Ошибки при употреблении фразеологизмов примеры

Виды фразеологических ошибок

1.
Замена слова в составе фразеологизма
:
Она держит его в ежовых варежках
(рукавицах); Пришли к шляпочному
разбору (шапочному); Они вставляют ему
прутья
в колеса (палки); Иванушка рос не по дням,
а по ночам
(по часам); Я выполнил львиную часть
работы (долю) и т.п.

2.
Усечение фразеологизма
(пропуск
слова): Я более
менее
готов
к экзамену (более или
менее); Его успехи оставляют желать…
(лучшего);
Ты работаешь на износ, а это чревато…
(тяжелыми /
неприятными последствиями
);
Нечего биться … об стенку – сам виноват
(головой);
Хлестаков мечет бисер …, а ему все верят
(перед
свиньями
)
и т.п.

3.
Расширение лексического состава
фразеологизма

(лишнее слово): Пора тебе браться за свой
ум; Не все могут дать хороший,
достойный

отпор; Я этого до своего
гроба не забуду; Вы обратились не по
тому
адресу; Вернулся к отеческим
родным пенатам; У него тяжелая, сильная
рука и т.п.

4.
Искажение грамматической формы
компонентов (слов) в составе фразеологизмов
:
Хватит бить
баклушу

пора работать (баклуши);
Нечего лить
крокодильи

слезы (крокодиловы);
Грабят среди
белого
дня
(средь бела);
Не ходи на
босую
ногу
(босу);
Меня чуть кондрашка не
хватила
(хватил);
Он работает спустив
рукава
(спустя);
Вернулся в
родные пенаты

(к родным
пенатам)
и т.п.

5.
Контаминация

(от латинского contamination
– смешение) – смешение и совмещение
частей двух сходных по форме или по
значению фразеологизмов: Он
выбивался из кожи
(лез
из кожи + выбивался из сил); Я
тертый воробей

(тертый калач + стреляный воробей); Это
имеет большую роль

(имеет значение + играет роль); Этому
вопросу уделяли серьезное значение

(уделять внимание + придавать значение);
Книга произвела
на людей большое влияние

(произвести впечатление + оказать
влияние) и т.п.

6.
Плеонастические сочетания с фразеологизмами
:
случайная
шальная
пуля, путеводная
нить Ариадны,
уязвимая
ахиллесова
пята, напрасный
мартышкин труд, петь хвалебные
дифирамбы, нерифмованные
белые стихи и т.п.

7.
Употребление фразеологизмов в
несвойственном значении
и,
как следствие этого, нарушение
семантической сочетаемости
:
Поездка в Италию – моя заветная лебединая
песня

(лебединая
песня

предсмертная, прощальная песня); «Пришла
пора и нам выходить
на большую дорогу
»,
– сказала выпускница школы (выйти
на большую дорогу

– заняться грабежами, разбоем); Заканчиваем
работу, на сегодня наша песня
спета
(спета
песня

чьи-либо успехи, преуспевание, жизнь
кончились или близятся к концу); Посмотрел
передачу от
корки до корки

(от корки до
корки
, т.е.
полностью, читают книги); Его сизифов
труд
наконец
дал положительные результаты (сизифов
труд

тяжелая, бесконечная и бесплодная
работа) и т.п.

8.
Нарушение стилистической сочетаемости
фразеологизмов

(использование фразеологизмов сниженной
стилистической окраски в книжных стилях,
и наоборот – книжных фразеологизмов в
бытовых ситуациях): Калашников задал
жару

Кирибеевичу; Элен сделала из Пьера
Безухова дойную
корову
, а
сама наставляла
ему рога;
Моего мужа золотой
телец
одолел;
и т.п.

Соседние файлы в папке Русский

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Незнание точного значения фразеологизма, его лексико-грамматического состава, экспрессивно-стилистических особенностей, сферы употребления, сочетаемости, наконец, невнимательное отношение к образной природе фразеологизмов приводят к речевым ошибкам.

Однако при употреблении фразеологизмов ошибки могут быть и не связаны со спецификой фразеологических единиц как воспроизводимых устойчивых оборотов. Так, употребление фразеологизма без учета его семантики искажает смысл высказывания: Басаев подбивает клинья к Радуеву (т.е. ухаживает?).

Использование фразеологизма с определенной стилистической окраской может вступить в конфликт с содержанием и стилем произведения. Например: Он метался, искал спасения. Придумал трогатель­ную историю в свое оправдание, но она прозвучала как лебединая песня этого прожженного негодяя. Фразеологизм лебединая песня, в котором заключена положительная оценка, сочувственное отношение к тому, о ком говорится, стилистически неуместен в данном контексте.

