Что такое таблицы в курсовой работе
При написании курсовой работы, важно учитывать каждую деталь, в том числе знать, как оформляются таблицы. Поскольку от этого зависит и внешний вид курсовой работы, и оценка за нее.
Таблица − это отражение данных в виде пересекающихся строк и столбцов, способ структурирования данных и их распределения.
Таблицы иллюстрируют текст работы, делают его наглядным и понятным. Правила оформления этих графических элементов можно изучить в ГОСТе, а также в методических рекомендациях конкретного вуза.
Оформление таблиц в курсовой работе по ГОСТу
Правила оформления таблиц прописаны в ГОСТ 7.32-2001 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».
В данном ГОСТе прописано, что таблица располагается сразу после абзаца, где стоит на нее ссылка. Таблицы разрывать можно, но не желательно. Лучше оставить пустое место после абзаца со ссылкой на таблицу и разместить ее на следующем листе.
Все таблицы в курсовой работе нумеруются, для этого используются только арабские цифры. Название таблицы следует размещать сразу над ней. Точка после номера таблицы не ставится. После номера идет тире, затем – название таблицы.
Нельзя заканчивать главу, раздел или пункт таблицей. После таблицы обязательно нужно дать обобщение представленной информации, разместить текстовый вывод.
Пример оформления таблицы в курсовой работе по ГОСТу:
Рисунок 1. Пример оформления таблицы в курсовой работе по ГОСТу
Виды таблиц в курсовой работе
Таблицы бывают простые и сложные, при этом сложные делятся на групповые и комбинационные. Разница между этими типами заключается в наличии вложенных столбцов или строк.
Простые таблицы состоят из одной строки заголовка и одного заголовочного столбца, это перечень отдельных единиц, не объединяющихся ни в какую группировку.
Рисунок 2. Пример простой таблицы
Сложные таблицы имеют более глубокую структуру, чем простые. Групповые таблицы − таблицы, в которых изучаемый объект разделен на группы по какому-либо признаку. Комбинационные таблицы являются самыми сложными по структуре. Они описывают объект, группируя информацию по двум и более признакам.
Рисунок 3. Пример сложной таблицы
Нумерация таблиц в курсовой работе
Все таблицы в курсовой работе нумеруются, для этого используются только арабские цифры. ГОСТом допускаются три принципа нумерации таблиц в курсовой работе:
- Последовательная нумерация: Таблица 1, Таблица 2, Таблица 3 и т. д.
- Нумерация по разделам с указанием номера раздела и, после точки, номера самой таблицы: Таблица 1.1, Таблица 1.2, Таблица 1.3, Таблица 2.1, Таблица 2.2 и т. д.
- Нумерация с учетом номера приложения: Таблица B.1, Таблица С.1.1, Таблица С.1.2 и т. д.
Точка после номера таблицы не ставится.
Как правильно оформить таблицы в курсовой работе
Простые и сложные таблицы, которые не превышают по размеру половину листа А4, должны находиться в курсовой за абзацем, к которому непосредственно относится приведенная в них информация. Если же таблица превышает размер половины страницы, ее следует переместить в приложение.
При разрыве таблицы на одном и том же листе, необходимо над каждой частью сделать подпись в курсовой: «Продолжение таблицы».Если же необходимо сделать перенос таблицы в курсовой на другой лист, то необходимо копировать часть с заголовком и подзаголовками.
Рисунок 4. Пример оформления разрыва таблицы
Алгоритм создания таблицы в Word
1. Найдите в оглавлении верхней панели документа раздел «Вставка». Далее выберите пункт «Таблицы» (рисунок 5).
Рисунок 5. Пункт «Таблицы»
2. В открывшемся окне можно мышкой выбрать нужное количество строк и ячеек или нажать на «Вставить таблицу» и самостоятельно определить их нужное количество (рисунок 6).
Рисунок 6. Кнопка «Вставить таблицу»
Как подписывать таблицы в курсовой работе
У таблиц всегда должно быть название.Их следует подписывать кратко, лаконично, но при этом название должно четко отражать смысл таблицы, суть приведенной в ней информации. Рекомендуется использовать в названии таблицы от 2 до 5 слов, избегая громоздких формулировок.
Слово «Таблица» следует писать с заглавной буквы и обязательно полностью, не сокращая.
