Ошибки при употреблении собирательных числительных

Ошибки в употреблении имени числительного


Ошибки в употреблении имени числительного

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 1007.

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 1007.

В русском языке правильное написание числительных весьма затруднено. Больше всего ошибок возникает при склонении этой части речи. В статье приведены наиболее распространенные ошибки в использовании числительных, а также представлены правильные варианты с примерами.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 30 лет.

Имя числительное относится к тем частям речи, при употреблении которых можно допустить массу ошибок. Как показывает практика, это ошибки, связанные с падежными формами различных числительных, а также орфографические недочёты. Чтобы речь стала более грамотной, полезно использовать в ней имена числительные как можно чаще.

Самые распространённые ошибки в употреблении форм числительных

Неправильное употребление имени числительного, как правило, связано с незнанием основных особенностей этой части речи.

Чаще всего в речи люди ошибаются в таких случаях:

  • В составных количественных числительных при склонении ставят в форму нужного падежа только последнее слово. Например: В сто двадцать семи домах было отключено электричество. Правильный вариант: В ста двадцати семи домах было отключено электричество.
  • Неправильно согласовывают собирательные числительные с зависимыми от них существительными: Районным отделом образования в течение года было организовано шесть методических объединений, трое из которых были выездными. Согласно правилам русского языка, собирательное числительное трое не может сочетаться с существительным среднего рода. Здесь правильнее использовать количественное числительное: три из которых были выездными.
  • Нарушают сочетаемость числительных обе и оба, особенно в формах косвенных падежей: Обоим командам жюри присудило по одному очку. Правильно будет сказать: обеим командам.
  • Неправильно склоняют сложные числительные на -ста, -сто, -сот: Двухстам человекам не хватило противогазов. Правильно говорить: двумстам, трёмстам, четырёмстам и т. д.
  • Неправильно образуют формы некоторых косвенных падежей числительного девяносто: С девяностами баллами команда прошла в финал. Правильно говорить: с девяноста баллами.
  • Забывают вставить мягкий знак в конце первой основы сложных слов. Вот некоторые примеры: шестсот, девятсот.
  • Пишут мягкий знак там, где его не должно быть. Например: семьнадцать, девятьнадцать.
  • Допускают ошибки в образовании падежных форм дробных числительных полтора и полторы, полтораста: Полторастам солдатам не довелось вернуться домой. Правильно нужно писать: полутораста солдатам.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Людмила Щербовских

    8/8

  • Любовь Резник

    8/8

  • Богдан Полтавченко

    8/8

  • Ирина Терещенко

    8/8

  • Егор Волченков

    8/8

  • Лариса Рымарева

    5/8

  • Сергей Гоенко

    8/8

  • Николай Болотин

    8/8

  • Зейнеп Булатова

    7/8

  • Венера Ибадлаева

    7/8

Оценка статьи

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 1007.


А какая ваша оценка?

«Калужские губернские ведомости» расскажут об основных трудностях в употреблении числительных.

Наиболее часто при употреблении числительных встречаются следующие ошибки:

неверное склонение сложных числительных;

неуместное употребление собирательных числительных;

ошибочное буквенное наращивание при цифровом написании числительного.

Нередко неверно склоняют числительные пятьдесят и шестьдесят:

в творительном падеже верная форма — пятьюдесятью, шестьюдесятью (НЕ пятидесятью, шестидесятью

Также трудность представляет склонение числительных двести, триста, четыреста и всех числительных, заканчивающиеся на -сот (пятьсот, шестьсот и т. д.):

родительный падеж — трехсот, пятисот (НЕ трехста, пятиста

дательный падеж — тремстам, пятистам (НЕ трехстам)

творительный падеж — тремястами, пятьюстами (НЕ трехстами, пятистами)

Вторая группа ошибок — употребление собирательных числительных.

Собирательные числительные употребляются в нескольких случаях:

1) в сочетании с существительными мужского и общего рода, называющими лиц:

пятеро друзей, встретил пятерых друзей; на улице стояло семеро зевак 

В подобных конструкциях допускается также использование количественных числительных:

пять друзей, пяти друзей; семь зевак

2) в сочетании с существительными дети, ребята, люди, лица в значении ‘люди‘:

у Марии Николаевны пятеро детей, встретил троих ребят, в спектакле шестеро действующих лиц 

Допускается также использование количественных числительных:

пять детей, встретил трех ребят, шесть действующих лиц

3) в роли субстантивированных числительных и в сочетании с личными местоимениями:

пятеро в серых шинелях, нас пятеро

4) в сочетании с неодушевленными существительными, употребляющимися только в форме множественного числа и с названиями парных предметов:

пятеро ножниц, пятеро щипцов, двое носков 

В косвенных падежах используется количественное числительное: 

пяти ножниц, пятью щипцами, двумя носками

Неверно употреблять собирательные числительные с существительными женского рода, а также со словами, обозначающими названия профессий или роды деятельности:

пять девочек (НЕ пятеро девочек)

пять инженеров (НЕ пятеро инженеров)

В следующем выпуске «Выучи русский язык на 5» «Калужские губернские ведомости» расскажут о третьей группе наиболее распространенных ошибок в употреблении числительных — неверных буквенных наращиваниях после цифр.

Фото из открытых источников.

Если вы стали свидетелем происшествия или необычного события, пишите нам.
Предложить свою новость

Ошибки в употреблении числительных примеры. Морфологические ошибки

Слова, предназначенные для обозначения чисел, называются числительными. Имя числительное может называть отвлечённое число, количество и порядок предметов при счёте. Поэтому по значению числительные делятся на количественные и порядковые. Среди количественных выделяются числительные, называющие целые и дробные числа, а также собирательные числительные. По составу имена числительные бывают простые, сложные и составные.

При употреблении числительных основные трудности связаны со склонением сложных и составных количественных числительных. Знание этих правил проверяется в задании типа 6. В задании же 7 будут задания, связанные с умением сочетать определённые числительные с именами существительными.

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПРАВИЛ И ОШИБОК

7.10.1 Ошибки при употреблении собирательных числительных

1) с существительными мужского рода и общего рода, называющих лиц МУЖСКОГО пола : четверо школьников, двое преподавателей, трое друзей, двое сирот ;

2) с названиями детёнышей животных : пятеро котят, двое щенят, трое медвежат ;

3) с существительными дети, ребята, люди, лица

4) с существительными, имеющими форму только множественного числа или обозначающими парные предметы : трое ножниц, двое носков, пятеро суток, двое брюк ;

5) с личными местоимениями : Нас, их, вас было семеро.

6) c субстантивированными словами, то есть теми, что могут употребляться как имена существительные: пришедшие, опоздавшие, больные и многими другими. Например, трое опоздавших зашли в аудиторию, четверо больных ожидали в приёмной

Если тип слова, с которым употреблено числительное, не указан в правиле, с ним строить словосочетание нельзя.

1. Из школы вышли семеро девочек и пятеро мальчиков.

2. Трое экземпляров было передано в музей.

3. Двое дней и ночей мы готовились к экзамену.

1. Из школы вышли семь девочек (женский род, нельзя собирательное) и пятеро мальчиков.

2. Три экземпляра (не лицо мужского пола, нельзя) были переданы в музей.

3. Два дня (не лицо мужского пола) и две ночи (женский род ) мы готовились к экзамену.

7.10.2 Ошибки при употреблении числительного ОБА/ОБЕ

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой.

1. По обоим сторонам дороги росли липы.

2. Обое ребят были чем-то озабочены.

Приведём исправленный вариант.

1. По обеим сторонам дороги росли липы. (женский род!)

2. Оба были чем-то озабочены (нет у слова ОБА множ. числа)

7.10.3 Ошибки при употреблении простых числительных, оканчивающихся на два, три, четыре

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой.

1. Состоялось двадцать две/два/двое переговоров.

2. Он провёл в больнице двадцать три/трое сутки.

3. Во дворе установили три качели.

4. Двадцать четыре саней участвовали в экспедиции

Приведём исправленный вариант.

1. Приняли участие в двадцати двух переговорах (не получится сделать «двадцать двое» переговоров, нет такого собирательного числительного.)

2. Он находился в больнице на протяжении двадцать трёх суток. (только с заменой на в течение/на протяжении)

3. Во дворе установили трое качелей (слово «качели» не имеет форму ед. числа, поэтому используем собират. числит.)

4. Экипажи двадцати четырёх саней участвовали в экспедиции (меняем падеж, по другому нельзя)

Сочетания типа «33 ножниц», «22 плоскогубцы», «24 сутки» невозможно ни прочитать правильно, ни записать.

7.10.4 Ошибки в управлении при обозначении даты

В сочетаниях порядковых числительных с именами существительными, которые обозначают даты,

числительное управляет существительным, а значит, при склонении числительного имя существительное должно оставаться в одной и той же форме.

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой.

Выделим неверные окончания.

1. Поздравить с Восьмым мартом

2. Подготовить презентацию к первому апрелю

3. Вспоминать о Девятом мае

Приведём исправленный вариант.

