Ошибки при съемке портретов

Большинство фотографов думают, что портрет – это какой-то обособленный жанр съемки. Однако, не стоит так думать. Праздничные фото, документальная фотография или семейное фото, все, где есть человек, можно отнести к портретной фотографии.

В этой статье наш эксперт Анджела Николсон рассмотрит наиболее распространенные ошибки в портретной фотографии и объяснит, как их избежать.

Ошибка №1. Съемка широкоугольным объективом.

Широкоугольным объективом действительно можно снять очень своеобразные портреты, которые могут понравиться некоторым людям.

Широкоугольный объектив гипертрофированно передает перспективу, то есть, близкие объекты кажутся намного больше чем те, которые находятся дальше. На примере портрета это означает большой нос, скошенный подбородок, искаженное лицо и увеличенные глаза.

Чтобы получить лучший результат, необходимо использовать объектив с большим фокусным расстоянием и отойти дальше от объекта съемки. Это позволит сохранить нормальные пропорции лица портретируемого.

Фокусное расстояние 50 мм или меньше может быть хорошим выбором для портрета в окружении, когда объект, к примеру, находится на своем рабочем месте и вы не снимаете с близкого расстояния. Объектив с фокусным расстоянием 70 – 85 мм хороши использовать для съемки погрудного и плечевого портрета.

Не забывайте, что на камерах формата APS – C объектив 50 мм по углу зрения будет эквивалентен объективу с фокусным расстоянием 75 – 80 мм, поэтому стандартный полтинник может стать отличным выбором.

Более длиннофокусные объективы также работают хорошо, хотя при этом придется отходить дальше от модели, вам нужно будет больше места для работы.

Использование длиннофокусного объектива позволяет усилить размытие заднего плана, что даст дополнительный акцент на объекте съемки.

Ошибка №2. Нерезкие глаза.

Как правило, глаза в портрете должны быть резкими. Это особенно важно, если вы снимаете с широко открытой диафрагмой для ограничения глубины резкости.

Малая глубина резкости это отличный способ направить внимание зрителя на объект съемки. Внимание будет направлено на резкие части, вот почему так важна правильная фокусировка.

Для портрета это означает, что нужно фокусироваться на глаза, а не на нос, к примеру.

Если вы позволяете камере выбирать точку фокусировки за вас, то теперь нужно взять этот процесс под свой контроль и наводиться на резкость самостоятельно. В инструкции к вашей камере вы можете найти подробные объяснения, как выбирать нужную точку фокусировки.

Кроме того, если объект не движется, вы можете попробовать ручной режим фокусировки. В этом случае лучше поставить камеру на штатив и использовать максимальное увеличение в режиме Live View. Увеличивать нужно область глаз, так как вы будете наводить резкость на них.

Дополнительным преимуществом съемки со штатива с использованием Live View является то, что вы можете свободно общаться с моделью, помогая ей расслабиться и незаметно снимать ее.

Ошибка №3. Слишком большая глубина резкости.

Съемка портрета на закрытой диафрагме – это не всегда хорошая идея. Резкий фон будет отвлекать внимание от объекта съемки. Выбор более широкой диафрагмы, например, f/5.6, даст гораздо лучший результат.

Даже если фон размыт не сильно, а слегка, это все равно выделяет объект из окружения, и внимание зрителя будет направлено на объект.

Если вы захотите размыть фон больше, вам нужно будет увеличить расстояние между фоном и моделью, например, попросить модель подойти ближе, а самому отойти назад, чтобы сохранить масштаб кадра.

Вы также можете использовать объектив с большим фокусным расстоянием, так как это приведет к уменьшению глубины резкости при той же диафрагме. Но вам при этом придется отходить дальше от модели.

Ошибка №4. Торчащие из головы предметы.

Классическая ошибка при съемке людей. Возникает из-за невнимательности фотографа к заднему плану, в результате из головы людей торчат различные предметы: столбы освещения, стволы деревьев, дорожные знаки.

Этого можно избежать, снимая на открытой диафрагме, чтобы сильно размыть фон, однако, проще отойти в сторону, чтобы нежелательные объекты не попадали в кадр.

Ошибка №5. Слишком малая глубина резкости.

В то время как ограничение глубины резкости может быть очень эффектным, если вы снимаете, например, объективом 85 мм f/1.8 на максимально открытой диафрагме, глубина резкости может быть настолько мала, что в фокусе будут находиться только глаза, а уши будут уже размытыми.

Это означает, что вы должны быть очень осторожны при фокусировке и если хотите, чтобы резкими на фотографии были немного большие области, чем контактные линзы на глазах модели, попробуйте немного прикрыть диафрагму.

Можно также проверить изображение на экране камеры при максимальном увеличении, чтобы проверить фокус и глубину резкости. Хотя, бывает трудно оценить глубину резкости на экране камеры, так как области вне фокуса на нем выглядят более резкими, чем на самом деле.

Ошибка №6. Неверный выбор высоты съемки.

Правильная высота съемки варьируется в зависимости от субъекта и контекста изображения, но лучший результат, как правило, получается при съемке с уровня глаз портретируемого.

С детьми это может означать, на коленях или даже лежа на полу.

И наоборот, если вы хотите подчеркнуть, какие они маленькие, то снимайте сверху.

Многие фотографы предостерегают от съемки портрета с высоты ниже уровня глаз, так как это может подчеркнуть двойной подбородок и ноздри.

Традиционно женщин и детей снимают слегка сверху, попросив их направить взгляд немного выше, чтобы подчеркнуть глаза и заставить их выглядеть более привлекательно. Эти рекомендации актуальны и сегодня.

Ошибка №7. Резкие тени

В некоторых случаях резкие тени уместны, но чаще всего вы захотите смягчить их на портрете.

Если вы снимаете при ярком солнечном свете, найдите затененное место. Кроме того, вы можете использовать рассеиватель над головой модели, чтобы смягчить свет.

