Ошибки при написании тест кейсов

В этом материале о тест кейсах вы узнаете:

  1. Что такое тест кейс
  2. Из чего состоит тест кейс и какая у тест кейсов форма
  3. Правила написания хорошего тест кейса
  4. Типичные ошибки в тест кейсах

Что такое тест кейс

Тест кейс — это проверка работоспособности программы или проекта.
Написать тест кейс — значит создать текстовое описание процесса тестирования какой-то части или функции проекта.

Тест кейсы нужны, чтобы члены команды могли проверить программу и познакомиться с ней, не читая весь код, а изучив только тест кейс.

Что такое тест кейс: пример и чек-лист для начинающих тестировщиков, которые подойдут каждому Как научиться Что такое

Хотите научиться писать правильные тест кейсы? Научиться писать тест кейсы вам помогут наши менторы-тестировщики!

Форма тест кейса: из чего состоит тест кейс и поля в тест кейсах

У стандартного тест кейса есть 5 частей, то есть 5 атрибутов тест кейса:

  1. Порядковый номер тест кейса
  2. Название тест кейса. Из него должно быть понятно, в чем суть тест кейса
  3. Предусловия тест кейса. Это условия, которые необходимы для проведения тест кейса. Они должны быть выполнены еще до запуска тест кейса.
    Допустим: компания сдает самокаты в поминутную аренду. Нужно провести тест кейс функции, которая уведомляет пользователя о том, что заряд аккумулятора самоката. Предусловием тест кейса будет то, что самокат должен находиться в состоянии аренды
  4. Порядок действий в тест кейсе и описания действий в тест кейсе
  5. Ожидаемый результат тест кейса.

Вот пример тест кейса:

Тест кейс №1
Название тест кейса: Уведомление пользователя о снижении заряда аккумулятора вручную
Предусловия тест кейса: статус самоката: в аренде
Шаги тест кейса:

  1. Шаг тест кейс №1: Зайти на сайт samokat.admin

    Логин — test, пароль — test

  2. Шаг тест кейса №2: Перейти на вкладку «Самокаты в аренде»
  3. Шаг тест кейса №3: Нажать…
  4. Шаг тест кейса №4: Включить…
  5. Шаг тест кейса №5: …
  6. Ожидаемый результат тест кейса

    Появляется сообщение об успешном выполнении тест кейса «Пользователь уведомлен о снижении заряда»

Как написать хороший тест кейс: правила и форма хороших тест кейсов

У тест кейса может быть 3 вида результатов:

  1. Положительный результат тест кейса. Фактический результат тест кейса совпадает с ожидаемым.
  2. Отрицательный результат тест кейса. Фактический результат тест кейса отличается от ожидаемого.
  3. Тест кейс не завершен. В процессе проверки тест кейса происходит ошибка.

Существуют 6 правил проведения тест кейсов:

  1. Один тест кейс должен проверять только одну конкретную вещь.
  2. Тест кейс не должен зависеть от других тест кейсов.
  3. Шаги и ожидаемый результат тест кейса должны быть сформулированы четко и однозначно.
  4. В тест кейсе должна быть вся информация. необходимая для его проведения.
  5. В тест кейсе не должно быть лишних деталей.
  6. Для каждого шага тест кейса нужно указывать тип вводимых данных: валидный или невалидный.

Прочитайте статью Что такое правильный баг репорт и по какому шаблону его оформить: базовые правила!

Типичные ошибки при написании тест кейсов

Абстрактное название тест кейса
Тест кейсы на одном проекте часто похожи друг на друга. Чтобы в них не было путаницы, названия должны быть конкретными и однозначными.

Плохо: Уведомление пользователя о заряде
Хорошо: Уведомление пользователя о снижении заряда аккумулятора вручную

Повелительное наклонение в тест кейсе
Это правило этикета тестировщиков.

Плохо: зайди на сайт; нажми на кнопку
Хорошо: зайти на сайт, нажать на кнопку

Не кликабельные ссылки
Не важно, это гиперссылки внутри вашей площадки или ссылки на какие-то внешние ресурсы. Вставили ссылку — нажмите «Ctrl + K». Добавьте тексту кликабельности.

Плохо: yandex.ru
Хорошо: yandex.ru

Лишние детали в тест кейсе
Тест кейс должны быть однозначно понятным, но и перегружать его лишними деталями не нужно.

Плохо: нажмите на красную кнопку с надписью «Войти» в верхнем правом углу экрана, под меню.
Хорошо: нажмите на кнопку «Войти»

Недостаток деталей для проведения тест кейса
Ошибка, обратная предыдущей. Хороший тест кейс — это тест кейс, все действия которого можно выполнить, основываясь только на тексте самого тест кейса.

Плохо: перейти в режим разработчика
Хорошо:
1) Открыть меню
2) Перейти во вкладку «Дополнительные возможности»
3) Нажать на кнопку «Включить режим разработчика»

Хотите избежать типичных ошибок в тест кейсах? Вам помогут наши менторы-тестировщики!

QA-процесс не сводится лишь к взаимодействию инженера с программным решением, не обойтись без создания тестовой документации. Она делает процессы на проекте более прозрачными, ведь позволяет отслеживать выполнение и планирование задач, следить за требованиями к ПО и дедлайнами. К тому же, грамотно составленные артефакты помогают новым сотрудникам быстрее вливаться в работу.

