Ошибки при открытии шаурмы

За семь лет в бизнесе я открыл 6 компаний и закрыл из них 4.

Открытие Кебаб Ролл

Одна из моих компаний была шаверма. Да, обычная шаверма, и она закрылась… То есть, если быть точным я продал ее, и это был вроде в 2013 или 2014 году. Появилась она тогда, когда моя основная компания ГОРЭКО уже работала в полную силу, но в моей голове сидела одна мысль: пока есть возможность нужно открыть еще один бизнес. В это время волей случая пришел мой давний друг, и предложил совместную деятельность – это и была шаверма. Мы назвали ее тогда «Кебаб Ролл» и в моей голове понеслись картинки о том, что это будет целая сеть шаверм: со временем мы выкупим несколько подобных заведений в городе и начнем строить империю.

Знал ли я тогда, как открыть шаверму? Нет, конечно! Несмотря на то, что я повар по образованию и имею опыт работы в заведениях общественного питания, я понятия не имел, как ее открыть, и более того мой партнер тоже не знал как это делать. Но была цель и мы не видели препятствий для ее осуществления.

Мы наступили на все грабли, на которые только можно было наступить, совершили всевозможные ошибки, которые только можно было совершить, и вот некоторые из них:

1. Открылись в непроходимом месте. Наша шаверма стояла там, где дорога соединяла два проспекта и несколько жилых микрорайнов. Людей было вроде бы довольно много, но все равно их было мало для нормального развития бизнеса.

Место в котором мы открылись 

2. Арендовали помещение, которое было разделено на 2 части, причем «сосед» был не очень удачным – шашлычная. Представьте помещение примерно 100 кв.м., разделите визуально его на 2 части, где с одной стороны были мы, то есть наша шаверма, а с другой стороны – наши конкуренты с шашлыками. На самом деле, вы можете задать резонный вопрос: ну шашлыки и шашлыки, у вас жек шаверма, ьак что все норм. Нет, вовсе не норм! Дело в том, что кроме шашлыков и шавермы есть еще масса сопутствующих товаров: гарниры, гренки, сухарики, снэки, лимонад, пиво и множество другого сопутствующего товара. И как только мы выкладывали то, что хоть как-то было похож на ассортимент наших соседей, появлялся конфликт, а для эффективной работы они совершенно не нужны.

3. Купили б/у оборудование, которое очень быстро вышло из строя. Ну тут все просто: есть гриль, который стоил 30 тыс. р., а есть такой же, но за 17 тыс .р. , поэтому имеется огромной соблазн, купить тот, что в 2 раза дешевле. В итоге мы получаем неработающий гриль всего через 2 месяца.

4. Наняли непрофессионального повара. У нас был ограниченный бюджет, и мы решили, что пока у нас нет денег на нормального повара, мы возьмем «специалиста» из Средней Азии. И мы такого нашли! Но пожалели сто раз. Дело в том, что как бы мы не старались, как бы мы не пытались, эти люди очень трудно обучаемые, и нам приходилось повторять сотню раз одно и то же, но толку от этого не было. Как только мы покидали заведение, он делал ровно все наоборот и наши соседи только и делали, что присылали нам фото или видео того, как наш сотрудник устраивает «цирк» на рабочем месте.

5. Открыли шаверму в ограниченном бюджете. Многие задаются вопросами: «Сколько стоит открыть шаверму?», «Как открыть шаверму?», «Открыть шаверму просто или нет?». Ребят, непросто вообще. Чтоб открыть нормальное заведение, с нормальными продуктами и нормальным ремонтом и персоналом, нужно вложить минимум 1-1,5 млн. р. У нас этих денег не было, мы открыли ее за 200 тыс., не вкладываясь в ремонт и дорогое оборудование, сами ездили на рынок и сами стояли возле прилавка.

В итоге мы с партнером продали данное заведение примерно за 200 тыс. руб. и с того момента я для себя вынес главный урок — в общепит нужно заходить с бюджетом от 1 млн.руб.как по мне это прям минимум.

Я отличаюсь особым уровнем «упорства» и ровно через год вошел в еще один проект в общепите, о котором напишу чуть позже .

Фаст-фуд – это вечнозеленый бизнес, потому что все люди хотят есть. Кроме того, у людей нет времени на готовку, поэтому забежать в пункт быстрого питания на перекус – отличный способ сэкономить время с небольшими денежными издержками. Из этого видно, что продавать вкусную шаурму и зарабатывать на этом – вполне рентабельный бизнес, отсюда и растущее количество точек в любом городе. С точки зрения бизнеса открытие шаурмы – довольно простое занятие, которое потребует небольших (по сравнению с другими видами бизнеса) затрат денег (от 300 000 рублей) и времени (2-3 месяца). Ниже – бизнес план для открытия шаурмы с расчетами и необходимыми документами. Мы рассмотрим не только открытие ларька с шаурмой, но и детали – сложности, как открыть шаурму через готовый бизнес план, как формируется цена на продажу еды, как шаурма захватывает мир и к чему еще можно присмотреться.

