Ошибки при трудоустройстве на работу

Итак, вас пригласили на собеседование. Можете себя поздравить — вы успешно прошли первый этап отбора: работодателю понравилось ваше резюме. Вы смогли “зацепить” работника отдела кадров своими знаниями и навыками. И это уже немало. Для многих соискателей этап подачи и рассмотрения резюме является непреодолимым, так как их резюме зачастую составлены неверно. Но это тема для отдельного разговора. Теперь наступает следующий и, пожалуй, самый важный этап для соискателя — собеседование.

Несмотря на то, что Интернет буквально наводнен советами по правильному прохождению подобного испытания, новые соискатели из года в год продолжают “наступать на одни и те же грабли”: допускают досадные ошибки на собеседовании. Остановимся на самых распространенных.

Ошибка первая. Опоздание

Казалось бы, всем давно известно, что на собеседование необходимо приходить как минимум за 10-15 минут до назначенного времени. Но некоторые кандидаты умудряются опаздывать на подобные встречи.

Тем самым смазывая первое впечатление о себе. Как театр начинается с вешалки, так кандидат на вакантную должность начинается с пунктуальности.

При современном развитии технологий, можно легко рассчитать свой маршрут до места собеседования, причем как на собственном, так и на общественном транспорте.

Заранее, ознакомтесь с маршрутом, уточните адрес, порядок входа в учреждение, этаж, номер офиса, имя и телефон ответственного сотрудника и т.д.

К тому же, у прибывшего с запасом времени соискателя будет время удостовериться, что все в порядке с его внешним видом, мысленно настроиться на собеседование и отключить мобильный телефон. На последнем пункте мы остановимся отдельно.

Конечно, в жизни случается всякое. И городской трафик есть городской трафик. Можно намертво застрять в неожиданной “пробке” или стать невольным участником акции протеста.

Если понимаете, что к назначенному времени никак не успеть, обязательно позвоните интервьюеру и предупредите его об опоздании (как минимум за 15-20 минут до собеседования).

Существует и другая опасность: прийти слишком рано. Например, за час до интервью. Это тоже может стать, если не ошибкой, то причиной неудобства сотрудников компании, которые будут вынуждены потратить на такого соискателя свое незапланированное для этого время, сдвинуть график и т.д.

В любом случае, это не прибавит соискателю плюсов, а вот минусы — вполне возможно.

Ошибка вторая. Несоответствующая одежда и внешний вид

Соискатели часты забывают прописную истину, что по одежке встречают. Опытному рекрутеру достаточно увидеть, как одевается человек, чтобы вынести о нем свое экспертное суждение.

Обычно небрежностью в одежде грешат лица, которые ищут работу длительное время и могут позволить себе прийти на собеседование чуть ли не в повседневной одежде.

Перед собеседованием неплохо бы уточнить есть ли в компании дресс-код. Не обязательно следовать дресс-коду стопроцентно, но желательно одеться в приближенном к нему стиле. Если же особого дресс-кода нет, то все равно лучше следовать более консервативному стилю, чем тому, к которому вы привыкли. И никаких обнаженных частей тела и модных украшений. Лучше одеться скромно, но элегантно.

Двухдневная небритость, немытые волосы или похмельный синдром — тоже не лучшие спутники собеседования. О неуместности жевательной резинки во рту во время беседы даже не стоить упоминать.

Зачастую при прочих равных, предпочтение отдают тому, кто не забыл позаботиться о своем внешнем виде.

Ошибка третья. Невыключенный мобильный

Собеседование при приеме на работу — один из важных этапов в жизни соискателя, где любая мелочь имеет значение. Звук звонка в самый неподходящий момент способен прервать начавшийся между кандидатом и рекрутером диалог. И очередной минус для потенциального кандидата. Рекрутер может расценить такой звонок, как проявление неуважения. Особенно, если кандидат еще и ответит на этот звонок во время собеседования.

Чтобы уберечь себя от подобных неприятных неожиданностей достаточно перед собеседованием выключить мобильный или перевести его в авиарежим.

