Ошибки при подготовке уроков

Советы начинающим педагогам. Анализ самых распространенных ошибок начинающего учителя

   Я хочу остановиться на педагогических ошибках, вопросах организации и проведения учебного занятия. Надеюсь, эта статья пригодится не только начинающим, но и опытным учителям.  Итак, каких ошибок следует избегать учителю на уроке?

Ошибка 1. Урок проходит без чётких учебный целей и задач

На уроке обязательно должна быть объявлена тема урока либо учителем, либо детьми. А также сформулированы дидактические задачи для ученика, а для учителя цель данного урока.

Ошибка 2 .  Монотонный урок. Когда весь урок выдержан в одном темпе. Когда ученики выполняют всего лишь одну учебную задачу. Если темп урока низкий, то ученики если не уснут, то потеряют всякий интерес к занятию. Если весь урок выдержан только в высоком темпе, — гарантирована быстрая утомляемость учеников.  Говорит только учитель, отсутствует диалог, обратная связь. В начальной школе нет уроков-лекций. Через каждые 10 миннут необходимо переключать внимание детей на другие задания. Задания должны быть разнообразными.

Ошибка 3. Учитель ведёт урок по бумажке или планшету.

Учитель не держит в голове план урока. Плохо владеет содержанием. Постоянно заглядывает в план-конспект. Даже ходит по классу со своей тетрадью или очень модными в последнее время планшетами для бумаг или даже с электронными планшетами. Читает содержимое слайдов. Ученики теряют доверие к такому учителю. Диалог с учениками становится натянутым и отрывочным. Слабеет обратная связь с классом.

Ошибка 4. Когда вы задаёте вопрос классу и тут же даёте высказаться детям, сразу поднявшим руки.

Ученики по своему темпераменту, по способностям запоминания довольно разные. Дайте возможность ученикам сначала подумать. Тогда и поднятых рук будет больше, и ответы учеников глубже.

Ошибка 5. Когда урок превращается в мультимедийное шоу

Мультимедиа всегда носит вспомогательный характер. Не нужно становиться заложником красивых слайдов и впечатляющих обучающих видеороликов. Есть нормы использования на уроке проектора, не более 15 минут. Это может быть в начале урока, в середине или в конце.

Ошибка 6. За урок не поставлено ни одной отметки. Урок нужно продумать так, что за урок можно было поставить 5-6 отметок (это минимум) . Для этого используем разные формы опроса: индивидуальные карточки, тесты, ответы у доски, оценивание ученика при работе в группах.  Я за сегодняшний урок поставила  13 отметок.

Ошибка 7. Жёсткая привязанность к сценарию, план-конспекту

Необходимо уметь перестроить урок при изменившихся обстоятельствах. Например,  нет электричества, а у вас главным на уроке является мультимедийное сопровождение или Вы пришли в класс, где проектор не включается или завис компьютер. Урок продумать надо так, чтоб его можно было провести и без проектора и компьютера.

Ошибка 8. Ученики работают в группах без четких инструкций и заданий.

Учитель разбил класс на группы, в которых ученики не знают своих задач и обязанностей. Задания в группах составлются с учетом включения каждого ученика в группе (т. е. вопросов должно быть для каждого ученика)

Ошибка 9. Учитель не знает, усвоили ли учебный материал ученики после проведенного урока.

По ходу урока учитель так и не выяснил, понятен ли был новый учебный материал, понятно ли вообще, о чём идёт речь на уроке.  Для этого необходимо проводить задания по усвоению темы. Самый удобный способ-это небольшой тест на первичное закрепление.

