Ошибки при составлении программы исследования

Типичные ошибки в разработке программы.

1
сформулированные проблемы не отражают
реальную ситуацию состояния объекта,
сущности проблемной ситуации;

2
цель исследования не связана с выделенной
проблемой, сформулирована абстрактно,
не отражает специфики объекта

3
неопределенны задачи исследования или
поставленные задачи оторваны от реальных
возможностей и средств исследования

4
в ходе разработки программы не проведен
факторный и структурный анализ объекта

5
на основе имеющихся данных трудно
установить границы объекта, его состав
и структуру

6
необозначен предмет исследования, дана
слишком узкая или широкая его интерпретация

7
теоретически слабо разработан предмет
содержания проблемы

8
смешивается теоретический и эмпирический
уровень анализа процессов

9
теоретическая интерпретация проводится
фрагментально т.е. не устанавливается
логическая связь определенных понятий
исследования

10
отсутствуют гипотезы

11
основные гипотезы или уже или шире
поставлены в проблемы исследования
(основные задачи)

Обоснование системы выборки единиц наблюдения

Единица
наблюдения

– это элемент объекта населения, который
является непосредственно источником
информации регистрируемой при исследовании

Различают
сплошные и несплошные методы отбора
единиц наблюдения.

Сплошное
исследование

— это исследование всех без исключения
единиц исследования.

Несплошное
наблюдение

– это исследование части единиц входящих
в объект исследования.

Методы
несплошного наблюдения

Метод
основного массива

— исследованию подвергаются наиболее
крупные существенные единицы наблюдения.
При данном наблюдении должна быть
уверенность в типичности выбранной
единицы.

Выборочный
метод

– исследование отобранной части единиц
генеральной совокупности с целью
получения обобщающих характеристик.
Основан на взаимосвязи, взаимообусловленности
качественных признаков социальных
объектов, на правомерности вывода в
целом при изучении его части, при условии,
что по своей структуре эта часть является
микромоделью целого.

Основные понятия выборочного метода.

Генеральная
совокупность – совокупность всех единиц
входящих

Выборочная
совокупность – часть генеральной
совокупности непосредственно
подвергающаяся наблюдению.

Репрезентативность
(представительность) – это свойство
выборочной совокупности воспроизводить
существенные для исследования
характеристики генеральной совокупности.

Единица
отбора – это основные элементы генеральной
совокупности последовательным образом
отбираемые в выборочную совокупность.

Виды
выборок в выборочном социологическом
исследовании.

1)
по количеству ступеней отбора:

1
отбор при котором единицы отбора
совпадают с единицами исследования;

2
многоступенчаты отбор – это отбор при
котором отбору единиц наблюдения
предшествует отбор более крупных единиц.

Индивид
– город и т.д.

2)
по характеру единиц отбора

1
производственная выборка, при которой
отбор респондентов осуществляется на
предприятиях и учреждениях;

2
территориальная выборка – респонденты
выбираются по месту жительства;

3
смешанная выборка – отбор на разных
ступенях территориальных и производственных
единиц.

3)
по роли вероятностных законов формирования
выборки

Вероятностная
(случайная)

– выборка при которой каждая единица
генеральной совокупности имеет равную
вероятность попасть в выборочную
совокупность. Главным условием является
гарантия каждому элементу генеральной
совокупности попасть в случайную.

Для
этого надо, чтобы элементы генеральной
совокупности были распределены
равномерно.

Для
построения случайных выборок необходима
основа выборки, это перечень всех
элементов генеральной совокупности.


в рамках вуза список всех учащихся


газета – все номера

Вероятностная
выборка бывает

1
простая случайная или бесповторная
случайная.

Обычно
для формирования этой выборки используются
таблицы случайных чисел, что предполагает
следующую последовательность шагов:

а)
Каждый член генеральной совокупности
должен быть идентифицирован. Для этого
ему присваивается последовательный
номер;

б)
Количество разрядов таблицы случайных
чисел должно быть таким же как у номера;

в)
Начальная позиция должна быть определена
случайным образом;

г)
От начальной цифры можно двигаться в
любом произвольно выбранном направлении;

д)
Те числа, которые более должны быть
опрошены.

Кроме
таблицы случайных чисел можно пользоваться
карточками, шарами и компьютером.

2
систематическая (механическая) выборка

Выборка
при которой элементы генеральной
совокупности сводятся в единый список
и через равные интервалы отбирается
соответствующий числу респондент.

Этот
равный равный интервал называется шагом
выборки.

Первый
от кого выбирается шаг выбирается по
таблице случайных чисел.

3
Серийная (гнездовая, групповая, кластерная)
выборка.

Вид
выборки, при котором отбираемые объекты
представляют собой группы или гнезда
(кластеры) более мелких единиц. (т.е.
отбираются, группы, а не индивиды)

Кластером
(гнездом) называют единицу отбора высшей
ступени, состоящую из более мелких
единиц низшей ступени.

В
выборку могут быть включены как все
единицы низшего уровня, так и их часть.
Число единиц, образующих гнездо, называют
его размером.

В
качестве гнезд выступают населенные
пункты, районы, дома, подъезды, предприятия,
цехи, бригады.

Построение
выборки:

1
Генеральная совокупность делиться на
ряд непересекающихся, исчерпывающих
ее подмножеств. Это могут быть семьи,
студенческие группы, бригады.

2
Производится случайный отбор подмножеств.

3
Если в отобранных подмножествах
проводится сплошной отбор, то процедура
называется отдоступенчатой, если выборка
выбирается из этих подмножеств при
помощи вероятностного метода, то
процедура называется двуступенчатой
групповой выборкой.

Серии
должны быть достаточно схожи, однородны
по своему признаку, но внутри каждой
серии разброс значения признака должен
быть максимален т.е. подмножества должны
быть разнородны (гетерогенны).

Например:
студенческая группа должна содержать
как отличников, так и двоечников.

4
стратифицированная выборка.

Это
вероятностная выборка при которой
генеральная совокупность разбивается
на однородные части, страты по какому-либо
признаку, а затем из каждой страты
производится систематический или
простой случайный отбор.

Призанак
по которому производится расслоение
генеральной совокупности называется
признаком расслоения, а подмножества
или слои на которые делится генеральная
совокупность называются частными
совокупностями. Причем слои должны быть
непересекающимися и исчерпывать
генеральную совокупность т.е. каждый
элемент генеральной совокупности должен
входить только один из слоев.

Разбиение
генеральной совокупности на слои должно
производиться так, чтобы элементы каждой
страты имели минимальный разброс
признаков внутри страты, а значения
характерные для любых двух слоев
отличались друг от друга как можно
больше.

Стратифицированная
выборка может быть двух видов.

1
Пропорциональная выборка: единицы
наблюдения распределены между слоями
пропорционально, доли элементов в
генеральной совокупности, количество
единиц наблюдения из каждой страты в
отдельности определяются по формуле.

ni=
Ni*n/N

i
– число страт выделенных в генеральной
совокупности

N
– число
единиц в серии

300
инженеров, 700 рабочих.

2
Внепропорциональная выборка: учитывает
два критерия 1 – объем слоя; 2 – его
изменчивость.

При
фиксированном объеме выборки страты с
большей изменчивостью получают в общей
выборке представления, для которого
превышает их размер в генеральной
совокупности.

И
наоборот – слои с высоким уровнем
гомогенности получают представление
в меньше пропорционального.

В
страте с изменчивостью стремящейся к
нулю все элементы имеют одинаковое
значение призанака, поэтому достаточно
сделать два-три замера, для слоя с высокой
изменчивостью среднее значение признака
можно оценить на основе большего числа
замеров.

Детерминированная
(неслучайная) выборка

Выборка
в которой единицы выборочной совокупности
отображены целенаправленно, она основана
на неких частных предпочтениях или
суждениях, которые могут давать хорошие
данные, но гарантировать репрезентативность
нельзя.

1
стихийная (нерепрезентативная): внее
ключены максимально доступные для
исследования единицы наблюдения.

К
ним относятся: пресса, телевидение,
опрос, опросы первого встречного.

При
использовании стихийного отбора
невозможно определеить какую генеральную
совокупность представляет выборка.

Причем
большее увеличение выборочной совокупности
не делает ее репрезентативной.

2
преднамеренная: выборка при которой
отбираются те элементы, которые по мысли
исследователя отвечают целям исследования.

Предполагается,
что отбираемые объекты могут дать
представление об изучаемой генеральной
совокупности.

3
квотная выборка: строится таким образом,
что доля элементов выборки обладает
определенными характеристиками,
соответствует доле таких же элементов
генеральной совокупности.

Выборочная
совокупность по ряду признаков
воспроизводит пропорции генеральной
совокупности.

Квотная
выборка используется в том случае, когда
до начала исследования имеются
статистические данные о контрольных
признаках элементов генеральной
совокупности (число признаков не должно
превышать 4-5)

Квоты
могут быть заданы:

А
зависимыми параметрами

Б
независимыми параметрами

Квота
выделяется каждому интервьюеру в этом
случае не отражает распределение
контрольных характеристик в генеральной
совокупности соответствующей пропорциям.

