Ошибки при регистрации товарного знака

Типичные ошибки при регистрации товарного знака

Установить режим правовой защиты можно только путем регистрации товарного знака в Роспатенте. Для этого подается заявочная документация, которую будут проверять эксперты патентного ведомства. Чтобы получить свидетельство, нужно успешно пройти формальную экспертизу и экспертизу обозначения. В этой статье разберем типичные ошибки при регистрации товарного знака, которые могут привести к отказу.

Ошибки при регистрации товарного знака

Ошибки оформления и состава документов

На первоначальном этапе регистрации проводится формальная экспертиза. Ее целью является проверка правильности заполнения бланков и форм, а также комплектность представленных документов. При проведении проверки могут выявляться следующие замечания и недостатки:

  • Отсутствие в заявке обязательного документа – заявления, обозначения и его описания, перечня товарных групп по классификатору МКТУ;

  • Отсутствие полномочий на регистрацию – торговую марку могут зарегистрировать только коммерческие структуры или предприниматели, состоящие на учете в ИФНС;

  • Неточности или технические ошибки в оформлении или содержании документов;

  • Ненадлежащее качество представленных документов, не позволяющее их копировать стандартными техническими средствами.

Причины отказа после формальной экспертизы

Отсутствие статуса юридического лица или ИП

Только отсутствие у заявителя статуса юридического лица или предпринимателя автоматически влечет отказ в регистрационных действиях. При выявлении иных недостатков в адрес заявителя будет направлен письменный запрос. Своевременное устранение всех замечаний (исправление ошибок, представление нужного документа) позволит продолжить регистрацию по общим правилам.

Отсутствие подтверждения оплаты пошлин

Отказ может быть вызван и отсутствием документов, подтверждающих оплату обязательных пошлин. Соискателю предстоит перечислять пошлину при регистрации заявки, проведении экспертиз, получении свидетельства. Даже если у экспертов Роспатента нет претензий к содержанию и составу документов, до оплаты пошлин свидетельство не будет выдано.

Ошибки в содержании обозначения

Наиболее серьезные последствия влечет выявление ошибок при проведении экспертизы обозначения. Целями такой экспертизы являются:

  • Проведение информационного поиска по реестрам знаков и поданных заявок для выявления совпадений с ранее зарегистрированными обозначениями;

  • Проверка признаков и фрагментов торговой марки для подтверждения различительной способности;

  • Проверка на предмет ограничений и запретов, препятствующих установлению правовой охраны;

  • Выявление иных обстоятельств, препятствующих регистрации и выдаче свидетельства.

Причины отказа после экспертизы обозначения

Регистрация схожего объекта

Если схожий объект был зарегистрирован в реестре, в регистрации будет отказано. Более того, отказ последует при выявлении заявки с более ранней датой, если выявлено сходство или тождество обозначений. Для рассмотрения возражений и претензий относительно приоритета заявок применяется административный порядок, т. е. жалобу нужно подавать в службу Роспатента. Если по итогам рассмотрения жалобы будет вынесен отказ, оспорить его можно в судебном порядке.

Нельзя вводить в заблуждение

Кроме того, регистрируемый знак не должен вводить потребителя в заблуждение относительно характеристик продукции и ее производителя. 

Мораль и нравственность

Также обозначение не должно противоречить принципам морали и нравственности.

Ограничения по закону

Основанием для отказа будет являться и выявление запретов или ограничений, установленных в законе. В частности, свидетельство не будет выдано на обозначение, если оно состоит из неохраняемых фрагментов – наименований и аббревиатур государственных и муниципальных органов, общепринятых знаков и символов. Не допускается регистрация торговой марки, если ее фрагменты вошли во всеобщее употребление в отношении определенной товарной группы.

Как избежать ошибок при регистрации товарного знака?

Провести проверку товарного знака

Чтобы устранить указанные основания, рекомендуется провести проверку товарного знака посредством предварительного информационного поиска по реестрам еще до подачи заявки. Сделать это можно самостоятельно либо через патентные бюро. При выявлении совпадений или иных потенциальных причин для отказа на стадии оформления заявки можно внести необходимые изменения в обозначение или его описание.

Довериться специалистам

Многие предприниматели считают, что самостоятельно оформив регистрацию, они сэкономят деньги, которые можно использовать в личных целях или вложить в развитие бизнеса. Мы рекомендуем доверить процедуру регистрации специалистам. Но не стоит забывать, что процедура регистрации требует наличия определенных теоретических знаний в соответствующей области гражданского законодательства, а также практических навыков, позволяющих грамотно и эффективно взаимодействовать с Роспатентом. Любая ошибка – это потерянное время, упущенные возможности и напрасно потраченные на уплату пошлины средства.

– Зарегистрировать товарный знак и приобрести исключительные права. Что для этого необходимо?
– Обратиться в любую организацию, которая занимается товарными знаками или самому все сделать. Ничего сложного тут нет, особенно если регистрируемое обозначение уникально.
Так можно сказать, но данное утверждение будет далеко от истины. Давайте выясним как обстоят дела на самом деле: можно ли самому или в любой компании без существенного опыта работы в сфере интеллектуальной собственности быстро и эффективно зарегистрировать товарный знак.

Сразу необходимо отметить, что в данной статье рассматриваем случаи, когда заявляемое обозначение не имеет тождественных либо сходных до степени смешения зарегистрированных товарных знаков или заявок с более ранним приоритетом – это уже тема для отдельного разбора. Цель данной статьи – защитить вас от ненужных трат времени и денег, а также дополнительной переписки с Роспатентом из-за мелких ошибок.

