Ошибки при учете капитальных вложений


ошибки в документальном оформлении:
отсутствие договоров или несоответствие
их требования ГК РФ; отсутствие первисчнхы
документов; — неправомерное отнесение
активов к капитальным вложениям;

— непроведение
инвентаризации незавершенного
строительства и др. активов учтенных
на счетах 07,08;


включение процентов за кредит в
инвентарную стоимость внеоборотных
активов, в случае если кредит не направлен
на финансирование капитальных вложений
во внеоборотные активы или уже введен
в эксплуатацию (поставлен на учет).


включение расходов, связанных с изменением
курса иностранной валюты в инвентарную
стоимость внеоборотных активов, в случае
если кредит не направлен на финансирование
капитальных вложений во внеоборотные
активы или уже введен в эксплуатацию
(поставлен на учет);


др. нарушения связанные в неправилдьным
формированием итнвентарной стоимости
объекта;


несвоевременное оприховодание объекта
на соответствущие счета;

— нарушение корр.
Счетов;


несоотвествие данных аналитического
и синтетического учета, главной книги,
бух отч-ти;

— отсутствие
аналитического учета.

209. Обобщение результатов проверки капитальных вложений и рабочие документы аудитора при проверке капитальных вложений

Обобщение результатов
проверки осуществляется в рабочих
документах.
Аудитор должен составлять рабочие
документы о проведен­ных аудиторских
процедурах в отношении кап. вложений
в достаточно полной и подробной форме,
необходимой для обеспечения
общего понимания аудита.
Аудитору необходимо учитывать единые
требования к составлению документации
в процессе аудита финансовой (бухгалтерской)
отчетности, закрепленные в ФПСАД № 2
«Документирование аудита». Аудитор
должен отражать в рабочих документах
информацию о планировании аудиторской
работы, характере, временных рамках и
объеме выполненных аудиторских процедур,
их результатах, а также о выводах,
сделанных на основе полученных аудиторских
доказательств. В раб. документах должно
содержаться обоснование аудитором всех
важных моментов, по которым необходимо
выразить свое профес. суждение, вместе
с выводами аудитора по ним.

Форма и содерж.
раб. Док. опред.такими факторами, как:

— характер аудиторского
задания; требования, предъявляемые к
аудиторскому заключению; характер и
сложность деятельности аудируемого
лица; характер и состояние систем
бухгалтерского учета и внутреннего
контроля аудируемого лица; необходимость
давать указания работникам аудитора,
осуществлять за ними текущий контроль
и проверять выполненную ими работу;
конкретные методы и приемы, применяемые
в процессе проведения аудита.

Рекомендуется
разработать в аудиторской организации
типовые формы документации, что облегчает
поручение работы подчиненным и
одновременно позволяет надежно
контролировать рез-ты выполняемой ими
работы.

После проведения
всех необходимых процедур проверки
аудиторам предстоит оценить полноту и
качество выполнения всех пунктов общего
плана и программы аудита. Кроме того
они должны провести систематизацию и
аналитический обзор результатов
проверки, чтобы составить объективное
аудиторское заключение. Систематизация
результатов проверки заключается в
приведении в определенную последовательность
всех полученных результатов. Данные
группируются внутри разделов – по
аналитическим признакам.

По результатам
аудита выделяют наиболее существенные
ошибки и замечания: неверные учетные
записи, отсутствие оправдательных
документов по хозяйственным операциям,
нарушения налогового законодательства
и др. Информация об отдельных активах,
обязательствах, доходах, расходах,
хозяйственных операциях и составляющих
капитала считается существенной, если
ее пропуск или искажение может повлиять
на экономическое решение пользователей,
принятое на основе финансовой
(бухгалтерской) отчетности. Приемлемый
уровень существенности определяется
исходя из профессионального суждения
аудитора, принимая во внимание как
количество, так и качество искажений.

Результаты
проведенного аудита подлежат обсуждению
аудиторской организацией с руководством
предприятия, с целью анализа выявленных
в ходе аудита проблем и согласования
предлагаемых аудиторами поправок к
бух.отчетности предприятия.

В процессе общения
рассматриваются:проблемы, с которыми
столкнулись аудиторы в процессе проверки;
вопросы ведения бух.учета и составления
отч-ти, по которым возникли разногласия;
поправки к бух.отч-ти, предложенные
ауд.организацией независимо от того,
произведены ли они в этой отчетности;
особенности внешней и внутренней среды,
существенно влияющей на непрерывность
деят-ти предприятия; существенные
события, произош.после даты подписания
от-ти

По итогам проведенного
аудита состав.ауд.заключение в соответствии
с ФСАД №6 «Аудиторское заключение по
фин. (бух.) отчетности» и письменная
информация (отчет)

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    15.03.201637.31 Mб18АРТА.rtf

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Представим основные ошибки, нарушения ведения бухгалтерского учета и формирования отчетности, собранные на основании Заключения Счетной палаты. Рассмотрим исправление их в программе «1С».

  • Нарушения и ошибки, встречающиеся при сдаче годовой отечности
  • Исправление ошибок в «1С»

Нарушения и ошибки, встречающиеся при сдаче годовой отечности

21.09.2020 Счетной палатой было опубликовано Заключение на отчет об исполнении федерального бюджета за 2019 г., содержащее, в том числе подраздел 5 «Результат проверки и анализа составления и представления бюджетной отчетности, ведения бюджетного учета», а также Приложение 5 к подразделу 5, содержащее информацию о нарушениях и недостатках ведения бюджетного учета и составления годовой отчетности. Был произведен анализ данного Заключения, представлены наиболее распространенные ошибки.

1. Ошибки отражения доходов будущих периодов:

  • 401.40 «Доходы будущих периодов» КБК «ХХХХХХХХХХХХХХ120» в ф. 0503169 «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности» (кредиторская задолженность) (далее ф. 0503169) по состоянию на 1 января 2020 г. отражено начисление доходов будущих периодов, неподтвержденных регистрами бухгалтерского учета;
  • в ф. 0503169 по состоянию на 1 января 2020 г. допустили превышение показателя счета 401.40 над показателями счетов 205.21 «Расчеты по доходам от операционной аренды» и 205.23, поскольку документы по отражению в бухгалтерском учете признания доходов будущих периодов доходами текущего периода представлены не в полном объеме.

2. Ошибки в учете капитальных вложений:

  • нарушение требований п. 127 Единого плана счетов и инструкции по его применению, утвержденного приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н), согласно которому вложения в объеме фактических затрат учреждения в объекты нефинансовых активов при их приобретении, строительстве (создании), модернизации, изготовлении, а также затраты связанные с выполнением научно-исследовательских разработок, опытно-конструкторских работ, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве нефинансовых активов, учитываются на счете 106.00 «Вложения в нефинансовые активы», расходы, произведенные казенным учреждением в 2019 г. по объекту, в ф. 0503130 «Баланс ГРБС, РБС, ПБС» (далее ф. 0503130) отражены по строке 570 «Финансовый результат экономического субъекта», а не по строке 120 «Вложения в нефинансовые активы» (010600000)» и не отражены в ф. 0503190 «Сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, объектах незавершенного строительства» (далее ф. 0503190) по данному объекту.

