Ошибки при постановке проблемы

Все ошибки при формулировке проблемы можно разделить на два типа: содержательные и речевые.

Напомню, что в критериях экспертного оценивания сочинения сказано о том, что, если есть ошибки в понимании текста и, следовательно, проблема сформулирована неверно, эксперт ставит 0 баллов по критерию К1. Но это еще не все. Обращаю ваше внимание на то, что, получив 0 баллов по критерию К1, вы получаете также 0 баллов по критериям К2, КЗ, К4. Именно поэтому очень важно не допустить фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы, и верно сформулировать проблему.

Рассмотрим типичные ошибки, связанные с пониманием проблемы.

  1. Непонимание проблемы. Эта типичная ошибка связана с неправильной интерпретацией текста. Довольно часто абитуриент, игнорируя информацию текста, пытается «подогнать» его под известные им проблемы, рассмотренные на уроках, или же усматривает в тексте такие вопросы, которые связаны с проблематикой текста, но очень отдаленно и находятся за пределами внимания автора.
  2. Неоправданное расширение или сужение проблемы. Чтобы избежать этой ошибки, необходимо внимательно перечитать текст, обращая внимание на ключевые слова. Общие, «размытые» формулировки типа «проблема войны», «проблема труда», «проблема человеческих отношений», конечно, возможны, но если только она сопровождается дальнейшей конкретизацией: формулировка проблемы должна отражать тот аспект, который намечен автором.
  3. Подмена проблемы авторской позицией. Чтобы избежать подобных ошибок, вспомните, что проблема — это вопрос, над которым размышляет автор, а позиция автора — это ответ на данный вопрос. Используйте алгоритм формулирования проблемы от позиции автора. Часто в ошибочных формулировках используются конструкции «Проблема текста заключается в том, что…», «Автор доказывает, что…».
  4. Подмена формулировки проблемы пересказом. Необходимо помнить, что не только формулировка проблемы, но ни одна часть сочинения не предполагает простого пересказа исходного текста.

Рассмотрим все виды ошибок на примерах. Прочитаем небольшой текст.

Как и с чем действительно можно сравнить красоту Байкала? Не станем уверять, что прекраснее Байкала нет ничего на свете: каждому из нас люба и мила своя сторона, и для эскимоса или алеута, как известно, его тундра и ледяная пустыня есть венец природного совершенства и богатства. Мы с рождения впитываем в себя воздух, соли и картины своей родины, они влияют на наш характер и в немалой степени организуют наш жизненный состав. Поэтому недостаточно сказать, что они дороги нам, мы — часть их, та часть, которая составлена естественной средой; в нас обязан говорить и говорит её древний и вечный голос. Бессмысленно сравнивать, отдавая чему-либо предпочтение, льды Гренландии с песками Сахары, сибирскую тайгу со среднерусской степью, даже Каспий с Байкалом, можно лишь передать о них свои впечатления. Всё это прекрасно своей красотой и удивительно своей жизнью.

(По В. Распутину)

Вид ошибки Пример Комментарий
Непонимание проблемы В данном тексте поднимается проблема красоты природы. Ученик, не вникая в суть текста, пытается сформулировать проблему, опираясь на первое же выхваченное из контекста словосочетание (красота Байкала), в то время как в тексте затрагивается не столько проблема красоты природы, сколько ее роль в развитии и становлении человека. Типичные причины подобной ошибки — невнимательное чтение, неумение отделять главную информацию текста от второстепенной. Обратите внимание на ключевые фразы, важные для понимания проблемы: “каждому из нас люба и мила своя сторона“, “Мы с рождения впитываем в себя воздух, соли и картины своей родины, они влияют на наш характер и организуют наш жизненный состав“, “мы — часть их“.
Неоправданное расширение или сужение проблемы Почему человек отдает чему-либо свое предпочтение? Ученик неоправданно расширяет проблематику текста, игнорируя ключевые слова текста (“природное совершенство”, “организует жизненный состав“) и опираясь только на информацию последнего предложения.
Подмена проблемы авторской позицией. Проблема текста заключается в том, что природа влияет на человека, воспитывает и формирует его. Вместо формулирования проблемы (проблема влияния красоты природы на формирование человека. В чём значимость природы для людей?) формулируется позиция автора.
Подмена формулировки проблемы пересказом. Проблема текста в том, что мы с рождения впитываем в себя удивительную жизнь природы, в нас звучит ее древний и вечный голос. Вместо обобщения информации текста ученик дает пересказ второй части текста.