Открытие шаурмы – описание бизнеса

Организационная структура

С какие еще сложностями сталкиваются новички и как их решать

Плюсы и минусы открытия бизнеса по торговле шаурмой

Как обстоят дела с этим бизнесом в других странах

Какие еще варианты стоит рассмотреть

Открытие шаурмы – описание бизнеса

Сколько стоит открытие и сколько можно зарабатывать

Как и в любом бизнесе, ларек с шаурмой имеет настраиваемый бизнес план, который зависит от ваших желаний и возможностей. Что касается расходов:

  • Место. Здесь есть 2 основных варианта: стационарное помещение или передвижной фургон. С фургоном все просто – это большой прицеп, в котором расположена кухня. Со стационарным помещением все сложнее: это может быть ларек, точка в ТЦ, небольшое заведение и так далее – что найдете, в общем. И фургон, и помещение можно либо снимать (брать в аренду), либо покупать в свою собственность. Аренда точки или фургона: от 10 000 до 50 000 рублей в месяц. Покупка точки или фургона: от 150 000 рублей до бесконечности.
  • Документы. ООО (а вам нужно именно оно из-за найма работников) сейчас можно открыть онлайн без лишних трат, но вам все равно придется получать разрешения, верификацию на бизнес-план ларька, договоры на одежду и на ее стирку, договоры на борьбу с паразитами, разрешения пожарных и так далее. Все этой выйдет примерно в 30 000 рублей.
  • Оборудование. Для того, чтобы сделать шаурму, нужно иметь как минимум гриль, холодильник и вытяжку. Чтобы ее продать, вам нужна посуда и кассовый аппарат (некоторые банки предоставляют РКО бесплатно). Если вы хотите продавать шаурму в фургоне, набор оборудования обойдется вам минимум в 100 000 рублей (и это будет далеко не самое качественное оборудование). Если хотите продавать шаурму на точке, смело докиньте в бюджет еще 50 000 рублей дополнительно – на минимальный косметический ремонт и мебель.
  • ЗП сотрудникам. Минимальный набор – это 1 повар, который будет и готовить вкусные блюда, и брать деньги у посетителей – отдельного кассира для бизнес-плана открытия шаурмы никогда не прописывают, дорогое удовольствие. Но есть проблема – такой повар будет работать по 8 часов 5 дней в неделю, если он заболеет – вы либо закрываете точку, либо сами его заменяете. Чтобы точка работала бесперебойно, нужно 3-4 повара. ЗП каждого – 30 000 рублей чистыми, то есть 45 000 рублей со всеми налогами и взносами. Итого на ЗП вы тратите от 45 000 до 180 000 рублей в месяц. Если открываете несколько точек – понадобится как минимум бухгалтер, еще 30 000 – 40 000 рублей.
  • Коммуналка. Зависит от многих факторов, но в среднем в месяц закладывайте 20 000 рублей. Если у вас – фургон вне города, дополнительно понадобится бензогенератор.
  • Реклама. 20 000 – 30 000 рублей закладывайте на баннеры и вывески, еще столько же в месяц – на пиар в соцсетях или других рекламных каналах.
  • Расходники. То, что непосредственно включает в себя себестоимость шаурмы плюс сопутствующие расходники: мясо, соусы, приправы, овощи, лаваш, тарелки, салфетки и так далее. Здесь сложно просчитать месячные затраты, поскольку они зависят от множества факторов: как часто будут покупать, сколько весит порция шаурмы, насколько оборудование экономно в плане приготовления шаурмы, сопровождаете ли вы продажу шаурмы дополнительными продажами (напитки, к примеру) и так далее. Заложите минимум 50 000 рублей в бюджет, но если под рукой будет еще 50 000 рублей на крайний случай – будет отлично.

Итак самый минимальный бюджет для открытия киоска состоит из разовых трат + месячных трат. Разовые траты: документы (30 000 рублей) + оборудование (100 000 рублей) + реклама (20 000 рублей). Месячные траты, с первого же месяца: место (возьмем 20 000 рублей) + ЗП сотрудникам (45 000 рублей) + коммуналка (20 000 рублей) + реклама (20 000 рублей) + расходники (50 000 рублей). Итого: 305 000 рублей (и еще 50 000 желательно держать в запасе). Что можно улучшить:

  • Аренда более комфортабельного помещения или покупка фургона помещения: от +150 000 рублей.
  • Более качественное оборудование: от +60 000 рублей.
  • Больше сотрудников: от +45 000 рублей.
  • Реклама: чем больше, тем лучше.

Выбор формата

Есть 2 основных варианта: киоск (стационарное место) или фургон (передвижное место). В случае аренды киоска вы не можете выехать за город (а постройка киоска за городом – очень дорого и рискованно), но люди со временем привыкнут, что «вот в этом месте готовят шаурму», и будут быстрее вас находить. Кроме того, проще проводить маркетинг – можете в соцсетях публиковать новости о скидках на популярные блюда и давать свой адрес. Наконец, упрощается процесс приготовления блюда – после открытия ларька вы просто даете поставщикам адрес, и они вам все привозят.

У фургона все обстоит иначе. Обычно фургоны используют как мобильные точки для «горячих мест» – для проходных загородных заводов, например. Работяги, 8-12 часов отпахавшие на смене, будут очень рады съесть вашу шаурму, даже если передвижной киоск имеет неказистую вывеску и при продаже шавермы вы накручиваете цену немного выше той, которая предлагается в городе. Но все плюсы стационарной точки здесь исчезают: рекламу давать очень сложно; к вам будет иметь доступ ограниченный круг людей; будут проблемы с логистикой, так как нужно будет забирать расходники у поставщика и доставлять до фургона самостоятельно. В целом рекомендуем начинать со стационарных точек и добавлять мобильные в том случае, если бизнес оказался жизнеспособным.

