Всего найдено: 29
«Паскуда» — общего рода, «сволочь» — женского. «Судья» и «коллега» — общего рода, «модель» и «звезда» — женского, и фразы вроде «Модель Сергей прошлась по подиуму» выглядят нелепо и смешно. Вопрос: кто, как и исходя из чего решает, какие слова «достойны» быть общего рода, а какие — нет? По-моему, в этом деле много недочётов, мягко говоря!
Ответ справочной службы русского языка
«Решает», какого рода то или иное слово, язык. Грамматические свойства слов формируются в языке естественным путем, лингвисты фиксируют сложившиеся нормы и могут с помощью кодификации (фиксации в нормативных источниках) немного направлять этот процесс, но только в рамках возможностей, которые дает нам язык. Мы можем сказать моя коллега, но сочетание красивый модель невозможно. Язык сделал выбор.
Здравствуйте, скажите, пожалуйста, слово «бедняга» какого рода: мужского или общего (также как и злюка, плакса, жадина) ?
Ответ справочной службы русского языка
Вы правы, это слово общего рода. К какому роду относится слово, можно проверить, например, по академическому орфографическому словарю. Для слов общего рода там дается помета м. и ж.
Здравствуйте! Равноправны ли варианты «два сына» и «двое сыновей»? Мой преподаватель утверждает, что только «двое сыновей» является литературной нормой и ссылается на ваш сайт (http://new.gramota.ru/spravka/letters/61-rubric-92), а именно на следующее: «1) в сочетании с существительными мужского и общего рода, называющими лиц: пятеро друзей, встретил пятерых друзей; на улице стояло семеро зевак. В подобных конструкциях допускается также использование количественных числительных: пять друзей, пяти друзей; семь зевак;» Делая упор на слово «допускается», она не принимает вариант «два сына» как норму, а только как допустимый разговорный вариант. Справедлива ли такая трактовка?
Ответ справочной службы русского языка
Два сына не разговорный, а стилистически нейтральный вариант. Он не является ошибочным.
Добрый день! Сколько родов в русском языке?
Ответ справочной службы русского языка
Грамматических родов — три, плюс к этому существуют слова «общего рода«.
Добрый день. Редактировала текст, попалась фраза «Памятник Хворостовскому в Красноярске установили возле Института искусств, где училась звезда мировой оперной сцены». Звезда, конечно, женского рода, но ведь Хворостовский мужчина! Корректна ли такая фраза?
Ответ справочной службы русского языка
Поскольку звезда не входит в число существительных общего рода, определение в любом случае согласуется с ним по грамматическому принципу (то есть используется в форме женского рода). Предложение составлено верно.
Добрый день! Дочь в 6 классе на русском языке проходила склонение числительных. В домашнем задании она написала: «По дороге в лицей я встретил ДВОИХ мужчин и двух женщин» и «Я дружу с ТРОИМИ мальчиками и тремя девочками». Однако учительница исправила на «…ДВУХ мужчин…» и «…ТРЕМЯ мальчиками». Права ли она? Я считаю, что нет и дочь написала правильно. Но, может быть, это я не помню данного правила?
Ответ справочной службы русского языка
Ошибки не было.
Собирательные числительные используются в сочетании с существительными мужского и общего рода, называющими лиц: пятеро друзей, встретил пятерых друзей; на улице стояло семеро зевак. В подобных конструкциях допускается также использование количественных числительных: пять друзей, пяти друзей; семь зевак.
Здравствуйте. Могли бы вы объяснить, каким образом в категории рода согласуются слова в данном предложени и какой вариант правильный? «Мой психиатр (похож/похожа) на героиню фильма.» По идее имя прилагательное должно согласовываться с существительным общего рода и иметь в данном случае форму мужского. Но почему-то я не уверена: несколько режет слух сочетание «мой психиатр похож на героиню». Заранее благодарю вас.
Ответ справочной службы русского языка
Речь идет о женщине-психиатре, верно? Тогда предпочтительно: мой психиатр похожа…
Здравствуйте. Корректно сказать «одна из лидеров», «одна из глав», «одна из председателей»? «Об этом рассказала одна из лидеров Всероссийского движения валютных заемщиков Галина…»
Ответ справочной службы русского языка
Верно: один из лидеров, один из председателей, но: одна из глав, так как слово глава общего рода.
Верно: Об этом рассказал один из лидеров Всероссийского движения валютных заемщиков Галина…
Подробнее читайте в «Письмовнике».
Здравствуйте!Можно ли про парней сказать:«Он такой умница»
Ответ справочной службы русского языка
Можно. Умница – слово общего рода, т. е. оно может употребляться и как существительное мужского рода, и как существительное женского рода: он такой умница и она такая умница.
Какого рода слово плакса?
Ответ справочной службы русского языка
Это слово общего рода (т. е. согласуется и в мужском, и в женском роде).
Уважаемая «Грамота»! Помогите, пожалуйста, разобраться с таким вопросом: в русском языке есть морфологическое понятие «общего рода«, допустимо ли употреблять термин «двойной род» как синоним этого понятия? (Например, «кофе» двойного рода»?)
Ответ справочной службы русского языка
Сочетание «двойной род» нетерминологично. По сути речь идет о разных явлениях. Существительные общего рода — это названия лиц мужского и женского пола (староста, плакса и т. п.). А слово кофе — это существительное, которое согласуется в мужском и среднем (в разговорной речи) роде, ничуть не меняя при этом своего значения.
Уважаемые сотрудники gramota.ru!
Подскажите, пожалуйста, к какому грамматическому рода относится слово «зараза» в значении «неприятный или вредный человек»: к общему или только к женскому?
Заранее огромное спасибо!
С уважением,
Ольга
Ответ справочной службы русского языка
Это слово может быть существительным общего рода.
Какого рода слова шпана, ябеда, плакса и т. п.? Можно ли говорить, что это слова «общего рода«?
Ответ справочной службы русского языка
Слова «ябеда» и «плакса» общего рода. Слово шпана — собирательное существительное женского рода.
Как быть с правильным определением рода существительных СТАРОСТА и СУДЬЯ? Словари портала дают разную информацию(((
Ответ справочной службы русского языка
Это слова общего рода.
В каких случаях употребляется два, а в каких — двое?
Ответ справочной службы русского языка
Собирательные числительные (двое, трое, четверо…) используются:
1) в сочетании с существительными мужского и общего рода, называющими лиц: пятеро друзей, встретил пятерых друзей; на улице стояло семеро зевак. В подобных конструкциях допускается также использование количественных числительных: пять друзей, пяти друзей; семь зевак;
2) в сочетании с существительными дети, ребята, люди, лица в значении ‘люди’: у Марии Николаевны пятеро детей, встретил троих ребят, в спектакле шестеро действующих лиц. Допускается также использование количественных числительных: пять детей, встретил трех ребят, шесть действующих лиц;
3) в роли субстантивированных числительных и в сочетании с личными местоимениями: пятеро в серых шинелях, нас пятеро;
4) в сочетании с неодушевленными существительными pluralia tantum (т. е. употребляющимися только в форме множественного числа) и с названиями парных предметов: пятеро ножниц, пятеро щипцов, двое носков. В косвенных падежах используется количественное числительное: пяти ножниц, пятью щипцами, двумя носками.
Тема: Существительные ОБЩЕГО РОДА.
Цели урока:
- дать понятие о
существительных общего рода; - развитие умений в
определении рода и употреблении их в речи; - развитие речи
учащихся и воспитание любви к русскому языку.
Задачи урока:
Образовательная: изучить тему «Существительные общего рода»;
Развивающая: развить творческое мышление, память учащихся;
Воспитывающая: воспитывать чувство ответственности, самостоятельности,
сотрудничества на уроке.
Тип урока: изучение нового материала.
— Здравствуйте, ребята. Я рада
вас видеть на уроке.
Внимание, класс!
Сегодня гости на уроке у нас, и чтоб никто из гостей не сник, работайте с
радостью и на дневник! Чтобы определить тему урока, послушайте и скажите, вам
понятно, о ком идёт речь в следующих предложениях: о девочке или
о мальчике?
1. «Умница!» — сказала мама.
2. «Что же ты за непоседа!»
— воскликнула бабушка.
— Вы хотите узнать, как называются такие слова,
как умница,
непоседа? Как
составить предложение так, чтобы люди понимали,
кого вы имеете в виду?
Этому мы с вами
сегодня и будем учиться.
Формулирование темы
и задач урока. СЛАЙД 1-2
— Итак, запишите тему – Имена
существительные общего рода.
—Какие задачи мы с вами
должны себе поставить при изучении
данной темы? (Узнать, какие существительные
относятся к общему роду,
научиться их правильно употреблять в речи.)
З.
Изучение новой темы.
На
доске записаны предложения. Отгадайте, о ком идет речь – о мальчике или девочке
СЛАЙД
3
1.
«Умница!» —
сказала бабушка внуку.
2.
Тихоня не
торопился домой.
3.
Наша Маша –
хвастунишка.
