Ошибки при открытии кофейни

Эта заметка открывает цикл статей о кофейнях. Рассказываю о нашем опыте за 9 лет с поправкой на сегодняшнюю реальность. В этой расскажу как сегодня чувствует себя отрасль, опишу портрет типичного открывателя кофейни, расскажу где ошибаются 90% кофейных первооткрывателей (мы не оказались исключением).
Спойлер — ссылки на ТГ-канал не будет.

На связи Максим из “МаксиКофе”. Читаю VC со времён ЦП, а вот пишу в первый раз. Через пару месяцев нашей первой кофейне исполнится 9 лет. То, что начиналось как игрушка, превратилось в живой устойчивый к переменам проект. За это время я успел попытаться в франшизу, открыть и закрыть несколько кофеточек, открыть и продать проект оптовых поставок в ХоРеКа, стать судьёй российских чемпионатов бариста, потерять больше трёх миллионов рублей и оказаться на грани банкротства. На сегодня у нас 4 собственные точки кофе навынос и 1 кофейня с посадкой и кухней-кондитерской под нашим управлением. Уверен, что наш опыт может помочь новичкам избежать глупых ошибок и сэкономить время и нервы. Погнали.

Статья подготовлена при поддержке сервиса FusionPos — облачной системы учёта для общепита и ритейла. Продажи, техкарты, складской учет, блок лояльности и аналитика для кофейни. Используем его уже год, смело рекомендую. Можно зарегиться и потестить бесплатно пару недель по ссылке.

Что с кофейнями в 2023г ?

Несмотря на ковидные 2020-2021 и события последних 12 месяцев — пациент скорее жив, чем мёртв. Отрасль динамично (простите за штамп) менялась и пришла к некоему плато и сложившемуся формату (тут я начал описывать что происходило с кофейнями с 2014 по 2022, но вышло больше 3 000 символов, думаю будет скучно и удалил. Если хотите узнать как менялась отрасль за 9 лет, напишите в комментариях — сделаю отдельную статью).

По-прежнему много кофеен открывается, много закрывается, но общее количество проектов постоянно растёт. Например, в моём родном городе с населением в 50 000 человек количество кофеен с 2017 года увеличилось с 0 до 14. Из них 5 открылись последние 1,5 года, а ещё 5 открылись и закрылись Тенденция чёткая — сильные и средние проекты прибыльны и развиваются, слабые же закрываются, меняют собственников или работают с прибылью около нуля.

Одна из наших точек в период ковидных запретов. Не сразу увидел себя за стойкой.

Кто открывает кофейни?

Когда мы занимались оптовыми поставками в кофейни я познакомился с сотней владельцев и управляющих кофейнями разных форматов и масштабов. Для себя выделил 3 категории:

  • молодые ребята 20-25 лет без опыта и с небольшим капиталом, увидевшие сферу с низким порогом входа и “маржинальностью в 400%”. Закрываются чаще прочих.

  • ребята того же возраста с опытом работы бариста, понимают некоторые принципы и бывает делают толковые интересные проекты.

  • люди 25-35 лет до этого работавшие в найме или с опытом предпринимательства в другой сфере. Обычно хотят сменить сферу деятельности, рассматривают кофейню как “бизнес для души”. Я был в своё время из этой категории. Тут процент выживших больше предыдущих.

Эти три категории объединяет, что они делают собственные проекты, не прибегая к покупкам франшиз. Вообще в нашем регионе с кофейными франчайзи не сложилось. Все долгоиграющие проекты не относятся к работающим по франшизе, исключение пожалуй только Surf. Ещё одна общая черта — чаще это самозанятость, чем бизнес. С полным погружением собственника в процессы, включая работу за стойкой на сменах как бариста.

Октябрь 2014. Я только открыл третью кофейню, которую закрою через 3 месяца.

Типичные проблемы и ошибки при открытии кофейни.

О, это моё любимое. Мои личный топ-6 самых частых и дорогих ошибок при открытии кофейни.

  1. Неудачная локация. Хрестоматийная и при этом самая частая ошибка. Я совершал её 4 раза с разностью степенью тяжести. Это приводило к чувствительным финансовым потерям. Тут сломано много копий, вставлю свои 5 копеек в следующей статье про базовые принципы подбора локаций. Расскажу как мы ошибались и сколько это стоило. Как следствие — закрытие или переезд.

  2. Некорректный расчет первоначальных вложений. Вес ошибки примерно на одном уровне с неудачной локацией. Когда бредишь идеей, мысленно представил как всё будет прекрасно и глаза горят — пиши пропало. Смета не просчитывается вовсе или на глаз с запасом в 30%. По факту смета “непредвиденно” меняется на 200-300% и открываешься из говна и палок с надеждой реинвестировать прибыль и довести до ума потом. Как следствие — проект не дотягивает до показателей окупаемости, ожидание-реальность сильно расходятся, затем стресс, выгорание, убытки, закрытие.

  3. Недостаточное количество средств на открытие и поддержание проекта. Тесно связано с предыдущим пунктом. Стартовые деньги заканчиваются еще до открытия, о подушке безопасности с покрытием возможных убытков на 2-6 месяцев речи вообще не идёт. Хорошо если первоначальные средства не заёмные. Решать проблему приходиться новыми займами и кредитами, вырастает финансовая нагрузка, денег всё равно не хватает сделать “как хочется”. Цикл займ-доделки-растущая нагрузка повторяется несколько раз. И тут как в анекдоте про блондинку и динозавра, вероятность 50 на 50. Либо предприниматель залезает в непосильные долги и закрывает проект, попутно распродавая что можно, оставаясь в итоге с долгами и без кофейни. Либо проект обретает адекватный облик, получает аудиторию и выходит в плюс. Последнее возможно если не совершена ошибка 4.
  4. Отсутствие финансовой модели и планирования. Интернет пестрит заголовками о запредельной маржинальность кофеен. Ещё бы, себестоимость самого популярного напитка «средний капучино» около 36 рублей, а продавать можно за 150-170, а то и 200 рублей, Это ли не золотая жила? У многих на этом планирование и заканчивается. А дальше начинается реальность — аренда, налоги, персонал, дополнительные расходы на автоматизацию, музыку, чистоту и так далее и тому подобное. К такому жизнь начинающего владельца кофейни как правило не готовила и начинаются танцы с бубном. Сегодня заплачу аренду, а то выгонят, а за молоко потом. Оплачу доставку десертов с личной кредитки, покрою из будущей прибыли. Звонит поставщик кофе, кофе нужен но платить нечем, пока не буду брать трубку, перехвачу в другом месте. Проскакивание на тоненькую дает возможность продержаться какое-то время, но о среднесрочной перспективе думать не приходится. Часто дело приводит к невосполнимым кассовым разрывам и новым кредитным обязательствам или закрытие-распродажа-долги.

