Ошибки при употреблении причастных оборотов упражнения

Задания на предупреждение грамматических ошибок

(при изучении темы «Причастный оборот» в 7 классе, при подготовке к заданию 8 ЕГЭ по русскому языку)

Сивкова Л. Б., учитель русского языка и литературы

При употреблении причастного оборота в предложении учащиеся часто допускают грамматические ошибки, которые можно классифицировать следующим образом:

  • ошибки в согласовании причастия и главного (или определяемого) слова;

  • ошибки в расположении причастного оборота по отношению к главному слову;

  • ошибки на неверное образование форм причастия (время и вид причастий);

  • ошибки на неправильное употребление действительных и страдательных причастий.

 Для предупреждения данных ошибок использую на уроках следующие виды заданий:

  1. Нарушение согласования причастия с определяемым словом

Задания

  1. Исправьте грамматические ошибки в предложениях

а)Я долго разговаривал с авторами, написавших эту замечательную статью.

(Исправленный вариант :Я долго разговаривал с авторами (какИМИ?), написавшИМИ эту замечательную статью)

б) Я был рад пообщаться с гостями, присутствовавшие на открытии выставки. (Исправленный вариант: Я был рад пообщаться с гостями (какИМИ?), присутствовавшИМИ на открытии выставки.

в) Мне довелось встретиться с автором книги, недавно опубликованного.

(Мне довелось встретиться с автором книги (какОЙ?), недавно опубликованнОЙ)

г) Мне хочется найти слова песни, услышанные недавно.

( Мне хочется найти слова песни (какОЙ?), услышаннОЙ недавно) .

2) Спишите, вставляя окончания.

1. В узкое оконце виднеется заросш… кустарником устье реки.

2. Путники свернули с дороги к реке, разливш…ся в этом месте.

3. Наш народ помнит имена героев, совершивш… подвиги в годы Великой Отечественной войны. Однако многие герои живут только в рассказах и легендах.

4. Ранним утром 13 апреля 1904 года броненосец «Петропавловск», шедш… на бой с японской эскадрой и нарвавш…ся на мину, пошел мгновенно ко дну. Вместе с командой погиб и находящ…ся на борту корабля художник Василий Васильевич Верещагин, стоявш… в момент взрыва на палубе и делавш… зарисовку начинающ….ся боя.

5. Библиотекарь беседовал с мальчиком, интересующ…ся книгами о природе.

3) Исправьте грамматические ошибки

  1. Шум моря, будившего меня, был очень сильным.

правильный вариант Шум (какой?) моря, будившИЙ меня, был очень сильным.

  1. Я услышал тяжёлые шаги медведя, преследовавшие меня.

(верный вариант Я услышал тяжёлые шаги медведя (какОГО?), преследовавшЕГО меня.)

  1. Дети сотрудников, имеющих какие-либо заболевания, получают льготные путёвки в санаторий.

( верный вариант: Дети (какие?) сотрудников, имеющИЕ какие-либо заболевания, получают льготные путёвки в санаторий).

  1. Ошибки в расположении причастного оборота по отношению к главному слову

Задания:

Исправьте предложения, объясните ошибки.

  1. Необходимо тщательно проверять направляемые документы на экспертизу.

  2. Мы шли по усыпанной аллее опавшими листьями.

  3. Ведущая улица в город была свободна.

  4. Написанная повесть молодым автором вызвала оживлённые споры.

  5. Увлечённая девушка чтением книги привлекла внимание молодого человека.

  6. Горная цепь тянется с востока на запад, состоящая из множества хребтов.

исправленный вариант :

  1. Необходимо тщательно проверять документы, направляемые на экспертизу. Или: Необходимо тщательно проверять направляемые на экспертизу документы.

  2. Мы шли по аллее, усыпанной опавшими листьями. Или: Мы шли по усыпанной опавшими листьями аллее.

  3. Улица, ведущая в город, была свободна. Или: Ведущая в город улица была свободна.

  4. Повесть , написаннная молодым автором, вызвала оживлённые споры. Или: Написанная молодым автором повесть вызвала оживлённые споры.

  5. Девушка , увлечённая чтением книги, привлекла внимание молодого человека. Или: увлечённая чтением книги девушка привлекла внимание молодого человека.

  6. Горная цепь, состоящая из множества хребтов, тянется с востока на запад. Или: Состоящая из множества хребтов горная цепь тянется с востока на запад.

  1. Ошибки на неверное образование формы причастия (время и вид причастий (настоящее, прошедшее; совершенный, несовершенный)

Задание

Исправьте грамматические ошибки. Запишите предложения в исправленном виде.

  1. До сих пор я не нашёл человека, сумеющего помочь мне.

  2. Похвала ожидает участника, найдущего ответ на этот вопрос.

  3. Каждый человек пытается совершить дело, прославившее бы его

Исправленный вариант :

  1. До сих пор я не нашёл человека, который сумеет помочь мне.

  2. Похвала ожидает человека, который найдёт ответ на этот вопрос.

  3. Каждый человек пытается совершить дело, которое прославило бы его

  1. Ошибки на неправильное употребление действительных и страдательных причастий

Задание:

Исправьте грамматические ошибки, связанные с употреблением причастных оборотов. Запишите предложения в исправленном виде. 

  1. Документы, направляющиеся на экспертизу, необходимо тщательно проверять. 

  2. Конкурс,проводящийся организаторами, очень понравился участникам.

  3. Пена,наливающаяся в ванну, имеет приятный аромат.

Исправленный вариант :

  1. Документы, направляемые на экспертизу, необходимо тщательно проверять. 

  2. Конкурс, проведённый организаторами, очень понравился участникам.