1. Поздравить с Восьмым мартА

2. Подготовить презентацию к первому апрелЯ

3. Вспоминать о Девятом маЯ

7.10.5 Ошибки при использовании дробных числительных полтора (полторы) и полтораста

Полтораста — это 150, полтора — один с половиной.

Эти дробные числительные легко сочетаются с именами существительными в именительном и винительном падеже, например полтора метра, полтора яблока, полторы недели, полтораста рублей. При изменении по падежам возникают сложности. На что нужно обращать внимание?

1. На форму числительного.

2. На форму имени существительного.

Обратите внимание: эти случаи часто используются и в задании 6.

Во всех остальных падежах — ПОЛУТОРА, имя существительное ставится во множественном числе: не более полутора литров, в течение полутора минут, в полутора километрах

Слово ПОЛТОРАСТА во всех падежах, кроме именительного и винительного, имеет форму ПОЛУТОРАСТА независимо от рода; существительное ставится всегда во множественном числе.

Например: около полутораста человек, в полутораста километрах от областного центра

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой.

1. Потратили на покупку не более полто ры тысяч рублей.

3. В митинге приняли участие около полтор аста жителей.

4. Мы находились в полуторастах километров .

Приведём исправленный вариант

1. Потратили на покупку не более полУтора (род. падеж) тысяч (мн. число) рублей.

3. В митинге приняли участие около полУтораста (род. падеж) жителей (мн. число) .

4. Мы находились в полуторастА (род. падеж) километрАХ (мн. число) .

Лингвисты пророчат, что в скором времени мы перестанем склонять числительные совсем, уж слишком часто путаются даже образованные люди. К тому же числительные можно записать цифрами. Но время от времени их нужно произносить вслух, причём в разных падежах. Как правильно, «трехстам» или «тремстам», «с девяноста» или с «девяностами»? «Мел» разбирает самые популярные ошибки в употреблении числительных.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Правильно : в кошельке не хватает двухсот рублей

Проблемными считаются числительные «двести», «триста», «четыреста», а также последующие сотни, оканчивающиеся на -сот. Числительное «двести» не только забывают склонять, но и зачастую делают это некорректно: «У меня нет двухста рублей» или «у меня нет двести рублей». Родительный падеж от слова «двести» только один — «двухсот». Соответственно, будет «трёхсот», «четырёхсот», «пятисот» (не пятиста!) и так далее.

Правильно : тремстам студентам сделали выговор

Часто ошибаются на хитрой букве «х», которая то появляется в сложных количественных числительных — «трёхсот» (р.п.), «(о) трёхстах (п.п.), — то исчезает — «трёмстам» (д.п.), «трёмястами» (т.п.). Запоминаем и больше не сомневаемся.

Правильно : девятиклассники выиграли восемнадцать конкурсов

Возможно, это будет слишком простой пример для читателей «Мела», но повторение — мать учения. В сложных числительных от 15 до 19 мягкий знак в середине не пишется. Никогда. А вот в числительных на -десят (от 50 до 80) и на -сот (от 500 до 900) — наоборот, в середине ставим мягкий знак. Будет не «пятдесят», а «пятьдесят».

Правильно : он остался с девяноста рублями

Важно запомнить, что у числительных «сорок», «девяносто» и «сто» существует только две формы. Так, в именительном и винительном падежах будет «сорок», «девяносто» и «сто», а во всех остальных — «сорока», «девяноста» и «ста». Поэтому никаких «девяностами», «сороках» и тому подобное.

Правильно : ролик собрал более 15,5 миллиона просмотров

Здесь всё достаточно просто: в дробных числительных дробь управляет существительным. Ставим его в родительном падеже единственного числа. Так что будет «15,5 миллиона» (пятнадцать целых и пять десятых миллиона) и «15 миллионов» (пятнадцать миллионов).

Правильно : на урок пришли двое учеников

Правильно : на урок пришли две ученицы

По правилам когда дело касается представительниц женского пола, употребляем количественные числительные: «две ученицы», «три сестры». Собирательные числительные (двое, трое, четверо) могут сочетаться с существительными мужского рода и общего рода, называющими лиц (друзья, сироты, ребята) и с существительными только множественного числа (сани, ножницы, сутки). Например: трое студентов, двое юношей, четверо ребят. При этом если сказать «два студента» или «четыре брата», это не будет считаться ошибкой, а вот «трое сестёр» или «двое девушек» — уже недопустимый вариант.

Школа- лицей №16 г.Шахтинска

Коварная часть речи — имя числительное.

( Ох, уж эти числительные!)

Карагандинская обл. г.Шахтинск

Хамитова Ольга Тураровна

Учитель русского языка и литературы,

1.1.Лексико-грамматические характеристики имен числительных……………………… . 4-5

2.1. Образование и употребление имен числительных…………………………….……. . 6-7

2.2. Типичные ошибки одноклассников в употреблении числительных…………. ……. . 7-8

2.3. Склонение имен числительных…………………………………………. …. ……… . 9-10

Список литературы. ……. …..12

В наше время очень актуален вопрос о грамотности нашей речи. К сожалению, даже телеведущие допускают ошибки в произношении слов, особенно при склонении числительных и лексической сочетаемости числительных с другими словами в тексте.

Частые ошибки в употреблении имен числительных в речи обусловили актуальность данной работы.

Гипотеза: регулярные тренировочные занятия по употреблению числительных исправить помогают исправить их неправильное употребление в речи.

Цель нашей работы: выявить типичные ошибки в употреблении числительных и разработать рекомендации для их устранения.

Сбор и анализ литературных данных;

Сбор статистических данных;

Анализ и обобщение информации;

В ведение

В наше время очень актуален вопрос о грамотности речи. К сожалению, даже телеведущие допускают ошибки в произношении слов, особенно при склонении числительных и лексической сочетаемости числительных с другими словами в тексте.

Вот и на уроках математики пора задуматься, грамотно ли мы говорим.
Удивительная тема: «Имя числительное»! С числами мы каждый день встречаемся на уроках математики, а на уроках русского языка мы закончили изучение этой темы в 6 классе.
Уникальная особенность числительных состоит в том, что все они могут быть перечислены (их всего около 50). А можно ли перечислить все существительные, прилагательные, глаголы? Нет! Все новые и новые слова появляются в языке, пополняются словари. А вот новые числительные вряд ли уже появятся: ведь для всех, даже самых огромных чисел, уже в древности люди придумали названия.

Частые ошибки в употреблении имен числительных в речи обусловили актуальность данной работы.

Гипотеза: регулярные тренировочные занятия по употреблению числительных исправить помогают исправить их неправильное употребление в речи.

Цель нашей работы: выявить типичные ошибки в употреблении числительных и разработать рекомендации для их устранения .

Задачи исследования:

рассмотреть особенности имени числительного как части речи;

выявить специфику грамматических норм склонения имени числительного;

проанализировать причины ошибок в употреблении имен числительных;

помочь одноклассникам научиться правильно употреблять числительные в речи.

Методы исследования :

сбор и анализ литературных данных;

сбор статистических данных;

анализ и обобщение информации;

1. Имя числительное как часть речи

1.1. Лексико-грамматические характеристики имен числительных

Грамматическая категория — это свойственные словам значения обобщенного характера, значения, отвлеченные от конкретных лексических значений этих слов. Грамматические категории обладают различной степенью абстрагирования. Например, грамматическая категория падежа в сравнении с грамматической категорией рода является более абстрагированной категорией.

Термин «грамматическая категория» используется и в другом, более широком значении — в значении класса слов, объединенных общими грамматическими признаками. В таком смысле мы говорим о категории существительного и т.д. Однако при этом добавляется уточняющее прилагательное лексический , т.е. речь идет о лексико-грамматических категориях слов, или частях речи.

Имя числительное — разряд слов, которые служат названиями отвлеченных чисел ( два плюс три — пять ), или определенного количества однородных предметов, выраженного в целых или дробных числах ( два рубля, три пятых тонны ), или порядка предметов по счету ( третий этаж ).

Со стороны семантической имя числительное является названием отвлеченного числа, не осложненным какими-либо иными значениями. Например, слова три и тройка обозначают количество, однако к именам числительным относится лишь слово три, а слово тройка входит в разряд имен существительных.

Слово три — числительное, так как имеет значение отвлеченного числа, это слово однозначно, его значение исчерпывается указанием числа в определенных счетных таблицах. Слово тройка — название количества, совмещающее это значение с названиями предметов: цифры три , школьной отметки, игральной карты, трех лошадей, запряженных рядом, трех самолетов, образующих звено и т.д.

Обозначение количества в слове тройка лишено отвлеченного характера, свойственного числительным; слово тройка имеет предметное значение в качестве основного и поэтому относится к именам существительным.

Со стороны морфологической числительное характеризуется следующими свойствами:

1) почти все числительные лишены категории числа,

2) большинство числительных не имеет категории рода (род имеют числительные один, два, оба, полтора, тысяча, миллион и др.),

3) многие числительные отличаются особенностями в склонении.

