут. OkoCRM наводит порядок в делах. 7 дней бесплатно.



Узнать больше

Ошибка № 6. «А чё так дорого?»: неадекватная оценка бюджета

Ситуация. Когда заказчик выбирает CRM-систему, то обычно оценивает стоимость по ценам на тарифы. А на этапе внедрения его ждет большой сюрприз: тариф — это стоимость месячного использования какого-то набора функционала. А внедрение всех его хотелок силами команды интеграторов оплачивается по отдельному прайсу. И чем больше хотелок, чем сложнее интеграция, тем дороже.

Мы делаем так: сначала приходим в компанию, делаем поверхностный аудит и короткое предпроектное исследование. И уже по его результатам называем конкретную стоимость внедрения. Обычно обходимся стандартным прайсом. Но если заказчик не хочет обходится типичными решениями, а просит внедрить индивидуальные бизнес-процессы, стоимость растет. А потом слышим: — «А че так дорого? На сайт цена — 1000 ₽!». Объясняем, вводим в курс дела, разжевываем объем работ.

Последствия: увеличение бюджета. Если руководитель хотел уложиться в 3000 ₽, а мы выкатили счет на 20 000 ₽, он огорчается. Мы всегда идем на встречу и корректируем бюджет интеграции, даем инструкции, предлагаем часть функций выполнить самим. Но, увы, чаще это приходит к некорректной работе системы, чем к экономии.

Как надо: адекватно оценивать стоимость внедрения. Часто стоимость тарифа (т.е. использования системы) многократно ниже, чем расходы на внедрение. Чтобы заранее примерно оценить объем расходов, лучше уточнить прайс у представителя компании-интегратора. Возможно, есть смысл вникнуть в вопрос и внедрить систему самостоятельно.

Ошибка № 7. «Какая разница»: неверное понимание сущностей в CRM

Ситуация. Бывает, звонит клиент и говорит: — «Ребята, ваша система не работает — аналитика неадекватная, цифры непонятно откуда беруться». Мы паникуем, высылаем опергруппу техподдержки, вскрываем систему. И видим чудесную картину: сделки ведуться как клиенты, карточки контактов — как сделки. В воронке карточки контактов, а саму воронку вообще никто не ведет.

Идем к заказчику объясняем: — «Друзья, так нельзя. Система не умеет все угадывать за вас. Если вместо карточки сделки заполнять карточку клиента и пытаться ее разм разместить в воронке, то ничего не сработает. Тут четкие алгоритмы, функционал, блокчейн (извините)». А нам в ответ: «Едрид Мадрид, а какая разница? Они ж похожи!».

Последствия: некорректные данные, неадекватная аналитика. Вот в чем дело: в CRM у каждой сущности свой уникальный функционал. Если попытаться подменить одно другим, система не будет работать корректно. Вы не получите правильной аналитики, менеджерам вовремя не придут напоминания, учет продаж покажет случайные цифры, а сама система будет больше напоминать сплошной Error. Толку от CRM — ноль.

Как надо:

  1. Сначала объяснить сотрудникам: что такое сущности, чем отличаются карточки клиентов и сделок, что такое воронка продаж и зачем она нужна в CRM
  2. А уже потом допускать этих дикарей к CRM-системе
  3. В первые несколько месяцев работы контролировать корректность заполнения данных. Стоит даже назначить специального человека, который будет отвечать за корректность работы с СРМ

Ошибка № 8. «И сами разберемся»: работа в CRM без обучения

Ситуация. Есть клиенты, я их называю «сам себе весна» — потому что не хотят прислушиваться и в итоге косячат. Чаще всего это происходит из-за отсутствия обучения перед запуском в систему.

Обычно происходит так: проводим аудит, внедряем CRM, все корректно настраиваем вместе с куратором. За время внедрения куратор получает даже кое-какой опыт по работе в системе. Но на этом все. Как только система запущена, видим неодобрительный взгляд заказчика: «Вы еще здесь? Вам, ребята, пора». Говорим: «Как пора? А сотрудников обучать, делать вводный инструктаж. Кто будет?». Ответ как по шаблону: «Сами разберуться, там ничего сложного». Ну, окей. Хозяин-барин.