  5. Ошибки найма, обучения и контроля сотрудников. Если заведение открывается для самозанятости и вы готовы работать за стойкой 14-ти часовые смены 5-7 дней в неделю подряд — этот пункт не так важен. Знаю заведения, где так работают. Но, если помимо кофейни захочется ещё и пожить для себя, то тут легко попасть впросак. И вариантов наломать дров масса. Например — взять на работу “бариста профессионала”, который сделает «хорошо». Хорошо скорее всего не будет. Или вот ещё пример: берёте кандидата не подходящего для этой работы, потому что кому-то надо работать , а вы уже задолбались. Это как выбрать лучшего из худших. Или ещё интересней — вроде толковый человек, говорит правильные вещи, а делает на троечку. Тема линейных сотрудников слишком сложная, её продолжу в следующих постах. Кратко — сотрудники могут убить ваш микробизнес намного быстрее и эффективней, чем кто-то ещё.
  6. Отсутствие понимания принципов работы кофейни и нежелание тратить ресурсы на эти знания. В 2014-2018 да и по сей день, небольшие кофейни остаются бизнесом с крайне низким порогом входа. Даже в 2023 можно извернуться и открыть небольшой островок кофе с собой за смешные 300-400 тысяч рублей. Да, там будет много нюансов, но можно же! Управлять таким маленьким проектом не кажется на первый взгляд сложным. Имея такие мысли в голове, тратить на обучение или консалтинг 50-100 000 рублей кажется неразумным. Разведка боем, по ходу дела научимся. Эргономика организации кофейной станции, эффективное распределение рабочих зон, выбор оптимальной ширины проходов и высоты барной стойки, подбор подходящего оборудования, сырья, теория и практика приготовления кофе, просчёт мест хранения товарных остатков, составление техкарт соответствующих формату и позиционированию, программа автоматизации и учёта — осознание важности этих и других деталей приходит потом. И далее идёт либо серьезная реконструкция с вложением средств либо смирение “работаем как есть, поправим потом”. Часто, такая стратегия приводит к тем же самым последствиям: проект не дотягивает до показателей окупаемости, ожидание-реальность сильно расходятся, стресс, выгорание, убытки, закрытие.

Эти ошибки мы умудрились совершить за 9 лет, некоторые — по нескольку раз. Прикинул, что этот этот опыт стоил больше 3 000 00 рублей потерянных денег и вдобавок немало седых волос на висках. Три года назад эти ошибки и другие неверные решения привели меня к моральному упадку и поставили на грань личного банкротства. Сегодня , когда всё в порядке и оглядываясь назад, понимаю как мне пригодился бы чей-то совет. Надеюсь кому-то это поможет не наступить на эти грабли.

Пожалуй для первого раза хватит. В следующей статье расскажу как подобрать и оценить локацию для открытия кофейни, где можно с этим напортачить, разумеется с конкретными примерами и цифрами из личного опыта.

П.С Если вы управляете кофейней, расскажите увидели ли в портретах себя и какие из перечисленных проблем вам знакомы, а может поделитесь и своими?

«Первые полгода-год после открытия бизнеса мне было тяжело, но я взял себя в руки, проявил фантазию и упорство и теперь получаю миллионы» — знакомая фраза, которую вы ни раз слышали от тех самых «предпринимателей». Звучит, конечно, мотивирующе и непонятно одновременно. Сегодня рассмотрим 5 ошибок в бизнесе кофеен самообслуживания.

Как не закрыться в первые полгода: 5 ошибок начинающего бизнесмена в кофейном бизнесе 

Иллюстрация: freepik/freepik

Для примера возьмем абстрактного героя — Ивана, который с нуля открыл кофейню самообслуживания.

У Ивана нет опыта в ведении и запуске собственного бизнеса, поэтому он решил пойти по надежному и проверенному методу — приобретению франшизы кофе с собой

Именно на этом этапе многие бизнесмены уже допускают свою первую ошибку (но не наш герой).

1 ошибка: неверный выбор франшизы 

Иван просмотрел множество вебинаров и предложений от компаний, все они безусловно кажутся выгодными и очень похожими. Однако, наш герой учел важный фактор — отличие от конкурентов. 

Важно! Смотреть не только на общие предложения, но и на отличительные черты, чем ваша будущая франшиза кофейни будет отличаться от конкурентов.

Иван выбрал франшизу HOHORO и сделал правильный выбор, ведь, помимо общей бизнес-модели, бренд всегда оказывает помощь при запуске на каждом этапе (что особенно важно для новичка), а также есть своя ERP-система и программа лояльности для клиентов.

С помощью менеджеров все достаточно понятно — Ивану подробно расскажут о франшизе кофеен самообслуживания, помогут с правильным заполнением документов для оформления ИП и покупки, а также предложат варианты для быстрого продвижения в офлайн и онлайн формате. С программой лояльности тоже все просто — бренд HOHORO предлагает всем его гостям копить баллы и обменивать их на бесплатный кофе (приятная мелочь, которая не несет убытков бизнесу, но при этом никогда не остается без внимания клиента).

А вот о ERP-системе многие будущие франчайзи даже не слышали. С помощью программы владелец кофейни может контролировать и управлять всеми процессами централизованно: 

  • проверять состояние автомата и получать информацию о наличии ингредиентов в кофейне;

  • автоматически получать ежедневную отчетность о продажах;

  • отправлять пуш-уведомления и гостям, а им, в свою очередь, делиться обратной связью;

  • гость может вести переписку с техподдержкой;

  • пользоваться реферальной программой, позволяющей привлекать новых гостей;

По первому пункту всё! Здесь наш герой молодец, ведь сделал правильный выбор франшизы!

2 ошибка: неверный выбор локации 

Безусловно, локация играет ключевую роль в развитии вашего бизнеса, особенно в первое время. Здесь мы не откроем вам секрет самой лучшей и универсальной локации, которая в первый же месяц принесет вам горы прибыли, но у нас есть простейший совет

Важно! Если вы чувствуете и видите, что ваша локация не работает – не бойтесь переехать!

Да, на первый взгляд может показаться очень печальным раскладом, однако зачем тратить время и деньги (которые и без того уже потрачены) на точку, которая не принесет вам прибыль? Не бойтесь сменить её! 

Вы можете перенести свою кофейню самообслуживания в самые оживленные точки города, например, университеты, катки, залы ожидания в аэропорте или на вокзале, больницы (и многие другие), просто проанализируйте, где в вашем городе бывает больше всего людей и смело пробуйте!

Заранее выберите для себя несколько локаций, чтобы всегда иметь запасной вариант, на случай, если он и правда пригодится, в этом нет ничего страшного или стыдного, вы только начинаете!

3 ошибка: плохой продукт

Не секрет, что при старте приходится сильно «затягивать пояс» и пытаться сэкономить на всем, чём только возможно, но здесь от вашего подхода напрямую зависит, останется ли с вами гость! 

Важно! Не пытайтесь сэкономить на ингредиентах, люди возвращаются за «тем самым» вкусом и ароматом напитках, которые им понравились и запомнились в самый первый раз. Попытка сэкономить — 100% потеря клиента и крест на вашем бизнесе!

Узнайте у выбранной вами кофейни: есть ли у них свой торговый дом? Какие бывают спец. предложения? Есть ли свой обжарочный цех и какого качества зерно?

Важно поинтересоваться не только о выгоде, но и о качестве, ведь оно станет ключевым фактором к сердцу вашего клиента. 

4 ошибка: низкое качество обслуживания 

Вот тут уже, в отличие от обычной кофейни, не свалить все косяки на работу официанта, ведь результат зависит только от вас!

То, как часто вы будете следить и прибирать свой кофейный аппарат повысит ваши шансы на успешное его функционирование и бонусы в виде постоянных гостей, ведь многие из них, возможно, будут видеть и пользоваться ей ежедневно.

Уделите внимание не только влажной уборке, но и дополнительным материалам (иными словами расходникам): стаканчики, деревянные палочки, сиропы, корица, сахар и сахарозаменители и т.д.

Такие мелочи хоть и кажутся банальностью, но точно пригодятся вашим гостям и повысят уровень их комфорта от покупки ваших напитков! 

5 ошибка: отказ от развития и коммуникаций

И последний на сегодня совет, он скорее не столько отсылка к бизнес-развитию, сколько к личному росту и коммуникациям — постоянно будьте в курсе последних событий кофейной индустрии! 

Не бойтесь задавать вопросы тем, кто уже имеет успех в этой нише. Найдите комьюнити и наставников, обучайтесь у тех, у кого уже есть опыт за плечами. 

