Ошибки при построении словосочетаний

Синтаксические нормы — это правила построения и употребления словосочетаний и предложений в русском языке.

Узнаем, что такое синтаксические нормы в русском языке, какие бывают синтаксические ошибки в построении словосочетаний, оборотов и предложений. Приведем примеры.

Предложение — одна из основных единиц синтаксиса. С помощью предложений мы выражаем свои мысли, чувства, передаем информацию, обращаемся друг к другу с просьбами, вопросами, приказами.

Предложение образуется из слов и словосочетаний, связанных грамматически и по смыслу.

По тому, как человек строит свою речь, можно судить об уровне его духовного и интеллектуального развития, о его внутренней культуре. С этой точки зрения важно овладеть правилами (нормами), в соответствии с которыми в русском языке строятся словосочетания и предложения.

Синтаксические нормы

Рассмотрим некоторые правила и ошибки в построении словосочетаний и предложений.

Синтаксические нормы построения словосочетаний

Слова объединяются в словосочетание с помощью подчинительной связи согласования, управления или примыкания. Наиболее часто встречаются синтаксические ошибки с нарушением норм управления между словами в словосочетании. Напомним, что такое управление в словосочетании.


Определение

Управление — это подчинительная связь, при которой главное слово требует определенной грамматической формы зависимого слова.


Для примера выясним, соблюдается ли синтаксическая норма управления в словосочетании «заведующий аптеки».

Это словосочетание содержит синтаксическую ошибку. Между словами нарушена норма управления.

Согласно синтаксической норме русского языка существительные «заведующий», «управляющий» и «командующий» требуют от зависимого слова грамматической формы творительного падежа:

  • заведующий (чем?) аптекой;
  • управляющий (чем?) базой;
  • командующий (чем?) армией.

А слова «директор», «руководитель», «командир» управляют формой родительного падежа зависимого слова:

  • директор (чего?) школы;
  • руководитель (чего?) центра;
  • командир (чего?) батальона.

А теперь рассмотрим часто встречающуюся в речи фразу:

Водитель автобуса предложил пассажирам оплатить за проезд.

В этом предложении нарушена синтаксическая норма управления в словосочетании «оплатить за проезд». Глагол «оплатить» ошибочно управляет формой винительного падежа существительного с предлогом.

Правильно:

Водитель такси сказал пассажирам оплатить (что?) проезд.

В соответствии с нормой русского литературного языка переходный глагол «оплатить» употребляется без предлога, а глагол «заплатить» — с предлогом, то есть правильно:

  • оплатить что-либо (оплатить проезд);
  • заплатить за что-либо (заплатить за проезд).

Упомянем однокоренной приставочный глагол «уплатить». Слово «уплатить» без предлога употребляется только со словами, обозначающими какой-то платёж: уплатить долги, штраф, взнос, налоги.

Чтобы правильно строить словосочетания, приведем примеры слов, требующих определенной грамматической формы зависимого слова:

  • уплатить (за что?) за ремонт телефона;
  • заслужить (что?) награду — заслуживать (чего?) поощрения;
  • обрадованный (чем?) успехом — обрадоваться (чему?) успеху;
  • плата (за что?) за проезд — оплата (чего?) услуг;
  • доволен (чем?) отдыхом;
  • рад (чему?) предложению.

Важен также правильный выбор предлога в словосочетании.

Недавно Вера вернулась с Петербурга.

В этом предложении неверно употреблен предлог «с». Исправим ошибку:

Недавно Вера вернулась из Петербурга.

Согласно синтаксической норме в названиях городов правильно употребляются предлоги «в» и «из» при обозначении движения (куда — откуда):

  • поехать в Петербург — вернуться из Петербурга;
  • приехать в Саратов — уехать из Саратова.

В то же время с названиями горных областей, островов и некоторых островных государств употребляются антонимичные предлоги «на» и «с»:

  • побывал на Урале — вернулся с Урала;
  • отдыхали на Кипре — приехали с Кипра;
  • съездили на Кубу — прилетели с Кубы.

Синтаксические нормы построения предложений

Употребление причастных оборотов

Нередко нарушаются нормы построения причастных оборотов. Отыщем эту ошибку в предложении:

На лодке рыбаки пересекли затененную речку скалистыми берегами.

В этом высказывании нарушена целостность причастного оборота. Причастие «затененную» отделено словом «речку» от зависимых слов. Правильно составим причастный оборот:

На лодке рыбаки пересекли речку, затененную скалистыми берегами.

Ошибки в употреблении деепричастных оборотов

Основные ошибки в употреблении деепричастных оборотов связаны с их использованием в двусоставных и безличных предложениях.

Чтобы не допустить нарушения синтаксической нормы исходим из того, что деепричастие обозначает добавочное действие, которое выполняет подлежащее в двусоставном предложении.

Не дождавшись приглашения, мы вошли в комнату.

Мы не дождались и вошли.

Если же действие, обозначенное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, выраженное деепричастием, выполняют разные лица или предметы, то в двусоставном предложении допущена синтаксическая ошибка.

Открыв шторы, комната наполнилась солнечным светом.

Правильно:

Когда я открыл шторы, комната наполнилась солнечным светом.

Не следует употреблять деепричастный оборот в предложении, в котором сказуемое имеет форму будущего времени.

