Ошибки при составлении претензии

Долгое время вопрос досудебного урегулирования споров между предпринимателями зависел исключительно от их желания прописать соответствующее условие в соглашении, рассказывает Наталья Колерова, руководитель проектов



Федеральный рейтинг.

группа
Банкротство (споры mid market)


группа
Частный капитал


группа
Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры — high market)


группа
Разрешение споров в судах общей юрисдикции


группа
Семейное и наследственное право


группа
Трудовое и миграционное право (включая споры)


1место
По выручке на юриста


18-20место
По количеству юристов


3место
По выручке

Профайл компании


. Исключениями из этого правила являлись случаи, которые прямо перечислялись в законе: «К ним, например, относились разбирательства из договоров перевозки». Если же в документе стороны не прописывали необходимость соблюдать претензионный порядок, то контрагенту, который считал свои права нарушенными, ничего не мешало немедленно обратиться в суд. 

Ситуация изменилась с 1 июня 2016 года, когда в АПК ввели норму про обязательный досудебный порядок урегулирования споров. При этом со дня направления претензии в адрес контрагента и до обращения в суд должно было пройти не менее 30 календарных дней. Авторы поправок поясняли, что нововведения помогут унифицировать процессуальные процедуры и правила, которые применяют арбитражные суды и суды общей юрисдикции. Эти изменения вызвали большой резонанс в правовом сообществе: юристы посчитали новеллы ненужной и обременительной формальностью. Новый порядок обязал стороны направлять друг другу претензии и по тем делам, в которых защита прав возможна только в судебном порядке. То есть результат таких обращений был заведомо известен. Речь идет про споры по признанию сделок недействительными (по основаниям, не связанным с корпоративными спорами) и про иски о признании права.

Недостатки обновленных правил стала устранять судебная практика. Так, Арбитражный суд Дальневосточного округа установил, что в спорах по договору перевозки обязательно нужно соблюсти претензионный порядок (№ Ф03-6076/2016). Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пояснил, что дело о признании недействительным договора субаренды вытекает из корпоративных отношений и по нему досудебный порядок не нужен (№ А32-21439/2016).

Когда обязательно предварительное урегулирование спора

А в 2017 году в этот процесс все же вмешался законодатель, уточнив круг разбирательств, при которых такой порядок обязателен: к ним отнесли гражданско-правовые споры о взыскании денег по требованиям, возникшим из договоров, сделок или из-за неосновательного обогащения. Другие споры, возникающие из гражданских правоотношений, передаются на разрешение судов после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора только в случае, если он установлен федеральным законом или договором. В российском законодательстве около 30 категорий споров, по которым такой порядок обязателен: от обжалований решений налоговиков до оспаривания различных договоров по перевозкам. Сроки на соблюдение досудебного урегулирования тоже разнятся. Если при расторжении соглашения банковского счета надо отправить претензию в банк за месяц до обращения в суд, то при конфликте с туроператором этот срок в три раза меньше.  

В АПК обсуждаемый институт расписан наиболее подробно, но претензионный порядок есть и в ГПК с КАС, поясняет Марина Абрамова, руководитель антимонопольной практики



Федеральный рейтинг.

группа
Интеллектуальная собственность (Консалтинг)


группа
Интеллектуальная собственность (Регистрация)


группа
Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование)


группа
Трудовое и миграционное право (включая споры)


группа
Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры)

Профайл компании


: «Эти кодексы содержат лишь общую оговорку о необходимости досудебного урегулирования спора, если он предусмотрен законом или договором».

Споры, по которым обязательный досудебный порядок не требуется:

– об установлении фактов, имеющих юридическое значение; 

– о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок; 

– о несостоятельности (банкротстве); 

– корпоративные; 

– о защите прав и законных интересов группы лиц; 

– о приказном производстве; 

– связанные с выполнением арбитражными судами функций содействия и контроля в отношении третейских судов; 

– о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений;

– при обращении в арбитражный суд прокурора, госорганов, ОМСУ в защиту публичных интересов, прав и законных интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. 

Ч. 4 ст. 5 АПК («Право на обращение в арбитражный суд»).

Популярные ошибки при составлении претензий

В перечисленных кодексах указано, что соблюдение обязательного досудебного порядка надо подтвердить, приложив к иску соответствующие документы. Если говорить о гражданско-правовых спорах, то такими доказательствами станут претензионная переписка, а также документы, которые подтвердят отправку обращения, его получение либо отказ принять письмо, рассказывает Абрамова. Сергей Солдатенко, партнер



Федеральный рейтинг.

группа
Семейное и наследственное право


группа
Банкротство (споры mid market)


группа
Частный капитал

Профайл компании


, подчеркивает, что надо сохранять почтовую квитанцию об отправке письма по адресу контрагента и не забывать составлять опись вложения. Иначе истцу будет сложно доказать, что он отправлял именно претензию, говорит юрист: «А бремя доказывания этого обстоятельства лежит именно на нем».

Суды внимательно проверяют и соответствие адреса контрагента в письме тому, который указан в ЕГРЮЛ или соглашении сторон. Колерова рассказывает, что порой ответчик может не сообщить оппоненту о смене своего расположения. Тогда претензии стоить отправлять на два адреса (ЕГРЮЛ и указанный в договоре), советует эксперт. На практике бывают и более сложные случаи. Адвокат Евгений Пугачев из



Федеральный рейтинг.

группа
Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры)


группа
Интеллектуальная собственность (Регистрация)


группа
Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры — mid market)


группа
Банкротство (споры mid market)



вспоминает историю, когда претензию отправили по адресу здания, которое давно сгорело, о чем знали обе стороны спора. В той ситуации суд признал несоблюдение досудебного порядка. 

Последствия несоблюдения досудебного порядка

1) Исковое заявление возвращают (п. 5 ч. 1 ст. 129 АПК, п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК, п. 1 ч. 1 ст. 129 КАС).

2) Если такое исковое заявление уже принято, то его оставляют без рассмотрения (п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК, п. 1 ч. 1 ст. 222 ГПК, п. 1 ч. 1 ст. 196 КАС).

Но основная сложность состоит в том, чтобы четко и понятно составить претензию. То есть недостаточно направить должнику акт сверки взаимных расчетов, указав на наличие долга, подчеркивает Рафаэль Костанян из



Федеральный рейтинг.

группа
Антимонопольное право (включая споры)



. В деле № А40-134126/2018 три инстанции постановили вернуть заявителю иск, сославшись на нарушение обязательного досудебного урегулирования спора. Суды разъяснили, что отправленный акт сверки взаимных расчетов не считается претензией. А в деле № А40-121534/2017 суды не признали соблюдением досудебного порядка обращение, в котором истец предлагал установить контрагенту новую арендную ставку. Суды расценили это как обычную деловую переписку.

Некоторые судьи могут не принять иск и по той причине, что сторона не указала в претензии точную сумму долга/неустойки или порядок ее расчета, предупреждает Солдатенко. Так, в деле № А40-206076/2017 истец направил ответчику документ, в котором указал сумму задолженности в 3 млн руб. Но в иске он дополнительно попросил взыскать неустойку на 551 346 руб., о которой не упоминал в письме контрагенту. Суд посчитал это нарушением досудебного порядка. 

