Ошибки при письме 1 класс

Когда и как появляется «безграмотность»?
Для Вас — перво- и второ- клашечки мои! И, мамы дошколят, прочитайте тоже.

Все начинается с младенчества.
Часто, очень часто родители огорчены присутствием ошибок в тетрадях по русскому языку. «Врожденная безграмотность», говорят родители и учителя. А я говорю Вам-«врожденная безграмотность»- НЕ СУЩЕСТВУЕТ! 
И все дисграфии, дислексии, и всякие остальные «ксии» не что иное, как: 
1.Невнимание родителей к речи детей в младенчестве от 0 до 5.
Вспомните, вспомните, как нам нравится, или мы не обращаем внимания, или не понимаем, когда малыш коверкает слова.
Мало, кто из родителей поправляет и просит повторить правильно. Чаще мы улыбаемся. 
«Патютёмощь»- скорая помощь
«Ободись»- автобус
«Кыль-кыль»- облака
«Мудичка!»- клубничка
«Курва»- курица
Какая прелесть! В каждой семье есть целый словарь веселых слов. А ребенок что? Он не понимает, над чем же так весело смеются взрослые? 
Совет 1. Посмеялись и тут же попросили ребенка сказать слово правильно. И так всегда, каждый раз, терпеливо и звуки тоже. Если бы так делали все, логопед не понадобился бы детям вообще. Вмешиваем логопеда в 5 лет, за год перед школой и три занятия подправят некоторые неправильности произношения. Или в исключительных случаях, когда Вы довели ситуацию до абсурда и Ваш семилетний ребенок, придя в первый класс не выговаривает половину алфавита, не знает букв, не понимает слов, не любит ни читать , ни слушать книги и не сливает слоги. (Увы пишу о том, с чем столкнулась лично). И все приходится поправлять в то время, когда остальные дети начали уже учиться.

2. Ошибки возникают , если Ваш малыш проболел в первом классе первые полгода и пропустил весь звуко-буквенный анализ (очень страшные и непонятные слова, сейчас объясню, что это такое и с чем его едят!) Либо (да простят меня коллеги) учитель не придает важного значения этому самому звуко-буквенному анализу на уроках. А через полгода мы видим ошибки в тетрадях- пропущенные гласные в словах, не дописанные последние буквы и искаженные слова из-за замены букв (чаще всего дети путают б-д, не слышат д-т и корёжат слова с буквой з). Можно все свалить на логопедию, но учитель может исправить и это… если захочет и найдет в себе силы. Ведь ребенок то не один, а 32!
Совет 2. Если Вы увидели именно эти ошибки в тетради в первые четыре месяца первого класса- бегите к логопеду или помогите ребенку сами.
Упражнения. 
День 1. Диктуйте ребенку слова, которые начинаются на букву Б. 
(Белые бараны били а барабаны.
Был бык тупогуб, тупогубенький бычок)
Диктовать надо медленно, по слогам, четко проговаривая все звуки и особенно на конце слов. Пусть ребенок делит слова на слоги, ставит ударения. Если нашел ошибку- исправляет.
День 2. Диктуйте детям слова на букву Д. (прямо по орфографическому словарю)
День 3. Диктуйте слова на букву Т.
День 4. Диктуйте поочереди слова на Б и на Д 
День 5. Диктуйте поочереди слова на Б и Т
День 6. Диктуйте слова на Д и Т.
День 7. Диктуйте слова, где встречаются и те и другие буквы: ДеТи, реБяТа, ТаБуреТка, БанДиТы, ДуПло, ТруБа итд итп)
Диктуйте до тех пор, пока ребенок не поймет, что Вы от него не отстанете. Пока не запомнит и не будет слышать эти буквы и звуки.

3. Звуко-буквенный анализ- это когда слово разбирается полностью, прежде, чем ребенок его напишет.
Это пропедевтика (предупреждение) ошибок. Легче ошибку предупредить, чем потом ее исправлять. Не все учителя и родители придают этому значение.
Совет 3. Как научить ребенка писать без ошибок?
Начинаем со слогов, потом слов из трех букв, затем из четырех и доводим ученика до возможности написать любое слово правильно.
-Прочитай слово: ЛИСА
-Прочитай слово по слогам : ЛИ-СА
-Сколько слогов в слове : ДВА
-Какой первый : ЛИ
-Какой первый звук слышишь? Л
-Второй? И
-Сколько букв напишешь? ДВЕ
-Какие? Л, И
-Какой второй слог? СА
-Сколько звуков слышишь? ДВА
-Какой первый? С
-Второй? А
-Сколько букв напишешь? ДВЕ
-Какие? С и А
— Взяли ручки ( говорит учитель на уроке) 
Так какой первый слог в слове лиса? ЛИ
Диктуем и пишем ЛИ (дети диктуют себе негромко вслух и пишут)
Остановились, сколько букв вы написали? ДВЕ 
Какая первая? Л
Вторая? И
У кого две буквы Л и И? (Дети поднимают руки)
Какой второй слог? СА
Приготовились писать второй слог, поправили тетради, положили их с наклоном, проверили, чтобы локти лежали на парте. 
Диктуем второй слог и пишем две буквы С и А (СА)
Проверка- едва ли не самая важная часть урока.
Проверяем. Сколько всего букв вы написали? Четыре. Берем карандаш и подчеркиваем Л, И, С, А.
Встаньте те дети, говорит учитель, у кого написаны все четыре буквы. 
У кого три? Какой нет? 
Учитель сразу показывает на доске, как исправить ошибку.
Затем слово делится на слоги и ставится ударение.
И так шаг за шагом, день за днем. От слогов к словам и предложениям. Трудно? Оооочень! Я вспотела, пока писала.

Сейчас Вы присутствовали на уроке «Обучения грамоте» в первом классе. Вот так учит детей писать — Учитель Комаровская и ее коллеги.

А теперь подумайте и честно ответьте себе на вопрос- когда Ваш ребенок болеет и сидит дома, делаете ли Вы так? Нет? Не знали? Теперь знайте и помогайте своему ребенку, а не забрасывайте его диктантами и бессмысленными списываниями текстов.
Ведь списывать текст тоже надо уметь. Но об этом через два поста.

Татьяна Белоусова

Формирование навыков письма и типичные
ошибки в написании букв у первоклассников

Период обучения грамоте – важный этап в
формировании личности каждого ребёнка. С уроков обучения грамоте, математики
начинается его школьная жизнь, на них он учится читать и писать, считать,
открывая себе путь к дальнейшему образованию. В современном образовании
приоритетным является задача всестороннего развития личности учащегося.
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения
ориентирует на необходимость учета индивидуальности ребенка. Между тем, письмо
характеризуется специфическим зрительно-двигательным звеном, которое
обеспечивается движением ведущей руки и сугубой активностью соответствующего
полушария головного мозга, что должно учитываться методикой обучения письму. В
последнее время в методике русского языка актуальной является проблема обучения
первоклассников каллиграфически правильному письму, так как возникают трудности
при овладении техникой письма, которые имеют разные причины: и физиологические,
и психологические, и педагогические.

Наиболее
типичные ошибки в написании букв (особенности написания соединения букв):

1.
Нарушение наклона в 65°. Как правило, нарушение наклона приводит к
непараллельности элементов букв и даже элементов одной буквы и часто
сопровождается искривлением элементов. Нарушения параллельности нередко
приводят к искажению других элементов, например, петли у букв у и д. Эта группа
ошибок исправляется с помощью специальных упражнений на выработку правильного
наклона, с опорой на дополнительную косую разлиновку тетради.

2.
Ошибки, связанные с нарушением пропорций: — вертикальных — неодинаковая высота
букв или их частей; — горизонтальных — неодинаковая ширина букв и их элементов;
— пропорций между частями букв (увеличенные или уменьшенные элементы букв).

3.
Искажение овалов, полуовалов и других элементов, содержащих закругления,
изогнутые лини и. К числу этих ошибок относятся искажения, связанные с
неумением вести правильную кривую линию (линия как бы состоит из бесчисленных
мелких зигзагов — ломаная линия), а также ошибки, связанные с несоблюдением
пропорций.

