Ошибки при направлении на мсэ

Федеральное БМСЭ представило детальный разбор наиболее частых, «типичных», ошибок, которые допускаются медицинскими работниками и специалистами региональных госучреждений медико-социальной экспертизы (Письма ФБМСЭ от 23 сентября 2020 г. № 32090.ФБ.77/2020 и № 32088.ФБ.77/2020):

ошибки в части заполнения и оформления Направлений на МСЭ,

ошибки в Протоколах проведения МСЭ,

недочеты в ИПРА, в том числе ошибки в разделах о ТСР.

В связи с этим ФБМСЭ рекомендует провести на местах семинарские занятия (рабочие совещания) с детальным разбором замечаний, а при необходимости, – с аттестацией сотрудников.

Дополнительно Федеральное бюро представило рекомендации по корректному определению степени сохранности социального статуса инвалида, имея в виду, что:

к основным видам социального статуса относятся социально-бытовой статус, социально-средовой, социально-педагогический, социально-психологический и профессиональный статусы;

внутри каждого из упомянутых статусов можно выделить 4 степени его сохранности (сформированности).

Приводятся «подсказки» для определения степени сохранности каждого из видов социального статуса инвалида для целей комплекса оптимальных реабилитационных мероприятий в процессе формирования ИПРА.

Иллюстрация:http://aartyk.ru/obshhestvo/o-poryadke-provedeniya-mediko-socialnoj-ekspertizy-otdelnym-kategoriyam-grazhdan-v-period-prinyatiya-mer-po-preduprezhdeniyu-rasprostraneniya-koronavirusnoj-infekcii-na-territorii-rf/

Источник: Система ГАРАНТ

АРМ врача поликлиники (терапевта, участкового терапевта, профильного врача)

Как проверить, все ли персональные данные по пациенту занесены в Систему?

Перед созданием направления на МСЭ необходимо проверить полноту и корректность персональных данных пациента в Системе. Для просмотра и редактирования сведений о пациенте нажмите кнопку «Редактировать данные пациента» в правом верхнем углу ЭМК пациента.

После заполнения и сохранения направления на ВК его необходимо направить зав. отделением на проверку

Для этого в ЭМК пациента:

  • выберите направление на ВК в подразделе «Общие направления» раздела «Назначения и направления»;
  • нажмите кнопку контекстного меню на записи о направлении на ВК;
  • выберите пункт «Направить зав. отделением» в контекстном меню.

Пункт Направить зав. отделением

Как другие врачи могут добавить информацию в созданное направление на МСЭ?

Для дополнения направления на МСЭ в АРМ врача поликлиники:

  • нажмите кнопку «Журнал направлений на МСЭ» на боковой панели АРМ;

Кнопка Журнал направлений на МСЭ

  • откроется форма «Журнал направлений на МСЭ» со списком направлений на МСЭ;
  • найдите направление на МСЭ, которое требуется дополнить, используя поля на панели фильтров формы. Нажмите кнопку «Изменить»;

Выбор направления на МСЭ для редактирования

  • откроется форма редактирования направления на МСЭ.

АРМ врача поликлиники (заведующего отделением)

Как настроить АРМ врача поликлиники (заведующего отделением) для работы с направлениями на МСЭ?

Для работы с направлениями на МСЭ на учетную запись пользователя должна быть добавлена группа прав «Заведующий отделением». После этого на боковой панели АРМ врача поликлиники появится кнопка «Журнал запросов ВК». В результате нажатия кнопки откроется журнал запросов ВК, в котором доступны функции просмотра сопутствующего направлению на ВК документа – направления на МСЭ, отклонение направления на ВК вместе с направлением на МСЭ и другие функции (см. справку «Журнал запросов ВК»).

Кнопка бокового меню Журнал запросов ВК

АРМ врача ВК

В какой раздел направления на МСЭ вносятся результаты исследований ручным вводом?

Результаты вносятся в раздел «Обследования и исследования» формы «Направление на МСЭ»:

  • нажмите кнопку «Добавить» на панели управления записями раздела;
  • на открывшейся форме «Обследования и исследования: Добавления» нажмите кнопку «Ручной ввод»;
  • введите и сохраните результаты исследований.