Хотя Верховный суд разъяснял, что в подобных ситуациях достаточно указать в претензии сумму основного долга, а прописывать законные проценты в таких случаях не обязательно (п. 43 постановления Пленума ВС от 24 марта 2016 года № 7 «О применении судами некоторых положений ГК об ответственности за нарушение обязательств»).

Отзыв на иск не может являться претензией по отношению к заявленному впоследствии встречному иску ответчиком, поэтому необходимо направить самостоятельную претензию, прежде чем подать встречный иск.

Наталья Колерова, руководитель проектов



Федеральный рейтинг.

группа
Банкротство (споры mid market)


группа
Частный капитал


группа
Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры — high market)


группа
Разрешение споров в судах общей юрисдикции


группа
Семейное и наследственное право


группа
Трудовое и миграционное право (включая споры)


1место
По выручке на юриста


18-20место
По количеству юристов


3место
По выручке

Профайл компании


Общие фразы и претензия от нового кредитора

Аккуратнее нужно быть и с формулировками в основном договоре, где стороны прописывают в том числе и систему соблюдения досудебного порядка. Кирилл Саськов, партнер



Федеральный рейтинг.

группа
ГЧП/Инфраструктурные проекты


группа
Недвижимость, земля, строительство

Профайл компании


, поясняет, что в соглашениях нередко встречаются фразы: «все спорные вопросы подлежат разрешению путем переговоров и при отсутствии соглашения передаются в арбитражный суд» или «до предъявления иска сторона обязана направить претензию». Но эти конструкции не являются согласованием процедуры претензионного урегулирования, предупреждает юрист: «Они не регламентируют процедуру разрешения конфликта». 

В деле № А40-67632/15 суды забраковали формулировку, что «все споры и разногласия между сторонами разрешаются путем переговоров. Срок ответчика на претензию устанавливается в 10 рабочих дней. При недостижении согласия путем переговоров стороны вправе обратиться в АСГМ». А в споре № А14-422/2015 не признали согласованием досудебной процедуры фразу, что «споры, возникающие при исполнении договора, разрешаются по соглашению сторон в письменной форме». 

Станислав Матюшов, юрист арбитражной практики



Федеральный рейтинг.

группа
ГЧП/Инфраструктурные проекты


группа
Недвижимость, земля, строительство


группа
Природные ресурсы/Энергетика


группа
Транспортное право


группа
Экологическое право


группа
Антимонопольное право (включая споры)


группа
Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры — high market)


группа
Банкротство (споры high market)


группа
Комплаенс


группа
Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market)


группа
Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование)


группа
Разрешение споров в судах общей юрисдикции


группа
Санкционное право


группа
Страховое право

Профайл компании


, приводит еще одну проблему, которая существовала в судебной практике до конца 2017 года: надо ли новому кредитору направлять претензию должнику после уступки права требования, если первоначальный её уже посылал. Суды в подобных ситуациях оставляли требования нового кредитора без рассмотрения, если он не отправлял оппоненту собственную претензию (дела № А27-17076/2016, № А40-65393/17 и № А40-127418/2016).

С одной стороны, если должнику не сообщили об уступке права требования, а новый кредитор не направил ему претензию, то контрагент мог не знать, с кем надо урегулировать спор в досудебном порядке, рассуждает Матюшов. С другой стороны, если первоначальный ранее уже сделал такое письменное обращение и должник ничего не предпринял для мирного разрешения конфликта, то в таком случае оставлять иск без рассмотрения со ссылкой на несоблюдение претензионного порядка – это формальное решение, замечает юрист.

Пленум ВС разрешил этот спорный момент в п. 32 своего постановления от 21 декабря 2017 года № 54 «О некоторых вопросах применения положений главы 24 ГК о перемене лиц в обязательстве на основании сделки», указав, что для соблюдения досудебного порядка в спорной ситуации достаточно отправки претензии только первоначальных кредитором. 

Можно ли обойти досудебное урегулирование

Требование о его соблюдении можно обойти, исключив его письменным соглашением, рассказывает Станислав Солнцев, управляющий партнер



Региональный рейтинг.

группа
Антимонопольное право (включая споры)


группа
Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market)


группа
Интеллектуальная собственность


группа
Разрешение споров в судах общей юрисдикции


17место
По количеству юристов

Профайл компании


. Но такое правило действует лишь для случаев, которые прямо не поименованы в отдельных законах, говорит он. Зато стороны вправе указать в соглашении меньший или бОльший срок на досудебное урегулирование и его электронную форму, добавляет Сергей Кислов, партнер



Федеральный рейтинг.

группа
Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры — high market)


группа
Банкротство (реструктуризация и консалтинг)


группа
Разрешение споров в судах общей юрисдикции


группа
Страховое право


группа
АПК и сельское хозяйство


группа
Банкротство (споры high market)


группа
Морское право


группа
Трудовое и миграционное право (включая споры)


группа
Фармацевтика и здравоохранение


группа
Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market)


группа
Уголовное право


группа
Частный капитал


9место
По количеству юристов


18место
По выручке


19место
По выручке на юриста

Профайл компании


. В частности, определить пять рабочих дней с момента получения претензии, которую можно отправить по e-mail. 

Существуют и другие способы обхода этого требования, которые находятся в «серой зоне» правового регулирования, отмечает Денис Быканов, партнер



Федеральный рейтинг.

группа
Банкротство (споры high market)



: «Манипуляции с подведомственностью спора и передача его с помощью некоторых процессуальных уловок в суд общей юрисдикции». Но если единственной целью этого является обход досудебной процедуры, то такие действия нерациональны, подчеркивает эксперт.

Солнцев предупреждает, что иногда недобросовестные истцы прикладывают якобы отправленную претензию с почтовой квитанцией в адрес ответчика, но в действительности отправляют ему иные документы: акты, счета, возражения и т. п.

Какие реформы нужны претензионному порядку

Колерова полагает, что для предпринимателей текущие правила являются излишней формальностью, о необходимости соблюдения которой часто забывают: «Те контрагенты, которые действительно хотят урегулировать спор, делают это и в отсутствие официальных писем». Так что никакого содержательного и позитивного эффекта от направления претензии нет, отмечает она: «За исключением случаев, когда контрагент долг признает, но по каким-то обстоятельствам «забыл» его оплатить». Зато недобросовестным должникам, которые хотят всеми путями затянуть рассмотрение дела и вывести свои активы, такой порядок играет на руку, замечает Саськов. Особенно ярко обременительность такой процедуры проявляется в случаях, когда надо принять экстренные обеспечительные меры, подтверждает Елена Норкина, старший юрист



Региональный рейтинг.

группа
Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market)


группа
Разрешение споров в судах общей юрисдикции



: «Тогда обязательность претензионного порядка может и вовсе лишить возможности защитить своё право». 