Использование вспышки, предпочтительно, расположенной не на камере, а управляемой через синхронизатор, также может творить чудеса, заполняя тени и придавая образу выразительность.

Быстрое уменьшение интенсивности света от вспышки с расстоянием дает возможность слегка затемнить фон, акцентируя внимание на модели.

Ошибка №8. Эффект красных глаз

Одна из опасностей использования встроенной вспышки на камере состоит в том, что она расположена близко к объективу, что может привести к отражению света вспышки от сетчатки глаза, что приводит к появлению эффекта красных глаз.

Можно ослабить этот эффект, сделав соответствующие настройки в камере, чтобы она выдавала предварительную вспышку, приводящую к сужению зрачков человека. Но самым лучшим лекарством является перемещение вспышки от объектива.

Ошибка №9. Слишком много деталей.

Хотя мы стремимся к тому, чтобы глаза в портрете были резкими, мы не хотим подчеркнуть любые недостатки кожи.

Если вы снимаете в JPEG, обратите внимание на нейтральную или естественную настройку цвета и используйте ее. Не используйте режимы с повышением насыщенности, которые могут усилить цвета и подчеркнуть, например, прыщи на коже.

Еще лучше снимать в RAW и хорошо обрабатывать изображения, обращая внимание на тон кожи и его насыщенности (но, не ослабляя ее до такой степени, что человек будет казаться больным).

Вы также можете потратить немного времени на ретушь, чтобы удалить наиболее бросающиеся в глаза дефекты, например, пятна или прыщи.

Не повышайте резкость в камере, лучше делайте это избирательно при обработке, оставляя кожу нетронутой фильтрами повышения резкости.

С другой стороны, не увлекайтесь ретушью, чтобы не превратить кожу в пластик, так что человек сам себя не узнает.

Ошибка №10. Слишком далеко.

Одна из самых распространенных ошибок начинающих фотографов – снимать с большого расстояния, даже не пытаясь использовать зуммирование объективом.

В портретной фотографии это означает большие лишние пространства вокруг объекта, много неба над ним, много земли под ним, хотя портрет по плечи здесь смотрелся бы гораздо лучше.

Это не означает, что масштабные портреты с окружением смотрятся плохо, просто там нужно тщательно планировать образ и композицию, чего большинство не делает.

Хотя съемка более крупным планом часто смотрится лучше, остерегайтесь перебора в этом, когда фото будет похоже на паспортное, с плотным кадрированием от шеи вверх.

Главные-ошибки-при-съемке-портретовМногие новички, обзаведясь камерой, начинают активно снимать портреты знакомых, друзей, прохожих, считая, что в этом жанре нет ничего сложного и каждое фото практически шедевр. Но опытный фотограф сразу заметит главные ошибки при съемке портретов, которые повторяются у большинства любителей. Как же избежать этих ошибок и по возможности исправить.

  • Глаза вне зоны резкости
  • Использование широкоугольной оптики
  • Чрезмерная глубина резкости
  • Предметы, растущие из головы
  • Слишком малая глубина резкости
  • Неправильная высота съемки
  • Резкие тени на лице
  • Эффект красных глаз
  • Слишком детализированная кожа
  • Съемка издалека
  • Неудачная композиция

Глаза вне зоны резкости

Глаза вне зоны резкостиДля выразительного портрета главное, чтобы в зоне резкости оказались глаза модели. Но на многих портретах в фокусе оказывается что угодно, только не они. Этот недочет возникает по нескольким причинам: из-за малой глубины резкости при широко открытой диафрагме, из-за ошибки автофокусировки фотоаппарата, из-за невнимательности фотографа.

Чтобы избежать невыразительности портрета, важно обратить внимание, на чем сфокусировался фотоаппарат, еще до нажатия на спусковую кнопку. Если такая ошибка системы появляется постоянно, лучше переключиться в меню камеры на точечную фокусировку и направить ее на глаза. Еще один способ контролировать резкость нужных частей кадра – ручная фокусировка. Однако она требует ювелирной работы и идеальной остроты зрения фотографа.

Если серия кадров уже отснята и на всех портретах глаза нерезкие, можно обратиться к программам пост обработки. В фотошопе можно исправить такую ошибку, увеличив резкость глаз. Однако это не даст такого эффекта, как точная фокусировка во время съемки.

Использование широкоугольной оптики

Использование широкоугольной оптикиПри съемке крупных портретов на широкоугольные объективы получаются снимки, искажающие перспективу. В итоге черты лица получаются неестественными. Увеличенные нос и глаза, неправильные пропорции лица, вот чего можно добиться при съемке лиц людей крупным планом на широкоугольную оптику.

Чтобы не сделать такую ошибку, важно правильно подобрать объектив.

Для съемки портрета можно использовать оптику с большим фокусным расстоянием, но снимать издалека, используя зум, а не с близкого расстояния. Так с пропорциями лица будет все в порядке. К тому же при зуммировании красиво размоется фон. Это поможет акцентировать внимание на человеке.

При съемке портрета модели с окружающей обстановкой уместно использовать объектив с фокусным расстоянием 50 мм. Для более крупных портретов удачнее будет оптика на 70-85 мм.

Чрезмерная глубина резкости

Чрезмерная глубина резкостиСильная детализация всего снимка при съемке портретов – довольно частая ошибка. Даже, если в кадре интересная и продуманная композиция, не стоит слишком акцентировать внимание на всех деталях. Фон будет отвлекать внимание от человека. Чтобы немного уменьшить глубину резкости, достаточно открыть диафрагму примерно до f5.6. Такая настройка фотоаппарата не размоет фон полностью, но сделает его мягче и переместит акцент на портрет, а не на окружающую обстановку.