Кнопка и форма добавления сведений об обследовании и исследованию

Есть ли возможность скопировать осмотр из ЭМК пациента при заполнении раздела «Клинико-функциональные данные гражданина» направления на МСЭ?

Такая возможность имеется. Для этого:

  • установите курсор «мыши» в поле (например «Анамнез заболевания») раздела «Клинико-функциональные данные гражданина» направления на МСЭ. Отобразится панель управления;
  • нажмите кнопку «Вставить документ/фрагмент документа»;

  • отобразится форма «Список документов». В списке документов выберите нужный, при необходимости выделите его фрагмент;
  • нажмите кнопку «Выбрать» в левом нижнем углу формы.

Выбор документа и его фрагмента

Выбранный документ или его выделенный фрагмент скопируется в поле раздела «Клинико-функциональные данные гражданина» направления на МСЭ.

При каких условиях доступно подписание направления на МСЭ?

Подписание направления на МСЭ доступно после создания протокола ВК. Протокол ВК можно создать, если к выбранной в АРМ врача ВК записи о направлении на ВК применить кнопку «Протокол ВК» и пункт «Создать по итогам очной ВК».

Пункт Создать по итогам очной ВК

Подписание направления на МСЭ для успешной отправки в РЭМД ЕГИСЗ

В Системе доступно подписание направления на МСЭ.

Подписать направление на МСЭ может только председатель ВК и пользователь АРМ врача ВК, включенный в лист согласования по данному направлению на МСЭ, – врач-эксперт .

Направление на МСЭ можно подписать, если для него добавлен протокол ВК и имеется положительное решение ВК.

Подписание направления на МСЭ доступно из главной формы АРМ врача ВК.

Рассмотрим пример подписания направления на МСЭ председателем ВК:

  • перейдите в АРМ врача ВК под учетной записью пользователя, у которого роль в ВК — председатель. Отобразится главная форма АРМ врача ВК;

П р и м е ч а н и е – Председатель ВК должен занимать руководящую должность, согласно справочнику https://nsi.rosminzdrav.ru/#!/refbook/1.2.643.5.1.13.13.11.1002. Идентификаторы подходящих должностей: 4, 5, 427, 428, 6, 7, 429, 430, 431, 432, 433, 434, 435, 436, 437, 438, 8.

  • выберите на главной форме АРМ врача ВК направление на ВК, по которому причиной обращения является «Направление на МСЭ», был добавлен протокол заседания ВК, нажмите кнопку «Подписать». Отобразится контекстное меню;

Подписание направления на МСЭ

  • выберите пункт «Подписать направление на МСЭ». Отобразится форма «Подписание данных ЭП». Будет заполнена роль подписывающего документ (председатель комиссии). Если в поле «Роль при подписании» автоматически не установилось значение «Председатель», выберите это значение;
  • заполните поле «Сертификат» (если не установлен нужный сертификат по умолчанию), нажмите кнопку «Подписать». Отобразится форма «ПИН-код» (или аналогичная ей), если сертификат ЭП защищен вводом пароля;

Подписание данных ЭП

  • введите ПИН-код (или пароль), нажмите кнопку «Ок». Документ будет подписан ЭП председателя. Отобразится индикатор установленной ЭП.

Если при составлении протокола ВК в составе комиссии ВК кроме председателя были указаны члены комиссии:

  • войдите в Систему в АРМ врача ВК под их учетными записями, найдите направление на ВК, причиной обращения которого является «Направление на МСЭ», подписанное председателем на предыдущем шаге КП;
  • выделите направление на ВК, нажмите кнопку «Подписать», в контекстном меню выберите пункт «Подписать направление на МСЭ». Отобразится форма «Подписание данных ЭП»;
  • заполните поля «Роль при подписании», «Сотрудник и его должность», «Сертификат» на форме «Подписание данных ЭП», если они не были заполнены по умолчанию нужными значениями. Нажмите кнопку «Подписать». Отобразится форма «ПИН-код» (или аналогичная ей), если сертификат ЭП защищен вводом пароля, введите пин-код (или пароль), нажмите кнопку «Ок». Документ будет подписан ЭП членом комиссии. Будет сформирован СЭМД «Направление на МСЭ».

