Ошибки при отборе кандидатов

Большинство компаний допускают одни и те же ошибки при подборе и найме специалистов – от неправильного описания вакансии до нежелания копаться в прошлом претендента. Особенно высокой для бизнеса оказывается цена найма «не того человека» в отдел продаж — ведь от этого подразделения зависит выручка и общее благосостояние бизнеса. О том, как избежать ошибок в найме, в своей авторской статье рассказал эксперт в построении и реорганизации отделов продаж Дмитрий Герасименя.

Досье

Дмитрий Герасименя, 30 лет, бизнес-тренер, эксперт в построении и реорганизации отделов продаж, основатель консалтинговой компании 
StudyOn.pro
. Образование: Минский институт управления.

Дмитрий Герасименя

I. Не прописаны базовые бизнес-процессы подбора специалистов в компанию

Для чего это нужно. Когда под рукой есть чек-лист компетенций, которые вы хотите видеть в будущем сотруднике, и инструкция, по которой выстраивается разговор с соискателем, обрабатывать резюме и собеседовать кандидатов становится в разы проще и быстрее.

Минимум, что должно быть у вашего HR-специалиста:

  • Два портрета будущего сотрудника: идеальный и реальный. Идеальный более чёткий и точный, реальный – обычно описывает диапазон того или иного критерия. Например, идеальный возраст соискателя – 30 лет, реальный – 25-35 лет.

  • Шаблон «продающей» вакансии
    (с указанием основных опций, важных для соискателя).

  • Скрипт проведения телефонного интервью с претендентом (экономит время и не позволяет соискателю «убалтывать» собеседующего).

  • Скрипт проведения собеседования
    (массового и индивидуального).

II. Отсутствует статистика по каждому из этапов подбора персонала

Для чего это нужно. Чтобы HR-специалист работал строго по регламентам, а руководитель мог в любой момент проверить эффективность этой работы.

В минимальном варианте статистика должна показывать следующие данные:

  • Количество размещенных вакансий. Чтобы увеличить охват, на каждую должность размещаем две вакансии, которые отличаются друг от друга. Отличия могут быть как в тексте вакансии (более серьёзная и более легковесная подача), так и в способах размещения на сайте (платный и бесплатный вариант).

  • Охват по каждой вакансии
    (зависит от названия/заголовка вакансии и её принадлежности к профессиональной области).

  • Количество откликов на каждую вакансию.

  • Количество кандидатов, с которыми проведены телефонные интервью (после первичного отсева HR-oм сюда попадают от 30 до 60% поступивших резюме).

  • Количество назначенных собеседований (доходит порядка 30-60% от тех, кто прошёл телефонные интервью).

  • Количество дошедших на собеседования (обычно это 60-70% от назначенных собеседований).

Далее этапность воронки зависит зависит от наличия в компании как самого обучения, так и мотивирующих факторов: конкурентной заработной платы, социальных преимуществ, удобной инфраструктуры и т.д. Если всё это присутствует – добавляются пункты:

  • Количество дошедших до обучения (80-90% из прошедших собеседование); 

  • Количество допущенных к зачёту (60-70% от тех, кто начал обучаться);

  • Количество дошедших до экзамена (70-80% от числа сдавших зачёт);

  • Количество заключённых рабочих контрактов (20-30% от числа сдававших экзамен).

Таким образом, чтобы нанять двух хороших менеджеров по продажам, на входе воронки у компании должно быть порядка 150 откликов на вакансию. Те, кто сдавал экзамен, но не получил работу, идут в кадровый резерв компании.

КейсМы подбирали менеджеров по продажам услуг в международную консалтинговую компанию, которая занималась открытием банковских счетов и регистрацией компаний в Гонконге и Европе. Чтобы облегчить порог вхождения, отбирали кандидатов среди банковских сотрудников. Сразу столкнулись с поголовным непониманием продукта: претенденты не знали, как действует эта услуга в других странах, какие процедуры нужно совершать при тех или иных операциях и т.д. При продаже продукта стандартной сложности мы начинаем с тестирования продающих способностей кандидатов, и только потом допускаем до изучения продукта. Здесь же из-за сложности продукта сделали наоборот.

Мы прописали процесс обучения специалистов: какая информация им необходима, в какой «дозировке» и последовательности. После получения необходимой информации от заказчика подготовили серию обучающих видео по 10-15 минут с кодовыми словами внутри. Два дня длилось обучение кандидатов продукту, затем принимали зачёт (именно здесь спрашивали кодовое слово). После чего ещё один день длилось обучение продажам, и завершающим этапом следовал экзамен.  Все вопросы для зачётов и экзаменов были прописаны заранее. На экзамене кандидат должен был продать услугу собственнику компании. В результате из 22 претендентов, допущенных к обучению, работу получили 2 менеджера.

III. Сначала функции – затем сотрудник. Не наоборот

Многие компании ищут менеджера по продажам, который, по мнению собственника, должен просто «уметь хорошо продавать». Но функции этого специалиста не прописаны чётко — ни в портрете кандидата, ни в тексте вакансии.

И чаще всего повторяется одна и та же схема: человека берут на должность и начинают его нагружать функциями по ходу дела. А новичок оказывается не готов к такому развитию событий.

Из-за этого у сотрудника может возникнуть перегрузка (или её ощущение), что в итоге выливается в недовольство, увольнение и рост текучки кадров для компании.

IV. Рекрутёры не используют HR-маркетинг

В первую очередь важность HR-маркетинга не понимают сами собственники. Но ещё хуже, когда понимание отсутствует на уровне HR-ов. Отчасти это объяснимо –непонимание преимуществ HR-маркетинга связано с банальным недостатком образования.

Поэтому до сих пор огромная часть рекрутёров использует собственные (и зачастую устаревшие) базы соискателей, а размещается только на специализированных сайтах-агрегаторах вакансий. И почти никто не использует для поиска сотрудников таргетинг и посадочные страницы. Таргетинг через Facebook и Instagram позволяет настроить максимально точную рекламу: именно на людей с искомыми качествами и интересами, проживающих именно там, где нужно работодателю.