  3. Пена, которую наливаем в ванну, имеет приятный аромат.

Подборка заданий

Упражнение 1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением причастных оборотов. Запишите в исправленном виде.

1.В мастерскую привезли табуретки, делавшиеся столярами.

2.Из этой книги мы узнали о тех ужасах, пережитых нашим народом.

3.Мы увидели крестьян, отправляющих домой.

4.Дети играли на покрытом лугу свежей травой.

5.Там стоит какая-то фигура, напоминавшая надсмотрщика.

 Упражнение 2. Исправьте ошибки, связанные с употреблением причастных оборотов. Запишите в исправленном виде.

1.Честь и хвала воспитателям, сумеющим вырастить хороших людей.

2.Книга, читающаяся с увлечением, содержит много интересного.

3.На окраине поселка стояла палатка, торговавшая спичками и хлебом.

4.Выступивший президент по телевидению рассказал о новых указах.

5.Выращенные овощи в теплице менее полезны, чем грунтовые.

Упражнение 3. Найдите ошибки и недочёты, связанные с использованием причастий и причастных оборотов. Исправьте предложения.

1. В центре романа образ любящей, страдающей молодой женщины от неразделённой любви.

2. Приведённые факты в докладе свидетельствуют о больших успехах современной науки.

3. Живущие родственники в Сибири, приехав в Москву, поселились у нас.

4. Этой пятёрке я очень обрадовался, полученной мной впервые в жизни.

5. Плющ, который вьющийся по стене, радовал глаз.

Упражнение 1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением причастных оборотов. Запишите в исправленном виде.

1.В мастерскую привезли табуретки, делавшиеся столярами.

2.Из этой книги мы узнали о тех ужасах, пережитых нашим народом.

3.Мы увидели крестьян, отправляющих домой.

4.Дети играли на покрытом лугу свежей травой.

5.Там стоит какая-то фигура, напоминавшая надсмотрщика.

Использование подобных заданий на нахождение и исправление грамматических ошибок будет способствовать формированию грамотной устной и письменной речи учащихся

Упражнения к теме «Употребление причастий и причастных оборотов. Синонимия синтаксических конструкций»

Упражнение 1. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением причастных оборотов. 

1. В мастерскую привезли табуретки, делавшиеся столярами.

2. Из этой книги мы узнали о тех ужасах, пережитых нашим народом.

3. Мы увидели крестьян, отправляющих домой.

4. Дети играли на покрытом лугу свежей травой.

5. Там стоит какая-то фигура, напоминавшая надсмотрщика.

6. Честь и хвала воспитателям, сумеющим вырастить хороших людей.

7. Книга, читающаяся с увлечением, содержит много интересного.

8. На окраине поселка стояла палатка, торговавшая спичками и хлебом.

9. В тяжелом положении находились люди, потерявшие жилье и которые не получили компенсацию.

10. Он написал статью о проблеме, которая интересовала всех и которая вызвала большие споры.

11. Полученное задание на практике следует выполнить к концу марта.

12. Выступивший президент по телевидению рассказал о новых указах.

13. Выращенные овощи в теплице менее полезны, чем грунтовые.

14. Учебники, полученные в начале года и которые указаны в списке, должны быть сданы на перерегистрацию.

Ответы:

1. В мастерскую привезли табуретки, сделанные столярами.

2. Из этой книги мы узнали о тех ужасах, которые пережил наш народ.

3. Мы увидели крестьян, отправляющихся домой.

4. Дети играли на покрытом свежей травой лугу.

5. Там стоит какая-то фигура, напоминающая надсмотрщика.

6. Честь и хвала воспитателям, сумевшим вырастить хороших людей.

7. Книга, прочитанная с увлечением, содержит много интересного.

8. На окраине поселка стояла палатка, в которой продавались спички и хлеб.

9. В тяжелом положении находились люди, потерявшие жилье и не получившие компенсацию.

10. Он написал статью о проблеме, которая интересовала всех и вызвала большие споры.

11. Полученное на практике задание следует выполнить к концу марта.

12. Выступивший по телевидению президент рассказал о новых указах.

13. Выращенные в теплице овощи менее полезны, чем грунтовые.

14. Учебники, полученные в начале года и указанные в списке, должны быть сданы на перерегистрацию.

Упражнение 2. Найдите ошибки и недочёты, связанные с использованием причастий и причастных оборотов. Исправьте предложения.

1. В центре романа образ любящей, страдающей молодой женщины от неразделённой любви.

2. Приведённые факты в докладе свидетельствуют о больших успехах современной медицинской науки.

3. Живущие родственники в Сибири, приехав в Москву, поселились у нас.

4. Арендаторов следовало переселить в новые дома, отвечавшие бы всем нуждам людей.

5. Этой пятёрке я очень обрадовался, полученной мной впервые в жизни.

6. Вошедший был одет в крестьянский армяк, обросший бородой.

7. Солнечный луч освещал падающие листья с деревьев.

8. Плющ, который вьющийся по стене, радовал глаз.

9. Если человек хорошо знающий местность, он не заблудится.

10. Проявленная инициатива мастером помогла быстро справиться с аварией.

11. Прошедшие обильные дожди в мае вызвали хороший рост трав.

12. Нам надо выяснить причины отставания недавно преуспевающей бригады.

13. Приспособления, применяющиеся ранее, были весьма ненадёжными в эксплуатации.

14. Большую часть языка составляет общеупотребительная лексика, то есть употребляющаяся всеми говорящими.

15. Казалось, мы находимся не на электростанции, ежечасно пожиравшей сотни пыльного торфяного топлива, а в хирургическом кабинете.

16. Ничего другого, двигавшего бы дело вперёд, никто из участников совещания не предложил.