Если подписывающий направление на МСЭ пользователь на форме «Подписание данных ЭП» в поле «Роль при подписании» установит другую роль, не заданную ему в составе экспертов, то при попытке подписать направление Система выведет предупреждающее о том сообщение и не позволит подписать документ.

Предупреждающее сообщение

Если направление на МСЭ подписано всеми предусмотренными членами ВК, то на главной форме АРМ врача ВК по этому направлению в столбце «Направление на МСЭ» отобразится зеленый индикатор установленной ЭП , если не все необходимые подписи собраны, то отобразится индикатор ЭП с указанием на нем количества проставленных подписей.

Индикатор ЭП с указанием количества проставленных подписей

Также направление на МСЭ можно подписать из ЭМК пациента:

  • перейдите в раздел «Направления» ЭМК;
  • выделите запись о направлении на МСЭ;
  • отобразится индикатор кнопки «Подписать документы», нажмите на него;
  • отобразится форма «Подписание данных ЭП», в которой следует выполнить действия, аналогичные описанным выше.

Выбор направления на МСЭ для подписания ЭП в ЭМК пациента

После чего направление на МСЭ необходимо подписать от лица МО (см. справку «Подписание СЭМД от лица МО»).

АРМ МСЭ

Как заполнить информацию о предыдущем МСЭ для создания повторного направления?

Для ввода данных о предыдущих результатах МСЭ используется АРМ МСЭ.

Основные условия настройки АРМ МСЭ:

  • на первом уровне структуры МО должна быть добавлена служба с типом «Медико-социальная экспертиза»;
  • на службу должен быть устроен сотрудник. В результате – учетной записи сотрудника станет доступно АРМ МСЭ.

Пользователь АРМ МСЭ вносит сведения о результатах проведенной МСЭ (заполняет обратный талон) по пациенту. Перейти к форме «Сведения о результатах проведенной МСЭ: добавление» можно, используя кнопку «Без записи» на панели управления списком обратных талонов.

Кнопка Без записи в АРМ МСЭ

После ввода сведений о результатах проведенной МСЭ (заполнения обратного талона) можно переходить к созданию повторного направления на МСЭ. Данные в него из обратного талона загрузятся автоматически.

АРМ администратора МО

Проверка настроек должностей для успешной отправки СЭМД «Направление на МСЭ» в РЭМД ЕГИСЗ

Для успешной отправки СЭМД «Направление на МСЭ» в РЭМД ЕГИСЗ необходимо, чтобы должности врачей, состоящих в службе «Врачебная комиссия», и в особенности председателя ВК, соответствовали данным, зарегистрированным в Федеральном регистре федеральных работников (ФРМР).

Для этого в структуре МО, для каждой строки штатного расписания, в настройках должности значение ФРМП справочника должно быть сопоставлено значению ФРМР/ФРМО справочника.

Переход к справочнику должностей

Обратите внимание, что на показанных выше формах поля на панели фильтров могут быть чувствительны к регистру (написанию с использованием заглавных или строчных букв).

Редактирование строки штатного расписания доступно только пользователю с правами суперадминистратора (пользователю АРМ администратора ЦОД).

Пользователю АРМ администратора МО данные настройки доступны только на просмотр; если соотнесение должности не выполнено, обратитесь к пользователю с правами суперадминистратора или в техническую поддержку Системы.

Типовые ошибки, которые могут возникнуть при отправке СЭМД «Направление на МСЭ» в РЭМД ЕГИСЗ

Типовые ошибки, которые могут возникнуть при отправке СЭМД «Направление на МСЭ» в РЭМД ЕГИСЗ, и способы их устранения описаны в таблице ниже.

Федеральное БМСЭ проанализировало наиболее частые, “типичные”, ошибки, которые допускаются медицинскими работниками и специалистами региональных госучреждений медико-социальной экспертизы:

1) ошибки в части заполнения и оформления Направлений на МСЭ,

2) ошибки в Протоколах проведения МСЭ,

3) недочеты в ИПРА, в том числе ошибки в разделах о ТСР.

Качество заполнения Направления на медико-социальную экспертизу медицинской организацией (приложение к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 сентября 2018 г. NN 578н/606 (с изменениями от 28 августа 2019 г.)

В отдельных случаях документ недостаточно информативный (формальный), в том числе по разделам:

Анамнез заболевания; Анамнез жизни.