Навестив заболевшую подругу, я обязательно порадую её хорошими новостями.

Правильно:

Когда я навещу заболевшую подругу, обязательно порадую её хорошими новостями.

В безличном предложении нет и не может быть подлежащего, к которому относится добавочное действие, выраженное деепричастием.

Распахнув окно, в комнате стало прохладно.

Правильно:

После того как я распахнул окно, в комнате стало прохладно.

Возможно употребление деепричастия в безличном предложении при наличии в нём инфинитива в сочетании со словами «можно», «возможно», «следует», «необходимо», «нельзя» и пр.

Сравним:

 Слово «кофе», сочетая с прилагательными, следует употреблять в форме мужского рода.

Ошибочно употребляется деепричастный оборот в пассивных конструкциях.

Используя современные технологии, возводится это здание в виде башни.

Правильно:

Используя современные технологии, строители возводят это здание в виде башни.

Употребление однородных членов предложения

Согласно синтаксической норме составные союзы объединяют однородные члены предложения.

Мастер научил Витю не только навыкам и умениям, но и помог полюбить профессию.

В этом предложении составной союз «не только, но и» неправильно соединяет дополнения и сказуемое.

Исправим ошибку:

Мастер не только научил Витю  навыкам и умениям, но и помог полюбить профессию.

Не используем в качестве однородных членов сказуемые, которые управляют существительными в разных падежах.

В художественной студии ребят научат разбираться и понимать живопись.

Научат разбираться (в чём?) в живописи;

научат понимать (что?) живопись.

Правильно:

В художественной студии ребят научат разбираться в живописи и понимать её.

Нельзя подменять один из однородных членов придаточной конструкцией.

Хочется показать значение спорта и почему я его люблю.

Синтаксические ошибки в сложных предложениях

Неправильное построение сложных предложений вызывает нарушение синтаксических норм русского языка и приводит к грубым речевым ошибкам. Перечислим наиболее часто встречающиеся в сложных предложениях синтаксические ошибки.

1. Использование одинаковых союзов и союзных слов при последовательном подчинении, нанизывание частей сложного предложения.

Наш друг юности сказал нам, что рад, что наконец встретился с нами.

Правильно:

Наш друг юности сказал, что рад встрече с нами.

2. В сложноподчиненном предложении неправильное или неточное использование союзов и союзных слов.

У читателей возникает вопрос, что не хотел ли автор в конце повести развенчать своего героя.

Союз «что» лишний в этом высказывании.

3. Нарушен порядок слов в сложноподчиненном предложении с определительной придаточной частью.

Эта статья искажает действительность, которую вы посоветовали прочитать.

Придаточная определительная часть должна располагаться за тем словом, которое поясняет.

Эта статья, которую вы посоветовали прочитать, искажает действительность.

Смешение прямой и косвенной речи

Рассмотрим эту ошибку в предложении:

Нина сказала, что я провожу вас до станции.

В этом сложном предложении неправильно используется прямая речь от первого лица с местоимением «я». Следует перестроить её в косвенную или оформить в виде прямой речи:

Нина сказала, что она проводит нас до станции.

Нина сказала: «Я провожу вас до станции».

Подчинительные
словосочетания – это такие словосочетания,
в которых присутствуют отношения
детерминации, то есть один компонент
главный, а второй – зависимый. Главный
компонент требует определённой формы
зависимого компонента, поэтому в
построении словосочетаний могут быть
ошибки. Ошибки в построении словосочетаний
являются грамматическими.

Подчинительные
словосочетания могут иметь вид связи
согласование, управление и примыкание.
Наиболее распространены
ошибки в управлении,

связанные с ненормативным употреблением
предложно-падежной формы управляемого
слова (сущ. или местоимения).

  1. Нарушение
    формы зависимого компонента.

Эта
ошибка обусловлена

тем, что

а)
главные слова синонимичны или однотипны
по значению: Характерно для него ( род.
пад.) – свойственно ему (дат. пад.), след.,

б)
зависимые слова однотипны по значению:

2.
Неправильный выбор предлога:

Согласование
– это вид связи, при котором зависимое
слово уподобляется главному во всех
общих для него грамматических категориях
(рода, числа, падежа). Ошибки в согласовании
наиболее часто встречаются в нарушении
координации между подлежащим и сказуемым,
то есть на уровне предложения, но бывают
и ошибки на уровне словосочетания:

  1. Главное
    и зависимое слово не согласуются в
    роде:

  2. Нарушение
    согласования между определением и
    определяемым словом в сложном
    словосочетании, часто при причастном
    обороте:

43. Типичные ошибки в предложениях с однородными членами.

Однородные
члены предложения – это члены предложения,
которые характеризуются следующими
признаками:

-отвечают
на один и тот же вопрос,

-выполняют
одну и ту же синтаксическую функцию,

-относятся
к одному и тому же члену предложения,

-произносятся
с перечислительной интонацией,

-при
них есть сочинительный союз или можно
его вставить,

-могут
быть подведены под общее родовое понятие,
то есть характеризуются логической
однородностью.