Если по задумке фон должен быть размыт сильно, можно попросить модель отойти дальше от фона, а также сильнее открыть диафрагму. Чтобы при этом снять портрет в задуманном формате, фотографу также придется отступить дальше от модели. Даже если на фоне нет большого числа лишних деталей и ярких элементов, лучше, чтобы модель немного отошла от него. В противном случае возникнет впечатление, что она приклеена к нему. К тому же так фон будет таким же резким, как и снимаемый человек, что сделает снимок непривлекательным.

Еще один выход, если глубина резкости слишком большая – использовать длиннофокусный объектив и приблизить изображение модели при помощи зума.

Если эта ошибка замечена только после съемки, можно воспользоваться фоторедактором и размыть фон. Есть несколько способов, позволяющих сделать это. Однако эффект будет не таким естественным, как при размытии фона при помощи фотоаппарата.

Предметы, растущие из головы

Предметы, растущие из головыЭто еще одна распространенная ошибка, которую совершают практически все новички. Ее причина – в невнимательности фотографа к фону при съемке портретов. В итоге из головы часто вырастают фонарные столбы, деревья, цветы и другие предметы, которые портят даже самый выразительный портрет. Исправить эту ошибку проще всего в процессе съемки. Достаточно самому изменить немного ракурс. Иногда достаточно сместиться на несколько сантиметров, и фотография спасена. Также можно попросить модель немного изменить положение. Если на заднем фоне слишком много предметов, и смена точки съемки и перемещение человека не помогают, можно открыть пошире диафрагму и размыть фон.

В случае, если торчащие из головы предметы замечены лишь после съемки, придется поработать в фотошопе, применив точечную коррекцию или другие приемы пост обработки, чтобы избавиться от лишних предметов на фотографии.

Слишком малая глубина резкости

Слишком малая глубина резкостиУ этой ошибки две интерпретации. В первую очередь, при съемке на максимально открытой диафрагме можно получить снимки, на которых идеально резкими не будут даже главные черты лица, например, глаза. Все фото будет немного размыто. Например, очень неестественно смотрятся фотографии, на которых один глаз модели находится в зоне резкости, а другой размыт. Профессионалы рекомендуют всегда немного прикрывать диафрагму. Например, для объектива с 50 мм f1.4 рабочая диафрагма начинается со значение f1.8-f2. Используя большие значения диафрагмы, нужно особенно внимательно следить за тем, что находится в зоне фокусировки. Можно проверить резкость сразу после создания снимка, максимально увеличив изображение на экране фотоаппарата. Если глубины резкости недостаточно, следует немного прикрыть диафрагму и сфокусироваться точнее.

Еще одна грань этой ошибки – однотипные портреты с полностью размытым фоном. Они могут выглядеть эффектно и стильно. Но если такой прием повторяется во всех фотографиях, возникает вопрос о профессионализме фотографа. Возможно он просто не умеет работать с фоном и в любой ситуации старается его размыть.

Неправильная высота съемки

Неправильная высота съемкиКонечно точка съемки зависит от конкретной ситуации, замысла фотографа, его модели. Но есть определенные правила, которые помогают сделать портрет наиболее выигрышным.

Главное из них – фотоаппарат должен находиться на уровне глаз модели. Особенно, если это крупнолицевой портрет.

Так, неправильно снимать детей с высоты своего роста. Лучше быть с ними на одном уровне. Исключением могут быть фотографии, на которых фотограф хочет подчеркнуть, насколько ребенок мал. Тогда съемка с высоты оправдана и не будет ошибкой.

При съемке людей снизу есть риск появления на фотографиях двойных подбородков, акцента на ноздрях и других не красящих моделей нюансов.

Фотографу стоит знать, что съемка сверху визуально укорачивает ноги, а сверху – наоборот удлиняет. Этот прием можно использовать для воплощения своих идей и презентации модели в более выигрышном свете. Например, если у девушки полные и короткие ноги, можно сфотографировать ее с нижней точки. Так ноги будут визуально стройнее и длиннее.

Неверный ракурс – это одна из тех ошибок, которые практически не исправить при коррекции изображения, поэтому особенно важно следить за этим в процессе съемки.

Резкие тени на лице

Резкие тени на лицеЧерные провалы на лице способны испортить портрет даже самого привлекательно человека.

Такая ошибка чаще всего возникает при съемке в полдень в солнечный день. В таких условиях есть несколько способов спасти серию фотографии. Можно сделать несколько кадров, на которых модель закроет глаза и направит лицо к солнцу. Так оно будет равномерно освещено и человека не будет слепить яркий свет. Остальную часть кадров можно сделать в тени. При этом важно следить, чтобы тень была равномерной, и на лице не красовались узоры из солнечных пятен и тени листьев деревьев.

Также избавиться от резких теней позволит использование рассеивателя или накамерной вспышки. Причем вспышку лучше не направлять прямо на лицо, иначе кадр будет плоским. Лучше воспользоваться синхронизатором и осветить лицо немного сверху и сбоку.

Эффект красных глаз

Эффект красных глазВо многих современных камерах есть функция подавления эффекта красных глаз. Но если фотограф использует более старую модель, есть риск появления такой ошибки.

Зрачки чаще всего приобретают красный цвет при использовании встроенной вспышки.

Чтобы избежать этой ошибки можно:

  • Уменьшить интенсивность импульса вспышки в настройках фотокамеры;
  • Отказаться от ее использования, настроив фотоаппарат вручную;
  • Воспользоваться внешней вспышкой.

К счастью эффект красных глаз очень легко убрать в фотошопе. Алгоритм действий простой, поэтому с ним справится даже новичок.

Слишком детализированная кожа

Слишком детализированная кожаЛицо в портретной фотографии должно быть резким, но излишняя детализированность снимка может подчеркнуть все недостатки кожи.

Как этого избежать:

  • Проводить съемки при мягком утреннем или вечернем свете, а не в полуденные часы;
  • Не прикрывать диафрагму слишком сильно;
  • Не включать на фотоаппарате режимы с повышением насыщенности. Они усиливают цвета и подчеркивают все недостатки: прыщи, угри и шрамы. Лучше выбрать нормальную или нейтральную настройку цвета;
  • Не повышать резкость в фотоаппарате.

