Ошибки при строительстве многоквартирного дома

  • Главная

  • Правовой журнал

  • Долевое строительство

  • Приемка объекта по ДДУ. Недостатки качества.

  • Недостатки в новостройке – какие самые распространенные?

Недостатки в новостройке – какие самые распространенные?

  • 23 августа 2023
  • 21 минута
  • 868
  • 18

Автор статьи

Вартанян Манук Овсепович

  • Руководитель отдела по работе с физическими лицами
  • Стаж: 10 лет

Публикуем только проверенную информацию

К сожалению, в 70 % новостроек застройщики передают дольщикам квартиры со строительными дефектами. Итак, какие же дефекты встречаются в новостройках чаще всего? Наши строительные эксперты подготовили список самых распространенных строительных недостатков в новостройках.

1. Дефекты оконных конструкций

Дефекты могут вызваны неправильной установкой окон (негерметичность, продувание) или небрежностью при выполнении работ (загрязнения, повреждения). Также фурнитура на окнах в новостройках часто не отрегулирована

Проверяем при приемке квартиры в новостройке окна:

  • на наличие царапин на стеклопакетах и рамах
  • как работают механизмы (все механизмы должны работать без заеданий, створки не должны задевать раму)
  • целостность всех уплотнительных резинок по периметру окон
  • прикреплен ли отлив для воды снаружи
  • на наличие промежутков в монтажной пене (их не должно быть, в идеале она должна быть защищена пароизоляционной пленкой или обработана специальным герметиком)
  • герметичность и продувание окон (проверьте не дует ли из окон, для этого зажмите между рамой и створкой лист бумаги, закройте окно и попробуйте вытащить лист, и так в нескольких местах по периметру створки. Если лист можно вытащить — зимой в этих местах, скорее всего, будет дуть. Можно проверить окна также с помощью зажигалки: проведите зажжённой спичкой по периметру створки, чтобы обнаружить мостики холода).  
  • также нужно изучить документацию на квартиру, чтобы удостовериться, что в количество камер в стеклопакете соответствует документам. Для этого нужно поднести зажженную свечку или зажигалку к стеклу и сосчитать количество отражений – оно соответствует числу стекол.
  • уровень поможет определить наличие перекоса, просто положите его на подоконник. Допустимым является отклонение в 1-2 мм. 

Устройство окна приемка квартиры в новостройке

Чаще из окон дует через боковины створок на стороне петель (1, 2 на рисунке), створочные углы (6), низ и верх раскрывающихся крупногабаритных створок (3, 4), участок соединения вертикального импоста и рамы (5).

Проверка герметичности окна с помощью бумаги

Проверка герметичности окна с помощью бумаги

2. Кривые стены и пол, иные дефекты отделки

Отклонения стен от плоскости по вертикали и отклонения пола по горизонтали — довольно частая проблема новостроек. Допустимые нормативы отклонений зависят от используемых строительных материалов (покрытия). В квартире с чистовой отделкой любое отклонение является «дорогостоящим» дефектом. Кроме того, часто встречаются дефекты отделочных работ, вызванные нарушением технологии производства работ и недостаточной квалификацией подрядчиков (вздутие обоев, непокрас, неточная подгонка рисунка, трещины, плиточный шов настенной плитки не параллелен соседним рядам, разные цвета настенной плитки, загрязнения, затирка настенной плитки выполнена с нарушениями, пустоты под плиткой, окалины, уступы на ламинате).

Допустимые отклонения по нормативу:

Стены
Стены, оклеенные обоями, — отклонения по уровню вертикальности не более 2 мм на 1 м высоты (длины), но не более 4 мм на всю высоту (длину).

Стены, облицованные керамической плиткой, — отклонения по уровню вертикальности не более 1,5 мм на 1 м высоты (длины), но не более 4 мм на всю высоту (длину).

Оштукатуренные стены — отклонения по уровню вертикальности 1 мм на 1 метр высоты (длины), но не более 5 мм на всю высоту (длину)

Пол

Устройство напольного покрытия из ламината —  отклонения поверхности от плоскости не более 2 мм

Устройство напольного покрытия из керамической плитки —  отклонения поверхности от плоскости не более 4 мм

3. Дефекты дверных блоков

Загрязнения, потертости, сколы и отклонения от плоскости дверных блоков — также частая проблема новостроек.

4. Отсутствие вентиляции

Наличие вентиляции в жилом помещении — важное условие здорового и комфортного проживания в квартире. В новостройках часто вентиляция монтируется неверно или вовсе отсутствует.

Проверка вентиляции заключается во внешнем осмотре вентиляционного канала (часто в новостройках «забывают» строительный мусор в шахте), измерении скорости воздушного потока в канале вентиляционной шахты при закрытых и открытых окнах, расчета воздухообмена в помещении. Все это позволяет выявить возможные неисправности в вентиляционной системе и разработать методы их устранения. Для проверки вентиляции (измерения скорости воздухообмена) специалисты используют особый прибор — анемометр. Вместе с тем, измерять скорость воздушного потока в вентиляционных каналах и производить расчет кратности воздухообмена в помещениях с естественной вентиляцией, опираясь на допустимые нормы (СП 60.13330.2016 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха»), можно только при температуре наружного воздуха 5°С и ниже. При этом перепад между наружной и внутренней температурами должен составлять не менее 15°С.

 Проверка вентиляции анемометром

Проверка вентиляции анемометром

Существует также бытовой способ проверки тяги вентиляции с помощью листка бумаги. Для проверки приложите лист бумаги к вентиляционной решетке каждого канала. При правильной и исправной работе системы вентиляции лист бумаги должен прилипнуть к вентиляционному отверстию. Если он упал с решетки или лист отклоняется — вентиляция неисправна. Однако практика показывает, что по «прилипшему» листку бумаги к решетке вентиляционного канала далеко не всегда можно утверждать об исправности вентиляционной системы.

Проверка вентиляции с помощью бумаги

Проверка вентиляции с помощью бумаги

В Интернете можно найти еще один способ проверки вентиляции – проверка с помощью спички или зажигалки. Однако такой способ не является безопасным. Скопление пыли и жировых отложений может легко воспламениться, спровоцировать возгорание и пожар.

Проверка вентиляции с помощью спички

Проверка вентиляции с помощью спички

5. Протечки в новостройках

Заливы в новостройках — явление довольно распространенное. Причин заливов много: неверный монтаж кровли (как результат течь в квартирах на верхних этажах), плохая гидроизоляция фундамента (как результат затопление подземного паркинга и кладовок), неверно установленный полотенцесушитель в квартире, экономия на трубах и коммуникациях. С некоторыми причинами протечек бороться очень сложно, особенно если они затрагивают общедомовое имущество. Так как в этом случае требуется сплоченность дольщиков для защиты общих интересов. Вместе с тем, дольщик вправе взыскать с застройщика причиненный заливом его квартире и имуществу в ней ущерб даже, если причина протечки дефект общедомового имущества. В некоторых случаев при существенности дефектов дольщик вправе расторгнуть ДДУ, взыскать с застройщика уплаченные денежные средства, проценты и убытки.

6. Отсутствие заземления в розетках и неверная разводка электричества

Во всех розетках вашей квартиры обязательно должна исправно работать система заземления. Правильно функционирующее заземление обеспечивает отвод блуждающих токов из корпуса прибора. Также это опасно тем, что при коротком замыкании может не сработать автомат УЗО. Для проверки заземления в розетках используется специальный прибор.

7. Пониженная температура стен (теплопотери)

Промерзание фасадных стен — это очень неприятный и непростой дефект. Уже после первого холодного сезона в углу стены может появиться точка росы, вследствие чего испортится отделка, появится плесень. Если вовремя обнаружить этот дефект, то можно избежать проблем. Для выявления дефекта используется специальное оборудование — тепловизор. Данный дефект устраняется методом расшивания и утепления угла фасадной стены. 

Сколько можно отсудить за дефекты с застройщика?

