Ошибки при пересказе текста у детей

МБДОУ «Лямбирский детский сад №2 «Родничок»

Консультация:

Трудности пересказа:

 причины.

                                                                   Выполнила: логопед

                                                             Кислинская В.А.

Лямбирь 2013-2014 г.

Характерные речевые недостатки дошкольников, поступающих в группы для детей с общим недоразвитием речи, следующие: ограниченный словарный запас, грамматически неправильное построение фразы, фонетико-фонематическое несовершенство. Наряду с несформированностью всех компонентов языковой системы, большинство таких детей имеют нарушения внимания и словесно-логического мышления, и это, в свою очередь, ведёт к трудностям овладения связной речью, что выражается в разной степени: от полного отсутствия развёрнутого смыслового высказывания до речи с рядом недочётов, ошибок, неточностей.

Связная речь – это смысловое развёрнутое высказывание или цепь логически сочетающихся, грамматически правильных предложений. Пересказ — осмысленное, творческое воспроизведение литературного текста в устной речи. Это — сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память и воображение. Для овладения пересказом необходим ряд умений, которым детей обучают специально: прослушивать произведения, понять его основное содержание, запомнить последовательность изложения, речевые обороты авторского текста, осмысленно и связно передавать текст. Очевидно, что качество детских пересказов зависит от эффективности других видов работы по развитию речи.

Пересказ — вид работы ребенка, средство развития речи на основе образца. Оно состоит в передаче ребенком содержания прочитанного текста — как художественного, так и научного, в усвоении его логики, композиции,  лексики, синтаксиса, образных средств . Существуют традиционные и нетрадиционные виды пересказа.

Традиционные виды пересказа:

  1. Подробный, или близкий к тексту;
  2. Краткий или сжатый;
  3. Выборочный;
  4. С перестройкой текста;
  5. С творческими дополнениями.

Пересказ текста очень часто используется в школе, ведь это упражнение не только демонстрирует уровень развития речи, но и показывает, насколько ребенок умеет понимать и анализировать услышанный или прочитанный текст. Но у детей пересказ текста часто вызывает трудности. Как помочь ребенку их преодолеть?

Есть две основных причины, по которым ребенок может испытывать трудности с пересказом текста: это проблемы с развитием речи или же проблемы с пониманием, анализом и формулированием услышанного. В первом случае акцент нужно делать именно на развитии речи и делать это не с помощью пересказа, а с помощью более простых игр на развитие речи. А вот во втором случае нужно тренировать именно умение ребенка делать пересказ текста.

Для начала нужно правильно выбрать тест для пересказа. В первую очередь текст для пересказа должен соответствовать уровню развития ребенка: старайтесь выбирать тесты, легкие для детского восприятия. В таких текстах действия, совершаемые героями, должны быть понятны ребенку, а сами персонажи должны обладать ярко выраженными характерами. Объем текста тоже не должен быть слишком большим.

Также нужно помнить о том, что обучение и воспитание ребенка всегда идут рука об руку. Поэтому тест обязательно должен иметь воспитательную ценность, учить ребенка чему-то полезному и хорошему. Наконец, текст для пересказа должен быть интересным для ребенка: возможно, пересказ текста у него «не идет» именно потому, что предложенные тесты не вызывают интереса.

Начинать осваивать пересказ текста лучше со сказок: они интересны ребенку, достаточно просты, но при этом не примитивны, обладают четкой структурой и размеренным течением событий. Позже можно постепенно переходить к рассказам, увеличивать объем предлагаемых для пересказа текстов.

Готовить ребенка к пересказу текста нужно по определенному плану: если вы прочитаете ребенку текст, а потом сразу попросите его пересказать, вряд ли у него что-то получится. Будем откровенны: даже не у каждого взрослого это выйдет. Поэтому тест нужно будет прочитать несколько раз, а между чтениями — выполнить с ребенком определенные задания.

Прочитав ребенку текст в первый раз, определите вместе с ним, о чем идет речь в тексте. Это еще не должен быть полноценный пересказ текста: просто выделите главную идею и сформулируйте ее в паре предложений. На этом этапе нужно обратить внимание на заголовок текста и вместе с ребенком подумать, почему автор назвал его именно так, а не иначе. Учтите, что текст нужно читать не спеша, внятно и разборчиво.

После этого нужно определить, из каких частей состоит текст. К каждой части нужно придумать вопросы (сделайте это заранее). Затем прочтите ребенку тест еще раз, и пусть он ответит на эти вопросы (возможно, с вашей помощью). После второго прочтения можно составлять план, который облегчит ребенку пересказ текста.

Для этого текст нужно перечитать еще раз, по частям. Каждая часть — это один или несколько абзацев, объединенных общей идеей. Вы можете придумать свои названия каждого пункта плана или использовать фразы из текста, которые наиболее точно выражают основную идею каждой смысловой части. Теперь прочтите план вместе с ребенком и попросите его пересказать идею каждого абзаца вслух (с вашей помощью). Потом пусть он сделает то же самое, только про себя.

Пришло время еще для одного чтения текста. Слушая текст, пусть ребенок концентрируется на основных идеях, порядке, в котором они изложены, выделяет самые яркие образы и примеры, которые подкрепляют основную мысль. После этого обсудите с ребенком самые существенные детали текста. Но слишком сильно в детали углубляться не надо: если пересказ текста будет слишком подробным, ребенок просто «не увидит леса за деревьями». Нужно учить его отличать существенные подробности от несущественных. Обязательно на этом этапе уточните значения незнакомых слов, если они есть в тексте.

Наконец, поинтересуйтесь мнением ребенка: текст наверняка вызвал у него какие-то мысли, эмоции, переживания. Спросите у него, как, по его мнению, автор относится к главным героям и событиям? А как относится он сам? Согласен ли он с автором? Пусть ребенок как можно точнее опишет, что ему понравилось в тексте, а что — нет. Наконец, напоследок пусть ребенок ответит на шесть вопросов, которые помогут освежить в голове содержание текста:

  • Кто?
  • Что делает?
  • Когда?
  • Где?
  • Почему?