Различие
между стратифицированной и квотной
выборкой состоит в следующем.

В
стратифицированной выборке элементы
выбираются вероятностным методом, в
квотной их отбора обусловлен сначала
позицией исследователя, а позже в
пределах заданной квоты и позицией
интервьюеров (в этом ее недостаток)

4)
по объему

1
выборка фиксированного объема при
которой объем выборки определяется до
начала исследования и анализу результатов
предшествует сбор всех необходимых
данных

2
последовательная выборка, в ней количество
отбираемых элементов заранее неизвестно,
оно определяется на основе серий
последовательных решений о том можно
ли считать полученный результат
убедительным или нет.

Типичные ошибки при работе над исследованием Как сделать так, чтобы работу сам написал даже самый слабый студент?

Типичные ошибки при работе над исследованием

Как сделать так, чтобы работу сам написал даже самый слабый студент?

Каждый раздел в работе должен иметь своё название ВАЖНО Опять же сам факт анкетирования в работе должен фиксироваться выводами и иметь название В работе указание на анкетирование присутствует лишь в тексте. ИССЛЕДОВАНИЕ или АНКЕТИРОВАНИЕ само по себе это метод, а название раздела конкретизируется под цель исследования. В данном случае раздел «проведение исследования» следовало назвать примерно «изучение влияния физических упражнений на студентов первого курса»

Каждый раздел в работе должен иметь своё название

ВАЖНО

Опять же сам факт анкетирования в работе

должен фиксироваться выводами и иметь название

В работе указание на анкетирование присутствует лишь в тексте.

ИССЛЕДОВАНИЕ или АНКЕТИРОВАНИЕ само по себе это метод, а

название раздела конкретизируется под цель исследования. В данном случае раздел «проведение исследования» следовало назвать примерно «изучение влияния физических упражнений на студентов первого курса»

Раздел следует делить на разделы разумно ВАЖНО! Подраздел должен появляться в случае, когда текст раздела следует разделить на части. Их не может быть меньше двух, так как мы одно целое делим на куски, отсюда не очень понятен резон появления подраздела 1.1, когда не существует в природе подраздела 1.2. Если в разделе существует текст помимо подраздела 1.1, то необходимо ввести Иную нумерацию, озаглавить подразделом не разделённый кусок, и тогда это  деление остаётся в работе

Раздел следует делить на разделы разумно

ВАЖНО!

Подраздел должен появляться

в случае, когда текст раздела следует разделить на части. Их не может быть меньше двух, так как мы одно целое делим на куски, отсюда не очень понятен резон появления подраздела 1.1, когда не существует в природе подраздела 1.2.

Если в разделе существует текст помимо подраздела 1.1, то необходимо ввести

Иную нумерацию, озаглавить подразделом не разделённый кусок, и тогда это

деление остаётся в работе

Безликие задачи/цель Цель и задачи всегда должны  быть максимально конкретными Не может быть задач «изучить литературу», «сделать вывод» или «провести анкетирование». Под цель подстраиваются и задачи. Изучение литературы, проведение анкетирования и формулировка выводов – это МЕТОДЫ исследования, а не его задачи . Задачи – шаги к выполнению цели: что надо изучить, что найти, что проанализировать или систематизировать, чтобы достичь цели – это и есть задачи. В данном примере может быть задачи: 1)изучить влияние упражнений на организм в целом. 2) дать характеристику депрессивного состояния, его определения и возможных выходов (для осмысления в этой роли позиции физических упражнений) 3) определить взаимосвязь депрессивных состояний и физических упражнений (через проведения анкетирования 1) и просится четвёртая задача, включающая в себя проведение эксперимента (как ещё одного метода исследования) и анкетирования 2 доказывающего эту взаимосвязь.

Безликие задачи/цель

Цель и задачи всегда должны

быть максимально конкретными

Не может быть задач «изучить литературу», «сделать вывод» или «провести анкетирование». Под цель подстраиваются и задачи. Изучение литературы, проведение анкетирования и формулировка выводов – это МЕТОДЫ исследования, а не его задачи . Задачи – шаги к выполнению цели: что надо изучить, что найти, что проанализировать или систематизировать, чтобы достичь цели – это и есть задачи.

В данном примере может быть задачи: 1)изучить влияние упражнений на организм в целом. 2) дать характеристику депрессивного состояния, его определения и возможных выходов (для осмысления в этой роли позиции физических упражнений) 3) определить взаимосвязь депрессивных состояний и физических упражнений (через проведения анкетирования 1) и просится четвёртая задача, включающая в себя проведение эксперимента (как ещё одного метода исследования) и анкетирования 2 доказывающего эту взаимосвязь.

Цель не дублируется в заголовках Заголовки разделов формулируются из задач, но из-за глагольного характера последних не дублируются в заголовках, а при дублировании решают (раскрывают) только себя, а не всю работу разом! Таким образом получается, что когда какой-либо из разделов дублирует или цель или тему проекта создаётся ситуация, когда вся работа УЖЕ РАСКРЫТА в этом разделе. Для чего тогда нужны остальные?

Цель не дублируется в заголовках

Заголовки разделов формулируются из задач, но из-за глагольного характера последних не дублируются в заголовках, а при дублировании решают (раскрывают) только себя, а не всю работу разом!

Таким образом получается, что когда какой-либо из разделов дублирует или цель или тему проекта создаётся ситуация, когда вся работа УЖЕ РАСКРЫТА в этом разделе. Для чего тогда нужны остальные?

Работу пишет не один студент Постоянное использование местоимения «я» в работе. Исследование пишется от третьего лица без личных местоимений. Если без использования местоимений не обойтись, используют оборот «мы»: студент+ руководитель Важно! Заодно, в заключении нельзя указывать на то, что Узнал студент если не было задачи узнать. В заключении Необходимо указывать что удалось узнать, выводы по исследованию, а не то, чему научился или что узнал

Работу пишет не один студент

Постоянное использование местоимения «я» в работе. Исследование пишется от третьего лица без личных местоимений. Если без использования местоимений не обойтись, используют оборот «мы»: студент+ руководитель

Важно!

Заодно, в заключении нельзя указывать на то, что

Узнал студент если не было задачи узнать. В заключении

Необходимо указывать что удалось узнать, выводы по исследованию, а не то, чему научился или что узнал

Опрос ради опроса Анкетирование и опрос – это методы исследования, когда необходимо выяснить статистическое значение по какому-либо из параметров согласно цели исследования. Например, цель исследования: поиск механизмов перехода людей на раздельный сбор мусора.  В рамках исследования происходит опрос на тему раздельного сбора мусора, целью которого будет выяснить сортируют ли опрошенные мусор и если нет, что им мешает это делат ь. Например , цель исследования определение наиболее безопасного для организма количества потребляемых углеводов . В рамках исследования происходит анкетирование целью которого является выяснение обращают ли люди внимание при покупке продуктов на содержание в продукте углеводов, доверяют ли упаковке, на которой написано «Без сахара», считают ли количество потребляемых углеводов.

Опрос ради опроса

  • Анкетирование и опрос – это методы исследования, когда необходимо выяснить статистическое значение по какому-либо из параметров согласно цели исследования.

Например, цель исследования: поиск механизмов перехода людей на раздельный сбор мусора.

В рамках исследования происходит опрос на тему раздельного сбора мусора, целью которого будет выяснить сортируют ли опрошенные мусор и если нет, что им мешает это делат ь.

Например , цель исследования определение наиболее безопасного для организма количества потребляемых углеводов . В рамках исследования происходит анкетирование целью которого является выяснение обращают ли люди внимание при покупке продуктов на содержание в продукте углеводов, доверяют ли упаковке, на которой написано «Без сахара», считают ли количество потребляемых углеводов.

Лукьянец,
Н.Г.

к.п.н.,
профессор,

ФГБОУ
ВО«Челябинский государственный университет»

Костанайский
филиал

О НЕКОТОРЫХ ТИПИЧНЫХ ОШИБКАХ
ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

Характерной чертой
современного мира является бурное развитие научно-технического прогресса,
интенсивное увеличение объема научной и научно-технической информации, быстрая
сменяемость и обновляемость знаний.

В данных условиях
особое значение приобретает подготовка высококвалифицированных специалистов,
имеющих хорошую общенаучную и профессиональную подготовку, способных к
самостоятельной творческой работе, к внедрению в производственный процесс
новейших и прогрессивных результатов, реализуя одну из функций науки –
производительную, следовательно, формирование методологической культуры
студентов сегодня является актуальным вопросом.

В процессе
обучения в ВУЗе, обучающиеся должны овладеть такими компетенциями как способность
самостоятельно осуществлять сбор, анализ, оценку информации, интерпретацию
результатов, обоснование выводов, необходимых для постановки и решения
профессиональных задач.

Важным направлением совершенствования теоретической и
практической подготовки студентов является выполнение ими различных научных
работ.

Спектр творческих работ студентов, способствующих
развитию исследовательских умений достаточно широк. К ним относятся,
например,
реферат, научная, (проблемная) статья, эссе, отзыв, рецензия, доклады, и
сообщения.