Если на портрете все-таки очень много проблемных участков, можно заняться ретушью в фотошопе. Самый легкий способ – точечная коррекция. Также можно воспользоваться специальными фильтрами, которые сглаживают недочеты. Фотографу остается убрать лишь самые крупные дефекты. При этом важно не переусердствовать с пост обработкой, чтобы лицо было естественным, а не пластиковым.

Съемка издалека

Съемка издалекаПри съемке портретов с большого расстояния, фотограф берет в кадр слишком много лишнего пространства. Оно отвлекает от человека, не дает понять суть снимка.

Лучше подойти ближе или воспользоваться зумом. Более крупный портрет будет смотреться эффектнее.

Конечно, можно кадрировать фото после съемки. Но в этом случае неизбежна потеря качества.

Неудачная композиция

Неудачная композицияДаже в крупнолицевом портрете и фото с полностью размытым фоном, фотограф должен продумывать композицию. Так, в портрете активно используется правило третей. Глаза модели должны находиться на одном уровне с одной из двух горизонтальных или вертикальных линий, или в точке силы. Если взгляд человека направлен в сторону, с этой стороны кадра необходимо оставить больше места, чтобы взгляд не упирался в край снимка.

На портрете не должно быть пустого ничем не оправданного пространства. И напротив рамки фотографии не должны быть слишком сжаты, чтобы не создавалось впечатление, что человеку тесно в этом пространстве, и оно давит на него.

Кадр можно обрезать при пост обработке, немного исправив композицию. Но не все ошибки поправимы таким способом.

При съемке портрета важно обращать внимание на многие нюансы. Глубина резкости не должна быть слишком большой или слишком маленькой, следует выбирать правильный ракурс, следить за композицией и расположением модели относительно фона. Всегда проще заметить и исправить ошибку во время съемки, чем ломать голову, как скорректировать это в фотошопе. Тем более, фоторедактор – не панацея от всех главных ошибок при съемке портретов, некоторые из них просто невозможно исправить пост фактум.

Коты, пейзажи и тарелки с едой занимают определённое место в фотоальбомах, но фотографии людей остаются самыми популярными и востребованными. Делать такие снимки непросто: нужно учитывать экспонирование и оттенки кожи, композицию и выгодные позы, взгляды самого человека на процесс (заказчик или друг не всегда, но прав). Однако прежде всего необходимо набить руку и сформировать устойчивую привычку делать хорошие портретные фото. Рассказали о девяти самых типичных ошибках во время съёмки людей и способах их избежать.

К портретным фото нужен продуманный подход. Фото: digital-photography-school.com

Ошибка первая. Фокус не на глазах
Ошибка вторая. Съёмка с неправильной высоты
Ошибка третья. Перебор с деталями
Ошибка четвёртая. Вокруг модели слишком много пространства
Ошибка пятая. Чрезмерная глубина резкости.
Ошибка шестая. Слишком резкий свет.
Ошибка седьмая. Неверный выбор объектива.
Ошибка восьмая. Отвлекающий фон.
Ошибка девятая. Неверный тайминг съёмки.

Ошибка первая. Фокус не на глазах

Сильный портрет и выразительные, подчёркнутые глаза объекта неразрывно связаны. Глаза не просто зеркало души, но и центральный композиционный элемент хорошего портретного снимка. Без достаточной резкости, размытые и расплывчатые, они убивают кадр, каким бы талантливым ни был фотограф.

Природный магнетизм глаз делает портрет запоминающимся. «Афганская девочка», Стив Маккарри. Фото: sothebys.com

При небольшой глубине резкости и съёмке с широкой диафрагмой фокус на глазах ещё более важен. Нет акцента — не будет смотреться притягивающе. Сложно вспомнить хоть один известный портрет, где фокус был смещён с глаз на, например, губы или нос.

Автофокус развивается стремительными темпами, но не гарантирует 100% точности. При съёмке человека, который не двигается, лучше пользоваться ручной фокусировкой. Если нужен кадр в движении, разумно активировать автофокус по глазам (при наличии этой функции в арсенале камеры). Альтернативный способ — установить точку фокусировки вручную. Не забывайте пользоваться инструментами для масштабирования снимка в режиме реального времени. Убедитесь, что глаза объекта достаточно чёткие.


Читайте также:
Расфокус на фото: как спасти снимок


Ошибка вторая. Съёмка с неправильной высоты

При съёмке портретов лучше всего располагать объектив на уровне глаз снимаемого человека. И если объект — ребёнок или взрослый, который присел, не нужно фотографировать сверху вниз. Встаньте на колено, лягте на пол, опираясь на локти, если того требует ситуация.

Правильное расположение объектива подчеркивает глаза и стройнит лицо. Дети получаются очень милыми. Фото: stocksy.com

Грубая и непозволительная ошибка — располагать объектив ниже уровня глаз. Это чревато появлением в кадре второго подбородка, вздёрнутых ноздрей и искажённого лица. По этой же причине попросите модель не вздёргивать подбородок, а наоборот, немного опустить его.

Снимать же в положении, когда камера смотрит чуть выше глаз, можно. Но это сделает объект чуть более маленьким. В отдельных сценариях это может быть удачным приёмом.

Ошибка третья. Перебор с деталями

Мастера пейзажа скажут, что это неудачная шутка, ведь в их работах детали — соус, которого не бывает много. Но в портретной съёмке чрезмерное выделение множества нюансов лица сыграет только в минус. Глаза, их резкость и выразительность на снимке — прекрасно. Нарочитое выпячивание каждого сегмента кожи лица (в том числе с косметическими дефектами) — недопустимо.