У HOHORO есть прекрасный способ решения этой проблемы — клуб франчайзи «Unity». Сейчас объясним, что это такое на примере Ивана

После покупки франшизы наш начинающий предприниматель попадает в закрытое сообщество к другим франчайзи, где он активно получает новую информацию по всем акциям, новинкам, предложениям и анонсам, постоянно участвует во всех презентациях и вебинарах по продвижению и развитию собственной сети.

Кроме этого, Иван, поначалу, задавал очень много вопросов в комьюнити и быстро получал советы по открытию и развитию от других франчайзи (смог уберечь себя от многих подводных камней, с которыми сталкивались только опытные ребята), ну и ежедневные новости от команды HOHORO помогают Ивану всегда быть в курсе событий и активно продвигать свой бизнес как в онлайне, так и в офлайне.

Ему не нужно постоянно форсить интернет в попытках отыскать нужные ответы на вопрос и самому генерировать полезную информацию — HOHORO сделает это за него!

Следите за трендами в мире вендинговых кофеен, внедряйте разные маркетинговые активности, не бойтесь устраивать дегустации радовать клиентов акциями и плюшками, чтобы наверняка завоевать внимание и расположение к вашей кофейной стойке.

Собственно, именно благодаря этим 5 фокусам внимания Иван не закрылся в первые полгода, и более того, он активно продвигает свой бизнес и по сей день (так что данные ошибки и вытекающие из них советы можно считать универсальными).

Рады, что вы посвятили время прочтению нашей статьи, а за всеми подробностями обращайтесь на наш сайт! 

А больше ошибок начинающих предпринимателей в кофейной индустрии уже ждет вас в Telegram-канале и сообществе Вконтакте, там мы ежедневно постим только информативный контент.

До скорых встреч, Ваша команда HOHORO!

Реклама: АО «ВЕНДИНГ БУДУЩЕГО», ИНН 9719034830

Как работают замещающие облигации и в чем интерес инвестора

Замещающие облигации — это выпущенные по российскому праву и обращающиеся внутри российской инфраструктуры облигации, которые инвестор может получить взамен еврооблигаций эмитента. Фактически это способ провести выплаты российским держателям средств, которые им причитаются по еврооблигациям, однако технически их провести невозможно из-за западных санкций.

Как работают замещающие облигации и в чем интерес инвестора

Многие предприниматели считают, что намного выгоднее бесплатно брать кофемашину в аренду, а затем покупать кофе у владельца оборудования. Это не так. Как правило, подобные компании продают некачественное сырьё по цене, которая в четыре-пять раз выше рыночной. Хотя в среднем килограмм обойдётся в 200–300 рублей.

Tucano Coffee — это международная сеть кофеен, которая работает с 2010 года. В России филиалы открыты в Санкт-Петербурге и Барнауле. К 2020 году кофейни появились в 12 странах, в том числе в Нидерландах, Германии, Бельгии, Ирландии. Штаб-квартира находится в Кишинёве.

Проще купить собственную кофемашину. На первое время можно найти оборудование и за 100–120 тысяч рублей — и выиграть в цене. Затраты окупятся за четыре-пять месяцев.

Поставщика кофе и других ингредиентов нельзя искать в спешке. Если к этому моменту договор с собственником помещения уже подписан и начались арендные каникулы, предприниматель старается как можно скорее закрыть вопросы и перейти к следующим этапам — ремонту, обучению сотрудников. Лучше найти всех поставщиков за два месяца до старта. Необходимые позиции лучше занести в таблицу. Нужно указать всех доступных поставщиков с расценками для каждого продукта. Выбирайте партнёра, который продаёт наибольшее количество ингредиентов по самой выгодной цене. Благодаря этой же таблице вы сможете быстро заменить поставщика, если прежний не подошёл.

Можете быть на сто процентов уверены: для кофейни не подходят полуподвальные помещения и второй этаж. Объяснение простое — чем меньше ступенек до входа, тем лучше. Большинство людей ленивы. Если поставить рядом две кофейни и у одной будет вход на уровне тротуара, а у другой — лестница, то при прочих равных гость выберет первый вариант. В идеале — полное отсутствие ступенек и максимально доступный вход.

Выбирать зёрна должен человек, который хорошо в этом разбирается. В идеале — сам собственник. Если вам вдруг не хватает опыта и знаний, вы всегда можете пойти на курсы и поработать месяц бариста. В ситуации, когда заведение уже вот-вот откроется и времени на обучение нет, лучше нанять консультанта. Но это временная мера. Нужно в любом случае всё изучить самому.

Все наши сотрудники знают, какие зёрна подойдут, а какие нет. Они также проводят каппинг — дегустацию кофе — и определяют его вкус и запах. Но проверять нужно ещё и молоко, воду. Например, вода повышенной жёсткости придаёт напитку неприятную горечь.

Потенциальный бариста обязательно должен пройти тест, просто просмотреть его резюме недостаточно. Попросите его сварить 10 капучино подряд, без перерыва, —так вы увидите, насколько он стабилен. Этот напиток в кофейнях заказывают чаще всего.

Хороший результат — все 10 чашек на одинаково отличном уровне. Если получилось чуть хуже, можно дать шанс подтянуться. Такой тест нужно повторять хотя бы раз в месяц. Иногда подобную проверку не проходят даже опытные бариста, а новичок, наоборот, быстро всё схватывает.

Самая сложная должность — уборщик. Хотя об этом редко задумываются. Чистота зала и туалетов очень важна для сохранения лояльности гостей. Нужен человек, который будет постоянно следить за этим. Выбрать подходящего кандидата можно только методом перебора.

На должность менеджера лучше найти просто исполнительного человека. Остальные качествам можно развить. Почувствовать, что тот или иной кандидат справится, можно только исходя из своего опыта, какого-то универсального теста нет. В обязанности менеджера обычно входят контроль персонала и заказ продукции, иногда составление отчётов и инвентаризация. Иногда последнюю задачу делегируют бухгалтеру.

Меню полностью зависит от идеи и концепции. Можно продавать только кофе или добавить какие-то снеки, а потом плавно переходить на завтраки и ланчи. Главное — не добавлять в меню невостребованные позиции. Это лишние расходы для собственника.Тут всё зависит от расположения. Например, в бизнес-центре гости в основном приходят и за едой, и за напитками. Если ваше заведение находится у метро или в переходе и работает на большой и быстрый поток людей, скорее всего, покупать будут только кофе, который выпьют на ходу. В такой ситуации даже самые простые снеки неудобно нести и есть. Поэтому их, вероятно, брать не будут.

У полноценной кофейни с посадочными местами обязательно должна быть своя идея. В России пока нет развитой культуры потребления кофе, как в Европе [согласно данным Knight Frank, в год россиянин выпивает 21 литр напитка, житель Москвы — 41 литр, финн — 100 литров — прим. ред.]. Купить кофе и десерт, особенно при постоянном снижении уровня жизни, часто становится проблемой.

Когда среднестатистический человек выбирает, как потратить 300 рублей — на обед в столовой или на стакан кофе, — его решение очевидно. Потребление кофе не равно полноценному приёму пищи, и многие подсознательно считают это бесполезной тратой денег. Но если у заведения есть своя неповторимая атмосфера, то люди приходят, чтобы в первую очередь хорошо провести время. Сегодня выпить кофе — это процесс. Ты приходишь, выбираешь напиток, общаешься с бариста, читаешь какую-нибудь книгу. Если тебе комфортно, ты будешь возвращаться снова и снова. Предприниматель должен бороться за людей, готовых платить 300 рублей за кофе. Без идеи и концепции ничего не получится.

