Ошибки при обучении чтению дошкольников

10 ошибок, которые совершают родители, обучая ребенка чтению

https://pedsovet.su/_pu/67/01376268.jpg

Обучение
чтению — важный этап развития ребенка. На практике приходится сталкиваться с 10
ошибками, которые допускают родители при обучении ребенка чтению. 

Ошибка 1. Разделение буквы
и звука

Обучение
ребенка чтению, началом которого стало изучение букв, в будущем создает большие
проблемы. Поэтому следует называть звук и букву одинаково. Например, буква «М»
должна звучать как звук «М», а не как «ЭМ». Если ребенок усвоит последний
вариант произношения, слог «МА» будет прочитан им как «ЭМА» вместо правильного
«МА». В детском сознании буква и звук должны соответствовать друг другу.

Ошибка 2. Изучение букв с
помощью алфавита с картинками

Заучивание
ребенком букв с помощью картинок надолго создает в детском сознании устойчивую
связь буквы и привязанного к ней изображения. Цветные иллюстрации помогут
выучить алфавит, но создадут трудности при чтении. Ребенку будет трудно понять,
почему слово «КОТ» получается сложением нескольких понятий, например,
«КЕНГУРУ», «ОБЛАКО» и «ТЕЛЕФОН».

Ошибка 3. Отсутствие
системы

Еще одной
ошибкой при обучении ребенка чтению являются бессистемные занятия. Заниматься
следует регулярно, но не более 15 минут в день. Память детей достаточно
кратковременна, поэтому для закрепления навыка требуется череда повторений.

Ошибка 4. Обучение чтению
по буквам

Начиная
читать, ребенок произносит сначала звуки, а потом пытается их сложить.
Например, произносит «М» и «А», а затем вместе «МА». Сталкиваясь с длинным
словом, ребенок забывает, какой звук был им произнесен в начале. Правильным
является чтение по слогам. Ребенок может «тянуть» определенный звук при
чтении. Например, произносить «МММММАММММА». Главное, чтобы процесс чтения не
обрывался на первом звуке. Хорошего результата можно добиться, научив ребенка
пропевать слоги.

Ошибка 5. Принуждение к
чтению

Еще одна
ошибка родителей — принуждение к занятиям. В этом случае может возникнуть
стойкая неприязнь к чтению, что станет барьером на пути к обучению. Не стоит
использовать чтение и в качестве наказания. Фраза родителей: «Если не сделаешь,
как я скажу, сейчас пойдем читать!» — идет вразрез с желанием привить
любовь к этому занятию. Косвенное подталкивание в виде фраз «Вот сейчас
дочитаем главу и пойдем играть» также использовать нельзя.

Ошибка 6. Чтение
«нанизыванием» букв

В процессе
обучения чтению родителями возникает ошибка в произношении слова. Ребенок
произносит каждую букву отдельно, вместо того, чтобы произнести слоги один за
другим. Например, «М-А-Ш-И-Н-А» вместо «МА-ШИ-НА». При чтении длинных слов
ребенок отвлекается и не помнит, какие звуки уже произнес.

Ошибка 7. Родители больше
не читают детям

Многие
родители совершают ошибку, переставая читать ребенку сказки на ночь и петь колыбельные.
Считая, что ребенок уже научился читать сам и больше не нуждается в участии
папы и мамы, родители упускают важный момент совместного общения и совместного
чтения. Общение помогает сформировать словарный запас ребенка, что важно не
только для чтения, но и для общего развития.

Ошибка 8. Отсутствие
контроля понимания при обучении чтению

В процессе
обучения может возникнуть ситуация, когда ребенок читает механически, не
воспринимая смысл прочитанного. Произнося слог за слогом, он не осознает значение
получившегося слова. Чтобы избежать этой ошибки, рекомендуется просить ребенка
пересказать прочитанный текст или задавать уточняющие вопросы.

Ошибка 9. Отсутствие
примера взрослых

Обучение
чтению будет успешнее, если у ребенка развит интерес к этому занятию. Интерес к
книгам возникает и поддерживается в семье, где взрослые сами любят читать.
Времяпровождение у телевизора или компьютера не мотивирует ребенка научиться
читать, поскольку он не видит в этом смысла.

