Ошибки при употреблении косвенной речи

Неправильное построение предложения с косвенной речью


Неправильное построение предложения с косвенной речью

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 206.

Обновлено 31 Августа, 2022

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 206.

Обновлено 31 Августа, 2022

Слова персонажа в повествовании чаще всего произносит сам персонаж. Это прямая речь. Монологи, реплики, диалоги героев дают автору возможность полнее воссоздать образ героя (речевая характеристика). Но если такой задачи нет, а важно только содержание высказывания, автор прибегает к косвенной речи. Особенно охотно делают это школьники в своих сочинениях. При этом важно избежать ошибок при трансформации прямой речи в косвенную.

Что такое косвенная речь

Косвенная речь — это передача чужой речи в форме сложноподчинённого предложения с придаточным изъяснительным. В справочной сообщили, что поезд отправляется в 6 утра. Вера объяснила, что вернулась только из-за мамы.

В части предложения, передающей смысл чужого высказывания, используются только местоимения 3 лица. Ведь говорит о персонаже не он сам, говорит автор, и речь персонажа сливается с авторской, грамматически приспосабливаясь к ней. Особенности речевой манеры героя в косвенной речи не воспроизводятся, передаётся лишь её основное содержание, поэтому в косвенной речи нет места междометиям, эмоционально окрашенным частицам и обращениям.

В некоторых источниках утверждается, что косвенную речь можно передать в простом предложении. Но по правилам русского языка косвенная речь является только придаточным предложением.

Структура предложения с косвенной речью

Придаточное, содержащее косвенную речь, стоит после главной части или разрывает его. Света спросила, когда он будет дома. Света спросила, когда он будет дома, и, получив ответ, нахмурилась.

Косвенная речь присоединяется союзами что, как, будто, чтобы. Он уверял, будто всё видел своими глазами. Директор распорядился, чтобы в кабинет поставили новую мебель.

Если косвенная речь передаёт заданный персонажем вопрос, в её начале стоит то же вопросительное слово, что и в вопросе. Мать спросила, что произошло и где сейчас дед.

В главной части сложноподчинённого предложения может быть указательное слово (местоимение или наречие).

Сестра жаловалась на то, что они редко видятся, что встречи их коротки и случайны.

Нарушения в построении предложения с косвенной речью. Примеры

Неправильное построение предложения с косвенной речью выражается в допущении следующих ошибок.

  • Употребление местоимений и глаголов 1 и 2 лица вместо 3-го. Ошибка: Мальчик сказал, что я хочу спать. Правильно: Мальчик сказал, что он хочет спать;
  • Употребление обращений и глаголов повелительного наклонения. Ошибка: Андрей предложил, что пойдите, ребята, за водой к колодцу. Правильно: Андрей предложил, чтобы ребята принесли воды из колодца;
  • Неуместное использование указательного слова. Ошибка: Инструктор сказал то, что нужно поставить палатки. Правильно: Инструктор сказал, чтобы ставили палатки. Или: Инструктор сказал, что нужно поставить палатки;
  • Ошибки в постановке знаков препинания, пропуск союза. Ошибка: Фёдор ответил, он не сможет ничем помочь. Фёдор ответил: он не сможет ничем помочь. Фёдор ответил: что он не сможет ничем помочь. Правильно: Фёдор ответил, что он не сможет ничем помочь.

Союз чтобы уместен там, где речь идёт о просьбе, приказе, побуждении к действию. Примеры: Он велел, чтобы отчёт был готов к вечеру. Бабушка просила, чтобы её оставили в покое. Союз будто используется, когда есть сомнения в точности информации. Павел клялся, будто сам помогал тушить пожар.

Заключение

Что мы узнали?

Косвенная речь выражается в форме придаточного предложения, присоединяется к главному подчинительными союзами и союзными словами. В косвенной речи используются местоимения и глаголы 3 лица. В ней недопустимы обращения, междометия, глаголы в форме повелительного наклонения. Нужно следить за уместным использованием союзов и указательных слов. Между частями сложноподчинённого предложения ставится только запятая. Неправильно построенное предложение с косвенной речью считается грамматической ошибкой.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка статьи

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 206.


А какая ваша оценка?

Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.

ЕГЭ Русский язык.

Экспресс-подготовка.

Задание № 8.

 Синтаксические нормы. Неправильное построение предложения с косвенной

речью.

 Что такое косвенная речь, каковы её особенности? Какие бывают ошибки в предложениях с косвенной речью, как их найти? Ответы на данные вопросы очень подробно, понятно даны в статье. Читайте, готовьтесь к ЕГЭ.

Задание № 8. Синтаксические нормы.

Неправильное построение предложения с косвенной речью.

Вспомним, что такое косвенная речь, каковы её особенности.

Косвенная речь – это способ передачи чужой речи, при котором эта речь грамматически приспосабливается говорящим к своей речи.

Особенности косвенной речи.

  • Косвенная речь оформляется в виде придаточного предложение, которое относится к глаголу- сказуемому, находящемуся в главной части СПП.
  • Местоимения стоят только в форме 3-го лица (он, она, оно, они — в разных падежах)
  • Косвенная речь передаётся только содержание чужой речи, поэтому сама чужая речь может существенно отличаться от прямой речи.
  • Косвенная речь не передаёт стилистические особенности прямой речи, а лишь её основной смысл.
  • В косвенной речи не используются обращения, междометия, эмоциональные частицы.
  • Если необходимо в косвенной речи передать дословно какие -ту часть выражения, то на письме эти слова выделяются кавычками. (Н.Некрасов писал, что он «лиру посвятил народу своему»)
  • Если прямая речь – повествовательное предложение, то в придаточной части косвенной речи используются союзы:

—  что, если говорящий уверен в передаваемой информации(Они сказали, что собрание перенесли на понедельник);

будто, как будто, если говорящий сомневается в достоверности информации (Они сказали, будто собрание перенесли на понедельник).

