Ошибки при составлении договоров

При любой аудиторской проверке в российских компаниях обнаруживаются ошибки в составлении и ведении документации. В организациях, особенно, среднего и малого бизнеса, документами занимаются бухгалтеры. Ошибки возникают из-за невнимательности и незнания актуальных нормативов. Избежать большинства неточностей поможет создание типовых форм. Сохранение ошибок в договорах грозит высокими рисками в случае конфликтов и финансовыми потерями.

Ошибка №1

Неправильно: ООО «Название» в лице генерального директора Ф.И.О, действующего на основании Устава компании, с одной стороны, далее именуемого «Поставщик/Исполнитель/и т.д.».

Правильно: Далее именуемое «Поставщик/Исполнитель/и т.д.».

Почему: Несоблюдение падежной формы. Слово «именуемый» связано не с именем руководителя, а с названием компании. Ошибка не несет в себе рисков, но говорит о недостаточной грамотности составителя договора, снижает уровень доверия партнеров.

Ошибка №2

Неправильно: Срок совершения платежа – 5 календарных/рабочих дней с даты выставления счета.

Правильно: Срок совершения платежа – 5 календарных/рабочих дней с момента/дня выставления счета.

Почему: Дата – недостаточно четкая формулировка в документе. Датами маркируют сутки в календарях или разговорной речи. Для документа лучше использовать более четкие высказывания: день, момент. В случае возникновения спора с партнером, ошибка грозит финансовыми потерями.

Ошибка №3

Неправильно: Выписка согласно счета № ….

Правильно: Выписка согласно счету № …

Почему: При использовании предлога «согласно» дополнительные слова употребляются в дательном падеже. Дательный падеж отвечает на вопросы кому/чему. Риск ошибки – минимальный, но составление договоров с низкой грамотностью понижает уровень доверия к компании.

Ошибка №4

Неправильно: Выплата производится на основание выписки по счету № …

Правильно: Выплата производится на основании выписки по счет № …

Почему: Сложный предлог «на основании» всегда используется в родительном падеже. Как и в предыдущих случаях, такая ошибка не несет финансовых рисков для организации, но существенно ударяет по репутации. Грамотность составления документов – важный показатель профессионализма персонала компании.

Ошибка №5

Неправильно: В лице генерального директора Иванова И.И.

Правильно: В лице генерального директора И. И. Иванова.

Почему: Инверсия имени и разделение пробелов инициалами – незначимый с юридической точки зрения элемент в договорах. Несмотря на это, в крупных компаниях используется именно такая маркировка имен значимых лиц. Никаких рисков или проблем неправильный вариант не несет, однако разделенное пробелами, инвертированное имя считается хорошим тоном, упрощает поиск информации документах.

Ошибка №6

Неправильно: Оплатить стоимость поставки, оплатить неустойку по договору в размере … рублей.

Правильно: Оплатить поставкувыплатить неустойку по договору в размере … рублей.

Почему: Глаголы оплатить и выплатить следует использовать правильно. Оплачивают предмет напрямую – поставки, товары, услуги. Слово стоимость лишнее. Выплачивают суммы, указанные в документе. Слово «выплатить» можно заменить на «заплатить». Юридических или финансовых рисков ошибка не несет.

Ошибка №7

Неправильно: Оплата товара перечисляется в 10-ти дневный срок с момента заключение договора.

Правильно: Оплата товара перечисляется в 10-дневный срок с момента заключения договора.

Почему: Буквенное оформление окончаний требуется только при перечислении. В случае указания конкретной суммы, срока или числа, окончание выделять не нужно. Кроме того, неправильной будет формулировка слова «дневный».

Ошибка №8

Неправильно: Действия, совершенные гос. органами, регламентируются…

Правильно: Действия, совершенные госорганами, регламентируются…

Почему: Выражение «государственные органы» пишется раздельно только в полном размере. Сокращение «госорганы» всегда слитное.

Ошибка №9

Неправильно: По установленным договором положениям заявляются требования.

Правильно: По установленным договором положениям предъявляются требования.

Почему: Глагол «заявлять» относится к просторечным. В тексте документов употреблять его не рекомендуется, лучше заменить на более официальное «предъявлять».

Неправильно: Обе стороны осуществляют контроль за исполнением настоящего договора.

Правильно: Обе стороны осуществляют контроль исполнения настоящего договора.

Почему: Выражение «контроль за» — просторечное. Использовать его в деловых документах не рекомендуется.

Перечисленные ошибки относятся к нарушениям делового этикета. В большинстве своем они не несут рисков для организации, но раздражают более грамотных партнеров. Существуют также ошибки, несущие существенные риски для всех сторон.

