Ошибки при сравнении именованных чисел

МОУ Урлукская СОШ

Анализ работы учителей начальных классов

по теме «Величины»

Изучение в курсе математики начальной школы величин и их измерений имеет большое значение в плане развития младших школьников. Это обусловлено тем, что через понятие величины описываются реальные свойства предметов и явлений, происходит познание окружающей действительности; знакомство с зависимостями между величинами помогает создать у детей целостные представления об окружающем мире; изучение процесса измерения величин способствует приобретению практических умений и навыков необходимых человеку в его повседневной деятельности. Кроме того знания и умения, связанные с величинами и полученные в начальной школе, являются основой для дальнейшего изучения математики. У учащихся младших классов должны быть сформированы реальные представления о различных единицах величин. Плохое знание единиц измерения, неумение различать их создают большие трудности при установлении соотношения мер. Анализируя контрольные работы при изучении темы «Величины» учащиеся допускают следующие  ошибки:

Класс

Кол-во учащихся

Допускаемые ошибки

Кол-во ошибок

% качества

1

15

Сложение и вычитание величин

3

80 %

Измерение величин

3

80 %

2

10

Сравнение величин

5

50 %

Сложение и вычитание величин

3

70 %

Нахождение периметра

2

80 %

3

13

Сравнение величин

5

61 %

Сложение и вычитание величин

6

53 %

Перевод именованных чисел в заданные единицы

5

61 %

Соотношения  между единицами измерения объёма

6

53%

4

12

Сравнение величин

7

41 %

Решение задач на движение

6

50 %

Перевод именованных чисел в заданные единицы

3

75 %

Нахождение площади прямоугольного треугольника

3

75 %

Приближённое вычисление площадей

4

66 %

     Главной причиной этих ошибок является отсутствие конкретных представлений о размерах каждой единицы измерения.

Необходимо приучать учащихся к точности измерений. У них должен быть сформирован четкий алгоритм измерений:

1)    правильно установить инструмент;

2)    выбрать соответствующую единицу измерения;

3)    произвести отсчет по шкале измерительного инструмента (линейки, весов, циферблатов часов);

4)    правильно записать или использовать результат измерения.

Для этого дети должны четко понимать, что величину можно измерить только однородной величиной, принятой за единицу измерения.

Для ликвидации пробелов по теме «Величины»:

1. Составлены ИОМы (индивидуальные образовательные маршруты).

Тема

Необходимый уровень

Программный уровень

Задания, способы работы

Сроки

Форма контроля

Отметка о выполнении

2.Даны основные рекомендации, которых нужно придерживаться при работе над величинами в начальных классах:

1. Знакомство с любой новой единицей измерения целесообразно начинать с создания такой жизненной ситуации, которая помогала бы учащимся убедиться в необходимости введения той или иной единицы величины.

2. Нужно стремиться к тому, чтобы учащиеся ощутили, четко представили каждую единицу измерения, используя все органы чувств. Использовать наблюдения, опыт, знание уже известных единиц измерения. Например, при знакомстве с мерой длины 1 км использовать знание 1 м, пройти с учащимися расстояние 1 км и отметить затраченное время. Меры, которые трудно или невозможно ощутить (например, массу грузов в 1 ц или в 1 т), надо показать опосредованно, приводя примеры использования этих мер.

3. Изучение мер должно сопровождаться активной практической деятельностью самих учащихся: а) по изготовлению единиц измерения (метра, дециметра, сантиметра, миллиметра, квадратных и кубических мер); б) по измерению величин с помощью инструментов; в) по выяснению соотношения мер (в дециметре укладывать сантиметры, метр делить на дециметры и сантиметры, приходя к выводу: 1 дм=10 см, 1 м=10 дм, 1 м=100 см). Дети должны получить представление о размерах некоторых наиболее часто встречающихся в их опыте и опыте других людей предметов, знание которых поможет им лучше ориентироваться в жизни. Например, средний рост одноклассников, средний рост взрослого человека, длину и ширину тетради, классной доски, высоту, длину и ширину класса, длину карандаша, среднюю длину шага, высоту стола, стула. А также массу одного яблока, картофелины, буханки хлеба, батона, мешка картофеля (зерна, муки, сахара), среднюю массу человека, грузоподъемность машины. Еще: емкость, вместимость ведра, молочных бидонов; среднюю скорость пешехода, лошади, автомашины, поезда, самолета и т.д. Кроме того, что знание этих данных расширяет кругозор – дети смогут использовать их для самостоятельного составления задач, они помогут им в прикидке ответов в задачах и т.д.

4. Изучение мер должно сопровождаться развитием глазомера и мускульных ощущений. Кроме того, можно познакомить учащихся с приближенными результатами измерений. Если остаток меньше половины единицы измерения, то он отбрасывается; если остаток равен или больше половины единицы измерения, то к полученным целым единицам мер добавляется еще одна единица, например: 1 м 30 см » 1 м, 1 м 50 см » 2 м, 1 м 80 см »2 м.

5. Закрепление знаний мер и умения измерять проводится не только на уроках математики, но и на других учебных предметах, на уроках труда, физкультуры, рисования, а также во внеклассное время.

6. Измерению с помощью инструментов для определения точного значения размеров предметов должно предшествовать определение этих размеров на глаз. Это разовьет глазомер, закрепит представление о единицах измерения, укрепит знание названий единиц величин, предупредит их уподобление.

