Ошибки при склонении личных местоимений

Местоимение

часть речи, которая указывает на предметы,
признаки и количества, но не называет
их.

Бой
прекратился через час. Он иногда еще
вспыхивал то здесь, то там, потом совсем
затихал.

1.
При склонении личных местоимений,
указывающих на участников речи или
предметы, о которых говорится или будет
говориться, появляются иногда совсем
новые слова в косвенных падежах (я –
меня, она – ее), иногда в корне происходит
чередование звуков (меня – мне), но все
это формы одного слова.

2.
В литературной речи не допускается
употребление ненормативных местоимений,
например, выиграла
ихняя команда – выиграла их команда; у
ней красивые глаза – у нее красивые
глаза.

3.
Предлоги перед,
с, к, об
,
стоящие перед формами косвенных падежей
местоимения я,
употребляются с о:
передо мной, со мной, ко мне.

4.
Местоимения 3-го лица он,
она, оно
,
они
после
предлогов имеют в начале н:
у него, возле нее, около них.

5.
После предлогов благодаря,
вне, вопреки, вследствие, наперекор
,
навстречу,
согласно, подобно
н
не
употребляется:
быстрее её, вне его.

6.
Чтобы правильно употребить местоимение,
нужно следить за тем, какое существительное
оно замещает. Если возможно двоякое
понимание смысла (Вася
подарил Марусе куклу, но она(?) скоро
умерла, и пан Тыбурций отнес ее(?) Васиному
отцу.),

то предложение следует перестроить:

а)
повторить существительное или дать
синоним, вовсе не употребляя местоимение
(Она
– Маруся, девочка, больная; ёе – куклу,
игрушку).

б) после местоимения ввести пояснительное
слово, выделить его скобками или тире
(Она – Маруся – скоро умерла).

7.
Употребление
притяжательных местоимений мой,
свой
связано
с

отношением к лицу, производящему
действие. Если этого не учитывать,
могут

возникнуть двусмысленные
выражения. Например: Преподаватель
попросил

студента прочитать свой
доклад.
(Чей
доклад? Студента или

преподавателя?)
Чтобы избежать двусмысленности, подобные
фразы следует

перестраивать так:
«Преподаватель
попросил студента, чтобы
он
прочитал

свой доклад».
Местоимение свой
относится
непосредственно к
производителю
действия так же, как и местоимение мой.
В
некоторых случаях возможны варианты
употребления: В
заключение своего выступления я бы
хотел отметить. Или: В заключение моего
выступления позвольте сказать.
В
том и другом случае это нормативное
употребление притяжательных местоимений.

8.
При реконструировании прямой речи в
косвенную, местоимение первого лица
заменяется третьим. Например: Учительница
сказала: «Я тороплюсь на педсовет» лучше
Учительница сказала, что она торопится
на педсовет».

9.
Вопросительные
местоимения
кто
и что
не
имеют морфологических категорий рода
и числа. При местоимении кто
глагол-сказуемое
употребляется в форме мужского рода
(Кто
пришел?),
а
при местоимении что
среднего
рода (Что
произошло?)
В
сочетании с местоимением кто
определения
типа такой,
иной
принимают
форму мужского или женского рода в
зависимости от реального лица, на которое
указывает местоимение (
Кто такая? Кто такой?).

Разговорный
характер имеет и употребление формы
чего, вытесняющей нейтральную что в
вопросительных предложениях со значением
«почему? по какой причине?»: Чего в этом
хорошего? Чего зря выступать?; ср. также
типичное для разговорной речи — Чего
там! Все равно!

Упражнение
№ 22.
Какие ошибки намеренно
допускает автор для создания речевой
характеристики героя?

Ой,
где был я вчера — не найду, хоть убей.

Только
помню, что стены с обоями.

Помню,
Клавка была и подруга при
ей,

Целовался
на кухне с
обоими.

(В.
Высоцкий.)

Ошибки:

1.неправильное
употребления местоимения «ей» (должно
быть «ней»);

2.неправильное
употребления местоимения в женском
роде множественного числа — «обоими»
вместо «обеими».

Упражнение
№ 23.
Объясните ошибки. Исправьте
предложения

Мать
попросила дочь налить себе борща. Отец
велел сыну вымыть за собой посуду. Банкам
может быть отказано в расширении своих
операций. Именно благодаря его
эффективности препарат завоевал весь
мир.

Верно:

Мать
попросила дочь налить ей борща. Отец
велел сыну вымыть за ним посуду. Банкам
может быть отказано в расширении их
операций. Именно благодаря своей
эффективности препарат завоевал весь
мир.

Ошибки
заключаются в некорректном употреблении
возвратного и притяжательных местоимений.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

1. МЕСТОИМЕНИЕ.

Ошибки при употреблении личных местоимений:
1.Местоимения третьего лица обычно заменяют существительное, которое
употреблялось в предыдущем предложении, и имеют тот же род и число. Однако в
некоторых предложениях связь местоимения и существительного может быть
неясна.
Пример: Дети ели бутерброды. Они лежали на траве и разговаривали. Согласно
логике на траве лежали дети, но так как местоимение они находится ближе к
слову бутерброды, возникает смысловая неясность.
В таком случае лучше заменить: Дети лежали на траве, разговаривали и ели
бутерброды.

2.

2.Местоимение они не должно в речи заменять собирательные
существительные единственного числа.
Пример: Во дворе шумела ребятня. Они громко спорили, выясняя, чей
это мяч.
В таком случае слово ребятня лучше заменить словом ребята
множественного числа.
3.Также нельзя разрывать предложение с существительным и
заменяющим его местоимением другим предложением.
Мужчина проходил мимо дома. Из окна вылетел стул. Он остановился и
посмотрел вверх.
Читается так, словно остановился и посмотрел не мужчина, а стул.
В таком случае в третьем предложении лучше снова употребить
существительное мужчина.