Наше патентно-адвокатское бюро «MyPatent» уже долгие годы на рынке юридических услуг в сфере интеллектуальной собственности, мы успешно прошли со своими клиентами тысячи различных кейсов, в том числе по регистрации товарных знаков, имеем за плечами опыт и знания, которыми готовы с вами поделиться.

Ошибки при оплате пошлин

Переходим к конкретным причинам, по которым Роспатент может запросить у вас дополнительную информацию, попросить устранить недостатки, что всегда будет тратой вашего времени и денег. Как этого избежать? Рассказываем!

Допустим, вы уже подали свое обозначение в Роспатент на регистрацию в качестве товарного знака, все оформили верно, получили форму 940 (Уведомление о приеме и регистрации заявки) и оплатили пошлину.

Однако спустя несколько недель Вы получаете уведомление формальной экспертизы (форму 951), в которой сказано что пошлину вы оплатили и даже сумму оплатили верно, и реквизиты указали правильно. Но…

Есть одна неувязочка: в назначении платежа указал, что пошлина оплачена по п. 2.1. и по п. 2.1 (2 раза одинаковое назначение платежа) приложения к Положению о пошлинах (полностью документ имеет очень длинное название, его смысл в том, что он регулирует размер пошлин за совершение юридически значимых действий по патентам и товарным знакам), или указали оплату по п. 24, вместо п. 2.4, или оплатили только одну пошлину. Кажется, что это глупо и никто не обращает на это внимание, но Роспатент действительно учитывает каждую точку и каждую цифру при оплате пошлин.

Кажется, что это глупо и никто не обращает на это внимание, но Роспатент действительно учитывает каждую точку и каждую цифру при оплате пошлин.

Сразу поясним, что при подаче заявки необходимо одновременно оплачивать пошлину и по п. 2.1. – пошлина за регистрацию заявки на регистрацию товарного знака и принятие решения по заявке на товарный знак по результатам формальной экспертизы, и по п. 2.4. — проведение экспертизы обозначения, заявленного в качестве товарного знака, и принятие решения по ее результатам.

Так вот, если пошлина оплачена неверно – Роспатент вам об этом скажет и обязательно укажет, что пошло не так. Например, поскольку указанное в назначении платежа юридическое действие «2.1» не соответствует юридическому действию, предусмотренному подпунктом 2.4 приложения №1 к Положению о пошлинах (тот случай, когда дважды оплачена пошлина по п. 2.1.), после чего предоставит дополнительный срок 2 месяца на устранение недостатков, в течение которого необходимо представить ходатайство от лица, уплатившего пошлину (плательщика), о зачете денежных средств.

Таким образом, на самом первом этапе вы потеряете определенное время, если допустите такую мелкую ошибку. Более того, если не подать в указанные сроки ходатайство о зачете пошлин, вам предоставят дополнительные 6 месяцев, но только пошлина увеличится на 50%, а если и в этот срок не выполнить все требования – вашу заявку признают отозванной и необходимо будет начинать все с самого начала.

Кроме того, подобный запрос Роспатент может направить в ваш адрес и когда пошлина оплачена абсолютно верно, но не тем лицом, т.е. не от имени заявителя по заявке. В таком случае необходимо либо подать ходатайство о зачете пошлин, либо предоставить поручение, согласно которому заявитель по заявке поручает плательщику пошлин оплатить за него пошлины в Роспатент по конкретной заявке, в точно определенном размере.

Ошибки при оформлении заявки

Далее — прохождение формальной экспертизы, общая процедура сводится к проверке корректности заполнения заявки. Именно на этом этапе достаточно часто бывают ошибки, которые могут допустить даже самые опытные специалисты.

Например, существует графа № 591 (цветовое сочетание), в которой нужно указать те цвета, которые используются в вашем обозначении. Вы указали все цвета которые видите – синий, красный, зеленый и т.д. Но, экспертиза с вами не может согласиться в полной мере и направляет запрос, в котором указано, что заявка не удовлетворяет положениям Правил, в связи с чем необходимо в течение трех месяцев со дня направления запроса представить дополнительные материалы, без которых проведение формальной экспертизы невозможно.

Мотивирует Роспатент это тем, что цветовое сочетание, в котором испрашивается регистрация товарного знака, не соответствует приведенному изображению заявляемого обозначения, поскольку помимо приведенных в графе 591 заявки цветов, не указан, например, серый цвет, который присутствует на изображении – тень от основного объекта. Или еще другой цвет, который видно внутри основного обозначения, что очень сложно заметить.

Таким образом, предоставляется срок 3 месяца для устранения недостатков. В указанный срок обязательно необходимо подать заявление об изменении заявленного обозначения, в котором уточнить испрашиваемое цветовое сочетание товарного знака, иначе заявка будет признана отозванной (п. 4 ст. 1497 ГК РФ).

Также на стадии формальной экспертизы эксперты Роспатента очень внимательно проверяют данные об адресе заявителя – графа 731, данные об адресе для переписки – графа 750, который может отличаться от адреса заявителя, и, если вы действительно забыли указать номер квартиры, будьте уверены – вам обязательно направят уточняющий запрос и вновь предоставят дополнительный срок на устранение недостатков. Устранением которых является подача заявления об уточнении данных о заявителе или адреса для переписки.

Требования к регистрируемому обозначению

Кроме того, у Роспатента могут быть замечания и по качеству изображения вашего товарного знака. Возможно, что при подаче изображение сжимается и немного искажается, в связи с чем эксперты укажут вам, что изображение заявленного обозначения имеет нечеткие контуры и выполнено в низком качестве (нарушено требование к представлению заявляемого обозначения).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 27 Требований, файл, содержащий изображение заявленного обозначения, должен отвечать требованиям, позволяющим распечатать его с соблюдением формата 8 х 8 см. или 8 х 10 см.
Тип файла должен быть одним из следующих: TIF, TIFF (для изображений не должен использоваться какой-либо тип сжатия) или DOC.
Объем файла — не более 5 Мб.
Размер изображения — 945×945 точек (не больше).
Разрешение — не менее 300 dpi.
Фон изображения не должен быть прозрачным.