7. Измерительные упражнения необходимо проводить систематически. Они должны быть неотъемлемой частью большинства уроков математики. Можно предлагать следующие задания: упражнения по измерению или вычерчиванию отрезков, геометрических фигур, определению на глаз их длины, ширины, периметра, площади; определению высоты предметов, емкости сосудов; определению массы груза, времени по часам, а также времени, затраченного на ту или иную работу. Задания могут быть индивидуальными (определить массу яблока, пакета с крупой), фронтальными (нужно решить столбик примеров. Запишите время начала работы по часам. Решите примеры. Запишите время окончания работы. Определите, сколько времени затратил каждый).

Руководитель МО Семёнова О.В.

Оформление работы над ошибками по
математике во 2-4 классе

o    Пропускаю
4 клеточки после работы.

o    На
5 клеточке пишу посередине с большой буквы:

                              
Работа над ошибками

o    Начинаю
с ошибок в оформлении задачи, используя памятку.

o    Далее
нахожу ошибки, допущенные в работе и выполняю   задания, следуя инструкциям в памятке.

Памятка
работы над ошибками по математике

1.      
Сложение
и вычитание в пределах 10:

  — запиши пример верно

— повтори таблицу
сложения и вычитания в пределах 10
— реши пример по образцу

Образец: 

3 + 5 = 8           10
– 4 = 6
 

5 + 3 = 8  
        10 – 6 = 4 

8 – 5 =
3            4 + 6 = 10

8 – 3 =
5            6 + 4 = 10

2.       Сложение и вычитание в пределах
20:
— запиши пример
верно
— повтори таблицу сложения и вычитания в пределах 20

— реши пример по образцу

Образец: 

8 + 7 = 8 + (2 + 5) = (8 + 2) +
5 = 10 + 5 = 15

16 – 9 = 16 – (6 + 3) = (16 – 6)
– 3 = 10 – 3 = 7

3.     Ошибки в задаче:

а) в краткой записи:

— снова прочитай задачу, выполни
краткую запись верно.

б) в решении:

— прочитай задачу и представь себе,
о чём говорится в задаче;
 запиши задачу кратко, можно выполнить рисунок или чертеж;
 поясни, что показывает каждое число, повтори вопрос задачи;

— подумай, можно ли сразу ответить
на вопрос задачи. Если нет, то почему?

— что нужно узнать сначала, что
потом?

— составь план решения;

-реши по действиям с пояснениями;
— проверь решение;

— запиши ответ задачи.

4.  
Ошибки в задаче с отрезками:

— внимательно прочитай задание и
снова выполни решение

Образец:

5 + 3 = 8 (см)

Ответ: 8 см равен второй
отрезок.

5.   Ошибки в сравнении числовых
выражений
:

— выпиши выражения

-посчитай результат решения

-запиши и поставь знак сравнения

Образец:

5 + 10 › 12 – 9

15 › 3

(Будь внимателен! Не во всех
выражениях нужно доказывать своё решение, например: 5 + 3 = 3 + 5)

6.   Ошибки в сравнении
именованных чисел:

— выпиши выражения

-докажи своё решение

-запиши и поставь знак сравнения

Образец: 2 дм 5 см ‹ 29 см

25     м ‹ 29 см

7.
Таблица умножения и деления:

а)
повтори таблицу умножения;

б)
запиши пример и реши его верно;

в)
запиши все случаи умножения и деления с этими числами;

г)
придумай различные примеры на умножение и деление с данным ответом:

14 : 7= 2

14 : 2= 7

2 · 7= 14

7 · 2= 14

18 : 9= 2

18 : 2= 9

2 · 9= 18

9 ·
2= 18

8. Ошибки в ходе решения уравнения:

           
а) запиши уравнение;

б)
назови компоненты;

в)
вспомни правило нахождения неизвестного компонента;

г)
реши уравнение верно;

д)
придумай и реши похожее уравнение.

Оценка овладения предметными знаниями и умениями по математике, как одного из показателей готовности выпускников начальной школы к изучению математики в основной школе, должна быть направлена на диагностирование сформированности следующих параметров:
– овладение сформированными в начальной школе математическими понятиями, предметными умениями и навыками, которые необходимы для решения учебных и практических задач;
– овладение элементами алгоритмической культуры, сформированность пространственных представлений и пространственного воображения;
– способность рассуждать, представлять и объяснять выполненные действия;
– использование приобретаемых знаний в повседневной жизни;
– интерес к математике, понимание значимости данного предмета для моделирования явлений и процессов реального мира.

Анализ выполнения диагностических работ по математике
Согласно плану внутришкольного контроля, в начале сентября текущего учебного года проведена первичная диагностика готовности учащихся к обучению математике в основной школе. Диагностика проводилась в форме контрольной работы за курс начальной школы. Эта же работа проводилась в конце 2008\2009 учебного года по окончании 4 класса.

Анализ типичных ошибок, допущенных учащимся:
В задании №1: большинство учащихся с задачей справились безошибочно. Оставшаяся часть учащихся допустила вычислительные ошибки в последнем действии при делении трехзначного числа на двузначное. Также выявлена небольшая часть учащихся, неверно истолковавших условие задачи и решивших её полностью неверно.
В задании №2: учащиеся допустили вычислительные ошибки при выполнении письменного деления или умножения либо пропустили проверку выполнения этих действий.
В задании №3: нарушение порядка действий второй ступени (последние действия выполнены не справа налево, а наоборот) либо неверное выполнение умножения двузначного числа на однозначное.
В задании №4: неверно выполнено сравнение именованных чисел. Большинство учащихся допустили ошибки при сравнении типа « 4 км 2 м …4020 м», посчитав эти величины равными, т.е. неверно сравниваются числа по разрядам.
В задании № 5: неверно определена неизвестная сторона прямоугольника, как большая или меньшая по отношению к данной. Соответственно, неверно вычислена площадь прямоугольника.
Таким образом, в целом можно сделать вывод о готовности учащихся 5 классов к обучению математике в основной школе. Корректирующая работа по восполнению выявленных пробелов знаний была организована как на различных этапах уроков, так и на дополнительных занятиях для слабоуспевающих учащихся в индивидуальном порядке.