3.

4.Приставка н- у личных местоимений третьего лица
пишется только после предлога.
5. Местоимение сам в форме винительного падежа единственного
числа женского рода может иметь две формы: саму и самоё. Первая из
них (саму) стилистически нейтральная общеупотребительная, вторая
– самоё (но не – самую!) – книжная:
Винить ей приходится только самоё/саму себя.

4.

6.Большое число недочётов обнаруживается при употреблении возвратного местоимения себя,
которое не имеет форм рода и числа и может относиться ко всем лицам и обоим числам.
Возвратное местоимение служит для указания на то, что объект действия тождественен с субъектом,
иначе говоря, обозначает, что действие направлено на само действующее лицо. В предложении
реальное значение местоимения себя обычно совпадает с реальным значением подлежащего (ср.: я
поранил себе руку; она поранила себе руку; они купили себе квартиру), но может и не совпадать с ним
(подумай о людях, не жалеющих себя для других).
Возвратное местоимение может использоваться также в безличных предложениях, указывая на
лицо, испытывающее то или иное состояние. Это лицо обычно выражается существительным или
местоимением в дательным падеже или в родительном падеже с предлогом у.
Ср.: мне посчастливилось найти себе комнату; у сына не было причины быть недовольным собой.
Во всех подобных случаях местоимение себя указывает на то лицо, которое совершает действие,
выраженное инфинитивом.
Ср.: я нашёл себе комнату.
Двусмысленность обычно создаётся в том случае, если инфинитив подчинен другому глаголу, связан с
другим действующим лицом.
Например: Мать велела дочери принести себе воды. В этом случае в предложении присутствует два
действующих лица: велела принести воду мать, а принесет её дочь. Поэтому местоимение себе может
указывать и на мать, и на дочь. Чтобы избежать неясности, предложение необходимо изменить.

5.

6. Правописание местоимений.

1.Правописание притяжательных местоимений.
С предлогом по, относящимся к существительному, притяжательные
местоимения пишутся раздельно.
Пример:
«По моему мнению, Попов человек коварный».
Наречия, отвечающие на вопрос «Как?» и образованные от
притяжательных местоимений при помощи приставки по– и суффикса
–ему, пишутся через дефис.
Пример:
«Миша сделал (Как?) по-своему».

7.

Правописание указательных местоимений.
Необходимо различать местоимения со стоящим перед ними предлогом,
местоименные наречия и части составных союзов.
Указательные местоимения-прилагательные с предлогом пишутся раздельно.
Пример:
не ходи по тому болоту (по относится к существительному); «От того дома до этого —
три шага».
Местоименные наречия пишутся слитно.
Пример:
потому ( = поэтому),
затем ( = потом),
отсюда ( = из этого или от этого места),
оттуда ( = из того или от того места),
поэтому ( = по этой причине).
«Оттуда раздался крик».
Часть союза затем (чтобы) пишется слитно.
Пример:
«Я пришёл затем, чтобы извиниться».

8.

Правописание неопределённых местоимений
Местоимения с частицами кое–, –то, –нибудь, –либо пишутся
через дефис.
Пример:
кто-то, что-нибудь, кое-кто, где-то.
В
неопределённых
местоимениях-существительных
с
приставкой кое– предлоги в косвенных падежах стоят после
приставки.
Пример:
кое у кого, кое о чём, кое с какими.

9.

Правописание отрицательных местоимений
Местоимения с приставками не– и ни– пишутся слитно.
Пример:
нигде, некуда.
В местоимениях под ударением пишется приставка не–, без ударения —
ни–.
Пример:
некого — никого, некому — никому, нечем — ничем.
Если в отрицательных местоимениях нет предлога, то они пишутся
слитно.
Пример:
некто, нечем, никакой;
а если предлог есть — то в три слова.

10.

Сочетания не кто иной (другой) как и не что иное (другое) как выражают
противопоставление; в них не является отрицательной частицей и пишется раздельно.
Пример:
«Разрешение может дать не кто иной, как руководитель учреждения»;
«Горение — это не что иное, как соединение данного вещества с кислородом воздуха».
То же самое, если противопоставление выражено не союзом как, стоящим после
местоименного сочетания не кто иной или не что иное, а союзом а, предшествующим одному
из этих сочетаний.
Пример:
«Разрешение может дать руководитель учреждения, а не кто другой».
В предложениях с указанными сочетаниями другого отрицания нет.
Местоименные сочетания никто иной (другой) и ничто иное (другое) связаны не с
противопоставлением, а с усилением и, как правило, употребляются в отрицательных
предложениях.
Пример:
«Никто иной не мог бы сделать этого лучше»;
«Ничто другое нас бы не устроило»; также:
«Ничем иным, как разным уровнем производства, нельзя объяснить такое положение».

11.

В предложениях без отрицания рассматриваемая конструкция носит
присоединительный характер, усиливая сказанное в первой части предложения.
Пример:
«Разрешение может дать только руководитель учреждения, и никто иной».
В обоих случаях ни употребляется в качестве приставки, т. е. пишется слитно с
местоимением.
Пример:
ср.: «Документ должен быть подписан не кем иным, как самим заявителем». —
«Документ не должен быть подписан никем иным, как самим заявителем».
«Недостатки конструкции могут быть объяснены не чем иным, как ошибкой в
расчёте». — «Недостатки конструкции не могут быть объяснены ничем иным, как
ошибкой в расчёте».
«Этот провал не что иное, как угасший кратер». — «Этот провал — угасший
кратер, и ничто иное».

