Ошибки при оформлении таблиц

Что такое таблицы в курсовой работе

При написании курсовой работы, важно учитывать каждую деталь, в том числе знать, как оформляются таблицы. Поскольку от этого зависит и внешний вид курсовой работы, и оценка за нее.

Таблица − это отражение данных в виде пересекающихся строк и столбцов, способ структурирования данных и их распределения.

Таблицы иллюстрируют текст работы, делают его наглядным и понятным. Правила оформления этих графических элементов можно изучить в ГОСТе, а также в методических рекомендациях конкретного вуза.

Оформление таблиц в курсовой работе по ГОСТу

Правила оформления таблиц прописаны в ГОСТ 7.32-2001 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».

В данном ГОСТе прописано, что таблица располагается сразу после абзаца, где стоит на нее ссылка. Таблицы разрывать можно, но не желательно. Лучше оставить пустое место после абзаца со ссылкой на таблицу и разместить ее на следующем листе.

Все таблицы в курсовой работе нумеруются, для этого используются только арабские цифры. Название таблицы следует размещать сразу над ней. Точка после номера таблицы не ставится. После номера идет тире, затем – название таблицы.

Нельзя заканчивать главу, раздел или пункт таблицей. После таблицы обязательно нужно дать обобщение представленной информации, разместить текстовый вывод.

Пример оформления таблицы в курсовой работе по ГОСТу:

Пример оформления таблицы в курсовой работе по ГОСТу

Рисунок 1. Пример оформления таблицы в курсовой работе по ГОСТу

Виды таблиц в курсовой работе

Таблицы бывают простые и сложные, при этом сложные делятся на групповые и комбинационные. Разница между этими типами заключается в наличии вложенных столбцов или строк.

Простые таблицы состоят из одной строки заголовка и одного заголовочного столбца, это перечень отдельных единиц, не объединяющихся ни в какую группировку.

Пример простой таблицы

Рисунок 2. Пример простой таблицы

Сложные таблицы имеют более глубокую структуру, чем простые. Групповые таблицы − таблицы, в которых изучаемый объект разделен на группы по какому-либо признаку. Комбинационные таблицы являются самыми сложными по структуре. Они описывают объект, группируя информацию по двум и более признакам.

Пример сложной таблицы

Рисунок 3. Пример сложной таблицы

Нумерация таблиц в курсовой работе

Все таблицы в курсовой работе нумеруются, для этого используются только арабские цифры. ГОСТом допускаются три принципа нумерации таблиц в курсовой работе:

  1. Последовательная нумерация: Таблица 1, Таблица 2, Таблица 3 и т. д.
  2. Нумерация по разделам с указанием номера раздела и, после точки, номера самой таблицы: Таблица 1.1, Таблица 1.2, Таблица 1.3, Таблица 2.1, Таблица 2.2 и т. д.
  3. Нумерация с учетом номера приложения: Таблица B.1, Таблица С.1.1, Таблица С.1.2 и т. д.

Точка после номера таблицы не ставится.

Как правильно оформить таблицы в курсовой работе

Простые и сложные таблицы, которые не превышают по размеру половину листа А4, должны находиться в курсовой за абзацем, к которому непосредственно относится приведенная в них информация. Если же таблица превышает размер половины страницы, ее следует переместить в приложение.

При разрыве таблицы на одном и том же листе, необходимо над каждой частью сделать подпись в курсовой: «Продолжение таблицы».Если же необходимо сделать перенос таблицы в курсовой на другой лист, то необходимо копировать часть с заголовком и подзаголовками.

Пример оформления разрыва таблицы

Рисунок 4. Пример оформления разрыва таблицы

Алгоритм создания таблицы в Word

1. Найдите в оглавлении верхней панели документа раздел «Вставка». Далее выберите пункт «Таблицы» (рисунок 5).

Пункт "Таблицы"

Рисунок 5. Пункт «Таблицы»

2. В открывшемся окне можно мышкой выбрать нужное количество строк и ячеек или нажать на «Вставить таблицу» и самостоятельно определить их нужное количество (рисунок 6).

Кнопка "Вставить таблицу"

Рисунок 6. Кнопка «Вставить таблицу»

Как подписывать таблицы в курсовой работе

У таблиц всегда должно быть название.Их следует подписывать кратко, лаконично, но при этом название должно четко отражать смысл таблицы, суть приведенной в ней информации. Рекомендуется использовать в названии таблицы от 2 до 5 слов, избегая громоздких формулировок.