Ошибка 10. Недостаточный
уровень готовности ребенка к чтению

Родители
допускают ошибку, делая первые шаги в обучении ребенка слишком рано. Начиная
обучение чтению с двух лет или ранее, можно добиться только механического
повтора звуков. Готовность к изучению грамоты подразумевает:

·     
достаточный словарный запас;

·     
способность на слух различать
разные звуки (например, ребенок понимает разницу между «дом» и «том»);

·     
отсутствие проблем в
произношении звуков;

·     
хорошую ориентацию: ребенок
должен различать «право — лево, верх — низ», чтобы правильно следовать по
тексту.

Ошибки,
которые совершают большинство родителей при обучении ребенка чтению,
исправляются грамотным и системным подходом к изучению материала, а также
учетом индивидуальных особенностей своего ребенка. Порой, для исправления неправильно
сформированного навыка чтения, учителю требуется до полугода систематической
работы. В таком случае лучше вообще не учить ребенка читать, чем учить его
неправильно.

Основные ошибки при обучении детей чтению.

Техника чтения слова содержит четыре основных элемента: 
-знание всех букв и умение произносить соответствующие им звуки; 
-знание направления чтения: слева направо; 
-знание всех слогов слияния, присущих языку, и умение их произносить.
-умение разбивать любое слово на отдельные буквы и слоги слияния. 
Незнание или недооценка преподавателем любого элемента техники чтения слова, приводит к ошибкам, из-за которых дети испытывают серьезные трудности при обучении чтению.

Взрослые часто хотят, чтоб с самых малых лет их дитя было лучше, умнее и успешнее других. Для этого они начинают знакомить ребенка с буквами еще с двухлетнего возраста, и им это удается. В два года дети еще не готовы понимать, что такое буквы и звуки. Даже, если они смогут читать, то это будет всего лишь их умение сочетать символы букв со звуками, но понять то, что они прочитали — не смогут. Простая просьба пересказать для них окажется чем-то невозможным. Лучше всего начинать обучение чтению около 5-6 лет, когда ребенок более развит в психическом плане.

Следующая ошибка — ребенка учат называть согласные буквы как в алфавите, например: К — «КА», М — «ЭМ», Н — «ЭН» и так далее. Но когда ребенок в первый раз пытается прочитать целое слово, например: ДИВАН, то у него получается «ДЭИВЭАЭН». Он не может ничего понять. Тогда ему говорят, что, при чтении слов, буквы нужно называть без «Э». Но уже поздно — он привык к такому названию согласных и еще два-три месяца будет на этом спотыкаться.

Алфавит с опорными картинками для чтения  вообще не годен. Если ребенок запомнит, что М — машина, а А — арбуз, то он не поймет, почему при «складывании» машины и арбуза получится слово «Мама». Если спросить у него какая буква стоит впереди слова «мама», он может ответить — машина. А это неправильный подход к обучению. Учить называть букву соответствующим ей звуком нужно с самого начала обучения! Потом, когда ребенок хорошо освоит чтение, он быстро научится алфавитному названию согласных букв. Но сейчас, на начальном этапе обучения, он должен называть букву только соответствующим ей звуком: К — «К», М — «М» и так далее. 

Ошибки при чтении появляются тогда, когда ребенок некоторые звуки  вообще не умеет произносить. Если, например, ребенок не может произнести «С» (вместо «Саша» он говорит «Шаша»), то обучение чтению следует отложить до того момента, пока не появится правильное произношение. 
Обычно нескольких занятий с логопедом бывает достаточно, чтобы ребенок научился отличать звук «С» от звука «Ш» и через два раза на третий мог хоть как-то его произнести. С таким умением уже можно приступать к обучению. Но, все-таки, лучше это сделать тогда, когда ребенок научится уверенно произносить трудные звуки. Если Вам сложно посещать логопеда постоянно, возьмите у него комплекс упражнений и занимайтесь с ребенком сами. А у логопеда можно появляться лишь изредка — для консультаций. 

Ошибки при чтении появляются и тогда, когда ребенку всего один-два раза объясняют направление чтения: слева направо. Поскольку дети еще недостаточно хорошо владеют понятиями «левый» 
и «правый», то беглое объяснение не приводит к усвоению направления чтения. Они просто не знают — где первая, 
а где последняя буква слова! 

Часто, обучая ребенка чтению, взрослые допускают некоторые технические ошибки, которые или замедляют процесс, или вызывают отрицательные эмоции относительно этого дела.