12.

Возвратное местоимение не употребляется в предложениях, в которых
подлежащим является часть речи, обозначающая предмет или
понятие, не совершающие действия. Поэтому исправления требует
фраза: Определение, имеющее относящиеся к себе слова, обычно
обособляется, если стоит после существительного. Во-первых, здесь
необходимо заменить возвратное местоимение к себе на личное к нему,
во-вторых, следует исключить из предложения хотя бы одно из
действительных причастий. В данном случае можно использовать
словосочетание: распространённое определение. (Распространённое
определение
обычно
обособляется,
если
стоит
после
существительного.)

13.

Не меньше трудностей обычно вызывает употребление в тексте
притяжательного местоимения свой. Данное местоимение, как и возвратное,
указывает на принадлежность предмета, качества, свойства лицу (активному
производителю действия) и может относиться ко всем трём лицам и к обоим
числам:
я/ты/он/они купил/купили свечку за свои деньги.
Поэтому при наличии в предложении нескольких действующих лиц также
возникает двусмысленность:
Профессор попросил ассистента прочитать свой реферат – остаётся неясным,
чей же реферат – профессора или ассистента – следовало прочитать.

14.

Чтобы избежать смысловой неточности, следует руководствоваться следующими рекомендациями.
Если в предложении подлежащее выражено личным местоимением первого, второго лица (я, мы,
ты, вы), а дополнение – существительным, то принадлежность к существительному-дополнению
выражается местоимениями его, её, их.
Ср.: Я застал товарища в своём кабинете – Я застал товарища в его кабинете.
Эти местоимения могут быть использованы и в том случае, если подлежащее и дополнение
выражены существительными (местоимениями третьего лица) разных родов.
Ср.: Сергей застал сестру в своём кабинете – Сергей застал сестру в её кабинете.
Если подлежащее и дополнение выражены существительными (или личным местоимением
третьего лица и существительным) одного и того же числа и одного и того же рода, то можно
использовать простое или сложное предложение, в котором будет названо лишь одно действующее
лицо.
Ср.: Профессор попросил ассистента прочитать свой реферат – Профессор попросил ассистента,
чтобы тот прочитал свой (ассистента) реферат; Реферат профессора, по его просьбе, был прочитан
ассистентом.

15.

ОТРЕДАКТИРУЙТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

16. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

ПОВТОРИТЬ СВЕДЕНИЯ О ПРЕДЛОГЕ КАК О СЛУЖЕБНОЙ
ЧАСТИ РЕЧИ. МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОГА.

Склонение личных местоимений

Личные местоимения изменяются по падежам и числам, а местоимения 3-го лица изменяются еще и по родам. При этом изменяется не только окончание, а все слово. Изменение слов по падежам, числам, родам и есть склонение.

Склонение местоимений 1-го лица

К местоимениям 1-го лица относятся я, мы . Местоимения 1-го лица изменяются по падежам и числам, категории рода они не имеют. При склонении происходит образование новых форм слова — я, мне, мной .

Образец склонения местоимений 1-го лица:

Падеж Вопросы Единственное число Множественное число
И. п. кто? я мы
Р. п. кого? меня, у меня нас, у нас
Д. п. кому? мне, ко мне нам, к нам
В. п. кого? меня, про меня нас, про нас
Т. п. кем? мной, со мной нами, с нами
П. п. о ком? обо мне о нас

Обрати внимание, что предлоги к, с, перед, стоящие перед местоимением я употребляются с буквой о на конце: ко мне, со мной, передо мной.

Склонение местоимений 2-го лица

К местоимениям 2-го лица относятся: ты, вы . Местоимения 2-го лица изменяются по падежам и числам, рода у них нет. При склонении присходит изменение формы слова — ты, тебя, тобой и т.д.

Образец склонения местоимений 2-го лица:

Падеж Вопросы Единственное число Множественное число
И. п. кто? ты вы
Р. п. кого? тебя, у тебя вас, у вас
Д. п. кому? тебе, к тебе вам, к вам
В. п. кого? тебя, про тебя вас, про вас
Т. п. кем? тобой, за тобой вами, за вами
П. п. о ком? о тебе о вас

Обрати внимание, что при склонении местоимений 2-го лица наблюдается чередование гласных: тебя, тобой .

Склонение местоимений 3-го лица

К местоимениям 3-го лица относятся: он, она, оно, они . Местоимения 3-го лица изменяются по родам, падежам и числам. При склонении образуются новые формы — он, ему, им .

Образец склонения местоимений 3-го лица:

Падеж Вопросы Единственное число Множественное число
муж. род жен. род ср. род
И. п. кто? что? он она оно они
Р. п. кого? чего? его, у него её, у неё его, у него их, у них
Д. п. кому? чему? ему, к нему ей, к ней ему, к нему им, к ним
В. п. кого? что? его, про него ее, про нее его, про него их, про них
Т. п. кем? чем? им, с ним ей, с ней им, с ним ими, с ними
П. п. о ком? о чём? о нём о ней о нём о них

Обрати внимание, что формы склонения местоимений 3-го лица мужского и среднего рода совпадают во всех падежах, кроме именительного.

Запомни, что при употреблении предлога перед местоимениями 3-го лица в косвенных падежах, к местоимениям в начале добавляется буква н: у него, для нее, про них (сравни без предлога: его, ее, их ).

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Склонение местоимений

Склонение место­име­ний — это изме­не­ние слов этой части речи по падежам.

