Ошибки при реализации основных средств

В настоящее время быстрыми темпами происходит старение материально-технической базы оборудования многих российских организаций, а средств на обновление этой базы обычно не всегда хватает. В итоге, теряется предполагаемая эффективность использования активов, а именно за счет нее можно добиться необходимого уровня финансовых средств, которые необходимы организации для ее финансово-хозяйственной деятельности.

Изучение этой проблемы не достигло необходимого уровня, который на данном этапе в полной мере отражал бы реальное значение основных средств в современной экономике как важнейшего фактора ее развития, а также соответствовал изменениям и новым возможностям бухгалтерского учета в условиях его реформирования. Вся острота проблемы, о которой идет речь, находит отражение в существенном обновлении и совершенствовании нормативного регулирования, изменениях базовых аспектов учета основных средств, усилении правовых регламентов их использования, а также расширении спектра хозяйственных операций.

Давайте рассмотрим самые распространенные ошибки в учете основных средств.

Классификация основных средств

К одной из типичных ошибок учета основных средств, выявляемой в ходе проведения аудита, является их неверная классификация. В соответствии с п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств»* (ПБУ 6/01) имущество, приобретенное организацией, признают основным средством в бухгалтерском учете, только если одновременно выполняется ряд обязательных условий:

  • приобретенный объект используется в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг);
  • способность приобретенного актива приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;
  • объект используется в течение длительного времени, то есть срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев;
  • организация не предполагает последующей перепродажи приобретенного объекта.

В соответствии со ст. 252 Налогового кодекса расходы должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены. Отсюда следует, что помимо стандартного пакета документов (договор, накладная, счет-фактура), будет лучше обосновать целесообразность приобретения данного имущества еще и внутрифирменным документом (приказом, распоряжением и т. п.).

На практике очень часто встречается ситуация, когда в бухгалтерском учете основные средства отражаются, но фактически у предприятия они отсутствуют. Это является грубой ошибкой бухгалтера, который не отразил в бухгалтерском учете проводки по выбытию. В данном случае нарушается налоговое законодательство (ст. 122 НК РФ), что может привлечь организацию к налоговой ответственности. Организации будет необходимо доначислить налог на прибыль и соответствующие пени согласно ст. 75 НК РФ, поскольку амортизация в целях налогового учета была завышена, что привело к занижению налога на прибыль.

Встречаются ситуации, когда организация использует объект основных средств уже длительное время, но по документам он отсутствует.

Данные нарушения, в виде учета на балансе отсутствующих основных средств, в первую очередь возникают у организаций, которые проводят инвентаризацию только на бумаге. Конечно, сам процесс проведения инвентаризации очень трудоемок и может занимать длительное время. В связи с этим многие бухгалтеры для оптимизации данного процесса и экономии своего драгоценного времени прибегают к некоторым хитростям. С помощью бухгалтерских программ выдается перечень остатков основных средств. Сотрудники, которые несут ответственность за проведение инвентаризации на предприятии, на практике очень часто не сверяют данные, полученные по бухгалтерскому учету, и фактическое наличие имущества. Проставляют только подписи под документами. Когда организация решает узнать реальное наличие имущества и начинает проводить инвентаризацию, то зачастую возникает ситуация, когда какое-либо имущество на балансе отсутствует.

Необходимо ответственно относиться к проведению инвентаризации, своевременно производить сверку фактического наличия имущества организации с данными бухгалтерского учета, а не ограничиваться формальным оформлением результатов проведенной инвентаризации.

Вопросы аренды

Также часто встречаются ошибки при осуществлении операций связанных с арендой имущества. Например: если организация арендовала помещение и осуществила работы по установке кондиционера, оснащению помещения охранной или пожарной сигнализацией (т. е. произвела модернизацию арендованного имущества).

В таком случае на судьбу данных улучшений, а соответственно на возникновение или прекращение прав арендодателя и арендатора, влияют как минимум два фактора — определение улучшений как отделимых или неотделимых, а также период, в который они были произведены (до или после получения арендодателем права собственности на помещение). Отделимые улучшения являются собственностью арендатора, в свою очередь стоимость неотделимых не возмещается (если на их проведение не было согласия арендодателя). Следовательно, такие улучшения принадлежат арендодателю. Стоимость неотделимых улучшений должна быть отражена в составе имущества собственника даже в том случае, если арендодатель в соответствии с условиями договора не предполагает ее компенсацию арендатору.

К сведению должна приниматься соразмерность расходов, понесенных арендатором в связи с улучшениями имущества, а также стоимость расходов на демонтаж таких улучшений и, если речь идет об оборудовании и материалах, то, насколько будет в возможно в дальнейшем использовать это оборудование и материалы повторно. Согласования стоимости неотделимых улучшений между арендатором и арендодателем подразумевает уточнение следующих вопросов:

  • признание арендодателем факта того, что улучшения действительно были осуществлены арендатором и действительно улучшают потребительские качества арендованного имущества;
  • полезность произведенных улучшений;
  • стоимость произведенных улучшений, подлежащая возмещению арендатору.

По окончании срока действия договора арендатор имеет право распорядиться судьбой произведенных им неотделимых улучшений, несогласованных с арендодателем: либо безвозмездно передать их арендодателю, либо демонтировать, приведя арендуемое имущество в первоначальное состояние.

Также необходимо помнить, что в любом случае данный объект выбывает из состава основных средств организации.

На практике после окончания срока аренды (иногда и досрочно), арендатор съезжает из арендованного имущества. При этом забывают оформить все необходимые документы по передаче произведенной модернизации арендодателю, в результате чего фактически отсутствующие основные средства продолжают учитываться на балансе бывшего арендатора.

Амортизация

Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации. Для начисления амортизации объектов основных средств в налоговом учете применяется только линейный и нелинейный способ. Неправильное исчисление и отражение амортизации в бухгалтерском и налоговом учете на сегодняшний день встречаются довольно часто.

К основным видам ошибок и нарушений, допускаемых при начислении и отражении амортизации в бухгалтерском учете, относят:

1) Неточное отнесение имущества организации к амортизируемой группе. В Налоговом кодексе для каждой амортизационной группы основных средств предусмотрены предельные сроки полезного использования. Например, к первой группе относится все недолговечное имущество со сроком полезного использования от одного года до двух лет включительно; ко второй группе – свыше двух лет до трех включительно и т. д.

2) Неверное определение срока полезного использования объектов основных средств, которое приводит к неправильному исчислению сумм амортизации, а соответственно и к искажению себестоимости произведенной продукции (работ, услуг) и финансовых результатов. Конкретный срок использования имущества организацией устанавливается самостоятельно.