Типичные ошибки, допускаемые при подготовке и проведении  открытого урока ПУНКТЫ ОБСУЖДЕНИЯ: Планирование учебной деятельности Выбор технологии, методов, приёмов и форм обучения Формирование ПК, ОК, УУД Выполнение дидактических принципов обучения Нормирование учебного времени Использование ТСО, дидактического материала Результативность занятия Поведение студентов и преподавателя

Типичные ошибки, допускаемые при подготовке и проведении открытого урока

ПУНКТЫ ОБСУЖДЕНИЯ:

  • Планирование учебной деятельности
  • Выбор технологии, методов, приёмов и форм обучения
  • Формирование ПК, ОК, УУД
  • Выполнение дидактических принципов обучения
  • Нормирование учебного времени
  • Использование ТСО, дидактического материала
  • Результативность занятия
  • Поведение студентов и преподавателя

ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РЕКОМЕНДАЦИИ Учитывать характер преподаваемой дисциплины при разработке ТК. ТК должна отражать все основные этапы урока + комментарии ОШИБКИ Структура ТК урока не соответствует положению преподаваемой дисциплины в учебном цикле (ОДБ/ОГСЭ/ПМ). В ТК не отражены этапы урока с необходимыми методическими пояснениями.

ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

РЕКОМЕНДАЦИИ

  • Учитывать характер преподаваемой дисциплины при разработке ТК.
  • ТК должна отражать все основные этапы урока + комментарии

ОШИБКИ

  • Структура ТК урока не соответствует положению преподаваемой дисциплины в учебном цикле (ОДБ/ОГСЭ/ПМ).
  • В ТК не отражены этапы урока с необходимыми методическими пояснениями.

ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РЕКОМЕНДАЦИИ Продумывать цели и задачи урока в соответствии с единой методической целью. Ставить достижимые цели и задачи для данного урока. ОШИБКИ Некорректные формулировки целей и задач урока. Отсутствие единой методической цели. Поставленные цели и задачи заведомо недостижимы.

ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

РЕКОМЕНДАЦИИ

  • Продумывать цели и задачи урока в соответствии с единой методической целью.
  • Ставить достижимые цели и задачи для данного урока.

ОШИБКИ

  • Некорректные формулировки целей и задач урока. Отсутствие единой методической цели.
  • Поставленные цели и задачи заведомо недостижимы.

ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РЕКОМЕНДАЦИИ Выбирать тип урока, ориентируясь на методическую цель. Подбирать технологию, формы и методы обучения в соответствии с типом урока. ОШИБКИ Неверное определение типа урока. Выбранная методическая технология, методы и формы обучения не подходят для выбранного типа урока.

ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

РЕКОМЕНДАЦИИ

  • Выбирать тип урока, ориентируясь на методическую цель.
  • Подбирать технологию, формы и методы обучения в соответствии с типом урока.

ОШИБКИ

  • Неверное определение типа урока.
  • Выбранная методическая технология, методы и формы обучения не подходят для выбранного типа урока.

ВЫБОР ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДОВ, ПРИЁМОВ И ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ОШИБКИ РЕКОМЕНДАЦИИ Указано слишком большое количество методов, приёмов и форм обучения, которые невозможно реализовать за один урок. Некорректный подбор методов, приёмов и форм обучения. Учитывать возможность реализации методов, приёмов и форм обучения в рамках одного урока. Учитывать целесообразность методов, приёмов и форм обучения для выбранного типа урока.

ВЫБОР ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДОВ, ПРИЁМОВ И ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

ОШИБКИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

  • Указано слишком большое количество методов, приёмов и форм обучения, которые невозможно реализовать за один урок.
  • Некорректный подбор методов, приёмов и форм обучения.
  • Учитывать возможность реализации методов, приёмов и форм обучения в рамках одного урока.
  • Учитывать целесообразность методов, приёмов и форм обучения для выбранного типа урока.

ФОРМИРОВАНИЕ ПК, ОК, УУД ОШИБКИ РЕКОМЕНДАЦИИ Попытка формировать ПК или ОК в рамках дисциплины общеобразовательного цикла. Указание на формирование всех ОК или ПК по дисциплине в рамках одного урока. Отсутствие формируемых УУД в ТК для дисциплин общеобразовательного цикла. Учитывать характер дисциплины при проектировании урока. Учитывать возможность формирования ОК и ПК в рамках одного урока. Проектирование урока в соответствии с ФГОС ООО.