Те компании, которые используют хотя бы таргетинг и посадочные страницы (исходя из моего опыта, это всего 5-10%), уже получают преимущества перед другими работодателями, которые пользуются только сайтами-агрегаторами вакансий.

V. Вакансии не продают работу в вашей компании

У крупных сайтов-агрегаторов есть готовые шаблоны для работодателей по правильному составлению вакансии. И большинство компаний воспринимают их как инструкцию и руководство к действию, заполняя вакансии строго по шаблону. В результате сайты завалены однотипными вакансиями, в которых по порядку расписаны основные пункты: «обязанности-требования-условия-опыт работы».

А ведь одному только пункту, на каких условиях будут взаимодействовать работодатель и сотрудник, нужно уделять до 70% текста вакансии! Потому что именно это интересует кандидатов.

Также обратите внимание, чтобы в конце описания присутствовал call-to-action (призыв откликнуться) и было указано ограничение по времени (до какого числа действует вакансия). Из своего опыта также отмечу, что использование юмора и креативности в тексте вакансии значительно повышает её охваты и конверсию в отклики.

VI. Отсутствие базы кандидатов и кадрового резерва

Вести такую базу лучше всего в CRM-системе или хотя бы в таблице. Так можно сэкономить много времени, особенно – в случае внезапного увольнения или болезни ключевого сотрудника. Если такое вдруг случается – компании часто вынуждены обращаться к тем, у кого такие кадровые резервы имеются «здесь и сейчас» – в кадровые и HR-агентства. Однако для бизнеса стоимость экстренного подбора HR-специалиста обойдется в его среднюю зарплату, а то и выше.

VII. Плохая работа с источниками информации о соискателе

Перед началом собеседования обязательно проверьте соцсети кандидата, сделайте несколько звонков его руководителю и коллеге с предыдущих мест работы. Здесь нужно заранее подготовить вопросы, которые нужно задать о сотруднике. Это позволит сэкономить время и усреднить полученную информацию.

Если мы берём на работу руководителя отдела продаж, то требования возрастают ещё больше. Рекомендую прозвонить минимум три-четыре компании, в которых он раньше работал, и получить как минимум две обратные связи в каждой из них.

Также рекомендую обращать внимание на наличие у претендента другого бизнеса. Во-первых, он может скопировать какие-то ваши ноу-хау себе и уйти. Во-вторых, он уже может обладать определённой внутренней свободой и не станет эффективно работать «на дядю».

КейсИщем руководителя отдела продаж на мебельное производство, просматриваем вакансию соискателя, который оставил отклик. У него указаны три места работы (продолжительные) в этой должности. Звонок в первую компанию – ответ: «У нас кандидат не работал в качестве руководителя, был менеджером, который даже не прошёл испытательный срок». Во второй и третьей компании – аналогичные ответы. То есть в резюме человек врал – надежде на то, что эти вещи никто проверять не станет.

VIII. Затягивание процессов поиска, собеседования, утверждения и адаптации

На рынке действуют сотни тысяч «продающих» компаний. И все они охотятся на одного специалиста – руководителя отдела продаж. Допустим, у вас большая компания и пять этапов собеседования на такую вакансию. Но вы не делали срез по конкурентам, а у них это – три этапа, то конкуренты получают преимущество перед вами и будут готовы сделать предложение кандидату раньше.

И это касается всего. Если вы не перезваниваете вовремя, срываете или переносите сроки этапа собеседования – ваш идеальный кандидат всё ближе к выходу на работу к конкурентам.

Из моей практики, хороший менеджер по продажам «уходит» с рынка максимум за две недели.

IX. Предложение «продавать ручку»

Порядка 50% компаний сегодня предлагают соискателям «продать ручку». Особенно грешат этим небольшие коллективы (до 10 человек), в которых нет отдельного HR-специалиста, и первый этап собеседования проводит действующий руководитель отдела продаж.

Так вот: большинство людей, которые просят сделать это, не могут сами её продать. Да и в целом продажа ручки – не показатель. Для соискателя продать что-то устаревшее, мало кому нужное, да ещё и в условиях ограниченного времени – довольно большой стресс. Поэтому лучше попросите кандидата продать вам тот товар или услугу, которые он продавал ранее. Так вы сможете увидеть соискателя в более привычной и комфортной для него ситуации, а значит – лучше оценить его профессиональные навыки.

X. Не прописана и не внедрена система адаптации

Во многих компаниях новому человеку дают скрипт и говорят: «Звони, продавай». Нет обучения, нет наставника, нет даже куратора. И если менеджер не продал ничего в течение двух недель – считают, что это плохой менеджер. А это далеко не всегда так.

После проведения собеседования, но до подписания договора желательно провести с претендентом тестирование и обучение. Именно в такой последовательности.

Тестирование проводят на этапе собеседования (на втором, если их несколько) либо дают домашнее задание – для самостоятельного выполнения. Затем заключают либо контракт с испытательным сроком, либо договор подряда и только после этого проводят обучение (обычно – во время испытательного срока). Далее, по итогам завершения обучения, уже принимают решение о переводе на постоянную должность в штат.

Очень важно ПРОПИСАТЬ, что именно является адаптацией сотрудника и какой чётко измеримый результат она должна принести (количественные и качественные показатели). Чаще всего результатом являются первые эффективные действия менеджера: количество звонков, встреч и конверсия из них в продажи. Только исходя из чётких числовых показателей и их сравнения с другими претендентами можно делать вывод о профпригодности кандидата.

Источник: Probusiness.io.

Biz360.ru

Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».