Самые опасные ошибки в договорах

Подписание договоров с подобными ошибками несет весомые риски:

  • Отсылка к недействительным положения в договоре. К таким положениям относятся пункты, которые невозможно или преднамеренно сложно исполнить сторонам. В случае судебного разбирательства, документ может быть признан недействительным.
  • Ограничение прав контрагента. В документах встречаются записи по типу «организация такая-то не несет ответственности за качество поставляемых товаров/услуг». Если партнер обнаружит подобную запись, то в судебном порядке он сможет признать сделку недействительной.
  • Искажение действительных данных. Такие ошибки совершаются преднамеренно по различным причинам. После любой проверки искажение будет обнаружено.

Ведение бухгалтерской деятельности связано с постоянным контролем правильности заполнения документов и форм. Чаще всего, ошибки в договорах не несут серьезных рисков для организации, но раздражают партнеров. Составление грамотной документации поможет улучшить репутацию фирмы, снизить риски финансовых потерь в виде штрафов и отмененных сделок.

Подписывайтесь на наши YouTube и Telegram чтобы не пропустить
важные изменения 1С и законодательства

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

Ошибка 1. Путать одну договорную конструкцию с другой

Например, довольно часто путают договор подряда с договором оказания услуг. Так, совсем недавно один из моих новых клиентов столкнулся с неприятной ситуацией —  заключил договор на интеграцию CRM-системы, не указав в нём сроки интеграции. При этом внёс предоплату в размере 50 процентов. В итоге подрядчик тянет завершение интеграции уже более 3 недель, деньги не возвращает, ссылаясь на то, что срок в договоре не указан и вообще в договоре указано, что это «договор оказания услуг». 

Практически любому студенту второго курса юрфака известно, что одним из отличий договора оказания услуг от договора подряда является то, что обязательным существенным условием договора подряда является срок выполнения работ. Иначе говоря, если в договоре подряда срок не определён, то он (договор) не является заключенным (или как говорят юристы, договор является незаключенным). С оказанием услуг дело обстоит несколько иначе — далеко не всегда в договоре оказания услуг требуется указание срока оказания услуг (срок по закону не является обязательным существенным условием договора оказания услуг).

Поэтому в указанной ситуации банальная путаница в квалификации договора и халатность в формулировании его условий привели к тому, что значительная предоплата была внесена, а работа уже более 3-ёх недель не выполняется (клиент, утратив надежду, в итоге обратился к другому подрядчику). Выходом из ситуации является подача иска о возврате неосновательного обогащения в размере внесённой предоплаты (на основании незаключенности договора), плюс максимум взыскание процентов за пользование денежными средствами в размере ставки рефинансирования (которая очень невысока и совершенно не оказывает на контрагента «устрашающего» воздействия). Да, конечно, можно попробовать взыскать убытки — но в условиях незаключенности договора эта задача становится практически невыполнимой.

Ошибка 2. Не прописывать денежную неустойку за нарушение контрагентом своих обязательств

Практически всегда контрагенты стараются подробно описать в договоре взаимные обязательства, но при этом довольно часто забывают указать денежные санкции за их невыполнение. Это очень влияет на эффективность договора и нередко сводит её на нет. 

На мой взгляд, каждую прописанную в договоре обязанность должна сопровождать прописанная в договоре денежная санкция (неустойка) за её невыполнение, в противном случае исполнения обязанности можно не дождаться.

Что касается предусмотренной законодательством (ст. 395 ГК РФ) неустойки, то она предусматривается в отношении обязательств по перечислению денежных средств и не имеет отношения к натуральным обязательствам. Ну а для того, чтобы взыскать убытки, возникшие в результате неисполнения контрагентом того или иного обязательства, нужно очень сильно постараться, да и не факт что в случае положительного результата размер компенсации окажется удовлетворительным.  

Ошибка 3. Дублировать положения законодательства, необоснованно раздувая текст договора

В современном мире, где количество символов в публикациях некоторых социальных сетей ограничивается небольшим числом, а длина видео-роликов довольно коротким промежутком времени, длинные договоры также утрачивают, так скажем, свою привлекательность. Я в своей юридической практике уже как несколько лет стараюсь писать договоры объёмом не более 2-3 страниц — всё, что можно убрать без потери качества и снижения безопасности, убирается, всё, что по умолчанию предусматривается законодательством — не дублируется и остаётся в законодательстве, всё, что не имеет никакого значения для сторон договора — в договоре не упоминается. Остаётся избавленная от «воды», максимально конкретная и эффективная версия договора. Такую очень легко изучать, в такую очень легко вносить правки и в такой очень практически невозможно «запутаться». Всё это сильно влияет на скорость бизнес-процессов и упрощает взаимодействие сторон.