п. 28. Состояние здоровья гражданина при направлении на медико-социальную экспертизу. Данные осмотра специалистами краткие, иногда взаимоисключающие друг друга по содержанию. Данные осмотра профильными специалистами также краткие, в ряде случаев представлены только фактом наличия патологического состояния.

пп. 34-37. Рекомендуемые реабилитационные мероприятия.

Рекомендации о нуждаемости в проведении реабилитационных мероприятий либо отсутствуют, либо ограничиваются общими фразами. В отдельных случаях рекомендации о нуждаемости в TCP медицинского назначения и TCP, используемых при ортезировании, отсутствуют вообще.

Качество заполнения реквизитов протокола проведения медико-социальной экспертизы гражданина (приложение к приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 декабря 2015 г. N 1171н (с изменениями от 6 апреля 2017 г. 4 апреля 2019 г.) (далее – Протокол проведения МСЭ).

п. 24 Медико-социальная экспертиза проводится заочно, в то время как в протоколе проведения МСЭ ставится отметка об очном освидетельствовании.

Неверно заполняется, либо не заполняется вообще п. 29 “Жилье” раздела III. Социально-средовые и социально-бытовые данные, в частности, сведения о наличии жилого помещения в организации социального обслуживания (ПНИ и ДДИ) либо здравоохранения (например, стационарное медицинское учреждение психиатрического профиля) (пп. 29.6).

пп. 34-35. “Образовательные организации” раздела IV “Данные об образовании” заполняются небрежно (данные на момент проведения МСЭ неактуальны).

В отдельных случаях, не заполнен п. 39.2 “профессия (специальность), для получения которой проводится обучение”.

В ряде случаев не оцениваются показатели обученности социальным и образовательным навыкам ребенка по заключению образовательной организации (в соответствии с возрастом) (п. 40 протокола проведения МСЭ), в том числе и по причине отсутствия в пакете направительных документов данного заключения.

Неверно определяется основная профессия (специальность) (п. 41 протокола проведения МСЭ). Основной профессией (специальностью) для целей медико-социальной экспертизы считается профессия (специальность), полученная путем обучения или переобучения, либо та профессия (специальность), по которой получена наиболее высокая квалификация или имеется наибольший стаж работы.

п. 50 “Анамнез”. В соответствии с разъяснениями по заполнению Протокола проведения МСЭ, анамнез подробно описывается при первичном проведении медико-социальной экспертизы, при повторном проведении медико-социальной экспертизы перечисляются перенесенные между освидетельствованиями заболевания, травмы и отравления.

п. 52. Данные обследования, полученные специалистами при проведении медико-социальной экспертизы:

Врач:

– в отдельных случаях заключение врачей по МСЭ отсутствует со ссылкой следующего содержания: “см. статус”, либо заключение врачей по МСЭ ограничивается формулировкой: “больной осмотрен, данные те же”;

– в ряде случаев заключения врачей-специалистов в протоколе проведения МСЭ гражданина краткие, неинформативные, порой состоящие из одного-двух предложений, в отдельных случаях заключения специалистов в протоколе проведения МСЭ абсолютно идентичные;

– при установленных выраженных нарушениях психических функций у инвалида (ребенка-инвалида) и ограничении способности к контролю за своим поведением 2 степени определяется ограничение способности к обучению 1 степени;

– несоответствие степени выраженности нарушенных функций (1 степени) и степени выраженности ограничения способности к обучению (2 степень).

Наиболее часто встречающиеся замечания и ошибки, выявленные по результатам анализа Протокола проведения МСЭ

п. 52 Протокола проведения МСЭ “Данные обследования, полученные специалистами при проведении медико-социальной экспертизы”:

п. 52.4. Специалист по реабилитации.

В ряде случаев, заключение специалиста по реабилитации ограничивается фразой, определяющей лишь основание для разработки ИПРА, т.е., не оценивается реабилитационный потенциал и реабилитационный прогноз.

Цель разработки ИПРА, в большинстве своем, во всех заключениях одна, причем общего характера, без учета индивидуального подхода, например: “основанием для разработки ИПРА является проведение реабилитационных мероприятий с целью частичной компенсации ОЖД”.

