Ошибки при постановке голоса

Усовершенствование голосовых данных подвластно каждому. Звуки, издающиеся из горла, формируются с помощью специальных мышц, которые необходимо тренировать на постоянной основе. Если будущий вокалист будет постоянно тренироваться, то в скором времени он сможет поставить свой голос. Однако есть некоторые моменты, которые мешают это сделать. Многие сталкиваются с определенными проблемами при постановке голоса.

В музыкальной практике постановка голоса – это постижение науки о том, как поддерживать звучание при помощи дыхания и направлять его в резонаторы. Вокальные данные не могут появиться сами по себе. Они нуждаются в постоянной работе и тренировках. Чтобы красиво петь, требуется наличие крепкого и хорошо поставленного голоса. Формирование звука происходит при помощи носовой и ротовой полости. Проходя через них, на выходе может получиться качественный звук.

Проблемы и отрицательные факторы, которые влияют на голос

Существует целый ряд проблем и негативных факторов, с которыми сталкиваются вокалисты при обучении пению. Рассмотрим самые распространенные.

Внутренняя зажатость гортани

Зажатость гортани – это когда она находится в верхнем положении. Чтобы поставить голос от такой привычки нужно непременно избавиться.

Неправильное дыхание

Под «неправильным дыханием» подразумевается несколько моментов:

  • когда человек волнуется, в дыхание передается соответствующий импульс. Дыхательные мышцы пытаются сдержать его, поэтому препятствуют свободному течению;
  • если будущий вокалист не будет держать правильную осанку, это помешает постановке голоса. Например, впалая грудь оказывает существенное затруднение работе межрёберных мышц, а согнутая спита может помешать свободной работе диафрагмы.

Также при появлении контроля дыхания со стороны значительной мускулатуры может пропасть связь между эмоциональным и дыхательным воплощением.

Проблемы с голосовыми связками и гортанью

Когда отсутствует свободное дыхание, звук начинает во многом издаваться из тонких мышц гортани. Они не предназначаются для данных процессов, поэтому могут получить напряжение и расстроить свободную игру складок голоса.

Резонаторная система

Когда гортань напрягается, происходит блокировка связи голоса с резонатором горла и грудным резонатором. Это препятствует звучанию в грудном резонаторе.

Если корень языка, мягкое нёбо, лицо или шея находятся в напряжении, становится невозможным применение носовых и головных резонаторов. Все это препятствует звучанию в средних и верхних регистрах.

Психологические зажимы

Когда дыхание происходит несвободно и не подкрепляет звучание, недостаточность компенсируется при помощи языка. Это отрицательным образом влияет на артикуляционные способности. Психологические зажимы мешают точной артикуляции губ. Совершая над голосом важно подавлять свои эмоции.

Также начинающий вокалист может столкнуться и с другими проблемами. Итак, препятствовать постановке голоса могут:

  • нарушения в громкости, куда относится как слишком слабая, так слишком сильная громкость голоса;
  • нарушения высоты своего тона, при котором голос либо высокий, либо низкий;
  • нарушение тембра голоса, а именно – появление охриплости, грубости или монотонности;
  • нарушения резонанса.

Важно знать, что некоторые проблемы могут возникнуть из-за органических поражений в голосовом аппарате. Однако это относится к сфере медицины.

Также существенное влияние оказывает застенчивость. Если человек стесняется выступать, особенно публично, появляется зажатость и неправильное звучание.

Чаще всего вокалисты сталкиваются с проблемами зажимов в мышцах гортани. Они мешают правильному образованию голоса. Многие певцы зачастую допускают большую ошибку – при зажимах начинают давить на ноты, пытаются их вытянуть, исполнить громче или изменить интонацию. Таким образом поступать категорически запрещено. Это может создать добавочную нагрузку на голосовые связки. После оказания такого давления нередко приходится обращаться к врачам.

Помимо прочего, зажимы могут появляться из-за психологических трудностей при выступлениях. В таком случае потребуется провести серьезную работу со своей самооценкой.

