Ошибки при построении деепричастного оборота

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом


Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 493.

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 493.

Одной из наиболее распространенных ошибок при построении предложения является неправильное употребление деепричастного оборота. Во избежание этого рекомендуется ознакомиться с правилами использования этой части речи, а также исключениями из этих правил.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

В письменной и устной речи достаточно часто встречается неправильное построение предложений с деепричастным оборотом. Наиболее распространенные ошибки возникают при нарушении следующих правил:

  • Действие, которое выражается деепричастным оборотом, может относиться только к подлежащему – существительному или местоимению в именительном падеже.

    Примеры ошибок:

    Подходя к дому

    , у меня выпал зонт.

    Читая книгу

    , ей постоянно мешали звуки со двора.

  • Деепричастные обороты не используются в безличных предложениях (в предложениях без действующего субъекта-подлежащего) и в пассивных (страдательных) конструкциях.

    Примеры ошибок:

    Оставшись один в доме

    , мне было одиноко.

    Решая эту задачу

    , ему было сложно.

  • Не рекомендуется употреблять деепричастный оборот в предложениях, в которых используется глагол-сказуемое в форме будущего времени.

    Примеры ошибок:

    Подарив маме цветы

    , я поздравлю ее с праздником. Катя выберет новое платье,

    увидев все варианты в магазине

    .

  • Деепричастный оборот обычно не может быть однородным членом предложения со сказуемым и другими членами предложения.

    Примеры ошибок: Мужчина перешел дорогу, но

    посмотрев вправо

    . Мы будем гулять по лесу, но

    не заходя далеко

    .

  • Деепричастный оборот НСВ обычно употребляется в случае, если действия, выражаемые деепричастием и глаголом-сказуемым, происходят одновременно. Деепричастный оборот СВ обычно называет действие, предшествующее действию, которое называет глагол-сказуемое.

    Примеры:

    Переплывая реку

    , мы видели маленьких рыбок (НСВ).

    Сделав работу

    , они отдыхали (СВ).

Исключения

В некоторых случаях допустимо несоблюдение некоторых из вышеуказанных правил при условиях:

  • Если деепричастный оборот относится к инфинитиву, выражающему действие другого лица. Пример: В классе было много желающих, готовых убирать территорию школы, сгребая опавшие листья (деепричастный оборот сгребая опавшие листья относится к дополнению желающих и зависит от инфинитива убирать).
  • Деепричастные обороты в форме СВ со значением состояния, которые начинают приобретать признаки наречий, могут употребляться как однородные члены предложения с другими обстоятельствами с той же функцией. Пример: Хозяин встречал их то лежа, то присев на стул (лежа – наречие, присев на стул – деепричастный оборот).
  • Деепричастный оборот в безличном предложении может употребляться, если деепричастие соотносится с инфинитивом безличного предложения.Пример: Невозможно оценить все достоинства экспонатов, быстро переходя по залам музея (оценить – инфинитив, быстро переходя по залам музея – деепричастный оборот).

ТОП-2 статьи

которые читают вместе с этой

Топ похожих

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Айгуль Булхаирова

    6/8

  • Ирина Паращенко

    8/8

  • Дарья Кузнецова

    8/8

  • Лаура Джуккаева

    8/8

  • Кирилл Филиппов

    8/8

  • Гюльнара Омарова

    7/8

  • Имагаджи Гаджиев

    5/8

  • Евгения Исаева

    7/8

Оценка статьи

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 493.


А какая ваша оценка?

Неправильное
употребление причастного и деепричастного оборота

Деепричие
и причастие
– довольно сложные части речи, при
употреблении которых допускается немало ошибок.

Ошибки в
употреблении деепричастных оборотов

Деепричастный
оборот
– речевая конструкция, выраженная деепричастием с
зависимыми словами, которая обозначает добавочное действие и отвечает на
вопросы – Что делая? Что сделав? Как? В предложении выступает
обособленным обстоятельством и выделяется запятыми.

К наиболее частым ошибкам
в употреблении деепричастного оборота в предложении относятся:

  • Действие,
    названное деепричастием, и действие, названное глаголом, относятся к
    разным субъектам действия.

Примеры
ошибок
: Заваривая чай, у него упала чашка. Убирая
в комнате
, у них сломался пылесос.

  • Деепричастный
    оборот в безличном предложении.

Примеры
ошибок
: Наблюдая за облаками, мне было спокойно. Выйдя
на улицу
, ему стало жарко.