3. Ошибки в учете нематериальный активов:

  • нарушение п. 56 Инструкции № 157н, которым определено, что к нематериальным активам относятся объекты нефинансовых активов, предназначенные для неоднократного использования и (или) постоянного использования в деятельности учреждения в течение длительного времени, то есть срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев, в ф. 0503130 по строке 040 «Нематериальные активы (балансовая стоимость 010200000)» и по строке 060 «Нематериальные активы (остаточная стоимость, стр. 040 — 050)» стоимость нематериальных активов завышена.
  • нарушение п. 56 Инструкции № 157н на счете 010200000 «Нематериальные активы» в ф. 0503130 не отражена стоимость нематериального актива.

4. Ошибки учета и классификации дебиторской задолженности:

  • по счету 205.32 «Расчеты по доходам от платежей при пользовании природными ресурсами» в ф. 0503169 по состоянию на 1 января в разделе 1 по графе 9 «Сумма задолженности на конец отчетного периода, всего», графе 11 «Просроченная задолженность» и в разделе 2 «Сведения о просроченной задолженности» кредиторская задолженность, погашенная в соответствии с исполнительным листом, отражена необоснованно;
  • по счету 209.71 «Расчеты по ущербу основным средствам» в ф. 0503169 по состоянию на 1 января 2020 г. отражена неподтвержденная дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности;
  • в ф. 0503169 в состав долгосрочной дебиторской задолженности включена просроченная дебиторская задолженность;
  • нарушение требования п. 3 решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в федеральный бюджет, утвержденного приказом, необоснованно признана безнадежной и списана дебиторская задолженность. Задолженность подлежит восстановлению в учете, вследствие чего ф. 0503169 и корреспондирующие с ней ф. 0503110 «Справка по заключению счетов» (далее ф. 0503110) и ф. 0503130, подлежат исправлению;

5. Ошибки в учете основных средств:

  • нарушение п. 53 Инструкции № 157н в ф. 0503168 «Сведения о движении НФА» (далее ф. 0503168) графе 4 «Наличие на начало года» и графе 11 «Наличие на конец года» по строкам 011 и 012 консолидированной бюджетной отчетности и отчетности центрального аппарата стоимость объекта отражена недостоверно. Объект учета, который в соответствии с данными Единого государственного реестра недвижимости (далее, ЕГРН) представляет собой нежилое здание, отражен на счете 101.11 «Жилые помещения» вместо счета 101.12 «Нежилые помещения (здания и сооружения)», что повлекло искажение соответствующих показателей отчетности;
  • нарушение абз.5 п. 45 Инструкции № 157н, абз. 2 п.10 ФСБУ «Основные средства», утвержденного приказом Минфина России № 257Н, в соответствии с которым объектом основным средств признается объект имущества со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно-обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, в частности внутренние телефонные и сигнализационные сети; вентиляционные устройства общесанитарного назначения; подъемники и лифты входят в состав здания и отдельными инвентарными объектами не являются, учреждением при принятии к учету приобретенного объекта недвижимого имущества, приобретенные в составе здания два пассажирских лифта и система приточно-вытяжной вентиляции, система кондиционирования, пожарная сигнализация, которые могут свои функции выполнять только в составе здания, а не самостоятельно, были поставлены на баланс как движимое имущество отдельными инвентарными номерами, что занизило балансовую стоимость здания. Таким образом показатели ф. 0503168 недостоверны, так как сумма по строке 012 «Нежилые помещения (здания и сооружения)» занижена, а сумма по строке 014 «Машины и оборудование» завышены.

6. Ошибки применения бюджетной классификации:

  • не проведено уточнение части платежа, поступившего в 2017 г. на надлежащий КБК, в результате чего искажены показатели поступления денежных средств в ф. 0503127 «Отчет об исполнении бюджета» (далее ф.0503127) и ф. 0503169.

7. Ошибки заполнения отчетных форм.

8. Ошибки в рабочем плане счетов:

  • нарушение пп. «б» п. 9 ФСБУ «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» Учетная политика учреждения не содержит применяемые счета бухгалтерского учета, которые применялись в 2019 г.

9. Ошибки при проведении инвентаризации:

  • нарушение части 1 ст. 11 ФЗ № 402 «О бухгалтерском учете», которым установлено, что проведение инвентаризации обязательно перед составлением годовой бюджетной отчетности, кроме имущества инвентаризация которого проводится не ранее 1 октября отчетного года, инвентаризация по счетам учета не проведена в полном объеме.

10. Ошибки при учете санкционирования расходов:

  • в консолидированном отчете ф. 0503128 «Отчет об обязательствах» (далее ф. 0503128) отражены обязательства,которые отсутствуют в отчетах, включаемых в состав сводного отчета.

11. Ошибки в учете финансового результата:

  • нарушение п. 44 Инструкции № 191н в консолидированной ф. 0503110 показатели граф 2, 3,4.5,6 по счету 040130000 завышены.

Рассмотрим общую схему исправления ошибок прошлых лет. Согласно вступившему в силу Приказу Минфина РФ от 14.09.2020 № 198Н, который внес Изменения в Инструкцию № 157, были изменены счета исправления ошибок прошлых лет. Хотя данные счета начали действовать с1 января 2021 г., Министерство Финансов не отрицает возможность применения данных счетов к бухгалтерским операциям 2020 г., при условии включения их в Учетную политику учреждения за 2020 г.

Условно бухгалтерские счета исправления ошибок прошлых лет можно разделить на две группы:

1 группа — ошибки, выявленные учреждением самостоятельно. Для данной группы ошибок Инструкцией № 157н предусмотрены следующие счета:

Год, предшествующий отчетному: 304.86, 401.18, 401.28.

Прошлые финансовые года: 304.96, 401.19, 401.29.

2 группа — нарушения, которые были выявленные в ходе проведения контрольных мероприятий органом, уполномоченным составлять протокол об Административном правонарушении. Для данной группы ошибок Инструкции № 157н предусмотрены следующие счета:

Год, предшествующий отчетному: 304.66, 401.16, 401.26.

Прошлые финансовые года: 304.76, 401.17, 401.27.

При этом, обратите внимание, были исключены следующие счета бухгалтерского учета: 304.84,304.94.

Таким образом, в случае если:

1. Исправлению подлежит хозяйственная операция по отражению доходов учреждения

Первоначальная операция: ДТ 205.ХХ — КТ 401.10

Операция исправление: ДТ 205.ХХ — КТ 401.18 (401.19)

2. Исправлению подлежит хозяйственная операция по отражению расходов учреждения:

Первоначальная операция: ДТ 401.20 — КТ 104.ХХ

Операция исправление: ДТ 401.28 (401.29) — КТ 104.ХХ

3. Исправлению подлежит хозяйственная операция, не содержащая доходов и расходов учреждения:

Первоначальная операция: ДТ 302.ХХ — КТ 206.ХХ

Операция исправление: ДТ 302.ХХ — КТ 304.86 (304.96)

ДТ 304.86 (304.96) — КТ 206.ХХ

Что касается забалансовых счетов, то на сегодняшний день для забалансовых счетов нет специальных счетов по исправлению ошибок прошлых лет. Также отсутствует механизм отражения в отчетных формах по исправлению ошибок прошлых лет по забалансовым счетам. Однако с 2021 г. Министерством Финансов анонсировано изменение ф.0503173 (0503773) «Сведения об изменении валюты баланса» для отражения корректировок в части исправления ошибок прошлых лет, вносимых в форму «Сведения о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах», представляемую в составе Баланса (ф. 0503130, 0503730).