Заключение специалиста по реабилитации носит шаблонный характер, не учитывающий индивидуальные особенности инвалида, а также степень выраженности нарушенных функций организма и степень ограничения жизнедеятельности, вследствие чего при тяжелейшей патологии, имеющейся у инвалида, неверно оценен реабилитационный потенциал и реабилитационный прогноз, а цель разработки ИПРА определена как полное восстановление нарушенных функций передвижения.

Формулировка “пенсионер по возрасту” либо “лицо пенсионного возраста” некорректна в рамках медико-социальной экспертизы, так как специалисты федеральных учреждений медико-социальной экспертизы в своей работе руководствуются положениями Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” (далее Закон), в отличие от Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации”. Право на труд не предполагает каких-либо ограничений по достижению гражданином пенсионного возраста.

Специалисты Учреждения рекомендуют осуществлять трудовую деятельность в условиях неполного рабочего дня при установленной III группе инвалидности и 1 степени ограничения способности к трудовой деятельности, однако, в соответствии со ст. 23 Закона, лишь для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда. В остальных случаях (в том числе для инвалидов III группы) продолжительность рабочей недели составляет 40 часов.

В отдельных случаях, наряду с рекомендуемыми видами трудовой и профессиональной деятельности, специалисты Учреждения указывают вполне конкретный перечень профессий, что не согласуется с фактом отсутствия права учреждений медико-социальной экспертизы определять допуск на право работы в той или иной профессии.

Предлагаем воздерживаться от оценки реабилитационного прогноза как неблагоприятного. Понятие “неблагоприятный реабилитационный прогноз” отсутствует в Порядке разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм, утвержденном приказом Минтруда России от 13.06.2017 N 486н (далее Порядок разработки и реализации ИПРА); кроме того, при неблагоприятном реабилитационном прогнозе теряется смысл разработки ИПРА как программы реабилитации.

По нашему мнению, необходимые составляющие заключения специалиста по реабилитации (в том числе врача по МСЭ), которые необходимо отразить в Протоколе проведения МСЭ, следующие:

– причина разработки ИПРА (по итогам проведенной экспертно-реабилитационной диагностики);

– оценка реабилитационного потенциала;

– оценка реабилитационного прогноза;

– цель разработки ИПРА;

– оценка эффективности ранее проведенных реабилитационных мероприятий (в случаях повторного освидетельствования).

п. 52.5. Специалист по социальной работе.

Рекомендуем в дальнейшей работе не акцентировать внимание на состоянии социально-экономического статуса. Социально-экономический статус инвалида оценивается, в том числе, с учетом дохода, и формулировка “экономическая самостоятельность: значительно экономически зависим от органов соцобеспечения… либо …материально обеспечен – 6540 руб.”, по нашему мнению, находится вне рамок медико-социальной экспертизы и, соответственно, не представлен реквизитами протокола проведения МСЭ.

В Административном регламенте по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденном приказом Минтруда России от 29.01.2014 N 59н, приведён исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению получателем государственной услуги, и данный перечень документов не содержит справку о доходах. Таким образом, указывать социально-экономическую состоятельность (например, зависим от родственников либо органов социальной защиты), а также указывать определенную сумму (доход) не рекомендуется.

Наиболее часто встречающиеся замечания и ошибки, выявленные по результатам анализа содержания ИПРА

В соответствии с Порядком разработки и реализации ИПРА, раздел “Заключение о возможности (невозможности) осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни” заполняется в отношении инвалида, проживающего в организации социального обслуживания и получающего социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания. Однако в ряде случаев отмечено заключение о возможности (невозможности) осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни в ИПРА инвалидов, которые не находятся в вышеуказанных учреждениях.

В ряде случаев при нахождении инвалида на момент проведения медико-социальной экспертизы в стационаре психоневрологического (психиатрического) профиля (не проживающим в учреждениях социального обслуживания), либо в домашних условиях, сформировано заключение о невозможности осуществления самообслуживания и ведения самостоятельного образа жизни, в то время как данное заключение предназначено для инвалидов (детей-инвалидов), находящихся в учреждениях социального обслуживания и получающих социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания.

