Ошибки при списании материальных запасов

Приходилось ли вам сталкиваться с ситуацией, когда не проводится документ «Требование-накладная» или проводки формируются с нулевой суммой? Смоделируем типичную ситуацию, с которой может столкнуться бухгалтер – и пошагово разберем возможные причины ошибки.

  • Ошибка 1: отсутствие материалов на складе и время проведения накладной
  • Ошибка 2: разница в поступлении и списании
  • Ошибка 3: задвоение номенклатур

Создадим документ «Требование-накладная» и в табличной части «Материалы» укажем:

  1. Какао порошок, количество 1000, счет учета 10.01
  2. Молоко цельное, количество 200, счет учета 10.01
  3. Сахар, количество 500, счет учета 10.01.

Документ «Требование-накладная»

При проведении документа появляется сообщение об отсутствии (нехватке) материалов на складе. И если мы уверены в обратном, тогда отправляемся на поиски ошибок в программе: в этой статье рассмотрим три наиболее частые из них.

Но прежде всего хотелось бы обратить внимание на один важный нюанс для тех, кто следует нашему примеру: в программе могут быть установлены настройки, которые не позволяют производить списание материалов при их отсутствии на складе. И поэтому программа данный документ не проводит и выводит ошибки!

Однако возможен и другой вариант. Если мы перейдем в раздел «Администрирование» – «Проведение документов», то мы можем установить настройку «Разрешить списание запасов при отсутствии остатков по данным учета».

После изменения этой настройки документ у нас проведется – и эта ситуация будет одной из самых опасных. При таких настройках программа не сообщит ни об одной ошибке, но если мы зайдем в проводки, то увидим, что движения сформированы без суммовой оценки. Обратите на это внимание прежде чем решить, какая из настроек является для вас наиболее удобной.

Далее предлагаю разобраться, по каким причинам не удается провести документ «Требование-накладная». Для удобства будем пользоваться отчетом «Анализ субконто».

Сформируем данный отчет, укажем субконто «Номенклатура». Далее нажимаем «Показать настройки» и на закладке «Отбор» выбираем интересующую нас номенклатуру.

Казалось бы, все хорошо. Количество у нас есть, стоимость тоже, но списание происходит без суммы.

Если мы развернем данный отчет двойным щелчком мыши по ресурсному полю «Обороты», мы увидим, что время, указанное для документа «Требование-накладная», раньше, чем время документа «Поступление (акт, накладная)».

Давайте установим время документа «Требование-накладная» на конец дня и перепроведем. Заходим в проводки документа и видим, что произошло списание суммы номенклатуры.

При установке времени обратите внимание на следующую настройку. Перейдем в раздел «Администрирование» – «Проведение документов». Здесь мы видим настройку «Время документов устанавливать автоматически». Если ее установить, то программа автоматически будет распределять все документы в течение дня самым оптимальным образом. Например, всем документам «Поступления (акты, накладные)» устанавливается время 07:00, а все документы списания будут проведены более поздним временем. Нужно учесть, что время документов, которые были созданы до установки этой настройки, изменено не будет.

Ошибка 2: разница в поступлении и списании

Ошибки при списании материалов в «1С:Бухгалтерии 8»

Вторая ошибка связана с номенклатурой «Молоко цельное». Открываем отчет «Анализ субконто» с установленными настройками по интересующей нас номенклатуре. Благодаря отчету мы увидим вторую ошибку: поступление номенклатуры отражено на счете 41.01 «Товары на складах», а вот списание происходит со счета 10.01 «Сырье и материалы». Здесь нужно разобраться, где была допущена ошибка. Если это товар, то списывать его нужно, как товар. Если это материал – то как материал. Если ошибка была совершена при поступлении, то существует два выхода:

  1. Если ошибка была совершена в текущем отчетном периоде, то можно просто зайти в документ «Поступление (акт, накладная)» и изменить реквизит табличной части «Счет учета» на 10.01 «Сырье и материалы».
  2. Если ошибка была совершена ранее, тогда воспользуемся документом «Перемещение товаров» в разделе «Склад».

После исправления ошибки препроводим документ «Требование-накладная». Заходим в проводки и видим, что по номенклатуре «Молоко цельное» также произошло списание суммы.

Ошибка 3: задвоение номенклатур

Переходим к третьей строчке. Здесь ситуация будет другой, при вводе номенклатуры у нас выводится две строчки с одинаковым именем, но разным кодом. Это указывает, что в базе произошло задвоение номенклатурных позиций.