Бухгалтерам организаций также следует обратить внимание на правильность применения специальных коэффициентов при начислении амортизации.

3) Невыполнение требований, изложенных в учетной политике организации по способам начисления амортизации. В целях устранения различий между бухгалтерским и налоговым учетом следует для одних и тех же объектов основных средств устанавливать одинаковые сроки использования.

4) Неверное начисление амортизации. В соответствии с п. 21 ПБУ 6/01 в бухгалтерском учете начисление амортизации начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект был принят к учету. А в налоговом учете  амортизацию  начинают исчислять с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект был введен в эксплуатацию.

В силу специфики деятельности некоторые организации могут временно не использовать амортизируемые основные средства. Следует ли в этих случаях продолжать начислять амортизацию? Прежде всего, необходимо выяснить причину: специфика технологического цикла, сезонный характер работ или вынужденный простой организации.

Приостановить начисление амортизации в бухгалтерском учете можно только в строго определенных случаях:

  • начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта, либо списания его с бухгалтерского учета (п. 22 ПБУ 6/01);
  • при переводе объекта на консервацию на срок более трех месяцев по решению руководителя организации, а также в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев (п. 23 ПБУ 6/01).

Учет процентов по кредитам

Ошибки могут возникать при учете процентов за кредиты, а также заемных средств, которые были привлечены для приобретения основных средств.

Проценты, которые начисляются в бухгалтерском учете еще до принятия объекта основных средств к учету, подлежат отнесению на увеличение его первоначальной стоимости. В налоговом учете сумма процентов должна включаться в состав внереализационных расходов, но только в сумме, рассчитанной исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенной в 1,1 раза (п. 1 ст. 269 НК РФ).

Основные средства принимаются к бухгалтерскому и налоговому учету по первоначальной стоимости. Очень часто на практике неправильно формируется первоначальная стоимость основных средств. Порядок определения стоимости, прежде всего, зависит от способа поступления объекта основных средств.

Способы поступления объектов основных средств выделяют следующие:

  • приобретение за плату;
  • изготовление собственными силами;
  • получение безвозмездно;
  • строительство хозяйственным или подрядным способом;
  • получение от учредителей в счет вклада в уставный капитал;
  • оприходование неучтенных объектов, выявленных при инвентаризации.

Первоначальная стоимость основного средства складывается из суммы всех фактических затрат на его приобретение (п. 8 ПБУ 6/01). И к таким расходам относят:

  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
  • суммы, уплачиваемые организациям по договорам строительного подряда и иным договорам;
  • суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;
  • регистрационные сборы, государственные и таможенные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;
  • невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств;
  • иные затраты, непосредственно связанные с приобретением объекта основных средств.

Для целей налогообложения первоначальная стоимость объекта основных средств, приобретенных за плату, определяется как сумма расходов на приобретение, доставку и доведение до состояния, в котором они пригодны для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов (п. 1 ст. 257 Налогового кодекса РФ). Первоначальная стоимость основного средства может быть неправильно           сформирована, если расходы будут учтены не в первоначальной стоимости, а, например, как общехозяйственные расходы.

На практике очень часто допускаются ошибки при формировании первоначальной стоимости объектов основных средств, полученных по договору мены. В соответствие с п. 11 ПБУ 6/01, первоначальной стоимостью основных средств, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) не денежными средствами, признается стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией.

Стоимость этих ценностей устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей.

Оценка и переоценка основных средств

Встречаются ошибки при отражении оценки и переоценки основных средств. Организации могут переоценивать основные средства по текущей (восстановительной) стоимости (п. 15 ПБУ 6/01). Если организация хотя бы раз проводит переоценку основных средств, то в дальнейшем она должна пересчитывать их стоимость в бухгалтерском учете регулярно, но не чаще одного раза в год.

Порядок проведения процедуры переоценки основных средств определен Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств. В соответствии с п. 43 Методических указаний по бухгалтерскому   учету   основных  средств, под восстановительной стоимостью подразумевается сумма денежных средств, которая должна быть уплачена организацией на дату проведения переоценки в случае необходимости замены какого-либо объекта. Определить восстановительную стоимость объекта можно, используя заключения оценщика; справки БТИ; сведения о ценах, опубликованные в СМИ; данные статистики.

Основные средства можно переоценивать только в бухгалтерском учете. Для целей налогообложения результаты переоценки не принимаются. Поэтому прежде чем организация примет решение о проведении переоценки, необходимо проверить целесообразность этой процедуры. Проводить переоценку следует, если текущая стоимость основных средств однородной группы на 5 и более процентов отличается от их стоимости по данным бухгалтерского учета.

Часто в организациях неправильно учитывают результаты переоценки. Если в процессе проведения переоценки объекта основных средств стоимость увеличивается, то сумма дооценки зачисляется в добавочный капитал. Если в результате переоценки объекта стоимость уменьшается, то порядок отражения результатов переоценки в бухгалтерском учете зависит от того, переоценивался этот объект ранее или нет.

Обычно организации допускают ошибки при отражении уценки основных средств, которые ранее подвергались дооценке. При этом сумма уценки в пределах величины добавочного капитала, образованного за счет сумм дооценки этого объекта (проведенной в предыдущие отчетные периоды) относится в уменьшение добавочного капитала. Если же сумма уценки превышает сумму дооценки, зачисленную в добавочный капитал организации, то сумма превышения относится на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Организации часто неправильно отражают результаты переоценки при выбытии объектов основных средств. В соответствии с п. 15 ПБУ 6/01 при выбытии объекта основных средств сумма его дооценки переносится со счета 83 «Добавочный капитал» на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Чтобы правильно учесть данное требование, у организации должны быть в наличии документы, подтверждающие суммы дооценки объектов основных средств. Невыполнение этих условий также ведет к ошибкам в учете.

Разница между бухгалтерской и налогооблагаемой прибылью (убытком)

Очень распространенной ошибкой в бухгалтерском учете является то, что учет основных средств ведется без учета требований ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» или в связи с неправильным применением данного Положения. ПБУ 18/02 устанавливает  правила формирования и порядок раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о расчетах по налогу на прибыль. В результате различных правил признания доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учете образуется разница между бухгалтерской и налогооблагаемой прибылью (убытком). Отсюда следует, что и налог с прибылей (убытков) будет разным. Налог, который показывается в налоговой декларации, может быть не равен сальдо субсчета «Расчеты по налогу на прибыль» счета 68. Чтобы привести эту неточность в порядок, необходимо скорректировать налог на бухгалтерскую прибыль. Такие корректировки называются разницами.

В соответствии с п. 3 ПБУ 18/02 разницы подразделяются на постоянные и временные. Постоянная разница образуется, когда доход (расход), признанный в бухгалтерском учете, не будет учтен при расчете налогооблагаемой прибыли.