И мы приходим к тому, что в течение 3 месяцев необходимо подать заявление об уточнении заявляемого обозначения, с прикреплением вашего товарного знака в качественном формате. Если представить файл электронного изображения качественного графического исполнения не представляется возможным, Вам предложат представить изображение, оформленное в качестве приложения к заявке на бумажном носителе.

Если в течение 3 месяцев со дня направления запроса не будут представлены дополнительные материалы — заявка будет признана отозванной, время будет потеряно.

Экспертиза заявленного обозначения: возможные ошибки

Основная стадия рассмотрения заявки – экспертиза заявленного обозначения, предусмотрена ст. 1499 ГК РФ. В ходе проведения экспертизы проверяется соответствие заявленного обозначения требованиям статьи 1477 и статьи 1483 ГК РФ. Максимальный срок экспертизы по существу составляет двенадцать месяцев со дня принятия заявки к рассмотрению по результатам формальной экспертизы, если не требуется направление заявителю запроса дополнительных материалов (п. 100 Административного регламента Роспатента).

Учитывая, что стадия экспертизы заявленного обозначения является наиболее продолжительной, никто точно не захочет, чтоб этот срок стал еще больше. А подобная ситуация весьма возможна, если была допущена неочевидная ошибка на этапе подачи заявки.

Существует такая графа № 526 – неохраняемые элементы. В данной графе необходимо указать, какие элементы вашего товарного знака являются неохраняемыми. Например, если ваш товарный знак, помимо иных элементов, содержит общеупотребимые слова как хлеб, сахар, сапоги, ресторан и т.д. Вот все эти слова необходимо указать в графе 526. Если этого не сделать – Роспатент пришлет вам Уведомление о результатах проверки соответствия заявленного обозначения, в котором будет указано, что входящие в состав заявленного обозначения словесные элементы «хлеб», «вода», «ресторан» не обладают различительной способностью, являются неохраняемыми на основании п. 1 ст. 1483 ГК РФ, и предоставит дополнительный срок 6 месяцев для указания заявителем своих доводов относительно приведенных в уведомлении мотивов, которые будут учтены при принятии решения по результатам экспертизы заявленного обозначения.

Безусловно, такой ответ можно подать и через день, но Роспатент имеет право принять решение о регистрации в течение 1 месяца со дня получения ответа. А если такой ответ не поступит, то этот срок необходимо исчислять после 6 месяцев. Таким образом, из-за отсутствия в графе 526 одного слова вы можете потерять дополнительно от 1 до 7 месяцев.

Таким образом, из-за отсутствия одного слова вы можете потерять дополнительно от 1 до 7 месяцев.

Также на стадии экспертизы заявленного обозначения Роспатент проверят правильно ли в заявке вы указали классы МКТУ и правильно ли их соотнесли с заявленными товарами. Даже если вы указали все верно, но какой-то термин не является прямо отраженным в классификаторе, Роспатент может направить вам запрос на уточнение информации.

Приведем пример из практики.

Была подана заявка на регистрацию товарного знака в отношении товаров 31 класса МКТУ «корма для животных» и одним из товаров был указан «добавки к кормам для животных, включенные в 31 класс». Экспертизе это не очень понравилось, поскольку такой формулировки в классификаторе нет и дополнительно они посчитали, что заявленная формулировка не может быть идентифицирована как относящаяся к 31 классу МКТУ, может подразумевать товар 05 класса, куда входят добавки для животных.

Пришлось отдельно доказывать экспертизе, что «добавки к кормам для животных, включенные в 31 класс» не относятся к 05 классу МКТУ, приводить примеры и конкретные составы добавок, только после этого экспертиза согласилась с нами и оставила все заявленные позиции без изменений.

Вот так можно вновь потерять ценное время, если такая ситуация произошла – важно в кратчайшие сроки предоставить мотивированный ответ, чтоб процесс регистрации продолжился как можно быстрее.

Почему Роспатент может не выпустить свидетельство?

Пройдя успешно все стадии регистрации, получив решение о регистрации, вам лишь необходимо оплатить пошлину по п. 2.11. приложения к Положению о пошлинах за регистрацию товарного знака и выдачу свидетельства в форму электронного документа. Но и на этом этапе можно вновь допустить ошибку, о которой уже говорилось ранее, после чего Роспатент направит вам соответствующий запрос, и пока вы не устраните недостатки Роспатент не выпустит свидетельство, поскольку пошлина оплачена с ошибкой.

Вот далеко не полный, но основной перечень неочевидных ошибок, с которыми может столкнуться заявитель при регистрации товарного знака.

Учитывая все изложенное – ошибиться можно достаточно просто и потерять на этом уйму времени и денег. Чтобы не допускать таких ошибок или устранять их в момент выявления, максимально эффективно, в кратчайшие сроки получать результат – обращайтесь к профессионалам, которые уже проходили все стадии тысячи раз и возьмут на себя всю процедуру регистрации, пока вы будете заниматься бизнесом.

Типичные ошибки при регистрации товарного знака

Типичные ошибки при регистрации товарного знака

Как не совершать ошибки при регистрации товарного знака?

В данной статье мы расскажем о семи самых распространенных ошибках при создании собственной торговой марки и регистрации своего товарного знака и, конечно же, расскажем о способах избежать этих ошибок.

Ошибка №1

Предприниматель решает, что может взять любое слово или словосочетание в интернете или другом источнике и зарегистрировать его в качестве своего товарного знака.

Что в результате?