Рекомендуемый режим тренировок

Для постановки красивого голоса, необходимо обратить особое внимание на следующие факторы:

  • дыхание;
  • дикцию;
  • работу голосовых связок.

Заниматься разработкой дыхания рекомендуется не менее десяти минут в день на протяжении одного месяца.

Чтобы речь была быстрой, четкой и членораздельной, потребуется выполнять целый ряд упражнений. Для этого рекомендуется обратиться к специалистам. Обычно упражнения выполняют по пять минут ежедневно, понемногу повышая время занятий. Однако нельзя упражняться более часа в день.

Тренировать свои голосовые связки необходимо каждый день. Упражнения-распевки можно выполнять даже в домашних условиях. Они отлично помогают разрабатывать голосовые мышцы. Проводить занятия рекомендуется ежедневно по 5-7 минут.

Советы для начинающих

Научиться петь может каждый человек – и женщина, и мужчина, и даже ребенок. Причем это не всегда зависит от исходных голосовых данных. Ведь хорошее звучание – это навык, который вырабатывается путем упорной работы. Можно заниматься как самостоятельно, так и брать уроки вокала у грамотных преподавателей. Какой бы путь не был выбран, рекомендуется учитывать следующие советы:

  • никогда не напрягайте связка, так как процесс их восстановления очень долгий;
  • выполняйте упражнения, устраивая маленькие перерывы;
  • освоение новых упражнений, приемов и методик должно быть постепенным;
  • чтобы улучшить речевые показатели и обрести четкость произношения слов, можно использовать скороговорки;
  • не рекомендуется сильно нагружать себя тренировками, новичкам подойдут занятия от пяти минут в день с постепенным увеличением времени.

Также немаловажно исключить спиртное и употребление холодной пищи. Они могут оказывать негативное влияние на голосовые связки.

Важно обратить внимание, что постановка голоса и речи самостоятельно в домашних условиях может занять намного больше времени, чем тренировки с репетитором. Минус домашних тренировок в том, что некому поправить начинающего вокалиста.

Стоимость уроков вокала. Записывайтесь!


Спасибо!

Данные успешно отправлены

Подпишись на мой TELEGRAM

И узнай, как научиться петь во взрослом возрасте!

ПОДПИСАТЬСЯ

Запишитесь на пробное

Всего 699 руб 3000 руб за 45 минут

Познакомимся. Определим Ваши навыки и цели. Составим программу обучения. Индивидуальное пробное.

  • Результат на первом занятии
  • Запишем на удобное время
  • Для начиющих и продвинутых
  • Взрослым и детям
  • Онлайн или в центре Москвы

Нам можно написать в:

Проверка уровня по видео

Всего за 350 рублей 3000 руб

Снимите видео своего выступления и отправьте его мне. А я дам вам ценные советы и рекомендации, чтобы вы смогли достичь новых высот.

После оплаты я свяжусь с Вами в течении суток по телефону или в мессенджерах, чтобы Вы прислали видео.

  • Для начиющих и продвинутых
  • Взрослым и детям
  • Получите объективную оценку
  • Персональные советы и техники
  • Лучшее в этом предложении? ☝️Это стоимость всего 350 рублей!

Нам можно написать в:

Cover-Oshibki-pri-penii

Ошибки при пении

В статье об эталонном звуке мы разобрались, какими характеристиками должен обладать профессиональный качественный звук. Поговорим подробнее о том, каких недостатков в звучании нужно избегать и что делать, если они имеются. Приводим ниже выдержку из книги В. Мордвинова «Практика основной работы по постановке голоса»:

«Один из больших недостатков — качание голоса, тремоло или дрожь. Качание голоса в лице широких волнообразных колебаний обычно происходит от неумения пользоваться дыханием и постепенно, путем нормальных занятий голосом, исправляется. Причина такой дрожи в недостаточном прикрытии звука или в перегрузке гортани слишком громким, длительным до утомления пением, криком, пением слишком высоких нот и т. д., то есть в переутомлении голосового аппарата, в результате чего нарушается нормальное состояние гортани и окружающей ее мускулатуры, которая делается недостаточно устойчивой.