Последствия: некорректная работа в системе, длительный срок отладки, ошибки. В итоге весь вводный инструктаж и обучение сотрудников ложится на плечи бедного куратора, который и сам толком ничего не понял. И уж точно не лазил в техническую документацию. Получается так, что менеджеры тратят рабочее время на изучение возможностей системы, хотя могли бы работать. Простые действия кажутся невыполнимыми, а сложные сценарии и настройки так и останутся невостребованными.

Как надо:

  1. Всегда проводить вводный инструктаж и обучение
  2. Обучать персонал постепенно — сначала ключевых сотрудников, потом второстепенных
  3. Использовать видеоинструкции. Благо, OkoCRM сама по себе не перегружена деталями и обучиться работе в ней можно по видео. А иначе бы совсем труба

Внедрение OkoCRM — это не больно

Сложно разбираться? Давайте настроим систему под ваш бизнес. Позвоним, проконсультируем и внедрим CRM. Без боли и страданий.

Ошибка № 9. «Везде и сразу»: резкое масштабирование

Ситуация. Бывает, приходят ребята с деньгами: — «Нам тут на вчера нужна CRM-система». Говорю: — «Окей, все сделаем, умеем работать быстро. Пару дней и отдел продаж подключен. Чем занимаетесь?». А мне в ответ: «Не, ты не понял. Нам мало отдела продаж. Нам и рекламщиков туда, и склад, и кадровиков, и кассу с производственным цехом. А лучше вместе с бухгалтерией».

Берусь за голову и объясняю: — «Ребята, теоретически это возможно. Но ни одна СРМ не объединит это все в одном окне корректно. Даже если мы все это сможем подключить вместе, без костылей (или даже инвалидной коляски) работать не будет». Говорят: — «Плохая у тебя система. Пошли мы в 1С». Больно. Зато сплю по ночам.

Последствия: некорректная работа системы, перегруз информацией. Теоретически объединить все в одной куче можно. Но СРМ превращается в винегрет из функций и информации, только усложняя работу менеджеров. Интеграция всех управленческих процессов перенасыщает систему, превращая ее в слона в посудной лавке: небольшой сбой и все ломается. Цель CRM не собрать все отделы в одном интерфейсе, а помочь отделу продаж продавать больше.

Как надо:

  1. Не пытаться впихнуть невпихуемое
  2. Делать акцент в первую очередь на продажах
  3. Масштабироваться постепенно: сначала отдел продаж, потом маркетинг и техподдержка, затем бухгалтерия и только по мере доступного функционала
  4. Использовать CRM только для профильных задач. Нужен учет склада? Есть 1С и Мой склад

Ошибка № 10. «Сложно и неудобно»: саботаж менеджеров без реакции

Ситуация. Бывает, компания внедрила систему, все вроде бы хорошо. А потом проходит три месяца и пропадают — просто не оплачивают тариф. Звоним узнать, может случилось чего. А руководитель и говорит: — «Вы знаете, менеджерам не понравилось. Говорят, в Экселе было проще и быстрее, а тут все сложно и неудобно. Мы наверное не будем продлевать договор». Мда.

Ну, окей, дело ваше. Типичный мягкотелый директор, которого прогнули ушлые продавцы. Не надо так. Грамотный босс взял бы управление в свои руки быстро заставил бы команду работать как надо. Не пряником, так кнутом. Но так умеют не все.

Последствия: компания остается без СРМ. Менеджерам действительно сложно — вся информация об их работе в миг вскроется. Если кто-то рисует цифры в отчете, просиживает штаны и просто создает видимость работы, CRM — его враг. Система тут же выводит на чистую воду бездельников и показывает реальную аналитику, а не выдумки. Поэтому саботажников лучше сразу отправлять на гауптвахту. Или в увольнение, навсегда.