Слово «Таблица» следует писать с заглавной буквы и обязательно полностью, не сокращая.

Шрифт и кегль в названии таблицы – тот же самый, что и в основном тексте (в ячейках можно использовать меньший размер шрифта). Не следует как-то особо выделять названия таблиц, используя цвет, подчеркивания и т. д. Впрочем, на практике иногда используется полужирный шрифт.

Заголовок таблицы необходимо вставлять на листе курсовой работы слева. Абзацный отступ в данном случае не используется.Заголовок располагается над таблицей с отступом в одну строку от верхней части основного текста. В конце названия точку не ставят.

Образец оформления заголовка таблицы

Рисунок 7. Образец оформления заголовка таблицы

Типичные ошибки при оформлении таблиц в курсовой работе

Типичные ошибки при оформлении таблиц:

  1. Создавать слишком большое количество строк, не позволяющее удобно разместить таблицу на одной странице.
  2. Создавать слишком большое количество столбцов, что происходит, если таблицу сперва создали в Excel, а потом перенесли в Word.
  3. Не указывать заголовки и подзаголовки при разрыве таблицы.
  4. Сокращать слово «Таблица» в подписи.
  5. Использовать заливку, чтобы выделить заголовки в таблице.
  6. Не делать сноски на таблицу в курсовой работе, которая расположена в приложении.

Примеры таблиц в курсовой работе

Пример простой таблицы

Рисунок 8. Пример простой таблицы

Пример сложной таблицы

Рисунок 9. Пример сложной таблицы

Ответы на вопросы

Что такое таблица?

Таблица − это отражение данных в виде пересекающихся строк и столбцов, способ структурирования данных и их распределение по однотипным строкам и столбцам.

Каким ГОСТом регламентируется оформление таблиц в курсовой работе?

Оформление таблиц регламентируется таким стандартом, как ГОСТ 7.32-2001 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».

На какие типы делятся таблицы?

Таблицы бывают простые и сложные, при этом сложные делятся на групповые и комбинационные. Разница между этими типами заключается в наличии вложенных столбцов или строк.

Какими способами можно нумеровать таблицы?

Допускаются: последовательная нумерация, нумерация по разделам с указанием номера раздела, нумерация с учетом номера приложения.

Ставится ли точка после наименования таблицы?

Нет, не ставится.

Как правильно оформлять разрыв таблицы?

При разрыве таблицы на одном и том же листе необходимо над каждой частью делать подпись: «Продолжение таблицы».

Как оформлять таблицы в курсовой: пример

Оформление таблиц в курсовой может стать камнем преткновения при оценке работы. Исследовательские и практические труды невозможно представить без применения табличного содержания информации. При помощи таких графических элементов отображаются различные цифровые показатели, полученные в результате анализа или сравнения.

Особенности оформления простых и сложных таблиц курсовой работы

Табличные формы подразделяются на сложные и простые. Разница между этими типами заключается в наличии вложенных столбцов или строк. Более простыми словами: это ситуация, когда любые из указанных структурных единиц дробятся внутри таблицы на составляющие ячейки. Предлагаем рассмотреть наглядные примеры простых и сложных таблиц.

Пример 1. Простые таблицы.

Пример 2. Сложные таблицы.

В ходе ответа на вопрос, как оформлять таблицу в курсовой, сразу надлежит сказать, что названия строк и столбцов, а также их структурных ячеек необходимо указывать с прописной буквы.

Строчное написание можно использовать в том случае, если содержание заголовков и их составных единиц являются одним предложением

Среди дополнительных требований следует выделить:

  • в конце заголовков точка не ставится;

  • названия строк и столбцов указываются в единственном числе;

  • заголовки можно записывать как параллельно, так и перпендикулярно.

Головную часть таблицы необходимо отделить от основного блока. Внутренние разделительные линии можно не использовать только тогда, когда это не препятствует нормальному восприятию приведенных сведений.

Как грамотно разместить таблицу в курсовой

Касаемо размещения таблиц в курсовой следует сказать, что выбор в пользу расположения форм в самом тексте или в приложениях обусловлен исключительно видом и размером графического материала.

Если табличка небольших габаритов, целесообразно разместить ее по центру в тексте работы, не забыв про отступы сверху и снизу. При малых размерах форм следует задуматься об обтекаемости.