Оценка стоимости устранения дефектов  может варьироваться в зависимости от площади квартиры в новостройке, наличия и вида отделки в помещении и других факторов. В среднем, исходя из нашей практики, дольщик может взыскать с застройщика компенсацию за строительные дефекты в квартире без отделки в размере 150 000 — 300 000 рублей, в квартире с предчистовой отделкой в размере 200 000 — 400 000 рублей, в квартире с чистовой отделкой (отделкой «под ключ») в размере 300 000 — 800 000 рублей. С помощью нашего онлайн-калькулятора компенсации за строительные недостатки вы можете рассчитать примерную сумму (расчет основан на судебной практике).

А может быть лучше подать в суд иск об устранении строительных недостатков?

На практике такой способ защиты интересов дольщиков является менее эффективным, так как исполнить решение с неимущественным требованием значительно сложнее. Для принудительного исполнения решения суда придется обращаться в службу судебных приставов, судебный пристав должен «заставить» застройщика выполнить строительные работы и проверить их объем и качество. При этом процедура исполнения подобных решений суда фактически не регламентирована. Поэтому прибегать к такому способу защиты рекомендуется только в том случае, если устранить дефекты фактически может только застройщик (например, дефекты касаются общедомового имущества: фасада, кровли, фундамента и т.д.). В таком случае рекомендуем заявить в иске требование о взыскании штрафа за каждый день неисполнения решения суда, финансовая ответственность будет стимулировать застройщика к более быстрому исполнению решения, а при просрочке дольщик сможет получить денежную компенсацию.

Узнайте размер компенсации за строительные недостатки, которую вы можете получить от застройщика

С чистовой отделкой

White box

Без отделки

Денежная компенсация с застройщика:

0 руб.*

* Примерная сумма компенсации, исходя из судебной практики. Итоговая сумма компенсации зависит от объема дефектов, жилого комплекса и подсудности.

Мы предлагаем комплексные услуги строительных экспертов и юристов без предоплаты (работаем по Москве и Московской области). Услуги оплачиваются только после поступления денег от застройщика.

Узнать подробнее

Услуги юристов по долевому строительству и строительных специалистов

Мы предлагаем комплексные услуги опытных специалистов по приемке новостроек, строительных экспертов и юристов с оплатой услуг по результату.

  • Приемка новостройки специалистом и консультации юриста при приемке
  • Строительная экспертиза квартиры в новостройке
  • Взыскание с застройщика компенсации за строительные недостатки
  • Взыскание с застройщика неустойки за просрочку по ДДУ
  • Расторжение ДДУ в одностороннем порядке
  • Признание права собственности через суд
  • Проверка застройщика и новостройки
  • Юридическое сопровождение сделок
  • Регистрация права собственности
  • Иные споры с застройщиком и услуги юриста по ДДУ

Требуется помощь в споре с застройщиком?

Вы можете заказать комплексные услуги строительного специалиста из реестра НОПРИЗ, эксперта и юриста по ДДУ в Юридической фирме «Двитекс».

Для заказа услуг позвоните нам по телефону 8 (495) 223-48-91
или оставьте заявку на сайте

Заказать звонок

  • Поделиться:

Публикуем только проверенную информацию

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Вам ответит автор статьи

Задайте вопрос, а я постараюсь на него ответить


  • Банкротство гражданина


  • Бизнес


  • Долевое строительство


  • Защита прав потребителей


  • Налоги физических лиц


  • Наследство


  • Недвижимость


  • Спорт


  • Судебные споры


  • Юридические калькуляторы

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая Политика конфиденциальности в отношении обработки персональных данных пользователей сайта https://www.dvitex.ru/ (далее – Политика конфиденциальности) разработана и применяется в ООО Юридическая фирма «Двитекс», ОГРН 1107746800490, г. Москва, пер. Голутвинский 1-й, дом 3-5, оф 4-1 (далее – Оператор) в соответствии с пп. 2 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее по тексту – Закон о персональных данных).

1.2. Настоящая Политика конфиденциальности определяет политику Оператора в отношении обработки персональных данных, принятых на обработку, порядок и условия осуществления обработки персональных данных физических лиц, передавших свои персональные данные для обработки Оператору (далее – субъекты персональных данных) с использованием и без использования средств автоматизации, устанавливает процедуры, направленные на предотвращение нарушений законодательства Российской Федерации, устранение последствий таких нарушений, связанных с обработкой персональных данных.

1.3. Политика конфиденциальности разработана с целью обеспечения защиты прав и свобод субъектов персональных данных при обработке их персональных данных, а также с целью установления ответственности должностных лиц Оператора, имеющих доступ к персональным данным субъектов персональных данных, за невыполнение требований и норм, регулирующих обработку персональных данных.

1.4. Персональные данные Субъекта персональных данных – это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу.

1.5. Оператор осуществляет обработку следующих персональных данных Пользователей:

  • Фамилия, Имя, Отчество;
  • Адрес электронной почты;
  • Номер телефона;
  • иные данные, необходимые Оператору при оказании услуг Пользователям, для обеспечения функционирования Сайта.

1.6. Оператор осуществляет обработку персональных данных Субъектов персональных данных в следующих целях:

  • обеспечение возможности обратной связи от Специалистов Оператора по запросам Пользователей;
  • обеспечение возможности онлайн оплаты заказанных на Сайте услуг;
  • обеспечения исполнения обязательств Оператора перед Пользователями;
  • в целях исследования рынка;
  • информирования Субъекта персональных данных об акциях, конкурсах, специальных предложениях, о новых услугах, скидок, рекламных материалов и других сервисов, а также получения коммерческой или рекламной информации и бесплатной продукции, участия в выставках или мероприятиях, выполнения маркетинговых исследований и уведомления обо всех специальных инициативах для клиентов;
  • статистических целях;
  • в иных целях, если соответствующие действия Оператора не противоречат действующему законодательству, деятельности Оператора, и на проведение указанной обработки получено согласие Субъекта персональных данных.

1.7. Оператор осуществляет обработку персональных данных субъектов персональных данных посредством совершения любого действия (операции) или совокупности действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, включая следующие:

  • сбор;
  • запись;
  • систематизацию;
  • накопление;
  • хранение;
  • уточнение (обновление, изменение);
  • извлечение;
  • использование;
  • передачу (распространение, предоставление, доступ);
  • обезличивание;
  • блокирование;
  • удаление;
  • уничтожение.

2. ПРИНЦИПЫ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

2.1. При обработке персональных данных Оператор руководствуется следующими принципами:

  • законности и справедливости;
  • конфиденциальности;
  • своевременности и достоверности получения согласия субъекта персональных данных на обработку персональных данных;
  • обработки только персональных данных, которые отвечают целям их обработки;
  • соответствия содержания и объема обрабатываемых персональных данных заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки;
  • недопустимости объединения баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой;
  • хранения персональных данных в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных;
  • уничтожения либо обезличивания персональных данных по достижению целей, их обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей.

2.2. Обработка персональных данных Оператором осуществляется с соблюдением принципов и правил, предусмотренных:

  • Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных»;
  • Настоящей Политикой конфиденциальности;
  • Всеобщей Декларацией прав человека 1948 года;
  • Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года;
  • Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года;
  • Положениями Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (Минск, 1995 год), ратифицированной РФ 11.08.1998 года;
  • Положениями Окинавской Хартии глобального информационного общества, принятой 22.07.2000 года;
  • Постановлением Правительства РФ от 01.11.2012 года № 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»;
  • Приказом ФСТЭК России от 18.02.2013 года № 21 «Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»;
  • Иными нормативными и ненормативными правовыми актами, регулирующими вопросы обработки персональных данных.

3. ПОЛУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ.

3.1. Персональные данные субъектов персональных данных получаются Оператором:

  • путем предоставления субъектом персональных данных при регистрации на Сайте, при подаче заявок, заявлений, анкет, бланков, заполнении регистрационных форм на сайте Оператора или направления по электронной почте, сообщения по телефону службы поддержки Оператора;
  • иными способами, не противоречащими законодательству РФ и требованиям международного законодательства о защите персональных данных.

3.2. Оператор получает и начинает обработку персональных данных Субъекта с момента получения его согласия.