17. В таком же положении находились жители прибрежных районов, отрезанных наводнением и спасающихся на крышах домов, угрожающих в любой момент обвалом.

18. Представитель администрации заявил, что зерна, могущего быть отправленным на элеватор, имеется свыше 40 тонн.

19. Арестованный тревожился о семье, взятой под надзор полицией и которую он оставил без средств к существованию.

20. Краска на штукатурке пузырится, опалённая солнцем.

21. Смешанный дождь с сажей разводит смутную слякоть.

22. Островский показал в Катерине борющийся характер против отживших устоев.

Упражнение 3. Объясните, почему в данных предложениях невозможна замена придаточной части причастным оборотом.
1. Учёные ежедневно обогащают науку большими и малыми открытиями, которые в дальнейшем принесут людям большую пользу.
2. А.И. Куинджи был из тех мастеров, которые умели схватить, запечатлеть моменты проявления наивысшей красоты природы.
3. Есть люди, которых на пути к заветной цели не остановит ни одно препятствие.
4. Люди на холстах Сильвестра Щедрина не были условными фигурками, которым отводилась роль лишь «оживлять» прекрасные виды.
5. Российские учёные предлагают разместить на Луне микроволновые станции, которые можно питать электроэнергией от солнечных батарей.
6. В иллюминаторе самолёта видны камчатские реки, берега которых покрыты крупными и средней величины валунами.
7. Лишь немногие осознают ту огромную роль, которую играет магний в нашем организме.
8. Учёные предложили пропитывать старинные рукописи органическим раствором с добавлением антиоксидантов, которые смогли бы остановить процесс распада бумаги.
9. Это село возникло в более поздний период рядом с остатками древнего города, название которого оно закрепило за собой.
10. Дело В.В.Алёхина продолжают преданные науке учёные, для которых смыслом работы стало сохранение неповторимого природного уголка соловьиного края.
11. По библейской легенде, жители Древнего Вавилона пытались построить башню, которая должна была бы достигнуть неба.
12. Скептик — это тот человек, который не верит в бесплатный энтузиазм.
13. Важный момент, который необходимо учитывать при выборе материала для покрытия террасы, — это лёгкость ухода за ним.
14. Есть множество приёмов, которые помогут превратить ваш сад в райский уголок.
15. Камни, из которых слагаются ныне вершины Альп и Гималаев, когда-то формировались под водой.

Упражнение 2. Укажите место причастного оборота или одиночного  причастия по отношению к определяемому слову.       Расставьте знаки пунктуации.


А. 1.Списки эти валялись  в рассохшихся   шкафах   захолустных   военных канцелярий. 2.0   человеке   загнанном в  эту пустыню  начисто забывали. 3.Кочевники с недоумением смотрели  на пожилого  солдата с  желтым лицом и добрыми глазами бродившего по  пустыне.   4.Семь лет  Шевченко слышал только треск барабанов и раздирающие   сердце   звуки   военного   горна. 5.Слуга  сидел  у  стола   и  лениво отковыривал  ногтем воск  на чадящей свече. 6.Дымные  тени от  недавно распустившихся  берез шевелились   под ногами. 7.Солнечный свет падал на суровую скатерть и раскрытую на столе книгу.  8.Сваты  повязанные вышитыми  рушниками степенно  пили пшеничную водку и закусывали  розовым салом  и квашеной  капустой. 9.И каждый раз появлялась и снова  тонула в  кромешном мраке  припавшая к   широким балкам степная  станица. 10.Только брехали  по всей  станице собаки встревоженные ночным выстрелом.

Б. 1.Пропитанный солнцем  туман лежал  над Москвой.  2.На  столике около зеркала, на его морской фуражке  лежала изорванная   и   измятая   коробка «Казбека». 3.Только равномерно поскрипывали сходни  переброшенные на берег. 4.Мельница  эта вся  тряслась от  старости окруженная   обильными брызгами  и потоками  воды. 5.Охрипший громкоговоритель  передавал местные новости.  6.Разве  не прекрасна  каждая травинка  наполненная пахучим соком и  каждое  летучее  семечко   липы?   7.Когда  погасала очередная вспышка, гасли и здания,  будто они   сами   являлись   источником   этого пульсирующего огня. 8.Позванивала  подо льдом  в арыках  вода, и,  как исполинские зимние розы,   расцветали в  палисаднике облепленные   мохнатым снегом замерзшие цветы  рудбекии. 9.Маленькие  радуги дрожат  над шумящими мельничными колесами,   брызжут водой на  черные прибрежные   ветлы. 10.Котенок  сидел  под  диваном,   дрожал от  охотничьего азарта  и ловил растопыренной лапой то  кружево,   то легкий  носовой платок  пролетавшие мимо.

В. 1.Где-то вскрикнула и  закудахтала испуганная  курица.   2.Из всех окошек высунулись  разгневанные хозяйки. 3.Неожиданно  футбольный мяч угодил в козу привязанную к крылечку.   4.На  столе горами  лежал табак высыпанный из коробок.   5.Часто падали пожелтевшие лепестки.  6.Воробей вспорхнул под купол  зала, сел  на люстру  и начал  чистить растрепанные в драке  перья. 7.Желтые чайные  розы казались  молодыми красавицами потерявшими румянец от злоупотребления чаем.   8.Все  говорили мало   и прислушивались  к то  возникавшему, то  затихавшему в  темноте колокольному звону. 9.От  вокзала до  монастыря стоявшего  на высоком  зеленом холме было два километра.  10.Художник  подошел к картине висевшей  на стене и закрытой холстом и снял холст.