В соответствии с п. 7 ст. 15 Закона Российской Федерации “О занятости населения в Российской Федерации” от 19.04.1991 N 1032-1 (далее Закон о занятости), органы службы занятости в целях содействия занятости инвалидов осуществляют обмен сведениями с федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также органы службы занятости осуществляют взаимодействие с работодателями по вопросам оборудования (оснащения) рабочих мест для работы инвалидов.

Основные требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности утверждены приказом Минтруда России от 19.11.2013 N 685н. Однако в отдельных ИПРА при наличии соответствующих реквизитов отсутствуют рекомендации по оснащению рабочего места для инвалида.

В соответствии с положениями Закона о занятости, профессиональная ориентация граждан организуется в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования; в связи с чем вызывает сомнение отсутствие в ряде случаев в ИПРА инвалидов рекомендаций о нуждаемости в профессиональной ориентации и содействии в трудоустройстве.

При наличии рекомендации по профессиональной ориентации и содействии в трудоустройстве не определены рекомендуемые условия труда.

Определены рекомендации о показанных/противопоказанных видах трудовой деятельности при отсутствии рекомендуемых условий труда.

Не определены рекомендации по оснащению (оборудованию) специального рабочего места для трудоустройства инвалида.

Не определены рекомендации по оборудованию жилого помещения, занимаемого инвалидом, специальными средствами и приспособлениями.

В ИПРА инвалида (ребёнка-инвалида) определяется нуждаемость в условиях организации обучения инвалидам, которые не нуждаются в данном мероприятии, исполнителем которого, в свою очередь, является орган исполнительной власти в сфере образования.

Не определена нуждаемость в условиях организации обучения с учетом характера инвалидизирующей патологии, а также, при выявленном ограничении способности к обучению 2 степени, в ИПРА инвалида (ребёнка-инвалида) отсутствует рекомендация о необходимости создания условий для организации обучения.

При отсутствии ограничения способности к обучению инвалида (ребенка-инвалида), в ИПРА инвалида (ребёнка-инвалида) определены условия организации обучения.

При наличии у инвалида соответствующих оснований, в ИПРА инвалида (ребёнка-инвалида) отсутствует отметка о нуждаемости в сопровождении инвалида (ребенка-инвалида) к месту нахождения организации, в которую выдано направление для получения TCP за счет средств федерального бюджета, и обратно.

В отдельных случаях, несмотря на важность и актуальность реализации права инвалида (ребенка-инвалида) на социальную реабилитацию, не определена нуждаемость ни в одном виде (или их сочетании) мероприятий по данному виду реабилитационных мероприятий (социальный блок).

В ряде случаев в ИПРА инвалида (ребёнка-инвалида) не определены рекомендации по информированию и консультированию инвалида и членов его семьи по вопросам адаптивной физической культуры и адаптивного спорта.

Не определены виды помощи, в которых нуждается ребенок-инвалид для преодоления барьеров, препятствующих ему в получении услуг на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур наравне с другими лицами.

Наиболее часто встречающиеся замечания и ошибки, выявленные по результатам анализа содержания ИПРА по разделам, определяющим рекомендации по обеспечению техническими средствами реабилитции (далее – TCP)

К сожалению, на настоящее время отсутствует положительная тенденция работы Учреждений в данном направлении: либо определяется необоснованная избыточность назначения TCP в ИПРА инвалида (ребёнка-инвалида), либо определяется неполный перечень TCP, в которых нуждается инвалид (неполный перечень рекомендуемых TCP особенно прослеживается в ИПРА инвалидов 1 группы и детей-инвалидов со значительно выраженными нарушениями статодинамических функций).

Не определена нуждаемость в TCP, показанных инвалиду с учетом характера патологии и степени выраженности нарушенных функций организма. Чаще всего, это следующие виды TCP: опоры для коррекции патологических поз у детей (стояния/сидения/лежания); противопролежневая подушка; протезы для купания; кресло-коляска комнатная и/или прогулочная; противопролежневый матрац; кресло-стул с санитарным оснащением; кресло-стул с санитарным оснащением с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе, для больных ДЦП.

При отсутствии медицинских показаний в рамках Перечня показаний и противопоказаний, определяется кресло-коляска с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП – комнатная (для инвалидов и детей-инвалидов).