Нельзя соединять в одном предложении фразеологизмы с контрастной стилистической окраской (например, сниженные, разговорные и книжные, торжественные: Он обещал, что не ударит в грязь лицом и будет трудиться под стать кадровым водителям степных кораблей).

Недопустимо также сочетание экспрессивно окрашенных фразеологизмов с официально-деловой лексикой: Председатель осыпал меня золотым дождем на сумму восемьдесят тысяч рублей! Часто бывает не оправдано употребление сниженных разговорных фразеологизмов в публицистических текстах.

Например: Эти торжества в Санкт­ Петербурге своей масштабностью утерли нос остальным городам; Мы понимаем свои преимущества, но не собираемся задирать нос и дремать на своих природных ресурсах; Спецслужбы не должны совать свой нос в гражданское общество. Смешение стилей придает речи комическое звучание. Проанализируем ошибки, которые связаны с неоправданным изменением состава фразеологизма или с искажением его образного значения.

Встречается немотивированное расширение состава фразеологизма в результате употребления уточняющих слов: Для животноводов главным гвоздем программы является выведение ценных пород скота. Есть фразеологизм гвоздь программы, но определение главный здесь неуместно.

Авторы, не учитывая непроницаемости фразеологизмов, пытаются их «дополнить», расцвечивают эпитетами, что порождает многословие. Еще примеры: Будем надеяться, что Волков скажет свое большое слово и в тренерской работе; Со всех своих длинных ног она кинулась бежать.

В ненормированной речи довольно часто встречаются сочетания плеонастического характера, образованные из фразеологизмов и избыточных определений к их компонентам: потерпеть полное фиаско, случайная шальная пуля, тяжелый сизифов труд, веселый гомерический смех. Коммерческие организации оказались на высоте стоящих перед ними новых задач.

Наблюдается неоправданное сокращение состава фразеологизма в результате пропуска его компонентов. Так, говорят: это усугубляющее обстоятельство (вместо: усугубляющее вину обстоятельство). Ошибочно усеченные фразеологизмы теряют смысл, употребление их в речи может приводить к абсурдности высказывания: Успехи этого ученика желают много лучшего (вместо: оставляют желать много лучшего); Тренер Вильямсон сделал «хорошую мину» (опущено: при плохой игре).

Нередко происходит искажение лексического состава фразеологизмов: Мастер не раз по душам толковал со своими подо­ печными (надо: говорил). Ошибочная подмена одного из компонентов фразеологизма может объясняться синонимическим сходством слов: Тропинка вела от ворот к тому флигелю, из которого Антошин только что еле убрал ноги (следовало: унес) и еще чаще — смешением паронимов: Он вошел в себя (надо: ушел); вырвалось у него с языка (надо: со­ рвалось); провести вокруг пальца (надо: обвести); …не упал духом (надо: пал).

В иных случаях вместо одного из компонентов фразеологизма употребляется слово, лишь отдаленно напоминающее вытесненное: Организаторы этой поездки сами же ее и испортили, плюхнув в ведро меда каплю дегтя. Ложные ассоциации иногда порождают очень смешные и нелепые ошибки: Вот поди разберись, кто из них прячет топор за пазухой (фразеологизм держать камень за пазухой); Через полчаса он выглядел ошпаренной курицей перед администрацией (искажен фразеологизм мокрая курица).

Изменение состава фразеологизма может быть вызвано обновлением грамматических форм, употребление которых в устойчивых словосочетаниях закреплено традицией. Например: Дети заморили червячков и развеселились, — нельзя использовать множественное число вместо единственного.

Неоправданная замена грамматической формы одного из компонентов фразеологизма является причиной неуместного комизма: удивляет непривычная, странная форма знакомых устойчивых оборотов: Остается тайной, как такую махину смогли воздвигнуть четыре человека, пусть даже семи пядей во лбах и косых саженей в плечах.

В составе фразеологизмов нельзя допускать искажения предлогов [Он никогда не думал, что эти слова сбудутся в его судьбе с полной мерой (вместо: в полной мере)]. Такое небрежное обращение с предлогами и падежными формами делает речь безграмотной.