Исправление ошибок в «1С»

Рассмотрим некоторые примеры исправления ошибок прошлых лет в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», ред. 2.0.

Пример.

В ф. 0503168 в графе 4 «Наличие на начало года» и графе 11 «Наличие на конец года» по строкам 011 и 012 стоимость объекта «Спальный корпус» отражена недостоверно. Объект учета «Спальный корпус», в соответствии с данными ЕГРН, представляем собой нежилое здание, отражен на счете 101.11 «Жилые помещения» вместо счета 101.12 «Нежилые помещения (здания и сооружения)», что повлекло искажение соответствующих показателей в отчетности.

Регламентирующий НПА: нарушение п. 53 Инструкции № 157н.

Действия по исправлению ошибки:

1. Признать ошибку прошлых лет и выполнить исправительные записи. Для реклассификации объекта необходимо использовать документ «Внутреннее перемещение ОС, НМА, НПА» с операцией «Перемещение ОС, НМА, НПА между счетами» (меню «ОС, НПА, НМА» — «Внутренние перемещения ОС, НМА, НПА»). Поскольку подлежит исправлению неверная группировка основного средства 2019 г., на вкладке «Бухгалтерская операция» необходимо установить флаг «Исправление ошибок прошлых лет» периодом «Прошлого года».

Внутренние перемещения

Бухгалтерская операция

2. В составе годовой отчетности сдать в ф.0503173 «Сведения об изменении валюты баланса».

3. В ф. 0503168 изменить входящие остатки.

«Капвложения» оказался таким же сложным стандартом, как и остальные четыре ФСБУ. Разбираем на практике с экспертами «Клерка» все сложности стандартов, которые так надоели бухгалтерам.

ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения». Как не наделать ошибок в работе

Кого обязали применять ФСБУ 26/2020

С начала года все некоммерческие и коммерческие организации должны применять ФСБУ 26/2020. Тем, кто сидит на упрощенной системе бухучета, сделали поблажки по некоторым пунктам:

  • в за­тра­ты разрешили вклю­чать толь­ко суммы, которые вы должны под­ряд­чи­ку. Про­чие за­тра­ты можно не учитывать в капвложениях;
  • если подрядчик предо­ставил от­сроч­ку или рас­сроч­ку по оплате, позволили включать в кап­вло­же­ния сумму, под­ле­жа­щую упла­те, без переоценки; 
  • кап­вло­же­ния по безденежным до­го­во­рам разрешили оце­ни­вать упро­щен­но — по спра­вед­ли­вой сто­и­мости.

Чтобы признать капвложения в бухучете, нужно выполнить одновременно два условия:

  1. затраты приносят выгоду организации в течении более 12 месяцев;
  2. сумму затрат подтверждают документы.

Как оценивать капвложения и заполнять отчетность

Капвложения, как и прежде, оценивают по фактическим затратам. В сумму затрат входят все затраты по их приобретению. Если капвложения частично или полностью оплачивали не деньгами, то нужно определять справедливую стоимость имущества, прав, работ, услуг. Делать это нужно по Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS).

С отчетами тоже не все так просто. Пункт 23 ФСБУ 26/2020 говорит о принципе существенности. В бухотчетности нужно раскрыть:

  • информацию, которая связана с выбытием и обесценением капвложений;
  • результат выбытия и (или) обесценения, восстановление обесценения, признанное доходом возмещение другими лицами убытков от обесценения или утраты капвложений;
  • сведения об авансах, предоплате, задатках, связанных с капвложениями;
  • балансовую стоимость капвложений в инвестиционную недвижимость и другие объекты.

Мы перечислили лишь часть проблем, с которыми сталкиваются бухгалтеры. Учитывайте, что работать с ФСБУ 26/2020 нужно в связке с другими федеральными стандартами:

  • ФСБУ 6/2020 «Учет основных средств»;
  • ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения»;
  • ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете»;
  • ФСБУ 25/2018 «Аренда»;
  • ФСБУ 5/2019 «Запасы».

Научитесь разбираться во всех пяти — станьте профессионалом по новым ФСБУ с курсом повышения квалификации от «Клерка».

Как построили курс

Вас ждут три модуля с практикой по новым ФСБУ. Учитесь в удобном темпе: смотрите видео, читаете конспекты и проходите тесты тогда, когда у вас есть время. В курсе нет воды — только полезные знания.

Вопросы задаете преподавателю на онлайн-встрече. Даже если вы не сможете присутствовать, мы зададим вопрос за вас и передадим запись вебинара.

Цель курса — научить вас работать с ФСБУ. Этим займутся профессионалы «Клерка»:

Сергей Верещагин — эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению. Опыт работы — более 30 лет. Написал десятки книг по бухучету.

Елена Васильева — аудитор, сертифицированный специалист 1С, предприниматель, основатель онлайн Школы Управления Бизнесом.

Надежда Камышева — глава Экспертного совета «Клерка», самый авторитетный бухгалтерский специалист рунета: дала десятки тысяч консультаций нашим клеркам. Специализация: отчетность, учет, все виды систем налогообложения, ИП.

Елена Потехина — кандидат экономических наук, доцент по специализации «Бухгалтерский учет, статистика».

Чему научитесь

Когда закончите курс, вы:

  • освоите и сможете работать с пятью сложными ФСБУ без проблем;
  • поймете особенности бухгалтерского учета по новым стандартам;
  • избежите ошибок;
  • научитесь по-новому оформлять договора и проводки.

Также выдадим официальное удостоверение — оно отображается в государственном реестре ФИС ФРДО Рособрнадзора. Ваш начальник сможет посмотреть его в любой момент.

Успейте записаться на курс — поток стартует уже сегодня.

Все о новых ФСБУ

За 1 месяц, с преподавателем, онлайн

Курс повышения квалификации (120 ак. часов ФИС ФРДО)

Заполните форму ниже и нажмите «отправить», чтобы узнать больше о курсе

Ошибки в учете капитальных вложений

«Налоговый вестник», N 10, 1999

Понятие «капитальные вложения» охватывает несколько типов хозяйственных операций, осуществляемых различными организациями и существенно отличающихся друг от друга по экономическому содержанию. Главным признаком, объединяющим эти операции под общим названием «капитальные вложения», является то, что производимые в рамках такой деятельности расходы не являются текущими (то есть относятся к нескольким отчетным периодам), и, следовательно, источником возмещения этих расходов не может являться выручка от реализации продукции, работ или услуг.

Пункт 41 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, определяет незавершенные капитальные вложения как не оформленные актами приемки — передачи основных средств затраты на строительно — монтажные работы, приобретение зданий, оборудования, транспортных средств, инструмента, инвентаря, иных материальных объектов длительного пользования, прочие капитальные работы и затраты (проектно — изыскательские, геолого — разведочные и буровые работы, затраты по отводу земельных участков и переселению в связи со строительством, на подготовку кадров для вновь строящихся организаций и другие).