Со стороны синтаксической числительные отличаются следующими особенностями:

1) сочетаются только с именами существительными; такие словосочетания синтаксически неделимы и выступают как один член предложения ( два дня, две ночи, двое суток );

2) не могут определяться именем прилагательным.

Разряды имен числительных

Соответственно семантическим особенностям, грамматическим свойствам и характеру употребления различаются следующие разряды числительных:

1) количественные (один, два)

2) собирательные (трое, четверо)

3) дробные (три пятых, ноль целых две десятых)

4) неопределенно-количественные (мало, несколько)

5) порядковые (первый, второй)

Первые четыре разряда числительных обозначают абстрактное количество, последний ряд — порядок предметов по счету.

Трудности в употреблении имен числительных нередко связываются с возможностями их сочетаемости с другими словами.

Так, собирательные числительные обычно сочетаются:

1. с существительными мужского и общего рода, называющими лиц: пятеро друзей, встретила пятерых однокурсников; на улице стояло семеро зевак; но допустимо и: пять друзей, пятерых однокурсников: семь зевак;

2. с существительными дети, ребята, люди, лица в значении «человек»: у главного бухгалтера пятеро детей, встретила троих ребят, в спектакле шестеро действующих лиц; но допустимо и: пять детей, трех ребят, шесть действующих лиц;

3. в значении субстантивированных числительных и в сочетании с личными местоимениями: пятеро в желтых майках, нас пятеро;

4. с неодушевленными существительными, употребляющимися только во множественном числе и названиями парных предметов: пятеро ножниц, пятеро щипцов, но в косвенных падежах используется количественное числительное: пяти ножниц, пятью щипцами.

2. Понятие грамматической нормы в употреблении имен числительных

2.1. Образование и употребление имен числительных

Т рудности представляет и образование многозначных порядковых числительных. Так, заголовок «1 100 000 000-й гражданин», бесспорно, привлечет к себе внимание, но каждый испытает затруднение при попытке прочитать его вслух или изобразить на письме словами.

В сочетании с одушевленными существительными собирательные числительные употребляются как в именительном, так и в косвенных падежах. Неопределенно-количественные слова (сколько, столько, несколько, мало, много и т.п.) сочетаются с существительными как обычные количественные числительные, а склоняются по типу собирательных числительных.

В сочетании с предлогом по неопределенно-количественные слова употребляются в двух падежных формах.

Отдельными правилами определяются правописание сложных слов, в состав которых входят числительные, а также особенности согласования сказуемого с подлежащим, в состав которого входит числительное.

Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счете и согласуются с существительными в формах рода, числа и падежа и имеют падежные окончания прилагательных. Это происходит путем прибавления к полной основе количественного числительного окончания полного прилагательного (шесть — шестой), у сложных числительных (от 50 до 80 и от 200 до 900) изменяется и первая часть основы (например, триста — трехсотый и т.п.).

Составные числительные при образовании порядковых преобразуют только последнюю часть (двадцать пять — двадцать пятый). В числительном сороковой и тысячный выделяются словообразующие суффиксы прилагательных -ов и -н.

Порядковые числительные, оканчивающиеся на -тысячный, -миллионный, -миллиардный, пишутся слитно.

Числительные девяносто и сто сохраняют свою начальную форму.

2.2. Типичные ошибки одноклассников в употреблении числительных

Трудно слушать человека, который произносит много цифровых данных, а если прибавить к этому еще и частые ошибки в употреблении имен числительных, то восприятие такой речи становится сложным.

Ошибки такого рода объясняются нарушениями правил образования различных форм слова . В нашей школе проблема неправильного употребления и произношения числительных также имеет место. Учащимся 7-8 классов было предложено выполнить следующее задание.

Какие из данных словосочетаний употреблены правильно, а какие неправильно? Распределите примеры по столбикам ( правильное употребление — неправильное употребление).

С шестьюдесятью пирожными, шестидесятью пирожными;

с двумястами рублями, с двумястами рублей;

с шестьюстами семьюдесятью двумя рублями, с шестьсот семьдесят двумя рублями;

массой в тысячу пятьсот тонн, массой в тысяча пятьсот тонн;

на двадцать два дня, на двадцать двое суток;

в полутораста километрах от цели, в полутораста километров от цели;

с полутора десятками человек, с полутора десятком человек.

Результаты нашего опроса таковы:

Допустили 3-5 ошибки

Допустили 5 ошибок и более

Из данных таблицы видно, что владеют нормами употребления числительных в речи только 16% учащихся 7-8 классов.

1. Ошибки в склонении количественных числительных

На это потрачено около четыреста – пятьсот рублей (вм. около четырехсот – пятисот)

В стах метрах (вм. в ста)

Ехали двадцать два суток (ненормативное употребление)

С шестидесятью рублями (вм. с шестьюдесятью)

2. Ошибки в склонении составных порядковых числительных

до тысячи девятьсот пятого года (вм. тысяча)

3. Ошибки в употреблении собирательных числительных (оба – обе)

По обоим сторонам дороги (вм. по обеим)

Ампутация обоих ног (вм. обеих)

4. Ошибки в употреблении собирательных числительных (двух – двоих)

Троих дочерей, двоих девушек (вм. колич. числит. две, три)

2.3. Склонение имен числительных

В составном количественном числительном изменяется каждое слово.

Пример склонения количественного числительного 3892 человека.

Родит. – Три тысячи восьмисот девяноста двух человек.

Дат. – Трем тысячам восьмистам девяноста двум людям.

Вин. – Три тысячи восемьсот девяносто два человека.

Твор. – Тремя тысячами восьмьюстами девяноста двумя людьми.

Предл. – (о) Трех тысячах восьмистах девяноста двух людях.

При склонении дробных числительных изменяются обе части.

Имен. – Три пятых.

Родит. – Трех пятых.

Дат. – Трем пятым.

Винит. – Три пятых.

Твор. – Тремя пятыми.

Предл. – (о) Трех пятых.

При смешанном числе (целое и дробь) существительным управляет дробь, а не целое число.

При употреблении слов «с половиной», с «четвертью», «с третью», существительным управляет целое число.

«Десять и пять десятых процента» (существительное «процент» употребляется в единственном числе).

«Десять с половиной процентов» (существительное ставится во множественном числе).

Особенности в склонении имеют слова «полтора», «полторы», «полтораста», относящиеся к дробным числительным.

При склонении они имеют формы только двух падежей .

Родит. – Полутора метров, полутора тонн.

Дат. – Полутора метрам, полутора тоннам.

Винит. – Полтора метра, полторы тонны.

Твор. – Полутора метрами, полутора тоннами.

Предл. – (о) Полутора метрах, (о) полутора тоннах.

Собирательные числительные употребляются : – с существительными мужского и общего рода, называющими лиц;

− с существительными мужского рода на «а» сочетаются только собирательные числительные;

С существительными «дети», «ребята», «люди» и с существительным «лицо» (в значении «человек»);

− с существительными имеющими форму только множественного числа;

− с личными местоимениями;

− с названиями детенышей животных;

− в качестве числительных, перешедших в разряд существительных;

− с существительными, называющими парные предметы;

− с существительными, относящимися к официально-деловой лексике.

Собирательные числительные в косвенных падежах имеют окончания полных прилагательных множественного числа. В косвенных падежах при неодушевленных существительных собирательные числительные обычно заменяются на количественные.

В сочетании с одушевленными существительными собирательные числительные употребляются как в именительном, так и в косвенных падежах.

Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счете и согласуются с существительными в формах рода, числа и падежа и имеют падежные окончания прилагательных.

Это происходит путем прибавления к полной основе количественного числительного окончания полного прилагательного («шесть» – «шестой»), у сложных числительных (от 50 до 80 и от 200 до 900) изменяется и первая часть основы (например, «триста» – «трехсотый» и т.п.).

Составные числительные при образовании порядковых преобразуют только последнюю часть («двадцать пять» – «двадцать пятый») .

В числительном «сороковой» и «тысячный» выделяются словообразующие суффиксы прилагательных «ов» и «н» .

Порядковые числительные, оканчивающиеся на «тысячный» , «миллионный» , «миллиардный» , пишутся слитно.

Числительные «девяносто» и «сто» сохраняют свою начальную форму.

Речевой ошибкой является любое отступление от современной языковой нормы. Под языковой нормой понимается общепринятое и формализованное (в словарях и учебниках русского языка) употребление слов, словообразований и синтаксических конструкций

Включенная в словесный текст, цифра подчиняется законам, на основе которых формируется целостность словесного текста. «Увидев цифру в тексте, мы всегда мысленно произносим ее в именительном падеже и лишь при дальнейшем продвижении по тексту понимаем, что падеж надо изменить. Приходится останавливаться, возвращаться к началу фразы – процесс восприятия замедляется и усложняется, тем более что склонение многозначных числительных – камень преткновения для многих, даже для опытных дикторов» .

Несмотря на то, что в устной речи существует явная тенденция к упрощению склонения числительных, правила письменной речи пока остаются неизменными. Практическая рекомендация в этом случае очевидна: надо так построить фразу, чтобы числовое значение входило в нее в именительном падеже.