  • Если прямая речь- побудительное предложение, то в придаточной части косвенной речи используется союз чтобы.
  • Если прямая речь- вопросительное предложение, то в придаточной части косвенной речи используется то же союзное слово, которое было в прямой речи ( как, когда, где и др.)

Разберём примеры.

Пример № 1 ( повествовательное предложение).

Прямая речь.

Светлана сказала: «Если бы ты знал, как мне многое нужно повторить, чтобы успешно сдать экзамен».

Косвенная речь.

Светлана сказала о том, что ей многое нужно повторить, чтобы сдать экзамен.

Пример № 2 (побудительное предложение).

Прямая речь.

Учитель объявил: «Ребята, сегодня после уроков вы должны прийти в актовый зал на встречу с преподавателями вузов»

Косвенная речь.

Учитель объявил о том, чтобы ребята после уроков пришли в актовый зал на встречу с преподавателями вузов.

          Пример № 3 (вопросительное предложение).

Прямая речь.

Олег спросил: «Что нам задали по литературе?»

Косвенная речь.

Олег спросил о том, что им задали по литературе.

Типичные ошибки в построении предложений с косвенной речью.

  • Употребление местоимения в форме 1-го или 2-го лица, а не в форме 3-его лица.

Пример.

Неверно.

Путники решил, что я лучше пережду дождь в селении.

Верно

Путник решил, что он лучше переждёт дождь в селении.

  • Неверно построенное сложное предложение с косвенной речью.

Пример.

Неверно.

Последнее, о чём она сказала мне по телефону, это о нашем предстоящем путешествии и о том, что необходимо для него подготовить.

Верно.

Последнее, о чём она сказала мне по телефону ,- это наше предстоящее путешествие, отметив, что необходимо для него подготовить.

  • Неправильное употребление союза в предложении, передающем побуждение к действию.

Пример

Неверно.

Учитель предложил, что, ребята, давайте посадим несколько деревьев в школьном саду.

Верно.

Учитель предложил посадить несколько деревьев в школьном саду. (Можно передать косвенную речь и в форме простого предложения).

ИЛИ

Учитель предложил, чтобы все вместе посадили несколько деревьев в школьном саду.

Вывод.

На ЕГЭ чаще встречаются три ошибки в построении предложений с косвенной речью:

  • Неверное использование личного местоимения
  • Неверное использование средств связи (союзов) в СПП.
  • Неверное построение предложения с косвенной речью с синтаксической точки зрения.

Алгоритм выполнения задания № 8.

Предложения с косвенной речью.

  • Найдите предложение с косвенной речью.
  • Посмотрите, в какой форме употреблены в придаточном предложении личные местоимения. Если в форме 3-го лица, то нет ошибки. Если в форме 1-го и 2-го лица, то есть ошибка.
  • Посмотрите, правильные ли союзы и союзные слова использованы для присоединения придаточного к главному. Помните, что для каждого типа предложения по цели высказывания есть свои союзы и союзные слова.
  • Наконец, посмотрите, правильно ли построено сложное предложение, если неверно, то такое предложение «не звучит».
  • Помните, что в предложенных вариантах ответов может быть ДВА предложения с косвенной речью. Одно- верное, другое нет. Поэтому читаете все примеры до конца, не записывайте сразу в ответе номер первого предложения с косвенной речью, оно может быть правильным.

Таков алгоритм выполнения задания № 8, если в нём есть предложение с ошибкой, связанной с неверным употреблением косвенной речи.

Желаю удачи в подготовке к ЕГЭ!

Вера Александровна.

E-mail

Очень часто при
построении предложений с прямой или
косвенной речью допускаются грамматические
ошибки. Рассмотрим основные.

1. Самой распространенной
ошибкой при построении предложений с
косвенной речью является использование
в придаточной части местоимений 1 и 2
лица. Это допустимо только при передаче
прямой речи.

Неверный вариант

Правильные варианты

Осуждая своих
современников, М.Ю.Лермонтов пишет,
что «печально я гляжу на наше поколенье».

Осуждая своих
современников, М.Ю.Лермонтов пишет:
«Печально я гляжу на наше поколенье».

2. Также одной из
распространенных ошибок является
употребление союза «что» в придаточной
части при наличии «ли».

Неверный вариант

Правильные варианты

Я не заметил, что
находится ли он в комнате.

Я не заметил, находится
ли он в комнате.

3. Нельзя оформлять
предложение, которое начинается с
вводной конструкции, как прямую речь.

Неверный вариант

Правильный вариант

Как сказал А.П.Чехов:
«В человеке должно быть все прекрасно».

Как сказал А.П.Чехов,
«в человеке должно быть все прекрасно».

4. Ошибочным является
использование большой буквы в цитате
при передачи косвенной речи.

Неверный вариант

Правильный вариант

Сенат же постановил,
что «Челобитчик лишился сына по тому
одному, что положился на уверение
ответчика сделать его сына счастливым…».

Сенат же постановил,
что «челобитчик лишился сына по тому
одному, что положился на уверение
ответчика сделать его сына счастливым…».

Список использованной
литературы

1. Бельчиков, Ю.
А. Практическая стилистика современного
русского языка: нормы употребления
слов, фразеол. выражений, граммат. форм
и синтакс. конструкций / Ю. А. Бельчиков.
– М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2008. – 422 с.