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово — хозяйственной деятельности предприятий, утвержденным Приказом Минфина СССР от 01.11.1991 N 56 (далее по тексту — План счетов), для учета капитальных вложений предназначен счет 08. К счету 08, в зависимости от вида основной деятельности организации и экономической сущности осуществляемых хозяйственных операций, могут быть открыты следующие субсчета:

08-1 «Приобретение земельных участков»;

08-2 «Приобретение объектов природопользования»;

08-3 «Строительство объектов основных средств»;

08-4 «Приобретение отдельных объектов основных средств»;

08-5 «Затраты, не увеличивающие стоимость основных средств»;

08-6 «Приобретение нематериальных активов»;

08-7 «Перевод молодняка животных в основное стадо»;

08-8 «Приобретение взрослых животных»;

08-9 «Доставка животных, полученных безвозмездно».

В соответствии с Порядком отражения в бухгалтерском учете операций с ценными бумагами, утвержденным Приказом Минфина России от 15.01.1997 N 2, затраты, связанные с приобретением ценных бумаг, также должны предварительно аккумулироваться на счете 08. Следовательно, к этому счету может быть открыт, как минимум, еще один субсчет «Приобретение ценных бумаг и иных долгосрочных финансовых вложений».

Таким образом, все операции, отражаемые на счете 08, можно сгруппировать по следующим направлениям:

учет капитальных вложений, осуществляемых коммерческими организациями по приобретению объектов основных средств и объектов нематериальных активов. При этом используются субсчет 08-4 для учета затрат, связанных с приобретением объектов основных средств, и субсчет 08-6 для учета затрат, связанных с приобретением объектов нематериальных активов;

учет капитальных вложений, осуществляемых заказчиками строительства, в роли которых могут выступать как специализированные, так и коммерческие организации, осуществляющие увеличение объектов основных средств посредством их строительства (подрядным или хозяйственным способом). При этом используются субсчета 08-3, 08-4 и 08-5;

специализированные сельскохозяйственные предприятия независимо от организационно — правовых форм, осуществляющие капитальные вложения в расширение основного поголовья скота. При этом используются субсчета 08-7, 08-8 и 08-9;

организации, занимающиеся инвестиционной деятельностью на рынке ценных бумаг, а также коммерческие организации, осуществляющие долгосрочные финансовые вложения в ценные бумаги. Для этого используется субсчет 08-10 «Приобретение ценных бумаг и иных долгосрочных финансовых вложений», не предусмотренный Планом счетов, но установленный вышеуказанным нормативным документом Минфина России.

Использование субсчетов 08-1 и 08-2 носит в настоящее время ограниченный характер. Это связано с тем, что в соответствии с Планом счетов на счете 01 могут учитываться только земельные участки, находящиеся в собственности организации. Однако в настоящее время большая часть земельных участков и объектов природопользования находится не в собственности коммерческих организаций, а используется ими на условиях аренды ввиду отсутствия Земельного кодекса, который устанавливал бы процедуру приобретения земли.

Так как учет в сельском хозяйстве носит специфический характер и рассмотрение ошибок, допускаемых при организации учета капитальных вложений сельскохозяйственными организациями, заслуживает отдельного разговора, мы ограничимся в данной статье анализом ошибок, допускаемых организациями при приобретении и строительстве объектов основных средств.

1. Ошибки, допускаемые коммерческими организациями при приобретении объектов основных средств 1.1. Неправильное определение первоначальной стоимости приобретаемых объектов основных средств

Возможность допущения этой ошибки обусловлена тем, что формирование первоначальной стоимости объектов основных средств регулируется одновременно двумя документами — Положением о бухгалтерском учете долгосрочных инвестиций, доведенным Письмом Минфина России от 30.12.1993 N 160 (далее по тексту — Положение по учету долгосрочных инвестиций), и Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/97, утвержденным Приказом Минфина России от 03.09.1998 N 65н (далее по тексту — ПБУ 6/97). При этом перечень расходов, относимых в состав инвентарной стоимости объектов основных средств, установленный Положением по учету долгосрочных инвестиций, существенно отличается от перечня расходов, включаемых в первоначальную стоимость объектов основных средств, установленного п.3.2 ПБУ 6/97.

Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств могут быть:

суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;

суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;

регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;

таможенные пошлины и иные платежи;

невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств;

вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;

иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.

Использование перечня расходов, установленного Положением по учету долгосрочных инвестиций будет ошибочным, так как, во-первых, по общему правилу из двух нормативных документов, противоречащих друг другу, применяется тот, который принят позднее. Во-вторых, ПБУ 6/97 имеет более высокий статус, ввиду того, что установлено Приказом Минфина России, в то время, как Положение по учету долгосрочных инвестиций — только Письмом. В третьих, для целей бухгалтерского учета после выхода ПБУ 6/97 и Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, используется понятие «первоначальная стоимость объектов основных средств», а не «инвентарная стоимость объектов». Последний термин может употребляться для целей статистической отчетности (в частности при составлении отчета по форме N 2-кс).

Последствия такой ошибки заключаются в том, что первоначальная стоимость приобретенных объектов основных средств будет занижена, а это повлечет за собой занижение налога на имущество и неправомерное занижение норм амортизационных отчислений, применяемых в отношении конкретного объекта. Заметим, что в данном случае налоговые санкции вряд ли применимы, так как с одновременным занижением налога на имущество завышается сумма налога на прибыль. Тем не менее налоговые инспекторы имеют полное право истолковать допущенную ошибку как грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета со всеми вытекающими последствиями.

Кроме занижения первоначальной стоимости объектов основных средств подобная ошибка может стать причиной другой ошибки, непосредственно влияющей на размер налоговой базы. Так как часть расходов, подлежащая включению в первоначальную стоимость приобретенного объекта, фактически включена в нее не будет, она не будет списываться за счет источников финансирования приобретения основных средств. В данной ситуации возможны только два варианта — либо списание этих расходов производится за счет чистой прибыли, что неправомерно ухудшит финансовое положение организации (разумеется в случае, если приобретение объектов финансируется не за счет чистой прибыли или не только за счет нее), либо — за счет отнесения на себестоимость продукции, работ или услуг основного производства. В последнем случае налоговые последствия допущенной ошибки очевидны.

1.2. Несвоевременное оформление акта приемки объектов основных средств в эксплуатацию

В соответствии с действующим законодательством амортизационные отчисления по приобретенным объектам основных средств начисляются с месяца, следующего за месяцем, в котором этим объекты были введены в эксплуатацию. Таким образом, основанием для начисления амортизации и ее отнесения на себестоимость продукции, работ или услуг по основной деятельности является наличие акта приемки — передачи основных средств. Естественно, что отсутствие такого акта делает начисление амортизации неправомерным. В данной ситуации может иметь место и другое нарушение — умышленное уклонение организации от ввода приобретенных объектов в эксплуатацию с целью ухода от налога на имущество. Несмотря на то, что суммы данного налога существенно ниже сумм амортизационных отчислений, руководители некоторых организаций считают, что для возмещения сумм начисленной амортизации произведенную продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) нужно еще реализовать, а налог на имущество должен быть уплачен независимо от результатов деятельности организации.