3.3. Согласие на обработку персональных данных дается субъектом персональных данных с момента начала использования сайта, в том числе, путем проставления отметок в графах «Я согласен на обработку персональных данных, с условиями и содержанием политики конфиденциальности», посредством совершения субъектом персональных данных конклюдентных действий.

3.4. Субъект персональных данных может в любой момент отозвать свое согласие на обработку персональных данных. Для отзыва согласия на обработку персональных данных, необходимо подать соответствующее заявление Оператору по доступным средствам связи. При этом Оператор должен прекратить их обработку или обеспечить прекращение такой обработки и в случае, если сохранение персональных данных более не требуется для целей их обработки, уничтожить персональные данные или обеспечить их уничтожение в срок, не превышающий 30 (Тридцати) дней с даты поступления указанного отзыва.

3.5. В случае отзыва Субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных, Оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия Субъекта персональных данных только при наличии оснований, указанных в Законе о персональных данных.

3.6. Субъект персональных данных вправе выбрать, какие именно персональные данные будут им предоставлены. Однако, в случае неполного предоставления необходимых данных Оператор не гарантирует возможность субъекта использовать все сервисы и продукты Сайта, пользоваться всеми услугами Сайта.

3.7. Субъект персональных данных в любой момент может просматривать, обновлять или удалять любые персональные данные, которые включены в его профиль. Для этого он может отредактировать свой профиль в режиме онлайн в личном кабинете или отправить электронное письмо по адресу info@dvitex.ru.

4. ПОРЯДОК ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

4.1. Оператор принимает технические и организационно-правовые меры в целях обеспечения защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий.

4.2. При обработке персональных данных Оператор применяет правовые, организационные и технические меры по обеспечению безопасности персональных данных в соответствии со ст. 19 Федерального закона «О персональных данных», Постановлением Правительства РФ от 01.11.2012 №1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных», Методикой определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, утвержденной ФСТЭК РФ 14.02.2008 г., Методическими рекомендациями по обеспечению с помощью криптосредств безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных с использованием средств автоматизации, утвержденных ФСБ РФ 21.02.2008 г. № 149/54-144.

4.3. Для авторизации доступа к Сайту используется Логин и Пароль. Ответственность за сохранность данной информации несет субъект персональных данных. Субъект персональных данных не вправе передавать собственный Логин и Пароль третьим лицам, а также обязан предпринимать меры по обеспечению их конфиденциальности.

4.4. При передаче персональных данных Оператор соблюдает следующие требования:

  • не сообщает персональные данные субъекта персональных данных третьей стороне без выраженного согласия, за исключением случаев, когда это необходимо в целях обработки персональных данных, предупреждения угрозы жизни и здоровью субъекта персональных данных, а также в случаях, установленных законодательством;
  • не сообщает персональные данные в коммерческих целях без выраженного согласия субъекта персональных данных;
  • информирует лиц, получающих персональные данные, о том, что эти данные могут быть использованы лишь в целях, для которых они сообщены, и требует от этих лиц принятия надлежащих мер по защите персональных данных. Лица, получающие персональные данные Пользователя, обязаны соблюдать режим конфиденциальности;
  • разрешает доступ к персональным данным только уполномоченным лицам, при этом указанные лица должны иметь право получать только те персональные данные, которые необходимы для выполнения конкретных функций.

4.5. Оператор вправе раскрыть любую собранную о Пользователе данного Сайта информацию, если раскрытие необходимо в связи с расследованием или жалобой в отношении неправомерного использования Сайта, либо для установления (идентификации) Пользователя, который может нарушать или вмешиваться в права Администрации сайта или в права других Пользователей Сайта, а также для выполнения положений действующего законодательства или судебных решений, обеспечения выполнения условий настоящего Соглашения, защиты прав или безопасности иных Пользователей и любых третьих лиц.

4.6. Третьи лица самостоятельно определяют перечень иных лиц (своих сотрудников), имеющих непосредственный доступ к таким персональным данным и (или) осуществляющих их обработку. Перечень указанных лиц, а также порядок доступа и(или) обработки ими персональных данных утверждается внутренними документами Третьего лица.

4.7. Оператор не продаёт и не предоставляет персональные данные третьим лицам для маркетинговых целей, не предусмотренных данной Политикой конфиденциальности, без прямого согласия субъектов персональных данных. Оператор может объединять обезличенные данные с иной информацией, полученной от третьих лиц, и использовать их для совершенствования и персонификации услуг, информационного наполнения и рекламы.

4.8. Обработка персональных данных производится на территории Российской Федерации, трансграничная передача персональных данных не осуществляется. Оператор оставляет за собой право выбирать любые каналы передачи информации о персональных данных, а также содержания передаваемой информации.

4.9. Личная информация, собранная онлайн, хранится у Оператора и/или поставщиков услуг в базах данных, защищенных посредством физических и электронных средств контроля, технологий системы ограничения доступа и других приемлемых мер обеспечения безопасности.

4.10. Субъект персональных данных осознаёт, подтверждает и соглашается с тем, что техническая обработка и передача информации на Сайте Оператора может включать в себя передачу данных по различным сетям, в том числе по незашифрованным каналам связи сети Интернет, которая никогда не является полностью конфиденциальной и безопасной.

4.11. Субъект персональных данных также понимает, что любое сообщения и/или информация, отправленные посредством Сервера Оператора, могут быть несанкционированно прочитаны и/или перехвачены третьими лицами.

5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

5.1. В случае возникновения любых споров или разногласий, связанных с исполнением настоящих Правил, Субъект персональных данных и Оператор приложат все усилия для их разрешения путем проведения переговоров между ними. В случае, если споры не будут разрешены путем переговоров, споры подлежат разрешению в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

5.2. Настоящие Политика конфиденциальности вступают в силу для Субъекта персональных данных с момента начала использования Сайта Оператора и действует в течение неопределенного срока.

5.3. Настоящие Политика конфиденциальности могут быть изменены и/или дополнены Оператором в любое время в течение срока действия Правил по своему усмотрению без необходимости получения на то согласия Субъекта персональных данных. Все изменения и/или дополнения размещаются Оператором в соответствующем разделе Сайта и вступают в силу в день такого размещения. Субъект персональных данных обязуется своевременно и самостоятельно знакомиться со всеми изменениями и/или дополнениями. При несогласии Субъекта персональных данных с внесенными изменениями он обязан отказаться от доступа к Сайту, прекратить использование материалов и сервисов Сайта.

В советское время было такое понятие «загостированность» — торжество ГОСТов. Пока новинка проходила все этапы разработки нормативной документации, она переставала быть новинкой. Сегодня мы наблюдаем противоположный перегиб: массовое игнорирование стандартов во всех сферах. В том числе — в строительстве и ремонте жилья. Некоторые нормативы действительно устарели (и их пора бы переработать, да некому). Но многие совершенно зря перестали соблюдать. Нарушение подобных норм и правил и приводит к тому, что жить в квартире некомфортно.

Какими бывают стандарты
Основных видов четыре — ГОСТ, СНиП, СП и СанПин.


ГОСТ
государственный стандарт, «основа основ». В первую очередь регламентирует технические параметры материалов и конструкций: прочность бетона, стандартные размеры вентиляционных каналов и т.п. ГОСТы могут задавать и самые общие принципы строительства: например, требования по микроклимату в помещениях.

СНиП

строительные правила и нормы. Регламентируют большинство параметров строительства: от генерального планирования города до обустройства вентиляции в домах. Для нас важнее всего СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные».

СП — свод правил. По сути представляет собой компиляцию норм из целого ряда СНиПов с учетом конкретных задач. Например, важный СП 31-107-2004 регламентирует архитектурно-планировочные решения многоквартирных жилых зданий. В нем сведены стандарты из 11-ти СНиПов, двух СП, двух СанПиНов, одного ГОСТа и некоторых других документов. Своды правил интересны тем, что обобщают нормативные требования по конкретному вопросу и сразу могут дать ответ на вопрос: «как это делать правильно?».

СанПиН санитарные правила и нормы. Регламентируют требования по защите от биологических и бактериологических угроз и обеспечению гигиены и здоровой жизнедеятельности. Важный документ СанПиН 2.1.2.1002-00, устанавливающий основные санитарные требования к жилым зданиям.