Однако некоторым фразеологизмам поистине «не везет» — в них то и дело заменяют предлоги: ставить точки на и; семи пядей на лбу; Михаил под скорую руку оделся и поспешил в поле. Неумение правильно выбрать падежные фор- мы и предлоги в составе фразеологизмов порождает такие «странные» ошибки: скрепя сердцем; это дело чреватое и с последствиями; скатерть ему на дорогу; в голове идет кругом.

Наибольший ущерб стилю наносит неоправданное разрушение образности фразеологического выражения. Например: В этом году Аэрофлоту удалось удержать поток пасса­ жиров на высоком уровне. Контекст проявил прямое значение слов, образовавших фразеологизм, и в результате возник каламбур.

Восприятие фразеологизма в его непривычном, необразном значении, т.е. реализация метафоры в понимании фразеологизма, придает речи неуместный комизм: Приступая к работе на дрейфующей станции, наш коллектив еще не чувствовал почвы под ногами. Чтобы избежать подобных ошибок, необходимо учитывать особенности контекста.

Контекст может не только проявлять необразное значение фразеологизмов, но и вскрывать противоречивость их метафорического строя, если автор неосмотрительно «сталкивает» несовместимые по смыслу устойчивые сочетания. Например, администратор говорит о фермерах: Эти люди крепко стоят на ногах, поэтому вам не удастся подрезать им крылья.

Первый фразеологизм как бы «прикрепляет» образ к земле, и это делает невозможным употребление второго фразеологизма, в основе которого представление о полете: подрезать крылья значит «лишить возможности летать». Один фразеологизм исключает другой.

Противоречивые образы, лежащие в основе фразеологизмов и тропов, также не уживаются в близком контексте. Взаимно исключают друг друга, например, фразеологизм и метафора в таком предложении: Авиаторы на своих крыльях всегда вовремя приходят на помощь (на крыльях не приходят, а прилетают).

Как бы мы ни привыкли к переносному значению фразеологизмов, их метафоричность сразу же дает о себе знать, если их образность вступает в конфликт с содержанием. Поэтому неудачны, например, предложения, в которых об охотничьей собаке хозяин говорит: Уж эта не придет с пустыми руками; писатель- фантаст, рисуя марсиан со щупальцами вместо рук, замечает: Инопла­нетянин взял себя в руки.

Нарушение единства образной системы фразеологизма и контекста придает речи комизм. Например: Выступающий говорил громким и визгливым голосом, как иерихонская труба. Полу- чается, что иерихонская труба говорит и даже имеет визгливый голос. Слова, окружающие фразеологизм, обычно вовлекаются в образный контекст. Поэтому недопустимо их употребление в переносном значении, при котором не учитывается образная природа связанных с ними фразеологизмов. Например:

Решение собрания гласит черным по бело­ му… Или: Трудный жизненный путь выпал на долю Василия Тимофеевича. Черным по белому можно писать, путь — проходят, избирают. Выбор глаголов в таких случаях «подрывает» образность фразеологических сочетаний.

Обязательным условием правильного использования фразеологизмов является строгое соблюдение особенностей сочетаемости их со словами контекста. Так, фразеологизм выпустить в свет может быть употреблен только в сочетаниях с наименованиями печатных изданий.

Поэтому стилистически неверно предложение Музыкальный театр выпустил в свет балет «Белеет парус одинокий»; в этом случае следовало написать поставил балет или подготовил премьеру… Стилистически неверна такая фраза: Жизнь, как на ладони, проходила на людях (фразеологизм как на ладони требует слова видна).

Некоторые ошибки, связанные с искажением состава фразеологизма и его образного значения, получают в речи широкое распространение: Хоть кол на голове чеши (надо: теши — от глагола тесать); Довести до белого колена (надо: до белого каления).

Причиной неправильного употребления фразеологизмов в речи может быть контаминация элементов различных устойчивых выражений. Например: Язык не поднимается говорить об этом… Известны фразеологизмы язык не поворачивается и рука не поднимается; автор использовал существительное из перво- го фразеологизма, а глагол — из второго.

Некоторым устойчивым сочетаниям постоянно «не везет»: их элементы то и дело смешивают. Говорят: предпринять меры (из принять меры и предпринять шаги), уде­ лить значение (из уделить внимание и придавать значение). Подобные речевые ошибки объясняются ложными ассоциациями.

Контаминация элементов различных фразеологизмов может делать речь нелогичной: Многие, зная об этих безобразиях, смотрят на фоку­ сы предприимчивых дельцов спустя рукава (работают — спустя рукава, а смотрят — сквозь пальцы). В иных случаях смысловая сторона речи н е страдает, но предложение все-таки нуждается в стили- стической правке: Мы могли бы забить во все колокола, но сначала решили все спокойно обдумать. Следует устранить контаминацию фразеологизмов забить тревогу и звонить во все колокола.

