Ошибки при оформлении путевого листа

Как исправить ошибки в путевом листе

19.05.2023 распечатать

Алгоритм исправления ошибок в путевом листе зависит от того, в каком формате этот документ был выписан изначально (электронном или бумажном) и соответствует общим правилам исправления первичных документов.

При оформлении первичных документов и при необходимости исправить допущенные в ошибки, бухгалтеры должны руководствоваться ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете».

Подробнее о том, как исправлять «первичку» по правилам ФСБУ 27/2021 читайте в практических рекомендациях бератора:

Исправление ошибок в «первичке»

Как ФСБУ 27/2021 разрешает исправлять ошибки в бумажной «первичке»

Как ФСБУ 27/2021 разрешает исправлять ошибки в регистре бухгалтерского учета

Как ФСБУ 27/2021 разрешает исправлять ошибки в электронной «первичке».

Если путевой лист выписан на бумаге

По ФСБУ 27/2021 исправлять ошибки в первичных документах на бумаге можно только корректурным способом: зачеркнув ошибочный текст или сумму и вписав правильные данные над зачеркнутыми (п. 19, 21 ФСБУ 27/2021).

Алгоритм исправления путевого листа, составленного на бумаге:

  1. Неверный текст или сумму нужно зачеркнуть одной чертой (чтобы исправленный текст читался) и сверху указать достоверные сведения. Замазывать и стирать записи нельзя. Причем, зачеркивать неверные данные нужно так, чтобы их можно было прочитать.
  2. Далее нужно сделать правильную записать.
  3. В скорректированном документе нужно написать «Исправлено».
  4. Далее нужно проставить дату исправления и заверить подписями ответственных лиц, с указанием их Ф. И. О и должностей.

Если путевой составлен в электронном виде

По ФСБУ 27/2021 первичный документ, составленный в электронном формате, может быть заменен новым документом (п. 20 ФСБУ 27/2021).

Новый путевой лист должен содержать:

  • указание на то, что он составлен взамен первоначального;
  • дату исправления;
  • электронные подписи лиц, составивших первичный учетный документ с указанием должностей, фамилий и инициалов.

Алгоритм исправления электронного путевого листа:

  1. Взамен неправильного путевого листа составить новый с верными данными. 2. В исправленном путевом листе сделать пометку «исправленный» и дать ссылку на первоначальный документ.
  2. Исправленный путевой лист подписать ЭЦП лица, ответственного за составление и исправление (это должно быть одно и то же лицо).
  3. В бухгалтерской программе соединить первичный и исправленный путевые листы неразрывно, чтобы исходный и исправленный нельзя было применить отдельно.


3533

Время чтения:
2 минут

Нужна консультация

Чтобы избежать споров с налоговой, любая организация, в которой есть транспорт, ведет путевые листы. Правильно заполнить путевой лист – задача непростая, тем более если в компании большой парк автомобилей. Ошибки допускают все, даже профессиональные бухгалтеры.

Какие ошибки допускают бухгалтеры при заполнении путевых листов?

В основном ошибки, которые связаны с отсутствием конкретных отметок, с заверением данных и расшифровками.

  • Ответственные лица забывают ставить подпись и расшифровку.
  • Не указано время возвращения автомобиля.
  • Отсутствует информация о топливе и АЗС, где заправляли транспорт.
  • Не указан норматив расхода топлива.
  • Маршрут поездки расшифрован частично.
  • Не указано время возвращения водителя.
  • Нет километража.
  • Отсутствует подпись после внесения изменений.

Почему заполнять путевые листы лучше со специальными программными решениями?

Так вы сможете использовать готовые формы путевых листов, которые будут сами обновляться в зависимости от требований законодательства. Помимо этого, решения интегрируются с учетной программой, вручную данные переносить не нужно.

Для упрощения работы с путевыми листами используют следующие программы:

  • «Победасофт»
  • «1С:Управление автотранспортом 8» Стандарт
  • «1С:Управление автотранспортом 8» ПРОФ

Они различаются по функционалу, сложности настройки и условиям сопровождения.

Узнайте больше о программных решениях – получите бесплатную консультацию специалиста прямо сейчас!