  • Деепричастный
    оборот в предложении с глаголом-сказуемым в будущем времени.

Примеры
ошибок
: Решив задачу, я буду отдыхать. Посещая
выставки
, он напишет статью о современном искусстве.

  • Деепричастный
    оборот не может быть однородным членом предложения с причастным оборотом,
    сказуемым либо другим членом предложения (кроме обособленных обстоятельств
    и некоторых наречий).

Примеры
ошибок
: Небольшой городок, сияющий огнями и удивляя туристов,
был его любимым местом отдыха. Высокие пальмы, поднимающиеся к небу и шелестя
листьями
, укрывали путников от солнца.

Неправильное
употребление причастных оборотов

Причастный оборот
– речевая конструкция, выраженная причастием с зависимыми словами, которая
называет признак предмета по действию и отвечает на вопросы – Какой? Какая?
Какое? Какие?
В предложении выступает обособленным определением и
выделяется запятыми.

К наиболее частым
ошибкам при употреблении причастных оборотов относятся:

  • Неверное
    согласование причастия с определяемым словом.

Примеры
ошибок
: Вчера прошла выставка древних книг, собранные в
нашей библиотеке
(правильно: собранных).

  • Смешение
    действительных и страдательных причастий

Примеры
ошибок
: Игрушки, украшаемые новогоднюю елку, красиво
переливались (правильно: украшавшие).

  • Определяемое
    слово может стоять только перед или после причастного оборота, а не
    внутри.

Примеры
ошибок
: Обласканное поле солнцем зеленело (правильно:
поле, обласканное солнцем, зеленело). Скрытые беседки от
посторонних глаз
были построены в липовой рощице (правильно: скрытые от
посторонних глаз
беседки были построены в липовой рощице).

  • В причастном
    обороте не может употребляться частица бы.

Примеры
ошибок
: Нам бы мебель, сделанную бы на заказ. Мы
хотим остановиться у озера, расположенного бы недалеко от леса.

Как определить,
какой оборот употребляется в предложении?

Случаи
неправильного употребления причастных и деепричастных оборотов в русском языке
обычно связаны с тем, что школьники путают эти речевые конструкции. Чтобы
определить, используется в предложении деепричастный или причастный оборот,
необходимо выделить его грамматические и синтаксические признаки:

  • Найти
    причастие или деепричастие;
  • Поставить к
    обороту вопрос (Что делая? Что сделав? или  Какой? Какая? Какое?
    Какие?
    );
  • Определить
    лексическое значение оборота (действие или признак);
  • Определить
    синтаксическую роль оборота (обстоятельство или определение).

Примеры:
Роман Достоевского, читаемый во многих странах, был переведен на
иностранные языки (читаемый во многих странах – причастный оборот,
отвечает на вопрос – какой?, согласуется с существительным роман,
в предложении является обособленным определением). Заваривая чай, она
всегда добавляет немного сахара (заваривая чай – деепричастный оборот,
отвечает на вопрос – что делая?, зависит от глагола-сказуемого добавляет,
в предложении является обособленным обстоятельством).

«Морфологический разбор деепричастия»

Морфологический разбор деепричастия.
План разбора:

I. Часть речи (особая форма глагола — деепричастие).

Вопрос (что делая? что сделав?) Начальная форма (Варианты: неопределённая
форма глагола / нет, так как деепричастие — неизменяемое слово).

II. Морфологические признаки:

Постоянные признаки:

а) видсовершенный (выйдя — что сделав?) / несовершенный (выходя — что делая?);

б) возвратность (по наличию суффикса -сь): умывшись
(возвратный) — умыв (невозвратный), умываясь (возвратный) — умывая
(невозвратный);

в) переходность (переходные: съев хлеба, увидев море!  непереходные: придя
в гости, позвонив по телефону);

г) неизменяемая форма глагола (непостоянных
признаков не имеет).

III. Синтаксическая роль (обособленное
обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом или одиночным деепричастием).

Альтернативный план разбора:

Морфологический разбор деепричастия

Морфологический
разбор деепричастия. Примеры.

Вот что заявил он, вернувшись.

1.    
Вернувшись —
деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола
«вернуться».

2.    
Морфологические признаки: П.п.: совершенный вид, возвратное,
непереходное. Н.п.: неизменяемое.

3.    
Заявил (когда? что сделав?) вернувшись (обособленное обстоятельство,
выраженное одиночным деепричастием).

Я уже частенько, гуляя один
в саду или в лесу, играл сам с собой в охоту.