В прошлой публикации мы говорили о типовых конструкциях и способах формулирования проблемы. Сейчас рассмотрим на примерах, какие речевые и грамматические ошибки можно допустить при формулировке проблемы:

Предложение с речевой или грамматической ошибкой в формулировке проблемы Вид ошибки Исправленный вариант
Автор текста размышляет над проблемой о национальных конфликтах. Ошибка в управлении Автор текста размышляет над проблемой национальных конфликтов.
Автор очень хорошо раскрывает проблему, указанную в тексте. Слово использовано в несвойственном ему значении, нарушена лексическая сочетаемость Автор очень хорошо раскрывает проблему, поставленную в тексте.
Кому выгодно разжигание национальных розней? Над этой проблемой рассуждает автор. Ошибка в образовании формы слова Кому выгодно разжигание национальной розни? Над этой проблемой рассуждает автор.
В тексте поднимается проблема национализма народов. Ошибка в лексической сочетаемости В тексте поднимается проблема межнациональной вражды.
Автор ставит читателю проблему национальных конфликтов. Ошибка в управлении Автор предлагает читателю задуматься над проблемой межнациональных конфликтов.
Я считаю, что проблема данного текста такова, что: современный человек должен правильно выбрать цель своей жизни. Ошибка в построении сложного предложения, подмена проблемы авторской позицией, ошибка в лексической сочетаемости Я считаю, что проблема данного текста такова: как человек должен правильно поставить цель своей жизни.
В этом произведение автор хочет показать проблему патриотизма. Нарушение лексической сочетаемости В этом произведение автор хочет заставить нас задуматься над проблемой патриотизма.
Данная проблема текста заключается в выявлении автором чести и благородства людей. Некорректная формулировка проблемы Автор затрагивает проблему чести и благородства людей.
Одной из проблем, поставленных в тексте, является честь. Некорректная формулировка проблемы Одной из проблем, поставленных в тексте, является проблема чести.
Мне было интересно познакомиться с текстом К. Паустовского. В котором поднимается важная проблема восприятия красоты природы человеком. Ошибка в построении сложного предложения, плеоназм Мне было интересно познакомиться с текстом К. Паустовского. В нем поднимается важная проблема восприятия красоты природы.
В тексте по Д. Гранину автор поднимает проблему о великодушии человека. Некорректная формулировка проблемы, нарушение управления В тексте Д. Гранина поднимается проблема великодушия.
Проблема, которую я увидел в этом тексте, — это то, для чего живёт человек. Некорректная формулировка проблемы, неспособность замены частного общим Проблема, которую я увидел в этом тексте, — это проблема смысла жизни.
Есть ли у человека чувство сочувствия и сострадания? Над этой проблемой размышляет автор. Тавтология и плеоназм Есть ли у человека чувство сострадания? Над этой проблемой размышляет автор.

А теперь самостоятельно найдите ошибки в формулировке проблемы и исправьте их:

  1. Прочитав текст, я вижу проблему человечности.
  2. Автор говорит о сострадании. Проблема в том, что многие люди не могут сострадать другим, а иногда и самим себе.
  3. В этом тексте автор раскрывает проблему о пропадании интереса к чтению переходящей в интерес к телевиденью.
  4. После пропитания текста мне запомнилась одна из самых важных проблем XXI века — это проблема под названием Интернет и сможет ли он заменить книгу.
  5. Прочитав текст, я вижу проблему человечности.
  6. В данном тексте поднята немаловажная, на мой взгляд, проблема наличия у людей сострадания и сочувствия по отношению к окружающим.
  7. Автор поднимает несколько актуальных проблем. Одна из которых заключается в смысле жизни человека.
  8. Прочитав текст П. Измайлова, меня он очень удивил. У него поставлена, на мой взгляд, необычная проблема: можно ли Интернетом заменить книгу?
  9. Мне было интересно познакомиться с текстом автора Худякова. На мой взгляд, в этом тексте очень чётко просматривается проблема предательства.
  10. Главная проблема, представленная в данном тексте, — это сочувствие.
  11. Прочитав данный текст, я нашёл ярко выраженную проблему по рассказу Д. Лихачёва: сочувствие, сострадание.
  12. Прочитанный мною текст показался мне достаточно интересным в силу актуальности поднятой в нём проблемы.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ ФОРМУЛИРОВАНИИ ПРОБЛЕМЫ

1. Непонимание проблемы

Непонимание проблемы связано с неправильной интерпретацией текста. Довольно часто ученики, игнорируя информацию текста, пытаются «подогнать» его под известные им проблемы, рассмотренные на уроках, или же усматривают в тексте такие вопросы, которые отдалённо связаны с проблематикой текста, однако находятся за пределами внимания автора. 

2. Неумение сформулировать проблему

Часто связано с бедностью речи и узостью кругозора автора сочинения.