С этой фотографией всё хорошо. Но если на месте профессиональной модели будет обычный человек с неидеальной кожей, ретушь займёт очень много времени и не обязательно будет успешной. Фото: popsci.com

Снимайте в RAW, чтобы потом можно было подправить недочёты по свету и цвету — в этом режиме камера сохраняет гораздо больше информации на фото. Если по какой-то причине предпочитаете JPEG, выставляйте в настройках естественную или нейтральную палитру цветов. В цветовых режимах «Стандартный» или «Яркий» такие цвета, как красный, могут стать чрезмерно насыщенными. Это выделит прыщи и пятна на коже.

Во время вынужденной ретуши не добавляйте слишком много резкости. Её нужно использовать с умом — как во время съёмки, так и после неё. Выберите отдельные зоны, опираясь на волосы и глаза и сохраняя естественную мягкость кожи. В противном случае лицо человека может превратиться в пластиковый макет.


Читайте также:
Что такое резкость и как поднимать её в Photoshop, Lightroom и онлайн
Ретушь лица в Photoshop: основы, инструменты и лайфхаки
Ретушь нейросетью: как обработать кожу плагинами Retouch4me
Частотное разложение пошагово: суть метода, этапы, настройки


Ошибка четвёртая. Вокруг модели слишком много пространства

Ошибка новичков, но тем не менее о ней нужно помнить. Когда вокруг объекта очень много пустого пространства, кадр не будет выразительным. Небо и широкие просторы, захватывающие передний план фото, заберут на себя всё внимание, а объект съёмки будет выглядеть потерянным. В портретах чаще всего выделяют голову и плечи. Варианты в полный рост допустимы, но для их правильной реализации нужна серьёзная подготовка, которой чаще всего пренебрегают.

Назвать это портретным фото — преступление. Фото: pixelphant.com

Важно соблюдать баланс. Слишком далеко — плохо. Слишком близко, когда получается не портрет, а фотография на паспорт, — тоже. Постоянная практика поможет избегать ошибок с расстоянием автоматически.


Читайте также:
Кадрирование портрета: современный подход


Ошибка пятая. Чрезмерная глубина резкости

Съёмка пейзажей с малой диафрагмой, увеличивающей глубину резкости, — здравое решение. Богатый набор деталей на фото делает снимок лучше. Но с портретами такой подход приводит к отвлечению внимания от центральной фигуры. Нужно стремиться к тому, чтобы фон был мягким и равномерным. Съёмка с более широкой диафрагмой поможет создать эффект небольшой глубины резкости и правильно расставит акценты.

Пример, где глубина резкости настроена правильно. Фото: dpreview.com

Если размытия недостаточно, можно попросить человека сделать пару шагов навстречу камере, чтобы увеличить расстояние между ним и объектам на фоне. Другой вариант — использовать объектив с большим фокусным расстоянием, с которым глубина резкости уменьшится. Придётся отойти от снимаемого человека подальше, чтобы сохранить композицию, но это легко решаемая задача.


Читайте также:
Эффект боке: как сделать красивое фото с размытием
Глубина резкости в фотографии


Ошибка шестая. Слишком резкий свет

Прописная истина: мягкий свет для портретов — благо. Яркие солнечные лучи или прямой свет от вспышки заставляет людей прищуривать глаза, выделяет недостатки кожи (от морщин до пятен) и прорисовывает слишком резкие тени. Кожа приобретает неестественный, холодный оттенок. Лицо может стать грубым, а его форма — острой и непривлекательной.


Читайте также:
Мягкий свет: как создать на улице и в помещении


Симпатичная девушка выглядит, как победитель кастинга на главную роль в фильме «Терминатор». Фото: digitalphotomentor.com

Съёмка в тени всё меняет: от фона до очертаний лица и цвета кожи. Фото: digitalphotomentor.com

Ошибка седьмая. Неверный выбор объектива

Широкоугольные объективы стали популярны у туристов и не только. Они добавляют новизны фотографиям городских пейзажей и природы. Но при съёмке на подобный объектив людей с близкого расстояния создаётся ненужный эффект увеличения, который нарушает геометрию лица. Человек превращается в одутловатого героя мультфильма — с большой головой и смешным выражением лица.

Полнокадровый 17-мм широкоугольный объектив портрету не помощник. Фото: digitalphotomentor.com

Решение — использовать подходящий объектив при съёмке людей с небольшого расстояния. Пропорции лица останутся природными, его черты не будут искажены. Кстати, длиннофокусный объектив тоже подойдет. Он даст ценный бонус — красивое выделение объекта с правильным, сглаженным и равномерным фоном.


Читайте также:
Портретный объектив для Canon, Nikon, Sony, Fujifilm


Ошибка восьмая. Отвлекающий фон

Фон в портрете — подложка, а не ключевая часть композиции. Если смотришь на фото и начинаешь обращать внимание на расположенные позади человека объекты, можно сделать неприятный вывод о качестве портрета. Прохожие, вывески, элементы городской архитектуры, ветвистые деревья — всё это в комплексе нарушает композицию. И боке не поможет: если фон переполнен, он просто превратится в месиво из цветов и фигур.

Овощи, таблички и люди забирают слишком много внимания. Фото: digital-photography-school.com

Испортить фон могут не только физические объекты. Если человек в тени, а растительность за его спиной — на солнце, резкий перепад сделает даже обычную траву выделяющейся. Ненавязчивый, спокойный, простой фон — идеал, к которому нужно стремиться.

Ошибка девятая. Неверная динамика съёмки

Композиция, фон, ракурс, фокус — составляющие хорошего портрета. Но главное в нём — сам человек. Его природа и характер, натура и душа. Обнаружить и запечатлеть человека в человеке можно только естественным способом — тогда, когда он на секунду становится самим собой. И в этот момент фотограф должен щёлкнуть затвором. 

