Ошибки при склонении имен числительных

Ошибки в употреблении имени числительного


Ошибки в употреблении имени числительного

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 1007.

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 1007.

В русском языке правильное написание числительных весьма затруднено. Больше всего ошибок возникает при склонении этой части речи. В статье приведены наиболее распространенные ошибки в использовании числительных, а также представлены правильные варианты с примерами.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 30 лет.

Имя числительное относится к тем частям речи, при употреблении которых можно допустить массу ошибок. Как показывает практика, это ошибки, связанные с падежными формами различных числительных, а также орфографические недочёты. Чтобы речь стала более грамотной, полезно использовать в ней имена числительные как можно чаще.

Самые распространённые ошибки в употреблении форм числительных

Неправильное употребление имени числительного, как правило, связано с незнанием основных особенностей этой части речи.

Чаще всего в речи люди ошибаются в таких случаях:

  • В составных количественных числительных при склонении ставят в форму нужного падежа только последнее слово. Например: В сто двадцать семи домах было отключено электричество. Правильный вариант: В ста двадцати семи домах было отключено электричество.
  • Неправильно согласовывают собирательные числительные с зависимыми от них существительными: Районным отделом образования в течение года было организовано шесть методических объединений, трое из которых были выездными. Согласно правилам русского языка, собирательное числительное трое не может сочетаться с существительным среднего рода. Здесь правильнее использовать количественное числительное: три из которых были выездными.
  • Нарушают сочетаемость числительных обе и оба, особенно в формах косвенных падежей: Обоим командам жюри присудило по одному очку. Правильно будет сказать: обеим командам.
  • Неправильно склоняют сложные числительные на -ста, -сто, -сот: Двухстам человекам не хватило противогазов. Правильно говорить: двумстам, трёмстам, четырёмстам и т. д.
  • Неправильно образуют формы некоторых косвенных падежей числительного девяносто: С девяностами баллами команда прошла в финал. Правильно говорить: с девяноста баллами.
  • Забывают вставить мягкий знак в конце первой основы сложных слов. Вот некоторые примеры: шестсот, девятсот.
  • Пишут мягкий знак там, где его не должно быть. Например: семьнадцать, девятьнадцать.
  • Допускают ошибки в образовании падежных форм дробных числительных полтора и полторы, полтораста: Полторастам солдатам не довелось вернуться домой. Правильно нужно писать: полутораста солдатам.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Людмила Щербовских

    8/8

  • Любовь Резник

    8/8

  • Богдан Полтавченко

    8/8

  • Ирина Терещенко

    8/8

  • Егор Волченков

    8/8

  • Лариса Рымарева

    5/8

  • Сергей Гоенко

    8/8

  • Николай Болотин

    8/8

  • Зейнеп Булатова

    7/8

  • Венера Ибадлаева

    7/8

Оценка статьи

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 1007.


А какая ваша оценка?

Типичные ошибки.

1.Ошибка при склонении числительных.

Запомните, что у количественных числительных (отвечают на вопрос СКОЛЬКО?) изменяются обе части слова и каждое слово в сложном числительном, а в порядковом— только последнее слово.

Примеры.

  • Он заканчивал школу в двух тысяч девятнадцатом году. (Две тысячи девятнадцатый — какой? Это порядковое числительное, изменяется только последнее слово).

Верно.

Он заканчивал школу в две тысячи девятнадцатом году.

  • С семистами работниками завода был продлён трудовой договор. (Неверная форма творительного падежа числительного «семьсот»).

Верно.

С семьюстами работниками завода был продлён трудовой договор.

2.Числительные ОБА, ОБЕ имеют род.

Пример.

По обоим сторонам дороги росли сосны. (Слово «сторона»- женского рода).

Верно.

По обеим сторонам дороги росли сосны.

3.Собирательные числительные (двое, трое, четверо и т.д.) НЕ употребляются с существительными женского рода, со словами, обозначающими взрослых животных (только детёнышей). Они также употребляются со словами, имеющими только множественное число.

Примеры.

  • Трое подростков, среди которых были двое девушек, о чём-то шумно спорили. (ТРОЕ подростков – это верно, так ка сущ. мужского рода; а вот ДВОЕ девушек- нет.)

Верно.