2. Зализняк, А. А.
Грамматический словарь русского языка:
словоизменение : ок. 110000 слов / А. А.
Зализняк. – [Изд. 6-е, стер.]. – М.: АСТ-ПРЕСС
КНИГА, 2009. – 795 с.

3. Приорова, И. В.
Несклоняемые имена в языке и речи : учеб.
пособие / И. В. Приорова. – М.: Флинта;
Наука, 2008. – 87 с.

4. Рацибурская, Л.
В. Словарь уникальных морфем современного
русского языка / Л. В. Рацибурская. – М.
: Флинта : Наука, 2009. – 155 с.

5. Русский язык и
культура речи : учеб. пособие для вузов
/ И. Б. Голуб. — М. : Логос, 2007. — 431 с.

6. Русский язык и
культура речи : учебник / под ред. В. И.
Максимова. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.
: Гардарики, 2008. — 402 с.

7. Сазонова, И. К.
Толково-грамматический словарь русских
причастий : 2500 глаголов, 7500 причастий :
образование и употребление причастий
/ И. К. Сазонова. – Изд. 3-е, перераб. – М.
: АСТ-Пресс Книга, 2008. – 647 с

8. Справочно-информационный
портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для
всех — http://www.gramota.ru/.

9. Сайт «Культура
письменной речи» – http://gramma.ru/.

4.4 Тест для самопроверки

1. Правила
образования и употребления производных
слов изучают:

а) орфоэпические
нормы

б) морфологические
нормы

в) словообразовательные
нормы

г) синтаксические
нормы

2. Правила
образования грамматических форм слов
изучают:

а) морфологические
нормы

б) синтаксические
нормы

в) словообразовательные
нормы

г) пунктуационные
нормы

3. В каком ряду
все слова относятся к мужскому роду?

а) шампунь, тюль,
бемоль

б) антресоль, тюль,
чучело

в) тапочки, туфли,
босоножки

г) повидло, зал,
плацкарта

4. Слово грязнуля
относится:

а) к женскому роду

б) к мужскому роду

в) к среднему роду

г) к общему роду

5. Несклоняемы
неодушевленные существительные
относятся:

а) к мужскому роду

б) к среднему роду

в) к женскому роду

г) к общему роду

6. В какой строчке
все слова мужского рода?

а) ВАК, МИД, вуз

б) МГУ, ООН, АТС

в) ТАСС, ФСБ, УдГУ

г) роно, ГИБДД,
ИжГСХА

7. Правила
построения словосочетаний и предложений
изучают:

а) морфологические
нормы

б) синтаксические
нормы

в) словообразовательные
нормы

г) пунктуационные
нормы

8. Сочетание двух
или нескольких самостоятельных слов,
связанных друг с другом слов, называется:

а) словом

б) словосочетанием

в) предложением

г) высказыванием

9. Расположение
цепочкой одинаковых падежных форм −
это:

а) нанизывание
падежей

б) градация

в) эллипсис

г) употребление
именительным представления

10. Правильно
построено предложение:

а) Осуждая своих
современников, М.Ю. Лермонтов пишет:
«Печально я гляжу на наше поколенье».

б) Я не заметил,
что находится ли он в комнате.

в) Как сказал
А.П.Чехов: «В человеке должно быть все
прекрасно».

г) Сенат же
постановил, что «Челобитчик лишился
сына по тому одному, что положился на
уверение ответчика сделать его сына
счастливым…».

Глава 5.
Орфографические нормы

Знать:
основные орфографические правила.

Уметь:
применять орфографические правила на
письме, пользоваться словарями.

5.1 Принцип русской
орфографии

Ведущий принцип
русской орфографии — морфологический
принцип
,
сущность которого состоит в том, что
общие для родственных слов морфемы
сохраняют единое начертание на письме,
а в речи они могут изменяться в зависимости
от фонетических условий. Этот принцип
применяется для всех морфем: корней,
приставок, суффиксов и окончаний. Также
на основе морфологического принципа
оформляется единообразное написание
слов, относящихся к определенной
грамматической форме. Например, ь (мягкий
знак) формальный признак инфинитива.

Вторым принципом
русской орфографии является фонетическое
написание
,
т.е. слова пишутся так же, как слышатся.
Примером может служить правописание
приставок на з-с (бездарный — беспокойный)
или изменение в корне начальной и на ы
после приставок, оканчивающихся на
согласную (разыграть).

Существует также
дифференцирующее написание (ср.: ожог
(сущ.) — ожёг (глаг.) и традиционное
написание (буква и после букв ж, ш, ц —
жить, шить).

Орфограмма – это
случай выбора, когда возможны 1, 2 или
более различных написаний. Это также
написание, соответствующее правилам
орфографии.

Орфографическое
правило

это правило правописания русского
языка, того, какое написание надо выбрать
в зависимости от языковых условий.

Употребление
прописной и строчной буквы

Прописная
буква

Строчная
буква

Пишется в начале
прямой речи, предложения, абзаца,
текста

Пишется в середине
и в конце слова
,в середине
предложения
, если слово не представляет
собой имя собственное или какое-нибудь
название (Он приехал поздно ночью)

Имена, отчества,
фамилии, прозвища, псевдонимы, клички
животных,индивидуальные названия,
относящиеся к мифологии и религии,имена действующих лицв некоторых
произведениях художественной литературы
(Всеволод Большое Гнездо, Иисус Христос,
Аллах, Пегас, Синяя Борода, собака
Жучка)

Названия титулов
и должностей в зарубежных странах
и в международных организациях,
например: император Японии, королева
Нидерландов, президент Франции