Шрифт и кегль в названии таблицы – тот же самый, что и в основном тексте (в ячейках можно использовать меньший размер шрифта). Не следует как-то особо выделять названия таблиц, используя цвет, подчеркивания и т. д. Впрочем, на практике иногда используется полужирный шрифт.
Заголовок таблицы необходимо вставлять на листе курсовой работы слева. Абзацный отступ в данном случае не используется.Заголовок располагается над таблицей с отступом в одну строку от верхней части основного текста. В конце названия точку не ставят.
Рисунок 7. Образец оформления заголовка таблицы
Типичные ошибки при оформлении таблиц в курсовой работе
Типичные ошибки при оформлении таблиц:
- Создавать слишком большое количество строк, не позволяющее удобно разместить таблицу на одной странице.
- Создавать слишком большое количество столбцов, что происходит, если таблицу сперва создали в Excel, а потом перенесли в Word.
- Не указывать заголовки и подзаголовки при разрыве таблицы.
- Сокращать слово «Таблица» в подписи.
- Использовать заливку, чтобы выделить заголовки в таблице.
- Не делать сноски на таблицу в курсовой работе, которая расположена в приложении.
Примеры таблиц в курсовой работе
Рисунок 8. Пример простой таблицы
Рисунок 9. Пример сложной таблицы
Ответы на вопросы
Что такое таблица?
Таблица − это отражение данных в виде пересекающихся строк и столбцов, способ структурирования данных и их распределение по однотипным строкам и столбцам.
Каким ГОСТом регламентируется оформление таблиц в курсовой работе?
Оформление таблиц регламентируется таким стандартом, как ГОСТ 7.32-2001 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».
На какие типы делятся таблицы?
Таблицы бывают простые и сложные, при этом сложные делятся на групповые и комбинационные. Разница между этими типами заключается в наличии вложенных столбцов или строк.
Какими способами можно нумеровать таблицы?
Допускаются: последовательная нумерация, нумерация по разделам с указанием номера раздела, нумерация с учетом номера приложения.
Ставится ли точка после наименования таблицы?
Нет, не ставится.
Как правильно оформлять разрыв таблицы?
При разрыве таблицы на одном и том же листе необходимо над каждой частью делать подпись: «Продолжение таблицы».
Как оформлять таблицы в курсовой: пример
Оформление таблиц в курсовой может стать камнем преткновения при оценке работы. Исследовательские и практические труды невозможно представить без применения табличного содержания информации. При помощи таких графических элементов отображаются различные цифровые показатели, полученные в результате анализа или сравнения.
Особенности оформления простых и сложных таблиц курсовой работы
Табличные формы подразделяются на сложные и простые. Разница между этими типами заключается в наличии вложенных столбцов или строк. Более простыми словами: это ситуация, когда любые из указанных структурных единиц дробятся внутри таблицы на составляющие ячейки. Предлагаем рассмотреть наглядные примеры простых и сложных таблиц.
Пример 1. Простые таблицы.
Пример 2. Сложные таблицы.
В ходе ответа на вопрос, как оформлять таблицу в курсовой, сразу надлежит сказать, что названия строк и столбцов, а также их структурных ячеек необходимо указывать с прописной буквы.
Строчное написание можно использовать в том случае, если содержание заголовков и их составных единиц являются одним предложением
Среди дополнительных требований следует выделить:
-
в конце заголовков точка не ставится;
-
названия строк и столбцов указываются в единственном числе;
-
заголовки можно записывать как параллельно, так и перпендикулярно.
Головную часть таблицы необходимо отделить от основного блока. Внутренние разделительные линии можно не использовать только тогда, когда это не препятствует нормальному восприятию приведенных сведений.
Как грамотно разместить таблицу в курсовой
Касаемо размещения таблиц в курсовой следует сказать, что выбор в пользу расположения форм в самом тексте или в приложениях обусловлен исключительно видом и размером графического материала.
Если табличка небольших габаритов, целесообразно разместить ее по центру в тексте работы, не забыв про отступы сверху и снизу. При малых размерах форм следует задуматься об обтекаемости.
Таблицы со сложной структурой для лучшей наглядности требуют переноса в приложения.
В ходе ответа на вопрос, как оформить таблицу в курсовых работах, необходимо придерживаться следующих действующих стандартов:
-
ГОСТ 7.32 – 2017 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правили оформления»;
-
ЕСКД (Единая система конструкторской документации).
