Ошибки при составлении конспекта

Хорошо усвоить тему и быстро воспроизвести её в памяти школьникам помогут навыки составления конспекта. Правильно выполняемое конспектирование заставляет глубоко осмыслить материал, погрузившись в его содержание в процессе переработки. Освоив правила ведения записей, учащийся сможет улавливать и фиксировать основные мысли, складывая их в понятный сжатый текст непосредственно при поступления информации. 

Полученные умения пригодятся при дальнейшем обучении – качественное конспектирование лекций необходимо для студента. В профессии этот навык даёт дополнительные шансы сделать успешную карьеру. Даже в быту умение коротко, но понятно сделать необходимые записи сильно облегчит вашу жизнь. 

Что такое конспект?

Конспект – краткая, но ёмкая запись материалов по пройденной теме в удобной и понятной для школьника форме. Это сокращенный текст, построенный в строгой логической последовательности, составленный школьником из материала, предложенного преподавателем, и дополненный информацией из других источников. 

Написание конспекта может производиться тезисно, схематически, сокращённо, таблично, с применением аббревиатур и иностранных слов. Важно, чтобы ученик сам понимал своё изложение, мог его воспроизвести, не теряя логического смысла повествования. 

Для этого важно понимать, как правильно сделать конспект. Полученные выписки должны быть понятными, эффективными и удобными для дальнейшей работы. В статье мы разберём, какие способы их написания существуют, как разработать план и структуру конспекта и какие ошибки можно допустить при подборке тезисов.

Первая неделя занятий бесплатно!

Начните заниматься, а по окончании пробного
периода оплатите выбранный формат!

Начать заниматься

Как составить конспект по теме: пошаговая инструкция

Написание требует внимания и сосредоточенности. Ряд рекомендаций поможет выполнить работу качественно. Что нужно сделать?

  1. По возможности заранее ознакомьтесь с темой изучения;
  2. Научитесь сокращать слова общепринятыми, понятными способами;
  3. Предварительно составьте план конспекта; 
  4. Набросайте тезисы по основным пунктам изучаемого материала;
  5. Фиксируйте ключевые фразы после прослушивания каждого предложения;
  6. Сделайте краткие выписки – изложение полученной информации;
  7. Оставьте место слева для заметок и отмечайте там непонятные элементы, требующие уточнения;
  8. Оставляйте место для пропущенного учебного материала. Например, если не успели за учителем или произошел технический сбой;
  9. Уточняйте непонятные моменты у преподавателя после занятия или в других источниках. Например, в Домашней школе «ИнтернетУрок» всегда можно задать вопрос учителю и в течение 15-ти минут получить ответ.
  10. Заполняйте пропуски непосредственно после прояснения информации, пока она свежа в памяти.

Записываемый текст – не пересказ лекции или урока. Его назначение – фиксация в памяти конкретных знаний.

Виды конспектов

Конспекты различаются по форме и содержанию в зависимости от предмета, изучаемой темы и основного назначения, предусмотренного пользователем. Среди самых распространённых видов конспектов для школьников выделяются:

  • ТЕКСТУАЛЬНЫЙ. Идеально подходит для работы с книгами. В процессе написания содержание фиксируется тезисно. Допускается использование основных терминов и цитат. 
  • СВОБОДНЫЙ. Допускается запись информации под диктовку. Учащийся делает выписки на своё усмотрение. Они могут записываться сокращениями, тезисами, условными обозначениями, рисунками, схемами.
  • ТЕМАТИЧЕСКИЙ. Представляет собой изложение информации из нескольких источников, раскрывающих конкретную тему. Позволяет обработать большой объём информации, составив общую базовую выборку данных по заданному вопросу. 
  • СХЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. Структурный конспект, включающий соединённые единым смыслом вопросы. Под вопросом пишется краткий ответ или несколько ответов-тезисов. Допустимы краткие предложения и выписки, связывающие весь текст. 
  • ПЛАН-КОНСПЕКТ. Базируется на общем плане, освещающем важные вопросы изучаемой сферы. Пункты раскрываются по мере изложения материала и поступления новой информации. Считается самым объёмным видом конспектирования со всесторонним рассмотрением предмета изучения. 

Методы конспектирования 

Характеризуются способам оформления текста в конспекте. Рассмотрим наиболее распространенные:

Метод Корнелла 

Отдельный лист делится на 4 части. Сверху проводится горизонтальная линия, над которой фиксируется заголовок и дата урока. Нижняя линия располагается за несколько строк до завершения листа. Под ней кратко записываются основные выводы лекции. Между горизонтальными линиями площадь разделяют две колонки. Правая должна быть примерно в два раза шире левой. Слева отмечаются важные даты, термины, имена, определения, события. Справа – информация, излагаемая преподавателем.

Такое составление записей считается идеальным для обработки оперативно поступающей информации.

Схематический метод 

Структура написания представлена в виде большого маркированного списка с несколькими уровнями вложений. Верхний уровень – основная тема и мысль, средний – подтема, далее – тезисы. Разработка и анализ каждой темы происходит в процессе обучения. Ученик сразу вникает в тему, создавая удобную для запоминания структуру. Важно не перегружать список. Нужно составить его так, чтобы легко проанализировать информацию в дальнейшем.

Метод таблиц 

Эффективен при получении материала структурными блоками: по годам, значимым событиям или конкретным темам. Расчертив лист в таблицу, в каждой ячейке ученик записывает конкретное событие или факт. Метод удобен для школьников, потому что учитель дает материал структурированно, и ученик может облегчить запись, используя табличный вариант. 

Метод интеллект-карт 

Актуален для разбора сложных тем, самостоятельной работы над докладами и эссе. Основная цель вписывается в центре. Линиями соединяются мысли, объяснения, тезисы, идеи. Это мысли-якоря, призванные помогать создать основу для изложения главных идей. 

Метод предложений

Считается одним из самых несложных. Предложения записываются с новой строки с соответствующей нумерацией. Связь между предложениями формируется отсылкой на другой пункт с указанием его номера.

Метод индексов 

Схематическая запись информации. При составлении конспекта используются рамки, рисунки, стрелки, таблицы. Каждый объект имеет для автора определенное значение, носит понятную ему смысловую нагрузку. Если запись сделана в круге, это значит, что её нужно обязательно выучить. В квадрате – уточнить и дополнить полученный материал. В треугольнике – обратить особое внимание. Каждое обозначение индивидуально для автора. На форзаце тетради необходимо сделать пометки, какой символ что значит. Это позволит ориентироваться в условных обозначениях, если их окажется много.

Метод течения 

Позволяет обеспечить максимальное усвоения материала в ходе урока при минимальном количестве записей. Требуется выделять основные моменты и мысли тезисами, схемами, рисунками, не зацикливаясь на изложении. Материал активно обдумывается, дополняется собственными идеями и комментариями в свободной форме. Этот метод написания хорошо использовать, если важно моментальное усвоение данных, а не изучение их через длительное время.

Метод боксов

Идеален для визуалов – людей, у которых доминирует зрительная память. При составлении конспекта задействуются даты, исторические личности, иностранные слова и определения. Лист делится на неровные квадраты, треугольники, прямоугольники. Размещение на странице хаотично. Вверху прямоугольника указывается заголовок, далее – несколько базовых фактов. Метод позволяет концентрироваться на основных мыслях, выделяя конкретику.

Метод нумерации

Эффективен на занятиях и лекциях, где информация выдается быстро: преподаватель не останавливает рассказ, не акцентирует для учеников основные моменты. Оптимально использовать две разноцветные ручки. Первой фиксировать номер мысли. Второй – её содержание. Между номерами оставляется место – отступы, а в них вносится дополнительная информация. 

back

Подпишитесь на нашу рассылку

Главные ошибки при составлении конспекта

  • Потеря структуры и авторских особенностей текста;
  • Чрезмерная краткость;
  • Избыток вводных слов и эпитетов;
  • Отсутствие связи записей, плана;
  • Дословное повторение тезисов;
  • Бессвязный пересказ текста;
  • Незаконченность основных смысловых положений – тезисов.