И вот теперь можно браться собственно за пересказ текста. В качестве помощи на первых порах можно использовать сюжетные картинки: готовые или нарисованные самим ребенком в процессе подготовки к пересказу. И помните, что пересказ текста — это тренировка не столько запоминания, сколько понимания. Не требуйте от ребенка механически заучивать текст: если он поймет его, он сам расскажет его своими словами.

Содержание статьи

  • Трудный пересказ – почему и отчего?
  • Как можно научиться пересказывать текст?
  • Читаем текст правильно
  • Заметки на полях или пишем план для пересказа
  • Словарик для незнакомых слов
  • Требования к пересказу в начальной школе
  • Полезные советы для пересказа «скучных» текстов
  • Игры и задания для развития навыка пересказа
  • Собери пазл по смыслу
  • Убери «мусор»
  • Найди самое короткое предложение
  • Я – персонаж из сказки
  • Вопрос-ответ
  • Ребенок читает, но не запоминает, что делать?
  • Зачем нужен навык пересказа текста?

Психологи убеждены, что для качественного пересказа текста детям недостаточно сказать: «Прочитай произведение еще раз». «Будь внимательнее, когда читаешь». Родителям и педагогам важно научить ребенка пересказывать прочитанное через работу с текстом. Стоит напомнить, что пересказ – это изложение своими словами сути прочитанного. В нем должна быть отражена основная мысль автора. Можно сказать, что ребенок хорошо пересказал текст не тогда, когда он заучил его наизусть, а когда смог передать посыл автора емко и кратко. Приветствуется использование отдельных оборотов и образных выражений из произведения для передачи авторской речи.

Изучение текста

Трудный пересказ – почему и отчего?

Достаточно много детей, особенно младшеклассников (1, 2, иногда 3 класс) не могут пересказать текст по одной простой причине – они не поняли его. Зачастую ребенок 6-8 лет старается прочитать слова правильно и быстро. При этом сути не уделяется должное внимание.

Основная причина, почему у ребенка не получается пересказать тест – автоматическое чтение (быстрое, без осмысления прочитанного).

Дополнительно на качество пересказа влияют:

  • богатство словарного запаса;
  • способность концентрировать внимание;
  • объем памяти;
  • навык (практика) пересказывания прочитанного;
  • волнение ребенка, уверенность в своих силах.

Родители нередко совершают ошибку, ругая детей за то, что они пересказывают текст иначе, чем они себе это представляют. Ребенок может потерять мотивацию и начать избегать подобных заданий. Следует запастись терпением. Кто-то быстро осваивает навык пересказа, а кому-то необходимо время.

Как можно научиться пересказывать текст?

В начальной школе, чтобы научить ребенка пересказывать текст, используется следующая методика:

  1. Внимательное прочтение произведения или отрывка.
  2. Выделение и объяснение редких, незнакомых слов.
  3. Вопросы к тексту, на которые должен ответить ученик.
  4. Задание на формирование основной мысли автора, вывода, морали.

Таким образом, дети во 2 классе и старше учатся читать тексты более осмысленно и внимательно. К сожалению, данная методика не всем детям одинаково хорошо подходит в силу индивидуальных особенностей.

Изучение текста пересказ

Детям, которые не могут пересказать текст, даже если стараются, стоит предложить альтернативную методику пересказа. Суть заключается в раскладывании информации по блокам:

  • название произведения, автор;
  • персонажи (главные герои);
  • события;
  • вывод (основная мысль произведения).

Список блоков можно изменять, добавлять новые пункты. Первые 3-5 анализов лучше выполнить письменно. Последующие работы ребенок сможет выполнять устно, представляя, что информационные блоки – это полки в платяном шкафу. Читая текст, он будет раскладывать информацию по нужным отделам, чтобы затем с легкостью использовать ее для пересказа.

Читаем текст правильно

Качественный пересказ невозможен без осмысленного чтения.

Чтобы ребенок вдумывался в читаемые слова, рекомендуется способ чтения с выделением главного в тексте от второстепенного. Для этого небольшое произведение распечатывается на листе А4. Ребенку выдается набор текстовыделительных маркеров 4 разных цветов. К примеру, зеленый, желтый, синий, розовый маркеры.

Необходимо оговорить:

  1. Зеленым маркером выделяется автор и название произведения.
  2. Желтым маркером выделяются имена персонажей (можно вместе с описанием).
  3. Синим маркером – описываемые события, то есть, действия.
  4. Розовым – вывод автора, основная мысль в тексте.

Маркеры следует подписать и (или) перечислить блоки и установленные для них цвета на отдельном листочке. Выбор цветов непринципиальный. Главное, чтобы уже при первом прочтении текста ребенок находил и отмечал нужную для пересказа информацию. Со временем он сможет автоматически отделять существенное от несущественного, видеть структуру текста, логические связи и т. д.

Девочка читает

Заметки на полях или пишем план для пересказа

Помимо выделения маркерами, отмечать важную информацию в тексте можно методом «заметок на полях». Он подойдет детям постарше, учеников 3-4-5 класса (возрастом 9-10 лет). Можно работать непосредственно книгой. Также понадобится простой карандаш.

  1. Ребенок читает абзац произведения.
  2. Придумывает для него название (ключевое слово).
  3. Записывает ключевое слово карандашом где-нибудь сбоку листа.
  4. Дополнительно рисует пиктограмму – небольшое схематическое изображение.
  5. Перерабатывает текст абзац за абзацем.
  6. Переписывает ключевые слова в правильном порядке на отдельный листок. Это и будет план пересказа.

Опираясь на него, можно без труда пересказать самый длинный текст, и ничего не забыть. Если абзацы маленькие, можно придумывать названия для 2-3 абзацев.

Словарик для незнакомых слов

Мозг любого человека, и ребенка в том числе устроен так, что, наткнувшись на незнакомое слово в тексте, он перестает воспринимать связанную с ним часть произведения. Поэтому так важно разъяснять смысл слов, которые видишь и слышишь впервые.