ФОРМИРОВАНИЕ ПК, ОК, УУД

ОШИБКИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

  • Попытка формировать ПК или ОК в рамках дисциплины общеобразовательного цикла.
  • Указание на формирование всех ОК или ПК по дисциплине в рамках одного урока.
  • Отсутствие формируемых УУД в ТК для дисциплин общеобразовательного цикла.
  • Учитывать характер дисциплины при проектировании урока.
  • Учитывать возможность формирования ОК и ПК в рамках одного урока.
  • Проектирование урока в соответствии с ФГОС ООО.

ВЫПОЛНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ ОШИБКИ РЕКОМЕНДАЦИИ Некорректная постановка проблемы урока. Слабое отражение межпредметных связей либо их отсутствие. Нарушение логичности изложения материала. Продумывать суть проблемы урока и способ её подачи на уроке. Учитывать наличие возможных междисциплинарных связей. Продумывать этапы подачи материала урока.

ВЫПОЛНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ

ОШИБКИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

  • Некорректная постановка проблемы урока.
  • Слабое отражение межпредметных связей либо их отсутствие.
  • Нарушение логичности изложения материала.
  • Продумывать суть проблемы урока и способ её подачи на уроке.
  • Учитывать наличие возможных междисциплинарных связей.
  • Продумывать этапы подачи материала урока.

НОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ОШИБКИ РЕКОМЕНДАЦИИ «Затянутость» или «размытость» начала урока. Отсутствие поэтапного или заключительного подведения итогов урока. Превышение объёма учебной информации. Учитывать факт, что от организации начала урока зависит и ход всего занятия. Акцентировать внимание студентов на достижении промежуточных результатов. Продумывать объём материала урока.

НОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ

ОШИБКИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

  • «Затянутость» или «размытость» начала урока.
  • Отсутствие поэтапного или заключительного подведения итогов урока.
  • Превышение объёма учебной информации.
  • Учитывать факт, что от организации начала урока зависит и ход всего занятия.
  • Акцентировать внимание студентов на достижении промежуточных результатов.
  • Продумывать объём материала урока.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТСО, ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ОШИБКИ РЕКОМЕНДАЦИИ Слишком большой или недостаточный объём дидактического материала. Неуместное или некорректное использование ТСО. Планировать только необходимый объём  дидактического материала. Продумывать содержание и необходимость использования ТСО на уроке.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТСО, ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

ОШИБКИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

  • Слишком большой или недостаточный объём дидактического материала.
  • Неуместное или некорректное использование ТСО.
  • Планировать только необходимый объём дидактического материала.
  • Продумывать содержание и необходимость использования ТСО на уроке.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ЗАНЯТИЯ ОШИБКИ РЕКОМЕНДАЦИИ Недостаточная мотивация студентов либо её отсутствие. Эффективность результатов слабо выражена либо отсутствует возможность её фиксации. Продумывать разные способы мотивации на разных этапах урока. Продумать способы фиксации результатов для демонстрации уровня эффективности всего урока в целом.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ЗАНЯТИЯ

ОШИБКИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

  • Недостаточная мотивация студентов либо её отсутствие.
  • Эффективность результатов слабо выражена либо отсутствует возможность её фиксации.
  • Продумывать разные способы мотивации на разных этапах урока.
  • Продумать способы фиксации результатов для демонстрации уровня эффективности всего урока в целом.

ПОВЕДЕНИЕ СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ОШИБКИ РЕКОМЕНДАЦИИ Деятельность преподавателя на уроке преобладает. Преподаватель не координирует свои действия с действиями студентов. Чрезмерная опека и помощь преподавателя. Стараться больше организовывать деятельность студентов. Следить, чтобы этапы работы студентов совпадали с теми, на которых находится преподаватель. Больше ориентировать студентов на самостоятельное достижение результатов.