Как красиво оформить конспект: основные техники

Необходимо определить, как сделать конспект понятным для себя, разработать собственную унифицированную систему записи информации. Удобно использовать систему стикеров, подчёркиваний, схем, выделений разными цветами. Важно, чтобы процесс ведения изложения был удобен конкретному школьнику.

Красивая запись не имеет пропусков. При наличии их необходимо заполнять должным образом сразу после занятия.

Заголовки новых тем можно выделять маркерами либо записывать большими буквами. Подтемы лучше подчеркивать.

Важно помнить, что чётко разработанная система способствует пониманию текста и внешней красоте записей. Красивый конспект, в свою очередь, помогает лучше запомнить информацию.

10 лайфхаков

Как выучить уроки быстрее или написать контрольную работу лучше? Как запомнить стихотворение или решить насущные вопросы легко и непринуждённо, не затрачивая на них слишком много времени и усилий?

Полезные советы вне конкретных методов

Они помогают вести конспектирование, независимо от вида и метода. Нужно:

  1. Выработать собственную систему понятных сокращений. Для этого полезно изучить общепринятую и дополнить её понятными для себя элементами.
  2. Разработать единую цветовую схему для выделения конкретных тезисов, фраз и значений. 
  3. Изучив информацию из разных источников, распределить основные приоритеты и воспроизвести их тезисно, в понятной для себя последовательности. 
  4. Если источник предлагает исчерпывающее количество данных, из них нужно вычленить главную мысль и выписать её. Для этого лучше вести краткую запись всей информации и выделить основную мысль – резюме – после полного изучения данных. 

6 приложений и онлайн-сервисов для создания конспектов

В современном мире существуют сервисы, помогающие автоматизировать ведение записей. Они не заменяют, но существенно облегчают составление плана конспекта. Грамотно выделяют основные моменты, обрабатывают материал и подают его в удобной форме. 

  • Speechpad. Преобразует звучащую речь в текст. 
  • SpeechTexter. Телефонное онлайн-приложение, преобразующее речь лектора в написанный текст.
  • HandWriter. Конвертирует печатный текст в рукописный. Любая статья из книги преобразуется в рукописный текст лекции.
  • Писец. Преобразует электронный конспект в рукописный.
  • Canva. Систематизирует написанное, облегчая запоминание текста лекции.
  • ЭБС Лань. Создание лекций по пройденному материалу в одном окне с дополнительными возможностями выгрузки, записи и цитирования.

Методов конспектирования бесконечно много. Мы описали самые востребованные. Важно, чтобы учащийся, ознакомившись с ними, самостоятельно определил наиболее удобные. Если это будет сделано правильно, конспектирование станет успешным подспорьем в учёбе и в работе.

Редакция Домашней школы «ИнтернетУрок»

Мы знаем, как нелегко написать диссертацию самому. Поэтому нередко используют копирайт текста. Чтобы программма проверки на уникальность не обнаружила заимствований, можно воспользоваться сервисом Анти-антиплагиат. Мы обрабатываем документы через программу Антиплагиат Киллер, которая не изменяя текста, увеличивает процент оригинальности до 90-95%. Услуга предоставляется без предоплаты. Поэтому при получении документа вы сможете сначала убедиться в повышении уникальности и в нашей честности перед тем, как оплатить заказ. 
Также мы поможем оформить работу по требованиям ГОСТ онлайн. Вы сможете пройти нормоконтроль с первого раза без ошибок.

Содержание

  1. Что такое конспект?
  2. Какой объем должен иметь конспект?
  3. Основные требования при написании конспекта
  4. Виды конспектов
  5. Как составить конспект – общие рекомендации
  6. Как составить конспект по различным видам текста
  • Как правильно сделать конспект по лекциям?
  • Как правильно конспектировать статьи
  • Как сделать конспект по книге
  • Как написать конспект по параграфу
  • Как составить конспект по учебникам
  1. Главные ошибки при составлении конспекта
  2. Нужно ли проверять конспект на Антиплагиат?
  3. Как повысить уникальность конспекта

01 Что такое конспект?

Конспект – это текст, который студент пишет, сокращая чужой. Он представляет собой запись, включающую выписки, тезисы, схемы, планы. Связующей основой становится логическая цепочка, которая соединяет все сокращения и все части записей.

Студентов начинают учить готовить конспекты правильно с первого курса. Обычно преподаватель предоставляет краткий план на учебное занятие, какие темы и микротемы будут рассмотрены на паре; затем называет литературу, которую можно и нужно изучить самостоятельно.

После 5 минут настраивания на рабочее настроение, лектор читает своей урок, а студенты должны выделять ключевые фразы и слова и добавлять из в свои записи.

Только с опытом приходит навык записывать под диктовку большой объем текста. Также со временем у студента появляются свои собственные сокращения слов, которые появляются слишком часто.

Сокращения подсказывает преподаватель перед началом курса. Так проще держать ритм лектору и быстрее записывать учащимся.

К сожалению, у первокурсников не всегда находится добрый преподаватель, который будет так заботлив, что научит студентов правильно готовить записи. Поэтому многим приходится самостоятельно по опыту выяснять, как составлять конспекты.

Лайфхак
Если вы студент, то рано или поздно вам может понадобиться повышение уникальности текста. На нашем сервисе вы сможете не только увеличить процент уникальности, но и проверить свою работу на плагиат через преподавательскую систему. 
Для поднятия уровня оригинальности мы используем программу Антиплагиат Киллер. Она обрабатывает документ, шифрует файл, не изменяя слов и порядка в предложениях, и выдает 90% процент уникальности. Мы предоставляем услуг по принципу — сначала вы проверяете готову работу на повышение, а затем мы присылаем чек на оплату. 
Также вы сможете заказать оформление любой работы по требованиям ГОСТ или по методичке. Поможем быстро и эффективно. 

Проверить уникальность

Повысить уникальность

Оформить работу по ГОСТУ

Что такое конспект

02 Какой объем должен иметь конспект?

Объем конспекта не имеет четких границ. Существует несколько факторов, которые влияют на объем.

Начинается все со скорости написания текста. У кого-то почерк мелкий, у кого-то широкий. Одни могут записывать почти все слова под диктовку и не уставать, другие теряются в потоке речи и цепляют только ключевые слова.

Также существует соотношение объема конспекта и исходного источника, например, учебника или речи лектора.

При составлении конспекта ориентироваться на объем явно не стоит. А вот на что надо полагаться – расскажем дальше.

03 Основные требования при написании конспекта

Основными требованиями при написании конспекта выступают внимательность, погружение в текст и умение вычленять самое главное из потока слов и фраз.

Каждому студенту нужно научиться распределять свою энергию на выполнение всего конспекта.

К примеру, если на первой паре учащийся будет записывать практически каждое слово за лектором, то он израсходует всю энергию за 2-3 пары. К началу 4 пары рука уже будет отваливаться, желания что-либо писать уйдет, вместо ясных и понятных записей в тетради появятся кружочки и фигурки.

Вот основные положения, которые помогут научиться писать конспект правильно:

Нужно сохранять силы и распределять нагрузку между парами. Для этого не надо стараться записывать каждое слово преподавателя. Нужно отбирать наиболее важные моменты, которые включают в себе основной смысл.

Почерк должен всегда сохраняться ровным и понятным для чтения. Если какие-то пропуски в предложениях и словах еще можно восстановить, то ломанный почерк потратит все ваши усилия и время в пустоту.

Между тезисами и выписками должна сохраняться логическая связь. Весь конспект должен иметь смысловую целостность. Если логическая цепочка будет нарушена, то связь всех элементов останется бессмысленно.

требования при написании конспекта

Чтобы составить конспект, достаточно применить пару техник.

  • Майнд-карты. На листе тетради по центру размещается тема работы. Она обводится кружочком. К ядру присоединяются определенные блоки, которые содержат ключевую информацию по теме. Это могут быть рисунки, слова, идеи, ассоциации и т.д.
  • Метод Корнелла. Еще одна техника, которая поможет записывать только нужное и важное.