Ошибка четвертая. Игнорирование информации о пригласившей на собеседование компании

Многие соискатели приходят на интервью зачастую не удосужившись прочитать хоть минимальную информацию о потенциальном работодателе. И совершают большую ошибку. Для рекрутера это может стать одним из знаков того, что вы не слишком заинтересованы в данной вакансии.

Не обязательно изучать подробную “биографию” пригласившей вас на собеседование компании, но знать основные моменты ее истории, продукты и услуги, имена руководителей, последние новости рынка, основных конкурентов настоятельно рекомендуется. Тем более, что каждая уважающая себя компания имеет сайт с подробной информацией о себе. Порой достаточно лишь ознакомиться с содержанием этого сайта.

Ошибка пятая. Неподготовленность к собеседованию

Зачастую соискатели, приходя на собеседование, полагаются на авось. Конечно, возможно, при разговоре с рекрутером, вас настигнет вдохновение и на все его вопросы вы ответите без подготовки и запинки. Но, как правило, волнение и неподготовленность играет с такими кандидатами плохую шутку. В итоге вопрос о сильных и слабых сторонах интервьюированного или о причинах его ухода с предыдущего места работы, может поставит кандидата в тупик.

Поэтому желательно, подготовить ответы на предполагаемые вопросы и даже отрепетировать их с близкими или друзьями. Как правило, эти вопросы стандарты, и помимо вышеуказанных возможны следующие:

  1. Расскажите о себе.
  2. Почему вы хотите работать именно здесь?
  3. Почему мы должны взять именно вас?
  4. Кем вы видите себе через пять и более лет?
  5. На какую зарплату вы претендуете?

К сожалению, полностью предугадать возможные вопросы на собеседовании нереально, но заранее подготовленные ответы способны выручить даже при самом каверзном и неожиданном вопросе.

Также заранее подготовьте краткую речь о себе. Именно краткую. Многословность на собеседовании не очень уместна. Это следует учитывать и при ответе на вопросы рекрутера.

Ошибка шестая. Не иметь вопросов к работодателю

Многие кандидаты стесняются задавать вопросы интервьюеру и совершают ошибку. Вопросы от кандидата — это также один из индикаторов его заинтересованности в позиции. Однако вопросов не должно быть слишком много. Достаточно 2-3-х о предстоящей работе. Например:

  1. Что будет входить в мои должностные обязанности?
  2. Есть ли командировки и оплата за переработки?
  3. Есть ли обучение за счет компании и ДМС?

Не стоит забывать, что выбирают не только вас, но и вы. Поэтому особо важные для кандидата моменты, например, по поводу страховки, карьерного роста, отпуска, лучше обговаривать еще “на берегу”, чтобы начало трудовой деятельности не было сопряжено с неприятными для нового сотрудника открытиями.

Самый животрепещущий для кандидата вопрос о зарплате лучше оставлять напоследок, если только сам интервьюер не поднял эту тему раньше. Как говорится, вначале продайте себя, а потом договаривайтесь о цене. Ведь как правило, одним собеседованием дело не заканчивается. И в случае заинтересованности соискателем, его приглашают на последующие собеседования, где вопрос о зарплате будет выглядеть более уместным.

Ошибка седьмая. Критиковать предыдущее место работы

Даже если кандидат до этого работал рабом на галерах, ему не стоит критиковать и ругать своего предыдущего работодателя. Рекрутер может провести параллель со своей компанией или понять, что когда-нибудь, соискатель возможно будет отзываться в тех же выражениях и о них.

Говоря о причинах увольнения, лучше акцентироваться на отсутствии карьерного роста, невозможности раскрыть свои потенциальные возможности, удаленности от дома и т.д.

Ошибка восьмая. Ложь и приукрашивание фактов

Желание показаться лучше, чем есть на самом деле возникает у многих кандидатов. Особенно, если это работа мечты. И это понятно. Однако не стоит уподобляться герою Леонардо Ди Каприо из известного фильма “Поймай меня, если сможешь”, который менял личины и становился тем кем хотел с легкостью фокусника: от летчика до врача.

Соискателю следует отдавать себе отчет в том, что все тайное рано или поздно становиться явным. Навыки и деловые качества приписанные себе легко проверяются при последующей работе. Со всеми вытекающими из этого последствиями. Как известно, герой Ди Каприо закончил свою бурную карьеру в тюрьме. Правда, потом он стал консультантом полиции по мошенничеству. Но это уже совсем другая история.