Географические
названия, названия государств,
административно-территориальных
единиц
зарубежных государств,достопримечательных мест,железнодорожных станций, вокзалов,
аэропортов
, за исключением служебных
слов и родовых понятий (остров Новая
Земля, графство Суссекс, улица адмирала
Макарова, Большой Кремлевский дворец,
Казанский вокзал)

Названия
чинов, звания(лейтенант Попов)

В названиях групп
государств
с прописной буквы пишетсяпервое слово(и все имена
собственные): Скандинавские страны,
Союз Государств Центральной Африки

Наименования других
(не высших) должностей и званий
,
например: министр просвещения РФ,
маршал авиации

Прописная
буква

Строчная
буква

В образных названиях
государств
первое словоили
слово, подчеркивающее характерный
признак называемого объекта, пишется
с прописной буквы: Страна утренней
свежести (Корея), остров Свободы (Куба)

Слова товарищ,
гражданин господин, мистер
и т.д.
(мистер Браун, гражданин Петров)

В названиях станций
метро, заключенных в кавычки
,все
слова
пишутся с прописной буквы:
станция «Александровский Сад»

Астрономические
названия
, кроме родовых названий и
порядковых обозначений светил (Большая
Медведица)

Названия высших
органов власти, центральных организаций,
учреждений
и т.п.,все слова,
кроме служебных, пишутся с прописной
буквы: Федеральное Собрание Российской
Федерации

Первое слово
все имена собственные) пишутся с
прописной вназваниях государственных
учреждений, общественных, профессиональных
организаций, в исторических названиях
высших представительных органов
стран, в названияхполитических
партий и движений,
в официальныхназваниях учреждений местного
значения
, вназваниях научных
учреждений и учебных заведений

все имена собственные), вназваниях
зрелищных мероприятий, учреждений
культуры, промышленных, торговых
предприятий и финансовых
организаций
(
Верховный суд Российской Федерации,
Временное правительство, Коммунистическая
партия Советского Союза, Московская
городская дума, Российская академия
наук, Московский театр оперетты)

Названия исторических
эпох и событий первое слово
(и все
имена собственные), например, эпоха
Возрождения

Наименования высших
должностей и высших почетных званий
в России и в бывшем Советском Союзе,
например: Президент Российской
Федерации, Вице-Президент РФ

Официальные названия
конгрессов, съездов, конференций,
первое слово и все имена собственные
(
Всероссийский съезд учителей)

Правописание
гласных в корне

Если в корне гласная
стоит в слабой (безударной) позиции, то
на письме возникает проблема выбора,
какую букву надо писать.

Если можно подобрать
родственное слово или изменить слово
так, чтобы эта гласная была под ударением,
то такая гласная называется проверяемой.
Например, столбы — сто’лб; примирять
(друзей)- ми’р.

Если безударную
гласную нельзя проверить ударением, то
такие гласные называются непроверяемыми,
и правописание слов с такими гласными
надо запоминать или проверять по
орфографическому словарю (карто’фель,
эликси’р).

В русском языке
есть ряд корней с чередующимися гласными.
Как правило, под ударением пишется та
гласная, которая слышится; выбор
буквы в безударной позиции зависит от
определенных условий:

от ударения:

— гар- гор-:
под ударением пишется а (загар, разгар),
без ударения — о (загорелый, пригорать),
исключения: выгарки, изгарь, пригарь;

— зар- зор-:
без ударения пишется а (зарница, озарить),
под ударением — что слышится (зорька,
зарево), исключение: зоревать;

— клан- клон-:
без ударения пишется о (преклонение,
поклониться), под ударением — что слышится
(кланяться, поклон);

твар-
твор-:
без
ударения пишется о (творить, творение),
под ударением — что слышится (творчество,
тварь), исключение: утварь.

От последующих
букв или сочетаний букв:

— кас- кос-:
если за корнем следует согласная н, то
пишется о (коснуться, прикосновение), в
остальных случаях пишется а (касательная,
касаться);

— лаг- лож-:
перед г пишется а (прилагать, прилагательное),
перед ж пишется о (приложение, предложить),
исключения: полог;

— раст- (-ращ-) –
рос-:
перед
ст и щ пишется а (расти, наращивать),
перед с пишется о (заросль, выросший),
исключения: отрасль, росток, выросток,
ростовщик, Ростов;

— скак- скоч-:
перед к пишется а (скакать), перед ч
пишется о (выскочить), исключения: скачок,
скачу.

От наличия или
отсутствия после корня суффикса -а-:

— вер- вир-, -дер-
дир, -мер- мир, -пер- пир, -тер- тир, -блест-
блист, -жег- жиг, -стел- стил, -чет- чит-:

перед суффиксом -а- пишется и (собирать,
зажигать, настилать), в остальных случаях
пишется е (блестеть, зажечь), исключения;
сочетать, сочетание;

— корни с чередованием
а (я) — им (ин):
перед суффиксом -а- пишется им (ин)
(заминать, зажимать), в остальных случаях
пишется а(я) (замять, зажать);

от значения:

— мак — мок-:
-мак- используется в значении «погружать
в жидкость, делать мокрым» (макать хлеб
в молоко), -мок — в значении «пропускать
жидкость» (ботинки промокают);

-равн- ровн-:
-равн- используется в значении «равный,
одинаковый, наравне» (поравняться),
-ровн — в значении «ровный, прямой,
гладкий» (уровень, заровнять);

-плав- плов- плыв-:
о пишется только в словах пловец и
пловчиха, ы — только в слове плывуны, во
всех остальных случаях пишется я
(плавучесть, поплавок).

Выбор гласных
й, е или э

В иноязычных словах
обычно пишется е (адекватный); исключения:
мэр, пэр, сэр и их производные.