  • «Придуманный» товарный знак оказывается непатентоспособным и в дальнейшем предпринимателю приходится сталкиваться с трудностями при регистрации. Возникшую проблему такого рода часто удается решить только в Палате по патентным спорам.
  • Объем прав, возникший в результате такой регистрации, часто оказывается слишком мал и недостаточен для защиты интересов собственника товарного знака.

В настоящее время рассмотрение таких дел в ведении Суда по интеллектуальной собственности — https://ipc.arbitr.ru/

Решение:

  • Изучить раздел Znakoved посвященный разработке товарного знака.
  • Изучить статью «Инструкция по созданию торговых марок».

Ошибка №2

Предприниматель решает, что НЕ МОЖЕТ ИЛИ НЕ ХОЧЕТ самостоятельно придумать название и обращается в рекламное агентство, в надежде, что ему представят абсолютно новый товарный знак (его графическую часть) или словесное обозначение.

Что в результате?

  • Ситуация один в один повторяет ситуацию с ошибкой №1.

Решение:

  • Овладеть необходимой информацией или поручить эту задачу компетентному специалисту. Специалисту, чьи компетенции лежат не только в сфере создания дизайна и придумыванию словесного обозначения, но и в сфере оценки патентоспособности каждого разработанного проекта товарного знака. Также выходом является совместная работа с таким специалистом над вашим товарным знаком.

Ошибка №3

Предприниматель решает (или просто забывает) не регистрировать домен схожий с товарным знаком в зоне ru или com. Впоследствии домен регистрирует другое лицо. Хорошо, если предпринимателю уступят такой домен за $ хххх. Если же договориться не удается, ошибка практически не исправима.

Что в результате?

  • Отсутствие контроля за доменом. В большинстве случаев это просто неприемлемо — содержание домена скорее всего будет вызывать как минимум недоуменные ассоциации с вашим товарным знаком.

Решение:

  • Обязательно регистрировать домен, делать это самостоятельно или полностью контролировать процесс.

Ошибка №4

Нежелание проводить предварительный поиск на схожесть и тождественность среди уже зарегистрированных товарных знаков и заявок на регистрацию перед подачей заявки на государственную регистрацию своего товарного знака.

Что в результате?

  • Через несколько месяцев вы получаете отказ в регистрации вашего товарного знака на основании того, что такой товарный знак уже зарегистрирован или существует заявка с более ранним, чем ваш приоритетом. Как итог — впустую потраченные средства (государственную пошлину вам никто не вернет) и напрасно потерянное время.

Решение:

Еще раз ознакомиться с аргументами приведенными в соответствующих разделах Znakoved:

  • Каждый товарный знак уникален
  • Разработка товарного знака без ошибок
  • Разработка товарного знака и знака обслуживания

После ознакомления стоит сделать единственно верный вывод: каждый проект вашего товарного знака должен быть проверен на патентоспособность.

Ошибка №5

Неверный подбор классов МКТУ для вашего нового товарного знака.

Что в результате?

  • Новый товарный знак не защищает интересы своего владельца относительно тех задач, для которых изначально планировалась регистрация знака.

Решение:

  • Изучить раздел Znakoved подбор классов МКТУ для товарного знака и стараться следовать рекомендациям размещенным на официальном сайте МКТУ 10 (ссылка на официальный сайт расположена в тексте раздела)

Ошибка №6

Использование общепринятых элементов (крест, чаша и змея, государственный флаг и т.д.) как доминирующих в новом товарном знаке, не охранные элементы (элементы на которые никому нельзя претендовать монопольно) в качестве доминирующих.

Что в результате?

  • Использование таких элементов делает новый товарный знак слабым (если он вообще сможет пройти государственную регистрацию).

Решение:

Еще раз ознакомиться с инструкция по регистрации товарных знаков и посмотреть разделы:

  • Каждый товарный знак уникален
  • Разработка товарного знака без ошибок
  • Разработка товарного знака и знака обслуживания

Ошибка №7

Самая главная ошибка, которую предприниматель способен допустить относительно товарных знаков — это нежелание регистрировать собственный товарный знак. Кроме всех преимуществ владения собственным товарным знаком одним из самых главных мотивов для предпринимателя является желание обладать правами на совершенно уникальную товарную марку и с гордостью отмечать свои товары и услуги собственным исключительным образом.

Решение:

РЕГИСТРИРОВАТЬ СОБСТВЕННЫЙ ТОВАРНЫЙ ЗНАК

Znakoved рекомендует предпринимателям для создания товарного знака проводить «мозговой штурм», избегать штампов и клише, не копировать чужие идеи, придумывать образное, составное обозначение (например, первые буквы фамилии и имени: Дмитрий Котов – Дмико, Андрей и Владимир — Анвла). Хорошим выходом является использование фантазийных слов и словосочетаний для того класса товаров и услуг, в котором вы работаете. Например легендарный «Кодак» – в название товарного знака входит вымышленное слово и изображение.

Znakoved рекомендует исключить слова содержащие буквы, которые могут быть неоднозначно транслитерированы, так как использование таких слов может вызвать путаницу при регистрации и использовании одноименного доменного имени.

Товарные знаки и торговые марки:

  • Инструкция по созданию торговых марок

    Если вы уже задумались над созданием собственной торговой марки или вас волнует вопрос как использовать торговую марку в своем бизнесе или может быть вас больше занимает вопрос как придумать и как зарегистрировать собственную торговую марку то эта статья для вас.

  • Инструкция по регистрации товарных знаков

    Тема данной статьи — Инструкция по регистрации товарного знака. После прочтения предыдущей статьи (Инструкция по созданию торговой марки) у вас должны были появиться идеи как разработать собственную торговую марку и теперь пришла пора стать ее законным правообладателем.