Ошибка девятая. Чисто денежная заинтересованность

Конечно, не секрет, что одной из главных причин того, что мы продаем свое время работодателю являются деньги. Однако, озвучивать это в лоб рекрутеру не стоит. Для него основополагающий фактор — какую пользу кандидат может принести компании, насколько его знания, энергия, трудолюбие соответствует позиции, которую необходимо закрыть. Помните, что личные мотивы кандидата (например, близость к дому, финансы или хороший соцпакет) в расчет не принимаются.

Ошибка десятая. Игнорировать обратную связь

Ошибка считать, что собеседование закончилось на собеседовании. Перед уходом соискателю важно не забыть поблагодарить интервьюера за встречу и уточнить порядок и сроки обратной связи.

Считается хорошим тоном отправить интервьюеру письмо по электронной почте, в котором еще раз поблагодарить его за собеседование, выразить надежду на его успешное прохождение.

Подобное письмо имеет еще и сугубо практическое значение. Как правило, после собеседование кандидат вспоминает, что забыл упомянуть те или иные важные факты о себе, способные повлиять на благоприятный исход. Благодарственное письмо интервьюеру — хорошая возможность упомянуть их. Более того, для рекрутера — это знак заинтересованности кандидата в вакансии. И при прочих равных, предпочтение может быть отдано тому соискателю, который не поленился составить такое письмо.

Ошибка одиннадцатая. Расстраиваться при неудачном исходе собеседования

Неудача на собеседовании — не повод опускать руки. Это хорошая возможность проанализировать свои ошибки, а может быть отточить или освежить свои профессиональные навыки.

И всегда помните, что возможности напоминают автобусную остановку. Если не удалось сесть на один автобус, всегда придет другой.

Можно ли отказать в приеме после того, как выдали предложение о трудоустройстве? Достаточно ли экземпляра договора работодателя, чтобы подтвердить испытательный срок? Стоит ли включать в договор несколько оснований срочности? Ответы на эти и другие вопросы читайте в нашем обзоре.

Выдали приглашение на работу, но взяли другого кандидата

Работодатель вручил кандидату предложение о трудоустройстве со всеми существенными условиями трудового договора. Стороны согласовали дату выхода.

Кандидат уволился со своей прежней работы и был готов приступить к новой. Однако работодатель отказал в приеме, а позже заключил договор с другим сотрудником.

Апелляция признала отказ незаконным и взыскала компенсацию морального вреда. Кассация выводы поддержала. Бывший работодатель уволил истца на основании предложения о новой работе. По сути, договор расторгли из-за перевода к другому работодателю. В таких случаях отказывать в приеме нельзя.

Хотя договор прекратили по соглашению сторон, а не по спецоснованию, это не освобождало нового работодателя от обязательств, которые он принял на себя в приглашении на работу.

Потребовали избыточные документы и из-за них отказали в приеме на работу

От кандидата потребовали справку, что нет судимости. В ПВТР закреплено, что этот документ в числе прочих нужно предъявлять при трудоустройстве.

Из-за отказа принести справку кандидата не приняли. Две инстанции поддержали работодателя, но 4-й КСОЮ не согласился.

Он учел, что компания оказывает санаторно-курортные услуги, но нет сведений, что она организует отдых и лечение детей. Должность кандидата не связана с теми сферами, для работы в которых нужна справка.

Кассация признала требование о справке неправомерным, направила дело на новое рассмотрение.

Включили в договор условие об испытании, но не получили подпись работника

Приказ о приеме на работу и трудовой договор содержали условие об испытании. Однако на этих документах не было подписей работника. Работодатель не смог подтвердить, что сотрудник знал об испытательном сроке. Увольнение по результатам испытания признали незаконным.

В другом примере условие об испытании было в экземпляре трудового договора работодателя. Сотрудник предъявил в суде свой экземпляр без такого условия и успешно оспорил увольнение.

Не указали в трудовом договоре, почему он срочный

С сотрудником заключили срочный договор со ссылкой на ч. 1 ст. 59 ТК РФ, в которой перечислены основания срочности. Однако конкретное основание не указали.