3. Неоправданное расширение или сужение проблемы

Чтобы избежать этой ошибки, необходимо внимательно перечитать текст, обращая внимание на ключевые слова. Избегайте чересчур общих, «размытых» формулировок типа «проблема войны», «проблема труда, «проблема человеческих отношений» и т.п. Формулировка проблемы должна отражать тот аспект, который намечен автором.

4. Подмена проблемы авторской позицией

Проблема – это вопрос, над которым размышляет автор, а позиция автора – это ответ на данный вопрос. Чтобы избежать подобных ошибок, используйте приём формулирования проблемы от позиции автора. Часто в ошибочных формулировках используются конструкции «Проблема текста заключается в том, что…», «Автор доказывает, что…»

5. Подмена формулировки проблемы пересказом

Помните, что ни одна часть сочинения не предполагает простого пересказа исходного текста!

Рассмотрим типичные ошибки на конкретном материале.

Прочитайте текст. Сформулируйте проблему текста.

История человечества – это история его культуры, потому и покушения на культуру (а общечеловеческая культура состоит из множества национальных) всегда покушение на человечество в целом. Чингисхан сжигал города и уничтожал святыни не только по врождённой злобности, но и по причине отсутствия элементарной культуры, непониманию того, что, кроме коня и шатра, существуют в мире и другие реальные ценности. Это я говорю не в извинение Чингисхану, а с иной целью – объяснить, что цивилизованные вандалы действуют не от неведения, не от темноты, но опираясь на чёткую уверенность в том, что регресс, уничтожение высокой культуры в целом или же высокой культуры того или иного народа лично для них – благо. В одном случае приходит на ум мысль сжечь чужие города, а ценности из чужих музеев перетащить в свои, в другом – отменить, если удастся, Шаляпина, чтобы Шаляпин самим фактом своего явления в мир не подчёркивал бы, что кто-то никогда не сможет стать Шаляпиным. И вместо высокого акта приобщения к пикам искусства возникает зависть и агрессия. 

(По Н. Самвеляну)

Типичные ошибки учащихся и комментарий к ним

Тип ошибки

Пример из сочинения

Комментарий эксперта

1. Непонимание проблемы

В данном тексте поднимается проблема истории человечества и вооружённых конфликтов.

Автор сочинения, не вникая в суть текста, пытается сформулировать проблему, опираясь на первое же выхваченное из контекста словосочетание (история человечества) и упоминание исторического лица (Чингисхан). Типичные причины подобной ошибки – невнимательное чтение, неумение отделять главную информацию текста от второстепенной.

2. Неумение сформулировать проблему

В тексте Н. Самвелян выдвигается проблема о значимости культуры для человека.

Ученик в целом понимает проблематику текста, однако не может правильно и точно сформулировать мысль. В одном предложении несколько ошибок: ошибка в употреблении фамилии автора (правильно: в тексте Н. Самвеляна); речевая ошибка – нарушение лексической сочетаемости: «выдвигается проблема» (правильно: поднимается, затрагивается проблема); грамматическая ошибка – «проблема о значимости культуры»(правильно: проблема значимости культуры или В чём значимость культуры…).

3. Неоправданное расширение или сужение проблемы

Человечество на протяжении всей своей истории совершенствовалось. Стремилось к лучшему. Почему же в мире до сих пор существуют зависть и агрессия? Такой вопрос возникает после чтения текста Н. Самвеляна.

Ученик неоправданно расширяет проблематику текста, игнорируя ключевые слова текста (культура, покушение на культуру, уничтожение культуры) и опираясь только на информацию последнего предложения.

4. Подмена проблемы авторской позицией

Проблема текста заключается в том, что нужно беречь и охранять культурное наследие человечества, а не уничтожать его.

Вместо формулирования проблемы (проблема отношения человека к культуре; В чём значимость культуры для человека и общества?; Почему мы должны беречь и сохранять культурное наследие человечества?) формулируется позиция автора.

5. Подмена формулировки проблемы пересказом

Проблема текста в том, что история человечества – это история его культуры. А Чингисхан сжигал города и уничтожал святыни, так как сам был бескультурным человеком.

Вместо обобщения информации текста в сочинении приведён пересказ первых двух предложений.

Тренировочные упражнения

1. Прочитайте текст. Укажите проблему, которая не рассматривается автором.

У нас есть своё место – и оно в России. Слово «уважать» подходит к взаимоотношениям между людьми, между народом и государством, между государствами, но только – не между человеком и его Родиной. Родину, простите за подзабытую банальность, можно только любить. По-всякому – с нежностью, с восхищением, с уважением, с горечью, с досадой, — но только любить… Поэтому нас-то на праздник Победы звать не надо. Мы придём – со слезами на глазах, как поётся в песне. Будем праздновать эту святую дату с уважением к прошлому Отечества и с надеждой, что уж следующий юбилей Победы отметим с уважением к настоящему Державы. А это, поверьте, немало для нашего неуважительного времени…

(По Ю. Полякову)

  1. Проблема отношения человека к своей Родине.