1.3. Учет приобретенного оборудования на счете 07 «Оборудование к установке»

В Инструкции по применению Плана счетов особо подчеркивается, что счет 07 предназначен для использования только в организациях — заказчиках строительства. Это отнюдь не исключает возможности использования этого счета организацией, для которой выполнение функций заказчика не является основной деятельностью, но которая осуществляет капитальное строительство (подрядным или хозяйственным способом). Если же оборудование приобретается не для установки на строящихся объектах, для учета затрат, связанных с его приобретением, транспортировкой и монтажом, следует использовать счет 08, субсчет «Приобретение отдельных объектов основных средств».

Налоговые последствия такой ошибки вряд ли могут наступить, так как в налоговую базу по налогу на имущество сальдо ни по счету 08, ни по счету 07 не входит, а после ввода объекта в эксплуатацию его первоначальная стоимость будет отнесена в дебет счета 01 «Основные средства». При этом не имеет значения, с какого счета списывается первоначальная стоимость.

Однако данная ошибка может иметь весьма неожиданные последствия. Дело в том, что в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально — производственных запасов» ПБУ 5/98, утвержденным Приказом Минфина России от 15.06.1998 N 25н (далее по тексту — ПБУ 5/98), оборудование к установке относится к материально — производственным запасам. Заметим при этом, что в ПБУ 5/98 прямо не говорится о том, что оборудование к установке является частью материально — производственных запасов организации, но в тексте Положения оборудование к установке упоминается дважды в контексте, исключающем иное толкование.

Состав расходов, включаемых в первоначальную стоимость объектов основных средств и в фактическую себестоимость материально — производственных запасов, существенно различается.

В соответствии с п.6 ПБУ 5/98 фактическими затратами на приобретение материально — производственных запасов могут быть:

суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материально — производственных запасов;

таможенные пошлины и иные платежи;

невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы материально — производственных запасов;

вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материально — производственные запасы;

затраты по заготовке и доставке материально — производственных запасов до места их использования, включая расходы по страхованию. Данные затраты включают, в частности, затраты по заготовке и доставке материально — производственных запасов, затраты по содержанию заготовительно — складского аппарата организации, затраты за услуги транспорта по доставке материально — производственных запасов до места их использования, если они не включены в цену запасов, установленную договором, затраты по оплате процентов по кредитам поставщиков (коммерческий кредит) и т.д. В состав данных затрат организации могут также относить затраты по оплате процентов по заемным средствам, если они связаны с приобретением запасов и произведены до даты оприходования материально — производственных запасов на складах организации;

иные затраты, непосредственно связанные с приобретением материально — производственных запасов.

Из простого сопоставления приведенных перечней очевидны их существенные различия. Следовательно, если фактическая себестоимость приобретенного оборудования формируется в соответствии с требованиями ПБУ 5/98, ее первоначальная стоимость будет занижена. При этом другие фактически произведенные затраты будут отражены в учете неправильно. Если же формирование стоимости объектов производится на счете 07, но при этом используется перечень, приведенный в ПБУ 6/97, то данный факт может быть истолкован, как грубое нарушение правил бухгалтерского учета.

2. Ошибки, допускаемые заказчиками строительства при осуществлении капитального строительства объектов основных средств

Объектом бухгалтерского учета по договору на строительство в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» ПБУ 2/94, утвержденному Приказом Минфина России от 20.12.1994 N 167 (далее по тексту — ПБУ 2/94), являются затраты по объекту строительства, производимые при выполнении отдельных видов работ на объектах, возводимых по одному проекту или договору на строительство. Учет объектов ведется у застройщика и подрядчика. Причем затраты по строительству объектов подрядная организация учитывает на счетах 20 «Основное производство» и 26 «Общехозяйственные расходы», а заказчик строительства — на счете 08 «Капитальные вложения».

В ПБУ 2/94 определен минимальный состав информации по объектам бухгалтерского учета в строительстве, то есть показателей, по которым должно быть обеспечено формирование информации застройщиками по:

  • незавершенному строительству;
  • завершенному строительству;
  • авансам, выданным подрядчикам и другим субъектам, занятым в строительстве объектов, в соответствии с договорами на строительство;
  • финансовым результатам деятельности.

Таким образом, в организации заказчика бухгалтерский учет должен осуществляться, как минимум, на следующих счетах (субсчетах):

08-3 «Строительство объектов основных средств»;

08-4 «Приобретение отдельных объектов основных средств»;

08-5 «Затраты, не увеличивающие стоимость основных средств»;

07 «Оборудование к установке»;

10 «Материалы» — этот счет применяется в случае, если часть материально — производственных запасов приобретается и поставляется на строящиеся объекты самим заказчиком или приобретение материалов связано с осуществлением деятельности аппарата заказчика;

12 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы» — применение этого счета также не исключено, однако, по-видимому, оно будет иметь место только во втором случае — например, при приобретении оргтехники и вычислительной техники для дирекции заказчика;

88 «Фонды специального назначения», субсчет «Фонды накопления» (или аналогичный субсчет, предназначенный для формирования фондов собственных денежных средств на предприятии для осуществления капитальных вложений), — этот счет применяется в случае, если капитальное строительство осуществляется хозяйственным способом или функции заказчика возлагаются на специализированное структурное подразделение — отдел или управление капитального строительства;

96 «Целевые финансирование и поступления» — в случае, если финансирование осуществляется за счет внешних источников. Это наиболее распространенная ситуация, так как относительно крупное строительство эффективнее вести с привлечением специализированных заказчиков, а не создавать собственный отдел капитального строительства при предприятии. В зависимости от экономической природы источников финансирования к счету 96 могут быть открыты соответствующие субсчета (например, для учета результатов переоценки, проводимой по решению Правительства РФ);

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — для расчетов с генподрядчиком по выполненным строительно — монтажным работам;

61 «Расчеты по авансам выданным» — для учета авансов, выданных подрядным строительным организациям под выполнение строительно — монтажных работ;

76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — для расчетов с поставщиками оборудования, а также с проектными и иными организациями, с которыми производятся расчеты по строительству. Заметим, что использование счета 76 не является обязательным — можно обойтись счетами 61 и 60. Однако, по нашему мнению, на счетах 60 и 61 целесообразнее учитывать расчеты по основной деятельности предприятия (в данном случае расчеты с генеральным подрядчиком), а счет 76 использовать в случае, если деятельность не является основной или расчеты с контрагентом носят эпизодический характер. Такое разделение, на наш взгляд, позволяет более рационально организовать аналитический учет произведенных расходов и минимизировать количество документов на бумажных носителях.

80 «Прибыли и убытки» — для учета финансовых результатов деятельности заказчика.

Разумеется, осуществление расчетов невозможно без применения таких универсальных счетов, как 51 «Расчетный счет» и 68 «Расчеты с бюджетом».

Расходы по содержанию застройщиков (по действующим предприятиям работников аппарата подразделения капитального строительства) производятся за счет средств, предназначенных на финансирование капитального строительства и включаются в инвентарную стоимость вводимых в эксплуатацию объектов.