После сотрудника уведомили, что хотят уволить, так как выходит временно отсутствующий работник. В суде работодатель пояснил, что как раз на период отпуска по уходу за ребенком этого сотрудника заключал срочный трудовой договор.

Суды признали отношения бессрочными. 2-й КСОЮ поддержал подход. Он подчеркнул, что в договоре и приказе о приеме на работу не было обоснования срочности.

Привязали срок договора к конкретному отпуску отсутствующего сотрудника

Работника трудоустроили на время отпуска по беременности и родам основной сотрудницы. Но далее она взяла еще один отпуск — по уходу за ребенком.

Срок договора истек вместе с отпуском по беременности и родам. Но сотрудника не уволили, основание срочности не изменили. Позже договор расторгли из-за выхода основного работника из отпуска по уходу за ребенком.

Суды признали увольнение незаконным. Когда срок договора истек, работодатель не потребовал прекратить отношения. Значит, условие о срочности утратило силу, договор нужно считать заключенным на неопределенный срок.

Похожая ситуация возникла, когда срочный договор оформили на время первого декрета сотрудницы, а она сразу после него ушла во второй.

Безопаснее не привязывать срок к конкретному отпуску, а заключать договор с формулировкой «на время исполнения обязанностей отсутствующего работника (ФИО, должность)».

Указали несколько оснований срочности договора

В договоре указали, что он срочный, поскольку заключен:

  • с творческим работником по соглашению сторон;
  • на время отсутствия постоянного работника.

Апелляция подчеркнула, что такие условия говорят о неопределенности срока договора, нарушают трудовые права. 7-й КСОЮ согласился с подходом. Суды не поддержали расторжение договора в связи с выходом основного работника.

Результативное прохождение собеседования – это успех, который не многим дается с первого раза. Чтобы не оказаться за бортом, кроме представления собственных знаний, умений и прочих положительных качеств, вам нужно будет еще и не совершать самых распространенных ошибок, на которые будущий работодатель обязательно обратит внимание.

Итак, что же может помешать вам пройти собеседование?

1. Опоздание

Заранее проверьте адрес встречи и спланируйте свой маршрут, чтобы не опоздать. В идеале, если у вас есть такая возможность, прогуляйтесь туда днем ранее, чтобы проверить, сколько именно времени у вас займет дорога. Приезжайте на 10-15 минут раньше назначенного времени. Предварительно уточните маршрут и порядок входа в здание: этаж, номер офиса и т.д. В крайнем случае, попав в пробку, обязательно позвоните и объясните ситуацию.

2. Отсутствие имен

Впечатление, которое Вы производите на человека при первой встрече, является самым важным. Зайдя в кабинет, не забудьте не только поздороваться с доброжелательной улыбкой, но и сообщите внятно свое имя и фамилию, уточнив, по какому делу вы явились. Старайтесь запомнить имя собеседника, чтобы не ошибиться при обращении к нему.

3. Неподходящая одежда

Не надевайте слишком яркие вещи, джинсы, одежду с принтами и рисунками, экзотический галстук, а также, даже в теплую погоду, рубашку с коротким рукавом. Одевайтесь более консервативно, чем обычно, чисто и аккуратно. Даже если в компании нет строго дресс-кода, одежда для собеседования должна представить вас наилучшим образом.

4. Зажатость и стеснительность

То, что собеседование – это огромный стресс, знает каждый. Конечно, Вы нервничаете. Но все-таки Вы можете улыбаться? А держать зрительный контакт? Излучайте энтузиазм – это то, что хотят видеть все интервьюеры. Собеседование при приеме на работу – не время для ложной скромности. Хвалите себя и вспоминайте свои подвиги. Вы не сможете произвести на работодателя хорошее впечатление, совершая одну из самых больших ошибок на собеседовании: отвечая на все вопросы с угрюмым выражением лица.