Ошибка 4. Использовать бумажный документооборот без необходимости и соответствующей пользы

К примеру, уже несколько лет я заключаю договоры со своими клиентами следующим образом. 

Сначала мы обсуждаем содержание будущего взаимодействия по телефону или в мессенджере, достигаем базовые договорённости. Затем я переношу их в документ (проект договора), добавляю необходимые для меня условия, уточнения и направляю клиенту проект договора в формате pdf по электронной почте. 

В проекте договора прописываю отдельным пунктом: 

«Стороны придают юридическую силу электронному документообороту, осуществляемому путём отправки документов, писем и уведомлений с использованием адресов электронной почты Сторон, указанных в Договоре. Договор заключен Сторонами путём отправки оферты (проекта договора) по электронной почте и её акцепта предусмотренным в ней способом. Перечисление Заказчиком Исполнителю вознаграждения (его части) со ссылкой на данный Договор является акцептом и подтверждением заключения Сторонами настоящего Договора

В случае, если у клиента возникают правки в договор, он присылает их мне по электронной почте, если я их принимаю, то вношу в проект договора и направляю клиенту скорректированную версию проекта договора (оферты). Если после этого клиент принимает полученную версию проекта договора, он перечисляет мне соответствующую часть вознаграждения (предоплату), указывая в платёжном поручении реквизиты договора.

Вся эта процедура занимает обычно не более 2 часов времени и не требует никакого физического контакта сторон договора. Очень удобно, особенно в сложившейся в мире ситуации.

Конечно, если какой-либо стороне нужна будет бумажная отчётность, то в договоре можно предусмотреть, что акты оформляются сторонами в бумажном виде. 

Ошибка 5. Соглашаться на неудобную для вас территориальную подсудность

Любой договор может повлечь судебный спор, поэтому нужно быть готовым к участию в судебном процессе. Физическое участие стороны в споре может значительно повысить вероятность победы в нём. Поэтому территориальное удобство судебного органа, который будет (если что) рассматривать спор, имеет значение.

Ошибка 6. Не согласовывать с участниками компании (акционерами) или членами совета директоров компании договор, который может причинить вред компании

Если вы директор компании и заключаете рискованный договор, то будьте готовы к тому, что акционеры компании могут потребовать от вас возмещения убытков, причинённых  компании заключением вами такого договора. В этом случае можно подстраховаться и попросить акционеров одобрить соответствующую сделку. При наличии одобрения сделки акционерами они становятся также ответственными за её последствия и вы окажетесь свободными от возможных претензий с их стороны.

Ну а если речь о крупной сделке (ст. 46 Закона об ООО), то здесь, как говорится, вообще без вариантов — одобрять нужно обязательно. 

Ошибка 7. Прописывать в договоре условия, которые вы не будете выполнять фактически

Например, в договоре прописано, что любая их сторон вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке, заблаговременно, не позднее чем за 10 рабочих дней направив другой стороне соответствующее уведомление по электронной почте.

То, что уведомление о расторжении договора нужно (можно) направлять по электронной почте — это безусловный плюс (опять же экономия времени и средств). Но вот срок уведомления — не позднее чем за 10 рабочих дней — здесь возникает вопрос, особенно если мы говорим об абонентском договоре (в простонародье — «подписке»), предусмотренном ст. 429.4 Гражданского кодекса РФ, в котором оплата привязана не к факту оказания услуг, выполнения работ или отгрузке товара, а к периоду действия договора. Довольно часто если какая-то из сторон расторгает договор, то она старается сделать это сразу, и мало кто готов ждать 10, да ещё и рабочих, дней. Поэтому если вы относитесь к тем, кто ждать не будет (не хочет) — уменьшите число 10 хотя бы до 2, и замените «рабочих» на «календарных». В противном случае нужно будет оплачивать те 10 рабочих дней, указанных в договоре, даже если услуги, работы, товары, предусмотренные подпиской будут вами не востребованы.

Помимо указанного существует ещё множество примеров, в которых стороны вели себя совершенно не так, как это предусматривалось договором. На резонный вопрос «почему?» чаще всего говорят, что «ну так быстрее и проще». Однако быстрее и проще, если это идёт вразрез с условиями договора, может стоить конкретных и даже немалых денег. Поэтому лучше сразу привести положения договора в соответствие с ожидаемой реальностью, так будет меньше оснований для возможного конфликта.

Ошибка 8. Прописывать в договоре условия с двояким толкованием

Условия договора с двояким толкованием — это мина замедленного действия, которая может «взорваться» в любой момент. Не стоит думать, что двойное толкование сыграет на руку именно вам, возможно, что выгоду от этого получит контрагент (оппонент). Единственный способ исключить такие риски — переформулировать условие договора таким образом, чтобы ни у кого не осталось возможности истолковать его образом, отличным от буквального. 