В проведенном нами исследование рассмотрены особенности имени числительного как части речи, выявлена специфика грамматических норм склонения имени числительного, проанализированы причины ошибок в употреблении имен числительных.

В ходе анкетирования учащихся 7-8 классов выявлено, что 84% опрошенных не владеют нормами употребления числительных в речи, что недопустимо для специалиста с высшим образованием, да и для любого современного человека.

Итог нашей работы — буклет, в котором даны рекомендации по употреблению числительных, представлены таблицы с разными типами склонения этой части речи, собран занимательный языковой материал (лингвистические миниатюры, грамматические сказки, стихи о числительном, задачи, шарады, загадки, игры-упражнения для развития интереса) для тренировочных занятий с одноклассниками.

Список литературы

Валгина Н.С., Современный русский язык, М., 2002 г.

Введенская Л.А. и др., Русский язык и культура речи, Ростов н/ Д, 2003 г.

Верещагин Е.М., Костомаров В.Г., Язык и культура, М.,1990г.

Виноградов В.В., Современный русский язык, М., 1990 г.

Головин Б.Н., Основы культуры речи, М., 1988 г

Голуб И.Б., Стилистика русского языка, М.. 2001г.

Граудина Л.К., Ицкович В.И., Катлинская Л.П., Грамматическая правильность русской речи, М., 2001 г.

Граудина Л.К., Ширяев Е.Н., Культура русской речи, М., 2001 г.

Земская Е.А. Словообразование как деятельность. — М., 1992.

Кожина М.Н., Стилистика русского языка, М., 1977 г.

Кочергина В.А., Современные задачи исследования частей речи, М., 1989г.

Лекант П.А., Современный русский язык, М., 1998 г.

Медведева С.Ю., Специфика языка печати как средства массовой коммуникации, М., 1986 г.

Новикова В.И., Употребление числительных в современной речевой практике, М., 2001г.

Лингвисты пророчат, что в скором времени мы перестанем склонять числительные совсем, уж слишком часто путаются даже образованные люди. К тому же числительные можно записать цифрами. Но время от времени их нужно произносить вслух, причём в разных падежах. Как правильно, «трехстам» или «тремстам», «с девяноста» или с «девяностами»? «Мел» разбирает самые популярные ошибки в употреблении числительных.

Правильно : в кошельке не хватает двухсот рублей

Проблемными считаются числительные «двести», «триста», «четыреста», а также последующие сотни, оканчивающиеся на -сот. Числительное «двести» не только забывают склонять, но и зачастую делают это некорректно: «У меня нет двухста рублей» или «у меня нет двести рублей». Родительный падеж от слова «двести» только один — «двухсот». Соответственно, будет «трёхсот», «четырёхсот», «пятисот» (не пятиста!) и так далее.

Правильно : тремстам студентам сделали выговор

Часто ошибаются на хитрой букве «х», которая то появляется в сложных количественных числительных — «трёхсот» (р.п.), »(о) трёхстах (п.п.), — то исчезает — «трёмстам» (д.п.), «трёмястами» (т.п.). Запоминаем и больше не сомневаемся.

Правильно : девятиклассники выиграли восемнадцать конкурсов

Возможно, это будет слишком простой пример для читателей «Мела», но повторение — мать учения. В сложных числительных от 15 до 19 мягкий знак в середине не пишется. Никогда. А вот в числительных на -десят (от 50 до 80) и на -сот (от 500 до 900) — наоборот, в середине ставим мягкий знак. Будет не «пятдесят», а «пятьдесят».

Правильно : он остался с девяноста рублями

Важно запомнить, что у числительных «сорок», «девяносто» и «сто» существует только две формы. Так, в именительном и винительном падежах будет «сорок», «девяносто» и «сто», а во всех остальных — «сорока», «девяноста» и «ста». Поэтому никаких «девяностами», «сороках» и тому подобное.

Правильно : ролик собрал более 15,5 миллиона просмотров

Здесь всё достаточно просто: в дробных числительных дробь управляет существительным. Ставим его в родительном падеже единственного числа. Так что будет «15,5 миллиона» (пятнадцать целых и пять десятых миллиона) и «15 миллионов» (пятнадцать миллионов).

Правильно : на урок пришли двое учеников

Правильно : на урок пришли две ученицы

По правилам когда дело касается представительниц женского пола, употребляем количественные числительные: «две ученицы», «три сестры». Собирательные числительные (двое, трое, четверо) могут сочетаться с существительными мужского рода и общего рода, называющими лиц (друзья, сироты, ребята) и с существительными только множественного числа (сани, ножницы, сутки). Например: трое студентов, двое юношей, четверо ребят. При этом если сказать «два студента» или «четыре брата», это не будет считаться ошибкой, а вот «трое сестёр» или «двое девушек» — уже недопустимый вариант.

Морфологические ошибки, встречающиеся в деловых текстах, прежде всего, связаны с незнанием нормы образования различных частей речи (существительных, прилагательных, глаголов, числительных) в современном русском языке.

С одной стороны, нормы русского литературного языка находятся в постоянном движении и изменении, так как язык – явление живое и восприимчивое, подвластное всем веяниям времени и жизни. Меняются значения и произношения слов, меняется место ударения в словах, меняются даже формы слов, меняется сочетаемость слов и многое другое. Одни формы более употребительны в одном стиле речи, другие в другом. Если посмотреть, как писали деловые бумаги в прошлом веке, и сравнить с днем сегодняшним, то мы найдем большое количество несоответствий и изменений.

Но, с другой стороны, нормы языка отличаются устойчивостью и стабильностью. Все изменения в языке происходят очень постепенно и закономерно, не разрушая его структуры и исконности. Какие-то изменения могут затронуть только определенный стиль речи. Мы часто говорим: так можно говорить, но гак нельзя писать в документе.

Итак, рассмотрим наиболее типичные морфологические ошибки с учетом современных норм употребления форм слов в деловой письменной речи.

Неправильное употребление формы имени существительного. Современный русский язык располагает большим числом вариантных форм имен существительных. Одни из них закрепились в литературном языке или в определенном стиле речи, другие же воспринимаются как речевые ошибки. В официальной речи надо использовать следующие формы множественного числа: инспекторы, договоры, выборы, бухгалтеры, шоферы, а в разговорной речи употребляются эти слова с конечным – «а».

Разговорную окраску имеют образования женского рода типа: секретарша, преподавательница, руководительница, заведующая, продавщица, санитарка, аспирантка, лаборантка.

В документе (в анкете, в личном листке, в заявлении) названия лиц по профессии, должности и ученому званию по традиции сохраняют форму мужского рода. Например: секретарь, преподаватель, руководитель, заведующий, продавец, санитар, аспирант, лаборант и т.д.

Однако глагол и глагольные формы в предложениях с этими словами употребляется в женском роде, например: «Секретарь Федорова оформила заявление«, «Доцент Хромова подала список публикаций», «Выступившая на собрании директор Сидорова. «

Местоимения, числительные и прилагательные употребляются в мужском роде, согласуясь с должностью, а не с фамилией. Например: «Наш директор Иванцова Анна Сергеевна прекрасный руководитель», «Смирнова Ольга Семеновна – один из опытнейших руководителей области».

Ошибки при употреблении полной и краткой форм имен прилагательных. Составителям деловых бумаг следует учитывать, что краткие формы имен прилагательных более употребительны в официально-деловой речи: полная форма прилагательного чаще обозначает временный признак, а краткая форма обозначает постоянный признак.

Краткая форма употребительна в языке документа – поскольку она обозначает постоянный признак предмета, она более абстрактна и отвлеченна. Полные формы прилагательных в деловых текстах оказываются неуместными еще и потому, что ощущаются как разговорные и даже просторечные. Ниже представлены примеры правильного и неправильного словоупотребления.

Неправильно

Правильно

Выводы комиссии обоснованные и справедливые.

Решение об увольнении инженера Сафронова Д. П. незаконное.

Данная задача при сложившемся положении неразрешимая.

Предложенные поправки и дополнения существенные.

Требования к работникам аппарата управления своевременные.

Изменение графика отпусков работников отдела нежелательное.

Проведение консультации со специалистами совершенно необходимое.

Данное решение обязательное для исполнения.

Выводы комиссии обоснованны и справедливы.

Решение об увольнении инженера Сафронова Д. П. незаконно.

Данная задача при сложившемся положении неразрешима.

Предложенные поправки и дополнения существенны.

Требования к работникам аппарата управления своевременны.

Изменение графика отпусков работников отдела нежелательно.

Проведение консультаций со специалистами совершенно необходимо. Данное решение обязательно для исполнения.

Ошибки при употреблении имен числительных. В русском языке различаются количественные, порядковые и собирательные числительные.

Склонение количественных числительных. При употреблении количественных числительных в служебных документах, а также в деловой беседе, при чтении деловых текстов в официальной обстановке следует помнить, что все количественные числительные склоняются.

Так же, как пять, склоняются все числительные от пяти до двадцати и тридцать. Они склоняются как существительные женского рода на – «ъ».