Трое подростков, среди которых были ТРИ девушки, о чём-то шумно спорили.

  • Двое огромных волков перебежали дорогу. (ДВОЕ волков – неверно , так как сущ. обозначает взрослых животных).

Верно.

Два огромных волка перебежали дорогу.

  • К школе родители купили двое пар брюк и пару рубашек, из которых я вырос буквально за два месяца. (Слово «пара»- женского рода, а с сущ. женского рода собирательное числительное не употребляется)

Верно.

К школе родители купили две пары брюк и пару рубашек, из которых я вырос буквально за два месяца.

4.Неверное сочетание числительных ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, а также составных, заканчивающихся на них, с существительными.

Запомните, данные числительные НЕ сочетаются с сущ. имеющими только множественное число.

Пример.

Для выполнения работы нам дали двадцать двое суток.

Верно.

Для выполнения работы нам дали двадцать два дня.

5.Ошибка в склонении числительных, оканчивающихся на -СТА,-СТО,-СОТ.

Запомните: двумстам, четырёмстам, нет двухсот, четырёхсот, любуюсь двумястами, четырьмястами. Восьмисот, восьмьюстами.

Пример.

Команда вышла в финал турнира с семистами баллами.

Верно.

Команда вышла в финал турнира с семьюстами баллами.

6.Ошибка при склонении числительных СОРОК, ДЕВЯНОСТО, СТО, ПОЛТОРА, ПОЛТОРАСТА.

Запомните, что в косвенных падежах (кроме винительного) они имеют всего одну форму: СОРОКА, ДЕВЯНОСТА, СТА, ПОЛУТОРА, ПОЛУТОРАСТА.

Пример.

Он прочитал не более полтораста страниц.

Верно.

Он прочитал не более полутораста страниц.

 ПРИМЕРЫ.

Пример № 1. Комментарий.
В этом году город отметил свое шестьсотлетие. В этом году город отметил свое шестьсотлетие.

Верно.

В этом году город отметил свое шестисотлетие. (Склоняются оба корня числительного «шестьсот»).

Пример № 2. Комментарий.
Среди депутатов было пятеро женщин. Среди депутатов было пятеро женщин.

Верно.

Среди депутатов было пять женщин. (Собирательные числительные НЕ употребляются с сущ. женского рода).

Пример № 3. Комментарий.
Мы опоздали всего на полторы сутки. Мы опоздали всего на полторы сутки.

Числительное «полторы» в косвенном падеже имеет форму «полутора».

Верно.

Мы опоздали всего на полутора суток.

Таковы типичные ошибки в предложениях с числительными. Запомните их, научитесь находить такие предложения.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Вернутьсяк списку тестов по русскому языку ЕГЭ

Грамматические ошибки в числительных в русском языке

— При склонении составных количественных числительных должны изменяться все слова, входящие в их состав:

В окружности озеро составило около четырёхсот шестидесяти пяти (НЕ четыреста шестьдесят пяти!) метров;

при склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово:

Это событие состоялось в начале тысяча восемьсот четвёртого (НЕ тысячи восьмисот четвёртого!) года.

— Собирательные числительные (двое, трое) и проч. не должны употребляться с существительными, обозначающими животных и лиц женского пола. Примеры ошибок:

двое шахматисток вместо две шахматистки, трое зайцев вместо три зайца.

— Недопустимо употребление формы оба с существительными женского рода (собирательное числительное оба имеет две формы: для мужского и среднего рода – оба, для женского – обе):

в обеих (НЕ в обоих!) квартирах, обеими (НЕ обоими!) подругами.

продолжить с «Грамматическими ошибками»

вернуться к выбору в разделе «Грамматика»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Посевнинская средняя общеобразовательная школа»

Проект

Трудности употребления

числительных в речи

Выполнила: ученица 9 «Б» класса

МКОУ «Посевнинскя СОШ» Немкова Алина

Научный руководитель:

Учитель русского языка и литературы

Пахомова Н.А

р.п. Посевная 2019 год

Содержание:

  1. Введение…………………………………………………………………………………………3

  2. Изучение проблемы употребления числительных……………………….5

  3. Примеры речевых ошибок в СМИ..……………………………………………….6

  4. Ошибки, допущенные в передачах на радио..……………………………..7

  5. Правила склонения имен числительных……………………………………….8

  6. Типичные ошибки в употреблении имён числительных и пути решения проблемы…………….………………………………………………………….14

  7. Навыки правильного склонения имён числительных…………….…..16

  8. Анкетирование………………………………………………………………………………12

  9. Пути решения проблемы……………………………………………………………..18

  10. Заключение……………………………………………………………………………………19

  11. Литература…………………………………………………………………………………….20

Введение.

