Ошибки при управлении мотоциклом

Проверь себя — ошибки начинающих мотоциклистов

Почему мотоциклисту не нужно качать мускулы, каким местом тело крепится к мотоциклу и почему не нужно копировать технику езды Валентино Росси. Мы разбираем типичные ошибки начинающих и продолжающих мотоциклистов

Почему мотоциклисту не нужно качать мускулы, каким местом тело крепится к мотоциклу и почему не нужно копировать технику езды Валентино Росси. Мы разбираем типичные ошибки начинающих и продолжающих мотоциклистов, чью мотосудьбу не направила в правильное русло заботливая длань инструктора мотошколы.

content image for: 51512
Источник: Олег Назаров

Этот материал родился не по заказу редакции, а по доброй воле практикующего инструктора одной из подмосковных мотошкол. Ошибки и заблуждения, описанные в этом материале, свойственны не только первосезонникам, но и многим из тех, кто откатал уже не один и не два сезона. Чем дольше ездишь, тем крепче закрепляются в голове моторные навыки, но если они правильные — то это рост опыта, а если неправильные — то это рост вероятности того, что неприятность на дороге все-таки произойдет. А переучиваться, как известно, всегда сложнее, чем учиться с нуля. Более того, пока мы снимали фотоматериал для статьи на учебной площадке, мимо нас проехало около двух десятков типичных подмосковных мотоциклистов, и почти у каждого из них мы наблюдали те или иные ошибки, описанные в этой статье. Рекомендуем прочитать этот текст каждому, наверняка где-то вы сможете узнать себя, а значит, задуматься над исправлением своих собственных ошибок.

Чего общего между управлением мотоциклом и, например, игрой в настольный теннис. И то, и другое это комплекс приобретенных и отработанных до автоматизма базовых навыков, которые позволяют ездить или играть на определенном уровне, который можно совершенствовать и продвигаться вперед в своем умении. Если базовые навыки в теннисе поставлены неправильно, то ваш уровень — кривой теннисный стол во дворе и деревянные ракетки по полтиннику за штуку. Но если в случае настольного тенниса вы сами можете выбирать себе противника и точно знать, что с той стороны стола не последует разящего топ-спина, то с кем нам придется встретиться в дороге и какие сюрпризы нас поджидают за поворотом — неизвестно, а значит, надо быть готовым ко всему. В этом случае неправильно поставленные базовые навыки управления мотоциклом могут очень сильно навредить. База ставится в самом начале мотокарьеры, и если она поставлена неправильно или не поставлена вообще, то вас ждет долгий и болезненный путь обучения на собственном опыте. Между тем, начальные ошибки типичны, они характерны и для новичков, и для самоучек с опытом езды, даже с опытом в несколько сезонов. Рассмотрим наиболее типичные ошибки и, возможно, узнаем себя.

Деревенский рокер

Ошибка первая, пока еще даже не поехали: посадка.

content image for: 51512
Источник: Олег Назаров

Поза «Деревенского рокера» — корпус смещен назад, руки вытянуты.
Точное управление мотоциклом в такой позе невозможно.

И у новичков, и у тех, кто уже ездит и даже не один год, очень часто встречается так называемая посадка «деревенского рокера». Особенно ярко ошибка видна, когда большое тело сидит на маленьком мотоциклике и жалуется, что маловат аппарат и приходится чуть ли не на заднее сиденье садиться. Причина — отсутствие понятия о правильной посадке. В позе деревенского рокера всадник сидит на мотоцикле как на заборе, широко расставив ноги, отодвинув седалище назад, потому что опираться на прямые руки по-другому не получается. Естественно, что опора туловища частично приходится и на руки, которые, кроме удержания тела в продольном положении, должны придерживать его и от поперечных перемещений, ну а самое важное — еще и рулить. Вполне понятно, что руки, занятые поддержкой тела, не смогут рулить эффективно и точно. Теперь садимся правильно.

content image for: 51512
Источник: Олег Назаров

Правильное положение: корпус максимально придвинут к баку, спина прямая, руки расслаблены.

Первое, каким бы маленьким не был «мопед», водитель должен сидеть вплотную к баку, внутренние поверхности бедер должны быть прижаты к бензобаку. Должно быть ощущение присутствия мотоцикла между ног. Для многих это становится неожиданностью, но ноги — это точка крепления мотоциклиста к мотоциклу. Простое упражнение — усидеть на стоящем мотоцикле без рук, когда второй человек его качает и толкает в разные стороны, поможет понять истинную функцию ног.

Это курок, Харли! Его не нужно дергать…

Руки: стоит запомнить одну важную вещь, руль — не поручень, не надо за него держаться, не надо в него упираться, не надо на нем виснуть, все функции поддержания тела на мотоцикле мы уже отдали ногам, пусть они этим занимаются. Руки у нас для того, чтобы решать две задачи: оперировать органами управления на руле и, собственно, рулить (в зависимости от ситуации, по-разному, но смысл один — воздействовать на управляемое колесо). Для этого руки должны просто лежать на руле, локти и плечи расслаблены. Подчеркну, локти полусогнуты, прямых рук быть не должно, прямые руки, это велосипедное наследие, которое нам в данном случае совсем не подходит.

content image for: 51512
Источник: Олег Назаров

Неправильное положение (слева): руки напряжены, ручки зажаты в кулаках, локти и плечи подняты, мышцы напряжены. В такой позе одна рука будет мешать другой, а рулежка корпусом не точна и опасна.