При этом, навыки, приобретенные в процессе подготовки
творческих работ, помогают студентам выполнять плановые учебно-научные работы
на более высоком качественном уровне, такие как курсовая и выпускная
квалификационная работы.

Между тем, первые опыты научно-исследовательской
работы студентов показывают недостаточное владение методологическими знаниями
научно-исследовательской работы, что отрицательно сказывается на результатах.

Исследование — вид
познавательной деятельности, заключающийся в целенаправленном изучении
малоизвестных или неизвестных явлений и фактов, получения новой информации о
чем-либо.

Под исследовательской
деятельностью понимается деятельность студентов, связанная с решением
творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и
предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной
сфере, являющихся нормой проведения исследования, таких как:

— постановка проблемы;

— изучение теории,
связанной с выбранной темой;

— подбор методик
исследования и практическое овладение ими; 

— сбор собственного
материала, его анализ и обобщение;

— собственные выводы.

Любое исследование, независимо,
в какой области оно выполняется, имеет подобную структуру

Исследовательская
деятельность способствует развитию личностного мировоззрения студента, формируя
культурно-мировоззренческую функцию науки.

Основная
особенность исследования в образовательном процессе — то, что оно является учебным.
Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение
объективно нового результата, как в «большой» науке.

Самым первым звеном в формировании навыков
учебно-исследовательской работы является реферативная работа,
в которой обучающемуся
следует отразить:

—  выбор темы исследования; определение актуальности, проблемного
поля;

— объектная область;

— структура;

— умение работать с информационно-библиографическими
источниками;

— составить развернутый план, который ляжет в основу
содержания;

— использование научного стиля языка;

— оформление реферата.  

Требования к оформлению рефератов
аналогичны правилам оформления курсовых работ и дипломных работ.

Структура реферата должна способствовать
раскрытию избранной темы иметь: титульный лист, содержание, введение, основную
часть, заключение, список использованной литературы, приложения.

Подготовка любой
письменной работы может сопровождаться ошибками, не исключением является и
реферат.

Ошибки
учебных научных работ можно классифицировать по различным осн
ованиям. Остановимся на следующей классификации:

1)   требования к структуре;

2)    требования к оформлению;

3)    требования к содержанию.

Рассмотрим наиболее
часто встречающиеся (типичные) ошибки на примерах рефератов студентов первого
курса по дисциплине Основы научного исследования.

1.                 
Требования к структуре:

Первая распространенная
ошибка

это нарушение структуры реферата:

Довольно часто у
студента не хватает времени на все структурные элементы, поэтому реферат
оказывается без содержания, введения, заключения или без списка использованной
литературы.

Но еще чаще
нарушается структура введения – когда отсутствует один компонент из структуры
введения, либо отсутствуют все элементы структуры (актуальность, проблема темы,
объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методы).

Стоит ли говорить
о том, что такая работа попросту не будет принята

Типичные
ошибками, допускаемые по структуре:

·                   
Объем меньше или больше
относительно требований;

·                   
Пропуски структурных
элементов в реферате;

·                   
Пропуски структурных
элементов введения;

·                   
Нарушение пропорций
построения работы.

2.                 
Требования
к оформлению:

I.                  
На втором месте располагаются ошибки, которые допустить очень
просто, особенно если реферат был, хотя бы частично скачан из сети – это
нарушение требований оформления (
Все письменные работы студентов должны
быть выполнены в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32-2017 и ГОСТ 2.105-1995)
.

ВУЗы имеют свои требования к оформлению
(Костанайский филиал ЧЕЛГУ
методическая инструкция по
составлению методических рекомендаций по написанию и оформлению курсовых работ СМК
МИ 05 – 2018г.),
поэтому реферат должен быть приведен в
соответствие с ними.

В том случае если
реферат качался из сети (полностью или частично) необходимо самым внимательным
образом проследить за оформлением, особое внимание уделяем таким моментам:
интервал, шрифт, кегль, выравнивание текста, тип ссылок.

3.                 
Требования к содержанию:

I.                  
Особую
трудность обучающиеся испытывают при выборе темы исследования.

При выборе темы студент должен учитывать
что:

Во-первых, тема
должна быть интересна, должна увлекать, и во время работы над исследовательским
проектом обучающиеся должны овладеть новыми знаниями. 

Во-вторых, от удачно выбранной темы зависит возможность
успеха работы в целом. Если тема выбрана неудачно, то работа студента обречена
на неуспех.

Важнейшим критерием правильности
выбора темы является ее актуальность.

Если не определена актуальность, то возникает
несоответствие темы и объектной области

Типичными ошибками
формулирования темы являются:

·                    
Трудность
при выборе темы;

·                    
Рассогласование между названием темы, структурой научной работы;

·                    
Несоответствие темы исследования и объектной области;.

·                    
Отсутствие в теме объяснения цели исследования.

II. Неправильная
формулировка цели и задач исследования

Существенную
трудность для студентов представляет формулировка цели и задач исследования.

Цель
научной работы — предвосхищение результата в сознании человека, на достижение
которого направлены исследовательские действия, каким он его видит.

Типичными
ошибками формулирования цели работы являются следующие:

·                    
Цель не связана с рассматриваемым научным противоречием.

·                    
Определяет содержание деятельности, а не получаемое знание.

·                    
Предполагается получить уже известные знания, то есть цель
банальна.

·                    
Включение в состав ключевых слов темы неопределенностей или
слов, не несущих смысловой нагрузки.

Грамотная
формулировка цели очень важна. Здесь я применяю такую схему.

1.                 
Выберите
одно из слов типа: изучить, исследовать, выяснить, определить,
проанализировать, установить, показать, проверить, обосновать, обобщить,
описать, узнать и др.

2.                 
Добавьте
название объекта исследования.

Например:

Тема реферата: Социометрический метод

Объектом настоящего
исследования выступают социометрические методы.

Предметом данной работы
являются социометрические методы в юриспруденции.

Целью исследования
является изучение применения социометрического метода в юридической
деятельности.

В соответствии с поставленной
целью был определен ряд задач:

Цель конкретизируется и
развивается в задачах исследования. Задач ставится несколько, и каждая из них
четкой формулировкой раскрывает ту сторону темы, которая подвергается изучению.
Определяя задачи, необходимо учитывать их взаимную связь.

Как правило, каждая
задача формулируется в виде поручения: «Изучить.».., «Разработать.»..,
«Выявить.».., «Установить.».., «Обосновать.».., «Определить.».., «Проверить…»,
«Доказать…» и т.п.

Задачи отражают последовательность исследования, т.е.
как сформулирована первая задача, соответственно так и должна быть названа
первая глава и т.д. 

К типовым ошибкам можно отнести следующие
неточности:

•          в задаче отражается выполняемое
исследователем действие, а не определяемое знание;

•          в задачи вносятся слова второстепенной
значимости, либо слова, означающие неопределенность. («Пустое слово» невозможно
анализировать, в неопределенном явлении невозможно выявить границ.);

•          задачи выходят за рамки предмета
исследования (нарушаются целостность и системность);

•          формулируется чрезмерно большое количество
задач, что приводит к проблемам при защите.

III.           
Объект и предмет исследования

Объект исследования – это
то, что будет взято для изучения и исследования. Объектом исследования
может быть процесс или явление действительности. Обычно название объекта
исследования содержится в ответе на вопрос: что рассматривается?

Предмет— это особая
проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не
выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе. Именно
предмет исследования определяет тему исследования.

Типичными
ошибками формулирования объекта и предмета:

·                   
не понимают что объект шире, чем предмет, что
предмет находится в поле объекта.

IV.            
Ошибки,
допускаемые при написании теоретической части
.

Достаточно часто встречаются ошибки,
связанные с нарушениями содержательной части работы, тех требований, которые
должны обеспечить логику развертывания определенного текста. Недостаточная
осмысленность этих аспектов влечет за собой появление разных типов ошибок.

Такие недоработки
встречаются практически в каждом исследовании, однако типизировать и
квалифицировать их в полной мере не удается в силу значительных различий по
содержанию.

1. Эклектическое стыкование (смешение, соединение разнородных
стилей, идей, взглядов и т. п.
)
непереработанных отрывков из разных источников, чаще всего без указания
авторов.

2. Сплошное цитирование или пересказ тех или иных
подходов без анализа и обобщения.

3. Представление описания от 1 лица ед. числа
(«Я считаю…»), а не от 1 лица мн. числа («Мы
считаем…»).

4. Отсутствие чётких выводов по результатам
теоретического анализа литературы.

V.               
Работа с литературой

Эффективность работы с
литературными источниками зависит от знания определенных правил их поиска,
соответствующей методики изучения и конспектирования. Под «литературным
источником» понимается документ, содержащий какую-либо информацию (монография,
статья, тезисы, книга, диссертации и т. п.).

Типичными ошибками в оформление списка использованной литературы

1.                 
Отсутствие ссылки на источник информации. Такие
уловки имеют место быть, поэтому при использовании любых источников необходимо
всегда оформлять ссылку.

2.                 
Это поверхностное и неполное рассмотрение литературы по заданной
теме.