Миром правят цифры! Именно так в 6 веке до н.э. говорил древнегреческий ученый Пифагор Самосский. Нас действительно всюду окружают цифры: возраст человека, рост, вес, номер дома, в котором он живет, его номер телефона, суммы наличных и виртуальных денег… Вокруг каждого человека – цифры, цифры…

Несмотря на то, что имена числительные играют важную роль в нашей жизни, мы допускаем много ошибок при употреблении их в устной и в письменной речи. Ошибки делают и ученики, и взрослые, и даже чиновники и дикторы радио и телевидения.

Допускаю ошибки в употреблении этой части речи и я. Но я хочу внимательно и глубоко изучить данный раздел морфологии и разобраться со всеми «подводными камнями» темы.

Актуальность проблемы исследования заключается в том, что в обществе часто не соблюдаются нормы русского литературного языка, в том числе в использовании числительных.

Цель: выявить типичные ошибки в употреблении числительных и разработать рекомендации по их устранению.

Задачи:

1. Выявить особенности имени числительного как часть речи.

2. Рассмотреть грамматические нормы склонения имен числительных.

3. Проанализировать причины ошибок в употреблении имен числительных.

4. Создать буклет.

Объект исследования: трудные случаи склонения имен числительных.

Предмет исследования: ошибки в употреблении числительных в речи окружающих.

Методы исследования:

  1. Изучение теоретического материала по данной теме.

  2. Тестирование

  3. Анализ речевых ошибок

  4. Анализ результатов анкетирования

  5. Обобщение и выводы по теме исследования

Изучение проблемы употребления числительных.

Приступая к изучению проблемы речевых ошибок, в частности, склонения имен числительных, я попыталась выяснить, как к данному вопросу относятся ученые-лингвисты.

В лекции Члена-корреспондента РАН Владимира Плунгяна «Портится ли русский язык?» прочитала: «На первый взгляд кажется, что предмета для разговора нет — ясно же, что русский язык портится, и это непоправимая катастрофа. Между тем разговоры о порче языка сопровождают человечество на протяжении всей истории. Это касается не только русского языка: и китайцы, и японцы, и древние египтяне, и особенно французы всегда любили порассуждать о том, что язык становится не тот, что раньше.»

Далее Владимир Плунгяна отметил, что ученые-лингвисты совершенно спокойно относятся к проблеме неправильного склонения имен числительных и лишь посмеиваются.

В свою очередь, Максим Анисимович Кронгауз, советский и российский лингвист, доктор филологических наук, говорит, что числительные плохо склоняются уже минимум лет 50, а то и все 100. Это процесс давний. Причем, как отмечает лингвист, путаются в склонении длинных числительных даже вполне образованные люди.

Мнение, конечно, интересное, но это не повод не обращать внимание на существующую проблему, не повод делать ошибки в речи, особенно образованным людям – политикам, чиновникам, учителям, врачам. А уж редакторам журналов и газет, дикторам радио и телевидения это вообще непозволительно как представителям правильной, образцовой речи. Однако такие ошибки порой встречаются в наших СМИ.

Примеры речевых ошибок в СМИ.

Самое большое количество речевых погрешностей встречается при употреблении различных форм имени числительного. В приведенных далее примерах ошибки объясняются именно незнанием особенностей склонения слов этой части речи.

Вот несколько примеров из электронных СМИ:

«Вчера еще здесь… было около четыреста камер» (правильно: «около четырехсот»). «Операции будут проводиться с пятидесятью процентами акций холдинга» (правильно: «с пятьюдесятью процентами»). «Более восемьсот тысяч пенсионеров могут жить теперь достойно» (правильно: «более восьмисот тысяч пенсионеров»).