Таблицы со сложной структурой для лучшей наглядности требуют переноса в приложения.

В ходе ответа на вопрос, как оформить таблицу в курсовых работах, необходимо придерживаться следующих действующих стандартов:

  • ГОСТ 7.32 – 2017 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правили оформления»;

  • ЕСКД (Единая система конструкторской документации).

Наряду с этими документами, нельзя оставлять без внимания и методические рекомендации учебного заведения. В таком пособии можно в более простой форме найти не только описание требований, но и наглядные демонстрации образцов.

Правильная нумерация таблиц в курсовой работе

При оформлении табличных форм в рамках одного тематического блока номер таблицы указывается по следующему принципу: Таблица 3.3 – Количество паводков на Рыбинском водохранилище за 5 лет. Первая цифра указывает на главу, где размещена таблица, вторая – подраздел.  

Если во всей работе только одна таблица, нумерация не требуется

Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения: «Таблица 2» или «Таблица Г.2» (при условии ее нахождения в приложении Г).

Название таблицы курсового проекта

В тексте курсовой название таблицы размещается над ней. После номера ставится тире, а затем название с заглавной буквы. Подписывать необходимо так: Таблица 1 – Сезонные изменения уровня воды в Рыбинском водохранилище.

Оформление текста в таблице

Текст внутри таблицы оформляется по аналогии с основным материалом работы, то есть тем же шрифтом. Размер может быть меньшего кегля.

Заголовки столбцов выравниваются по центру, а наименования строк – по левой границе. Числовая информация должна указываться в рамках конкретной графы.

Заявка на курсовую

Действующие нормы и правила запрещают при табличном отображении информации допускать сокращения слов. Исключениями являются отсылки на названия нормативных документов: ГОСТ, СНиП и пр., а также указание общепринятых и ранее указанных в работе буквенных обозначений.

Особое внимание следует уделить физическим величинам: м, см, мм, л и т.д. В графе указывается: «Высота уменьшения паводка, м».

В случае неоднократных повторений одного и того же слова допускается замена знаком кавычек по окончании первого употребления. Правило относится только для одиноких слов. Применение для составных выражений, а также различных символов, знаков и цифр не допускается.

Когда информация в соответствующей графе отсутствует, рекомендуется ставить прочерк.

Правила переноса таблицы на следующий лист

Если несколько строк переносятся на следующую страницу, действующие нормы разрешают деление. В таком случае после переноса отделенная часть таблицы должна продублировать головную часть.

Если в таблице количество строк выходит за пределы страницы, а количество столбцов небольшое, то стандарт разрешает поместить одну ее часть рядом с другой. Таблицу, состоящую из 2 граф, можно разделить по горизонтали на две части и поместить вторую часть рядом так, чтобы получилось четыре графы. 1 и 3, 2 и 4 графы будут иметь одинаковые заголовки.

Основные ошибки при оформлении таблиц

Сложности при оформлении в программе word чаще всего возникают при переносах. В этом поможет знание правил конкретного документа. По ГОСТ при переносе наименование таблицы с последующими разделами необходимо указывать с выравниванием по правому краю, по ЕСКД – по левому.

В остальном требования нормативов схожи и предусматривают расположение над оставшимися блоками таблицы в курсовой такой формулировки: «Продолжение таблицы 3».

Нижняя линия первого блока не дублируется, поскольку оставшаяся часть в этом случае фактически будет ее повторять.

Что касается оформления ссылок, то пишите их согласно нормативам на основе следующих примеров:

  1. «…согласно таблице 7» – при условии применения в работе сквозной нумерации таблиц.

  2. «…как усматривается из таблицы 7.1» – при использовании нумерации в пределах одного тематического блока.

Не исключен и вариант, когда используется указание ссылки в круглых скобках после отражения информации: «Количественные значения энергопотребления насосов в зависимости от объема всасываемой жидкости (таблица 3)».

При отсылке к табличной форме, содержащейся в приложении, ее наименование будет выглядеть следующим способом: «…на основании таблицы В.8».

К оформлению таблицы в курсовой работе следует подходить с особым вниманием. Это обусловлено тем, что весомость труда подчеркивается именно благодаря каждой детали: шрифту, отступам и пр.. В связи с этим знание особенностей оформления табличных форм позволит не только больше предоставить наглядности материалу о проведенных опытах, но и подчеркнуть высокую значимость исследования.