Правильное положение (справа): все мышцы расслаблены, локти опущены, кисти спокойно лежат на ручках. Чем расслабленнее мышцы, тем проще будет управлять мотоциклом.

Частая ошибка: неправильное положение кистей. Запястья должны быть немного прогнуты, чтобы лучевая кость упиралась в трубу руля. Однако правая рука крутит ручку газа, и часто водитель поднимает запястье, чтобы уж точно хватило хода ручки. Хода хватит и так, а вот из неправильного положения правого запястья следуют две нехороших вещи: неконтролируемое открытие газа при разгоне, когда руки придерживают туловище от падения назад, и такое же неконтролируемое открытие газа при работе передним тормозом. Оба явления весьма неприятны и могут привести к падению, следите за руками. С посадкой разобрались, теперь первая вниз и поехали.

content image for: 51512
Источник: Олег Назаров

Неправильное положение (сверху): при вывернутых запястьях запаса хода для полного поворота ручки газа все равно не хватит, а при ускорении можно запросто перегазовать.

Правильное положение (внизу): лучевая кость «упирается» в трубу руля. Хват расслабленный, кисть находится в естественном анатомичном положении.

Не смотрите телевизор!

Маневрируем на небольшой скорости, например, экзаменационная восьмерка (кстати, при грамотном подходе, очень толковое упражнение, из которого можно выжать много полезного). Водитель хочет довернуть мотоцикл в поворот, наклоняет туловище внутрь поворота и… вариант первый — мотоцикл едет совсем не туда, куда надо, а совсем в другую сторону, вариант второй — мотоцикл падает внутрь поворота, касание ногой, расстройство и недоумение.

content image for: 51512
Источник: Олег Назаров

Неправильная поза: попытка доложить мотоцикл внутрь поворота массой тела не увенчается успехом, а вот мотоцикл поедет по совершенно неожиданной и незапланированной траектории.

На закономерный вопрос «а ты зачем так в поворот наклонился?» получаю закономерный ответ «дык MotoGP смотрел, там все так делают». Как там, у классика: «не читайте советских газет перед едой»? Что происходит, когда в повороте мы наклоняемся внутрь: система мотоцикл-водитель равновесна, поэтому, если вы наклоняетесь в одну сторону, то мотоцикл, чтобы сохранить равновесие, наклоняется в другую, и, вполне естественно, ну никак не хочет влезать в поворот.

content image for: 51512
Источник: Олег Назаров

Правильное положение: мотоцикл наклоняется внутрь поворота, корпус остается в вертикальном положении. На малых скоростях гораздо проще перекладывать мотоцикл из виража в вираж и точно контролировать траектории движения. Кроме того, такая техника требует гораздо меньше усилий для управления.

Выход из ситуации прост — поменяйтесь с мотоциклом местами, нужно наклонить мотоцикл внутрь поворота вместо себя.
Простая аксиома — мотоцикл в поворот нужно наклонять.

Еще одна ошибка управления — силовое руление. Кисти вцепляются в руль, напряженные мышцы плечевого пояса и рук создают прочный каркас вокруг руля, и крутить руль приходится туловищем. При таком раскладе точного руления не получится никак. Происходит борьба правой и левой руки, одна рука поворачивает, другая противостоит, первая хочет довернуть руль еще, вторая не дает, и так постоянно, в борьбу включается корпус, и со стороны наблюдается интересная картина, человек на мотоцикле извивается как червяк и движется по причудливой траектории.

Дайте рукам жить спокойно, расслабьте их, опустите плечи, опустите локти, расслабьте кисти. Хорошо прочищает мозг маневрирование с одной правой рукой. Действия руки просты, как валенки, либо руль толкаем от себя ладонью, либо тянем на себя пальцами, жесткой фиксации кисти быть не должно. И еще, работает только рука, сгибаясь в локте, плечи и все туловище в воздействии на руль не участвуют.

Самый простой способ грохнуться

Самые фееричные падения, какие мне приходилось видеть на учебной площадке, происходили из-за ошибок торможения. Часто начинающих наездников интересует больше откручивание ручки газа, нежели правильное торможение после этого откручивания, а зря.

Типичные ошибки: торможение в наклоне, торможение с повернутым рулем, резкое торможение, неправильная оценка состояния дорожного покрытия и погодных условий и, как следствие, неверный выбор способа торможения.

На начальном этапе стоит четко усвоить: мотоцикл тормозит только в вертикальном положении и только с прямым рулем. Trail-braking оставим более продвинутым райдерам. Торможение передним тормозом в наклоне или с повернутым рулем приведет к моментальному сносу переднего колеса, результат — молниеносное падение. Торможение задним тормозом приведет к заносу мотоцикла. Одним словом, в повороте тормозить нельзя!