Если в налоговом учете нельзя принять к учету бухгалтерский расход, то налог, рассчитанный по правилам Налогового кодекса РФ, получается больше, чем налог, полученный в бухгалтерском учете. Сумма этого превышения называется постоянным налоговым обязательством. Постоянное налоговое обязательство рассчитывается путем умножения суммы постоянной разницы на действующую ставку налога на прибыль.

Если в целях налогообложения прибыли не может быть признан бухгалтерский доход, то «бухгалтерский» налог больше, чем «налоговый». Его необходимо уменьшить, для этого разницу умножают на действующую ставку налога на прибыль.

В отличие от постоянных временные разницы возникают, когда момент признания дохода (расхода) в бухгалтерском и налоговом учете не совпадает. То есть, либо в бухгалтерском учете доход (расход) признают раньше (быстрее), чем в налоговом, либо наоборот. В целом за период вся сумма дохода (расхода) и в бухгалтерском, и в налоговом учете будет одинаковой.

Если из-за подобных различий в признании доходов (расходов) налогооблагаемая прибыль оказалась временно больше бухгалтерской (когда доходы в бухучете признают медленнее, а расходы быстрее), то разница считается вычитаемой временной. Ведь в этом случае фирма платит в бюджет большую сумму налога, чем та, которая рассчитана в бухучете. В последующих же периодах налогооблагаемая прибыль, рассчитанная в декларации, как раз уменьшится на возникшее отклонение. Из-за того, что разница со временем погашается, она и получила название вычитаемой.

Если же в налоговом учете расходы списываются быстрее, а доходы медленнее, чем по правилам бухгалтерского учета, то налогооблагаемая прибыль оказывается меньше бухгалтерской. Тогда образуется налогооблагаемая разница. Организация заплатит в бюджет меньше, чем начислила в бухгалтерском учете. В следующих же налоговых периодах ситуация изменится, и бухгалтерская прибыль станет меньше налоговой. Тогда налог на прибыль по декларации увеличится на образовавшуюся разницу, и организация будет платить больше налога, чем та его сумма, которая начислена в бухучете.

Временная разница образуется, когда в бухгалтерском и налоговом учете применяют разные методы амортизации. При этом если в бухучете амортизируют имущество линейным методом, а в налоговом — нелинейным, то появляется налогооблагаемая разница. Если же в бухгалтерском

учете применять ускоренный метод амортизации, а в налоговом — линейный, то образуется вычитаемая разница. По мере эксплуатации основного средства временные разницы необходимо погашать, пока они не достигнут нуля. В целом за весь полезный период использования основного средства сумма амортизационных отчислений и в бухгалтерском, и в налоговом учете будет одинакова, если первоначальная оценка основных средств одинакова.

Чтобы отразить в бухгалтерском учете влияние разницы на бухгалтерскую прибыль, нужно умножить их на действующую ставку налога на прибыль, а затем на полученную сумму увеличить или уменьшить начисленный «бухгалтерский» налог.

Если умножить вычитаемую временную разницу на действующую ставку налога на прибыль, получается сумма налога, которая уменьшит в последующие отчетные периоды налог на прибыль, подлежащий уплате в бюджет. Этот налог называется отложенным налоговым активом (ОНА).

Если умножить на ставку налога на прибыль налогооблагаемую временную разницу, получится налог, который увеличит в последующие отчетные периоды налог на прибыль, начисленный в бухгалтерском учете. Такой налог называют отложенным налоговым обязательством (ОНО).

По мере уменьшения налогооблагаемых временных разниц отложенное налоговое обязательство погашается.

Отложенные налоговые активы и обязательства учитывают в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором отражены соответствующие им временные разницы.

Один из самых сложных участков бухгалтерского и налогового учета, где наблюдаются самые значительные различия в правилах признания доходов и расходов — это учет амортизируемого имущества.

Типичные ошибки в учете основных средств

30.11.2020 распечатать

Амортизационная премия, продажа основного средства с убытком и модернизация – вот, пожалуй, самые опасные ситуации в учете основных средств, когда есть риск занизить налоговую базу по прибыли. В статье читайте, как этого не допустить.

Из первоначальной стоимости ОС вычесть амортизационную премию

Тем компаниям, которые вкладываются в основные средства, НК РФ предоставляет возможность применить амортизационную премию. Это своего рода льгота, которая позволяет фирме часть капвложений признать в расходах единовременно. При этом установлены ограничения.

Этот расход не должен превышать:

  • 30% за­трат на приобретение ОС, относящихся к 3 – 7 амортизационным группам. Это имущество со сроком полезного использования от 3 до 20 лет включительно;
  • 10% затрат на приобретение ОС, относящихся к осталь­ным амор­ти­за­ци­онным группам.

Как же может произойти завышение расходов на амортизацию?

Это может произойти в случае, когда бухгалтер забыл исключить из первоначальной стоимости ОС сумму амортизационной премии.

При вводе в эксплуатацию ОС, по которому применена амортизационная премия, включается в амортизационную группу по первоначальной стоимости за минусом этой премии.

Если ее сумму не вычесть, то она будет учитываться в налоговых расходах 2 раза: в первый раз в виде единовременного расхода, а затем – в составе сумм ежемесячной амортизации. То есть первоначальная стоимость ОС будет завышена на сумму амортизационной премии.

Также помните, что по ОС, которые не участвуют в производстве, амор­ти­за­ци­он­ную пре­мию применять запрещено, как, собственно, и начислять по ним саму амортизацию.

Убыток от продажи ОС списывать постепенно

До­хо­ды от про­да­жи амортизируемого имущества можно умень­шить:

  • на оста­точ­ную сто­и­мость ОС;
  • на другие за­тра­ты, свя­зан­ные с его ре­а­ли­за­цией.

Но если вы решили избавиться от ОС, у которого не истек срок полезного использования, и продать его с убытком, не ошибитесь с учетом этого убытка. Единовременно признать его в расходах запрещено.

Полученный при продаже недоамортизированного ОС убы­ток учи­ты­вается в налоговой базе по прибыли в осо­бом по­ряд­ке. В те­че­ние остав­ше­го­ся срока экс­плу­а­та­ции про­дан­но­го ОС убыток рав­но­мер­но списывают в состав про­чих рас­хо­дов.

Расходы на модернизацию ОС списывать постепенно

Еди­но­вре­мен­но спи­сывать затраты на модернизацию, реконструкцию, до­строй­ку, до­обо­ру­до­ва­ние и т. д. основных средств НК РФ запрещает. Стоимость всех этих работ уве­ли­чи­ва­ет пер­во­на­чаль­ную сто­и­мость ОС, даже если оно было пол­но­стью са­мор­ти­зи­ро­вано.