Взрослые часто начинают соединять одну согласную сразу со всеми гласными: НА, НО, НУ, НЕ, НИ и т.д. Еще часто рисуют так: стоит буква Н, а от нее стрелочки, а там разные гласные (А, О, У и др.) и начинают просить ребенка сразу прочитывать слоги: НА, НО, НУ… Почему это неправильно? Во-первых, потому что ребенок и слога то самого не видит (он его как бы должен представить), а во-вторых — ребенку сложно и понимать основной смысл объединения букв в слоги, и переключать внимание каждый раз на разную гласную букву одновременно. В чтении важно не запутывать, тогда дети не будут бояться и унывать от вида букв.

Взрослые, бывает, учат читать «по буквам» так: «В и О — ВО, Д и А — ДА = ВОДА». Это звучит не слитно, и работает не дальше коротких слов. Как прочитать таким образом слово ВЕЛОСИПЕД? Пока ребенок дойдет до «…ПЕД» — он забудет, что было в начале слова.

Учитывайте эти советы при обучении чтению дошкольника, с самого начала учите ребенка читать правильно и избежите многих проблем и ошибок, которые  школе могут превратиться в стойкие и помешать учебе  в 1 классе.

Оглавление

  • Ошибка 1. Разделение буквы и звука
  • Ошибка 2. Изучение букв с помощью алфавита с картинками
  • Ошибка 3. Отсутствие системы
  • Ошибка 4. Обучение чтению по буквам
  • Ошибка 5. Принуждение к чтению
  • Ошибка 6. Чтение «нанизыванием» букв
  • Ошибка 7. Родители больше не читают детям
  • Ошибка 8. Отсутствие контроля понимания при обучении чтению
  • Ошибка 9. Отсутствие примера взрослых
  • Ошибка 10. Недостаточный уровень готовности ребенка к чтению

Обучение чтению — важный этап развития ребенка. На практике приходится сталкиваться с 10 ошибками, которые допускают родители при обучении ребенка чтению.

Ошибка 1. Разделение буквы и звука

Обучение ребенка чтению, началом которого стало изучение букв, в будущем создает большие проблемы. Поэтому следует называть звук и букву одинаково. Например, буква «М» должна звучать как звук «М», а не как «ЭМ». Если ребенок усвоит последний вариант произношения, слог «МА» будет прочитан им как «ЭМА» вместо правильного «МА». В детском сознании буква и звук должны соответствовать друг другу.

Ошибка 2. Изучение букв с помощью алфавита с картинками

Заучивание ребенком букв с помощью картинок надолго создает в детском сознании устойчивую связь буквы и привязанного к ней изображения. Цветные иллюстрации помогут выучить алфавит, но создадут трудности при чтении. Ребенку будет трудно понять, почему слово «КОТ» получается сложением нескольких понятий, например, «КЕНГУРУ», «ОБЛАКО» и «ТЕЛЕФОН».

Ошибка 3. Отсутствие системы

Еще одной ошибкой при обучении ребенка чтению являются бессистемные занятия. Заниматься следует регулярно, но не более 15 минут в день. Память детей достаточно кратковременна, поэтому для закрепления навыка требуется череда повторений.

Ошибка 4. Обучение чтению по буквам

Начиная читать, ребенок произносит сначала звуки, а потом пытается их сложить. Например, произносит «М» и «А», а затем вместе «МА». Сталкиваясь с длинным словом, ребенок забывает, какой звук был им произнесен в начале. Правильным является чтение по слогам. Ребенок может «тянуть» определенный звук при чтении. Например, произносить «МММММАММММА». Главное, чтобы процесс чтения не обрывался на первом звуке. Хорошего результата можно добиться, научив ребенка пропевать слоги.

Ошибка 5. Принуждение к чтению

Еще одна ошибка родителей — принуждение к занятиям. В этом случае может возникнуть стойкая неприязнь к чтению, что станет барьером на пути к обучению. Не стоит использовать чтение и в качестве наказания. Фраза родителей: «Если не сделаешь, как я скажу, сейчас пойдем читать!» — идет вразрез с желанием привить любовь к этому занятию. Косвенное подталкивание в виде фраз «Вот сейчас дочитаем главу и пойдем играть» также использовать нельзя.