Содержание

Содержание:

  1. Для чего нужны таблицы в курсовой работе?

  2. Общие правила оформления таблиц

  3. Виды таблиц

  4. Оформление текста внутри таблицы

  5. Нумерация таблиц в тексте

  6. Как создать и заполнить таблицу в Word: пошаговая инструкция

  7. Создание большой таблицы

  8. Действия с таблицами

  9. Изменение параметров ячеек

  10. Управление свойствами

  11. Распространенные ошибки при оформлении таблиц

  12. Заключение

Иллюстративный материал – неотъемлемая часть курсовой
работы. Рисунки, графики и таблицы облегчают восприятие материала и позволяют
всесторонне описать проблему, о которой идет речь.

На практике студенты сталкиваются с затруднениями при
заполнении и оформлении таблиц в курсовой. Здесь нужно учитывать множество
нюансов: расположение в тексте, объем, нумерация, оформление внутритабличного
материала. Неправильное оформление таблиц в курсовой работе становится причиной
возврата проекта на доработку или снижения итоговой оценки.

Прочитав эту статью, вы узнаете, как оформлять таблицу внаучной
работе студента без ошибок, в соответствии с установленными требованиями.

Для чего нужны таблицы в курсовой работе?

Таблицы в научной работе – простой и вместе с тем удобный
инструмент визуализации данных. Многие ошибочно считают, что они нужны только в
том случае, если проект посвящен экономическим или техническим дисциплинам. На
самом деле таблицы универсальны: в них можно размещать не только цифры и
вычисления, но и массивы информации. Они особенно уместны, если нужно что-то
сравнить или классифицировать.

Этот инструмент продемонстрирует научному руководителю, что
студент действительно работал над текстом: анализировал, сравнивал, искал и
сортировал информацию, приводил наглядные иллюстрации.

Важное преимущество таблиц заключается в том, что в них
можно удобно разместить материал, который сложно или невозможно выразить
словами. Например, с их помощью оформляют результаты эксперимента,
демонстрируют проведенный анализ с выделением всех преимуществ и недостатков
изучаемых явлений, проводят подробные сравнения.

Правильно составленные таблицы всегда обращают на себя
внимание, даже при беглом просмотре.

Общие правила оформления таблиц

Чтобы оформить таблицы в курсовой без ошибок, следуйте этим
правилам:

  1. Размещайте их сразу после абзаца, в котором присутствует ссылка на нее. Привязка к тексту обязательна: таблица не должна располагаться произвольно.
  2. Старайтесь не разрывать страницу. Делать это не запрещено, но работа выглядит аккуратнее, если все данные расположены на одной странице, без разрывов. Например, если после абзаца, в котором содержится упоминание таблицы, остается немного пустого места, то лучше перейти на следующую страницу и начать оформление там. Если все же делается перенос, то на следующую страницу нужно скопировать «шапку» таблицы и указать «Продолжение таблицы №…».
  3. Не стоит использовать слишком большие, объемные таблицы. Это правило особенно актуально для тех случаев, когда студент пытается таким образом искусственно увеличить итоговый объем работы.
  4. Если таблица объективно содержит много данных и занимает много места, то ее нужно вынести в раздел «Приложения». В этом случае в тексте работы можно оставить мини-версию таблицы с самыми важными данными или просто оставить ссылку на нее. Обратитесь к нашей статье, чтобы узнать, как правильно оформлять ссылки.
  5. Все таблицы в курсовой работе необходимо нумеровать. Для этого используют только арабские цифры. Эти визуальные элементы нумеруются последовательно: Таблица 1, Таблица 2 и т.д. После номера таблицы точка не ставится.
  6. У объекта обязательно должно быть название: краткое, лаконичное, но при этом четко отражающее его суть (например, «Анализ системных подходов к…». Название таблицы нужно размещать непосредственно над ней.
  7. Слово «Таблица» нужно писать с заглавной буквы, полностью, без сокращений.
  8. Таким визуальным элементом нельзя завершать главу, раздел или пункт.

Таблицы можно располагать как внутри текста, так и в разделе
с приложениями, который размещают в конце курсового проекта, после основных
смысловых частей.

Виды таблиц

Таблицы, которые используют для визуализации курсовой
работы, могут быть простыми и сложными, в зависимости от их структуры и
количества ячеек.