Наряду с этими документами, нельзя оставлять без внимания и методические рекомендации учебного заведения. В таком пособии можно в более простой форме найти не только описание требований, но и наглядные демонстрации образцов.
Правильная нумерация таблиц в курсовой работе
При оформлении табличных форм в рамках одного тематического блока номер таблицы указывается по следующему принципу: Таблица 3.3 – Количество паводков на Рыбинском водохранилище за 5 лет. Первая цифра указывает на главу, где размещена таблица, вторая – подраздел.
Если во всей работе только одна таблица, нумерация не требуется
Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения: «Таблица 2» или «Таблица Г.2» (при условии ее нахождения в приложении Г).
Название таблицы курсового проекта
В тексте курсовой название таблицы размещается над ней. После номера ставится тире, а затем название с заглавной буквы. Подписывать необходимо так: Таблица 1 – Сезонные изменения уровня воды в Рыбинском водохранилище.
Оформление текста в таблице
Текст внутри таблицы оформляется по аналогии с основным материалом работы, то есть тем же шрифтом. Размер может быть меньшего кегля.
Заголовки столбцов выравниваются по центру, а наименования строк – по левой границе. Числовая информация должна указываться в рамках конкретной графы.
Заявка на курсовую
Действующие нормы и правила запрещают при табличном отображении информации допускать сокращения слов. Исключениями являются отсылки на названия нормативных документов: ГОСТ, СНиП и пр., а также указание общепринятых и ранее указанных в работе буквенных обозначений.
Особое внимание следует уделить физическим величинам: м, см, мм, л и т.д. В графе указывается: «Высота уменьшения паводка, м».
В случае неоднократных повторений одного и того же слова допускается замена знаком кавычек по окончании первого употребления. Правило относится только для одиноких слов. Применение для составных выражений, а также различных символов, знаков и цифр не допускается.
Когда информация в соответствующей графе отсутствует, рекомендуется ставить прочерк.
Правила переноса таблицы на следующий лист
Если несколько строк переносятся на следующую страницу, действующие нормы разрешают деление. В таком случае после переноса отделенная часть таблицы должна продублировать головную часть.
Если в таблице количество строк выходит за пределы страницы, а количество столбцов небольшое, то стандарт разрешает поместить одну ее часть рядом с другой. Таблицу, состоящую из 2 граф, можно разделить по горизонтали на две части и поместить вторую часть рядом так, чтобы получилось четыре графы. 1 и 3, 2 и 4 графы будут иметь одинаковые заголовки.
Основные ошибки при оформлении таблиц
Сложности при оформлении в программе word чаще всего возникают при переносах. В этом поможет знание правил конкретного документа. По ГОСТ при переносе наименование таблицы с последующими разделами необходимо указывать с выравниванием по правому краю, по ЕСКД – по левому.
В остальном требования нормативов схожи и предусматривают расположение над оставшимися блоками таблицы в курсовой такой формулировки: «Продолжение таблицы 3».
Нижняя линия первого блока не дублируется, поскольку оставшаяся часть в этом случае фактически будет ее повторять.
Что касается оформления ссылок, то пишите их согласно нормативам на основе следующих примеров:
-
«…согласно таблице 7» – при условии применения в работе сквозной нумерации таблиц.
-
«…как усматривается из таблицы 7.1» – при использовании нумерации в пределах одного тематического блока.
Не исключен и вариант, когда используется указание ссылки в круглых скобках после отражения информации: «Количественные значения энергопотребления насосов в зависимости от объема всасываемой жидкости (таблица 3)».
При отсылке к табличной форме, содержащейся в приложении, ее наименование будет выглядеть следующим способом: «…на основании таблицы В.8».
К оформлению таблицы в курсовой работе следует подходить с особым вниманием. Это обусловлено тем, что весомость труда подчеркивается именно благодаря каждой детали: шрифту, отступам и пр.. В связи с этим знание особенностей оформления табличных форм позволит не только больше предоставить наглядности материалу о проведенных опытах, но и подчеркнуть высокую значимость исследования.
Содержание
Содержание:
-
Для чего нужны таблицы в курсовой работе?