Но на дату за­вер­ше­ния мо­дер­ни­за­ции (до­строй­ки и т. д.) можно единовременно списать в расходы часть за­трат – в виде амортизационной премии. Оставшаяся сумма уве­ли­чи­ва­ет пер­во­на­чаль­ную сто­и­мость и спи­сы­вает­ся через амор­ти­за­цию.

Лектор семинара: О. А. Букина, А. Б. Погребс, Л. А. Котова, Т. А. Новикова, Е. В. Воробьева, Я. В. Калинин, А. А. Ефремова

План семинара:

1. Для признания объекта основным средством момент фактического ввода в эксплуатацию не является определяющим.

2. Реклассификация позволит составить достоверную бухгалтерскую отчетность.

3. В учетной политике полезно закреплять порядок формирования первоначальной стоимости приобретаемого имущества.

4. Земельный участок и здание под снос, приобретенные вместе, учитываются отдельно.

5. Проценты по кредиту включаются в стоимость только инвестиционных активов.

Грамотный учет основных средств компании позволит избежать доначислений по налогу на прибыль, НДС и налогу на имущество. Сегодня я расскажу об ошибках, которые чаще всего допускают компании как в бухгалтерском, так и в налоговом учете при учете основных средств.

Капитальные вложения и оборудование на складе не всегда основные средства.

Начнем с главного: что такое основные средства и как их отличить от других активов. Этот вопрос регулирует ПБУ 6/01 «Учет основных средств». В нем есть два тонких момента, на которые я хочу обратить внимание.

Первое – это основные средства в запасе. Многие почему — то считают, что объект является основным средством, когда он введен в эксплуатацию. А если он не введен в эксплуатацию и находится на складе, то он должен отражаться как капитальные вложения на счете 08. Это одно из серьезных бухгалтерских заблуждений. Дело в том, что основное средство – это объект, который предназначен для эксплуатации в работе компании. Если объект находится на складе, потому что для него просто нет пользователя, то его нужно учитывать на счете 01. Это также справедливо для случаев, когда объект приобретен в качестве резерва или избыточного основного средства. Например, компьютер на складе.

Отговорка о том, что компания не оформила форму ОС — 1 и акт ввода в эксплуатацию, в данном случае не работает. Известно, что первичный документ составляется непосредственно в момент совершения операции. Если это невозможно – сразу после ее завершения. И не через год, когда руки дойдут ввести объект в эксплуатацию и оформить его принятие к учету в качестве основного средства.

Если речь идет об объекте, который требует монтажа, то его нужно учитывать на счете 07. А в процессе монтажа объект числится уже на счете 08 до завершения мероприятий по его установке.

Но  это правило работает не всегда. Допустим, компания формирует новое производственное подразделение – целый производственный объект. Его комплектуют определенным оборудованием. В таком случае это оборудование вводится в состав основных средств одновременно со всем объектом. Даже если по отдельности это оборудование уже пригодно к эксплуатации. Например, лифты, системы пожаротушения и видеонаблюдения – это самостоятельные объекты. Но вводятся они в состав основных средств только вместе со всем зданием в целом. До этого момента они числятся на счете 08.

Второе – это капитальные вложения в арендованные основные средства. Какая здесь частая ошибка. Известно, что если компания произвела некоторые вложения в арендованный объект, то она принимает их на учет в качестве ОС. Конечно, при согласии арендодателя и условии, что он эти затраты не компенсирует.

Все помнят, основные средства служат не менее 12 месяцев. Но если договор аренды заключен на 12 месяцев или на срок меньше одного года, то объекты капитальных вложений на счет 01 не попадут. Потому что они служат менее 12 месяцев. В этом случае компания признает их в качестве расходов будущих периодов. Других вариантов нет: что в налоговом, что в бухгалтерском учете.

Реклассификация основного средства позволит составить достоверную бухгалтерскую отчетность.

Теперь остановимся на реклассификации активов. Это понятие применяется в следующей ситуации. Компания приобретает объект и вводит его в эксплуатацию в качестве основного средства. Но потом руководитель решает, что этот объект будет предназначен для продажи. Очень часто это бывает с недвижимостью и оборудованием. Особенно, если компания хочет прекратить один из видов деятельности. Тогда со счета 01 такой объект по остаточной стоимости переводится на счет 41. Это и есть реклассификация, или рекласс.

Поскольку объект перестает эксплуатироваться, то налоговую и бухгалтерскую амортизацию по нему больше не начисляют. А в бухгалтерском учете его еще консервируют. Дальше этот объект можно отражать в составе второго раздела баланса как оборотный актив.

Но такой порядок могут применять только те компании, которые приняли для себя такую учетную политику. Это нужно для сближения с международными стандартами, чтобы отличия в балансах были минимальными. 

РИСКИ

Но тем компаниям, которые уже закрепили порядок реклассификации в учетной политике, стоит подумать о рисках по налогу на имущество. К сожалению, в российской системе бухучета порядка реклассификации нет. Ни в одном ПБУ не сказано, что если мы поменяли классификацию объекта, то мы можем изменить его принадлежность к тем или иным активам. Специалисты Минфина России в письме от 2 марта 2010 г. № 03 — 05 — 05 — 01/04 сказали, что, если вы родились основным средством, вы им и умрете: никаких трансформаций в процессе жизни не предполагается. И до момента списания основных средств с баланса компания начисляет на них налог на имущество. А списать с баланса основное средство можно только по причине ликвидации, демонтажа или продажи. 

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Для того чтобы избежать претензий налоговиков, компании, производящие рекласс, поступают так. Они настраивают свою бухгалтерскую программу таким образом, чтобы эта часть счета 41 попадала в базу по налогу на имущество. В этом случае объекты попадают в нужную строку бухгалтерского баланса и риски придирок со стороны инспекции сводятся к минимуму. 

Более осторожные компании продолжают отражать объекты на счете 01. Хотя эти «основные средства» предназначены для продажи. То есть формально основными средствами уже не являются. Часто их просто консервируют и не начисляют амортизацию. А налог на имущество платят в общеустановленном порядке.

Что касается доходных вложений. Если компания приобретает объект сразу для сдачи в аренду, то он принимается к учету на счет 03. Это считается доходными вложениями в материальные ценности.

А если приобретенный объект сначала эксплуатировали, а потом решили сдавать его только в аренду, то многие компании спешат делать реклассификацию. Суммы большие, и на отчетность такие операции серьезно влияют. Позиция Минфина здесь такая же: рекласс не предусмотрен. Но на практике компании в этом случае все же ресклассифицируют. Для них важнее достоверность отчетности, а не следование разъяснениям.