ПОВЕДЕНИЕ СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

ОШИБКИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

  • Деятельность преподавателя на уроке преобладает.
  • Преподаватель не координирует свои действия с действиями студентов.
  • Чрезмерная опека и помощь преподавателя.
  • Стараться больше организовывать деятельность студентов.
  • Следить, чтобы этапы работы студентов совпадали с теми, на которых находится преподаватель.
  • Больше ориентировать студентов на самостоятельное достижение результатов.

ОШИБКИ – ЭТО ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ТОГО, ЧТО ВЫ ПЫТАЛИСЬ …

ОШИБКИ – ЭТО ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ТОГО, ЧТО ВЫ ПЫТАЛИСЬ …

8
ОШИБОК ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ УРОКА

Извлекай
пользу из каждой ошибки. 

(Людвиг
Витгенштейн)

    
Очень часто мы – учителя – сталкиваемся с такой проблемой как критика со
стороны наших более опытных коллег, которые, обсуждая проведенный нами  урок,
подмечают недочеты и открыто говорят об этом. Мы, конечно, понимаем, что не
может все пройти гладко, но критика всегда задевает в душе струну самолюбия,
которая затем отдается обидой (мы же тщательно готовились к данному
мероприятию), непониманием (что же мы сделали не так) и многими другими
чувствами, которые отнюдь не повышают самооценку. Наоборот, критика  является
теми граблями, наступая на которые, мы больно ушибаемся, опускаем руки и очень
часто теряем мотивацию к повышению профессионального уровня.

    
На что же нужно обратить внимание при планировании урока, чтобы, если и
услышать критику в свой адрес, то только по поводу того, что Ваш урок уже
закончен, а как хотелось бы еще раз встретиться  и перенять профессионализм, вдохновиться
творческим подходом и новизной используемых методов.

    
Для учителя планирование урока настолько же важно, как и сами методические
материалы, а, возможно, даже важнее.

    
Представьте, что учебник это автобус, на котором Вы с Вашим классом отправитесь
в путешествие под названием «Как научиться говорить по-английски». План урока –
это дорожная карта, которая поможет Вам проложить маршрут из пункта А в пункт
Б, где пункт А – это нулевая точка (отсутствие знаний), а пункт Б – это та
цель, к которой нужно стремиться (знание языка).

    
В любом путешествии есть вероятность того, что что-то пойдет не так. И, если Вы
отправитесь в путешествие с неправильной картой, Вы обязательно попадете в
беду.

    
Давайте рассмотрим некоторые ошибки при планировании, которые могут вызвать
отклонение от намеченного курса.

Взрыв: 8 точек: Отсутствие структуры урока
Взрыв: 8 точек: Планирование урока до знакомства с классом Взрыв: 8 точек: Отсутствие четкой 
цели

 

8
серьезных ошибок при планировании урока

Ошибка
1
: планирование урока до знакомства с классом

    
Бывают случаи, когда мы приходим на замену в класс, в котором мы прежде не
работали или начинаем работать в классе после другого учителя. Мы желаем
показать детям все свое мастерство, не учитывая их возможностей, не давая им
времени на адаптацию и, конечно же, расстраиваемся, когда не видим сиюминутных
результатов.

    
А Вы хотели бы отправиться в путешествие с друзьями, не зная, что они хотят
увидеть или чем они интересуются? Возможно у них свои надежды и ожидания от
путешествия. Безусловно, у Вас есть программа курса с перспективой на будущее,
однако это всего лишь список того, что ваши ученики должны знать, чтобы достичь
определенного уровня. Планирование урока (то, что Вы будете делать на каждом
определенном этапе) должно начинаться только после того, как Вы получили
максимум информации о целях, ожиданиях и интересах ваших учеников.