Порой возникают ситуации, когда предъявление иска не терпит отлагательства из-за начала ликвидации контрагента, рассказывает Солнцев: «А по закону у вас 30 дней ожидания. Добавьте к этому еще срок на оплату счетов по договорам подряда – это часто доходит до нескольких месяцев. Хотя уже очевидно, что платить по ним не будут». 

Изначальная цель – разгрузить суды – превратилась в еще один барьер для добросовестных кредиторов и еще один способ для недобросовестных должников затянуть взыскание задолженности. В итоге претензионный порядок превратился в простую формальность, которую надо соблюсти. Мне не известны случаи, когда отправка претензии в порядке привела к досудебному урегулированию спора. 

Рафаэль Костанян, старший юрист



Федеральный рейтинг.

группа
Антимонопольное право (включая споры)



Быканов полагает, что действенным инструментом будут по-настоящему негативные последствия для должника, который не отвечает на направленную претензию либо дает на нее неконструктивный ответ. Эксперт предлагает в отношении такого лица серьезно снизить стандарт доказывания необходимости принять обеспечительные меры по принципу: «Если уклоняешься от диалога, значит, твое имущество будет арестовано».

А на уровне процессуального закона Норкина предлагает закрепить недопустимость формального подхода к этой процедуре: «Устанавливать необходимость его соблюдения лишь в случаях реальной возможности достичь мира во внесудебном порядке».

  • Арбитражный процесс
  • Гражданский процесс

Арбитражная инстанция откажет в рассмотрении иска, если его составитель не учел досудебный порядок взыскания долга. По какому адресу контрагента нужно направить претензию? Какие огрехи в составлении претензии суды признают некритичными?

Напомним, что с 1 июня 2016 года действует обязательный досудебный порядок урегулирования споров. Это означает, что суд рассматривает лишь те претензии, которые не удовлетворены контрагентом. Истец направляет требования «нарушителю», и у последнего есть 30 календарных дней на их выполнение. При этом направлять контрагенту претензию не нужно при:

  • выяснении фактов, которые имеют юридическое значение;
  • банкротстве;
  • выделении компенсаций за ущемление права на судопроизводство;
  • защите законных прав коллектива (группы лиц);
  • корпоративных конфликтах;
  • досрочном завершении периода правовой охраны товарного знака ввиду неиспользования;
  • оспаривании заключений третейского суда.

Арбитражный суд не будет рассматривать исковое заявление, если истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, за исключением случаев, если его соблюдение не предусмотрено федеральным законом (п.2 ст.148 АПК в редакции, действующей с 01.06.2016 г.).

Важно!

Это означает, что несоблюдение (неточность формулировок в претензии) порядка предъявления претензии о взыскании долга, приведет к тому, что суд оставит иск без рассмотрения.

«Допустимые» огрехи в предъявленных контрагентам претензиях

Несоблюдение претензионного порядка не может являться безусловным основанием для оставления иска без рассмотрения, поскольку такое решение может привести к необоснованному затягиванию разрешения спора и ущемлению прав одной из его сторон (п.4 раздела II «Обзор судебной практики ВС РФ №4», утв. Президиумом ВС РФ от 23.12.2015 г., Постановление АС Волго-Вятского округа от 15.08.2018 г. №А11-6570/2017).

Какой-либо утвержденной формы претензии нет, однако существует судебная практика по вопросам соблюдения претензионного порядка, которую нельзя не учитывать. Так, суды отмечают, что истцом не соблюден претензионный порядок урегулирования спора, поскольку претензия подписана лицом, полномочия которого не подтверждены, претензия по юридическому адресу ответчика не направлялась (Решение АС Хабаровского края от 31.05.2018 г. №А73-3682/2018).

Важно!

Но есть огрехи в претензии, которые суды считают несущественными и признают соблюдение досудебного порядка урегулирования споров.

Систематизируем их в таблице:

Характер недочетов в претензии

Реквизиты судебного вердикта

Тот факт, что в претензии ошибочно указан акт от 30.11.2014 г. (но с верным номером) не делает эти претензии ненадлежащим доказательством соблюдения истцом досудебного порядка урегулирования спора.

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2018 г. №А56-80639/2016

Тот факт, что в претензии ошибочно указан договор от 01.11.2012 г. №976 не делает эту претензию ненадлежащим доказательством соблюдения истцом досудебного порядка урегулирования спора.

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2018 г. №А66-8446/2018

Согласно ФЗ от 17.07.1999 г. №176-ФЗ «О почтовой связи» почтовый индекс — условное цифровое обозначение почтового адреса, присваиваемое объекту почтовой связи. Таким образом, индекс не является юридическим адресом организации, а обозначает только почтовый адрес объекта связи.

Таким образом, вывод суда о несоблюдении истцом обязательного досудебного порядка урегулирования спора не соответствует приведенным нормам закона и противоречит материалам дела.

Апелляционное определение Московского городского суда от 22.06.2018 г. №33-23099/2018

Требование удовлетворено, поскольку факт бездоговорного потребления энергии подтвержден, тот факт, что в претензиях ошибочно указан договор теплоснабжения, не делает эти претензии ненадлежащим доказательством соблюдения досудебного порядка урегулирования спора.

Постановление АС Северо-Западного округа от 03.05.2018 г. №А56-4570/2017

Документ не назван претензией, но, по сути, является ею. К примеру, уведомление о прекращении договора с требованием о возврате аванса суд признал претензией по иску о взыскании этого аванса

Постановление АС Дальневосточного округа от 23.04.2018 г. №А51-7770/2017

Имеющаяся в деле претензия не содержит каких-либо неясностей относительно требуемого к исполнению обязательства ответчиком, кроме того, принято во внимание, что требований о направлении вместе с претензией какого-либо пакета документов, равно как обязанности поименовать счета-фактуры, по которым числится задолженность, в обоснование требований ни договором, ни законом не предусмотрено.

Постановление АС Московского округа от 20.08.2018 г. №А40-25231/2018

Тот факт, что в требовании допущена математическая ошибка при расчете неустойки по актам выполненных работ от 24.08.2017 г. №3-5 не делает это письмо (претензию) ненадлежащим доказательством соблюдения истцом досудебного порядка урегулирования спора.

Постановление АС Поволжского округа от 16.08.2018 г. №А12-42558/2017

Действия истца в совокупности можно считать направленными на досудебное урегулирование спора, представленное истцом уведомление соотносится с предметом спора, в связи с чем претензионный порядок урегулирования спора не может считаться несоблюденным, учитывая получение ответчиком уведомления и отсутствие доказательств совершения им каких-либо действий, направленных на урегулирование спора.

Постановление АС Московского округа от 20.04.2018 г. №А40-70243/2017

В какие сроки нужно направить ответ на досудебную претензию? В случае если ответ на досудебную претензию касается гражданско-правового спора о взыскании денежных средств, то срок ответа не может превышать 30 дней (п.5 ст.4 АПК РФ).

Если же речь идет об ответе на претензию, которая касается соблюдения Закона от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей», то ответ должен быть представлен в течение 10 дней со дня получения запроса (ст.22 Закона №2300-1).