Резкое нажатие на тормоз приводит к блокировке колеса и потере сцепления с дорогой. Необходимо отрабатывать навык прогрессивного торможения, когда усилие на тормозе возрастает плавно, но быстро. И обратно, если колесо заблокировалось, нельзя резко бросать тормоз, это приведет к потере контроля над мотоциклом, ослаблять давление на тормоз следует также плавно, но быстро.

content image for: 51512
Источник: Олег Назаров

Неправильное положение: в момент торможения спина и ноги расслаблены, вся масса тела, гасящего энергию движения, приходится на руки. В таком положении невозможно надежно контролировать мотоцикл и уж тем более — резко изменять направление движения.

Чтобы грамотно применять тормоза в зависимости от дорожных условий, нужно понять: передний тормоз имеет максимальную эффективность, но не стабилен, то есть при блокировке переднего колеса «уборка» обеспечена, весь его потенциал реализуется при идеальном состоянии дорожного покрытия, когда нет песка, дождя, битума и прочих «приятностей». Задний тормоз наоборот, имеет низкую эффективность, но высокую стабильность, даже при блокировке колеса, вы вполне можете сохранить контроль над мотоциклом. Область его применения — скользкие покрытия. Конечно, максимальное замедление достигается одновременным использованием обоих тормозов, но, в зависимости от покрытия, один основной, другой вспомогательный.

Другая частая ошибка при торможении — «подвешивание» на руль. Вы тормозите, по инерции туловище уходит вперед, вы, упираясь в руль, пытаетесь его поддержать руками. Тут начинается самое интересное: под действием тяжести туловища, руль немного поворачивается, вы пытаетесь скорректировать его положение, но, из-за груза туловища на руках, сделать это точно не получается, поэтому происходит переруливание, вы снова пытаетесь скорректировать руль, но происходит только увеличение амплитуды руления. Это прямой путь к блокировке колеса и падению. При торможении нужно удерживать туловище мышцами спины, держась при этом ногами за бак (вспоминаем, человек крепится к мотоциклу ногами). Очень помогает отработать этот навык торможение с одной рукой передним тормозом, и торможение со скорости вообще без рук — задним.

content image for: 51512
Источник: Олег Назаров

Правильное положение: в вертикальном положении тело удерживают ноги и мышцы спины. Руки расслаблены и заняты тем, чем и должны — управлением мотоциклом. Раскованность рук — залог свободы и точности маневрирования.

Может, лучше вышивать крестиком?

Это не к тому, что я д’Артаньян, а остальным ездить не дано. Я часто интересуюсь, зачем тому или иному человеку мотоцикл. Ответы разные, но часть из них — мишура, та сторона мотожизни, которая «гламур и тётки». А между тем, мотоцикл — это опасно, смертельно опасно, и только осознав это, можно садиться на этот вид транспорта. Подумайте — для девочек, — стоит ли сэлфи в шлеме с накрашенными глазами того, что может случиться с вами на дороге? Для мальчиков — девчонки уже давно перестали вестись на мотоциклы, мотоциклы есть у всех, может, как-то по-другому решать свои личные проблемы? Цена-то высока. Сходите в мотошколу, просто покататься, понять, а надо ли вам оно.

content image for: 51512
Источник: Олег Назаров

На фото — мотоциклист, проезжавший мимо площадки мотошколы. Снятый совершенно случайно, этот персонаж наглядно демонстрирует почти половину ошибок, описанных выше. Запястья вывернуты вверх, локти задраны, плечи напряжены. При этом, ноги расслаблены, а колени болтаются — имеем классический «вис на руле».
Ну и полное пренебрежение даже минимальными средствами защиты от «асфальтовой болезни», пусть это и 50-кубовый мокик, и тихий подмосковный город.

Частая фраза в мотошколе: «да мне только сдать экзамен, права получить, а я там дальше сам по гаражам ездить научусь». Не научитесь. Бесценное свойство мотошколы — это то, что за вами и вашими ошибками смотрят, и как только они появляются, их корректируют. Более того, экзамен практически ничего общего с реальным вождением не имеет, и навыков правильного управления мотоциклом подготовка к экзамену даст минимум. И помните: учимся мы все ради того Одного Раза, когда правильные навыки управления мотоциклом спасут жизнь, а может, и не одну.

Если, прочтя эти строки, хотя бы один человек отложит покупку какой-нибудь ненужной фигни и потратит эти деньги на продвинутый курс в хорошей мотошколе, я буду рад этому даже больше, чем гонорару за эту статью.

Все мы когда-то садились на мотоцикл в первый раз. Все допускали ошибки, и извлекали из них уроки вождения. Райдер класса «новичок» – это человек еще только «набивающий» автоматизм в управлении мотоциклом. Постановка базовых навыков, которую обычно делают в мотошколе, должна быть четкой: как тормозить, как держать руки и как вообще правильно сидеть на мотоцикле. Если при первичном обучении ученик (или самоучка, что бывает очень часто) – привык что-либо делать неправильно, или неэффективно, он продолжит это делать и дальше, независимо от того, сколько километров «намотал».

As65C2fs0IPNm4xxBa4Mh2cwN5t3yU.jpg

Среди самых распространенных ошибок водителя мотоцикла есть пять основных, которые допускали все без исключения новички, но не все смогли избавиться от них в дальнейшем. Разберем, в чем они состоят, и как их избегать. Одна из первых ошибок (кстати, на фото) – это вставать с мотоцикла не с той стороны, где подножка, рискуя обжечься об выхлопную или завалить мот. Она не вошла в список, потому, что слишком банальна.