Разделите текст на три блока. Для начала внизу отделите одну пятую часть по горизонтали. Затем верхний блок разделите по вертикали. Причем левый столбец должен быть гораздо меньше, чем правый. 

В правом блоке ведутся привычные записи лекций, куда сводится основная информация. В левом столбце уже после завершения написания конспект выводятся ключевые слова и идеи. Последний нижний столбец необходим для подведения сжатой мысли всего конспекта.

Это поможет вам восстановить всю информацию из памяти по многочисленным напоминаниям.  К тому же вам не удастся навсегда забыть основную идею, ведь ее вы будете переписывать и обрабатывать несколько раз.

Метод Корнелла заключается в том, что вся техника должна проводится в течение 24 часов с завершения написания текста в правой колонке. Для удобства лучше использовать тетрадь формата А4.

  • Конспекты по теме можно скачать из интернета. Существуют готовые варианты по самым распространенным темам. Однако необходимо помнить, что любую студенческую работу проверяют на уникальность. Чтобы пройти проверку на антиплагиат, нужно воспользоваться специальными способами повышения уникальности. Бесплатные методы подходят для тех, кто может позволить себе потратить некоторое время на доработку текста.

Если у вас нет времени самостоятельно исправлять конспект, то воспользуйтесь нашим сервисом анти-антиплагиат.рф. Мы поможем вам поднять процент оригинальности до 80-90% всего за пару минут. Также вы сможете проверить свою работу на уникальность через преподавательскую программу Антиплагиат ВУЗ. Нажимайте на кнопки для перехода на страницы заказа.

Итак, мы рассмотрели основные требования и методики для того, чтобы составить конспект быстро и правильно. Теперь рассмотрим, какие виды написания конспекта существуют.

04 Виды конспектов

Виды конспектов

Виды конспектов бывают разными. Они отличаются по структуре, по объему, а также по технике написания.

  • План-конспект. Это наиболее классический вариант составления конспектов. Мы уже представляли его в самом начале. Сперва дается общий план. Он может включать около 4-5 позиций. Каждая строчка должна раскрываться в основном содержании. Таким образом, у вас получается объемный текст, наполненный ключевым смыслом.
  • Схематический план. Это конспект, который представляет собой определенную структуру. Она включает вопросы, которые соединяются друг с другом по смыслу. Под каждым вопросом ставится несколько определенных ответов. Это помогает связывать весь текст краткими предложениями и выписками.
  • Текстуальный конспект – это вариант, который отлично подходит для работы с книгами. Вам нужно выписывать как можно чаще цитаты. Наполнить текст между цитатами можно тезисами и терминами.
  • Тематический конспект. Этот вид конспекта заключается в том, что вы рассматриваете определенный вопрос с помощью разных источников. Вам нужно кратко перефразировать основные мысли и идеи, которые представляют разные точки зрения исследователей на проблемы. Это поможет охватить всю картину в целом и захватить как можно больше информации.
  • Свободный конспект. Проще говоря, это запись под диктовку лектора. Некоторые студенты вместо слов используют рисунки или другие знаки, которые для них передают больше информации. Можно использовать разные методы в комплексе: тезисы, выписки, план, цитаты и т.д. Это наиболее тяжелая работа, но студенты к ней быстрее привыкают, чем к систематичным видам конспектирования.

Мы рассмотрели разные варианты, как составлять конспект по теме. Давайте рассмотрим, к каким видам текста подходит тот или иной вариант конспектирования.

05 Как составить конспект – общие рекомендации

В общие рекомендации, как составить конспект, входят такие положения

  • Нужно ознакомиться с материалом, по которому будет вестись конспектирование. Если вы работаете с учебником, то это вполне возможный вариант. В случае с лекциями – преподаватель должен всегда 5 минут с начала пары посвящать краткому обзору темы, о чем будет говориться на паре.
  • Составить план или структуру работы. Это поможет представить готовый «скелет» конспекта. Также в случае с записью преподавательских лекций нужно вначале попросить лектора представить план.
  • Выписывайте как можно чаще цитаты и тезисы. Они помогут вам вернуть память и вспомнить цепочку мысли.
  • Не начинайте писать в конспект каждое слово преподавателя под диктовку. Дослушайте предложение до конца и только потом запишите ключевое слово или тезис.
  • Преподаватель специально вставляет небольшие комментарии, чтобы в это время студенты успели записать мысль.
  • Используйте общеизвестные сокращения и условные обозначения. Например, вместо написания слова сантиметр – «см».
  • Можно использовать интернет сленг или английские короткие слова, например, ok.
  • Оставьте небольшую колонку с левой стороны тетради, чтобы помечать знаками непонятные или важные моменты в конспекте.
  • Не бойтесь переспрашивать какие-либо пропущенные моменты после пары. Перебивать чтеца ни в коем случае не стоит.
  • Оставляйте место, если что-то пропустили, и не забывайте их заполнять после пары.

Мы перечислили 10 общих правил, которые помогут вам кратко и понятно конспектировать все работы, будь они письменные или устные. Осталось узнать, как составить конспект по теме для разных видов текста.

составить конспект

06 Как составить конспект по различным видам текста

Один из самых сложных вопросов, как составить конспект по различным видам текста. Вам нужно совместить все полученные рекомендации и привести их к общему знаменателю. Далее мы подберем под каждый источник информации определенный вид конспектирования.

  • Как правильно сделать конспект по лекциям?

Для лекций наиболее подходят план конспект и свободный конспект. Выбор определенного варианта зависит не только от студента, но и от преподавателя.

Чаще всего происходит соединение этих видов и тогда план предоставляется в самом начале конспекта, а затем студент использует свое собственное виденье кратких записей.

Главное, чтобы сохранялась логическая цепочка между тезисами и выписками.

как составить конспект лекций

  • Как правильно конспектировать статьи

Конспектировать статьи можно с помощью тематического конспекта, а также схематического.

В первом случае можно сохранять наиболее важные моменты из статей, обобщая их в один текст.

Схематичность помогает отделить статьи и показать разность взглядов. К тому же тематический конспект он более субъективен, нежели схематический. Поэтому здесь важен выбор студента, как именно хочет проводить записи.

Наиболее быстрым и удобным вариантом все-таки является схематический конспект. Он не предполагает продумывания текстуальной составляющей. С помощью вопросно-ответной формы можно передать больше информации в кратком предложении.

  • Как сделать конспект по книге

Конспект по книге лучше выполнять с помощью двух вариантов вкупе: текстуальный + свободный конспекты.

Это поможет вам передать не только большое количество информации, но и сделать конспектирование более увлекательным и интересным.

Передача эмоциональной и выразительной основы поможет автору погрузиться в ту атмосферу, которую он представлял, когда читал книгу. Это вызовет ассоциативный ряд, и память вернет все забытые элементы.

  • Как написать конспект по параграфу

Написать конспект по параграфу лучше всего в свободном стиле. Это довольно небольшой источник, поэтому автор может заполнить конспект почти слово в слово.

  • Как составить конспект по учебникам

Как составить конспект по учебникам? Довольно легко. В самих учебниках часто выделены теории и положения, которые важно заучить. Именно их и надо записывать в тетрадь. Главное разглядеть эти выделенные места.

Если вы не видите никаких выделений в тексте, то вам придется использовать план-конспект. К тому же, готовый план есть у вас на руках – это содержание учебника.

Итак, мы подробно рассмотрели, как составить конспект по учебникам. Вам осталось лишь применить все советы и рекомендации в своей работе. Однако прежде изучите, с какими проблемами может столкнуться каждый из учащихся.

07 Главные ошибки при составлении конспекта

Ошибки при составлении конспекта могут сыграть плохую шутку с автором. Поэтому не допускайте следующего.