— Как можно
определить, к кому относятся слова умница, тихоня,
хвастунишка? (умница – к мальчику, тихоня – к мальчику, хвастунишка
– к девочке)
— Что
обозначают данные слова? (качества людей, лица мужского и женского пола)
Вывод: УМНИЦА, ТИХОНЯ, ХВАСТУНИШКА – слова
общего рода. Это имена существительные с окончанием –а, -я, которые относятся и
к мужскому, и к женскому роду.
— Можно ли
определить их род? (добавляются опорные слова)
СЛАЙД 4: (в
тетрадь).
умница – внук (мужской род)
тихоня – торопился (а не торопилась),
(мужской род)
хвастунишка – Маша (женский род)
Вывод: Существительные общего рода относятся к мужскому роду, если
обозначают лица мужского рода и относятся к женскому роду, если обозначают лица
женского рода.
СЛАЙД 5:
Обратите внимание на схему, род данных
существительных мы определяем по половому признаку, если существительное
обозначает лиц мужского пола-то это мужской род, если лиц женского пола – то это
женский род.
Давайте послушаем, какую информацию о
существительных общего рода подготовили ребята.
Ученик: Имена существительные общего рода
являются эмоционально окрашенными
словами, имеют ярко выраженное оценочное значение, употребляются, главным образом, в
разговорной речи, поэтому не являются характерными
для научного и официально-делового стилей речи. Такие слова могут иметь положительную или
отрицательную эмоциональную окраску в характеристике людей.
Например:
. Грамматическая задача.
По значениям слов
угадать слова общего рода, имеющие положительную
эмоциональную окраску.
Очень
трудолюбивый, старательный человек (трудяга, работяга),
умный человек (умница), человек, который много
знает (всезнайка); а теперь отрицательную — неопрятный, грязный человек (грязнуля), тот, кто много и часто плачет (плакса), рассеянный, невнимательный человек (разиня), человек, который зазнается (зазнайка).
СЛАЙД 6 — В каком
столбике слова имеют положительную эмоциональную окраску, а в каком
отрицательную?
(слайды №№7,8) Кто пришёл к нам в
гости?
СЛАЙД 9
ЗАДАНИЕ:
Найдите в загадке спрятанное существительное общего рода
(слайд №11).
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки – ни одной. (еж)
— Кто такой недотрога? (обидчивый, чрезмерно щепетильный человек)
Задание: выпишите имя
существительное общего рода вместе с прилагательным и укажите род имени
существительного.
Сердитый недотрога (муж.
род).
Динамическая пауза. Физкультминутка.
Руки, ноги, голова, Плечи, пояс и спина-
Всё имеет имена.
Повернулись, улыбнулись, прямо сели.
И готовы сей же миг
Изучать родной язык!
СЛАЙД: 10
ЗАДАНИЕ: Исправьте
ошибки в употреблении существительных общего рода в
предложениях. Запишите правильные варианты:
«Какая же ты неряха!»,
— сказала мама сыну.
Сирота Петя оказалась в трудном положении.
Хитрая
забияка
Миша снова разлил кружку молока.
Тихоня Маша боялся ответить урок.
— Ребята, грамматические ошибки, связанные с
употреблением
существительных общего рода,
нередко встречаются в заданиях ЕГЭ.
Попробуйте сейчас найти
ошибку в предложениях:
СЛАЙД: 11
1) Писатель талантливо рассказал о том, что его
волнует.
2) Нужно проявлять большую заботу о детях.
3) Она прекрасная педагог.
4) Мы радовались успехам выпускников.
СЛАЙД: 12
(Она прекрасный педагог.) Верно, так как существительные мужского рода, называющие лиц по
профессии, по должности, по роду занятий, обозначают как лиц мужского, так и
лиц женского пола, например: врач Иванов и врач Иванова.
СЛАЙД:13
Творческая
мастерская:
С данными
именами существительными общего рода составьте предложения, употребляя эти
слова применительно к лицам мужского и женского пола
Инженер, строитель, агроном, экономист, секретарь,
кондуктор, архитектор, профессор, программист, бухгалтер, маляр, вахтер.
.
4.
Закрепление изученной темы.
а) Проверяем себя. Упр.229, прочитайте
задание. При выполнении упражнения, пользуйтесь памяткой.
СЛАЙД. 14
Самостоятельно,
потом проверка.
— Ребята, каких слов вам встретилось больше: с
положительной или с
отрицательной оценкой? А как вы можете это
объяснить? (Люди, к
сожалению, больше внимания обращают на чужие
недостатки, нежели на достоинства другого
человека.)
Обратите внимание
на словарик имён существительных общего рода:
СЛАЙД: 15
Приложение 3. Словарик имен
существительных общего рода.
бедняга калека неумеха ревушка бедняжка
неумейка ровня белоручка
коротышка
обжора самоучка бродяг кривляка одиночк
сирота кровопийца писака сладкоежка
всезнайка кроха сластена
выскочка лакомка плакса соня горемыка
левша подлиза грязнуля лежебока
подпевала тараторка душенька молодец
полусирота тезка егоза молодчина попрошайка
тихоня мямля почемучка трещотка ехидна
невежа привереда трудяга
жадина невежда
придира тупица жадюга невеличка пройдоха
умница
забияка невидимка проныра ханжа
ВЫВОД: Это, конечно, не все слова, а только
самые распространённые, вы можете, составит свой словари существительных общего
рода или продолжить мой, дополняя его новыми словами.
СЛАЙД: 17
Итог урока:
— Что нового узнали
на уроке?
— Какие особенности имеют имена
существительные общего рода?
Оценки за урок.
Дом. задание: на выбор
* Упражнение 231
* Словарная работа.
Задание: найти значение
слов НЕВЕЖА и НЕВЕЖДА по словарю,
нарисовать рисунки к этим
существительным общего рода.
* Написать сочинение – миниатюру «Почему
люди осуждают невежду?»
Блиц-тест (6класс).
1. Найдите слово, в котором количество
звуков больше, чем букв:
корень, честный, льёт, забияка (тот, кто любит затевать драки, ссоры)
2. Найдите слово, в котором пропущенная
гласная — А:
р..сток, пол…жение, к…сательная, приг…рели.
3. Найдите слово, в котором Ь не пишется:
рож…, горяч…, слышиш…, ноч…
4. Найдите слово, в котором ударение падает
на 2 слог:
звонишь, алфавит, километр, документ.
5. Найдите существительное общего рода:
Непоседа, стрела, пальто, путь.
____________________________________________________________________________
Блиц-тест (6класс).
1. Найдите слово, в котором количество
звуков больше, чем букв:
корень, честный, льёт, забияка (тот, кто любит затевать драки, ссоры)
2. Найдите слово, в котором пропущенная
гласная — А:
р..сток, пол…жение, к…сательная, приг…рели.
3. Найдите слово, в котором Ь не пишется:
рож…, горяч…, слышиш…, ноч…
4. Найдите слово, в котором ударение падает
на 2 слог:
звонишь, алфавит, километр, документ.
5. Найдите существительное общего рода:
Непоседа, стрела, пальто, путь.
_____________________________________________________________________________
Блиц-тест (6класс).
1. Найдите слово, в котором количество
звуков больше, чем букв:
корень, честный, льёт, забияка (тот, кто любит затевать драки, ссоры)
2. Найдите слово, в котором пропущенная
гласная — А:
р..сток, пол…жение, к…сательная, приг…рели.
3. Найдите слово, в котором Ь не пишется:
рож…, горяч…, слышиш…, ноч…
4. Найдите слово, в котором ударение падает
на 2 слог:
звонишь, алфавит, километр, документ.
5. Найдите
существительное общего рода:
Непоседа, стрела, пальто, путь.
Тема урока:
«Имена существительные общего рода»
Учитель русского языка и литературы
Григорьева
Анжелика Анатольевна.
МОАУ
СОШ с.Томичи.
13.1
Ошибки при употреблении категории
одушевленности-неодушевленности имен
существительных
13.2
Ошибки при употреблении категории рода
имен существительных
13.3
Ошибки при употреблении категории числа
и склонения имен существительных
13.4
Ошибки
при образовании форм имени прилагательного
13.5
Ошибки при употреблении имени
числительного
13.6
Ошибки при употреблении
местоимения
13.7
Ошибки при образовании форм глагола
13.1
Ошибки при употреблении категории
одушевленности-неодушевленности имен
существительных
Усвоение
категории одушевлённости − неодушевлённости
в
целом не вызывает затруднений, так как
основано на различии живого и неживого.
Есть случаи, когда грамматика вступает
в противоречие со смыслом. Например,
синонимичные существительные
«труп»
и «мертвец»
по категории одушевлённости—неодушевлённости
оказываются разными. Различие
между ними обнаруживается только в
форме винительного
падежа (вижу
труп — вижу мертвеца, ср. вижу дом —
вижу
кота),
поэтому отступления от нормы могут быть
выявлены
тогда, когда существительные употреблены
именно в этой форме. Ошибки в употреблении
таких существительных бывают
двух типов: употребление неодушевлённых
существительных
в качестве одушевлённых и наоборот.