Ученикам 1-3 класса полезно иметь дома словарик (тетрадку), в который они смогут записывать редкие, незнакомые слова. В нем нужно записывать слово или словосочетание и зарисовывать небольшую картинку. Например, «под сенью деревьев» значит «в тени деревьев». Картинка – дерево и отбрасываемая им тень.

Ведение словаря незнакомых слов позволит ребенку легко запоминать новую лексику и лучше понимать произведения.

Требования к пересказу в начальной школе

В первом классе главное требование к пересказу – это осмысление текста. Дети могут пересказывать его подробно или сжато согласно предоставленному плану. Считается отличным, если ученик может своими словами выразить точку зрения писателя и свою собственную (позицию читателя).

Ученики 4 класса

Во 2 классе ученики учатся самостоятельно составлять план пересказа, находить ключевые (опорные) слова, определять главную мысль произведения. Текст пересказывается поэтапно по собственному плану. Учитель может попросить пересказать произведение от лица автора, читателя или литературного героя.

В 3 и 4 классе ученики оттачивают мастерство пересказывания текста. К концу начальной школы они должны овладеть всеми видами пересказа:

  • рассказывание на основе личных впечатлений;
  • подробный пересказ, максимально близкий к тексту;
  • краткий пересказ, передающий самую суть произведения или отрывка;
  • выборочный пересказ (определенных линий или частей произведения);
  • творческий пересказ: от лица персонажа, с вымышленными эпизодами, с альтернативной концовкой, с инсценировкой и т. д.

Полезные советы для пересказа «скучных» текстов

Большинство детей относительно легко справляются с пересказом литературных произведений. Но почти все ученики испытывают сложности в пересказывании информации из учебника по окружающему миру, информатике, а позже, в 5 классе – истории, географии, биологии. В них больше «сухой и скучной» информации, которую сложно визуализировать.

Следующие советы могут помочь пересказать текст:

  1. Перед прочтением параграфа нужно ознакомиться с вопросами и заданиями в конце блока. Если сложно запомнить, вопросы и задания следует переписать в тетрадку или на листок бумаги.
  2. Определить ветви параграфа по выделенным жирным шрифтом (цветом) предложениям в учебнике.
  3. Нарисовать на листе А4 схему с ветвями: в центре записать, о чем идет речь, вывести ветвь с общими характеристиками, ветвь с видами или другие ветви.
  4. Для каждой ветви определить и записать ключевые слова.

Важно использовать ручки разных цветов и записывать информацию кратко. Если следовать инструкции, можно подготовить пересказ сухого текста за 10-15 минут. При этом он будет осмысленным, а не заученным.

Полезное видео: 

Игры и задания для развития навыка пересказа

Для детей возрастом 6-8 лет, в особенности плохо или медленно читающих важна помощь родителей. Подготовку к пересказу можно превратить в полезное и приятное времяпровождение. Для этого ребенок может читать текст родителю, пока он занят домашними делами: приготовлением ужина, уборкой, стиркой и т. д. После прочтения части произведения взрослому нужно интересоваться мнением ребенка о персонаже и (или) его поступке, делиться своими впечатлениями. В конце можно спросить: «Что тебе больше всего понравилось? Как бы ты поступил в такой ситуации?».

Навык пересказа лучше всего совершенствуется при живом обсуждении. Полезно обмениваться мнениями и делиться впечатлениями.

Однако не у всех родителей есть время. Многие работают допоздна и рассчитывают, что к приходу домой уроки уже будут выполнены. Дети могут оттачивать навык пересказа текста самостоятельно при помощи несложных заданий и интересных игр.

Собери пазл по смыслу

Необходимо распечатать небольшой текст. Разрезать листок на 5-6 частей. Предложить ребенку собрать кусочки по смыслу. Со временем количество частей можно увеличить. Также в игру можно включить брата, сестру, друга, дедушку, бабушку. Кто первый правильно соберет текст по частям, тот и победил. Задание повышает скорость чтения и делает его осмысленным.

Собирание пазлов

Убери «мусор»

Для игры понадобится рассказ на листке А4 и текстовыделитель. Лучше играть в нее вдвоем. Суть в том, чтобы максимально сократить текст без потери смысла. Нужно текстовыделителем зачеркивать слова. Победителем считается тот, у кого в тексте останется меньше слов. Игра помогает быстро ориентироваться в тексте, отличать главное от второстепенного.

Найди самое короткое предложение

Выбирается небольшой рассказ или сказка. Ребенку необходимо найти в нем предложение, в котором меньше всего слов. Дальше его нужно дополнить подходящими по смыслу прилагательными и глаголами. Можно нарисовать небольшую картинку. Задание развивает внимание и образное мышление.

Я – персонаж из сказки

После прочтения произведения ребенку задается вопрос: «Кто из персонажей тебе больше всего понравился?». Нужно, чтобы он представил себя на месте героя и рассказал от его лица о событиях, которые произошли. Чтобы вжиться в роль, можно переодеться, использовать реквизит (волшебную палочку, корону, игрушечный меч, плащ и т. д.). Игра помогает избавиться от скованности, способствует выразительности пересказа.

Вопрос-ответ

Ребенок читает, но не запоминает, что делать?

В основе хорошей памяти лежит полноценное питание, здоровье и баланс между отдыхом, физическими и умственными нагрузками. Необходимо откорректировать режим дня ребенка. Также следует убедиться, что он не угнетен и верит в свои силы. Очень плохо влияет на запоминание негативная оценка и критика со стороны взрослых. Чтобы ребенок хотел и мог запоминать текст, важно вызвать интерес к материалу. Например, можно сказать: «Кажется, я читала это произведение в твоем возрасте. Не помню, кто победил, Змей или богатырь. Как прочитаешь, поделишься со мной?».

Зачем нужен навык пересказа текста?