Несклонение или неполное склонение сложных и составных числительных является нарушением литературной нормы. Редко склоняют журналисты числительное «полтора». Например, «В течение полтора суток город опустел» (правильно: «полутора суток»).

Нередки ошибки и в выборе падежной формы составного числительного, оканчивающегося на «два», «три», «четыре» в сочетании с одушевленным существительным. В таких конструкциях независимо от категории одушевленности винительный падеж сохраняет форму именительного, например: «Всего за этот месяц в госпиталь доставили тридцать два раненых» (а не «тридцать двух раненых»).

Не соответствует литературной норме и такое предложение: «Строительство комплекса должно быть завершено к двум тысячам третьему году» (правильно: «… к две тысячи третьему году»), так как в составном порядковом числительном склоняется только последнее слово).

Ошибки, допущенные в передачах на радио.

Известный адвокат, выступая по радио, сказал, что за нарушение порядка взимается «штраф в размере пятиста долларов». На что некий защитник русского языка совершенно справедливо заметил: «Не пятиста долларов, а пятисот». В ответ же этому защитнику некоторые граждане ехидно возразили, что адвокат, мол, – не филолог и ему таких тонкостей языка знать не обязательно. Конечно, не обязательно. Но хотелось бы, чтобы и адвокат выражался правильно.

С долларами вообще происходят всякие недоразумения. Так, один из дикторов, рассказывая о цене Бог весть какого предмета, заявил, что этот предмет стоит «от доллара до полтора». Следовало бы сказать «до полутора». Цена предмета от этого не изменилась бы, зато диктор мог бы гордиться тем, что он постиг тонкости русского языка.

Правила склонения имен числительных.

Склонение числительных не имеет единого образца. В «Русской грамматике» 1990 г. оно представлено двумя типами: субстантивным и адъективным. К первому отнесены:

  1. склонение числительных от одного до десяти и числительных на — дцатъ (одиннадцать, двенадцать и т.д.), — десят (пятьдесят, шестьдесят и т.д.);

На уроке не было одного ученика.

  1. склонение числительных двести, триста, и всех числительных на — сот;

Двести машин стоят в пробке.

  1. склонение числительных сорок, девяносто, сто и числительных полтора (полторы) и полтораста.

Не хватало ста рублей.

Ко второму типу отнесено склонение числительных по образцу прилагательных с двумя разновидностями:

  1. склонение собирательных числительных двое, трое, четверо;

Четверым ребятам достались шоколадные конфеты.

  1. склонение собирательных (включая слова оба, обе) и неопределенно-количественных числительных.

Обоим парням нужно было решить три задачи.

Субстантивный тип.

Числительное один

Цифра «1» склоняется в зависимости от рода и числа. Окончание в винительном падеже зависит ещё от одушевлённости/неодушевлённости предмета.

Числительные типа 50—80, 200—400, 500—900

Сложные по структуре слова склоняются так:

Склонение составных числительных.

В составной форме числительного склоняется каждое слово отдельно

Склонение дробных числительных.

Если в числителе стоит цифра 1, то для его обозначения употребляется форма ж.р. одна; в знаменателе стоит порядковое числительное в И.п. ж.р.: 1/2 — одна вторая, 1/8 — одна восьмая.

падеж

1 2/7

2 5/9

И.п

одна целая и две седьмых

Две целых и пять девятых

Р.п

одной целой и двумя седьмыми

Двумя целыми и пятью девятыми

Д.п

одной целой и двумя седьмыми

Двум целым и пяти девятым

В.п

одну целую и две седьмых

Две целых и пять девятых

Т.п

одной целой и двумя седьмыми

Двумя целыми и пятью девятыми

П.п

(об) одной целой и двух седьмых

(о) двух целых и пяти девятых

Адъективный тип.

Собирательные числительные двое, трое, четверо

Склонение данного вида происходит по аналогии с прилагательными во множественном числе. Окончание винительного падежа зависит от одушевлённости/неодушевлённости предмета

Собирательные числительные оба, обе .

Числительное оба сочетается с существительными мужского рода, а обе – с существительными женского рода.

Анкетирование.

Для того чтобы узнать, как школьники относятся к проблеме неправильного склонения имен числительных, я решила создать анкету, в которую вошли три вопроса:

1. Хотите ли вы научиться грамотно употреблять имена числительные?