Ошибки
в построении предложений с однородными
членами следующие:

  1. В
    качестве однородных объединяются
    несовместимые, несопоставимые понятия,

  2. В
    качестве однородных объединяются
    видовые и родовые понятия:

  3. В
    качестве однородных объединяются
    частично пересекающиеся понятия:

  4. Попарное
    сочетание несопоставимых по смежности
    понятий:

  5. Нарушение
    формы обобщающего слова:

  6. Ошибки
    в использовании двойных сопоставительных
    (градационных) союзов не только – но и
    , как – так и , не столько – сколько и
    др., а именно употребление 1 части от
    одного союза и 2 части – от другого:

  7. Неправильный
    порядок слов, связанный с тем, что 1
    часть градационного союза должна стоять
    перед первым однородным членом, а не
    перед другим словом предложения:

  8. В
    качестве однородных объединяются
    причастный или деепричастный оборот
    и придаточное предложение:

  9. Не
    сочетаются как однородные члены
    существительное и неопределённая форма
    глагола:

  10. Однородные
    члены с различным управлением не должны
    иметь общее дополнение:

  11. Иногда
    создается двусмысленность, если
    управляемое слово может быть отнесено
    в разные ряды однородных членов:

  12. Нельзя
    опускать разные предлоги:

  13. Перегруженность
    перечислительного ряда однородными
    членами, что затрудняет понимание.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Синтаксические ошибки заключаются в неверном построении словосочетаний, в нарушении структуры простых, осложненных и сложных предложений.

Ошибки в структуре словосочетаний:

1. Нарушение согласования с главным словом в роде, числе и падеже слова зависимого, выраженного прилагательным, причастием, порядковым числительным, местоимением: «Нынешнее летом я был в степном Заволжье».

2. Нарушение управления. Ошибки в беспредложном управлении (неправильный выбор предлога): «Если в жаркий день дотронешься к березе, то почувствуешь прохладный ствол».

3. Неправильный выбор падежа при правильно выбранном предлоге: «Он был похож на смертельно усталым человеком».

4. Пропуск предлога: «Пообедав торопливо, сел за штурвал, поехал (?) поле».

5. Употребление лишнего предлога «Жажда к славе».

6. Пропуск зависимого компонента словосочетания: «Снова садится в жаркую кабину, снова крутить лоснящийся от ладоней штурвал, (?) ехать».

Ошибки в строении и значении предложения:

1. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: «Но не вечно ни юность, ни лето», «Солнце уже села, когда мы вернулись».

2. Отсутствие смысловой законченности предложения, нарушение его границ: «Однажды в годы войны. Попал в тополь снаряд».

3. Синтаксическая двузначность: «Их (девочек) мечта сбылась, они (рыбаки) вернулись».

4. Нарушение видовременной соотнесенности глаголов в составе предложения: «Гринев видит, как Пугачев садился в карету».

Ошибки в простом двусоставном предложении:

Подлежащее:

– Местоименное дублирование подлежащего: «Дети, сидящие на старой опрокинутой вверх килем лодке, они ждут своего отца».

– Нарушение согласования подлежащего и местоимения, заменяющего подлежащее в другом предложении: «Видимо, на море шторм, поэтому он полон опасностей». 

Сказуемое:

– Ошибки в конструировании сказуемого: «Все были счастливые».

– Нарушение согласования сказуемого в роде и числе с подлежащим, выраженным собирательными существительным, количественно-именным словосочетанием, вопросительным и неопределенным местоимением: «Я с мамой остались дома», «В комнату проникли сноп лучей солнца».

– Местоименное дублирование дополнения: «Многие книги их можно читать несколько раз».

Определение:

– Неправильное использование несогласованного определения: «Справа висят светильник и мой портрет из садика».

– Нагромождение согласованных и не согласованных определений, относящихся к одному члену предложения: «Огромный, прекрасный мир жизни нашей страны и наших сверстников открывается в миллионах книг».

– Неверный выбор морфологической формы обстоятельства: «Я учу уроки на столе» (за столом). 

Ошибки в односоставном предложении:

1. Использование двусоставных конструкций на месте односоставных.

2. Использование деепричастного оборота в безличном предложении: «Увидев собаку, мне стало жаль ее».

Предложения с однородными членами:

1. Использование разных частей речи в роли однородных членов предложения: «Комната мне нравится, потому что в ней светло, большая, чистая».

2. Включение в ряд однородных членов слов, обозначающих неоднородные понятия: «Когда весна и ясный день, солнце освещает всю мою комнату».

3. Неправильное использование сочинительных союзов для соединения однородных членов: «Мальчик был лобастый, но серьезный».

4. Неверное присоединение к одному главному члену логически неоднородных второстепенных членов: «В шкафу стоят книги, на полках лежат газеты и стеклянная посуда».

5. Ошибки в согласовании однородных подлежащих со сказуемым: «Тревога и тоска застыла в ее глазах».

6. Нарушения в области однородных сказуемых:

а) использование разных типов сказуемых в качестве однородных: «Море после шторма спокойное, ласковое и играет лучами солнца»;

б) нарушение единообразного оформления составных именных сказуемых: использование разных падежных форм именной части однородных составных именных сказуемых: «Их отец был опытным рыбаком и отважный мореход»; присоединение к однородным глагольным сказуемым дополнения, которое управляется лишь одним из сказуемых: «Все очень ждут и переживают за солдат»; употребление кратких и полных форм прилагательных и причастий в именной части: «Моя комната недавно отремонтирована: побелена и покрашенная».