Объекты переносятся со счета 01 на 03. Конечно, не по остаточной, а по первоначальной стоимости. Амортизация остается на своем счете 02 и ее не закрывают. Единственное, что не нужно забывать, – эта амортизация для формирования баланса должна вычитаться из строки 135 – доходные вложения. А не из строки 130 – основные средства.

Если основное средство еще не ввели в эксплуатацию, то его лучше законсервировать.

Допустим, объект полностью готов к эксплуатации, находится на складе и не введен в эксплуатацию. Как я уже говорила, он уже должен числиться как основное средство на счете 01. Возникает вопрос, амортизировать его или нет.

Для целей налогового учета он не амортизируется. Поскольку его еще не ввели в эксплуатацию. Поэтому для целей бухгалтерского учета рекомендуется эти объекты ставить на консервацию прямо на складе. Тогда амортизация и остаточная стоимость в бухгалтерском и налоговом учете будут одинаковыми.

Но может возникнуть ситуация, когда консервация невозможна. Например, если компания предполагает затребовать эти объекты со склада менее чем через три месяца. Тогда придется начислять бухгалтерскую амортизацию. В таком случае возникнут временные разницы в соответствии с ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций». Это дополнительная работа для бухгалтера. Поэтому советую постараться законсервировать такие объекты.

Хочу обратить внимание на то, что консервация доживает последние годы. Это связано с тем, что в МСФО понятие консервации не предусмотрено. А наша система бухгалтерского учета постепенно сближается с международными стандартами. (Подробнее об особенностях применения МСФО читайте на стр 71)

Правильная классификация поможет определиться с первичными документами.

Правильно классифицировать объект нужно не только для того, чтобы определиться со счетами бухгалтерского учета. Это также необходимо, чтобы использовать соответствующие первичные документы. Если компания имеет дело с основными средствами, значит, используется «первичка» с кодировкой «ОС». 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Здесь рекомендую обратить внимание на акт ОС — 14. Это акт принятия к учету оборудования, требующего монтажа. О нем компании на практике часто забывают. Это как раз тот документ, которым на склад принимается оборудование и ставится к учету по счету 01. Налоговая обязательно потребует его при проверке. 

А если мы относим активы к МПЗ, то здесь используются другие документы – с кодировкой «М».

В учете не возникнет сложностей, если приобретенное здание вводится в эксплуатацию в момент подачи документов на госрегистрацию.

Перейдем к сложностям, которые возникают при формировании первоначальной стоимости тех основных средств, которые компании покупают, а не получают безвозмездно или по бартеру. 

НЕДВИЖИМОСТЬ

Сначала рассмотрим недвижимость. Здесь возможны две принципиально разные ситуации: недвижимость строится или покупается. 

СТРОИМ

Если компания строит сама, то она изначально собственник такого объекта. А если покупает, то до момента регистрации сделки собственник объекта другой. И этот объект учитывается на балансе продавца. 

ПОКУПЕМ

В сделке приобретения недвижимости важно выделить три даты. Подписание акта приема -передачи, подача документов на госрегистрацию и получение свидетельства о праве собственности на объект. Во времени они всегда идут именно в такой последовательности. Хотя подписание акта и подача документов на регистрацию могут совпадать по дате. Но рассматривать их будем отдельно. 

В соответствии с ПБУ 6/01 компания вправе принять к учету объект только в момент получения на него права собственности.

Но можно ввести объект в эксплуатацию и раньше. А именно в случае, если он уже передан по акту предыдущим собственником и документы поданы на госрегистрацию. Тогда объект вводится в состав ОС в момент подачи документов.

Проблемы могут возникнуть только у компаний, которые подали документы, но им отказали в регистрации прав собственности. Возможные причины – это некомплектные документы, оспоримая сделка, что — то не так оформлено и т. д. В этом случае компании придется исправить бухгалтерскую ошибку. Не снять со счета 01, не показать выбытие, а сторнировать данную операцию. Если объект числился на счете 08, то он должен там и остаться. 

«УТОЧНЕНКА»

Забегая вперед, скажу, что в налоговом учете в этом случае необходимо подать уточненные декларации. Ведь компания не имела права амортизировать такой объект. 

Но на практике компании очень часто начинают принимать к счету 01 объекты в момент подписания акта приема -передачи. То есть до подачи документов на госрегистрацию. Просто есть уверенность в том, что в течение какого — то небольшого периода времени компания доберет необходимые юридические документы и подаст заявление на регистрацию. Поэтому она правомерно эксплуатирует данный объект.

После подписания акта объект в отдельных случаях можно ремонтировать. Правомерность таких действий зависит от будущего предназначения ремонтируемого объекта. Этот момент нужно закрепить в учетной политике. Правда, нормативными документами такой порядок учета не предусмотрен.

Но на практике аудиторы смотрят на него положительно. Дело в том, что МСФО принимает к учету объекты по принципу контроля, а не по юридической ситуации. А здесь контроль есть: объект получен. Если вдруг выяснится, что объект передан компании по недействительной сделке, то придется исправлять бухгалтерскую ошибку. 

НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ

В целях исчисления налога на прибыль важен момент подачи документов на госрегистрацию. Поэтому если в бухучете компания ввела объект в эксплуатацию и начала его амортизировать в момент подписания акта, могут возникнуть сложности. За этот период времени, пока объект амортизируется для целей бухгалтерского учета, он не может амортизироваться для целей налогового учета. 

Подводя итог, еще раз отмечу: амортизация бухгалтерская – с момента ввода здания в эксплуатацию, налоговая – с момента подачи документов на госрегистрацию. Оптимально, когда эти моменты совпадают.

Не всегда дополнительные затраты по установке ОС можно включить в их стоимость.

Важно также понимать разницу в учетных политиках, когда мы решаем с определенного момента учитывать основное средство на счете 08 или на счете 01.

Минфин России допускает налоговую амортизацию незавершенных вложений в объекты основных средств – письмо Минфина России от 29 мая 2006 г. № 03 — 06 — 01-04/107. То есть амортизация может начисляться, когда объект учитывается и на счете 01, и на счете 08. Это касается только бухгалтерского учета.

Но чтобы начать амортизировать основное средство, нужно сначала сформировать его первоначальную стоимость. А при приобретении основных средств могут возникнуть и дополнительные затраты. Допустим, объект учитывается на счете 08. И до момента перевода его на счет 01 компания потратилась на его транспортировку и установку. Такие затраты включаются в его первоначальную стоимость.

Если же компания уже поставила объект на счет 01, то все дополнительные затраты рассматриваются как текущие. Первоначальную стоимость увеличивать уже нельзя. По крайней мере бухгалтерскую. Ведь такие затраты не являются реконструкцией, модернизацией или дооборудование. А других случаев увеличения стоимости нет.