Существуют и другие виды документов, вроде НРБ (нормы радиационной безопасности) и НПБ (нормы противопожарной безопасности), но в большинстве случаев отсылки к ним имеются в СНиПах.


Кто разрабатывает нормы
Нормативная документация разрабатывается достаточно долго — около года. Над «черновиками» стандарта работают научно-исследовательские институты, коллективы из докторов и кандидатов технических наук. Черновую работу для них выполняют «армии» научных сотрудников. В процессе также участвуют государственные органы и ведомства, подразделения Госстроя России. Проводятся различные лабораторные исследования, инженерные расчеты и изыскания.

Сегодня разработка норм подобным «научно-кабинетным» способом активно критикуется. Государство пытается идти навстречу общественности и привлекать к работе практиков — представителей крупных компаний отрасли. С одной стороны, это хорошо: нормы становятся более приближенными к реальности. С другой — это риск лоббирования: представители компаний будут вносить в нормы положения, которые им выгодны (например, больше всего соответствуют их технологическому процессу).

На чем основаны нормы времен СССР
Так как около 30% нормативной базы РФ датировано годами, предшествовавшими распаду СССР, мотивацию принятия стандартов можно разделить на два периода. Советские нормы устанавливались из таких соображений:

  • Общественная целесообразность. В большинстве случаев нормы рассчитывались, исходя из минимально допустимого объема благ на одного жильца. Всё это делалось для экономии ресурсов, ведь чем меньше пространства потребляет каждый житель, тем ниже совокупная потребность в ресурсах.
  • Исключение основных рисков. Преждевременного разрушения зданий, пожаров, взрывов и т.п.
  • Безопасность для здоровья. Наконец, стандарты разработаны таким образом, чтобы люди могли получать приемлемые параметры для проживания, безопасные с санитарной точки зрения и достаточные для регенерации сил.

На фото: цель современных планировок — улучшить качество жизни владельцев квартиры

Как разрабатывают современные нормы
Примерно в 2000 году начался процесс модернизации норм, и документы, датированные 70-ми годами, стали постепенно заменяться на нормы 20012003 годов. Их мотивация несколько изменилась:

  • Появились новые материалы и технологии строительства — новые подходы, которые требовали регламентации.
  • Выросло качество жизни, а аскетичные и минималистичные стандарты были пересмотрены в сторону увеличения. Впервые разработчики норм задумались о таком понятии, как «комфорт». В частности, появились стандарты, регламентирующие допустимый шум (СНиП 23-03-2003) и даже кондиционирование (СНиП 41-01-2003).
  • Энергосбережение. В СССР о нем мало кто задумывался, и тепловой снимок Москвы со спутника походил на тетрадь в клеточку (так как почву прогревали сети отопления). В современной же России практически во всех стандартах думают про технологии сохранения энергии.

А их (нормативы) иногда «осовременивают»?
И да и нет, к сожалению. Некоторые новые нормы разрабатываются достаточно халатно, и положения перекочёвывают из морально устаревших советских документов в новые без должной переработки и осовременивания. По сути мы живем в эпоху третьего этапа российской нормативки: окончательный отход от советского наследия произошел. Необходимо внедрять новые современные стандарты (регламентировать и пластиковые окна, и стеклянные фасады, высотные здания и прочие атрибуты современных городов). Пока в НИИ разрабатывают новые нормы, старые довольно активно нарушают. Какова мотивация?

Почему нормы нарушают

1. Чтобы выгоднее продать

Если раньше строили «для госприёмки», чтобы сдать объект без особых проблем, то в современной России жилье должно продаваться. А значит, нужно снижать издержки и себестоимость. Коммерческая привлекательность часто идет вразрез с действующими СНиПами и ГОСТами по строительству. Одна крайность — вольности в планировке, другая — снижение цены для покупателя за счет ухудшения качества жилья (об этом мы еще поговорим).

2. Чтобы снизить расходы. Далеко не всегда застройщик экономит ради того, чтобы предложить покупателю более выгодные цены. Зачастую нарушения допускаются даже в элитной недвижимости бизнес-класса. Притчей во языцех стали «черновые» пластиковые окна, которые потеют, промерзают, создают в помещении нездоровый микроклимат.

3. Потому что отсутствует контроль.
Зачем соблюдать, если никто этого не проверит? В современных условиях единственный контроль, который проходит здание при сдаче в эксплуатацию
это соблюдение ТУ на подключение к инженерным сетям (газ, электроэнергия, вода, канализация). Остальные же параметры остаются на совести застройщика.

4. Нормы устарели или отсутствуют. Это единственный случай, когда, игнорируя нормы, застройщик прав. Несмотря на постепенное осовременивайте регламентов, многие нормы строительства относятся к 70-м или 80-м годам. Поэтому их игнорирование — это всего лишь способ развития строительной отрасли в условиях отставания стандартов от прогресса.

Нарушения, влияющие на качество жизни в доме
Если вы только планируете покупку жилья, особенно в новостройке, обратите внимание на соблюдение застройщиком существующих норм строительства многоквартирного дома. Любое нарушение из перечисленных ниже может стать поводом отказаться от покупки квартиры.

1. Генеральное планирование и плотность застройки
Попробуйте открыть в Яндекс.Картах любой спальный район Москвы, застроенный в эпоху «загостированности» и новый жилой комплекс в том же масштабе. Вы увидите, что старые дома размещены на большем расстоянии друг от друга, а также имеют «причудливые» наклоны (они соответствуют направлению меридианов). Цена земли велика, и стоит ли удивляться: новые здания стоят гораздо ближе друг к другу — оставлять «промежутки» в застройке непрактично. Это — нарушения норм строительства по расстоянию между домами.

Последствия:

  • первые этажи многоэтажек оказываются в «вечной тени», не получая достаточно света и солнечной энергии; зачастую спальни оказываются ориентированными на север — холодные, темные, с «депрессивным» настроением;
  • придомовая территория явно недостаточна для всех проживающих в ЖК: как для рекреации, так и для парковки;
  • в окнах легко наблюдать личную жизнь соседей.


Как понять:
В идеале вокруг каждого дома должна быть «защитная зона» размером с половину его высоты по длинной стороне и треть его высоты по торцам. Чем выше дом, тем критичнее выполнение этого правила.

2. Нарушения конструкции вентиляционных каналов
Слишком малое сечение канала или объединение нескольких квартир на один канал могут привести к тому, что жильцы квартир сверху будут «наслаждаться» запахами из вытяжки соседей снизу, а также слушать их разговоры почти как по радио. К этому же может привести и другое распространенное нарушение низкие вытяжки вентканалов без необходимых защитных конструкций от дождя и ветра на крыше (даже менее 500 мм, предусмотренных СНиП 41-01-2003).

Как понять: Проверьте наличие тяги в канале спичкой или листом бумаги (он должен прилипнуть к отверстию вытяжки). Обратите внимание на расположение коренников на крыше, есть ли на них защитные конструкции. Главная проблема
при покупке жилья на этапе инвестирования, когда объект еще не построен. В этом случае единственное, что можно сделать потребовать проектную документацию и провести ее исследование.

3. Отказ от технического этажа
Повышает риск повреждения коммуникаций, а здание без него обречено на целый ряд проблем (нарушение работы вентиляции, плохой микроклимат, нарушения работы инженерных сетей, подтопления и др.).

Как понять: Посмотрите, есть ли технический этаж (со слуховыми окошками) под крышей. Особенно это касается жителей верхних этажей. Отсутствие техэтажа приведет к тому, что летом в квартирах будет слишком жарко, а зимой

слишком холодно. К тому же в дождливую погоду может протечь крыша.

4. Слишком узкие лестничные клетки и марши
К сожалению, от пожаров никто не застрахован. Глупо погибнуть только потому, что кто-то нарушил СНиП 21-01-97 и СНиП 2.08.02-89, а также ППБ 01-03. Проверьте, насколько новый дом соответствует тому, что в них написано.

Как понять: Противопожарные нормы при строительстве задают ширину лестничного марша — 1,2 м. При количестве жильцов до 200 человек она может быть уменьшена до 0,9 м. Ширина лестничной площадки должна быть не менее ширины лестничного марша.