1.    
Гуляя —
деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола
гуля(ют).

2.    
Морфологические признаки: П.п.: несовершенный вид, невозвратное,
непереходное. Н.п.: неизменяемое.

3.    
Играл (когда? что делая?) гуляя один в саду или лесу (обособленное
обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом).

Дима слушал, широко раскрыв глаза.

1.    
Раскрыв —
деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола
«раскрыть».

2.    
Морфологические признаки: П.п.: совершенный вид, невозвратное,
переходное. Н.п.: неизменяемое.

3.    
Слушала (как? что сделав?) широко раскрыв глаза (обособленное
обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом).

Быстро спросил я, спеша воспользоваться
такой подходящей минутой.

1.    
Спеша —
деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола
«спеш(ат)».

2.    
Морфологические признаки: П.п.: несовершенный вид, невозвратное,
непереходное. Н.п.: неизменяемое.

3.    
Спросил (почему? что делая?) спеша воспользоваться такой подходящей минутой (обособленное
обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом).

Счастливо улыбаясь, ответила мне мама.

1.    
Улыбаясь 
деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола
«улыба(ют)ся».

2.    
Морфологические признаки: П.п.: несовершенный вид, возвратное,
непереходное. Н.п.: неизменяемое.

3.    
Ответила (как? что делая?) счастливо улыбаясь (обособленное обстоятельство,
выраженное деепричастным оборотом).

Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.

ЕГЭ Русский язык.

Экспресс-подготовка.

Задание № 8.

 Синтаксические нормы. Употребление деепричастного оборота.

Задание № 8. Синтаксические нормы.

 Предложения с деепричастными оборотами. 

Начнём повторение теории.

Деепричастие- это самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие по отношению к основному, выраженному глаголом.

Деепричастие не изменяется, в предложении бывает обстоятельством.

Суффиксы деепричастия: -Я, — В, -А, -ВШИ, — ШИ

Итак, деепричастие обозначает ДОБАВОЧНОЕ действие. Это значит, что в предложении должно быть лицо ( предмет), выполняющее ОСНОВНОЕ действие.

Рассмотрим пример.

Готовясь к экзамену, он повторял весь теоретический материал.

Сказуемое «повторял»- основное действе,

«готовясь» — добавочное.

Он что делал? – повторял. Он одновременно что делал? — готовился.

 ( Деепричастие  всегда можно заменить глаголом.)

Помните: оба действия  (и основное, и добавочное) выполняет одно и то же лицо ( или предмет)

Делаем вывод: в предложении должно быть подлежащее, выражающее лицо (или предмет), которое ОДНОВРЕМЕННО выполняет ОБА действия— и основное , и добавочное.

Таким образом, в предложении должно быть подлежащее.

Однако есть случаи, когда можно употреблять деепричастный оборот, хотя в нём НЕТ подлежащего.

Случаи употребления деепричастного оборота в предложениях БЕЗ подлежащего.

  • Определённо- личные предложения (в них нет подлежащего, но легко подставить слова: я, мы, ты, вы).

Приехав в Москву, обязательно сходим на Красную площадь. (Мы приедем, мы сходим)

  • Неопределённо-личные предложения (в них нет подлежащего, но легко подставить слова: он, оно, оно, они. Если глагол в прошедшем времени, то можно подставить любое личное местоимение).

Приехав в Москву, решили пойти на Красную площадь.( Они (мы, вы) приехали и решили пойти).

  • Запомните: в безличном предложении (где нет и не может быть подлежащего) деепричастный оборот может употребляться только в тех случаях, когда в нём есть слова : нужно, можно, нельзя, возможно, следует и пр. + ИНФИНИТИВ.

Готовясь к экзаменам, нужно обязательно повторять теоретический материал.

Итак, ребята, мы разобрались, в каких случаях МОЖНО использовать в речи деепричастный оборот.

В задании № 8 будут даны предложения с ОШИБКОЙ в употреблении деепричастного оборота. Разберём их.

Типичные ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами.

  • Если действие, которое выражено глаголом, и действие, выраженное деепричастием, выполняют РАЗНЫЕ лица (или предмет).

Пример.

Подъезжая к городу, начался сильный дождь.

(К городу подъезжали люди, а не дождь, который начался).

Верно.

Когда мы подъезжали к городу, начался дождь.

  • Если в безличном предложении НЕТ инфинитива.

Пример.

Приехав в город, мне стало грустно.

Верно.

Когда я приехала в город, мне стало грустно.