Многие интересуются: «Хочу открыть кофейню, с чего начать открытие?». Кофейный бизнес — это привлекательная ниша для начинающих предпринимателей. Начинать такое дело выгодно по нескольким причинам. Прежде всего, это сравнительно небольшие вложения на старте. Кроме того, заведение быстро окупится и начнет приносить прибыль его владельцу. Еще одно значимое преимущество — это возможность самостоятельно выбрать тип точки. Можно творчески подойти к ее концепции и оформлению, что будет привлекать множество посетителей. Не стоит забывать также про растущую популярность горячего напитка на рынке. Им увлекаются люди разных возрастов и социальных групп. В этой статье изложен подробный бизнес-план, как открыть свою маленькую кофейню с нуля.

бизнес с кофе

Какие есть разновидности

На сегодняшний день существуют разные типы заведений. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки для предпринимателя.

Наиболее известные в наше время направления — это классическое кафе с посадочными местами, а также точки «to go». В первом случае обслуживание клиентов происходит в просторном помещении с большим количеством столиков. Рестораны предлагают не только напитки, но и выпечку, холодные закуски. Клиенты проводят там долгое время и посещают такие места, чтобы отдохнуть и насладиться атмосферой.

Второй тип — это чаще всего небольшие по площади заведения, которые специализируются на приготовлении продуктов навынос. Они также делятся на несколько подвидов. Первый вариант — это киоск. Второй — торговый островок в ТЦ. Еще одна разновидность, которая набирает популярность в последнее время, — это мобильные точки. Приготовление и продажа горячих напитков осуществляется в кузове или багажнике автомобиля.

Чтобы определить, что нужно для открытия кофейни с нуля, необходимо выбрать предпочтительный тип. Классические кафетерии создавать сложнее, поскольку требуется много техники и разрешительной документации. Но они принесут больше прибыли в долгосрочной перспективе. Заведения «to go» требуют меньших затрат при старте бизнеса.

rukovodstvo-po-otkritiy-kofeini-s-nulya

Концепция

Это еще один важный пункт, с которым необходимо определиться еще на этапе подготовки. От него зависит формирование целевой аудитории, которая станет покупать продукцию и, соответственно, приносить доход.

Начинающий предприниматель, интересующийся, как открыть небольшую кофейню с нуля, должен задать себе несколько вопросов. Первый: «Кто мы?». Он поможет выбрать тип точки. Это может быть обычное кафе, тематическое заведение, кондитерская.

Когда ответ будет готов, необходимо спросить: «Что и для кого мы делаем». Можно составить портрет типичного покупателя и перечислить его предпочтения.

Регистрация юридического лица

Чтобы кафе могло легально функционировать, предпринимателю нужно быть официально зарегистрированным. Проще всего открыть ИП. Для этого требуется предоставить заявление по установленной государством форме P21001. Также необходимо оплатить пошлину и приложить квитанцию. Кроме того, требуется сделать копии всех страниц паспорта.

Процедура быстрая и занимает от трех рабочих дней. После завершения человек получает пакет документов. В него входит: выписка из государственного реестра, свидетельство о регистрации, уведомления о постановке на налоговый учет и присвоении кодов Росстата.

registrazia_ip

Поиск локации

Чтобы определиться, сколько будет стоить открыть небольшую кофейню, следует выбрать место, в котором она будет находиться. От успешного выбора расположения зависит трафик клиентов и конверсия. Эти факторы — основа эффективности кафетерия. Конверсия — это процент проходящих мимо людей, которые купят товар. Чем больше посещаемость, тем лучше будут цифры.

Еще один важный критерий — это ставка за аренду помещения. Стоимость съема точки в торговых центров высока, но она компенсируется большими потоками посетителей. Меньше стоимость в парках, на рынках или БЦ. При выборе локации стоит учитывать, что чем выше цена, тем больше финансовых рисков будет нести предприниматель.

Существует несколько основных способов найти место, перед тем, как открыть собственную кофейню. Самый популярный — поиск в интернете. Лучше всего воспользоваться специализированными сервисами. Например, ЦИАН или Avito. На них регулярно размещаются выгодные предложения. Также можно обратиться в одну из риелторских контор в городе. В таком случае за дело возьмутся профессионалы. Но не стоит забывать про комиссию за услуги. Еще один способ — искать самостоятельно. Можно пройтись по району, в котором будет находиться кафе, и смотреть на объявления. Этот способ не самый удобный и к тому же отнимает большое количество времени.

бизнес, связанный кофе с нуля

Анализ целевой аудитории и конкурентов

При составлении плана (пошаговой инструкции) на открытие бизнеса — маленькой кофейни с нуля, необходимо определиться с типом клиентов, которые будут посещать заведения. В зависимости от возраста и материального положения, будет определяться тип точки и цены на напитки. К примеру, люди с доходами выше среднего уделяют много внимания обслуживанию и дополнительным услугам. Например, наличию посадочных мест и wi-fi. По такому же принципу составляется меню и определяется стоимость каждой позиции.

После того как получена примерная картина целевой аудитории, стоит изучить работу конкурентов. Для этого проводится SWOT-анализ, вычисляются сильные и слабые стороны их заведений.

Автоматизация

Перед тем как открыть мини-кофейню с нуля, необходимо подумать об обеспечении ее непрерывной работы и ведении финансового учета. Для этого требуется закупить специальное оборудование. Минимальный набор состоит из:

  • планшета;
  • принтера для чеков;
  • кассового ящика;
  • Wi-Fi-маршрутизатора.

Стоит отметить, что на сегодняшний день существует ряд компаний, которые предоставляют для предпринимателей решения по автоматизации бизнеса. Например, Клеверенс. Мы занимаемся разработкой ПО и оборудования для различных типов бизнеса: магазинов одежды, складов, ресторанов и многих других товаров на складе. Подробнее >>

варить и продавать кофе идеи

Подбор персонала

Важная часть работы кафетерия — это его сотрудники. От них зависит качество и скорость обслуживания клиентов, что очень важно для таких заведений. Поэтому перед тем, как начинать бизнес по открытию небольшой кофейни с нуля, требуется провести отбор бариста.

С поиском не стоит затягивать. Лучше всего — начать за две недели до первого рабочего дня точки. Запас времени нужен для проведения собеседования и обучение кандидата. Крупные сети нуждаются в большом количестве сотрудников. Необходимо нанять бухгалтера, управляющего, юриста. Точки формата «to go» требуют двух кофеваров, выходящих посменно. Функции директора выполняет владелец, бухгалтерские и правовые услуги предоставляют компании на аутсорсе.

Искать персонал лучше всего на специализированных ресурсах. Например, «hh.ru». Также подойдут профильные сообщества в социальных сетях.

Привлечение первых клиентов

Если открыть маленькую кофейню в торговом центре или любом другом проходимом месте, то проблем с посетителями не будет. Однако если точка расположена в менее удачной локации, то хозяину придется идти на ухищрения. Например, познакомиться с продавцами магазинов в округе. Они могут покупать кофе сами и рекомендовать его другим. Еще один способ — нанять промоутера, который будет раздавать листовки. Это могут быть как обычные флаеры, так и скидочные купоны. Метод, набирающий популярность в последнее время, это таргетированная реклама в социальных сетях. Объявления будут показываться людям, которые интересуются подобными заведениями, что повысит ее эффективность.

Работа с потоком

Ведя бизнес кофейни с нуля, важно работать адресно. Иными словами, знать, что необходимо каждой группе посетителей. Например, таксист, развозивший пассажиров всю ночь, предпочтет чашечку эспрессо ванильному моккочино. Мама с ребенком с удовольствием купит выпечку в дополнение к напитку.

Такой подход позволит понять, что требуется аудитории и удержать ее. Хороший способ сделать это — создавать интересные предложения для выбранной категории покупателей. Кроме того, владелец заведения сможет значительно сэкономить расходы, проводя адресные акции, которые оправдают себя.