Ошибка
2
: отсутствие четкой цели

    
Обдумывайте каждый свой урок. Что Вы хотите, чтобы ваши ученики знали к концу
урока? Выучили
Past Simple?
Или, что еще лучше, научились рассказывать о событиях, которые произошли в
прошлом? Как только Вы четко поставите перед собой цель, все остальное, включая
задания, которые Вы выберите для достижения этой цели, станет на свои места.

Ошибка
3
: отсутствие структуры урока

    
Программа курса это большая картина всего Вашего путешествия. План каждого
урока это то, что вы будете делать во время каждой остановки, чтобы еще на один
шаг приблизить учеников к главной цели. Но этого недостаточно. Нужно не просто тратить
45 минут на каждую остановку, а необходимо иметь четкий план действий на каждую
из них.

Ошибка
4
: отсутствие разнообразия

    
Когда Вы отправляетесь в путешествие, Вы хотите не только полюбоваться
пейзажем, но и получить удовольствие от того, что могут предложить крупные
мегаполисы и уютные деревушки. Разнообразие это ключ. Следите за тем,
чтобы в ходе урока Вы использовали видео, музыку, игры, работу в группах и в
парах и т.д.  Не забывайте: все, что Вы используете на уроке, должно служить
первоначальному замыслу – достижению цели.

Ошибка
5
: использование одних и тех же планов-конспектов
урока

    
Возможно, учебник у Вас будет такой же, как и в прошлом году, но неужели и
ученики остались такими же? Каждый класс, каждая группа абсолютно разные. Планы-конспекты
уроков, которые Вы использовали в прошлом году, могут не подойти именно для
этой группы учащихся. Более того, обдумывая новый план-конспект, постарайтесь
что-то изменить или добавить. Каждый год появляются новые фильмы, песни,
интересные задания, которые станут значимым дополнением к готовому конспекту.
Если Вам нравятся предыдущие планы-конспекты, пожалуйста, используйте их, но не
забывайте сделать соответствующие поправки, чтобы план-конспект наилучшим
образом подходил именно для данной группы учащихся.

Ошибка
6
: использование ИКТ ради ИКТ

    
Сейчас все используют ИКТ на уроках. Возможно, и Вам следует ввести в свой урок
работу с компьютером или интерактивной доской? Да? Нет!!! Конечно же,
существует огромное множество удивительных вещей, которые Вы можете применить
на уроке, используя компьютер или интерактивную доску,  но ИКТ следует
использовать только тогда, когда это поможет Вам достичь цели. Например, Ваша
цель научить детей узнавать направление и давать инструкции о направлении и Вы
хотите использовать для этого настоящую карту, которой, к сожалению, не
располагаете. Вот как раз в этом случае Вам действительно необходимо
использовать онлайн-карты и компьютер.

Ошибка
7
: охватить весь материал, а не учить детей

    
Если Ваша цель «Закончить главу», то, честно говоря, это не очень хорошая цель.
Да, у вас есть программа, которой Вы руководствуетесь. Да, у вас есть план-конспект
урока, который Вам нужно выполнить. Но приоритетом является то, с каким новым
багажом знаний уйдут с урока Ваши ученики.

Ошибка
8
: отсутствие запасного плана

    
Вы подготовили удивительный урок с использованием мультимедийной доски, видео-
и аудиосопровождением, чтобы у ваших учеников была возможность потренироваться
в аудировании, но как раз в тот момент, когда Вы включаете компьютер, Вы
понимаете, что отсутствует подключение к Интернету. Что же делать? Отказаться
от Вашего первоначального плана и просто играть с ними в игры оставшуюся часть
урока?… Используя ИКТ на уроках, Вы должны иметь запасной план на случай,
если что-то пойдет не так. У Вас всегда должен быть запасной вариант, другой
маршрут, по которому Вы пойдете для достижения цели урока. Если Ваша цель –
отработка навыков аудирования, у Вас должно быть наготове еще одно запасное
упражнение (возможно на
CD или то, которое
Вы сможете прочитать вслух). Такая подстраховка поможет Вам легко и
непринужденно заменить одно упражнение другим, не отступая при этом от
намеченной цели.