  • Ответы на вопросы по товарным знакам

    Самые частые вопросы при регистрации товарных знаков совершенно разные! Без этих ответов регистрация собственного товарного знака (бренда, торговой марки) кажется чем-то ненужным, слишком сложным и непредсказуемо дорогим. Проблема заключается в поиске ответов на эти вопросы. Какие же источники нам приходится использовать?

  • Передача прав на товарный знак

    Уступка товарного знака может осуществляться на возмездных и безвозмездных условиях, а основанием для уступки является гражданско-правовой договор. По данному договору собственник товарного знака утрачивает все свои права на него и отказывается от дальнейшего использования знака.

Исключительные права, а значит и монополию на обозначение (марку, логотип, слоган) можно приобрести только после регистрации в качестве товарного знака. Однако, далеко не любое обозначение может стать товарным знаком.

Почему один логотип можно зарегистрировать и, тем самым, защитить права его владельца, а другой нет?

Существует много причин для отказа в регистрации и значительная их часть может быть устранена еще при разработке знака. Речь в данном случае идет об абсолютных основаниях для отказа в регистрации.

Зная эти «отказные основания» дизайнеры и специалисты по неймингу могут создать сильную торговую марку и, благодаря этому, получить дополнительную лояльность и признательность со стороны своих клиентов. Не всегда бывает просто увидеть абсолютные основания, в этом случае может помочь консультация опытного патентного поверенного.

Что такое абсолютные основания?

Абсолютные основания касаются содержания обозначения и его внешнего вида. Наличие абсолютных оснований ставит под сомнение главную задачу товарного знака – выделить, индивидуализировать продукт среди общего многообразия однородных товаров и услуг.

Перечислим, какие обозначения не имеют шансов на регистрацию в качестве товарного знака, по абсолютным основаниям.

Обозначения, не обладающие различительной способностью (п. 1 ст. 1483 ГК РФ)

  • Отдельные буквы без оригинального графического исполнения, которые не имеют словесного характера или не воспринимаются как слово

 «А», «ZXR»

  • Цифры и числа также без оригинального графического исполнения

0, 1, 56, 809

  • Простые линии и геометрические фигуры, и их сочетание

1

  • Реалистические или схематические изображения товаров, заявляемые для обозначения этих товаров

Например, в данном знаке    изображение рожка мороженного не охраняется, соответственно, в своих торговых марках этот рожок смогут использовать и другие предприниматели.

  • Простые указания товаров или услуг (регистрация в данном случае не состоится, поскольку другие лица должны иметь возможность использовать эти обозначения в своей деятельности)

В этом товарном знаке монополия на слово «семечки» не предоставлена.

  • Общепринятые сокращения и аббревиатуры

Например, «ООО», «ЧОП», «ВУЗ» и т.п.

Обозначения, состоящие исключительно из неохраняемых элементов (п. 1 ст. 1483 ГК РФ)

  • Вошли во всеобщее употребление для товаров определенного вида

Примеры таких обозначений: целлофан, термос, ланолин, вазелин, сахарин, целлулоид, эскалатор, примус, граммофон, магнитофон, линолеум.
Сложно поверить, но все вышеуказанные обозначения когда-то были охраняемыми товарными знаками.

  • Являются общепринятыми символами и терминами

(в данном случае речь идет о символах и терминах, характерных для определенной сферы при регистрации для товаров и услуг именно в этой сфере)

Например, слово «ФАРМА» является общепринятым термином в области фармацевтики, в связи с чем, монополию на него для фармацевтических и медицинских товаров (и соответствующих услуг) получить нельзя.
Примеры товарных знаков, включающих слово «ФАРМА» и принадлежащих разным лицам:
         

  • Характеризуют товары, в том числе указывают на: вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, время, место и способ их производства или сбыта.

Например:

  • ВИД (простые наименования товаров): молоко, шоколад, масло и т.п.
  • КАЧЕСТВО (указание качественных характеристик товаров, в том числе носящих хвалебный характер): лучший, натуральные, и т.п.
  • КОЛИЧЕСТВО (указания веса, объема, цены товаров, даты производства товаров): 1 литр, 200 гр.
  • СВОЙСТВА (в том числе, указание материала или состава сырья): говядина, творожный, молочный, 100% cotton и т.п.
  • НАЗНАЧЕНИЕ (указание на назначения товара): только для женщин, для мальчиков.
  •  ВРЕМЯ, МЕСТО И СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ИЛИ СБЫТА: сделано вручную, оптом.
  • Представляют собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров

Например, форма бутылки, упаковки товара:
    

Обратите внимание: если все перечисленные неохраняемые элементы занимают в обозначении доминирующее положение, то Роспатент в регистрации ОТКАЖЕТ. Регистрация возможна, если данные элементы не занимают в знаке главенствующего (доминирующего) положения (как правило, не более 30 %). В этом случае они могут быть включены в товарный знак без предоставления им самостоятельной правовой охраны, а значит и монополии на них.

В нижеприведенных знаках словесным элементам «ООО», «ЧОП», «Молоко октябрьское», «Лучший отдых», «1 л, настоящий литр», «Только для женщин» самостоятельная правовая охрана также не предоставлена. Но, благодаря тому, что эти элементы не доминируют в знаках, регистрация знака в целом стала возможной.

                

Исключения

Регистрация обозначения, состоящего только из неохраняемых элементов возможна в следующих случаях:

— это обозначение стало хорошо известно потребителям в результате его использования еще до подачи заявки в Роспатент (т.е. приобрело различительную способность).

Так, патентные поверенные нашей компании смогли доказать приобретение различительной способности для словесных элементов следующего товарного знака:

— указанные элементы образуют комбинацию, которая в целом является оригинальной и обладает различительной способностью.