5. Алкоголь, сигареты, жвачка

Даже вечером перед собеседованием не увлекайтесь успокоением нервов с помощью алкоголя. Неприятный запах, отечное лицо и покрасневшие глаза будут играть против вас следующим утром. Сигарету тоже лучше выкурить уже после собеседования, вы никогда не можете знать, как отнесется человек, проводящий собеседование, к появлению вместе с вами стойкого аромата табака. Жвачка лишней не будет, но избавиться от нее необходимо перед тем, как вы окажетесь на месте собеседования.

6. Незнание компании

Обязательно поищите информацию о компании, в которой вы собираетесь проходить собеседование. Вы должны прийти на собеседование подготовленным: знать историю компании, ее продукты и услуги, конкурентов, а во время беседы постарайтесь показать свои знания, касающиеся потенциального работодателя.

7. Неумение определить свои сильные и слабые стороны

Работодатель ожидает, что вы вполне осведомлены о собственных достоинствах и недостатках. Иначе как же вы сможете применять их с пользой для него? И как вы будете избегать ошибок, не отдавая себе отчета в своих слабостях?

8. Многословие

Говорить не по теме, прерывать собеседника и отвечать на простой вопрос в течение 15 минут – все это раздражает интервьюера. Говорите только по делу, кратко, но информативно отвечая на поставленные вопросы. Постарайтесь, вместо подробных рассказов о своей семье или о том, как вам работалось на предыдущем месте, внимательней слушать собеседника, вдумчиво отвечая на поставленный вопрос.

9. Не отключить мобильный телефон

Отключите мобильный телефон еще до того, как войти в кабинет, а не во время звонка.

10. Неподготовленность к интервью

Следует знать вопросы, которые обычно задают на собеседованиях. Подготовьте на них толковые ответы с примерами из практики. Потренируйтесь с другом или родителями. Пусть они выступят в роли интервьюера. Практикуйтесь. Подготовьте краткую речь о себе и помните ее наизусть. Объясните работодателю почему Вы – лучший выбор для них.

11. Упреки в адрес предыдущего работодателя

Это всегда оставляет плохое впечатление. Проверить ваши слова возможным вряд ли является, потому ваш потенциальный работодатель серьезно задумается о том, не будете ли вы со временем очернять уже его компанию.

12. Не задавать вопросы или задавать их слишком много

У Вас должны быть заготовлены несколько вопросов о компании и должности, на которую Вы претендуете. 3-4 умных вопроса, уточняющих круг обязанностей, задачи, планы, подчиненность и т.п. Этого вполне достаточно для первого раза. Собеседование – это диалог, а не допрос.

13. Спросить о зарплате и соцпакете очень рано

Это следует сделать очень вежливо и в самом конце интервью. И только если Вы поняли, что Ваша кандидатура в принципе не отвергнута.

14. Забыть об обратной связи

Перед тем как попрощаться, обязательно поинтересуйтесь тем, каким образом с вами свяжутся и каким может стать следующий этап собеседования, чтобы вы смогли к нему подготовиться. Таким образом, вы дадите понять работодателю, что все еще заинтересованы в получении данного рабочего места.

15. Отсутствие благодарности

Это столь же важно, как и представление в начале разговора. Как бы ни прошло ваше собеседование, обязательно поблагодарите человека, который уделил вам время. Доброжелательная улыбка при прощании также не будет лишней.

Когда нет согласованности действий между руководителем и подчинённым, производительность труда падает: вспомним хотя бы известную басню Крылова «Лебедь, щука и рак». 

Чтобы избежать неправильной расстановки кадров, необходимо минимизировать ошибки при трудоустройстве персонала с помощью анализа работы, описания работы, содержания труда и, естественно, требований к работнику. Теперь о каждом понемногу. 

Анализ работы

Анализом работы является процесс системного исследования работы по выявлению наиболее важных её характеристик, а также перечень требований к исполнителям этой работы. 

Анализ работы помогает устанавливать знания, навыки и умения, требуемые для работы на конкретной должности. В первую очередь составляется полный перечень работ, далее изучается их содержание; приёмы и методы, материалы, оборудование, при помощи которых осуществляется работа; определяются условия труда, где работа совершается. В конце устанавливается объём знаний, мастерство и способности, требуемые для выполнения работы на высоком уровне. 