  2. Проблема исторической памяти.

  3. Проблема взаимоотношений между государствами.

  4. Проблема патриотизма. 

(Ответ: 3

)

2. Прочитайте текст. Укажите формулировку, в которой неоправданно сужается проблематика текста.

По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо. 

Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как говорит человек, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности».

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно — прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших душ, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает». 

(По Д. Лихачёву)

  1. Проблема взаимосвязи речи человека и его интеллектуального и духовного развития.

  2. Как научиться хорошей речи?

  3. Употребление жаргонных слов.

  4. Проблема богатства и бедности речи человека.

  5. Как проявляется интеллигентность в речи человека? 

(

Ответ: 3

)

3. Прочитайте текст. Сформулируйте проблему текста. Сравните формулировки, предложенные учащимися. Укажите номера правильных ответов.

Я – старый человек. Пережил солдатом большую войну, исходил пешком и Россию, и Европу. Среди моих близких друзей были и есть и армяне, и азербайджанцы, и грузины, и эстонцы, и немцы, и многие другие. И теперь, на пороге смерти, я вынужден наблюдать то клиническое безумие ненависти, которое охватывает целые пространства нашей земли. Я жалею тех из них, кто ослеплён ненавистью. Неужели же они не видят, что ими играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них? То, что делают их руками, очень скоро сделают с ними чьими-нибудь третьими. А те, кто стоит за кулисами, выступят как миротворцы, когда сочтут, что обе стороны пролили достаточно крови.

Эпоха мелких конфликтов и частных столкновений кончилась. Мир един, и то, что происходит на одном конце, неизбежно отзывается на другом. Спрятаться не удастся никому. Колокол звонит по каждому из нас.

(По Ю. Лотману)

  1. В тексте Ю. Лотмана поднимается проблема межнациональных конфликтов, так остро стоящая в наши дни.

  2. В данном тексте автор поднимает такую проблему, как отношение людей к войне.

  3. Что такое мир и какое влияние он оказывает на человека? Такой вопрос заинтересовал автора.

  4. Ю. Лотман поднимает одну из актуальных на данный момент проблем – проблему межнациональных конфликтов.

  5. Почему в мире до сих пор существуют конфликты на национальной почве? Над этим вопросом размышляет автор.

(Ответ: 1, 4, 5

)

4. Прочитайте формулировки проблем текста Ю. Лотмана до и после редактирования. Объясните, какие недочёты исправлены учителем.

Исходный вариант

Отредактированный вариант

1) Автор текста размышляет над проблемой о национальных конфликтах.

1) Автор текста размышляет над проблемой национальных конфликтов.

2) Кому выгодно разжигание национальных розней? Над этой проблемой рассуждает Ю. Лотман.

2) Кому выгодно разжигание национальной розни? Над этой проблемой рассуждает Ю. Лотман.

3) В тексте поднимается проблема национализма народов.

3) В тексте поднимается проблема межнациональной вражды.

4) Ю. Лотман ставит читателю проблему национальных конфликтов.

4) Ю. Лотман предлагает читателям задуматься над проблемой межнациональных конфликтов.

5) Автор текста предлагает задуматься над следующей проблемой: можно ли избежать расовой дискриминации?

5) Автор текста предлагает задуматься над следующей проблемой: можно ли избежать межнациональных конфликтов?

Ответ:

  1. Грамматическая ошибка – нарушение управления: существительное проблема требует зависимого слова в родительном падеже без предлога.

  2. Грамматическая ошибка – слово рознь не имеет формы мн. числа.

  3. Некорректная формулировка. Вряд ли возможно говорить о «национализме народа».

  4. Грамматическая ошибка – нарушение управления: «ставит читателю проблему». Возможные варианты: ставит перед читателем проблему, предлагает задуматься над проблемой и т.п.

  5. Неправильно понят текст. Речь не идёт о дискриминации – ограничении или лишении прав определённой категории граждан по расовой, национальной или иной принадлежности.

5. Прочитайте текст. Сформулируйте проблему текста. Сравните формулировки, предложенные учащимися. Укажите номера правильных ответов.

«Если хочешь счастья, не думай о лишениях; учись обходиться без лишнего», — написал мне дедушка в моей тетради, когда мне стукнуло восемь лет. Теперь этот закон кажется мне выражением настоящей жизненной мудрости. Жизнь есть борьба, в которой мы должны побеждать; а победителем становится тот, кто осуществляет благое и справедливое.