4.
Пропуск элементов отдельных букв или замена элементов букв: вместо м — л,
вместо д — а.

Для
успешного преодоления ошибок письма очень важно разобраться в их причинах в
каждом отдельном случае, выбрать для исправления ошибки соответствующий прием.
В данной классификации графических ошибок учтена эта задача: ошибки
группируются по порождающим их причинам. Преодоление ошибок первой группы
требует отработки прямых параллельных линий с нужным наклоном к строке в 65°.
Исправление ошибок второй группы требует развития глазомера, без чего
невозможно соблюдение пропорций. Третья группа ошибок требует работы над
кривыми линиями, над изгибами и закруглениями, над плавностью движения руки.
Наконец, ошибки четвертой группы связаны с нарушениями внимания.

Конечно, могут быть и другие причины
ошибок, общие для всех их типов, например: недостаточная координированность
движений руки пишущего, неправильное положение тела при письме, плохая
освещенность или плохое зрение, механические помехи (плохой стержень, неровная
бумага, неровная поверхность стола под бумагой) и т. п. Не следует забывать и о
таких ошибках письма, которые нельзя определить как графические: несоблюдение
строчки, переписывание через линию полей, непропорционально большие (или
маленькие) интервалы между словами, недописывание строки и пр. Часты ошибки в
соединениях букв.

Учителю необходимо хорошо знать, какие
именно ошибки может дать написание той или иной конкретной буквы и сразу при
обучении ее письму предупреждать возможные ошибки.

Например,
типичные ошибки при письме буквы П заглавной:

·       
элементы не параллельны, закругление второго вертикального
элемента начато слишком высоко;

·       
верхний элемент горизонтальной касается вертикальных элементов,
«лежит» на них;

·       
верхний элемент не горизонтален, а написан с наклоном.

Типичные ошибки при письме буквы Х,
заглавной и строчной:

·       
недостаточная округлость полуовалов;

·       
полуовалы закруглены чрезмерно;

·       
неровные, неодинаковые закругления, несимметричны части;

·       
между полуовалами оставлен промежуток — они не слиты.

Одним из наиболее
стойких типов специфических ошибок письма являются смешения букв, начертание
первого элемента которых требует тождественных движении руки. Это так
называемые ошибки по кинетическому сходству. С переходом на стадию связного
письма, с увеличением объема письменных работ, темпа работы число подобных
ошибок значительно возрастает. Смешения букв по кинетическому сходству могут
повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения печатных
текстов, так как у детей размываются еще неокрепшие связи между звуком и
буквой. Иногда в тетрадях учащихся встречаются смешения оптически сходных букв,
свидетельствующие о несформированности оптико-пространственных представлении.

Использованная литература:

1.    
Агаркова, Н.Г. Русская
графика: Книга для учителя, 2 класс / Н.Г.Агаркова, –М.: Дрофа, 2000.

2.    
Агаркова, Н.Г. Обучение
первоначальному письму по прописям к “Азбуке” О.В.Джежелей / Н.Г.Агаркова, -М.:
Дрофа, 2002.

3.    
Безруких, М.М. Обучение
первоначальному письму: Система Д.Б.Эльконина / М.М.Безруких. -М.: Просвещение,
2002.

4.    
Основы каллиграфического
письма: теория и методика: учебнометодическое пособие / авт-сост. Ю.М. Ивкина,
Ж.С. Искужиева. – Оренбург: «Южный Урал», 2019. –

5.     Илюхина В.А. Особенности формирования графических навыков и анализ
ошибок при письме. – М.: Новая школа, 1999. — № 8. – с. 16-24

К вопросу о соотношении видов специфических ошибок в письменных работах младших школьников

Специфические нарушения письма являются наиболее распространённой формой речевой патологии у младших школьников и, по данным разных авторов, выявляются у 10-30 % учащихся начальных классов (А.Н.Корнев, Р.И.Лалаева, Л.Г.Парамонова, И.Н.Садовникова и др.).

Согласно существующей логопедической практике, заключение о наличии у школьника нарушения письма ставится на основании нескольких критериев. Первым критерием является наличие в письменных работах учащегося специфических ошибок, связанных преимущественно с несоблюдением фонетического принципа правописания, в основе которого лежит звуковой (фонематический) анализ речи. Вторым важным критерием диагностики нарушений письма следует считать частотность специфических ошибок. Третьим критерием служит стойкость ошибок – наличие их практически во всех письменных работах в течение длительного времени.

В настоящей статье приведены результаты изучения состояния письма младших школьников с дисграфией. Проанализирована типология специфических ошибок и произведено их ранжирование в письменных работах учащихся.

Исследование проводилось в течение учебного года с учащимися вторых классов средних общеобразовательных школ №1971 и №1176 г. Москвы. Мы изучили с разной степенью полноты 142 учащихся, среди которых было выявлено 43 школьника с нарушениями письма. Учащиеся не имели нарушений устной речи, за исключением шести детей, имевших фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Согласно медицинским данным, слух, зрение и интеллект у детей были нормальными.
Изучение специфических нарушений письма проводилось на основе анализа рабочих и контрольных тетрадей учащихся по русскому языку за учебный год, итоговый подсчёт количества ошибок производился в конце учебного года. Изучены дисграфические ошибки в разных видах письменных работ: списывании, диктанте, изложении, сочинении.

Для анализа ошибок письма использовалась адаптированная схема Р.И.Лалаевой:

  1. Ошибки письма, связанные с недостаточностью фонематического восприятия (смешение согласных по глухости-звонкости и твёрдости-мягкости, аффрикат и их компонентов, гласных под ударением, лабиализованных гласных, заднеязычных, сонорных согласных, свистящих — шипящих согласных).
  2. Ошибки письма, связанные с несформированностью фонематического анализа и синтеза (пропуск гласных и согласных букв, перестановка и вставка букв, пропуск слога в слове).
  3. Ошибки письма, связанные с несформированностью анализа структуры предложения (слитное написание предлога со словом, разрыв слова, слитное написание слов, раздельное написание приставки со словом, контаминации).
  4. Ошибки письма, связанные с неумением выделять предложение из текста (отсутствие заглавной буквы, отсутствие точки в конце предложения, неуместное употребление заглавной буквы или точки в середине предложения).
  5. Ошибки в написании графически сходных букв (смешение букв по оптическому и кинетическому сходству, зеркальное написание букв).

Аграмматизмы, наблюдавшиеся в письменных работах учащихся, нами не анализировались в связи с трактовкой этих ошибок как нарушений письменной речи, поскольку они возникают при порождении высказывания самим пишущим. При исследовании ошибок в письме под диктовку и списывании у данной группы учащихся аграмматизмов не обнаружено. Эти ошибки отмечались в таких школьных письменных работах как изложение или сочинение.

Дополнительно фиксировалось несколько типов нарушений письма моторного характера в соответствии с анализом по методике, предлагаемой Т.В.Ахутиной и О.Б.Иншаковой:

  • неточность графической передачи букв;
  • ошибки графического поиска буквы;
  • недописывание элемента буквы при наличии такого же у соседней.

Анализ письменных работ учащихся выявил наличие у них специфических и орфографических ошибок. Наше внимание было сосредоточено на изучении специфических ошибок, связанных преимущественно с несоблюдением фонетического принципа письма.
Работы учащихся отличались разнообразными специфическими ошибками, количество которых варьировало у разных детей, однако, несмотря на различную степень тяжести нарушений, в работах большинства учащихся наблюдались все основные типы ошибок.

Количественные результаты исследования письма учащихся представлены в таблице 1.

Таблица 1

Ошибки в письме учащихся

Ошибки письма

среднее количество ошибок
всех детей

1. Ошибки письма, связанные с недостаточностью фонематического восприятия:                                          
а) смешения согласных по звонкости – глухости,
б) смешения аффрикат и их компонентов,
в) смешения согласных по твёрдости – мягкости,
г) смешения гласных под ударением,
д) смешения лабиализованных гласных,
е) смешения заднеязычных согласных,
ж) смешения сонорных согласных,
з) смешения свистящих – шипящих согласных.