Глубокая работа над текстом, анализ прочитанного развивает интеллект ребенка, улучшает его память и концентрацию внимания. Существенно обогащается словарный запас и повышается грамотность. Навык правильного, качественного пересказа позволяет грамотно составлять предложения, связно и красиво разговаривать, писать. Детям становится легче устанавливать причинно-следственные связи, анализировать информацию из учебников. Они могут более успешно сдавать экзамены, писать изложения, контрольные работы. Повышается успеваемость в школе в целом.

Умение пересказывать текст один из важнейших навыков. В век технологий многие дети и родители пользуются ГДЗ, готовыми пересказами, поэтому навык не развивается. Вначале с заданием справится нелегко. Чтение произведения целиком, переработка информации могут отнимать много сил и времени. Но иначе нельзя. Проблема будет только усугубляться, так как в каждом последующем классе требования к пересказу повышаются. Лучше уделить внимание вопросу в раннем возрасте. Научиться качественно пересказывать текст младшекласснику много легче, чем ученику средней школы.

Как научить ребёнка пересказывать?

01.01.2017

Проблема с пересказом текста довольно часто встречается у младших школьников.

Какие ошибки при пересказе встречаются особенно часто?


— пропуск части текста;
— трудности в построении предложения, употребление простых однотипных предложений;
— излишнее многословие, повторы слов и частей текста;
— пропуск сказуемого, второстепенных членов предложения;
— трудности в подборе нужных слов;
— ребёнок затрудняется начать рассказ или предложение;
— плохо запоминает текст.

Для начала освоим несколько полезных упражнений.



  1. «Узнай, о чем это». По названным словам, ребенок должен узнать объект. Например: каменный, деревянный, одноэтажный (дом).  
  1. «Подбери слово». Например, предложено слово: «дерево» (ответ ребенка — большое, маленькое, высокое, низкое).
  1. «Скажи по-другому». Ребенок подбирает к слову взрослого слово-антоним: «горячее-холодное, зима-лето, большой — маленький» или синоним — «друг» — товарищ, приятель.
  1. «Подбери действие». Подбор к слову, обозначающему предмет, соответствующих слов-действий и наоборот. Мальчик (что делает?) — Ест, спит, бегает, играет.
  1. «Закончи фразу». Могут быть использованы предложения: «В лесу растут г… и я…»; «На клумбе выросли красивые ц…»; «Топором рубят д…»; «Наступила осень. С деревьев падают… (листья). 
  1. Составление словосочетаний. Например: «Стакан, молоко. Стакан чего? — Молока. Стакан молока». Составление предложений по данным словам, например: «Медведь, мед, сладкий, любит».

Со многими интересными упражнениями можно познакомиться в пособии Глухова В.П. «Формирование связной речи детей с общим недоразвитием речи».

После подготовительной работы перейдём к формированию умения пересказывать.


В этом нам помогут задания:

 Хочу такой сайт

  1. Рассказ о событии. Если речь шла о событии, на котором вы присутствовали, то расскажите свой вариант, что вам больше всего «запомнилось-понравилось», чтобы у ребенка был образец того, как можно было рассказать. Для самостоятельного пересказа ребенка можно задать вопрос: «Я не была в гостях у твоего друга. Расскажи мне, пожалуйста, так, чтобы я могла представить, как там все было». В случае затруднений в ходе пересказа, взрослый может помочь ребенку подобрать подходящее слово или словосочетание. Если ребенок отказывается от помощи, не стоит настаивать.
  2. Смешной случай. Научите ребенка выделять из событий дня интересные и смешные случаи, рассказывайте их сами, а затем пусть ребенок постарается рассказать самостоятельно. Забавные случаи можно не только пересказать, но и проиграть интонационно, разбив на роли. Сначала вы озвучивайте все роли сами, а потом делите их с ребенком.
  3. Пересказ по картинке. Любая картинка является поводом поговорить. «Ты так себе представлял главного героя? А как ты думаешь, художник правильно нарисовал это время года? А какой момент сказки изображен? А какие события произошли дальше?» По одной картинке можно придумать не один вопрос. Можно предложить ребенку нарисовать прочитанный текст самому и потом обсудить его «картинку к тексту».
  4. Пересказ по серии сюжетных картинок. Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ, который с опорой на сюжетные картинки он будет пересказывать. Взрослый может менять последовательность картинок, убирать несколько эпизодов, просить придумать новый эпизод.

Приведем пример пересказа по серии картинок «Наряжаем елку».

Ответим на вопросы:

Какой приближался праздник?
Как ты думаешь, кто купил елку и поставил её в комнате?
Расскажи, какая была ёлка?
Кто пришёл украшать ёлку? Придумай имена детям.
Чем дети украсили ёлку?
Для чего в комнату принесли лестницу?
Что прикрепила к макушке ели девочка?
Куда дети посадили игрушечного деда мороза?

С подобными материалами (сериями сюжетных картин) можно ознакомиться в пособиях:

  1. Елена Бортникова. Чудо – обучайка. Составляем рассказ по серии сюжетных картин. (несколько книжек для разных возрастов).
  2. Игра – занятие. Истории в картинках. (2 части)

Если заниматься каждый день 10-15 мин, Ваш ребёнок освоит технику пересказа!

Автор: Полозова Юлия Валерьевна,

учитель-логопед

Просмотров всего: ,
сегодня:

Дата создания: 19.11.2018

Дата обновления: 19.11.2018

Дата публикации: 01.01.2017

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30



В данной статье представлены результаты экспериментального исследования по выявлению уровня сформированности навыков пересказа у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Ключевые слова: фонетико-фонематическое недоразвитие, младшие школьники, связная речь, пересказ.

Актуальность проблемы. Внастоящее время наблюдается увеличение детей, имеющих нарушение связной речи. Пересказ, являясь одним из главных компонентов связной речи, также оказывается нарушенным.

От того как сформирована связная речь у детей зависит их успешное обучение в школе. Способность давать ответы на вопросы, понимать текст учебника, составлять самостоятельные рассказы требует от детей достаточно развитой связной речи.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем [2, с. 469].