1 Смотреть не туда

Эта ошибка вмещает в себе два аспекта: первый – смотреть не туда, куда ты собираешься ехать, а туда, куда едешь в данный момент, почти под переднее колесо.

Второй – отвлекаться по ходу вождения на «поиски» под коленом лапки переключения передач, тормоза, на рассматривание приборки или чего-то на своей одежде. Избегать второго аспекта – учат в авто-мото школе, но разберем и его.

Взгляд водителя всегда должен охватывать дорожную ситуацию. Даже когда переводишь его с разметки – на знаки, на светофор, или пешехода – в боковое зрение всегда попадает большая часть происходящего вокруг. Глядя вниз, увидишь только 20% от окружающего. Если мотоцикл в это время в движении – не заметишь стоп-сигналы, или маневры впереди. Стоя на светофоре – не увидишь, как загорелся зеленый и тебе может «прилететь» в спину. «Изучать» мот лучше на стоянке.

Смотреть под колеса – значит, неминуемо «приехать» в яму, столб, или бампер машины, в которые «уперся» взглядом. Мозг всегда прокладывает маршрут движения и «поворачивает» руки туда, куда направлен взгляд. Это природный механизм, который можно обмануть только сознательно. Смотреть нужно туда, где хочешь оказаться: на выход из поворота, на пустое место, в которое надо «проскочить», на 20–50 метров впереди, не меньше. Тогда успеваешь просчитать траекторию и «вруливаешь» куда надо.

2 Ехать быстрее, чем умеешь

Основная проблема новичка! Она тесно связана с первой и третьей ошибкой: когда кажется, что впереди – достаточно свободного пространства и можно ускориться. В сочетании с «неправильным» взглядом под колеса, отсутствием навыка контрруления и торможения (которые должны привить в правильной мотошколе), это приводит к изматывающему, некомфортному, «дерганому» вождению в режиме «старт-стоп», которое со стороны смотрится комично, а самого мотоциклиста дезориентирует и раздражает. Долго та не проездишь – в конце концов наступит «здравствуй, бампер» (в лучшем случае).

Избавиться от ошибки поможет отработка перечисленных навыков: упражнения на резкий объезд препятствия, на сокращение тормозного пути, и, как ни странно – медленная езда (со скоростью пешехода). В дороге нужно всегда возвращать взгляд вперед, не «прилипая» им к объектам. И учиться дозировать «газ» так, чтобы практически не нужно было пользоваться тормозом – учиться «подкатываться» на плавном сбросе газа к нужной точке (стоп-линии светофора, и т. п.).

3 Пользоваться только задним тормозом как основным

Эффективность заднего тормоза – всего 40%. На скользкой дороге этот показатель уменьшается. Пятно контакта двух тормозящих колес – больше, чем одного, соответственно – больше эффективность. Какие еще аргументы приводить? Передний тормоз важен. Его тоже можно использовать для притормаживания, просто не нужно его «давить». Понять, где он «берет» – поможет отработка на пустой парковке.

4 «Работать» ногами

Выставлять ноги до того, как мотоцикл полностью остановится, «шоркать» ими по асфальту при медленной езде, «придерживать» мотоцикл с одной стороны, пока разворачиваешься с заглушенным двигателем, или стартовать с места до того, как «подберешь шасси» – самые детские фейлы, свойственные мотоциклистам, не научившимся держать равновесие. Для ног – это очень травмоопасно (даже если мотоботы качественные), а для имиджа – уничтожающе губительно. Перебирая ногами, как на детском беговеле, большой дядька смотрится комично, но зацепившись носком – рискует потерять равновесие и уронить мотоцикл набок, на ногу. Тогда будет не смешно.

Избавиться от ошибки поможет только целенаправленная отработка баланса и навыка медленной езды. На площадке. Проезды делать начиная со скорости 30 км/ч, затем 25, 20 … и далее, до самой минимальной, на которой учиться ехать как можно дольше.

5 Наклонять себя, а не мотоцикл

В поворот нормально можно войти только пользуясь комбинированной техникой – одновременно поворачивая руль и наклоняя мотоцикл. Иначе – если пользоваться только рулем, мотоцикл будет пытаться завалиться в противоположную сторону, а если наклонять его, не трогая руль – он начнет «рыскать», подруливать, стремясь «ввалиться» в поворот. На высокой скорости это очень опасно: пытаясь «выловить» мотоцикл, можно не успеть, и въехать во «встречку», или вылететь на обочину.

На малой скорости – это очень комично смотрится: байк постепенно «подныривает» в поворот, как будто водитель боится его наклона (так и есть). Неуверенные мотоциклисты – боятся наклонять мот, думая, что могут сделать это слишком сильно, и вместо изменения общего угла наклона – свешивают свою пятую точку с сиденья, или выставляя плечо – внутрь поворота.

Если вы видите на дороге такого «опасливого» райдера – не любителя поворотов – знайте: у него не отработано обычное школьное упражнение «восьмерка».