Получить консультацию

Excel отходит на второй план

Многие бухгалтеры отказались от ведения путевых лисов в Excel, поскольку имеется ряд минусов:

  • нужно каждый день заполнять 1-5 таблиц;
  • хранить каждый из созданных файлов;
  • на основании чисел в Excel вести расчет потребления ГСМ и вносить его в учетную программу (например, в «1С:Бухгалтерию 8»);
  • менять печатную форму файла каждый раз, когда происходят изменения в законодательстве.

Рейтинг статьи:

4.9

(на основе 11 голосов)

Автор: Марина Климова – профессиональный бухгалтер и независимый налоговый консультант, автор более 70 книг и многочисленных статей по проблемам бухгалтерского учёта и налогообложения, к. э. н.

I. Обновление правил оформления путевых листов с 01.09.2023

С 1 сентября 2023 г. Минтранс уже второй раз за текущий год меняет правила оформления (формирования) путевых листов.

Главные нововведения для организаций и ИП, эксплуатирующих автотранспорт, таковы:

Реквизиты путевого листа Правила, действующие с 01.09.2023 Норма Приказа Минтранса России от 28.09.2022 № 390
Сведения о водителе Помимо ФИО и данных о проведении обязательного предсменного, предрейсового и послесменного, послерейсового медицинского осмотра следует указывать:

  • серию, номер и дату выдачи водительского удостоверения;
  • СНИЛС.
п. 6 Состава сведений путевого листа
Срок действия путевого листа Уточнено, что допустимо:

  • оформление (формирование) одного путевого листа на один рейс длительностью более одного рабочего дня (смены) водителя (водителей);
  • оформление нескольких путевых листов на бумажных носителях на одно транспортное средство раздельно на каждого водителя, в том числе на каждого последующего водителя после выпуска транспортного средства на линию;
  • оформление или формирование одного путевого листа на несколько рейсов, если в течение рабочего дня (смены) водитель транспортного средства совершает один или несколько рейсов. Фактически, эта новая формулировка подтверждает право оформлять один путевой лист на любое разумное количество дней по желанию экономического субъекта. Форму такого путевого листа и особенности его ведения нужно закрепить в учетной политике. При этом сведения о сроке действия путевого листа должны содержать даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого он может быть использован.
п. 11 Порядка оформления (формирования) путевого листа с учетом п. 3 Состава сведений путевого листа
Данные о медосмотре Больше не требуется указывать серию, номер, дату выдачи и срок окончания действия лицензии на проведение предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров.
Это совершенно не означает, что лицензия становится не нужна. Предсменные, предрейсовые, послесменные, послерейсовые медицинские осмотры, медицинские осмотры в течение рабочего дня (смены) проводятся только медицинскими работниками, имеющими высшее и (или) среднее профессиональное медицинское образование, медицинской организации или иной организации, осуществляющей медицинскую деятельность, в том числе медицинским работником, состоящим в штате работодателя, при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предсменным, предрейсовым, послесменным, послерейсовым).
п. 12 Порядка оформления (формирования) путевого листа с учетом п. 6 Приложения к приказу Минздрава России от 30.05.2023 № 266н
Медосмотр водителя (предсменный, предрейсовый, послесменный, послерейсовый) может проводиться дистанционно методами телемедицины с внесением результатов в путевой лист.
Медицинские работники, проводящие такого рода медосмотры, должны соответствовать требованиям, предусмотренным Постановлением Правительства РФ № 866, а необходимые сведения о них должны быть внесены в Федеральный регистр медработников.
п. 12 Порядка оформления (формирования) путевого листа с учетом п. 7 -9 Особенностей проведения медосмотров с использованием дистанционных технологий, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.05.2023 № 866
Внесение изменений в данные путевого листа Допускается внесение изменений в сведения о водителе (водителях) транспортного средства, а также о марках, моделях прицепов (полуприцепов) и их регистрационных номерах, в случае формирования электронного путевого листа. п. 11 Порядка оформления (формирования) путевого листа

Кроме того, в новой редакции Приказа Минтранса России от 28.09.2022 № 390 описаны особенности оформления путевого листа физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (п. 4, 5 Состава сведений путевого листа, п. 14 Порядка оформления (формирования) путевого листа). Эти новации связаны с вступлением в силу с 1 сентября 2023 г. Федерального закона от 29.12.2022 № 580-ФЗ «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

За год это уже вторая волна нововведений. Выходит, что первые два месяца года (с 1 января по 28 февраля 2023 г.) следовало руководствоваться старыми правилами оформления путевых листов согласно ранее действовавшему Приказу Минтранса от 11.09.2020 № 368. Затем полгода (с 1 марта по 31 августа 2023 г.) нужно было придерживаться правил первоначальной редакции нового Приказа Минтранса № 390. А с 1 сентября – снова переучиваться. Немудрено начать допускать ошибки при оформлении путевых листов.