3.                 
Используют литературу старше 5 лет, неправильно
оформляют список литературы.

4.                 
Наличие в списке используемой литературы менее 15
источников.

VI.            
 Еще одна группа традиционных ошибок связана с недостаточно
качественно проведенной рефлексией полученных результатов и недоработками по
сведению результатов в единую и целостную систему

Недоработки этого
типа в основном касаются:

1.                 
Актуальности проведенного исследования;

2.                 
Полнота раскрытия исследуемой темы;

3.                 
Четкость в формулировании основных положений, объем
проанализированного исследовательского материала;

4.                 
Композиционная целостность работы, соблюдение требований,
предъявляемых к структуре работы, рубрикация;

5.                 
Качество оформления работы;

6.                 
Несоответствие содержания и выводов

7.                 
Не связывают цель с результатом работы.

Список
использованной литературы:

1. https:// multiurok.ru
/ files / mietodichieskiie-riekomiendatsii

 ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ФОРМУЛИРОВКАХ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ОСНОВНЫХ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ В СТУДЕНЧЕСКИХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТАХ

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ФОРМУЛИРОВКАХ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ОСНОВНЫХ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ В СТУДЕНЧЕСКИХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТАХ А. В. Шариков, профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна, НИУ «Высшая школа экономики»

Типовой набор методологических элементов квалификационной научной работы: 1. Тема исследования 2. Актуальность исследования 3.

Типовой набор методологических элементов квалификационной научной работы: 1. Тема исследования 2. Актуальность исследования 3. Степень разработанности темы 4. Проблема исследования 5. Объект исследования 6. Предмет исследования 7. Цель исследования 8. Задачи исследования 9. Методы исследования 10. Гипотеза исследования 11. Теоретическая база исследования 12. Эмпирическая база исследования 13. Научная новизна исследования 14. Теоретическая значимость исследования 15. Практическая значимость исследования и др.

Тема исследования При формулировке темы надо понимать, что входящие в неё слова функциональны. Среди

Тема исследования При формулировке темы надо понимать, что входящие в неё слова функциональны. Среди них важное место занимают: — термины (от лат. terminus – предел, граница) – общепризнанные точно определённые понятия — уточняющие элементы, задающие границы темы — слова и словосочетания, не являющиеся общепризнанными терминами, но обретающие статус рабочих терминов Нежелательны: — «слова-украшения» — жаргонизмы — дублирующие элементы

 Примеры неудачных формулировок тем: 1. Эпоха безвременья в записках журналистов 1990 -х гг.

Примеры неудачных формулировок тем: 1. Эпоха безвременья в записках журналистов 1990 -х гг. — нет ни одного научного термина — нет пространственных границ 2. Судьба «стартапов» на рынке Интернет-СМИ в условиях кризиса — использование жаргонизма и метафоры — нет пространственно-временных границ 3. Бренды средств массовой информации (на примере телевизионных средств массовой информации) — нет пространственно-временных границ — дублирование элементов

Актуальность исследования - это «степень ее важности в данный момент и в данной ситуации

Актуальность исследования — это «степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения конкретной проблемы» . (Ф. А. Кузин) Это ответ на вопрос: «Зачем сегодня надо заниматься данной темой? » Актуальность исследования занимает 1 -3 страницы текста.

Степень разработанности темы исследования Необходимо сделать краткий обзор предпосылок для исследования (3 -4 абзаца):

Степень разработанности темы исследования Необходимо сделать краткий обзор предпосылок для исследования (3 -4 абзаца): • что сделано предшественниками (указание авторов, которые занимались данной проблемой) • что осталось нераскрытым • что предстоит сделать

 Проблема исследования Чтобы дать формулировку проблемы исследования, необходимо сформулировать противоречие, т. е. несогласованность,

Проблема исследования Чтобы дать формулировку проблемы исследования, необходимо сформулировать противоречие, т. е. несогласованность, несоответствие между какими-либо выявленными противоположностями рассматриваемого явления. На основании показанного противоречия формулируется проблема исследования. Исследование должно быть направлено на разрешение выявленного противоречия.

 Объект и предмет исследования Объект исследования - это процесс или явление, в контексте

Объект и предмет исследования Объект исследования — это процесс или явление, в контексте которого исследуется рассматриваемая тема. Предмет исследования — это часть объекта исследования, которую необходимо рассмотреть во всей возможной полноте. Предмет исследования иногда обозначают как аспект рассмотрения объекта исследования. Формулировка предмета исследования близка к формулировке темы.

 Объект исследования Предмет исследования Тема исследования

Объект исследования Предмет исследования Тема исследования

Примеры логических противоречий в формулировках темы, объекта и предмета Исследования: Тема: Журнал «Современные записки»

Примеры логических противоречий в формулировках темы, объекта и предмета Исследования: Тема: Журнал «Современные записки» в 1920 -30 гг. : «культурный текст» русской эмиграции. Объект исследования: литературные публикации в журнале «Современные записки» . Предмет исследования: мифосимволическое пространство журнала «Современные записки» в 1920 -30 гг. — Тема шире объекта исследования – в объекте заявлен не весь материал журнала, а лишь литературные публикации. — Предмет и тема расходятся друг с другом – используются разные категории

Примеры логических противоречий в формулировках темы, объекта и предмета исследования: Тема: Анализ тематического репертуара

Примеры логических противоречий в формулировках темы, объекта и предмета исследования: Тема: Анализ тематического репертуара социологических публикаций в печатных СМИ (на примере федеральных изданий за 2003 -2007 гг. ) Объект исследования: публикации социологов в ведущих российских печатных СМИ, авторы или объекты интервью журналистов которых были позиционированы как социологи Предмет исследования: тематический репертуар социологических публикаций В формулировке темы не хватает пространственных ограничений и есть дублирование элементов В формулировке предмета исследования нет ни пространственных, ни временных ограничений – предмет шире объекта

Существует две традиции в формулировке объекта исследования в журналистике. Условно обозначим их как: -

Существует две традиции в формулировке объекта исследования в журналистике. Условно обозначим их как: — «литературоведческая» , идущая от классической филологии — «обществоведческая» , идущая от классической философии

В «литературоведческой» традиции объект исследования обычно определяется как нечто конкретное - текст или корпус

В «литературоведческой» традиции объект исследования обычно определяется как нечто конкретное — текст или корпус текстов (шире — медиатекст или корпус медиатекстов). 1. Объект исследования – газета «Известия» 2. Объект исследования – программа «Пусть говорят» на «Первом канале» 3. Объект исследования – новостные выпуски на радио «Эхо Москвы» Недостаток данного подхода – вероятность ухода в чистый эмпиризм, атеоретичность

В «обществоведческой» традиции объект исследования обычно определяется как абстракция - процесс или явление: 1.

В «обществоведческой» традиции объект исследования обычно определяется как абстракция — процесс или явление: 1. Объект исследования – политические коммуникации 2. Объект исследования – феномен институционализации профессионального сообщества 3. Объект исследования – управление персоналом в организациях Преимущество данного подхода – возможность увязать объект исследования с теоретической базой

 Пример изменения объекта Тема: Анализ мифосимволического пространства в литературных публикациях журнала русской эмиграции

Пример изменения объекта Тема: Анализ мифосимволического пространства в литературных публикациях журнала русской эмиграции «Современные записки» в 1920 -30 гг. Объект исследования: мифосимволическое пространство текста Теоретический базис исследования – семиологическая теория мифа (Р. Барт, Ю. М. Лотман и др. ) Предмет исследования: мифосимволическое пространство в литературных публикациях журнала русской эмиграции «Современные записки» в 1920 -30 гг.

 Объект исследования-1 (абстракция) Объект исследования-2 Мифосимволическое Предмет (конкретика) пространство исследования Журнал «Современные записки»

Объект исследования-1 (абстракция) Объект исследования-2 Мифосимволическое Предмет (конкретика) пространство исследования Журнал «Современные записки» Эмпирический базис: корпус текстов Теоретический базис: теория мифа

Раздвоение объекта/предмета исследования В квалификационных работах методологической ошибкой считается раздвоение объекта и/или предмета исследования,

Раздвоение объекта/предмета исследования В квалификационных работах методологической ошибкой считается раздвоение объекта и/или предмета исследования, что часто ведёт к размытой формулировке темы. Пример: 1. Тема : Право и Интернет: теоретические проблемы.

 Объект исследования-1 Объект исследования-2 Право Предмет исследования Интернет Теоретический базис: теория Интернета Теоретический

Объект исследования-1 Объект исследования-2 Право Предмет исследования Интернет Теоретический базис: теория Интернета Теоретический базис: теория права

Раздвоение объекта/предмета исследования Примеры: 2. Тема: Журналистика и PR 3. Тема: Стратегии развития убыточных

Раздвоение объекта/предмета исследования Примеры: 2. Тема: Журналистика и PR 3. Тема: Стратегии развития убыточных медиаактивов, входящих в структуру одного медиахолдинга, и их нормативно- правовое регулирование

 Цель и задачи исследования Цель исследования – это «то, что в самом общем

Цель и задачи исследования Цель исследования – это «то, что в самом общем виде должно быть достигнуто в итоге» исследования. Цель исследования должна логически соответствовать теме, объекту и предмету исследования. Задачи исследования – это логические шаги для достижения цели. Иногда задачи исследования рассматривают как микроцели. Цели и задачи исследования формулируются в виде некого действия: выявить, рассмотреть, описать и т. п.