Итак, вас пригласили на собеседование. Можете себя поздравить — вы успешно прошли первый этап отбора: работодателю понравилось ваше резюме. Вы смогли “зацепить” работника отдела кадров своими знаниями и навыками. И это уже немало. Для многих соискателей этап подачи и рассмотрения резюме является непреодолимым, так как их резюме зачастую составлены неверно. Но это тема для отдельного разговора. Теперь наступает следующий и, пожалуй, самый важный этап для соискателя — собеседование.

Несмотря на то, что Интернет буквально наводнен советами по правильному прохождению подобного испытания, новые соискатели из года в год продолжают “наступать на одни и те же грабли”: допускают досадные ошибки на собеседовании. Остановимся на самых распространенных.

Ошибка первая. Опоздание

Казалось бы, всем давно известно, что на собеседование необходимо приходить как минимум за 10-15 минут до назначенного времени. Но некоторые кандидаты умудряются опаздывать на подобные встречи.

Тем самым смазывая первое впечатление о себе. Как театр начинается с вешалки, так кандидат на вакантную должность начинается с пунктуальности.

При современном развитии технологий, можно легко рассчитать свой маршрут до места собеседования, причем как на собственном, так и на общественном транспорте.

Заранее, ознакомтесь с маршрутом, уточните адрес, порядок входа в учреждение, этаж, номер офиса, имя и телефон ответственного сотрудника и т.д.

К тому же, у прибывшего с запасом времени соискателя будет время удостовериться, что все в порядке с его внешним видом, мысленно настроиться на собеседование и отключить мобильный телефон. На последнем пункте мы остановимся отдельно.

Конечно, в жизни случается всякое. И городской трафик есть городской трафик. Можно намертво застрять в неожиданной “пробке” или стать невольным участником акции протеста.

Если понимаете, что к назначенному времени никак не успеть, обязательно позвоните интервьюеру и предупредите его об опоздании (как минимум за 15-20 минут до собеседования).

Существует и другая опасность: прийти слишком рано. Например, за час до интервью. Это тоже может стать, если не ошибкой, то причиной неудобства сотрудников компании, которые будут вынуждены потратить на такого соискателя свое незапланированное для этого время, сдвинуть график и т.д.

В любом случае, это не прибавит соискателю плюсов, а вот минусы — вполне возможно.

Ошибка вторая. Несоответствующая одежда и внешний вид

Соискатели часты забывают прописную истину, что по одежке встречают. Опытному рекрутеру достаточно увидеть, как одевается человек, чтобы вынести о нем свое экспертное суждение.

Обычно небрежностью в одежде грешат лица, которые ищут работу длительное время и могут позволить себе прийти на собеседование чуть ли не в повседневной одежде.

Перед собеседованием неплохо бы уточнить есть ли в компании дресс-код. Не обязательно следовать дресс-коду стопроцентно, но желательно одеться в приближенном к нему стиле. Если же особого дресс-кода нет, то все равно лучше следовать более консервативному стилю, чем тому, к которому вы привыкли. И никаких обнаженных частей тела и модных украшений. Лучше одеться скромно, но элегантно.

Двухдневная небритость, немытые волосы или похмельный синдром — тоже не лучшие спутники собеседования. О неуместности жевательной резинки во рту во время беседы даже не стоить упоминать.

Зачастую при прочих равных, предпочтение отдают тому, кто не забыл позаботиться о своем внешнем виде.

Ошибка третья. Невыключенный мобильный

Собеседование при приеме на работу — один из важных этапов в жизни соискателя, где любая мелочь имеет значение. Звук звонка в самый неподходящий момент способен прервать начавшийся между кандидатом и рекрутером диалог. И очередной минус для потенциального кандидата. Рекрутер может расценить такой звонок, как проявление неуважения. Особенно, если кандидат еще и ответит на этот звонок во время собеседования.

Чтобы уберечь себя от подобных неприятных неожиданностей достаточно перед собеседованием выключить мобильный или перевести его в авиарежим.

Ошибка четвертая. Игнорирование информации о пригласившей на собеседование компании

Многие соискатели приходят на интервью зачастую не удосужившись прочитать хоть минимальную информацию о потенциальном работодателе. И совершают большую ошибку. Для рекрутера это может стать одним из знаков того, что вы не слишком заинтересованы в данной вакансии.

Не обязательно изучать подробную “биографию” пригласившей вас на собеседование компании, но знать основные моменты ее истории, продукты и услуги, имена руководителей, последние новости рынка, основных конкурентов настоятельно рекомендуется. Тем более, что каждая уважающая себя компания имеет сайт с подробной информацией о себе. Порой достаточно лишь ознакомиться с содержанием этого сайта.

Ошибка пятая. Неподготовленность к собеседованию

Зачастую соискатели, приходя на собеседование, полагаются на авось. Конечно, возможно, при разговоре с рекрутером, вас настигнет вдохновение и на все его вопросы вы ответите без подготовки и запинки. Но, как правило, волнение и неподготовленность играет с такими кандидатами плохую шутку. В итоге вопрос о сильных и слабых сторонах интервьюированного или о причинах его ухода с предыдущего места работы, может поставит кандидата в тупик.

Поэтому желательно, подготовить ответы на предполагаемые вопросы и даже отрепетировать их с близкими или друзьями. Как правило, эти вопросы стандарты, и помимо вышеуказанных возможны следующие:

  1. Расскажите о себе.
  2. Почему вы хотите работать именно здесь?
  3. Почему мы должны взять именно вас?
  4. Кем вы видите себе через пять и более лет?
  5. На какую зарплату вы претендуете?

К сожалению, полностью предугадать возможные вопросы на собеседовании нереально, но заранее подготовленные ответы способны выручить даже при самом каверзном и неожиданном вопросе.

Также заранее подготовьте краткую речь о себе. Именно краткую. Многословность на собеседовании не очень уместна. Это следует учитывать и при ответе на вопросы рекрутера.