Г. 1.Мария схватила его за руку и дрожащим голосом передала просьбу отца. 2.Прачка разгибала спину, вытирала ладонью покрасневшие глаза и покачивала головой. 3.Дагни почувствовала порыв ветра исходивший от музыки и заставила себя успокоиться. 4.Листья висели, как в летаргии, пока не налетал неизвестно откуда взявшийся ветер и не переворачивал их кверху изнанкой. 5.Слепо блестели окна особняков избитых во время блокады осколками снарядов. 6.Я сидел под мигающей свечой и читал в растрепанной книге журнала “Современный мир” бунинский рассказ “Илья Пророк”. 7.Пожалуй, только запах насквозь промокшей листвы акаций напоминал недавние летние дни. 8.Чуть позванивали и скрипели от ветра побитые фарфоровые розы и жестяные заржавленные листья на погребальных венках. 9. Проснулся я от далекого гула уходящих бомбардировщиков. 10.Падающий снег останавливался и повисал в воздухе, чтобы послушать звон лившийся ручьями из дома.

Д. 1.В  глубине  были видны  не успевшие  еще дотянуться  до поверхности воды круглые  листки кувшинок.  2.Она  надменно смотрела  из-под полуопущенных век на восхищенных зрителей.  3.Он взглянул на землю пробитой к шалашу и не заросшей травой тропинки. 4.Я боялся  поднять глаза  и видел только  начищенные   до невероятного блеска крепкие  ботинки гардемарина. 5.За ее спиной в плетеной  сумочке висели   баранки   посыпанные   маком. 6.Мы подошли  к дому  окруженные взволнованными  лающими собаками.  7.Мы жалели буров дравшихся за  свою независимость   и   ненавидели   англичан. 8.Святославская улица  застроенная скучными  доходными домами  из желтого киевского кирпича  с такими  же кирпичными  тротуарами упиралась  в огромный  пустырь изрезанный  оврагами. 9.Чучело гориллы  окруженное листвой из крашеных  стружек уносило  в лесную  чащу бесчувственную  девушку с распущенными  золотыми волосами.  10.Любишь  каждую травинку  поникшую от росы или согретую  солнцем, каждую  кружку воды  из лесного  колодца, каждое дерево над  озером трепещущее  в безветрии  листьями, каждый  крик петуха и каждое облако плывущее по бледному и высокому небу.

Из К.Паустовского

Упражнения по теме «Причастие»

Упражнение 1.

Из текста выписать страдательные причастия прошедшего времени, выделить суффикс.

Мы вошли в лес, который был освещен лучами осеннего солнца. Расчищенная дорожка вела к неугомонному морю. Мы часто останавливались, пораженные яркой красотой необыкновенного леса. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья. Березы как будто окутаны золотистой листвой, сверкавшей на солнце. Очень красивы клены, одетые в багряную листву. Часто мы видим позолоченные солнцем и осенью листья, тихо падающие на землю. Дорожки пустынны, но на них листья, печально шуршащие под ногами. Иногда попадется дача, окруженная деревянными выкрашенными масляной краской забором.

Упражнение 2.

Прочтите текст шуточного письма, которое было написано одним сказочным героем. Выпишите из текста краткие страдательные причастия, выделите суффикс и укажите глагол, от которого образовано данное причастие.

Живем очень хорошо. Дом всегда прибран, белье выстирано и выглажено. В комнате очень уютно: пол застелен ковром, шторы накрахмалены и обшиты оборочками, стены украшены картинами. Цветы вовремя политы и подкормлены.

Книги разложены по полочкам. Игрушки бывают разбросаны, но вечером они всегда собраны и спрятаны в специальные ящики.

Наши дети вымыты, обстираны, причесаны. Носики у них всегда вытерты, банты и шнурки завязаны. Девчонки наряжены и накрашены. Мальчишки одеты и обуты.

Упражнение 3.

Разделите данные словосочетания на 2 группы: отглагольные прилагательные, страдательные причастия. Вставьте Н/НН.

Жаре..ый картофель, поджаре..ая рыба, черче..ый мной график, кваше..ая капуста, выточе..ая игрушка, моче..ые яблоки, суше..ая на чердаке черемуха, реше..ая задача, вяле..ая рыба, топле..ое молоко.

Упражнение 4.

Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте причастные обороты, составьте схемы предложений.

1) Наступает золотая осень приносящая дожди. 2) Река огибавшая берег уходила в горы. 3) Не закрытая тучей заря освещала окна.4) Мы опускаем руки в воду струящуюся между пальцев. 5) Замёрзшие за ночь цветы оживали.6) Листья кружащиеся в воздухе падают на землю.

Упражнение 5.

От данных глаголов образуйте и запишите все возможные формы причастий.

Накормить, насаждать, раскаяться, обидеть, оберегать, омывать, объявить, отчаяться, зависеть, увлекать.

Упражнение 6.

Прочитайте текст и выполните задания.

Из всех слов могучего и первородного русского языка, полногласного, кроткого и грозного, бросающего3 звуки взрывным водопадом, журчащего неуловимым ручейком, исполненного говоров дремучего леса, шуршащего степными ковылями, поющего ветром, что носится и мечется и уманивает сердце далеко за степь, пресветло сияющего серебряными разливами полноводных рек, втекающих в синее море, — из всех несосчитанных самоцветов этой неисчерпаемой3 сокровищницы языка живого, сотворенного3 и, однако же, без устали творящего3, больше всего я люблю слово — воля. Так было в детстве, так и теперь. Это слово — самое дорогое и всеобъемлющее. (К. Бальмонт).

1. Найдите в тексте причастия.

2. Определите их разряд (действительные и страдательные) и время.

3. Назовите глаголы, от которых они образованы. Установите, с помощью каких суффиксов образованы причастия.