Простые таблицы по структуре напоминают линейную решетку,
содержат только столбцы и строки и выглядят так:

Сложные таблицы имеют более развернутую, нетипичную структуру,
и большое количество ячеек, вложенные столбцы и строки. Примеры ниже:

Оформление текста внутри таблицы

Скомпилированная и обработанная информация должна быть
правильно оформлена внутри ячеек или столбцов. При наполнении таблицы текстом
нужно соблюдать следующие правила:

  • заголовки начинают с прописной буквы,
    подзаголовки – со строчной;
  • точки после заголовков и подзаголовков не
    ставятся;
  • заголовки и подзаголовки нужно располагать
    горизонтально;
  • отдельные столбцы выравнивают по центру,
    построчные заголовки – по левому краю;
  • шрифт может иметь меньший размер, чем в основном
    тексте, но не менее десятого кегля, иначе он будет плохо читаем;
  • горизонтальные ячейки должны быть
    однострочными.;
  • если в ячейке отсутствует текст, то в ней нужно
    поставить прочерк (знак «-»);
  • поля нельзя заливать цветом, а ячейки – фоном,
    допускается только черно-белая печать.

Обратите внимание: действующие нормы ГОСТа не допускают
использовать сокращения слов внутри таблицы. Исключениями являются общепринятые
и ранее указанные в тексте работы буквенные обозначения, а также наименования
нормативных документов (СНиП, ГОСТ и т.д.).

Нумерация таблиц в тексте

Все таблицы в работе обязательно должны быть пронумерованы.
Основные варианты оформления:

  1. Последовательное, по мере размещения данных в
    тексте (Таблица 1, Таблица 2…). Это стандартный и наиболее распространенный
    вариант нумерации.
  2. По разделам. При использовании такого способа
    используют две цифры, разделенные точкой. Первая указывает на номер раздела в
    курсовой работе, вторая – на номер таблицы (например, «Таблица 1.1.», «Таблица
    2.2» и т.д.).
  3. Смешанная. Этот способ нумерации используется
    гораздо реже и основан на учете номера приложения, в которые выносят таблицы. В
    этом случае используют буквы и цифры, например, «Таблица А.3».

Для слова «Таблица» и ее названия используют тот же кегль,
интервал и шрифт, что и для основного текста работы.

Как создать и заполнить таблицу в Word: пошаговая инструкция

Создание таблиц в курсовой работес помощью средств программы
MSWord – не слишком
сложная задача, которая, тем не менее, требует внимания и концентрации.

Существует несколько способов создания таблицы в курсовой
работе. Первый, самый простой, подходит для таблиц без сложного форматирования,
дополнительных вложенных строк и столбцов. Нужно сделать следующее:

  • открыть меню «Вставка»;
  • выбрать инструмент «Таблица»;
  • с помощью курсора выделить нужное число ячеек
    (2х2, 5х2, 8х7 и так далее).

Это наиболее быстрый и удобный метод создания таблицы. Обратите
внимание: максимальный размер объекта в данном случае составляет 10 колонок на
8 строк. Если требуется более объемная таблица, такой способ не подойдет.

Создание большой таблицы

Чтобы сделать таблицу с большими размерами, нужно:

  • перейти в раздел «Вставка»;
  • нажать на инструмент «Таблица»;
  • выбрать опцию «Вставить таблицу».

После этого нужно ввести основные значения для таблицы. Это:

  • количество колонок и строк;
  • ширина для каждого столбца.

После указания всех значений подтвердить действие, нажав
кнопку «Ок».

Действия с таблицами

Если в таблице нужно объединить несколько ячеек, то это
можно сделать двумя способами. Первый:

  1. Выделить нужное количество ячеек, выбрав
    диапазон.
  2. Правой кнопкой мыши кликнуть по выделенной
    области.
  3. В открывшемся контекстном меню выбрать пункт
    «Объединить ячейки».

Также это действие можно выполнить с помощью панели
инструментов. Для этого нужно:

  • выделить с помощью мыши нужные ячейки;
  • выбрать на панели инструментов раздел «Макет»;
  • нажать на иконку «Объединение»;
  • выбрать пункт «Объединить ячейки».

При создании сложных таблиц часто требуется разбить ячейки
на несколько составляющих. Для того, чтобы сделать это, нужно:

  • правой кнопкой мыши нажать на ячейку, которую
    нужно разделить;
  • выбрать из выпадающего меню пункт «Разделить
    ячейки»;
  • в открывшейся форме ввести нужное количество
    строк и столбцов;
  • подтвердить действие нажатием на кнопку «Ок».