Форма ответа на досудебную претензию, не регламентирована законодательством.

Как правило, ответ на досудебную претензию должен содержать реквизиты отправителя, контраргументы либо согласие с предъявленной претензией (ссылки на пункты договора, нормы законодательства), предложение способом мирного урегулирования ситуации, подпись ответчика.

Ответчик может отправить претензию либо заказным письмом с описью вложения и уведомлением о получении либо лично, зарегистрировав в канцелярии заявителя.

Мой адрес не дом и не улица…

Направление контрагенту претензии – не менее важный шаг, чем ее составление.

По какому адресу должна быть направлена претензия?

Во-первых, перед отправкой претензии, нужно проверить юридический адрес, заказав выписку из ЕГРЮЛ. Кроме того, во избежание ситуаций, когда контрагент сменил юридический адрес, а истец направил претензию по старому адресу, нужно прописать в договоре следующее условие: «…стороны договора обязуются в письменном виде уведомлять друг друга об изменении своих реквизитов (юридический адрес, банковские реквизиты и т.д.) в срок не позднее 3 рабочих дней с момента таких изменений. При неуведомлении одной из сторон об изменении приведенных в договоре реквизитах, другая сторона, исполнившая обязательства по известным ей реквизитам, считается добросовестно его исполнившей».

Как показывает судебная практика, ошибка в адресе контрагента при отправке претензии может дать основания суду признать претензионный порядок несоблюденным.

Например, в одном из споров, суд оставил требование без рассмотрения, поскольку доказательств соблюдения истцом обязательного претензионного порядка урегулирования спора с ответчиком представлено не было. Причина отказа в том, что истец направил претензию не по юридическому адресу ответчика (Постановления АС Уральского округа от 22.03.2018 г. №А60-26610/2017, Московского округа от 27.02.2018 г. №А41-39727/2017).

Именно истец должен документально подтвердить факт отправки претензии контрагенту на юридический адрес компании. При этом копии журналов входящей и исходящей корреспонденции ООО «Кедр», представленные в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, не могут быть приняты в качестве доказательства направления и получения от нерезидента корреспонденции ввиду несоответствия указанной в них информации. Факт направления ООО «Кедр» в адрес нерезидента претензии посредством электронной почты, а также факт получения от нерезидента ответа на претензии документально не подтверждены. Согласно письменным пояснениям защитника ООО «Кедр», конверт, в котором было получено письмо от нерезидента, Обществом утерян.

Таким образом, доказательства официального направления в адрес нерезидента претензий, а также доказательства их вручения партнеру Обществом не представлены (Решение АС Кемеровской области от 22.03.2018 г. №А27-279/2018).

Предположим, что компания направила претензию по верному юридическому адресу, но контрагент не получил ее. Как быть в этом случае?

В п.2 Письма ВАС РФ от 18.05.1995 г. №ОП-21/39, указано, что в случае, когда истец представил доказательства направления претензии ответчику, претензионный порядок считается соблюденным независимо от того, получена ли претензия ответчиком.

Например, претензия с требованием вернуть перечисленные предоплату за товар направлена генеральному директору по адресу, что соответствует месту нахождения согласно выписке из ЕГРЮЛ.

Истцом представлен конверт почтового отправления, которым претензия была направлена в адрес ответчика, однако возвращена в связи с «истечением срока хранения».

В соответствии с п.3 ст.54 ГК РФ юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (ст.165.1 ГК РФ), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными лицом, даже если оно не находится по указанному адресу (п.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 г. №61, АС Приморского края от 11.05.2018 г. №А51-10495/2017).

То есть компания-ответчик обязана обеспечить получение информации и корреспонденции, которая ему направляется и, соответственно, риск неполучения такой информации и все негативные последствия несет сама компания.

Несмотря на то, что на моем сайте представлены образцы претензий по основным ситуациям, я убеждена, что юридические документы должны готовить специалисты, а именно, юристы. За всю мою практику у меня не было ни одного идентичного дела. Это показало, что шаблоны бессмысленны. Кроме того, писать документы по шаблону, это проявление неуважения к клиенту.

В этой статье я раскрываю следующие темы:

  1. Для чего нужна претензия;
  2. Предусмотрен ли обязательный досудебный порядок по спорам о защите прав потребителей;
  3. Какие ошибки встречаются при написании претензии;
  4. Как правильно написать претензию.

Претензия о защите прав потребителя

За многие годы работы мне приходилось составлять тысячи претензий. Тысячи претензий, составленные потребителями, мне приходилось править. Это позволило мне сделать следующие выводы.

Претензию, составленную самим потребителем, отличает

  • эмоциональное повествование;
  • нелогичное изложение;
  • хаотичное описание;
  • отсутствие требования, заявленного в соответствии с нормами закона.

Претензия, составленная юристом, это

  • инструмент для эффективного решения проблемы;
  • юридический документ, как результат интеллектуальной и аналитической деятельности юриста, прогнозирующего развитие событий;
  • мощная правовая позиция, обозначенная юристом и призванная показать решительный настрой потребителя, слабые стороны оппонента в целях досудебного урегулирования спора;
  • доводы и выводы, основанные на актуальных нормах права, регулирующих спорную ситуацию;
  • требование, на которое другая сторона обязана реагировать.

Ошибки в претензии

Встречаются следующие ошибки в написании претензии потребителями:

  1. Отсутствие заявленного требования

    Выражение недовольства сложившейся ситуацией, сообщение о намерении обратиться в суд сами по себе не могут являться надлежащим предъявлением требования. В претензии должно быть заявлено требование, которое предусмотрено законом.

  2. Предъявление требования о проведении диагностики, экспертизы

    Схожая с предыдущей ошибка. Проведение проверки качества (диагностики и экспертизы) является обязанностью продавца в случае спора о причинах возникновения недостатка в товаре, а, следовательно, предполагается. Поэтому, самостоятельное требование о проведении диагностики или экспертизы не несет никакой практической ценности.

  3. Отсутствие срока, который потребитель устанавливает для устранения недостатка

    Одно из требований, который потребитель часто предъявляет в случае ненадлежащего качества выполненных работ, это устранение недостатков. Однако закон указывает, что именно потребитель назначает исполнителю срок, в течение которого недостатки должны быть устранены. Если сроки не указаны практическая ценность претензии снова равна нулю.

  4. Требование о компенсации морального вреда

    Моральный вред присуждается только судом. Судом определяется и размер компенсации морального вреда. Предъявление требования о компенсации морального вреда в претензии подчеркнет вашу неподготовленность и покажет, что вас можно вводить в заблуждение.

Что дает ошибка в претензии другой стороне

Текст претензии очень многое может сказать о ее авторе. Стиль изложения, обоснованность доводов, ссылки на нормы права и пр. — все это позволяет заранее составить портрет заявителя и просчитать варианты развития событий.