Далее, в октябре 2009 года для учащихся 5 классов проведены муниципальный мониторинг обученности математике и административная диагностическая работа. Работы были сходны по содержанию и объему, составлены в новой форме и состояли из обязательной тестовой части и части, предполагающей развернутое решение задач.
 Основная цель обязательной части работ – установить достижение учащимся уровня базовой математической подготовки, обеспечивающей возможность успешного изучения курса математики в основной школе. 
В работах были представлены задания, содержание которых соответствует трем основным разделам курса начальной школы: числа, величины и арифметические действия, текстовые задачи и геометрический материал. 
Варианты одинаковы по структуре, параллельны по расположению заданий:
под одним и тем же порядковым номером во всех вариантах работ находилось задание, проверяющее один и тот же элемент содержания. 

Общий анализ типичных ошибок учащихся
1. В тестовой были допущены следующие ошибки:
23.6% от всех писавших учащихся неверно определили порядок действий в выражении; 21.5% неверно выполнили сравнении единиц времени; 13% учащихся неверно выполнили перевод единиц длины или массы; 15% учащихся неверно вычислили периметр квадрата, перепутав квадратные и линейные единицы измерения.

2. При выполнении заданий с решением:
38.7% учащихся допустили ошибки, путая в решении задачи понятия «на.. больше» и «в раз ..больше», а также пропуская действия по поиску общей суммы двух величин; 38.7 % учащихся не смогли правильно сосчитать геометрические объекты с заданными (на рисунке) признаками (кубики, треугольники, прямоугольники); 34.3 % учащихся допустили вычислительные ошибки при вычислении суммы чисел, составленных из определенных цифр. Кроме того, были допущены ошибки при составлении десятичной записи из определенных неповторяющихся цифр;
с заданием на выявление закономерности полностью справились лишь 6.7% учащихся. Затруднение вызвало составление числителей и знаменателей дробей в определенной закономерности, которую учащиеся выявить не смогли.

Итоги муниципального мониторинга обученности по математике 
в 5-х классах

Общие результаты:
Класс Всего
учащ-ся Писали «5» «4» «3» «2» Кач-во
знаний Успеваемость 
5а 26 25 9 14 2 — 92% 100%
5б 24 22 1 18 3 — 86% 100%
5в 25 22 5 16 1 — 95% 100%
Всего 75 69 15 48 6 — 91% 100%

Шкала перевода баллов:
Задания части А — по 1 баллу.
Задания части Б — по 2 балла.
Максимальное количество баллов:13
Менее 6 баллов: «2»
6-7 баллов: «3»
8-11 баллов: «4»
12-13 баллов: «5»
Максимальное количество баллов (6 баллов) за вторую часть получили учащиеся:
1.Мотыка Александра (5а класс).Общее число баллов -13(максимально).
2. Чумаков Олег (5а класс). Общее число баллов -13(максимально).
3. Решетников Владислав (5в класс). Общее число баллов -13(максимально).

  Таким образом, можно сделать вывод о том, что учащиеся имеют достаточную подготовку по курсу математики начальной школы и, в целом, готовы к обучению в основной школе. Выявленные в процессе мониторинга пробелы в знаниях и навыках будут учтены при планировании уроков и дополнительных занятий для учащихся в течении текущего учебного года. 

   Однако, есть определенные виды учебной деятельности учащихся, над которыми необходимо работать особо, поскольку в этот период идет процесс их формирования. Так, например, обязательно необходимо обратить внимание на организацию самостоятельной работы пятиклассников. Сформированные механизмы организации самостоятельной учебной деятельности являются одним из основных ресурсов ребенка не только во время обучения в школе, но и в последующей жизни. Формирование механизмов самостоятельного приобретения знаний является одной из основных задач школы как социального института.При этом, наличие больших различий в знаниях и умениях учащихся класса создает трудности как для работы учителя, так и для тех детей, которые сильно отличаются по этому показателю от основной массы класса. Специфические проблемы здесь есть как у сильных детей (риск потери интереса к учебе в слабом классе, возникновение позиции стороннего наблюдателя, необходимость переформирования навыка, отсутствие навыка к систематической, «рутинной» учебной работе и др.), так и у слабых (особенно, если они попали в сильный класс). Но высокая мотивация позволяет ребенку стать активным участником процесса обучения и адаптации за счет саморазвития. У пятиклассников она на достаточно высоком уровне и важно его удержать. Позитивные установки на получение знаний способствуют эффективной работе по освоению школьной программы в новой для учащихся обстановке — в основной школе. А если ребенок воспринимает эту ситуацию как угрожающую или неприятную, то он испытывает много негативных эмоций. Оценивая выраженность негативных эмоций в конкретных ситуациях школьной жизни ребенка, можно увидеть «зоны наибольшего напряжения» адаптации, то есть те ситуации, которые наиболее трудны по какой-то причине ребенку и, по возможности, используя различные приемы и формы организации учебной деятельности ребенка, снять это негативное напряжение.
  В процессе наблюдения за пятиклассниками на уроках я выделила несколько особо важных моментов адаптационного периода, соблюдение которых, на мой взгляд, влияет на эффективность организации их учебной деятельности, а именно:
— проверять готовность к уроку у всех учащихся (наличие необходимых учебно-письменных принадлежностей, порядок на парте);
— проверять правильности оформления тетради, различных видов работ и комментировать при необходимости проверку;
— начинать и заканчивать урок четко со звонком, поэтому важно напоминать о подготовке к уроку на перемене;
— соблюдать культуру диалога: не перебивать ни учителя, ни ученика;
— поднятая рука- это сигнал вопроса или ответа;
— у доски приучать учащихся давать развернутый , полный ответ;
— сопровождать новые виды учебной деятельности четкими инструкциями (самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа с учебником и дидактическими материалами, учебные игры и т.д.).
— уделять особое внимание развитию поэтапных навыков работы с текстом учебника, навыкам составления опорного конспекта.
Для того, чтобы наиболее важные элементы работы учащихся выделить особо (например, подготовка домашнего задания по математике, решение текстовых задач и т.д.), в кабинете имеются для них памятки, которые при необходимости будут обновляться .