Как надо:

  1. Заранее готовить сотрудников к нововведениям
  2. Выводить поощрение за корректную работу в системе
  3. Резко пресекать саботаж, не позволяя работать в экселе или иных системах, «более удобных» конкретному сотруднику. Избегать жалости: все, значит все

Коротко: каких ошибок внедрения CRM стоит избегать

  1. Не внедряйте СРМ без предварительного аудита. Сначала планируйте, а потом интегрируйте систему. Чтобы интегратору было проще вникнуть в бизнес-процессы, сформируйте инициативную группу из сотрудников. Или хотя бы одного куратора
  2. Не внедряйте СРМ без четко отлаженных бизнес-процессов. Сначала настройте единую систему для продаж, а уже потом объединяйте ее в системе. Не наоборот
  3. Адекватно оценивайте бюджет на внедрение. Не отказывайтесь от интеграций с полезными сервисами, даже если их внедрение выводит бюджет за рамки. Идея CRM в том, чтобы объединить все полезные сервисы в одном окне. И так многократно повысить их эффективность
  4. Не перегружайте систему. не подключайте лишних функций и масштабируйте систему по мере потребности. Просто «чтобы была» не надо
  5. Не игнорируйте обучение сотрудников, даже если интеграторы берут за него деньги. Иначе менеджеру все напутают и система не будет работать корректно
  6. На корню пресекайте саботаж в работе с CRM. Если кому-то «неудобно», «сложно» и «раньше было лучше», пусть идет на рынок труда — там проще и удобнее

Не надо сложно? Надо OkoCRM.

Простая система, которая забирает на себя рутину, помогает поднять выручку и прибыль. Настраивается под ваш бизнес. Летает как ракета.



Узнать больше

Звоните, мы сейчас работаем

отделы продаж под ключ

Систематизируйте работу и увечьте прибыль вашей компании за счет правильно настроенной и внедренной CRM системы, и обучения сотрудников работе в ней!

Станьте собственником прибыльного отдела продаж уже через 2 месяца с помощью проверенных инструментов найма, обучения
и мотивации персонала!

Создадим удобную IT-инфраструктуру вашей компании, отвечающую бизнес-процессам и задачам вашего бизнеса! Разработаем необходимые модули, интеграции и виджеты!

Получите детальный анализ вашей текущей системы продаж и конкретный план усиления её эффективности для масштабирования и роста показателей в компании!

Продлите лицензии ваших аккаунтов amoCRM через компанию REON и получите в подарок набор виджетов для оптимизации работы в CRM системе.

Автоматизируйте торговлю с помощью сервиса «МойСклад». Все что нужно для бизнеса в одной системе: продажи, закупки, склад, финансы, клиенты и поставщики.

Все виджеты созданы по запросу клиентов и решают реальные проблемы отделов продаж!

Готовая связка МИС «IDENT» и amoCRM для систематизации работы отделов продаж, маркетинга и оказания услуг в стоматологиях.

Большинство современных компаний знают про такой инструмент как CRM и примерно понимают, какие задача решает данная система для бизнеса.

Сейчас многие небольшие компании вкладываются в автоматизацию бизнеса уже на уровне стартапа, так как данное решение помогает минимизировать внутренние ресурсы (например, держать меньше сотрудников на обработке потока заказов), и больше зарабатывать, благодаря качественно настроенной аналитике и своевременному выявлению узких мест в бизнес-процессах.

Поэтому убеждение, что CRM — это про большие компании и большие обороты — миф. Система нужна малому, среднему, и даже микробизнесу, если компания не хочет утонуть в конкуренции и закрыться в первый же год после запуска.

    CRM система — это не супер сложный инструмент, но и простым его точно не назовёшь. Чтобы грамотно внедрить CRM систему в компанию, — нужно обладать не только техническими навыками настройки и знаниями в области интеграции CRM с различными сервисами, но и комплексно разбираться в техниках, механиках и процессах продаж.

    Многие собственники думают, что настроить CRM систему — это то же самое, что завести аккаунт в соцсетях, поэтому либо настраивают CRM систему собственными силами, либо делегируют вопрос на маркетолога / РОПа / директора по развитию / программиста, либо обращаются к начинающим фрилансерам /стартапам, которые выполняют настройку за 10-15-20 тысяч рублей. Дёшево, сердито и как правило неэффективно.

    По статистике, 7 из 10 проектов по автоматизации бизнеса заканчиваются провалом и разочарованием предпринимателей в CRM системе. Хотя, конечно же, система тут не при чем.

    Что мы понимаем под провальным внедрением CRM?