-
Общие правила оформления таблиц
-
Виды таблиц
-
Оформление текста внутри таблицы
-
Нумерация таблиц в тексте
-
Как создать и заполнить таблицу в Word: пошаговая инструкция
-
Создание большой таблицы
-
Действия с таблицами
-
Изменение параметров ячеек
-
Управление свойствами
-
Распространенные ошибки при оформлении таблиц
-
-
Заключение
Иллюстративный материал – неотъемлемая часть курсовой
работы. Рисунки, графики и таблицы облегчают восприятие материала и позволяют
всесторонне описать проблему, о которой идет речь.
На практике студенты сталкиваются с затруднениями при
заполнении и оформлении таблиц в курсовой. Здесь нужно учитывать множество
нюансов: расположение в тексте, объем, нумерация, оформление внутритабличного
материала. Неправильное оформление таблиц в курсовой работе становится причиной
возврата проекта на доработку или снижения итоговой оценки.
Прочитав эту статью, вы узнаете, как оформлять таблицу внаучной
работе студента без ошибок, в соответствии с установленными требованиями.
Для чего нужны таблицы в курсовой работе?
Таблицы в научной работе – простой и вместе с тем удобный
инструмент визуализации данных. Многие ошибочно считают, что они нужны только в
том случае, если проект посвящен экономическим или техническим дисциплинам. На
самом деле таблицы универсальны: в них можно размещать не только цифры и
вычисления, но и массивы информации. Они особенно уместны, если нужно что-то
сравнить или классифицировать.
Этот инструмент продемонстрирует научному руководителю, что
студент действительно работал над текстом: анализировал, сравнивал, искал и
сортировал информацию, приводил наглядные иллюстрации.
Важное преимущество таблиц заключается в том, что в них
можно удобно разместить материал, который сложно или невозможно выразить
словами. Например, с их помощью оформляют результаты эксперимента,
демонстрируют проведенный анализ с выделением всех преимуществ и недостатков
изучаемых явлений, проводят подробные сравнения.
Правильно составленные таблицы всегда обращают на себя
внимание, даже при беглом просмотре.
Общие правила оформления таблиц
Чтобы оформить таблицы в курсовой без ошибок, следуйте этим
правилам:
- Размещайте их сразу после абзаца, в котором присутствует ссылка на нее. Привязка к тексту обязательна: таблица не должна располагаться произвольно.
- Старайтесь не разрывать страницу. Делать это не запрещено, но работа выглядит аккуратнее, если все данные расположены на одной странице, без разрывов. Например, если после абзаца, в котором содержится упоминание таблицы, остается немного пустого места, то лучше перейти на следующую страницу и начать оформление там. Если все же делается перенос, то на следующую страницу нужно скопировать «шапку» таблицы и указать «Продолжение таблицы №…».
- Не стоит использовать слишком большие, объемные таблицы. Это правило особенно актуально для тех случаев, когда студент пытается таким образом искусственно увеличить итоговый объем работы.
- Если таблица объективно содержит много данных и занимает много места, то ее нужно вынести в раздел «Приложения». В этом случае в тексте работы можно оставить мини-версию таблицы с самыми важными данными или просто оставить ссылку на нее. Обратитесь к нашей статье, чтобы узнать, как правильно оформлять ссылки.
- Все таблицы в курсовой работе необходимо нумеровать. Для этого используют только арабские цифры. Эти визуальные элементы нумеруются последовательно: Таблица 1, Таблица 2 и т.д. После номера таблицы точка не ставится.
- У объекта обязательно должно быть название: краткое, лаконичное, но при этом четко отражающее его суть (например, «Анализ системных подходов к…». Название таблицы нужно размещать непосредственно над ней.
- Слово «Таблица» нужно писать с заглавной буквы, полностью, без сокращений.
- Таким визуальным элементом нельзя завершать главу, раздел или пункт.
Таблицы можно располагать как внутри текста, так и в разделе
с приложениями, который размещают в конце курсового проекта, после основных
смысловых частей.
Виды таблиц
Таблицы, которые используют для визуализации курсовой
работы, могут быть простыми и сложными, в зависимости от их структуры и
количества ячеек.