— да

— скорее да, чем нет

— скорее нет, чем да

— нет

2. Согласны ли вы с тем, что в современном мире существует проблема склонения имен числительных?

— да

— скорее да, чем нет

— скорее нет, чем да

— нет

3. Волнует ли вас проблема неправильного склонения числительных?

— да

— скорее да, чем нет

— скорее нет, чем да

— нет

Я задавала эти вопросы ученикам 9-10 классов. По окончании анкетирования я получила следующие результаты:

-На первый вопрос «Хотите ли вы научиться грамотно употреблять имена числительные?» 100% опрошенных (20 человек) ответили «да»

-На второй вопрос «Согласны ли вы с тем, что в современном мире существует проблема склонения имен числительных?» 90% опрошенных (18 человек) выбрали ответ «да», остальные 10% ответили «скорее нет, чем да»

-На третий вопрос «Волнует ли вас проблема неправильного склонения числительных?» 100% опрошенных (20 человек) ответили «да»

Вывод:

В основном все опрошенные мною учащиеся считают, что в речи окружающих людей существует проблема склонения имен числительных, соглашаются, что проблема эта требует своего решения.

Роль педагогов в привитии навыков правильного склонения имён числительных.

Педагоги на протяжении всех лет обучения в школе оказывают решающее влияние на речевую культуру детей.

В повседневной речи ученики стараются не склонять имена числительные. Для этого они используют разные «хитрости», которые помогают обходить трудности. Одной из таких «хитростей» является прибавление к числительному слова «число» («число сто шесть меньше числа двести тринадцать»).

Учителя математики отмечают, чтобы не склонять числительные при чтении записи математического выражения, дети употребляют слова «прибавляем», «получаем» («к двадцати пяти прибавляем тридцать шесть и получаем шестьдесят один»- вместо «сумма чисел двадцати пяти и тридцати шести равна шестидесяти одному»).

Употребление таких уловок не дают опыта верного склонения числительных.

Учителя русского языка отмечают, что тема «Имя числительное» изучается только в 6 классе и на её изучение отводится очень мало часов, а это совершенно недостаточно, чтобы досконально изучить весь материал.

Неоценимую помощь учителю русского языка в школе могут оказать учителя других предметов: физики, химии, географии, истории. Но, в первую очередь, помощниками в привитии навыков правильного склонения числительных являются учителя математики. Ведь они каждый урок встречаются со склонением числительных.

Отсюда я делаю вывод, что:

1.Проблема склонения имен числительных возникла давно и волнует не только ученых, но и школьников, педагогов, представителей СМИ.

2.По итогам анкетирования видно, что учеников моей школы волнует проблема неправильного склонения имен числительных, а также школьники хотят научиться правильно употреблять числительные в повседневной речи, однако все они нуждаются в помощи и в определенных знаниях и навыках.

Пути решения проблемы в употреблении имён числительных.

Для выявления проблем при склонении числительных в речи учеников МКОУ «Посевнинская СОШ» я предложила им ряд заданий. В тестировании приняло участие 25 человек. Ребятам я предложила 9 заданий.

1. Замените цифры именем числительным:

А) альбом с 768 __________________иллюстрациями

Б) продано около 400_____________ мешков

В) на 642 ___________________растениях

2. Замените цифры именами числительными:

А) груз весом в 2600______________ тонн.

Б) в 1982___________________ году

3. Замените цифры именами числительными:

А) в 2008______________ году

Б) к 2018________________ году

4. Раскройте скобки, в правильной форме употребляя числительные, результат запишите:

А) в течение (полтора)____________ суток

Б) около (полтораста) _______________тысяч рублей

5. Допишите окончания:

А) Я беседовал с полутора десятк____ учеников

Б) В демонстрации участвовало свыше полутора миллион___ человек

6. Укажите допустимое(-ые) в речи сочетание(-ия) слов:

трое волков

трое медвежат

трое портних

трое друзей

7. Найдите предложение(-я) с ошибкой(-ами) и, исправляя ошибку(и), выпиши его(их).

А) У нее пять сестер, но, к сожалению, все они живут не в Москве.

Б) Такое положение характерно для обоих стран.

В) Коля, Петя и Вася в первый раз переступили порог школы. У всех трех – одинаковые новенькие ранцы.