Ошибка шестая. Не иметь вопросов к работодателю

Многие кандидаты стесняются задавать вопросы интервьюеру и совершают ошибку. Вопросы от кандидата — это также один из индикаторов его заинтересованности в позиции. Однако вопросов не должно быть слишком много. Достаточно 2-3-х о предстоящей работе. Например:

  1. Что будет входить в мои должностные обязанности?
  2. Есть ли командировки и оплата за переработки?
  3. Есть ли обучение за счет компании и ДМС?

Не стоит забывать, что выбирают не только вас, но и вы. Поэтому особо важные для кандидата моменты, например, по поводу страховки, карьерного роста, отпуска, лучше обговаривать еще “на берегу”, чтобы начало трудовой деятельности не было сопряжено с неприятными для нового сотрудника открытиями.

Самый животрепещущий для кандидата вопрос о зарплате лучше оставлять напоследок, если только сам интервьюер не поднял эту тему раньше. Как говорится, вначале продайте себя, а потом договаривайтесь о цене. Ведь как правило, одним собеседованием дело не заканчивается. И в случае заинтересованности соискателем, его приглашают на последующие собеседования, где вопрос о зарплате будет выглядеть более уместным.

Ошибка седьмая. Критиковать предыдущее место работы

Даже если кандидат до этого работал рабом на галерах, ему не стоит критиковать и ругать своего предыдущего работодателя. Рекрутер может провести параллель со своей компанией или понять, что когда-нибудь, соискатель возможно будет отзываться в тех же выражениях и о них.

Говоря о причинах увольнения, лучше акцентироваться на отсутствии карьерного роста, невозможности раскрыть свои потенциальные возможности, удаленности от дома и т.д.

Ошибка восьмая. Ложь и приукрашивание фактов

Желание показаться лучше, чем есть на самом деле возникает у многих кандидатов. Особенно, если это работа мечты. И это понятно. Однако не стоит уподобляться герою Леонардо Ди Каприо из известного фильма “Поймай меня, если сможешь”, который менял личины и становился тем кем хотел с легкостью фокусника: от летчика до врача.

Соискателю следует отдавать себе отчет в том, что все тайное рано или поздно становиться явным. Навыки и деловые качества приписанные себе легко проверяются при последующей работе. Со всеми вытекающими из этого последствиями. Как известно, герой Ди Каприо закончил свою бурную карьеру в тюрьме. Правда, потом он стал консультантом полиции по мошенничеству. Но это уже совсем другая история.

Ошибка девятая. Чисто денежная заинтересованность

Конечно, не секрет, что одной из главных причин того, что мы продаем свое время работодателю являются деньги. Однако, озвучивать это в лоб рекрутеру не стоит. Для него основополагающий фактор — какую пользу кандидат может принести компании, насколько его знания, энергия, трудолюбие соответствует позиции, которую необходимо закрыть. Помните, что личные мотивы кандидата (например, близость к дому, финансы или хороший соцпакет) в расчет не принимаются.

Ошибка десятая. Игнорировать обратную связь

Ошибка считать, что собеседование закончилось на собеседовании. Перед уходом соискателю важно не забыть поблагодарить интервьюера за встречу и уточнить порядок и сроки обратной связи.

Считается хорошим тоном отправить интервьюеру письмо по электронной почте, в котором еще раз поблагодарить его за собеседование, выразить надежду на его успешное прохождение.

Подобное письмо имеет еще и сугубо практическое значение. Как правило, после собеседование кандидат вспоминает, что забыл упомянуть те или иные важные факты о себе, способные повлиять на благоприятный исход. Благодарственное письмо интервьюеру — хорошая возможность упомянуть их. Более того, для рекрутера — это знак заинтересованности кандидата в вакансии. И при прочих равных, предпочтение может быть отдано тому соискателю, который не поленился составить такое письмо.

Ошибка одиннадцатая. Расстраиваться при неудачном исходе собеседования

Неудача на собеседовании — не повод опускать руки. Это хорошая возможность проанализировать свои ошибки, а может быть отточить или освежить свои профессиональные навыки.

И всегда помните, что возможности напоминают автобусную остановку. Если не удалось сесть на один автобус, всегда придет другой.

Как не промахнуться с выбором и распознать ценного кандидата «на берегу»

Вы чувствуете себя капитаном огромного лайнера, который уверенно мчится по волнам успеха, или тем, кто плывёт на деревянном плоту в поисках твёрдой земли? Вы ощущаете поддержку своей команды или, напротив, устали от того, что весь бизнес держится на вас?

Создание эффективной команды, которая даёт результат, начинается с построения грамотной системы найма и адаптации сотрудников.

Со стороны может казаться, что в процедуре поиска персонала нет ничего сложного, однако на деле рекрутинг – это целое искусство, требующее HR -менеджера полной отдачи и глубинного понимания специфики своей работы. Поскольку нередко ошибки в найме могут стоить очень дорого. И речь здесь далеко не о финансах: упустить «правильных кандидатов», способных работать эффективно и приносить прибыль компании – потеря более значительная.

Давайте вместе разберёмся, каких ошибок следует избегать при найме.

Ошибка №1. « В поисках супергероя»

Бесспорно, каждый собственник стремится создать сильную команду, состоящую из суперспециалистов, способных выполнять эффективно сразу несколько функций и приносить огромную прибыль компании. Обычно собственник руководствуется такой логикой: «Нам нужен универсальный солдат, который будет делать мою работу, а еще вот это и это».

То есть ошибка возникает ещё на этапе составления портрета кандидата. Не существует готовых супергероев. Вы выращиваете их самостоятельно, исходя из интересов и целей вашей компании. Поэтому искать нужно не универсалов, а перспективных специалистов, которые могут подстраиваться под среду и расти в ней.

Для этого необходимо чётко прописать функционал для каждого сотрудника в компании и подбирать специалиста, соответствующего тем качествам, которые требуются для успешной работы в конкретной должности.

Ошибка № 2. «Совместить несовместимое».

Одна из самых распространённых ошибок – неправильная оценка качеств и компетенций кандидата.