Это значит, что кроме перечисленных счетов необходимо вести счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и 50 «Касса». Не исключено и применение счета 26 «Общехозяйственные расходы». Причем здесь могут быть варианты. Так как расходы по содержанию застройщиков являются по своей природе расходами, связанными с управлением, все соответствующие затраты первоначально можно аккумулировать на счете 26 с последующим списанием на субсчета счета 08. Такая схема может быть оправдана необходимостью распределения затрат не только между строящимися объектами, но и между различными субсчетами: например, часть затрат по содержанию застройщиков может быть отнесена на увеличение стоимости приобретаемого оборудования (счет 07), на фактическую себестоимость материально-производственных запасов (счет 10), непосредственно на увеличение объемов незавершенного строительства (субсчет 08-3), объектов основных средств, не требующих монтажа (субсчет 08_4) и, наконец, на затраты, не увеличивающие инвентарную стоимость строящихся объектов (субсчет 08-5). При этом, правда, следует иметь в виду, что по окончании каждого отчетного периода (предпочтительно каждого месяца) затраты должны быть распределены полностью, то есть сальдо по счету 26 в этом случае быть не должно.

В соответствии с Методическими указаниями по учету основных средств организации — застройщики, осуществляющие строительство хозяйственным способом, отражают введенные в эксплуатацию, возведенные временные (титульные) здания и сооружения, относящиеся к основным средствам (на сумму затрат по возведению), по дебету счета учета основных средств в корреспонденции с кредитом счета учета некапитальных работ. Это значит, что в том случае если временные здания и сооружения строятся хозяйственным способом, у заказчика открываются счета 30 «Некапитальные работы», субсчет «Возведение временных (нетитульных) сооружений», и 01 «Основные средства».

2.1. Ошибки в организации аналитического учета произведенных расходов

Согласно Положению, утвержденному Письмом Минфина России от 30.12.1993 N 160, учет долгосрочных инвестиций ведется по фактическим расходам:

в целом по строительству и отдельно по объектам (зданию, сооружению и др.);

по приобретаемым отдельным объектам основных средств, земельным участкам, объектам природопользования и нематериальным активам.

Последствия ошибок, допускаемых в учете заказчиком строительства, имеют, как правило, значение не для самого заказчика, а для инвесторов строительства. Так, отсутствие раздельного учета по строящимся объектам может повлечь за собой неправильное распределение прочих затрат, особенно если специализированный заказчик обслуживает несколько инвесторов, а сроки строительства и сметная стоимость строящихся объектов существенно различаются. Выявление ошибки во время проведения налоговой проверки в организации, оплатившей строительство (инвестора), практически невозможно, так как учет капитальных вложений не ведется, а законченные строительством объекты передаются по инвентарной стоимости, сформированной заказчиком. Для инвестора завышение инвентарной стоимости (для принятия к учету данная стоимость будет являться первоначальной) существенного значения не имеет, так как в любом случае все затраты будут возмещены в течение последующих отчетных периодов посредством начисления амортизационных отчислений. Однако в данном случае речь может идти о нерациональном использовании источников финансирования капитального строительства. Исключить или минимизировать риск допущения такой ошибки можно только посредством организации контроля инвестора за организацией бухгалтерского учета (в частности формирования инвентарной стоимости отдельных объектов) заказчика строительства.

Завышение объемов прочих затрат, списываемых на инвентарную стоимость законченных строительством объектов, может привести к занижению налоговой базы на прибыль, подлежащей уплате заказчиком. В состав прибыли заказчика фактически относится разница между суммой поступившего финансирования и фактически израсходованными суммами.

Обращаем внимание на то, что выявление таких ошибок при проведении налоговых проверок весьма трудоемко, но всегда остается возможность привлечения организации к ответственности за ненадлежащее состояние бухгалтерского учета.

В случае если в качестве заказчика строительства выступает специализированное подразделение коммерческой организации, осуществляющей капитальное строительство в собственных целях, выявление ошибки более вероятно. Отсутствие раздельного учета затрат в разрезе строящихся объектов почти всегда ведет к неправильному распределению прочих расходов и, как правило, к завышению первоначальной стоимости вводимых в эксплуатацию объектов, так как бухгалтеры стремятся списать максимум ранее осуществленных затрат по объектам, которые вводятся в ближайшее время. Таким образом, стоимость этих объектов (а значит, и размер амортизационных отчислений) будет завышена. Налоговые последствия в данном случае очевидны. Кроме того, допущенное нарушение с полным правом может быть истолковано налоговым инспектором как грубое нарушение правил бухгалтерского учета.

Учет затрат должен вестись нарастающим итогом с начала строительства по отчетным периодам до ввода объектов в действие или полного завершения соответствующих работ и затрат.

Отсутствие учета в разрезе отчетных периодов к налоговым ошибкам в учете заказчика не ведет, но создает проблемы при организации расчетов с подрядной строительной организацией, а также при переоценке объектов незавершенного строительства, когда такая переоценка производится индексным методом, а коэффициенты переоценки дифференцированы по кварталам года или в качестве коэффициентов используется индекс — дефлятор.

Наряду с учетом затрат по фактической стоимости застройщик обязан вести учет произведенных капитальных вложений по договорной стоимости независимо от способа производства строительных работ. Разумеется, при отсутствии такого учета невозможно достоверно определить финансовый результат деятельности заказчика.

При организации учета затрат по строительству объектов заказчик должен предусмотреть получение информации о воспроизводственной и технологической структуре затрат, способе производства строительных работ, а также предназначении строящихся объектов и иных приобретений.

Инструкция по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения по капитальному строительству, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 03.10.1996 N 123 (далее по тексту — Инструкция N 123) содержит определение воспроизводственной и технологической структуры затрат.

По своей технологической структуре капитальные вложения слагаются из стоимости следующих видов работ и затрат:

  • строительных работ;
  • работ по монтажу оборудования;
  • оборудования (требующего и не требующего монтажа), предусмотренного в сметах на строительство;
  • инструмента и инвентаря, включаемых в сметы на строительство;
  • машин и оборудования, не входящих в сметы на строительство;
  • прочих капитальных работ и затрат.

Этот перечень дополнен Положением по учету долгосрочных инвестиций еще одним элементом:

  • затратами, не увеличивающими стоимость основных средств.

Оборудование разделено на следующие подгруппы:

  • оборудование, сданное в монтаж;
  • оборудование, не требующее монтажа;
  • оборудование, требующее монтажа, но предназначенное для постоянного запаса.

В соответствии с технологической структурой нарушение требований по ведению раздельного учета затрат в специализированных организациях — заказчиках маловероятно. Однако в организациях, осуществляющих капитальные вложения для собственных нужд, такая ошибка весьма возможна, причем вероятность допущения ошибки увеличивается в случае, если строительство ведется нерегулярно, а квалификация счетных работников недостаточна. Первым последствием данной ошибки будет практическая невозможность осуществления расчетов с подрядной организацией. Если же строительство ведется хозяйственным способом, то отсутствие такого учета исключает формирование информации о целевом характере использованных источников финансирования.

Если эти ошибки и могут иметь налоговые последствия, то только опосредованно, а именно при осуществлении расчетов или списание источников финансирования. Но на этапе ввода законченных строительством объектов в эксплуатацию отсутствие раздельного учета в разрезе элементов технологической структуры практически всегда приведет к неправильному определению первоначальной стоимости объектов основных средств.