Большинство место­име­ний рус­ско­го язы­ка скло­ня­ют­ся, хотя неко­то­рые из них име­ют толь­ко фор­мы име­ни­тель­но­го паде­жа (некто), име­ни­тель­но­го и вини­тель­но­го паде­жа (нечто). Притяжательные место­име­ния «его», «её», «их» не изме­ня­ют­ся по паде­жам, чис­лам и родам. Это неиз­ме­ня­е­мые сло­ва. Местоимения «таков», «каков» име­ют грам­ма­ти­че­скую фор­му, как у крат­ких при­ла­га­тель­ных, и тоже не скло­ня­ют­ся, а толь­ко изме­ня­ют­ся по родам и числам:

  • каков день, каков а про­бле­ма, каков о реше­ние, каков ы дети;
  • таков резуль­тат, таков а дей­стви­тель­ность, таков о дело, таков ы итоги.

Местоимения, при­над­ле­жа­щие к раз­ным раз­ря­дам, име­ют свои осо­бен­но­сти скло­не­ния. Рассмотрим, как изме­ня­ют­ся по паде­жам место­име­ния раз­ных семан­ти­че­ских групп.

Склонение личных местоимений

При скло­не­нии у лич­ных место­име­ний пол­но­стью изме­ня­ет­ся грам­ма­ти­че­ская фор­ма сло­ва. Личные место­име­ния харак­те­ри­зу­ют­ся обра­зо­ва­ни­ем суп­пле­тив­ных форм:

  • я — у меня;
  • ты — с тобой;
  • мы — от нас;
  • они — их.
Единственное чис­ло Множественное чис­ло
И.п. я ты он, оно она мы вы они
Р.п. меня тебя его её нас вас их
Д.п. мне тебе ему ей нам вам им
В.п. меня тебя его её нас вас их
Т.п. мной
(мною)
тобой
(тобою)
им ею нами вами ими
П.п. обо мне о тебе о нём о ней о нас о вас о них

Морфологической зако­но­мер­но­стью явля­ет­ся то, что в падеж­ных фор­мах с пред­ло­га­ми у место­име­ний 3 лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла появ­ля­ет­ся началь­ное «н»:

  • он — у него, к нему, воз­ле него;
  • она — у неё, к ней, мимо неё;
  • оно — с ним, перед ним, око­ло него;
  • они — с ними, к ним, воз­ле них.

Склонение возвратного местоимения

Возвратное место­име­ние «себя» ука­зы­ва­ет, что дей­ствие направ­ле­но на само­го про­из­во­ди­те­ля дей­ствия. Исходя из это­го зна­че­ния, отме­тим, что в пара­диг­ме скло­не­ния его грам­ма­ти­че­ской осо­бен­но­стью явля­ет­ся отсут­ствие фор­мы име­ни­тель­но­го падежа:

Падежи Возвратное место­име­ние Примеры
И. п.
Р. п. себя не слы­шишь (кого?) себя
Д. п. себе пой­ду (к кому?) к себе
В. п. себя вижу (кого?) себя
Т. п. собой (-ою) любу­юсь (кем?) собой
П. п. о себе сооб­щу (о ком?) о себе

Склонение притяжательных местоимений

Притяжательные место­име­ния «мой», «твой, «наш», «ваш», свой» ука­зы­ва­ют на при­над­леж­ность при­зна­ка пред­ме­та и заме­ща­ют в речи име­на при­ла­га­тель­ные. В свя­зи с этим зна­че­ни­ем по грам­ма­ти­че­ским при­зна­кам они сход­ны со сло­ва­ми этой части речи и изме­ня­ют­ся по паде­жам, чис­лам и родам как прилагательные.

Запомним, что при­тя­жа­тель­ные место­име­ния «его», «её», «их» — неиз­ме­ня­е­мые слова.

Падежи Единственное чис­ло Множественное чис­ло
Муж. род Ср. род Жен. род
И. п. мой
твой
наш
ваш
свой
мое
твое
наше
ваше
свое
моя
твоя
наша
ваша
своя
мои
твои
наши
ваши
свои
Р. п. мое­го
твоего
нашего
вашего
своего
моей
твоей
нашей
вашей
своей
моих
твоих
наших
ваших
своих
Д. п. мое­му
твоему
нашему
вашему
своему
моей
твоей
нашей
вашей
своей
моим
твоим
нашим
вашим
своим
В. п. мое­го (мой)
тво­е­го (твой)
наше­го (наш)
ваше­го (ваш)
сво­е­го (свой)
мою
твою
нашу
вашу
свою
моих (мои)
тво­их (твои)
наших (наши)
ваших (ваши)
сво­их (свои)
Т. п. моим
твоим
нашим
вашим
своим
моей
твоей
нашей
вашей
своей
мои­ми
твоими
нашими
вашими
своими
П. п. о моем
о твоем
о нашем
о вашем
о своем
о моей
о твоей
о нашей
о вашей
о своей
о моих
о твоих
о наших
о ваших
о своих

Склонение вопросительных местоимений

  • и. п.кто? что?
  • р. п.кого? чего?
  • д. п.кому? чему?
  • в. п.кого? что?
  • т. п.кем? чем?
  • п. п.о ком? о чём?

Местоимения-прилагательные «какой?», «кото­рый?», «чей?» изме­ня­ют­ся по паде­жам, родам и чис­лам. Местоимение «каков?» не склоняется.