6 Пренебрегать мотоэкипировкой

Между поклонниками фулл-экипа и фанатами «свободной езды» постоянно происходят холивары на тему: «достаточно ли для езды шлема и перчаток» (благо, с необходимостью надевать шлем – адекватные райдеры уже не спорят).

IMG_1225.JPG

Новичок – это мотоциклист, совершающий свои первые ошибки. Чтобы они не стали фатальными, нужно защититься эффективно. На мотоцикле, кроме падения, можно (внезапно!) простудиться без подшлемника, обгореть катаясь в одной рубашке, получить тепловой удар, катаясь в «металлюжном» кожаном прикиде без вентиляции.

Самые распространенные травмы при падении на малой скорости – это ушибы (синяки) и ссадины: когда «заканчиваются» гражданская куртка, или штаны – тереться об асфальт начинает человеческая кожа. Даже несерьезная ссадина полностью заживает около двух недель (если в рану не попадет инфекция). А хорошие мотокуртка и мотоштаны – имеют слайдеры, защиту и сопротивляются протиранию дольше, чем потребуется телу райдера, чтоб остановиться скользя отдельно от мотоцикла.

Да, мотоцикл – такой же полноправный участник дорожного движения, поэтому может занимать всю полосу по ширине. Но идя вплотную за бампером впереди идущей машины – не успеешь среагировать на яму или неровность (которые автомобилисты предпочитают пропускать между колесами посередине). Кроме этого – мотоцикл становится незаметен для «шашечников» и они могут перестроиться «в него» при обгоне машины, за которой видят «пустое место».

Самый безопасный вариант – ехать в колее левого колеса впередиидущего авто, либо ближе к левому краю своей полосы. Так видно полосу вперед, мотоцикл видно другим участникам движения. И есть место для экстренного «ухода» вправо.

Вместо итога

Все перечисленное – далеко не самые безобидные ошибки, как может показаться. Чем плотнее движение вокруг и выше будет скорость, на которой новичок допустит одну или несколько подобных ситуаций – тем вероятнее потеряет контроль над мотоциклом. Последствием потери контроля – всегда будет аварийная ситуация. От этих, и других ошибок новичка – один рецепт: катайтесь больше, катайтесь с умом и на площадке! Берите любой курс подготовки мотоциклиста, и повторяйте упражнения до указанного результата!

Учиться контролировать мотоцикл, управлять им, делать его послушным – можно только целенаправленно. Ставить себе задачу и отрабатывать упражнения. Делать это нужно на небольшой площадке, где тренировкам не помешает другой транспорт. Лучше всего, конечно, выбрать хорошего мотоинструктора из мотошколы. Лучше всего научиться контролю над мотоциклом помогут тренировки по мотоджимхане. Не знаете, что такое мотоджимхана? – читайте о ней в нашем блоге!

Вот оно, свершилось – ты обладатель мотоцикла. Твоя мечта практически осуществилась (ведь мало его просто купить). Осталось только не разочароваться и закрыть сезон целым, невредимым, непотресканным! Даже бывалые делают ошибки или на фарсе опыта забывают, что опасность никуда не делась. Какие ошибки допускают новички, да и не только они?

  • Выбрать неподходящий мотоцикл и экипировку
  • Ехать быстрее, чем можете реагировать на ситуацию
  • Не представлять дорожную ситуацию целиком
  • Думать, что вас все видят/слышат и помнят про мотоциклистов
  • Не учитывать погоду и световой день

Выбрать неподходящий мотоцикл и экипировку

Об этом было много сказано в статьях:

Поэтому просто подытожим, что каким бы сильным не было бы желание прыгнуть с места в карьер, здравый смысл обязан присутствовать при покупке мотоцикла и экипировки. Начинать лучше постепенно, чтобы не разочароваться самому и не покалечить кого-либо.

Ехать быстрее, чем можете реагировать на ситуацию

Опыт — от части мышечная память, когда вы не заставляете себя работать сцеплением каждый раз, а уже делаете все необходимое на автомате, когда не смотрите под ноги «где там лапка переключения скоростей». Моторика рук, ног, положение тела не появятся просто так из воздуха после просмотра пары блогов известных мотоциклистов. Наработка имеет серьезный вес. Сколько историй о пилотах, которые мчались на максимум и просто не успели среагировать? Ответ прост: слишком много.

Когда вы начинающий мотоциклист, не нужно гнаться за призраком оперы. Пусть кто-то будет говорить, что можно ехать быстрее или маневрировать смелее. Можно, конечно, но только если опыт позволяет. Начинающие мотоциклисты спешат подняться на планку бывалых мастеров или хотя бы поскорее выйти за черту «первосезонник», но не всегда объективно оценивают свои навыки.

Не представлять дорожную ситуацию целиком

Во-первых, хватит смотреть под колесо и только прямо. Начинающим всегда страшно, но с этим придется бороться. Мотоциклист обязан следить за дорогой даже тщательнее автомобилиста, потому что у нас с вами нет каркаса безопасности, нас не придержит в седле ремень и из руля не выпрыгнет подушка безопасности.

Во-вторых, если вы не представляете картинку дорожного движения целиком, то как минимум не будете ждать перестроения или поворота окружающего транспорта, молчу уже о пешеходах. Вы можете возразить:

— Я же не могу знать наизусть карты дорог всего города, а если я в незнакомом месте окажусь?