Маленькие хитрости

Можно ли обойти абсолютные основания для отказа в регистрации? Сложно, но можно.

Вот пример из практики нашей компании. Клиент обратился по вопросу регистрации обозначения «ВСЕСВЕТОДИОДЫ«, в том числе, для товаров, связанных с осветительным оборудованием. Риск отказа по абсолютным основаниям был очень велик, поскольку обозначение указывает на вид продукции. Патентные поверенные нашей компании рекомендовали использовать сочетание букв кириллического и латинского алфавита, что придало обозначению фантазийный характер.

В итоге наш клиент стал счастливым владельцем товарного знака:

Любое ли обозначение (логотип, слоган) стоит регистрировать как товарный знак? Безусловно, нет. Не всегда перед предпринимателями и дизайнерами стоит эта задача.

Однако стоит помнить, что получение монополии на обозначение, уже используемое или разрабатываемое, не только надежно защитит бизнес, но и поможет компании получить дополнительную прибыль (через заключение лицензионного договора, предоставление франшизы).

Регистрация товарного знака

Безлимитные услуги под ключ: зарегистрируем знак или вернем деньги

+ скидка на пошлины 30%

Услуги и цены

Отказы в регистрации товарного знака: причины и способы их устранения

Содержание

Вынесен отказ: абсолютная или относительная причина?
Варианты абсолютных и относительных причин для отказа
Как эксперты проверяют обозначения?
ТОП-20 причин отказа в регистрации товарного знака
Как бороться с отказами Роспатента

Отказ в регистрации товарного знака – это не беда: мы объясним, как исправить ошибки

Вынесен отказ: абсолютная или относительная причина?

В Роспатенте принимают отрицательные решения по причинам, установленным законодательством в ст. 1483 ГК РФ. Их можно условно разделить на две группы: абсолютные и относительные.

Абсолютными называют основания, которые отвечают на вопрос: “Выполняет ли данное обозначение индивидуализирующую функцию?”. Такие причины могут возникнуть, если в работе над товарным знаком отсутствовал творческий подход, поэтому он не обладает различительной способностью.

Относительные — это причины, связанные с уникальностью товарного знака. Они отвечают на такой вопрос: “Не является ли данное обозначение тождественным охраняемым обозначениям? Не нарушает ли оно права третьих лиц?”.

Варианты абсолютных и относительных причин для отказа

Абсолютные причины Относительные причины
Отсутствует различительная способность, в том числе:

  • обозначение описывает свойства товара, а не его особенности;
  • это слово с общеупотребительным значением;
  • это общеупотребительный символ.
Обозначение полностью или частично копирует ранее зарегистрированный товарный знак.
Обозначение состоит из букв, сочетание которых не имеет значения. Пример товарных знаков, которые не будут зарегистрированы: ДЛШ, ИАВ. Тождественно общеизвестному товарному знаку.
Состоит из одного или нескольких элементов, запрещённых для регистрации в качестве товарного знака:

  • государственной символики;
  • названий и символов международных организаций (ООН, НАТО);
  • государственных знаков отличия (ордена, медали).
Напоминает товарный знак из другой категории средств индивидуализации: промышленный образец, коммерческое обозначение и др.
Это обозначение не соответствует действительности или вводит в заблуждение покупателя. В названии есть орфографические или грубые грамматические ошибки;
Обозначение противоречит моральным и гуманным принципам. Так, в 2017 году было отказано в регистрации товарного знака “Йошкин кот”. Обозначение отсылает к научным трудам или художественным произведениям (при этом не получено согласие автора).
Включает в себя изображение или название объектов культурного достояния. Пример — обозначение “Александровский сад”. Его не зарегистрировали, поскольку оно является культурным наследием России. Указывает на имена и фамилии знаменитостей.
Содержит символы или слова, ассоциирующиеся с иностранными алкогольными напитками. Содержит географическое название.

Как эксперты проверяют обозначения?

Нюансов много, поэтому важно не допустить этих ошибок ещё на стадии создания обозначения. Эксперты Роспатента, руководствуясь Федеральным законом о защите интеллектуальной собственности, проверяют каждое обозначение на предмет совпадений с различными объектами интеллектуальной собственности.

Какие это могут быть объекты?

Проверка объектов интеллектуальной собственности при проведении экспертизы товарного знака в Роспатенте

Объект сравнения Основания для отказа
Другие товарные знаки Любое совпадение с охраняемыми товарными знаками невозможно. Обозначение зарегистрируют только в одном случае: если вы сможете прекратить правовую охрану товарного знака конкурента, не используемого более трёх лет.
Заявления (обозначения на стадии рассмотрения) Обозначение, поданное на регистрацию, всегда имеет приоритет перед всеми последующими заявками.
Общеизвестный товарный знак Общеизвестный товарный знак защищён по всем классам товаров и услуг. Поэтому регистрация обозначения, напоминающего общеизвестное, невозможна.
Наименование места происхождения товара (НМПТ) Не получится зарегистрировать кафе “Тульский пряник” или “Пряник из Тулы” даже в Туле. Совпадение или схожесть с НМПТ не допускается.
Промышленный образец Все изображения и объёмные обозначения проверяют на предмет совпадения с промышленными образцами, поскольку это также объект интеллектуальной собственности, охраняемый законом. Совпадений быть не должно.
Коммерческое обозначение Как и в случае с рассматриваемым обозначением, преимущество будет у заявки с приоритетом.
Имена знаменитостей, в т.ч. псевдонимы Назвать фирму именем известного лица без его согласия невозможно. Однако вы можете использовать как товарный знак имя (фамилию), которое обладает различительной способностью и не ассоциируется у потребителя с другими обозначениями.
Авторские произведения Названия художественных текстов, в том числе имена персонажей, цитаты из них не могут быть зарегистрированы без согласия самого автора.