Чей? Какой? Который? Кто? Что? Сколько?
Единственное чис­ло Множественное чис­ло
Муж. род Ср. род Жен. род
И. п. чей?
какой?
который?
чье?
какое?
которое?
чья?
какая?
которая?
чьи?
какие?
которые?
кто?
что?
сколь­ко?
Р. п. чье­го?
какого?
которого?
чьей?
какой?
которой?
чьих?
каких?
которых?
кого?
чего?
сколь­ких?
Д. п. чье­му?
какому?
которому?
чьей?
какой?
которой?
чьим?
каким?
которым?
кому?
чему?
сколь­ким?
В. п. чей? (чье­го?)
какой? (како­го?)
кото­рый? (кото­ро­го?)
чьё?
какое?
которое?
чью?
какую?
которую?
чьи? (чьих?)
какие? (каких?)
кото­рые? (кото­рых?)
кого?
что?
сколь­ко?
(сколь­ких?)
Т. п. чьим?
каким?
которым?
чьей?
какой?
которой?
чьи­ми?
какими?
которыми?
кем?
чем?
сколь­ки­ми?
П. п. о чьем?
о каком?
о котором?
о чьей?
о какой?
о которой?
о чьих?
о каких?
о которых?
о ком?
о чем?
о сколь­ких?

Склонение отрицательных местоимений

Отрицательные место­име­ния скло­ня­ют­ся так же, как и вопро­си­тель­ные место­име­ния, от кото­рых они обра­зо­ва­ны с помо­щью при­ста­вок и суффиксов:

Единственное чис­ло Множественное чис­ло
Муж. род Жен. род Ср. род
И. п. никто
ничто
ника­кой
ничей
ника­кая
ничья
ника­кое
ничье
ника­кие
ничьи
Р. п. нико­го
ничего
ника­ко­го
ничьего
ника­кой
ничьей
ника­ко­го
ничьего
ника­ких
ничьих
Д. п. нико­му
ничему
ника­ко­му
ничьему
ника­кой
ничьей
ника­ко­му
ничьему
ника­ким
ничьим
В. п. нико­го
ничто
никакого/никакой
ничьего/ничей
ника­кую
ничью
ника­кое
ничье
никаких/никакие
ничьих/ничьи
Т. п. никем
ничем
ника­ким
ничьим
ника­кой
ничьей
ника­ким
ничьим
ника­ки­ми
ничьими
П. п. ни о ком
ни о чем
ни о каком
ни о чьем
ни о какой
ни о чьей
ни о каком
ни о чьем
ни о каких
ни о чьих

Склонение неопределенных местоимений

Неопределенные место­име­ния «кто-то», «что-то», «кто-нибудь», «что-нибудь» и пр. изме­ня­ют­ся толь­ко по паде­жам. Местоимение «некто» не скло­ня­ет­ся. Местоимение «нечто» име­ет фор­му име­ни­тель­но­го и вини­тель­но­го падежа.

Падежи Неопределенные местоимения-существительные
И. п. кое-кто, кто-либо, кое-что, что-то
Р. п. кое у кого, кого-либо, кое-чего, чего-то
Д. п. кое-кому, кому-либо, кое-чему, чему-то
В. п. кое-кого, кого-либо, кое-что, что-то
Т. п. кое с кем, кем-либо, кое с чем, чем-то
П. п. кое о ком, о ком-ибо, кое о чём, о чём-то

Склонение определительных местоимений

Определительные место­име­ния заме­ща­ют име­на при­ла­га­тель­ные. Они изме­ня­ют­ся по родам, чис­лам и паде­жам как сло­ва этой само­сто­я­тель­ной части речи.

Падежи Единственное чис­ло Множественное чис­ло
Муж. род Ср. род Жен. род
И. п. весь
сам
любой
другой
все
само
любое
другое
вся
сама
любая
другая
все
сами
любые
другие
Р. п. все­го
самого
любого
другого
всей
самой
любой
другой
всех
самих
любых
других
Д. п. все­му
самому
любому
другому
всей
самой
любой
другой
всем
самим
любым
другим
В. п. весь (все­го)
самого
любой (любо­го)
дру­гой (дру­го­го)
все
само
любое
другое
всю
саму
любую
другую
все (всех)
самих
любые (любых)
дру­гие (дру­гих)
Т. п. всем
самим
любым
другим
всей (всею)
самой (самою)
любой (любою)
дру­гой (дру­гою)
все­ми
самими
любыми
другими
П. п. обо всем
о самом
о любом
о другом
обо всей
о самой
о любой
о другой
обо всех
о самих
о любых
о других

Склонение указательных местоимений

Указательные место­име­ния «этот»,»тот», «такой» изме­ня­ют­ся по родам, чис­лам и падежам.

Местоимения «столь­ко, «столько-то» изме­ня­ют­ся толь­ко по падежам.

Местоимение «таков» не склоняется.

Падежные формы личных местоимений — признаки, склонение и примеры употребления

Характеристика личных местоимений

Категория слов, которая указывает на предмет, его признак или количество, но не называет его напрямую, называется местоимением. Эта самостоятельная часть речи делает русский язык более выразительным и лаконичным.

В предложении эта категория отвечает на вопросы:

Вопрос, который задаётся к слову, всегда зависит от части речи, которую заменяет конкретное местоимение. В предложении оно может играть роль подлежащего, дополнения, реже обстоятельства или определения. Бо́льшая часть местоимений может иметь разные падежные формы. Некоторые подобные слова изменяются по родам и числам, то есть могут иметь несколько склонений.

Все местоимения принято делить на несколько разрядов:

  1. личные (указывают на явление или предмет);
  2. возвратные (обращают к субъекту действия);
  3. указательные (указывают на конкретный предмет, признак);
  4. вопросительные (используются для формулировки вопроса);
  5. относительные (употребляются для соединения частей сложных предложений);
  6. отрицательные (отвергают предмет или какой-либо признак);
  7. неопределённые (подчёркивают неопределённость предмета, признака);
  8. определительные (характеризуют обобщающий признак);
  9. притяжательные (указывают на принадлежность какому-либо лицу).