Простые таблицы по структуре напоминают линейную решетку,
содержат только столбцы и строки и выглядят так:
Сложные таблицы имеют более развернутую, нетипичную структуру,
и большое количество ячеек, вложенные столбцы и строки. Примеры ниже:
Оформление текста внутри таблицы
Скомпилированная и обработанная информация должна быть
правильно оформлена внутри ячеек или столбцов. При наполнении таблицы текстом
нужно соблюдать следующие правила:
- заголовки начинают с прописной буквы,
подзаголовки – со строчной; - точки после заголовков и подзаголовков не
ставятся; - заголовки и подзаголовки нужно располагать
горизонтально; - отдельные столбцы выравнивают по центру,
построчные заголовки – по левому краю; - шрифт может иметь меньший размер, чем в основном
тексте, но не менее десятого кегля, иначе он будет плохо читаем; - горизонтальные ячейки должны быть
однострочными.; - если в ячейке отсутствует текст, то в ней нужно
поставить прочерк (знак «-»); - поля нельзя заливать цветом, а ячейки – фоном,
допускается только черно-белая печать.
Обратите внимание: действующие нормы ГОСТа не допускают
использовать сокращения слов внутри таблицы. Исключениями являются общепринятые
и ранее указанные в тексте работы буквенные обозначения, а также наименования
нормативных документов (СНиП, ГОСТ и т.д.).
Нумерация таблиц в тексте
Все таблицы в работе обязательно должны быть пронумерованы.
Основные варианты оформления:
- Последовательное, по мере размещения данных в
тексте (Таблица 1, Таблица 2…). Это стандартный и наиболее распространенный
вариант нумерации. - По разделам. При использовании такого способа
используют две цифры, разделенные точкой. Первая указывает на номер раздела в
курсовой работе, вторая – на номер таблицы (например, «Таблица 1.1.», «Таблица
2.2» и т.д.). - Смешанная. Этот способ нумерации используется
гораздо реже и основан на учете номера приложения, в которые выносят таблицы. В
этом случае используют буквы и цифры, например, «Таблица А.3».
Для слова «Таблица» и ее названия используют тот же кегль,
интервал и шрифт, что и для основного текста работы.
Как создать и заполнить таблицу в Word: пошаговая инструкция
Создание таблиц в курсовой работес помощью средств программы
MSWord – не слишком
сложная задача, которая, тем не менее, требует внимания и концентрации.
Существует несколько способов создания таблицы в курсовой
работе. Первый, самый простой, подходит для таблиц без сложного форматирования,
дополнительных вложенных строк и столбцов. Нужно сделать следующее:
- открыть меню «Вставка»;
- выбрать инструмент «Таблица»;
- с помощью курсора выделить нужное число ячеек
(2х2, 5х2, 8х7 и так далее).
Это наиболее быстрый и удобный метод создания таблицы. Обратите
внимание: максимальный размер объекта в данном случае составляет 10 колонок на
8 строк. Если требуется более объемная таблица, такой способ не подойдет.
Создание большой таблицы
Чтобы сделать таблицу с большими размерами, нужно:
- перейти в раздел «Вставка»;
- нажать на инструмент «Таблица»;
- выбрать опцию «Вставить таблицу».
После этого нужно ввести основные значения для таблицы. Это:
- количество колонок и строк;
- ширина для каждого столбца.
После указания всех значений подтвердить действие, нажав
кнопку «Ок».
Действия с таблицами
Если в таблице нужно объединить несколько ячеек, то это
можно сделать двумя способами. Первый:
- Выделить нужное количество ячеек, выбрав
диапазон. - Правой кнопкой мыши кликнуть по выделенной
области. - В открывшемся контекстном меню выбрать пункт
«Объединить ячейки».
Также это действие можно выполнить с помощью панели
инструментов. Для этого нужно:
- выделить с помощью мыши нужные ячейки;
- выбрать на панели инструментов раздел «Макет»;
- нажать на иконку «Объединение»;
- выбрать пункт «Объединить ячейки».
При создании сложных таблиц часто требуется разбить ячейки
на несколько составляющих. Для того, чтобы сделать это, нужно:
- правой кнопкой мыши нажать на ячейку, которую
нужно разделить; - выбрать из выпадающего меню пункт «Разделить
ячейки»; - в открывшейся форме ввести нужное количество
строк и столбцов; - подтвердить действие нажатием на кнопку «Ок».
Изменение параметров ячеек
Увеличить размеры ячеек довольно просто: для этого нужно
навести курсор на любую из ее границ (верхнюю, нижнюю, правую или левую).
Кликнуть левой кнопкой мыши и потянуть курсор вниз, чтобы сделать ячейку более
высокой. Для изменения ширины сделать то же самое, но курсор потянуть вправо.