Не обязательно знать каждую подворотню, достаточно понимать принцип движения на вашем участке и примерный план развития событий впереди, что читается по разметке и знакам. Начинающие мотоциклисты порой концентрируются только на своей полосе, даже не предполагая, что опасность может прилететь с другой стороны. Или начинают судорожно перестраиваться, когда понимают, что их поворот с другой полосы.

А что до других городов…. карту лучше посмотреть перед выездом, хотя бы по основным улицам и проспектам, чтобы не попасть в глупую историю. А если у вас есть знакомые водители, то почему бы не пообщаться с ними? Неужели вашему товарищу будет сложно предупредить вас об опасном перекрестке или повороте, который легко пропустить?

Думать, что вас все видят/слышат и помнят про мотоциклистов

Друг, у меня для тебя плохие новости. Если ты купил байк и считаешь, что теперь весь город будет говорить только про твою «Альфу» и весь инстаграм будет завален твоими фотографиями, то так скорее всего произойдет только в двух случаях:

А) Ты очень плохо ездишь и еще хуже паркуешься

Б) Тебя все-таки догнал бампер соседской машины

Правда в том, что всегда есть автомобилист, которому нужно ответить на звонок, написать сообщение, поиграть в «денди» или ты находишься в его слепой зоне, поэтому возвращаясь к предыдущему пункту: за ситуацией следить тебе в первую очередь! Опрометчиво считать, что тебя слышат и уступают из-за прямотока или видят просто потому, что у тебя красивая куртка Icon.

Не учитывать погоду и световой день

Не в каждой автошколе/мотошколе предупредят об изменениях дороги от температуры или зависимость видимости от времени суток, которые не касаются правил ПДД. Одно дело, когда вы попали в хорошие руки надежного инструктора, а совсем другое, когда вас даже не предупреждали, что можно возить дополнительный визор или какая экипировка лучше подойдет летом.

Не везде расскажут о езде ночью или в дождь, не всегда объясняют про аквапланирование или воблинг. В больших городах есть достойные мотошколы, а что делать людям в маленьких, где учебным транспортом до сих пор числится «Минск»? Вот и получается, что мотоциклисты, обученные лишь на половину, не учитывают в своих маршрутах перемену погоды, особенно в начале или конце сезона.

Так уж сложилось, что мотоциклы для большинства владельцев этих транспортных средств являются гораздо большим, нежели обычным средством передвижения. Наряду с романтикой и ощущением драйва мотоцикл несет в себе куда больше опасности, чем машина. В частности, такие неурядицы, как дождь, ветер либо некачественное дорожное покрытие доставят мотоциклисту гораздо больший дискомфорт, нежели автовладельцу.

Приобретая двухколесное транспортное средство, важно понимать, к каким последствиям может привести халатное отношение к несоблюдению элементарных правил безопасного вождения и эксплуатации мотоцикла в целом. Чтобы определиться с выбором шлема и мотоэкипировки, следует заведомо пообщаться на форумах с опытными байкерами. Кстати, для получения опыта и расширения круга знакомств можно вступить в мотоклуб, где новичку всегда помогут словом и делом.

Не секрет, что порядка 85% аварий для мотоциклистов заканчиваются смертью либо инвалидностью. Такое положение вещей обусловлено отсутствием у «железного коня» закрытого защищенного кузова, ремней и подушек безопасности. По сути, даже несущественное падение с мотоцикла может стать причиной перелома либо ожога (если открытый участок тела коснулся выхлопной трубы либо цилиндра).

Главной причиной аварий, как у мотоциклистов, так и автомобилистов, был и остается вездесущий человеческий фактор. И если недисциплинированность и халатность по отношению к ПДД и другим участникам дорожного движения автовладельцу еще может сойти с рук, то байкеру в таком случае ой как не поздоровится. В частности, в плотном городском потоке мотоцикл часто находится в «мертвой зоне» у водителей машин, поэтому они при перестроении мотоциклы порой просто не замечают. Если байкер вовремя не притормозит, он рискует быть сбитым.

Главной ошибкой новичков за рулем является необдуманное и неконтролируемое ускорение. К сожалению, отсутствие навыков управления мотоциклом не мешает новичкам приобретать мощные аппараты, которые мгновенно реагируют на изменение положения ручки газа. Результатом резкого ускорения может запросто стать потеря контроля над мотоциклом и, соответственно, авария. Не менее распространенной ошибкой, которую допускают даже профессиональные мотоциклисты, является неправильно выбранная траектория вхождения в поворот. Так, если переусердствовать с крутящим моментом на выходе из виража, можно запросто слететь в кювет либо на обочину.

Хорошая автомобильная подвеска способна сгладить для пассажиров авто даже существенные дорожные неровности. Мотоциклист же, в свою очередь, обязан пристально следить за дорожным полотном, анализируя каждый поворот руля. Движение по неизвестной дороге с некачественным дорожным покрытием может стать настоящей пыткой. Истинное же удовольствие от езды на мотоцикле можно получить только в том случае, когда байкер знает обо всех опасностях, подстерегающих его на пути.