Необходимые разрешения

Чтобы готовить шаверму, нужно получить:

  • Разрешение на установку торговой точки, заключение санитарно-эпидемической экспертизы, программу контроля за производством для изготовления шаурмы, заключение о соответствии технологического процесса государственным стандартом (все – в Роспотребнадзоре).
  • Договоры об услугах прачечной (для чистки рабочей формы сотрудников), об услугах устранения вредителей (грызуны, насекомые, бактерии).
  • Санитарные и трудовые книжки сотрудников.

Местоположение

Шаурма готовится практически одинаково во всех точках, рецепты приготовления пусть и варьируются от повара к повару, но существенно не меняется. В чем тогда успех открытия шавермы как бизнеса? Все дело в местоположении вашей точки. Об этом нужно думать еще в процессе регистрации киоска – владелец торговой точки должен открывать ларек там, где шаурму будут покупать чаще всего. А на решение о покупке влияет единственный фактор: голод. Следовательно, торговля шаурмой будет выгодна там, где ходят голодные люди. Где искать такие места? Самый простой вариант – проходные, людные улицы. Поскольку людей здесь ходит много, кто-то да захочет купить вашу шаурму, чтобы утолить голод. Но владельцы бизнеса знают, что стоимость аренды помещения на таких улицах может достигать космических масштабов. Следовательно, можно поискать более специфичные места обитания голодных людей, например – ВУЗы, колледжи и школы. Голодные после уроков/пар ученики проглотят шаурму любого качества, даже если блюдо готовится на скорую руку. Но школьники/студенты – не самая платежеспособная аудитория, поэтому цену на шаурму придется снижать, в том числе – путем уменьшения себестоимости. В общем, вам нужно составить бизнес-план, в котором заранее будет прописано, где вы будете открывать точку и почему вы считаете выгодным бизнесом открытие точки именно здесь.

Какая шаурма пользуется спросом и какие тренды формируются

Любая. Мудрить здесь не нужно – просто посмотрите виды шаурмы у конкурентов и готовьте такую же. Желательно добавить как можно больше опций – различные соусы, кебабы на тарелках, разные напитки, карточка фри и так далее. Только учтите, что чем больше блюд умеет готовить повар, тем больше денег он хочет получать.

Рынок сбыта

Розничные продажи без какой-либо четкой целевой аудитории, поскольку основные потребители – голодные люди, и такую аудиторию сложно описать в каких-то рамках. Если бизнес будет успешным, можете проверить почву доставки шаурмы на какие-нибудь массовые мероприятия, но если вас интересует такой вид бизнеса – вам лучше присмотреться к кейтерингу.

Продажи и маркетинг

Основные инструменты маркетинга – это местоположение точки, ее вывеска и ассортимент. На ранних порах бизнеса вам стоит сконцентрироваться исключительно на этих вещах, если бизнес начнет расти – можете смотреть в сторону создания полноценного бренда, рекламных аккаунтов в соцсетях (для стационарных точек, объясняли выше) и так далее. В целом, если есть свободное время – можете сразу открыть рекламные аккаунты и тренироваться настраивать таргетированную рекламу, опыт лишним не будет.

Производство

В общем-то, никакой особой магии в производстве нет. Шаурма – это лаваш, в который завернули жареное мясо, овощи и соус, после чего дополнительно слегка поджарили, чтобы лаваш высох и стал хрустящим. Мясо готовится на специальном гриле без пламени – вырезка нанизывается на вертел, после чего вертел устанавливается внутри гриля. Когда верхний слой мяса поджарился достаточно – его срезают специальным ножом (таким же чистят картошку). Овощи мелко нарезаются, после чего мясо плюс овощи насыпают в лаваш, приправляя соусом. Наконец, с помощью контактного гриля шаурму немного обжаривают, чтобы та стала более сухой (можно обойтись и без этого). Все, пакуем в салфетку + пакетик или сервируем на тарелочку, после чего продаем.

Организационная структура

Минимальная организационная единица – точка продажи шаурмы. Она состоит не нескольких поваров, одновременно и готовящих, и обслуживающих посетителей. По большому счету, никакой дополнительный обслуживающий персонал не нужен. Вопрос подвоза расходников на первых порах вы будете решать самостоятельно – нужно или договориться о подвозе с поставщиками, или подвозить все самостоятельно, на своей машине. Если вы откроете несколько точек, то нужно будет нанимать как минимум бухгалтера, желательно еще найти юриста по кадрам. В этом случае уже нужен офис (хотя сначала можно организовать работу на удаленке). Когда точек станет больше, вам нужно будет решать проблему подвоза провианта – либо отдавать дополнительные деньги поставщикам, либо нанимать водителя. Все, получаем простую древесную структуру из точек, сходящихся на центральном офисе.