Контаминация элементов различных фразеологизмов может стать причиной комического звучания речи: тертый воробей, стреляный калач, не все коту похмелье, в чужом пиру масленица. Грубой ошибкой является двусмысленность высказывания из-за внешней омонимии фразеологизма и свободного словосочетания: — Спасибо организаторам этой выставки, где так отдыхаешь душой.

Чудесные цветы помогли нам здесь уйти в мир иной, — сказал руководитель экскурсии, прощаясь с администратором. Можно подумать, что посетители этой выставки умирают. Спортивный комментатор допустил подобную ошибку, рассказывая о выигравшем заплыв спортсмене: Он боролся самоотверженно, опередил самых знаменитых асов водной дорожки и уважать себя заставил (подчеркнутый фразеологизм означает «умереть», но говорящий изменил его привычное значение).

Употребление фразеологизмов без учета семантики искажает смысл речи. Критик, отзываясь о новой пьесе, заявил: Мне она не понравилась… Ну что ж, найдутся зрители, которые со мной не согласятся, но да будет им земля пухом! (Оратор похоронил своих оппонентов.) Спортивный комментатор также ошибся, сообщив: Изящно и просто фигуристы решили эту тяжелейшую проблему и поста- вили на ней крест (получается, что, выполнив трудную фигуру в парном катании, фигуристы больше никогда ее не повторят).

Самые непростительные ошибки, связанные с искажением значения фразеологизмов, возникают в речи спонтанно. Так, на торжественном собрании выпускников вуза и первокурсников по случаю «Последнего звонка» юноша сказал: Сегодня мы собрались, чтобы проводить в последний путь наших старших товарищей… (так можно говорить лишь на похоронах).

Рассматривая речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением фразеологизмов, следует коснуться и тех случаев, когда в речи возникают невольные каламбуры из-за того, что говорящий использует слова в их прямом значении, но слушатели воспринимают их сочетание как образное выражение фразеологического характера, так что высказыванию придается совершенно неожиданное значение.

Ставшая причиной ошибки так называемая внешняя омонимия фразеологизмов и свободных сочетаний может привести к самым неожиданным калам- бурам, придавая речи неуместный комизм. Например, взволнованный оратор говорит о беспорядках на строительной площадке: Трижды записывали в протоколе решение о необходимости зарезервировать для полигона шифер, а пришло время — крыть нечем. На фоне эмоционально окрашенного высказывания последние два слова воспринимаются не в прямом смысле, а как фразеологизм, означающий «нечего сказать в ответ, нечего возразить».

Таким образом, фразеология, являясь источником образности и выразительности речи, может создавать и значительные трудности при невнимательном отношении к устойчивым сочетаниям, отразившим народную мудрость.



Скачать материал

Тема урока: «Лексические и фразеологические ошибки и их исправление». Выполни...



Скачать материал

Рабочие листы

к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Тема урока: «Лексические и фразеологические ошибки и их исправление». Выполни...

    1 слайд

    Тема урока: «Лексические и фразеологические ошибки и их исправление».
    Выполнил: преподаватель русского языка и литературы
    Шенкевич С. В.

  • 1)Слова, имеющие сходные значения. 
(синонимы).  
2) Слова,  сходные по звуча...

    2 слайд

    1)Слова, имеющие сходные значения.
    (синонимы).
    2) Слова, сходные по звучанию, но разные по значению
    (паронимы).
    3) Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению
    (омонимы).
    4) Слова с противоположными значениями
    (антонимы)

  • Как называются  устойчивые сочетания слов? 
(фразеологизмы)
Задание1. Какое з...

    3 слайд

    Как называются устойчивые сочетания слов?
    (фразеологизмы)
    Задание1. Какое значение имеют медицинские фразеологизмы?

    Бычье сердце —
    (гипертрофия сердца при пороке)

    Мраморная бледность —
    ( резкая бледность лица)

  • Грудь сапожника –
( воронкообразная грудная клетка, сдавливание сердца)...

    4 слайд

    Грудь сапожника –
    ( воронкообразная грудная клетка, сдавливание сердца)

    Маска Паркинсона —
    ( лицо без мимики при некоторых болезнях )

  • Слова, употребление которых ограничено, в словарях обычно имеют соответствующ...