Кажется, что этого мужчину насильно снимают для женского журнала. Кадр не вызывает никаких положительных эмоций. Фото: pixelphant.com

Начинающие фотографы пытаются «вытаскивать» эмоции из человека искусственно, но это вызывает лишь напряжение, скованность, страх, приводит к неестественности взгляда и выражения лица. Хороший мастер портрета расположит к себе человека и создаст такие условия, в которых тот не будет притворяться. Для этого нужно учиться работать с людьми и проявлять терпение — одно из главных качеств успешного фотографа-портретиста. 

типичные ошибки начинающего фотографа

Портретная съемка, как ни одна другая фотосъемка, полна всяких правил и условностей. И хотя очень многие принципы уже постоянно нарушаются фотографами, есть еще несколько основополагающих постулатов, которые следует учитывать, чтобы избегать явно нелепых образов. Давайте рассмотрим основы основ в данном уроке фотографии и разберемся как правильно фотографировать портреты начинающим.

Портретная ошибка номер 1. Неловкость ситуации, нелепость поз

Если ваша модель будет находиться в неудобном для себя положении, вряд ли получатся достойные фотографии. Ваша модель должна чувствовать себя раскрепощено, не напряженно и полностью доверять фотографу. Прежде, чем начать съемку, особенно если вы впервые работаете с моделью, необходимо в обязательном порядке обсудить типы фотографий, которые бы вы хотели сделать. Для этого у каждого фотографа должно быть две подборки: удачных и неудачных фотоснимков. Покажите несколько примеров хороших фотографий, объясните почему данные изображения «работают», за счет чего та или иная фотокарточка смотрится выигрышно в сравнении с другими.

Объясняйте модели, что вы хотите, чтобы она делала, как стояла или сидела, рассказывайте как это выглядит со стороны. Ваша задача – создать максимально комфортные условия, в которых не чувствуется скованности и неловкости от общения.

Даже, если модель настаивает на некоторых вещах, проще согласиться с ней, а потом сказать нечто подобное: «это здорово, теперь давайте попробуем…» Нередко бывает так, что модели говорят, что неудобно держать руки каким-то определенным образом, они чувствуют неестественность и поза кажется дискомфортной. Тем не менее, на снимках зачастую именно продиктованные вами позы выглядят более выигрышно. Не забывайте – фотограф управляет всем тем, что происходит на его творческой площадке.

Портретная ошибка номер 2. Неуклюжие руки

ошибки позирования

Неопытные модели часто не знают, что делать со своими руками. Фотограф может столкнуться с тем, что модель просто опускает руки, и они у нее безжизненно болтаются вдоль тела. Гораздо выигрышнее будет смотреться положение рук, когда они как бы скользят по верхней части бедер. Такой прием хорошо работает во многих случаях.

Скрещенные на груди руки также могут выглядеть очень эффектно, только следует остерегаться создания визуального барьера для зрителя.

красивая поза модели портрет

©Suponov Timur

Если вы не хотите, чтобы изображение передавало тревогу или напряжение, следите, чтобы руки модели была расслабленными, а не сжатыми в кулаки. Поможет получить нужный эффект, если вы попросите модель взять что-то в руки или коснуться опоры рядом.

Если модель находится за спиной кого-то, кто сидит, например, можно расположить кисти рук на спинке стула или положить на плечи другого человека.

По опыту можно утверждать, что самая большая проблема у начинающих моделей – это правильное расположение рук. При этом ведь руки в портрете являются вторым центром внимания после глаз и чаще даже более выразительны, чем глаза. Именно поэтому фотографу стоит очень тщательно подготовиться в этой области – рассмотреть примеры и варианты, подумать над тем, что он хочет выразить снимком, и какие жесты будут подчеркивать это на фотографии.

Портретная ошибка номер 3.  Нет – косой сажени в плечах!

Обычно плечи являются самой широкой частью человеческого тела. Даже у женщин. При съемке, когда модель располагается строго фронтально, плечи получаются визуально широкими, что не может сделать женщину более красивой, а значит изображение модели будет проигрывать.

ошибки в фотографии у начинающих

Разверните модель под небольшим углом в отношении камеры и вы получите аккуратные плечи и тонкую талию, все линии будут изящно изогнуты, что не может не понравиться зрителю и самому портретируемому.

Вообще фронтальный портрет без изгибов и движения чаще всего смотрится как фото на паспорт.

Портретная ошибка номер 4. Шея должна быть красивой и гладкой!

Если тело вашего субъекта по задумке отвернуто от камеры под таим углом, что образуются физиологические складки на шее, необходимо сделать так, чтобы их не было видно на фотографии.

Попросите модель, например, поднять воротник пиджака или рубашки или задрапируйте шею шарфом или платком. В качестве альтернативы – используйте другой угол для съемки. Попросите развернуться человека к камере не за счет поворота головы, а за счет более крутого поворота корпуса в районе талии.

правильный разворот плеч в портрете

©Андрей Белкин

Перегибы, как любые линии, будут привлекать внимание зрителя. Их можно «драпировать» не только вещами, но даже руками, прикрыв то место, где образуются складки.

Портретная ошибка номер 5. Следы от одежды.

Отпечатки на коже от ремня, бюстгальтера, пояса, других поддерживающих аксессуаров или носок с колготками, относятся к классическим ошибкам, о которых, как правило, забывают или просто не учитывают.

как избежать ошибок в портрете

©NW Model Photographer

Вы должны убедиться в том, что если планируется фотосессия с демонстрацией украшений или открытой шеи модели, необходимо заранее снять всю одежду, которая оставляет следы на коже. Кожа должна полностью восстановиться, прежде чем вы начнете фотосессию. Закладывайте на этот процесс около 30 минут. А лучше заранее попросите модель прийти в свободной одежде, которая не оставляет следов.

Портретная ошибка номер 6. Избегайте зажатости

Как правило, портретная фотография требует минимум пространства вокруг модели. Тем не менее, обращайте внимание на то, что человек в кадре не был полностью зажат, тем более, если модель смотрит в сторону. Ее взгляд не должен упираться в край кадра, в фотографии всегда должно быть достаточно воздуха.