Поэтому компания должна сделать правильный выбор. Если затраты ожидаются существенные, то учетную политику надо принимать в пользу счета 08. Но так как учетная политика – вещь очень консервативная, нужно заглянуть и далеко вперед. Важно понять, как будет выгодно учитывать объекты и формировать их стоимость в далекой перспективе, а не только сегодня.

Стоимость здания, приобретенного под снос, можно включить в первоначальную стоимость нового объекта.

Следующая ситуация. Очень часто приобретается земля с объектом недвижимости. При этом сам объект предназначен для сноса. 

ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК

С учетом земли ситуация простая. Поскольку земля имеет самостоятельную оценку, она выделяется отдельной строкой в договоре. Землю принимают в качестве самостоятельного инвентарного объекта. Ее стоимость не включается в первоначальную стоимость здания или сооружения. Земля не является амортизируемым имуществом. 

ОБЪЕКТ ПОД СНОС

Но не ясно, что делать с объектами под снос, которые стоят на этом участке. Компания однозначно не собирается вводить их в эксплуатацию. И не собирается использовать эти объекты в течение срока более года. Поэтому ставить их на счет 01 нет смысла. Нормативные документы практически никак не регулируют эту ситуацию. Поэтому компаниям приходится фантазировать. 

НА ПРАКТИКЕ

Что происходит на практике: приобретают объекты под снос и ставят на счет 08. Они не амортизируются, с них не платится налог на имущество, они не вводятся в эксплуатацию. В момент сноса эти вложения в основные средства ликвидируются. То есть списываются со счета 08 на счет 91. 

Часто компании пытаются включить вот эту остаточную стоимость снесенного объекта со счета 08 в стоимость нового строящегося объекта. То есть перенести стоимость такого объекта на счет 01. Позиция здесь следующая.

Если компания приобрела объект специально с целью сноса, то он уже числится в органах технической инвентаризации как объект, предназначенный для сноса. Если есть документы, подтверждающие это, то действия компании правомерны. Если же таких документов нет, то придется списывать этот объект со счета 08 на счет 91.

На практике бывает, что объект совсем уже развалился, но в документах числится как нормальный. Тогда его также стоит списать на счет 91. Аналогично списывается объект под снос, если он, по мнению компании, просто морально устарел. То есть он не ветхий, не аварийный и его можно эксплуатировать, но по каким — то причинам он для этого не подходит.

В этих случаях налоговой не удастся доказать, что земельный участок с этим зданием изначально приобретали только для строительства на нем нового объекта недвижимости.

Но есть и другая проблема учета приобретенных под снос объектов. Минфин России в письме от 19 апреля 2010 г. № 03 — 03 — 06/1/277 отметил следующее. Полезные возвраты, полученные при демонтаже и ликвидации основных средств под снос, учитываются по стоимости внереализационных доходов. Делается это проводкой Д10 – К91 по рыночной стоимости и включается в налоговую базу по налогу на прибыль. Но налоговой стоимости при списании со счета 10 эти объекты не имеют. То есть в бухгалтерском учете будет кредит счета 10 в виде расхода, а в налоговом учете не будет. Потому что был демонтаж не основного средства, как указано в Налоговом кодексе, а именно объекта незавершенного строительства.

Обращаю внимание на то, что если компания выделит налоговую стоимость этих объектов в налоговом учете, то при проверке возможен конфликт с налоговиками. 

НОВАЯ ОЦЕНКА

Напомню, что полезные возвраты, которые выявляются при демонтаже, включаются в расходы по рыночной стоимости сравнительно недавно. С 1 января текущего года. А до этого они в налоговом учете принимались как сумма уплаченного налога. То есть если рыночная стоимость какого — нибудь полезного возврата 100 руб., налог на прибыль – 20 руб. И в налоговом учете такой актив принимался по стоимости только 20 руб. Сейчас принимаются все 100 руб. 

Расходы на командировку в отдельных случаях увеличивают первоначальную стоимость основного средства.

Теперь небольшое отступление по командировкам. Затраты на командировки также могут включаться в первоначальную стоимость основного средства. Но только в том случае, если командировочное задание целиком связано с приобретением основного средства.

Допустим, водитель поехал, чтобы пригнать приобретенный автомобиль. Все затраты по авансовому отчету будут включены в стоимость приобретенного автомобиля. А это суточные, стоимость проезда до места получения автомобиля, проживания в этом месте. А также стоимость ГСМ, необходимых для того, чтобы привезти автомобиль с места продажи.

Если же командировка имеет смешанный характер, то командировочные расходы даже не разбиваются. Например, посетить компьютерную выставку и приобрести там несколько компьютеров. Либо встретиться с поставщиками и заодно проконтролировать погрузку основного средства на ж/д платформу. В этом случае все затраты целиком идут на текущие расходы того подразделения, работник которого ездил в данную командировку.

В бухучете проценты за кредит учитываются только в стоимости инвестиционных активов. 

НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ

Следующий момент – это проценты за кредит. В налоговом учете они не попадают в первоначальную стоимость объекта ни при каких условиях. Это всегда внереализационные расходы. Но в Налоговом кодексе много нюансов учета процентов. 

БУХУЧЕТ

Что касается бухгалтерского учета, то проценты за кредит попадают в первоначальную стоимость объектов, если они классифицируются как инвестиционные активы. То есть когда компания покупает автомобили, компьютеры, станки – не инвестиционные активы. В этом случае проценты за кредит в стоимость не попадают. Даже если компания берет кредит на приобретение автомобиля по лизингу. Инвестиционным активом является объект, который требует длительного времени и затрат на его сооружение. Либо на доведение его до состояния, пригодного к использованию. К инвестиционным активам относятся объекты капитального строительства. А также объекты нематериальных активов, создаваемых своими силами, и объекты НИОКР. 

В стоимость инвестиционных активов проценты за кредит включаются по правилам, предусмотренным ПБУ15/2008 «Учет расходов по кредитам и займам».

Отмечу, что нельзя включать проценты за кредит в первоначальную стоимость объекта, если его строительство фактически еще не начато. Если компания купила землю и собирается на ней строить, то проценты за кредит включить в счет 08 нельзя. Это необоснованное завышение капитальных вложений.

Статья напечатана в журнале «Семинар для бухгалтера» № 7, 2010


30 Апрель 2020

Основные средства в любой компании принимаются к учету на основании действующих ПБУ и норм НК. Но практика показывает, что в каждой сфере этот процесс имеет свои особенности. Немало вопросов вызывает учет ОС в производстве. Какие ошибки чаще всего допускают бухгалтеры предприятий?