Изменение параметров ячеек

Увеличить размеры ячеек довольно просто: для этого нужно
навести курсор на любую из ее границ (верхнюю, нижнюю, правую или левую).
Кликнуть левой кнопкой мыши и потянуть курсор вниз, чтобы сделать ячейку более
высокой. Для изменения ширины сделать то же самое, но курсор потянуть вправо.

Управление свойствами

Все параметры таблицы можно настроить в одном месте. Для
этого нужно кликнуть правой кнопкой мыши в любой части текста. В появившемся
меню выбрать пункт «Свойства таблицы». На экране появится окно, в котором есть
сведения о всех свойствах объекта и его структурных элементах (строки, столбцы,
ячейки). Здесь их можно менять и настраивать.

Распространенные ошибки при оформлении таблиц

Оформление таблиц в курсовой часто вызывает затруднения у
студентов. В результате они делают повторяющиеся ошибки. Это:

  1. Слишком большое количество строк. Длинные
    таблицы сложно воспринимать. Читать их также неудобно.
    Кроме того, чересчур большие визуальные элементы занимают много страниц и
    становятся причиной превышения рекомендуемого объема работы.
  2. Большое количество столбцов. В таком случае
    структура таблицы смещается, слова размещаются не горизонтально, а вертикально.
    Отпечатанные на листах в таком виде объекты выглядят неопрятно и неестественно.
  3. Использование в таблице графы «№ п/п» (номер по
    порядку для нумерации пунктов). Это только занимает лишнее место на странице и
    не несет смысловой нагрузки.

Пример неправильно оформленной таблицы:

Заключение

Таблицы обязательно должны присутствовать в курсовых
работах. Это наглядный материал, который демонстрирует вовлеченность автора в
научное исследование и позволяет предоставить необходимую информацию в сжатом
виде.

Если вы осознаете, что не успеете подготовить и оформить
курсовую работу должным образом, обращайтесь в учебный центр Студсервис. Оставляйте
заявку на сайте прямо сейчас, чтобы бесплатно рассчитать стоимость и сроки
создания работы по вашей теме. Нам можно доверять: мы ведем свою деятельность с
2004 года и за весь период существования помогли тысячам студентам успешно
защитить курсовые проекты.

Помощь в написании работы

Таблицей называется перечень систематизированных цифровых данных или каких-либо иных сведений, расположенных в определённом порядке по графам. Таблицы являются наглядной формой подачи фактического материала, они существенно облегчают восприятие текста, насыщенного однородными сведениями, обычно — цифровыми показателями количества чего-либо.

Допускается табличная форма расположения и текстового материала документов. Например, ПРИКАЗЫВАЮ обеспечить выполнение следующих мероприятий:

№ п/п

Исполнитель

Действие, мероприятие

Срок исполнения

1

Указывается в именительном падеже (например: Директор завода тяжёлого машиностроения т. Иванов И.И.)

Указывается в именительном падеже (например: Организация на заводе лаборатории НОТ)

01.10.68

Сопоставим одни и те же фактические данные, оформленные: а) в виде обычного текста и б) в виде таблицы:

Текст

Потребность мебельной фабрики № 14 в материалах для изготовления 10000 гладильных досок составляет по норме расхода: плита столярная (19 мм) в м3 при норме на единицу готового изделия 0,0136—136,0 (на 10 000 штук); материалы твёрдых пород (бук, дуб) в м3 при норме на единицу 0,0089—89 (на 10000 штук)…,

Таблица

Потребность мебельной фабрики № 14 в материалах для изготовления 10000 гладильных досок, м3

Материал

Норма расхода (на единицу изделия)

Общее количество необходимого материала

Плита столярная (19 мм) . .

0,0136

136.0

Материал твёрдых пород (бук, дуб)

0,089

89,0

Мы видим, что в таблице материал систематизирован, цифры выступают на первый план, слова не повторяются и т.д. Поэтому таблицы широко используются в текстах научного и технического характера, в самых различных видах служебной документации.

Таблица состоит из следующих элементов: а) нумерационный заголовок (номер таблицы); б) тематический заголовок; в) заголовочная часть таблицы («головки»), расположенной в верхней части; г) основная часть, состоящая в свою очередь из «боковика» (слева) и «прографки», членимой на части как вертикальными, так и горизонтальными линиями в соответствии с общим количеством показателей. Например:

издать свою книгу

Вертикальные ряды таблиц называются колонками, графами или столбцами, горизонтальные — строками.