7. Объединение членов и частей разных предложений на правах однородных: «Под березой растут грибы, ягоды, подснежники расцветают весной». «Дети ждали отца и когда покажется его лодка».

Предложения с вводными словами и вводными конструкциями:

1. Неправильный выбор вводного слова: «Девочки напряженно вглядывались в даль моря: наверное, на горизонте появится лодка».

2. Использование такого вводного слова, которое приводит к двусмысленности: «По словам рыбаков, ночью был шторм, а теперь штиль».

3. Употребление вводного предложения как самостоятельного: «Книга – источник знаний. Как утверждают многие».

Предложения с обособленными членами:

1. Нарушение порядка слов в предложениях с причастным оборотом.

– Отрыв причастного оборота от определяемого слова: «Но с деревом опять произошло несчастье: его ветви обрубили, расположенные низко».

– Включение определяемого слова в состав причастного оборота: «У девочек устремленный взгляд в море». 

2. Нарушение правил построения причастного оборота.

– Построение причастного оборота по образцу придаточного предложения: «На картине изображена девочка, которая только вставшая».

– Употребление причастного оборота вместо деепричастного: «И каждый раз, возвращавшиеся обратно, мы садились под тополем и отдыхали».

3. Ошибки в предложениях с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастным оборотом: Отдыхая в кресле, передо мной висит картина «Март».

Способы передачи прямой речи. Прямая и косвенная речь:

1. Объединение прямой речи и слов автора: Перед войной отец сказал мне: «Ухаживай за деревом и ушел на фронт».

2. Употребление прямой речи без слов автора: Девочки увидели баркас: «Папа!».

3. Смешение прямой косвенной речи: Дедушка сказал, что в детстве у них был такой закон: в дни рождения дарили мы только то, что сделано было своими руками».

4. Ошибки при введении цитат: К. Паустовский говорил, что «Человек, любящий и умеющий читать, счастливый человек».

Сложные предложения:

1. Нарушение логико-грамматической связи между частями сложносочиненного предложения: «Мой отец долго не забывал эту историю, но он умер».

2. Использование местоимения во второй части сложносочиненного предложения, приводящее к двусмысленности: «Пусть надежды сбудутся, и они вернутся».

3. Ошибки в использовании сложносочиненных союзов:

а) соединительных – для связи частей сложносочиненного предложения при отсутствии между ними противительных отношений: «Вчера был шторм, и сегодня все кругом было спокойно».

б) противительных – для соединения частей сложносочиненного предложения при отсутствии между ними противительных отношений: «У нас во дворе растет береза, но на ней тоже набухают почки»;

в) двойных и повторяющихся: «Не то птица села на воду, или обломки разбитой лодки плывут по морю»;

г) неоправданный повтор союзов: «И вдруг девочки увидели маленькую черную точку, и у них появилась надежда»;

д) неудачный выбор союзов: «Митраше было десять лет с хвостиком, но сестра была старше».

Сложноподчиненные предложения:

1. Несоответствие вида придаточного предложения значению главного: «Но они все же дождутся своего отца, так как рыбаков обязательно должны ждать на берегу».

2. Использование сочинения и подчинения для связи частей в сложноподчиненном предложении: «Если человек не занимается спортом, и он быстро стареет».

3. Утяжеления конструкций за счет «нанизывания» придаточных предложений: «Парус появился в море как счастливая весть о том, что с рыбаками все в порядке и что девочки смогут скоро обнять своих родителей, которые задержались в море, потому что был сильный шторм».

4. Пропуск необходимого указательного слова: «Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи».

5. Неоправданное употребление указательного слова: «У меня есть такое предположение, что рыбаков задержал шторм».

6. Неправильное использование союзов и союзных слов при правильном их выборе:

а) употребление союзов и союзных слов в середине придаточного предложения: «В комнате на тумбочке стоит телевизор, после школы по которому я смотрю развлекательные передачи»;

б) нарушение согласования союзного слова в придаточном предложении с замещаемым или определительным словом в главном предложении: «На двух полочках – художественная литература, которыми я пользуюсь при подготовке к урокам».

7. Использование однотипных придаточных предложений при последовательном подчинении: «Прогуливаясь по берегу, я увидела двух девочек, которые сидели на перевернутой лодке, которая лежала у берега верх килем».

8. Использование придаточного предложения как самостоятельного: «Девочки беспокоятся за своих родных. Поэтому так печально глядят они в даль».

Бессоюзное сложное предложение:

1. Нарушение единства конструкций однородных частей в составе бессоюзного сложного предложения: «На картине изображено: раннее утро, только встает солнце».

2. Разложение частей бессоюзного сложного предложения на самостоятельные предложения: «Одеты девочки просто. На них летние ситцевые платья. На голове у старшей платок».

3. Одновременное использование бессоюзной и союзной связи: «Одежда на девочках простая: которая постарше с платком на голове, в синей юбке и серой кофте, младшая без платка, в фиолетовом платье и темно-синей кофточке».

Сложное предложение с различными видами связи:

1. Нарушение порядка следования частей предложения: «Волны еще пенятся, но у берега успокаиваются; чем ближе к горизонту, тем море темнее; и поэтому у девочек есть надежда, что отец вернется».