Три наиболее распространённых типа целей научного исследования: 1. Описание нового явления, разработка новых категорий

Три наиболее распространённых типа целей научного исследования: 1. Описание нового явления, разработка новых категорий 2. Выявление связей между чем-либо и чем-то 3. Выявление изменений в чем-либо (динамики, тенденций, трансформаций и т. п. ) Впрочем, могут быть и другие типы целей научного исследования.

1. Описание явления Тема: Детские социальные сети в России Цель: Выявить характерные особенности детских

1. Описание явления Тема: Детские социальные сети в России Цель: Выявить характерные особенности детских социальных сетей в России 2. Выявление связей Тема: Влияние слияний и поглощений на стоимость медиакомпаний Цель: Выявить специфику влияния процессов слияний и поглощений на стоимость медиакомпаний 3. Выявление изменений Тема: Трансформация бизнес-моделей российских информационных агентств в 2000 -2010 гг. Цель: Выявить основные изменения бизнес-моделей информационных агентств России в 2000 -2010 гг.

Одна из наиболее часто встречающихся ошибок в формулировке цели исследования – «раздвоение цели» /

Одна из наиболее часто встречающихся ошибок в формулировке цели исследования – «раздвоение цели» / «умножение цели» Пример: Тема: Адаптация женских иностранных журналов к российскому медиарынку (на примере журналов «Космополитен» и «Элль» ) Цель: исследовать историю русских версий журналов «Космополитен» и «Элль» после их выхода на российский рынок, осуществить сравнительный анализ концепций и стиля, рассмотреть проблемы адаптации к российской аудитории и взаимодействия с ней, определить основные тенденции эволюции изданий, наметить её дальнейшие перспективы. Цель как таковая не сформулирована, а представлены задачи исследования.

При формулировке задач исследования важно, чтобы: - была выстроена строгая логическая последовательность планируемых действий

При формулировке задач исследования важно, чтобы: — была выстроена строгая логическая последовательность планируемых действий – предыдущий шаг предопределяет последующий — задачи однозначно вели бы к достижению цели, а не останавливали бы процесс исследования на полпути — среди задач были бы как теоретические, так и прикладные — все задачи были бы реализуемы Чётко прописанные задачи предопределяют структуру текста квалификационной работы.

 Методы исследования В научном исследовании метод выступает в роли средства для достижения цели.

Методы исследования В научном исследовании метод выступает в роли средства для достижения цели. Метод (от гр. μέθοδοζ — путь следования) – это ответ на вопросы: «Как вести исследование? » , «Как достичь цели исследования? » и т. п. Достичь цели исследования без метода невозможно!!! Это утверждение касается как общей, главной цели исследования, так и микроцелей-задач. Для каждой задачи исследования существуют свои методы.

 Научный метод, подобен свету, освещающему дорогу бредущему в темноте путнику Хромой, идущий по

Научный метод, подобен свету, освещающему дорогу бредущему в темноте путнику Хромой, идущий по дороге, опережает того, кто бежит без дороги Френсис Бэкон

Типология методов научного исследования По критерию «общие-частные» методы разделяются на: 1. Общенаучные 2. Полидисциплинарные

Типология методов научного исследования По критерию «общие-частные» методы разделяются на: 1. Общенаучные 2. Полидисциплинарные 3. Конкретно-научные По критерию «теоретическое/эмпирическое» : 1. Теоретические 2. Эмпирические 3. Методы как теоретического, так и эмпирического исследования

 По критерию «общие-частные» Общенаучные методы: 1. Анализ 2. Синтез 3. Индукция 4. Дедукция

По критерию «общие-частные» Общенаучные методы: 1. Анализ 2. Синтез 3. Индукция 4. Дедукция 5. Абстрагирование и др.

 По критерию «общие-частные» Полидисциплинарные методы, широко используемые в социогуманитарной сфере: 1. Структурный анализ

По критерию «общие-частные» Полидисциплинарные методы, широко используемые в социогуманитарной сфере: 1. Структурный анализ 2. Функциональный анализ 3. Структурно-функциональный анализ 4. Синергетический анализ 5. Системный анализ и др.

 По критерию «общие-частные» Конкретно-научные методы, широко используемые в медиаисследованиях: 1. Методы измерения аудитории

По критерию «общие-частные» Конкретно-научные методы, широко используемые в медиаисследованиях: 1. Методы измерения аудитории 2. Контент-анализ 3. Мотивационно-целевой анализ 4. Интент-анализ 5. SWOT-анализ и др.

 По критерию «теоретические-эмпирические» Теоретические методы, широко используемые в социогуманитарной сфере: 1. Историко-генетический анализ

По критерию «теоретические-эмпирические» Теоретические методы, широко используемые в социогуманитарной сфере: 1. Историко-генетический анализ 2. Институциональный анализ 3. Моделирование 4. Типологизация 5. Периодизация и др.

 По критерию «теоретические-эмпирические» Эмпирические методы, широко используемые в медиаисследованиях: 1. Наблюдение 2. Глубинное

По критерию «теоретические-эмпирические» Эмпирические методы, широко используемые в медиаисследованиях: 1. Наблюдение 2. Глубинное интервью 3. Фокус-группы 4. Экспертный опрос 5. Метод мозгового штурма и др.

 По критерию «теоретические-эмпирические» Методы как теоретического, так и эмпирического характера, широко используемые в

По критерию «теоретические-эмпирические» Методы как теоретического, так и эмпирического характера, широко используемые в медиаисследованиях: 1. Феноменологический анализ 2. Кросс-культурный анализ 3. Статистический анализ 4. Сравнительно-исторический анализ 5. Дискурсивный анализ и др.

Эмпирические методы классифицируются по двум основаниям: 1. Качественные/количественные методы 2. Опросные/аналитико-документальные

Эмпирические методы классифицируются по двум основаниям: 1. Качественные/количественные методы 2. Опросные/аналитико-документальные

Условное пространство эмпирических методов, широко используемых в медиаисследованиях опросные глубинные опросы на небольших и/или

Условное пространство эмпирических методов, широко используемых в медиаисследованиях опросные глубинные опросы на небольших и/или интервью нерепрезентативных массовые опросы выборках репрезентативные этнометодология тестирование панельные исследования групповые дискуссии (пиплметрия и др. ) качественные количественные дискурс-анализ контент-анализ документов статистический анализ без подсчётов документов аналитико- документальные

Наиболее часто встречающиеся огрехи в использовании методов исследования в студенческих квалификационных работах: - несоответствие

Наиболее часто встречающиеся огрехи в использовании методов исследования в студенческих квалификационных работах: — несоответствие методов целям и/или задачам исследования — непонимание границ применимости методов — пренебрежение теоретическими методами – т. н. «ползучий эмпиризм» .

 Гипотеза исследования В научном исследовании важную роль играет гипотеза – «мостик» между существующим

Гипотеза исследования В научном исследовании важную роль играет гипотеза – «мостик» между существующим и предполагаемым знанием на пути к достижению цели. Гипотеза (от гр. ὑπόθεσις — предположение) – это предположение, представленное в утвердительной форме, которое должно быть доказано либо опровергнуто. В квалификационных работах главное требование к гипотезе – верифицируемость, т. е. возможность проверки утверждения на истинность. Отсюда связь гипотезы с целью и методами исследования. Типичный вопрос на защите: «Как, какими методами проверялась гипотеза? » Поэтому при описании методологического аппарата исследования гипотезу часто размещают до методов.

 Гипотеза исследования Поскольку достижение цели исследования разбивается на логические шаги – задачи (микроцели),

Гипотеза исследования Поскольку достижение цели исследования разбивается на логические шаги – задачи (микроцели), то для каждой задачи можно сформулировать свою рабочую гипотезу. В тексте квалификационной работы такое встречается сравнительно редко, так как данный процесс трудно выстроить по всей логической цепочке задач. Рабочие гипотезы нередко формулируют отдельно в эмпирической части работы, не вынося их в описание общей методологии во введении. В заключительной части квалификационной работы необходимо указать, подтвердилась ли гипотеза. Возможны всего три варианта: подтвердилась, не подтвердилась, подтвердилась частично.

Типичные ошибки при формулировании гипотез в студенческих квалификационных работах: 1. Расплывчатая формулировка, затрудняющая доказательство

Типичные ошибки при формулировании гипотез в студенческих квалификационных работах: 1. Расплывчатая формулировка, затрудняющая доказательство или опровержение гипотезы. 2. Банальная формулировка – свершившийся и широко известный факт выдаётся за положение, якобы требующее доказательства. 3. Смешение нескольких гипотез в одной формулировке.