Разновидностью таблицы является вывод. Вывод — это таблица без вертикальных и горизонтальных линеек. Например:

Рост производства промышленной продукции
 в 1966—1970 гг.

1965 г,

1970 г.

1970 г., %
к 1965 г.

Электроэнергия — миллиардов киловатт-часов . . .

507

740

146

Нефть (включая газовый конденсат) — миллионов тонн . . . . . . . . .

243

353

145

Уголь—миллионов тонн . . . . . . .

578

624

108

Газ — миллиардов кубических метров . . . . .

129

200

154

Сталь — миллионов тонн . . . . .

91

116

127

Отточие и в таблице, и в выводе помогает правильно соотнести строки боковика и прографки.

Редактирование таблиц требует большого внимания и определённых навыков. Укажем некоторые требования к таблицам, которые должны обязательно выполняться.

1. Заголовок каждой графы должен располагаться непосредственно над ней. Неправильно, например:

Страны

СССР

Болгария

Венгрия

Чехословакия

1955 г.

103,7

4,4

6,6

5,1

1960 г.

125,5

5,0

6,9

5,7

1965 г.

121,1

5,4

7,3

5,4

1968 г.

169,5

5,4

8,5

7,5

1964 г.

161,1

6.2

9,8

8,0

Ошибка составителя заключается в следующем: таблица не имеет тематического заголовка; заголовок «Страны» расположен над боковиком, хотя относится к данным, размещённым в заголовочной части таблицы.

Таким образом, боковик не имеет заголовка.

Правильный вариант оформления этой таблицы:

Валовой сбор зерновых, млн. т

Страны

1955 г.

1960 г.

1965 г.

1968 г.

1969 г.

СССР

103,7

125,5

121,1

169,5

161,1

Болгария

4,4

5,0

5.4

5,4

6,2

Венгрия

6,6

6,9

7,3

8,5

9,8

Чехословакия

5,1

5,7

5,4

7,5

8,0

2. Все колонки и боковик таблицы должны иметь за головок.

3. В таблице не должно быть пустых граф. Данные, повторяющиеся в каждой строке колонки, выносятся в тематический заголовок.

Неправильно:

Количество писем, поступивших в редакцию журнала

Срок

Количество писем

Общественно-политический отдел

с 1 по 31 августа 1961 г.

200

Отдел информации

с 1 по 31 августа 1961 г.

100

Отдел писем

с 1 по 31 августа 1961 г.

500

В данном случае таблицу целесообразно переделать в вывод.

Правильно:

В редакцию журнала с 1 по 31 августа 1961 р. поступило писем:

Общественно-политический отдел . . . . . . . . . . . . . 200

Отдел информации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100

Отдел писем. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 500

Неправильно:

Правильно:

Таблица 1

Дата

Время

Количество деталей

18/Х

2 мин.

5 шт.

19/XII

3 мин.

8 шт.

20/XII

6 мин.

12 шт.

Таблица 1

Дата

Время, мин

Количество деталей, шт.

18/Х

26

5

19/XII

3

8

21/XII

6

12

4. Особое внимание следует обращать на расположение цифровых данных в таблицах и выводах: десятки следует располагать под десятками, сотни под сотнями, тысячи под тысячами, десятые доли под десятыми, сотые под сотыми и т.д.

Например:

    159
     60
   1355
     66,7
     87,21

5. «Примечания» составляют отдельную колонку в том случае, когда ими сопровождаются сведения всех или большинства строк. В тех случаях, когда примечания единичны, они выносятся за пределы таблицы.

6. Таблица должна быть не только наглядной, но и по возможности более компактной.

Упражнение 127.

Отредактируйте таблицу. Проследите за тем, чтобы в таблице не было пустых граф и чтобы данные в каждой строке не повторялись.

Справка
о выделенных фондах на 1963 год по газосварочному оборудованию

Наименование оборудования

Марка

Един, изм.

Фонды

Примечание

1962 г.

1963 г.

Горелки

«Москва»

шт

7000

8500

Горелки

«Малютка»

»

2100

2100

Горелки многопламенные

МГР-2

»

5

10

Горелки керосино-кислородные

ГКУ-1-62

»

10

500

Горелки для ксросино-кислородной пайки

ГК-52

50

Итого . . .