Популяризация двухколесного транспорта на сегодняшний день обусловлена насыщением рынка китайской продукцией и дешевизной ее эксплуатации. В связи с этим практически все слои населения, так или иначе, на летний сезон пересаживаются на мотоциклы и мопеды, поэтому на дороге в этот период следует быть гораздо бдительнее и осторожнее.

«Многие молодые водители литровых спортбайков умеют лишь разгоняться на прямой. Они не способны остановить мотоцикл в указанной точке. Не знают, как безопасно поворачивать. Цепляются за руль, а не используют его как орган управления», — говорят эти ребята. При этом они убеждены: на спортбайках можно ездить быстро и безопасно. Они учат тому, чего не дают традиционные мотошколы. Сегодня мотоинструкторы рассказали о десяти типичных ошибках мотоциклистов.

Новички, не гонитесь за большой кубатурой! «У меня есть Triumph Rocket III Roadster, — начал с небольшого предисловия и очевидного совета организатор движения Motohelp Дмитрий Бельский. — Это 500-килограммовый байк с двигателем объемом 2,3 литра. Выкручиваешь ручку на полмиллиметра — едет, на миллиметр — летит, больше — и он превращается в злую ракету. Поставить этот тяжеленный мотоцикл на заднее колесо — проще простого. Таким байком может управлять только профессионал, даже я не всегда с ним „дружу“. Вот для новичков в такую злую ракету превращается литровый спортбайк.

Молодые ребята почему-то считают, что меньший объем — это мало и не круто. Они садятся за руль „литровика“ и занимаются самообучением. Получают ложное представление о себе и умениях, формируют ошибки и закрепляют за первый сезон неправильные действия. Часто к нам приезжают парни на мощных мотоциклах, отъездившие не один сезон и считающие, что все умеют. На поверку же оказывается, все наоборот: они многое делают неверно.

Лучше всего учиться ездить на мотоцикле с кубатурой от 125 до 250 см³. Потом, в начале практики, пересесть на прокатный байк с двигателем объемом до 600 см³. За это время закрепить навыки, получить общее понятие, уяснить дорожную стратегию, влиться в трафик, научиться взаимодействовать с другими участниками дорожного движения. И только потом можно выбирать свое — пересаживаться на эндуро, турист, дорожник, спортбайк, если уж так хотите».

В этот момент на площадку, где проходят практические занятия, заехали двое парней на спортбайках. «Это тоже мои ученики. Они сравнительно недавно пересели на литровые байки, почувствовав себя уверенно, — приветственно махнув ребятам рукой, продолжает Дмитрий. — У обоих, что характерно, мотоциклы с V-образным двигателем, то есть без трудно предсказуемых для новичка рывков во время разгона».

Не забывайте про экипировку, но и не рассчитывайте на нее на 100%! Хороший шлем, наколенники, налокотники, «черепашка» смягчают падение, предотвращают ссадины и царапины, но не могут уберечь от критических травм. «Хорошая экипировка поможет в случае ДТП на 40%, — убеждены мотоинструкторы. — Это много, но не все. Большинство считают, что надевая фирменный шлем, они словно покупают вторую жизнь, а это не так».

Не цепляйтесь за руль! Одна из типичных ошибок новичков, по словам парней из Motohelp, — это неправильное использование руля. «Запомните, руль — орган управления, за него цепляться не надо, — призывают бывалые мотоциклисты. — Ведь между человеком и мотоциклом есть основная точка соприкосновения — водитель на ней, собственно, сидит, зажимая бак ногами. А если пытаться удержать руль, например, при возникновении дестабилизирующих факторов (неровности, колейность и др.), то он войдет в резонанс и вибрация передастся на весь мотоцикл. Тут уже все мысли не об управлении, а о том, как удержаться. Не цепляйтесь за руль — он „найдет“ свое место благодаря гироскопическим силам. При слишком напряженном управлении можно сделать только хуже, что приведет к падению».

Кстати, на первых занятиях в мотошколе учат этому простому правилу: свободной посадке, как воспринимать руль и почему нужно полагаться на гироскопические силы.

Не выезжайте на дороги общего пользования, не научившись тормозить! «Приходят ребята, откатавшие 5—6 сезонов. Мы им предлагаем выполнить простое упражнение — затормозить в определенной точке, — выставляет оранжевый конус Дмитрий Бельский. — Так вот, за все время с этим простым на первый взгляд упражнением справился только один человек. Представьте себе: люди, которые не знают, где смогут остановить мотоцикл, передвигаются по дорогам на огромных скоростях. Некоторые не знают элементарных истин: что задний тормоз — вспомогательный, а передний — основной. Задний помогает выровнять, центрировать мотоцикл и плавно, без рывка загрузить вилку при торможении. Распространенная ошибка — резкое и паническое торможение только передним тормозом в стрессовой ситуации. Это может привести к падению. Что происходит? Рывком загружается вилка, что пугает байкера и встряхивает его, инерция толкает мотоцикл вперед, переднее колесо блокируется, а это, считай, уже падение (ведь мотоцикл устойчив благодаря гироскопическим силам, которые возникают во время вращения колеса). Получилось, что тормозное усилие превысило то усилие, которое может выдержать резина, и ее срывает — колесо блокируется, или, как говорят, входит в юз».