Каждое движение гортани отражается на ровности звука, в смысле выдержанности точной высоты определенного тона. В сильно тремолирующем голосе иногда звучит не та нота, которую нужно спеть, или, вместе с основной, соседняя, которая быстро чередуется с первой и создает род своеобразной, неправильной, плохой трели.
Для певцов с сильно заметным тремоло борьба с этим недостатком очень трудна, длительна и не всегда успешна, поэтому работать над ним надо ежедневно.

Гнусавые и носовые звуки обычно получаются при дряблости небной занавески. Если у ученика получаются подобные звуки, надо заставить его петь на А с широко раскрытым ртом, проверяя, сокращается ли его небная занавеска или же висит, касаясь большого языка. При гласном У мягкое небо больше всего сокращается, поэтому полезно начать упражнения на этот гласный.
Даже когда гнусавость будет считаться исправленной, не следует забывать, что привычный недостаток может снова возродиться, если не продолжать петь те упражнения, при которых он был уничтожен.

Горловой звук получается главным образом у мужчин, и особенно у теноров, от неправильного, чрезмерно высокого положения гортани: у неумелого тенора, старающегося петь верхи, или у баса, который старается «выжать» несуществующие нижние ноты. Иногда причина заключается в давлении корня языка на гортань.
Причина устанавливается изучением положении гортани при пении и наблюдением за тем, как ученик держит свой язык при пении на А. Для освобождения гортани от давления на нее внешней мускулатуры помогает легкое пение на У, — скорее «выдувание», и легкое, на пиано, «мычание», — пение с закрытым ртом на нижних нотах.

При сильно зажатом звуке и несвободной гортани помогает пение упражнений с придыхательной атакой: звук начинается на ХА, и притом таким образом, будто певец старается не петь, а выдыхать находящийся в легких воздух, постепенно включая в этот выдох голос.»

В. Мордвинов. Практика основной работы по постановке голоса. (Москва, Ленинград, 1948 г.)

Полезная информация для тех, кто хочет начать или недавно начал учиться вокалу. Думаю, многие из вас узнают себя :)

Самые популярные ошибки начинающих вокалистов, и что с ними делать.

1. ПОЮТ «В НОС». Причинами могут быть как физиологические особенности (аденоиды, искривленная носовая перегородка), так и психологические — страх показать всю громкость и звон своего голоса, «раскрыть себя» полностью.

Что делать: научиться различать когда звук направился в носоглотку — закрыть нос во время пения и, если звук стал более плоским, тихим и закрытым, и пальцы ощущают вибрацию в носу — значит имеет место пение «в нос». Со временем появится умение различать такую манеру пения на слух. Стандартные приемы, чтобы перестать петь «в нос» — петь «с зевком», представить в горле горячую картошку :) Такие приемы поднимают опущенное мягкое небо — одну из причин направления звука в носоглотку.

2. ДВИГАЮТ ЯЗЫКОМ ПРИ ПЕНИИ. Некоторые рефлекторно поднимают язык, чтоб «поднять» ноту, некоторым кажется, что звук лучше, если что-то делать с языком. Всё, что нужно от языка — лежать спокойно и не дёргаться.

Что делать: нужно петь перед зеркалом, держа фокус на правильном положении языка.

3. СМАЗЫВАЮТ ПОСЛЕДНИЕ 2-3 НОТЫ В ВОКАЛЬНОЙ ФРАЗЕ. Это связано с тем, что последовательности нот в большинстве упражнений сначала восходящие, потом убывающие. Практически все начинающие вокалисты, поднимаясь в упражнении по нотам, доходят до самой высокой и расслабляются, что взяли ее хорошо. А дорога назад уже не так интересна. Важно помнить, что если человек привыкнет не обращать внимание на окончания фраз в упражнениях, то окончания фраз в песнях будут с фальшивыми нотами.