В
первом случае ошибка проявляется в том,
что форма винительного
падежа совпадает с формой родительного,
а не винительного:
«Все
смотрели на него как на призрака»
(«призрак» — существительное
неодушевлённое, поэтому должна быть
использована форма «смотрели как на
призрак»). Может
подвергаться изменению форма винительного
падежа в сочетаниях
типа «играть
в солдатиков»
(правильно − «играть
в солдатики»), «играть в казаков-разбойников»
(правильно
− «играть
в казаки-разбойники»).
Употребление одушевлённых
существительных в качестве неодушевлённых
чаще всего
встречается в словосочетаниях «два,
три, четыре + существительное»:
«Когда он нес важные бумаги, ему в
провожатые
давали два чекиста», «Они запрягали в
сани два медведя
и сажали туда гостей».
13.2 Ошибки при употреблении категории рода имен существительных
При
употреблении рода имен существительных
ошибки группируются
следующим образом: а)
изменение рода; б) не соответствующее
норме употребление существительных
общего рода;
в) ошибки, связанные с возможностью
употребления существительных
мужского рода применительно к лицам
женского
пола.
а)
В первом случае мы имеем дело с
неодушевлёнными существительными,
родовая принадлежность которых ничем
не
мотивирована. И действительно, близкие
по значению слова
«платье», «костюм», «рубашка» являются
по признаку рода разными.
Родовая принадлежность неодушевлённого
существительного
устанавливается на основании формальных
признаков (в первую очередь – системы
падежных окончаний). Но не все окончания
могут быть в равной степени информативны.
Так, у существительных разных склонений
в некоторых падежах единственного и
множественного числа окончания совпадают
– о
домЕ, о квартирЕ, о солнцЕ; о домАХ, о
квартирАХ,
о солнцАХ.
Следовательно, заключение о роде имени
существительного можно сделать на
основании лишь некоторых
форм единственного числа (чаще всего
именительного падежа). Типичные ошибки,
связанные с неверным определением
рода существительных, представлены в
следующих предложениях:
1.
Мы
с мамой испекли пирожки с повидлой
(существительное
среднего рода «повидло» употреблено в
форме рода женского,
сравните «пирожки
с курагой», «пирожки с мясом»).
-
Гринёв,
как он сам говорил, был недорослью
(существительное
мужского рода «недоросль» употреблено
в форме женского
рода, правильно – «был недорослем»);
существительные
2-го и 3-го склонения, оканчивающиеся на
Ь и шипящий,
весьма неустойчивы, так как не имеют
ярко выраженных
родовых различий в форме именительного
падежа единственного
числа, поэтому чрезвычайно широко
распространены
ошибки, связанные с влиянием просторечия,
− «новая
рояль»,
«больной мозоль», «белая тюль», «розовая
шампунь».
-
Золушка
так торопилась, что потеряла один туфель
(правильно
− «одну туфлю»). Ряд существительных
(туфли,
погоны,
тапки, валенки, галоши, брюки
и т.д.) употребляется преимущественно
в формах множественного числа, которые
едины для всех родов. Поэтому, если
нужно употребить их в форме единственного
числа, возникают затруднения и появляются
ошибки.
-
Мы
выехали на просторное авеню
(существительное «авеню»
по аналогии с родом слова «улица»,
называющего более общее,
родовое понятие, должно быть употреблено
в женском роде
− «выехали
на просторную авеню»).
Для несклоняемых существительных
выбор рода может определять и традиция
относить
такие слова к среднему роду − «какао»,
«пальто», «кашне»
(по аналогии с имеющими окончание -О и
-Е исконными
словами «поле», «небо»). Особняком в
ряду таких слов стоит
«кофе»,
мужской род которого кажется неоправданным,
с 2012 г. допускается
употребление этого слова в среднем
роде, но свойственно в большей степени
разговорной речи.
Несклоняемые
существительные,
обозначающие животных и птиц, обычно
принимают
форму мужского рода, если не подчеркивается
их пол: «забавный
пони», но «пони кормила детеныша».
Исключение составляют слова «иваси»,
«цеце»,
которые употребляются
в женском роде под влиянием слов «рыба»
и «муха». Несклоняемые
существительные, обозначающие
географические
названия, принимают форму рода в
соответствии со словами
«город», «река», «озеро», «столица»,
«гора» и т. д.: «полноводное
Онтарио», «солнечный Сочи».
б)
В современном русском языке насчитывается
около двухсот
существительных
общего рода.
Они могут употребляться как
в значении женского («такая
размазня»),
так и в значении
мужского рода («такой
размазня»).
Окончания существительных
общего рода совпадают с окончаниями
существительных
женского рода, и в случае их использования
в значении мужского
рода возникает противоречие между их
формой и употреблением. Эта ошибка
понимания может и не обнаружиться,
если у существительного нет согласуемых
слов (определения
или сказуемого). Если же они есть,
возникают ошибки:
«Гаврик
рос круглой сиротой», «Когда Ломоносов
пришел
учиться в академию, его все дразнили:
«Такая дылда пришла учиться!»
Некоторые
существительные, имеющие значение
качественной
оценки («лиса»,
«свинья», «жертва»),
употребляются как существительные
женского рода и по отношению к лицам
мужского
пола. Формальная и смысловая их близость
к существительным
общего рода вызывает ошибки такого
типа: «Молчалин
оказался очень хитрым лисой»
(правильно − «хитрой
лисой»).
в)
В современном языке существительные
мужского рода могут
употребляться для обозначения лиц
женского пола, поэтому
вполне возможны следующие варианты:
«Белова
– опытный
преподаватель» и «Белова – опытная
преподавательница».
Однако в ряде случаев соотносительные
образования
со значением женского пола отсутствуют,
и тогда вынужденно
используются существительные мужского
рода: «Белова
− опытный архитектор (инженер, педагог,
контролёр, дизайнер,
водитель трамвая, адвокат, судья, врач,
инспектор, председатель,
президент, майор, комиссар, профессор,
доцент и т.д.).
Не соответствует норме употребление
существительного
мужского рода, если есть соотносительное
существительное
женского рода: «Алёше
бабушка казалась добрым волшебником»
(правильно − «доброй
волшебницей»).
Существительные
могут иметь параллельные родовые формы,
появляющиеся в процессе развития языка
или принадлежащие
разным его стилям, например, книжному
и разговорному:
«жираф»
− «жирафа», «вольер» − «вольера»,
«скирд» − «скирда»,
«ставень» − «ставня».
Общеупотребительное существительное
может использоваться в профессиональной
речи и
здесь принимает другую родовую форму
− «заусенец»
(острый
выступ на поверхности металла) −
«заусеница»
(задравшаяся
кожица возле ногтя), «манжет»
(кольцо для скрепления
концов трубы) − «манжета»
(деталь рукава), «клавиш»
(наконечник
рычажка в механизме) − «клавиша»
(деталь определенного
вида музыкальных инструментов).
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
НОРМЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Имя существительное — разряд слов, обладающих общим значением предметности и имеющих категории рода, числа и падежа. Для того, чтобы грамматически правильно употреблять имена существительные в речи, необходимо знать правила изменений имён по числам и падежам, а также верно определять род слова. Эти грамматические категории очень тесно связаны между собой: незнание рода слова приводит к грамматическим ошибкам. К примеру, известно ли вам, что слово тапка — женского рода? Если вы пишете «ударил тапком», то нет, неизвестно; ведь слова женского рода имеют окончание [ой] в этом падеже (как мам/ой, школ/ой). В задании 6 вам встретятся сотни слов, над формами которых нужно задуматься. Изучаемый материал будет касаться правил склонения, то есть изменения имён существительных по числам и падежам. Поэтому наш разговор пойдёт об окончании — именно эта часть слова отвечает за склонение.
СОДЕРЖАНИЕ
→ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РОДА ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО
→Род склоняемых существительных
→Род несклоняемых слов
→Род аббревиатур
→Род условных наименований
→ИЗМЕНЕНИЕ СЛОВ В ЕДИНСТВЕННОМ ЧИСЛЕ
→Родительный падеж существительных мужского рода (тип: вкус чая/чашка чаю)
→Предложный падеж существительных мужского рода (тип: в аэропорте/аэропорту)
→ИЗМЕНЕНИЕ СЛОВ ВО МНОЖЕСТВЕННОМ ЧИСЛЕ
→Именительный падеж мужской род множественное число (тип: ректоры/тенора)
→Родительный падеж множественного числа мужской род (тип: грузин/помидоров/ )
→Родительный падеж множественного числа женский род (тип: вафель/кухонь/ведомостей)
→Родительный падеж множественного числа средний род (тип: раздумий/полотенец)
→Родительный падеж множественного числа от существительных, не имеющих единственного числа (тип: джинсов/макарон)
6.1. Трудные случаи определения рода имени существительного
Из школьного курса русского языка вы знаете, что имена существительные могут принадлежать к мужскому, женскому, среднему или общему роду. Род существительных — это практически всегда условное, сугубо грамматическое понятие. Говорить о роде женском или мужском можно (в реальном плане) только тогда, когда речь идёт об одушевлённых именах существительных, называющих людей: дядя, юноша, девушка и т.п. Вот почему людям, не говорящим с рождения на русском языке, сложно определить, почему слово «соль» женского рода, а «камень» — мужского, ведь ничего ни женского, ни мужского в этих словах нет. Учась говорить, человек с детства практически овладевает знанием рода существительных (а следовательно, и формами тех слов, которые зависят от рода существительных). Потом эти знания грамматически осмысляются в школе, расширяются благодаря чтению, восприятию окружающей речевой среды и т.д. Тем не менее употребление некоторых существительных все-таки представляет известные трудности даже для взрослых носителей языка, свидетельством чего служат факты не только живой устной, но и письменной речи. К числу таких трудных слов относятся существительные и русские, и иноязычные.