Ошибка 6. Чтение «нанизыванием» букв

В процессе обучения чтению родителями возникает ошибка в произношении слова. Ребенок произносит каждую букву отдельно, вместо того, чтобы произнести слоги один за другим. Например, «М‑А-Ш-И-Н‑А» вместо «МА-ШИ-НА». При чтении длинных слов ребенок отвлекается и не помнит, какие звуки уже произнес. э

Ошибка 7. Родители больше не читают детям

Многие родители совершают ошибку, переставая читать ребенку сказки на ночь и петь колыбельные. Считая, что ребенок уже научился читать сам и больше не нуждается в участии папы и мамы, родители упускают важный момент совместного общения и совместного чтения. Общение помогает сформировать словарный запас ребенка, что важно не только для чтения, но и для общего развития.

Ошибка 8. Отсутствие контроля понимания при обучении чтению

В процессе обучения может возникнуть ситуация, когда ребенок читает механически, не воспринимая смысл прочитанного. Произнося слог за слогом, он не осознает значение получившегося слова. Чтобы избежать этой ошибки, рекомендуется просить ребенка пересказать прочитанный текст или задавать уточняющие вопросы.

Ошибка 9. Отсутствие примера взрослых

Обучение чтению будет успешнее, если у ребенка развит интерес к этому занятию. Интерес к книгам возникает и поддерживается в семье, где взрослые сами любят читать. Времяпровождение у телевизора или компьютера не мотивирует ребенка научиться читать, поскольку он не видит в этом смысла.

Ошибка 10. Недостаточный уровень готовности ребенка к чтению

Родители допускают ошибку, делая первые шаги в обучении ребенка слишком рано. Начиная обучение чтению с двух лет или ранее, можно добиться только механического повтора звуков. Готовность к изучению грамоты подразумевает:

  • достаточный словарный запас;
  • способность на слух различать разные звуки (например, ребенок понимает разницу между «дом» и «том»);
  • отсутствие проблем в произношении звуков;
  • хорошую ориентацию: ребенок должен различать «право — лево, верх — низ», чтобы правильно следовать по тексту.

Ошибки, которые совершают большинство родителей при обучении ребенка чтению, исправляются грамотным и системным подходом к изучению материала, а также учетом индивидуальных особенностей своего ребенка. Порой, для исправления неправильно сформированного навыка чтения, учителю требуется до полугода систематической работы. В таком случае лучше вообще не учить ребенка читать, чем учить его неправильно.

Об авторе: Рогозина Валентина Ивановна, воспитатель МКДОУ “Воробьевский детский сад №1”, опыт работы более 20 лет.

Обучение чтению — важный этап развития ребенка. На практике приходится сталкиваться с 10 ошибками, которые допускают родители при обучении ребенка чтению. 

Ошибка 1. Разделение буквы и звука

Обучение ребенка чтению, началом которого стало изучение букв, в будущем создает большие проблемы. Поэтому следует называть звук и букву одинаково. Например, буква «М» должна звучать как звук «М», а не как «ЭМ». Если ребенок усвоит последний вариант произношения, слог «МА» будет прочитан им как «ЭМА» вместо правильного «МА». В детском сознании буква и звук должны соответствовать друг другу.

Ошибка 2. Изучение букв с помощью алфавита с картинками

Заучивание ребенком букв с помощью картинок надолго создает в детском сознании устойчивую связь буквы и привязанного к ней изображения. Цветные иллюстрации помогут выучить алфавит, но создадут трудности при чтении. Ребенку будет трудно понять, почему слово «КОТ» получается сложением нескольких понятий, например, «КЕНГУРУ», «ОБЛАКО» и «ТЕЛЕФОН».

Ошибка 3. Отсутствие системы

Еще одной ошибкой при обучении ребенка чтению являются бессистемные занятия. Заниматься следует регулярно, но не более 15 минут в день. Память детей достаточно кратковременна, поэтому для закрепления навыка требуется череда повторений.

Ошибка 4. Обучение чтению по буквам

Начиная читать, ребенок произносит сначала звуки, а потом пытается их сложить. Например, произносит «М» и «А», а затем вместе «МА». Сталкиваясь с длинным словом, ребенок забывает, какой звук был им произнесен в начале. Правильным является чтение по слогам. Ребенок может «тянуть» определенный звук при чтении. Например, произносить «МММММАММММА». Главное, чтобы процесс чтения не обрывался на первом звуке. Хорошего результата можно добиться, научив ребенка пропевать слоги.