Алгоритм выполнения задания № 8.

Предложения с причастными оборотами.

  • Найдите грамматическую основу предложения.
  • Найдите деепричастный оборот.
  • Посмотрите, чем выражено сказуемое.
  • Если сказуемое- это глагол, то замените деепричастие глаголом. Если оба действия выполняет лицо (предмет), выраженное подлежащим, то это верный ответ. Если нет- неверный.
  • Если НЕТ подлежащего, то посмотрите, какое это предложение. Если безличное и в нём есть ИНФИНИТИВ, то это верный ответ. Если нет инфинитива — неверный.
  • Если это односоставное предложение определённо-личное и неопределённо-личное и оба действия выполняет лицо, которое легко восстановить в тексте, то это верный ответ.

Рассмотрим примеры.

  1. Выполняя упражнение, ученик сначала изучает его задание.

(Верно. Он выполняет, и он изучает)

  1. Выполняя упражнение, вдумываемся в его задание.

(Верно. Легко подставит слово «мы». Мы вдумываемся, мы выполняем)

  1. Выполняя упреждение, нужно внимательно изучать задание к нему.

(Верно. Есть инфинитив «изучать»).

  1. Взобравшись на курган, ему стало видно всю панораму боя.

(Неверно. Это безличное предложение, в нём нет инфинитива.

Верно. Когда он взобрался на курган, то увидел всю панораму боя).

  1. Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.

(Неверно. Действие глагола и деепричастия выполняет не одно лицо. Шляпа слетала, но она не может подъезжать к станции.

Верно. Когда я  подъезжал к станции, у меня слетела шляпа.)

Таков алгоритм выполнения задания № 8, если в нём есть предложение с ошибкой, связанной с употреблением деепричастного оборота.

Желаю удачи в подготовке к ЕГЭ!

Вера Александровна.

E-mail

Слайд 1

Готовимся к ЕГЭ по русскому языку Подготовила: учитель русского языка и литературы Кириллина Т.С Республика Саха (Якутия), Усть-Алданский район, МБОУ « Тумульская СОШ имени В.М.Прокопьева »

Слайд 2

Задание 8 Синтаксические нормы русского языка Формулировка задания: установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Слайд 3

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением В) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом Г) неправильное употребление падежной формы имени существительного с предлогом Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 1) Сочи за последние годы сильно преобразился. 2) Он пошёл напрямик и попал в общество крестьянских мальчишек, которые в поле стерегли коней. 3) По приезду молодой Дубровский хотел заняться делами, но отец был не в состоянии дать ему нужных объяснений. 4) С молодых лет Мясоедов входил в круг художников, боровшимся с рутиной академизма. 5) Возвращаясь в родные места, мне вспомнились детские впечатления от впервые увиденной грозы. 6) В рассказе И.С. Тургенева « Бежином луге» повествуется об интересном случае на охоте, произошедшем с самим автором. 7) Обречённый судьбой на постоянную праздность, я не делал решительно ничего. 8) В просторной комнате с итальянским окном в течение двенадцати лет Н.М. Карамзин работал над «Историей государства Российского». 9) Многие из тех, кто посетил выставку, принял участие в социологическом опросе.

Слайд 4

Ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами Если действие, выраженное глаголом-сказуемым , и действие, выраженное деепричастием , совершаются разными лицами , то такое предложение является грамматически неправильным.

Слайд 5

Пример предложения с грамматической ошибкой, связанной с нарушением синтаксической нормы Возвращаясь домой, Тимура застиг дождь . Возвращаясь – действие, выраженное деепричастием; Застиг – действие, выраженное глаголом-сказуемым; Тимур и дождь – разные лица.

Слайд 6

Правильный вариант построения предложения Возвращаясь домой, Тимур попал под дождь. Подлежащее «Тимур» совершает действие, названное сказуемым «попал», и действие, названное деепричастием «возвращаясь».

Слайд 7

КОММЕНТАРИЙ Возвращаясь домой, Тимура застиг дождь . Подлежащее « дождь » совершает действие, названное сказуемым « застиг », но не совершает действия, названного деепричастием « возвращаясь» .

Слайд 8

ПРИМЕЧАНИЕ Употребление деепричастного оборота возможно в безличном предложении, сказуемое в котором выражено неопределенной формой глагола. Примеры: Вставляя пропущенные знаки препинания, надо вспоминать соответствующие правила. Выбирая экзамен, необходимо учитывать свои знания и умения.