Г) Маша и Катя пришли нарядные, все две с красивыми бантиками.

8. Замените число именем числительным:

Учитель опросил 22 ____________ ученик___

Данное тестирование я проводила в своем классе (9 класс) Опрошенных было 20 человек.

Результаты показаны в круговой диаграмме:

Тестирование показало, что склонение имен числительных в речи вызывает у ребят немало трудностей.

Пути решения проблемы правильного употребления числительных.

Ян Амос Коменский ещё в 17-ом веке сформулировал «Золотое правило дидактики», суть которого можно выразить в трёх словах: «Всё зримое – глазу!». Опираясь на это правило можно попытаться помочь учащимся научиться правильно склонять имена числительные.

Именно поэтому, я предлагаю ученикам школы буклет «Склонение имён числительных», в котором в виде таблиц даны основные правила склонения имён числительных. Надеюсь, это поможет ребятам правильно использовать числительные в устной и письменной речи.

Заключение.

Результаты проведённой работы по данной теме показали следующее:

1) проблема употребления числительных в устной речи возникла давно и волнует не только учёных-лингвистов, но учеников и педагогов моей школы;

2) все опрошенные в ходе анкетирования хотят правильно склонять имена числительные;

3) большинство учеников испытывают трудности при склонении имён числительных;

4) применение наглядных пособий и таблиц поможет решить проблему правильного склонения числительных.

Наблюдения позволяют сделать вывод о том, что соблюдение грамматических и речевых норм в употреблении имён числительных поможет сохранению «живого великорусского языка».

Правильное склонение имён числительных – проблема многих школьников. Способы решения проблемы существуют, нужно прилагать усилия, чтобы не допускать ошибок. Уверена, что если каждый из нас задумается над этой проблемой, то успех будет обеспечен.

Литература:

  1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. М.: Просвещение, 1994.

  2. Волина В.В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995.

  3. Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. 1, 2 части. М. Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; — 5-е изд — М. : Просвещение, 2015-2019г.

Ошибки в употреблении

Неверное употребление составных числительных, в конце которых есть два, три, четыре.

Такие числа в И.п. или В.п. могут использоваться только с существительными в ед.ч.

Неправильно: мы провели двадцать два мероприятий.

Правильно: мы провели двадцать два мероприятия.

Неправильное согласование “обе” и “оба”.

Они могут изменяться по родам: оба стакана (м.р.), обе кружки (ж.р.), оба облака (ср.р.).

Они склоняются:

Р.п. – обОих портретов, обЕих чашек;

Д.п. – обОим младенцам, обЕим женщинам;

Они не способны изменяться по числам!

Ошибки в употреблении числительных

Ошибки: по обеим маршрутам, на обеих станциях.

Правильно: по обоим маршрутам, на обеих станциях.

Неуместное употребление собирательных числительных.

Эта часть речи может сочетаться с:

  • Именами существительными мужского рода или общего рода, если они называют предметы мужского рода.

Неверно: двое женщин пошли в магазин.

Верно: двое мальчиков пошли в магазин.

  • Личными местоимениями.

Неверно: они были шестеро.

Верно: их было шестеро.

  • Названиями только детенышей животных.

Неверно: в доме было семеро котов.

Верно: в доме было семеро котят.

  • Существительными люди, дети, ребята, лица.

Пример: в саду гуляли шестеро ребят.

  • Причастиями и прилагательными, которые могут выступать в роли существительных.

Пример: двое вышедших, трое больных.

  • Существительными, стоящими только во множественном числе или называющими парные предметы.

Например: трое брюк, семеро суток.

Ошибки в употреблении числительных

С остальными словами сочетать эти числительные нельзя!

Ошибки в произношении слов полтора и полтораста

Чтобы не допускать ошибок в образовании формы этих числительных, можно изучить приведенные таблицы.

Полтора

Ошибки в употреблении числительных

Полтораста

Ошибки в употреблении числительных

Примеры ошибок в употреблении таких числительных: «полторы тысяч евро», «в проекте участвовали более полтораста девушек».

Путаница в обозначении дат

Порядковые числительные управляют именами существительными датами, то есть при склонении имя существительное в этом случае не меняет форму. В таком случае название самого месяца ставят в Р.п.: «восьмое марта», «девятое мая».