В ИПРА инвалида (ребёнка-инвалида) в раздел “ТСР и услуги по реабилитации или абилитации, предоставляемые инвалиду за счет собственных средств инвалида либо средств других лиц или организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности” были внесены TCP, которые не являются реабилитационными в рамках МСЭ, т.е. не компенсируют ограничение способности к передвижению (определяются при незначительных нарушениях статодинамической функции (малосложная ортопедическая обувь, ортопедические стельки)), в то время как по медицинским показаниям и противопоказаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

Дополнительно Федеральное бюро представило рекомендации по корректному определению степени сохранности социального статуса инвалида, имея в виду, что:

– к основным видам социального статуса относятся социально-бытовой статус, социально-средовой, социально-педагогический, социально-психологический и профессиональный статусы;

– внутри каждого из упомянутых статусов можно выделить 4 степени его сохранности (сформированности).

Реабилитация инвалидов – система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.

Абилитация инвалидов – система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.

Определение видов, форм и объемов реабилитационных или абилитационных мероприятий, необходимых инвалиду или ребенку-инвалиду, нуждаемости в технических средствах и услугах по реабилитации, рекомендуемых товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов за счет средств (части средств) материнского (семейного) капитала, необходимых инвалиду или ребенку-инвалиду, осуществляется на основе комплексной оценки стойких нарушений функций организма человека, приводящих к ограничениям жизнедеятельности, а также степени сохранности социального статуса, что обуславливает показания для проведения реабилитационных или абилитационных мероприятий.

Под статусом личности понимается занимаемое ею место в структуре какой-либо группы. В любой социальной группе каждый человек занимает свой статус с определенным числом прав и обязанностей, регулирующих взаимоотношения его носителя с другими членами группы. В процессе жизни каждый человек включен в несколько социальных групп, где имеет свой статус, детерминирующий выполнение определенной деятельности.

К основным видам социального статуса относятся:

а) социально-бытовой статус;

б) социально-средовой статус;

в) социально-педагогический статус;

г) социально-психологический статус;

д) профессиональный статус.

Выделяются четыре степени сохранности (сформированности) социального статуса:

1) сохранен (сформирован), нарушен, утрачен, не сформирован.

а) социально-бытовой статус – положение (состояние) инвалида, ребенка-инвалида. позволяющее ему адаптироваться к условиям ближайшего социума:

2) сохранен (сформирован) – сохранена (сформирована) возможность полноценного взаимодействия в условиях ближайшего социума (быта) (социально-бытовая адаптация не нарушена);

3) нарушен – затруднена возможность полноценного взаимодействия в условиях ближайшего социума (быта) (социально-бытовая адаптация нарушена вследствие выявленных ограничений жизнедеятельности 1 и 2 степени);

4) утрачен – утрачена возможность взаимодействия в условиях ближайшего социума (быта) вследствие выявленных ограничений жизнедеятельности 3 степени, нуждаемость в постоянной помощи других лиц;

5) не сформирован – вследствие выявленных ограничений жизнедеятельности 3 степени возможность взаимодействия в условиях ближайшего социума (быта) не сформирована, нуждаемость в постоянной помощи других лиц;

б) социально-средовой статус – положение (состояние) инвалида, ребенка-инвалида, позволяющее ему адаптироваться и взаимодействовать в окружающей среде (жилой, градостроительной, образовательной и производственной):

1) сохранен (сформирован) – сохранена (сформирована) возможность в полном объеме адаптироваться и взаимодействовать в окружающей среде: жилой, градостроительной, образовательной, производственной;

2) нарушен – затруднена возможность адаптации и взаимодействия в окружающей среде: жилой, градостроительной, образовательной, производственной, вследствие выявленных ограничений жизнедеятельности 1 и 2 степени;

3) утрачен – утрачена возможность ориентации и взаимодействия в окружающей среде: жилой, градостроительной, образовательной производственной, вследствие выявленных ограничений жизнедеятельности 3 степени, нуждаемость в постоянной помощи других лиц;

4) не сформирован – не сформирована возможность ориентации и взаимодействия в окружающей среде: жилой, градостроительной, образовательной и производственной, вследствие выявленных ограничений жизнедеятельности 3 степени, нуждаемость в постоянной помощи других лиц;