Прежде всего отметим, что проблемы с учетом могут возникать на разных стадиях, от поступления до ликвидации. Исправлять ошибки сложно, а иногда и недешево. Основное внимание в этой связи следует уделить предупреждению их возникновения.


ОС и расходы отдельно

Начнем с первой стадии учета. Производственным предприятием приобретено оборудование. Бухгалтеру предстоит принять ОС к учету. Согласно действующим правилам, приходуется оборудование по первоначальной стоимости. Если речь идет о налоговом учете, первоначальная стоимость включает расходы на приобретение, доставку, монтаж, подключение, пуско-наладку. То есть к учету принимается полностью готовое к работе оборудование (НК РФ ст. 257). Важно: акцизы, НДС отражаются в учете отдельно.

Основной ошибкой бухгалтера является некорректное определение первоначальной стоимости. Если при расчете не учтены какие-либо расходы, приведенные в соответствующем разделе действующих ПБУ, ОС считаются неправильно принятыми к учету. Ошибка также возникает в учете общехозяйственных расходов, к числу которых по ошибке отнесены те или иные затраты, связанные с приобретением, доставкой, установкой, настройкой оборудования.


Неосновные средства

Часто ошибка возникает на этапе определения категории средств, принимаемых к учету. Так называемые псевдоосновные средства могут быть обнаружены в ходе налоговой проверки. Почему активы принимаются к учету неправильно? Бухгалтер пренебрегает проверкой выполнения одновременно всех условий для определения принадлежности объекта к конкретной категории.

Основное средство предназначено и используется непосредственно в производстве продукции, при оказании услуг, выполнении работ. Также оно может применяться для управленческих нужд. Средства, предоставляемые предприятием во временное пользование, тоже относятся к основным средствам. Последние должны использоваться долго (больше 1 года), не подлежат перепродаже.

Еще одно условие касается экономической выгоды. ОС должны приносить ее предприятию.

Если условия признания основным средством не выполняются или выполняются частично, в бухгалтерский баланс закрадывается ошибка. Неверная классификация объектов может иметь негативные финансовые последствия.

Приведем простой пример. На мебельном производстве появился холодильник. Он приобретен официально, доставлен поставщиком, установлен и подключен. Технику перепродавать предприятие не собирается. Использоваться она будет точно больше года. Можно ли принять холодильник к учету как основное средство? Без соответствующего обоснования целесообразности покупки и распоряжения (приказа) руководителя – нет, поскольку в управленческом и производственном процессе техника не используется. Если соответствующие документы в наличии, экономически покупка обоснована, затраты на ее приобретение можно учитывать при налогообложении прибыли.


Ошибка инвентарного объекта

Основные средства в бухгалтерском учете рассматриваются как инвентарные объекты. Каждый из них нумеруется, согласно нормам ПБУ. Ошибки нередко случаются, если к учету принимаются основные средства, состоящие из нескольких объектов (частей). Кто-то учитывает весь комплекс как один инвентарный объект, кто-то присваивает номер каждой отдельной части.

Так кто же прав? А прав тот, кто разделяет ОС на несколько инвентарных объектов, если составные части имеют разный срок использования. Соответствующее требование есть в действующих ПБУ.

Можно ли считать одним инвентарным объектом технический комплекс из нескольких частей? Да, если оборудование может работать только в сборе. На этот счет налоговая и Минфин периодически дают письменные разъяснения.


Амортизация: быть или не быть?

Неправильная классификация основного средства при принятии к учету влечет за собой проблемы амортизации. Бухгалтер может ошибиться, отнести не подлежащее амортизации имущество к амортизируемому. Чаще всего проблемы возникают с объектами незавершенного строительства, материально-производственными запасами. Иногда к амортизируемому имуществу ошибочно относят финансовые инструменты срочных сделок и ценные бумаги. Обусловлено это может быть банальной халатностью или пресловутым человеческим фактором. Технические ошибки также имеют место.

Еще одна фокусная точка – получение основных средств и передача их в безвозмездное пользование. Если последнее указано в договоре, оборудование и имущество выводятся из состава амортизируемого. Не подлежит амортизации и законсервированное больше чем на 3 месяца оборудование. Объекты модернизации и реконструкции выходят из указанной категории после 12 месяцев. Соответствующие нормы закреплены НК РФ (ст. 256)

Срок полезного использования – еще одна головная боль бухгалтера производственного предприятия. Неправильное его определение приводит к ошибке расчета суммы амортизации. Результат – искаженная себестоимость услуг, работ, продукции. Соответственно, некорректным будет и финансовый результат.

Сроки полезного использования основных средств определены постановлением правительства №1 от 01.01.2002.


ОС в аренду: что с налогами?

К основным средствам могут относиться объекты, предназначенные исключительно для сдачи в аренду с целью получения прибыли. Но в учете бухгалтеру следует их отражать в составе доходных вложений в материальные ценности. Это закреплено действующими ПБУ. Включение объектов для сдачи в арену в состав основных средств в обычном порядке ведет к искажению нескольких показателей, в том числе финансового результата.

Почему классифицировать объекты так важно? Все дело в налогообложении имущества. Если фактически сдающиеся в аренду основные средства не фигурируют в соответствующей учетной категории, меняется налогооблагаемая база и сумма расчетов с бюджетом. Выявление недоимки ведет к применению штрафных санкций. Растет количество дополнительных затрат (погашение недоимки, штраф, пеня).

Есть еще нюанс по сдаваемым в аренду основным средствам. Он касается амортизации. Начисленные суммы учитываются отдельно. То есть амортизация такого оборудования или имущества рассчитывается, отражается в учете обособленно от амортизации других ОС.

Расходы, доходы по сдаваемым в аренду объектам имеют отношение к основной деятельности производственного предприятия и могут учитываться в составе обычных доходов, расходов. Возможен и другой вариант учета. Потраченные и полученные суммы включаются в состав операционных расходов, ходов. В этом случае к основной деятельности аренда ОС не относится.


Как минимизировать риски санкций за некорректный учет ОС, избежать штрафов, искажения учетных данных, в том числе по финансовому результату? Доверяйте учет ОС опытным специалистам!

Количество показов: 4123

Теги данной публикации: ошибкипроизводствоучет

Отражение затрат не на том счете может повлечь ошибки не в одной хозяйственной операции. Если при отражении затрат формирующих первоначальную стоимость выбрать не правильный счет, то это не только неверно отразится по счету 01 «Основные средства», но и начисленная амортизация не будет соответствовать действительности. Рассмотрим, как исправить такую ошибку, если по критериям учетной политики она соответствует существенной и бухгалтерская отчетность утверждена.