Ошибки в претензии – это подарок другой стороне в споре, поскольку позволяет:

  • сделать вывод о личности автора претензии (знает свои права или им можно управлять, вводить в заблуждение);
  • подготовиться к дальнейшему спору (подделать, навести порядок в документах, исправить свои ошибки);
  • не реагировать на обращение без каких-либо последствий;
  • формально отказать в удовлетворении заявленного требования;
  • затянуть время рассмотрения претензии.

Во избежание возможных ошибок доверьте составление претензии юристу.

Досудебный порядок по закону о защите прав потребителей

Действующим законодательством о защите прав потребителей обязательный досудебный порядок не предусмотрен (п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 № 18). Однако в некоторых случаях он необходим.

Обязательный досудебный порядок

Ряд специальных законов предусматривает обязательный досудебный порядок для потребителей. Так, обязательное предъявление претензии необходимо, если спор вытекает из оказания следующих услуг:

  • услуги связи;
  • услуги по перевозке пассажира, багажа внутренним водным транспортом;
  • услуги обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства;
  • туристские услуги (претензии по качеству туристского продукта в отношении туроператоров). По иным требованиям, связанным с приобретением, исполнением и расторжением договора по туристскому продукту, предъявляемым к туроператору, а также любым требованиям к лицам, не являющимся туроператором, претензионный порядок не является обязательным;
  • финансовые услуги (обращения, подлежащие рассмотрению финансовым уполномоченным).

Что делать, если обязательный досудебный порядок предусмотрен договором

Если требование об обязательном соблюдении досудебного порядка предусмотрено договором, то такие условие является ничтожным (п. 1 ст. 16 Закона о защите прав потребителей, п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 № 18) Исключение составляют те случаи, когда досудебный порядок предусмотрен законом.

Для чего нужна претензия

Несмотря на необязательный порядок досудебного урегулирования, направление письменной претензии рекомендовано, даже необходимо. Это объясняется тем, что в перспективе вам, вероятно, придется обращаться в суд. Возможно, вы уверены, что именно вас это не коснется. Не поленитесь и подготовьте претензию.

  • Взыскание штрафа

Одно их преимуществ, которым обладают потребители по искам в защиту своих прав, является возможность взыскания с ответчика штрафа. Зачастую размер такого штрафа может быть значительным, ведь он составляет 50% от суммы, присужденной судом в пользу истца.

Однако, если суд установит, что потребитель не предоставил другой стороне возможность удовлетворить его требования в добровольном порядке (а доказать это можно только претензией и квитанцией, доказывающей ее направление ответчику), суд во взыскании штрафа откажет.

  • Взыскание неустойки

Еще один материальный бонус для потребителя – это взыскание неустойки за нарушение сроков удовлетворения его требования. Например, для удовлетворения требования о возврате денег предусмотрено 10-дневный срок. Если деньги не возвращены, то с 11 дня начисляется неустойка. Опять же, для того, чтобы ее взыскать необходимо доказать, что требование было заявлено, а для этого нужна претензия и доказательства ее направления.

Как составить претензию

Юристы готовят документы по образу решения суда. Так, претензия или исковое заявление должны состоять из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

  • Вводная часть

Вводная часть претензии – это ее «шапка». Так, в вводной части указываются:

  • сведения о лице, которому адресуется претензия:
  • наименование;
  • юридический и фактический адрес, контактный телефон;
  • сведения о лице, от которого исходит претензия (адрес, контактный телефон, электронная почта, банковские реквизиты).
  • Описательная часть

В описательной части излагаются обстоятельства дела в хронологической последовательности. Здесь могут быть указаны:

  • Информация о приобретенном товаре или заключенном договоре:
  • дата приобретения товара / заключения договора;
  • наименование товара (суть услуг);
  • стоимость;
  • сроки, предусмотренные договором (если нарушаются).
  • Сведения о причинах, послуживших с обращением с претензией:
  • ненадлежащее качество товара (услуги);
  • нарушение сроков выполнения работ;
  • нарушение сроков передачи предварительно оплаченного товара;
  • обмен товара надлежащего качества;
  • возврат товара, приобретенного дистанционным способом.
  • Мотивировочная часть

Мотивировочная часть должна содержать указание на

  • Нормативно-правовые акты, которыми регламентируется спорный вопрос;
  • Возражения на доводы другой стороны (например, если уже велась переписка и нам известна их правовая позиция).
  • Резолютивная часть
  • Требование, предъявляемое другой стороне:
  • возврат денег;
  • устранение недостатков;
  • повторное выполнение работ;
  • соразмерное уменьшение стоимости и пр.
  • Срок, в течение которого требование должно быть удовлетворено (предусмотрен законом для отдельных случаев).

Написание и предъявление претензии — первый и важнейший шаг на пути восстановления своих прав. Неправильно заявленное требование, неверная формулировка, ошибка в сроках — вы получаете формальный отказ.

Не стоит торопиться и пренебрегать консультацией юриста. В данном случае ошибка, действительно, может быть роковой.

Напишите мне или позвоните по телефону 8 (968) 063-56-57 и закажите составление грамотной претензии прямо сейчас!

Перед вручением претензии обязательно ознакомьтесь со следующей информацией

Как вручить претензию

Как проверить продавца

Как узнать адрес ИП

Как предъявить претензию контрагенту-должнику

Ольга Свистунова

Если контрагент не исполняет договоренности, закон обязывает сначала самостоятельно попытаться решить проблему, и только потом идти в суд. Претензия к контрагенту имеет три значения: вы исполняете законодательные требования, напоминаете должнику о невыполненных обязательствах, предупреждаете о возможных последствиях и судебных издержках. Возможно, претензии будет достаточно, чтобы должник исполнил договоренности. Рассказываем, что учесть при написании претензии.

Когда нужно подавать претензию, а когда — можно обойтись без нее

Когда контрагент нарушает договоренности: срывает сроки поставки, задерживает оплату, не оказывает оговоренный объем услуг или выполняет работу с браком — нельзя сразу обращаться в суд. Сначала необходимо соблюсти претензионный порядок — написать и отправить претензию. Если этого не сделать, судья вернет иск. Вам все равно придется направлять должнику претензию, но вы потеряете время.

Претензия нужна в трех ситуациях.

  1. У вас с контрагентом возникла финансовая проблема: он отказывается вернуть денежный или товарный долг, оплатить товар или услугу, выполнить оплаченную работу. Такой долг в законе называется «неосновательным обогащением». Например, контрагент не поставил товар и отказывается вернуть аванс за него, значит, он неосновательно обогатился за ваш счет.
  2. Расторгнуть или изменить договор через суд. Например, вас перестали устраивать сроки поставки товара, оговоренные в договоре. Вы просите поставщика изменить условия поставки, а он отказывается. Прежде чем идти в суд, отправьте поставщику претензию.
  3. В договоре вы прописали необходимость направлять претензию или эта обязанность закреплена законом. Например, при спорах с грузоперевозчиком, если он доставил груз с опозданием, или груз пострадал при транспортировке. А также претензию отправляют, если между компаниями возникли разногласия по поводу защиты исключительных прав. Например, вы сфотографировали товар и выложили фотографии на своем сайте, а затем обнаружили эти фото на сайте конкурента.