Каждый разряд включает в себя группу слов, отличающихся определённым лексическим и грамматическим значением. Более подробно следует остановиться на личном разряде, который изучается ещё в начальных классах школы.

К этой категории относятся слова: я, ты, мы, вы, он, она, оно, они. Подобные структуры указывают на конкретное лицо или предмет, поэтому их разряд получил название «личные». Так как в тексте эти слова отвечают на вопросы «кто?» или «что?», чаще они заменяют имя существительное. В предложении могут являться как подлежащими, так и дополнениями.

Примеры употребления личного разряда вместо существительных:

  • Он вошёл в комнату.
  • Я не желала делать домашнюю работу.
  • Они захватили здание правительства в короткий срок.
  • Вы достойны уважения.

Понять, какой именно предмет заменяет местоимение, можно только прочитав весь текст, выявив смысловые отношения между зависимыми словами в предложении. Подобная речевая структура часто сочетается с предлогом: благодаря ему, с ней, к нему.

Морфологический разбор показывает, что эта часть речи изменяется по числам, родам, лицам и падежам. Рассматриваемая группа может иметь: первое, второе и третье лицо. Местоимения в 1 и 3 лице всегда указывают на какой-либо определённый предмет или конкретное лицо, о котором шла речь ранее. Слово, имеющее 2 л., может означать неопределённый предмет или человека.

Местоимения могут стоять как в единственном, так и во множественном числе.

  1. Ед.ч. — я, ты, он, она, оно
  2. Мн. ч. — они, вы, мы.

Слова в 3 л. и ед. ч. могут иметь разный род. Наибольшую сложность представляет изменение этой части речи по падежам.

Правила склонения

Склонение этой части речи имеет важную характерную особенность. Дело в том, что личные местоимения в косвенных падежах меняют не только окончание, но и основу, то есть слова полностью преобразуются. Формы первого, второго и третьего лица склоняются по разным правилам.

Падежные формы первого лица

Падеж для изучаемой части речи является непостоянным грамматическим признаком. Формы личных местоимений, изменяясь по падежам, преобразуются уникальным для русского языка образом. При склонении слово полностью меняет собственный вид. Такое явление получило название супплетивизм. Чаще оно наблюдается при спряжении глаголов.

В таблице падежей местоимений можно видеть применение правил супплетивизма в русском языке.

падеж ед.ч мн.ч
И.п. я мы
Р.п. трогать меня, у меня ругать нас, у нас
Д.п. предоставить мне, ко мне отдать нам, к нам
В.п. вспомнить меня, про меня удивить нас, про нас
Т.п. предупрежден мной, со мной впечатлен нами, с нами
П.п. беспокоиться обо мне думать о нас

Рассмотрев таблицу можно увидеть, что в творительном падеже единственного числа местоимение может иметь удлинённую форму: мной, мною. А формы в родительном и винительном падеже абсолютно идентичны.

Слова, сочетающиеся с местоимениями в предложении, также меняют вид. Например, предлоги к, перед, с, преобразуются в формы: ко, передо, со.

Изменение других грамматических категорий

Ко второму лицу местоимений относятся слова: ты, вы. Однако в контексте некоторых предложений слово «вы» используется в отношении одного человека.

  • Анна Сергеевна, Вам к лицу красный цвет.
  • У Вас прекрасный вкус, дорогой друг.
  • Андрей, я много слышал про Вас.
  • Вам следовало указать время прибытия второй машины.

Такой формой принято выражать уважительное отношение к какому-либо лицу. «Вы» в таком случае следует относить к единственному числу. Таблица склонения личных местоимений в русском языке, характерная для формы 2 лица, представлена ниже.

падеж ед. ч мн.ч
Именительный п. ты вы
Родительный п. тебя, у тебя вас, у вас
Дательный п. тебе, к тебе вам, к вам
Винительный п. тебя, про тебя вас, про вас
Творительный п. тобой, за тобой вами, за вами
Предложный п. о тебе о вас

Можно видеть, что при склонении 2 лица по падежам происходит чередование гласных в корне: тебя и тобой.

К формам 3 лица относятся слова: он, она, оно, они. Эта категория слов в единственном числе может преобразовываться по родам.

падеж женский род ед. ч мужской род ед. ч средний род ед. ч множественное число
И.п. она он оно они
Р.п. взять её, у неё ругать его, у него забрать его, у него их, у них
Д.п. предложить ей, к ней подарить ему, к нему отдать ему, к нему им, к ним
В.п. заметить её, про неё восхитить его, про него удивить его, про него их, про них
Т.п. предложен ей, с ней удивлён им, с ним сделан им, с ним ими, с ними
П.п. вспоминать о ней думать о нём печалиться о нём о них

У предлога, сочетающегося с предлогом, при изменении падежа меняется форма. В начале предлога пишется буква «н»:

  1. её-у неё;
  2. ему— к нему;
  3. ей- с ней;
  4. им — перед ни;
  5. ими — перед ними.

Падежные формы 3 лица их, её, его — не подлежат никакому другому изменению. То есть употребление слов вида «ихний» недопустимо.

Чтобы правильно использовать эту категорию слов в устной и письменной речи, нужно знать, как определить падеж местоимения. Окончание слова в этом случае не всегда указывает на конкретный падеж. Поэтому к изучаемой части речи просто стоит задать подходящий вопрос.