9, 7
2, 1
1
3, 8
1, 4
0, 8
0, 08
0, 4
0, 1

2. Ошибки письма, связанные с несформированностью фонематического анализа и синтеза:
а) пропуск гласных букв,
б) пропуск согласных букв,
в) перестановка букв,
г) вставка букв,
д) пропуск слога в слове.

17, 8
8, 4
5, 8
0, 5
1, 8
1, 3

3. Ошибки письма, связанные с несформированностью анализа структуры предложения:
а) слитное написание предлога со словом,
б) разрыв слова,
в) слитное написание слов,
г) раздельное написание приставки со словом,
д) контаминации.

5, 6
2, 3
0, 6
0, 8
1, 6
0, 3

4. Ошибки письма, связанные с неумением выделять предложение из текста:
а) отсутствие заглавной буквы,
б) отсутствие точки в конце предложения,
в) неуместное написание заглавной буквы,
г) неуместное написание точки.

12, 8
4, 6
7, 2
0, 6
0, 4

5. Ошибки в написании графически сходных букв:
а) смешения букв по оптическому сходству,
б) смешения букв по кинетическому сходству,
в) зеркальное написание букв.

14
3, 9
9, 7
0, 4

Итого

59, 9

Исследование показало, что среднее количество специфических ошибок в письменных работах одного объёма у учащихся составило 59,9. Выделенные типы ошибок мы ранжировали по их частотности: ошибки, связанные с несформированностью фонематического анализа и синтеза (30 %); ошибки в написании графически сходных букв (24 %); ошибки, связанные с неумением выделять предложение из текста (21%); ошибки, связанные с недостаточностью фонематического восприятия (16 %); ошибки, связанные с несформированностью анализа структуры предложения (9 %).

Количественное распределение ошибок письма учащихся по пяти выделенным типам приведено в диаграмме 1.

Диаграмма 1

Количество ошибок учащихся с нарушениями письма

Количество ошибок учащихся с нарушениями письма

1 – ошибки, связанные с недостаточностью фонематического восприятия; 2 – ошибки, связанные с несформированностью фонематического анализа и синтеза; 3 – ошибки, связанные с несформированностью анализа структуры предложения; 4 – ошибки, связанные с неумением выделять предложение из текста; 5 – ошибки в написании графически сходных букв.

Наиболее многочисленными явились ошибки, связанные с несформированностью фонематического анализа и синтеза (30 %), среди которых преобладали пропуски гласных букв (14,3 %). Дети допускали пропуски как безударных гласных, подвергавшихся сильной редукции («ворбья» — воробья, «гражи» — гаражи, «крандаш» — карандаш, «в комнту» — в комнату), так и ударных гласных («снки» — санки, «хдят» — ходят, «ошбками» — ошибками, «двочки» — девочки, «снжный» — снежный). Гласные буквы пропускались в разных частях слова: начале («вца» — овца), середине («пля» — поля, «цпь» — цепь, «двра» — двора, «повр» — повар) и конце («посуд» — посуда, «рыжа» — рыжая, «летучи» — летучие). В ряде случаев в слове отсутствовали несколько гласных, что значительно затрудняло понимание написанного («всмндцтое» — восемнадцатое, «нмло» — намело, «агрде» — огороде, «стршнш» — не страшен). Примером может служить диктант Вити К. (рис. 1).

Диктант Вити К. (8 лет, 2 класс)

Рис. 1. Диктант Вити К. (8 лет, 2 класс)

Пропуски согласных букв (9,5 %) преобладали в словах со стечением согласных, так как это положение наиболее сложно для анализа («в заке» — в замке, «Моска» — Москва, «диженьем» — движеньем, «меведь» — медведь, «стоил» — строил), однако встречались и при отсутствии стечений («рыаки» — рыбаки, «вореье» — варенье, «по дорое» — по дороге). Согласные буквы пропускались в разных частях слова: начале («лутище» — плутище, «ека» — река, «в есу» — в лесу), середине («зели» — земли, «соварь» — словарь, «хвотик» — хвостик, «девоча» — девочка) и конце («дру» — друг, плотни» — плотник, «белы» — белый, «мураве» — муравей, «зимо» — зимой, «хвосто» — хвостом, «к ребята» — к ребятам, «шурши» — шуршит). В некоторых случаях пропуску буквы способствовала встреча двух одноимённых букв на стыке слов: «стои дуб» — стоит дуб, «играю дети» — играют дети (в данных примерах по нормам орфоэпии произносится соответственно «стоид дуб», «играюд дети»).

Пропуски согласных букв

Рис. 2. Пропуски согласных букв

Вставки (3,1 %) гласных букв наблюдались обычно при стечении согласных («Пётар» — Пётр, «октябарь» — октябрь), что объяснялось призвуком, появлявшимся при медленном проговаривании слова в процессе письма и напоминавшим редуцированный гласный. Внешне с этими вставками были сходны следующие примеры, в которых «вставленной» оказывалась гласная, уже имевшаяся в составе слова («цеветок» — цветок, «сипит» — спит, «сотоит» — стоит, «набухунут» — набухнут, «цеветоной» — цветной, «медеведи» — медведи, «с товоей» — с твоей, «всегада» — всегда). В некоторых случаях подобное повторение происходило с согласной буквой («в сдаду» — в саду, «в маме» — в мае, «харатктер» — характер). Подобные вставки расценивались как отражение колебаний детей при передаче последовательности звуков в слове, когда в письме отражались одновременно ошибочное и правильное написания.

Вставки букв

Рис. 3. Вставки букв

Пропуск слога в слове составил 2,2 % всех ошибок. До некоторой степени пропуску способствовало соседство слогов, включавших одинаковые буквы: гласные («пти» — птичьи, «наста» — настала, «кузнечи» — кузнечики, «ходи» — ходили, «земляки» — земляники, «стожи» — сторожа, «на деве» — на дереве), реже — согласные («чуло» — чучело, «нестный» — ненастный). Причину этих ошибок мы видим в том, что дети, сопровождая письмо проговариванием, не согласующимся с темпом письма, сбивались с замысла (рис.4).

Пропуск слога в слове

Рис. 4. Пропуск слога в слове

Перестановки букв составили всего 0,9 % от общего количества ошибок («корвом» — ковром, «зверошился» — взъерошился, «соловиь» — соловьи, «нижнйи» — нижний). Перестановки букв, по нашему мнению, являлись следствием нарушения операции последовательного (позиционного) анализа: испытуемый не смог установить порядка следования звуков в слове.

Перестановка букв

Рис. 5. Перестановка букв

К группе ошибок в написании графически сходных букв были отнесены смешения букв, имеющих сходную форму и написание. Смешения графически сходных букв составили 24 % от общего числа специфических ошибок, сделанных учащимися с нарушениями письма. В данной группе ошибок преобладали смешения букв по кинетическому сходству (16,6 %), представляющие ошибочные написания букв, в которых совпадает начертание первого элемента. Написав его, дети далее неправильно передавали количество однородных элементов («мопата» — лопата, «апремя» — апреля, «идёл» — идём, «долашняя» — домашняя; «Тальма» — Пальма, «Претье» — Третье, «затели» — запели, «спучат» — стучат; «жодит» — ходит, «упрахнение» — упражнение; «или» — шли, «лшцо» — лицо, «ииеснадцатое» — шестнадцатое; «во дворще» — во дворце), либо ошибочно выбирали последующий элемент («Гябята» — Ребята, «Рвоздь» — Гвоздь; «бидит» — будут, «хвостук» — хвостик; «убача» — удача, «продную» — пробную; «щумно» — шумно, «дошечка» — дощечка; «Ч домов» — У домов, «Уайник» — Чайник; «Кадо» — Надо; «поворчая» — поворчал, «Садовал» — Садовая; «урак» — урок, «печко» — печка; «У Апдрюши» — У Андрюши, «на рисупке» — на рисунке; «потята» — котята, «козний» — поздний; «детй» — дети, «большои» — большой; «клен» — клён, «песёнку» — песенку). В обоих случаях имело место проявление трудностей серийной организации движений, инертности в переключении с одной двигательной формулы на другую, что совпадает с толкованием таких ошибок как «кинетических».
Природа кинетических ошибок кроется в зрительно-двигательном звене процесса письма. Они объясняются неумением ребёнка дифференцировать буквенные знаки по графическим признакам: форме, количеству и пространственному положению составляющих элементов.
Мы разделяем мнение А.Н.Корнева и И.Н.Садовниковой о механизмах возникновения таких ошибок: у детей крайне медленно вырабатывается стабильная двигательная формула буквы (кинема), написание каждой буквы происходит неавтоматизированно и требует сознательного контроля. Наличие подобных ошибок зачастую совпадало с низким в каллиграфическом отношении качеством письма, что свидетельствовало о несформированности праксиса и нарушении зрительно-моторной координации у детей.