Описание работы и содержание труда

После анализа следует описание работы и содержание труда. В описание работы входит детальное определение служебных обязанностей, ответственности и компенсаций для должности, которые конкретизируют должностные обязанности. Чёткое описание трудовых функций поможет руководителю определить, чего он хочет от того или иного работника при осуществлении трудовой деятельности, а работнику — знание задач в конкретном трудовом процессе. 

Содержание труда представляет собой состав и объём трудовых обязанностей работника, уровень их влияния на производительность труда, квалификацию, образование и профессиональную подготовку. После проведения анализа и описания работы, составляется персональная спецификация, которая содержит требования к работнику. В неё обычно включают умственные и физические качества, образование и квалификацию, опыт и подготовку, качества личности, функциональное описание выполняемой работы. Трудно себе представить например балерину у станка на каком-нибудь заводе, а не у того станка, где её привычнее видеть. 

При соблюдении и проведении указанных мероприятий, предприятие повысит свою производительность и сведёт на нет ошибки при трудоустройстве благодаря правильному подбору персонала. Но и человек, прежде чем устраиваться на какую-либо должность, хотя бы в общих чертах должен представлять, на что он идёт, и в чём будет заключаться его работа.

. Советами делятся бизнес-тренер и эксперт по коммуникациям

РБК Life: 10 типичных ошибок кандидатов на собеседовании

Обновлено 28 апреля 2023, 17:07

Unsplash

«Однажды я не взяла на работу парня — на собеседовании он показался странным, — рассказала хозяйка небольшого бизнеса. — Точнее, не хотела его брать. Но навела о нем справки на прежнем месте работы — оказалось, он был там лучшим сотрудником».

Эта женщина рискнула и взяла в штат «странного» соискателя. И ни разу не пожалела. Молодой человек мгновенно схватывал задачу, выполнял в срок, предлагал свои варианты решений. Хозяйка бизнеса потом спрашивала его, почему он неоднозначно вел себя на собеседовании. Парень пожимал плечами: «Я думал, так будет лучше».

Собеседование у рекрутера — это и правда сложный жанр: вы не знаете людей, которые задают вам вопросы, но при этом должны им понравиться и убедить в своей благонадежности, инициативности, стрессоустойчивости и других качествах.

Специально для РБК Life бизнес-тренер Нина Зверева и эксперт по коммуникациям Светлана Иконникова, которые вместе выпустили несколько книг по копирайтингу и общению (в том числе «Легкий текст» издательства «Альпина Паблишер»), перечислили десять типичных ошибок кандидатов на собеседовании, рассказали, как их избежать, и порекомендовали книги, где можно прочитать об этом больше.

Ошибка 1. Показать, что вы ничего не знаете о компании

Эта ошибка — практически стоп-сигнал для рекрутера: все, дальше нельзя. «Если компания абсолютно не интересует человека, то зачем брать его на работу? Он сбежит при первой же возможности», — примерно так рассуждает рекрутер, и, надо сказать, он прав.

Соискатель и сам ставит себя в сложное положение, когда не ищет информацию о компании перед собеседованием. Какой тактики ему придерживаться, если он идет «туда — не знаю, куда»?

Решение. Выяснить как можно больше о компании. Не только ее название и ФИО генерального директора, но и, желательно, какая там корпоративная культура. Возможно, на этапе выяснения вы сами поймете, что компания вам не подходит. И это к лучшему. Значит, не потратите время зря.

Ошибка 2. Отвечать расплывчато и односложно

Shutterstock

— Что вы делали на предыдущем месте работы? Какая часть работы вам особенно нравилась? — спрашивает рекрутер.

— Там были разные задачи. Некоторые больше нравились, некоторые — меньше. В целом — нормально, — отвечает соискатель.

Какую информацию получил из этого ответа рекрутер? Нет, вовсе не «никакую».

Рекрутер понял, что человек, во-первых, не умеет хорошо формулировать свои мысли, во-вторых, не прилагает умственных усилий даже во время собеседования (с какой стати он будет прилагать их во время работы?), а в-третьих, любит скрытничать на ровном месте. И это, возможно, обернется проблемами в работе — как минимум потому, что сотрудник рефлекторно будет придерживать информацию, которой нужно делиться с коллегами.