Прочие особенности

Принадлежность местоимения к определённому разряду определяет правила склонения. Однако некоторые слова, относящиеся к этой части речи, имеют постоянный вид. Например, местоимения нечто и некто вообще не преобразуются. «Таков» и «каков» грамматически близки к наречиям, поэтому не склоняются по падежам, но могут изменяться по родам и числам:

  • Какова цена этой посуды?
  • Такова цена его слов.
  • Таковы выводы комиссии.
  • Таково её решение.

Лингвисты на протяжении многих лет спорят о том, стоит ли относить местоимение к цельной части речи. Это можно связать с тем, что слова, относящиеся к этой категории, могут иметь разные грамматические и семантические признаки.

Это значит, что какие-то местоимения преобразуются по родам, числам и падежам, а другие нет. Правила склонения разных разрядов неодинаковы и не сходны с существительными, прилагательными или глаголами. Однако какие бы споры ни происходили между лингвистами, для успешной сдачи тестирования по русскому языку необходимо учиться правильно писать и употреблять в речи разные формы местоимений.

источники:

http://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/mestoimenie/sklonenie-mestoimeniy.html

http://nauka.club/russkiy-yazyk/padezhny%D0%BA-form%D1%83-lichnykh-mestoimeniy.html

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Вид урока: урок-диалог.

Цели:

Образовательная: ознакомление с изменением местоимений по падежам, выработка умения употреблять нужную форму местоимений, умения понимать учебную задачу через выполнение самостоятельных задач;

Развивающая: обучение анализировать, сравнивать, доказывать и опровергать; развитие качества личности (активность, коммуникабельность) и навыки культуры труда (организация, планирование), формирование навыков самоконтроля и самооценки деятельности;

Воспитательная: привитие интереса к предмету.

Предметные результаты обучения: умение склонять личные местоимения и правильно употреблять их в речи; умение работать в группе.

Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: выбирают действия в соответствии с поставленной задачей, предвосхищают результат, осуществляют пошаговый контроль по результату, совместно с учителем и другими учениками дают эмоциональную оценку деятельности класса.  

Коммуникативные: слушают и понимают речь других, вступают в речевое общение, строят монологическое высказывание,  оказывают в сотрудничестве взаимопомощь, умеют вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия, управляют поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.  

Познавательные:  устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; доказывают.

Личностные УУД:  положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания,  умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как  индивидуальности и одновременно как члена общества, способность к самооценке своих действий, поступков.

Оборудование:  тетради, тетради по чистописанию, таблица «Личные местоимения», запись на доске, карточки для самостоятельной работы, фишки красного, жёлтого и зелёного цветов.

Метод работы: решение учебных задач в учебном диалоге.

Формы работы: общеклассная дискуссия, индивидуальная работа внутри группы, групповая работа, самостоятельная работа.

Приёмы работы: средства речевого взаимодействия учителя с обучающимися (побуждение, обращение, похвала)

Технологии: ЗОТ (здоровьесберегающие образовательные технологии), игровые технологии, технология деятельностного подхода.

МПС: литературное чтение, ОЗОМ, физическая культура, связь с жизнью.

Ход урока

I.Организационный момент.  
— Ребята, начинаем урок русского языка. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку?  

Двадцать пятое февраля.

Классная работа.


II. Проверка домашнего задания  

Колокольчик голубой

Поклонился нам с тобой.

Колокольчики-цветы

Очень вежливы…

А ты?

— К кому обращается автор с вопросом? Как бы вы ответили на этот вопрос?

III.  Актуализация опорных знаний. Минутка чистописания
  я мы ты вы
(Работа в тетради)

— Что это за слова? 


— Ваши гипотезы (предположения) о происхождении слова местоимение.

            вМЕСТО ИМЕНИ е

— Вместо какого имени? 

(Имени существительного)


Следовательно, у местоимения и существительного будет много общего. 


-Что вы знаете о местоимениях?




Составление кластера на доске



— Объясните, как найти в предложениях местоимения. 

Найдите местоимения в этом предложении.

С помощью какого местоимения человек  указывает

 на себя? Несколько человек указывают на 

себя?  

С помощью какого местоимения мы указываем на 

того (тех), к кому обращаемся?  



Местоимение ВЫ может указывать как на нескольких собеседников, так и только на одного. Мы говорим ВЫ незнакомцу или тому, кто старше нас.

С помощью каких местоимений мы указываем на 

того или тех о ком говорят? 

Разделите эти местоимения на группы 



Что общего у местоимений 1 столбика? 2 столбика?

         Как называются такие местоимения?


(Имени существительного)

— Можем ли мы предположить, что личные местоимения будут обладать некоторыми свойствами имени существительного? 





IV. Самоопределение к деятельности

— Как вы думаете, являются ли местоимениями выделенные слова в домашнем упражнении?

Колокольчик голубой

Поклонился нам с тобой.

Колокольчики-цветы

Очень вежливы…

А ты?


Объясните свой ответ.


Они изменились: 

МЫ — НАМ               ТЫ  —  (С) ТОБОЙ

— Подчеркните местоимения.

— Давайте сформулируем тему и задачи нашего сегодняшнего урока.

Изменение личных местоимений по падежам.

 Проверка

Игра на внимание “Хитрые вопросы”.

— Небольшая игра “Хитрые вопросы”:

  1. Мама увидела на столе посуду и спросила: “Эти тарелки и чашки чистые?” Дочь ответила тремя местоимениями. Какими? (вы – мы – ты)
  2. Между какими двумя местоимениями нужно поставить предлог “К”, чтобы получились самые крупные овощи? (ты – к – вы)

— Какова роль местоимений в речи?  Как сильно они изменяются?