Суммативное оценивание за раздел «Величины и их единицы»- 2 В

1 вариант

ФИ______________________________________________________

Подраздел 1.3 Величины и их единицы измерения

Цель обучения 2.1.3.3 Сравнивать значения величин длины: см, дм, м/ массы: кг, ц/ объема (емкости): л / времени: ч, мин, месяц, год и выполнять действия сложения /вычитания/ умножения/деления над значениями величин

2.1.3.5 Определять время по циферблату: часы и минуты

Критерий оценивания Обучающийся:

  • Сравнивает именованные числа, используя соотношение величин

  • Выполняет действия сложения и вычитания над значениями именованных величин

  • Использует циферблат для определения времени

Уровень мыслительных навыков Применение

Время выполнения 20 минут

Задания

  1. Сравни.

50 см … 3 дм 6 см

4 ц … 400 кг

2 ч … 150 мин

75 м … 7 м 5 см

35 кг … 3

ц 5 кг

13 мес … 1год

  1. Найди значения выражений.

2

дм +13 см=

1 ц — 50 кг =

45 мин + 15 мин =

1

м – 4 дм =

27 кг + 33 кг=

1 ч – 20 мин =

  1. Запиши, который час показывают часы в утреннее время.

4.Нарисуй стрелки на циферблате так, чтобы часы показывали 07 часов 30 минут.

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Величины и их единицы»

Критерии оценивания

задания

Уровень учебных достижений

низкий

средний

высокий

Сравнивает именованные числа , используя соотношение велечин.

1

Затрудняется в сравнении именованных чисел

Допускает ошибки при сравнении именованных чисел

Верно сравнивает именованные числа

Выполняет сложение и вычитание над значениями именованных чисел

2

Затрудняется в выполнении действий сложения и вычитания с именованными числами

Допускает ошибки в выполнении действий сложения и вычитания с именованными числами

Верно выполняет действия сложения и вычитания с именованными числами

Использует циферблат для определения времени

3 4

Затрудняется в определении времени по циферблату, изображению указанного времени на модели часов

Опускает ошибки в определении времени по циферблату, изображению указанного времени на модели часов

Верно определяет временя по циферблату, изображает указанное временя на модели часов

Балл обучающегося _________ ( всего 11 баллов) Процент_________ Оценка ________

Суммативное оценивание за раздел «Величины и их единицы»- 2 В

2 вариант

ФИ______________________________________________________

Подраздел 1.3 Величины и их единицы измерения

Цель обучения 2.1.3.3 Сравнивать значения величин длины: см, дм, м/ массы: кг, ц/ объема (емкости): л / времени: ч, мин, месяц, год и выполнять действия сложения /вычитания/ умножения/деления над значениями величин

2.1.3.5 Определять время по циферблату: часы и минуты

Критерий оценивания Обучающийся:

  • Сравнивает именованные числа, используя соотношение величин

  • Выполняет действия сложения и вычитания над значениями именованных величин

  • Использует циферблат для определения времени

Уровень мыслительных навыков Применение

Время выполнения 20 минут

Задания

  1. Сравни.

60 см … 7 дм 6 см

2 ц … 400 кг

4 ч … 150 мин

55 м … 7 м 7 см

45кг … 4

ц 5 кг

9 мес … 1год

  1. Найди значения выражений.

2

дм +19 см=

1 ц — 40 кг =

35 мин + 15 мин =

1

м – 7 дм =

36 кг + 33 кг=

1 ч – 40 мин =

  1. Запиши, который час показывают часы в вечернее время.

4.Нарисуй стрелки на циферблате так, чтобы часы показывали 03 часов 30 минут.

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Величины и их единицы»

Критерии оценивания

задания

Уровень учебных достижений

низкий

средний

высокий

Сравнивает именованные числа , используя соотношение величин.

1

Затрудняется в сравнении именованных чисел

Допускает ошибки при сравнении именованных чисел

Верно сравнивает именованные числа

Выполняет сложение и вычитание над значениями именованных чисел

2

Затрудняется в выполнении действий сложения и вычитания с именованными числами

Допускает ошибки в выполнении действий сложения и вычитания с именованными числами

Верно выполняет действия сложения и вычитания с именованными числами

Использует циферблат для определения времени

3 4

Затрудняется в определении времени по циферблату, изображению указанного времени на модели часов

Опускает ошибки в определении времени по циферблату, изображению указанного времени на модели часов

Верно определяет временя по циферблату, изображает указанное временя на модели часов

Балл обучающегося _________ ( всего 11 баллов) Процент_________ Оценка ________

Критерий оценивания

Дескриптор

баллы

Сравнивает именованные числа , используя соотношение величин

1

сравнивает значение величин длины;

1

сравнивает значение величин массы;

1

сравнивает значение величин времени;

1

Выполняет сложение и вычитание над значениями именованных чисел

2

записывает результат сложения величин длины

1

записывает результат вычитания величин длины

1

записывает результат сложения величин массы

1

записывает результат вычитания величин массы

1

записывает результат вычитания величин времени

1

записывает результат сложения величин времени

1

Использует циферблат для определения времени

3,4

записывает время, которое изображено на часах

1

рисует стрелки, в соответствии с заданным временем

1

Всего

11

Обновлено: 21.09.2023

Планируемые результаты: учащиеся научатся понимать при­чины допущенных ошибок; выполнять работу над ошибками, делать умозаключения; работать в парах.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Анализ контрольной работы

(Учащиеся анализируют ошибки, допущенные в контрольной работе, и заполняют таблицу.)