в) социально-педагогический статус – положение (состояние) инвалида, ребенка- инвалида, позволяющее достичь возможности получения качественного образования (дошкольного, основного начального, основного общего, среднего (полного), профессионального (среднего профессионального, высшего профессионального):

1) сохранен (сформирован) – сохранена (сформирована) возможность получения образования в обычных условиях в рамках федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований (далее – образовательные стандарты), в обычном режиме без применения специальных условий получения образования (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК);

2) нарушен – затруднена возможность получения образования в рамках образовательных стандартов, обучение возможно только при применении специальных педагогических условий и (или) адаптированных образовательных программ (в соответствии с рекомендациями ПМПК);

3) утрачен (не сформирован) – сохраняется возможность обучения только элементарным навыкам и умениям (профессиональным, социальным, культурным, бытовым), в привычной бытовой сфере, или ограниченные возможности такого обучения в связи с имеющимися значительно выраженными нарушениями функций организма;

г) социально-психологический статус – положение (состояние) инвалида, ребенка-инвалида, характеризующее индивидуально-психологические (когнитивные, нейродинамические, эмоционально-волевые и личностные) параметры, опосредующие индивидуальную и общественную жизнедеятельность инвалида, личный и социальный статус, позволяющие достичь социально-психологического приспособления в различных сферах жизнедеятельности:

1) сохранен (сформирован) – сохранена (сформирована) возможность социально-психологического функционирования при достаточности индивидуально-психологических условий (когнитивных, нейродинамических, эмоционально-волевых и личностных параметров), в том числе уровня активности субъекта, возможности приспособления к различным сферам жизнедеятельности, сохранности личного и социального статуса;

2) нарушен – затруднена возможность социально-психологического функционирования за счет выявленных нарушений индивидуально-психологических (когнитивных, нейродинамических, эмоционально-волевых и личностных) параметров, приводящих к ограничению жизнедеятельности 1 или 2 степени, в том числе с изменением личного и социального статуса;

3) утрачен – утрачена возможность приспособления к различным сферам социального функционирования за счет выявленных ограничений жизнедеятельности 3 степени, приводящих к снижению уровня активности субъекта, стойким изменениям личного и социального статуса;

4) не сформирован – не сформирована возможность приспособления к основным сферам жизнедеятельности социально-психологической адаптации в различных сферах социального функционирования вследствие индивидуально-психофизиологических нарушений, приводящих к ограничениям жизнедеятельности 3 степени, препятствующих формированию психологических средств деятельности;

д) профессиональный статус – положение (состояние) инвалида, ребенка-инвалида, определяемое как наиболее соответствующее его индивидуальным возможностям, профессиональным интересам, квалификации, трудовой мотивацией, а также социально-средовым (внешним) факторам, позволяющее реализовать его потенциальные способности в труде и не причиняющего вреда здоровью.

Профессиональный статус отражает возможности человека при определенных условиях трудиться в соответствии с его способностями, возможностями, интересами, потребностями, образованием и позволяет получить или сохранить подходящую работу и тем самым способствовать его социальной интеграции, достижению материальной независимости или повышению доходов и возможности самообеспечения:

1) сохранен (сформирован) – сохранена (сформирована) возможность трудиться в обычных условиях производства, в соответствии с его способностями, возможностями, интересами, потребностями, образованием и позволяет сохранить или получить подходящую работу;

2) нарушен – затруднена возможность трудиться в соответствии с его способностями, возможностями, интересами, потребностями, образованием в связи с выявленными ограничениями жизнедеятельности к трудовой деятельности 1, 2, 3 степени. Сохранение подходящей работы или приобретение новой возможно в измененных условиях труда, в том числе, в специально созданных;

3) утрачен – утрачена возможность трудиться в соответствии с его способностями, возможностями, интересами, потребностями в связи с медицинскими противопоказаниями к занятиям всеми видами трудовой деятельности;

4) не сформирован – не сформирована возможность трудиться во всех видах трудовой деятельности вследствие индивидуально-психофизиологических нарушений.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки при начинании бизнеса
  • Ошибки при написании тест кейсов
  • Ошибки при начале бизнеса
  • Ошибки при написании сочинения егэ русский язык
  • Ошибки при нахождении периметра и площади