Финансовый план

Средняя стоимость шаурмы – 130 рублей за одну порцию. По себестоимости – 2/3 уходит на мясо, 1/3 уходит на все остальное. Средняя себестоимость шаурмы без оптимизаций производства – 55 рублей (с оптимизациями можно снизить себестоимость до 47-50 рублей). Предположим, что в день вы продаете 100 порций, с каждой порции вы получаете 75 рублей, итого – 7 500 рублей грязной прибыли в день, 225 000 в месяц. Из подсчетов в начале статьи мы знаем, что в месяц уходит 155 000 рублей на ведение бизнеса. Итого – 70 000 рублей прибыли до вычета налогов в первые же месяцы. При этом 100 порций в день – это довольно мало, если вы правильно выбрали место, то в день может спокойно реализовываться 300-500 порций, и увеличатся только 2 расхода: ЗП сотрудникам и коммуналка. Если взять 500 порций, 6 сотрудников и х3 коммуналку, прибыль до вычета налогов составит 920 000 рублей в месяц.

Факторы риска

  • Плохо выбранное место. Основной риск, который может перечеркнуть весь бизнес.
  • Отравления. Производство пищи всегда связано с риском отравления покупателей, и в этом случае вас ждут большие проблемы.
  • Большая текучка кадров. Производство шаурмы – это довольно интенсивная (хотя и легкая по процессу) работа, и не все выдерживают нагрузку.

С какие еще сложностями сталкиваются новички и как их решать

  • Проблемы с документами или санэпидемстанцией. Далеко не все проверки вы будете проходить успешно, и иногда вы будете сталкиваться с требованиями взяток. Кроме того, ТК РФ – вещь запутанная, и где-то вы можете совершить ошибку. Выход – онлайн-консультации с юристами, стоят такие консультации мало, и при этом вы получаете четкие юридические ответы на любые ваши вопросы.
  • Некачественное мясо. Опять же, далеко не все поставщики – белые и пушистые. Проблемы могут быть как с самим мясом, так и с его поставками. Решение – диверсифицируйте, то есть заказывайте пробные партии у разных поставщиков и сравнивайте результат.
  • Повар заболел. Время от времени сотрудники по независящим от них причинам могут оказаться неработоспособными, чаще всего речь идет о болезнях. Вам нужно либо заранее продумать смещения графика для таких ситуаций, либо самому подменять выпавшего из графика повара (особенно актуально на первых порах).

Плюсы и минусы открытия бизнеса по торговле шаурмой

Плюсы:

  • Довольно просто организовать.
  • Можно выйти в плюс в первые же месяцы.
  • Полная окупаемость – полгода.
  • Легко масштабировать.

Минусы:

  • Большая конкуренция.
  • Большая зависимость от местоположения точки.
  • Желательно иметь 400 000 – 500 000 рублей для старта.

Как обстоят дела с этим бизнесом в других странах

Ровно так же, как и в России – шаурму можно купить на любой улице любого города мира. Разница только в названии: шаурму (шаверму, оба варианта верны) нередко называют донером, кебабом или донер-кебабом.

Какие еще варианты стоит рассмотреть

  • Кейтеринг. Кейтеринг – это когда организация или частное лицо нанимает поваров, которые приезжают с ингредиентами/инструментами и готовят еду непосредственно перед каким-либо застольем (или во время него). Кейтеринг – довольно затратное по первоначальному бюджету дело, но одно оказание услуги может стоить 1 000$ – 10 000$.
  • Кафе. Место, в которое люди приходят попить кофе/чай, чего-нибудь перекусить и поболтать. Простое кафе обходится примерно в 5000$ и может приносить больше денег, чем шаурма (но и рисков здесь больше).
  • Бар. Примерно то же, что и кафе, только основная направленность – на алкоголь. Желательно держать в штате охранника, нужны дополнительные разрешения на реализацию алкоголя.

Подведем итоги

Тезисно:

  • Шаурма – самый простой и быстрый вариант бизнес-плана для фаст-фуда.
  • Минимальные затраты на открытие – 300 000 рублей, сюда входят разрешения, помещение, зарплата сотрудникам, реклама, коммуналка, оборудование и расходники.
  • Организационная структура – очень простая, потому что повара обычно исполняют роль кассиров.
  • Бизнес полностью окупается за полгода.
  • Если хотите что-то, что связано с едой, но не шаурму, присмотритесь к кафе/барам/кейтерингу.

Острый ролл с креветкой? 300 рублей. Унаги фьюжен? 330 рублей. Калифорния с крабом? 350! Пицца Неаполитана? 600 рублей. Четыре сыра? 650! Бургер? 250! Спасибо, но лучше две шаурмы на 400 и во-о-он ту красивую бутылочку.

Примерно так, наверное, и происходит выбор пятничного меню для отдыха после тяжелой трудовой недели. «Яндекс.Еда», «Азбука вкуса», «Перекресток», «Донер42» («Додо пицца»), Ozon fresh и «Платформа ОФД» (оператор фискальных данных – чеков) – все отмечают рост спроса на шаурму по России.

Продажи этого простого, но очень разнообразного блюда выросли на 100-200% по сравнению с первым полугодием 2022 года. То есть в 2-3 раза. Не зря TexTerra считает шаурму частью культурного кода россиян. Например, «Перекресток» с января по май продал 590 000 шаурмы, что в 2,5 раза больше, чем годом ранее. Более того, это больше, чем за весь прошлый год (было куплено 580 000)!