6.1.1. Трудные случаи определения рода склоняемых имён существительных
Примеры из задания 6:
жмёт ТУФЕЛЬ (или ТУФЛЯ?)
запах АЭРОЗОЛИ (или АЭРОЗОЛЯ?)
нет ТЮЛИ (или ТЮЛЯ?)
Слова мужского рода | Слова женского рода |
Слова, которые оканчиваются на Ь:
аэрозоль, (кем? чем?) аэрозолем, (кого? чего?) аэрозоля. Аналогично этому слову по мужскому типу изменяются: картофель, нашатырь, толь, тюль, шампунь |
Слова которые оканчиваются на Ь:
мозоль, (кем? чем?) мозолью, (кого? чего?) мозоли. Аналогично этому слову по женскому типу (3 склонение) изменяются: фасоль, моль, вошь, ваниль, вуаль, выпь, канифоль, персоль, пемоксоль, бандероль Слова, обычно употребляющиеся во множественном числе: тýфля, (кем? чем?) тýфлей, (кого? чего?) тýфли. Аналогично этому слову по женскому типу (1 склонение) изменяются: бутс/а босоножк/а клипс/а бахил/а сандали/я баретк/а гетр/а чешк/а кроссовк/а тапк/а, тапочк/а (формы мужского рода «тапок» нет в словарях) оладь/я |
Различие в роде проявляется в окончаниях. Если род слова определён неверно, неверно пишется и окончание, что ведёт к появлению грамматической ошибки. В следующих предложениях допущены ошибки: У хороших хозяев к этому времени уже высились на задах стога, прикрытые кусками толи [нужно «толЯ»]; На ногах простые плетеные сандали.[нужно «сандалИИ»; автор текста, видимо, произвел форму множественного числа – «сандали» – от «сандаль» как слова мужского рода.] | |
Примечание: Некоторые слова имеют варианты в роде, то есть их можно отнести и к мужскому, и женскому, и это не будет ошибкой. К числу таких слов относят кед(а), унт(а), клавиш(а), манжет(а), рельс(а) |
НАВЕРХ
6.1.2. Род неизменяемых существительных
Особую сложность в определении рода представляют неизменяемые слова, основном они иноязычного происхождения. Грубейшей ошибкой будет попытка склонять слова по падежам и числам: формы «польта» (множественное от пальто); завесить окна «жалюзями» (от жалюзи), угоститься «кофем» (от кофе), был на раллях (от ралли) режут слух и нарушают нормы. Кроме того, сложность возникает в том случае, если мы пытаемся согласовать неизменяемое существительное с именем прилагательным или глаголом в прошедшем времени.
Примеры задания 6:
по ШИРОКОЙ авеню (или по ШИРОКОМУ?)
НАЧАЛСЯ цунами (или НАЧАЛОСЬ? ИЛИ НАЧАЛАСЬ?)
БАБУШКИН портмоне (или БАБУШКИНО?)
Как видно из примеров, не зная рода имени существительного, невозможно определить, верно ли согласованы слова, правильные в них окончания или нет. Если авеню — «она», то верно «широкая», если «оно», то верно «широкому». В школьных учебниках неизменяемые слова заучиваются вместе с родом. Повторим изученное, разделим слова на две категории — одушевлённые и неодушевлённые, так будет нагляднее и понятнее.
Несклоняемые существительные (в подавляющем большинстве — иноязычные по происхождению слова), называющие неодушевленные предметы, относятся к среднему роду. Но есть и ряд исключений:
Несклоняемые неодушевлённые | ||
Слова мужского рода | Слова женского рода | Слова среднего рода |
пенальти (и ср. род)
торнадо кофе (но допустимо в среднем роде: сгущенное кофе с молоком. |
Некоторые несклоняемые существительные,
оканчивающиеся на гласную: авеню (улица) мацони (простокваша) медресе (мусульманская духовная школа) кольраби (сорт капусты) салями (сорт колбасы) |
(полное) алиби
(комическое) амплуа (новое) бюро (загородное) депо (компетентное) жюри (ответственное) интервью (горячее) какао (шерстяное) кашне (трудное) па (серое) пальто (бабушкино) портмоне (баранье) рагу (интереснейшее) ралли (сильнейшее) цунами |
Примечание: Отдельные несклоняемые существительные употребляются преимущественно или только во множественном числе: бигуди, жалюзи. |
Иноязычные несклоняемые одушевлённые | |
Слова мужского рода | Слова женского рода |
слова, называющие лицо вообще, слова, называющие лиц мужского пола по социальному положению или профессии, а также названия животных безотносительно к их принадлежности к тому или иному полу:
(крупный) буржуа (средний) рантье (испанский) гидальго (военный) атташе (знакомый) конферансье, кюре, портье; (прелестный) какаду (быстроногий) кенгуру (маленький) пони (забавный) шимпанзе. |
слова, называющие лиц женского пола:
мисс, миссис, мадам, фрау, леди; имена и фамилии женщин (Бетси, Мери, Мари, Кармен, Элен) |
Примечание: При необходимости подчеркнуть пол животного используется имя прилагательное в форме мужского или женского рода: играли с молоденькой и миловидной шимпанзе; Крошка Вега — первый и пока единственный шимпанзе, родившийся в нашем зоопарке. Ей пять месяцев (газ.). |
НАВЕРХ
6.1.3. Род и склонение аббревиатур
Определение рода аббревиатур в значительной мере зависит от того, к какому типу они относятся – к инициальному или звуковому.
Род инициальных аббревиатур (они читаются, произносятся по названиям букв, например, АПН читается как а-пэ-эн) диктуется родом опорного слова словосочетания, сократившегося в аббревиатуру: АПН (Академия педагогических наук) – ж.р.; КСК (культурно-спортивный комплекс) – м.р.; УВКХ (Управление водопроводно-канализационного хозяйства) – ср.р. ЕСПЧ (суд) высказался; СНГ (содружество) выступило с инициативой; РПЦ (церковь) призвала к прекращению кровопролития.Так же определяется род всех аббревиатур, оканчивающихся на гласную: ГАО (Главная астрономическая обсерватория) – ж.р.; ДГУ (Донецкий государственный университет) – м.р.; МГУ (университет) принял новых студентов;ОЧУ (оптическое читающее устройство) – ср.р. и т.п.
Род звуковой аббревиатуры (читаемой «по слогам») зависит не только от рода опорного слова, но и от внешнего фонетического облика аббревиатуры, точнее – от ее концовки. Так, если аббревиатура оканчивается на согласный, то она может согласовываться по мужскому роду, несмотря на принадлежность опорного слова к женскому или среднему роду. Причем в некоторых случаях согласование по мужскому роду является единственно возможным. Например, только мужского рода слова вуз (хотя заведение), МИД (хотя министерство), загс (хотя запись). В некоторых случаях наблюдаются колебания: например, МКАД – мужского рода в разговорной речи, женского рода в стилистически нейтральных контекстах. В некоторых случаях согласование по мужскому роду невозможно: ГЭС, ТЭЦ – существительные только женского рода. О родовой принадлежности таких аббревиатур следует справляться в словарях.
Род иноязычной аббревиатуры определяется по опорному слову в русской расшифровке: ФИФА (федерация) приняла решение; ЦЕРН (центр) провел исследования. Однако в некоторых случаях на родовую принадлежность может оказывать влияние внешний фонетический облик слова. Например, аббревиатура НАТО используется как существительное мужского рода (в результате влияния сочетания со словами «альянс, блок, договор»), женского рода (по опорному слову организация) и среднего рода (по фонетическому облику, ср. с другими словами на -О: пальто, метро, кино). Испытывает колебания в роде аббревиатура ЮНЕСКО (фонетический облик подсказывает средний род, а опорное слово организация – женский).
Когда нужно склонять аббревиатуры?
Грамматические трудности связаны со склонением звуковых инициальных аббревиатур с опорным словом мужского рода: в МИДе или в МИД? Во МХАТе или во МХАТ? Сотрудник ЗАГСа или ЗАГС? Сделано по ГОСТу или по ГОСТ? Исследования ЦЕРНа или ЦЕРН?