 Теоретическая база исследования Данный методологический элемент обозначают также как: • теоретико-методологическая база исследования

Теоретическая база исследования Данный методологический элемент обозначают также как: • теоретико-методологическая база исследования • теоретический базис исследования • теоретико-методологический базис исследования • теоретическая основа исследования • теоретико-методологическая основа исследования • теоретическое основание исследования • теоретико-методологическое основание исследования и т. п.

 Теоретическая база исследования Имеется в виду краткое перечисление ключевых теорий и/или теоретических концепций,

Теоретическая база исследования Имеется в виду краткое перечисление ключевых теорий и/или теоретических концепций, парадигм, моделей, на основе которых строится исследование. Перечисление ключевых теорий сопровождается указанием в скобках основных авторов, разрабатывающих эти теории, и соответствующими ссылками на библиографические источники.

 Типичные ошибки при формулировании теоретической базы исследования в студенческих квалификационных работах: 1. Называются

Типичные ошибки при формулировании теоретической базы исследования в студенческих квалификационных работах: 1. Называются теории, но не указываются авторы. 2. Теории и разрабатывающие их авторы указываются, но нет ссылок на конкретные публикации. Как вариант этой ошибки – отсутствие конкретных публикаций в библиографическом списке в конце квалификационной работы. 3. Несоответствие названных теорий названным авторам. 4. Теории перечислены во введении, но реально никак не используются в квалификационной работе.

 Эмпирическая база исследования Состоит из разного рода документов, используемых в исследовании. В медиаисследованиях

Эмпирическая база исследования Состоит из разного рода документов, используемых в исследовании. В медиаисследованиях в качестве эмпирической базы чаще всего используют: • материалы СМК; • статистические данные; • официальные документы государственных, общественных и бизнес-структур; • внутренние документы организаций; • личные документы людей – письма, дневники, фотографии, видео- и аудиозаписи и т. п. ; • информацию, самостоятельно собранную исследователем в виде расшифровок интервью, групповых дискуссий, материалов опросов и т. п. ; • аналитические материалы по теме • и др.

 Научная новизна исследования - Это указание, какие новые результаты в сравнении с предыдущими

Научная новизна исследования — Это указание, какие новые результаты в сравнении с предыдущими исследованиями по сходной тематике получены автором. Научная новизна может проявляться на двух уровнях – теоретическом и эмпирическом. На теоретическом уровне – введение и разработка новых категорий, новая типология явлений и процессов, установление новых связей между известными явлениями, новая интерпретация ранее известных фактов. На эмпирическом уровне – получение новых важных фактов, доказывающих какие-либо теоретические положения, обнаружение новых явлений и процессов, ранее не описанных в научных публикациях.

 Теоретическая и практическая значимость исследования О теоретической значимости на уровне студенческих квалификационных работ

Теоретическая и практическая значимость исследования О теоретической значимости на уровне студенческих квалификационных работ говорить сложно. Данный элемент может отсутствовать в студенческой квалификационной работе по журналистике. Если получается важное теоретическое достижение, то по сути оно совпадает с научной новизной теоретического уровня. Практическая значимость – это те полезные для практики результаты исследования, которые могут быть внедрены или уже внедрены в конкретных организациях. Желательно такого рода достижения подкрепить справкой о внедрении от организации – она служит доказательством того, что работа действительно важна для практики.

 Обязательные и не обязательные методологические элементы в бакалаврских и магистерских выпускных работах (департамент

Обязательные и не обязательные методологические элементы в бакалаврских и магистерских выпускных работах (департамент медиа) № Методологический элемент Бакалаврская Магистерская ВКР диссертация 1 Тема исследования Обязательно 2 Актуальность Обязательно 3 Степень разработанности темы Обязательно 4 Проблема исследования Не обязательно Обязательно 5 Объект исследования Обязательно 6 Предмет исследования Обязательно 7 Цель исследования Обязательно 8 Задачи исследования Обязательно 9 Методы исследования Обязательно 10 Гипотеза исследования Обязательно 11 Теоретическая база Обязательно 12 Эмпирическая база Обязательно 13 Научная новизна Обязательно 14 Теоретическая значимость Не обязательно Обязательно 15 Практическая значимость Обязательно

 Библиография 1. Батурин В. К. Философия науки: учебное пособие. – М. : ЮНИТИ-ДАНА,

Библиография 1. Батурин В. К. Философия науки: учебное пособие. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 2. Бельская Е. Ю. История и философия науки (Философия науки). – М. : Альфа-М, 2012. 3. Герасимов Б. И. Основы научных исследований. – М. : ФОРУМ, 2011. 4. Кожухар В. М. Основы научных исследований: учебное пособие. — М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº» , 2012. 5. Кузин Ф. А. Диссертация. Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты. Практическое пособие для докторантов, аспирантов и магистрантов. / Под ред. Абрамова В. А. – 4 -е изд. – М. : Ось-89, 2011. 6. Лебедев С. А. Философия науки. – М. : Юрайт, 2013. 7. Райзберг Б. А. Диссертация и ученая степень. – М. : ИНФРА-М, 2011. 8. Степин В. С. Философия и методология науки. – М. : Академический проект, 2015. 9. Шкляр М. Ф. Основы научных исследований. Учебное пособие для бакалавров. 4 -е изд. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº» , 2012. 10. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М. : «Канон+» РООИ «Реабилитация» , 2009.

Г.Г.Атабекова

Методы исследования в Индивидуальном
проекте обучающегося колледжа.

Типичные ошибки
при формулировке методов исследования.

Методическая
разработка

Санкт-Петербург

2021

Автор-составитель Атабекова Генриетта
Гарриевна, преподаватель СПб ГБ ПОУ «Колледж Петербургской моды»

Атабекова, Г.Г.  Методы исследования в индивидуальном проекте
обучающегося колледжа и типичные ошибки при выборе методов исследования
[Текст]:
методическая разработка / Г.Г.Атабекова. – Санкт-Петербург: СПб ГБ ПОУ «Колледж
Петербургской моды», 2020.- 22 с.   

Актуальность
темы.

    
С введением ФГОС среднего (полного) общего образования появляется новое понятие
и закладывается новое содержание – Индивидуальный проект. В связи с этим
возникает необходимость подготовки обучающихся колледжа к такой деятельности,
которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает
познавательную и эмоционально-волевую сферу, создает условия для
самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать
свою работу. Согласно федеральному образовательному стандарту одним из таких
видов деятельности является проектно-исследовательская.

    
В методической разработке рассмотрены методы исследования в Индивидуальном
проекте обучающегося  колледжа, описана их классификация,  рассказывается о
типичных ошибках, которые допускает студент при формулировке  методов
исследования, а также даны примеры  их правильного использования  в Индивидуальном
исследовательском проекте.

Цель
методической разработки:
данная  методическая разработка предназначена для
педагогов, осваивающих индивидуальную проектную деятельность в урочной и
внеурочной практике, при подготовке студентов к выполнению индивидуальных
проектов и их успешной защите, а также оказание помощи обучающимся в выборе методов
исследования и их формулировке для написания проекта.

2

Содержание

Введение.  Важность
правильного выбора методов исследования…………4-5

Основная
часть
.
Виды методов исследования………………………………   5

Раздел
1
.
Виды методов научного исследования…………………………….5-6

1.1.
Методы эмпирического уровня…………………………………………….6

1.2. Методы
экспериментально-теоретического уровня…………………….6

1.3.  Методы теоретического
уровня………………………………………….6

Раздел
2
.
Основные методы эмпирического исследования……………….. 6-10

2.1.
Изучение литературы и других источников информации…………….. 6-7

2.2.
Наблюдение…………………………………………………………………. 7

2.3.
Опрос………………………………………………………………………… 7

2.4.
Анкетирование…………………………………………………………… 7-8

2.5.Эксперимент…………………………………………………………………
8

2.6.
Анализ текста……………………………………………………………… 8-9

2.7.
Картографический метод…………………………………………………..  9

2.8.
Математический метод ……………………………………………………   9

2.9.
Метод иллюстрирования ………………………………………………….   9

2.10.
Метод моделирования ……………………………………………… ..  9-10

Раздел 3. Методы исследования
теоретического уровня……………….  10-11

Раздел 4. Как правильно сформулировать
методы исследования?…… … 11-13

4.1. Примеры
записи методов исследования …………………………… 12-13

4.2. Ошибки при выборе
и формулировке  методов исследования ……..  13

Список литературы
по организации исследовательской

деятельности ……………………………………………………………….
14-15

3

Методы исследования в индивидуальном
проекте обучающегося колледжа и типичные ошибки при выборе методов исследования

Кто испытал раз в жизни восторг научного
творчества,

 тот никогда не забудет блаженного
мгновения.

Он будет жаждать повторения.

 П.А. Кропоткин

Введение.

Важность
правильного выбора методов исследования.

Методы
исследования

— это способы достижения цели исследовательского проекта. Самым сложным
является практическая часть исследования. В данной части обучающийся изучает
проблему и предоставляет результаты своей работы. Как описать то, как проводилось
изучение предмета? Необходимо использовать методы исследования. Именно они
помогают показать, как были получены выводы и подготовлены решения научной
проблемы.