Смешения букв по кинетическому сходству

Рис. 6. Смешения букв по кинетическому сходству

Реже наблюдались смешения букв по оптическому сходству (6,7 %), состоящих из одинаковых или сходных элементов, по-разному расположенных в пространстве («дсе» — все, «овни» — одни; «машири» — матери; «гдляли» — гуляли, «ид снега» — из снега; «дпал» — упал; «доврый» — добрый, «янбаря» — января, «тбёрдый» — твёрдый, «набоднение» — наводнение; «на месте» — на шесте, «бушагу» — бумагу, «ушный» — умный; «сиоварь» — словарь, «воробел» — воробей; «ревсла» — ревела; «гвсздь» — гвоздь; «енучата» — внучата, «тавт» — тает; «Оль2а» — Ольга). Наличие в работах учащихся замен букв по оптическому сходству связано с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, зрительно-пространственного восприятия.

Смешения букв по оптическому сходству

Рис. 7. Смешения букв по оптическому сходству

Зеркальное написание букв оказалось в целом не характерным для учащихся вторых классов и составило лишь 0,7 % от общего числа ошибок. Тенденция к зеркальности наблюдалась у незначительного числа детей при написании строчных букв э, с, г и прописных букв З, Е, Ё, С, Э («Зсли» — Если, «Зго» — Его, «Еаречная» — Заречная; «Сльбрус» — Эльбрус; «Эаша» — Саша).

Зеркальное написание букв
Рис. 8. Зеркальное написание букв

Основной причиной таких ошибок являлась неправильная дифференцировка пространственного расположения буквы, связанная с понятиями «правое – левое».
Следующей группой являлись ошибки письма, связанные с неумением выделять предложение из текста. К данным ошибкам относили отсутствие в предложении точки или заглавной буквы, неуместное написание заглавной буквы или точки в середине предложения. Они составили 21 % от общего числа специфических ошибок. Мы разделяем мнение Р.И.Лалаевой и Р.Д.Тригер о том, что причиной данных ошибок является синкретичность, нерасчленённость мышления учащихся.
Среди этих ошибок отсутствие заглавной буквы составило в среднем 7,5 %, отсутствие точки в конце предложения – 11,8 %.
Зачастую границы предложения в письменных работах не обозначались, несколько предложений объединялись в одно. В качестве примера приводим диктант Егора П. (рис. 9).

Диктант Егора П. (9 лет, 2 класс)

Рис. 9. Диктант Егора П. (9 лет, 2 класс)

В ряде случаев дети использовали одно из средств выделения границ предложения, пропуская заглавную букву в его начале (рис. 10) или точку в конце (рис. 11).

Диктант Даниила П. (9 лет, 2 класс)

Рис. 10. Диктант Даниила П. (9 лет, 2 класс)

Диктант Максима К. (8 лет, 2 класс)

Рис. 11. Диктант Максима К. (8 лет, 2 класс)
Неуместное написание детьми заглавной буквы (рис. 12) или точки в середине предложения (рис. 13) встречались гораздо реже, чем отсутствие прописной буквы в начале и точки в конце предложения, и составило соответственно 1 % и 0,7% от общего числа специфических ошибок.

Неуместное употребление заглавной буквы

Рис. 12. Неуместное употребление заглавной буквы

Неуместное употребление точки

Рис. 13. Неуместное употребление точки

Следующую по частотности группу составили ошибки, связанные с недостаточностью фонематического восприятия (16 %).
Ошибки обозначения на письме твёрдости или мягкости согласных звуков составили 6,3 % от всех специфических ошибок, допущенных учащимися исследуемой группы. В эту группу включены ошибки, связанные с неправильным употреблением гласных первого и второго ряда («индук» — индюк, «Андруша» — Андрюша, «заблюдились» — заблудились, «шипат» — шипят, «следи» — следы) и мягкого знака («силная» — сильная, «сосулка» — сосулька, «белчата» — бельчата, «осен» — осень, «камен» — камень, «песеньку» — песенку) как показателей мягкости согласных. Значительно чаще учащиеся допускали ошибки при обозначении мягкости согласных, т.е. пропускали мягкий знак или заменяли гласную второго ряда парной ей гласной первого ряда (рис. 14).

Смешения согласных по твёрдости-мягкости

Рис. 14. Смешения согласных по твёрдости-мягкости

Что касается замен гласных при обозначении мягкости предшествующих согласных, то чаще других дети писали «у» вместо «ю», «а» вместо «я», «о» вместо «ё». Значительно реже встречались смешения букв «и – ы» и замены «е» на «э».

Частота смешений парных глухих и звонких согласных в сильной позиции в слове оказалась равной 3,5 % от общего числа специфических ошибок («зветят» — светят, «цывры» — цифры, «кабуста» — капуста, «живодное» — животное, «дянястся» — тянется, «тавно» — давно, «петужок» — петушок, «тяшесть» — тяжесть, «грыжовник» — крыжовник, «дорока» — дорога, «у берека» — у берега). Анализ смешений парных согласных не выявил у исследуемых учащихся в целом тенденции к озвончению или оглушению согласных звуков (рис. 15).

Смешения согласных по глухости-звонкости
Рис. 15. Смешения согласных по глухости-звонкости

Смешения гласных под ударением составили 2,3 % от общего числа специфических ошибок («норед» — наряд, «жимчуг» — жемчуг).

Смешения гласных под ударением
Рис. 16. Смешения гласных под ударением

Смешения аффрикат и их компонентов не являлись частотной ошибкой: они составили 1,6 % от всех специфических ошибок учащихся («чапля» — цапля, «граци» — грачи, «птицка» — птичка, «щцка» — щучка, «пальсы» — пальцы).

Смешения аффрикат и их компонентов

Рис. 17. Смешения аффрикат и их компонентов

Смешения лабиализованных гласных отмечались в 1,3 % случаев («рочей» — ручей, «дедошка» — дедушка, «лягошки» — лягушки, «на берего» — на берегу, «трещино» — трещину, «овущи» — овощи, «к жельё» — к жилью, «ночьё» — ночью).

Смешения лабиализованных гласных

Рис. 18. Смешения лабиализованных гласных

Смешения сонорных согласных составили 0,7 % от общего количества специфических ошибок («смерый» — смелый, «хородный» — холодный, «прщди» — площади, «лабота» — работа).

Смешения сонорных согласных

Рис. 19. Смешения сонорных согласных

Частота смешений свистящих-шипящих согласных не превышала 0,2 % от общего числа специфических ошибок («скажал» — сказал, «привежли» — привезли, «прузына» — пружина, «восли» — вошли, «гнёздыско» — гнёздышко).

Смешения свистящих-шипящих согласных
Рис. 20. Смешения свистящих-шипящих согласных

Смешения заднеязычных согласных составили 0,1 % от общего числа специфических ошибок («горок» — горох, «черёмука» — черёмуха, «у ник» — у них, «за голмом» — за холмом).