  • Не пишите каждое слово под диктовку и не старайтесь начать писать с первых слов автора или текста.
  • Не пропускайте ключевые слова и термины, если вы не услышали, то обязательно оставьте место, которое нужно будет заполнить после пары.
  • Сохраняйте почерк ровным до конца всех пар. Каракули невозможно будет прочитать – а это значит, что информация будет потеряна.
  • Не используйте отдельные листочки для конспектов или сразу старайтесь их переписывать или пришивать в тетрадь.

ошибки при составлении конспекта

Итак, здесь перечислены все ошибки студентов, которые повторяются из года в год. Учитесь на чужом опыте, а не на своем. Иногда конспекты лекций могут спасти студента от тройки или от незачета.

08 Нужно ли проверять конспект на Антиплагиат?

Конспекты нужно проверять на антиплагиат лишь в том случае, если вы выполняете их в электронном виде. Многие преподаватели просят вести записи через ноутбук или с помощью планшета. В таком случае конспекты проверяются на антиплагиат аналогично реферату и курсовой. Тогда они могут повлиять на итоговую оценку на экзамене.

Также если вы скачали готовые конспекты вам обязательно нужно узнать, насколько низкий у них процент уникальности. Это поможет понять, сможете ли вы пройти допустимый порог плагиата или нет.

Лучше всего проверить конспект в преподавательской системе. Только Антиплагиат ВУЗ может гарантировать точный процент оригинальности. К тому же можно сразу получить отчет по проверке и увидеть, где были обнаружены заимствованные части текста.

09 Как повысить уникальность конспекта

Перефразируйте найденные заимствования, чтобы повысить уникальность конспекта. Если их не так много, то вы легко справитесь с задачей.

Однако, если ваш конспект имеет совсем низкий процент оригинальности, то вам нужно повысить уникальность с помощью программы Антиплагиат Киллер.

Она поможет поменять код вашего файла, и система обработки антиплагиат не сможет найти плагиат. Тогда вы увидите показатель 80-90% самостоятельности текста.

Таким образом, вы легко сможете пройти проверку на оригинальность с высоким показателем.

Чтобы понять, как работает представленная программа, посмотрите специальное видео.

Итак, сегодня мы разобрались, как составить конспект. Представили разные виды конспектирования и распределили их для разных видов текстов. Теперь вы знаете, какой способ конспектирования в том или ином случае будет наиболее удобным.

Полезные ссылки:

Что такое антиплагиат и как он работает?

Антиплагиат — обзор сайта, отзывы, видео 

Отчислили за Антиплагиат: реальная история студента

Цитирование в антиплагиате: как оформить – Пример

Антиплагиат эксперт: 30 способов поднять процент

Что такое плагиат — как снизить и убрать из текста



Как записывать?
Делать конспекты, с одной стороны, легко и просто – записывайте под диктовку и все. С другой, не все то, что рассказывает лектор, достойно находиться в вашей тетради. По сути, все подряд фиксировать и не нужно, только главную мысль.



Что учесть?
Вы можете делать записи от руки или набирать на клавиатуре – кому как удобно. Не лишним будет выделять заголовки и основную суть маркерами. Самые продвинутые рекомендуют специальные мобильные приложения, которые запишут лекцию за вас.

В статье рассказывается:

  1. Что такое конспект и в чем его польза
  2. Виды конспектов
  3. Общие принципы конспектирования
  4. Как делать конспект
  5. 5 типичных ошибок в конспектировании
  6. Приложения и онлайн-сервисы для создания конспектов
  7. Часто задаваемые вопросы про составление конспекта
  8. Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
    айти, дизайн или маркетинг.

    Бесплатно от Geekbrains

Что такое конспект и в чем его польза

Конспект – это переработанная вами информация, полученная из лекции, учебника или другого первоисточника, имеющая определенную структуру. Чаще всего к помощи конспектов прибегают учащиеся, но это не означает, что больше такие записи никому не нужны. К примеру, вы можете законспектировать доклад на конференции. Отдельная тема – как оформить такую запись.

Это целая наука, применение которой зависит от целей структурирования информации. Поэтому как делать конспект, каждый выбирает сам. Кому-то нравится красиво оформлять свои записи, но на это уходит время; кто-то хочет ускорить процесс и быстро записывает большой объем информации без какой-либо структуризации.

Конспекты обычно пишут хорошие ученики. И не только потому, что этого требует преподаватель. Чтобы объяснить остальным учащимся преимущества конспектирования, определим проблему, которая состоит из трех пунктов:

  1. Лекции – это большой объем данных.
  2. Этот объем далеко не весь состоит из полезной информации.
  3. Время усвоения материалов лекции у вас ограничено.

pdf иконка

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023

Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

doc иконка

Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка

Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием

pdf иконка

ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains

Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽

Уже скачали 22632 pdf иконка

Все правильные лекции строятся по одной схеме: лектор обозначает проблему, рассказывает о ее возникновении, предлагает решение, приводит жизненные примеры.

Предпосылки – да, должны быть, но это может быть большой и запутанный клубок. В первую очередь вас интересует само решение, но лектор вдруг решил показать, как оно связано с предпосылками. И вот уже важная для вас информация перемешивается со второстепенной. На примерах из жизни материал лучше усваивается, но они никак не структурируют знания и чаще всего обособлены от остальных деталей лекции.

Правильное решение – выяснить, как делать конспект урока, и кратко записывать все, что говорит преподаватель. Проблема, которой посвящена лекция, должна стать заголовком текста – так ее легче будет найти при необходимости. Предпосылки лучше сократить до пары фраз и записать рядом, но в отдельный столбик. Когда мы захотим вспомнить содержание лекции и откроем конспект, то сможем проглядеть этот столбик и связать основную проблему с ее зарождением.

Решение надо записать очень подробно, но в тезисной форме, чтобы можно было потом сформулировать алгоритм ответа. Если примеры играют важную роль, записываем их в отдельный блок на странице, чтобы быстро просмотреть и вспомнить, если это потребуется.

Конспект – это не просто краткое изложение учебного материала. Чтобы его составить, нам надо проанализировать входящий поток информации, отсеять то, что можно не записывать, сократить до минимума и перенести на лист. В итоге вы пропускаете данные через себя, то есть в процессе составления записи учите лекционный материал. Поэтому даже от конспектирования в свободной форме будет больше пользы, чем от простого прослушивания.

Что такое конспект

Что такое конспект

Еще один положительный момент – свои записи вы всегда сможете перечитать, чтобы разобраться в материале и лучше его понять.

Виды конспектов

Преподаватели требуют ведения конспектов не просто так. С ними учебный материал усваивается заметно быстрее. Существует несколько видов таких записей:

  • В основе план-конспекта лежит план, по которому выстраивается вся информация.
  • Конспект-схема демонстрирует логические связи между отдельными частями лекции.
  • Текстовый конспект – это цитаты, имеющие между собой логическую связь.
  • Свободный конспект состоит из выписок, тезисов, цитат.
  • Тематический конспект пишется по конкретной теме, например, фиксирует хронологию событий.

Общие принципы конспектирования

Даже при свободной записи лекции надо знать, как правильно делать конспект, чтобы сохранить эффективность. Существуют общие принципы оформления записей:

  • Структура. Она определяется тремя основными подходами составления плана и может представлять собой дерево, набор блоков или сплошной поток. При выборе древовидной структуры запись ведется от центра, в который вынесена основная мысль, к другим записям-ветвям. Если вы решили конспектировать блоками, то заносите в виде них отдельные мысли, а потом логически связываете их между собой. Поточный конспект – самый простой вид записи: вы просто фиксируете основные мысли в том порядке, в каком их преподносит лектор.
  • Краткость. Это суть любого конспекта – записываете только основные мысли, умещая каждую в одно предложение.