Для детей с ФФН характерно нарушение звукопроизношения, а также фонематических процессов. Не смотря на то, что связная речь у этих детей должна быть, сформирована, очень часто наблюдается недостаточный уровень ее развития. Поэтому логопедическая работа проводится как по формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематических процессов, так и по расширению знаний об окружающем мире, расширению словаря, развитию связной речи, а именно обучению рассказыванию и пересказу.

Пересказ — это осмысленное воспроизведение литературного образа в устной речи. При пересказе ребенок передает готовое авторское содержание и заимствует готовые речевые формы (словарь, грамматические конструкции, внутри текстовые связи).

Формирование у детей навыков пересказа является одним из основных средств формирования связной речи. Обучение пересказу влияет на формирование психических процессов и познавательных способностей детей. Оно играет важную роль в развитии связной монологической речи. При проведении занятий по обучению рассказыванию перед логопедом стоят следующие основные задачи:

1) закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации;

2) формирование навыков построения связных монологических высказываний;

3) развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;

4) целенаправленное воздействие на активизацию ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций), тесно связанных с формированием устного речевого общения [1, с. 12].

При формировании навыков пересказа у детей возникают следующие ошибки:

 нарушение последовательности пересказа;

 смешение краткого и подробного пересказа;

 ошибки в построении предложений, повторы, неправильное употребление слов.

Экспериментальное исследование проводилось в одной из массовых школ города Смоленска.

Цель экспериментального исследования: выявление уровня развития пересказа у младших школьников с ФФН и разработка системы логопедических занятий по его развитию.

В исследовании участвовало 20 детей младшего школьного возраста, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи, которые составили экспериментальную и контрольную группы.

С целью выявления уровня сформированности навыков пересказа у детей, нами была разработана схема обследования, которая включала в себя задание на пересказ прослушанного текста. Был выбран текст Ю. Дмитриева «Летучие мыши» (Летучие мыши очень полезные зверьки. Они поедают вредных насекомых. Днем летучие мыши заворачиваются в свои широкие крылья, как в плащи, и висят в темных местах вниз головой. Наступает ночь. Вылетают они на охоту. Многие вредные насекомые летают ночью. Почти все птицы спят в это время. Поэтому «работа» летучих мышей особенно важна.). Детям давалась инструкция: «Сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай его внимательно, запоминай и приготовься его пересказать». После прочтения, нами задавались вопросы по тексту, для уточнения понимания текста детьми.

Пересказ оценивался по следующим критериям:

1) Критерий смысловой целостности:

5 баллов — воспроизведены все смысловые звенья;

2.5 — смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями, нет связующих звеньев;

1 балл — пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажение смысла, или включение посторонней информации;

0 баллов — невыполнение.

2) Критерий лексико-грамматического оформления:

5 баллов — пересказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм;

2.5 балла — пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказывания, поиск слов, отдельные близкие словесные замены;

1 балл — отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватные словесные замены, неадекватное использование слов;

0 баллов — пересказ не доступен.

3) Критерий самостоятельности выполнения:

5 баллов — самостоятельный пересказ после первого предъявления;

2.5 балла — пересказ после минимальной помощи (1–2 вопроса) или после повторного прочтения;

1 балл — пересказ по вопросам;

0 баллов — пересказ не доступен даже по вопросам.

Максимальное количество баллов — 15 баллов.

Исходя из данных критериев, нами были выделены примерные уровни владения навыками пересказа: высокий –12–15 баллов; средний — 9–11 баллов; низкий — до 8 баллов.

Результаты обследования представлены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

Результаты обследования уровня сформированности навыков пересказа ушкольников экспериментальной группы

Имя ребенка

Количество баллов

Уровень владения навыками пересказа

1

Настя Л.

7.5

низкий

2

Сережа М.

8.5

низкий

3

Марк В.

6

низкий

4

Максим К.

12.5

высокий

5

Степа П.

6

низкий

6

Лада О.

10

средний

7

Максим М.

6

Низкий

Даня К.

8.5

низкий

Катя Н.

7.5

низкий

Никита П.

6

низкий

Таблица 2

Результаты обследования уровня сформированности навыков пересказа ушкольников контрольной группы

Имя ребенка

Количество баллов

Уровень владения навыками пересказа

1

Саша А.

12.5

высокий

2

Олеся О.

10

средний

3

Андрей К.

6

низкий

4

Глеб Н.

10

средний

5

Аня С.

7.5

низкий

6

Катя И.

8.5

низкий

7

Саша П.

8.5

низкий

8

Вика К.

6

низкий

9

Максим О.

6

низкий

10

Валера С.

7.5

низкий

Как видно из результатов диагностики, школьники с ФФН испытывают значительные трудности при составлении пересказа. У первой группы наблюдается достаточно низкий уровень сформированности навыков пересказа.

Целью данного исследования было выявить, как дети понимают текст, как могут его воспроизвести и какими фразами при этом пользуются.

Полученные результаты показали, что у детей и экспериментальной, и контрольной групп встречаются схожие ошибки. Они характеризуются следующими особенностями:

 смысловые звенья утеряны;

 текст сокращен или искажен;

 включение посторонней информации;

 слова заменялись на более простые;

 стереотипность построения высказываний;

 затруднения в выборе нужных слов;

 наводящие вопросы по тексту;

 в некоторых случаях повторное прочтение;

 у многих детей отмечался пропуск действий, о которых говорилось в тексте.

В целом результаты указывают на то, что практически у всех детей отмечается бедность смысловых и речевых сторон составленных пересказов. Это говорит о необходимости целенаправленной коррекционной работы данного вида речевой деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что у детей отмечается низкий уровень сформированности навыков монологической речи, а именно навыков пересказа. Это отмечается как в экспериментальной, так и контрольной группах. Данное экспериментальное исследование позволило выявить особенности, которые необходимо учитывать при проведении коррекционных занятий.

Литература:

  1. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В. П. Глухов. — М.: АРКТИ, 2006. — 182 с.
  2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — М.: ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
  3. Поваляева М. А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. — 448 с.
  4. Фотекова Т. А., Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов / Т. А. Фотекова, Т. В. Ахутина. — М.: АРКТИ, 2002. — 86 с.