ТОП-20 причин отказа в регистрации товарного знака

Причина 1. Отсутствует различительная способность товарного знака.

П. 1. ст. 1483 ГК РФ утверждает, что невозможно получить права на обозначение, которое не обладает различительной способностью. Другими словами, товарный знак должен выделяться, отличаться от общепринятых или ранее зарегистрированных обозначений. В противном случае он не пройдёт экспертную проверку.

Проверьте знак на риски отказа

Введите название и узнайте свои шансы на регистрацию товарного знака в Роспатенте

Главная функция товарного знака — отличать вашу компанию от других, формировать устойчивые ассоциации с вашей продукцией у потребителей. Этого невозможно достичь, если товарный знак состоит из таких элементов:

  • общеупотребительных слов или изображений;
  • специфических профессиональных или научных терминов;
  • слов, указывающих на свойства товара, например, цвет, качество, количество и т.п.
  • указывает на свойство или назначение продукции (например, значок машины для автомобильной компании).

Эти элементы могут присутствовать внутри товарного знака, если не являются основными и не преобладают над другими элементами обозначения. Их зарегистрируют как неохраняемые элементы.

В последние несколько лет участились попытки зарегистрировать неразличимые элементы как товарный знак. Иногда они получают правовую охрану, но это скорее исключение, чем правило. Известный пример — регистрация товарного знака “BMW” (изначально сочетание этих букв не обладало различительной способностью. Только когда покупатели стали ассоциировать аббревиатуру с машинами, товарный знак зарегистрировали).

Причина 2. Товарный знак включает общеупотребительные слова

В обозначении не должно быть слов и выражений, которые перешли в разряд общеупотребительных по отношению к товарам определённого вида. Такие слова как “ксерокс”, “джип”, “хлеб”, “молоко” не обладают различительной способностью, следовательно, не могут индивидуализировать товар.

Причина 3. В товарном знаке есть общепринятые элементы

Знаки, символы и термины, относящиеся к общепринятым, не могут получить правовую охрану. К ним относятся:

  • линии и простые геометрические фигуры;
  • символы, которые используются повсеместно: @, “!”, “$”; 
  • аббревиатуры и сокращения (НИИ, ОГРН, вуз);
  • название иного товара (аспирин).

👆

Если такой символ используется, то нужно вынести его в неохраняемые элементы или оформить графически.

Причина 4. Товарный знак отражает свойство продукции

Если название вашей фирмы или наименование продукции — это просто отражение их характеристик, то правовая охрана на них распространяться не будет. Товарный знак не должен указывать на вид, форму, качество, количество, способ производства товара или время изготовления. Также невозможна регистрация обозначений, которые описывают:

  • вес;
  • свойство;
  • цену;
  • адрес изготовителя;
  • историю производства.  

Пример: средство для мытья посуды “Моющее” или жевательная резинка “Для разжевывания”.

Причина 5. В форме товарного знака заключаются его основные свойства

Не допускается регистрация обозначений, форма которых представляет собой главное свойство или назначение товара. Например, объёмные или стандартные изображения продукции фирмы: самолёт для авиакомпании, бутылка спиртного для ликероводочного завода и т.п.

Причина 6. Бессмысленные товарные знаки

Любое обозначение должно иметь какой-то смысл, нести в себе значение. Символ или наименование должны быть понятны с логической точки зрения, в противном случае они не получат защиту. Не используйте эти и подобные элементы в качестве товарного знака:

  • буквы или цифры без значения и должного оформления (“К”, “О”, “77” и т.д.)
  • отдельные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т.п.), а также линии, в которых не прослеживается идея и композиция.

Причина 7. Товарный знак включает государственную символику

П.2 ст. 1483 ГК РФ запрещает регистрировать официальную символику государства в качестве товарного знака. Сюда относятся:

  • герб или флаг РФ (также иные государственные символы);
  • названия государств (в том числе в краткой форме);
  • полные наименования и аббревиатуры государственных организаций (ФИПС, УФМС, ЕврАзЭС и прочие);
  • государственные печати, награды, медали.

Исключение — отличительные элементы международных организаций (например, Гринпис, ООН, изображение Красного Льва или Красного Креста). Они могут быть зарегистрированы как неохраняемые элементы. К примеру, вам нужно включить в обозначение символику Олимпийских игр — пять переплетённых колец. Без согласия Международного олимпийского комитета они не будут включены в товарный знак.

Причина 8. Товарный знак является ложным

Обозначения, по виду или форме которых сложно догадаться о том, кто является истинным производителем, называются ложными. Сюда же относятся товарные знаки, в которых есть географическое название, но оно не соответствует действительности.

Пример: “натуральный хлопок” как один из элементов товарного знака не был зарегистрирован, поскольку компания занимается производством синтетических тканей.

Также одной калининградской фирме отказали в оформлении товарного знака “Байкал”, несмотря на то, что она занималась переработкой байкальской рыбы.

🛑

Двадцать лет назад вышел закон, запрещающий использование государственного гимна как товарного знака.

Причина 9. Товарный знак нарушает моральные принципы

Все обозначения, которые могут вызвать общественный резонанс, оскорбить чувства граждан, зарегистрировать нельзя. Например:

  • лозунги, оскорбляющие и нарушающие принципы государства;
  • нецензурная лексика;
  • изображения, не соответствующие правилам этики;
  • слова и символы, унижающие человека.

Причина 10. Товарный знак ассоциируется с объектами культурного наследия

Обозначение не может полностью или частично копировать исторические и культурные памятники. Сюда же относятся объекты национального достояния, коллекционные изделия, живописные памятники и др.

Если вам удастся получить письменное согласие владельца, например, редкого коллекционного экземпляра, то его изображение можно будет зарегистрировать как товарный знак.