Ошибка 5. Принуждение к чтению

Еще одна ошибка родителей — принуждение к занятиям. В этом случае может возникнуть стойкая неприязнь к чтению, что станет барьером на пути к обучению. Не стоит использовать чтение и в качестве наказания. Фраза родителей: «Если не сделаешь, как я скажу, сейчас пойдем читать!» — идет вразрез с желанием привить любовь к этому занятию. Косвенное подталкивание в виде фраз «Вот сейчас дочитаем главу и пойдем играть» также использовать нельзя.

Ошибка 6. Чтение «нанизыванием» букв

В процессе обучения чтению родителями возникает ошибка в произношении слова. Ребенок произносит каждую букву отдельно, вместо того, чтобы произнести слоги один за другим. Например, «М-А-Ш-И-Н-А» вместо «МА-ШИ-НА». При чтении длинных слов ребенок отвлекается и не помнит, какие звуки уже произнес. э

Ошибка 7. Родители больше не читают детям

Многие родители совершают ошибку, переставая читать ребенку сказки на ночь и петь колыбельные. Считая, что ребенок уже научился читать сам и больше не нуждается в участии папы и мамы, родители упускают важный момент совместного общения и совместного чтения. Общение помогает сформировать словарный запас ребенка, что важно не только для чтения, но и для общего развития.

Ошибка 8. Отсутствие контроля понимания при обучении чтению

В процессе обучения может возникнуть ситуация, когда ребенок читает механически, не воспринимая смысл прочитанного. Произнося слог за слогом, он не осознает значение получившегося слова. Чтобы избежать этой ошибки, рекомендуется просить ребенка пересказать прочитанный текст или задавать уточняющие вопросы.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Ошибки при обучении чтению детей дошкольного возраста.

Cамые распространенные ошибки, допускаемые взрослыми при обучении детей чтению в домашних условиях

1. В основе обучения чтению не буква, а ЗВУК. Прежде чем показать ребенку новую букву, например М, следует научить его слышать звук «М» в слогах, словах. На протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково — т.е. так, как звучит звук.

Возьмем, к примеру, звук «М». мы произносим его отрывисто: М! И букву М необходимо называть так же: М! ни в коем случае ЭМ! Или МЭ! ( Тем более, что буквы МЭ не существует!) Говоря таким образом, мы произносим два звука — «Э» и «М», или «М» и «Э». Данное обстоятельство только дезориентирует ребенка, и вместо слога МА он может прочитать МЭА.

Напоминаю, что ЗВУК — это то, что мы слышим и произносим. Его можно петь, тянуть, говорить, голосить, слушать. А БУКВА — это то, что мы видим и пишем, то есть графическое изображение звука.

Не смешивайте, пожалуйста, понятия ЗВУК и БУКВА, когда учите ребенка читать.

2. Вторая грубая ошибка заключается в обучении побуквенному чтению, т.е. ребенок сначала называет буквы слога: «М!А!» — и только после этого читает сам слог: «МА». Читая побуквенно длинное слово, ребенок не помнит, какие звуки назвал и что за слово из них получается. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом.

Правильное чтение — это чтение слогами (конечно, на начальном этапе). И пусть в начале обучения ребенок сколько угодно долго читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: «ММММА». Лишь бы он не останавливался после первой буквы! Лишь бы он прочёл слитно буквы слога!

Родителям, занимающимся со своими детьми родным языком, необходимо учитывать следующее:

  1. В русском языке гласных ЗВУКОВ всего 6 – А,У,О,И,Ы,Э, а гласных БУКВ 10: А,О,У,И,Ы,Э, Я, Е,Е,Ю.

  2. Йотированные гласные буквы содержат по два звука: Я=Й+А, Е=Й+Э, Е=Й+О, Ю=Й+У.

  3. Наш алфавит содержит 33 буквы, а звуков в русском языке – 42, за счет мягких согласных (например, буква М обозначает два звука – М и МЬ, как в словах мал-мял; буква Б обозначает два звука – Б и БЬ, как в словах был-бил и т.д.

  4. Звуки Ц, Ж, Ш не имеют мягких пар, они всегда твердые. Звуки Й, Ч, Щ не имеют твердых пар, они всегда мягкие.  

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки при обучении техники бега на короткие дистанции
  • Ошибки при образовании деепричастий
  • Ошибки при обучении технике бега на короткие дистанции
  • Ошибки при обработке эндоскопов
  • Ошибки при обустройстве скважины