Что делать: держать фокус на том, чтобы каждая нота была исполнена максимально чисто.

4. ХОТЯТ СРАЗУ ОЩУТИТЬ ГРУППЫ МЫШЦ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ТО, КАК ЗВУЧИТ ГОЛОС (в основном — это мягкое нёбо и мышцы гортани). Это желание связано с тем, что многие начинающие торопятся в начале, хотят как можно быстрее добиться хорошего результата. У некоторых людей это желание связано с желанием удивить самих себя и преподавателя своими бешеными темпами прогресса.

Что делать: на самом деле, нужно просто выполнять «ассоциативные» упражнения, которые активизируют нужные мышцы на уровне рефлексов. Со временем контроль над мышцами придёт сам.

5. БОЯТСЯ КАЖДОЙ ОШИБКИ. Как следствие не готовность петь выше и пробовать сложные элементы — т.к. они могут не получиться. Причина — присутствие «постороннего», оценивающего человека, и излишний перфекционизм, сильно мешающий прогрессу на начальном этапе.

Что делать: принять простую истину — на начальном этапе ошибки неизбежны, это неотъемлемый инструмент обучения. И не стесняться преподавателя по вокалу, потому что именно понимание характера ошибки дает возможность исправить ее причину. Если же бояться и не пробовать делать сложные элементы — овладеть ими невозможно.

Вокальные дефекты

Не секрет, что многие начинающие вокалисты, которые только учатся петь, жалуются на различные вокальные дефекты: грубый или гнусавый голос, пение в нос, сильное напряжение, в результате которого устает или болит горло, слишком тихий голос и т. д. Давайте сегодня составим список из вокальных дефектов и посмотрим, как справиться с каждым из них.

Кстати, подобные вокальные дефекты могут возникать не только у новичков, но и у вокалистов со стажем. Почему такое случается? Частая причина — это то, что человек учился петь самостоятельно, без педагога по вокалу. И научился петь неправильно. А, как Вы знаете, переучиться потом очень сложно.

Вокальные дефектыВокальные дефекты

Поэтому, если Вы только начинаете учиться вокалу, то найдите педагога по вокалу (Как учиться петь — с преподавателем или самостоятельно?) и возьмите у него хотя бы несколько уроков. Пусть он поставит Вам голос, научит правильно петь, дышать и т. д. А дальше уже можете заниматься дома и развивать голос.

Дефекты вокала

  1. Пение в нос. Для начала определите, правда ли Вы поете в нос. Для этого возьмите любую удобную Вам ноту и пропойте ее. А во время этого зажмите нос. Если голос изменился, стал тише, значит, скорее всего, Вы поете в нос. Как избавиться? Первым делом нужно узнать о существовании проблемы. Далее, при каждом пении, думайте о том, как Вы поете. Сфокусируйтесь на том, чтобы голос, выходя из горла, шел к передним зубам, а не в нос. Посмотрите «Упражнения для головных резонаторов». И Вы поймете, что значит «направлять звук к передним зубам».
  2. Гнусавость голоса. Часто гнусавость голоса — это результат пения в нос. Гнусавость лучше «диагностировать» на начальном этапе. Потому что если Вы привыкните петь гнусавым голосом, то переучиться потом будет сложно. Причин гнусавости может быть много: излишнее напряжение шеи и горла, неправильное дыхание, напряжение мышц лица, неправильная работа мягкого нёба. Также гнусавость может быть вызвана физическими дефектами (в этом случае от гнусавости избавиться сложнее). Также причиной может быть голосовой зажим.

    Как убрать гнусавость голосаКак убрать гнусавость голоса

    Чтобы избавиться от гнусавости, просто нужно правильно петь, не зажиматься, не напрягать голос, горло, мышцы лица, правильно дышать.