После числительных два, три, четыре употребляется родительный падеж единственного числа существительных: три новых сотрудника, двадцать два новых сотрудника.

После всех других числительных употребляется родительный падеж множественного числа: двадцать новых сотрудников (табл. 9.2).

Обратите внимание

Несклонение или неполное склонение сложных и составных количественных числительных, распространенное в устной речи, является нарушением норм официально-деловой письменной речи.

источники:

https://belkaim.ru/gastroenterology/oshibki-v-upotreblenii-chislitelnyh-primery-morfologicheskie/

Собирательные числительные в русском языке

Собирательные чис­ли­тель­ные — это сло­ва, кото­рые обо­зна­ча­ют коли­че­ство лиц или пред­ме­тов как еди­ное целое.

Что такое собирательные числительные?

Имя чис­ли­тель­ное как часть речи объ­еди­ня­ет сло­ва с коли­че­ствен­ным зна­че­ни­ем, кото­рые отве­ча­ют на вопро­сы сколь­ко? кото­рый по счёту?

Среди этих слов выде­ля­ют­ся сво­ей спе­ци­фич­но­стью соби­ра­тель­ные чис­ли­тель­ные. Наряду с целы­ми и дроб­ны­ми чис­ла­ми они так­же обо­зна­ча­ют коли­че­ство лиц и пред­ме­тов, но выра­жа­ют их чис­лен­ность как нечто еди­ное или совокупность.

  • (сколь­ко?) трое ребят;
  • семе­ро мудрецов;
  • девя­те­ро друзей.

Собирательные числительные

К раз­ря­ду соби­ра­тель­ных чис­ли­тель­ных в рус­ском язы­ке при­над­ле­жат 11 слов:

Собирательные чис­ли­тель­ные «двое» — «деся­те­ро» явля­ют­ся про­из­вод­ны­ми от одно­ко­рен­ных слов, обо­зна­ча­ю­щих целые чис­ла. Числительные «двое», «трое» обра­зо­ва­ны с помо­щью суф­фик­са -ой-, а все осталь­ные — с помо­щью суф­фик­са -ер-:

  • два → дв[ ой’ э ]
  • три → тр[ ой’ э ]
  • четы­ре → четв ер о
  • пять → пят ер о.

Все соби­ра­тель­ные чис­ли­тель­ные не изме­ня­ют­ся по чис­лам, а толь­ко по падежам.

Таблица

Склонение собирательных числительных

Рассмотрим грам­ма­ти­че­ские осо­бен­но­сти соби­ра­тель­ных числительных.

Собирательные числительные «оба», «обе»

Среди соби­ра­тель­ных чис­ли­тель­ных толь­ко сло­ва «оба», «обе» име­ют кате­го­рию рода:

  • сиг­нал — оба сигнала;
  • зда­ние — оба здания;
  • сту­пень — обе ступени.

Числительное «оба» соче­та­ет­ся с суще­стви­тель­ны­ми муж­ско­го и сред­не­го рода, а сло­во «обе» — с суще­стви­тель­ны­ми жен­ско­го рода.

При скло­не­нии у чис­ли­тель­но­го «оба» пишет­ся в осно­ве бук­ва «о», а у чис­ли­тель­но­го «обе» — бук­ва «е».

Понаблюдаем, как изме­ня­ют­ся эти соби­ра­тель­ные чис­ли­тель­ные с оду­шев­лен­ны­ми и неоду­шев­лен­ны­ми существительными:

  • и. п. оба сына, оба зна­ка, обе девоч­ки, обе монеты
  • р. п. обо­их сыно­вей, обо­их зна­ков, обе­их дево­чек, обе­их монет
  • д. п. обо­им сыно­вьям, обо­им зна­кам, обе­им девоч­кам, обе­им монетам
  • в. п. обо­их сыно­вей, оба зна­ка, обе­их дево­чек, обе монеты
  • т. п. с обо­и­ми сыно­вья­ми, с обо­и­ми зна­ка­ми, с обе­и­ми девоч­ка­ми, с обе­и­ми монетами
  • п. п. об обо­их сыно­вьях, об обо­их зна­ках, об обе­их девоч­ках, об обе­их монетах

В име­ни­тель­ном паде­же соби­ра­тель­ные чис­ли­тель­ные «оба», «обе» управ­ля­ют оду­шев­лен­ным суще­стви­тель­ным в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла, а в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа тре­бу­ют от него фор­мы роди­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла. В дру­гих кос­вен­ных паде­жах чис­ли­тель­ные согла­су­ют­ся с существительными.

Склонение числительных «двое» — «десятеро»

Собирательные чис­ли­тель­ные «двое» — «деся­те­ро» скло­ня­ют­ся как име­на при­ла­га­тель­ные в фор­ме мно­же­ствен­но­го чис­ла. В име­ни­тель­ном и вини­тель­ном паде­жах они управ­ля­ют суще­стви­тель­ным, тре­буя от него фор­мы роди­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла, а в осталь­ных кос­вен­ных паде­жах согла­су­ют­ся с суще­стви­тель­ным. Понаблюдаем за этой зако­но­мер­но­стью, взяв в каче­стве при­ме­ра чис­ли­тель­ное «двое»:

  • и. п. двое цып­лят, двое суток
  • р. п. дво­их цып­лят, двух суток
  • д. п. дво­им цып­ля­там, двум суткам
  • в. п. дво­их цып­лят, двое суток
  • т. п. дво­и­ми цып­ля­та­ми, дву­мя сутками
  • п. п. о дво­их цып­ля­тах, о двух сутках

Собирательные чис­ли­тель­ные, если упо­треб­ля­ют­ся без име­ни суще­стви­тель­но­го, при­об­ре­та­ют веще­ствен­ность и ста­но­вят­ся существительными.

Сочетаемость собирательных числительных

Собирательные чис­ли­тель­ные харак­те­ри­зу­ют­ся сво­ей изби­ра­тель­но­стью в соче­та­е­мо­сти с име­на­ми существительными.

Неправильно Правильно
двое кавы­чек две, обе кавычки
трое зве­ру­шек три зве­руш­ки
чет­ве­ро дочерей четы­ре дочери
пяте­ро спиц пять спиц
шесте­ро варежек шесть варе­жек
семе­ро конфет семь кон­фет
вось­ме­ро клавиш восемь кла­виш
девя­те­ро кукол девять кукол
деся­те­ро сотрудниц десять сотруд­ниц

Собирательные чис­ли­тель­ные сочетаются

1. с лич­ны­ми местоимениями:

  • их трое;
  • нас шесте­ро;

2. с суще­стви­тель­ны­ми, обо­зна­ча­ю­щи­ми лиц муж­ско­го пола:

  • двое уче­ни­ков;
  • трое сол­дат;
  • пяте­ро матросов;

3. с назва­ни­я­ми детё­ны­шей животных:

  • чет­ве­ро котят;
  • семе­ро козлят;

4. с суще­стви­тель­ны­ми, име­ю­щи­ми фор­му толь­ко мно­же­ствен­но­го числа:

  • сани — трое саней;
  • вилы — вось­ме­ро вил;

5. с суще­стви­тель­ны­ми, назы­ва­ю­щи­ми пар­ные предметы:

  • сапо­ги — двое сапог;
  • очки — трое очков;
  • чул­ки — шесте­ро чулок;

6. с при­ла­га­тель­ны­ми и при­ча­сти­я­ми, пере­шед­ши­ми в имя суще­стви­тель­ное, в фор­ме мно­же­ствен­но­го числа:

  • пяте­ро загорающих;
  • шесте­ро прохожих;
  • деся­те­ро встречающих.

Упражнение

Отыщите ошиб­ки в упо­треб­ле­нии соби­ра­тель­ных чис­ли­тель­ных в предложениях.

За дома­ми ока­зал­ся тени­стый дво­рик, куда выхо­ди­ли две­ри обе­их подъездов.

Дедушка сма­сте­рил проч­ную ска­ме­еч­ку из чет­ве­рых досок.

У Артёма дома живут трое хомяч­ков и двое кошек.

Этот древ­ний город вырос по обо­им сто­ро­нам реки ещё в XII веке.

Двое малы­шей игра­ют в песочнице.

Эту труд­ную зада­чу не смог­ли решить даже пяте­ро умниц.

Во вре­мя про­гул­ки дети заме­ти­ли дво­их белок.

Синтаксическая роль собирательных числительных

Чтобы пра­виль­но опре­де­лить, каким чле­ном пред­ло­же­ния явля­ет­ся соби­ра­тель­ное чис­ли­тель­ное, име­ем в виду, что с име­нем суще­стви­тель­ным оно обра­зу­ет спа­ян­ное сло­во­со­че­та­ние, кото­рое высту­па­ет в роли одно­го чле­на предложения.

Примеры

Спозаранку оба рыба­ка уже сиде­ли на бере­гу озе­ра с удочками.

Ко дню рож­де­ния Сергею пода­ри­ли двое джин­сов .