Содержание

  • Пошаговая инструкция
  • Исправление ошибки 
  • Исправление существенной ошибки 
  • Исправление начисленной амортизации 
  • Исправление первоначальной стоимости для расчета амортизации 
  • Декларация по налогу на прибыль за текущий период 
  • Бухгалтерская отчетность за текущий период с ретроспект.изменениями 

Пошаговая инструкция

02 декабря 2019 организация ввела в эксплуатацию реконструированное нежилое помещение Склад готовой продукции стоимостью 5 000 000 руб.

31 декабря 2020 обнаружена существенная ошибка, допущенная при вводе объекта в эксплуатацию, а именно:

  • при оценке введенного в декабре 2019 в эксплуатацию объекта капитального строительства часть капитализируемых расходов (1 000 000 руб.) была ошибочно отражена на счете 97, вместо счета 08.  В итоге сумма не вошла в первоначальную стоимость объекта, а так и осталась учтена в дебетовом сальдо счета 97.

События 2019 года, связанные с приобретением ОС и его реконструкцией:

  • 03 июня 2019 приобретен у ООО «АН ЛИДЕР» объект Магазин стоимостью 6 000 000 руб. (в т. ч. НДС 20%);
  • 05 июня 2019 организация заключает с ООО «ВЕКТОР» договор на строительно-отделочные работы по реконструкции объекта в виде перепланировки и последующей отделки. Назначение объекта поменяется с розничного магазина на склад;
  • 30 ноября 2019 подписан акт о приеме-сдаче реконструированного объекта на сумму 1 200 000 руб. (в т.ч. НДС 20%).

В результате за:

2019 год:

  • в Балансе неправильно отражены данные по строкам:
    • 1150 «Основные средства»;
    • 1210 «Запасы».

2020 год:

  • занижены расходы на амортизацию, вместо 165 000 руб. начисленная сумма составила 137 500 руб.;
  • завышена налогооблагаемая база по налогу на прибыль в размере 27 500 руб.

Рассмотрим пошаговую инструкцию оформления примера. PDF

Исправление ошибки 

БУ

Существенная ошибка, обнаруженная после утверждения отчетности, исправляется в корреспонденции со счетом 84 и осуществляется ретроспективный пересчет показателей в отчетности (п. 9 ПБУ 22/2010).

НУ

За 2020 в расходах НУ недоучтена сумма начисленной амортизации, ошибка не приводит к занижению налога, поэтому перерасчет налоговой базы может быть произведен в периоде обнаружения ошибки (IV квартал 2020) и отражается в текущей декларации по текущим строкам (ст. 54 НК РФ).

НДС

Исправлений в части НДС не требуется, т.к. входной НДС был принят к вычету в соответствии с законодательством:

  • II квартал 2019 в размере 1 000 000 руб. по приобретению объекта;
  • IV квартал 2019 в размере 200 000 руб. по работам на реконструкцию объекта.

Исправление существенной ошибки 

Перед исправлением ошибки обязательно проверьте данные по счету, на котором учли расходы – были ли при расчете налога на прибыль.

Сформируем Оборотно-сальдовую ведомость по счету 97.21: счет на котором ошибочно отражены затраты на первоначальную стоимость.

Остаток по счету 97.21 соответствует ошибочно учтенным затратам, следовательно, они не учтены при расчете налога на прибыль.

Исправление данных счетов не влияет на искажение налога на прибыль, поэтому сумма в НУ исправляется на такую же дату, как и в БУ.

Исправление начисленной амортизации 

Рассчитываем сумму амортизации, которую не учли:

Т.к. расходы в НУ были занижены, а налог на прибыль за 1 квартал, полугодие и 9 месяцев завышен, то ошибку можно исправить датой обнаружения и отразить в текущей декларации по текущим строкам.

При начислении амортизации вручную, в регламентной операции Амортизация и износ основных средств процедуры Закрытие месяца по данному ОС расчета не будет. Поэтому учтите в расходах амортизацию и за месяц обнаружения ошибки в полном размере.

Начисленная амортизация и остаточная стоимость с декабря отразится в отчетах правильно.

Исправление первоначальной стоимости для расчета амортизации 

Для правильного расчета амортизации в следующих месяцах после исправления ошибки введите документ Изменение параметров амортизации ОС в месяце исправления начисленной амортизации! Если указать:

  • дату раньше исправления (например, дату возникновения ошибки), то при перепроведении Закрытия месяца, сумма амортизации пересчитается;
  • дату позже исправления (например, дату следующего месяца), то амортизация за этот месяц также рассчитается неправильно: изменения в расчете амортизации начинают действовать со следующего месяца после даты документа.

Со следующего месяца сумма амортизация рассчитается правильно.

Декларация по налогу на прибыль за текущий период 

Декларация по налогу на прибыль за 2020 год не была сдана, поэтому ее просто перезаполните. Сумма заполнится автоматически, т.к. внесены все изменения в этом периоде:

В титульном листе: PDF

  • Номер корректировки0, т.е. первичная декларация;
  • Налоговый (отчетный) период (код)34 «год», т.е. числовой код периода предоставления декларации.

В Листе 02 Приложение N 2 стр. 040 «Косвенные расходы»: PDF

  • правильная сумма косвенных затрат.

В декларации за 2019 год ошибок не было.

Бухгалтерская отчетность за текущий период с ретроспект.изменениями 

Т.к. Бухгалтерская отчетность за 2019 год утверждена, то изменения вносятся в отчетности за 2020 год.

В Балансе на 31 декабря 2019 отразить ретроспективный пересчет остатков: PDF

  • стр. 1150 «Основные средства» — вручную прибавить неучтенные расходы в первоначальной стоимости;
  • стр. 1210 «Запасы» — вручную убавить излишне отраженные расходы по счету 97.21.

См. также:

  • Существенность в исправлении ошибок
  • Позднее поступление документов: является ли ошибкой в БУ?
  • Занижена сумма выручки прошлого года
  • Завышены расходы по услугам поставщика прошлого года
  • Неучтенная реализация услуг прошлого года
  • Пропущенные документы прошлого года от поставщика услуг
  • Занижена сумма затрат прошлого года. Занижен транспортный налог
  • Завышена сумма затрат прошлого года. Завышен транспортный налог
  • Ошибка во взаиморасчетах с покупателем: указан неправильный договор. Обнаружение и исправление ошибки с помощью отчета Анализ Субконто
  • Техническая ошибка: номер счета-фактуры введен не верно

Подписывайтесь на наши YouTube и Telegram чтобы не пропустить
важные изменения 1С и законодательства

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки при расчете страховых взносов
  • Ошибки при расчете среднего заработка
  • Ошибки при расчете себестоимости
  • Ошибки при расчете пенсии
  • Ошибки при расчете иол