Нет ничего страшного, если условие договора будет сформулировано «неюридическим», простым языком. Неофициальный («неюридический») стиль изложения не лишает условие договора юридической силы. Более того, простота и однозначность фразы даст ей ещё больше силы (надёжности и эффективности).

Вообще, гораздо приятнее читать договоры, которые написаны в стиле повествования (рассказа), нежели договора, которые написаны сухим канцелярским языком. Я сам стараюсь убирать из юридических документов канцеляризмы, ибо в них нет необходимости.

С уважением, Евгений Рябов, инвестиционный и корпоративный юрист, автор книги «Стартап и инвестор: правила игры»

email: evrcapital@gmail.com

+7 (987) 207 73 80

Telegram t.me/eriabov

Содержание

  • Не обменялись оригиналами договора

  • Не проверили полномочия того, кто подписывает договор

  • В договоре нет конкретики

  • Не приложили к договору спецификации и другие приложения

  • Не предусмотрели форс-мажор

  • Не внесли ясность с НДС

  • Не проверили контрагента

  • Не уточнили, кто платит за доставку, упаковку, возврат тары и т.д.

  • Заключение

Для многих договор — это просто формальность, особенно для новичков в бизнесе. Но это продолжается только до тех пор, пока бизнесмен не столкнется с проблемами и не начнёт судиться с контрагентом. Расскажем о распространённых ошибках, которые допускают предприниматели при заключении договоров. И пусть эта статья поможет вам избежать проблем и убытков.

Не обменялись оригиналами договора

По статье 161 ГК РФ компании заключают сделки в простой письменной форме.

При этом бумажный экземпляр договора нужен если сделка подлежит нотариальному заверению или государственной регистрации (например, сделки с недвижимостью).

В других случаях организации могут обменяться подписанными сканами по электронной почте или факсу — закон этого не запрещает.

Но если потом не обменяться оригиналами, могут возникнуть проблемы при спорах с контрагентами. Пока всё хорошо, о договоре никто не вспоминает. А вот если начались разборки, поднимают договор и смотрят, что там написано. И упираются в то, что оригиналов нет. Одна из сторон в суде может заявить, что согласовывали не эту версию договора. Договор могут признать незаключенным и это сильно затруднит дело, ведь суд будет исходить из второстепенных признаков, подтверждающих действия сторон, а не из первоначальных условий договора.

Проблем не будет, если прописать в договоре, что между сторонами допускается обмен документами по электронной почте, переписка по электронной почте имеет силу простой электронной подписи и равнозначна бумажным документам с личными подписями сторон.

Укажите в реквизитах электронные адреса сторон и обменивайтесь сканами документов только с этих адресов.

Ещё лучше получить электронную подпись и подписывать договор ЭЦП. Такой документ, подписанный ЭЦП обеими сторонами, признается равнозначным бумажному договору с печатью. Это тоже нужно зафиксировать договоре.

Не проверили полномочия того, кто подписывает договор

Не любой сотрудник компании и даже не любой из её руководителей имеет право заключать договоры от её имени.

Заключать договоры может:

  • Лицо, имеющее право действовать без доверенности. Этот человек указан в выписке из ЕГРЮЛ, там есть раздел, который называется «Сведения о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени юридического лица». Сформировать такую выписку на контрагента можно в сервисе на сайте ФНС. Это бесплатно и делается моментально.
  • Человек, у которого есть доверенность от компании на совершение сделок. Тогда в шапке договора будет указано, что договор заключает компания в лице такого-то, действующего на основании доверенности с такими-то реквизитами. Не забудьте запросить оригинал или заверенную копию самой доверенности и убедитесь, что срок её действия не истёк.

Проследите, чтобы в конце договора стояла подпись именно того человека, который указан в шапке.

Если договор заключит человек без полномочий, организация может отказаться от его исполнения.

В договоре нет конкретики

Неопытные предприниматели заключают договор просто чтобы был, не заботясь о его содержании. А когда возникают проблемы поднимают договор и вдруг оказывается, что там толком и нет ничего, чтобы требовать это от контрагента. На словах договорились, а в договоре не зафиксировали, взяли типовой и на том успокоились.

Например, два предпринимателя договорились о поставке партии деревянных стульев. В договоре так и написали: поставщик обязуется поставить деревянные стулья в такой-то срок. Он и поставляет стулья из дешёвой сосны, а покупатель хотел более долговечные и качественные из твёрдой древесины, и на переговорах вроде бы это даже обсуждали. Но в договоре этого нет, поэтому и оснований для претензий нет. Вот если бы прописали, что стулья должны быть из дуба или древесины твёрдых пород — другое дело.