Смешения заднеязычных согласных
Рис. 21. Смешения заднеязычных согласных
Самую малочисленную группу составили ошибки, связанные с несформированностью анализа структуры предложения (9 %): дети затруднялись в членении слов на морфемы, слоги и фонемы в письме. Трудности языкового анализа и синтеза приводили к неправильному определению границ слова. При этом подавляющее большинство ошибок составили слитное написание предлогов со словами и раздельное написание приставок и слов. Гораздо реже у детей встречались слитное написание двух знаменательных слов или раздельное написание слова.
Слитное написание предлога с последующим или предыдущим словом составило 3,7 % всех ошибок («накраю» — на краю, «крибята» — к ребятам, «влапах» — в лапах, «смячиком» — с мячиком, «садс» — сад с, «подошлик» — подошли к). Подобные ошибки можно увидеть на рисунке 22.

Слитное написание предлога со словом

Рис. 22. Слитное написание предлога со словом

Раздельное написание приставки со словом (2,6 %) происходило в случаях, когда приставка напоминала предлог («по обедать» — пообедать, «на ступила» — наступила, «в бежать» — вбежать, «в цыпилась» — вцепилась, «от крылась» — открылась, «за зеленело» — зазеленело, «под снежник» — подснежник). В приведённых примерах не имел места перенос с одной строки на другую. По нашему мнению, здесь имела место генерализация правила о раздельном написании служебных частей речи.

Раздельное написание приставки со словом

Рис. 23. Раздельное написание приставки со словом

Слитное написание слов (1,2 %) в некоторых случаях провоцировалось наличием одноимённой буквы в составе смежных слов («вотак» — вот так), однако возникало и при её отсутствии «нашлабелый гриб» — нашла белый гриб, «на прудловить рыбку» — на пруд ловить рыбку, «девочкалепят» — девочка лепит, «вотхвостик» — вот хвостик, «вышлизайка и слон» — вышли зайка и слон).

Слитное написание слов

Рис. 24. Слитное написание слов

Разрыв слова (1 %) обычно наблюдался в случаях, когда начальная буква или слог в бесприставочных словах напоминала предлог, союз, местоимение («с тоит» — стоит, «с лиды» — следы, «по дошол» — подошёл, «в зял» — взял, «у добная» — удобная, «на чалось» — началось, «о брадавлся» — обрадовался, «и грают» — играют, «я сный» — ясный), реже – при стечении согласных в слове («б рат» — брат, «поп росил» — попросил).

Разрыв слова на части

Рис. 25. Разрыв слова на части

Наиболее грубое нарушение слогового анализа и синтеза проявлялось в контаминациях (0,5 %) – слитном написании искажённых частей слов, стоящих рядом («взаглапты» — взяли лопаты, «надиванполя» — надевают поля).

Контаминации

Рис. 26. Контаминации

Дополнительно мы фиксировали несколько типов нарушений письма моторного характера в соответствии с анализом по методике, предлагаемой Т.В.Ахутиной и О.Б.Иншаковой.
Один из таких типов нарушений письма – неточность графической передачи букв – выражался в нарушении высоты букв, несоразмерности и неправильной пространственной ориентации их элементов. Такие ошибки у учащихся с нарушениями письма составили в среднем 3,8. Образцы подобных нарушений письма представлены на рис. 27.

Неточность графической передачи букв

Рис. 27. Неточность графической передачи букв

Следующим типом нарушений письма моторного характера явились ошибки графического поиска буквы, связанные с колебаниями в выборе графического знака и составившие в среднем 3,5. Данный тип ошибок иллюстрирует рис. 28.

Ошибки графического поиска буквы

Рис. 28. Ошибки графического поиска буквы

Третьим типом нарушений письма моторного характера являлось недописывание элемента буквы при наличии такого же у соседней. Эти ошибки у учащихся с нарушениями письма составили в среднем 2,9. Образцы данных ошибок представлены на рис. 29.

Недописывание элемента при соединении букв

Рис. 29. Недописывание элемента при соединении букв

Итак, при анализе письменных работ учащихся было отмечено наличие многочисленных и разнообразных специфических ошибок, являвшихся следствием несформированности ряда высших психических функций, обеспечивающих становление навыка письма.

Также по теме:

Причины и способы устранения пропуска букв при письме.

Одна из главных проблем правописания – пропуск букв. Возникает вопрос: почему же ученик пропускает буквы? В каждом частном случае причины разные, но можно выделить несколько основных. Как правило, это случается потому, что:

— ребёнок первый раз слышит это слово, и ни разу не встречал его написанным;

— недостаточно развит фонематический слух и навыки языкового анализа и синтеза;

— недостаточно сформирован навык самоконтроля при написании слов.
Чаще всего дети пропускают гласные, согласные при стечении, не дописывают конец слова. К счастью, все эти проблемы успешно решаются. 

Игровые приемы и задания, направленные на преодоление пропуска букв при письме.

Для расширения и активизации словаря в педагогической практике используют дидактические игры. Дидактические игры — одно из основных средств развития речи и мышления. Особенно велика роль этих игр в обогащении словаря.

Задания для уточнения значения слов.

  1. 1.Игра «Кто больше?»
  2.  Вот сколько на К я умею назвать: кастрюля, кофейник, коробка, кровать, корова, квартира, картина, ковер, кладовка, калитка, комод, коридор…

— Ой, хватит! И буква ведь может устать! А вот что на Т ты умеешь назвать?

  1. 2.Игровое упражнение «Отгадки-загадки»

Узнай предмет по описанию

Зеленая, белоствольная, кудрявая. Что это? – Береза

Серый, маленький, колючий –

Звонкий, быстрый, веселый –

Вкусный, алый, сочный –

Желтые, красные, осенние –

3.Игровое упражнение «Путаница»

Из каких слов образовались:

ОГУРБУЗЫ – огурцы и арбузы
ПОМИДЫНИ – помидоры и дыни

РЕДИСВЕКЛА – редиска и свекла
ЧЕСЛУК – чеснок и лук

РЕПУСТА – репа и капуста.

4.Игровое упражнение «Слова-неприятели»

Упражнять в подборе слов-антонимов.

    1. День – ночь

Утро -…

Зима — …

Друг — …

Добро — …

Войти -…

Ложиться -…

Говорить — …

Смеяться — …

Слон большой, а комар…

Камень тяжелый, а пушинка…

5.Игровое упражнение «Слова – приятели»

Упражнять в подборе слов – синонимов

    1. Здание – дом

Конь -…

Приятель -…

Идти -…

Глядеть -…

Смелый -…

Крошечный -…

6.Игровое упражнение «На что похоже?»

Подберите похожие слова (сравнения)

Белый снег похож на…

Синий лед  похож на…

Густой туман похож на…

Чистый дождь похож на… 

7.Игровое упражнение: Догадайтесь, каким будет четвертое слово (смысловые ряды)

Гвоздь – молоток, шуруп -…

Дом – крыша, книга — …

Птица – яйцо, растение — …

Хорошо – лучше, медленно — …

Школа – обучение, больница -…

Человек – ребенок, собака — …

Пальто – пуговица, ботинок — …

8.Игровое упражнение «Новые слова»

У лисы длинный хвост – как  одним словом сказать? – длиннохвостая;

У  мальчика длинные ноги  — длинноногий.

9.Повтори слова. Объясни их значение.

сопка курага

сумрак пираты

слалом панамка

пристань оратор

При затруднении можно из ряда картинок выбрать ту, которая поможет объяснить данное слово. Можно поиграть с данными словами, изменив их число и падеж.

10. Даны два слова, между которыми существует связь. Прочитать слова парами, постараться их запомнить. Затем второе слово в каждой паре убирается. Ориентируясь на первое слово, записать или назвать второе.

Рыба – палтус

Цветок – примула

Ракета — космонавт

Море – аквалангист

Фонематический слух – это способность различать и дифференцировать звуки речи.
Неправильное произношение звуков может повлиять на то, что ребенок не различает сходные по звучанию звуки. Например [с] и [ц] и путает буквы их обозначающие.
При нарушении фонематического слуха  ребенок часто не может правильно сосчитать количество звуков в слове, поэтому при записи слова пропускает буквы. Развитие фонематического слуха – обязательное условие грамотного письма.  Умение различать и дифференцировать звуки речи, а позже обозначать звуки буквами лежит в основе правописания.