Управление свойствами
Все параметры таблицы можно настроить в одном месте. Для
этого нужно кликнуть правой кнопкой мыши в любой части текста. В появившемся
меню выбрать пункт «Свойства таблицы». На экране появится окно, в котором есть
сведения о всех свойствах объекта и его структурных элементах (строки, столбцы,
ячейки). Здесь их можно менять и настраивать.
Распространенные ошибки при оформлении таблиц
Оформление таблиц в курсовой часто вызывает затруднения у
студентов. В результате они делают повторяющиеся ошибки. Это:
- Слишком большое количество строк. Длинные
таблицы сложно воспринимать. Читать их также неудобно.
Кроме того, чересчур большие визуальные элементы занимают много страниц и
становятся причиной превышения рекомендуемого объема работы. - Большое количество столбцов. В таком случае
структура таблицы смещается, слова размещаются не горизонтально, а вертикально.
Отпечатанные на листах в таком виде объекты выглядят неопрятно и неестественно. - Использование в таблице графы «№ п/п» (номер по
порядку для нумерации пунктов). Это только занимает лишнее место на странице и
не несет смысловой нагрузки.
Пример неправильно оформленной таблицы:
Заключение
Таблицы обязательно должны присутствовать в курсовых
работах. Это наглядный материал, который демонстрирует вовлеченность автора в
научное исследование и позволяет предоставить необходимую информацию в сжатом
виде.
Если вы осознаете, что не успеете подготовить и оформить
курсовую работу должным образом, обращайтесь в учебный центр Студсервис. Оставляйте
заявку на сайте прямо сейчас, чтобы бесплатно рассчитать стоимость и сроки
создания работы по вашей теме. Нам можно доверять: мы ведем свою деятельность с
2004 года и за весь период существования помогли тысячам студентам успешно
защитить курсовые проекты.
Помощь в написании работы
Таблицей называется перечень систематизированных цифровых данных или каких-либо иных сведений, расположенных в определённом порядке по графам. Таблицы являются наглядной формой подачи фактического материала, они существенно облегчают восприятие текста, насыщенного однородными сведениями, обычно — цифровыми показателями количества чего-либо.
Допускается табличная форма расположения и текстового материала документов. Например, ПРИКАЗЫВАЮ обеспечить выполнение следующих мероприятий:
№ п/п |
Исполнитель |
Действие, мероприятие |
Срок исполнения |
1 |
Указывается в именительном падеже (например: Директор завода тяжёлого машиностроения т. Иванов И.И.) |
Указывается в именительном падеже (например: Организация на заводе лаборатории НОТ) |
01.10.68 |
Сопоставим одни и те же фактические данные, оформленные: а) в виде обычного текста и б) в виде таблицы:
Текст
Потребность мебельной фабрики № 14 в материалах для изготовления 10000 гладильных досок составляет по норме расхода: плита столярная (19 мм) в м3 при норме на единицу готового изделия 0,0136—136,0 (на 10 000 штук); материалы твёрдых пород (бук, дуб) в м3 при норме на единицу 0,0089—89 (на 10000 штук)…,
Таблица
Потребность мебельной фабрики № 14 в материалах для изготовления 10000 гладильных досок, м3
Материал |
Норма расхода (на единицу изделия) |
Общее количество необходимого материала |
Плита столярная (19 мм) . . |
0,0136 |
136.0 |
Материал твёрдых пород (бук, дуб) |
0,089 |
89,0 |
Мы видим, что в таблице материал систематизирован, цифры выступают на первый план, слова не повторяются и т.д. Поэтому таблицы широко используются в текстах научного и технического характера, в самых различных видах служебной документации.
Таблица состоит из следующих элементов: а) нумерационный заголовок (номер таблицы); б) тематический заголовок; в) заголовочная часть таблицы («головки»), расположенной в верхней части; г) основная часть, состоящая в свою очередь из «боковика» (слева) и «прографки», членимой на части как вертикальными, так и горизонтальными линиями в соответствии с общим количеством показателей. Например:
Вертикальные ряды таблиц называются колонками, графами или столбцами, горизонтальные — строками.