Чтобы не столкнуться с проблемами в будущем, в договоре максимально подробно и понятным языком нужно прописать, о чем вы договорились с контрагентом: что покупаете, в чём заключается услуга, сколько стоит, какое количество, в какие сроки и т.д. Если это товар, то какие у него характеристики, можно сослаться на ГОСТы, чтобы подробно не прописывать требования к качеству. Если услуга или работы — в чем они заключаются. Если аренда — что именно арендуется и с какой целью.

Есть такое понятие, как существенные условия договора, без которых договор будет признан незаключённым. Они могут различаться в зависимости от вида договора, но вы не ошибётесь, если просто подробно пропишете в договоре все, о чем договоритесь. И помните — то, о чём не написано в договоре и его приложениях, требовать от контрагента вы не сможете.

Не приложили к договору спецификации и другие приложения

Не всегда все подробности прописывают в самом договоре. Часто вся конкретика содержится в спецификациях и приложениях. Но бывает, что сам договор заключили, а приложения так и не оформили. Тогда будет то же самое, что и в предыдущем пункте — требовать от контрагента будет нечего.

Вовремя оформляйте все приложения, подписывайте и прикладывайте их к договору. В договоре укажите, что приложения и спецификации — неотъемлемая часть договора.

Не предусмотрели форс-мажор

До пандемии коронавируса на этот пункт не обращали особого внимания. Казалось, что вероятность стихийных бедствий и прочих неприятностей равна нулю. А когда начались ограничения, тем, у кого в договорах были прописаны форс-мажорные обстоятельства, было легче решить проблемы и избежать санкций.

Поэтому, всегда нужно прописывать в договоре обстоятельства непреодолимой силы, которые освобождают от ответственности.

Не внесли ясность с НДС

Если продавец товары или услуг — плательщик НДС, он должен с полученных от покупателя денег заплатить НДС.

Проблем нет, если в договоре четко прописано, сколько стоит товар или услуга, и какая сумма НДС. Покупатель четко знает, сколько он должен в итоге заплатить.

А вот если полениться, не прописать этот момент и указать только общую цену товара становится непонятным — это уже с НДС или НДС еще нужно заплатить сверху.

Например, компании договорились о поставке партии мебели на общую сумму 300 тысяч рублей. В договоре фигурировала только эта сумма и ни слова про НДС. Поставщик потребовал от покупателя перечислить еще и 20% НДС с этой суммы, а покупатель утверждал, что ничего сверх того, что указано в договоре, платить не должен.

Хорошо если контрагенты смогут полюбовно договориться, в противном случае придется судиться, а суд в индивидуальном порядке будет решать, кто прав.
Если продавец применяет спецрежим и не платит НДС, это тоже нужно указать в договоре.

Не проверили контрагента

Заключать договоры вслепую, без досье на контрагента — непозволительная роскошь.

Проблемы могут возникнуть со стороны налоговой инспекции и банков. Если контрагент сомнительный, налоговики будут сомневаться в реальности сделок и снимать вычеты по НДС. Банки могут приостанавливать операции по счетам согласно «антиотмывочному» закону 115-ФЗ.

Кроме того, если не проверить надёжность и платежеспособность контрагента, можно получить зависшую дебиторскую задолженность и судебные разбирательства.

У пользователей сервиса «Моё дело» есть возможность подключить опцию «Проверка контрагентов» и получать самую подробную информацию о партнерах. Вы узнаете, имеет ли фирма признаки однодневок и есть ли дисквалифицированные лица в руководстве, получите информацию о финансовом состоянии и платёжеспособности, заблокированных счетах, взаимосвязанных компаниях, судебных делах и т.д.

Проверить контрагента онлайн

Не уточнили, кто платит за доставку, упаковку, возврат тары и т.д.

Все расходы, которые могут возникнуть в процессе исполнения договора, нужно предусмотреть заранее. Если вы не договоритесь об этих моментах на берегу, устанавливать кто прав или неправ будет суд исходя из конкретных обстоятельств, а это лишнее время и деньги.

Заключение

Мы перечислили популярные ошибки, но это ещё не все подводные камни, с которыми можно столкнуться. В зависимости от вида договора могут быть и другие опасные места.

Главная ошибка при заключении договора вытекает из всего вышесказанного — это отношение к договору как к формальности. Если речь идёт о крупной сделке, а у вас нет грамотного штатного юриста — не пожалейте времени и денег на консультацию юриста. Особенно если контрагент вам предлагает подписать уже разработанный им договор. Не исключено, что он безопасен только для контрагента, а для вас несёт большие риски.

Чтобы не тратиться на штатных юристов и разовые услуги частных специалистов, станьте клиентом «Моё дело Бухобслуживание». На вас будет работать целая команда, состоящая из бухгалтера, юриста, кадровика и бизнес-ассистента.