    • Работа в отделе продаж так и не стала прозрачной, аналитика из CRM не отражает реальное положение дел в компании;
    • В отделе продаж полный хаос из просроченных сделок, неотвеченных звонков и слитых заявок;
    • Не выстроена системная работа в отделе;
    • CRM не помогает менеджерам быстрее и качественнее вести клиентов, а наоборот тормозит их работу;
    • Менеджеры не работают в системе, либо не умеют этого делать;
    • Компания всё больше зарывается в неправильных процессах;
    • Работа ведется с кучей ошибок, что не приносит никакой пользы от внедрения CRM.

    8 ошибок внедрения CRM, которые допускает
    каждая третья компания при внедрении системы

    1. Нет сформулированных целей на автоматизацию.

    Из-за того, что большинство предпринимателей не знакомо с углубленным функционалом и возможностями CRM системы, то и сформулировать цели на автоматизацию им сложно. Чаще всего запросы звучат примерно так: нам нужно увеличить количество продаж, хотим, чтобы менеджеры больше продавали и чтобы компания больше зарабатывала. Данные формулировки очень размыты… Увеличить количество продаж на сколько? За какой период времени? А точно ли вы знаете, какие показали у вас сейчас, чтобы можно было отследить динамику роста?

    Чтобы говорить о росте и развитии продаж, — сначала нужно закрыть базовые пробелы и потребности компании.

    И CRM система, действительно, закрывает большое количество проблем в отделе:
    — контроль работы сотрудников
    — прозрачная аналитика в отделе продаж
    — автоматическая фиксация заявок со всех рекламных источников
    — автоматическая постановка задач на менеджеров
    — автоматическая отправка уведомлений и сообщений клиентам на необходимых этапах воронки продаж
    — увеличение скорости работы менеджеров и минимизация ошибок
    — сбор, хранение и монетизация клиентской базы
    — запуск процесса повторных продаж
    — оптимизация и эффективное распределение рекламного бюджета
    — увеличение показателей NPS (индекс потребительской лояльности) и LTV (жизненный цикл клиента)

    И, исходя из закрытия всех перечисленных задач внутри компаний, побочный эффект — это рост продаж.

    Поэтому проект по внедрению CRM системы мы всегда начинаем с комплексного предпроектного аудита (ППА), во время которого мы полностью погружаемся в работу и бизнес-процессы компании, формируем и описываем цели компании на автоматизацию, прописываем решение данных целей с помощью функционала CRM и формируем поэтапный план работ над проектом с конкретными датами и результатами.

    Таким образом ожидания наших клиентов до внедрения CRM совпадают с полученными результатами после реализации проекта.

    Содержание предпроектного аудита, который выполняет наша компания

    2. Нет понимания, как правильно должны быть выстроены и разбиты бизнес-процессы внутри компании. CRM система настроена только с технической стороны и не отражает реальную картину продаж в отделе.

    Внедрение CRM — это не только о технологии, но и о людях, которые ее используют, бизнес-процессах внутри компании, подразделениях, инфраструктуре, продукте, каналах коммуникации, точках касаний и тд.

    Техническая настройка CRM в отрыве от внутренней жизни компании — не принесет даже 10% от потенциально возможного результата автоматизации.

    В 30% случаев клиенты обращаются к нам за перенастройкой CRM системы после самостоятельных попыток настройки / фрилансеров / экспертов и тд. И во время аудита их воронки продаж мы видим, что не только у собственников, но даже у многих «экспертов» нет понимания об элементарных принципах и механиках продаж… Они не знают, что такое статусно-конверсионная воронка продаж и какой у неё функционал.

    Поэтому воронки продаж у таких компаний выглядят так:

    Но выделять такие этапы как «без телефона», «недозвон», «перезвонить позже», «клиент думает», а так же делить воронку продаж на различные группы услуг компании («Ноутбуки», «Телефоны», «Часы») — некорректно. Для этого есть поля в карточках сделок, теги и тд! Такая воронка продаж будет бесполезна для сбора и ведения аналитики, да и в целом не будет отражать этапность работы менеджеров с клиентами.

    Воронка продаж — это последовательность действий, которая совершается в процессе продаж. Статусной она называется, потому что помогает контролировать в каком статусе находится потенциальный клиент, а конверсионной — так как помогает отслеживать конверсии перехода клиентов из одного статуса в другой.