«Донер42» только в мае заработал на шаурме 7,5 млн рублей благодаря росту спроса на нее на 265%. Даже «Вкусвилл» продал в июне на 53% больше шаурмы (вроде как не самая здоровая пища для магазина полезного питания).

По данным «Платформы ОФД», шаурма – блюдо, спрос на которое растет быстрее всего. При этом средний чек за одну шаурму составляет 171 рубль.

Именно поэтому сервисы доставки еды и ритейлеры продвигают в своих приложениях именно шаурму – так легче зацепить клиента: предложите блюдо, которое ему точно по карману.

Клиенту понравится и то, что шаурма может быть разная. У «Азбуки вкуса», например, 33 разновидности шаурмы, а «Перекресток» срочно готовит новые рецепты, чтобы расширить предложение.

И все это один огромный и веский плюс открыть свою «шаурмячную». Но есть и опасность: ведение бизнеса, завязанного только на одном продукте, – не самое простое и верное занятие. Посмотрите на кофейни, которые то открываются, то закрываются.

Но путь к большому пункту питания сегодня проще всего проложить именно через шаурму, которая поможет заработать на развитие других направлений бизнеса. Мы все подсчитали (подсчет вел человек, владевший сетью кофейных и снековых аппаратов, состоящей из 20 точек на юго-востоке Подмосковья, и продуктовым магазином-кафе в институте, где продавалась и шаурма от стороннего поставщика).

Открываем свою Шаурму/Шаверму

Франшиза

Это самый простой способ открыть собственный бизнес, когда деньги на это есть, а идей и понимания тонкостей – ноль. Вместе с франшизой приобретается доступ ко всем поставщикам, готовая логистика, рецептуры, акции, реклама, стиль оформления и так далее. Все это налажено, проверено и оптимизировано.

«Сеньор Денёр», «Шаурма по-братски», «Гриль №1», «Шаурма Shop», «#Лаваш», «Три Соуса», «Echte Döner», «ShaurMeals», «ШАУРPOINT», «Шаверма по-Питерски», «КОКО Шаурма» и еще с десяток-другой франшиз только и ждут, когда вы их купите.

Подобрать франшизу можно по количеству денег, которые необходимо вложить в точку. Цены начинаются от 500 тысяч рублей и доходят до 8 млн. Во всех случаях вы будете предлагать своим клиентам не только шаурму, но и, например, бургеры, хот-доги, картошку фри, наггетсы и прочие раскрученные вкусности.

Вот как выглядит типичный прейскурант на открытие стритфуда:

  • Паушальный взнос — 249 000 рублей.
  • Регистрации, ЭЦП, печать, журналы и иные регистрации — 12 000 рублей.
  • Аренда помещения / земельного участка (1 мес.) — 25 000 рублей (все зависит от региона: в подмосковных Люберцах, например, это стоит 70-100 тысяч рублей в месяц).
  • Ремонт помещения, электрика, санитарное оборудование, покупка готового помещения — 30 000 рублей (тоже заниженная цена, как и за аренду).
  • Установка вентиляции, кондиционеров — 45 000 рублей.
  • Кассовое оборудование — 65 000 рублей.
  • Кухонное оборудование предприятия — 140 000 рублей.
  • Холодильное оборудование предприятия — 150 000 рублей.
  • Инвентарь кухонный и уборочный предприятия — 30 000 рублей.
  • Телефон, камеры, интернет, безопасность — 25 000 рублей.
  • Мебель торгового зала — 15 000 рублей.
  • Регистрация и настройка оборудования — 6000 рублей.
  • Наружная + внутренняя реклама (вывески, пленки и т.д.) — 40 000 рублей.
  • Расходы при обучении ключевых сотрудников на предприятиях УК (проживание, питание, командировочные) — бесплатно.
  • Стартовый рекламный бюджет (маркетинг) —15 000 рублей.
  • Униформа для сотрудников — 3000 рублей на каждого.
  • Стартовая покупка сырья и ингредиентов — 100 000 рублей.
  • Оплата приезда (проживания, командировки) группы открытия УК — 15 000 рублей.
  • Мероприятие открытия (шары, аниматоры и т.д.) — 5000 рублей.

Итого получается от 970 000 рублей. При этом франчайзер обещает, что ваше предприятие окупится за 5 месяцев. Но это без учета зарплат сотрудникам.

Фудтрак

Эта схема хороша тем, что фудтрак можно переставлять, «нащупывая» самую выгодную точку, где продажи будут самыми высокими: возле крупных транспортных узлов, в спальных районах, возле офисных центров и так далее.

Вот сколько может стоить схема с фудтраком:

  • Прицеп с кухонным оборудованием – от 1 млн рублей, но в среднем выходит около 1 800 000 рублей (полностью оснащенный).
  • Аренда земельного участка (в месяц) — от 15 000 до 150 тысяч рублей.
  • Униформа для сотрудника — 3 000 рублей.
  • Стартовая покупка сырья и ингредиентов — 100 000 рублей.
  • Зарплата сотруднику — 50 000 рублей.

Итого получилось от 1 163 000 рублей, но, вероятнее всего, выйдет на пару миллионов. Окупиться такой фудтрак может за год-полтора. И не забывайте, что сам фудтрак имеет ценность – это актив, который вы можете продать, вернув себе львиную долю вложенных в бизнес денег (бывает всякое).