Сколько нужно денег, чтобы открыть кофейню

Чтобы рассчитать необходимые затраты, требуется учитывать вид точки, а также ее площадь. Для небольших заведений она обычно составляет 6-10 квадратных метра. Прежде всего следует оценить стоимость аренды помещения. В среднем она составляет около 50 тысяч рублей. Ставка меняется в зависимости от расположения объекта. В центре города он будет значительно дороже, чем на окраине.

Однако снять здание для кафетерия. Необходимо его оборудовать, чтобы сделать пригодным для использования. Работа не будет возможной без монтажа стоек и подключения оборудования к сети. Эта статья расходов достигает примерно 120 тысяч рублей.

Считая, сколько нужно денег для открытия кофейни, стоит учитывать и стоимость техники: кофемашины, холодильника, кофемолки, весов, сифона для сливок, смесителя для воды, микроволновой печи. Сумма составит около 330 000.

Средства нужны и на общие расходы:

  • кофе;
  • сахар;
  • стаканчики;
  • молоко;
  • сливки;
  • трубочки.

Это обойдется начинающему предпринимателю в 100 000. Также необходимо купить видеокамеры и лицензионное программное обеспечение. Это еще 60 000. Кроме того, будет нужна полиграфия и брендирование заведения. Эта статья расходов составляет примерно 30 000.

На основе этих цифр можно посчитать, сколько стоит открыть свою маленькую кофейню с нуля (мини-кафетерий).

Наименование

Сумма в рублях

Производство

120 тыс.

Создание торгового острова, ремонт, подключение к сетям

120 тыс.

Общие расходы

100 тыс.

Внесения залога по аренде

50 тыс.

Арендная плата за первый месяц

50 тыс.

Необходимые документы

Кроме денег, для старта бизнеса нужно подготовить пакет бумаг, которые позволяют ей функционировать.

Поскольку кафе — это общепит, то для работы необходимо заключение СЭС, противопожарной службы и Роспотребнадзора. Также важно иметь программу санитарного контроля. Дополнительно собственник должен заключить договоры о дезинсекции, вывозе мусора и аренде здания. Если есть алкогольные напитки, надо получить лицензию на реализацию спиртного. Для заведения на колесах потребуется разрешение на уличную торговлю.

Составление ассортимента

Еще один важный этап, чтобы открыть кафетерий с нуля, это разработка меню. Его можно разделить на несколько частей. Первая — это напитки. Чаще всего это наиболее популярные позиции: эспрессо, американо, капучино, латте, черный, зеленый и фруктовый чай. На первых порах можно опираться на примеры конкурентов.

Вторая категория — это дополнительные товары. Это выпечка, шоколадные батончики и так далее. Если заведение рассчитано на отдых взрослых людей, можно добавить алкоголь.

Реклама

Чтобы клиенты посещали точку, они должны о ней узнать. Один из пунктов того, что требуется для открытия кофейни, — это продвижение. Оно создаст дополнительные расходы, но в будущем окупится.

Существуют самые разные способы промоушена. Прежде всего, необходимо позаботиться о создании и ведении странички в социальных сетях. Для этого стоит воспользоваться услугами профессионального фотографа. Он сможет создать качественный визуальный контент, который будут запоминать. Далее можно продвигать аккаунт с помощью таргетинга.

Если позволяет бюджет, то хорошей идеей будет покупка рекламы на щитах неподалеку от точки, а также в супермаркетах. Еще один вид продвижения — это брендированная упаковка. Клиенты будут видеть логотип компании каждый раз, когда смотрят на стакан с напитком или запечатанный круассан.

Маржинальность и окупаемость

Перед открытием кофейни с нуля важно посчитать, в какой срок отобьются вложенные в нее средства. Этот вид предпринимательства привлекателен в том числе высокой рентабельностью. Например, цена стакана горячего напитка может составлять до 800% от себестоимости. Чтобы посчитать срок возврата инвестиций, необходимо учитывать количество покупателей в день и средний чек. Чаще всего он составляет от 6 месяцев до 3 лет в зависимости от формата и размера заведения. Именно такие цифры в среднем по рынку.

что надо чтобы открыть кафетерий

Преимущества и недостатки дела

К сильным сторонам открытия бизнеса кофейни относятся сравнительно небольшие вложения на старте, быстрая окупаемость и высокий и растущий спрос на продукцию среди населения. Минусы заключаются в необходимости получать большое количество разрешений на торговлю пищевыми продуктами.

Зарплатный фонд

Это еще один значимый пункт, который стоит учитывать при составлении плана. Прежде всего следует определиться с количеством бариста, которые будут работать на точке. Если заведение функционирует с 7 до 23, то один человек не справится, и нужно как минимум двое.

Также, просчитывая стоимость открытия кофейни с нуля, важно понимать, будет ли в штате компании управляющий, SMM-менеджер, бухгалтер, а также охранник. Руководство и бухгалтерию можно поручить аутсорсинговым конторам или вести самостоятельно. Еще один важный вопрос — наличие товароведа для ведения учета. Этот вид работы можно выполнять в программе автоматизации ресторана или доверить наемному профессионалу. От числа сотрудников, занятых в деле, зависит сумма средств, которые следует тратить каждый месяц на оплату. Чаще всего маленькая точка не нуждается в большом количестве персонала.

По отзывам наших клиентов автоматизация бизнес-процессов может сократить издержки до 70%. Вы можете оставить заявку у нас на сайте, а мы поможем подобрать решение. Подробнее >>

Какое оборудование нужно для открытия кофейни: необходимая техника

В основе всего — профессиональная кофемашина. Именно она будет служить инструментом для приготовления напитков. Важно, чтобы она позволяла готовить две или больше порций одновременно. Это ускорит процесс обслуживания. Также необходима кофемолка. Специалисты рекомендуют использовать один аппарат для единственного сорта зерен. Поэтому может понадобиться дополнительное устройство.

Чтобы хранить молоко и сливки, необходимо приобрести вместительный холодильник. В зависимости от особенностей меню может понадобиться дополнительная техника.

Выбор поставщика кофе

Последний штрих из того, что нужно для открытия маленькой кофейни, это определиться с компанией, которая будет снабжать точку ингредиентами. На рынке представлено много организаций, которые предоставляют такие услуги. Новичку лучше заключать договор с крупной фирмой, имеющей большой опыт и обширную клиентскую базу.

Можно попросить у коллег рекомендацию, но этот вариант не слишком надежный. Каждый владелец будет хвалить своих знакомых. Нет гарантии, что они подойдут всем. Поэтому лучшие советчики в этой ситуации — опыт и наблюдение.

Заключение

В статье был подробно изложено все, что нужно, для того чтобы открыть кофейню с нуля. Прочитав ее, начинающий бизнесмен сможет определиться с типом заведения, понять, что такое концепция. Кроме того, были перечислены необходимые для старта документы. К ним относится заключение СЭС, Роспотребнадзора и противопожарной службы. Дополнительно нужно провести дезинфекцию и иметь на руках договор. Чтобы легально работать, владельцу следует зарегистрировать ИП. Это наиболее простой и быстрый вариант. Были изложены и способы поиска локации и описание каждого из них.

Данную статью можно использовать в качестве пошаговой инструкции, как открыть кофейню с нуля. В ней были описаны виды оборудования, которые необходимы для полноценного функционирования заведения и его стоимость. Также важно уделить внимание подбору персонала ресторана и его обучению. От качества работы сотрудников зависит общая эффективность и количество обслуженных клиентов в день.

Кроме того, следует позаботиться о продвижении. Существуют различные виды рекламы: таргетированная, наружная. Важно создавать красивый визуальный контент для социальных сетей.