Скачать
файл

  • Сокращения. При конспектировании сокращения используются всегда. Есть общепринятые обозначения: «таким образом» – «т.о.», «из этого следует, что» – «->» и так далее (и т. д.). Можно придумать и свои сокращения, главное — потом понять, что вы написали. Лучше всего составить небольшой словарик и записать его на первой странице конспекта.
  • Визуализация. Можно обойтись и без этого принципа, но с ним гораздо удобнее. Простые схемы, зарисовки, стрелочки помогут структурировать материал, который с их помощью лучше запомнится.
  • Подведение итогов. Очень полезный принцип, которым пользуются крайне редко. Обычно конспект пишется второпях, пока идет лекция, и на выводы не остается времени. Но лучше немного задержаться после занятия и записать результаты лекции в трех-четырех предложениях. Благодаря подведению итогов можно быстро повторить даже очень большую тему, читая только выводы.

Как делать конспект

Когда речь заходит о конспектировании, бывает очень сложно решить, как делать конспект текстов различного вида. В каждом отдельном случае рекомендации могут отличаться, но всегда можно найти то, что их объединяет. Предлагаем вам познакомиться с тем, как должно происходить конспектирование информации из разных источников.

Лекции

Студентам для записи лекций больше всего подойдет знание того, как делать план-конспект, но можно использовать и свободную форму. Порой выбор зависит не столько от обучающегося, сколько от преподавателя, читающего материал.

Как делать конспект

Как делать конспект

Чаще всего происходит синтез этих видов: в начале лекции составляется план конспекта, а потом студент делает краткие записи, исходя из собственных возможностей.

Главное – не нарушать логические связи между планом и цитатами.

Статьи

Иногда приходится конспектировать статьи из журналов или газет. В этом случае удобнее всего воспользоваться формой тематического или схематического конспекта.

Дарим скидку от 60%
на курсы от GeekBrains до 24 сентября

Уже через 9 месяцев сможете устроиться на работу с доходом от 150 000 рублей

Забронировать скидку


Первый вариант поможет записать наиболее важные мысли из статей по конкретной теме в виде единого текста.

Конспект в схематичной форме поможет зафиксировать разные взгляды и по этому признаку отделить статьи друг от друга. Сухой язык схем не дает в полной мере проявить субъективность, которая присуща тематическому конспекту. Так что студент должен сам решить, в какой форме записывать статьи.

Но надо сказать, что схематический конспект считается наиболее быстрым и удобным способом записи информации. Здесь не надо продумывать текст, но с помощью схемы «вопрос-ответ» можно занести в конспект гораздо больше информации.

Книги

Если не знаете, как делать конспект книги, советуем выбрать для этого сразу две формы – текстуальную и свободную. Так вы сможете не только получить максимально информативный конспект, но и сделать сам процесс записи более увлекательным.

Только до 25.09

Скачай подборку материалов, чтобы гарантированно найти работу в IT за 14 дней

Список документов:


ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains


20 профессий 2023 года, с доходом от 150 000 рублей


Чек-лист «Как успешно пройти собеседование»

Чтобы получить файл, укажите e-mail:

Введите e-mail, чтобы получить доступ к документам

Подтвердите, что вы не робот,
указав номер телефона:

Введите телефон, чтобы получить доступ к документам


Уже скачали 52300

Эмоционально окрашенный текст создаст ту атмосферу, которая сопутствовала автору в процессе чтения книги. Возникнет ассоциативный ряд, благодаря которому память восстановит все подзабытые нюансы.

Параграфа

Здесь подойдет свободная форма. Источник информации не так велик, поэтому автор конспекта может почти дословно его переписать.

Навыки аргументации для руководителей и менеджеров

Читайте также

Учебника

Проще всего составлять конспект по учебнику. Обычно основные правила и положения в них и так выделяют. Надо только найти их в тексте и переписать в тетрадь.

Если в материале нет выделенных цитат, то работать придется с план-конспектом, так как содержание учебника и является тематическим планом.

Мы привели вам варианты, как можно конспектировать информацию из разных источников. Если вы примените наши советы и рекомендации, то в результате будете иметь отличные конспекты. Но хотим предупредить вас, что в процессе их создания вы можете столкнуться с целым рядом проблем.

5 типичных ошибок в конспектировании

  • Делать несколько дел одновременно

Как делать конспект занятия, если вы параллельно разговариваете с товарищем и просматриваете ленту соцсетей в смартфоне? Хороших результатов в такой ситуации ждать не приходится. Человек не способен делать несколько дел одновременно.

Хотя, почему нет? Способен, конечно, но результат будет некачественным. Когда вы пытаетесь одномоментно выполнять несколько дел (слушать и конспектировать лекцию, разговаривать с товарищем, переписываться в мессенджере), вы делите свое внимание на все действия, но в то же время до конца не выполняете ни одного.

  • Записывать все подряд

Многие студенты глубоко заблуждаются, когда считают, что должны дословно записать все, что рассказывает лектор. Разумеется, они не успевают, прерывают преподавателя, просят повторить уже разобранный материал.

Не стоит думать, что от полноты конспекта у вас в голове прибавится знаний. Если вам так интересны подробности и примеры из жизни, возьмите книгу по этой тематике и прочитайте ее. Зачем мешать проведению занятия?

Учебные материалы, преподнесенные в виде лекции, помогают лучше уяснить законы и принципы действия изучаемого предмета, а не многочисленные следствия этого явления.

  • Не пользоваться сокращением слов, а записывать их полностью

В предыдущем пункте мы убеждали вас, что не надо пытаться записывать каждое слово. Но иногда бывают ситуации, когда за одну лекцию надо успеть законспектировать большой объем действительно важной и нужной информации.

5 типичных ошибок в конспектировании

5 типичных ошибок в конспектировании

Когда перед студентами встает такая задача, они бывают не готовы записывать лекцию даже под диктовку преподавателя, потому что не успевают. И что тогда делать?

Подскажем, как делать краткий конспект с помощью собственной системы сокращений слов и часто употребляемых выражений. Вы сможете пользоваться ей на всех предметных лекциях.

Сокращать слова можно как угодно. Главное, чтобы, во-первых, длинные слова действительно уменьшались до нескольких букв и, во-вторых, вы смогли потом понять, что именно вы сократили.

Вот несколько примеров: «который» можно записать как «к-й», «государство» сократить до «г-во», «в том числе» заменить на «в т.ч.», а слово «через» заменить на «ч/з».

Это только малая часть сокращений. У каждого человека со временем вырабатывается своя система, поэтому мы не претендуем на то, чтобы диктовать какие-то правила.

  • Не выделять основные моменты лекции цветом или как-то еще

Это даже не пожелание, а острая необходимость. Представьте типичную ситуацию, когда до сессии осталась пара дней, а вам надо найти в конспекте тему, которую лектор дал помимо учебника.

Вы знаете, что записывали, но найти именно этот материал не можете, а в учебнике его нет. Время идет, надо готовиться к экзаменам.

Вы начинаете паниковать, погружаетесь в состояние глубокого стресса и т. д. Но подобной ситуации можно легко избежать, чтобы не создавать проблему на пустом месте.

Как делать конспект в тетради и быстро находить то, что нужно? Выделяйте цветом основные моменты лекции так, чтобы потом можно было найти не только саму запись, но и то место в ней, которое вам кажется наиболее важным (тогда его не придется в панике искать по всей тетради).

Но не переборщите с цветными ручками и маркерами – в таком «раскрашенном» конспекте вы также ничего не сможете найти.

Выделять надо только самое основное: обязательно тему лекции, кроме нее можно отметить главные определения, формулы, тезисы и т. п.

А рисовать будете на досуге и в другом блокноте. Не надо из конспекта делать объект для творчества.

  • Делать записи неаккуратно

Первой ошибкой при составлении конспекта мы назвали то, что человек не способен одинаково хорошо производить несколько действий одновременно.

В итоге конспект записывается небрежно, неаккуратно, корявым почерком, хотя автор считает, что он свою задачу выполнил – законспектировал всю лекцию, да еще и с товарищем успел поговорить.

А в результате студент не может прочитать ни слова из того, что он, как ему казалось, усердно записывал за преподавателем.

Такой конспект годится разве что для того, чтобы отметить галочкой его наличие. Если вы и учитесь ради «галочки» или «корочек» об образовании, то этого вам будет достаточно.