Воспроизводственная структура капитальных вложений включает следующие понятия: новое строительство; расширение; реконструкция; техническое перевооружение; поддержание мощности действующего предприятия.

В соответствии с Инструкцией N 123 новое строительство — это строительство комплекса объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения вновь создаваемых предприятий, зданий и сооружений, а также филиалов и отдельных производств, которые после ввода в эксплуатацию будут находиться на самостоятельном балансе, осуществляемое на новых площадках в целях создания новой производственной мощности. К новому строительству относится также строительство на новой площадке предприятия такой же или большей мощности (производительности, пропускной способности, вместимости здания или сооружения) вместо ликвидируемого предприятия, дальнейшая эксплуатация которого по техническим и экономическим условиям признана нецелесообразной, а также в связи с необходимостью, вызываемой производственно — технологическими или санитарно — техническими требованиями.

Расширение действующих предприятий — это строительство дополнительных производств на действующем предприятии (сооружении), а также строительство новых и расширение существующих отдельных цехов и объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения на территории действующих предприятий или примыкающих к ним площадках в целях создания дополнительных или новых производственных мощностей. К расширению действующих предприятий относится также строительство филиалов и производств, входящих в их состав, которые после ввода в эксплуатацию не будут находиться на самостоятельном балансе.

Реконструкция действующих предприятий — переустройство существующих цехов и объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения, как правило, без расширения имеющихся зданий и сооружений основного назначения, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико — экономического уровня и осуществляемое по комплексному проекту реконструкции предприятия в целом в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции в основном без увеличения численности работающих при одновременном улучшении условий их труда и охраны окружающей среды.

Техническое перевооружение действующих предприятий — комплекс мероприятий по повышению технико — экономического уровня отдельных производств, цехов и участков на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным, а также по совершенствованию общезаводского хозяйства и вспомогательных служб. К частичной перестройке относится усиление несущих конструкций, замена перекрытий, изменение планировки существующих зданий и сооружений и другие мероприятия.

Поддержание мощности действующего предприятия — мероприятия, связанные с постоянным возобновлением выбывающих в процессе производственной деятельности основных фондов — подготовка новых горизонтов на шахтах и участков на разрезах без увеличения проектной мощности предприятия в целом, проведение отдельных горных выработок на действующих горизонтах, вскрытие и подготовка запасов полезных ископаемых к разработке, мероприятия по расконсервации запасов (если эти работы не предусмотрены в проекте реконструкции), устройство отвалов породы, рудонакопителей, шламохранилищ, хвостохранилищ и их расширение, а также строительство отдельных зданий и сооружений, связанных с поддержанием достигнутого уровня добычи полезных ископаемых, не входящие в состав проектов реконструкции (расширения) предприятий.

Иными словами, аналитический учет капитальных вложений должен быть организован таким образом, чтобы заинтересованные пользователи бухгалтерской информацией имели возможность оперативного получения данных по всем перечисленным позициям.

С точки зрения бухгалтерского учета и налогообложения такая детализация учета имеет значение для определения правильности отнесения произведенных затрат на источники возмещения — источники финансирования капитальных вложений или себестоимость продукции (работ, услуг).

Если затраты по новому строительству практически не могут быть отнесены на себестоимость продукции, то затраты по другим элементам воспроизводственной структуры нередко относятся на себестоимость как затраты по капитальному ремонту. Данное нарушение ведет к завышению себестоимости, занижению налоговой базы по налогу на прибыль, и последствия такой ошибки очевидны — доначисление сумм налога, пени и штрафные санкции. Для того чтобы избежать подобных ошибок, следует руководствоваться вышеприведенными определениями, которые достаточно четко позволяют дифференцировать затраты по капитальному ремонту и капитальные затраты. Кроме того, по нашему мнению, весьма убедительным аргументом при отстаивании позиции налогоплательщика перед налоговыми органами, может явиться проектно — сметная документация. Сметы на осуществление капитальных вложений составляются на основании строительных норм и правил, а также расценок, по требованиям, установленным Минстроем России. Некоторые виды работ, производимые при осуществлении капитального ремонта, также могут оцениваться на основе строительных норм и правил. Однако требования к составлению такой документации существенно отличаются от требований к составлению проектно — сметной документации на осуществление капитальных вложений.

Нередко бывает так, что основных средств уже нет, а в учете они отражаюmся, или, наоборот, организация длительное время пользуется каким-то ОС, а по документам оно у нее не значится. Каковы причины возникновения таких ошибок и что надо предпринять.

Почему возникают такие ситуации? В первую очередь нарушение в виде учета на балансе отсутствующих основных средств встречается у организаций, которые проводят инвентаризацию лишь «для галочки». Процесс проведения инвентаризации очень трудоемок и может длиться довольно долго. Некоторые бухгалтеры для экономии времени «оптимизируют» его следующим образом: бухгалтерская программа выдает перечень остатков основных средств, а работники, ответственные за проведение инвентаризации, не сверяют фактическое наличие имущества с данными бухгалтерского учета, а просто проставляют свои подписи под документами. Иными словами, инвентаризация проводится работниками организации формально,только «на бумаге». Со временем, когда фирма решает провести «настоящую» инвентаризацию, тогда и выявляется, что на самом деле некоторых объектов фактически на балансе-то и нет.

Еще одним широко распространенным случаем, когда объект выбыл из пользования организации, но числится на балансе, является забывчивость бухгалтера отразить проводки по выбытию. Особенно часто забывчивость можно встретить при осуществлении операций, связанных с арендой имущества, например, в том случае, когда компания арендовала помещение и произвела неотделимые улучшения имущества (допустим, установили кондиционер, вентиляцию, поставили пожарную или охранную сигнализацию и прочее). Такие объекты учитываются у арендатора в составе основных средств лишь до момента прекращения договора аренды. Далее стоимость неотделимых улучшений компенсируется арендодателем, если по условиям договора это предусмотрено или относится для целей бухгалтерского учета на расходы арендатора (счет 91.2 «Прочие расходы»). В любом случае данный объект выбывает из состава основных средств организации. После окончания срока аренды, а иногда и досрочно, арендатор съезжает, забывая оформить соответствующие документы по передаче неотделимых улучшений арендодателю, в результате чего фактически отсутствующие основные средства продолжают учитываться на балансе бывшего арендатора.

Штрафы, пени, санкции…

Возможно, у кого-то возникнет вопрос: что страшного в том, что фактически отсутствующее имущество продолжает состоять у организации на учете? Ведь компания с таких основных средств благополучно уплачивает налог на имущество в бюджет, так что и государство не в обиде, и налоговики не предъявят никаких претензий. Позволим с этим не согласиться, так как при ближайшем рассмотрении проблема выглядит намного серьезней, чем думается на первый взгляд.

Судьи подтверждают правомерность доначисления налога на имущество в том случае, когда имущество фактически отвечает всем признакам основных средств согласно пункту 4 ПБУ 6/01.

Если бухгалтер не знает, что на балансе у организации числятся не существующие основные средства, то он продолжает начислять на эти ОС амортизацию. Учитывая, что большинство фирм ведет бухгалтерский учет автоматизированно, иными словами, программа автоматически производит начисление амортизации, то до момента обнаружения ошибки может скопиться довольно значительная сумма неправомерно начисленной амортизации.