Тема Количество ошибок
Запись многозначных чисел
Письменное вычитание
Письменное умножение
Письменное деление
Решение задач
Порядок действий в выражениях
Нахождение площади и периметра фигур

(Далее учащиеся исправляют свои ошибки и выполняют со­ответствующие задания на карточках.)

Запись многозначных чисел

— Запиши числа: двести девяносто девять, триста шесть.

— Запиши соседей этих чисел.

— Запиши число, в котором 4 единицы первого разряда, 5 еди­ниц второго разряда и 1 единица третьего разряда.

— Запиши число, в котором 4 сотни 6 десятков 9 единиц. Письменное вычитание

603 — 365 880-487 501 — 111

354- 187 900- 545

Письменное умножение

Письменное деление

970 : 5 309 : 3 447 : 3

Решение задач

Рабочая тетрадь: № 33 (с. 12).- Порядок действий в выражениях

а : (Ьс) х d (а + bкd)+т

+ к) — (а — Ь) а : (Ь х к) (р — с)

р: к-х :у (а + b : к): п с

Нахождение площади и периметра

— Найди площадь и периметр квадрата со стороной 6 см.

— Какие стороны могут быть у прямоугольника с такой же площадью?

Ш. Физкультминутка

Я мороза не боюсь,

С ним я крепко подружусь.

(Х/юпки в ладоши.)

Подойдет ко мне мороз,

Тронет руку, тронет нос.

(.Показать руку, нос.)

Значит, надо не зевать,

(Хлопки в ладоши.)

Прыгать, бегать и играть.

(Прыжки на месте.)

IV.Работа по теме урока

Работа по учебнику

V. Рефлексия

— Оцените свою работу на уроке.

VI.Подведение итогов урока

— Разобрались ли вы в причинах ошибок, допущенных в кон­трольной работе?

Домашнее задание

Учебник: № 9 (с. 18), 12 (с. 19).

ЧИСЛА, КОТОРЫЕ БОЛЬШЕ 1000НУМЕРАЦИЯ

Урок15.Класс единиц и класс тысяч

Планируемые результаты: учащиеся научатся образовывать, читать и сравнивать числа больше 1000; применять знания и спо­собы действий в измененных условиях; слушать собеседника и ве­сти диалог.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Устный счет

— Назовите число, в котором:

• 5 сотен (500);

• 7 сотни и 9 единиц (709);

• 7 сотен и 9 десятков (790);

• 7 сотен 9 десятков и 6 единиц (796);

• 8 сотен и 8 единиц (808)\

• 4 единицы третьего разряда, 5 единиц второго разряда, 6 единиц первого разряда. (456).

— Замените числа суммой разрядных слагаемых.

421 (400 + 20 +1), 402 (400 + 2), 420 (400 + 20).

— Какой разряд отсутствует в каждом из этих чисел?

III. Самоопределение к деятельности

— Назовите самое маленькое однозначное число. (1.)

— Назовите самое маленькое двузначное число. (10.)

— К$к его получили? (9 + 1.)

— Назовите самое маленькое трехзначное число. (100.)

— Как его получили? (99 + 1.)

— Назовите самое большое трехзначное число. (999.)

— Какое число следует за ним? (1000.)

Что вы можете сказать о числе 1000? (Самоемаленькое четы­рехзначное число. Отсутствуют разряды единиц, десятков, сотен.)

— Кто знает, какие числа идут после 1000?

— О каких числах мы будем говорить на ближайших уроках? (О числах, которые больше 1000.)

— Проверьте свои предположения. Прочитайте на с. 21 учеб­ника название раздела, к изучению которого мы присту­паем.

— Посмотрите, из каких тем состоит этот раздел. Прочитайте, чему мы научимся и что узнаем при изучении каждой темы.

— Прочитайте на с. 22 тему сегодняшнего урока. Посмотрите, какие понятия записаны на полях.

Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с нумерацией чисел больше 1000, узнать, что такое классы и разряды.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

— Прочитайте текст рядом с красной чертой.

Чему равен миллион? (1 тысяче тысяч, 10 сотням тысяч.)

— Какие разряды составляют класс единиц? (Единицы, десятки и сотни.)

Какие разряды составляют класс тысяч? (Единицы тысяч, десятки тысяч и сотни тысяч.)

— Как ведется счет классов и разрядов? (Справа налево.)

— Как называется I класс? (Класс единиц.)

— Как называется IIкласс? (Класс тысяч.)

— Сколько разрядов в каждом классе? (Три.)

— Прочитайте первое число. (372.)

Что показывает каждая цифра? (3 сотни, 7 десятков, 2 еди­ницы.)

— Прочитайте второе число. (372 тысячи.)

Что показывает каждая цифра в записи числа? (3 сотни тысяч, 7 десятков тысяч, 2 единицы тысяч, разряды сотен, десятков и единиц отсутствуют.)

(Коллективное выполнение с комментированием по цепочке.)

V. Физкультминутка

Мы стоим на огороде,

(Потягивания — руки в стороны.)

Вот салат, а здесь укроп,

Там морковь у нас растет.

(Правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)

Поработаем с тобой,

Сорнякам объявим бой —

С корнем будем выдирать Да пониже приседать.

У забора всем на диво Пышно разрослась крапива.

(Потягивания — руки в стороны.)

Мы ее не будем трогать —

Обожглись уже немного.

(Потягивания — руки вперед.)

Все полили мы из лейки И садимся на скамейки.

(Сесть за парту.)

Планируемые результаты: учащиеся научатся понимать при­чины допущенных ошибок; выполнять работу над ошибками, делать умозаключения; работать в парах.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Анализ контрольной работы

(Учащиеся анализируют ошибки, допущенные в контрольной работе, и заполняют таблицу.)

Тема Количество ошибок
Запись многозначных чисел
Письменное вычитание
Письменное умножение
Письменное деление
Решение задач
Порядок действий в выражениях
Нахождение площади и периметра фигур

(Далее учащиеся исправляют свои ошибки и выполняют со­ответствующие задания на карточках.)

Запись многозначных чисел

— Запиши числа: двести девяносто девять, триста шесть.

— Запиши соседей этих чисел.

— Запиши число, в котором 4 единицы первого разряда, 5 еди­ниц второго разряда и 1 единица третьего разряда.

— Запиши число, в котором 4 сотни 6 десятков 9 единиц. Письменное вычитание

603 — 365 880-487 501 — 111

354- 187 900- 545

Письменное умножение

Письменное деление

970 : 5 309 : 3 447 : 3

Решение задач

Рабочая тетрадь: № 33 (с. 12).- Порядок действий в выражениях

а : (Ьс) х d (а + bкd)+т

+ к) — (а — Ь) а : (Ь х к) (р — с)

р: к-х :у (а + b : к): п с

Нахождение площади и периметра

— Найди площадь и периметр квадрата со стороной 6 см.

— Какие стороны могут быть у прямоугольника с такой же площадью?

Ш. Физкультминутка

Я мороза не боюсь,

С ним я крепко подружусь.

(Х/юпки в ладоши.)

Подойдет ко мне мороз,

Тронет руку, тронет нос.

(.Показать руку, нос.)

Значит, надо не зевать,

(Хлопки в ладоши.)

Прыгать, бегать и играть.

(Прыжки на месте.)

IV.Работа по теме урока

Работа по учебнику

V. Рефлексия

— Оцените свою работу на уроке.

VI.Подведение итогов урока

— Разобрались ли вы в причинах ошибок, допущенных в кон­трольной работе?

Домашнее задание

Учебник: № 9 (с. 18), 12 (с. 19).

ЧИСЛА, КОТОРЫЕ БОЛЬШЕ 1000НУМЕРАЦИЯ

Урок15.Класс единиц и класс тысяч

Планируемые результаты: учащиеся научатся образовывать, читать и сравнивать числа больше 1000; применять знания и спо­собы действий в измененных условиях; слушать собеседника и ве­сти диалог.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Устный счет

— Назовите число, в котором:

• 5 сотен (500);

• 7 сотни и 9 единиц (709);

• 7 сотен и 9 десятков (790);

• 7 сотен 9 десятков и 6 единиц (796);

• 8 сотен и 8 единиц (808)\

• 4 единицы третьего разряда, 5 единиц второго разряда, 6 единиц первого разряда. (456).

— Замените числа суммой разрядных слагаемых.

421 (400 + 20 +1), 402 (400 + 2), 420 (400 + 20).

— Какой разряд отсутствует в каждом из этих чисел?

III. Самоопределение к деятельности

— Назовите самое маленькое однозначное число. (1.)

— Назовите самое маленькое двузначное число. (10.)

— К$к его получили? (9 + 1.)

— Назовите самое маленькое трехзначное число. (100.)

— Как его получили? (99 + 1.)

— Назовите самое большое трехзначное число. (999.)

— Какое число следует за ним? (1000.)

Что вы можете сказать о числе 1000? (Самоемаленькое четы­рехзначное число. Отсутствуют разряды единиц, десятков, сотен.)

— Кто знает, какие числа идут после 1000?

— О каких числах мы будем говорить на ближайших уроках? (О числах, которые больше 1000.)

— Проверьте свои предположения. Прочитайте на с. 21 учеб­ника название раздела, к изучению которого мы присту­паем.

— Посмотрите, из каких тем состоит этот раздел. Прочитайте, чему мы научимся и что узнаем при изучении каждой темы.

— Прочитайте на с. 22 тему сегодняшнего урока. Посмотрите, какие понятия записаны на полях.

Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с нумерацией чисел больше 1000, узнать, что такое классы и разряды.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

— Прочитайте текст рядом с красной чертой.

Чему равен миллион? (1 тысяче тысяч, 10 сотням тысяч.)

— Какие разряды составляют класс единиц? (Единицы, десятки и сотни.)

Какие разряды составляют класс тысяч? (Единицы тысяч, десятки тысяч и сотни тысяч.)

— Как ведется счет классов и разрядов? (Справа налево.)

— Как называется I класс? (Класс единиц.)

— Как называется IIкласс? (Класс тысяч.)

— Сколько разрядов в каждом классе? (Три.)

— Прочитайте первое число. (372.)

Что показывает каждая цифра? (3 сотни, 7 десятков, 2 еди­ницы.)

— Прочитайте второе число. (372 тысячи.)

Что показывает каждая цифра в записи числа? (3 сотни тысяч, 7 десятков тысяч, 2 единицы тысяч, разряды сотен, десятков и единиц отсутствуют.)

Планируемые результаты: учащиеся научатся понимать при­чины ошибок, допущенных в контрольной работе, и исправлять их; считать сотнями; называть сотни; решать задачи изученных видов; переводить одни единицы длины в другие, используя со­отношения между ними; анализировать и делать выводы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Анализ контрольной работы

(Учащиеся просматривают свои контрольные работы и запол­няют таблицу.)