2. Использование местоимений, приводящих к двусмысленности: «Мы видим, что кровать у девочки не заправлена, и она подтверждает, что девочка только что встала».

11 класс. Подготовка к ЕГЭ

Типичные ошибки в
формах согласования и управления,

 пути их
устранения.

М.О.Таубикова, МОУ-СОШ №22 п. Беркакит РС (Якутия)

1.В последние годы остро встал вопрос о
речевой культуре подрастающего поколения.

Каждый раз, как учитель русского языка и
литературы,  думаешь о том,  как сдать ЕГЭ,  как совершенствовать речь
учащихся, не забывать об орфоэпических и грамматических нормах литературной
речи, ее экспрессивных возможностях.

Нарушение синтаксических норм – одна  из
распространенных ошибок в речи современных носителей русского языка. Так, при
анализе письменных работ школьников, нередко можно наблюдать ошибки в форме
согласования и управления частей речи.

С лицом  исчерченном вместо  исчерченным
морщинами…. Ключ бьет из расселины берега, превратившийся (вм. превратившегося)
 
в небольшой овраг. Оплатить за квартиру (вм. внести оплату за
квартиру  или заплатить квартплату).

Появление ошибок обусловлено, прежде всего,
неумением говорящих устанавливать связи между членами предложения, частями
текста, а также сложностью выбора формы управления.

2.Управление – факт не только грамматики,
но и лексики. Форма здесь неразрывно связано  с содержанием и возможностями
конкретного слова.

Так, можно уделять (оказывать) внимание
кому? чему?  Проявлять внимание к кому? к чему? Сосредоточивать (акцентировать,
заострять, останавливать) внимание на ком? на чем?

При составлении подобных словосочетаний
важно учитывать три момента:

1.     
Выбор падежной формы зависимого слова

2.     
Наличие или отсутствие предлога в структуре
словосочетания

3.     
Семантику словоформ

Например, чтобы показать, что действие,
названное глаголом, распространяется на определенный объект, этот объект при
одних глаголах должен быть выражен сущ. в В. п без предлога(писать письмо), при
других – в П. п. с предлогом о (вспомнить о письме).

Место осуществления действия также может быть
выражено по-разному: жить в Поволжье – жить на Урале, уехать в Крым – уехать на
Кавказ.

3.Правильный выбор предложно-падежной формы
зависимых слов играет важную роль при создании синтаксических конструкций
.

В современной речи можно выделить типичные
ошибки при составлении словосочетаний со связью управления:

  1. Замена беспредложных конструкций сочетаниями
    с предлогом: жажда в деятельности вм. жажда деятельности, уделить
    внимание на орфографию

 вм. уделить
внимание орфографии и.т.д.

  1. Употребление беспредложных конструкций на
    месте предложных словосочетаний: Отличать звук и букву вм. Отличать звук
    от буквы.
  1. Неправомерное расширение сферы управления
    того или иного предлога: отметить о недостатках, полагать о достоинствах
    и.т.д.
  1. Неправильный выбор предлога: скучать за ним
    вм. скучать о нем.

 Основными
причинами подобных ошибок являются смешение слов-паронимов, невнимание к
значению предлога и конструкции в целом
.

Например, типичная
ошибка обоснованный на фактах  появилась под влиянием конструкции со
словом-паронимом основанный  на фактах. Распространение словосочетаний
отзыв на книгу и рецензия о книге 
стало возможным в результате смыслового
и формального объединения правильных конструкций  отзыв о книге и рецензия
на книгу.
Активное использование предлога «о» при беспредложных конструкций
объектных глаголах связано с распространением значения «говорения» на глаголы,
в которых этот компонент семантики отсутствует или находится на втором плане, ср.:
говорить о недостатках, спорить о достоинствах и т.п.

4.Чтобы избежать
ошибок в формах управления, необходимо различать не только лексическое значение
слов, но и грамматическое содержание конструкций
.

Например,
словосочетание обеспечить кого (что) чем значит: снабдить в достаточных
размерах (обеспечить Вооруженные Силы надежной сменой) – обеспечить
кому (чему
), что значит : сделать что-нибудь несомненным, гарантированным (обеспечить
больному хороший уход)
, отличие конструкций  купить молоко от
словосочетания купить молока состоит в том, форма Р.п. обозначает
распространение этого действия  на часть объекта, тогда как В.п. указывает, что
действие переходит на весь предмет.

При выборе
предлога важно учитывать также присущие ему оттенки значения.

Так, для выражения
причинно-следственных отношений употребляются синонимичные предлоги: ввиду,
вследствие, по причине, благодаря и др.  
Следует говорить: ввиду
предстоящего отъезда, а не вследствие предстоящего отъезда
(отъезд еще не
состоялся и последствий пока не имеет).

5.Особую группу
ошибок составляет нарушение стилистических норм словообразования при
использовании предлогов в речи.

 Так, неуместным оказывается употребление в разговорном стиле книжных
производных предлогов ввиду,  вследствие и.т.д.  Например, комично
звучит объяснение учащегося, что не выучил заданный параграф ввиду плохого
самочувствия.