Всю жизнь нам грозят лишениями. Всю жизнь нас беспокоят мысли и заботы о возможных «потерях», «убытках», унижениях и бедности. Но именно в этом и состоит школа жизни: в этом – подготовка к успеху, закал для победы. То, чего требует от нас эта школа, — есть духовное преодоление угроз и лишений. Способность легко переносить заботы и легко обходиться без того, чего не хватает, входит в искусство жизни. Никакие убытки, потери, лишения не должны выводить нас из душевного равновесия. «Не хватает?» — «Пускай себе не хватает. Я обойдусь»… Нельзя терять священное и существенное в жизни; нельзя отказываться от главного, за которое мы ведём борьбу. Но всё несущественное, повседневное, все мелочи жизни — не должны нас ослеплять, связывать, обессиливать и порабощать…

Искусство сносить лишения требует от человека двух условий.

Во-первых, у него должна быть в жизни некая высшая, всё определяющая ценность, которую он действительно больше всего любит и которая на самом деле заслуживает этой любви. Это и есть то, чем он живёт и за что он борется; то, что освещает его жизнь и направляет его творческую силу; то, перед чем всё остальное бледнеет и отходит на задний план. Это есть священное и освящающее солнце любви, перед лицом которого лишения не тягостны и угрозы не страшны. Именно таков путь всех героев, всех верующих, исповедников и мучеников.

И, во-вторых, человеку нужна способность сосредоточивать своё внимание, свою любовь, свою волю и своё воображение — не на том, чего не хватает, чего он «лишён», но на том, что ему дано. Кто постоянно думает о недостающем, тот будет всегда голоден, завистлив, заряжен ненавистью. Вечная мысль об убытках может свести человека с ума или уложить в гроб, вечный трепет перед возможными лишениями унижает его и готовит его к рабству. И наоборот: тот, кто умеет с любовью вчувствоваться и вживаться в дарованное ему, тот будет находить в каждой жизненной мелочи новую глубину и красоту жизни, как бы некую дверь, ведущую в духовные просторы. Такому человеку довольно простого цветка, чтобы коснуться божественного миротворения и изумлённо преклониться перед ним; ему, как Спинозе, достаточно наблюдения за простым пауком, чтобы постигнуть строй природы в его закономерности; ему нужен простой луч солнца, как Диогену, чтобы испытать очевидность и углубиться в её переживание. 

(По И. Ильину)

  1. Иван Ильин поднимает проблему убытков в жизни человека.

  2. Должен ли человек бояться лишений? Над этой проблемой размышляет философ Иван Ильин.

  3. Как научиться легко переносить заботы и лишения? Такова проблема, которая привлекла внимание И. Ильина.

  4. В этом тексте я увидел одну проблему. Эта проблема — счастье.

  5. Автор поднимет проблему жизненных мелочей.

  6. Как научиться сохранять душевное равновесие, несмотря на жизненные заботы и лишения?

  7. Что такое истинная любовь? Этот вопрос ставит перед читателями И. Ильин.

  8. В чём заключается искусство сносить лишения? Этой проблеме посвящает свой текст И. Ильин.

  9. Что такое жизненная борьба? Над этим вопросом рассуждает автор.

  10. Текст И. Ильина посвящён важной философской проблеме: как научиться не бояться жизненных трудностей? (Ответ: 2, 3, 6, 8, 10)

6. Отредактируйте формулировки проблем текста И. Ильина, предложенные учащимися.

Исходный вариант

Отредактированный вариант

1) Автор поднимает проблему о преодолении лишений.

2) Как преодолеть подстерегающие лишения человека?

3) Автор поднимает проблему жизненных трудностей и как к ним относиться.

4) Как получить искусство сносить лишения?

5) Прочитав текст, возникает проблема, как овладеть «искусством жизни».

7. Прочитайте текст. Самостоятельно сформулируйте проблему текста и позицию автора.

Разница между культурным и некультурным человеком может определяться несколькими способами. Но есть один практический критерий — человек сталкивается с непонятным; он может заинтересоваться или же обозлиться. Культурный человек заинтересуется, некультурный человек обозлится, раздражится. Проследите свою реакцию на такую ситуацию: я вхожу в комнату, там сидят люди и говорят на непонятном мне языке. Что я переживу? Любопытно, о чём они говорят… Или страх: они сговариваются против меня, они друг друга понимают, а я их не понимаю — я сейчас же должен вооружиться. Ломоносов предложил когда-то бессмертную формулу — «пугливые невежды». Невежды пугливы, подозрительны, им кажется, что весь мир в заговоре против них. И особенно они боятся людей, которых не понимают, которые чем-то не похожи на них, которые почему-то что-то там на скрипке играют… А чёрт его знает, чего он там на скрипке играет?..

(Ю. Лотман)

Ответ:

Проблема: проблема культуры (в чём проявляется культура человека?)