Если сформируем отчет «Анализ субконто», то увидим, что пытаемся списать не ту номенклатуру. Решается это очень просто. В документе «Требование-накладная» выбираем верную номенклатуру, препроводим и открываем проводки для того, чтобы убедиться, что списания прошло успешно.

Ошибка 3: задвоение номенклатур

И еще один важный момент, который поможет вам избежать некоторые ошибки при списании материалов: при оформлении списания материалов я советую пользоваться кнопкой «Подбор» вместо кнопки «Добавить». В открывшейся форме можно установить переключатель в положение «Только остатки», и на экране будут видны только те номенклатурные позиции, по которым есть остатки.

Правовые ресурсы

  • «Горячие» документы
  • Кодексы и наиболее востребованные законы
  • Обзоры законодательства

    • Федеральное законодательство
    • Региональное законодательство
    • Проекты правовых актов и законодательная деятельность
    • Другие обзоры
  • Справочная информация, календари, формы

    • Календари
    • Формы документов
    • Полезные советы
  • Финансовые консультации
  • Журналы издательства «Главная книга»
  • Интернет-интервью
  • Классика российского права
  • Полезные ссылки и онлайн-сервисы
  • Подписаться на рассылки
  • Новостной информер КонсультантПлюс
  • Новостные RSS-ленты
  • Экспорт материалов
  • Документы
  • Подборки материалов

Ошибки при списании материалов в 1С: Бухгалтерии 8: практикум для бухгалтеров

Мы продолжаем серию публикаций о том, как бухгалтеру избегать ошибок в учете, если он пользуется 1С. На этот раз Ольга Шулова дает видео-советы про правильное списание материалов.

Вам знакома ситуация, когда не получается провести документ на списание материалов или проводки формируются с нулевой суммой?

В этом видео я расскажу о том, как быстро найти причину таких ошибок и устранить их.

На примере программы 1С: Бухгалтерия предприятия 8 редакции 3.0 будут рассмотрены три популярные ошибки, которые я периодически вижу в базах своих клиентов.

А еще мы поговорим о настройках, которые позволяют избежать отрицательных остатков ТМЦ и помогут добиться корректного списания материалов.

Как избежать ошибок в нумерации счетов-фактур в 1С, смотрите тут.

Как работают замещающие облигации и в чем интерес инвестора

Замещающие облигации — это выпущенные по российскому праву и обращающиеся внутри российской инфраструктуры облигации, которые инвестор может получить взамен еврооблигаций эмитента. Фактически это способ провести выплаты российским держателям средств, которые им причитаются по еврооблигациям, однако технически их провести невозможно из-за западных санкций.

Как работают замещающие облигации и в чем интерес инвестора

Методы списания производственных материалов в бухучете

С 01.01.2021 учет МПЗ регулируется новым ФСБУ 5/2019 «Запасы» (утв. приказом Минфина от 15.11.2019 № 180н), ПБУ 5/01 утратило силу.

Алгоритм учета материалов по ФСБУ 5/2019 подробно описали эксперты КонсультантПлюс. Оформите пробный доступ к системе и переходите в Путеводитель. Это бесплатно. 

П. 36 ФСБУ 5/2019 (до 01.01.2021 — п. 16 ПБУ 5/01) допускает 3 варианта списания МПЗ:

  • по себестоимости единицы запасов (СЕЗ);
  • средней себестоимости (СРС);
  • методом ФИФО.

Выбранный фирмой метод списания необходимо закрепить в учетной политике и применять последовательно от периода к периоду. В течение года сменить применяемый метод можно только в одном случае: если данный способ отменен законодательно.

Выбор метода списания материально-производственных запасов — важный организационно-учетный момент, поскольку стоимость МПЗ формирует себестоимость готовой продукции и в конечном счете влияет на величину исчисленной по нормам бухучета прибыли.

Каждый из способов имеет свои особенности:

  • ФИФО позволяет учитывать в себестоимости реализованной продукции (работ, услуг) стоимость самых ранних по времени закупок материальных ресурсов;
  • СЕЗ дает возможность списать материалы по цене приобретения;
  • СРС удобен при большом разнообразии ассортимента МПЗ.

Смотрите примеры расчета средней себестоимости и расчета себестоимости способом ФИФО в КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе предоставляется бесплатно.