В некоторых ситуациях претензия не нужна. Если возникли описанные ниже проблемы — можете сразу обращаться в суд.

  • Хотите взыскать заложенное имущество.
  • Необходимо возместить вред, причиненный имуществу компании.
  • Нужно установить факты, имеющие юридическое значение. Например, регистрирующая организация допустила ошибку в названии компании. Чтобы исправить ошибку, не нужно писать претензию на имя руководителя регистрирующий организации — можно сразу подавать иск в суд.
  • Нужно взыскать долг меньше 500 000 ₽. К долговой сумме можно добавить штрафные санкции и компенсации, но не больше 100 000 ₽. В такой ситуации вы можете начать приказное производство — в десятидневный срок судья вынесет судебный приказ по вашему делу.

      ВАЖНО: по приказному делопроизводству должник должен признать ваши требования. Если он возражает, судья отменит приказ и придется подавать исковое заявление. Дело будут рассматривать в обычном судебном порядке.

        Что нужно написать в претензии

        1. Озаглавьте документ «Претензия». Хотя суды смотрят не название, а суть документа — вам будет проще доказать, что направляли именно претензионные требования, а не обычное письмо. Перечислим реквизиты и условия, которые необходимо прописать в претензии.
        2. Отправитель. Укажите наименование компании или ИП, адрес, основные реквизиты: ИНН, ОГРН (ОРГНИП). Анонимно претензию отправлять нельзя. Руководитель должен подписать документ и завизировать его печатью, если она есть. Если претензию подписывает представитель компании, у него должна быть доверенность на подписание. Копию доверенности приложите к претензии.
        3. Получатель. Из претензии должно быть понятно, кому она адресована. Укажите наименование должника — потенциального ответчика, его адрес, ИНН, ОГРН (ОРГНИП). Предъявляйте претензию той компании, с которой заключили договор. Если по одному договору несколько должников, направляйте претензию каждому из них. Претензию можно направить на имя генерального директора компании-должника — он является полномочным представителем организации, действует от ее имени и в ее интересах.
        4. Суть претензии. Напишите, в чем состоит ваше требование. Например, если требуете оплатить полученный товар — пропишите сумму долга. Если четко не сформулировать требования, суд не признает документ претензией. А вот различия сумм в претензии и в иске для суда несущественны. Если в исковом заявлении сумма будет выше, чем в претензии — суд признает досудебный претензионный порядок соблюденным и рассмотрит иск.
        5. Основания. Укажите основания и фактические обстоятельства, из которых вытекает ваше требование. Например, напишите, что заключили договор поставки, укажите номер и дату документа. Подтвердите товарной накладной, что покупатель принял товар, но не оплатил.
        6. Последствия. Предупредите контрагента, что намерены обратиться в суд, если он не выполнит требования. Можете дополнительно указать, что по суду взыщете с должника долг, неустойку и судебные расходы — сумму госпошлины и оплату услуг юриста.

            Образец претензии></div><meta itemprop=

            В какой срок направить претензию

            Иногда компании прописывают срок давности для направления претензии, например, полгода или год. Если в договоре срок указан, необходимо в него уложиться. Если пропустите срок, суд может не рассматривать иск или откажется удовлетворить исковые требования.

            Если в договоре не указан срок давности, проверьте срок исковой давности по вашим требованиям — в течение какого времени вам необходимо успеть подать иск. Чаще всего это три года, но может быть и по-другому. Например, срок исковой давности для требований из-за брака по договору подряда составляет один год. Предъявите претензию так, чтобы дождаться ответа и успеть подать иск.

                По какому адресу направить претензию

                Направьте претензию по адресу, который контрагент указал в договоре как адрес для почтовой корреспонденции. Если в договоре нет почтового адреса — претензию отправляют по юридическому адресу контрагента. Его можно посмотреть в договоре, в реквизитах сторон или в ЕГРЮЛ на сайте налоговой — процедура бесплатная. Если знаете почтовый и юридический адреса — можно направить претензию на оба адреса, так будет надежнее.

                Направить претензию можно заказным или ценным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения. Опись вложения делать необязательно, если это не предусмотрено законом или договором. Но опись подтверждает, что в письме была именно претензия, а не другой документ или чистый лист.

                Также претензию можно переслать с курьером. Курьеру передают две копии документа: один он вручает адресату или его уполномоченному представителю. А второй документ представитель визирует подписью и печатью. Подписанную претензию курьер возвращает вам. В суде контрагент может сослаться, что курьер передал претензию неуполномоченному сотруднику. На это вы сможете возразить, что полномочия сотрудника явствовали из обстановки — у него была печать компании или ИП.

                Можно направить претензию по электронной почте, но такая возможность обязательно должна быть указана в договоре.

                Сохраните доказательства, что направляли претензию и приложите их к иску, если дело дойдет до суда. Подтверждающим документом может быть почтовая квитанция и опись вложения, уведомление о вручении письма, информация об отслеживании почтового отправления. Претензию, отправленную по электронной почте, можно подтвердить распечаткой или скриншотом, отчетом о доставке.

                Даже если контрагент не получит письмо — уклонится от получения, и письмо вернется по истечении срока хранения, претензия считается доставленной.

                    Сколько ждать ответа

                    Если в договоре прописан претензионный порядок, проверьте, в какой срок контрагент обязан ответить на претензию. Чаще всего стороны указывают в договоре от 10 до 30 календарных дней. Вам нужно дождаться ответа на претензию или истечения установленного срока и подать иск. Если срок в договоре не прописан, ждите 30 дней — это стандартная практика для компаний. К исковому заявлению обязательно приложите претензию и подтверждающие документы. Иск без претензии суд отклонит или оставит без движения, то есть выдаст определение, где укажет срок, в течение которого вам необходимо донести документы. Только после этого судья продолжит рассматривать дело. Если не принесете документы в указанный срок, иск вернут.

                        ВАЖНО: закон не устанавливает, на какой срок суд может оставить иск без движения. Решение зависит от судьи и конкретной ситуации.

                          содержание

                          1. Правила и требования
                          2. Претензия на некачественный товар
                          3. Претензия в страховую компанию
                          4. Претензия работодателю
                            • Содержание претензионного письма работодателю
                          5. Претензия застройщику
                            • Что содержит претензия застройщику
                          6. Основные ошибки при составлении претензии

                          С ситуациями нарушения условий договора, приобретения некачественных вещей рано или поздно сталкивается большинство из нас. Как возместить свой ущерб, с чего начать? Отвечаем: с составления претензии.

                          Претензия — деловое письмо, в котором высказывается недовольство качеством товара или исполнения договорных обязательств, просрочкой возврата долга и т.д. и одновременно предъявляются требования по возмещению причиненного ущерба. Этот вид деловой корреспонденции имеет юридическую силу, например, в суде служит доказательством, что предпринимались попытки решить конфликт в досудебном порядке. В ряде случаев при отсутствии претензионной переписки суд вообще не принимает иск, приходится писать претензию, ожидать 30 дней — именно таков установленный законом порядок — и подавать исковое заявление заново. Кроме того, зачастую с помощью претензии можно быстро добиться успеха в решении проблемы. Однако все это действительно только тогда, когда документ составлен согласно действующим правилам.