Позиция автора: показателем культуры человека может служить его отношение к непонятному. Непонятное пробуждает в культурном человеке здоровое любопытств, желание познать новое, а в бескультурном — страх и подозрительность.

Успехов вам и вашим ученикам!

Ошибки при формулировании проблемы могут быть связаны с неверным пониманием текста, когда выпускник не может различить главные и второстепенные мысли автора, не видит подтекстовой информации, неправильно интерпретирует использование языковых средств, не замечает иронии писателя и тому подобное.

Ошибки при формулировании проблемы текста

Приведенные ниже примеры типичных ошибок при формулировании проблемы и способы их устранения помогут выпускникам избежать подобных ошибок в экзаменационных сочинениях.

Содержание статьи

  • 1 Примеры (анализ) ошибок с разбором
    • 1.1 Непонимание проблемы
    • 1.2 Неумение сформулировать проблему.
    • 1.3 Неоправданное расширение или сужение проблемы.
    • 1.4 Замена проблемы авторской позицией.
    • 1.5 Подмена формулировки проблемы пересказом.
  • 2 Рекомендации по правильному формулированию проблемы

Примеры (анализ) ошибок с разбором

Ошибки, связанные с неправильной формулировкой проблемы можно разделить на несколько видов:

  1. Непонимание проблемы.
  2. Неумение сформулировать проблему.
  3. Неоправданное расширение или сужение проблемы.
  4. Подмена проблемы авторской позицией.
  5. Подмена формулировки проблемы пересказом.

Чтобы не допускать подобных ошибок выпускникам, необходимо знать причины их возникновения, а также уметь их видеть и заменять правильным вариантом формулировки.

Ниже подробно описаны все ошибки с примерами, разбором и правильными вариантами формулирования проблемы.

Непонимание проблемы

Причины подобной ошибки — невнимательное чтение текста, неумение различать основную и дополнительную информацию текста.

Пример 1

Ошибочная формулировка: «В данном тексте поднимается проблема бедной жизни старого охотника».

Автор сочинения, не вникая в суть текста, пытается сформулировать проблему, опираясь на первое же выхваченное из контекста предложение (В избушке у самого леса живёт старый охотник Емеля с маленьким внучком Гришуткой).

Важно!

Прежде чем формулировать проблему, необходимо дочитать текст до конца.

Правильная формулировка: «В данном тексте поднимается проблема самоотверженной родительской любви».

Пример 2

Ошибочная формулировка: «У автора есть проблема, из-за которой он очень переживает. Это проблема смысла жизни».

В данной формулировке произошла подмена проблемы, над которой размышляет автор текста, и проблемы, возникающей в его личной жизни (у автора — проблема). В сочинении выпускник должен сформулировать не проблемы, которые могут существовать в жизни писателя, а проблемы, которые он анализирует в своем тексте.

Правильная формулировка: «Автор анализирует в тексте актуальную во все времена проблему смысла жизни».

Пример 3

Ошибочная формулировка: «Главная проблема этого текста – это умение «жить, потому что всё впереди».

В этом примере показана неудачная формулировка с использованием цитаты, так как автор в данном тексте размышляет не об умении жить, а о проявлении заботы о людях.

Правильная формулировка: «Автор заставляет задуматься над проблемой проявления заботы о людях или Почему так важно проявлять заботу о людях и поддерживать их?».

Пример 4

Ошибочная формулировка: «В чем проблема Власова? Над этим вопросом размышляет автор».

Проблема заявлена формально, оценить понимание проблематики текста невозможно.

Правильная формулировка: «Какова сила любви? Над этим вопросом размышляет автор».

Неумение сформулировать проблему.

Выпускник показал верное понимание проблемы текста в целом, однако не сумел правильно и точно сформулировать мысль.

Пример 1

Ошибочная формулировка: «Автора данного текста беспокоит проблема о преданности людям… ».

Внимание!

Это очень распространенная грамматическая ошибка, которую допускают выпускники, – нарушение связи слов в словосочетании (в данном случае, управления): существительное проблема требует от зависимого слова родительного падежа.

Правильная формулировка: «проблема преданности людям».

ЗАПОМНИТЕ!

Существительное «проблема» сочетается только с именем существительным, употреблённым в форме родительного падежа.

Например: проблема (чего?) роли детских воспоминаний.

Существительное «вопрос» сочетается только с именем существительным, употреблённым в форме предложного падежа.

Например: вопрос (о чём?) о роли детских воспоминаний.

Пример 2

Ошибочная формулировка: «В прочитанном мною тексте автор высказывает такую проблему, как определение роли Родины в жизни человека. Эта тема очень актуальна сегодня».

В данном примере присутствует нарушение сочетаемости слов «высказывает проблему», в результате чего происходит подмена понятий (такую проблему — эта тема): тема и проблема – это не одно и то же.