Кафе

Для того чтобы открыть свой ларек с шаурмой, понадобится примерно столько же денег, сколько и на франшизу в формате стрит-фуда за вычетом паушального взноса и оплаты прочих взаимодействий с представителями франчайзера. А вот кафе, где люди смогут посидеть, обойдется гораздо дороже.

  • Аренда помещения (в месяц) — от 100 000 рублей (но все зависит от региона, района и площади).
  • Ремонт помещения — 500 000 рублей.
  • Кассовое оборудование — 85 000 рублей.
  • Кухонное и холодильное оборудование — 700 000 рублей.
  • Инвентарь и униформа — 70 000 рублей.
  • Мебель — 300 000 рублей.
  • Наружная реклама — 80 000 рублей.
  • Покупка сырья и ингредиентов — 100 000 рублей.

Итого выходит от 1 935 000 рублей.

Готовим дома и доставляем

Казалось бы, благодаря интернету и тому, что все наши клиенты там, бизнес можно вести и из дома: готовить еду и доставлять. Но нет. Готовка еды дома и ее продажа незаконны – ведение такого бизнеса запрещено законом, поскольку ваша квартира никак не соответствует многочисленным нормам и требованиям, предъявляемым к общепиту.

Поэтому без отдельной правильной кухни, пусть даже на колесах, вам не обойтись.

Продвинем ваш бизнес

В Google и «Яндексе», соцсетях, рассылках, на видеоплатформах, у блогеров

Подробнее

Продвинем ваш бизнес

Вывод

Открыть свою шаурму можно, имея на руках, грубо говоря, от 1 млн рублей, отбив их за пол года-год (но, скорее всего, года за полтора). Учитывая, что это общепит со множеством требований, лучше начать с франшизы – франчайзер вам всё подскажет: какие документы нужны работникам, как выполнять санитарные и противопожарные требования и так далее.

Читайте также:

Хотите работу мечты? Заведите хобби и хвастайтесь им

Травмироваться на удаленке? Не смейтесь, но это проще, чем в цеху!

Кейс: как работает пластический хирург и как TexTerra делает ему SMM

  • Анализируем спрос
  • Намечаем стратегию
  • Ищем место
  • Нанимаем персонал
  • Закупаем продукты
  • Закупаем оборудование и считаем бюджет
  • Собираем документы

как открыть шаурму

В 2023 году спрос на шаурму вырос вдвое. Лидеры рынка готовят по 10–15 видов блюда и продают сотни порций в день

Анализируем спрос

За 2023 год продажи шаурмы выросли в два раза. Эксперты связывают это с тем, что остальные виды фаст-фуда (пицца, роллы) ушли из эконом-сегмента, а спрос на недорогую и сытную еду, напротив, вырос. Шаурма и донеры удачно заняли нишу, и она еще не заполнена.

Вместе со спросом выросли и стандарты качества. Ваши будущие клиенты — те самые люди, которые год назад брали роллы с лососем и пиццу с авокадо. Они хотят, чтобы было недорого, но при этом вкусно и разнообразно.

Шаурму заказывают в кафе и службах доставки, берут домой и в офис. Фитнес-гуру не отказывают себе в донере с креветками, вегетарианцы выбирают с фалафелем. Для тех, кто избегает мучного, шаурму подают на тарелке и заправляют легким соусом.

Придумайте интересное меню, подберите броское, но понятное название, найдите проходное место — и успех не заставит ждать. Это не красивый слоган, а данные статистики.

Факт дня

В Южной Америке индейцы пользовались какао-бобами в качестве денег до 17-го века, пока не вырос спрос на шоколад.

Намечаем стратегию

Для начала определитесь с форматом и целевой аудиторией. Есть много вариантов, как открыть шаурму: бюджетная палатка для студентов, экспресс-точка для вечно занятых, семейная закусочная в торговом центре.

Что нужно продумать:

  1. Формат: заказ с улицы (to go) или павильон со столиками. В павильон регулярно будут заходить «переждать дождь», какой-то процент гостей что-то закажет (хотя бы кофе из вежливости).
  2. Ассортимент: классическая шаурма или разные виды (веганская, рыбная). В успешных сетях подают 15–20 видов. Самый высокий спрос на куриную, но люди любят выбор и охотно зайдут куда, где подают фалафель или морепродукты.
  3. Дополнительные продукты: кофе, холодные напитки, мороженое, снеки. Они увеличивают средний чек и поток покупателей. Типичный случай: ребенок попросил воды, заглянули к вам, в итоге вся семья пообедала, а дитю еще и эскимо купили.

Подумайте о франшизе — это прокачанный бренд и готовая стратегия. Средняя стоимость популярных франшиз — 1,2–1,5 млн ₽. Затраты на собственный бизнес будут такими же, но времени и сил потребуется больше.

шаурма бизнес

Когда люди видят, как готовят их еду, они больше доверяют заведению

Ищем место

В любом фастфуде успех зависит от посещаемости точки. Шаурма не исключение. Средний чек невысок — чтобы выйти на окупаемость, нужно продавать от сотни порций в день. В ходовом месте это несложно.

Шаурму любят за дешевизну и возможность перекусить на ходу. Удачные места:

  • на вокзалах и автозаправках;
  • у университетов и колледжей;
  • у бизнес-центров;
  • на выходе из парков и кино.