Фирмы, применяющие автоматизированные учетные системы, по избранному методу учета формируют алгоритмы, с помощью которых автоматизируется процесс списания материалов.

У микропредпиятий, применяющих упрощенные способы учета и отчетности, есть возможность списывать МПЗ единовременно в полной сумме, а не постепенно по мере использования (п. 2 ФСБУ 5/2019, до 01.01.2021 — п. 13.2 ПБУ 5/01).

Пример упрощенного учета затрат на приобретение запасов микропредприятием можно посмотреть в КонсультантПлюс, получив бесплатный пробный доступ к системе.

Отраслевые нюансы списания материалов

Описанные в предыдущем разделе методы списания МПЗ едины для всех фирм независимо от их отраслевой принадлежности. Однако отраслевая специфика все же оказывает влияние на порядок списания материалов.

Так, у производственных организаций регулярно образуются остатки незавершенного производства. С 2021 года НЗП классифицируется, как МПЗ, и учитывается по правилам, которые устанавливает новый ФСБУ 5/2019 «Запасы». Организовать учет НЗП в соответствии с новым стандартом вам поможет Готовое решение от КонсультантПлюс. Пробный доступ к этому и другим материалам системы предоставляется бесплатно.

И конечно, отраслевые нюансы списания МПЗ есть у таких отраслей, как строительство и сельское хозяйство.

Строительство

Специфичным нюансом данной отрасли является разнообразие списываемых материалов и оформляемых при этом первичных документов.

Для документального обоснования списания материалов в строительстве необходим целый набор документов:

  • ежемесячные отчеты о расходе МПЗ в строительстве (в сопоставлении с нормативным расходом);
  • сметы (локальные и объектные) с указанием сметного расхода материалов по видам работ;
  • материальные отчеты материально-ответственных лиц (прорабов, мастеров или начальников участков);
  • утвержденные руководителем строительной фирмы производственные нормы расхода основных строительных материалов;
  • журналы учета выполненных работ по каждому строительному объекту.

Кроме того, строительная специфика заключается в необходимости ежемесячной оценки израсходованных материалов открытого хранения: щебня, песка, гравия и прочих сыпучих материалов. Их расход в течение месяца документально не оформляется, и для определения фактического расхода остатки материалов необходимо инвентаризировать. По результатам такой инвентаризации производится списание МПЗ.

Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, смотрите Типовую ситуацию «Как списать материалы в строительстве». Если доступа нет, оформите бесплатный пробный доступ к системе и изучите рекомендации.

Сельское хозяйство

Для списания материалов сельхозпредприятием также требуются специфические первичные документы (наряду с повсеместно применяющимися требованиями, такими как накладные и лимитно-заборные карты).

Среди них, к примеру, можно назвать:

  • акт расхода семян и посадочного материала (составляется агрономами или иными специалистами после окончания сева или посадки культур);
  • ведомость учета кормов (ведется с целью учета ежедневной выдачи кормов на ферме в соответствии с планом кормления животных и утвержденным рационом);
  • акт на выбытие животных и птицы (оформляется в случае падежа, вынужденной прирезки или забоя животных).

Однако просто заполнить акт или ведомость недостаточно. Необходимо профессиональное обоснование того или иного события. Например, при падеже животных списание их стоимости будет обоснованным, если в акте объективно и всесторонне раскрыты причины выбытия животных и обозначен диагноз. При этом если животное погибло по вине работника сельхозпредприятия, его стоимость отражается в учете в виде задолженности данного работника (с дооценкой до рыночной цены) и взыскивается с него в установленном порядке.

Об особенностях списания МПЗ см. статью «Порядок списания материалов в бухгалтерском учете (нюансы)».

По какой стоимостной оценке производится списание пришедших в негодность материальных запасов

В процессе обычной деятельности фирмы нередки случаи списания материалов, пришедших в негодность. Этот процесс обладает своими учетными нюансами в зависимости:

  • от нормативов списания МПЗ (в пределах или сверх норм);
  • наличия доказанности вины работников фирм или иных лиц в порче материалов.

Стоимость испорченных (пришедших в негодность) материалов списывается в пределах норм естественной убыли на счета производственных затрат, а сверх норм — на прочие расходы.

Важно! Рекомендация от КонсультантПлюс
Сумму возмещения, подлежащую получению от виновного лица или удержанию из его заработной платы, включите…
Как учесть возмещение от виновного лица, смотрите в КонсультантПлюс. Пробный доступ бесплатен.