    Примеры корректных воронок продаж:

    1) Поэтому сначала нужно выделить основные процессы в отделе продаж (например, это обработка входящих заявок, работа с отложенным спросом, холодный прозвон);
    2) Затем разбить процессы на понятные шаги и создать алгоритм продажи;
    3) Определить, какая информация о клиенте необходима компании и создать для её фиксации поля в карточках сделки / контакта / компании.
    4) Определить, какие поля являются обязательными для заполнения, чтобы без заполнения этой информации менеджер не смог продолжить работу в системе.

    Понятная короткая воронка продаж без мусорных этапов, которая описывает реальные бизнес-процессы внутри компании, равно отсутствие хаоса и неразберихи в CRM системе.

    3. Собственник / ответственный за внедрение CRM не вовлечен в работу над реализацией проекта. Тот, от кого исходит запрос на внедрение CRM, имеет свои ожидания от внедрения. Если он не вовлечен в процесс реализации проекта, то внедренная CRM система будет отражать не его ожидания, а специалиста, который её настраивал.

    В результате система не будет закрывать потребности и цели компании, ради которых её настраивали и внедряли.

    Но такая проблема возникает не только при делегировании внедрения на РОПа / маркетолога / программиста. При обращении к профессиональным интеграторам CRM систем, — собственники зачастую хотят просто заплатить деньги и получить крутой результат на выходе. Но это утопия.

    При отсутствии ответственного уже на этапе старта проекта у интеграторов возникают проблемы. Специалисты не могут получить необходимые доступы, документы, полноценную информацию по внутренним бизнес-процессам компании, техническому заданию и тд. Иногда заказчик не отвечает на вопросы интегратора потому, что ему некогда или он считает, что достаточно того, что он сделал заказ и заплатил, а дальше все пойдет само собой.

    Но работа по внедрению CRM системы — это всегда 50 на 50! 50% — работа компании-интегратора и 50% — работа компании-заказчика. Невозможно реализовать качественный проект, если сам заказчик не будет вовлечен в него. Так как никто лучше, чем собственник и сотрудники компании, не знает, как устроены процессы внутри бизнеса.

    Роль заказчика при внедрении CRM очень важна на первых этапах реализации проекта, когда происходит сбор информации о компании, и во время адаптации сотрудников к работе в новой системе. Если руководство компании само не будет работать в CRM, то в 99% случаев сотрудники компании также не будут работать в новой системе. Собственники должны через свой пример показывать важность эффективность и необходимость системы для развития бизнеса.

    4. Работа в CRM системе не привязана к мотивации сотрудников.

    Это является большой ошибкой, так как если заработная плата менеджера не зависит от качества его работы в CRM, то работа в системе либо будет вестись посредственно, либо не будет вестись вовсе. Что первый, что второй вариант делает внедрение системы бесполезным для компании.

    Наиболее эффективная система мотивации — это та, которая состоит из твердого оклада, мягкого оклада и бонусной части. Твердый оклад выплачивается за выполнение рутинных обязанностей, и корректная работа в CRM системе чаще всего включается именно в него.

    Пример твердой системы мотивации

    5. Выбраны неправильные интеграции.

    Чаще всего собственники / ответственные за внедрение действуют по двум принципам: либо они используют какой-то сервис уже много лет, поэтому не хотят менять его, либо они не разбираются в многообразии похожих сервисов и выбирают самый дешёвый.

    Фрилансеры, в свою очередь, выбирают сервис, который они ранее настраивали, чтобы не мучаться с настройкой других вариантов. И не важно, что этот сервис не подходит компании и не закрывает её потребности.

    В результате интеграции кое-как настроены, но при этом ошибок в работе CRM системы становится больше, а менеджерам работать все сложнее.

    Мы занимаемся внедрением CRM систем с 2017 года, за это время мы реализовали более 275 проектов в различных B2B и B2C нишах. Мы знаем все тонкости функционала различных сервисов, их плюсы и минусы, и в зависимости от потребностей каждой компании подбираем те сервисы, которые помогут закрыть максимум её задач. А если такого сервиса нет, то наш отдел разработки сможет создать персональное решение для 100% закрытия всех потребностей компании.

        6. Нет единой системы обучения сотрудников работе в CRM.

        CRM система может быть технически настроена вполне правильно, но из-за отсутствия комплексного обучения по работе в CRM, — сотрудники компании ведут систему либо некорректно, либо неполноценно. Что опять же делает систему неэффективной для компании.