    
Планирование не просто важно, а чрезвычайно важно, т.к. оно дает учащимся ощущение
структуры.
У них возникает уверенность, что во время путешествия Вы
находитесь на водительском месте и знаете, куда их везете. Учащиеся будут
знать, что Вы их везете именно туда, куда им нужно самым интересным и
надежным маршрутом.

Типичные ошибки при проведении уроков

 Нам представляется, что на современном уроке недопустимо:

  • забывать об уровневой дифференциации образовательного процесса, о детях с низкой мотивацией к учению;
  • задавать учащимся непродуманные вопросы. Необходимо тщательно готовить их к уроку, формулировать вопросы в форме побуждения к выводам, анализу. Следует спрашивать учащихся не «что?» и «как?», а  — «подумайте», «найдите», «сравните», «сделайте вывод». Вопрос должен пробуждать мышление учащегося, а не только память;
  • недопустимо искусственно вносить в содержание урока воспитательные декларации и цели. Воспитательный потенциал урока закладывается не абстрактными беседами, а его содержанием и культурой организации общения и деятельности;

  • не рекомендуется на уроке напрашиваться на комплиментарный ответ на вопрос: «Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?» Учитель должен в ходе рефлексии выявить уровень усвоения учебного материала, узнать, что непонятно, что мешало достичь результата, осмыслить вместе с детьми выполнение задач урока;
  • нецелесообразно увлекаться формами психологической рефлексии для создания эффекта урока, демонстрации рефлексивных умений и форм. Следует создавать комфортный микроклимат урока, работать на уроке вместе с учеником, а не над ним;
  • оставлять учащихся после звонка с урока: не справились с объемом – значит, плохо спланировали содержание и методы освоения его содержания;
  • оставлять учащихся пассивными слушателями, надо помнить: «Учение есть деятельность»;
  • допускать фактологические ошибки в содержании изучаемой темы, речевые ошибки учителя, невнятность в изложении, заигрывание с учащимися;
  • при самоанализе эффективности урока учителю недопустимо сетовать на неумения учащихся, якобы их испуг и т.п. Ответственность за все, что не получилось, лежит на учителе. В ходе самоанализа необходимо оценить соответствие содержания урока поставленным задачам, деятельности учителя и учащихся, соответствие планируемым результатам урока.

Чтобы Ваш урок соответствовал своему назначению, нельзя:

  • в ходе его проведения ставить перед учащимися педагогически задачи учителя. Следует различать задачи деятельности учителя и задачи деятельности учащихся на уроке. Надо помнить, что грамотно (диагностически) поставленная цель урока обусловливает достижение результата;
  • нельзя проектировать модель урока в общем, она должна отражать конкретную тему конкретного в системе изучаемого материала урока (первого, второго и др.), предметное содержание;
  •  нельзя путать типы уроков, путать в технологических картах методы, приемы обучения. Следует повторить и различать классификацию методов обучения, принципы, приемы, формы обучения;
  • нельзя допускать перегрузку урока калейдоскопичным второстепенным материалом, нерациональными формами работы. Следует выделять и структурировать в ходе урока главное в изучаемой теме; добиваться усвоения темы на уроке;
  • нельзя игнорировать санитарно-гигиенические требования к уроку. Здоровьесберегающий подход – это не 3 минуты физкультурной паузы. Сами физкультурные паузы также должны быть уместны по времени и содержанию деятельности детей;

  • нельзя забывать проверять выполнение своих заданий на уроке и к уроку. Необходимо обдумывать формы контроля, в том числе использовать инновационные формы и методы обучения;
  • нельзя оставлять без внимания процесс и результат самостоятельной учебной деятельности ребенка на уроке. При организации самостоятельной учебной деятельности следует особенно внимательно поддерживать детей с низкой мотивацией к учению,  а также одаренных и способных учащихся;
  • нельзя не оценивать учебную деятельность, успешные ответы детей. Надо стимулировать проявления критического мышления, креативности, самостоятельности, успешности учения учащихся отметкой и вербально, поощрительным словом с оценкой успешности его продвижения в учебном материале.