Как составить приказ о списании материальных запасов — форма и образец

Процедура списания состоит из нескольких этапов, среди которых существенное место занимает распоряжение руководителя о назначении комиссии, которой поручено провести необходимые мероприятия. 

Если возникает необходимость, в документе можно привести регламент работы комиссии. Однако обычно порядок работы такого формирования устанавливается в начале работы компании, чтобы не расписывать его каждый раз.

При выборе именно такого варианта в очередном приказе остается отразить: название компании, порядковый номер и дату распоряжения, цель формирования комиссии, ее персональный состав и, наконец, подпись директора.    

Образец приказа о создании комиссии по списанию материальных запасов вы можете посмотреть на нашем сайте.

Скачать образец приказа

Как выглядят проводки по списанию материалов по различным основаниям

Списание материалов подразумевает набор документально оформленных операций, в результате которых кредитуется основной счет по учету МПЗ — счет 10 «Материалы». При этом дебетуются «затратные» счета (20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные затраты», 26 «Общехозяйственные затраты» и др.), а также счета по учету прочих расходов (91 «Прочие доходы и расходы») и финансовых результатов (99 «Прибыли и убытки»).

Основные проводки по списанию материалов приведены в таблице.

Дебет счета

Кредит счета

Описание

20

10

Списание стоимости материалов в основное производство

23

(25, 26)

10

Учет расхода материалов, отпущенных для нужд вспомогательных производств (общепроизводственных или общехозяйственных нужд)

94

10

Списание балансовой стоимости материалов при их порче, хищении, моральном устаревании или истечении срока годности

99

10

Списание материалов, утраченных в результате стихийных бедствий

91.2

10

Выбытие материалов при их безвозмездной передаче

Детальное изучение проводок по списанию МПЗ продолжите с помощью материалов нашего сайта. См., например, статью «Бухгалтерские проводки по учету материалов».

Является ли нарушением правил ведения бухгалтерского учета несвоевременное списание материалов при их использовании? Ответ на этот вопрос вы найдете в Готовом решении от КонсультантПлюс, если получите бесплатный пробный доступ.

Акт о списании материальных запасов — образец формы Ф-0504230 (ОКУД)  

Списывать материальные запасы надлежит организациям, используя акт о списании. Для этого документа предусмотрена специальная форма 0504230 акта о списании материальных запасов, утвержденная приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н, позволяющая оформлять списание всеми существующими способами. Указанная форма акта применяется органами государственной власти, местного самоуправления, муниципальными учреждениями. 

Также можно разработать собственный бланк акта о списании МПЗ и утвердить его в учетной политике.

ВАЖНО! С 01.01.2013 использование унифицированных форм документов необязательно. Организации вправе разработать собственные бланки со всеми обязательными реквизитами первичных документов и утвердить их в учетной политике. А с 01.01.2022 вступил в силу ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете», который устанавливает перечень реквизитов первичных документов, их форматы в электронном виде и порядок работы с ними. Положение о том, что документы следует хранить только на территории РФ, вступает в силу с 01.01.2024 года. Подробнее об этом мы писали в статье.  

Ниже рассмотрим форму Ф-0504230.

В шапке акта проставляется его номер по порядку, дата составления, состав комиссии, проводившей процедуру списания и приказ, которым этот состав утвержден.

В табличную форму, идущую далее, записываются данные по расходу МПЗ: названия, коды, нормы расхода, реальный расход, причины, приведшие к списанию, Дт и Кт для бухгалтерских проводок. Внизу таблицы подводятся суммарные итоги, за которым следует заключение комиссии и подписи всех ее членов, указанных в шапке акта.

Загрузить бланк акта о списании материальных запасов ОКУД 0504230 вы можете на нашем сайте:

Порядок списания материалов в бухгалтерском учете (нюансы) 

Скачать акт о списании материальных запасов

Также вы можете скачать заполненный образец акта о списании материальных запасов.

Скачать образец акта

Итоги

Списание материалов в бухучете допустимо 3 методами: по средней себестоимости, методом ФИФО и по себестоимости единицы запасов.

Основанием для списания МПЗ служит первичный документ или комплект первичной учетной документации, оформляемый с учетом отраслевой специфики.

Одна из самых неприятных ситуаций при работе в программе 1С:Бухгалтерия это появление «красноты» в различных оборотно-сальдовых ведомостях. Очень часто пользователи, впервые столкнувшиеся с такой ошибкой, не знают с чего начать поиск причин ее возникновения и как следствие – путей ее исправления.