    5 слайд

    Слова, употребление которых ограничено, в словарях обычно имеют соответствующие пометки: «разг.» — разговорное, «прост.» — просторечие лапа (рука), «обл.» — диалектное кочет (петух), «устар.» — устаревшее очи (глаза), а также «книжн.» и «спец.».

  • Несоблюдение лексических норм приводит к лексическим ошибкам, среди которых м...

    6 слайд

    Несоблюдение лексических норм приводит к лексическим ошибкам, среди которых мы видим:

    Лексические ошибки :
    Причиной неточного словоупотребления является.
    -незнание точного значения слова, неумение говорящего
    (пишущего) выбрать слово, наиболее соответствующее
    передаваемому содержанию. Среди ошибок подобного рода:

    а) употребление слова в несвойственном для него значении: Врачи апеллируют (объясняют) свои действия недостаточным финансированием;
    б) неразличение значений многозначного слова: Счастливые дети спешат сообщить эту ценную (интересную) новость матери;
    в) неразличение слов-омонимов, например, причастий и прилагательных: зАнятый (заполнивший собой: место зАнято) — занятОй (постоянно обременённый делами: занятОй человек; 
    г) неправильное использование синонимов: Пора подвести результаты (итоги) встречи. Изъяны (недостатки) в тренировках команды обна­ружились на первых же соревнованиях.

  • д) неразличение паронимов :  надеть и одеть:
        а) надеть (что или на ко...

    7 слайд

    д) неразличение паронимов :  надеть и одеть:
    а) надеть (что или на кого/что): надеть пальто, сапоги, шапку на голову; антонимом к глаголу надеть является глагол снять: снять пальто, шубку с ребенка, снять шапку с головы;
    б) одеть (кого/чем): одеть ребенка, одеть больного; антонимом к нему является глагол раздеть: раздеть ребенка (больного);
    е)неразличение паронимов заплатить, оплатить, уплатить:
    а) глагол заплатить употребляется в двух значениях: — «отдать деньги за что-либо» (заплатить за проезд) — употребляется всегда с предлогом за; — «возместить что-либо» (заплатить долги);
    б) глагол оплатить употребляется всегда без предлога (оплатить проезд, оплатить услуги, счет);

  • 2.  В речи также  могут быть другие лексические ошибки.

1) избыточность выск...

    8 слайд

    2. В речи также могут быть другие лексические ошибки.

    1) избыточность высказывания — многословие, разновидностями которого являются:
    а) Плеоназм — употребление в речи близких по смыслу и потому логически излишних слов, чаще из-за незнания значения заимствованного слова. Например: прейск­урант цен (надо: прейскурант), автобиография жизни (надо: автобиография свободная вакансия (надо: вакансия) и т.п..
      б) Тавтология — это повторение в пределах предложения одного и того же слова, однокоренных слов, затрудняющих восприятие фразы и делающих её неблагозвучной. Например: Продолжительность процесса переработки продолжается несколько часов.
    в) Многословие, или речевая избыточность — употребление слов и словосочетаний, несущих излишнюю информацию. Например: лишними являются слова работа, деятельность, мероприятие с предлогом по в следующих фразах — работа по выполнению (надо: выполнение), деятельность по внедрению (надо: внедрение), мероприятие по реализации (надо: реализация) и т.п.

  • 3. Нарушение лексической сочетаемости слова. Лексическая сочетаемость способн...

    9 слайд

    3. Нарушение лексической сочетаемости слова. Лексическая сочетаемость способность слов соединяться в речи друг с другом: нанести визит, принять меры, представлять интерес. Типичные ошибки: иметь роль (надо: играть роль), играть значение (надо: иметь значение).

  • Типичные ошибки при употреблении фразеологизмов:
замена компонента 
(львиная...

    10 слайд

    Типичные ошибки при употреблении фразеологизмов:
    замена компонента
    (львиная часть вместо
    львиная доля);
    неоправданное сокращение или расширение состава
    (оставлять желать много лучшего);
    контаминация, или смешение двух оборотов
    (по гроб доски вместо по гроб жизни и до гробовой доски);
    искажение грамматической формы
    (бабушка на двоих сказала, вместо бабушка надвое сказала);
    употребление фразеологизма, не соответствующего контексту
    (Среди слушателей были студенты, которые лыка не вязали по-русски, вместо
    Среди слушателей были студенты, которые плохо знали русский язык);
    стилистически неуместное употребление
    (Командир приказал сматывать удочки, вместо
    Командир приказал уходить).

  • Задание 2. Допишите в предложения подходящий по смыслу пароним.(Для всех учащ...