Решение. Отвечайте фактами и старайтесь избегать обтекаемых фраз из серии «в некотором смысле…», «часть задач мне казалась сложной, часть простой…» и т.д.

Ошибка 3. Отвечать слишком подробно

Тот же самый вопрос рекрутер задает другому соискателю:

— Что вы делали на предыдущем месте работы? Какая часть работы вам особенно нравилась?

— О, много всего, — отвечает тот. — Я должен был приходить до того, как придет начальник и открывать офис. Наш начальник иногда теряет ключи от офиса, поэтому я приходил раньше, чтобы он точно не оказался у закрытых дверей. Потом я готовил рабочее место, проверял, чтобы в кулере была вода. Большинство наших сотрудниц — девушки, а баклажка для кулера весит 19 л, им тяжело с ней управиться, поэтому я взял эту обязанность на себя, а еще — держал связь с поставщиком воды. После…

Как вы понимаете, это только первые пять минут работы из восьмичасового рабочего дня. Если соискателя не остановить, он все восемь часов будет рассказывать, что делал в офисе.

В результате рекрутер слышит, что человек, безусловно, мил и отзывчив. Но совершенно не умеет делить информацию на важную и второстепенную и вываливает ее в неотсортированном виде.

Решение. Если это ваш случай, заранее продумайте, какие три-пять фактов о своей работе вы скажете. Можете выписать их на бумагу, чтобы запомнить еще и глазами. Да, вам хочется говорить много и подробно, но собеседование — это не посиделки в баре с друзьями, это работа, которая может быть оплачена тем, что вы получите новую должность.

Ошибка 4. «Не попадать» ответами в уровень своей должности

Shutterstock

Не существует единственно правильного ответа. Но существуют предпочтения рекрутеров. От тех, кто претендует на уровень рядовых исполнителей, ждут интереса к графику работы, зарплате, дополнительным бонусам в виде премий и медстраховок. От тех, кто претендует на позицию специалиста среднего звена — интереса к проектам и задачам. Что касается руководителей, то здесь речь идет уже об их собственных идеях.

Однажды один из таких работников предложила эйчару: «Давайте вместо разговоров о сути работы я расскажу, что сделала бы на этой должности. Мы сравним наши мнения и посмотрим, подходим ли друг другу». И ее взяли. А один миддл в ответ на вопрос «Кем вы видите себя в нашей компании через пять лет» рассмеялся: «Может, через год меня машина собьет. Откуда я знаю?» И его тоже взяли.

Если бы так ответил претендент на должность рядового исполнителя, ему бы, скорее всего, отказали. Ведь в таких специалистах эйчары ценят надежность, предсказуемость и наличие ипотечного кредита (такой сотрудник точно не убежит). Излишнее рвение и полет мысли их в некотором роде пугает.

«Моя миссия — помогать людям. Для меня крайне важна чистота — и внешняя, и чистота помыслов. У меня есть множество идей по улучшению работы, и я готов внедрить их в корпоративную культуру. Да, я согласен работать с утра и до поздней ночи, потому что мне это крайне интересно». Представьте, что такие слова говорит человек, претендующий, например, на вакансию дворника. Странно, да? И рекрутеру тоже странно. С большой долей вероятности он возьмет на работу другого претендента, который скажет: «Работа как работа на свежем воздухе. Вы предоставите метлу? А отпуск у вас сколько дней? А график какой? Мне подходит».

Решение. Взгляните на свои слова глазами рекрутера. Представьте, что он должен отдать вакансию в руки незнакомому ему человеку. Кому он ее доверит? Постарайтесь попасть в его ожидания.

Ошибка 5. Приходить на собеседование в неподходящей одежде

Эта ошибка логично вытекает из предыдущей. Девушке, которая проходит собеседование на роль кассира в торговом центре, простят, если она придет в топе с тонкими бретелями: в конце концов, работать она все равно будет в униформе. Но если очевидную ошибку в стиле сделает претендент на высокую должность — где гарантии, что он не будет так же ошибаться и на работе?

Тем временем человек, который одет по моде десятилетней давности, едва ли может говорить о перспективах. Так же четко считывают сигнал женщины, которая приходит на собеседование в провокационном наряде вместо офисного.