Но если вы пришли получать знания, то пишите конспекты аккуратным разборчивым почерком. Хороший конспект для студента – залог его успеваемости и глубины знаний, его хлеб. Не забывайте, что хлеб – всему голова.

Приложения и онлайн-сервисы для создания конспектов

Сегодня существует множество технических возможностей для того, чтобы делать конспект красиво. Различные сервисы помогают автоматизировать процесс: облегчают составление плана, грамотно выделяют основные мысли, обрабатывают лекционный материал для придания ему удобной формы.

  • Speechpad. Преобразует любую речь в текст на экране.
  • SpeechTexter. Онлайн-приложение для телефонов, способное преобразовать речь лектора в написанный текст.
  • HandWriter. Способен преобразовать любой печатный материал из учебника в рукописный текст лекции.
  • Писец. Легко преобразует конспект из электронной формы в рукописную.
  • Canva. Систематизирует и структурирует записанный материал, облегчая запоминание текста лекции.
  • ЭБС Лань. Создает лекции по уже пройденному материалу. Одно окно позволяет производить выгрузку, запись и цитирование текста.

Часто задаваемые вопросы про составление конспекта

Какой объем конспекта считается приемлемым?

Четких правил здесь нет. Ведь объем конспекта зависит от целого ряда субъективных факторов. У разных людей скорость записи слов может сильно отличаться. Кто-то пишет мелким почерком, а у кого-то всего три слова в строчке помещаются. Одни без устали строчат все слова под диктовку, словно пишущая машинка, другие в процессе записи теряют смысл речи и выхватывают из нее только ключевые слова.

Топ-40 книг о саморазвитии: пора прокачивать свои знания

Читайте также

Объем конспекта напрямую зависит и от объема первоисточника – учебника или статьи. Так что при конспектировании на объем записей обращать внимание не стоит.

Что лучше – конспект, написанный вручную, или отпечатанный?

Нет никаких ограничений на то, как делать конспект, выбор всегда за вами. Можем только обратить ваше внимание на то, что схематические конспекты с блоками, стрелочками и другими пометками проще писать от руки. Но если вы способны печатать вслепую всеми десятью пальцами, то у вас точно получится быстрее набирать текст на клавиатуре, чем писать его.

Приложения и онлайн-сервисы для создания конспектов

Приложения и онлайн-сервисы для создания конспектов

Как выделять в конспекте главные идеи?

Многие выделяют основные мысли цветными ручками или маркерами. Но постарайтесь, чтобы конспект оставался учебным материалом, а не превращался в альбом для раскрашивания.

Очень удобно для каждого случая использовать только определенный цвет. Например, заголовки выделять красным, подразделы – желтым, важные факты и определения – зеленым и т.д. Ориентироваться в записях станет проще.

Зачем каждый раз перечитывать конспекты?

Это проще, чем каждый раз листать учебник. Весь материал в сжатом виде у вас перед глазами. Если вы будете регулярно его перечитывать, то быстро усвоите. Лучше просматривать не весь конспект сразу, а по пять минут каждый день или методом интервальных повторений. Тогда новая информация надежно закрепится в вашей памяти.

Откуда питать вдохновение?

Благодаря Интернету мы имеем свободный доступ к различным видео, фото, инструкциям ведения записей. Многие блогеры выпускают для этого собственные планеры и стикеры.

Так что нет ничего постыдного в изучении чужих идей и способов ведения конспектов с целью использовать эти знания в собственной практике. Заведите на диске папку и сохраняйте в нее скриншоты и фото, или зарегистрируйтесь на Pinterest для создания собственной доски. Это станет отличной мотивацией для изучения того, как сделать опорный конспект.

Запомните одно: вы ведете эти записи не для учителя или куратора, а только для себя! Превратите конспект в удобный, понятный и приятный способ закрепления новых знаний и навыков!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Если учебник ― это лодка, в которой вы с учениками плывете по течению изучаемой темы, то план урока ― карта, которая ведет вас по этому пути. Как и в любом путешествии можно свернуть не туда, так и на уроке, если нет хорошего плана-конспекта урока.

Каких ошибок при планировании урока надо избегать, чтобы путешествие было увлекательным и полезным?

Ошибка № 1: сосредоточенность на деятельности, а не на целях обучения

Сколько раз ваше обсуждение плана конспекта урока с коллегами проходило примерно так:

― На следующей неделе будет проходить открытый урок по теме «сила притяжения».

― О, у меня есть много идей, как сделать занятие увлекательным!

А потом идет полуторачасовая дискуссия о деталях урока: какие материалы необходимы, что понравилось в прошлом году и так далее. Легче (и веселее) перейти сразу к творческой части планирования урока.

Но вот в чем проблема. Когда мы приступаем к организации деятельности, теряется из виду цель обучения.

Хотите провести эффективный урок? Определите цель обучения:

  • Что дети должны понять к концу урока?

  • Какие знания понадобятся ученикам для сдачи контрольной на «5»?

Определили цель? Вот теперь приступайте к планированию. Помните: деятельность должна служить своей цели.

Ошибка № 2: отсутствие плана «Б»

Вы запланировали мегаклассный мультимедийным урок с презентацией, видео и аудио, чтобы вовлечь учеников (и это правильно). Но вот вы подключаете компьютер и понимаете, что он включаться не намерен. Все может случиться, и если на уроке вы планируете применять технологии, будьте готовы к тому, что не все может пойти по плану.

Что делать? Махнуть рукой и пусть дети занимаются, чем душе угодно? Конечно, нет. У вас всегда должен быть План «Б»: другой маршрут, который приведет вас к той же цели урока.

Если это урок английского и нужно закрепить навыки аудирования ― замените аудио с интернета на прослушивание компакт-диска. Или прочтите задание сами. Если ваша цель состоит в том, чтобы попрактиковаться в аудировании, вам следует провести еще одно упражнение по аудированию, которое легко заменит то, которое вы планировали делать на компьютере, возможно, компакт-диск или чтение вслух.

Как заинтересовать учеников за короткое время? Использовать «Активные методы обучения». После этого курса вы сможете заинтересовать даже слона. Как поддержать костер внимания? Какие существуют приемы формирования сосредоточенности? Узнайте на курсе. 1 модуль — бесплатно!

Ошибка № 3: планирование лишь основной части урока

Проблема многих учителей: при составлении плана урока они делают акцент лишь на основной части урока, а про вступление и завершение забывают.

Поверьте! Если вы уделите 5–10 минут вступлению и завершению, то все равно успеете пройти с учениками все запланированное.

Что должно включать вступление урока? Отсылку к прошлой теме, что-то, что заинтересует учащихся. Вы активизируете предварительные знания, задаете вопросы для размышления, повышаете вовлеченность учащихся и тем самым увеличиваете эффективность урока.

Это относится и к закрытию. Обратите внимание на ответы учеников, если уделять больше внимания заключению темы. Простой вопрос: что мы делали вчера?

Без эффективного заключения: что мы делали вчера на уроке?

― Растопили шоколад!

― Взорвали воздушные шары!

― Играли с кубиками льда!

С эффективным заключением: что мы сделали вчера на уроке?

― Изучали состояния материи!

― Превратили твердые тела в жидкости!

― Видели, как газы занимают пространство!

Как привлечь внимание учеников с первой секунды, когда скучные презентации вызывают только зевоту? Использовать интерактивные плакаты, графические схемы, инфографику во всех ее проявлениях! Думаете, слишком сложно? Не правда! «Визуализация учебной информации как средство активизации деятельности обучающихся (от схемы к инфографике)» рассчитан всего на 16 ч. Станьте мастером инфографики за один день и получите удостоверение о повышении квалификации.

Ошибка № 4: сосредоточенность на том, что будет делать учитель, а не на том, что будут делать дети

При составлении плана конспекта урока мы часто фокусируемся на том, что мы (как учителя) будем делать. Как мы объясним материал? Такое мышление приводит к тому, что ученики просто сидят и слушают материал.