«Словарь грамматических вариантов русского языка» Л. К. Граудиной, В. А. Ицковича и Л. П. Катлинской (М., 2008) рекомендует склонять аббревиатуры ВАК, ГОСТ, МХАТ, ВГИК, ТЮЗ, СПИД, ОМОН. Прочие аббревиатуры в строгой деловой письменной речи не склоняются. В разговорной речи склонение возможно: пробка на МКАДе, сотрудник ЗАГСа.
НАВЕРХ
6.1.4. Род и склонение условных наименований: географических, периодических изданий
Это — сложнейшая тема русской грамматики. Ограничимся наиболее простыми случаями, встречающимися в заданиях.
А) Географические названия:
если название города, реки, озера, горы и др. склоняется, то его род определяется внешним видом слова: Эльбрус (м.род); Байкал (м. род), Москва (ж.род), Енисей (м.род)
если название не изменяется, то род определяется по родо-видовому признаку: Сочи, Тбилиси, Батуми и др. (м.р, это город);
Б) Названия газет, журналов и других органов печати
если название периодического издания склоняется, то его род определяется внешним видом слова: «Труд» (м.род); «Правда» (ж. род), «Известия» (мн. число).
если название не изменяется (как правило, это нерусские издания), то род определяется по родо-видовому признаку: ЮМАНИТЕ (ж.род, газета)
НАВЕРХ
6.2. Изменение слов в единственном числе
6.2.1. Родительный падеж единственного числа существительных мужского рода
Для всех, кто говорит на русском языке и считает его родным и понятным, не составит никакого труда поставить слова мужского рода в родительный падеж: есть день — (нет) дня, сосед — соседа, огонь — огня.
Немного усложним задачу, приведём три примера из задания 6:
Купить пару килограммов САХАРА. Это верно? Или правильно САХАРУ?
Налей ЧАЯ (или ЧАЮ?)
Вкус МАРМЕЛАДУ (или МАРМЕЛАДА?)
Для того, чтобы ответить на вопрос, нужно знать, что значительная группа слов мужского рода 2 склонения наряду с формами с окончанием а/я имеет формы родительного падежа единственного числа с окончанием у/ю. Эти формы употребляются при обозначении целого, из которого выделяется некоторая часть (количество): достать (купить, принести) чаю, сахару, винограду; тарелка бульону, чашка чаю; мало (много) дыму, снегу, а также в некоторых отрицательных конструкциях, например нет снегу (в специальной литературе такой родительный падеж называется «родительным партитивным»).
Формы родительного падежа на у/ю в подавляющем большинстве случаев выступают как вариантные наряду с формами с окончаний а/я, которые тоже могут иметь количественное значение.
Обратимся к «Словарю-справочнику трудностей русского языка» Д. И. Розенталя и возьмём несколько примеров для наблюдения.
Слово | Без количественного значения | Со значением количества |
кефир | производство кефира | выпить кефира или кефиру |
чай | вкус чая | выпить чашку чая или чаю |
бензин | изготовление бензина | литр бензина или бензину |
бархат | производство бархата | купить бархата или бархату |
изюм | сорта изюма | купить изюма или изюму |
Сформулируем правило: если требуется указать на часть предмета, то допустимы оба окончания: можно купить пару килограммов сахарА и сахарУ; налить чаЮ и чаЯ, ведь значение, в котором мы употребляем словосочетания, — количественное.
Если же родительный падеж употребляется не в количественном значении, то нормальны только формы на а/я: вкус мармелада, урожай картофеля, доставка чая, производство сыра, цвет снега, вкус сахара, посев риса.
Формы на -у/-ю употребляются в основном в живой разговорной речи и в отражающих ее жанрах художественной литературы, являясь одной из особенностей разговорного стиля. В современном литературном языке формы родительного падежа на у/ю все больше вытесняются формами на а/я.
Дополнительный материал:
Группы слов, не входящих в задания ЕГЭ, но использование в которых букв у/ю обязательно, рассматриваются в СПЕЦКУРСЕ. → Спецкурс 3230, занятие №3
Фразеологизмы, использование в которых букв у/ю обязательно, рассматриваются в СПЕЦКУРСЕ → Спецкурс 3230, занятие №1
НАВЕРХ
6.2.2. Предложный падеж существительных мужского рода.
Примеры из задания 6:
вытереть пыль на ШКАФЕ (или на ШКАФУ?)
работать в ЦЕХЕ (или ЦЕХУ?)
находиться в АЭРОПОРТЕ (или АЭРОПОРТУ?)
Основное окончание существительных 2-го склонения в предложном падеже единственного числа -е имеет большинство слов: в доме, в (о) городе.
Ограниченная группа неодушевленных существительных наряду с формой на -е имеет в сочетании с предлогами в и на вариантную форму на у/-ю. А если вариантные формы есть, то нужно определить, каковы нормы их употребления.
Отмечается, что формы на -е и —у/-ю имеют обычно небольшие стилистические различия (формы на -у чаще носят разговорный характер) или различия в степени употребительности. Так, в аэропорте, в снеге менее употребительны, чем в аэропорту, в снегу. По отношению же к ряду параллельных форм вообще трудно говорить о каких-либо различиях. Так, равноправными являются на дубу и на дубе, в клею и в клее, в мелу и в меле.
Для целого ряда слов форму на -у/-ю в сочетании с предлогами в и на нужно квалифицировать как единственно возможную с точки зрения современной литературной нормы. К ним относятся: ад, бок, борт, воз, глаз, горб, долг, кол, кон, лед, лоб, низ, нос, плац, плен, плот, пол (как часть помещения), полк, порт, пыл, рот, сук, тыл, хмель («состояние опьянения»), чад, шкаф, топонимы Дон, Клин, Крым и некоторые другие.
Примечание для учителей: список слов приведён без изменений из академического издания «Русская грамматика 80».
Обратите внимание на современные варианты форм слов, часто встречающиеся в заданиях:
ЦЕХ: в цехЕ и в цехУ; ОТПУСК: в отпускЕ и в отпускУ, АЭРОПОРТ только аэропортУ, которые даны в словарях Лопатина (2013), Ожегова (1992). На примерах этих слов видно, насколько нормы подвижны: ещё в пособиях Розенталя формы на -ув этих словах указывались как разговорные.
Дополнительный материал:
Синтаксические отличия форм на е/у в словах, не встречающихся в заданиях, но важных для письменных работ рассматриваются в СПЕЦКУРСЕ. → Спецкурс 3230, занятие №3
НАВЕРХ
6.3. Варианты окончаний множественного числа существительных
6.3.1. Варианты окончаний именительного падежа сущ. мужского рода множественного числа
Приходилось ли вам когда-нибудь задумываться над тем, почему мы говорим стаканы, уроки, грибы, дни с окончаниями ы/и, а слова берега, рога, тополя с окончаниями а/я? Задание 6 ЕГЭ предоставит вам такую возможность:
знакомые ПРОФЕССОРЫ (или ПРОФЕССОРА?)
новые КАТЕРЫ (или КАТЕРА?)
опытные ТРЕНЕРЫ (или ТРЕНЕРА?)
Поэтому, чтобы на экзамене не терять время на раздумья, изучим данный вопрос.
Основное, преобладающее, исторически сложившееся окончание слов мужского рода второго склонения — это окончание -ы (-и).
Но в современном русском языке большая группа слов мужского рода 2 склонения имеет в именительном падеже множественного числа окончание а/я, а не ы/и. (Заметим, что окончание а всегда ударное). Группа слов, от которых может быть образована и образуется форма им. п. мн. ч. с окончанием -а (-я), не имеет четких характеристик.
Формы на -а (-я) могут выступать:
1) как невариантные, единственно возможные (борта, берега, города) или преобладающие (овода, учителя).
2) как равноправные, употребляющиеся рядом с формами на ы /и, например, бункера и бункеры,трактора и тракторы.
3) как вариантные, при этом обычно имеет место различие форм на ы/и и на а/я по значению. Так, при вариантных формах кондУкторы и кондукторА первая форма закреплена за словом кондуктор в значении «деталь машины», а вторая – наряду с вариантом кондукторы за обозначением лица.
В предлагаемой ниже таблице 1 собраны слова, представляющие сложности в написании окончания.
Примечание для учителей: За основу взят список слов из академической «Русской грамматики -1980» (слова из списка отмечены одной звёздочкой). Из него удалены слова, лексическое значение которых непонятно современным школьникам. Слова без пометки *, заимствованные из пособий и реальных экзаменационных тестов, проверены по действующим словарям Лопатина (2009) и Ожегова (1992). Особое внимание нужно уделить словам из колонок «Только А» и «Только Ы». Равноправные варианты по-разному трактуются различными словарями, авторами различных пособий, поэтому их использование в ЕГЭ нецелесообразно.