    Успешность учения учащихся напрямую сопряжена с умением учителя организовать учебную деятельность. Арсенал педагогических приемов достаточно велик и известен. В некоторых случаях даже наблюдается определенный перекос в формах в ущерб предметному содержанию.

   Вместе с тем еще раз подчеркнем, что качество обучения учащихся в первую очередь обеспечивается профессионализмом и личностной позицией учителя, что общеизвестно. Однако содержание и система внутришкольного контроля также имеют немаловажное значение. В этой системе должна быть главной целью эффективность каждого урока.

   В завершение сказанному, напомним, что школьный звонок не устает звать нас к уроку. Пытливый детский ум, ясные взгляды, отражающие готовность к неизведанному, — все это прекрасные и трудные учительские будни, труд, «полный активности и мысли». Это – современный урок. 

Автор материала:  Маслов И.С.

Добавил:

Upload

Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.

Вуз:

Предмет:

Файл:

Скачиваний:

194

Добавлен:

11.02.2016

Размер:

1.86 Mб

Скачать

Педагогические ошибки в планировании урока

Нечеткость
в постановке конкретных целей и задач
урока
.
Зачастую
цели урока формулируются как познавательный
материал, который необходимо усвоить
учащимся. Цели урока должны быть связаны
с поведением учащихся и должны включать
описание конкретных умений и навыков,
которыми должен овладеть учащийся в
ходе урока. Например, ошибочная постановка
цели урока: «Познакомить учащихся с
зимними изменениями в природе». Правильно
поставленная цель: «Сформировать у
учащихся умение выявлять и анализировать
изменения в природе зимой».

Отсутствие
подробного
плана урока
.
В педагогической среде бытует мнение,
что не нужен подробный план урока, что
он препятствует творческой самореализации
учителя. В этой связи иногда ссылаются
на работу учителей-новаторов. Например,
учитель литературы Е. Ильин пишет о том,
что, входя в класс, он не знает точно,
как начнет урок. Но в арсенале этого
педагога имеется сто заготовок начала
урока, каждая из которых подробно им
разработана и апробирована.

Недостаточная
продуманность сценария обучения.

Составляя план урока, некоторые учителя
не продумывают его сценарий: кто будет
писать на доске, как будет осуществляться
проверка, какие ошибки могут быть
допущены, какими умениями должны овладеть
учащиеся при выполнении определенного
упражнения и т.д. Такая ошибка приводит
к тому, что цели урока не достигаются,
учащимся непонятно, как делать то или
иное задание. Не обеспечивается занятость
всех учащихся на уроке (кто-то быстро
выполнил задание и бездельничает, не
имея следующего).

Педагогические
ошибки во взаимоотношениях с учащимися
:

  • Боязнь
    решительных действий.

    Данная ошибка заключается в том, что
    учитель как бы отгораживается от сложных
    проблем общения, надеясь на то, что все
    благополучно разрешится без его
    активного участия. Тактика выжидания
    еще больше обостряет сложившуюся
    ситуацию, Сложные ситуации во
    взаимоотношениях с учащимися, как
    правило, возникают из-за инертности,
    нерешительности и запоздалых действий
    учителя.

  • Отсутствие
    четких правил.

    Учитель с первого занятия должен
    поставить учеников в известность о тех
    правилах и нормах, которые необходимо
    соблюдать. Отсутствие четких правил
    порождает беспорядок.