Хорошо, если рядом уже есть точки быстрого питания: люди привыкли, что здесь можно перекусить. Лучшие соседи — кофейни, кондитерские, пекарни. Они создают трафик и не отбивают клиентов.

Оптимальная площадь помещения — от 10–15 кв. м. Фастфуд тоже любят есть с комфортом, так что постарайтесь разместить стойку или пару столиков.

Если будете продавать мороженое и напитки, ориентируйтесь на площадь от 15 кв. м, чтобы поместились холодильники. Чем шире ассортимент, тем выше средний чек и тем больше людей к вам заглянет. 

Формат to go тоже не теряет позиций. Киоски хорошо окупаются в шумных проходных местах, например, у метро и на вокзалах, где людям некогда присесть, да и атмосфера не располагает.

Самый выгодный бизнес на шаурме — в городах на 300–500 тысяч человек. Там низкая конкуренция и дешевая аренда.

В городах-миллионниках спрос на фаст-фуд выше, трафик больше, но очень дорогая недвижимость. Сравним цены на месячную аренду киоска 14 кв. м в районе со средней проходимостью:

  • в Москве — от 60 000 ₽;
  • в Санкт-Петербурге — от 40 000 ₽;
  • в Перми — от 20 000 ₽.

В местах с лучшим трафиком (у метро, в ТРК) московские расценки доходят до 150 000 ₽. В Краснодаре аналогичные места сдают в три раза дешевле — за 50 000 ₽, в Липецке — за 25 000 ₽ (цены по данным Циан).

Будьте внимательны: читая объявления, смотрите, что именно сдается — павильон или земля под него. Во втором случае придется потратить еще 100–150 000 ₽ на постройку.

Павильон в торговом центре дешевле отдельной палатки и быстро окупится из-за высокого трафика. Есть и минусы — легко потеряться на фоне соседей.

Фудкорт — лучшее место, чтобы открыть шаурму. Туда целенаправленно приходят перекусить, так что трафик обеспечен. Если фудкорта нет или он занят прямыми конкурентами, устройтесь в отдельном павильоне.

Оптимальная площадь — от 20 кв. м. Посетители ТЦ любят полноценные закусочные со столиками и детской мини-зоной, где можно поставить тележку с продуктами и отдохнуть.

Если ставить киоск, то у самого выхода. Пусть уставшие от шопинга прохожие идут на яркую вывеску и аппетитные запахи.

Нанимаем персонал

В небольших киосках достаточно повара, который будет и готовить, и рассчитывать покупателей, и поддерживать порядок. В ходовых местах без кассира не обойтись. Пока повар готовит, он примет оплату, выдаст напитки, уберет посуду и вымоет пол.

Минимальный штат — два-три человека. Третий выходит кассиром в часы пик или выходные и подменяет коллег при болезни или отпуске. Им может быть владелец. Если в смене заняты двое, нужно четыре-пять человек на точку.

Бухгалтерией, рекламой и организационными моментами тоже занимается владелец. На патентной системе налогообложения это несложно. Когда будете масштабировать бизнес, подключите онлайн-отчетность в ФНС и сэкономите на бухгалтере еще какое-то время.

Не хотите нанимать бухгалтера в штат, а сами не справляетесь с налоговой отчетностью? У клиентов Совкомбанка есть простой выход из такой ситуации — онлайн-отчетность в ФНС.

Зарплата опытного повара — от 70 000 ₽ в месяц. Новичкам предложат 2200–3000 ₽ за смену или от 35 000 ₽ в месяц.

Решите, кто будет составлять рецепты: ваш сотрудник или приглашенный специалист. Опытный повар потребует ежемесячных затрат, зато будет постоянно придумывать что-то новенькое. Специалист разработает меню раз и навсегда, но и заплатите вы лишь единожды. В крупных городах эта услуга стоит около 100 000 ₽.

Важно: в затратах на сотрудников обязательно учтите униформу. Заложите по 4000–5000 ₽ на комплект, купите светлые кители и передники, элегантные фуражки. Опрятный повар вызывает доверие и отлично увеличивает чек.

Интересный факт

Со стороны может показаться, что приготовление шаурмы — чистое творчество. На самом деле повара готовят по технологическим и калькуляционным картам. Это подробные рецепты, где описан состав с точностью до грамма.

Калькуляционные карты показывают себестоимость каждого блюда, отпускную цену и прибыльность. С ними легко планировать скидки, акции и рекламу.

В технологических картах описывают состав, приготовление и подачу каждого блюда. Они помогают контролировать работу повара, решать споры с покупателями («Вы мне кунжут не положили» — «По техкарте не положено, вот и не положили») и проходить проверки Роспотребнадзора.

Вдохновляйтесь традициями, чтобы продавать больше. Меню с семью видами шаурмы выглядит скучновато. А три вида шаурмы, два донера и какой-нибудь гирос по-афински — интригуют и дразнят аппетит.

сколько стоит открыть шаурмичную с нуля

Шаурма уверенно двигается в нишу «семейных» блюд, но также остается любимым студенческим стритфудом

Закупаем продукты

Закупка продуктов — ответственное дело: она определяет вкус и качество блюд. Опытные повара часто приходят со своими каналами поставок — это идеальный вариант.