Если корень
начинается с буквы э, то она сохраняется
и после приставок или перед первой
частью сложного слова (сэкономить,
трехэтажный).

После гласной и
пишется е (реквием), после остальных
гласных — э (маэстро).

Буква й пишется в
начале иноязычных слов (йод, йога).

Правописание
гласных после шипящих и ц

После шипящих
согласных ж, ч, ш, щ пишутся гласные а,
у, и, никогда не пишутся гласные я, ю, ы
(чаща, жирный). Данное правило не
распространяется на слова иноязычного
происхождения (парашют) и на сложносокращенные
слова, в которых возможны любые сочетания
букв (Межюрбюро).

Под ударением
после шипящих пишется ё,
если можно подобрать родственные слова
или другую форму этого слова, где пишется
е (жёлтый — желтизна); если это условие
не выполняется, то пишется о (чокаться,
шорох).

Необходимо различать
существительное ожог и его родственные
слова от глагола в прошедшем времени
ожёг и его родственных слов.

Правописание
гласных после ц

В корне после ц
пишется и

(цивилизация, циновка); исключения:
цыган, на цыпочках, цыц, цыпленок и их
однокоренные слова.

Буквы я,
ю пишутся после ц только в именах
собственных нерусского происхождения
(Цюрих).

Под ударением
после ц
пишется о

(цокот).

Правописание
согласных в корне

Для того чтобы
проверить сомнительные звонкие и глухие
согласные, нужно подобрать такую форму
или родственное слово, чтобы эти согласные
стояли в сильной позиции (перед гласным
или сонорным (л, м, и р) звуком: сказка —
сказать.

Если сомнительную
согласную нельзя проверить, то её
написание нужно запомнить или узнать
в орфографическом словаре.

Двойные согласные
пишутся:

на стыке морфем:
приставки и корня (
рассказать), корня
и суффикса (длинный)

на стыке двух частей
сложносокращенных слов
(роддом)

в словах, которые
нужно запомнить или определить по
орфографическому словарю
(вожжи,
дрожжи, жжение, жужжать, можжевельник
и однокоренные им слова; слова
иноязычного происхождения (например,
группа, класс) и производные от них
(групповой, классный)

Для того чтобы
проверить написание слов с непроизносимыми
согласными, имеющих сочетание букв
ветв, здн, ндск, нтск, стл, стн и т.п.,
необходимо подобрать такое однокоренное
слово или так изменить форму слова,
чтобы после первой или второй coгласной
стояла гласная (грустный — грустить,
свистнуть -свистеть); исключения: блеснуть
(хотя блестеть),
лестница
(хотя лесенка),
плеснуть
(хотя плескать),
склянка (хотя
стекло).

Правописание
приставок

Правописание
некоторых приставок надо запомнить,
они не изменяются ни при каких условиях
(донести, отнести, занести и т.д.). К этим
же приставкам относится и приставка
с-, которая в речи перед звонкими
согласными озвончается, а на письме не
изменяется (сбежать, сделать).

В приставках на
з-с (без- —
бес-, воз (вз) — — вос-(вс-), из- — ис-, низ- —
нис-, раз- (роз-) – рас — (рос-), через-
(чрез-) — черес- (чрес-)

пишется з перед звонкими согласными
или гласными (безводный, разгораться),
а перед глухими согласными пишется с
(беспредельный, восстать).

Особую трудность
представляет написание приставок пре
и
при -.
В
основном их различие строится на их
лексическом значении.

Приставка пре-

Приставка при-

высокой степени
качества (
её можно заменить словами
«очень», «весьма»): преувеличенный (=
«весьма увеличенный»), преинтересный
(= «очень интересный»);

пространственной
близости
(пригородный, приграничный);

«через», «по-иному»
(
это значение близко значению
приставки пере-): преступать (=
«переступать).

приближения,
присоединения
(приблизиться,
приплыть);

неполноты действия
(прикрыть, приостановиться);

доведения действия
до конца
(прибить, пристукнуть);

совершения действия
в чьих-либо интересах (
припрятать).

В некоторых словах
приставки пре- и при- не выделяются и
правописание таких слов надо запомнить:
пребывать (в знач. «быть в каком-то месте
или состоянии»), презирать (в знач.
«ненавидеть»), пренебрегать, президент
(слово иноязычного происхождения);
прибор, приказ, призрение (в знач.
«забота») и т.д.

Если приставка
заканчивается на
согласную
,
а корень
начинается с гласной
и
, то вместо
и пишется ы
(предыюньский, разыграть); исключения:
взимать, сложносокращенные слова

(пединститут), слово «двухимпульсный»
и т.п. приставки
меж- и сверх-

(межинститутский, сверхинтересный),
иноязычные приставки дез-,
контр-, пост-, супер-, транс-, пан
-(контригра,
субиндекс).

Правописание
разделительных Ъ и Ь

Разделительный
ъ (твердый знак)

Разделительный
ь (мягкий знак)

пишется
перед гласными е, ё, ю, я:

после приставки,
оканчивающейся на согласную
: подъезд,
объезд

внутри слова перед
гласными е, ё, ю, я:
крестьянин, вьюга;

в словах иноязычного
происхождения после приставок,
оканчивающихся на согласную (аб-, ад-,
диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-,
пер-,транс-) или после составной частицы
пан-:
адъютант, трансъевропейский

в некоторых словах
иноязычного происхождения перед
буквой о:
медальон, шампиньон.

в
сложных словах, первая часть которых
— числительные двух-, трёх,
четырёх-:
двухъярусный, трехэтажный

Исключение:
сложносокращенные слова (детясли).