В связи с этим финансовые последствия для компании могут быть следующими: потеря денежных средств в виде налога на имущество, завышение расходов в виде излишне начисленной амортизации как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. Это ведет к тому, что и отчетность будет недостоверной, а значит, собственники организации получат неверные данные, что в конечном счете отразится на занижении их чистой прибыли, которую они могли бы распределить или получить в виде дивидендов.

Кроме того, поскольку амортизация в целях налогового учета завышена, это приводит к занижению налога на прибыль; а вот за это нарушение представители налоговых органов уже могут привлечь компанию к налоговой ответственности по статье 122 НК РФ, доначислив налог на прибыль и соответствующие пени по правилам статьи 75 НК РФ.

Как налоговый орган может выявить данный факт, ведь для этого надо видеть фактическое отсутствие имущества?

Исходя из практики можно сказать, что факт отсутствия числящегося на балансе имущества, как правило, налоговики обнаруживают при проведении выездной налоговой проверки, когда просматривают инвентарные карточки и не видят соответствующего имущества. Особенно часто это нарушение выявляют:

  • в небольших компаниях, у которых все имущество «на виду»;
  • в организациях, у которых отсутствует крупное имущество (автомобили, недвижимость, бытовая техника и пр.);
  • у организаций арендаторов, осуществляющих капитальные вложения в арендованные объекты.

При выявлении проверяющими факта отсутствия имущества они берут пояснения у работников организации в рамках проведения допросов (ст. 90 НК РФ), проводят осмотр (ст. 92 НК РФ), составляют соответствующие протоколы и… доказательства налогового правонарушения готовы.

основные средстваИмущество наоборот

Теперь остановимся на обратной ситуации, когда организация фактически владеет имуществом, а в учете таковое отсутствует.

Наиболее часто эта проблема встречается у предприятий, наделенных имуществом государственными и муниципальными органами. К таким организациям, как правило, можно отнести государственные и муниципальные предприятия или юридические лица иных организационно-правовых форм, образованные на основе таких ГУП или МУП, в результате реорганизаций и прочее.

В зону риска также попадают крупные акционерные предприятия, получившие имущество в результате приватизации.

Предположим, организация получила здание и поставила его на учет. А в этом здании находится насосная станция, которая по документам не передавалась, в связи с чем на учет своевременно не была принята. Когда приходит время ремонтировать такой объект или производить его реконструкцию, бухгалтер сталкивается с той проблемой, что в бухучете ремонтировать или улучшать просто нечего – насосная станция не учитывается на балансе компании. С аналогичной проблемой сталкиваются и в случае продажи имущества, когда по документам выясняется, что продавать нечего.

Еще один случай (точнее, обратную ситуацию, при которой появляется неучтенное имущество) мы рассмотрели выше. Он связан с отсутствием документального оформления операции на получение капитальных вложений (неотделимых улучшений) от арендатора после окончания договора аренды или при досрочном расторжении такого договора.

Куда спрятать излишки

Ну а что делать, если вдруг обнаружилось неучтенное имущество?

Разумеется, провести инвентаризацию и оформить ее результаты в установленном порядке. Имущество, выявленное при инвентаризации, следует оприходовать по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации (подп. «а» п. 28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденного приказом от 29 июля 1998 г. № 34н).

Если отчетность будет недостоверной,то собственники получат неверные данные. Это отразится на занижении их прибыли, которую они могли бы распределить или получить в виде дивидендов.

Однако по мнению чиновников, изложенному в письме Минфина от 6 июня 2008 г. № 03-03-06/4/42, такие основные средства подлежат налогообложению с начала налогового периода, в котором проводилась инвентаризация.

При этом судебная практика не поддерживает позицию чиновников. Так, например, ФАС Поволжского округа в постановлении от 25 июня 2008 г. № А65-15766/2007-СА2-9 отметил, что организация правомерно исчисляла налог на имущество после постановки на учет ОС, выявленных в ходе инвентаризации. Однако данный вывод был сделан, когда имущество до момента его выявления не эксплуатировалось.

Заметим, что при проверке налоговики могут не воспользоваться предписаниями, данными Минфином, не учесть арбитражную практику, а пойти другим путем, доначислив налог на имущество за три года, обосновав это следующими доводами.

Организация обязана уплачивать законно установленные налоги, в том числе налог на имущество. В соответствии со статьей 374 НК РФ объектом налогообложения по налогу на имущество является движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (ПБУ 6/01). Следовательно, выявленное имущество признается основным средством, если оно отвечает следующим требованиям пункта 4 ПБУ 6/01:

  • объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
  • объект предназначен для использования в течение длительного времени, т. е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
  • организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
  • объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Судебная практика по рассматриваемому вопросу не выявлена. Однако имеется схожая практика, когда организация принимает на учет имуществона счет 07 или 08, но не переводит по тем или иным причинам его на счет 01 и не начисляет по данным объектам налог на имущество. В таких случаях судьи подтверждают правомерность доначисления налога на имущество в том случае, когда имущество фактически отвечает всем признакам основных средств согласно пункту 4 ПБУ 6/01 и используется организацией, но в состав основных средств не переведено. В качестве примера можно привести Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17 января 2007 г. № А33-10276/06-Ф02 -7307/06.

В связи с вышеизложенным налоговики могут попробовать доказать фактическое использование имущества путем проведения допросов сотрудников организации и привлечь компанию за совершение налогового правонару-шения. Соответственно, если налоговая проверка проводилась за последние три года и нашлись свидетели, подтверждающие факт использования имущества организацией, или если при проверке будут выявлены иные доказательства, подтверждающие факт использования имущества в этот период, то доначислить налог на имущество инспекторы могут за последние три года.

Выявить факт наличия и использования имущества, не принятого к учет у, представители налогового органа могут при проведении мероприятий налогового контроля, как правило, в рамках выездной проверки.

Исходя из сказанного можно сделать вывод: при выявлении имущества организация должна принять следующее решение: либо пересчитать налог на имущество (за периоды использования имущества в пределах трех лет, или пересчитать только с начала года, в котором выявлено имущество, как предписывает Минфин), либо вовсе не пересчитывать налог на имущество. В случае если организация примет решение не пересчитывать налоговую базу, то необходимо быть готовым отстаивать свою правоту в суде.

Во избежание налоговых рисков можно посоветовать серьезнее относиться к проведению инвентаризации, своевременно производить фактическую сверку имущества с данными бухгалтерского учета, а не ограничиваться формальным («бумажным») оформлением результатов инвентаризации. При осуществлении капитальных вложений (неотделимых улучшений) в арендованное имущество – помнить о необходимости его передачи арендодателю по окончании срока аренды или при досрочном расторжении договора аренды и отражать проводки по выбытию-получению такого имущества.

Дмитрий Воронов, начальник отдела ведения споров и урегулирования разногласий с органами власти АКГ «Интерком-Аудит»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки при ходьбе со скандинавскими палками для начинающих
  • Ошибки приборной панели на опель омега а
  • Ошибки при учете импортных операций
  • Ошибки при ходьбе на каблуках
  • Ошибки при учете заработной платы