Обращайте внимание на то, сколько свободного места у вас есть вокруг модели, особенно, если человек передвигается или камера находится на штативе. Такое положение вещей – создает дополнительные трудности для фотографа, поэтому следует учитывать насколько гармонично в видоискателе расположение портретируемого и сколько вокруг него свободной площади.

Теоретически зажатость или срез конечности границей кадра приводит к дискомфорту смотрящего. У изображения появляется некая напряженность, у зрителя возникает ощущение неудобства. Поэтому в общем случае не стоит зажимать и обрезать конечности по суставам, но если в задачу фотографа входит показать напряженность – тогда прием зажатости изображения может стать хорошим дополнительным штрихом.

как правильно кадрировать портрет

©Oliver Donzyk

Портретная ошибка номер 7. Головы в ряд

Когда у вас в кадре находится несколько человек одновременно, не стоит их располагать ровно по линеечке, или чтобы все головы находились на одной высоте. Компоновка «строго в ряд» делает снимок примитивным и заурядным.

Избежать подобного можно довольно просто, если располагать моделей на разной высоте относительно друг друга. Кого-то можно посадить в кресле, другого расположить на подлокотнике, а третий человек может легко и удобно разместиться на полу.

как избежать ошибок в групповом портрете

Подобное распределение может помочь решить и еще одну задачу – создать ту самую «динамику треугольника», по канонам которой взгляд зрителя будет двигаться между объектами и по кругу фотографии. Снимок будет динамичным и гармоничным по композиции.

Портретная ошибка номер 8. Нежелательные «головные уборы»

В то время, как фотограф следит за осанкой модели, вполне реально забыть и не обратить внимание на то, что находится на заднем плане. Не забывайте проверять фон, чтобы избежать совершенно ненужных вещей, «растущих» из головы человека: столбов, ламп, опор, растений и деревьев.

ошибки в портретировании

Только в том случае, если нечто на заднем плане служит дополнительным элементом для создания задуманного образа, оно может там находиться. Во всех остальных вариантах вы получите критическую ошибку, которую необходимо избегать, дабы не прослыть новичком или профаном в фотографии.

Портретная ошибка номер 9. Не смотрите снизу вверх

И хотя в некоторых случаях съемка снизу вверх сделает ваши фотографии лучше и будет выглядеть визуальным комплиментом для модели (например, зрительно удлинит ноги),  нижняя точка съемки чаще всего покажет множество подбородков у портретируемых, увеличит размер ног и непропорционально уменьшит голову.

ошибки портретной фотографии

Следует внимательно следить за тем, на сколько нужно присесть, чтобы фотоснимок получился максимально эффективным без неприятных искажений человеческого тела.

Портретная ошибка номер 10. Не надейтесь на детскую сознательность

как фотографировать детей

Иногда фотографам везет и дети могут даже попозировать несколько минут перед фотокамерой, особенно если они уже раньше фотографировались или находятся в таком возрасте, когда можно отвлечь маленьких моделей от важных больших детских дел и заинтересовать на мгновение процессом фотосъемки.

К фотосессии с детьми нужно готовиться отдельно. Фотограф должен помнить, что снимать взрослых моделей и детских – это не одно и то же. Фотосессии даже близко не похожи между собой. Вы должны быть готовы к тому, что вам придется уложиться в самые короткие сроки с тем, что вы будете двигаться вокруг моделей, чтобы найти правильный угол, вы будете перемещать реквизит, а не просить детей передвинуться, дабы получить лучший ракурс. Терпение будет вознаграждено в том случае, когда все сделано правильно.

Фотосъемка портретов является увлекательной, но не совсем простой задачей для многих начинающих фотографов. Чтобы снимать великолепные портреты, вам нужно сосредоточиться не только на настройках камеры. (Я считаю, что это верно для всех жанров фотографии) Так же вы должны убедиться, что освещение правильное, фон подходящий, выбрана правильная одежда и реквизит. Ну и прежде всего, вы должны уделять внимание человеку, которого вы фотографируете.

Жонглировать всем этим нелегко, особенно когда у вас мало или совсем нет опыта.

как снимать портреты

Практика съемки портретов кого-то, кого вы знаете, и кому нравится фотографироваться — это невероятный способ получить опыт в этом жанре съемки. Работа с одним и тем же человеком поможет вам развить необходимые навыки.

Когда вы начнете снимать в жанре портретная съемка, то скорее всего, сделаете некоторые или все из этих типичных ошибок. Понимание этих ошибок может помочь вам избежать их появления.

1. Плохая композиция

Самая распространенная ошибка при съемке портрета, которую я часто наблюдаю на наших мастерклассах, ученики снимают портреты оставляя слишком много пространства над головой модели. Если над человеком нет существенной информации, обрежьте кадр более плотно до макушки.

как снимать портреты

2. Отвлекающий фон

Слишком много деталей в фокусе позади вашей модели может отвлечь внимание от нее. Тщательно выбирайте где разместить модель.

Кроме того, правильно выбирайте какой объектив использовать. Использование длиннофокусных объективов уменьшит количество фона в вашем кадре.

как снимать портреты

3. Модель находится слишком близко к фону

Не заставляйте вашу модель сидеть или стоять прямо у фона. Если это сцена, в которой много деталей, то фокус внимания может отойти с вашей модели. Даже с довольно простым фоном часто бывает лучше, если вы отделите свою модель от него. Сделать это можно при помощи малой глубиной резкости, а чем дальше модель от фона, тем более он размыт.

как снимать портреты

4. Недостаточно в фокусе

У вас может возникнуть соблазн открыть диафрагму по шире, чтобы вы могли размыть отвлекающий фон. Делайте это осторожно, иначе ваша модель может оказаться не вся в фокусе.