Умения Ошибки (+ или —)
Деление с остатком
Сравнение именованных чисел
Решение задач на деление с остатком
Задание повышенной сложности

(Далее коллективный разбор ошибок и самостоятельная рабо­та по карточкам. Учащиеся получают карточки с теми заданиями, м которых допустили ошибки в контрольной работе.)

Деление с остатком

— Найди частное, остаток и выполни проверку по образцу.

— Выпиши свою ошибку из контрольной работы и решите при­мер по образцу.

Решение задач

Реши задачу, пользуясь рисунком. Мама испекла 9 блинчиков и разложила их на 4 тарелки. Сколько порций получилось? Сколько блинчиков осталось?

— Сделай рисунок к своей задаче и исправь ошибку в решении.

Сравнение именованных чисел

Переведи величины в новые единицы измерения, используя указанные соотношения.

6 дм 5 см = 60 см + 5 см = 65 см

56 см = П см П мм

43 дм = П м П дм

— Выпиши свою ошибку из контрольной работы и реши при­мер по образцу.

(Учащиеся, не допустившие ошибки в контрольной работе, выполняют задание из учебника: № 2 (с. 40).)

III. Самоопределение к деятельности

— Сколько окон в домиках с первой улицы? Почему? (Там живут двузначные числа.)

— А чем отличаются домики со второй улицы? (В них по три окна.)

— Как называются жители этих домиков? (Трехзначные числа.)

— А с помощью какого слова можно назвать трехзначные чис­ла? (Сотня.)

— Как ведется счет на первой улице? (Десятками.)

— Какая счетная единица образуется из десятков? (Сотня.)

— Как ведется счет на второй улице? (Сотнями.)

— Какое число образуется из сотен? (Ответы детей.)

— Сформулируйте задачи урока.

— Проверьте свои предположения. Прочитайте на с. 41 учеб­ника название нового раздела.

— Прочитайте, что вы узнаете, чему научитесь, изучая этот раздел.

IV. Работа по теме урока Работа по учебнику

— Рассмотрите рисунки на с. 41. Назовите числа первого де­сятка. Сколько единиц в каждом из них?

— Как называется единица счета, в которой 10 единиц? (Де­сяток.)

— Посчитайте до ста десятками.

— Как называется единица счета, в которой 10 десятков? (Сотня.)

— Как называется число, в котором 10 сотен? (Тысяча.)

— Что общего при счете десятками и сотнями? (Цифры одина­ковые, а единицы счета разные.)

№ 1 (с. 42). (Коллективное выполнение с записью на доске.)

№2 (с. 42). (Работа в парах. Проверка.)

№3(с. 42). (Устное выполнение.)

— Сколько копеек в 1 руб.?

— Сколько сантиметров в 1 м?

V. Физкультминутка

Шеей крутим осторожно —

Голова кружиться может.

Влево смотрим — раз, два, три.

Так, и вправо посмотри. (Вращения головой вправо и влево.)

Вверх потянемся, пройдемся (Потягивания — руки вверх, ходьба на месте.)

И на место вновь вернемся. (Сесть за парту.)

VI. Закрепление изученного материала

1. Работапо учебнику№5 (с. 42).

— Составим краткую запись и сделаем схематический чертеж.

— Что обозначает число 3? (Количество наборов цветной бу­маги.)

— Что обозначает число 12? (Количество листов цветной бу­маги в одном наборе.)

Что обозначает число 50? (Количество листов белой бумаги.)

— Что нужно узнать в задаче? (Сколько всего листов бумаги купили.)

Цветной — ?, 3 н. по 12 л.

— Запишите решение задачи по действиям.

12 • 3 = 36 (л.) — цветной бумаги;

(Сильным учащимся можно дать дополнительное задание со­ставить и решить обратные задачи.)

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка. Тем, ктосправится с заданием быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить задание на полях.)

Выполнение заданий в рабочей тетради

№ 1 (с. 39). (Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

№2 (с. 39). (Работа в парах. Проверка.)

VII. Рефлексия

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Чему вы научились сегодня на уроке?

— Как называется новая единица счета?

— О каком задании вы расскажете дома?

Домашнее задание

Учебник: № 6, 8 (с. 42).

Тема: Письменная нумерация

Цели: познакомить с образованием и названиями трехзначных чисел; закреплять вычислительные навыки, умение решать задачи с пропорциональными величинами.

Планируемые результаты: учащиеся научатся называть трех­значные числа; решать задачи с пропорциональными величинами; выполнять внетабличное умножение и деление; анализировать и делать выводы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Устный счет Круговые примеры

(Учитель готовит три комплекта карточек с примерами, под­бирая их так, чтобы ответ предыдущего примера являлся началом следующего. На карточке с первым примером (выделен по­лужирным шрифтом) учитель ставит метку. Учащиеся делятся ни группы по рядам и выкладывают примеры по порядку. Выигрывает ряд, выполнивший задание первым и не допустивший ошибок.)

90:30 72:6 48:3 2 . 15

3 . 24 12 . 48 30 . 3 16:8

— Решите задачи в стихах.

По пятнадцать штук она

В банки разложила.

Сколько банок надо было,

Бабушка забыла. (6.)

Три бельчонка маму белку

Ждали около дупла.

Им на завтрак мама белка

Девять шишек принесла,

Разделила на троих.

Сколько каждому из них? (3.)

У речки гуляли четыре утенка

И двадцать четыре веселых гусенка.

Во сколько раз больше было гусят?

На сколько меньше было утят? (В 6раз, на 20.)