  • Непоследовательность.
    В педагогической практике имеют место
    случаи, когда учитель выдвигает
    педагогическое требование, но не
    добивается его выполнения или же
    требования одного учителя противоречат
    требованиям другого. В таких случаях
    все учащиеся класса начинают игнорировать
    требования педагогического коллектива.

  • Неоправданная
    снисходительность.

    В педагогической практике встречается
    ситуация, когда учителя, особенно
    начинающие, считают, что чем мягче и
    снисходительнее относиться к учащимся,
    тем благоприятнее они выглядят и тем
    значительнее результаты обучения. На
    самом деле ученикам по душе умеренная
    строгость. Отрицательное влияние
    неоправданной снисходительности
    заключается в том, что у учащихся не
    вырабатываются умения самоконтроля,
    создаются неблагоприятные условия для
    усвоения знаний.

  • Жесткий
    стиль.

    Нередко учителя (более всего это
    свойственно начинающим) прибегают к
    жесткому стилю руководства, опасаясь,
    что им не удастся другим способом
    удержать класс под контролем. Держа
    класс в постоянном напряжении, можно
    добиться дисциплины на короткое время.
    Но постоянное применение жесткого
    стиля, использование окриков и угроз
    приводят к срыву нормального учебного
    процесса.

  • Педагогические
    действия на уровне эмоциональных
    реакций.
    В
    педагогической практике часто встречаются
    ситуации, когда учитель буквально
    окутан облаком негативных эмоций:
    гнева, раздражения, не всегда понятной
    обиды на учеников. В таком случае в
    педагогическом процессе преобладают
    эмоциональные реакции, на основе которых
    действует учитель. При этом, как правило,
    он уходит от анализа ситуации, что
    порождает множество педагогических
    ошибок. Следует осознавать, насколько
    важно контролировать свои эмоции.

  • Неосторожные
    замечания, нетактичность в общении с
    учащимися
    .
    Одно неосторожно сказанное учителем
    слово может получить широкий резонанс.
    Это негативно отражается на учащихся,
    непосредственно на самом учителе,
    педагогическом коллективе школы.

  • Панибратские
    отношения, заигрывание с учащимися,
    фамильярность.

    При самых дружеских чувствах учитель
    должен соблюдать известную дистанцию
    с учениками во избежание панибратского
    отношения с их стороны. Педагог должен
    избегать любых заигрываний с учениками
    ради завоевания дешевой популярности.
    Излишняя фамильярность со стороны
    учителя может породить неуважение к
    педагогу.

  • Недостаточное
    знание учащихся, игнорирование
    индивидуального подхода.
    Не зная индивидуальных особенностей
    своих
    учащихся,
    учитель не может рассчитывать на успех.
    Педагогу не следует забывать об
    индивидуальном подходе к учащимся, об
    их личностных особенностях и проблемах.
    Задача учителя – помочь каждому ученику
    раскрыть свои потенциальные возможности
    как уникальной личности. Учитель, для
    которого все ученики на одно лицо,
    быстро теряет свой авторитет.

  • Недооценка
    беседы с глазу на глаз.

    Среди учителей еще встречаются любители
    «публичной порки». Есть и другие, которые
    пытаются решить индивидуально-психологические
    проблемы отдельных учащихся на
    обезличенной основе, публично, в
    присутствии всего класса. В сложных
    вопросах мотивов и побуждений, плохой
    адаптации, дисциплины и личных
    взаимоотношений требуются осторожность
    и деликатность. В индивидуальной беседе
    учитель может лучше понять ученика,
    помочь в решении проблем, достичь более
    тесного взаимопонимания.

  • Чрезмерное
    увлечение индивидуальным подходом.

Соседние файлы в папке ТМВ СГИ ОЗО

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки при приседе со штангой
  • Ошибки при применении кровоостанавливающего жгута
  • Ошибки при подготовке презентации
  • Ошибки при прикуривании автомобиля
  • Ошибки при прикладывании к груди