Не нужно углубляться в психологию, чтобы понимать: для работы с документами требуется усидчивость, внимательность и скрупулёзность. Для работы с клиентами – развитые навыки общения, умение расположить к себе, уверенность и стрессоустойчивость. Ни в коем случае нельзя менять их местами.

Человеку, обожающему путешествия и новые впечатления, будет скучно сидеть в офисе по 8-10 часов и разбираться в таблицах и графиках. Зато финансист, влюблённый в цифры и ценящий во всём точность, будет ощущать себя на рабочем месте так же воодушевлённо, как предыдущий кандидат на вершине Килиманджаро.

Ошибка №3. «Стресс-интервью» и продажа ручки

Предлагать кандидату продажу ручки на интервью – не только прошлый век, но и показатель некомпетентности менеджера по персоналу.

Это в равной степени относится и к так называемым «стресс-интервью», целью которого служит создание напряжённой обстановки и выведение из равновесия кандидата. Делать этого ни в коем случае не стоит. В конце концов, вы снимаете не реалити-шоу, а нанимаете на работу профессионала.

Оценить его способность выходить из стрессовых ситуаций можно и без таких радикальных методов. Для этого достаточно задавать правильные вопросы, касающиеся его предыдущего опыта работы.

Ошибка №4. Промедление в озвучивании решения

Срок между собеседованием и принятием окончательного решения о трудоустройстве не должен затягиваться на недели и месяцы. Опыт показывает, что количество лояльных соискателей, готовых ждать принятия решения бесконечно долго, крайне невелико. Поэтому, если кандидат, устраивает вас по всем параметрам, не стоит медлить с приглашением. В обратном случае, когда мы не можем дать положительного ответа, также следует как можно скорее дать обратную связь кандидату.

Ошибка №5. «Сотрудник принят – найм завершён»

Ошибочно думать, что найм заканчивается с выходом сотрудника на работу. Рекрутеры часто забывают, что их работа не сводится только к оценке кандидатов и отсеву неподходящих. В числе важнейших забот специалиста по подбору персонала – мотивация соискателя, развитие и поддержание у него интереса к работе на период адаптации.

Если новый работник не сможет влиться в коллектив, почувствовать себя на своем месте, проникнуться корпоративной культурой, то он не сумеет эффективно работать в компании. Это может привести к тому, что он попросту покинет компанию в короткий срок. А значит, вся предыдущая работа HR -специалиста обесценивается. Поэтому следует помнить: найм заканчивается успешным прохождением испытательного срока. Только в этом случае мы можем говорить об эффективной работе рекрутера.

На связи была Анна Шумайлова, директор кадрового агентства Life Job, эксперт академии по вопросам персонала

Делитесь в комментариях своим мнением по данному вопросу.

Подбор персонала – это важнейший процесс в любой компании, влияющий на:

  • Эффективность работы коллектива;
  • Слаженность действий разных отделов фирмы;
  • Лояльность персонала.

И что самое главное – на итоговый результат, который дает вся компания. Новые сотрудники могут как вывести фирму на высший уровень, так и похоронить ее под грузом своей некомпетентности. А потому я предлагаю вам задать себе 5 следующих вопросов:

  1. Есть ли у вас вакансии, которые месяцами не закрываются?
  2. Есть ли  в компании текучесть кадров? (люди работают не дольше 2-х месяцев);
  3. Много ли Вы тратите денег на подбор персонала?
  4. Много ли  желающих работать в вашей компании?
  5. Как отзываются о вашей фирме кандидаты после собеседования?

Если ответы вас удовлетворяют – можете закрывать эту статью, она вам не понадобится. В обратном случае – я (Марианна, HR-менеджер Uni Consulting) расскажу вам о том, каких ошибок не стоит допускать при поиске сотрудников в компанию.

Ошибка №1: Анализ рынка? Неее, не слышал

Представим следующую ситуацию: в кабинет рекрутера врывается директор и кричит: «быстро найди мне руководителя отдела с опытом от 5 лет, в возрасте до 25 лет, без детей и семьи, за 200 долларов. Ну и чтобы жил на работе. Не найдешь – уволю к чертовой матери!». И что делать подборщику персонала? То за такие деньги опыта 0, то опыт есть, но зарплату хотят в 5 раз больше. То опыт и деньги сходятся, но у человека 3-е детей и работать может только 5 часов удаленно. Такие истории случаются у многих компаний. Однако вы можете их избежать, если последуете нескольким простым рекомендациям:

  • сделайте анализ зарплат, которые предлагают ваши конкуренты на нужную вам должность;
  • узнайте, сколько денег запрашивают нужные вам специалисты;
  • проанализируйте средний возраст людей с подходящими вам навыками;
  • подумайте, у каких компаний можно было бы «схантить» умелого сотрудника;
  • создайте уникальные преимущества для кандидата на вакансию.

А также подумайте над тем, есть ли у вас деньги на крутого специалиста. Если нет – возьмите перспективного стажера. При правильном подходе, он превратится в эксперта уже через 3-6 месяцев после выхода на работу.

Ошибка №2: Не понимаем как, выглядят наши кандидаты

Вы должны создать полный портрет будущего сотрудника, от «скилов» до личных качеств. В этом Вам помогут следующие вопросы:

  • Какие навыки нужны и какие будут плюсом для кандидата?
  • Чем конкретно будет заниматься новичок?
  • Какую зарплату мы готовы предложить?
  • Сколько должно быть опыта на аналогичной должности у кандидата?
  • Можно ли взять человека с похожим или совсем другим опытом?
  • Мужчина или женщина, или не имеет значения?
  • Есть ли ограничения по возрасту?
  • Какие черты характера должны быть?
  • Чем кандидат должен увлекаться?
  • Какие цели претендент должен ставить на будущее?

Важно – правильный портрет может составить лишь тот человек, который:

  1. Хорошо понимает, чем будет заниматься будущий сотрудник компании;
  2. Знаком с обстановкой внутри коллектива, который ждет пополнение;
  3. Обращает внимание не только на профессиональные, но и на личные качества кандидата.