Собираем новости законодательства, и рассказываем, как именно они повлияют на ваш бизнес. Без сложных бухгалтерских терминов и воды. Подписывайтесь:

Договор управления – основной документ, регулирующий отношения между собственниками помещений в многоквартирном доме и УО. Ошибки в нём несут риски для управляющей организации, в том числе в виде убытков. Разбираемся, какие типичные ошибки встречаются в договорах управления (ДУ) и как их избежать.

Как юристу УО или ТСЖ повысить профессионализм и квалификацию

Как юристу УО или ТСЖ повысить профессионализм и квалификацию

Ошибки в договоре управления могут стать причиной признания его незаключённым

Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, УО по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется:

  • выполнять работы и оказывать услуги по управлению МКД, по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме;
  • предоставлять коммунальные услуги жителям МКД;
  • обеспечивать готовность инженерных систем;
  • осуществлять иную направленную на достижение целей управления МКД деятельность.

Договор управления многоквартирным домом с УО заключается в письменной или электронной форме с использованием ГИС ЖКХ – путём составления одного документа, подписанного сторонами.

Законодательством не предусмотрена ни устная, ни типовая формы ДУ, но в ч. 3 ст. 162 ЖК РФ прописаны его существенные условия. К ним относятся:

  • состав общего имущества МКД, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома;
  • перечень работ и услуг по управлению, содержанию и ремонту общего имущества, порядок изменения такого перечня;
  • список коммунальных услуг, которые предоставляет УО;
  • порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок её внесения;
  • порядок контроля за выполнением УО её обязательств.

Согласно ст. 432 ГК РФ, пропуск хотя бы одного существенного условия означает, что договор считается незаключённым.

Три основные проблемы в работе юристов УО и пути их решения: мнение

Три основные проблемы в работе юристов УО и пути их решения: мнение

УО допускают 13 типичных ошибок при составлении и подписании договора управления

Управляющие организации при составлении ДУ часто допускают ошибки. Рассмотрим наиболее типичные:

  1. Дублирование текста статей Гражданского и Жилищного кодексов РФ в текст договора управления.

В этом нет необходимости – положения данных нормативных актов и так распространяются на договор.

  1. Отсутствие в ДУ описания состава общего имущества МКД или адреса дома.

Согласно ЖК РФ, данная информация является обязательной при составлении договора управления. Сотрудникам УО следует внимательно читать статьи кодекса: лучше всего к составлению документа привлечь грамотного юриста.

  1. Указание фиксированной цены.

Если указать фиксированную цену, то изменить её можно будет только по согласованию с собственниками при проведении ОСС. В ином случае УО придётся управлять домом по прописанной в ДУ цене и нести убытки. Чтобы не оказаться в такой ситуации, в договоре нужно прописать порядок определения цены.

  1. Отсутствие в договоре порядка ежегодной индексации цен на работы и услуги.

Если в ДУ нет этого условия, то УО может столкнуться с ситуацией, когда собственники не согласуют повышение размера платы за работы и услуги.

  1. Неправильный расчёт цены договора.

Цена складывается из четырёх составляющих:

  • содержание общего имущества,
  • его текущий ремонт,
  • управление многоквартирным домом,
  • коммунальные услуги.

Плата за содержание общего имущества представляет собой сумму стоимости выполненных работ и предоставленных услуг и стоимости коммунальных услуг в целях содержания общего имущества. Стоимость текущего ремонта определяется для каждого дома индивидуально в зависимости от стандартов здания и его эксплуатации. Плата за управление многоквартирным домом равняется стоимости выполнения стандартов, утверждённых Правилами № 416.

Тарифы на коммунальные услуги устанавливаются органами региональной власти. Поэтому в ДУ необходимо зафиксировать порядок расчёта платы за коммунальные услуги со ссылкой на тарифы, а не прописывать конкретную цену.

  1. Отсутствие порядка изменения перечня предоставляемых работ и услуг.

Если его не прописать, то УО, чтобы добавить в перечень те или иные работы или услуги, каждый раз придётся заключать дополнительное соглашение через ОСС.

  1. Перечень работ и услуг в договоре меньше, чем утверждённый в ПП РФ № 290.

Управляющая организация должна обеспечить выполнение всех необходимых для надлежащего содержания дома работ и услуг независимо от того, прописаны они в договоре или нет. При этом работы, не указанные в ДУ и не взятые в расчёт размера платы собственников, компания будет проводить за свой счёт.

  1. Не прописаны права и обязанности сторон по договору.