Давайте разберемся, какие из них могут привести к штрафным санкциям и какие органы контроля уполномочены их налагать.

II. Выпуск машины на линию без путевого листа

Согласно п. 1 ст. 6 Устава автомобильного транспорта путевой лист подлежит оформлению собственником (владельцем) транспортного средства на каждое транспортное средство, осуществляющее движение по дорогам при перевозке пассажиров и багажа, грузов в городском, пригородном и междугородном сообщениях.

Если осуществляется именно такая перевозка, но водитель не имеет при себе путевого листа, его оштрафуют на 500 руб. или ограничатся предупреждением (ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ). Составить протокол об административном правонарушении уполномочен сотрудник ГИБДД (пп. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Работодателя непосредственно за сам факт отсутствия у водителя путевого листа не наказывают, но в глазах ГИБДД и Минтранса (см. Письмо Минтранса России от 02.02.2021 № Д3-194-ПГ) это нарушение неразрывно связано с нарушениями требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом, предусмотренными ч. 2 и 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ. Так, Минтранс считает, что путевой лист является документом, в том числе подтверждающим прохождение медицинского осмотра водителем транспортного юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица. Если путевого листа нет, штрафы по ч. 2 и 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ для водителя, организации, ИП становятся практически неизбежны.

III. Перевозки с нарушением требований медосмотров водителей и технического контроля состояния ТС

Вышеназванная статья КоАП РФ за эти два вида нарушений устанавливает следующую ответственность:

  • за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств административный штраф налагается на граждан в размере 3 000 рублей; на должностных лиц – 5 000 рублей; на юридических лиц и ИП – 30 000 рублей (ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ);
  • за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств административный штраф налагается на граждан в размере 3 000 рублей; на должностных лиц – 5 000 рублей; на юридических лиц и ИП – 30 000 рублей (ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ).

Важно обратить внимание, что в силу примечания к этой статье ИП несут административную ответственность как юридические лица.

Успешное прохождение процедур медосмотра и контроля технического состояния ТС перед рейсом сопровождается соответствующими отметками в путевом листе. Если их нет (в том числе, по причине отсутствия самого путевого листа), штраф обеспечен.

КС РФ в своем Определении от 29.01.2019 № 234-О пояснил, что к ответственности по ч. 2 и ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ должны привлекаться не только работодатель, его должностные лица, но и сам водитель, которого контролерам надлежит рассматривать как одного из субъектов правонарушения: он не должен был выходить в рейс не только не пройдя медосмотр, но и не удостоверившись в положительных результатах предрейсового контроля технического состояния транспортного средства.

Указанные санкции вправе налагать (в пределах своей компетенции) ГИБДД (за исключением легковых такси), органы Ространснадзора и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный контроль в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси (в части легковых такси) (ст. 23.3, 23.36, 23.36.1 КоАП РФ).

Напомним, что обязанности по организации и проведению медосмотров водителей и технического контроля ТС перед рейсом возложены ст. 20 (п. 2) и 23 (п. 3-5) Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» на работодателей – организации и ИП. Причем обязательные периодические медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства и обязательность их прохождения распространяется также на ИП, самостоятельно управляющих автотранспортом, осуществляющим перевозки; предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств должен проводиться юридическими лицами и ИП, осуществляющими коммерческие перевозки пассажиров и (или) грузов, а также перевозки пассажиров и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями для собственных нужд.

«Такском» предлагает организациям-перевозчикам выбрать оптимальное решение для электронного документооборота и готов оказать экспертную поддержку при переходе к обмену электронными документами с контрагентами.