     Когда
обучающийся  выполняет свое исследование, то он непременно должен рассказывать
в своём исследовательском проекте каждое действие. Научный стиль не приемлет
простого пересказа: в нашем проекте была рассмотрена такая-то проблема.
Студенту нужно с помощью научных методов показать, как именно он рассмотрел эту
проблему. Может быть, им был проведен анализ, то есть рассмотрел части,
элементы предмета исследования. Может быть,  обучающийся, провёл сравнение
предмета с тем «как должно быть» и выявил несоответствия.

     Таким
образом, методы исследования нужны для того, чтобы описывать процесс изучения
предмета исследования и научной проблемы. В обосновании методов проведения
исследования нужно указать те методы, которые использовались в исследовательском
проекте и желательно пояснить: почему выбор студента  пал именно на эти методы исследования,
т.е. указать, почему именно эти методы лучше подойдут для достижения цели.

     На каждом
этапе работы обучающийся определяет используемые методы исследования, которые
лучше всего подойдут для выполнения поставленных в исследовательском проекте
задач и достижения желаемой цели в проекте.

4

Огромное
количество методов исследования, применимых в исследовательском проекте, можно
объединить на методы эмпирического уровня, экспериментально-теоретического
уровня и теоретического уровня.

Раздел 1.Виды методов научного исследования

Рассмотрим
возможные методы исследования в индивидуальном проекте обучающегося колледжа.

Какие методы исследования бывают
1.1
Методы эмпирического уровня:

  • наблюдение;
  • интервью;
  • анкетирование;
  • опрос
  • собеседование;
  • тестирование;
  • фотографирование;
  • 5
  • счет;
  • измерение;
  • сравнение.

С помощью этих
методов исследовательском проекте изучаются конкретные явления или процессы, на
основе которых формируются гипотезы, делается анализ и формулируются выводы.

1.2. Методы
экспериментально-теоретического уровня:

  • эксперимент;
  • лабораторный
    опыт;
  • анализ;
  • моделирование;
  • исторический;
  • логический;
  • синтез;
  • индукция;
  • дедукция;
  • гипотетический.

Эти методы
исследования помогают не только собрать факты, но и проверить их,
систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и
следствия.

1.3. Методы
теоретического уровня:

  • изучение и
    обобщение;
  • абстрагирование;
  • идеализация;
  • формализация;
  • анализ и
    синтез;
  • индукция и
    дедукция;
  • аксиоматика.

Эти методы
исследования позволяют производить логическое исследование собранных фактов,
вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические
обобщения.

Раздел  2. Основные методы эмпирического исследования

2.1.Изучение
литературы и других источников информации

     Этот метод
исследования представляет собой сбор информации по теме

6

исследования (проекта) из книг, журналов,
газет, дисков и сети Интернет.

Прежде чем
приступать к сбору информации, необходимо выделить основные понятия, важные для
исследования, и найди их определения.

Необходимо
учитывать, что информация может иметь разную степень достоверности, особенно в
сети Интернет. В тексте исследовательского проекта нужно ставить ссылки на
источники информации.

2.2.Наблюдение

     Этот метод
исследования представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо
явления, в процессе которого исследователь получает информацию. Прежде чем
приступать к наблюдению, необходимо составить план.

Прежде всего,
нужно ответить на вопросы: когда, где, сколько по времени и за чем именно необходимо
наблюдать. Результаты наблюдений записывать. Записи можно делать в форме текста
или таблицы.

2.3.Опрос

     Существует 3
основных вида опроса: беседа, интервью, анкетирование.
Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов,
требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов
собеседника.
     При проведении интервью исследователь придерживается заранее
намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время
интервью ответы записываются.Метод интервью отличается строгой
организованностью и неравноценностью функций собеседников: интервьюер задаёт
вопросы респонденту, при этом он не ведёт с ним активного диалога, не
высказывает своего мнения и открыто не обнаруживает своей личной оценки ответов
испытуемого или задаваемых вопросов. В задачи интервьюера входит сведение
своего влияния на содержание ответов респондента к минимуму и обеспечение
благоприятной атмосферы общения. Цель интервью — получить от респондента ответы
на вопросы, сформулированные в соответствии с задачами всего исследования.
Устные опросы дают конкретные результаты, и с их помощью можно получить
исчерпывающие ответы на сложные вопросы, интересующие исследователя.

2.4.Анкетирование

     Метод
анкетирования – вербально­коммуникативный метод, в котором в качестве средства
для сбора сведений от респондента используется

7

специально
оформленный список вопросов ­ анкета. Те, кому адресованы анкеты, дают ответы
на вопросы письменно. Анкеты могут быть на бумажном носителе или онлайн.
Готовясь к опросу, необходимо четко сформулировать вопросы, на которые нужно
получить ответы, определить, кому их задавать.

   Анкетирование
позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как
процедура «вопрос­ответ» строго регламентирована. При помощи этого метода можно
с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования.
Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не
фиксируется, фиксируются лишь его ответы).

     Анкетирование
проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по
определённым  вопросам и охватить большое число людей за короткий промежуток
времени. Результаты опроса могут быть представлены текстом или в форме
диаграмм, показывающих, сколько процентов опрошенных выбрали тот или иной
вариант ответа.

2.5.Эксперимент

     Метод
эксперимента — метод познания, предполагающий целенаправленное изменение
объекта для получения знаний, которые невозможно выявить в результате
наблюдения. Это ведущий метод познания в большинстве наук. Исходя из этого — экспериментальное
исследование в проектной работе занимает главное место
. Существуют
определённые требования к ведению и оформлению экспериментального исследования.
Оно включает в себя два последовательных этапа: собственно проведение (так
называемый технологический этап) и аналитический, рефлексивный этап.

    Эксперимент
заключается в проведении серии опытов. Опыт включает в себя создание
определенных условий, наблюдение за происходящим и фиксацию результатов. И
условия, и ход эксперимента, и полученные результаты должны быть подробно
описаны в исследовательском проекте. Результаты могут быть представлены в форме
текста, графиков, диаграмм. Необходимо помнить, что учебные эксперименты над
животными и людьми категорически запрещены!

2.6.Анализ текста

     Данный метод
исследования представляет собой процесс получения информации через
интерпретацию текста. В тексте можно найти слова с тем или иным значением,
слова разных частей речи, повторы, рифмы, средства

8

художественной выразительности, ошибки,
несоответствие содержания текста иллюстрациям и т.д. Все это влияет на наше
восприятие и понимание текста. Можно сопоставить текст на иностранном языке и
его перевод. Интересно, что текстом ученые считают сегодня не только словесно
выраженную информацию, но и графические изображения, и даже музыку.

2.7.
Картографический метод
.

Картографический
метод исследования основан на получении информации с помощью карт для научного
и практического познания изображенных на них явлений.

2.8.
Математический метод.

     Математические
методы являются важнейшим инструментом анализа экономических явлений и
процессов в обществе. Исследования и практические задачи базирующиеся на
большом объеме информации, которую необходимо объективно оценить и провести
группировку или классификацию, доказать зависимость или провести моделирование,
выявить оптимальные условия развития или установить пространственные
закономерности развития объектов или явлений, дать прогноз их развития. Эти
вопросы успешно решаются с помощью математических методов.

2.9. Метод
иллюстрирования.

     Суть метода
иллюстрирования состоит в особой организации содержания информационного
материала с помощью показа в какой­либо форме. Говоря об этом методе, следует
иметь в виду, что он за счет синтеза различных эмоционально­выразительных
средств осуществляет дополнение к информации, делая ее зримой. Этот метод не
просто вносит элементы художественности, он раскрывает, развивает, углубляет,
конкретизирует тему. Одна и та же тема может быть проиллюстрирована по-разному.
Метод иллюстрирования обладает большой силой эмоционального воздействия.

2.10. Метод
моделирования.

     Моделирование
– позволяет применять экспериментальный метод к объектам, непосредственное
действие с которыми затруднительно или невозможно. Оно предполагает мыслительные
или практические действия с «заместителем» этого объекта – моделью.
Моделирование представляет собой исследование каких-либо явлений или процессов
путем построения и изучения их модели. Моделью можно назвать образ какого-либо
объекта.

9

Виды моделирования:

1. Материальное
(предметное) моделирование
:

– физическое
моделирование – это моделирование, при котором реальный объект замещается на
его увеличенную или уменьшенную копию, позволяющую проводить изучение свойств
объекта.

— аналоговое моделирование
– это моделирование на аналогии процессов и явлений, которые имеют различную
физическую природу, но одинаково описываемые формально (одними и теми же
математическими уравнениями, логическими схемами и т.п.).

2. Мысленное
(идеальное) моделирование:

– интуитивное
моделирование – это моделирование, основанное на интуитивном представлении об
объекте исследования, не поддающимся или не требующим формализации.

– знаковое
моделирование – это моделирование, использующее в качестве моделей знаковые преобразования
какоголибо вида: схемы, графики, чертежи, формулы, набор символов и т.д.

Раздел 3. Методы исследования
теоретического уровня.