В статье дополнительно изложен бизнес-план, как открыть кофейню с нуля с расчетами, в нем перечислены все затраты на открытие: оборудование, зарплата, брендирование, монтаж помещения и другие необходимые параметры. Также указана общая сумма денег, которую нужно потратить на запуск собственного дела.

Проект открытия точки по продаже напитков имеет множество сильных сторон. Это небольшие затраты, популярность продукта, быстрая окупаемость. Есть и недостаток в виде необходимости предъявлять множество справок и других документов.

Если проанализировать все данные, то можно понять, что это отличная ниша для новичков. В статье есть все, что нужно знать при открытии маленькой кофейни с нуля: сколько надо денег, чтобы открыть (цена), как и с чего начать, какое необходимо оборудование для мини-кафетерия и идеи реализации проекта.

Количество показов: 93328

Кофейный бизнес заслуженно считается одним из самых востребованных при создании своего дела. Он настолько популярен, что многие учебные центры даже проводят специальные курсы по открытию кофейни под ключ. Но успешный запуск проекта невозможен без грамотных расчетов. Еще лучше – детального бизнес-плана. Здесь же подробнее рассматривается ответ на вопрос, как открыть свою кофейню с нуля и на что обратить внимание при составлении бизнес-плана.

Общая информация о бизнесе

Анализ рынка и конкурентов

Бизнес-план кофейни по франшизе

Разработка организационного плана

Составление маркетингового плана

Бизнес-план кофейни в цифрах

Общая информация о бизнесе

Сначала следует определиться с базовыми моментами будущего бизнеса. Речь идет об организационно-правовой форме, способе хозяйствования, регистрации компании/ИП, других юридических и организационных моментах. Наиболее важные из них заслуживают отдельного разбора.

Бизнес с нуля или франшиза

Первым делом выбирается бизнес-модель. Возможны два варианта: франшиза или создание бизнеса с нуля. Теоретически допускается третий – покупка готовой кофейни, но в этом случае требуется серьезная сумма, да и назвать приобретенное заведение своим будет проблематично. По крайней мере – на первых порах, то есть до проведения коренной реорганизации. Поэтому имеет смысл сосредоточиться на первых двух вариантах.

Выбор в пользу франшизы позволяет минимизировать риски сразу по множеству вопросов – от выбора поставщика оборудования и сырья до построения схему управления предприятием. Все ответы даются в готовом виде, поэтому не нужно набивать собственные «шишки».

Оборотной стороной становится работа заведения в строго ограниченных рамках. То есть рассчитывать на реализацию каких-либо творческих планов не стоит. Или придется воплощать их в жизнь в очень умеренном варианте.

Поэтому создание кофейни с нуля подойдет уверенным в себя бизнесменам, имеющим за плечами достаточную подготовку и опыт. Такой вариант построения бизнеса сложнее, но открывает намного больше возможностей для успешной самореализации. Бонусом выступает отсутствие необходимости делиться прибылью с держателем франшизы, что также немаловажно.

Выбор формы предприятия

И в этом случае речь идет о выборе из двух вариантов. Первый – ИП – больше подходит для небольших одиночных кофеен. Он предусматривает упрощенное ведение бухучета, минимум проверок и других формальных требований. Главным минусом статуса ИП выступает ответственность предпринимателя за долги предприятия всем собственным имуществом.

Второй – ООО – эффективнее для более крупных или сетевых предприятий. В этом случае ответственность учредителей ограничивается взносом в уставной капитал, обычно очень небольшим (минимальное допустимое значение – всего 10 тыс. руб.) Но за статус юридического лица придется платить жесткими требованиями к бухучету и частыми проверками со стороны контролирующих органов. Да и регистрация ООО проходит несколько сложнее, так как требует разработки учредительной документации.

Выбор налогового режима

Для кофейни лучше всего подходит так называемая упрощенка (УСН) – специальный налоговый режим, предусматривающий замену нескольких налогов одним. Он рассчитывается или от дохода (по ставке в 6%), или от разницы между доходом и расходами (по ставке в 15%). УСН может применяться как ИП, так и ООО.

Еще один специальный налоговый режим – вмененка (ЕНВД) – также используется очень часто. Он предусматривает выплату определенной суммы вместо налога, которая рассчитывается с учетом специфики бизнеса.

ОСНО или общий налоговый режим обычно применяется только крупными сетями. Он предусматривает выплату нескольких налогов, необходимость ведения полноценного бухучета и другие подобные требования. А потому реальный выбор для кофейни с нуля заключается в двух первых вариантах.

Выбор кодов ОКВЭД

Обязательным условием регистрации бизнеса становится указание кодов основной деятельности. Они содержатся в ОКВЭД, представляющем собой нормативный документ, в который часто вносятся изменения. Поэтому крайне важно выбирать подходящий код по актуальной версии.

Для кофейни подходят несколько кодов ОКВЭД. Чаще всего предпочтение отдается следующим возможным вариантам:

  • 29.35 – розничная торговля кофе, чаем и какао;
  • 10 – рестораны и услуги по доставке питания (имеет несколько подразделов, например, 56.10.21 – общепит с выносным обслуживанием);
  • 30 – подача напитков и другие.

Оформление пакета документов

Регистрация ИП или ООО предусматривает включение данных в ЕГРЮЛ, ведением которого занимается ФНС. Для этого необходимо подготовить определенный комплект документов. Для ИП в его состав входит:

  • Заявление (составляется по форме Р21001 – бланк документа доступен для скачивания с сайта одного из региональных подразделений ФНС).
  • Паспорт предпринимателя (оригинал и копии каждой страницы).
  • Документ, подтверждающий уплату госпошлины в размере 800 (за исключением подачи документации в электронном формате, осуществляемой бесплатно).

Регистрация ООО предусматривает подачу несколько более объемного пакета документации:

  • Заявление (составляется по форме Р11001 – бланк скачивается с официального сайта столичного подразделения ФНС, занимающегося регистрацией юридических лиц).
  • Устав.
  • Решение/протокол собрания с решением об учреждении ООО (первый документ – для ООО с единственным участником, второй – с несколькими).
  • Документ, подтверждающий уплату госпошлины в размере 4 тыс. руб. (за исключением подачи документации в электронном формате, осуществляемой бесплатно).

Допускается несколько способов подачи документов на регистрацию ИП или ООО:

  • ИП на Сравни.ру (без госпошлины, походов в ФНС);
  • ООО на Сравни.ру (без госпошлины, походов в ФНС);
  • при личном визите в ИФНС;
  • Почтой России – письмом с описью вложений;
  • в МФЦ;
  • на сайте ФНС;
  • через портал Госуслуги;
  • посредством обращения к нотариусу.

В трех последних случаях используется документация в электронном формате. Поэтому платить государственную пошлину не нужно.

Важно помнить, что помимо включения предприятия в ЕГРИП или ЕГРЮЛ, запуск кофейни требует уведомление еще одного контролирующего органа, в качестве которого выступает Роспотребнадзор. Сделать это также можно любым из удобных способов: на портале Госуслуги, в МФЦ, на сайте или при личном посещении регионального подразделения ведомства.

Анализ рынка и конкурентов

После юридического оформления предприятия необходимо определить текущее состояние рынка кофеен. Особое внимание при этом всегда уделяется конкурентам. Их перечень зависит от региона и может включать:

  • сети кофеен, самым крупными и распространенными из которых выступают: Starbucks, Шоколадница, Кофе Хауз и другие (с иностранными брендами на сегодня ситуация непонятна);
  • одиночные заведения;
  • рестораны быстрого питания, где также подается кофе (KFC, Вкусно — и точка, Burger King);
  • вендинговые кофе-аппараты, установленные в торговых центрах, общественных и учебных учреждениях, других подобных объектах;
  • фуд-корт и островки to-go в торговых центрах.