Основные термины (генерируются автоматически): навык пересказа, балл, пересказ, связная речь, ребенок, контрольная группа, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, имя ребенка, повторное прочтение, посторонняя информация.

Учитель-логопед Рабина Ю.И,
МАДОУ д/с №3 «РОмашка» городского округа Ликино-Дулёво

Методическая разработка для воспитателей старших и подготовительных логопедических групп                                                                                                                                                              

Время дошкольного детства — это тот период, когда закладывается фундамент для любых специальных знаний, умений, отношения ребенка к окружающему миру.

В наше время глобальной компьютеризации и телевидения, огромной загруженности родителей на работе, обособленности и изолированности детей друг от друга возникла огромная проблема: дети не умеют общаться друг с другом и с взрослыми. Но именно в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей привычку правильной разговорной речи. И одним из важных звеньев этого процесса является освоение ребенком грамматического строя языка. 

Усвоение грамматических норм языка способствует тому, что речь ребенка начинает выполнять наряду с функцией общения функцию сообщения, когда он овладевает монологической формой связной речи, что особенно важно для успешного речевого развития дошкольника и школьника.

В детском саду контроль за речью детей ложится на плечи учителя-логопеда, и воспитателя. Речь воспитателя является образцом для детей. Грамматическая правильность речи педагога, ее выразительность одно из обязательных условий формирования у детей правильного стереотипа речевого поведения. Но одного образца для подражания недостаточно.  Для планомерной, систематической работы по совершенствованию речи детей необходимо знать виды наиболее типичных речевых ошибок и недочетов в речи дошкольников.

Поскольку на сегодняшний день число детей с речевой патологий возрастает, и у нас в детском саду (МАДОУ детский сад №3 «Ромашка» городского округа Ликино-Дулево, г Куровское) более 50% детей подготовительной и старших групп является детьми с речевыми нарушениями, необходимо познакомить воспитателей и родителей с грамотными приемами формирования грамматически правильной речи у дошкольников.

 С этой целью мною, учителем-логопедом Рабиной Ю.И., была разработана консультация для воспитателей старшей и подготовительной логопедических групп: «Грамматические ошибки дошкольников 5-7 лет и пути их преодоления».

Целью данной консультации стало: познакомить воспитателей с результатами мониторинга лексико-грамматического строя детей логопедической группы, а также с некоторыми дидактическими упражнениями и приемами для коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи дошкольников.

Под лексико-грамматической стороной речи дошкольника понимают словарь и грамматически правильное его использование. Грамматический строй – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования; синтаксический – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.

Физиологическим механизмом освоения грамматического строя является генерализация соответствующих грамматических отношений, выработка динамического стереотипа. Ребенок, наблюдая реальные отношения предметов, воспроизводя их в речи, делает определенные выводы, обобщения, а затем интуитивно подчиняет свою речь этим правилам.

Ребенок усваивает грамматическую систему родного языка уже к трем годам во всех ее наиболее типичных проявлениях.  Первыми появляются следующие формы слова: Именительный падеж единственного и множественного числа, Винительный падеж имен существительных; повелительное наклонение. Форма третьего лица единственного числа настоящего времени глаголов. Предложение включает до 3–4 слов.

К 3 годам в словаре ребенка насчитывается более 1000 слов. Формируются слова – обобщения, обозначающие родовые понятия. Уточняется значения слов. Дети усваивают общие правила формообразования, в их речи появляются простые предлоги: в, на, у, с. Предложение состоит из 5–6 слов, отношения в нем выражаются с помощью предлогов и флексий. Закрепляется согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах.

К 4 годам формируется глагольное управление. Появляются сложные предлоги: из-за, из-под. Закрепляются согласование прилагательного с существительным. При нормальном речевом развитии дети к 5 годам овладевают всеми типами склонения существительных. Отдельные трудности касаются употребления существительных в родительном и предложном падежах множественного числа. К этому времени дети усваивают основные формы согласования слов.

После 5 лет дети выделяют части предметов, сравнивают их по общим и частным признакам, усваивают свойства предметов, начинают употреблять слова, обозначающие отвлеченные понятия.

Морфологические и синтаксические стороны речи развиваются параллельно. В овладении синтаксисом меньше сложностей, хотя замечено, что синтаксические ошибки устойчивее. Уже к 5 годам в речи детей появляются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с союзом чтобы, потому что, который. [2]

Таким образом, к концу дошкольного периода, к моменту поступления школу, дети имеют довольно разнообразный словарь и в достаточной мере владеют грамматическим строем родного языка. [1]

При исследовании устной речи дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи II-IV уровня, можно говорить о нескольких группах ошибок: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, морфологические, лексические, синтаксические. К орфоэпическим относятся ошибки, связанные с произношением, работу по их устранению проводит учитель-логопед на индивидуальных занятиях и воспитатели в ходе индивидуальных занятий. Акцентологические ошибки разнообразны, но не составляют большой процент по отношению к другим видам ошибок. (Наиболее распространенные ошибки в форме множественного числа: много сто`лов, куклы`, ку`сты и т д). Словообразовательные ошибки состоят в неоправданном словосочинительстве и в неверном употреблении приставок и корней. Наиболее обширную группу составляют морфологические ошибки. По результатам мониторинга в старших и подготовительной логопедической группах можно выделить следующие типичные ошибки:

Неправильные окончания имен существительных   родительного падежа, множественного числа: с окончанием –ей — карандашов, дверёв, ушев, этажов, яблоков, матрешков, мышов (ошибки у 60% детей 5-6 лет) ; с нулевым окончанием: ночов, книгов, дверков, пуговицев  (в основном у детей 5 лет); родительного падежа, единственного числа: у кукле, у маме, у сестре, (при обследовании выявлено у 10% детей 5-6 лет логопедической группы);  предложного падежа неодушевленных имен существительных мужского рода: в лесе, в  саде (10% у детей 5-6 лет);

Ошибки в склонении несклоняемых имен существительных: на палъте, на пианине, на тюле. (у 80% детей 5 лет).