Правописание
гласных после шипящих и ц в суффиксах
и окончаниях

1. В
окончаниях и суффиксах существительных
,
прилагательных и суффиксах наречий под
ударением после шипящих и ц пишется о
,
без ударения
— е
(ножо’м,
большо’го, книжо’нка, концо’м, окольцо’вы-вать;
НО экипа’жем, п’ищей, ры’жего, торго’вцев,
окольцева’ть).

Грамматические ошибки. Задание 8. Неправильное построение предложения с косвенной речью.

В данном задании проверяется умение учащихся правильно строить предложения с цитатами и косвенной речью: из 9 предложений справа нужно найти одно, которое содержит ошибку.

В правила, изложенных ниже, будет идти речь о цитировании и о косвенной речи, это очень близкие, но не одинаковые единицы.

В обыденной жизни, особенно часто в устной речи, мы часто используем передачу чьих-то слов от своего имени, так называемую косвенную речь.

Предложения с косвенной речью представляют собой сложноподчиненные предложения, состоящие из двух частей (слов автора и косвенной речи), которые соединяются союзами что, будто, чтобы, или местоимениями и наречиями кто, что, какой, как, где, когда, почему и др., или частицей ли.

Например: Мне сказали, что это был брат мой. Она требовала, чтобы я смотрел ей в глаза, и спрашивала, помню ли я пескарей, наши маленькие ссоры, пикники. Говорили о том, как живут наловленные мною птицы.

Предложения с косвенной речью служат для передачи чужой речи от лица говорящего, а не того, кто ее на самом деле произнес. В отличие от предложений с прямой речью они передают только содержание чужой речи, но не могут передать все особенности ее формы и интонации.

 Попробуем восстановить предложения: из косвенной речи переведём в предложения с прямой речью:

Мне сказали, что это был брат мой. — Мне сказали: «Это был брат твой».

Она требовала, чтобы я смотрел ей в глаза, и спрашивала, помню ли я пескарей, наши маленькие ссоры, пикники. — Она сказала: «Смотри мне в глаза!» А потом требовательно спросила: «Ты помнишь пескарей, наши встречи, наши ссоры, пикники? Помнишь?»

Друг поинтересовался: «Как живут наловленные тобой птицы?»

Как видно из примеров, предложения совпадают лишь по смыслу, а вот и глаголы, и местоимения, и союзы меняются. Рассмотрим детально правила перевода прямой речи в косвенную: это очень важно как для написания сочинения, так и для выполнения задания

Основное правило:

при замене предложений с прямой речью предложениями с косвенной речью особое внимание нужно обращать на правильное употребление личных и притяжательных местоимений, а также связанных с ними глаголов, так как в косвенной речи мы передаем чужие слова от своего имени.

Предложение с прямой речью

Верно оформленная косвенная речь

Неверно оформленная косвенная речь

Отец сказал: «Я вернусь поздно».

Отец сказал, что он вернётся поздно.

Отец сказал, что я вернусь поздно.

Мы спросили: «А ты откуда приехал?»

Мы спросили, откуда он приехал.

Мы спросили, «откуда ты приехал».

Я признался: «Ваши книги взял Михаил».

Я признался, что их книги взял Михаил.

Я признался, что «ваши книги взял Михаил».

Дети закричали: «Мы не виноваты!»

Дети закричали, что они не виноваты.

Дети закричали, что «мы не виноваты».

Обращаем внимание на то, что обнаружить ошибку могут помочь кавычки, но только на них ориентироваться нельзя, так как кавычки стоят и при приложении, и в предложениях с цитатами без ошибок, и не во всех заданиях.

 Существует ряд дополнительных правил,

связанных с особенностью перевода прямой речи в косвенную, их соблюдение также проверяется в задании 7.

а) Если прямая речь – повествовательное предложение,

то она заменяется изъяснительным придаточным предложением с союзом что. Пример: Секретарь ответил: «Я выполнил просьбу». – Секретарь ответил, что он выполнил просьбу. Местоимение заменено!

б) Если прямая речь – вопросительное предложение,

то при замене его придаточным роль подчинительных союзов выполняют вопросительные местоимения, наречия, частицы, которые стояли в прямом вопросе. Вопросительный знак после косвенного вопроса не ставится. Пример: «Что вы успели выполнить?» — спросил преподаватель студентов. – Преподаватель спросил студентов, что они успели выполнить. Местоимение заменено!

в) Когда в прямой речи – вопросительном предложении отсутствуют вопросительные местоимения, наречия, частицы,

при замене его косвенным употребляют для связи частицу ли. Пример: «Вы исправляете текст?» — с нетерпением спросил секретарь. – Секретарь спросил с нетерпением, исправляем ли мы текст.Местоимение заменено!

г) Если прямая речь – восклицательное предложение с побуждением к действию,

то она заменяется изъяснительным придаточным предложением с союзом чтобы. Пример: Отец закричал сыну: «Вернись!» — Отец закричал сыну, чтобы он вернулся.Местоимение добавлено!

д) Частицы и слова, грамматически не связанные с членами предложения

(обращения, междометия, вводные слова, сложные предложения) и содержащиеся в прямой речи, при замене её косвенной речью опускаются. Пример: «Иван Петрович, составьте смету на следующий квартал», — попросил главного бухгалтера директор. – Директор попросил главного бухгалтера, чтобы он составил смету на следующий квартал.

8.9.3. Особые правила цитирования.

При написании сочинений часто возникает необходимость процитировать либо нужный фрагмент исходного текста, либо привести высказывание по памяти, органично включив цитату в предложение. Существует три способа введения цитаты в свою речь:

1) при помощи прямой речи, с соблюдением всех знаков препинания, например: Пушкин говорил: «Любви все возрасты покорны» или «Любви все возрасты покорны», — говорил Пушкин. Это самый простой способ, но он не всегда удобен. Такие предложения будут встречаться в качестве верных!