Хотите увидеть быстрый и заметный рост в обучении учеников? Переключите внимание с того, что вы делаете, на то, что делают дети.

Сосредоточьтесь на учениках и их понимании темы. Слушайте комментарии и вопросы. Действительно ли они понимают материал? Что из урока лучше еще раз повторить? Слушайте и корректируйте свое обучение соответствующим образом.

Как часто ваш урок превращается в чтение «пошаговой инструкции»:

Учитель будет … читать задание №8. Устанавливать связь между главными и второстепенными членами предложения. Объяснять правила.

Переключите внимание на действия обучающихся:

Ученики будут … читать задание №8. Наблюдать, как учитель устанавливает связи. Обсуждать с соседом по парте изученное.

Ошибка № 5: забывать о главной идее урока

Обычный школьный день большинства детей. Звонок с урока, переход от одного занятия к другому. Одни интересные, другие скучные, одни сложные, другие легкие, одни активные, другие монотонные.

Кроме того, у детей бывают хорошие и плохие дни, как и у взрослых. Они могут быть усталыми, голодными, рассеянными, взволнованными или расстроенными. Ученики не будут понимать, обращать внимание или запоминать каждую деталь. Но признайтесь: как часто мы именно этого и добиваемся!

Что сделать, чтобы ученики получали от уроков больше? Забудьте о деталях, сделайте акцент на главной идее урока.

Вы преподаете литературу. Тема урока: способна ли личность перевернуть жизнь окружающих людей? Начинаете изучать литературных героев или реальных личностей. В центре внимания ― жизнь и достижения каждого. Увы, никто из учеников не запомнит каждого персонажа, которого они изучали.

И это нормально! Ведь основная идея в том, что люди могут влиять на сообщества и изменять их с помощью свойств личности: мужества, настойчивости, бескорыстия, сострадания. Используйте главную идею на каждом уроке, и ученики будут помнить, что действительно важно. Без основной идеи, все, что вы имеете — бесконечная цепочка навыков, фактов и действий.

Задавайте наводящие вопросы, давайте небольшие задания, которые помогут ученикам вспомнить основную тему и не зацикливаться на мелочах.

Планирование важно, потому что оно дает ученикам чувство структуры.

При хорошо составленном плане урока у детей создается впечатление, что в этом путешествии вы ― водитель, и точно знаете, куда их везете. Они будут знать, что держат курс туда, куда необходимо попасть.

Скачайте бесплатно шаблон плана урока ДИСО, который поможет сэкономить время и определить основные цели занятия. Вам остается лишь распечатать и заполнить шаблон!

Чтобы прокачать свои навыки в планировании урока и не запутаться в технологических картах и планах занятий, пройдите курс «Методика формирования универсальных учебных действий» на 72ч. 1 модуль — бесплатно. По окончании вы получите удостоверение установленного образца.

как написать конспект

В абсолютно разных ситуациях иногда приходится искать решение, как написать конспект. Наиболее часто такая необходимость возникает в процессе обучения – в школе, в техникуме или колледже, в университете или на дополнительных курсах.

Для того чтобы вы могли освоить метод конспектирования, в нашей статье мы представим пошаговую инструкцию для эффективного и краткого изложения больших объемов информации. Представленные в статье рекомендации помогут вам научиться писать качественные, полезные и информативные конспекты.

Содержание

Что такое конспект и зачем он нужен

Как написать конспект — пошаговая инструкция

    — Частые ошибки при составлении конспекта

    — Как вести конспекты в университете

    — Как написать конспект за час

    — Требования к конспектам в университете

Как повысить оригинальность текста

ИТОГ: Как написать конспект

Что такое конспект и зачем он нужен

как писать конспекты

Для начала давайте разберемся, что такое конспект и зачем он нужен. Простыми словами – это краткое изложение объемной информации. Для лучшего восприятия и запоминания материала необходимо изложить основные тезисы, указать наиболее важные положения, избавившись от всего лишнего и маловажного – вводных слов и конструкций, массы примеров, отвлеченных рассуждений и т.д.

Навык написания конспектов имеет множество преимуществ. Так удается научиться быстро обрабатывать информацию больших объемов – структурировать ее, вычленять главное, находить логику повествования. Если под конспектированием понимать ведение лекций в личной тетради/ноутбуке, то также тренируется навык скорописания или скоропечатания. То есть скорость написания текста со временем ощутимо возрастает – можно научиться писать вслепую и интуитивно печатать/выводить нужные буквы, правильно используя все пальцы рук таким образом, что кисти совсем не будут уставать.

Причин, по которым необходимы конспекты, очень много. В первую очередь, конспектирование имеет большое значение в образовательной деятельности. В школе, в университете, на дополнительных курсах и даже в первые рабочие дни бывает попросту необходимо записывать что-то, чтобы получить тот или иной навык и знания. Конспекты могут быть составлены как на основе какого-то произведения – книги, статьи, рецензии, видео и т.д., так и на основе лекции. Оба варианта широко используются при любых видах обучения. Так студенты, к примеру, ведут записи во время лекционных занятий в университете. А для самостоятельного обучения студентов преподаватели дают задание в виде написания конспекта по какому-нибудь фундаментальному источнику – учебнику, журналу, документу и т.д. В любом случае получившиеся записи будут полезны при подготовке к зачету, экзамену, контрольной работе или во время написания курсовой, реферата, дипломной.

Таким образом, мы рассмотрели, что такое конспект и зачем он нужен. Мы рассказали о преимуществах конспектирования и объяснили, в каких случаях этот подход бывает просто необходим.

ЛАЙФХАК

С сервисом Antiplagiat-killer.kz процесс обучения стал еще проще! На сайте сервиса вы всегда можете осуществить проверку на плагиат в специализированных преподавательских системах – Антиплагиат ВУЗ и Страйкплагиаризм. Вам не придется просить помощи у преподавателей, обменивать деньги на токены и подолгу ждать своей очереди – можно получить отчет о заимствованиях по своей работе прямо сейчас.

Кроме того, специалисты готовы помочь справиться со сложностями, связанными с низкой уникальностью. Путем использования особой технологии им удалось разработать программу, автоматически повышающую показатели оригинальности. Воспользоваться алгоритмом можно прямо на сайте в любое время суток – уникальность вашей работы возрастет, но ее содержание при этом останется прежним.

Как написать конспект — пошаговая инструкция

как вести конспекты в универе

Мы составили пошаговую инструкцию, в которой постарались как можно более подробно объяснить, как написать конспект. С ее помощью вы сможете научиться быстро конспектировать материал.

Как писать конспект:

  1. В первую очередь необходимо ознакомиться с темой. Найдите вспомогательные материалы, изучите информацию по данному вопросу, посмотрите обучающие видео и почитайте актуальные научные статьи
  2. Теперь можно приступить к структуризации найденной информации. Выделите одну центральную мысль и несколько других второстепенных, которые создают совокупность рассматриваемого понятия или явления. Важно своевременно подумать о том, как убрать воду из текста, чтобы не допустить появления лишних деталей
  3. Выпишите основные тезисы – рядом с каждым оставьте место для заметок, чтобы вы могли внести дополнительные данные, если они появятся
  4. Фиксируйте все детали, которые кажутся вам наиболее значимыми. Помните о том, что ваша цель – зафиксировать то, что поможет вам восстановить информацию. Так что просто пересказывать целиком текст не стоит, лучше делайте краткие пометки и выписки
  5. Прочтите все, что у вас получилось. Выясните, изучив написанный конспект, удастся ли вам воспроизвести полученную информацию качественно? Если ответ положительный, то вы справились с задачей

Теперь, когда у вас под рукой есть инструкция, как написать конспект, вы легко справитесь с такого рода задачей. Следуя представленным рекомендациям, вы сможете освоить простой метод конспектирования объемных материалов.