Таблица 1
Только А | Только Ы | Равноправные | |
Предпочтительно А | Предпочтительно Ы | ||
берег* борта* буфера* веера* века*векселя* вензеля* вертела* вечера* глаза*голоса* города* директора* доктора* дупеля* егеря* желоба* жемчуга* жернова*закрома* катера** кивера* клевера* колера*колокола* короба* купола* кучера* луга* мастера* меха* номера* обшлага* окорока* округа* острова* отпуска* паруса* паспорта* перепела* повара* погреба* поезда* профессора* рукава* снега* сорта* стога* сторожа* терема*тетерева* тока* тома* тополя* тормоза* хлева*холода* хутора* черепа* шелка* якоря* |
бухгалтеры векторы выборы* выговоры* вызовы* грифели гробы грунты диспетчеры договоры* драйверы инженеры* коллекторы* компрессоры* конструкторы* контейнеры кратеры* лацканы* лекторы* лифты маклеры* месяцы* офицеры* плееры полисы (страховка) порты почерки* приговоры принтеры ректоры склады слоги снайперы* торты тренеры* фитили* флоты фронты шофёры* штабы | кителя* крейсера* невода* овода* пристава*, стапеля* тенора* трактора* трюфеля* фельдшера флигеля шомпола* штабеля* штемпеля* шулера* юнкера* ястреба* | бункеры* вахтеры* ворохи* джемперы* дьяконы* инспекторы* инструкторы* лекари корректоры* омуты* пекари* писари* полюсы* прожекторы* промыслы* пудели* рапорты* редакторы* рупоры* свитеры* секторы* скутеры* слесари* табели* токари* шкиперы* шницели* |
В таблице 2, размещённой ниже, даются слова, в которых написание а/я или ы/и зависит от значения слова.
Таблица 2
Формы с А (всегда ударное окончание) | Формы с Ы |
адресА (почтовые, домашние) | Адресы (поздравительные адресы юбилярам) |
векА (средние века, из глубины веков) | вЕки (на веки вечные, в кои-то веки, фразеологизмы) |
годА (мои года — мое богатство) | гОды (в годы войны, девяностые годы) |
колЕна (колена водосточной трубы; выделывать колена, фразеологизм) | колЕни (встать на колени, больные колени) |
корпусА (заводские корпуса, танковые корпуса) | кОрпусы (корпусы часов) |
кренделЯ (выводить ногами кренделя, фразеологизм) | крЕндели (вкусные крендели) |
лагерЯ (детские, оздоровительные) | лАгери (политический термин) |
мехА (одеваться в меха) | мехИ (мехи с вином; кузнечные мехи) |
мужьЯ (мужья и жены, прочить в мужья) | мужИ (государственные мужи, ученые мужи) |
образА (образа святых, под образами) | Образы (литературные образы) |
орденА (ордена и медали) | Ордены (монашеские ордены) |
проводА (линии электропередач) | прОводы (зимы, на пенсию) |
пропускА (временные пропуска, обменять пропуска) | прОпуски (пропуски занятий, пропуски в тексте) |
родА (рода войск) | рОды (древние роды и племена);
роды и виды в классификации |
счетА (оплатить счета, банковские счета) | счЁты (свести счёты) |
сыновьЯ (отцы и сыновья) | сынЫ (сыны Отечества) |
тонА (в моде светлые тона) | тОны (прослушать тоны сердца) |
учителЯ (школьные учителя) | учИтели (великие учители человечества) |
хлебА (озимые, яровые хлеба) | хлЕбы (печь формовые хлебы) |
НАВЕРХ
6.3.2. Варианты окончаний слов мужского рода родительного падежа множественного числа
Очень часто и в сочинениях, и в заданиях ЕГЭ встречаются слова с ошибками в образовании форм родительного падежа множественного числа.
Примеры заданий:
пара БОТИНКОВ (или БОТИНОК?)
толпа ЦЫГАН (или ЦЫГАНЕЙ?)
нет свежих БАНАНОВ (или БАНАН?)
Чтобы не ошибиться в написании форм слов мужского рода, нужно либо запомнить трудные случаи, либо следовать правилам, изложенным в таблице.
1. Для слов мужского рода характерно наличие окончания. Нулевое окончание встречается только в некоторых группах слов и лишь при чётком соблюдении условий. | |
а) Основное: окончание -ов/(-ёв)-ев характерно для тех существительных, конечным звуком которых в единственном числе (именительном падеже) является твердый согласный (кроме ж и ш) или -j (на письме – буква й): | |
браслет, браслеты — браслет/ов брелок, брелоки — брелок/ов габарит, габариты — габарит/ов купон, купоны — купон/ов нерв, нервы — нерв/ов выбор, выборы — выбор/ов манёвр, манёвры — манёвр/ов мускул, мускулы — мускул/ов заморозок, заморозки — заморозк/ов чеченец, чеченцы— чеченц/ев азербайджанец, азербайджанцы — азербайджанц/ев |
комментарий, комментарии — комментари/ев солярий, солярии— соляри/ев санаторий, санатории— санатори/ев гербарий, гербарии— гербари/ев |
Примечание: В разговорной речи у слов-названий овощей и плодов: абрикосы, апельсины, баклажаны, бананы, мандарины, помидоры и других употребляются их краткие формы. В письменной речи употребление форм родительного падежа с нулевым окончанием у перечисленных слов не рекомендуется. Поэтому нет необходимости публиковать группу слов-названий овощей (растений), они пишутся по общему правилу, с окончанием /ов. Единственное слово, которое по неясным причинам получило право иметь форму без окончания наравне с окончанием /ов в отдельно взятом словаре — это слово баклажан. |
|
б) Окончание /-ей свойственно тем существительным мужского рода, конечным звуком которых в единственном числе является мягкий согласный (кроме -j) или ж, ш: | |
голубь – голуб/ей,
желудь – желуд/ей, палач – палач/ей, вексель — вексел/ей вензель — вензел/ей госпиталь — госпитал/ей кабель — кабел/ей пельмень — пельмен/ей медведь — медвед/ей |
нож — нож/ей,
малыш — малыш/ей падеж — падеж/ей |
2. Нулевое окончание может быть у некоторых групп существительных, которые представляют собой следующие названия: | |
а) Названия парных предметов | б) Названия единиц измерения: краткая форма только при счёте |
ботинки — ботинок
валенки — валенок глаза— глаз мокасины — мокасин погоны — погон рожки — рожек рога — рогов сапоги — сапог чулки — чулок шаровары —шаровар штиблет —штиблет эполет— эполет Но: гольфы — гольф/ов |
байты — (открытие) байт/ов, но (десятки) байт; граммы — (лишних) грамм/ов, но (триста) грамм децибелы — (шум)децибел/ов, но (20) децибел Аналогично: караты — карат/ов и карат килограммы — килограмм/ов и килограмм амперы — ампер/ов и ампер аршины — аршин/ов и аршин биты — бит/ов и бит ватты — ватт/ов и ватт вольты — вольт/ов и вольт рентген — рентген/ов и рентген только гектар/ов, только метр/ов, километр/ов |
Равноправные варианты: кеды — кед/ов и кед
Примечание: в современных словарях слово носки также имеет две формы! Ссылки на источник: http://lopatin.academic.ru/80102 http://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/128454 |
Примечание: ещё несколько десятилетий назад краткие формы считались допустимыми только для разговорного стиля. |
в) Названия людей по принадлежности к некоторым родам войск, к воинскому соединению, к некоторым политическим партиям: | |
Всегда нулевое:
партизан солдат |
Но современные названия только с /ов:
сапёр/ов снайпер/ов моряк/ов |
Примечание: слова гардемарин, гренадер, гусар, драгун, кирасир, улан, кадет при существительных, обозначающих воинское соединение, имеют в родительном падеже множественного числа нулевое окончание (эскадрон гусар, отряд улан), однако при обозначении отдельных лиц имеют окончание -/ов (пять гардемарин/ов, несколько гусар/ов). Это примечание не относится к словам партизан и солдат | |
г) Названия ряда национальностей, народностей, племен . | |
Пишутся с нулевым окончанием главным образом с конечной согласной -н или -р (в единственном числе):
башкиры — башкир болгары — болгар грузины — грузин лезгины — лезгин осетины — осетин румыны — румын татары — татар турки — турок цыгане — цыган |
Пишутся /ов (не оканчиваются на -н или -р)
казахи — казах/ов калмыки — калмык/ов киргизы — киргиз/ов монголы — монгол/ов негры — негр/ов семиты — семит/ов таджики — таджик/ов тунгусы — тунгус/ов узбеки — узбек/ов хорваты — хорват/ов якуты — якут/ов |
Нужно иметь в виду, что и тут существуют равноправные варианты:
авáры – авар и авáр/ов, буряты – бурят и бурят/ов, карéлы – карéл и карéл/ов, сармáты – сармáт и сармáт/ов, туркмéны – туркмéн и туркмéн/ов, но подобные слова в заданиях не встречаются. |
НАВЕРХ
6.3.3 Родительный падеж множественного числа слов женского и общего рода
Примеры заданий на это правило:
не осталось КАПЛЕЙ (или КАПЕЛЬ?)