Задания, способствующие развитию фонематического восприятия, навыков языкового анализа и синтеза.

1. Выделение из слова первого звука.
2. Выделение из слова последнего  звука.
3. Наличие (есть, нет) заданного звука в слове. 
4.Определение места звука (начало, середина, конец) в слове.
У детей полоски, разделённые на три части, и кружок. Определить место заданного звука в слове, положить кружок на соответствующую часть.
5.Придумывание слов с заданным звуком.
6.Придумывание слов с заданным звуком в заданном месте( в начале слова, середине, конце).
7. Подсчет звуков в слове.
Вы говорите ребенку слово и просите сказать, сколько в нем звуков.

Примерный набор слов:

Из 3-4 звуков:
Кит, дом, мама, рыба, лук, крот, рот, лыжи, мак, стул.
Из 4-5-6 звуков:
Карта, стул, корова, лист, машина, шкаф, книга, кактус, крыша, фартук.
Из 6-7-8 звуков:
Рубашка, дракон, тротуар, командир, галстук, художник, карандаш, карман, свисток, провод.
Можно разнообразить упражнение, «записывая» звуки с помощью кружочков: один звук – один кружочек.
8.Определение последовательности звуков в слове .

Назови порядковый номер звука.
Можно задавать два вида вопросов:
— Какой по счету звук [б] в слове рыба?
— Назови третий по счету звук в слове рыба.
Выполняя это упражнение, ребенок не только пересчитывает звуки, но и  устанавливает их последовательность.
Чтобы усложнить это упражнение можно задавать такие вопросы:
-Какой звук идет после звука [ы] в слове рыба?
-Какой звук идет перед звуком [а] в слове рыба?
-Какой звук идет между звуком [ы] и звуком [а]  в слове рыба?

9.Характеристика заданного звука.
 Какой звук первый в слове синица?
Звук [с’] – согласный, глухой, мягкий.
10.Придумывание слов с заданной характеристикой.  
Придумай слово, чтобы первый звук в слове был согласный, глухой, мягкий.
11.Выкладывание звуковой схемы слова, где  каждый звук обозначается условным знаком. 
Например: гласный звук – красный квадрат, согласный твердый звук – синий квадрат, согласный мягкий звук – зеленый квадрат.
12.Придумывание слов по заданной  звуковой схеме.
13. Игра «Один или два»

Учитель называет звуки, ребенок показывает на пальчиках или записывает цифрой, сколько звуков он произнес (па, л, в, зи и т.д.) Можно наоборот, педагог прохлопывает количество звуков, а ребенок называет звуки с заданным количеством.

14. Игра «Место звука в слове»

Определить на слух и записать цифрой, какой по счету названный звук?

15. «Загадочное превращение».
Инструкция ребенку: «Ты волшебник. Сейчас ты будешь превращать звуки. Слушай слоги и меняй звук «о» на звук «и».
16. Игра с перебрасыванием мяча.

Мяч лови, и мяч бросай,
Сколько звуков, называй.

Учитель бросает мяч, называет слово. Ребёнок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и называет их количество.

17. Выделение звуков из слов на слух. Составление слов из выделенных звуков.
Произносятся слова по порядку и называется номер звука, который нужно выделить. Звуки запоминаются, из них составляется слово.    
Пример:
Шляпа  — 4 звук,
Карета – 4 звук,
Забота – 5 звук,
Карусель – 4 звук,
Горох – 5 звук.
 Получилось слово – петух.
18. Игра «Превращение слов»

Как превратить слово каска – в краска, пена – в пенал, пол – в укол, кошка – в крошка, Ася – в Вася и т.д.

19. Письмо с проговариванием.

Начиная с 1 класса, учить ребёнка правильно записывать слово, определяя количество произнесённых звуков – отдельный звук или слияние звуков. Например, крот.

-Что произносим сначала? (к) Сколько звуков? Значит на письме одна буква. Что произносим потом? (ро) Сколько звуков? Значит на письме две буквы. Такое упражнение полезно до периода прохождения йотированных гласных.

20. Игра «Считаем буквы»

Назвать буквы по номеру. Диктуется по два слова: крот, слон. Вторая бука, 4 буква и т.д. Слов может быть от 2- 4, букв в словах от 3-7. Такое задание формирует умение мысленно видеть и «писать «слова, запоминать слова, концентрировать внимание, удерживать буквенную структуру слова в голове.

21. Игра «Звуковой одежде подбери буквенный костюм».

22.Игра «Проверяй-ка»

Проверь, правильно ли написаны слова при помощи букв

[гром] – гром, [ шл’апа] – шяпа, [сухар’]- сухар.

23. Придумать и назвать слоги, состоящие из одного звука, двух звуков, трех звуков и т.д.

24. Записать слоги в три столбика, которые соответствуют схемам.(согласный+гласный), (два согласных+ гласный), (три согласных + гласный)

25. Из перечисленных слов записывать только те, которые состоят из определённого количества слогов (на примере словарных слов)

26. Игра « Самый зоркий»

Какая буква лишняя в слове, какой слог лишний в слове?

Примеры конкретных упражнений.

1.Назови первый звук в словах:  астра, кот,  нож, утка,  ива,  осень,  рыба,  лиса, трактор.

2.Назови последний звук в словах:  весна,  кот,   дом,  сыр,  носки, кенгуру,  сын,  стол.

3.Скажи: есть или нет звук [у] в словах:  лук,  утка, сыр,  лыжи,   дом,  кубик,  кенгуру, лист, зуб, рыба.

4.Скажи: где находится  звук [у] в словах в начале, в середине или в конце:  утка, лук, кенгуру,  кубик,   усы.

5.Придумай слова со звуком [у].

6.Придумай слова со звуком [у] в  середине.

7.Скажи: сколько звуков в словах:  дом, мама, кошка, рыба,  карандаш, фонтан,  крокодил.

8.Назови первый звук в слове носки, назови пятый звук,  назови звук, который стоит после звука [о], перед звуком  [к’], 
между звуками [с] и  [и]

9.Расскажи о  четвёртом звуке в слове носки.

10.Придумай слово,  чтобы последний звук в слове был гласный.

11.Составь звуковую схему слова носки.

12.Придумай слово по схеме.  

Хорошее внимание – это одно из главных условий успешной учебы в школе.
Внимание можно  и нужно развивать и тренировать. Тренируя внимание, не обязательно выполнять скучные упражнения, можно играть в веселые и полезные развивающие игры.
При недостаточном развитии внимания ребенок может правильно называть количество и последовательность звуков в слове, но при  написании слова, пропускает буквы, даже если сам себе диктует вслух. Это происходит потому, что говорит маленький ученик быстрее, чем пишет. Чтобы решить эту проблему, нужно развивать орфографическую зоркость – умении видеть ошибки, отличать правильное написание слова от неправильного.

Игры для развития внимания.