Частые ошибки при составлении конспекта

как составить конспект

Помимо прочего мы решили рассмотреть наиболее частые ошибки при составлении конспекта, чтобы вы могли избежать подобных недочетов в собственных записях:

  • Отсутствие структуры заключается в изложении информации в неправильной последовательности. Такой подход может сильно запутать и помешать читателю воспроизвести изначальный материал
  • Детальное изложение – от части деталей необходимо отказаться при написании конспекта. Ваша задача состоит не в переписывании всего текста, а в выявлении основных положений и фиксации наиболее важных моментов. Такой подход является решением, как сдать сессию, подготовиться к зачету и экзамену и быстро освоить объемный материал
  • Художественность – обилие синонимов, использование красочных эпитетов, большое количество причастных и деепричастных оборотов следует оставить писателям. В конспекте обычно используют более «сухой» и краткий стиль изложения
  • Отсутствие четких тезисов. Если конспект состоит из размытых определений и расплывчатых умозаключений, то пользы в себе он нести не будет. Лучше потратить чуть больше времени и составить лаконичные и понятные тезисы

Таким образом, мы рассмотрели самые частые ошибки при составлении конспекта, поэтому теперь вам удастся избежать некоторых недочетов в процессе своей работы над информацией. Как известно, учиться зачастую проще именно на ошибках, чтобы сразу понять, каким образом делать не стоит.

Как вести конспекты в университете

как писать конспект

Студентам ежедневно приходится вести конспекты в университете, колледже, техникуме и других учебных заведениях. Это связано с тем, что в процессе лекционных занятий слушатели должны фиксировать то, что рассказывает им преподаватель. То есть навык конспектирования учащиеся получают еще с самых первых дней обучения.

Преподаватели могут по-разному вести лекции. Одни уточняют, какие моменты следует зафиксировать и останавливаются на деталях, диктуя наиболее важные положения сказанного. Другие же не делают акцент на записях студентов и потому не прерывают свою лекцию, а излагают материал целиком, оставляя фиксацию деталей на усмотрение учащихся.

В одних учебных заведениях студентам разрешают использовать ноутбуки и планшеты, чтобы вести записи в цифровом формате. В других же такой подход запрещен и поэтому учащимся приходится конспектировать все в своих тетрадях вручную. В таком случае часто могут уставать кисти, особенно, если преподаватель говорить слишком быстро и не делает пауз. Поэтому проще всего вести конспекты в университете путем составления графиков, таблиц, рисунков, схем и кратких заметок к деталям. Это значительно экономит время и силы. Кроме того, если вы все же используете компьютер или планшет для ведения записей, то будет полезно освоить навык скоропечатания. Полезные рекомендации, которые помогут научиться быстро печатать, мы представили в нашей статье «Что такое метод слепой печати».

Написать конспект по конкретному материалу всегда проще, чем вести записи, исходя из прослушиваемой лекции в режиме реального времени. Так что для ведения записей в университете и в других учебных заведениях необходима максимальная концентрация.

Как написать конспект за час

Иногда бывают ситуации, когда приходится искать решение, как написать конспект за час. Чаще всего это происходит в том случае, когда предстоит проверка записей, а студент обладает лишь пустой тетрадью с чистыми листами. Если необходимо заполнить тетрадь информацией с прослушанных лекций,, то обойтись без помощи одногруппников не удастся. Попросите у кого-нибудь из них тетрадь и постарайтесь максимально быстро переписать все основные моменты. Сделать это можно, сокращая детали, ведь главное, чтобы по каждой лекции у вас было написано хоть что-нибудь. Порой, наличие конспекта способно решить вопрос о том, как улучшить успеваемость. Иногда преподаватели дают подобные задания, чтобы студенты могли отработать свои пропуски или получить дополнительные баллы.

Если же преподаватель дал задание законспектировать конкретный материал, то за час справиться еще проще. Достаточно найти по нужной вам теме информацию в интернете. Обычно по студенческим вопросам всегда есть готовые лекции и конспекты, которые можно попросту переписать в свою тетрадь. Также по тем или иным вопросам можно иногда отыскать готовые графики, схемы, таблицы, которые вполне можно использовать вместо рукописного текста, если они, конечно, полностью раскрывают тему.

Итак, мы рассмотрели основные варианты, как написать конспект за час. Так что вы легко можете применить представленные в статье подходы и в кратчайшие сроки законспектировать нужный вам материал.

Требования к конспектам в университете

как вести конспекты

Требования к конспектам в университете могут быть разными в зависимости от стандартов, которыми руководствуется конкретный преподаватель. Некоторые уделяют особое внимание студенческим записям, проверяют тетради и даже дают в виде дополнительного задания конспектирование какого-нибудь фундаментального научного труда. Другие же и вовсе оставляют процесс ведения записей на усмотрение самих учащихся. И даже если студент на протяжении всего времени не делал записей вовсе, это не станет причиной получения «неуда». Такие преподаватели обычно оценивают знания студента исключительно на зачете или экзамене. Подборку лайфхаков для подготовки к сессии вы можете найти в нашей статье «Как подготовиться к экзаменам».

Если же оценивать качество конспекта, то можно говорить о следующих требованиях:

  • Читаемость. Иногда из-за чрезмерной торопливости студенты могут писать неразборчиво, причем настолько, что позже и сами не понимают свой собственный почерк. Важно, чтобы конспекты были написаны аккуратно, без какой-либо «грязи» на страницах и большого количества помарок. Это, в первую очередь, необходимо самому студенту
  • Структурированность. Все элементы конспекта должны быть представлены в правильной последовательности. В противном случае из-за деструктуризации будет нарушена логика повествования и разобраться в основных положениях будет затруднительно
  • Понятность. Это значит, что необходимо использовать простые и понятные обозначения – схемы, выделение цветом, значки, таблицы, списки и т.д.

Таким образом, мы рассмотрели основные требования к конспектам в университете. Отметим, что преподаватели зачастую и вовсе не говорят о каких-либо стандартах, применяемых к студенческим записям. Тем не менее, руководствуясь представленными нами рекомендациями, вы увеличите шансы на написание качественного, понятного и информативного конспекта.

Как повысить оригинальность текста

как правильно конспектировать

Несмотря на то что требований к уникальности конспектов обычно нет, студентам все равно регулярно необходимо думать о том, как повысить оригинальность текста. Это происходит из-за того что все письменные студенческие работы преподаватели загружают в специализированную систему – либо Антиплагиат ВУЗ, либо Страйкплагиаризм. И эти алгоритмы в результате формируют отчет о заимствованиях. Если процент уникальности оказывается низким, то работу не принимают и учащийся не получает положительную оценку.

К счастью, благодаря сервису Antiplagiat-killer.kz вы можете проверить уникальность текста даже в закрытых системах. Так можно в любое время суток получить отчет как из Страйкплагиаризма, так и из Антиплагиат ВУЗ. Это позволит вам узнать, какими показателями обладает ваша курсовая, реферат, дипломная или даже диссертация. И вам больше не придется переживать из-за проверки, которая будет осуществлена преподавателем.

Более того – сервис предлагает простое решение проблем, связанных с высоким показателем плагиата в работе. Пользователи могут всегда повысить оригинальность текста путем кодирования прямо на сайте сервиса Antiplagiat-killer.kz. Это значит, что разработанный специалистами алгоритм скорректирует внутренний код документа. И благодаря этому показатели уникальности значительно возрастут, хотя содержание работы останется прежним.

ИТОГ: Как написать конспект

Итак, сегодня мы поделились подробной инструкцией, в которой объяснили, как написать конспект. В статье мы постарались как можно более понятно рассказать обо всех эффективных методах конспектирования. Представленные нами рекомендации помогут вам написать качественный информативный конспект даже по самой сложной и объемной информации.

Помимо прочего, мы объяснили, почему важно научиться структурировать информацию и вычленять из объемного материала основные положения. И, конечно, рассказали, каким образом можно добиться максимальной пользы от конспектирования.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки при составлении кассационной жалобы
  • Ошибки при составлении искового заявления
  • Ошибки при слияниях и поглощениях
  • Ошибки при составлении карты желаний
  • Ошибки при составлении калькуляции