— 
Давайте сформулируем тему и задачи нашего сегодняшнего урока.

 Местоимения делают нашу речь разнообразной, 

яркой, помогают избежать повторов. 


Словарный диктант

Работа в парах. Редактирование текста «Лиса»

— А теперь отгадайте загадку.

Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост ее краса,
А зовут ее… (Лиса).

Редактирование текста «Лиса»


Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на деле лисе это редко удается. Чаще всего лиса охотится за мышами. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут.

— Прочитайте текст.

— Что вы заметили, какая ошибка допущена? (допущена речевая ошибка, слово лиса часто повторяется).

— Чтобы исправить ошибку, текст нужно отредактировать: заменить имена существительные, которые повторяются слишком часто, местоимениями. Вы – редакторы.

Проверяем!

Про лису дурная слава ходит, будто она кур таскает. Но на деле ей это редко удается. Чаще всего она охотится за мышами. У неё чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут.

Кла́стер (англ. cluster — скопление, кисть, рой) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.
 оо

Version:1.0
StartHTML:0000000167
EndHTML:0000013711
StartFragment:0000000504
EndFragment:0000013695

— Что вы
знаете о местоимении? Составьте кластер
(работа в группах)

Правила
работы в группах
Слайд
3.

Проверка.
Слайд 4.

— Вы уже
поняли, какую частью речи мы будем
изучать на уроке?

III.
Постановка учебной задачи.

Слайд
5.
— Прочитайте предложения.
Какие ошибки в них допущены?

Приплыла
к он рыбка, спросила: «Чего ты надобно,
старче?»

Перед
она усердные слуги, она бьет они за
чупрун таскает.

Как
смеешь ты, мужик, спорить со я, со я,
дворянкой столбовою.

-Как надо
исправить? Запишите эти предложения.

-Что мы
сделали?

— Как
изменяются местоимения?

— Что
значит «местоимения изменяются по
падежам?»

— Что
значит просклонять местоимения?

-Итак,
какова тема сегодняшнего урока?

Слайд
6.
-Тема сегодняшнего
урока: «Склонение личных местоимений»

-Какую
задачу мы поставим перед собой сегодня?

— находить
местоимения;

-определять
их лицо и число;

-правильно
определять падеж местоимений и правильно
употреблять местоимения в речи.

IV.
«Открытие» учащимися новых
знаний

1.
Работа в парах

Слайд
7.
Рассмотрите таблицу.
Прочитайте (вполголоса) каждый столбик.
Вставьте пропущенные местоимения.

Понаблюдайте
и сделайте вывод, как изменяется форма
местоимение при склонении.

Склонение личных
местоимений
ПАДЕЖ

1-е лицо

2-е лицо

3-е лицо

Ед.ч.

Мн.ч.

Ед.ч. Мн.ч.

Ед.ч.

Мн.ч.

И. Кто? Я МЫ ТЫ ВЫ ОН(ОНО) ОНА ОНИ
Р. Кого? Меня Нас Тебя Вас Ее Их
Д. Кому? Мне Тебе Вам Ему Ей Им
В. Кого? Меня Нас Вас Его Ее Их
Т. Кем? Нами Тобой Вами Им Ею Ими
П. О ком? Обо мне О нас О тебе О нем О ней О них

Слайд
8.
Сделайте вывод.

Личные
местоимения изменяются по
____________________. При склонении личных
местоимений изменяется ________________________.

2.
Правило с.29

Прочитайте
правило. Что еще можете добавить к
полученным вами выводам?

3.
Составление алгоритма определения
падежа личных местоимений.

Слайд
9.
— Как определить падеж
личного местоимения?

— Падеж
какой части речи определяете по такому
же алгоритму?

ФИЗМИНУТКА

Слайд
12

Я –
гладим себя по голове

Ты –
показываем соседу ВО! (большой палец
кверху)

Мы –
руки в стороны

V.
Первичное закрепление.

Слайд
14.
Вернемся к записанным
предложениям.

Укажите
падеж местоимений.

Проверка.

VI.
Самостоятельная работа с самопроверкой
по эталону
Слайд
15.

Прочитайте
текст. Спишите его. Подчеркните
местоимения. Укажите падеж.

Обезьяна
села на первой перекладине мачты, сняла
шляпу и стала зубами и лапами рвать её.
Она как будто дразнила мальчика,
показывала на него и делала ему рожи.
Мальчик пригрозил ей и крикнул на неё.
Но она ещё злее рвала шляпу.

VII.
Рефлексия.

Слайд
16.
— Дополните кластер,
который составили в начале урока.

Слайд
17.
Вернемся к высказыванию,
которое читали в начале урока. Найдите
в нем изучаемую сегодня на уроке часть
речи. Укажите ее формы.

Слайд
18.
Оцените свою работу
на уроке по плану:

  • Сегодня
    на уроке я научился …

  • У
    меня хорошо получилось …

  • .
    задание вызвало затруднение, потому
    что …

  • Мне
    нужно ещё …

Мной     Нам     О вас   Его   

ПЕчать
кластер
Местоимение  | Часть речи  | указывает на предмет, но не называет его  |  Личные  местоимения | указывают на того, кто говорит  | указывают на того, к кому (к чему) обращаются с речью   указывают на того, о ком  (о чём) говорят ] 
_______________________________ 
               Работа в парах  


            ________________
Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на деле лисе это редко удается. Чаще всего лиса охотится за мышами. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут. ]

___________________________________________

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки при составлении плана производства
  • Ошибки при составлении отчета об изменениях капитала
  • Ошибки при составлении меню
  • Ошибки при составлении конспекта
  • Ошибки при составлении кассационной жалобы