Вывод:  Для
устранения подобных недостатков требуется систематическая и целенаправленная
работа.

6. Контроль над устной 
речью учащихся обязательно должен сопровождаться регулярными тренировочными
упражнениями. Так, важную роль в формировании навыков правильного согласования
имен прилагательных и причастий с определяемым словом играет

 синтаксический разбор предложения

К сожалению,
нередко основной акцент делается на правильном выделении членов предложения, и
не обращают внимания на постановку вопросов между ними, тогда как последнее
позволяет установить логические связи между элементами синтаксической конструкции,
их взаимообусловленность, выяснить, к какому слову в предложении относятся
определяющие компоненты.  

Кроме
синтаксического разбора  можно предложить  индивидуальные задания: вставить
пропущенные буквы, согласовать приведенные в скобках имена прилагательные
(причастия) с определяемыми словами.

6.Если работа по устранению
ошибок в согласовании требует в основном тщательности при синтаксическом
разборе предложений, то устранение ошибок в управлении предполагает
последовательную, поэтапную работу, необходимость сочетать лексические и
грамматические задания.

Можно предложить
такие задания: составить словосочетания со связью управления из предлагаемых
слов,  исправить ошибки в аналогичных конструкциях…

Полезными будут
задания, связанные с различением слов-паронимов:

  1. Составить синонимичные ряды для паронимов:
  2. Искусный
    умелый, квалифицированный, виртуозный, артистичный.

Искусственный – поддельный, ненастоящий, ненатуральный.

  1. Подобрать антонимичную пару к каждому из
    паронимов:
  2.  Нестерпимый – терпимый, слабый.
  3. Нетерпимый
    сдержанный, уживчивый.
  4. Определить паронимы по толкованиям их
    значений: Грубый, невоспитанный человек – малообразованный, малосведущий
    человек (невежа – невежда).
  5. Составить предложения с паронимами, объясняя
    разницу в  их значении: эффектность – эффективность, жестокость –
    жесткость и.т.д.  Представленное в статье решение кажется проблемным
    (проблематичным).

7. Подобная система заданий
призвана устранить недостатки в речи школьников, расширить их активный
словарный запас. А это – одна из актуальных задач учителя-словесника на
современном этапе преподавания русского языка в школе, так как от состояния
культуры речи современной молодежи будет зависеть культурный уровень будущих
поколений.

Синтаксические нормы русского
литературного языка регламентируют построение словосочетаний и предложений.
Ошибки чаще всего связаны с неправильным выбором управляемой формы в
словосочетании, нарушением согласования подлежащего и сказуемого,
использованием причастных и деепричастных оборотов, а также построением
некоторых типов сложных предложений.

При построении словосочетаний используются
связи управление, согласование и примыкание.

Управление —
подчинительная связь, в которой главное слово требует употребления зависимого в
определённом падеже. При этом допускаются ошибки типа пример доказывает
(подтверждает) о том, что…
 вместо правильного пример
доказывает (подтверждает) то, что…; автор поднимает проблему о воспитании
 вместо
 автор поднимает проблему воспитания.

Следует обратить внимание на различие управления
слов, близких по значению: 

беспокоиться о сыне — тревожиться за
сына;

возмутиться его словам — обидеться на
его слова;

удивляться красоте — восхищаться
красотой;

осудить на два года — приговорить к двум
годам;

отзыв о фильме — рецензия на фильм;

обращать внимание на проблему — уделять
внимание проблеме — усилить внимание к проблеме;

превосходство над соперником —
преимущество перед соперником;

типично (характерно) для него —
свойственно (присуще) ему;

предостеречь от опасности — предупредить
об опасности;

привычный для всех — знакомый всем.
 

Часто встречаются ошибки при использовании ряда слов
разных частей речи:

бояться темноты (разговорное: бояться
темноту);

достигать полутора метров в
длину 
(неверно: достигать полтора
метра в длину);

то, чего нам удалось
достичь 
(неверно: то, что нам удалось
достичь);

принять участие в соревнованиях (неверно: принять
участие на соревнованиях);

избегать опасности (неверно: избегать
опасность);

касаться вопроса (устаревшее: касаться
до вопроса).  

Нужно учитывать, что однокоренные слова разных
частей речи могут иметь разное управление:

удивляться молчанию — удивлён молчанием;

рассердиться на обман — рассержен
обманом;

верить в победу — уверенность в победе;

заменить старую машину новой — сменить
старую машину на новую;

плата за услуги — оплата услуг;

платить/заплатить/уплатить за проезд
— оплатить проезд;

подключиться к обсуждению — включиться в
обсуждение;

различать звуки и буквы — отличать звуки
от букв;

сверять копию с оригиналом — проверять
слово по словарю.

При этом в большинстве случаев однокоренные слова
имеют одинаковое управление: посвятить жизнь служению народу (неверно: посвятить
жизнь служению народа)
 — служить народу.

Часто нарушение синтаксических норм связано с
неправильным употреблением предлогов, например: прийти со школы вместо
правильного прийти из школы (идти в школу
— возвращаться из школы, идти на завод —
прийти с завода). 
Использование этих предлогов
с географическими названиями закреплено традицией. Обычно предлог с употребляется
с названиями островов, рек, горных областей, но есть и отступления: приехать
с Сахалина, с Енисея, с Урала, с Дальнего Востока — приехать из Франции, из
Крыма.