5. Отсутствие достаточного количества лифтов
Нередко застройщик экономит и ставит 1 лифт, причем без резервной линии питания для него. В результате лифтов не хватает, чтобы обслужить всех жильцов, а при отключении света пассажиры застрянут, пока свет не включат (или пока не появится лифтер, который поможет выбраться).

Как понять: На дом высотой до 10 этажей включительно лифтов должно быть 2 (грузовой и пассажирский), на высотные — не менее четырех (по 2 грузовых и пассажирских). Также лифты должны быть запитаны от нескольких независимых линий электропитания.

6. Отсутствие звукоизоляции
Требования СНиП 23-03-2003 по защите от шума как извне, так и между квартирами массово игнорируются: многие застройщики даже делают между отдельными квартирами тонкие стены (толщиной с перегородку), а также экономят на толщине и теплоизоляции наружных стен.

Как понять: Узнать толщину перекрытий в здании можно у проектировщиков дома. Для достаточной звукоизоляции помещений требуются железобетонные перекрытия толщиной от 160 мм. Для межквартирных перегородок достаточной считается толщина 100150 мм, а подходящими материалами — кирпич, пенобетон, керамзитобетон. Если вы принимаете квартиру в новостройке без отделки, поковыряйте штукатурку и посмотрите швы: в ограждающих конструкциях здания не должно быть сквозных щелей и трещин.

7. Нарушения безопасности эксплуатации инженерных сетей
Всё начинается с неправильного электропитания: от одного источника (хотя требуется подключать дом как минимум к одному основному и одному резервному вводу). Далее страдают водоснабжение и канализация (при отключении света люди остаются без воды, а подвал может затопить).

Как понять: Проверить факт наличия резервного ввода электропитания можно, обратившись в энергетическую компанию, к которой подключен объект.

8. Планировка без учета актуальных норм
Дело в том, что СП 31-107-2004 достаточно строго регламентирует принципы планирования отдельных квартир: формы перегородок и стен, размещение помещений на плане этажа и т.п. Все эти требования современные архитекторы игнорируют, предлагая всевозможные решения. В частности, крайне популярным являются форматы «студия», когда в квартире может не быть вообще ни единой перегородки. По стандартам такое жилое помещение не допустимо.

Как понять: Если квартира-студия оборудована газовой плитой, отсутствие перегородок — решение априори недопустимое. Подобное нарушение норм кажется безобидным до первой утечки газа. Варианты планировки, как на фото, допустимы только в кухне с электроплитой.

9. Нарушение норм инсоляции и проветривания
Освещенность — один из ключевых факторов обеспечения комфорта в жилье. И рассчитывать его нужно с учетом множества факторов: положения на генплане, движения солнца по небосводу в разное время года, площади окон и ее отношению к общей площади помещения. К сожалению, во многих зданиях освещение происходит по принципу «как получится». Комната — с окнами, а уж сколько и когда в нее светит солнышко — дело десятое. Например, многие помещения с окнами на север могут получать прямых солнечных лучей в общей сложности 20 минут в сутки. Также часто забывают о том, что предпочтительной является форма квартиры со сквозным проветриванием, то есть с окнами по обе стороны здания.

Как понять: Обязательно выясните, где находится линия «север-юг» и как она соотносится с генпланом здания, какие помещения и куда выходят окнами. На север рекомендуется «смотреть» кухне, кабинету. На юг — спальне, гостиной. Также убедитесь, что имеется сквозное проветривание (одни окна на одной стороне здания, другие — на другой). В современных условиях даже однокомнатные квартиры зачастую размещаются в зданиях по сквозной схеме.

10. Нарушения в санузлах
Многие застройщики считают слишком жесткими требования, не позволяющие размещать санузлы над жилыми помещениями. Но на практике даже в нынешних условиях массово нарушаются требования по размещению стояков, габаритам санузлов, их размещению на плане квартиры и т.п.

Как понять: Посмотрите поэтажный планировочный план дома. Если санузлы на разных этажах стояка разного размера или находятся в разных местах — возможны затопления помещений в квартирах ниже.

11. Неправильное использование балконов и лоджий
Мало кто об этом помнит, но по изначальной задумке архитекторов эти конструкции должны быть незастекленными, и служить своего рода «открытой площадкой». В России из-за климатических особенностей люди стали лоджии остеклять. А потом на поводу пошли и сами застройщики, предлагая остекленные лоджии и даже лоджии, совмещенные с комнатой. В результате в жилую площадь квартиры стали включать более холодное помещение, нарушающее микроклимат дома.

Как понять: Запросите у проектировщиков расчет теплового контура дома, чтобы убедиться в том, что комнаты со «встроенной» лоджией обогреваются достаточно (не хуже остальных помещений). Ведь Необходимость обогрева дополнительных площадей — ваши траты. А еще это может привести к промерзанию наружных стен и образования излишнего конденсата и плесени.

12 Нарушения при ремонте
Создать невыносимые условия для жизни могут не только строители, но и нанятые вами мастера. Чтобы после ремонтных работ не получить неприятных сюрпризов, нужно:

  • Взвесить все за и против, если вы планируете сносить перегородки.
  • Отказаться от любых затей, связанных со вмешательством в конструкцию вентиляционных каналов. Если необходимо, вы можете самостоятельно усовершенствовать вентиляцию, установив приборы для принудительной вытяжки.
  • Соблюдать правила электротехнической безопасности при монтаже проводки и требования санитарных норм при монтаже водопровода и канализации.

Правила существуют, чтобы их нарушать
Далеко не все нормы и правила строительства актуальны и требуют неукоснительного соблюдения. Яркий пример — мусоропровод. Существующие санитарные нормы требуют его наличия, но их соблюдение на практике приводит к созданию антисанитарных условий на лестничных площадках и в доме в целом. Поэтому застройщики нарушают правила, не строят мусоропроводы, и правильно делают, я считаю.

Другой пример — нормы по площади помещений. К примеру, минимальный размер кухни-ниши составляет 5 кв.м, спальни — 8 кв.м, а общая минимальная площадь однокомнатной квартиры — 28 кв.м. Подобные габариты недостаточны для комфортного проживания и подойдут разве что для суперэконом жилья (или, как его сейчас стало модно называть, смарт-жилья), которое годится для одиноких трудоголиков.

Однако в большинстве случаев нормы придуманы неслучайно. Даже устаревшие, они позволяют сохранять здоровье и жизнь людей. Потому, выбирая жилье и планируя ремонт, задумайтесь о том, что многие стандарты написаны не ради их формального соблюдения, а ради вашей безопасности. Не покупайте жилье бездумно, ищите тот вариант, в котором нет хотя бы вопиющих нарушений.

ВАША ОЧЕРЕДЬ…
С какими нарушениями в строительстве многоквартирных домов вам приходилось сталкиваться? Как это повлияло на ваши планы по приобретению или ремонту жилья?



Источник фото: https://www.pexels.com/

Поскольку ответственность за содержание общего имущества МКД несет управляющая организация, все недостатки в строительстве, допущенные застройщиком, становятся головной болью управляющей организации. 

При промерзании наружных стен, нерабочей пожарной сигнализации, отсутствии пожарных гидрантов, пролитии квартир из-за некачественной кровли собственники заваливают жалобами управляющую организацию, обращаются в органы жилищного надзора,  МЧС.

В лучшем случае управляющей организации прилетает предписание с требованием устранить недостатки; в худшем — штраф за нарушение лицензионных требований.

К правоотношениям между застройщиком и собственниками многоквартирного дома применяются положения Гражданского кодекса РФ о строительном подряде.

При этом, согласно сложившейся  судебной практике, управляющая организация выступает третьим лицом по искам собственников либо органов местного самоуправления  к застройщикам об устранении недостатков. По поручению и от имени собственников управляющая организация направляет застройщику претензии и в дальнейшем  по доверенности может  представлять интересы собственников в суде.

При этом ТСЖ,  согласно ч. 8 ст. 138 ЖК, вправе представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, связанные с управлением общим имуществом данного дома, в том числе с третьими лицами.