IV. Допуск водителя к работе без обязательного медосмотра

Инспекторов труда заинтересует допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров и обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), а также при наличии медицинских противопоказаний (ч. 1 ст. 23.12). За такое нарушение ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц и ИП в размере от 15 000 до 25 000 рублей; на юридических лиц – от 110 000 до 130 000 рублей.

При повторном нарушении такого рода, допущенном лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, штраф на должностных лиц вырастает до 30 000 – 40 000 рублей (нарушитель также может быть дисквалифицирован на срок от одного года до трех лет). ИП может быть оштрафован на такую же сумму; организация поплатится штрафом в размере от 100 000 до 200 000 рублей. Альтернативное наказание юрлица или ИП — административное приостановление судом деятельности на срок до девяноста суток (ч. 5 ст. 5.27.1, ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).

Повторным нарушением будет считаться деяние, совершенное в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию, т. е., в течение 1 года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания за предыдущее аналогичное нарушение (пп. 2 ч. 1 ст. 4.3, ч. 1 ст. 4.6 КоАП РФ).

V. Нарушение порядка проведения обязательных предварительных, периодических, предрейсовых или послерейсовых медосмотров водителей

Статья 11.32 КоАП РФ предусматривает за нарушение установленного порядка проведения обязательных медосмотров водителей штраф для должностных лиц в размере от 2 000 до 3 000 рублей; для юридических лиц и ИП (с учетом примечания к статье) – в размере от 30 000 до 50 000 рублей.

Составить протокол об административном правонарушении, предусмотренном этой статьей, может орган Росздравнадзора (ст. 28.3 КоАП РФ, Положение о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 323), а дело будет рассматривать судья (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ). При этом субъекты нарушения – лица, проводящие медосмотры, т. е., медицинские организации, а также работодатели, в штате которых состоят медработники, занятые проведением указанных медосмотров.

VI. Сроки давности

Сроки давности привлечения к административной ответственности по перечисленным правонарушениям таковы (ст. 4.5 КоАП РФ):

Поездка без путевого листа ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ 60 календарных дней (при рассмотрении дела судьей – 90 календарных дней) со дня совершения нарушения
Перевозки с нарушением требований медосмотров водителей и технического контроля состояния ТС ч. 2, 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ 60 календарных дней со дня совершения нарушения *
Допуск водителя к работе без обязательного медосмотра ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ 1 год со дня совершения нарушения
Нарушение порядка проведения обязательных медосмотров ст. 11.32 КоАП РФ 90 календарных дней со дня совершения нарушения

* Здесь и далее – при длящемся административном правонарушении сроки давности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Длящимся является такое административное правонарушение, которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения (ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ, п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 (ред. от 23.12.2021) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ»).

VII. А как же налоговый контроль?

Как видим, если речь идет о привлечении к ответственности за нарушения в оформлении путевых листов и непосредственно им сопутствующие, то это вне компетенции налоговых органов. Тем не менее, рассматривая путевые листы как первичные учетные документы, налоговые инспекторы не упускают возможности указать налогоплательщикам на ошибки в них, по мнению проверяющих, свидетельствующие о неправомерности учета связанных с эксплуатацией автотранспорта расходов, в том числе, и на отсутствие отметок о медосмотре водителя и о результате контроля технического состояния самого автомобиля.

Такой подход сомнителен, ведь эти огрехи не могут сами по себе свидетельствовать о налоговых правонарушениях, но это суровая реальность, с которой приходится сталкиваться бухгалтеру.

Отсутствие путевых листов (если они должны были оформляться) будет рассматриваться контролерами как отсутствие первичных учетных документов, что считается грубым нарушением правил налогового учета расходов и может повлечь штраф, предусмотренный п. 3 ст. 120 НК РФ в размере 20 % от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 рублей, а также административный штраф в отношении виновных должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 рублей (ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ).

Компании, которые используют автотранспорт в служебных целях, должны учитывать траты на приобретение ГСМ в составе налоговой базы по налогу на прибыль, уплаченным контрагентам НДС в составе налоговых вычетов. Если путевые листы не соответствуют требованиям, то компанию ждут доначисления налога на прибыль.