Квартет — это чет­ве­ро пев­цов или музы­кан­тов .

Возле тро­их арти­стов собра­лись поклон­ни­ки, что­бы полу­чить их автографы.

На кон­церт при­гла­си­ли вось­ме­рых музы­кан­тов .

Видеоурок «Собирательные числительные»

Собирательные числительные (примеры). Что такое собирательное числительное

Собирательные числительные, примеры которых постоянно встречаются в повседневной речи, практически не используются в деловых документах. Да и само это понятие является условным. Ведь на самом деле собирательное числительное — это некая разновидность количественных. Но отличия между этими разрядами существуют.

Что обозначают собирательные числительные?

Каждая часть речи играет свою определённую роль в предложении. Однако собирательные и количественные числительные обозначают практически одно и то же. Но в их употреблении есть существенная разница. Собирательные числительные указывают на лицо, чем обуславливается их субстантивация. Например: «Кто эти трое парней? Наверняка этих троих молодых людей узнали многие, ведь именно они снимались в знаменитом сериале!» Из контекста понятно, что речь идёт о парнях в количестве трёх человек. Таким образом, ответ на вопрос о том, что такое собирательное числительное, следующий: это часть речи, которая указывает на число лиц в том или ином собрании людей. А вот использовать их по отношению к животным невозможно.

собирательные числительные примеры

Собирательные числительные

Примеры таких словосочетаний, как «двое работников», «пятеро малышей» или «оба мальчика» указывают не просто на количество или порядок перечисления. В первую очередь эти выражения отображают группу неких лиц. Интересен тот факт, что в современном русском языке имя числительное (собирательное) представляет собой замкнутую, непроизводящую, пережиточную группу слов. Эту фразу следует понимать так: язык постоянно преобразуется и развивается. Однако эта его ветвь остаётся неизменной, сохранив традиционный исторический вид.

Группы собирательных числительных

  1. Особым пунктом выделяется числительное оба (обе). О нём будет речь отдельно.
  2. По способам образования выделяют слова «двое» и «трое». Их корни – соответствующие им количественные числительные два и три. Образуются они при участии суффикса -ое.
  3. Более широкая группа состоит из собирательных числительных четверо, пятеро и так далее, до десяти. Они образуются при помощи суффикса -ер- и окончания -о.

Просторечье в группе собирательных числительных

Употребление подобных образований от более крупных чисел следует отнести к просторечью, хотя и отмахнуться вовсе от их существования будет поступком неосмотрительным. Иногда можно встретить даже в художественной литературе такие собирательные числительные. Примеры подобных высказываний есть в повести Лавренева «Сорок первый», когда главная героиня – девушка из народа – читает стихи собственного сочинения. Ярка и живописна строка «Двадцатеро в степь ушло» — именно она показывает, что в просторечии собирательные числительные употребляются не только те, что образованы от чисел первого десятка, но и от более крупных. Производят их тем же способом, то есть при помощи суффикса —ер— и окончания —о.

 что такое собирательное числительное

Изменение собирательных числительных по родам, числам и падежам

Для связи в предложении слова изменяются. Так же, как и количественные, собирательные числительные не имеют числа и рода. Исключение в этом смысле составляет слово «оба», так как может иметь форму женского рода — «обе». Но вот по падежам изменяются все собирательные числительные. Примеры:

  1. О, это великое чудо, когда двое влюблённых дарят ласку друг другу, создают семью, рожают и воспитывают детей! (Именительный падеж).
  2. Любовный треугольник носит такое название именно потому, что отношения связывают троих любящих людей, а не двоих. (Винительный падеж).
  3. Семерым парням так и не пришлось вернуться к своим родителям — они подорвались на мине в первом же бою. (Дательный падеж).

количественные собирательные числительные

Склонение слов «двое» и «трое»

Собирательные числительные с существительными — например, «двое мальчиков» и «трое парней» — изменяются по падежам так же, как полные прилагательные в мягком варианте, стоящие во множественном числе. Например:

Несмотря на то, что у двоих мальчиков (Р. п.) была всего одна игрушка, ссор между ними не возникало никогда. Этим двоим малышам (Д. п.) было так комфортно друг с другом, что чувство белой зависти к их дружбе возникало в душе само собой. Видя этих двоих ребят (В. п.), самозабвенно играющих одной и той же игрушкой, взрослые порой задумывались о том, а правильно ли мы живём в своём взрослом мире? Старушки же с умилением любовались двоими малышами (Т. п.), которые практически не разлучались ни на минуту. А местные сплетницы судачили об этих двоих мальчиках (П. п.), придумывая неправдоподобные истории их происхождения.

количественные собирательные числительные

Склонение слов «четверых», «пятерых» и так далее

Все остальные количественно-собирательные числительные нужно изменять по падежам по принципу полных прилагательных множественного числа. Только этот процесс проходит по твёрдому варианту. Также следует помнить, что ударение в этих собирательных числительных, стоящих в косвенных падежах, всегда падает на окончание. Просклоняем выражение «четверо певцов»:

И. п. — четверо певцов.

Р. п. — четверых певцов.

Д. п. — четверым певцам.

В. п. — четверых певцов.

Т. п. — четверыми певцами.

П. п. — четверых певцах.

Собирательное числительное оба (обе)

Это слово выделяется особо, так как по смыслу обозначает не только двоих людей, но и пару неодушевлённых предметов. Остальные же собирательные числительные могут обозначать группу только лиц, то есть людей, либо неживых существ, имеющих человеческий облик, например, мертвецов. Также следует знать, что такое собирательное числительное, как «оба» может сочетаться с существительными женского рода в форме «обе». Склоняются эти слова так же, как и собирательные числительные «двое», «трое», то есть подобно полным прилагательным множественного числа в мягком варианте: оба, обе (И. п.), обоих, обеих (Р. п.), обоим, обеим (Д. п.), обоих, обеих (В. п.), обоими, обеими (Т. п.), обоих, обеих (П. п.).

Речевые ошибки, связанные с употреблением слова «оба»

  1. Чаще всего в разговоре наблюдается подмена слова «оба» существительным «обои». Здесь злую шутку играет схожесть входящих в них букв. В качестве примера рассмотрим сообщение бабушки о том, что оба внука вернулись домой: «Обои дома, иди скорее!». Её дочерью это обращение вполне может быть растолковано как тот факт, что кто-то купил шпалеры для ремонта и положил их в комнате.
  2. Нередко люди используют форму «оба» в косвенных падежах в сочетаниях с существительными, обозначающим лиц или предметы женского рода, вместо собирательного числительного «обе». Например, неправильным будет высказывание: «У неё браслеты были на обоих руках, а перстнями и кольцами унизаны все пальцы». Вместо этого следует говорить и писать так: «У неё браслеты были на обеих руках, а перстнями и кольцами унизаны все пальцы».

собирательное числительное это

Употребление

Собирательные числительные используются реже, чем количественные. Происходит это оттого, что они могут сочетаться с более узким кругом существительных.

  1. Слова «двое», «трое», «четверо» и так далее употребляются при неодушевлённых существительных, которые существуют только во множественном числе, например: двое ножниц, трое щипцов, четверо суток. «Став квалифицированным парикмахером-специалистом, Татьяна уже не могла пользоваться своими старыми домашними инструментами, ей пришлось в срочном порядке приобрести двое качественных профессиональных ножниц».
  2. Используются собирательные числительные в сочетаниях, где определяющими существительными являются лица мужского пола, например: пятеро товарищей, двое мужчин. «Двое мужчин, одетых в одинаковые длинные тёмные плащи и укутанные шарфами до самых носов, прошли мимо торопливым шагом, поминутно оглядываясь».
  3. Допускается использование собирательных числительных по отношению к группе лиц, в которую входят люди как мужского, так и женского пола. Например: «У неё было двое детей: девочка и мальчик».

собирательные числительные употребляются

Ошибки при употреблении собирательных числительных

  1. Чаще всего замечается такой нюанс неверного использования этой группы слов, как сочетание их с существительными, обозначающими лиц женского пола, например: «четверо странниц», «пятеро монашек», «трое студенток». Вместо этого следует воспользоваться количественными числительными, как-то: «четыре странницы», «пять монашек», «три студентки».
  2. Абсолютно недопустимо употреблять собирательные числительные с неодушевлёнными существительными, имеющими единственное число, например: «двое инструментов», «трое столов». Здесь требуется, как и в подпункте выше, воспользоваться сочетаниями «два инструмента», «три стола».
  3. Нельзя сочетать собирательные числительные с одушевлёнными существительными, обозначающими не лица, а животных, например: «трое медведей» вместо «три медведя», «четверо быков» вместо «четыре быка».

имя числительное собирательное

Вариантные формы употребления существительных с количественными и собирательными числительными

Русский язык отличается от всех других тем, что всегда существуют варианты, могущие заменить одно выражение другим равнозначным. Зачастую возможны употребления словосочетаний как существительных с собирательными числительными, так и с количественными. Такие замены возможны в следующих случаях.