Следовательно,  если в МКД организовано ТСЖ, и в таком доме имеются недостатки, связанные с ненадлежащим исполнением застройщиком своих обязательств, то товарищество вправе обратиться к такому нерадивому застройщику с соответствующими претензиями.

Интересы собственников защищают законы, регулирующие отношения между застройщиками и покупателями новостроек. В частности, это закон «О защите прав потребителей», положения ГК РФ, предусматривающие процедуру приемки квартиры, а также федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», касающийся вопросов долевого строительства.

Застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект долевого строительства, качество которого соответствует условиям договора, требованиям технических регламентов, проектной документации и градостроительных регламентов, а также иным обязательным требованиям.

В случае если объект построен с отступлениями от обязательных требований, или с иными недостатками, делающими его непригодным для предусмотренного договором использования, участник долевого строительства вправе потребовать от застройщика безвозмездного устранения недостатков в разумный срок. 

В соответствии с ч.2 ст.755 ГК РФ, подрядчик несет ответственность за недостатки (дефекты), обнаруженные в пределах гарантийного срока, если не докажет, что они произошли вследствие нормального износа объекта или его частей, неправильной его эксплуатации или неправильности инструкций по его эксплуатации, разработанных самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами, ненадлежащего ремонта объекта, произведенного самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами.

Согласно с ч.5 ст.7   Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», гарантийный срок для объекта долевого строительства, за исключением технологического и инженерного оборудования, входящего в состав такого объекта долевого строительства, устанавливается договором и не может составлять менее чем пять лет. Указанный гарантийный срок исчисляется со дня передачи объекта долевого строительства, за исключением технологического и инженерного оборудования, входящего в состав такого объекта долевого строительства, участнику долевого строительства, если иное не предусмотрено договором.

В случае, если объект долевого строительства построен застройщиком с отступлениями от условий договора и (или) обязательных требований, приведшими к ухудшению качества такого объекта, или с иными недостатками, которые делают его непригодным для предусмотренного договором использования, участник долевого строительства, если иное не установлено договором, по своему выбору вправе потребовать от застройщика:

  • безвозмездного устранения недостатков в разумный срок;

  • соразмерного уменьшения цены договора;

  • возмещения своих расходов на устранение недостатков.

Правом на предъявление к подрядчику претензий, связанных с некачественно выполненными работами по договору, а также их выбор из представленного ранее перечня обладает исключительно заказчик.

Судебная практика исходит из того, что любое нарушение требований СНиП, СП, ГОСТов, допущенных при строительстве, делает результат работ некачественным.

В соответствии с п.32, «Обзора практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости» утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.12.2013, в течение срока исковой давности для требований участника долевого строительства, предъявляемых к застройщику в связи с ненадлежащим качеством объекта долевого строительства, выявленным в течение гарантийного срока, начинается со дня заявления о недостатках.

«Разумные сроки», о которых говорится в законе, — понятие довольно растяжимое, поэтому дату исправления дефектов лучше уточнить сразу же, в момент обнаружения, и закрепить документально (подписать с Застройщиком соглашение о добровольном устранении недостатков).

Следует обратить внимание, что в пределах гарантийного срока действует презумпция вины подрядчика за недостатки выполненных работ.  Если в результате некачественно выполненных Застройщиком работ будет причинен вред имуществу собственников,  компенсировать вред обязан застройщик. Так в  Апелляционном  определении Омского областного суда от 28.05.2014 г. по делу № 33-3214/2014, суд указал, что поскольку вред был причинен по причине некачественно выполненной системы отопления, которая находится на гарантии застройщика, то и возмещать его обязан застройщик.

 Иски об устранении недостатков застройщиком  являются выигрышными, главное –  не терять время, пока застройщик не успел обанкротиться  или ликвидироваться.

Постановлением  Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11.10.2016 № Ф01-4206/2016 по делу № А28-2617/2015  суд удовлетворил требования ТСЖ  в части обязания застройщика заменить кровельное покрытие с последующим восстановлением ограждений, желобов и ходовых трапов, поскольку факт выполнения строительных работ с недостатками подтвержден.

Постановлением  Арбитражного суда Московского округа от 05.10.2017 № Ф05-14350/2017 по делу № А41-88581/2016 суд, удовлетворил требования ТСЖ, поскольку подтвержден факт ненадлежащего исполнения ответчиком функции застройщика по инвестиционному контракту, в результате чего истцу причинены заявленные убытки. В обоснование иска Истец ссылался на то, что в результате некачественно выполненных ответчиком на основании инвестиционного контракта строительных работ по устройству кровельного покрытия спорного жилого дома происходили регулярные протечки воды в квартиры жильцов.

Примечательно, что при обращении в суд к застройщику от имени собственников (по доверенности),  кроме требования об устранении недостатков, можно так же взыскать неустойку.

Согласно п.36, «Обзора практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости» утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.12.2013,при рассмотрении дел по требованиям о безвозмездном устранении в разумный срок выявленных в течение гарантийного срока недостатков в объекте долевого строительства, о возмещении расходов по их устранению, предъявленным гражданами — участниками долевого строительства, заключившими договор исключительно для личных, семейных и иных домашних нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, размер взыскиваемой неустойки за нарушение соответствующих сроков определяется в соответствии со статьей 28 (пункт 5) Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

В силу ст. 22 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.

 Обсудить статью и задать вопросы можно здесь

К сожалению, недостатки в результатах строительных работ в сегодняшней российской действительности – дело вполне обычное. И новоселы прилагают немало усилий для их устранения. Понятно, что участвовавшие в строительстве стороны (застройщик, генеральный подрядчик, субподрядчики) пытаются переложить друг на друга ответственность. Застройщик отсылает жильцов к подрядчику, аргументируя это тем, что именно он осуществлял строительные работы, поэтому ему и нести ответственность за их недостатки. Подрядчик, в свою очередь, отправляет недовольных обратно к застройщику, настолько же убедительно мотивируя свою позицию тем, что между ним (подрядчиком) и дольщиками никакого договора не заключено, а значит, по нормам гражданского права он не может нести ответственность перед конеч-ными потребителями (дольщиками). Кто (подрядчик или застройщик) должен нести ответственность за обнаруженные недостатки? Вправе ли товарищество собственников жилья (ТСЖ) предъявлять строителям претензии от имени жильцов дома? Ответы на эти и другие вопросы – в нашей статье.

Кто виноват?

При строительстве дома договорные отношения между всеми участвующими сторонами обычно складываются следующим образом: дольщики заключают договоры с организацией-застройщиком об участии в долевом строительстве многоквартирного дома, а застройщик нанимает строительные фирмы и заключает с ними договоры подряда. Причем в качестве подрядчика может выступать как одна, так и несколько организаций (их количество ограничено лишь необходимостью и здравым смыслом застройщика).

На правоотношения, возникающие между дольщиками и застройщиком многоквартирного дома, разрешение на строительство которого получено после 01.04.2005, распространяет свое действие Закон № 214-ФЗ . В частности, в нем содержатся основные правовые гарантии надлежащего строительства дома. Так, согласно ст. 7 этого закона застройщик обязан передать участнику объект долевого строительства, качество которого соответствует условиям договора, требованиям технических регламентов, проектной документации и градостроительных регламентов, а также иным обязательным требованиям.

В том случае, если дольщики обнаружат различного рода недоделки, возникшие из-за несоблюдения перечисленных выше требований по вине строителей и ухудшающие результат работ, закон предусматривает три варианта развития событий.

Во-первых, дольщики вправе потребовать безвозмездного устранения неполадок в разумный срок, который определяется объективными обстоятельствами. Например, если в августе обнаружены неполадки отопительной системы дома, разумным сроком считается время до наступления холодов.

Во-вторых, дольщики могут заключить договор подряда с другой организацией для ликвидации выявленных недостатков, а затем потребовать возмещения застройщиком расходов на устранение дефектов. При получении отказа от застройщика участники вправе обратиться в суд.