Публикация актуальна специалистам, проходящих обучение на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки по направлениям:

  • Специалист, ответственный за БДД
  • Консультант по вопросам безопасности перевозки опасных грузов
  • Контролёр — механик технического состояния автотранспортных средств
  • Контролер технического состояния городского наземного электрического транспорта
  • Транспортная безопасность
  • Техника и технологии наземного транспорта (с присвоением квалификации «Контролер технического состояния автотранспортных средств»)
  • Менеджмент в организации

Путевой лист, как первичный документ учета, обязаны вести все компании не зависимо от формы собственности, использующие в своей коммерческой деятельности автомобильный транспорт. Оформление и учет путевых листов является способом отслеживания за движением служебного транспорта, фиксации расходов на ГСМ, определения амортизации автомобиля, методом расчета зарплаты водителям.

Как правильно заполнять путевые листы?

Обязанность оформлять путевые листы на любой наземный транспорт, оказывающий населению услуги по перевозке пассажиров, багажа, грузов установлена «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.07. Позже Верховный суд РФ в своем Определении №302-КГ14-529 от 01.09.14 расширил перечень лиц, обязанных заполнять и вести учет путевых листов. Требованию об оформлении «путевок» должны следовать все коммерческие и некоммерческие юридические лица, выполняющие перевозки для нужд компании и своих сотрудников.

Компании, основной деятельностью которых является эксплуатация средств автомобильного транспорта, должны заполнять путевые листы утвержденной формы. Остальные предприятия имеют право разработать и утвердить в учетной политике свою форму, при включении в нее всех необходимых реквизитов.

Путевой лист с ошибками может обойтись штрафом и доначислениями

Компании, использующие автотранспорт в служебных целях, траты на приобретение ГСМ учитывают в составе налоговой базы по налогу на прибыль, уплаченным контрагентам НДС в составе налоговых вычетов. В таких случаях, как показывает судебная практика (дело №А40-76951/2017), все документы первичного учета должны отвечать установленным требованиям и содержать необходимую информацию для обоснования произведенных расходов.

Ошибки в оформлении путевых листов — основание для доначисления налогов

Так, одно из столичных акционерных обществ в период 2013-2015 гг. учитывало в расходах и заявляла вычеты со стоимости ГСМ. В ходе выездной проверки налоговых органов было установлено, что компания указывала в «путевках» недостоверную или неполную информацию:

  • Отсутствовали точные сведения о маршруте передвижения автомобиля. Общие формулировки «по городу», «по городу и области» не раскрывали содержания хозяйственной информации.
  • Не заполнены или заполнены некорректно такие обязательные реквизиты «путевки», как «движение горючего»: марка, литраж выданного ГСМ, остаток топлива при выезде и по возвращению, расход по норме, фактические показатели расхода.
  • В отдельных «путевках» не заполнен реквизит «Работа водителя и автомобиля»: время отбытия из гаража и время возвращения в гараж.

В ходе проверки налогового органа были выявлены расхождения в показаниях спидометров, установлен факт одновременного нахождения водителя в нескольких рейсах.

По результатам проведенных мероприятий ИФНС доначислила налог на прибыль, НДС, пени и штраф. Позицию налоговой о неправомерности внесения акционерным обществом в состав расходов затраты на ГСМ в целях исчисления налога на прибыль и завышения налоговых вычетов НДС по операциям приобретения топлива признали суды всех инстанций.

Читайте также:

  • Изменения в закон «О безопасности дорожного движения»
  • Изменения в Положении о ГИБДД с 15 сентября 2018 года
  • Правила охраны труда на автотранспорте с 28 сентября 2018 года
  • Изменения в правила противопожарного режима
  • Нормы труда и отдыха водителей с 5 июня
  • Охрана труда водителей: новые штрафы
  • Порядок проведения проверок организаций по ремонту транспортных средств
  • Приказ Минтранса России от 07.11.2017 N 476: Порядок оформления путевых листов
  • Часто задаваемые вопросы по охране труда
  • Изменения в Оценке условий труда водителей
  • Технический осмотр транспортных средств с фотографированием
  • В 2017 году было оштрафовано более 700 транспортных компаний
  • Штрафы за СОУТ с 1 января 2019 года

Популярные статьи в категории:

Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос менеджеру

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки при отмостке дома
  • Ошибки при оформлении писем
  • Ошибки при открытии клиники
  • Ошибки при отливке гипсовой модели
  • Ошибки при открытии шаурмы