Наличие в шаговой доступности конкурентов заметно снижает вероятность успеха. Поэтому при выборе помещения для открытия кофейни требуется учитывать количество подобных заведений поблизости. Важно ранжировать конкурентов по уровню опасности. Большую представляют непосредственно кофейни, то есть прямые конкуренты. Меньше проблем создадут те заведения, где кофе выступает дополнением к меню, например, рестораны, фастфуд и кафе.

Бизнес-план кофейни по франшизе

Выбор в пользу модели ведения бизнеса по франшизе сопровождается как плюсами, так и минусами. Проще и нагляднее всего оценить их при представлении в табличном формате.

Преимущества франшизы

Недостатки франшизы

  • Раскрученное имя. Позволяет сэкономить на рекламе.
  • Детальные рекомендации по ведению бизнеса.
  • Налаженные связи с поставщиками оборудования и сырья.
  • Отсутствие или низкая конкуренция между участниками франшизы из-за ограничения количества открываемых в районе точек.
  • Существенные ограничения по ведению бизнеса.
  • Отсутствие свободы выбора поставщиков оборудования и сырья.
  • Сравнительно высокая вероятность расторжения контракта с прекращением доступа к плюсам франшизы.
  • Риск смены руководства или владельцев франшизы.

Концепция кофейни

С некоторой долей условности можно выделить три основных формата кофеен. Причем каждый имеет несколько разновидностей. Поэтому выбор оптимальной концепции становится непростой задачей. Принятие решение предусматривает изучение возможных вариантов. Ниже описываются основные из них, но далеко не все.

№1. Мобильная кофейня (кофе с собой)

Предполагает несколько возможных форматов бизнеса. Чаще всего речь идет о нескольких из них:

  • вендинговый кофейный автомат;
  • киоск или кофе-трак в виде фургона или оборудованного прицепа;
  • остров или точка в торговом центре;
  • кофейня с самообслуживанием.

Главный плюс решения открыть бизнес в виде мини-кофейни — сравнительно небольшой размер инвестиций. Например, вендинговый аппарат обойдется примерно в 250-300 тыс. руб. Чтобы открыть небольшой кафетерий (кофейни с самообслуживанием и 1 сотрудником), понадобится около 750-800 тыс. руб.

№2. Кофейня со столиками

В этой категории объединяются самые разным по масштабам заведения – от 1-2 столиков до просторной площадки, рассчитанной на 45-50 посетителей. Главное, что их объединяет – наличие хотя бы самой простой, но кухни, а также некоторая социализация клиентов. Последний фактор дополнительно усиливают гибридные форматы, например, кофейни с пекарней или книжным магазином. Открытие бизнеса требуется заметно больших вложений, что компенсируется перспективами аналогичного увеличения возможной прибыли.

№3. Авторское заведение

Такой формат кофейни выделен в качестве специальной категории, так как предусматривает ориентацию на премиального клиента. Или за счет уникального предложения в виде индивидуально обжарки кофе, или посредством предложения самых изысканных сортов напитка. Еще один возможный вариант – тематическое оформление, например, для молодежи или, напротив, взрослой целевой аудитории, ограниченной какими-либо хобби или другими «пристрастиями».

Разработка организационного плана

Представляет собой перечень задач с указанием ответственного (если есть партнеры, уже наняты сотрудники или планируется привлечение сторонних специалистов) и, что особенно важно, сроков дедлайна. Эффективность организационного плана зависит не только от грамотной разработки, но и от жесткого контроля, а при необходимости – оперативного внесения изменений, полностью избежать которых в подавляющем большинстве случаев все равно не получится. Примерный перечень необходимых для реализации мероприятий выглядит следующим образом.

Задача

Срок (от момента старта проекта)

Заключение договора аренды помещения

2-3 дня

Подготовка комплекта документации для регистрации ИП или ООО

Неделя

Подача документов на регистрацию в ИФНС

10 дней

Подача уведомления в Роспотребнадзор

15 дней

Открытие расчетного счета и заключение договора на РКО с банком

20 дней

Размещение вакансий или объявлений о наборе персонала на специализированных сайтах

20 дней

Ремонт и оформление помещения кофейни

Месяц

Получение положительного заключения пожарной инспекции в территориальном подразделении МЧС

35 дней

Выбор и оформление заказа на поставку мебели и оборудования

35 дней

Заключения договора с коммунальными службами на водо-, тепло- и электроснабжение объекта

40 дней

Заключение договора со специализированной организацией на вывоз и утилизацию мусора

40 дней

Выбор исполнителя и оформление заказа на изготовление и установку рекламной вывески

40 дней

Оформление медицинской книжки на всех сотрудников

45 дней

Оформление уголка потребителя

45 дней

Разработка правил внутреннего распорядка

45 дней

Разработка и доведение до персонала детального описания всех планируемых бизнес- и технологических процессов

50 дней

Составление маркетингового плана

Главная задача маркетинга – продвижения предоставляемых услуг и увеличение количества клиентов. В том числе, но не только – за счет рекламы. Маркетинговый план включает в себя не только рекламные мероприятия, но и несколько дополнительных направлений работы, не менее важных и также очень сильно влияющих на успешность бизнеса.

Описание потенциального клиента

Ключевая задача маркетолога, понять, кому интересна услуга. Только в этом случае удается как разработать и провести эффективную рекламную кампанию, так и понять, что необходимо улучшить в работе кофейни. Определение целевой аудитории – непростая задача. Ее успешное решение требует изучения вопроса или приглашения специалиста со стороны. Например, на условиях фриланса, то есть для выполнения конкретной работы.

Выбор рекламы

Сегодня в распоряжении рекламодателей намного больше каналов для продвижения продукта, чем еще несколько лет назад. К ним относятся:

  • традиционная полиграфия в виде листовок (бюджетный вариант) или календарей (более дорогой);
  • социальные сети и все, что с ними связано – от собственной группы до коллаборации с «раскрученными» заведениями;
  • разнообразные сайты – от тех, что размещают отзывы, до специализированных обзорных;
  • контекстная реклама и многое другое.

Программа лояльности

Отдельный и очень эффективный способ привлечения и, что немаловажно, удержания клиента – продуманная программа лояльности. Она может выражаться в персональной бонусной карте или проведении акций, например, «пятый стакан кофе бесплатно», и т.д.

Расчет финансового плана

Ключевая часть любого бизнес-плана – это финансовые расчеты. Именно они позволяют оценить и как перспективы открытия собственного дела, и необходимый уровень вложений, а также срок их окупаемости. Без грамотно составленного финансового плана расчет на получение прибыли может оказаться попросту напрасным. Основные разделы и параметры документа требуют дополнительного пояснения.

Показатель

Описание

Стартовый или начальный капитал

Представляет собой необходимые для открытия и запуска бизнеса финансовые ресурсы. Должен включать следующие статьи расходов:

  • оформление документации;
  • регистрация хозяйствующего субъекта;
  • аренда помещения;
  • приобретение мебели и оборудования;
  • закупка исходного сырья – кофейных зерен, молока, воды и т.д.;
  • проведение рекламной кампании;
  • набор и обучение персонала;
  • зарплата (вплоть до открытия кофейни).

Главная статья расходов (если речь не идет о покупке недвижимости под кофейню) – это оборудование. Нередко его доля в начальном капитале составляет 50-70% — в зависимости от формата и уровня ремонта помещений.

Подушка безопасности

Является своеобразной страховкой на случай непредвиденных или нештатных ситуаций. Например, поломки оборудования с необходимостью срочного ремонта. Или нежданного визита сотрудников санитарно-эпидемиологической службы.