2) при помощи придаточного предложения, то есть используя союзы, например: Пушкин говорил, что «любви все возрасты покорны». Обратите внимание на изменившиеся знаки препинания. Этот способ ничем не отличается от передачи косвенной речи.

3) цитату можно включить в свой текст при помощи вводных слов, например: Как говорил Пушкин, «любви все возрасты покорны».

Отметим, что в цитате нельзя ничего изменять: то, что заключено в кавычках, передаётся абсолютно точно, без каких бы то ни было искажений. При необходимости включить в свой текст лишь часть цитаты используются специальные знаки (многоточия, различного вида скобки), но это не имеет отношения к данному заданию, так как пунктуационных ошибок в задании 7 не бывает.

Рассмотрим некоторые особенности цитирования.

а) Как избежать ошибки, если есть цитата с местоимением?

С одной стороны, цитаты изменять нельзя, с другой — нельзя оставить местоимение. Если просто вставить цитату, будут ошибки: Наполеон однажды заметил, что «я могу проиграть эту битву, но не могу потерять минуту». Или так: В своих воспоминаниях Короленко писал, что всегда « я видел в лице Чехова несомненную интеллигентность».

В обоих предложениях нужно:

во-первых, заменить местоимение Я на ОН, исключить местоимение из цитаты:

во-вторых, изменить глаголы, связав их с новыми местоимениями и также исключить из цитаты, так мы знаем, что ничего изменять нельзя.

При таких изменениях цитаты непременно «пострадают», и если второе предложение мы можем сохранить в таком виде: Короленко писал, что он всегда «видел в лице Чехова несомненную интеллигентность», то высказывание Наполеона не получится сохранить. Поэтому смело убираем кавычки и заменяем цитату косвенной речью: Наполеон однажды заметил, что он может проиграть эту битву, но не может потерять минуту.

б) Особо следует отметить случаи ошибочного объединения двух способов введения цитаты в предложение,

что вызывает грамматическую ошибку. Как мы уже знаем, цитату можно ввести либо как придаточное предложение, либо при помощи вводных слов. Вот что бывает, если соединяются два способа:

Неверно: По словам Мопассана,  «любовь сильна, как смерть, зато хрупка, как стекло».

Верно: По словам Мопассана, «любовь сильна, как смерть, зато хрупка, как стекло».

Неверно: Как утверждал П. И. Чайковский,  «вдохновение рождается только из труда и во время труда».

Верно: Как утверждал П. И. Чайковский, «вдохновение рождается только из труда и во время труда».

Таким образом, формулируем правило: при использовании вводных слов союз не употребляется.

в) В работах учащихся встречаются и случаи, когда цитата введена при помощи вводных слов,

но прямая речь оформляется как отдельное предложение. Это не только нарушение пунктуации, это нарушение правил построения предложения с цитатой.

Неверно: По мысли Антуана де Сент-Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце: самого главного глазами не увидишь».

Верно: По мысли Антуана де Сент-Экзюпери, «зорко одно лишь сердце: самого главного глазами не увидишь».

Неверно: По словам Л. Н. Толстого: «Искусство — высочайшее проявление могущества в человеке».

Верно: По словам Л. Н. Толстого, «искусство — высочайшее проявление могущества в человеке».

При переводе прямой речи в косвенную местоимения и глаголы в форме 1 лица следует заменить местоимениями и глаголами 3 лица.

ПРАВИЛЬНО

ОШИБКА

Автор утверждает, что он это знает, а не просто предполагает.

Автор утверждает, что я это знаю, а не просто предполагаю (смешение прямой и косвенной речи).

ПРАКТИКА

1 Н. М. Карамзин писал, что «да будет честь и слава нашему языку».

2 А.С. Пушкин писал, что «Я горе с ним делю, он радости со мною

3 Владимир говорил, что «я именно тогда в старом русском городке, в Вологде, увлёкся

историей, именно тогда нашёл архивы деда и начал заниматься их изучением».

4 Когда римский император Веспасиан не успевал сделать за день ни одного доброго дела он

говорил с горечью, что «Друзья, я потерял днь

5Через неделю после венчания А.С. Пушкин сообщает другу П.А. Плетнёву, что «я женат

исчастлив»

  1. Антон спросил, кто поедет со мной на горнолыжную базу.

  2. Павел Алексеевич всегда видел таких людей и говорил, что ничем мне могу вам помочь.

  3. В таких случаях он говорил, что терпи, голубчик,  – я врач.

  4. На предложение отпраздновать победу участники турнира ответили, что мы устали и

  5. пойдём отдыхать.

  6. Мама сказала, что не дам вам сладкое, пока не съедите первое

  7. Через неделю после венчания А. С. Пушкин сообщает другу П. А. Плетнёву, что «я женат — и счастлив», «это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился»

  8. Печорин признавался, что «я смеюсь над всем на свете, особенно над чувствами».

  9. Оценивая заслугу адмирала, императрица Екатерина II отмечала в письме к нему,

что дожна этою победой вашим великим дарованиям, вашей твёрдости, вашей

непоколебимой решимости славе Российской империи»

  1. Мистер Томпсон спросил, правильно ли я понял то, что вы сказали.

  2. Тарас Бульба сказал сыновьям, что «поедете в Запорожскую Сечь и будете сражаться с

ляхами».

  1. Автор романа с уверенностью утверждает, что “я никогда бы не стал писать это

произведение, если бы не был уверен в его важности для поколения”.