9115

9960

Упражнение 128.

Отметьте ошибки, допущенные при составлении таблицы:

№ п/п

Наименование культур

Количество цент

Примечание

1

овёс

175

2

ячмень

20

3

пшеница

93

4

кукуруза

8,1

5

льносемя

15,5

6

горох

40

7

вика

10

8

клевер красный

3,5

9

картофель

600

Упражнение 129.

Постройте вывод более экономно и целесообразно, расположив данные о росте национального дохода не по вертикали, а по горизонтали.

Рост национального дохода, %

Страны СЭВ

Развитые капиталистические страны

1950 г.

100

100

1955 г.

167

125

1960 г.

251

147

1965 г.

355

192

1968 г.

419

218

Упражнение 130.

Правильно расположите цифровые данные в следующей таблице:

Грузооборот всех видов транспорта общего пользования, млрд. ткм

Страны

1950

1955

I960

1968

СССР  . . . . . . . . . . . . . . .

713

1165

1886

3422

Болгария . . . . . . . . . . . .

3,2

5,7

11,0

48,7

Венгрия  . . . . . . . . . . . . .

6,1

10,2

15,5

23,8

ГДР  . . . . . . . . . . . . . . . .

18,6

31,1

50,6

96,1

Польша . . . . . . . . . . . . . .

44,7

69,7

101,5

199,6

Румыния . . . . . . . . . . . .

9,1

16,1

22,7

82,4

Чехословакия . . . . . . . .

17,3

33,0

55,8

75,3

Ошибки в оформлении таблиц нередко допускают и профессиональные социологи. Происходит это, как правило, в результате элементарной небрежности, когда социолог упрощает свою задачу при подготовке таблиц (не помещает в таблице итоговых строк или колонок; приводит только проценты, не указывая общее число опрошенных; не указывает размерность шкал в тех случаях, когда данные приводятся в баллах или коэффициентах связи и т.п.)

Что касается неопытных социологов, то наряду с указанными выше упущениями, они весьма часто допускают и более серьезные ошибки:

  • неправильно формулируют название таблицы (а иногда и вовсе оставляют таблицы без названия);
  • не указывают, в каких единицах измерения приводятся данные (балл, процент, натуральная величина признака);
  • пользуются в одной и той же таблице различными степенями округления (до сотых, до десятых или до целых чисел) и т.д.

Устранение этих ошибок, за исключением неправильного наименования таблицы, не требует от автора социо¬логического текста большего, чем «здоровый педантизм», необходимый для грамотного оформления любого научного текста, содержащего числовую информацию. А вот формулировка названия таблицы — дело творческое, поскольку в самом названии уже может быть заключен результат проверки авторской гипотезы.

Поэтому следует крайне осторожно пользоваться в таблицах такими словами, как «влияние», «взаимосвязь» и т.п., имеющими вполне определенный аналитический смысл. Тогда, в названиях двумерных таблиц не появятся такие нелепые формулировки, как, скажем, «взаимосвязь возраста и политических ориентации» или «влияние удовлетворенности жизнью на отношение к экономическим реформам».

В первом случае ошибочность формулировки обусловлена неправомерным «оборачиванием» односторонней связи объективного (возраст) и субъективного (ориентации) признаков. А во втором случае взаимосвязь двух субьективных признаков неправомерно истолковывается как влияние одного признака на другой.

Поскольку в большинстве случаев двумерные таблицы в отчетах приводятся как форма описания результатов исследования, а основную аналитическую нагрузку несут трехмерные таблицы и данные многомерного анализа, то наиболее простым способом избежать грубых ошибок при наименовании таблиц является использование следующей формулировки: «Распределение по признаку А ответов на вопрос «Б».

В этом случае двумерная таблица может выглядеть, к примеру, следующим образом:

Таблицы, в которых приводятся средние значения признака, измеряемого по определенной шкале, будут иметь аналитический смысл лишь а том случае, когда на-ряду со средними приводится и показатель вариации (стандартное отклонение).

Если же приводится таблица с коэффициентами корреляции, то необходимо указывать их статистическую значимость, по крайней мере, на трех уровнях, традиционно используемых в анализе данных социологических исследований — 5%, 1% и 0.1%.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки при отправке электронных писем
  • Ошибки при оформлении торг 12
  • Ошибки при открытии пекарни
  • Ошибки при оформлении свадьбы
  • Ошибки при открытии ооо