Например, в ДУ следует указать, что собственник должен предоставить доступ представителям компании в принадлежащее ему помещение:

  • для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирных инженерных коммуникаций, санитарно-технического или другого оборудования;
  • для выполнения ремонтных работ в заранее согласованное время, аварийных работ – в любое время.

Качественно составленный перечень прав и обязанностей сторон может значительно упростить работу УО.

  1. Отсутствие перечня предоставляемых коммунальных услуг.

Согласно Правилам № 354, если собственники не заключили прямые договоры с РСО, исполнителем коммунальных услуг является управляющая организация. Поэтому перечень КУ и информация о них является обязательным пунктом договора управления, забывать про который не стоит.

  1. Отсутствие в ДУ порядка контроля деятельности управляющей организации.

Компания обязана по запросам собственников представлять документы и информацию, касающиеся её работы в доме. В договоре следует прописать, в каком виде она будет предоставляться.

  1. Нет порядка урегулирования споров.

Пункт ДУ о претензионном порядке досудебного урегулирования споров защитит УО от недобросовестных конкурентов.

  1. Отсутствие порядка изменения и расторжения договора.

Изменение и, или расторжение договора управления МКД происходят в порядке, предусмотренном ст. ст. 450-453 ГК РФ. Управляющая организация не может расторгнуть ДУ в одностороннем порядке, а собственники вправе это сделать по основаниям, установленным ст. 162 ЖК РФ.

  1. Не прописаны одно или несколько обязательных приложений, среди которых:
  • реестр собственников помещений (приказ Минстроя РФ от 31.07.2014 № 411/пр);
  • перечень технической документации МКД и иных документов, связанных с управлением домом (Правила № 491);
  • сведения о собственниках по правоустанавливающим документам и их доле в праве на общее имущество (приказ Минэкономразвития РФ от 23.12.2013 № 765);
  • информация о лицах, уполномоченных собственниками для взаимодействия с УО (приказ № 411/пр).

Договор управления без обязательных приложений не соответствует требованиям НПА, а значит, является незаконным и нарушающим права второй стороны по договору как потребителя.

Как правильно составить договор управления: разбираем ошибки

Как правильно составить договор управления: разбираем ошибки

Коротко о главном

Из-за неудачных формулировок в договоре управления или пропуска важных пунктов, управляющие организации не только не упрощают себе работу, но и создают дополнительные препятствия.

При составлении ДУ важно предусмотреть все возможные риски: это позволит избежать проблем с надзорными и контролирующими органами и недовольными собственниками. Ведь грамотно составленный договор управления – это и основание для управления многоквартирным домом, и показатель качества работы компании, и её конкурентное преимущество на рынке.

Подпишитесь на рассылку

Еженедельно получайте новости сферы ЖКХ, советы по управлению МКД и заполнению ГИС ЖКХ.
Выберите почту, на которую вам удобно получать рассылку, присоединяйтесь к 82 030 подписчикам

Статьи по теме

Вопросы по теме

Полное или частичное копирование материалов разрешено только при указании источника и добавлении прямой ссылки на сайт roskvartal.ru

Что делать, если в договоре с контрагентом обнаружена ошибка, как ее исправить? Как суды толкуют ошибки в договорах? 

Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (п. 1 ст. 420 ГК РФ).

Также договор – это документ, в котором делать приписки, зачеркивать или исправлять слова в юридической практике не приветствуется, поскольку любые некорректные изменения могут повлечь серьезные последствия для обеих сторон соглашения. Вплоть до признания сделки недействительной или отказа в регистрации договора.

Например, договоры аренды недвижимости, заключенные на год и более, купли-продажи недвижимости. Согласно п. 1 ст. 551, п. 2 ст. 651 ГК РФ, п. 2 ч. 2 ст. 14 Закона о госрегистрации недвижимости  они являются основанием для регистрации прав на недвижимое имущество (п. 1 ст. 551, п. 2 ст. 651 ГК РФ, п. 2 ч. 2 ст. 14 Закона о госрегистрации недвижимости). Однако, если в договоре имеются такого рода исправлениями, Росреестр возвратит ваше заявление о госрегистрации без рассмотрения (п. 2 ст. 25 Закона о госрегистрации недвижимости).       

Ошибка в договоре

Необходимо иметь в виду, что в российском законодательстве отсутствует норма, которая закрепляет понятие «ошибки в договоре».

Под ошибкой в широком смысле слова понимается непреднамеренное, случайное отклонение от истины или правильных действий, условий. Таким образом, можно предположить, что ошибка в договоре – это отклонение условий договора от истинной воли сторон, для реализации которой и заключается такое соглашение.

Можно выделить следующие общепризнанные виды ошибок при заключении договоров:

1) Опечатки.