Огромное количество попутных столкновений, по словам мотоинструктора, происходит именно по этой причине — мотоциклисты не могут найти правильный баланс при использовании переднего и заднего тормоза.

Не работайте резко со сцеплением и не газуйте на старте! Несколько лет назад на перекрестке пр. Независимости и ул. Калиновского встал на дыбы и упал мотоцикл. Пострадал пассажир. «Детская ошибка. Очень часто слишком резкая подача газа приводит к подобным падениям, — убеждены наши собеседники. — На заднее колесо подается огромное усилие, передняя часть мотоцикла поднимается, и переднее колесо уже не касается асфальта, руль свободно болтается и уже не участвует в управлении. Тот самый случай, когда мотоцикл управляет тобой, а не ты им».

Не умея, не тормозите при повороте! На учебной площадке курсантам рассказывают о еще одной типичной для многих мотоциклистов ошибке: «При повороте водители начинают тормозить, но делают это неумело. Из-за наклона мотоцикла пятно контакта колеса и асфальта меньше, в свою очередь снижается и необходимое усилие для блокировки колеса. Как итог — даже при не очень сильном нажатии на тормоз колесо блокируется, отключаются гироскопические силы, так как нет вращения колеса. А поскольку мотоцикл наклонен, это означает моментальное падение. Что нужно делать? Притормозить перед поворотом, а проходя его апекс (ближайшая точка к внутреннему краю дороги), плавно добавлять газ, загружая тем самым заднее колесо, у которого пятно контакта больше из-за размеров, и одновременно наращивать гироскопические силы, которые впоследствии выровняют мотоцикл. Вообще-то тормозить в повороте можно, но это могут делать только профессионалы, которые умело дозируют тормозное усилие».

Не смотрите на препятствие! Почему мотоциклисты нередко сбивают пешеходов? Как вообще могут сойтись в относительно большом дорожном пространстве два таких небольших объекта? У мотоинструкторов есть ответы и на эти вопросы. Все объясняется просто: неопытный мотоциклист при резком обнаружении объекта впереди в панике машинально смотрит прямо на препятствие, а нужно представлять траекторию, по которой он собирается это самое препятствие объезжать.

Не кладите байк! Интуитивные действия водителя мотоцикла, когда столкновение неизбежно и он это понимает, — положить байк. «Это грубая ошибка! — замечает Дмитрий Бельский. — Тяжелый мотоцикл при падении скользит по асфальту быстрее водителя, а пилот врезается в свой же байк и получает травмы по собственной глупости. Когда ДТП не избежать, лучше уж тормозите до конца, используя каждый сантиметр, чтобы погасить скорость до минимума. Мотоцикл эффективнее замедляется торможением, а не скольжением пластика по асфальту. Перед самим столкновением приподнимитесь, чтобы перелететь через препятствие. Звучит, возможно, рискованно, но шансы выжить в этих обстоятельствах существенно выше».

Не превышайте перед «глухими» поворотами! «Если вы уже рискуете и несетесь на спортбайках, то хотя бы перед „слепыми“ поворотами сбрасывайте газ, — призывают мотоинструкторы. — Ведь как, вероятно, было в случае с аварией на перекрестке Независимости — Макаенка? Водитель автомобиля ВАЗ, скорее всего, вообще не видел мотоциклиста. Бьюсь об заклад, парень на Honda двигался ближе к правому краю проезжей части. А надо было ехать возле двойной сплошной линии разметки, чтобы угол для выезжающего со второстепенной дороги был больше и он мог раньше вас заметить. Второй совет — при приближении к такому перекрестку моргните пару раз дальним светом фар, это привлечет внимание встречных. То есть сделайте себя максимально заметным. Это в целом вопрос дорожной стратегии: думайте не только о маршруте, но и об одежде тоже. Например, у меня несколько мотоциклов. Если я сажусь на Harley Davidson, то надеваю кожаные жилет и брюки, это парадный костюм. На спортбайке вы меня увидите в салатовом световозвращающем жилете и белом шлеме».

Не научившись ездить медленно, не ездите быстро! В конце занятия Дмитрий показывает курсантам бонус, предупреждая, что все из них будут выполнять упражнение, получившее оригинальное название «дю солей». «Это вывешивание корпуса здорово поможет при сдаче практического экзамена в ГАИ — на площадке при выполнении „восьмерки“. Если нужно повернуть налево, вывешиваешь корпус вправо и эффектно выполняешь упражнение. Главная „фишка“ в том, что упражнение выполняется на очень медленной скорости. Не нужно ездить быстро, чтобы показать мастерство», — подытоживает организатор движения Motohelp.

Разумеется, в одной публикации невозможно описать все нюансы управления мотоциклом, предупредить все возможные ошибки и тактические промахи. Этим должны заниматься профессионалы. Но то, что такой социальный проект появился, — уже хорошо. Мотоинструкторы уверены: предотвратить трагедии можно обучив разумному отношению к мотоциклу.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки при установке натяжных потолков
  • Ошибки при установке газовой пружины
  • Ошибки при управлении квадрокоптером
  • Ошибки при установке sql server 2014
  • Ошибки при установке межкомнатных дверей своими руками