Также возможен и третий вариант развития событий, когда по обоюдному согласию соразмерно уменьшается цена договора участия в долевом строительстве. Такой способ обычно применяется, если оплошности очевидны, застройщик признает свою вину, но по каким-либо причинам не хочет или не может самостоятельно устранить неполадки. В этом случае ему проще «раскошелиться» на соответствующую сумму, нежели предпринимать конкретные меры. Кроме того, существуют некоторые тонкости, касающиеся времени обнаружения недостатков в здании. Дольщики могут обратиться к застройщику с соответствующими требованиями как во время приема-передачи готового объекта долевого строительства, так и после. Другими словами, тот факт, что качество дома на момент ввода его в эксплуатацию было признано надлежащим, не должен влиять на возможность дольщиков в течение гарантийного срока обратиться к застройщику с претензиями по недостаткам, обнаруженным во время эксплуатации здания.

 
Гарантийный срок для объекта долевого строительства (за исключением технологического и инженерного оборудования), устанавливаемый договором, не может быть менее пяти лет. Он исчисляется со дня передачи объекта долевого строительства участнику, если иное не предусмотрено договором. Гарантийный срок на технологическое и инженерное оборудование, входящее в состав передаваемого дольщикам объекта долевого строительства, определяется договором и не может составлять менее трех лет. Течение этого срока начинается со дня подписания первого передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства.

Отношения между застройщиком и подрядчиком регулируются нормами гражданского права, которые устанавливают правила, похожие на рассмотренные выше. Так, в соответствии со ст. 754 ГК РФ подрядчик несет ответственность перед заказчиком за допущенные отступления от требований, предусмотренных в технической документации и обязательных для сторон строительных нормах и правилах, а также за недостижение указанных в технической документации показателей объекта строительства. Отметим, что подрядчик ответственен за недостатки (дефекты), обнаруженные в пределах гарантийного срока, если не докажет, что они произошли вследствие нормального износа объекта (его частей), неправильной его эксплуатации, неверности инструкций по его эксплуатации, разработанных самим заказчиком (привлеченными им третьими лицами), или ненадлежащего ремонта объекта, произведенного самим заказчиком (привлеченными им третьими лицами) (п. 2 ст. 755 ГК РФ). При этом гарантийный срок, в течение которого заказчик вправе предъявить требования, связанные с ненадлежащим качеством результата работы, в соответствии со ст. 756, 724 ГК РФ обычно не превышает пяти лет с момента передачи результата работы заказчику при условии, что он вовремя заявил подрядчику об обнаруженных в течение гарантийного срока недостатках.

В пункте 1 ст. 723 ГК РФ названы требования, которые заказчик вправе предъявить подрядчику, если работа выполнена им с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его непригодным для предусмотренного в договоре использования либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования. К таким требованиям, как и в предыдущей ситуации, относят:
— безвозмездное устранение недостатков в разумный срок;
— возмещение расходов заказчика на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре подряда;
— соразмерное уменьшение установленной в договоре цены за работу.

Учитывая все вышесказанное, можно подвести итог тому, кто перед кем ответственен. В случае когда в течение гарантийного срока обнаружены недоделки в новом доме, несмотря на то что они возникли по вине подрядчика, жильцы должны предъявлять претензии к застройщику, так как именно с ним они ранее заключали договор участия в долевом строительстве. Попытки жильцов выдвинуть требования о проведении ремонта к подрядчику (в том числе в судебном порядке) не увенчаются успехом, поскольку подрядчик отвечает только перед застройщиком. Данные выводы подтверждены судебной практикой: постановления ФАС УО от 14.04.2010 № Ф09-2482/10-С2, ФАС СЗО от 29.04.2010 № А56-38441/2009, ФАС ВВО от 20.11.2009 № А17-2586/2008, ФАС ЗСО от 07.09.2010 № А03-6458/2009 и др. Заметим, что подобное положение дел еще не значит, что подрядчик в указанной ситуации выйдет сухим из воды. Ведь никто не мешает застройщику в порядке регресса взыскать с подрядчика все убытки, возникшие по его вине.

Кто вправе помогать дольщикам?

Недостатки строительства обычно носят глобальный характер и зачастую затрагивают элементы общего имущества. Например, в ситуации, описанной в Постановлении ФАС ВВО от 01.07.2010 № А79-4242/2007, строителями были допущены ошибки при монтировании крыши и кровли дома, что привело к затапливанию помещений дождевыми водами. Согласитесь, подобные промахи сказываются на спокойствии всех жильцов, поэтому и защищать свои права они стремятся совместными усилиями: с помощью управляющих компаний (УК) или товариществ собственников жилья (ТСЖ).

Жилищным законодательством на УК, в отличие от ТСЖ (п. 8 ст. 138 ЖК РФ), не возлагается прямая обязанность представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами (Постановление ФАС ЦО от 26.11.2009 № Ф10-4992/09). Поэтому, если ТСЖ заключило договор управления с управляющей организацией, это не означает, что УК может от своего имени обращаться в суд за защитой интересов собственников квартир. Следовательно, требования УК об устранении недостатков строительства многоквартирного жилого дома застройщику вполне можно игнорировать (Постановление ФАС ПО от 16.07.2009 № А12-17176/2008). Право предъявлять иск об устранении недостатков строительства многоквартирного жилого дома может возникнуть у УК лишь в том случае, если в договоре об управлении многоквартирным домом оно непосредственно будет прописано (Постановление ФАС УО от 18.06.2009 № Ф09-3158/09-С4). В противном случае суд просто признает УК ненадлежащим истцом.

Прежде чем соглашаться с требованиями управляющей компании, застройщику необходимо убедиться в том, что она наделена соответствующими полномочиями.

Более широкое распространение получило отстаивание жильцами своих прав с помощью ТСЖ. Этот вариант основан на положениях ст. 291 ГК РФ и ст. 135, 138 ЖК РФ, которые предоставляют собственникам квартир право образовать ТСЖ для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома и защиты своих прав, в том числе и в отношениях с третьими лицами (в нашем случае – с застройщиком). В этом случае застройщику не удастся сослаться на то, что ТСЖ не может представлять интересы жильцов в связи с отсутствием договора между товариществом и застройщиком. Такой ход рассуждений судом обычно не принимается, ведь дольщики, ставшие полноправными собственниками жилых помещений и образовавшие ТСЖ, тем самым передали последнему право выступать их представителем в отношениях с третьими лицами. Поэтому ТСЖ может быть истцом в спорах с застройщиками (Постановление ФАС ДВО от 15.12.2009 № Ф03-5888/2009 и др.) о недостатках, выявленных в отношении общего имущества жильцов (постановления ФАС ЗСО от 07.09.2010 № А03-6458/2009, ФАС УО от 14.04.2010 № Ф09-2482/10-С2 и т. д.).

Что делать?

В разумный срок после обнаружения неисправностей строительства истец (дольщики-жильцы или их представитель в лице ТСЖ или УК) должен сообщить застройщику о выявленных недостатках. В дальнейшем стороны, как правило, совместно производят осмотр и фиксируют в акте все неисправности.

Обратите внимание:
Данный акт должен быть составлен именно между истцом и застройщиком. В противном случае (если он подписан истцом и привлеченным для устранения недоделок подрядчиком, выполнившим предъявляемые к оплате работы) акт не будет иметь юридической силы. Не является доказательством и дефектная ведомость, оформленная подрядчиком в одностороннем порядке (Постановление ФАС ПО от 16.07.2009 № А12-17176/2008).

После оформления указанного акта застройщик должен решить, будет он устранять обнаруженные неисправности или нет. В первом случае составляется график соответствующих работ, а во втором истцу ничего иного не остается, как подать заявление в суд с требованием обязать застройщика выполнить ремонтные работы или взыскать с него средства, потраченные на ремонт, произведенный силами подрядчика. В судебном заседании истец должен доказать наличие неисправностей, возникших по вине застройщика (сюда входит и вина подрядчика – вспоминаем первый раздел данной статьи). В качестве таких дока-зательств могут выступать описанный нами выше акт осмотра, результаты проверок, проводимых различными контролирующими органами (например, пожарного, строительного надзора), а также заключения экспертов и оценщиков.