        Правильное корректное ведение CRM системы — это гарантия успеха после внедрения. Так как корректное ведение клиентов по воронкам продаж, фиксация всех необходимых квалификационных данных о клиенте, тегирование сделок — это уже тот минимум, который поможет компании делать целевые предложения клиентам и продавать больше!

        Наша компания проводит два обучения по работе в CRM системе: отдельно для руководства компании, и отдельно для сотрудников. Во время обучения руководства мы затрагиваем такие темы как аналитика, отчетность, контроль работы менеджеров. Для менеджеров мы освещаем другие аспекты работы в системе: сделки, задачи, воронка продаж, списки и тд.

        После завершения проекта ещё в течение 2-ух месяцев мы сопровождаем компанию: отвечаем на все возникающие вопросы по работе в CRM системе и в случае необходимости проводим дополнительное обучение для закрытия непонятных тем. Нам важно не просто настроить CRM, а научить сотрудников и руководство эффективно работать в ней!

        7. Отсутствуют регламенты работы менеджеров в CRM.

        Если в компании нет четких регламентов работы в CRM, то после внедрения системы — в CRM работают кто во что горазд. Один менеджер называет сделки так, другой эдак, а третий и вовсе не заводит сделки, а работает через контакты. Разгрести этот хаос потом очень сложно.

        Регламенты работы отдела продаж необходимы для экономии времени руководства компании и понимания сотрудниками того, как им нужно выполнять свою работу. Все сотрудники должны вести работу с CRM по единым правилам.

        Если сотрудник обучен технической работе в CRM, но при этом не понимает этапность своей работы в системе, то его работа будет также тормозиться. У менеджеров будет возникать большое количество вопросов и недопониманий, из-за чего количество ошибок будет только расти.

        ВАЖНО: размер регламента не должен превышать более двух листов формата А4. Иначе сотрудникам будет тяжело ориентироваться в документе и регламентами перестанут пользоваться.

        8. Нет стратегии дальнейшего сопровождения и развития компании.

        Компания как живой организм, внутри нее всё постоянно развивается и меняется. Могут меняться бизнес-процессы, количество сотрудников, планы продаж, источники лидов и тд.

        Поэтому работу внутри CRM системы нужно периодически анализировать и улучшать, чтобы CRM система развивалась вместе с компанией. И если на старте у вас получилось настроить удобную CRM, то уже через полгода при отсутствии развития и сопровождения — система будет не так эффективно работать, начнут появляться и накапливаться ошибки, скорость работы менеджеров будет снижаться.

        Советуем вам либо выделить сотрудника, который будет заниматься сопровождением CRM, либо заказать сопровождение системы у компании-интегратора.

        После сдачи проекта по внедрению CRM ещё в течение 2 месяцем наша команда бесплатно сопровождает компанию заказчика, консультирует сотрудников и руководителя по всем возникающим вопросам и вносит необходимые правки в работу системы. После окончания бесплатного периода — компания может продлить услугу по сопровождению, и наш специалист продолжит регулярно анализировать изменения в компании заказчика, внедрять новые решения и улучшать работу CRM, чтобы компания заказчика получала максимум результата от системы.

          Получите пошаговый план внедрения CRM системы

          9 подробных этапов о том, как правильно внедрить CRM систему с первого раза

          Не тратьте время на ошибки, которые уже совершили другие компании. Используйте наш опыт и знания, чтобы сэкономить 5 лет на развитии CRM и получить эффект здесь и сейчас!

          Запишитесь на бесплатную консультацию по внедрению CRM! Консультация станет первым шагом на пути построения прибыльного отдела продаж в вашей компании!

          построение отдела продаж

          Построение прибыльных отделов
          продаж под ключ и комплексное внедрение CRM для бизнеса

          115280, г. Москва,
          ул. Ленинская Слобода, 26с28, офис 306

          344002, г. Ростов-на-Дону,
          ул. Социалистическая 74, офис 203-2

          ИНН 616711005715 ОГРН 318619600073290
          ИП Яновский Алексей Павлович
          © REON

          Понравилась статья? Поделить с друзьями:
        • Ошибки при влюбленности
        • Ошибки при включении компьютера сигналы неисправности
        • Ошибки при вклейке лобового стекла
        • Ошибки при взятии крови на сахар
        • Ошибки при взятии кредита