1.«Найди ошибку» 
Поиск и исправление слов с пропущенными буквами.
При подготовке слов для выполнения упражнения, учитель специально записывает слова, пропуская в них буквы. Задача ребенка – найти и исправить слова с ошибками.
Пропускать можно:
-ударные гласные,
-согласные, которые стоят перед гласными.
-букву ь, когда она стоит после согласного.
2.«Сравнение правильного и неправильного слова»
Напишите одно и то же слово два раза: один раз – правильно без пропущенных букв, второй раз – неправильно, пропустив букву.
Предложите ребенку сравнить два слова, предупредив, какое написание правильное.
Чтобы запомнилось только правильное написание, пишите слова разным цветом: правильное – зеленым, а неправильное – красным.
3.«Слово наоборот».
Вы произносите слово, начиная с последнего звука, а ребенок говорит слово, начиная с первого звука.
Например: анул – луна, трок – крот.
 Чтобы произнести слово правильно, то есть перевернуть его, надо назвать все звуки  в нужной последовательности, не пропуская ни одного.
Слова для игры в перевертыши не должны содержать букв: е, ё, я, ю.
 В этом упражнении, как и в любом другом, сложность надо увеличивать постепенно, но постоянно. Начинайте игру с трех или четырех букв в словах, а по мере становления навыка, переворачивайте слова из семи, восьми и более букв: лидокорк,  акжонокорос,  нофотингам и т.д. Совет: чтобы перевернуть длинное слово, нужно разбить его на слоги, а потом переворачивать каждый слог.
4.Чтение  и запись «склеенных» предложений.
а) без использования лишних букв:
Проворонилаворонаворонёнка.
б) с использованием лишних букв
Проворонилаирнворонатирнворонёнка.
Ответ: Проворонила ворона воронёнка.
Записываем правильный вариант с пропусками между словами и без лишних букв.
5.Выборочное письмо.
Под диктовку записывается текст, но пишутся не все буквы, а только те, о которых  договорились  заранее, вместо остальных букв ставятся точки.
Пример1: согласные пишем, вместо гласных ставим точки.
Пример2: согласные и ударные гласные пишем, вместо безударных гласных ставим точки.
Подобное упражнение не только развивает внимание, но и способствует выработке орфографическое зоркости.
6.Анаграммы.
Всем известное упражнение на перестановку букв. Можно переставлять как буквы, так и слоги. Решение анаграмм развивает не только внимание, но и аналитическое мышление.  
Начинайте решать анаграммы, состоящие из малого количества букв : 3 или 4, потом переходите к более сложным.
Пример:
еинтпчк  щдьоалп    ийалкне
Ответ:
Птенчик  площадь    линейка
Можно зашифровывать термины, словарные слова, которые ребенку необходимо запомнить, или  слова, в которых он делает ошибки.

7.Удерживая в уме ряд слов, записывать  их в определенной последовательности, следуя инструкции.
Пример 1: 
Ряд слов: чашка, машина, клён, медведица.
Задание: запиши сначала слово из 4 слогов, затем из 2 слогов, из 1 слога, из 3 слогов.
Главное условие – удерживать в памяти ряд слов или чисел, нигде его не записывая,  и выполнять с ним определенные действия.

Навыки самоконтроля и саморегуляции нужно развивать, ведь именно эти навыки – одни из самых важных для успешной учебы в школе. Ребенку сложно подчинять свои желания требованию «надо»: сосредотачивать внимание, запоминать информацию и решать задачи, в нужной ситуации прилагать волевое усилие для выполнения неинтересных или однообразных задач. Низкий уровень самоконтроля проявляется в том, что ребенок переставляет буквы  местами во время письма и чтения, пропускает буквы и целые слоги, а иногда и слова, пропускает строчку при чтении, не обращает внимания на знак действия при счете.

Упражнения для развития самоконтроля и саморегуляции.

1.    «Сохрани слово в секрете». 
Инструкция ребенку: «Я говорю слова, а ты повторяешь за мной все слова, кроме слов из двух слогов. Эти слова ( из двух слогов) – наш секрет. Ты их не повторяешь».
Главное в этом упражнении долгое время в процессе работы удерживать в памяти правило. 
Когда ребенок хорошо справляется с одним правилом, используйте два правила одновременно.  Например, нельзя повторять слова из двух слогов и слова, которые начинаются на гласную.
2.    «Спрячь букву».
Инструкция ребенку: « За буквой  «а»  охотится Буквоешка . Спаси ее перепиши текст, а вместо букв «а» ставь точки»
Текст: « Наступила ранняя весна.»
В тетради получится: «Н.ступил.   р.нняя     весн.   .»
Для более взрослых детей хорошо такое  упражнение. Вместо безударных гласных ставить точки, а все ударные гласные писать. 
Это упражнение будет так же способствовать тренировке грамотности, так как безударные гласные можно будет после записи проверить и вставить  другим цветом.
3.«Можешь ли ты делать два дела сразу?»
Инструкция ребенку: «Читай текст про себя, а каждое второе слово произноси вслух». 
Можно давать другие задания: «Произноси вслух каждое последнее слово в предложении» или  «Произноси вслух только те слова, где есть буква «к».
4.«Как сказать слово, не произнеся ни звука»
Инструкция ребенку: «Перед тобой сокращенный алфавит. Под каждой буквой написана цифра. Она указывает на количество хлопков (или стуков карандашом по столу). 
1 хлопок – буква «о»
2 хлопка – буква  «т»
3 хлопка – буква  «к»
4 хлопка – буква  «с»
5 хлопка – буква  «и»
6 хлопка – буква  «а»
 Я прохлопаю какое-то слово, а ты постарайся его угадать.
Используя этот сокращенный алфавит, можно прохлопать слова: кот, кит, сок,
Коса,  киса, ток, такси и т.д. Не забудьте делать паузы между буквами или предупреждать ребенка о том, что сейчас Вы прохлопаете следующую букву.

5. «Волшебный диктант»

а) слова пишутся не буквами, а чёрточками. Каждая буква-черточка. Лиса—-

б) записать слова чёрточками, но с указанием гласных или согласных. Лиса-и-а(л-с-)

в) записать слова чёрточками, прописывая окончания(суффиксы). Лиса—а, здоровый——ый, травка—-к-.

6. Записать только гласные из слов:

Выписать только начальные ударные гласные игры(и), эхо(э), утка(у).

— Диктант односложных слов, где гласные пишутся так же, как и звучат:

дом(о), рак(а), дым(ы).

— Диктант двухсложных слов при “ орфографическом” проговаривании и проверке безударной гласной: сахар(а-а), мука(у-а), дома(о-а).

— Запись словарных слов: корова(о-о-а), сорока(о-о-а), ворона(о-о-а).

7. «Самый зоркий»

Прочитать первое слово, найти и подчеркнуть такое же слово в столбике слов.

эдафозавр

эдофозавр

эдафозавр

едафозавр

эдафозавр

эдафаззавр

эдафосавр

этафозавр

Как можно помочь ребёнку с дисграфией?

Вот несколько игр и упражнений, которые используют логопеды

1. Если ребёнок пропускает буквы – Упражнение «Волшебный диктант».

Вы читаете предложение или его часть (3-4 слова). Ребенок простукивает слоги: ма-ма мы-ла ра-му, чтобы уловить ритм предложения. После этого он записывает этот ритм в виде пунктирной линии, где вместо слогов – черточки. Следующий этап: записать каждое слово в виде точек, по количеству букв в слове.

2.    Если ребёнок не дописывает окончания – Упражнение «Образ слова»

Произносите слово и просите ребенка назвать слово, которое начинается на предпоследнюю букву вашего слова. Или на третью от конца. Или на ту букву, которую надо запомнить в словарном слове: например, в слове кОрабль – на вторую букву. Слова можно подбирать на одну тему, например, животные, растения – это будет хорошей тренировкой в классификации.

3.    Если ребёнок делает ошибки в словарных словах – Упражнение «Весёлый мультфильм».

Даём ребёнку задание: мысленно сочинить очень смешной мультфильм, в котором по порядку будут появляться предметы, которые вы назовёте. Ребёнок закрывает глаза, а вы начинаете диктовать словарные слова, очень чётко проговаривая все безударные гласные, непроизносимые согласные и другие сложные случаи: кOрабль, кOрOва, лесТница, кОрзина…

Он их увязывает в голове в какой-то смешной сюжет, потом открывает глаза и рассказывает свой мультфильм. Вы живо реагируете.

После этого ребенок должен, вспоминая придуманный им сюжет, написать все эти слова.

Затем – самопроверка: даёте ему образец, по которому диктовали, и предлагаете проверить, верно ли он написал.

Если есть ошибки, следующее задание: так нарисовать слово, в котором сделана ошибка, чтобы было понятно какая в этом слове трудность (например, нам рисовали корову на велосипеде или корову с огромными круглыми глазами в виде двух букв О; вокзал с большой буквой К; лестницу с буквой Т).

4.    Если ребёнок плохо запоминает правила русского языка Упражнение «Шифровка».

На доске пишется алфавит, каждой букве соответствует какое-то изображение: квадрат, треугольник, пляшущий человечек и т. п. Надо написать записку другу так, чтобы хотя бы в одном слове присутствовало правило, которое мы отрабатываем.