  1. В разговоре о лицах мужского пола допускается вариативность: «четверо шпиков» и «четыре шпика», «двое сыщиков» и «два сыщика».
  2. В словосочетаниях существительных, обозначающих единичные предметы, но в единственном числе не употребляющихся, и собирательных числительных (кроме «двое», «трое» и «четверо») возможно использование и количественных. Например: «пятеро ворот» — «пять ворот», «семеро вил» — «семь вил».

Но в заключении следует повторить: собирательные числительные более уместны в просторечии, в разговорной речи. Если автор ставит перед собой цель написать текст красивым литературным языком, следует избегать таких словосочетаний. А вот в художественном произведении (при оформлении диалогов) они помогут добавить колорита в образы героев, передать дух эпохи. Категорически нельзя употреблять собирательные числительные в документах и официальной речи.

Особенности собирательных числительных

Имя числительное – словесный эквивалент записанного цифрами числа. Существует четыре их вида – количественные, порядковые, дробные и собирательные числительные. Последняя категория наиболее малочисленная, ее характеризуют собственные грамматические признаки и особенности использования в словосочетаниях. Знание этих нюансов помогает не допускать ошибок в речи.

Грамматические признаки собирательных числительных

Собирательные числительные необходимы для обозначения некой целой, неделимой группы, общности, совокупности, состоящей из определенного количества предметов или существ, если их можно охарактеризовать одним общим термином. Они описывают ее по числу единиц в составе. Их всего десять.

Особенности собирательных числительных

Собирательные числительные делятся на две категории в зависимости от способа образования.

Согласно общепринятому определению, сюда не включаются дробные числительные. Некоторые лингвисты добавляют к собирательным «полтора» и «полторы», но с такой классификацией согласны не все.

Первые девять образованы от порядковых путем добавления суффиксов «-ое-» или «-ер-». Отсюда название «производные». В устной и письменной речи наиболее часто употребляются собирательные числительные, образованные от количественных от двух до пяти, реже – от шести и семи. Прочие большинство филологов переводят в «пассивный» словарный запас. Числительные «оба» и «обе» образуют свою собственную категорию – непроизводные.

Важно! Часть речи не имеет категории числа, поскольку уже представляет собой счетные понятия.

Производные

Основной грамматический признак, он же особенность – отсутствие универсальности «сочетаемости». В русском языке допустимо их наличие в словосочетаниях лишь с определенными категориями слов.

Употребление будет корректным в сочетании с существительными и местоимениями:

  1. Одушевленными мужского рода (восьмеро плотников, шестеро поваров).
  2. Общего рода, одинаково применимыми для описания мужчин и женщин (семеро зануд, девятеро зевак). Не станет ошибкой и замена количественным числительным (девять зевак, семь зануд).
  3. Используемыми исключительно для описания людей (десятеро детей, семеро новых лиц). Здесь тоже допускается употребление количественных числительных (десять детей, семь новых лиц).
  4. Полученными после «смены категории» прилагательным или причастием (шестеро рабочих, десятеро гуляющих).
  5. Специально предназначенными для обозначения детенышей любых животных (четверо котят, двое козлят).
  6. Из категории pluralia tantum, у которых форма единственного числа отсутствует в принципе (двое штанов, трое часов).
  7. Означающими «неделимую» пару (трое лыж, четверо сапог).
  8. Формой множественного числа любого личного местоимения (мы семеро, вас восьмеро, их девятеро).

Типичные ошибки – производные числительные, употребляемые с существительными:

  • женского рода и одушевленными (семеро дам, девятеро подруг, десятеро девушек);
  • наименованиями взрослых животных (восьмеро котов, десятеро медведей, семеро баранов);
  • любыми неодушевленными (четверо стульев, шестеро домов, трое чашек).

Важно! Некорректное употребление этих слов – стилистическая ошибка.

Особенности собирательных числительных

Чтобы избежать ошибок, нужно запомнить, с какими категориями существительных и местоимений сочетается эта часть речи.

Непроизводные

Непроизводные собирательные числительные оба и обе отличаются от производных тем, что вторая форма «конструктивно предназначена» специально для существительных женского рода (обе сестры, женщины, руки, книги). Первая – для той же части речи мужского и среднего рода (оба платья, рисунка).

Непроизводные числительные, характеризующиеся наличием словоизменительной категории рода, не могут составить словосочетание с существительными без формы единственного числа. Сказать «обоих щипцов», «обоих ножниц» нельзя. Подходящая замена – «тех и других».

Особенности собирательных числительных

Формы непроизводного числительного позволяют употреблять его с существительными любого рода.

Отличие от количественных числительных

Основная разница между этими категориями числительных – в их смысловом значении. Первые – это, по сути, написанная буквами цифра или количество (семь, восемь, десять), вторые используются для обозначения совокупности в общем, как единого целого (семеро, восьмеро, десятеро). Именно в этом проявляется «собирательный» признак.

Количественные числительные классифицируются по иным основаниям, у них больше критериев. Они бывают:

  1. Определенными (два, четыре, семь) и неопределенными (несколько, много, мало), означают точное либо примерное число, количество;
  2. Простыми (один, три, восемь), сложными (шестьдесят, семьсот) и составными (сорок три, пятьдесят восемь, сто два), что определяется числом корней и слитностью либо раздельностью написания.

Особенности собирательных числительных

Основания для классификации у разных категорий числительных неодинаковые.

Важно! Общий признак – к числительным из обеих категорий ставится вопрос «сколько?».

Склонение собирательных числительных

Эти числительные склоняют аналогично любым прилагательным или порядковым числительным, поставив их во множественное число, добавляются те же окончания. Это помогут понять примеры:

Падеж Имя прилагательное
Именительный синие, первые
Родительный синих, первых
Дательный синим, первым
Винительный синие/синих, первые/первых
Творительный синими, первыми
Придложный о синих, о первых

Важно! Если нужно просклонять словосочетание из существительного, употребляемого только во множественном числе, либо неодушевленного, означающего пару предметов, не использующихся по отдельности, и собирательного числительного, именно в таком виде его можно поставить лишь в именительный и винительный падеж. Для прочих четырех собирательное заменяется подходящим количественным числительным.

Особенности собирательных числительных

Данные числительные и прилагательные склоняются по одинаковой схеме.

Синтаксическая функция

Когда числительное характеризует существительное, все словосочетание рассматривается как один член предложения. Чаще всего это подлежащее:

  • Трое котят играли с моим сыном.
  • Семеро ребят шли домой.
  • Обе руки лежали на столе.
  • Оба стула стояли в углу.

Возможны и иные варианты синтаксических ролей для собирательных числительных:

  • Расходы поделили на семерых друзей (дополнение).
  • Через трое суток ветер резко стих (обстоятельство).

Но собирательное числительное может выступать и как самостоятельный член предложения:

  • На скамейке сидели трое.
  • Восьмеро вышли из комнаты.
  • Заявления написали десятеро.

В этом случае производные собирательные числительные превращаются в субстантивированные, становясь подобием существительных (трое в костюмах, пятеро у стены, семеро в кабинете). Такое их употребление не ошибка.

Имена числительные, описывающие определенное число или количество предметов, существ как единую совокупность, называются собирательными, выделяются в отдельную категорию. Таких числительных очень немного, некоторые из них не входят в «активный» словарный запас. Основные особенности части речи касаются ее «сочетаемости» с существительными. «Доступные варианты» определяются в зависимости от их рода и признака одушевленности, а также от того, относятся числительные к категории производных или непроизводных.

источники:

https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/chislitelnoe/sobiratelnye-chislitelnye.html

https://fb.ru/article/146897/sobiratelnyie-chislitelnyie-primeryi-chto-takoe-sobiratelnoe-chislitelnoe

https://kakpishem.ru/chasti-rechi/chislitelnoe/osobennosti-sobiratelnyh-chislitelnyh.html

Автор статьи

Светлана Остапенко

Эксперт по предмету «Русский язык»

преподавательский стаж — 10 лет

Стать автором

Общие сведения о числительных

Определение 1

Числительные – это название лексико-грамматического класса, который выражает несколько значений: значение натурального количества объектов или числовую семантику, а также значение порядка следования объектов в ряду при счете.

В соответствии с этим выделяют следующие группы числительных:

  1. Количественные: пять, сорок восемь, сто пятнадцать.
  2. Собирательные (выражают семантику множества как некой совокупности): трое парней, пятеро медвежат, семеро козлят.
  3. Порядковые (выражают значение следования в ряду): седьмой, сорок первый, тысяча пятьсот сорок третий.

По морфолого-синтаксическим признакам к этим группам можно также добавить следующие местоименные числительные, которые не называют количественные признаки, но указывают на них: несколько стульев, сколько-нибудь денег. Особняком стоят слова с количественной семантикой, обычно относящиеся к разным частям речи: Много народа в аудитории (много – наречие). Пара часов прошла (пара – существительное). Дай мне дюжину свечей (дюжина – существительное).

По формальному строению числительные могут быть охарактеризованы следующим образом:

  1. Простые: состоят из одной основы, равны слову (пять, семь, тридцать).
  2. Сложные, образованы из пары основ (пятьсот, пятьдесят).
  3. Составные: включают несколько слов (сто тридцать девять).