Обратите внимание: предлог ввиду требует
родительного падежа (рейс задержан ввиду снегопада), а
предлоги благодаря, согласно, вопреки — дательного (благодаря
поддержке, согласно приказу, вопреки распоряжению). 
В некоторых часто
употребляемых конструкциях предлог, обычно о, вообще является
лишним: 

доказывать/подтверждать это (неверно: доказывать/подтверждать
об этом);

дать совет, как писать сочинение (неверно: дать совет о
написании сочинения);

привести примеры чуткого отношения к
людям 
(неверно: привести примеры о
чутком отношении к людям);

коснуться темы защиты природы (неверно: коснуться
темы о защите природы). 

К достаточно распространённым речевым недочётам
относится так называемое «нанизывание падежей» (расположение цепочкой
нескольких одинаковых падежных форм, чаще всего родительного): дом
племянника жены кучера доктора. 
Такие конструкции характерны для
официально-делового и научного стиля, и их не всегда можно избежать, однако к
этому нужно стремиться, чтобы не затемнялся смысл высказывания. (Ср.: Во
избежание падения при экстренном торможении просьба держаться за поручни. —
Чтобы не упасть, держитесь за поручни.)  

Нормой русского языка является грамматическое согласование определения
с главным (определяемым) словом в словосочетании подлежащего со
сказуемым. 

При согласовании сказуемого с подлежащим необходимо
обращать внимание на следующие факторы:

  • опытный врач
    Смирнова сразу поставила диагноз
     (определение
    и сказуемое согласуются с ближайшим существительным);
  • Татьяна
    Петровна
    , учитель литературы, провела контрольную
    работу
     (в предложении с обособленным
    приложением сказуемое согласуется с подлежащим, выраженным именем
    собственным), но: город Самара понравился мне; собака Мухтар
    лаяла; 
  • ребятня
    бегала по двору 
    (при собирательных
    существительных — ребятня, молодёжь, родня, детвора и т.
    д. — сказуемое в форме единственного числа);
  • все,
    кто побывал в этом месте, были в восторге; он рассказал о том, что
    случилось
     (кто требует
    сказуемого и определения в форме единственного числа мужского рода, а
    местоимение что — в единственном числе среднего рода),
    но: те, что опоздали, стояли в дверях;
  • большинство
    поддержало старосту; большинство участников уже выступило; часть
    спортсменов закончила тренировку; ряд абитуриентов покинул аудиторию 
    (когда
    подлежащее выражено существительным с собирательным количественным
    значением, сказуемое согласуется с существительным в именительном падеже).

В подобных случаях сказуемое во множественном числе
употребляется в тех случаях, если:

  • между
    подлежащим и сказуемым есть другие члены предложения или придаточное
    предложение (Большинство людей, прочитавших книгу, высоко оценили
    её; Большинство людей, которые прочитали книгу, высоко оценили её);
  • На
    солнышке Полкан с Барбосом лёжа грелись
     (сказуемое
    во множественном числе, т. к. подлежащее выражено сочетанием с
    существительным в творительном падеже с предлогом с);
  • если
    подлежащее выражено сочетанием числительного с существительным, то
    сказуемое стоит в единственном числе (в прошедшем времени — в среднем
    роде), если внимание обращается на совокупность предметов (На той
    стороне улицы стоит десять домов; В каждую машину село по четыре человека;
    но: прошло два года — два года пролетели незаметно),
     и во
    множественном числе, если обращается внимание на то, что каждый в
    отдельности является производителем действия (Семь учеников сдали
    экзамен на пятёрки); 
  • если
    подлежащее выражено сочетанием слов несколько, сколько, много,
    мало
     с существительным, то сказуемое ставится в единственном
    числе (Несколько книг лежало на столе), но при названиях
    лиц обычно употребляется множественное число (Несколько ребят
    спорили о чём-то). 

Предложения с однородными членами

И в устной, и в письменной речи употребляются
предложения с однородными членами, и нередко при этом допускаются
ошибки. Например, объединяются слова, обозначающие родовые и видовые
понятия (в комнате два книжных шкафа и мебель), частично
совпадающие по объёму (делал уроки и писал упражнения) или
далёкие друг от друга по значению (любил собак и жареные семечки).

Следует избегать ситуаций, когда одно из слов может
быть отнесено к разным рядам однородных членов (Клиент требовал устранения
неполадок и директора). 

Не допускается объединение в ряду однородных полной
и краткой формы прилагательных или причастий (Девушка была стройна и
красивая; Дом достроен и заселённый),
 инфинитива и
существительного (Люблю плавание и читать).

При использовании двойных союзов (не
только…, но и; не столько…, сколько; как…, так и; хотя…, но 
и др.)
нужно помнить, что части таких союзов должны стоять непосредственно рядом с
однородными членами. Недопустим такой порядок слов в
предложении: Мы не только осмотрели сам город, но и некоторые музеи. Однородными
являются дополнения город, музеи, и части союза должны стоять перед
ними: Мы осмотрели не только сам город, но и некоторые музеи. 