Разновидностью таблицы является вывод. Вывод — это таблица без вертикальных и горизонтальных линеек. Например:
Рост производства промышленной продукции |
|||
1965 г, |
1970 г. |
1970 г., % |
|
Электроэнергия — миллиардов киловатт-часов . . . |
507 |
740 |
146 |
Нефть (включая газовый конденсат) — миллионов тонн . . . . . . . . . |
243 |
353 |
145 |
Уголь—миллионов тонн . . . . . . . |
578 |
624 |
108 |
Газ — миллиардов кубических метров . . . . . |
129 |
200 |
154 |
Сталь — миллионов тонн . . . . . |
91 |
116 |
127 |
Отточие и в таблице, и в выводе помогает правильно соотнести строки боковика и прографки.
Редактирование таблиц требует большого внимания и определённых навыков. Укажем некоторые требования к таблицам, которые должны обязательно выполняться.
1. Заголовок каждой графы должен располагаться непосредственно над ней. Неправильно, например:
Страны |
СССР |
Болгария |
Венгрия |
Чехословакия |
1955 г. |
103,7 |
4,4 |
6,6 |
5,1 |
1960 г. |
125,5 |
5,0 |
6,9 |
5,7 |
1965 г. |
121,1 |
5,4 |
7,3 |
5,4 |
1968 г. |
169,5 |
5,4 |
8,5 |
7,5 |
1964 г. |
161,1 |
6.2 |
9,8 |
8,0 |
Ошибка составителя заключается в следующем: таблица не имеет тематического заголовка; заголовок «Страны» расположен над боковиком, хотя относится к данным, размещённым в заголовочной части таблицы.
Таким образом, боковик не имеет заголовка.
Правильный вариант оформления этой таблицы:
Валовой сбор зерновых, млн. т
Страны |
1955 г. |
1960 г. |
1965 г. |
1968 г. |
1969 г. |
СССР |
103,7 |
125,5 |
121,1 |
169,5 |
161,1 |
Болгария |
4,4 |
5,0 |
5.4 |
5,4 |
6,2 |
Венгрия |
6,6 |
6,9 |
7,3 |
8,5 |
9,8 |
Чехословакия |
5,1 |
5,7 |
5,4 |
7,5 |
8,0 |
2. Все колонки и боковик таблицы должны иметь за головок.
3. В таблице не должно быть пустых граф. Данные, повторяющиеся в каждой строке колонки, выносятся в тематический заголовок.
Неправильно:
Количество писем, поступивших в редакцию журнала
Срок |
Количество писем |
|
Общественно-политический отдел |
с 1 по 31 августа 1961 г. |
200 |
Отдел информации |
с 1 по 31 августа 1961 г. |
100 |
Отдел писем |
с 1 по 31 августа 1961 г. |
500 |
В данном случае таблицу целесообразно переделать в вывод.
Правильно:
В редакцию журнала с 1 по 31 августа 1961 р. поступило писем:
Общественно-политический отдел . . . . . . . . . . . . . 200
Отдел информации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100
Отдел писем. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 500
Неправильно: |
Правильно: |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|
4. Особое внимание следует обращать на расположение цифровых данных в таблицах и выводах: десятки следует располагать под десятками, сотни под сотнями, тысячи под тысячами, десятые доли под десятыми, сотые под сотыми и т.д.
Например:
159 60 1355 66,7 87,21
5. «Примечания» составляют отдельную колонку в том случае, когда ими сопровождаются сведения всех или большинства строк. В тех случаях, когда примечания единичны, они выносятся за пределы таблицы.
6. Таблица должна быть не только наглядной, но и по возможности более компактной.
Упражнение 127.
Отредактируйте таблицу. Проследите за тем, чтобы в таблице не было пустых граф и чтобы данные в каждой строке не повторялись.
Справка
о выделенных фондах на 1963 год по газосварочному оборудованию
Наименование оборудования |
Марка |
Един, изм. |
Фонды |
Примечание |
|
1962 г. |
1963 г. |
||||
Горелки |
«Москва» |
шт |
7000 |
8500 |
|
Горелки |
«Малютка» |
» |
2100 |
2100 |
|
Горелки многопламенные |
МГР-2 |
» |
5 |
10 |
|
Горелки керосино-кислородные |
ГКУ-1-62 |
» |
10 |
500 |
|
Горелки для ксросино-кислородной пайки |
ГК-52 |
50 |
|||
Итого . . . |
9115 |
9960 |
Упражнение 128.