                          Правила и требования

                          Претензия пишется в вольной форме, единого утвержденного образца нет, но есть ряд правил, которые составитель должен знать и соблюдать.

                          Обязательно указывается:

                          • кем составлен и кому предназначен документ: для юридических лиц — полное официальное название компаний, у адресата — кому конкретно предназначено письмо — ФИО, должность; для физических лиц — ФИО, место проживания, контактные данные;
                          • суть конфликта: какие пункты договора нарушены — со ссылкой на документ, какой брак обнаружен или, например, сумма долга и время просрочки выплаты;
                          • законы, положения, которые были нарушены, — ссылки делаются на конкретные статьи, пункты;
                          • требования с указанием статей Гражданского или Административного Кодексов;
                          • сроки выполнения требований, варианты решения конфликта, санкции в случае, если никаких действий не последует — ссылки на законодательство обязательны.

                          Также непременное условие законности документа — наличие даты и собственноручной подписи (факсимиле не применяется).

                          Обратите внимание: сроки, суммы, которые имеются в документе, прописываются цифрами и прописью, расшифровка подписи обязательна.

                          Дополнительные доказательства — договоры, счета, накладные, чеки и т.д. — прикладываются к претензии и оформляются в качестве приложений, обязательно нумеруются и прописываются под основным текстом. Для письменных документов указывается количество страниц.

                          Составляется письмо как минимум в 2 экземплярах, один направляется адресату, второй остается у отправителя, юрлицо регистрирует его в журнале исходящих. Отправить документ можно любым удобным способом — факсом, электронной почтой, обычной почтой, но желательно получить официальное уведомление о доставке, которое пригодится при подаче иска в суд, а это только Почта России.

                          Видов претензий по категориям конфликтов достаточно много. Предлагаем рассмотреть некоторые из них.

                          Претензия на некачественный товар

                          Претензия на товар ненадлежащего качества составляется в 2 случаях:

                          • при доставке товара, качество которого не соответствует условиям договора;
                          • при продаже частному лицу бракованного, поврежденного, испорченного изделия в магазине.

                          Во втором случае права физических лиц защищает Закон № 2300-1 от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей» (последняя редакция от 29 июля 2018 г.).

                          В письме указывают точное наименование приобретенного изделия, дату, время и место совершения покупки. Далее следует причина предъявления претензии: все недостатки товара перечисляются максимально подробно. Обязательно надо сослаться на статьи закона, которые подтверждают права на возврат денег, замену или ремонт изделия. Составление претензии подразумевает указание требований, которые предъявляются продавцу.

                          В данном случае покупатель имеет право потребовать:

                          • замены на аналогичный товар надлежащего качества;
                          • замены на товар, аналогичный первому, но другой фирмы, артикула и т.д. — с доплатой или возмещением разницы в стоимости по договоренности с продавцом или поставщиком;
                          • снижения стоимости соразмерно обнаруженным дефектам;
                          • исправления недостатков или оплаты их устранения покупателем или третьим лицом;
                          • возврата денег — при этом товар возвращается продавцу.

                          К письму необходимо приложить доказательства:

                          • договор купли-продажи в случае его официального заключения;
                          • товарный чек;
                          • гарантийный талон;
                          • технический паспорт или иную сопроводительную документацию на изделие, например, сертификат;
                          • экспертное заключение.

                          Законом четко не оговорены сроки подачи претензионного письма, однако стоит учесть:

                          • в течение 14 дней с момента совершения покупки некачественный товар можно вернуть, для этого заполняется форма возврата непосредственно в магазине или торговой точке, которая работает на законных основаниях;
                          • бракованный товар можно вернуть в течение всего срока действия гарантии, длительность которой зависит обычно от производителя, для сезонных товаров — пальто, перчаток, обуви — срок гарантии считается не со дня приобретения, а с начала сезона;
                          • для технически сложных товаров сроки подачи претензионных документов продляются при выявлении серьезного брака, при невозможности использовать предмет адекватно более 30 дней за год, а также, если недостатки не устранены вовремя. Это определено Постановлением Правительства РФ № 924 от 10 ноября 2011. В нем же указан перечень технически сложных товаров, к которым относятся: бытовая техника, автомобили и другие транспортные средства, тракторы, мотоблоки, оборудование для сельского хозяйства, спортивные суда, яхты, лодки, катера, телевизоры, проекторы с цифровым управлением, легкие самолеты, вертолеты, другие летательные аппараты, компьютерная техника и многое другое.

                          Сроки ответа на претензионное письмо в данном случае зависят от обстоятельств:

                          • аналогичное изделие для временного пользования предоставляется в течение 3 рабочих дней;
                          • при возврате денежных средств безналичным способом в случае расторжения договора продавцу дается 10 дней;
                          • на замену изделия точно таким же при условии наличия его у продавца выделяется 7 дней;
                          • на замену в случае отсутствия изделия у продавца на момент получения письма — 30 дней;
                          • на замену полностью аналогичным изделием при проведении экспертизы — 20 дней.

                          Повторную доставку во всех случаях оплачивает продавец. На проведение экспертизы выделяется 20 дней.

                          При отказе контрагента в возмещении ущерба, через 30 дней после направления претензии можно подавать исковое заявление в суд.

                          Образец претензии на некачественный товар

                          Претензия в страховую компанию

                          Случаи, когда страховая компания задерживает выплаты или вовсе отказывается платить, встречаются постоянно. Единственный способ законно получить компенсацию — написать претензию, если это не поможет, продолжить разбирательство в суде.

                          Перечень ситуаций, в которых подается претензия:

                          • при возникновении страхового случая;
                          • при отказе в бесплатном медицинском обслуживании или бесплатном предоставлении лекарств, которые включены в медицинскую страховку;
                          • при занижении размера выплат;
                          • при затягивании страховщиком процесса выплат или отказе в них.

                          Досудебная претензия страховой компании подается исключительно в письменном виде — устные переговоры ничего не дают, в ней указывается, что ответ тоже надо дать письменный. Срок ответа — не более 5 рабочих дней с момента получения письма. Направлять документы страховщику лучше всего Почтой России заказным письмом с уведомлением, так как оно прикладывается при необходимости к иску в суд.

                          В претензионном письме указываются:

                          • полное наименование страховой компании, ФИО руководителя;
                          • собственные данные — ФИО, место проживания, контакты;
                          • сведения о договоре с указанием номера полиса, страховом случае, а также суть жалобы;
                          • требования к страховщику;
                          • банковские реквизиты заявителя, если выдвигается требование перевода денежных средств;
                          • дата, собственноручная подпись.