    11 слайд

    Задание 2. Допишите в предложения подходящий по смыслу пароним.(Для всех учащихся)(выполняется в тетрадях)
    Надеть (кто надел что-либо на кого) — одеть (кто одел кого); одеваться –одеться
    1.________ теплое пальто, на улице очень холодно. 2. Мать _________свою дочь по последней моде. 3. Онфрак и черный галстук. 4. Они как на праздник. 5.«Учись, мой маленький, __________ сам»,- сказала мать.

  • Задание 5 .Прочитайте стихотворения. 
Их автор показал нам, что бывает, если...

    12 слайд

    Задание 5 .Прочитайте стихотворения.
    Их автор показал нам, что бывает, если
    человек недостаточно думает над тем, что говорит.
    Найдите лексические ошибки:

    Когда весной весенний первый гром, Покроют льдом, заледенят карниз.
    Как люблю я майскую грозу в начале мая, Еще люблю, когда холодные морозы
    Как бы резвяся и в игру играя, Снежинки е неба падают, как слезы,
    Грохочет громко в небе голубом. На землю приземляясь сверху вниз.

    Но более всего предпочитаю осень,
    Когда плодами все плодоносит,
    И в сенокос косою сено косят,
    И масло масляное на столе стоит.

  • Задание 6 . Прочитайте и найдите  «лишние» слова.
Песенка про лишние слова  А...

    13 слайд

    Задание 6 . Прочитайте и найдите «лишние» слова.
    Песенка про лишние слова А.Хайта
    Как проехать на вокзал? —
    Пассажир один сказал,
    Что прекрасно знает:
    — В общем, где-то, так сказать,
    Это близко очень,
    Просто тут рукой подать.
    Говоря короче…
    Я вам, значит, заодно
    Объясню по дружбе:
    Вы проехали давно.
    Возвращаться нужно.
    Как по-другому называются «лишние» слова? Чем они опасны?
    (Слова-паразиты)

  • Задание 7. Выберите одно из двух данных в скобках слов.
1.Он полный (невежа -...

    14 слайд

    Задание 7. Выберите одно из двух данных в скобках слов.
    1.Он полный (невежа — невежда) в вопросах литературы.
    2.На факультете изучаются два (зарубежных — иностранных) языка.
    3.Лермонтов — достойный (приёмник – преемник) Пушкина.
    4.Стоят наши дальневосточные березки в подвенечном (саване — уборе).
    5.Тяжелая ситуация с авиатопливом на Украине, кажется, начинает (меняться в лучшую сторону, улучшаться, стабилизироваться).

  • Список литературы: 
Введенская Л.А. Культура речи. Серия «Среднее профессиона...

    15 слайд

    Список литературы: 
    Введенская Л.А. Культура речи. Серия «Среднее профессиональное образование». – 5-е изд. – Ростов н\Д: «Феникс», 2010. – 448 с.
    Т. В. Потемкина, Н.Н.Соловьева “Русский язык и культура речи” Учебник для ССУЗов. М., Гардарики.- 2007. – 256 с.
    Власенков А.И. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2011. – 3-е изд. – 287 с..
    Самсонов Н.Б. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие\ Н.Б.Самсонов. – М.: Издательство Оникс, 2010. – 304 с.
    Д.Э. Розенталь «Говорите и пишите по-русски правильно» (научно-популярное изложение теории российского языка о нормах речи).М., Астрель 2007, -247 с.
    Русский язык и культура речи под редакцией В.Д.Черняк. Санкт-Петербург – Москва Сага –Форум 2006, — 368 с.

    Интернет-ресурсы:
    http://wikipedia.ru
    http://russkiy-na-5.ru
    http://gramota.ru
    http://slova.ndo.ru
    http://www.gramma.ru
    http://www.ropryal.ru
    http://Frazbook.ru
    http://Znanija.com

  • Спасибо за внимание!