После «праздник», «дата» и «день» порядковое числительное надо писать с заглавной буквы и ставить в И.п.: «сегодня день Девятое мая», «через две недели наступит праздник Первое сентября».

Неправильно: поздравляю с Восьмым мартом.

Правильно: поздравляю с Восьмым марта.

Ошибки в склонении

В порядковом числительном, если его склонять, изменяется только последнее слово (семьдесят пятый), а в качественном – обе части (шестидесяти трем). В сложных числительных изменяются все слова (восьми тысяч восьмидесяти шести), в количественных составных тоже (девятисот восьмидесяти двум).

Неграмотное употребление числительного: «она родилась в двух тысяч двадцатом году». «Ей еще нет двадцать пять лет».

Правильно: «она родилась в две тысячи двадцатом году» (порядковое). «Ей еще нет двадцати пяти лет» (составное количественное).

Ошибки в употреблении числительных

Собирательные числительные

Они изменяются точно, как и имена прилагательные, и стоят во множественном числе, например: двое мужчин, двоих мужчин, двоим мужчинам.

Дробные числа

В этих словах знаменатель склоняется как порядковое числительное в мн.ч., а числитель – как целое число.

Примеры ошибок в употреблении этих числительных: «одна целая трех седьмых», «одной целой шесть девятых».

Исправленные: одной целой трех седьмых, одной целой шестью девятых.

Ошибки в употреблении числительных

Ошибки в образовании

Самой типичной ошибкой в употреблении числительных является неправильное образование слов сорок, девяносто и сто, примеры: в отеле больше сто человек, мы съели больше сорок бургеров.

Во всех падежах (кроме И.п. и В.п.) эти слова существуют в неизменяемой форме: сорока, девяноста, ста.

Ошибки в согласовании с другими частями речи

Связь определений и числительных

Правило:

  1. Если определение стоит после количественного числительного и сочетается с существительными мужского рода, то оно должно стоять в Р.п. Пример: два красивых автомобиля, пять новых удостоверений.
  2. Если определение расположено после числительного и сочетается с существительным в женском роде, то оно ставится в И.п., например: четыре пустые бутылки, три чистые салфетки. Неграмотно будет сказать: четыре красивые автомобиля или три чистых салфетки.

Неправильная связь сказуемого и подлежащего, в котором употреблено числительное

Составное количественное имя числительное, в конце у которого стоит один, в случае подлежащего согласуется со сказуемым в ед.ч.: сорок один цветок в букете, тридцать один телефон в магазине.

Если количественное числительное входит в предложении в подлежащее и оканчивается на два, три и т.д., то оно связывается со сказуемым в ед.ч и ср.р и во мн.ч.: двадцать пять девочек прибежали (прибежало) на дискотеку.

Ошибки в связи числительных с именами существительными

Порядковые числительные зависят от имен существительных полностью: в числе, падеже и роде. Другие числительные могут быть и главными, а могут зависеть:

  • В И.п. числительное (исключение – один) управляет существительным, а в других падежах зависит от него. Например: ехали три (не трое!) девушки (управление), расскажу о четырех (не четыре!) видах мышей (согласование).
  • Зависимое от числительного существительное обычно используется в Р.п.: девять собак. Существительные с числительными с два и т.д. находится в В.п.: выпустить трех собак.
  • Два, оба, полтора образовывают одновременно обе связи: управление (управляют родительным падежом) и согласование (согласуются в роде) вместе: две игры, полтора пакета, обе майки, оба чехла.

Ошибки в употреблении числительных

Ошибки в правописании

В употреблении числительных на письме самой частой ошибкой является пропущенный мягкий знак, примеры: девятсот рублей, семдесят тетрадей.

Правило:

В числах от 50 до 80 и от 500 до 900 в середине обязательно вставляется мягкий знак!

Примеры: шестЬдесят палок, восемЬсот домов.

Неправильное употребление имени числительного: пятдесят батареек.

Правильно: пятьдесят батареек.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки при составлении анкеты примеры
  • Ошибки при согласовании подлежащего и сказуемого примеры
  • Ошибки при сканировании частот на триколор тв
  • Ошибки при составлении аннотации
  • Ошибки при совершении намаза