Ошибка №3: А напишу ка я самые пафосные требования в вакансии

Ранее я уже писала о том, как правильно составлять тексты вакансий. В этом разделе только вкратце пробегусь по основным ошибкам, связанным с требованиями к кандидату:

  1. Высокомерие;
  2. Количество требований не соответствует зарплате;
  3. Грозные комментарии ( Самоучкам не писать! Без сопроводительных писем резюме не смотрим!) и т. д.;
  4. Требования с разных должностей, слепленные в одну вакансию;
  5. Вторжение в личную жизнь кандидата («никаких детей», «женатых не берем»);
  6. Необоснованные ограничения, связанные с возрастом или полом.

Словом, перед написанием вакансии нужно проанализировать рынок труда и создать портрет специалиста.

Ошибка №4 Не разбираюсь в нужной теме,  но как-то выкручусь

Рекрутер или руководитель компании должен разбираться во всех вопросах, которые отображают знания кандидатов. Пример:  производственной компании понадобилось сделать сайт и они решили найти веб-разработчика. Но никто понятия не имеет, что он должен знать и что такое HTML. Есть 2 решения:

  • Погрузится в IT-сферу;
  • Найти людей, которые знают, как отобрать нужного вам человека среди сотен кандидатов.

Не теряйте время на собеседования, где айтишники будут грузить вас страшными словами. Обучитесь и будьте готовы ко всему «во имя гугла» 🙂 ! Или обратитесь в рекрутинговую компанию, которая занимается подбором нужных специалистов.

Ошибка №5 Отбор кандидатов только на территории офиса

По мнению некоторых работодателей, интервью нужно проводить только в офисе и без отсеивания кандидатов в телефонном разговоре. Что в корне неверно. Ведь не каждый кандидат захочет тратить кучу времени на дорогу к вашему офису, не имея гарантии успешного трудоустройства. Лично мы вообще работаем удаленно и проводим собеседование только по скайпу. Но это не мешает нам находить людей, показывающих отличную работу на протяжении многих лет. Дам пару советов «от себя»:

  1. Перед тем как организовывать «живое собеседование», проведите интервью по телефону. Возможно, кандидат вам изначально не подходит;
  2. Экономьте время с помощью скайпа. Он дает возможность увидеть эмоции и манеру поведения человека в максимально удобных условиях для обеих сторон.

Ошибка № 6 Надо быть максимально грозным директором и грузить всех кандидатов

Обычно, соискатели и так нервничают перед собеседованием. Если же вести себя как преподаватель на экзамене, они могут и вовсе впасть в ступор. Лично я заметила, что человек лучше раскрывает о себе, находясь в расслабленном состоянии. Продолжая данную тему, хочу дать вам совет: Расслабьте кандидата обычными вопросами о погоде, городе проживания и настроении. После чего задавайте интересующие вас вопросы. Такой подход не только принесет больше пользы, но и повысит желание кандидата стать частью вашей компании.

Ошибка №7:Проверка кандидатов стандартным списком вопросов

Почему-то сложился стереотип, что для проведения хорошего собеседования достаточно выписать список вопросов с умной книги и «валить» ими соискателей. При этом никого не волнует, для какого кандидата и для какой должности создавался тест. Данный подход в корне неверен. Ведь качественное интервью – это диалог с соискателем. В первую очередь нужно видеть в кандидате человека, с которым нужно просто поговорить. Запомните 3 основных фактора:

  1. Собеседование — это диалог, а не допрос у следователя.
  2. Правильная пропорция: 80% говорит кандидат и 20 % – рекрутер;
  3. Критерии отбора кандидатов основываются на конкретной вакансии, а не берутся из супер-универсальной книги.

Несколько фишек, которые помогут вам построить диалог:

  1. Спросите о погоде или месте проживания кандидата;
  2. Расскажите собеседнику о том, как будет проходить ваш разговор;
  3. Попросите кандидата рассказать самое важное о себе, что поможет принять решение в его пользу;
  4. Предложите человеку описать работу своей мечты.

Ошибка №8 Проводить 4-х часовое собеседование – это ж норма

Мне приходилось слышать о компаниях, где собеседования длятся по 4 часа и дольше. Где бедных соискателей мучают сотнями вопросов и кучей бестолковых тестов. Дает ли это результат? Нет! Ведь 4 часа тратит и сам рекрутер… За 6 таких собеседований наберутся целые сутки. Только задумайтесь, сколько полезных вещей можно было сделать на протяжении полного дня… А потому я считаю, что 4-часовые собеседования – это:

  1. Непрофессионально;
  2. Неэффективно;
  3. Дорого для компании.

На собеседование должно уходить не больше 30 мин. Если уже в первые 15 минут вы видите, что кандидат вам не подходит, то диалог может быть прекращен еще быстрее.

Ошибка №9 Проведение собеседований всем руководством

В некоторых компаниях, интервью с одним соискателем одновременно проводят: рекрутер, ген. директор, начальник отдела, начальник департамента и другие «важные шишки». Просуммируйте количество потраченного времени и задайте себе следующий вопрос:  «Это эффективно?» Лично я считаю, что подобная практика:

  • Приводит к потере огромного количества времени;
  • Создает стресс и запутывает кандидата;
  • Требует слишком много ресурсов.

По моему мнению, одна из основных функций рекрутера – это отбор кандидата. Если человек хорошо звучит, его можно «передавать» начальнику отдела. Данный метод экономит кучу времени для руководства компании и повышает продуктивность самого собеседования.

Ошибка №10 Шефу надо хоть кого-то показать

Рекомендация для HR-менеджеров – никогда не показывайте руководителю кандидата, в котором вы не уверены.  Шеф может довериться вашему чутью и взять его в штат, а он уйдет через 3 дня, обругав весь коллектив компании. В итоге вы не только потратите время, но и выставите себя жалким дилетантом.