Отметьте ошибки, допущенные при составлении таблицы:
№ п/п |
Наименование культур |
Количество цент |
Примечание |
1 |
овёс |
175 |
|
2 |
ячмень |
20 |
|
3 |
пшеница |
93 |
|
4 |
кукуруза |
8,1 |
|
5 |
льносемя |
15,5 |
|
6 |
горох |
40 |
|
7 |
вика |
10 |
|
8 |
клевер красный |
3,5 |
|
9 |
картофель |
600 |
Упражнение 129.
Постройте вывод более экономно и целесообразно, расположив данные о росте национального дохода не по вертикали, а по горизонтали.
Рост национального дохода, %
Страны СЭВ |
Развитые капиталистические страны |
|
1950 г. |
100 |
100 |
1955 г. |
167 |
125 |
1960 г. |
251 |
147 |
1965 г. |
355 |
192 |
1968 г. |
419 |
218 |
Упражнение 130.
Правильно расположите цифровые данные в следующей таблице:
Грузооборот всех видов транспорта общего пользования, млрд. ткм
Страны |
1950 |
1955 |
I960 |
1968 |
СССР . . . . . . . . . . . . . . . |
713 |
1165 |
1886 |
3422 |
Болгария . . . . . . . . . . . . |
3,2 |
5,7 |
11,0 |
48,7 |
Венгрия . . . . . . . . . . . . . |
6,1 |
10,2 |
15,5 |
23,8 |
ГДР . . . . . . . . . . . . . . . . |
18,6 |
31,1 |
50,6 |
96,1 |
Польша . . . . . . . . . . . . . . |
44,7 |
69,7 |
101,5 |
199,6 |
Румыния . . . . . . . . . . . . |
9,1 |
16,1 |
22,7 |
82,4 |
Чехословакия . . . . . . . . |
17,3 |
33,0 |
55,8 |
75,3 |
Ошибки в оформлении таблиц нередко допускают и профессиональные социологи. Происходит это, как правило, в результате элементарной небрежности, когда социолог упрощает свою задачу при подготовке таблиц (не помещает в таблице итоговых строк или колонок; приводит только проценты, не указывая общее число опрошенных; не указывает размерность шкал в тех случаях, когда данные приводятся в баллах или коэффициентах связи и т.п.)
Что касается неопытных социологов, то наряду с указанными выше упущениями, они весьма часто допускают и более серьезные ошибки:
- неправильно формулируют название таблицы (а иногда и вовсе оставляют таблицы без названия);
- не указывают, в каких единицах измерения приводятся данные (балл, процент, натуральная величина признака);
- пользуются в одной и той же таблице различными степенями округления (до сотых, до десятых или до целых чисел) и т.д.
Устранение этих ошибок, за исключением неправильного наименования таблицы, не требует от автора социо¬логического текста большего, чем «здоровый педантизм», необходимый для грамотного оформления любого научного текста, содержащего числовую информацию. А вот формулировка названия таблицы — дело творческое, поскольку в самом названии уже может быть заключен результат проверки авторской гипотезы.
Поэтому следует крайне осторожно пользоваться в таблицах такими словами, как «влияние», «взаимосвязь» и т.п., имеющими вполне определенный аналитический смысл. Тогда, в названиях двумерных таблиц не появятся такие нелепые формулировки, как, скажем, «взаимосвязь возраста и политических ориентации» или «влияние удовлетворенности жизнью на отношение к экономическим реформам».
В первом случае ошибочность формулировки обусловлена неправомерным «оборачиванием» односторонней связи объективного (возраст) и субъективного (ориентации) признаков. А во втором случае взаимосвязь двух субьективных признаков неправомерно истолковывается как влияние одного признака на другой.
Поскольку в большинстве случаев двумерные таблицы в отчетах приводятся как форма описания результатов исследования, а основную аналитическую нагрузку несут трехмерные таблицы и данные многомерного анализа, то наиболее простым способом избежать грубых ошибок при наименовании таблиц является использование следующей формулировки: «Распределение по признаку А ответов на вопрос «Б».
В этом случае двумерная таблица может выглядеть, к примеру, следующим образом:
Таблицы, в которых приводятся средние значения признака, измеряемого по определенной шкале, будут иметь аналитический смысл лишь а том случае, когда на-ряду со средними приводится и показатель вариации (стандартное отклонение).
Если же приводится таблица с коэффициентами корреляции, то необходимо указывать их статистическую значимость, по крайней мере, на трех уровнях, традиционно используемых в анализе данных социологических исследований — 5%, 1% и 0.1%.