не хватило двух СОТНЕЙ рублей (или СОТЕН?)
мне нравится вкус ЧЕРЕШНЕЙ (или ЧЕРЕШЕН?)
1.Для существительных женского рода 1-го склонения основным является нулевое окончание: | ||
а) Отсутствие окончания обычно для всех существительных первого склонения, обычных слов типа крыша и зима: | б) Существительные женского рода в начальной форме на -ия и на -ья (если ударение не падает на окончание в Им. п., в родительном падеже) оканчиваются на -ий | в) Существительные на ударяемое -ья в именительном падеже в родительном падеже оканчиваются на -ей |
вафля — вафель
петля — петель потеря — потерь туфля — туфель баржа — барж копна — копён кочерга — кочерёг манжета — манжет обойма — обоем пелена — пелён серьга — серег сирота — сирот сардина — сардин тапка — тапок десна—дёсен капля—капель цапля—цапель |
аудитория — аудиторий
бегунья — бегуний гостья — гостий колдунья — колдуний оладья — оладий пародия — пародий плясунья — плясуний эскадрилья — эскадрилий сандалия — сандалий Примечание: ий в этих словах не является окончанием |
бадья— бадей
ладья —ладей полынья —полыней свинья— свиней семья —семей статья— статей судья —судей Примечание: ей в этих словах не является окончанием |
Примечание: незначительное число слов имеет вариантные окончания: баржа – барж и баржей, каракуля – каракулей и каракуль, тетя – тётей и тёть. Таких слов на ЕГЭ не должно быть. | ||
г) Следует обратить внимание на группу имен существительных, оканчивающихся на -ня | ||
Если перед -ня стоит гласная, то пишем нь | Если перед -ня стоит согласная, то пишем н: | Исключения |
богиня — богинь
погоня — погонь тихоня — тихонь яблоня — яблонь |
басня — басен;
башня — башен; бойня — боен вишня — вишен; двойня — двоен пашня — пашен песня — песен сотня — сотен спальня — спален сплетня — сплетен таможня — таможен черешня — черешен |
Но: барышня — барышень;
боярышня — боярышень; деревня — деревень; кухня — кухонь |
Примечание: незначительное число слов имеет вариантные окончания: пригоршня – пригоршней и пригоршен, простыня – простынь и простынéй, сводня – сводней и своден, ставня – ставней и ставен, сажень – саженей и сажен. | ||
2. Небольшое число существительных 1 склонения на -а/-я имеет окончание -ей. Его получают слова, у которых перед окончанием есть группа согласных –гл-, -кл-, -хл-: (нет) кеглей, буклей, саклей, рохлей. Отсюда распространённые ошибки в формах слов вафля, капля, в них нет названных сочетаний. Сюда же относят слово юношей, свечей, чукчей. | ||
3. Окончание ей свойственно также существительным женского рода на мягкий согласный и шипящие (3-го склонения) | ||
ведомость — ведомостей лопасть — лопастей мощность — мощностей отрасль — отраслей скатерть — скатертей скорость — скоростей четверть — четвертей |
НАВЕРХ
6.3.4.Окончания существительных среднего рода множественного числа родительного падежа
Примеры задания 6 этого типа:
набор БЛЮДЦЕВ (или БЛЮДЕЦ?)
без РАЗДУМИЙ (или без РАЗДУМЬЕВ?)
килограмм ЯБЛОКОВ ( или ЯБЛОК?)
1.Для существительных среднего рода 2-го склонения основным является нулевое окончание: | ||
а) Обычно для всех сущ. 2 склонения, обычных слов типа ведро или окно | б) Существительные среднего рода на -ье (если ударение не падает на окончание в именительном падеже) в родительном падеже оканчиваются на -ий | в) Существительные на ударяемое -ьё (в Им. падеже) в родительном падеже оканчиваются на -ей |
ведро – вёдер
дело — дел жилище — жилищ войско — войск ушко — ушек яблоко — яблок яблочко — яблочек окно— окон окошко— окошек плечо — плеч |
гулянье — гуляний
застолье — застолий здание – зданий кушанье — кушаний надгробье — надгробий новоселье — новоселий ожерелье — ожерелий раздумье — раздумий сиденье — сидений снадобье — снадобий соленье — солений ущелье — ущелий Примечание: ий в этих словах не является окончанием |
ружьё — ружей,
но копьё — копий Примечание: ий/ей в этих словах не являются окончаниями |
Примечание: | ||
2.У части существительных среднего рода в родительном падеже окончание -ов/-ев. К ним относятся: | ||
а) существительные, в формах множественного числа которых перед окончанием появляется -j- | б) некоторые существительные на -ко (полная информацию для школы слишком сложна, детально об этом в «Русской грамматике») | в) отдельные слова |
дно, дóнья — дóнь/ев
звено, звéнья — звéнь/ев крылó, крылья — крыль/ев полено, полéнья — полéнь/ев |
дрéвко – дрéвк/ов, колёсико – колёсик/ов, óблако – облак/óв, озеркó – озерк/óв, очкó – очк/óв, плéчико – плéчик/ов; | острие – остри/ев, платье – плать/ев, разводье – разводь/ев, устье – усть/ев, верховье – верховь/ев (и верховий), низовье – низовь/ев (и низовий) |
3. Родительный падеж множественного числа от существительных среднего рода на -це образуется двумя способами: с нулевым окончанием (оканчиваются на ец) и окончанием /-ов/-
ев |
||
Только ец | Можно и ец, и -ев/-ов | |
блюдце — блюдец (нельзя блюдцев)
зеркальце — зеркалец (нельзя зеркальцев) одеяльце — одеялец (нельзя одеяльцев) полотенце — полотенец (нельзя полотенцев) перильце — перилец (нельзя перильцев) сердце — сердец (нельзя сердцев) солнце — солнц (нельзя солнцев) |
деревце— деревц/Ов и деревец
кружевце — кружевц/ев и кружевец оконце — оконц/ев и оконец копытце — копытец и копытц/ев Аналогично: ведерце, веретенце, волоконце, донце, жальце, коленце, корытце, поленце, рыльце, седельце, шильце, щупальце. |
|
Примечание: болотце — только болотц/ев |
НАВЕРХ
6.3.5.Родительный падеж слов, имеющих только форму множественного числа
Изменение по числам является характерной грамматической особенностью имени существительного. Но не все имена существительные могут это делать: есть такие группы слов, которые не имеют либо форм единственного числа, либо множественного.
В заданиях ЕГЭ очень часто требуется определить, верны ли формы слов, которые не имеют форм единственного числа.
Например:
пачка МАКАРОН (или МАКАРОНОВ?)
вкус ШПРОТ (или ШПРОТОВ?)
пара БРЮК (или БРЮКОВ?)
Для существительных, имеющих форму только множественного числа, характерны различные окончания: | ||
1.Нулевое | 2.Окончание -ей | 3.Окончание -ев/-ов |
зразы — зраз
жабры — жабр каникулы — каникул макароны — макарон невзгоды — невзгод ножницы — ножниц оковы — оков узы — уз шпроты — шпрот аналогично: нападок, панталон, потёмок, рейтуз, сумерек, шаровар, брюк, брызг Примечание: Эта группа слов очень похожа на склонение слов среднего рода 2 склонения ( типа окно). |
козни — козней
ясли — ясл/ей дровни — дровн/ей будни — будн/ей Примечание: если вы внимательно читали об окончаниях муж. и среднего рода, то заметили, что после мягких всегда окончание -ей, точно так же, как в 3 склонении. Это общее правило. а также: грабл/ей (реже грабель), ходул/ей (реже ходуль). |
дебаты — дебат/ов
нарды — нард/ов соты — сот/ов чипсы — чипс/ов кулуары — кулуар/ов джинсы — джинс/ов выкрутасы — выкрутас/ов заморозки — заморозк/ов лохмотья — лохмоть/ев отрепья — отрепь/ев Примечание: Эта группа слов очень похожа по склонению на слова мужского рода (типа стол, дом). |
НАВЕРХ
Технологическая карта урока русского языка
«Существительные общего рода. Способы определения рода имен существительных»
Колесникова Лариса Ивановна, учитель начальных классов высшей категории
Класс: 4
Предмет: русский язык
Дидактическая цель: восприятие, осознание, осмысление блока новой учебной информации по теме «Существительные общего рода. Способы определения рода имен существительных» средствами технологии развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова.
Цели урока:
Образовательная:формирование у учащихся способа правильного определения рода имён существительных (общий род), с учётом контекста, в который включено слово, и умения применять эти знания при выполнении различных заданий.
Развивающая:отработка умения рефлексировать свою работу, развитие речи учащихся, творческих способностей, обоснования своих предположений при выведении нового способа действия, умение обобщать и систематизировать информацию, оценивание своей деятельности и полученных результатов.