Например, чередование бер — бир. Весь текст записки шифруется, кроме этих трех букв БЕР или БИР. Друг должен понять, о чём ему написали, и ответить таким же образом.

О логопедических проблемах в начальной школе.

На базе нашего лицея проходил районный семинар, на котором обсуждались проблемы логопедических ошибок у детей начальных классов.

Обучение письменной речи — один из самых трудных этапов обучения в школе.

Письмо является важнейшим этапом, на котором закладывается сама возможность дальнейшего обучения. К сожалению, есть дети, и их количество в последнее время неуклонно растет (к нашему сожалению), которые допускают множество специфических ошибок при письме. Иногда эти ошибки невозможно объяснить никакими правилами. Обычно взрослые считают такие ошибки нелепыми и объясняют их неумением слушать учителя, невнимательностью. Да, эти дети зачастую рассеяны, нестарательны, но это вторично, а первично то, что основная причина множества логопедических проблем в недоразвитии тех мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный процесс письма. Иными словами медицинская.

Очень важно, чтобы родители еще до школы обратили внимание на тех детей, у которых есть задержка речевого развития, если они занимались с логопедом или посещали логопедический сад. Акцентировать внимание на эти проблемы надо ещё на родительских собраниях для будущих первоклассников. Конечно, есть школы, на базе которых есть детский сад, если вы работаете совместно со специалистами, то вам решать эти проблемы проще.

Характер нарушений письма, отмечающихся у детей имеет свои особенности.

Одной из проблем является дисграфия, она может возникнуть если у ребенка имеются нарушения хотя бы в одной из этих функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, звуковом анализе и синтезе, лексико-грамматической стороне речи, зрительном анализе и синтезе, пространственных представлениях.

Предлагаю рассмотреть классификацию дисграфических ошибок.

Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия.

  1. Пропуски гласных букв: всят- висят; комнта- комната.

  2. Пропуски согласных букв: комата — комната; вей- всей;

  3. Пропуски слогов и частей слова: стрки — стрелки;

  4. Замена гласных: пище- пищу, сесен — сосен;

  5. Замена согласных: тва -два, роча-роща.

  6. Перестановка букв и слогов: онко — окно;

  7. Недописывание букв и слогов: чере — через, на ветка- на ветках;

  8. Наращивание слов лишними буквами и слогами: детити — дети, сснег — снег;

  9. Искажение слова: мальни — маленький, чайщик — чащи;

  10. Слитное написание слов и их произвольное деление: д ва- два, в ся – вся;

  11. Неумение определять границы предложения в тексте, слитное написание предложений: Снег покрыл землю. Белым ковром.- Снег покрыл землю белым ковром.

  12. Нарушение смягчения согласных: болшой- большой, толко- только.

Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи.

  1. Нарушения согласования слов: с еловый ветки- с еловой ветки, появилось трава — появилась трава.

  2. Нарушения управления: с ветка — с ветки. Умчались к чащу — умчались в чащу.

  3. Замена слов по звуковому сходству.

  4. Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: вроще — в роще, на бухли — набухли.

Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия.

  1. замена букв, отличающихся разным положением в пространстве: ш-т, д-в, д-б;

  2. замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов: и-ш, ц-щ;

  3. замена букв, имеющих дополнительные элементы: и-ц, ш-щ, п-т, х-ж, л-м;

  4. зеркальное написание букв: с, э, Ю;

  5. пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв.

Ошибки, обусловленные неспособностью детей усвоить большой объем материала, запомнить и употребить на письме усвоенные устно правила орфографии

  1. безударная гласная в корне слова: вада-вода, чисы-часы;

  2. правописание звонких и глухих звуков в середине и в конце слова: зуп-зуб, дорошка-дорожка;

  3. обозначение смягчения согласных;

  4. прописная буква в начале предложения, в именах собственных.

Классификация ошибок основывается на причинах их появления. Это поможет, как выявить причины затруднений, так и правильно определить вид нарушений процесса письма.

Заключение.

Значительная часть трудностей письма связана с недостатками фонематического восприятия, которое очень осложняет и замедляет процесс звукобуквенного анализа, а значит, осложняет и замедляет процесс формирования письма.

Выделить причину трудностей может специалист — логопед, занятия по специфической коррекции этих трудностей — необходимое условие успешного формирования навыка письма. Однако не всегда родители могут получить квалифицированную помощь специалиста по этим вопросам. В соответствии с профессиональным стандартом педагог обязан сам вводить задания или их элементы на уроке.

Способы диагностики дисграфии Ключевым шагом в коррекции проблем с правописанием ребенка является выявление причины. Так как большая часть видов дисграфии связана с нарушением восприятия и/или воспроизведения устной речи, то первым шагом диагностики является ее проверка. Используется метод определения навыков фонематического анализа речи. Проводятся тесты, в ходе которых ребенок проявляет свои способности:

придумывать слова; подбирать картинки, чьи названия начинаются с определенного звука; делить предложения на словосочетания; сравнивать слова по звуковому составу; повторять за взрослым некоторые слова или слоги; различать и выделять определенные звуки в словах.

Для детей дошкольного возраста есть специальные тесты с рисованием, в ходе которых логопед делает выводы о его склонности к дисграфии. Когда устная речь исследована, переходят к тестам непосредственно письменной речи. Ребенок выполняет разные задания: письмо под диктовку, переписывание текста, описание по картинке и чтение написанного текста вслух. Кроме этого, проводят проверку слуха, зрения, нервной системы, речевой и ручной моторики.

Методика логопедической работы по устранению нарушений письменной речи проходит в два этапа – исправление ошибок в устной речи и закрепительные упражнения.

Есть несколько разных способов развить у ребенка правильный фонематический синтез и анализ: Методика Эббигауза. Ребенку предоставляются уже определенные слова, но в них пропущены некоторые буквы. Задача ребенка — вставить пропущенные буквы, прочесть его и записать слово целиком.

Схема слова. Ребенок получает картинку предмета, называет его, называет все звуки слова и затем по буквам записывает. Узнавание звуко-буквы. Хорошая методика для тех, у кого проблемы с одним-двумя звуками. Заключается в поиске слов или названий картинок, в которых есть определенный звук. После этого идет многократное написание буквы, которая отображает проблематичный звук, поиск и выделение буквы в слове, предложении, тексте.

Структурный метод. Ребенку предлагают разобрать слово на гласные и согласные буквы. Исправление ошибок. Метод основывается на выявлении и исправлении ошибок в заведомо неправильно написанных словах.

Особого внимания заслуживают зеркальные ошибки письма и методика логопедической работы по их устранению. Зеркальные ошибки – написание букв ребенком в зеркальном отображении (пример – «N» вместо «И»). Причина этой проблемы – несформированность пространственной ориентации и анализа у ребенка. Поэтому главная задача – научить ребенка четко различать правую и левую стороны и дифференцировать предметы по размеру. Различие сторон начинается с собственных частей тела (какая рука у тебя левая? В какой руке ты держишь карандаш?). Затем переходят к другим предметам, с целью улучшения навыков пространственного ориентирования (шкаф слева от тебя? Какой предмет лежит справа от твоей руки?). После этого переходят к развитию определения местонахождения предметов по отношению друг к другу (положи книгу слева от тетради). Далее переходят к усвоению правильного написания букв, с объяснением их структуры (пример: буква «И» – косая палочка рисуется сверху вниз и справа налево). После этого ребенок несколько раз повторяет правильную последовательность ее написания.

Нарушения письменной речи – патология, которая в основном развивается у детей. При своевременном и правильном подходе к развитию ребенка она полностью корректируется и не вызывает особых затруднений. Главное – вовремя обратиться к специалисту, ответственно выполнять все упражнения и помогать ребенку понимать связь звуков и букв. Тогда ошибок не будет ни в речи, ни на письме.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки при пломбировании кариозных полостей причины профилактика устранение
  • Ошибки при письме у первоклассника
  • Ошибки при планировке квартиры
  • Ошибки при письме откуда
  • Ошибки при переводе латышев