Ошибка №11 Кто сказал, что не нужно писать отказы кандидатам?

Забудьте фразу: «если Вы нам подходите, мы Вам перезвоним». Учитесь расставаться с кандидатами в теплых отношениях. Пишите доброжелательные отказы. Плюсы от этого:

  • Возможно кандидат, которому вы отказали, получит нужный опыт и пройдет повторное собеседование через несколько месяцев;
  • Кандидаты порекомендуют вас своим друзьям и знакомым;
  • О вас будут хорошо отзываться.

Несколько инсайдов напоследок

В конце статьи, я хочу напомнить вам о том, что:

  1. Анализ рынка труда это первый этап поиска сотрудников;
  2. Вакансия должна продавать, а не отпугивать;
  3. Эффективное собеседование длится не более 30 мин (в редких случаях – час);
  4. Скайп это верный друг и отличный помощник рекрутера;
  5. С кандидатом нужно доброжелательно говорить вне зависимости от того, подходит вам он или нет;
  6. Человека, в котором вы не уверены, категорически нельзя допускать к руководству;
  7. Всегда пишите отказы кандидатам, которые вам не подошли.

Надеюсь, данный материал был вам полезен. Быть может, обсудим его в комментариях?

Аудиоверсия этой статьи

Как находить кандидатов, проводить собеседования и не ошибаться выборе кадров? Прочитав статью, вы узнаете, как найти и привлечь в компанию сильных сотрудников

Мозг человека склонен находить положительные стороны в гипотезах, которые мы получаем. Отрицательные моменты уходят на второй план. Иными словами, наш мозг оправдывает выбор варианта, который нам больше нравится.

Чтобы принимать взвешенное решение без эмоций, полезно использовать в работе чек-листы. Вы просто отмечаете напротив вопросов «да» или «нет». И шансов допустить ошибку становится меньше. Два директора рассказывают, как они используют чек-листы при подборе персонала и какие вопросы в них включили.

Принцип: нанимать долго, увольнять быстро

Два года назад я ошибся в человеке, которого взял на работу. Казалось, нашел профессионала. Он предоставил отличные рекомендации. Я не задумывался, какой у него характер, что движет его поступками, совпадут ли его морально-этические нормы с ценностями компании. Вскоре нам пришлось расстаться. Это был жесткий и волевой человек. А в нашей компании, чтобы управлять, требуется эмоциональный интеллект. Надо уметь договариваться, а не продавливать решения.

Павел Анненков, основатель компаний «Аптренд», «Тринова» и «Флориста», Москва

Тогда и появился чек-лист. Теперь, прежде чем взять человека на работу, задаю себе пять вопросов. Если хотя бы один ответ отрицательный, то, несмотря на опыт, рекомендации и идеальное собеседование, кандидата я не возьму. Почему? Потому что легко попадаешь под обаяние человека: сегодня люди умеют себя продавать.

Вот мои пять базовых вопросов о кандидате.

Вопрос 1: «Он честный?» Для меня это главный вопрос. Обязательно проверяю рекомендации кандидата. Акцентирую внимание на мелочах. Ведь если человек нечестен в мелочах и в несущественных на первый взгляд деталях, то велика вероятность, что в сложных ситуациях это качество проявится в другом масштабе.

Вопрос 2: «Он умный?» Образование и опыт работы не главное. Я редко придаю значение уровню образования соискателя. У сотрудника, который принесет успех компании, должно быть развитое мышление, открытость к новому. В стремлении к развитию, росту и проявляется ум. Так, я прошу назвать последние пять книг, которые прочитал кандидат. По тому, что человек читает, легко составить его портрет. Следующий вопрос — «Какие курсы, семинары и конференции вы посетили за последний год?». Сегодня главное — это самообразование. Если человек не учится, это говорит о многом.

Вопрос 3: «До конца ли я понимаю этого человека?» Я не люблю работать с людьми-загадками. Если чувствую недосказанность, неоднозначность в мотивации человека, то не беру его на работу. Я должен четко понимать, чего сотрудники хотят достичь в жизни и в работе. Их поведение должно быть предсказуемо. Особенно это касается кандидатов на руководящие позиции. Пусть у человека будут отрицательные стороны, но я буду понимать, в чем они проявляются. Сотрудник должен быть для меня как открытая книга. Чтобы оценить это, финальные собеседования я провожу в неформальной обстановке.

Вопрос 4: «Есть ли у него достаточный опыт для решения тех задач, ради которых я беру его на работу?» У меня зрелая компания, это не школа и не университет. Люди приходят работать, а не учиться за мой счет. Поэтому я рассматриваю кандидатов, у которых есть профессиональные навыки. Как их оценить? Вам следует как можно четче сформулировать функциональные обязанности по открытой вакансии. Исходя из них, придумайте кейс и дайте решить его кандидату. Так, задача кандидата на должность директора по маркетингу — обозначить конкурентные преимущества компании и составить портрет целевого клиента, проанализировать работу нашего сайта и сайта конкурентов, указать на плюсы и минусы.

Вопрос 5: «Хочу ли я проводить время с этим человеком?» До собеседования со мной кандидат проходит через HR-менеджера. Тот проверяет резюме, опыт работы и т. п. Но ответить на этот вопрос сможет только руководитель, который ищет сотрудника в команду. На работе мы проводим много времени, и я желаю общаться с человеком, который мне приятен. Конечно, по одному собеседованию ответить на данный вопрос сложно.

Выводы. У меня есть принцип: нанимать медленно, увольнять быстро. Поэтому на подбор персонала я трачу 30% рабочего времени. Считаю, что главная задача руководителя — создать правильную команду. На подбор одного «топа» могу потратить от трех до шести месяцев. За последние два года из моих компаний ушел только один руководитель — из-за сокращения персонала.