По семантике и типу выражаемых числовых значений числительные можно подразделить на следующие подгруппы:

  1. Дробные: семь пятых, три целых четыре десятых.
  2. Целые: сто пять, двести сорок семь.

Следует отметить, что из-за разнородности морфологических признаков слов, объединенных в класс числительных, не все лингвисты выделяют их в качестве самостоятельного лексико-грамматического класса.

Собирательные числительные

К собирательным относится группа числительных, которые обозначают множество однородных объектов, явлений, субъектов как совокупность: Во дворе стояли пятеро приятелей. Оба ученика недоуменно переглянулись.

Спорным является вопрос об отнесении слова «оба (обе)» к разряду числительных. Так, некоторые лингвисты (А. Богуславский) отмечают, что они имеют кванторную семантику (значение «все два»): Оба – и мужчина, и женщина – пострадали от этой махинации), а также ограниченные возможности сочетаемости: не может употребляться в составных числительных или сочетаться с существительным в препозиции (ненормативным является вариант «человека оба», возможен только вариант «оба человека»).

«Собирательные числительные» 👇

Другими особенностями данной группы является способность к словоизменению: собирательные числительные имеют форму падежа (у двоих мальчиков, с пятерыми участниками встречи). При этом изменение по числам отсутствует, а категория рода характерна только для слова «оба»: оба мальчика, обе девочки.

Также эти слова способны к согласованию с именами существительными по признаку одушевленности: у троих учеников – вижу троих учеников.

Семантические возможности собирательных числительных связаны с тем, что они могут выступать только в определенных контекстах, то есть их значение накладывает ограничения на возможности их употребления с определенными существительными. Так, они способны сочетаться с одушевленными именами, выступая в качестве показателей их количества: Трое студентов остались на лекции. Пятеро моряков покинули борт корабля. Семеро участников фестиваля получили дипломы и награды. Двое рабочих получили премию. Семеро козлят – герои известной детской сказки.

Также данные числительные способны выражать значение количества в отношении существительных, которые никогда не употребляются в единственном числе: Я не спал уже двое суток. Трое ножниц мы купили в канцелярском отделе. Уже двое очков были изломаны и никуда не годились.

В сочетании с номинациями парных предметов также употребляются данные числительные: Трое ботинок он уже порвал за год (Три пары ботинок). Двое брюк и шорты мы купили на распродаже.

Семантические возможности позволяют собирательным числительным употребляться и при личных местоимениях: Нас было семеро. Двое из них опоздали.

Ошибки в употреблении собирательных числительных

Ненормативными с точки зрения законов грамматики считаются такие сочетания, в которых собирательные числительные употребляются с существительными женского рода: Двое летчиц получили награды за боевые дежурства (неверно). Верно: Две летчицы получили награды за боевые дежурства.
Также неправильными с точки зрения грамматики являются сочетания: двое листков, трое учебников, пятеро стекол. В данных контекстах предписывается употреблять количественные числительные: два листка, три учебника, пять стекол.

Необходимо следить за правильным согласованием в роде в косвенных падежах числительного «оба (обе)»: Я поддержал их инициативу обоими руками (неверно). Правильно: Я поддержал их инициативу обеими руками.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

  • Главная
  • Народные восстания, войны
  • Первый — последний
  • ЕГЭ. Русский язык. Задание № 7.Морфологические ошибки. Трудные случаи образования форм имён числительных.
Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.

ЕГЭ. Русский язык. Задание № 7.

Морфологические ошибки.

Трудные случаи образования форм имён числительных.

 

Склонение числительных.

Количественные числительные, обозначающие целые числа.

 Количественные числительные отвечают на вопрос сколько и обозначают количество предметов.

 Запомните: такие числительные изменяются по падежам полностью, то есть не только каждое слово, но и каждый корень в сложном слове.

Образец:

И.п. тысяча восемьсот двадцать пять
Р.п. тысячи восьмисот двадцати пяти
Д.п. тысяче восьмистам двадцати пяти
В.п тысяча восемьсот двадцать пять
Т.п. тысячей восьмьюстами двадцатью пятью( восемьюстами)
П.п. о тысяче восьмистах двадцати пяти

Количественные дробные числительные.

Изменяются следующим образом: числитель — как целое число, знаменатель — как порядковое числительное во множественном числе.

Образец:

И.п. три седьмых
Р.п. трёх седьмых
Д.п. трём седьмым
В.п три седьмых
Т.п. тремя седьмыми
П.п. о трёх седьмых

 Числительные сорок, девяносто, сто, полтора, полторы, полтораста.

Запомните. Что данные числительные в И.п и В.п. имеют начальную форму, а во всех остальных падежах одну форму: сорока, девяноста, ста, полутора, полутораста.

Собирательные числительные.

Они имеют окончания прилагательных.

Образец:

И.п. шестеро
Р.п. шестерых
Д.п. шестерым
В.п шестерых
Т.п. шестерыми
П.п. о шестерых

 Числительные оба, обе.

Числительное оба имеет формы мужского и женского рода. Запомните их склонение.

Образец:

И.п. оба обе
Р.п. обоих обеих
Д.п. обоим обеим
В.п оба, обоих обе, обеих
Т.п. обоими обеими
П.п. об обоих об обеих

 Порядковые числительные.

Это числительные, отвечающие на вопрос  какой и обозначающие порядок предметов при счёте.  При склонении изменяется только последнее слово.

Образец:

И.п. тысяча пятьсот тридцать второй
Р.п. тысяча пятьсот тридцать второго
Д.п. тысяча пятьсот тридцать второму
В.п тысяча т тридцать второй
Т.п. тысяча пятьсот тридцать вторым
П.п.  о тысяча пятьсот тридцать втором

Трудные случаи образования форм имён числительных

  • Запомните, правильно задавайте вопрос: до скольких работает магазин? Он работает до стольких-то ( до десяти часов).

(НЕВЕРНО: До скольки работает?  До стольки-то)

  • ПРАВИЛЬНО: обратиться к двадцати трём тысячам студентов

НО: обратиться к двадцати пяти тысячам ста студентам.

  • Слово тысяча склоняется как существительное женского рода на –а, слова миллион, миллиард – как существительные мужского рода с основой на согласный.

Образец:

И.п. тысяча миллион миллиард
Р.п. тысячи миллиона миллиарда
Д.п. тысяче миллиону миллиарду
В.п. тысячу миллион миллиард
Т.п. тысячей миллионом миллиардом
П.п. о тысяче о миллионе о миллиарде

 Если указывается дата, то название месяца ставится в родительном падеже.

И.п. первое сентября
Р.п. первого сентября
Д.п. первому сентября
В.п. первое сентября
Т.п. первым сентября
П.п. о первом сентября
  • Порядковое числительное в названиях праздников пишется с большой буквы.

Например: Поздравляю с праздником  Восьмое марта.

Собирательные числительные.

Собирательные числительные могут использоваться в следующих случаях:

  • С существительными, обозначающие лиц мужского пола: двое друзей, трое товарищей( можно и два друга, три товарища).
  • С существительными, обозначающими детёнышей животных: трое котят, пятеро волчат.
  • С существительными, имеющими только множественное число: двое саней, трое ворот, двое очков.
  • С личными местоимениями мы, вы, они: нас двое, их четверо.
  • С числительными, перешедшими в существительные: вошли трое, двое дежурных.
  • Запомните: в И. п. главное слово- числительное, от него задаём вопрос к существительному. А в косвенных падежах главное слово — существительное. От него задаётся вопрос к числительному.

Сравните:

Отдать тридцать пять (чего?) рублей.

О тридцати пяти рублях (о рублях скольких?)

  • Числительные тысяча, миллион и миллиард всегда являются главными в словосочетании, от них задаётся вопрос к существительному:

Например: миллион рублей, о миллионе рублей.

  • При числительных один, два, три, четыре употребляется форма единственного числа существительного, при остальных числительных – множественного.

Например: три дня, четыре яблока ,НО пять дней, семь яблок.

  • Если существительное имеет только множественное число, то составные числительные с последней частью два, три, четыре с ними не употребляются.
  • НЕВЕРНО: двадцать двое суток. МОЖНО: двадцать одни сутки, двадцать пять суток).

Что же делать? Необходимо заменить  данное существительное на синоним: двадцать два дня.

При существительных ножницы, щипцы и прочее можно использовать слово штука: двадцать три штуки ножниц.

Ошибки в употреблении собирательных числительных.

  • С существительными, обозначающими лиц женского пола: двое подруг, трое работниц  (верно: две подруги, три работницы).
  • С существительными, обозначающими взрослых животных: трое волков, четверо слонов (верно: три волка, четыре  слона).

E-mail

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки при употреблении синонимов примеры
  • Ошибки при употреблении причастных оборотов примеры
  • Ошибки при употреблении причастных и деепричастных оборотов
  • Ошибки при употреблении паронимов примеры
  • Ошибки при употреблении омонимов примеры