Практикующие бизнесмены, имеющие опыт открытия своего дела, рекомендуют откладывать в качестве подушки безопасности около 20% суммы, полученной в результате расчета начального или стартового капитала. Другой способ расчета страховки – 3 месяца работы кофейни (аренда, ЗП, обязательные выплаты) без доходов.

Вероятная прибыль

Расчет прибыли – важная и самая трудная часть финансового плана. Дело в том, что она представляет собой разницу между доходами (которые трудно поддаются прогнозу) и расходами (их посчитать намного проще). Прогнозирование доходов базируется на количестве клиентов и размере среднего чека. Первый показатель является ключевым для всех подобных вычислений. А также для определения срока окупаемости.

Срок окупаемости

Окупаемость – это период времени, в течение которого инвестор возвращает вложенные средства, а заведение начинает приносить чистую прибыль. Срок окупаемости рассчитывается несколькими способами – без учета процентов за пользование средствами, с их учетом, с учетом инфляции, посредством сравнения с банковским вкладом и другими вариантами инвестирования, множеством других способов. Первый из перечисленных вариантов считается самым распространенным и простым.

Окупаемость кофейни

Срок окупаемости – это один из главных показателей бизнес-проекта, который интересует инвестора больше всего. Именно поэтому имеет смысл привести пример расчета, наглядно объясняющий актуальность этого параметра.

Показатель

Значение

Начальные расходы на открытие кофейни

950 тыс. руб.

Месячная выручка

1 350 тыс. руб.

Месячные расходы

1 200 тыс. руб.

Прибыль в месяц

150 тыс. руб.

Рентабельность

11,11%

Срок окупаемости (начальные расходы/прибыль)

6 мес.

Пример очень упрощен, так как выйти на такую месячную выручку удастся далеко не сразу. Но он приведен не как точный расчет из жизни, а для наглядного объяснения сути понятия срока окупаемости.

Анализ рисков

Ведение любого бизнеса, независимо от того, принято решение открыть маленькую кофейню с нуля или крупный завод, сопровождается рисками. Их грамотная оценка и учет позволяют не только быть готовым к нештатной ситуации, но и принять меры для минимизации вероятности неприятного сценария развития событий. Можно выделить несколько наиболее опасных рисков для кофейни, требующих обязательного включения в бизнес-план:

  • Неправильное место. Частая ошибка начинающего бизнесмена. Связана с отсутствием или недостаточным вниманием к анализу рынка. Кофейню не стоит открывать там, где нет потенциальных клиентов – на окраине или в районах без офисов и учебных заведений.
  • Рост арендной платы за помещение. Работающий бизнес нередко становится причиной появления у арендодателя желания побольше заработать. Способ прост и надежен – пересмотр ставки аренды в сторону увеличения. Как это скажется на кофейне, арендодателя волнует в последнюю очередь.
  • Низкое качество исходного сырья. Результат – невкусные кофе и еда. Другим логичным следствием становится нежелание клиента прийти в заведение повторно. Вполне оправданное и легко объяснимое.
  • Недостаточный для окупаемости спрос. Его причины могут быть различными – от неправильно выбранного места (что уже присутствует в списке) до неэффективно проведенной рекламной кампании. Отдельного упоминания заслуживает открытие слишком большой по площади и затратам кофейни, несоответствующей населенному пункте или району городу.
  • Неквалифицированный персонал. Человеческий фактор может стать как ключом к успеху, так и причиной провала. Для бизнеса из сферы услуг данное утверждение особенно актуально.
  • Открытие поблизости конкурирующего заведения. Узнать или спрогнозировать планы прямых конкурентов практически невозможно. Поэтому полностью исключить такой малоприятный сценарий развития событий нельзя.
  • Политическая нестабильность. Еще несколько лет назад этот фактор вряд ли стоило включать в бизнес-план кофейни. Сегодня ситуация сильно изменилась. Причина – в антироссийских санкциях, сделавших поставки зарубежными товаров (и кофейных зерен, и специализированного оборудования) крайне проблематичными.

Бизнес-план кофейни в цифрах

В завершении статьи имеет смысл привести примерные цифры, которые могут составить основу реального бизнес-плана кофейни. Примерные потому, что речь пойдет о показателях для разного формата заведений. Такой подход позволит получить более объективное представление об уровне расходов, который зависит от масштабов открываемого бизнеса.

Статья расходов (все цифры – в руб.)

Формат кофейни

Кофе с собой

Островок

Кофейня на 30 мест

Регистрация и помещение

Подготовка документов + регистрация + онлайн-касса

22 500

22 500

22 500

Набор персонала

10 000

15 000

35 000

Аренда (в среднем, сильно зависит от региона)

45 000

75 000

150 000

Дизайн-проект

35 000

Ремонт

20 000

200 000

1 000 000

Изготовление и установка вывески

20 000

20 000

50 000

Проведение интернета + Wi-Fi

10 000

Итого регистрация и помещение

117 500

332 500

1 302 500

Мебель и оборудование

Кофемашина (средняя)

150 000

150 000

250 000

Кофемолка (средняя)

30 000

30 000

45 000

Витрина и стеллажи

20 000

20 000

100 000

Платежный терминал

10 000

10 000

20 000

Генератор льда

12 000

16 000

25 000

Темпер, холдер, питчер

12 000

15 000

20 000

Диваны, столы, стулья

5 000

300 000

Барная стойка

80 000

Осветительные приборы и подсветка

5 000

5 000

35 000

Вешалки, декор, другие предметы обстановки

5 000

5 000

75 000

Униформа для персонала

5 000

5 000

35 000

Итого мебель и оборудование

249 000

261 000

985 000

ВСЕГО РАСХОДЫ НА ОТКРЫТИЕ

366 500

593 500

2 287 500

В качестве дополнительного комментария к полученным на выходе цифрам необходимо отметить следующее. Разброс в размере стартового капитала – от 366,5 тыс. до 2 287,5 тыс. рублей – очень показателен. Он наглядно демонстрирует, насколько разноплановым может быть кофейный бизнеса. Причем и нижняя, и верхняя планка вовсе не являются предельными. Если планируется открыть кофейню с количеством посетителей на уровне, близком к 100, потребуется еще больше расходов. Тем более – если речь пойдет о крупном городе, даже не говоря о Москве или Санкт-Петербурге.

Помимо расходов на обустройство и комплектование заведения, бизнес-план по открытию кофейни должен быть дополнен аналогичными расчетами в отношении ежемесячных затрат. Ключевыми статьями расходов в этом случае выступают:

  • аренда помещения (цифры приведены выше);
  • коммунальные услуги (очень зависят от площади, региона и множества других факторов);
  • зарплата персонала (варьируется в широком диапазоне – с учетом формата и масштабов кофейни);
  • налоговые платежи (определяются объемом выручки, рентабельностью и выбранной системой налогообложения);
  • реклама (на ее стоимость влияют разные факторы – от наличия свободных финансовых ресурсов до успешности бизнеса и заполняемости заведения);
  • расходные материалы, исходное сырье и обслуживание оборудования (текущие затраты, которые требуется рассчитывать применительно к конкретному заведению).

Отдельного упоминания заслуживает стоимость кофейных зерен и оборудования кофейни. Дело в том, что и первое, и второе поставляются в Россию из-за рубежа. Поэтому на доступность обоих видов продукции заметное влияние оказали масштабные антироссийские санкции. Их результатом стала волатильность цен как на кофе, так и на оборудование для его приготовления.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки при отмостке дома
  • Ошибки при оформлении писем
  • Ошибки при открытии клиники
  • Ошибки при отливке гипсовой модели
  • Ошибки при открытии шаурмы