Слайд 9

Алгоритм выполнения задания: Найдите предложения с деепричастным оборотом (деепричастие отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ?) Выделите грамматическую основу каждого продолжения предложения; Определите, может ли найденное подлежащее выполнять дополнительное действие, обозначенное деепричастием. Если найденное вами подлежащее не выполняет действие, обозначенное деепричастием, то вы нашли правильный ответ, т.е. предложение с грамматической ошибкой.

Слайд 10

Найдите предложение с деепричастным оборотом и исправьте ошибку. 1 ) Пётр чувствовал о том, как слипаются от усталости глаза и страшно ломит тело. 2) В конце XVII столетия науке стало известно о существовании необычного млекопитающего, откладывающем яйца и насиживающем их: это был утконос. 3 ) Те, кто хоть немного увлекается философией, знает, что наши мысли имеют способность воплощаться в реальности. 4) Школьники провели два счастливых дня в лагере «Звёздочке». 5) Увидев красный сигнал светофора, машина была остановлена водителем.

Слайд 11

ОТВЕТ: Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом в предложении 5 заключается в том, что к сказуемому «была остановлена» ошибочно отнесено деепричастие «увидев». Получилось, что машина и была остановлена, и она же увидела. А это бессмысленно, ведь увидел водитель. Предложение можно перестроить так: Увидев красный сигнал светофора, водитель остановил машину .

Слайд 12

Найдите предложение с деепричастным оборотом и исправьте ошибку. 1) М. Горький писал об А.С. Пушкине, что как он «украсил народную песню и сказку блеском своего таланта!». 2) Создавая веб-сайт, это кажется многим сложным. 3 ) Египетский мост в Санкт-Петербурге известен благодаря не столько установленным на нём сфинксам, но и мистической истории, произошедшей в 1905 году. 4 ) Администрация школы, прежде всего директор и завуч, особое внимание уделяли повышению профессионального мастерства педагогов. 5 ) И сейчас метеорологи в своих предсказаниях погоды опираются на некоторые народные приметы, дающих довольно точный прогноз .

Слайд 13

ОТВЕТ: Ошибка в предложении 2 заключается в том , что к сказуемому «кажется сложным» ошибочно отнесено деепричастие «создавая». Предложение можно перестроить так: Процесс создания веб-сайта многим кажется сложным.

Слайд 14

Найдите предложение с деепричастным оборотом и исправьте ошибку. 1) Употребляя ненормативную лексику, со средств массовой информации теперь взимается штраф. 2) В конкурсе « Библиокросс » выигрывает участник, прочитающий наибольшее количество книг. 3) Поезд не задержался, он прибыл на вокзал согласно расписания. 4 ) Мы спросили, что вправе ли рассчитывать на помощь государства. 5 ) Приходя на концерт симфонического оркестра, я слушаю и наслаждаюсь классической музыкой .

Слайд 15

ОТВЕТ: В предложении 1 ошибка заключается в том, что к грамматической основе «взимается штраф» ошибочно отнесено деепричастие «употребляя ». В едь употребляют слова люди, а не «штраф». Предложение можно перестроить так: Если фиксируются случаи употребления ненормативной лексики, то со средств массовой информации взимается штраф.

Слайд 16

Найдите предложение с деепричастным оборотом и исправьте ошибку. 1) Продумав распорядок дня до мелочей, учитывалось то, что у меня напряжённый график работы. 2) Среди домов, построенным на этой улице, было несколько многоэтажных. 3 ) Фёдор Абрамов вспоминал, как по приезде в Москву «на меня обрушилось всё худшее, что таит в себе поздняя осень». 4) Те из лингвистов, кто занимался исследованием языка художественной литературы, не сомневается в особой роли глагола и в поэтическом , и в прозаическом тексте. 5 ) В рассказе К.Г. Паустовского «Скрипучих половицах» говорится о роли русской природы в жизни и творчестве великого композитора П. И. Чайковского.

Слайд 17

ОТВЕТ: Ошибка в 1 предложении. Деепричастие « продумав» является в этом предложении добавочным действием к сказуемому «учитывалось», но оба действия должны обозначать действие одного лица. При сказуемом «учитывалось» нет лица, выполняющего действие. Нужно полностью перестроить предложение . Приведём верное написание : Продумав распорядок дня до мелочей, я учёл то, что у меня напряжённый график работы.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки при построении графиков
  • Ошибки при предоставлении отпуска
  • Ошибки при приготовлении домашнего йогурта
  • Ошибки при приготовлении детской смеси
  • Ошибки при постановке ушей