Анализ, синтез,
сопоставление и сравнение, обобщение.

Анализ – это способ
познания объекта посредством изучения его частей и свойств.

Синтез – это способ
познания объекта посредством объединения в целое частей и свойств, выделенных в
результате анализа. Анализ и синтез не изолированы друг от друга, а
сосуществуют, друг друга дополняя.

Сопоставления и
сравнения.
Сравнение
– это научный метод, в процессе которого неизвестные явление, предметы
сопоставляются уже с известными, с целью определения общих черт либо различий
между ними. Сравнение – это способ познания посредством установления сходства
и/или различия объектов. Сходство – это то, что у сравниваемых объектов
совпадает, а различие – это то, чем один сравниваемый объект отличается от
другого.

Обобщение – это способ
познания посредством определения общих существенных признаков объектов. Из
данного определения следует, что обобщение базируется на анализе и синтезе,
направленных на установление

10

существенных
признаков объектов, а также на сравнении, которое позволяет определить общие
существенные признаки.

Определяют два
основных обобщения: индуктивное и дедуктивное:

индуктивное
обобщение
(от единичного достоверного к общему вероятностному) предполагает
определение общих существенных признаков двух и более объектов и фиксировании
их в форме понятия или суждения

дедуктивное
обобщение
(подведение единичного достоверного под общее

достоверное)
предполагает актуализацию понятия или суждения и отождествления с ним
соответствующих существенных признаков одного и более объектов.

Раздел 4. Как
правильно сформулировать методы исследования?

     Чтобы
правильно сформулировать методы исследования, необходимо прежде всего
определиться с
целью и задачами исследовательского проекта. Когда обучающийся
понимает, что нужно сделать, то нужно будет решить, как это нужно сделать.

Исходя из этого,  используют
такие шаблоны:

«Перечислим методы
исследования…»

«Методы,
используемые в нашем исследовании…»

«Для исследования
были использованы такие методы…»

Затем обучающемуся
необходимо выбрать подходящие методы и перечислить их.

     Студенту
важно советоваться со своим научным руководителем, если он не уверен, что
правильно описал все необходимые методы. Обучающийся может не знать обо всех
методах – это нормально. Поэтому он без укорений получит помощь от преподавателя. 

Таким образом,
обучающийсясможет правильно сформулировать методы исследования.

11

4.1. Примеры
записи методов исследования

Пример 1.
Методы исследования:
1. библиографический анализ литературы и материалов сети Internet;
2. проведение замеров температуры;
3. системный анализ;
4. выделение и синтез главных компонентов.

Пример 2.
Методы исследования:
1. теоретический: теоретический анализ литературных источников, газет;
2. эмпирический: интервью, социологический опрос-анкетирование.

Пример
3.

Методы исследования:
— изучение и анализ литературы;
— опрос школьников;
— проведение замеров массы рюкзака;
— анализ полученных данных.

Пример 4.

Методы
исследования: наблюдение, интервью, анализ статистики, изучение СМИ,
литературы.


Пример 5.
Методы исследования:

 теоретический
анализ и обобщение научной литературы, периодических изданий об истории города
из архивов и фондов музеев, библиотек, экскурсии в окрестностях, где
происходили исторические события.

В
различных отраслях некоторые методы исследования могут иметь свои особые
названия
:

Пример
6.

Методы исследования:
1. Метод сканирования: наблюдения за двигательной активностью тюленят путем
регистрации положения животных в бассейне и на суше через равные промежутки
времени.
2. Метод фиксации отдельных поведенческих проявлений: наблюдения за контактами
животных с записью значками в таблицу.

3.
Метод фотографирования.
4. Анализ полученных данных.

12

Пример 7.
Методы исследования:
1) Для начала мы составим вопросы и проведем анкетирование. Затем, зная
энергетическую ценность пищевых продуктов, подсчитаем количество белков, жиров
и углеводов, потребляемых каждым учеником.
2) Результаты проведенного нами анкетирования обработаем при помощи
компьютерной программы. Исходя из полученных данных, можно будет пронаблюдать
динамику изменения доли риска заболеваний печени и ЖКТ.

4.2. Типичные ошибки
при выборе и формулировке методов исследования.

При выборе,
формулировке и написании  методов исследования в индивидуальном проекте
обучающиеся часто допускают типичные ошибки.

  • Методы
    исследования указываются уже после определения цели и задач. Это –
    логично.
  • В любой
    работе должны указываться как общенаучные методы, так и специальные. Этот
    факт показывает, что работа над индивидуальным проектом была выполнено
    качественно и правильно.
  • Нельзя выбирать
     приёмы и способы введения исследования, в которых студент не уверен.
    Лучше обратиться к научному руководителю и попросить у него помощи.

13

Список литературы
по организации исследовательской деятельности

1.
Алейникова И. Интеллект будущего / И. Алейникова // Управление школой: изд. дом
Первое сентября. — 2007. — № 1. — С. 25-27.

2.
Белогрудова В.П. Об исследовательской деятельности учащихся в условиях
проектного метода /

В.
П. Белогрудова // Иностранные языки в школе. — 2005. — № 8. — С. 6-11.

3.
Борисенко Н.А. Как мы работали над проектом, или Технология исследовательской
деятельности учащихся : метод проектов / Н. А. Борисенко // Литература в школе.
– 2002. — №7. — С. 39.- N7.

4.
Брыкова О. Сотворчество учителя и ученика / О. Брыкова // Управление школой:
изд. дом Первое сентября. — 2006. — № 20. — С. 33-36.

5.
Брыкова О.В. Проектная деятельность в учебном процессе / О. В. Брыкова, Т. В.
Громова. — М. : Чистые пруды, 2006. — 32 с. — (Б-чка «Первого
сентября»). — ISBN 5-9667-0230-6.

6.
Волков С. Чтобы не было скучно / С. Волков // Литература: изд. дом Первое
сентября. — 2006. — N 13. — С. 17-19.

7.
Глазкова К.Р. Уроки-исследования: формирование творческой, критически мыслящей
личности / К. Р. Глазкова, С. А. Живодробова // Физика: изд. дом Первое
сентября. — 2006. — № 24. — С. 29-31.

8.
Гликман И.З. Подготовка к творчеству: учебное исследование / И. З. Гликман //
Школьные технологии. — 2006. — № 3. — С. 91-95.

9.
Громова Т.В. Организация исследовательской деятельности / Т. В. Громова //
Практика административной работы в школе. — 2006. — № 7. — С. 49-53.

10.
Закурдаева С.Ю. Формирование исследовательских умений / С. Ю. Закурдаева //
Физика: изд. дом Первое сентября. – 2005. №11. С. 11.

11.
Иванов Г.А. Интегративные основы организации научно-исследовательской
деятельности учащихся / Г. А. Иванов // Педагогические технологии. — 2006. — №
1. — С. 22-28.

12.
Лернер Г.И. Курс «Педагогическая теория — современному учителю»:
лекция N 3. Методы обучения, их специфика / Г. И. Лернер // Биология: изд.дом
Первое сентября. – 2004. — №37. — С. 22.

13.
Мухина В.С. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития
личности / В. С. Мухина // Школьные технологии. — 2006. — № 2. — С. 19-31.

14.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования :
учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения
квалификации педагогических кадров / под ред. Е.С. Полат. — М. : Издательский
центр АКАДЕМИЯ, 2003. — 272 с. — (Высшее образование). — ISBN 5-7695-0811-6.

15.
Пентин А. Учебные исследования и проекты — понятия близкие, но не тождественные
/ А. Пентин // Директор школы. — 2006. — № 2. — С. 47-52.

14

16.
Поддьяков А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской
деятельности / А. Н. Поддьяков // Школьные технологии. — 2006. — № 3. — С.
85-90.

17.
Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном
образовании / А.И. Савенков // Школьные технологии. – 2004. №4. С. 82.

18.
Санина С.П. Компьютерное моделирование в исследовательской деятельности
учащихся / С. П. Санина // Педагогические технологии. — 2005. — № 4. — С.36-45.

19.
Смирнова Т.Г. Формирование и развитие основ исследовательского творчества
учащихся / Т. Г. Смирнова // Биология в школе. — 2006. — N 1. — С. 6-8.

20.
Справочное пособие по организации поисково-исследовательской деятельности
учащихся образовательных учреждений / сост.: Н.В. Карпова, С.В. Кускова, Л.Е.
Толкачева. — Псков : ПГПИ, 2001. — 46 с. — ISBN 5-87854-175-0.

21.
Учебное проектирование и исследовательская деятельность учащихся в условиях
профильного обучения // Профильная школа. — 2006. — № 4, 5.

22.
Федоровская Е.О. Мотивы и ценностные ориентации подростков, увлеченных
исследовательской деятельностью / Е. О. Федоровская, Л. Ю. Ляшко //
Дополнительное образование. — 2005. — № 9. — С. 49-53.

15

Скачано с www.znanio.ru

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки при составлении претензии
  • Ошибки при сложении и вычитании столбиком
  • Ошибки при составлении постановления
  • Ошибки при склонении личных местоимений
  • Ошибки при составлении портфолио