как снимать портреты

5. Глаза не в фокусе

Если у вашего объекта съемки есть глаза, сфокусируйтесь на них. Это одно из правил фотографии, которому я следую почти всегда. Крайне редко, но бывает, когда портрет с глазами не в фокусе выглядит великолепно.

Когда ваш объект смотрит прямо в камеру, легко сфокусироваться на обоих глазах. Если их голова немного повернута в сторону, вам нужно сфокусироваться на глазе, ближайшем к камере.

как снимать портреты

6. Слишком длинная выдержка

Люди двигаются, даже когда пытаются не шевелиться для съемки. Вам нужно выбрать достаточно короткую выдержку, чтобы заморозить объект. Даже если они делают небольшое движение, это может привести к размытому снимку, если выдержка слишком длинная.

Выдержки 1/250 секунды обычно достаточно. Если выдержка будет длиннее, то у вас могут быть проблемы.

как снимать портреты

7. Плохое освещение

Современные камеры могут делать фотографии, в условиях недостаточной освещенности, когда света почти нет, но это не должно касаться портретной съемки.

При съемке портрета очень важно правильное освещение для передачи настроения, которое вы хотите создать на своих снимках. Жесткое высококонтрастное освещение не подойдет, если вам нужен мягкий, романтичный портрет. Точно так же мягкий свет не поможет вам создать драматичный портрет.

как снимать портреты

8. Упущенное время

Заснять интересное выражение объекта съемки очень ценно. Если вы не успеете этого сделать, объект не всегда сможет его повторить снова.

Время, когда нужно нажать кнопку спуск так же очень важно. Большинство людей не смогут смотреть в вашу камеру, не меняя выражения лица. Вы должны быть готовы нажать кнопку спуск, когда объект съемки выглядят лучше всего.

Если вы фотографируете кого-то, кто часто моргает, вам нужно время между кадрами.

как снимать портреты

9. Недостаточно фотографий

Вам нужно сделать достаточное количество кадров, чтобы был выбор. Недостаточное количество фотографий может расстроить вас, когда вы будете редактировать серию, потому что у вас будет слишком мало выбора.

Попробуйте поймать и заснять ряд выражений. Не просто сидите с камерой в режиме серийной съемки, наполняя свою карту почти идентичными кадрами. Стремитесь создать хорошее разнообразие выражений. Это так же порадует вашу модель, так как выбор будет больше.

как снимать портреты

10. Слишком много фотографий

Найти баланс между недостаточным и слишком большим количеством фотографий может быть сложно. Это будет сильно зависеть от вашей модели.

Некоторым людям будет комфортно фотографироваться дольше, чем другим. Вы должны знать об этом. Если ваш объект становится скучным или взволнованным из-за того, что вы снимаете слишком долго или делаете слишком много фотографий, это будет видно по его лицу. Ваши результаты пострадают из-за этого.

как снимать портреты

11. Потеря контакта с моделью

Общение с человеком, которого вы фотографируете, является одним из наиболее важных аспектов портретной съемки. Однако большинство фотографов тратят больше времени и внимания на связь со своими камерами. Это большая ошибка во время портретной фотосессии.

Построение взаимопонимания с вашей моделью, даже если у вас есть всего несколько минут, может оказать наибольшее влияние на результат съемки.

Когда ваш объект съемки расслаблен с вами и счастлив, вы получите лучшие фотографии. Ваше поведение и способ взаимодействия с моделью жизненно важны.

как снимать портреты

12. Не давать модели четкие указания

Сообщите модели четко, каково ваше намерение для портретной сессии. Какой тип фотоснимков вы хотите получить. Так же узнайте, что хочет получить модель от фотосесии?

Когда вы знаете, чего хочет ваш объект съемки, а объект съемки знает, чего хотите вы, будет больше взаимопонимания для достижения цели. Если ваши модели не понимают, что вы просите их сделать, покажите им. Покажите им нужную позу на себе, как расположить руки, лицо. В общем покажите, как вы хотите, чтобы они выглядели. Им будет проще подражать вам, чем понимать, что вы от них хотите на слух.

как снимать портреты

13. Не быть уверенным

Если вы застенчивы и не уверены в себе, это, как правило, отражается на вашей модели.

Если вы будете вести съемку спокойно и уверенно, это сделает уверенными и ваших моделей.

Вам не нужно устраивать шоу, просто расслабьтесь и будьте уверены, что вы создаете хорошие фотографии.

как снимать портреты

14. Торопится, быстрее закончить

Не торопитесь. Это не гонка.

Дайте себе время, чтобы хорошо сосредоточиться на том, что вы делаете. Убедитесь, что вы получаете то, что хотите, и ваш объект съемки с большей вероятностью будет доволен вашими фотографиями.

как снимать портреты

Вывод

Все это требует практики. Как и в любой сфере, чтобы учиться делать что-то хорошо, требуется концентрированная настойчивость. Вот почему хорошо практиковаться в съемке портретов с кем-то, кого вы знаете, и кто любит фотографироваться.

Когда я начинал как фотограф, мне было невероятно сложно фотографировать людей. Я был стеснительным и испытывал недостаток в уверенности. Это была тяжелая работа, но за эти годы я действительно полюбил искусство портретной съемки.

Знайте свою камеру, будьте уверены в ней и в своей модели, и вы научитесь делать замечательные портреты.

Научиться использовать свою камеру на все 100%, а также научиться делать отличные фотографии в разных жанрах, в том числе и портретном, вы можете в нашем новом пошаговом курсе до результата “Я-Фотограф”. Обучение проходит под чутким контролем преподавателя! Узнайте подробнее о кусе кликнув по баннеру ниже.

Источник

Перевод: profotovideo.ru

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки при тушевке
  • Ошибки при удалении катаракты
  • Ошибки при строительстве каркасного гаража
  • Ошибки при тренировках спины
  • Ошибки при съемке портрета