Ошибки в образовании множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных: ягнёнки, котёнки, жеребенки, медвежонки. И в образовании множественного числа имен неодушевленных существительных (окны, стулы).

Неправильное образование притяжательных прилагательных (у 80% детей 6-7 лет были неверно указаны следующие притяжательные прилагательные: индюшачий (индюшевый, индюшный, индюшиный), львиный (львовый, львенковый), овечий (овчинный, овчий)).

Неправильное образование глагольных форм: повелительного наклонения: искай (ищи), exaй (езжай), дадишь (ошибки типичны для детей 5 лет).

Много ошибок у дошкольников при образовании сравнительной степени прилагательного: ярчее, чистее, хужее, красивше, хорошее (70% детей старшей группы).

Ошибки при склонении числительных: нет двоих домов, к два дома.

Синтаксические ошибки у дошкольников наблюдались в нарушении порядка слов в предложении: когда на первое место ставится наиболее важное для ребенка слово: «Кошку мама прогнала?». Неправильно оформляется союзная связь «Как мы пришли домой, мы играли с мячом». Неправильное употребление и понимание детьми предлогов было выявлено при выполнении детьми подготовительной группы следующих заданий:  — дополни предложение по смыслу ( около 50 % не справились с заданием):  Мы пошли в цирк, который…. (Ответы детей: там было весело, мы ходили с мамой).  Автобус остановился, поэтому … (Ответы детей:  он сломался, стало темно). Мама выключила свет , потому что  (стало темно). Подбери нужный предлог: (по сюжетной картинке): варианты ответов: «Девочка выглядывает из занавески» (вместо из-за), «Котенок вылезает из шкафа» (вместо из-под шкафа).

При пересказе текста и описании предметов у многих дошкольников наблюдались такие ошибки как употребление в одном простом предложении двух подлежащих: «Мальчики они катались на лыжах», «Охотники они берут специальный кувшин».

Таким образом, мы видим, что грамматические ошибки в речи дошкольников разнообразны  и необходима систематическая работа по их преодолению. Для развития лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников можно наметить несколько конкретных задач: научить правильному образованию множественного числа существительных; образованию  новых форм слова; образованию трудных форм повелительного наклонения глаголов; образованию притяжательных                   и относительных прилагательных; научить правильному согласованию существительных с прилагательными, числительными, местоимениями; научить правилам согласования слов в  простых предложениях с использованием предлогов.

Для преодоления речевых ошибок дошкольников важно  создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; повышение речевой культуры взрослых; специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок; формирование грамматических навыков в практике речевого общения; исправление грамматических ошибок.

Нужно помнить, что речь окружающих может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на речь детей. Как часто можно слышать от воспитателей и родителей такие фразы: «Чё» ты делаешь?» или «Не лазь туда», «Поди помой руки», – даже ребенок, привыкший дома говорить правильно, повторяет ошибки вслед за ним. Поэтому забота о совершенствовании своей речи — профессиональная обязанность педагога.

Важно вовремя исправлять грамматические ошибки детей, не думая, что это лишь забота родителей и затем школьного учителя. Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей как у того ребенка, который говорит, так и у тех детей, которые его слышат. При этом слишком частые и резкие замечания могут привести к тому, что у ребенка появится недоверие к себе, он может «замолчать». Когда ребенок находится в состоянии эмоционального подъема или возбуждения, например в творческой игре, исправлять ошибки бесполезно. Не следует повторять неправильно сказанное ребенком слово или предложение, иначе в его памяти останется произнесенное воспитателем искаженное слово.

Одним из компонентов формирования грамматически правильной речи детей дошкольников являются специальные занятия, проводимые учителем-логопедом, направленные на формирование у детей лексико-грамматических категорий. Однако элементы грамматических упражнений необходимо использовать воспитателям и в ходе режимных моментов. Например, на прогулке, попросить сосчитать количество лопат, ведер на участке. При чтении художественной литературы и пересказе текста можно использовать упражнение «Ответь на вопросы». (Почему птицы осенью улетают на юг? Для чего нужен пылесос? Зачем мальчик пошел в библиотеку? И т. д.) Интересный способ – специально созданные игровые и бытовые ситуации… Воспитатель может спросить в ходе игры: Маша взяла утюг чтобы,  Миша огорчился потому что … и поэтому…

Еще одним способом формирования грамматического строя речи у дошкольников является использование дидактических игр. В свободное от основных логопедических занятий время воспитателям рекомендуется проводить логопедические пятиминутки с использованием дидактических игр для коррекции лексико-грамматического строя речи.

Приведем пример некоторых игровых упражнений, которые могут быть рекомендованы учителем логопедом для закрепления материала фронтального занятия. Эти игры собраны в картотеку дидактических игр по формированию грамматического строя речи.

Игра «Разное значение» (на употребление омонимов)

Сначала предлагаем детям ответить на вопросы: «У кого?», «У чего?». Нужно было определить с какими предметами используются слова (например:  ручка – у человека, у двери, у сумки, у чемодана; язычок – у человека, у ботинка; глазок – у ребенка, у двери, у картофеля; горлышко – у ребенка, у бутылки; ножка – у стула, у стола, у гриба, у ребенка.  Далее воспитатель читает  стихотворение, детям предлагали внимательно слушать, найти слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение.

а) В чужой стране, в чудной стране,

Где не бывать тебе и мне,

Ботинок черным язычком

С утра лакает молочко.

И целый день в окошко

Глядит глазком картошка

Бутылка горлышком поет,

Концерты вечером дает.

И стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку. (И. Токмарева)

б) Много есть ключей:

Ключ – родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный ключ дверной. (Д. Лукич)

Или игра «Найди 2 слова – «неприятеля»

Игра проводится с помощью карточек с напечатанными словами и карандашом.

Воспитатель предлагает детям, выбрать из 3 слов 2 слова – «неприятеля», ненужное слово надо зачеркнуть, объясняя при этом, почему?