Я предлагаю вам рассмотреть такую проблемную ситуацию в оборотно-сальдовой ведомости по счету 10.01. Но у вас она может возникнуть и по 41 счету и по 43. Очень много неприятных моментов связано с аналогичной ошибкой по 60 или 62 счету. Но корень зла у всех один – некорректная работа с субконто.
Что же такое субконто? Информации об этом таинственном термине в интернете можно найти очень много. На всякий случай повторим здесь еще раз. Субконто – это некий аналитический показатель или уточнение, в разрезе которого ведется учет на том или ином счете бухгалтерского учета. Например, если речь идет о счете 60 или 62, то логично, что эти счета необходимо вести в разрезе контрагентов, 10 и 41 счет надо детализировать, т.е. уточнять в разрезе номенклатуры.
В программе 1С:Бухгалтерия у каждого счета в плане счетов указаны субконто. На счете их не может быть более трех:

План счетов

Вот в этой детализации и надо искать ошибку.
Итак, рассмотрим один небольшой пример. Отработав 2 квартал, бухгалтер формирует ОСВ по счету 10.01, с детализацией по номенклатуре и довольно часто с унынием наблюдает вот такую картину:

ОСВ по счету 10.01

Т.е. по одной из номенклатурных позиций сложилась странная ситуация: остатков на начало периода нет. Пришли 25 единиц материала, списано тоже 25 единиц, но программа почему то списывает данную позицию по какой то другой цене, вследствие чего в оборотке по БУ образовалось отрицательное сальдо. Для того, чтобы немного упростить работу с отчетом, сделаем отбор по одной номенклатурной позиции:

оборотка по БУ

Если мы посмотрим в план счетов, то увидим, что у счета 10.01 три субконто: номенклатура, склады и партии, поэтому давайте детализируем ОСВ по всем трем субконто. Для этого перейдем в настройки отчета и на закладке Группировка установим флажки на всех трех показателях:

закладка Группировка в ОСВ

Сформировав отчет,  мы увидим совершенно другую картину:

ОСВ

Т.е. на самом деле при детализации 10 счета мы видим, что в прошлом периоде произошла ошибка и хотя нам казалось что остатков по данной номенклатуре нет, программа видит остатки по поступлению от 31 марта и при списании данного материала в апреле как и положено по методу ФИФО сначала списывает запасы по той партии, которые поступили раньше.
Причины возникновения такой путаницы, как правило, одинаковые – мы часто вынуждены возвращаться в прошлый период, чтобы поправить даты и время документов поступления или списания.
Чаще всего ошибку легко исправить простым перепроведением документов и программа сама выстроит все документы в хронологической последовательности. Для такого простого решения надо просто регулярно анализировать оборотно-сальдовые ведомости по разным счетам в конце квартала или месяца.
Однако иногда бухгалтер обнаруживает ошибку в уже закрытом периоде, менять данные в котором конечно не хотелось бы. Тогда тут к моему великому сожалению, поправить ситуацию можно только операцией введенной вручную. Мои клиенты все знают, что я большой противник ручных проводок, но в данной ситуации без этого не обойтись.
И формировать ручную проводку надо очень аккуратно, внимательно и правильно заполняя все субконто в счетах учета. Итак, в разделе Операции открываем список операций введенных вручную:

открываем список операций введенных вручную

Создаем новую операцию, например, 01 апреля и внимательно проставляем счета учета, субконто, количество и сумму операции в соответствии с той ситуацией, которая сложилась в ОСВ:

Создаем новую операцию

После этого перепроводим документы текущего периода и переформируем оборотно-сальдовую ведомость. Получается вот такая замечательная картина:

переформируем оборотно-сальдовую ведомость

Таким образом, наша ошибка исправлена и никакого сальдо по данной номенклатуре у нас нет.
Итак, для своевременно устранения ошибок и комфортной работы в программе, анализируйте отчеты с максимальной детализацией и тогда программа 1С:Бухгалтерия станет для вас помощником, а не врагом, с которым вы ежедневно сражаетесь.
Работайте в 1С с удовольствием.
С вами была ваш консультант, Виктория Буданова. Спасибо что вы с нами.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки при списании материалов
  • Ошибки при сохранении молодости
  • Ошибки при списании гсм
  • Ошибки при спирометрии
  • Ошибки при спасении утопающего