Воспитательная:способствовать воспитанию культуры общения, пробуждению интереса к процессу познания, формировать умения работать в группе, паре, самостоятельно
Тип урока: урок решения частных задач
Планируемые результаты:
Предметные:умение выявлять имена существительные общего рода, уметь применять способ определения рода таких существительных в контексте.
Метапредметные:
Познавательные:умение объяснять языковые явления, связи и отношения, выявленные в ходе выполнения заданий, строить рассуждения, делать выводы.
Регулятивные: умение планировать цели, пути их достижения через включение в разные виды деятельности и формы сотрудничества, умение оценивать результаты своей работы и результат работы одноклассников в ходе выполнения работы, выяснять причины допущенных ошибок, сопоставлять работу с образцом, самоконтроль и самооценка.
Коммуникативные:осуществлять продуктивное взаимодействие с одноклассниками, слушать и слышать других,сотрудничать и приходить к общему решению в совместной деятельности, учитывать различные мнения, аргументировать собственную точку зрения, строить умозаключения, речевые высказывания.
Личностные: уважительное отношение к родному языку, формирование ответственного отношения к учению, воспитание нравственных качеств личности, развитие устойчивой мотивации к обучению, адекватной самооценки.
Методы обучения: частично – поисковый, метод решения учебных задач.
ФОПД:групповая, индивидуальная, фронтальная.
Средства обучения: учебник «Русский язык» 4 класс Ломакович С.В., Тимченко Л.И., дидактический материал на доске, раздаточный материал на партах, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска SMART Board.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
||||
Познавательные |
Личностные |
Коммуникативные |
Регулятивные |
||||
Организационный |
Приветствует учащихся, создаёт доброжелательную атмосферу в классе, проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает на урок. |
Приветствуют учителя, настраиваются на урок. |
Уважительное отношение к учителю, одноклассникам, доброжелательность. Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; |
Умение устанавливать контакт с окружающими. |
Контроль своих действий. |
||
Актуализация знаний. Создание «ситуации успеха» |
Проводит фронтальную работу. Предлагает закончить предложения. Предлагает записать под диктовку слова, организует работу со словами (ответить на вопросы, выполнить логическое задание, оценить знания и умения по теме, соотнести слово с моделью части речи). Просит оценить свои умения по определению рода существительных. Предлагает выполнить задания для контроля умений. Предлагает выполнить проверку. Проводит рефлексию |
Устно дополняют по смыслу предложения. Записывают слова, находят общее между ними, различия, определяют часть речи, выбирают к существит. соответствующую модель, обобщают имеющиеся знания по теме «Род имён сущ.» Делают прогностическую оценку своих умений. Выполняют задание. Проверяют правильность выполнения задания. Оценивают умения. |
Умения воспринимать информацию на слух. Умения анализировать, обобщать и систематизировать. Умения понимать знаковую модель, различать символы замещаемой предметной действительности; Умения актуализировать свои знания, оценивать результат своей деятельности. |
В «ситуации успеха» почувствовать свою значимость, осознавать трудности и стремиться к их преодолению. Уметь объяснять смысл своих действий. Умение совершенствовать имеющиеся знания. |
Умения слушать собеседника, высказывать свою точку зрения, формулировать свои мысли и аргументировать их. Умения слушать одноклассников, строить понятные для собеседника высказывания. Контроль, коррекция. Умения формулировать собственную точку зрения. |
Оценка правильности выполнения действий. Умения адекватно выполнять рефлексивную и прогностическую самооценку Оценивать собственную работу по критериям Сверять свои действия с образцом. |
|
Постановка учебной задачи |
Предлагает на доске новый учебный материал для работы. Предлагает определить род, двух имён существительных, используя ранее выведенный способ действия. Учитель просит объяснить возникшую проблему. Предлагает сформулировать учебную задачу, определить тему урока. |
Ученики знакомятся с предложенным материалом. Проверяют ранее известным способом определения рода имён сущ, высказывают свои предположения. Учащиеся предлагают варианты ответа на поставленный вопрос. Определяют тему урока, формулируют её. |
Умения замечать проблему и формулировать её. Намечать способы решения проблемы.Умения осознанно строить речевое высказывание |
Умения формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. |
Умения различать способ и результат действия Умения слушать и понимать речь других, формулировать и аргументировать своё мнение |
Решение частной учебной задачи. (Осознание и осмысление. Применение новых знаний в различных ситуациях) |
Предлагает учащимся материал для наблюдения, на основе которого они выясняют, что в русском языке есть имена существительные общего рода, что для определения о ком говорится (о мальчике или девочке) при использовании в речи данных слов, необходимым условием является наличие слов, связанных с эти словом по роду.Приложение 1 Предлагает учащимся различные задания на понимание, осознание и отработку полученных знаний и умений. — найти лишнее слово; — составить алгоритм работы с именами существительными общего рода, включёнными в предложения; — дописать окончания у слов, связанных лексически и грамматически с именем существительным общего рода в предложении; Приложение 2 — составить предложения с именем существительным общего рода; — найти ошибки при употреблении существительных общего рода в предложениях. Приложение 3 |
На основе материала для наблюдения учащиеся делают выводы, проверяют их по учебнику. Анализируют предложенные задания, учатся находить слова общего рода, выявляют особенности согласования прилагательных и местоимений с существительными общего рода, составляют алгоритм работы, составляют предложения, используя полученный способ действия. |
Умение выдвигать гипотезы, обосновывать и доказывать правильность выбранной гипотезы Извлекать из текста необходимую информацию. |
Умение работать в разных учебных позициях Уметь объяснять смысл своих действий. |
Умения учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве Умения эффективно сотрудничать в паре, группе и классе. Умения высказываться, убеждать, доказывать, уступать Умения анализировать результаты собственного действия относительно общей схемы деятельности |
Умения строить рассуждение и доказательство. Умения строить рассуждение и доказательство Умения планировать деятельность, следовать составленному плану; Умения находить и исправлять ошибки, выделять причины ошибок; |
|
Рефлексия. |
Просит осуществить рефлексию урока и оценить свою деятельность. |
Анализируют итоги работы, констатируют достижение цели – решение учебной задачи, отмечают затруднения в процессе работы. Отвечают на вопросы. Проводят самооценку оценку. |
Актуализировать полученные знания, оценивать результаты своего продвижения. |
Умение проводить рефлексивный анализ собственной учебной деятельности, выявлять проблемы учебной деятельности |
Умения выполнять рефлексию своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий; |
Анализировать достижение цели и задач, обнаруживать отклонения, осознавать качество и уровень усвоения учебного материал. |
Домашнее задание. |
Предлагает записать по выбору домашнее задание в дневники. Приложение 4 |
Записывают домашнее задание. |
Приложение 1
Я – известный разиня.
Саша – разиня.
Разиня потерял ручку.
Наша разиня Оля пошла в школу без портфеля.
Приложение 2
Моя сестра Оля – настоящ_ егоза.
Эт_ маленьк_ непоседа не мог сидеть спокойно.
Мишу все знают как больш… трудягу.
Приложение 3
«Какая же ты замарашка!» — сказала мама сыну.
Сирота Дима воспитывалась в детском доме.
Хитрая растяпа Миша снова разлил чашку чая.
Приложение 4 (Домашнее задание)
Донесение шефу разведки от агента по кличке Лопух
(расшифрованная шифрограмма)
“Шеф! Третий месяц пытаюсь выполнить задание: завербовать кого-нибудь из 4 “В” класса для известных нам целей. Я внедрился в вышезаданный класс. Вы же знаете, шеф, что я, ваш агент, — на все руки дока и мастер перевоплощения. Все думают, что я – Лопухов Алик, круглый сирота, переехавший к бабушке.
Шеф! В 4 “В” классе никто не подходит! Староста, Настя Фанфаронова, невыносимая зазнайка и заучка. Крокодилова Ира тоже кошмарная воображала да ещё и выскочка. Всё разом разболтает! Балбешкин Никита – ужасный растяпа: у него всё из рук валится. Есть в 4 “В” ещё одна растяпа, Кашина Олеся. Курноскина Вика – жуткая соня и белоручка. Пусть себе дрыхнет, нам такие не нужны!
Сначала мне приглянулся Рыжиков Данил, но оказалось, что он страшный забияка. А главная классная задира – Ася Комарикова, но она при этом ещё и рёва. Её подруга Сусликова — такая плакса, но плюс к этому – ещё и повторюшка и подлиза противная. Шушунчиков Вася –редкий бука: всё молчит. Вот Макаронинов Саша – умница, но большой непоседа. Марина Пулькина тоже егоза несносная. Остаётся Хомяков, но он такой обжора! При этом он ещё такой неряха и невежа, просто ужас!
Шеф! Я хотел с горя завербовать учительницу русского языка. На вид – такая милашка, но оказалось, она удивительная злюка.
Только не думайте, шеф, что я такой — сякой придира. Здесь в самом деле не с кем работать!”
Ваша задача – выписать все слова общего рода.