(Друг, печаль, враг.// Высокий, большой, низкий.// Ночь, сутки, день.// Длинный, большой, короткий. И т д)

Игра «Поймай — скажи» с мячом (на правильное употребление глаголов 3-го лица единственного числа настоящего времени).

Дети становятся в круг. Ведущий, бросая мяч детям, называет при этом животное. Поймавший мяч бросает его ведущему, называя какое-либо действие этого животного. Образец: корова – мычит; лягушка – квакает; кошка – мяукает; волк – воет; собака – лает; тигр – рычит. Ведущий называет какую – либо профессию. Поймавший мяч называет, что делает человек этой профессии. (Образец: врач – лечит; художник – рисует; повар – варит). Ведущий называет имя ребенка. Поймавший мяч называет какое-либо его действие. (Люба – играет;  Дима – прыгает).

Еще несколько примеров игр и словесных упражнений для формирования морфологической стороны речи.

Игра «Опиши картинку» (для усвоения родовой принадлежности)

Предметные картинки (яблоко, ведро, полотенце, груша, платье)  разложены обратной стороной кверху, ребенок выбирает одну картинку и называет ее (яблоко). Воспитатель спрашивает: «Какое оно?» (Большое, красноватое, круглое, сладкое, спелое). Для образца педагог дает описание: «Полотенце белое, длинное, на концах вышитое».

Во второй части игры можно предложить детям отгадать несколько загадок: 

Шерстяное, теплое, красивое, удобное. Что это? (Платье).

Желтая, вкусная, сочная, спелая. Что это? (Груша).

Большое, красноватое, круглое, сладкое, спелое. Что это? (Яблоко).

Игры и упражнения на употребление существительных во множественном числе, родительном падеже

Дидактическая игра с предметами и куклой Таней. «Чего нет у Тани?»

Стала Таня на прогулку собираться. Какие вещи надевают, когда идут на прогулку? (Пальто, туфли, ботинки, колготки, гольфы, носки, рейтузы). А Таня приготовила только шарф. Чего ей не хватает? (Носков, гольфов, рейтуз, туфель, пальто).

Во всех случаях при определении родовой принадлежности внимание детей акцентируют на звуковой стороне слова, а окончания проговариваются немного утрированно. [5]

Игра «Как кто передвигается?»

Цель игры: учить детей правильно употреблять глаголы настоящего времени (прошедшего, будущего).

Воспитатель показывает  изображения животных, птиц, насекомых и спрашивает у детей, как они передвигаются (например: бабочка летает, воробей прыгает и летает, лягушка прыгает и т.д.) За правильный ответ дети получают картинки. Затем каждый ребенок уже рассказывает о своем животом и отвечает на вопрос воспитателя: кто как ест (кошка лакает молоко; собака грызет кость; корова жует сено; курица клюет зерно), кто как голос подает (корова мычит и т д).

С картинками животных и с игрушками можно играть в дидактическую игру «Кто ушел и кто пришел». В ней закрепляется правильное употребление наименований животных и их детенышей в именительном падеже единственного и множественного числа. В соответствии с дидактической задачей (программным содержанием) отбираются игрушки, с которыми можно легко производить разнообразные действия, образуя нужную грамматическую форму. Пришла кошка, пришли кошки, ушла кошка, нет кошки,/ кошек и т далее.

В подготовительной группе дидактические игры усложняются. 

Вот пример такой словесной дидактической игры: «Кто он такой?». 

Дети учатся образовывать существительное от глагола.

Воспитатель проводит игру с мячом. Задает вопрос и бросает ребенку мяч: «если он за всех заступается, то он кто? он заступник. Он много работает. Он… (работник). А когда часто дерется. Он (драчун). Много-много говорит. Он… (говорун). И т.д.

Для некоторых детей грамматические упражнения даются особенно тяжело, тогда необходимо в игру вводить персонажа, использовать игрушки. 

Например, для развития грамматического строя речи в старшей группе можно провести игру-драматизацию «День рождения куклы».

У Маши день рождения. К ней должны прийти гости. Надо накрыть стол для чая. Поставим большой самовар, заварочный чайник. Какой он? Большой или маленький?

Из чего Машины друзья будут пить чай? (Из чашек).

Красивые чашки поставим на стол. Чего еще нет? (Блюдец).

Чашка должна быть с блюдцем. Что еще надо поставить на стол?

Для хлеба есть что? (Хлебница).

Значит, Маша положит хлеб во что? (В хлебницу, слово повторяется хором).

Как называется посуда для конфет? (Конфетница).

Куда Маша положит конфеты? (В конфетницу).

Когда придут гости, их надо будет посадить за стол.

Зайка сядет на стул, Мишка – в кресло, Маша – на диван.

Таким образом, мы видим, что дидактическая игра в этом случае многофункциональна. В ней закрепляются и навыки словообразования, и падежные формы существительных.

Таким образом, можно сделать вывод, что формирование грамматического строя проходит успешно при условии правильной организации предметной деятельности, повседневного общения детей с взрослыми, специальных речевых занятий и упражнений. Выполнение заданий должно вызывать у детей положительные эмоции, происходить интересно и живо.

Список литературы

  1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2011 — 199 с.
  2. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие / Алексеева М.М., Яшина Б.И. — М.: «Академия», 2000. — 400 с.
  3. Борозинец Н.М., Шеховцова Т.С. Логопедические технологии: Учебно—методическое пособие. – Ставрополь, 2008 – 224 с.
  4. Гусева О.А., Панова М.А. От игры к правильной речи // Логопед –– 2012–– №9— С. 81 — 83
  5. Ионова А.Н. Дидактические игры в коррекции устной и письменной речи младших школьников с общим недоразвитием речи // Логопед –– 2004–– №1— С. 100 — 105
  6. Н.А. Стародубова Ошибки устной речи дошкольников и пути их преодоления // «Детский сад от А до Я» № 5 – 2005г.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки при переводе политических текстов
  • Ошибки при побелке потолка
  • Ошибки при пересадке орхидеи
  • Ошибки при плавании кролем и способы их исправления
  • Ошибки при плавании брассом и способы их исправления