С каждым кандидатом у меня минимум три собеседования. Во время первого я формирую общее впечатление, оцениваю профессионализм человека. Если кандидат подходит, прошу сделать задание к следующей встрече. На втором собеседовании я задаю более сложные вопросы. К этому времени мы проверяем рекомендации. Цель третьего собеседования — оценить, правильно ли мы понимаем друг друга. Важно, чтобы соискатель осознал круг будущих обязанностей и специфику работы. Хуже всего, когда окрыленный человек приходит в компанию, а потом оказывается, что он ожидал другого. В итоге обоюдное разочарование, зря потраченное время и увольнение.

Пример. Я искал операционного директора в одну из своих компаний. Мы общались с главным кандидатом порядка полутора месяцев. За это время состоялось пять встреч:

  1. три формальные — по два-три часа в офисе;

  2. две неформальные в ресторане — сначала со мной, а финальный ужин — втроем с генеральным директором компании.

Перед последней встречей осталось получить ответы на два вопроса. Первый — подходит ли этот человек под культуру компании? Второй — хотим ли мы проводить с ним свободное время? В результате мы взяли кандидата на работу.

Цель собеседования — понять, если ли «химия» между нами

Вот вопросы из моего чек-листа, с помощью которого я отбираю сотрудников.

Михаил Воронин, старший партнер компании Winning The Hearts Group, председатель совета директоров компании «Подъежики», Москва

Вопрос 1: «Есть ли „химия“ между нами?» Цель — понять, находимся ли мы с соискателем на одной волне. Так, это может проявляться в том, смеется ли человек над моими шутками. Или чувствует ли меня: когда стоит помолчать, а когда продолжить или начать беседу.

Вопрос 2: «Смогу ли я управлять этим человеком?» Даже если у кандидата есть нужный опыт и навыки, мне прежде всего необходимо, чтобы он сработался со мной в связке «руководитель — сотрудник». Как это понять на собеседовании? Я говорю: «Хочу знать о вас все» — и молча слушаю человека. Еще задаю простые вопросы: «Где вы родились, учились, работали?» Да, ответы есть и в резюме. Но, исходя из рассказа собеседника, я понимаю, насколько четко он умеет формулировать мысли. Я не перебиваю, записываю вопросы и свои комментарии. На собеседованиях со мной люди говорят в среднем 85–90% времени встречи.

После могу задать и провокационный вопрос: «Как вы относитесь к откатам?» Именно «относитесь», а не «получали ли вы». Каких только рассуждений на эту тему не услышал Сразу понимаешь, в каком направлении человек думает, узнаешь его морально-этические взгляды на жизнь и работу.

Вопрос 3: «Действительно ли человек желает заниматься этой работой, не сойдет ли он с полпути?» Бывает, на собеседовании люди в приливе энтузиазма говорят: «О, мы будем организовывать мероприятия, как это круто» Однако соискатели забывают, что это тяжелый труд, который не имеет ничего общего с праздниками и весельем. Чтобы проверить соискателя, спрашиваю: «Каким вы видите себя через три, пять или десять лет? Какая у вас мечта, чем гордитесь?». Еще часто задаю вопрос: «Вас предавали в жизни и в работе?» Любопытно, что 99% людей отвечают утвердительно. После этого я спрашиваю: «А вы предавали?» Все, как правило, это отрицают. На самом деле меня интересует не односложное «да» или «нет», а то, как человек реагирует на подобные вопросы, как рассуждает. Еще один мой любимый вопрос: «Вы хороший человек?» Что на это ответить? Конечно, «Да». Тогда я уточняю: «А что вы вкладываете в это понятие?» Ответ раскрывает ценности человека.

Вопрос 4: «Соответствуют ли его финансовые запросы уровню компетентности?» По этому вопросу у меня есть классификация кандидатов.

  • Первый тип — «неквал», или «ребята-космонавты». Если ко мне приходит студент или человек с минимальным опытом работы и претендует на руководящую должность или требует зарплату в 100 тыс. рублей, я сразу с ним прощаюсь.

  • Второй тип — менеджер. Жду от менеджера одного: четкой исполнительности. Да, в работе требуются и инициатива, и коммуникабельность, и стержень. Но главное качество хорошего менеджера — исполнительность.

  • Третий тип — руководитель. Он берет на себя целый блок работы. Если с исполнителем я езжу на встречи, то руководитель — самостоятельный человек, отвечающий за свой участок. И его финансовые ожидания выше, чем у менеджера.

  • Четвертый тип — партнер. Редкие создания, найти которых — большая удача! Такие люди способны закрыть целое направление. Вы работаете с ними на равных, разделяя функции. При партнерстве вопрос денег решаем индивидуально.

Выводы. На первом собеседовании важно показать соискателю «правила игры» в компании. Если человек говорит, что хочет получать больше, чем я предлагаю, отвечаю: «Столько вы здесь не заработаете». Важно еще «на берегу» проговаривать с людьми, как устроена их будущая работа. Чем четче вы сформулируете ожидания, тем выше шансы, что человек задержится.

Ко второму собеседованию я прошу кандидата выполнить задание. Мне важно, выполнит ли человек его вовремя, как структурирует информацию, какое у него видение вопроса. Важно дать кандидату задание, которое потребует времени и сил. Так я проверяю, есть ли у человека мотивация, чтобы работать со мной. Мне часто говорят: «Давайте сначала договоримся, что вы меня взяли, а потом я сделаю это задание». Я сразу же говорю: «До свидания»

Начиная новый бизнес два года назад, я пытался идти на компромиссы. Не обращал внимания на отсутствие «химии», ориентируясь на резюме и опыт. Брал человека, даже если он не решил тестовую задачу, так как кандидат вроде бы подходил по остальным пунктам, да и вакансию требовалось заполнить срочно. Сегодня я вернулся к своим правилам из чек-листа. Убедился, что они работают и что собрать команду можно только с их помощью.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки при опиле форм ногтей
  • Ошибки при отбеливании зубов
  • Ошибки при организации бизнеса
  • Ошибки при остеклении лоджии
  • Ошибки при опознании предметных изображений называют