Правильная формулировка: «В прочитанном мною тексте автор анализирует проблему определения роли Родины в жизни человека».

Неоправданное расширение или сужение проблемы.

Неоправданное расширение или сужение проблематики текста связано с игнорированием ключевых слов текста и/или опорой только на информацию отдельно взятого предложения.

Пример 1

Ошибочная формулировка: «Проблема, которую поднимает автор, носит социальный характер».

Данная формулировка представляет собой громоздкую фразу, часто встречающуюся в сочинениях.

Правильная формулировка: «…автор поднимает важную социальную проблему».

Пример 2

Ошибочная формулировка: «Писатель затрагивает проблему нравственности, которая разделяется на несколько частей и заключается в проблемах чести, совести и справедливости».

В этом примере показана крайне неудачная формулировка, которая не дает возможности понять, о какой из нравственных проблем идёт речь. Можно говорить о различных аспектах проблемы, но не о ее «частях».

Скорее всего, автор сочинения хотел написать, что в тексте затронута одна из нравственных проблем, которую надо сузить и сформулировать более конкретно.

Правильная формулировка: «Какую роль играет понятие «честь» в жизни современного человека?».

Пример 3

Ошибочная формулировка: «Автор посвящает свой текст проблеме «Левитановской зари».

В данной формулировке произошел перевод проблемы в узкий план (в план темы): на самом деле при внимательном чтении текста выпускник увидел бы, что писатель рассуждает в тексте о проблеме приобщения к творчеству художника.

Правильная формулировка: «Автор посвящает свой текст проблеме приобщения к творчеству художника».

Замена проблемы авторской позицией.

Данная ошибка заключается в том, что вместо формулирования проблемы учеником формулируется позиция автора.

Проблема – это вопрос, над которым размышляет автор, а позиция автора – ответ на этот вопрос.

Чтобы избежать подобных ошибок, найдите авторскую позицию и задайте к ней вопрос (это и будет проблема). Более подробно об этом читайте в статье «Что такое проблема текста«.

Пример 1

Ошибочная формулировка: «Одна из проблем данного текста заключается в том, что нужно быть смелым и не идти на сделку с совестью».

В этом примере вместо проблемы (совести и ответственности человека за свои поступки) формулируется позиция автора.

Правильная формулировка: «Автора волнует проблема совести и ответственности человека за свои поступки».

Подмена формулировки проблемы пересказом.

Причины подобной ошибки кроются в неумении различать основную и дополнительную информацию текста.

Пример 1

Ошибочная формулировка: «Проблема в том, что герой, оставшись на войне без обеих ног, радуется тому, что остался живым».

В данном примере формулировка проблемы подменяется пересказом текста.

Правильная формулировка: «Автор затрагивает важную проблему влияния войны на человека».

Важно!

Не забудьте после текста прочитать информацию об авторе, чтобы избежать фактических ошибок.

Например: Юрий Васильевич Бондарев (род. в 1924 г.) — русский писатель, сценарист, автор многочисленных произведений о Великой Отечественной войне.

Данную информацию вы можно использовать в сочинении, чтобы избежать тавтологии.

Например: писатель — журналист — публицист — автор — фамилия автора.

Рекомендации по правильному формулированию проблемы

Для правильно сформулированной проблемы текста можно воспользоваться следующими советами:

  1. Избегайте чересчур общих формулировок проблемы текста. Верно сформулированная проблема отражает тот вопрос, который обозначен автором исходного текста.
  2. Внимательно прочитайте текст, обращая внимание на ключевые слова. Не «подгоняйте» текст под известные, отработанные на уроках проблемы. Каждый текст уникален, как уникален его автор.
  3. Используйте не заранее заготовленные формулировки, а типичные синтаксические конструкции, более всего подходящие для формулирования проблемы. Это поможет избежать подмены проблемы авторской позицией или пересказом текста.

Важно!

Каждый год ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) включает в состав экзаменационных материалов новые тексты. Они разнообразны по своему содержанию, однако затронутые в них проблемы часто повторяются, поэтому материалы статьи помогут в формулировке проблемы текста.

Напоминаем, что формулировка проблемы текста должна быть размещена либо в конце введения, либо в начале основной части сочинения.

Объём: 1-3 предложения.

Сразу после формулирования представленной в тексте проблемы необходимо перейти к развёрнутому комментированию этой проблемы, о котором читайте в статье «Как писать комментарий проблемы текста?».

  1. Типичные ошибки в постановке проблемы исследования.