    16 слайд

    Спасибо за внимание!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 364 211 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 31.12.2020
  • 3076
  • 0
  • 31.12.2020
  • 3902
  • 3
  • 31.12.2020
  • 4429
  • 0
  • 31.12.2020
  • 5621
  • 11
  • 31.12.2020
  • 4173
  • 1
  • 31.12.2020
  • 4051
  • 1
  • 31.12.2020
  • 5285
  • 1
  • 31.12.2020
  • 4545
  • 44

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»

  • Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»

  • Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Экскурсоведение: основы организации экскурсионной деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Этика делового общения»

  • Курс повышения квалификации «Экономика: инструменты контроллинга»

  • Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»

  • Курс повышения квалификации «Основы менеджмента в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Источники финансов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»

  • Курс профессиональной переподготовки «Разработка эффективной стратегии развития современного вуза»

  • Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление процессом по предоставлению услуг по кредитному брокериджу»

  • Настоящий материал опубликован пользователем Васильева Екатерина Сергеевна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Васильева Екатерина Сергеевна

    • На сайте: 2 года и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 61058
    • Всего материалов:

      234

Фразеологические обороты — устойчивые словосочетания, которые в отличие от свободных словосочетаний, не создаются нами каждый раз заново, а полностью воспроизводятся в речи; как правило, значение фразеологизма не выводится из значения составляющих его слов (он на этом деле собаку съел — он мастер в этом деле)

Фразеологические обороты используются в речи для создания экспрессии — передачи эмоций, эмоционального воздействия на читателя или слушателя.

Я сразу заметил, что он все выдумывает — Я сразу заметил, что он лапшу на уши вешает;

Этот человек очень молод, но многое испытал — У этого человека молоко на губах не обсохло, но он прошел сквозь огонь, воду и медные трубы.

Признаки, особенности и типы фразеологизмов

Признаки фразеологизмов:

  • Лексическая устойчивость – извлекаются из памяти готовыми, не конструируются заново
  • Смысловая относительность – смысл оборота не сумма значений, входящих в него слов
  • Произвольное образование словосочетаний – создание конструкции в результате свободного переосмысления

Особенности фразеологических оборотов:

  • Разнообразные источники возникновения – из профессиональной лексики

(играет первую скрипку, дать зеленый свет и т.д.),

— из художественной литературы, фольклора

(змея подколодная, мертвые души)

  • Синтаксическая роль – оборот в предложении является одним членом (намылить голову – используется в значении «отругать», соответственно, является сказуемым)

Типы оборотов

Тип фразеологизма определяется степенью сплоченности его элементов:

  • Фразеологическое сращение – все слова отчасти или полностью непонятны (козел отпущения, бить баклуши)
  • Фразеологическое единство – смысл понимается при переосмыслении каждого слова (висит на волоске, бежит сломя голову и т.д.)
  • Фразеологическое сочетание – значение формируется из свободного слова и связанного (заклятый враг – «заклятый» здесь связанное слово, т.е. оно не может свободно сочетаться с другим словом, напр., заклятый друг)

Однако, применяя такие словосочетания, необходимо быть внимательным, т.к. можно допустить неточность.

Ошибки при употреблении фразеологизмов

неоправданное расширение состава оборота:

случайная шальная пуля, тяжелый сизифов труд;

неоправданное сокращение состава словосочетания:

его успехи желают много лучшего — вместо оставляют желать;

искажение лексического состава фразеологизма:

провести вокруг пальца — вместо обвести вокруг пальца;

искажение грамматической формы:

гнаться за длинными рублями — вместо гнаться за длинным рублем;

контаминация (соединение) элементов различных фразеологизмов:

играть значение — вместо играть роль или иметь значение;

употребление оборота без учета контекста (словесного окружения):

театр выпустил в свет новую оперу;

Презентация темы

Разгадать кроссворд онлайн и видеокроссворд по речевым ошибкам — здесь

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!

Запись опубликована в рубрике Культура речи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Автор статьи

Светлана Остапенко

Эксперт по предмету «Русский язык»

преподавательский стаж — 10 лет

Стать автором

Речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов, и их профилактика в обучении

Фразеологический фонд литературного языка выступает необходимым ресурсом развитой речи. Владение идиомами родного языка свидетельствует о развитом словарном запасе, высоком уровне речевой культуры, выразительности и образности речи носителя языка. Однако современные школьники не всегда способны использовать фразеологические единицы в соответствии с норами их употребления в речи. Нередко возникают ситуации, связанные с незнанием значения фразеологизма, непониманием его структуры, искажением формы или семантики, препятствующие усвоению и использованию фразеологизмов в коммуникации.

Определение 1

Речевые ошибки в употреблении фразеологизмов представляют собой различного рода речевые нарушения в процессе употребления идиоматических выражений в речи.