4. Определите синтаксическую функцию причастий в тексте. Придумайте предложения, в которых причастия выступают в роли сказуемых.

5. Сделайте морфологический разбор указанных слов.

Тест по теме «Причастие»

1. В каком ряду все слова являются причастиями?

А) перевернув, посидев, невпопад, раскидистый

Б) перепрыгнувший, решаемый, вынув, несчастный

В) гонимый, затемнена, нагретая, назначено

Г) разделенный, держащий, расставаясь, увлекая

2. Сколько причастий в двух приведенных предложениях?

Это были опаленные летним солнцем, утомленные тяжелым трудом люди. Руки их были исцарапаны, ноги испачканы землей.

А) 2

Б) 3

В) 4

Г) 5

3. В каком варианте форма причастия образована от глагола неправильно?

А) закрутить — закрутивший

Б) решать — решенный

В) возвращаться — возвращающийся

Г) изучать — изучавший

4. В каком варианте грамматические признаки причастия определены неправильно?

А) убранный — страдательное причастие совершенного вида, прошедшего времени

Б) бегущий — действительное причастие несовершенного вида, настоящего времени

В) принятый — страдательное причастие совершенного вида, настоящего времени

Г) слышавший — действительное причастие несовершенного вида, прошедшего времени.

5. В каком варианте содержится ошибка в определении грамматических признаков выделенных в предложении слов?

В облике этой улицы угадываются старинные черты: кое-гдесохранившиеся двухэтажные и даже одноэтажные дома с мезонинами; пустырь на месте снесенного дома и открытый двор без заборов и ворот, с разросшимися густо тополями и кленами, из-за которых виднеется обшитое желтыми досками двухэтажное здание, служившее в старину подсобным помещением, а впоследствии приспособленное под жилье.

А) сохранившиеся — причастие, действительное, прошедшего времени, совершенного вида, возвратное, полное, в форме именительного падежа, множественного числа, в предложении является определением;

Б) снесенного — причастие, страдательное, прошедшего времени, совершенного вида, невозвратное, полное, в форме мужского рода, родительного падежа, единственного числа, в предложении является определением;

В) разросшимися — причастие, действительное, прошедшего времени, совершенного вида, возвратное, полное, в форме творительного падежа, множественного числа, в предложении является определением;

Г) обшитое — причастие, страдательное, настоящего времени, совершенного вида, невозвратное, полное, в форме среднего рода, именительного падежа, единственного числа, в предложении является определением.

Предложения с причастным оборотом (примеры): Я увидела кота, лакающего молоко из миски. На улице шел дождь, сопровождающийся раскатами грома. На дереве сидела ворона, громко каркающая куда-то в сторону. В небо поднимался самолет, улетающий в другую страну. На сцене находился мужчина, исполняющий веселую песню. Он слушал музыку, доносящуюся из радиоприемника. Снаружи моросил дождь, сопровождающийся небольшими раскатами грома.

Источник: http://5-ege.ru/predlozheniya-s-prichastnym-oborotom/

Закрепление темы.

1.Запись предложений под диктовку, нахождение в них причастных оборотов, объяснение пунктуации при причастных оборотах. (Задание выполняется коллективно).

Перед глазами гостей неожиданно открылась окружённая лесом широкая площадка, утрамбованная и усыпанная мелким песком. На одном её конце стоял восьмигранный павильон, весь разукрашенный флагами и зеленью.

  1. Выполнение учащимися разноуровневых заданий.

Задание первого уровня.

Спишите предложения, расставив недостающие знаки препинания, найдите причастные обороты и обозначьте их графически.

1) Небо усыпанное звёздами опустилось на верхушки спящих елей.

2) Непроходимая сибирская тайга раскинувшаяся океаном казалась нескончаемой.

3) В саду дышавшем зацветающей сиренью без умолку пел соловей.

4) Встречный ветер треплющий освещённый прожектором флаг теплохода не тревожит речную гладь.

Задание второго уровня.

Спишите, согласовав причастия с существительными и расставив недостающие знаки препинания. Найдите причастные обороты и подчеркните их как член предложения.

1) Портрет В.Лопухиной (сочетающий) в себе красивую внешность и одновременно душевную пустоту становится загадкой (скрывающий) истинный замысел художника.

2) Первым искусственным материалом (изобретённый) человеком в каменном веке была огнеупорная глина.

3) Пеликан (поднявшийся) на двухкилометровую высоту может подолгу парить в воздухе.

4) Рыбачьи лодки (вытащенный) на берег образовали на белом песке длинный ряд тёмных килей (напоминающий) хребты громадных рыб.

Задание третьего уровня.

Спишите, заменив сложные предложения простыми, имеющими в своём составе причастные обороты. Графически обозначьте причастные обороты.

1) Соседка поздоровалась и пошла к такси, которое стояло у подъезда.

2) К сожалению, есть ребята, которые за всю школьную жизнь не решили самостоятельно ни одной задачи.

3) Есть люди, которые с самого раннего детства несут на себе какой-то отпечаток избранности.

4) По слухам, которые иногда до нас доходили, Женя стала первоклассным военным врачом.