При
выборе и определении проблемы исследования
возникает несколько типичных
ошибок.
Первая
уже названа – отождествление темы и
проблемы. Сбор первичной информации
позволяет описать существующее положение
дел, и если информация структурирована,
создать дескриптивную модель. Надо
построить еще нормативную модель, т.е.
знать желаемое состояние (скажем,
сократить текучесть кадров с 30 до 12%).
Различие (в сильном варианте –
противоречие) между дескриптивной и
нормативной моделями составляет
содержание проблемной ситуации. Стало
быть, первоначальную тему исследования
можно перевести на язык проблемной
ситуации, т.е. определить различие между
реальным (дескриптивная модель) и
желаемым (нормативная модель) состояниями.
Перевод проблемной ситуации на язык
исследования предполагает ориентировочный
зондаж объекта и создание дескриптивной
модели.

Вторая
ошибка определения проблемы исследования
– отождествление ее с социальной
проблемой в целом. Оба понятия во многом
сходны, в их основе лежит социальное
противоречие, осознаваемое субъектами
как значимое для них несоответствие
между существующим и должным. И в том и
другом случае противоречие создает
проблемную ситуацию, и в том и в другом
случае оно осознается субъектами. Но в
проблеме исследования субъектом
выступает индивид, а в социальной
проблеме – большие социальные группы
людей. Следовательно, проблема исследования
– лишь часть социальной проблемы, ее
конкретная сторона.

Третья
ошибка – смещение уровней обобщения:
задачи исследования носят
конкретно-практический характер, а
проблема исследования абстрактно-теоретический.

Ошибка
в постановке проблемы исследования
может заключаться в его отождествлении
с задачами исследования. Если цель
ориентирует на конечный результат, то
задачи формулируют вопросы, на которые
должен быть получен ответ для реализации
целей исследования.

Цель
чаще всего берут из названия (темы)
исследования. Пример: тема «удовлетворенность
работников трудом», цель «определить
субъективные показатели удовлетворенности
работников трудом». В анкету включают
несколько вопросов удовлетворенности
отдельными сторонами трудовой деятельности
(содержанием труда, отношениями с
товарищами и начальством, заработной
платой и т.д.). Задача определяется что
называется «под вопрос», например,
«определить степень удовлетворенности
работников зарплатой (содержанием
труда, отношениями и т.д.)». В несколь­ко
утрированном виде подобная процедура
строится на принципе «сколько вопросов
в анкете, столько задач исследования».

Проблемная
ситуация и перевод ее в систему целей
и задач исследования на практике
описывается обычно фразой «выход из
сложившейся ситуации».

Адабиётлар рўйхати

  1. Добреньков
    В.И. Кравченко А.И. Фундаментальная
    социология. 3-том. Методика и техника
    исследования. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 768 с.

  2. Гошков
    М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология:
    методология и методы. Учебное пособие.
    – М.: Альфа-М, 2009. – 416 с.

  3. Ядов
    В.А. Стратегия социологического
    исследования. Описание, объяснение,
    понимание социальной реальности. –
    М.: Омега-Л, 2007. – 567 с.

  4. Хайтун
    С.Д. Количественный анализ социальных
    явлений. Проблемы и перспективы. – М.:
    ДомКнига, 2005. -280 с.

Соседние файлы в папке 4-мавзу

  • #
  • #
  • #

Типичные ошибки при формулировании проблемы

(

1. Непонимание проблемы

Непонимание проблемы связано с неправильной интерпретацией текста. Довольно часто ученики, игнорируя информацию текста, пытаются «подо­гнать» его под известные им проблемы, рассмотренные на уроках, или же усматривают в тексте такие вопросы, которые отдалённо связаны с пробле­матикой текста, однако находятся за пределами внимания автора.

2. Неумение сформулировать проблему

Часто связано с бедностью речи и узостью кругозора автора сочинения. Попытайтесь использовать приведённые выше алгоритмы выявления про­блемы.

3.Неоправданное расширение или сужение проблемы

 Чтобы избежать этой ошибки, необходимо внимательно перечитать текст, I обращая внимание на ключевые слова. Избегайте чересчур общих, «размы Iтых» формулировок типа «проблема войны», «проблема труда», «проблема I человеческих отношений» и т.п. Формулировка проблемы должна отражать I тот аспект, который намечен автором.

4. Подмена проблемы авторской позицией

Проблема — это вопрос, над которым размышляет автор, а позиция ав­тора — это ответ на данный вопрос. Чтобы избежать подобных ошибок, используйте алгоритм формулирования проблемы от позиции автора. Часто в ошибочных формулировках используются конструкции«Проблема текста заключается в том, что…»,«Автор доказывает, что…»

     5. Подмена формулировки проблемы пересказом

| Помните, что ни одна часть сочинения не предполагает простого пересказа  исходного текста!

.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки при пошиве пиджака
  • Ошибки при постановке прививок
  • Ошибки при подключении сабвуфера
  • Ошибки при пошиве корсета
  • Ошибки при постановке пломбы