2. Минутка для любознательных

— Решите логическую задачу.

На одной чаше весов арбуз, на другой — половина такого же Арбуза и гиря в 2 кг. Весы находятся в равновесии. Какова масса Арбуза? (4кг.)

Ml. Самоопределение к деятельности

— Посчитайте сотнями. (Сто, двести, триста. ) (Учитель выставляет на абак 1 сотню и полоски с изображе­нием единиц.)

— Теперь посчитайте, отсчитывая за числом 100 по одному. (Сто один, сто два, сто три. )

(Учитель убирает единицы, оставляет сотню и выкладывает полоски с изображением десятков.)

— Теперь посчитайте, отсчитывая от 100 по десятку. (Сто десять, сто двадцать, сто тридцать. )

— Сколько чисел находится между числами 100 и 200? (99.)

Сколько чисел находится между числами 110 и 120? (9.)

Сколько чисел находится между числами 101 и 110? (8.)

— Чему мы будем учиться сегодня на уроке? (Правильно назы­вать трехзначные числа.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

— Рассмотрите рисунок на с. 43. — Прочитайте названия чисел.

— Сколько сотен в числе 520? Сколько десятков, единиц? — Сколько сотен в числе 302? Сколько десятков, единиц? — Что обозначают нули в записи чисел?

№ 1 (с. 43). (Устное выполнение. Учитель выкладывает числа на абаке.)

№2 (с. 43). (Учащиеся по очереди выходят к доске и выкладывают числа на абаке, комментируя свои действия.)

№3(с. 43). (Устное выполнение. Работа в парах. Проверка.)

V. Физкультминутка

Это заячья зарядка.

А лисята, как проснутся, (Потереть глаза кулачками.)

Любят долго потянуться, (Потянуться.)

Обязательно зевнуть (Зевнуть, прикрывая рот ладошкой.)

Ну и хвостиком вильнуть. (Движение бедрами в стороны.)

А волчата — спинку выгнуть (Прогнуться вперед.)

И легонечко подпрыгнуть. (Прыжок.)

Ну а мишка косолапый, (Руки полусогнуты в локтях, ладони соединены ниже пояса.)

Широко расставив лапы — (Ноги на ширине плеч.)

То одну, то обе вместе, (Переступить с ноги на ногу.)

Долго топчется на месте. (Раскачивание туловища в стороны.)

А кому зарядки мало

— Начинает все сначала! (Развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ контрольной работы по математике и контрольного диктанта по русскому языку

Конспект урока математики «контрольная работа по теме деление с остатком» (УМК «Школа России» 3 класс)

Цель деятельности учителя: -анализ и исправление ошибок, допущенных в контрольной работе;-знакомство с устными приемами умножения и деления чисел, оканчивающихся нулями.Планируемые результаты.

Конспект урока математики «Контрольная работа № 7» (2 класс) УМК «Школа России»

Цель деятельности учителя: проверка знаний, умений и навыков по решению задач на умножение, замене умножения сложением, умение решать уравнения.Планируемые результаты:Предметные:знать, как решат.

Конспект урока математики «Контрольная работа. Табличное умножение и деление» (УМК Школа России, 2 класс)

Цели деятельности учителя: создание атмосферы для проверки у обучающихся вычислительных навыков, умения решать задачи на умножение и деление, сравнивать выражения, установление связь между компонентам.

Конспект урока математики «Контрольная работа по разделу «Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание» УМК «Школа России» 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Большинство учащихся справились с решением составной и геометрической задач.

Многие ребята допустили ошибки при сравнении именованных чисел (так как путают знаки , ).

5 учащихся недостаточно хорошо знают табличные случаи умножения и соответствующие случаи деления.

Предложения:

Продолжать учить сравнивать именованные числа, тренироваться в переводе величин из крупных в мелкие и наоборот.

На каждом уроке давать упражнения на закрепление таблиц умножения и деления (2-9) в виде арифметических диктантов-тренажеров.

Отрабатывать вычислительные навыки, довести до автоматизма порядок действий в выражениях.

1. Выполни действия:

2. Выполни действия:

6·4 =24 8:2 =4 18:3 =6 32:8=4

7·2 =14 16:2 =8 9·3 =27 4:2 =2

10·2 =20 2:2 =1 6:1 =6 0:4 =0

Почтальон опустил 12 писем поровну в 6 ящиков. Сколько писем в каждом ящике? Ответ: 12:6=2

5. Начерти 2 отрезка: один длиной 4 см., а другой – в 3 раза длиннее первого.

6. Реши уравнения:

1. Выполни действия:

2. Выполни действия:

24:4 =6 4·2 =8 18:6 =3 9·3 =27

14:2 =7 8·4 =32 10:2 =5 2·2 =4

20:2 =10 2·1 =2 5:5 =1 0·7 =0

В 5 клетках по 2 попугая. Сколько попугаев в этих клетках? Ответ: 2*5=10

5. Начерти 2 отрезка: один длиной 8 см., а другой – в 4 раза короче первого.

6. Реши уравнения:

2. Анализ контрольной работы.

-Разбор контрольных работ. Выявление ошибок. Прорешивание заданий с объяснением у доски.

Читайте также:

      

  • Лицензирование деятельности коммерческих банков конспект
  •   

  • Конспект по олимпийским играм для дошкольников
  •   

  • Конспект по биологии 10 класс введение
  •   

  • Конспект блюда из мяса
  •   

  • Конспект занятия ориентировка на листе бумаги средняя группа

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки при сравнении величин
  • Ошибки при спринцевании
  • Ошибки при списывании нейропсихология
  • Ошибки при списании материальных запасов
  • Ошибки при списании материалов