                          В заявлении должны быть ссылки на законы, пункты договора со страховой компанией. В конце прописывается, какие меры предпримет заявитель в случае невыполнения требований. Последний пункт — перечисление приложений с указанием количества страниц в документах:

                          • договор страхования;
                          • чеки;
                          • справки;
                          • результаты экспертиз и т.д.

                          Шансы на удовлетворение требований напрямую зависят от собранной доказательной базы. Не забудьте: у заявителя должен остаться экземпляр письма с отметкой страховой компании о его получении или официальное уведомление, если документы направлялись по почте.

                          Образец претензии в страховую компанию по КАСКО

                          Образец претензии при занижении суммы выплаты по ОСАГО

                          Образец досудебной претензии при полном отказе выплаты по ОСАГО

                          Образец досудебной претензии, если страховая отказала в какой-либо части выплаты по ОСАГО

                          Бланк претензии о выплате страхового возмещения

                          Бланк претензии о выплате страховой суммы по договору страхования

                          Образец претензии при нарушении сроков выплаты и выдачи документов

                          Претензия работодателю

                          Редко кто-то хочет конфликтовать и, тем более, судиться с работодателем, поэтому написать претензию решаются обычно только после официального увольнения. Чаще всего речь идет о трудовых спорах — взыскании зарплаты, компенсации за отпуск, неправильных отчислениях в пенсионный фонд, но написать претензию иногда стоит и в других ситуациях:

                          • привлечение к дисциплинарной ответственности без оснований;
                          • отказ в предоставлении средств индивидуальной защиты;
                          • отказ в предоставлении законного отпуска;
                          • незаконное направление в командировку;
                          • привлечение к сверхурочной работе без выплаты компенсации.

                          Претензия работодателю пишется по общим правилам. Стоит учесть: обязательной для подачи иска в суд она не является, но если надо доказать существование трудовых отношений — досудебная претензия станет хорошим аргументом.

                          Сроки подачи претензий работодателю различны. В некоторых ситуациях, например, при восстановлении на рабочем месте, выгоднее сразу подать исковое заявление в суд и направить жалобу в Трудовую инспекцию, так как срок давности по трудовым спорам этого вида составляет всего месяц. По выплатам денежных средств срок составляет 1 год, по остальным видам трудовых споров — в основном 3 месяца. Даже при пропуске срока давности суд рассмотрит обращение, если работодатель не заявит об истечении срока. Также суд имеет право восстановить сроки, если у работника есть уважительная причина, по которой он не мог обратиться с претензией и потребовать возмещения убытков, например, длительная болезнь.

                          Написать претензию работодателю можно индивидуально или коллективно, во втором случае шансов на успех больше.

                          Сотрудник, которому не выплачивалась заработная плата, может потребовать компенсацию за каждый день просрочки. Учтите: просрочка должна составлять не менее 15 дней, также обязательно наличие документов, согласно которым работодатель обязан выплатить зарплату в этот срок.

                          Претензию работодателю надо направлять так, чтобы в итоге на руках осталось доказательство получения им документов. При отправке почтой — заказным письмом с уведомлением — необходимо составить опись вложения. При личном вручении работник оставляет себе второй экземпляр с отметкой о приеме, которую должен сделать представитель работодателя: проставляются дата, ФИО и личная подпись.

                          Содержание претензионного письма работодателю

                          В претензии работодателю обязательно прописывается ряд пунктов:

                          1. Адресат: полное наименование компании, ФИО руководителя.
                          2. Заявитель: должность — полное название, ФИО.
                          3. Доказательство наличия в прошлом или настоящем трудовых отношений — ссылка на трудовой договор, копия которого прикладывается к письму.
                          4. Описание сути нарушения со ссылками на законодательство, пункты Коллективного трудового договора, в которых прописаны обязательства работодателя.
                          5. Требования работника с указанием срока их выполнения.
                          6. Предупреждение о намерении обратиться в суд.
                          7. Внизу ставятся дата и собственноручная подпись работника.

                          Образец претензии работодателю

                          Претензия застройщику

                          Застройщику пишут претензии в случае:

                          • нарушения сроков сдачи жилья;
                          • низкого качества выполнения работ;
                          • несоответствия первоначального плана дома с итоговым результатом;
                          • несоответствия сданной квартиры плану: нарушены размеры комнат, высота потолков, размеры оконных проемов.

                          Что содержит претензия застройщику?

                          Претензионное письмо направляется тому лицу, которое подписывало договор с дольщиком от имени застройщика. Это обязательное условие. В тексте претензии обязательно указываются название компании, ФИО сторон, реквизиты, контактные данные.

                          В претензии описываются подробно все нарушения, даются ссылки на договор, законодательство. Например, согласно Федеральному Закону от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве» дольщик вправе потребовать от застройщика безвозмездного устранения недостатков. Если есть данные экспертизы, сведения о стоимости работ по исправлению недостатков от подрядчика, они тоже указываются. Также включаются сведения о том, когда были выявлены недостатки, каким образом это было сделано.

                          Далее перечисляются требования: устранение недостатков, выплата компенсации, в том числе за съем жилья, если застройщик нарушил сроки сдачи объекта, и т.д.

                          Обязательно указываются сроки выполнения требований. Также в письме уместно заявить о намерении в случае отказа в устранении недостатков или отсутствии ответа в течение 10 дней обратиться в суд. Тогда застройщику будет грозить еще и крупный штраф.

                          Последний пункт — дата и подпись. Ниже перечисляются все приложения, которые содержат доказательства правоты заявителя: договор с застройщиком, акт экспертизы, договор с компанией, которая устраняла недостатки и т.д.

                          Написав претензию, проверьте все указанные в ней факты и цифры и только потом отправляйте застройщику.

                          Образец претензии застройщику

                          Основные ошибки при составлении претензии

                          Чаще всего авторы жалоб пишут под влиянием эмоций, поэтому допускают типичные ошибки, которые могут привести к опротестованию заявленных претензий в суде:

                          • недопустимо использование нецензурной лексики, бранных выражений, оскорблений;
                          • обстоятельства излагаются сжато, простыми фразами;
                          • при описании сути вопроса следует строго придерживаться фактов, которые легко доказать, не стоит приводить собственные выводы — они могут оказаться ошибочными;
                          • особое внимание уделяется адресату, неправильного написания фамилии или названия предприятия достаточно, чтобы претензию не приняли к рассмотрению.

                          Претензии разных видов пишутся фактически по единым правилам. Но в каждом случае имеются свои особенности, есть нюансы законодательства, которые необходимо знать досконально, чтобы не допустить ошибки.

                          Сотрудники «Юридического кабинета братьев Болтуновых» с 2011 г. постоянно занимаются составлением претензионных документов. Профессиональный юрист проконсультирует, оценит шансы дела, поможет собрать доказательную базу и написать претензию грамотно, а также подать ее в срок.

                          Понравилась статья? Поделить с друзьями:
                        • Ошибки при сложении и вычитании столбиком
                        • Ошибки при составлении постановления
                        • Ошибки при склонении личных местоимений
                        • Ошибки при составлении портфолио
                        • Ошибки при составлении плана производства