Речевые ошибки, связанные с употребление фразеологизмов, относят к лексико-фразеологическим речевым недочетам. Работа по их преодолению в школе является частью систематического процесса повышения речевой культуры школьников. Профилактика ошибок в сфере употребления фразеологизмов связана, прежде всего, со следующими направлениями работы:

  1. Обогащение словарного состава языка учащихся, в том числе и за счет введения в него новых фразеологических единиц.
  2. Изучение фразеологических единиц разного состава и тематических групп, содержащих устаревшие лексико-грамматические компоненты (например, ничтоже сумняшеся, темна вода во облацех, несолоно хлебавши).
  3. Выделение фразеологических единиц в изучаемых произведениях литературы с последующим анализом их структуры и семантики.
  4. Моделирование коммуникативных ситуаций, в которых могут быть использованы фразеологизмы.
  5. Работа с фразеологическим словарем (чтение словарных статей, поиск по словарю, проверка правильности понимания фразеологизма и проч.).

В процессе проведения урока для профилактики ошибок в употреблении фразеологизмов учитель может использовать следующие упражнения:

«Речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов, и их профилактика в обучении» 👇

  1. Выпишите фразеологизмы из текста, определите их значение.
  2. Продолжите фразеологизм по данному началу.
  3. Соотнесите начало и конец фразеологизма.
  4. Соотнесите фразеологизм и его значение.
  5. Вспомните или найдите по словарю фразеологизмы с заданным опорным словом.
  6. Замените слово (словосочетание) подходящим по смыслу фразеологизмом.
  7. С помощью словаря установите значение и происхождение заимствованных фразеологизмов.
  8. Найдите ошибки в употреблении фразеологизмов в предложениях.
  9. Придумайте небольшой текст, который бы описывали коммуникативную ситуацию, где уместно употребить тот или иной фразеологизм.

Типы фразеологических ошибок в речи учащихся

Чтобы организовать комплексную работу по профилактике фразеологических ошибок, необходимо продемонстрировать учащимся типичные недочеты, которые связаны с употреблением фразеологизмов в речи. Условно их можно разделить на несколько групп:

  1. Ошибки, вызванные незнанием формы фразеологической единицы.
  2. Ошибки, которые обусловлены нарушением смыслового содержания идиом.
  3. Ошибки, связанные с неправомерным стилистическим использованием фразеологических единиц.

Рассмотрим данные ошибки более подробно. К ошибкам первой группы, то есть связанным с нарушением в области формы фразеологизмов, можно отнести:

  1. Нарушение компонентного состава фразеологизма. Например, учащиеся могут вводить во фразеологизм дополнительные слова (браться за свой ум – браться за ум, сесть в полную лужу – сесть в лужу); пропускать его компоненты (биться о стену – биться головой о стену, тащится как муха – тащится как сонная муха); заменять компоненты фразеологизма другими словами (семь верст кисель есть – семь верст киселя хлебать).
  2. Изменение грамматической формы компонентов фразеологизма. К примеру, учащиеся употребляют форму «сломив голову» вместо «сломя голову», «несолоно похлебав» вместо «несолоно хлебавши» и проч.
  3. Изменение фиксированного порядка слов во фразеологизме: куры денег не клюют (вместо «денег куры не клюют»).

Вторая группа ошибок связана с тем, что учащиеся не знают смысла фразеологических единиц, поэтому допускают недочеты, связанные с семантикой фразеологизма:

  1. Использование фразеологической единицы в несвойственном ей значении: Он на этом деле собаку съел, поэтому у него ничего не вышло (значение фразеологизма «собаку съесть» противоположно тому, которое заложено в данной фразе).
  2. Семантическая двусмысленность, порождаемая неоднозначностью контекста, в котором употреблен фразеологизм: После бедности, в которой мы жили, я так радовался, попав в мир иной.

Наконец, третья группа ошибок характеризует нарушения стилистической нормы, связанные с тем, что фразеологизм употребляется в тексте, инородном для него в функционально-стилевом отношении. Например, в тексте книжного стиля используется разговорный фразеологизм: «Смущенные торжественностью момента, все умолкли, почтительно склонив голову. И только две девицы продолжали молоть языком посреди общего молчания»; «Чичиков – авантюрист, «рыцарь копейки», которому палец в рот не клади».

Таким образом, знание речевых недочетов, связанных с употреблением фразеологических единиц, а также мер по их профилактике позволяет значительно повысить результативность работы по формированию лексико-фразеологических норм устной и письменной речи учащихся.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки при употреблении устаревших слов
  • Ошибки при употреблении существительных общего рода
  • Ошибки при употреблении причастных оборотов упражнения
  • Ошибки при употреблении собирательных числительных
  • Ошибки при употреблении синонимов примеры