Причина 11. Товарный знак указывает на иностранный алкоголь

Отдельный пункт в Кодексе — запрет на регистрацию обозначений, прямо или косвенно указывающих на спиртные напитки иностранного производства. Заявка будет отозвана в случае, если ваше обозначение содержит элементы с указанием на качество, территорию или другие характеристики иностранного алкоголя, который защищён в другом государстве. Например, в Роспатенте обозначение “Black Horse” не получило правовой охраны, потому что перекликалось с шотландским брендом “White Horse”.

Причина 12. Товарный знак тождественен или сходен с зарегистрированным знаком

Самая очевидная, но при этом часто встречающаяся причина отказа — использование охраняемого обозначения. Либо оно полностью скопировано и является тождественным, либо совпадает с обозначением конкурента в отдельных фрагментах (сходное до степени смешения). В обоих случаях решение только одно — согласовать с владельцем сходного обозначения его использование. Для этого он должен составить письменное согласие, но даже с ним нельзя использовать два абсолютно одинаковых товарных знака.

Определенную роль при регистрации играет приоритет заявки. Если заявку на регистрацию похожего или аналогичного обозначения подали раньше вас, то скорее всего, ваша будет отозвана.

Причина 13. Обозначение тождественно общеизвестному товарному знаку

Если ваше обозначение признано идентичным общеизвестному товарному знаку (даже в тех классах МКТУ, которые вы не отметили), то заявка будет отозвана. Вы можете попробовать получить от правообладателя “письмо-согласие”, но владельцы общеизвестных знаков редко их подписывают.

Причина 14. У товарного знака общие элементы с другими средствами индивидуализации

Ваше обозначение может отличаться от охраняемого обозначения другой фирмы, но если оно тождественно другим средствам индивидуализации, заявка будет отозвана. Эксперты проверят ваше обозначение на предмет схожести с фирменными наименованиями, знаками соответствия, коммерческими обозначениями, доменными именами и промышленными образцами.

🔒

Оформление права собственности невозможно, если другие компании зарегистрировали эти обозначения раньше вас.

Проверка по названиям всех компаний

Показываем ВСЕ риски отказа, в том числе фирменные наименования, домены и заявки на товарных знаки

Причина 15. Товарный знак содержит прямые отсылки к научным или художественным текстам

Если вы заранее обговорите с лицом, кому принадлежат авторские права на произведение, возможность его использования в обозначении, проблем с регистрацией не возникнет. Главное, чтобы товарный знак не вызывал ассоциаций с текстом произведения, его названием или некоторыми фрагментами.

Причина 16. В товарном знаке упоминается знаменитость

Ещё одна причина для отказа: товарный знак ассоциируется с именем или фамилией знаменитости. Чтобы получить права на такое обозначение, нужно взять письменное согласие у известного лица, с именем которого вы хотите создать товарный знак.

Причина 17. В товарном знаке используется географическое название

Тут всё не так однозначно. Успех регистрации обозначения, в котором есть название города, страны, реки, местности или другого географического объекта, зависит от нескольких факторов:

  • что описывает это географическое название: место, где изготавливают продукцию, или место вашего фактического местонахождения?
  • можно ли связать продукцию и географическое название? Не возникает ли противоречий?

И в том и в другом случае получить правовую охрану можно, только если название не вводит потребителя в заблуждение о месте происхождения товара. Пример: товарный знак “Уральские самоцветы” не будет зарегистрирован для предприятия, занимающегося обработкой камней. Но его легко можно запатентовать, если вы находитесь на Урале и продаёте компьютерную технику.

Причина 18. Нет квитанции об оплате госпошлины

Средняя стоимость регистрации товарного знака 38 000 рублей. Она оплачивается тремя платежами: за заявку, за проведение экспертизы и за выдачу свидетельства. Если на одном из этапов не произойдёт оплата, регистрация будет прервана.

Причина 19. Заявитель не отвечает на запросы ФИПС

ФИПС может направить запрос на уточнение каких-либо сведений и даёт на ответ определённое время: от 3х до 6 месяцев. Если в течение этого времени ответ не поступил, ФИПС отклоняет заявку на регистрацию.

Причина 20. Недостоверные данные заявителя

У заявителя изменились реквизиты после прохождения экспертизы по существу, на этапе выдачи свидетельства. Нужно уведомлять Роспатент специальным заявлением и доплачивать пошлину, чтобы получить свидетельство.

Как победить конкурентов

Получите бесплатно краткое руководство по товарному знаку как основному элементу брендинга вашей компании

Как бороться с отказами Роспатента

Бывают предварительные отказы и решения об отказе в регистрации ТЗ

Предварительный отказ — это уведомление от Роспатента в процессе экспертизы по существу. Оно требует юридически обоснованного ответа на вопросы эксперта патентного ведомства. Например, запрос от эксперта ФИПС: “Обозначение Х имеет общие элементы с зарегистрированным товарным знаком Y. Не будет ли оно вводить в заблуждение потребителя?“

Как бороться:
Чтобы развеять сомнения эксперта требуется привести аргументы со ссылками на законодательные акты и судебные прецеденты. Это находится в компетенции патентных поверенных.

Решение об отказе в регистрации товарного знака — это официальный документ, в котором эксперт описывает основание, по которому вынесено решение, ссылаясь на статью 1483, части 4 Гражданского кодекса РФ .

Как бороться:
Обратиться в Палату по патентным спорам. Защита товарных знаков на заседании палаты — это специализация юристов по интеллектуальным правам.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки при реализации услуг
  • Ошибки при регистрации бизнеса
  • Ошибки при реализации проекта
  • Ошибки при реализации основных средств
  • Ошибки при расчете страховых взносов