В любом случае прислушивайтесь к рекомендациям повара. Если он считает, что шаурма не получится без тандырного лаваша, закажите именно такой. Не исключено, что этот нюанс принесет вам славу лучшей шаурмичной района.

Закупаться можно в оптовых гипермаркетах и на рынках, у местных фермеров (дорого, зато хороший рекламный ход) или локальных поставщиков.

Базовые продукты:

  • мясо: курица, баранина, свинина;
  • овощи: салат, огурцы, помидоры, капуста;
  • тонкий лаваш;
  • ингредиенты для соусов.

Соусы готовит повар: это придаст блюдам особый вкус, ради которого к вам будут ходить. Покупные соусы — дурной тон.

Первая закупка в среднем обходится в 40 000 ₽. Цены зависят от региона и меню.

Закупаем оборудование и считаем бюджет

Ремонт с установкой оборудования обойдется примерно в полмиллиона рублей, если павильон новый. Если там уже была точка общепита, возможно, удастся сэкономить, выкупив ее вместе с мебелью и частью оборудования. Если нужно подводить коммуникации с нуля, готовьтесь вложить в разы больше — 1–1,5 млн с учетом проектов и разрешений.

Сколько нужно денег, чтобы открыть шаурмичную, зависит от оснащения: нового или б/у. На старте подержанное оборудование сэкономит деньги, но потом его лучше продать и купить новое. Вырастут эффективность работы и качество блюд.

Минимальный перечень:

  • вертикальный гриль для мяса — 40 000 ₽;
  • контактный гриль для готового блюда — 15 000 ₽;
  • фритюрницы для картошки и морепродуктов — 10 000 ₽;
  • вытяжка — 20 000 ₽;
  • мойка — 3000 ₽;
  • холодильник — 40 000 ₽;
  • бойлер для горячих напитков — 10 000 ₽;
  • касса с терминалом — 3000 ₽;
  • стол для готовки — 3000 ₽;
  • блендер для соусов — 7000 ₽;
  • инвентарь: ножи, доски, контейнеры для хранения и пр. — 5000 ₽;
  • посуда и приборы (одноразовые) — 3000 ₽;
  • униформа для персонала — от 5000 ₽.

Мебель (стойка, столы, стулья) на три места обойдется примерно в 150 000 ₽. Подержанная — в полтора-два раза дешевле.

Вывеска стоит от 5000 ₽ (неон) до 50 000 ₽ (световой короб с меню).

Дизайн меню — от 3000 ₽ за разработку и верстку. 

Аренда — допустим, 30 000 ₽, это средняя цена по стране.

Регистрация — 15 000 ₽.

В маркетинг первое время можно не вкладываться. Если очень хочется, распечатайте листовки-флаеры (от 500 ₽) и наймите студента на раздачу (до 400 ₽ за час работы). Но лучше всего о вас расскажут вывеска, вкусные запахи и «сарафанное радио».

С ростом оборотов понадобятся аккаунты в соцсетях и приложение. Но пока не тратьте ресурсы.

Итого — 365 000 ₽столько стоит открыть шаурмичную с нуля при минимальных вложениях.

Опытные бизнесмены советуют иметь на счете в три раза больше. Запас нужен для непредвиденных расходов и если точка будет окупаться медленнее, чем вы ожидали. Таким образом, комфортный старт начинается от 1 млн рублей.

Эту сумму вы можете спокойно взять в кредит в Совкомбанке. Рассчитайте на онлайн-калькуляторе срок и размер платежей и гасите долг в комфортном темпе.

Не хватает денег, чтобы пополнить оборотные средства или исполнить контракты? «Легкий кредит» от Совкомбанка поможет решить эти проблемы. Оформите с пятикратной выгодой в несколько кликов до 5 млн рублей.

Собираем документы

Большинство компаний в фаст-фуде работают как ИП. У них нет налоговой отчетности (но надо подавать декларации), при этом можно арендовать и покупать недвижимость и нанимать сотрудников.

Важно: ИП не может торговать алкоголем с содержанием спирта выше 6%. ООО может, но нужна лицензия.

Какие документы нужны для открытия шаурмы:

  • выписка из ЕГРИП или ЕГРЮЛ;
  • уведомление о начале деятельности (подают в Роспотребнадзор);
  • договор аренды торговой площади;
  • свидетельство о регистрации контрольно-кассовой техники в ФНС;
  • договор на вывоз отходов;
  • разрешение на вывеску от городской администрации;
  • медкнижки для сотрудников.

Иногда вас будут проверять пожарная охрана и Роспотребнадзор. Для пожарных подготовьте план эвакуации, приказ о назначении ответственного, журнал инструктажа. Роспотребнадзор проверяет качество товара, хранение продуктов, медкнижки, график уборки, уголок потребителя.

Полный перечень документов есть на сайтах служб.

Теперь вы знаете, как открыть шаурмичную и сколько нужно вложить. Это простой, востребованный и легко масштабируемый бизнес. Если все сделать правильно, затраты начнут окупаться с первого дня.

Вся информация о ценах актуальна на момент публикации статьи.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки при открытии цветочного магазина
  • Ошибки при открытии интернет магазина
  • Ошибки при открытии файла python
  • Ошибки при открытии аптеки
  • Ошибки при открытии салона красоты