  3. Устает горло. Часто новички жалуются, что у них устает горло даже после непродолжительного пения. Почему это происходит? Самая главная причина это опять же голосовой зажим. Новичок знает, что он поет плохо, поэтому пытается петь тихо, чтобы его никто, не дай Бог, не услышал. Поэтому он всячески зажимается. Также голос устает от неправильного пения. Существуют упражнения, которые помогут справиться с этой проблемой — читайте тут — Почему устает голос после пения? Как правильно петь?
  4. Голос садится после пения. Садится голос также от неправильного, часто зажатого пения. Чтобы этого не происходило, работайте с голосовым зажимом, не пойте слишком громко/слишком тихо. Пойте расслабленно, ведь часто голос садится от того, что Вы зажимаете горло.
  5. Голос слишком грубый или, наоборот, слишком писклявый. Я бы не назвал это дефектом. Скорее, у Вас просто такой тембр голоса. А то, что Вам не нравится свой голос в принципе — это проблема многих начинающих вокалистов. Когда Вы слышите свой голос «со стороны», то есть на записи, то Вы его просто не узнаете, он для Вас чужой, и часто Вам не нравится.

    Почему не нравится свой голосПочему не нравится свой голос

    Но если Вы считаете, что Ваш голос, например, слишком грубый, то Вы больше опираться на головные резонаторы, чем на грудные (резонаторы голоса). Или наоборот, если Вы считаете, что Ваш голос слишком «писклявый», то опирайтесь больше на грудные резонаторы. А лучше — просто привыкните к своему голосу и полюбите его 🙂

  6. Голос слишком тихий. Я бы сказал, что этот дефект во много зависит от голосового зажима. Опять же, Вы боитесь, что Вас кто-то услышит, и пытаетесь петь тише. Вы быстро привыкаете к такому пению. Для того, чтобы этого избежать — просто начинайте петь громко, во весь голос. Но не слишком громко, то есть не надо давить на голос. Пойте так, как разговариваете.
  7. Дефекты дикции. Сюда входит шепелявость, заикание, неразборчивость слов и т. д. Что делать? Скорее всего, дефекты дикции (если они есть) проявляются не только в пении, но и при обычном разговоре. Тут все просто: проговаривайте скороговорки. Да, именно. Возьмите себе за правило каждый день тренироваться, проговаривая различные скороговорки. Можно это делать перед зеркалом. Вскоре Вы заметите, что многие дефекты дикции начинают уходить.

Как не допускать вокальных дефектов? Советы

Следующие советы помогут Вам избежать вокальных дефектов, если Вы только начинаете учиться пению.

Как не допускать вокальных дефектов?Как не допускать вокальных дефектов?

  1. Найдите себе педагога по вокалу, хотя бы на пару занятий. Он поставит Вам голос и подскажет, как петь правильно.
  2. Пойте только в той тональности, в которой Вам удобно. Для этого узнайте, какой диапазон Вашего голоса, тогда Вы сможете подобрать необходимую тональность для любой песни.
  3. Не пытайтесь подражать своим кумирам, и вообще, не пытайтесь быть на кого-то похожим в пении. От этого Вы будете петь только хуже. Пусть Ваш голос будет уникальным (тем более, что так и есть).
  4. Определите правильно тип Вашего голоса. Это также поможет Вам лучше подбирать для себя репертуар.
  5. Освободитесь от голосового зажима. Голосовой зажим — это самый главный враг начинающих вокалистов. От него избавиться сложнее всего. Постарайтесь не переживать, что Вас кто-то услышит, пойте так громко, как Вам нужно. При пении думайте только о пении и ни о чем другом.

Заключение

В общем-то, научиться петь самостоятельно сложно, но можно. Лучше, конечно, найдите педагога по вокалу и возьмите несколько уроков. Если преподавателя найти никак не удается, то учитесь петь самостоятельно — главное, делать это правильно.

Тут мы перечислили самые популярные вокальные дефекты. Если Вы страдаете таким дефектом, которого нет в списке, обязательно напишите об этом в комментариях. Удачи! 🙂

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки при посадке хвойных растений
  • Ошибки при посеве газона
  • Ошибки при приеме антибиотиков
  • Ошибки при посадке яблони весной
  • Ошибки при приготовлении эспрессо