  1. Гринёв вспоминал, что я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми

мальчишками.

  1. Р. Декарт утверждал, что «я мыслю, следовательно, я существую»

  2. Гринёв вспоминал, что мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть

  3. Через десять часов после задержки рейса некоторые пассажиры сказали, что мы

готовы сдать билеты.

  1. Писатель говорил, что мне пришлось сделать сотни записей, выслушать сотни

очевидцев событий.

  1. Пушкин писал, что «не дай мне Бог сойти с ума».

  2. М.Ю. Лермонтов написал в одном из стихотворений, что «я жить хочу».

  3. А.П. Чехов утверждал, что первое знакомство с Московским университетом произвело

на меня неприятное впечатление

  1. Гринев сказал, что я подарил Пугачеву заячий тулуп

  2. Чичиков говорил, что «Я давненько не брал в руки шашек.»

28. Н. М. Карамзин писал, что «да будет честь и слава нашему языку».

29 А. С. Пушкин писал, что «Я горе с ним делю, он радости со мною».

30 М. Горький как-то заметил, что «человек дорог мне своим чудовищным упрямством быть

чем-то больше самого себя»

31 Базаров ответил Павлу Петровичу, что строить — не наше дело, сперва надо место

расчистить.»

32 И сказала Баба Яга, что «Я давно русского духу не слыхала, а тут ты ко мне сам пришёл».

33  Художник Александр Дейнека говорил, что «я люблю спорт»

34   Чичиков говорил, что «Я давненько не брал в руки шашек.»

35 Тоня торжественно пообещала, что «Я тебя никому не выдам!»

36  Мне пришлось уточнить, что придёшь ли ты на собрание.

37 В ответ на просьбу мы услышали, что «Я не привыкла уступать».

«.Мне пришлось уточнить, что придёшь ли ты на собрание.

38. Всех писателей в ходе интервью обычно спрашивают, над чем вы

сейчас работаете

39. Задержавшись у дверей, сестра сказала, что я буду рада пригласить всех

вас в гости в субботу.

40 Я долго стоял перед этим старым портретом, а девушка, изображённая

на нём, с укором смотрела на меня, будто говоря, что

«ты не тем занят, не тем живёшь, не о том думаешь

41.  В письме нам было чётко сказано, что если вы хотите пойти на компромисс

, то делать это нужно как можно быстрее, что вы

не должны понапрасну тянуть время, так как ситуация может выйти из-под

контроля, поэтому мы решили последовать этому

совету и договорились о встрече с ответчиком

42 Администратор ответил опоздавшим зрителям, что ничем не могу вам помочь.

43  Когда мы остались наконец одни в столовой, Наташа, выслушав мои

обвинения, строго, даже отчуждённо глядя мне в глаза, сказала, что не

тебе меня судить.

44 Мама, вернувшись с работы, спросила меня, «позавтракал ли ты».

45 Создавая проект нового здания, архитектор сказал, что я хочу сделать

это здание самым красивым в городе

46Не успевший подготовить ответ студент грустно сказал, что мне понадобится

ещё немного времени

47 Н.А. Некрасов писал о том, что «я лиру посвятил народу своему».

48В.М. Васнецов объяснял В.В. Стасову, что, «как я стал из жанриста историком, ответить

не сумею».

49Николай Ростов обвинил поручика Телянина в краже, сказав, что «это деньги Денисова,

вы их взяли».

50Пётр говорил о том, что «у меня слипаются от усталости глаза»

 51.Фёдор Абрамов вспоминал, как по приезде в Москву «на меня обрушилось всё

худшее, что таит в себе поздняя осень

Использованы ресурсы

Решу ЕГЭ

Мультиурок

Рустьюторс

Testy.class.ru

Яндекс

6

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Урок-консультация к упр. 483
Учебника по русскому  8 класса
автора
С.Г Бархуд...

    1 слайд

    Урок-консультация к упр. 483
    Учебника по русскому 8 класса
    автора
    С.Г Бархударова.
    Ошибки в употреблении косвенной речи. Русский язык .8 класс.

  • Помните,что при косвенной речи мы употребляем глаголы (со значением мысли, ре...

    5 слайд

    Помните,что при косвенной речи мы употребляем глаголы (со значением мысли, речи и чувства)
    Сказать
    сообщить
    Пробормотать
    шепнуть
    Удивиться
    Обрадоваться

    Крикнуть
    Заметить
    Прошептать
    Брякнуть
    Выпалить
    Огорчиться
    поразиться

  • Задание 8 в ЕГЭ по русскому языку

    6 слайд

    Задание 8 в ЕГЭ по русскому языку

  • Проверим ваши ответы:1.
2.
3.
4.
5.
5
7
4
8
7

    12 слайд

    Проверим ваши ответы:
    1.
    2.
    3.
    4.
    5.

    5
    7
    4
    8
    7

  • Домашнее задание:Упр. 482
1. выписать группы глаголов ,употребляемых и при пр...

    13 слайд

    Домашнее задание:
    Упр. 482
    1. выписать группы глаголов ,употребляемых и при прямой речи, и при косвенной.
    2. группы глаголов,употребляе-мых только в прямой печи
    Упр. 483
    Спишите предложения,сразу исправляя грамматические ошибки.
    Выделите орфограммы –гласные в приставках :
    Пре-,при.

  • Спасибо за урок!

    14 слайд

    Спасибо за урок!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки при употреблении деепричастных оборотов упражнения
  • Ошибки при употреблении деепричастных оборотов нетрудно исправить заменяя
  • Ошибки при укладывании ламината
  • Ошибки при употреблении деепричастных оборотов егэ
  • Ошибки при употреблении деепричастного оборота примеры