Решение. Одевайтесь на собеседование так, как будете одеваться на должности, к которой стремитесь. И на всякий случай посоветуйтесь со стилистом, специализирующимся на офисном гардеробе. Зачастую офисная мода не стыкуется с «уличной», это важно иметь в виду.

Ошибка 6. Ругать предыдущее место работы

Shutterstock

Это настолько очевидно, что даже не нуждается в подробных комментариях. В книге «Магия общения» описано, насколько люди не любят тяжелых, склочных, желчных собеседников. Работников таких тоже не любят и уж точно по доброй воле не допустят в свой офис.

Решение. Ваше предыдущее место работы должно быть как «жена Цезаря» — вне подозрений.

Ошибка 7. Пропускать мимо ушей слова рекрутера, которые вам не по душе

Нанимаясь на работу, мы склонны закрывать глаза и уши на некоторые факты. Не стоит этого делать, иначе вас ждет разочарование.

«На собеседовании мне честно сказали: «У нас ненормированный рабочий график, мы можем закончить работу и в 9 вечера, и в 12 ночи, — поделилась своей историей знакомая. — Но я подумала: «Наверное, это просто слова рекрутера, не может так быть». Вышла на работу — оказалось, может. Вкалывать в офисе с 9 утра до 9 вечера — это не форс-мажор, а норма. А ведь меня предупреждали».

А вот история от другой знакомой: «Меня пригласили возглавить команду из 40 человек. Но сразу сказали: отношения в коллективе сложные, царят склоки, «подсиживания», интриги. Я подумала: «Да ладно, преувеличивают». Оказалось, нет. Скорее, преуменьшают. Я уволилась через два месяца и до сих пор не понимаю, зачем вообще согласилась».

Решение. Если в словах рекрутера вас что-то резануло, не отмахивайтесь от этого, а напротив, проясняйте все детали. Возможно, вы сэкономите время и себе, и ему.

Ошибка 8. Сразу соглашаться на любые условия

Shutterstock

Даже если они вам невероятно нравятся. Ваш восторг по поводу дополнительной медстраховки, зарплаты уровня «могу не задумываться о цене билетов в кино» и офиса с кондиционером вызовет у рекрутера скорее озабоченность, чем радость: «Почему этот кандидат так рад по сути обычному предложению? Может, я его переоценил? Может, его реальный уровень гораздо ниже?»

Решение. Держите лицо, даже если хочется от счастья броситься эйчару на шею. Броситесь, когда будете работать в этой компании, подружитесь и перейдете на «ты».

Ошибка 9. Отвечать выводами, а не фактами

  • «Да, я отлично разбираюсь в программировании».
  • «Я очень работоспособный».
  • «Моя сильная сторона — стрессоустойчивость».
  • «Я коммуникабельный, целеустремленный и морально устойчивый».

Все эти фразы ничего не скажут о вас работодателю. Он не знает, что стоит за вашей коммуникабельностью, стрессоустойчивостью и целеустремленностью. В книге «Легкий текст» рассказано о том, как говорить фактами, а не готовыми выводами — поверьте, это умение нужно не только на собеседованиях.

Решение. Вместо «я работоспособный» скажите: «Однажды я две недели работал по 10–12 часов без выходных: нашей фирме пришел очень срочный заказ, и я не мог ее подвести». В этом случае можно даже не упоминать свою работоспособность — правильный вывод эйчар сделает сам.

Ошибка 10. Преуменьшать и преувеличивать свои успехи

Shutterstock

Одинаково неудачны оба варианта. Эйчару важно понять, каким работником вы будете не в пиковой нагрузке и не в состоянии упадка сил (с каждым из нас случается и то и другое), а в период стабильной работы.

Решение. Делайте ставку на объективность. Рассказывайте о проектах, которые вы осуществили, и о навыках, которые готовы предложить.

Материалы к статье

Нина Зверева, Светлана Иконникова

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки при съемке на мобильный телефон
  • Ошибки при трогании на механике
  • Ошибки при строительстве каркасного дома их последствия
  • Ошибки при строительстве отмостки
  • Ошибки при съеме квартиры