Некое искажение смысла текста или изложенных в нем фактов, например, пропуск буквы или лишняя буква, пропуск слова, его искажение и т.д. Также опечатки часто встречаются в названии предмета договора или сторон, в их реквизитах, в том числе и в банковских, в суммах и пр.

2) Собственно ошибки.

Такие ошибки возникают из-за невнимательности или небрежности сторон при оформлении договора в письменном виде, а также при искажении информации, которая оговаривалась сторонами в устной форме. При этом, стоит отметить, что ни одна из сторон в подобных ситуациях не имеет цели ввести в заблуждение или обмануть другую сторону.   

3) Ошибки вследствие введения в заблуждение или обмана.

Ошибки в данном случае появляются именно из-за преднамеренных действий, умышленно искажающих условия соглашения, обмана или введения в заблуждение одной стороной договора по отношению к другой или третьим лицам. Сделки, совершенные под влиянием заблуждения или обмана, могут быть признаны судом недействительными (ст. 178 и 179 ГК РФ).    

Способы исправления ошибок

  • Если в тексте договора обнаружены одна-две ошибки, к примеру, пропуск буквы или написание лишней буквы, пропуск слова, ошибка в цифре, неправильное написание предложения в абзаце, уже после его заключения, можно поступить следующим образом.

Зачеркнуть ошибочные слова, а рядом с ними, на том же листе, в свободном месте написать правильные, а именно: «Исправленному с (указываются ошибочные слова или текст) на (указываются правильные слова или текст) верить». Следует заверить такое исправление подписями лиц, уполномоченных на изменение договора, поставить их Ф.И.О. и должность, а также дату. 

  • Если в тексте договора подобных опечаток или ошибок обнаружилось в большом количестве, в таком случае лучшим вариантом для обеих сторон сделки является переподписание договора или оформление исправлений в дополнительном соглашении к нему.

Можно подготовить допсоглашение об изложении в новой редакции пункта или абзаца договора, или другой его части при необходимости.      

На практике составить дополнительное соглашение оказывается проще, а согласовать правки быстрее, чем переподписать договор. Поскольку во многих компаниях, в соответствии с внутренним регламентом, договор перед подписанием сторонами должен быть согласован и завизирован разными службами, что занимает довольно продолжительное время. 

Как суды толкуют ошибки в договорах

Любая опечатка или техническая ошибка, которую стороны упустили из виду при заключении сделки, может иметь неблагоприятные последствия как для одной стороны, так и для другой. Что, в свою очередь, рано или поздно может привести к спору между сторонами в судебном порядке. При разрешении гражданско-правовых споров суд, помимо норм права, руководствуется в том числе и заключенным между сторонами договором, а именно его толкованием. Без толкования договора судом не обходится ни один спор.

Так, согласно ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.

Если вышеуказанные правила не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон.

По смыслу абзаца второго статьи 431 ГК РФ при неясности условий договора и невозможности установить действительную общую волю сторон иным образом толкование условий договора осуществляется в пользу контрагента стороны, которая подготовила проект договора либо предложила формулировку соответствующего условия. Пока не доказано иное, предполагается, что такой стороной было лицо, профессионально осуществляющее деятельность в соответствующей сфере, требующей специальных познаний (например, банк по договору кредита, лизингодатель по договору лизинга, страховщик по договору страхования и т.п.) (п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора», п. 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 N 16 «О свободе договора и ее пределах»).

Например, Арбитражный суд Московского округа признал, что пункт соглашения о предоставлении опциона не позволяет определить конкретный размер части доли, подлежащей передаче по договору купли-продажи, поскольку формулировка «в размере до 4,62%» допускает возможность любого значения в диапазоне от 0 до 4,62. В данном случае буквальное толкование понятия «диапазон» приводит к выводу о несогласованности конкретного значения, т.е. неопределенности существенного условия договора, который может быть заключен во исполнение соглашения о предоставлении опциона (Постановление АС Московского округа от 19.02.2019 N Ф05-292/2019 по делу N А40-207820/2017).

Образовательное мероприятие по теме

Семинар в записи «Договор как способ защиты интересов организации. Гражданско-правовые и налоговые последствия«

Лектор: А. А. Куликов, ведущий налоговый консультант и лектор Санкт-Петербурга. Управляющий партнер ООО «Агентство Налоговых Поверенных». Эксперт по налогообложению и правовым вопросам. Соавтор комментариев КоАП РФ.

Найдите решение по своей ситуации в КонсультантПлюс

Активируйте пробный доступ к системе на 3 дня прямо сейчас.

Активировать доступ

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки при скручивании на пресс
  • Ошибки при создании бизнеса
  • Ошибки при скручивании газетных трубочек
  • Ошибки при создании бизнес плана
  • Ошибки при составлении договора купли продажи квартиры