Следует обращать внимание на употребление предлогов
при однородных членах: если все однородные имеют один и тот же предлог, его
можно пропустить, если же предлоги разные, пропуск одного из них
недопустим: Во время поездки он побывал в нескольких музеях, театрах,
выставках; 
правильно: Во время поездки он побывал в нескольких
музеях, театрах, на выставках. 

Если однородные члены (часто сказуемые) имеют разное
управление, то является ошибкой использование одного дополнения: Он
любил и интересовался творчеством молодых поэтов
. Сказуемое любил управляет
винительным падежом (любил кого? что?), а интересовался —
творительным (интересовался кем? чем?), поэтому при них не
может быть общего дополнения. Предложение нужно построить, например, так: Он
любил творчество молодых поэтов и интересовался им.  

Не могут быть однородными разнотипные синтаксические
конструкции: Мне запомнился клоун, всех смешивший и который был с
красным носом; Когда пришла в дом Онегина и увидев его вещи, Татьяна поняла
характер этого человека.  

Предложения с причастными оборотами
 

При построении предложений с причастными оборотами
нельзя нарушать порядок их расположения: Дети побежали купаться,
приехавшие на дачу
. Правильно: Дети, приехавшие на дачу, побежали
купаться
 или Приехавшие на дачу дети побежали купаться. 

Необходимо учитывать категории вида и времени,
присущие причастиям, чтобы не допускать ошибок и недочётов: Путешествие
длилось три недели вместо предполагаемых двух. 
Поскольку речь идёт о
прошлом, нужно использовать причастие прошедшего времени: Путешествие
длилось три недели вместо предполагавшихся двух.  

Следует помнить, что действительные причастия
обозначают признак того, кто (что) непосредственно производит действие (бегущий
спортсмен, приземлившийся самолет)
. Страдательные причастия обозначают
признак того, кто (что) испытывает действие (протираемая поверхность,
изученный материал).
 Иногда значение страдательного залога может быть
выражено действительными причастиями  с постфиксом -ся (обсуждаемая
проблема — обсуждающаяся проблема). 
Не всегда подобные замены
удачны: выполняющиеся учениками задания, посылающиеся сообщения. Уместнее
сказать: выполняемые учениками задания, посылаемые сообщения. 

Предложения с деепричастными оборотами

При использовании деепричастий и деепричастных
оборотов в речи следует помнить, что добавочное действие, выражаемое деепричастием,
может относиться только к действующему подлежащему: Прочитав книгу, я
узнал много нового (Я прочитал книгу и узнал много нового). 
Поэтому
деепричастия не могут использоваться в безличных предложениях (Получив
двойку, мне стало грустно;
 правильно: Получив двойку, я
загрустил
 или Я загрустил, когда получил двойку), кроме
тех, в которых есть инфинитив (Получив двойку, нужно её
исправить). 

Употребляя деепричастия совершенного и
несовершенного, вида следует обращать внимание на порядок слов и ещё ряд
факторов. Так, в предложении Подъезжая к дому, машина остановилась есть
смысловая неточность, следовало бы сказать Подъехав к дому, машина
остановилась.
 В другом примере нужно заменить деепричастие глаголом, а
глагол — деепричастием и таким образом избежать бессмыслицы: Смертельно
ранив Ленского, Онегин выстрелил.  
Чтобы восстановить порядок
действий, следует сказать: Выстрелив, Онегин смертельно ранил Ленского.

Сложные предложения

При построении сложного предложения не стоит
загромождать его придаточными: Когда мы выходим в Интернет, мы узнаем о
событиях, которые произошли в мире, пока наша жизнь шла своим чередом, потому
что у каждого из нас достаточно дел и забот, чтобы не слишком-то следить всем,
что случается в самых разных точках планеты, несмотря на то что это,
безусловно, важно и интересно, ведь нам довелось жить в такое непростое время,
хотя, пожалуй, любая эпоха в истории человечества была сложной, что
подтверждается многочисленными свидетельствами. 

К нарушению синтаксической нормы приводит
нанизывание однотипных конструкций сложносочинённого или сложноподчинённого
предложения: На пороге школы, в которой нам предстояло учиться, нас
встретила учительница, которая приветливо улыбалась и подбадривала ребят,
которые чувствовали себя не очень уверенно; Даже самые маленькие участники
похода не жаловались на усталость, а старшие ребята старались им помочь, а путь
до лагеря был неблизкий. 

Следует указать на неуместную вставку или, наоборот,
отсутствие указательных слов тот, то, такой и др.: Позиция
автора заключается, что он призывает всех поступать по совести (Позиция автора
заключается в том, что…); Необходимо то, чтобы все задумались над этой
проблемой (то
 является лишним).

Допускаются ошибки в предложениях с косвенной речью.
Заменяя прямую речь косвенной, нужно помнить, что это разные конструкции.
Необходимо заменять формы первого лица подлежащего и глагола-сказуемого и
правильно выбирать средства связи частей предложения: Лермонтов писал:
«Люблю отчизну я…» — Лермонтов писал, что он любит отчизну. Она спросила: «Ты
придёшь?» — Она спросила, приду ли я. 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки при постановке звука р
  • Ошибки при построении протетической плоскости
  • Ошибки при полировке протеза
  • Ошибки при подключении дифавтомата
  • Ошибки при постановке замершей беременности