Исправьте речевые ошибки,
связанные с употреблением причастных и деепричастных оборотов. 
1. В мастерскую привезли табуретки, делавшиеся столярами.
2. Из этой книги мы узнали о тех ужасах, пережитых нашим народом.
3. Посмотрев фильм, писатель стал мне еще ближе и дороже.
4. Перечисляя в конце фильма имена погибших, верится, что их не забудут.
5. Глядя на такую несправедливость, у меня сердце кровью обливается.
6. Мы увидели крестьян, отправляющих домой.
7. Дети играли на покрытом лугу свежей травой.
8. Придя в первый день на участок, нам сразу же дали задание.
9. Перейдя в 9 класс, у нас появился новый предмет.
10. Читая поэму, чувствуется сила каждого слова.
11. Потеряв на войне мужа, у нее не было желания заводить новую семью.
12. Стоя у дверей в гостиную, мне был ясно слышен их разговор.
13. Там стоит какая-то фигура, напоминавшая надсмотрщика.
14. Честь и хвала воспитателям, сумеющим вырастить хороших людей.
15. Книга, читающаяся с увлечением, содержит много интересного.
16. На окраине поселка стояла палатка, торговавшая спичками и хлебом.
17. В тяжелом положении находились люди, потерявшие жилье и которые не
получили компенсацию.
18. Он написал статью о проблеме, которая интересовала всех и которая вызвала
большие споры.
19. Полученное задание на практике следует выполнить к концу марта.
20. Выступивший президент по телевидению рассказал о новых указах.
21. Убежав из дома, мальчик был найден милицией.
22. Выращенные овощи в теплице менее полезны, чем грунтовые.
23. Подъезжая к городу, у меня слетела шляпа.
24. Учебники, полученные в начале года и которые указаны в списке, должны
быть сданы на перерегистрацию.
25. Не окончив школу, Сергею пришлось работать.
26. Пользуясь калькулятором, расчет производится правильно и легко.
27. Проснувшись, ему сказали, что завтрак подан.
28. Прочитав пьесу, передо мной отчетливо возникли образы персонажей.
29. Закончив экскурсию, в ресторане нас ждал обед.
30. После суда писатель был отправлен в Сибирь, находясь там долгие годы.


ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. В мастерскую привезли табуретки, сделанные столярами.
2. Из этой книги мы узнали о тех ужасах, которые пережил наш народ.
3. После просмотра фильма писатель стал мне еще ближе и дороже.
4. Когда перечисляют в конце фильма имена погибших, мы верим, что их не
забудут.
5. Когда я гляжу на такую несправедливость, у меня сердце кровью обливается.
6. Мы увидели крестьян, отправляющихся домой.
7. Дети играли на покрытом свежей травой лугу.
8. Когда мы пришли в первый день на участок, нам сразу же дали задание.
9. Когда мы перешли в 9 класс, у нас появился новый предмет.
10. Читая поэму, я чувствую силу каждого слова.
11. Когда она потеряла на войне мужа, у нее не было желания заводить новую
семью.
12. Стоя у дверей в гостиную, я ясно слышал их разговор.
13. Там стоит какая-то фигура, напоминающая надсмотрщика.
14. Честь и хвала воспитателям, сумевшим вырастить хороших людей.
15. Книга, прочитанная с увлечением, содержит много интересного.
16. На окраине поселка стояла палатка, в которой продавались спички и хлеб.
17. В тяжелом положении находились люди, потерявшие жилье и не получившие
компенсацию.
18. Он написал статью о проблеме, которая интересовала всех и вызвала большие
споры.
19. Полученное на практике задание следует выполнить к концу марта.
20. Выступивший по телевидению президент рассказал о новых указах.
21. Убежавший из дома мальчик был найден милицией.
22. Выращенные в теплице овощи менее полезны, чем грунтовые.
23. Когда я подъезжал к городу, у меня слетела шляпа.
24. Учебники, полученные в начале года и указанные в списке, должны быть
сданы на перерегистрацию.
25. Не окончившему школу Сергею пришлось работать.
26. При использовании калькулятора расчет производится правильно и легко.
27. После того, как он проснулся, ему сказали, что завтрак подан.
28. После прочтения пьесы передо мной отчетливо возникли образы персонажей.
29. После окончания экскурсии нас ждал обед в ресторане.
30. После суда писатель был отправлен в Сибирь и находился там долгие годы.

Дидактический материал

Предупреждение ошибок в предложении с деепричастным и причастным оборотом.

Примеры с ошибкой

Правильный вариант

1.Находясь в пути, всегда вспоминается дом.

Находясь в пути, я всегда вспоминаю дом.

2.Уходя со смены, рабочими проверяется оборудование фабрики.

2.Уходя со смены, рабочие проверяют оборудование фабрики.

3.Человек с коротко волосами остриженными рассказывал, как всё случилось.

Человек, с коротко остриженными волосами, рассказывал, как всё случилось.

4. Наслаждаясь вкусным ужином, беседа наша протекала безмятежно.

3. Наслаждаясь вкусным ужином, мы безмятежно беседовали.

5.Посвящённые стихотворения дружбе есть и в творческом наследии Пушкина.

Стихотворения, посвящённые дружбе, есть и в творческом наследии Пушкина

6. Глядя на эту картину, у нас невольно сжимается сердце.

Глядя на эту картину, мы невольно чувствуем грусть

7. Войдя в лес, солнце село.

Когда мы вошли в лес, солнце село.

8.Читая книгу, у сценариста тоже есть свое мнение.

Читая книгу, сценарист выражает своё мнение.

9. Особое внимание обращается на подлежащее и дополнение, выраженные прилагательными, перешедшие в существительные.

Особое внимание обращается на подлежащее и дополнение, выраженные прилагательными, перешедшими в существительные.

10. Сидя на берегу тихой речушки, хорошо думается о будущем.

Когда сидишь на берегу тихой речушки,

хорошо думается о будущем.

11.Постепенно отдалялся сиявший город в закатных лучах.

Постепенно отдалялся город, сиявший в закатных лучах.

12.Сравнение кажется вполне уместным, имея в виду художественное достоинство этого стихотворения.

Сравнение кажется вполне уместным, когда имеешь в виду художественное достоинство этого стихотворения.