Иногда экспертиза помогает застройщикам доказать необоснованность размера суммы, требуемой истцом. Например, в ситуации, описанной в Постановлении ФАС ВВО от 01.07.2010 № А79-4242/2007, истец просил взыскать с застройщика более 10 млн руб., а в соответствии с экспертизой получил меньше 400 тыс. руб.

Таким образом, обнаружив недостатки в процессе приемки объекта долевого строительства или эксплуатации жилого дома, дольщики (жильцы) должны предъявлять требования об их устранении застройщику, который, в свою очередь, вправе привлечь к ответственности подрядчика. В отношении дефектов общего имущества жилого дома истцом может выступать ТСЖ, а в отдельных случаях – УК. Застройщику, принимающему решение о добровольном устранении недоделок или урегулировании спора в суде, следует взвесить свои шансы на успех. Дело в том, что если дело будет проиграно в суде, то придется не только «раскошелиться» на оплату ремонта, но и возместить истцу расходы на проведение экспертиз и судебные издержки (Постановление ФАС УО от 03.11.2009 № Ф09-8428/09-С4).

Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 214-ФЗ) застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект долевого строительства, качество которого соответствует условиям договора, требованиям технических регламентов, проектной документации и градостроительных регламентов, а также иным обязательным требованиям.

Статьей 4 Закона № 214-ФЗ определены требования к содержанию договора участия в долевом строительстве.

В частности, в этой статье указано, что договор должен содержать (п. 1 ч. 4 ст. 4 Закона № 214-ФЗ) определение подлежащего передаче конкретного объекта долевого строительства в соответствии с проектной документацией застройщиком после получения им разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в том числе план объекта долевого строительства, отображающий в графической форме (схема, чертеж) расположение по отношению друг к другу частей являющегося объектом долевого строительства жилого помещения (комнат, помещений вспомогательного использования, лоджий, веранд, балконов, террас) или частей являющегося объектом долевого строительства нежилого помещения, местоположение объекта долевого строительства на этаже строящихся (создаваемых) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, с указанием сведений в соответствии с проектной документацией о виде, назначении, об этажности, общей площади многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, о материале наружных стен и поэтажных перекрытий, классе энергоэффективности, сейсмостойкости (основные характеристики многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости), назначении объекта долевого строительства (жилое помещение, нежилое помещение), об этаже, на котором расположен такой объект долевого строительства, о его общей площади (для жилого помещения) или площади (для нежилого помещения), количестве и площади комнат, помещений вспомогательного использования, лоджий, веранд, балконов, террас в жилом помещении, наличии и площади частей нежилого помещения.

Иными словами, договор участия в долевом строительстве должен содержать ту информацию об объекте строительства, которая указана в проекте, причем она должна соответствовать на дату получения разрешения на ввод в эксплуатацию. Так как после получения разрешения на ввод в эксплуатацию информация, содержащаяся в договоре, не соответствует фактическим обстоятельствам, то в данном случае ответственность ложится на застройщика.

Если проектной документацией не предусмотрено устройство перегородки в вашей квартире, а по условиям договора она есть, то в таком случае необходимо, чтобы в акте приема-передачи застройщик прописал, что они ее установили, например, передаваемая квартира соответствует условиям договора участия в долевом строительстве, и перечислить конкретные условия, в том числе, что между кухней и коридором установлена перегородка.

В противном случае в будущем жилищной инспекцией устройство данной перегородки может быть расценено как самовольная перепланировка, произведенная вами, так как в плане и в проектной документации эта перегородка будет отсутствовать.

В ч. 2 ст. 25 Жилищного кодекса РФ установлено следующее: «Перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме».

Также следует иметь в виду, что если вы примете квартиру в состоянии, которое будет отличаться от того, которое указано в договоре участия в строительстве, если эта квартира приобретена за счет кредитных средств, то вполне вероятно, что у банка могут возникнуть дополнительные требования к вам, какие конкретно, необходимо смотреть в условиях кредитного договора (ипотеки).

Что касается вопроса о том, кто должен подавать заявление на внесение изменений в технический паспорт, отметим следующее.

В ч. 4 ст. 40 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) указано, что при осуществлении государственного кадастрового учета многоквартирного дома одновременно осуществляется государственный кадастровый учет всех расположенных в нем жилых и нежилых помещений, в том числе составляющих общее имущество в таком многоквартирном доме, а также расположенных в таком многоквартирном доме машино-мест.

В соответствии с ч. 6 ст. 40 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет помещений, машино-мест в связи с изменением их характеристик или вновь созданных или образованных помещений, машино-мест, расположенных в здании, сооружении, в результате реконструкции которых изменены параметры здания, сооружения (количество этажей, площадь, высота, произведена надстройка, перестройка, расширение), осуществляется одновременно с государственным кадастровым учетом изменений характеристик таких реконструированных здания, сооружения в случае, если в отношении указанных помещений, машино-мест ранее был осуществлен государственный кадастровый учет.

Статьей 4 Закона № 218-ФЗ определено, что участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, другие лица в предусмотренных данным законом случаях, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, Союзное государство, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, кадастровые инженеры, нотариусы, судебные приставы-исполнители, с одной стороны, и орган регистрации прав – с другой.

Обязанность по внесению сведений о характеристиках объекта недвижимости в государственный кадастр установлена ст. 8 Закона № 218-ФЗ.

Технический план является основанием для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на основании ст. 14 Закона № 218-ФЗ.

Так как вами не подписан акт приема-передачи и вы не являетесь собственником квартиры, то совершать действия по внесению изменений или исправлению ошибки в сведения о государственном кадастровом учете необходимо именно застройщику.

При этом вы вправе не подписывать акт приема-передачи квартиры, сославшись на несоответствие данных, содержащихся в техническом плане, комплектации и обмерам построенной квартиры. Рекомендую перед этим составить акт осмотра передаваемой квартиры и подписать его с представителем застройщика. (В акте укажите на наличие спорной стены.) Далее следует ознакомиться с техническим планом и сделать его копию (можно фото) в части расхождений. После этого напишите заявление застройщику, в котором укажите на эти несоответствия и попросите их устранить путем внесения изменений в технический план.

В случае отказа следует обратиться в суд.

Право отказа от подписания акта приема-передачи установлено в ч. 5 ст. 8 Закона № 214-ФЗ, согласно которой «участник долевого строительства до подписания передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства вправе потребовать от застройщика составления акта, в котором указывается несоответствие объекта долевого строительства требованиям, указанным в части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, и отказаться от подписания передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства до исполнения застройщиком обязанностей, предусмотренных частью 2 статьи 7 настоящего Федерального закона».

Напомню, что ч. 1 ст. 7 Закона № 214-ФЗ указывает на несоответствие объекта не только договору и проекту, но и обязательным требованиям.

Требования о постановке объекта на кадастровый учет, а также о внесении изменений являются обязательными, так как предусмотрены Законом № 218-ФЗ, а также Жилищным кодексом РФ.

Также можно в судебном порядке взыскать с застройщика неустойку за нарушение срока передачи квартиры в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России, умноженной на 2 за каждый день просрочки, если доказать, что вы не подписывали (или не подписываете в настоящий момент) акт приема-передачи исключительно по вине застройщика. Право на неустойку предусмотрено ч. 2 ст. 6 Закона № 214-ФЗ.

Что делать, если дом сдан с недоделками?

Что делать, если дом сдан с недоделками?

Дом сдан, получено разрешение на его ввод в эксплуатацию. Владельцев квартир приглашают подписать акт приема-передачи и получить ключи. Но не торопитесь ставить свою подпись.

Порой горящие сроки и желание застройщика сэкономить приводят к тому, что качество строительных и отделочных работ оставляет желать лучшего. Как заставить застройщика исправить дефекты?


Какие недочеты могут быть у квартиры в новостройке?


Правила приемки квартиры у застройщика


Недочеты найдены после подписания акта. На что вы можете рассчитывать?


Как поступить, если застройщик не устраняет обнаруженные вами дефекты?

07 сентября 2016

Комментарии

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки при строительстве деревянного дома
  • Ошибки при тонировании волос
  • Ошибки при строительстве брусового дома
  • Ошибки при титровании растворов
  • Ошибки при строительстве дачи