13.Мы слышали только однообразное журчание бегущего ручейка по дну оврага.

Мы слышали только однообразное журчание бегущего по дну оврага ручейка.

14.Я смотрю на плывущие облака по небу и радуюсь жизни.

Я смотрю на плывущие по небу облака и радуюсь жизни.

15.Глядя из окна на клумбу цветов, создаётся впечатление праздника.

Когда глядишь из окна на клумбу цветов, создаётся впечатление праздника.

16. Очень низки результаты выполнения заданий, требующие работы с информацией.

Очень низки результаты выполнения заданий, требующих работы с информацией.

17.От снега стало скользко на тротуарах, падавшего крупными хлопьями.

От снега, падавшего крупными хлопьями, стало скользко на тротуарах.

18.Поступив работать, у меня оставалось мало времени.

Когда я поступил работать, у меня оставалось мало времени.

19. Деревня была нам знакома, раскинувшаяся на берегу реки.

Деревня, раскинувшаяся на берегу реки, была нам знакома.

20. Чувствуется ширь, взглянув на Волгу.

Я чувствую ширь, взглянув на Волгу.

21.Взяв её под руку, они пошли вместе.

Взявшись за руки, они пошли вместе.

22.Узкая дорога была покрыта проваливающимся снегом под ногами.

Узкая дорога была покрыта проваливающимся под ногами снегом .

23. Мой спутник указал мне на высокую поднимающуюся гору прямо против нас.

Мой спутник указал мне на высокую поднимающуюся прямо против нас гору.

24. Прочитав эту роль, в первый момент мне стало даже смешно.

Прочитав эту роль, я рассмеялся.

25. Свирепствовавший ветер всю ночь срывал с деревьев сухие листья.

Ветер, свирепствовавший всю ночь, срывал с деревьев сухие листья.

26. Я не мог совладать с охваченным меня воспоминанием.

Я не мог совладать с захватившим меня воспоминанием

27.Посмотрев на деревце около дома, мне представилась весна.

Посмотрев на деревце около дома, я представила весну.

28. Галька хрустела под мозолистыми копытами верблюдов, шагавшими в ногу.

Галька хрустела под мозолистыми копытами верблюдов, шагавших в ногу.

29.Обедали в столовой за большим квадратным столом, накрытом хрустящей скатертью.

Обедали в столовой за большим квадратным столом, накрытым хрустящей скатертью.

30.Будучи ещё малышом лет семи-восьми, отец привёл меня в секцию греко-римской борьбы.

Когда я был ещё малышом лет семи-восьми, отец привёл меня в секцию греко-римской борьбы.

31.Учитывая типичные ошибки, подбираются тексты, содержащие трудные для учащихся части речи.

Учитывая типичные ошибки, учитель подбирает тексты, содержащие трудные для учащихся части речи.

32.Идя из лесу с полной кошёлкой грибов, такая радость в душе!

Идя из лесу с полной кошёлкой грибов, испытываешь огромную радость!

Или: Когда идёшь по лесу с полной кошёлкой грибов, такая радость в душе!

33.Сплошь покрытая дорога выбоинами и кочками гудела под колёсами.

Сплошь покрытая выбоинами и кочками дорога гудела под колёсами.

Или: Дорога , сплошь покрытая выбоинами и кочками ,гудела под колёсами

34.Взобравшись на крышу сарая, Павке хорошо был виден сад Лещинских.

Взобравшись на крышу сарая, Павка хорошо видел сад Лещинских.

35. Думая о будущем, мне забывается прошлое.

Думая о будущем, я забываю прошлое.

36. Не вдаваясь в подробности, обращается внимание учащихся на то, что в предложении может быть один главный член.

Не вдаваясь в подробности, нужно обратить внимание учащихся на то, что в предложении может быть один главный член.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/349727-didakticheskij-material-preduprezhdenie-oshib

Исправляем ошибки, связанные с нарушением норм употребления причастных и деепричастных оборотов.

Автор: Полякова Татьяна Владимировна

Цель работы:  совершенствовать умения соблюдать основные нормы употребления причастных и деепричастных оборотов в речи, замечать ошибки  и  исправлять их

Для выполнения работы необходимо знать:  понятия «причастие», «деепричастие», «причастный оборот», «деепричастный оборот»

КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Причастный оборот – речевая конструкция, выраженная причастием с зависимыми словами, которая называет признак предмета по действию и отвечает на вопросы  какой? какая? какое? какие? В предложении выступает обособленным определением и выделяется запятыми.

К наиболее частым ошибкам при употреблении причастных оборотов относятся:

1) неверное согласование причастия с определяемым словом;

Игрушки, украшаемые новогоднюю елку, красиво переливались (правильно: украшавшие). Вчера прошла выставка древних книг, собранные в нашей библиотеке (правильно: собранных)

2) определяемое слово может стоять только перед или после причастного оборота, а не внутри;

Обласканное поле солнцем зеленело (правильно: поле, обласканное солнцем, зеленело). Скрытые беседки от посторонних глаз были построены в липовой рощице (правильно: скрытые от посторонних глаз беседки были построены в липовой рощице).

3) в причастном обороте не может употребляться частица бы.

Нам бы мебель, сделанную бы на заказ. Мы хотим остановиться у озера, расположенного бы недалеко от леса.

Для того чтобы не делать ошибок при употреблении причастных оборотов, нужно соблюдать следующие правила:

1) причастный оборот должен находиться рядом (до или после него) с существительным, к которому он относится; определяемое слово не может быть в середине причастного оборота;

2) причастие в причастном обороте должно иметь тот же род, падеж и число, что и определяемое слово.

Деепричастный оборот – речевая конструкция, выраженная деепричастием с зависимыми словами, которая называет дополнительное действие и отвечает на вопросы – Что делая? Что сделав? В предложении выступает обособленным обстоятельством и выделяется запятыми.

К наиболее частым ошибкам в образовании предложений с деепричастным оборотом относятся:

1) действие деепричастия не относится к подлежащему (существительному или местоимению в именительном падеже)

Заваривая чай, у него упала чашка. Убирая в комнате, у них сломался пылесос.

2) деепричастный оборот в безличном предложении

Наблюдая за облаками, мне было спокойно. Выйдя на улицу, ему стало жарко.

3) деепричастный оборот в предложении с глаголом-сказуемым в будущем времени.

Решив задачу, я буду отдыхать. Посещая выставки, он напишет статью о современном искусстве.

4) деепричастный оборот не может быть однородным членом предложения с причастным оборотом, сказуемым либо другим членом предложения (кроме обособленных обстоятельств и некоторых наречий).

Небольшой городок, сияющий огнями и удивляя туристов, был его любимым местом отдыха. Высокие пальмы, поднимающиеся к небу и шелестя листьями, укрывали путников от солнца.

ХОД РАБОТЫ

Задание 1.  Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением причастных и деепричастных оборотов

  1. Перечисляя в конце фильма имена погибших, верится, что их не забудут.
  2. Читая поэму, чувствуется сила каждого слова.
  3. Книга, читающаяся с увлечением, содержит много интересного.
  4. Он написал статью о проблеме, которая интересовала всех и которая вызвала большие споры.
  5. Выступивший президент по телевидению рассказал о новых указах.
  6. Выращенные овощи в теплице менее полезны, чем грунтовые.
  7. Пользуясь калькулятором, расчет производится правильно и легко.
  8. Прочитав пьесу, передо мной отчетливо возникли образы персонажей.
  9. Приведённые факты в докладе свидетельствуют о больших успехах современной медицинской науки.

Задание 2.  Выберите из данных предложений те, в которых допущены ошибки в употреблении деепричастных оборотов.

  1. Мы долго не виделись с Павлом, но, побывав в Москве, я решился ему позвонить.
  2. Затем он назначается директором, работая в этой должности полтора года.
  3. Не пройдя и километра, он обнаружил, что тропинка заросла травой.
  4. Подходя к дому, мне стало страшно от мысли, что там могло что-то случиться.
  1. Перенеся серьезную операцию, солдат был спасен.
  2. Имея хороший аттестат, хорошую физическую подготовку, проблем с поступлением в вуз не было.
  3. Приходилось работать в трудных условиях, не имея в течение долгих недель ни одного дня свободного отдыха.
  4. Читая газетную заметку, у нее появилось желание написать автору рубрики.
  5. Прочитав рукопись, редактору показалось, что она нуждается в серьезной доработке.

Задание 3.  Отредактируйте данные предложения.

  1. Познакомившись со стихотворением, в моем сердце осталась печаль, но в то же время и надежда.
  2. В настоящее время, читая стихи современных поэтов, в каждом из них есть свой лирический герой.
  3. Самое главное, ребята поняли: занимаясь обустройством общественной жизни в своих техникумах, нам нужны активные и жизнерадостные лидеры.
  4. Возвращаясь из мира стихов, ему нужно было время, чтобы заново привыкнуть к реальному миру.

Задание 4.  Найдите ошибки, возникшие при употреблении причастных оборотов. Отредактируйте предложения.

1) Приведенные факты в докладе свидетельствуют о больших успехах медицинской науки. 2) Ничего другого, двигавшего бы дело вперед, никто из критиков проекта не предложил. 3) В таком же положении, как и жители Адрии, находились жители близлежащих селений и ферм, отрезанных наводнением и спасающиеся на крышах домов, угрожающих в любой момент обвалом. 4) Арестованный тревожился о семье, взятой под надзор полицией и которую он оставил без всяких средств к существованию. 5) В руках у режиссера кадры из новой кинокартины, снимающейся на студии «Мосфильм».

Задание 5. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Грамматические ошибки

Предложения

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении сложноподчинённого предложения

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

1) Природный памятник «Столбы выветривания», расположенный на территории Троицко-Печорского района Республики Коми, стал одним из семи чудес России.

2) Пётр чувствовал о том, как слипаются от усталости глаза и страшно ломит тело.

3) В конце XVII столетия науке стало известно о существовании необычного млекопитающего, откладывающем яйца и насиживающем их: это был утконос.

4) К концу 1840-х годов П. Л. Федотовым было написано уже несколько полотен, среди которых выделялись «Разборчивая невеста» и «Свежий кавалер».

5) Те, кто хоть немного увлекается философией, знает, что наши мысли имеют способность воплощаться в реальности.

6) Школьники провели два счастливых дня в лагере «Звёздочке».

7) Увидев красный сигнал светофора, машина была остановлена водителем.

8) Гумилёв объявил стихосложение наукой и ремеслом, которому нужно усердно учиться.

9) Один из важнейших факторов признания игрока в такой стране, как Англия, — это любовь или презрение со стороны прессы.

ВЫВОД по результатам работы: в чем заключается сложность употребления причастных и деепричастных оборотов в речи?

Контрольные вопросы:

  1. Какова роль деепричастных оборотов в речи?
  2. Какие ошибки наиболее часто встречаются при употреблении причастных оборотов?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки при употреблении собирательных числительных
  • Ошибки при употреблении синонимов примеры
  • Ошибки при употреблении причастных оборотов примеры
  • Ошибки при употреблении причастных и деепричастных оборотов
  • Ошибки при употреблении паронимов примеры