Чек-лист и тест-кейс – документы, с которыми чаще всего приходится работать инженерам по качеству. Но даже опытные специалисты могут допускать ошибки при составлении этих артефактов. В этой статье мы расскажем, как избежать неточностей в работе над тестовой документацией.

Что такое чек-лист в тестировании?

Чек-лист (checklist) представляет собой список проверок, которые планируется провести для оценки качества цифрового продукта. Хотя нет единых жёстких правил по оформлению документа, любой хороший артефакт структурирован и разбит на смысловые блоки и секции. Каждый инженер составляет чек-лист в комфортном для себя формате или согласно требованиям компании.

Документ может быть универсальным или специализированным. В первом случае список можно использовать при проверке однотипных программных продуктов, например сайтов.Так оценивается общий уровень качества ПО. Во втором случае инженеры составляют специальный артефакт, который позволит оценить конкретное программное решение.

Что важно при составлении чек-листа?

Создание качественногоартефакта – это уже половина успеха. При написании этого документа важно следовать нескольким рекомендациям:

  • Придерживайтесь коротких, но прозрачных и понятных формулировок.
  • Помните, один пункт списка – это один конкретный шаг.
  • Не забывайте о принятых в команде формулировках. Это предотвратит искажённое толкование написанного.
  • Убедитесь, что результаты оценки программного продукта по каждому из пунктов можно измерить или предельно точно оценить. Это очень важно при составлении чек-листа.

Специалистам (в особенности начинающим) при составлении артефакта очень поможетумение правильно задавать вопросы.

Чек-лист: как избежать ошибок?

Это один из наиболее острых вопросов для тестировщиков. Чаще всего недочёты и недоработки этого документа связаны счеловеческим фактором. Чтобы не допустить ошибок при создании данных артефактов, следует опираться на три принципа.

  1. Чек-лист – это не развёрнутая и досконально проработанная инструкция

Это только лаконичное напоминание, черновик для QA-процесса. Пункты списка касаются только основных этапов тестирования.

  1. Чек-лист стоит рассматривать не как план работы, а как эффективнейший инструмент экономии времени

Данный артефакт служит отличной подсказкой, которая направит процесс оценки качество в верное русло.

  1. Пункты чек-листа могут и должны корректироваться

Составленный документ должен сохранять гибкость и видоизменяться уже в процессе работы над ПО.

Что такое тест-кейс?

Тест-кейс (test case) – это детальное описание проверки работоспособности программного решения. Совокупность подобных документов называется тестовым набором (test suite).

Эти артефакты могут быть двух типов: позитивные или негативные. Для проведения позитивных проверок применяются корректные данные и оценивается ожидаемое поведение ПО. Негативный сценарий используется, когда нужно посмотреть на программу в нестандартных условиях.

Какие ошибки допускаются тестировщиками при составлении чек-листов?

К типичным недочётам и недоработкам тест-кейсов можно отнести следующее:

  • Чрезмерное упрощение документа. Иногда тестировщик настолько сильно увлекается сокращением излагаемой информации, что артефакт начинает походить на конспект. А ведь документ должен содержать исчерпывающий объём информации для инженеров, которые не работали над его составлением.
  • Ссылки или копирование пунктов. Недопустимо на каком-либо шаге ссылаться на другой шаг(например, «повторить пункты под номерами 5 и 6 для реализации шага 10»). Такую проверку нужно либо исключить, либо скорректировать.
  • Введение подразделов внутри одного пункта. Помните, каждый пункт – это одно конкретное действие.

К слову, не менее важно для тестировщика знать и о том, как правильно составить баг-репорт – стандартный отчёт о найденных ошибках.

Почему чек-лист и тест-кейс являются очень важными инструментами в руках тестировщика?

Целью создания данных артефактов является доскональная структуризация и систематизация процесса работы. Они делают проведение самого тестирования гораздо проще. Ключевое отличие этих тестовых документов заключается в степени детализации описанной в них информации. Чек-лист – это «вектор», направление всего процесса. Тест-кейс же – подробнейшее описание того, как и что нужно делать.

Продемонстрировать разницу между двумя документами можно на практике. Предположим, нам необходимо переместить книгу со страницы онлайн-магазина в корзину. Составление тест-кейсовв этом случае будет подразумевать описание всех совершаемых шагов:

  1. Зайти на сайт.
  2. Открыть раздел «Книги: новинки».
  3. Выбрать книгу.
  4. Поместить книгу в корзину.
  5. Перейти в корзину.

Чек-лист в аналогичной ситуации будет содержать один-единственный пункт – «Поместить книгу в корзину». Здесь уже не нужно пошагово описывать последовательность переходов, нажатий кнопок.

Заключение

Чек-лист легче составить, но сложнее использовать. И если продвинутому тестировщику будет несложно применять в работе составленный список, начинающие QA-специалисты могут столкнуться с трудностями.

Как не допустить ошибок при создании артефактов, какие пункты они должны содержать, как эффективно использовать инструмент в работе – всё это объяснят преподаватели на курсах по тестированию программного обеспечения.

Зарегистрируйтесь для доступа к 15+ бесплатным курсам по программированию с тренажером

Принципы составления тест-кейса

Рабочий процесс тестировщика

Как составлять тест-кейсы

Чтобы составить понятный тест-кейс, необходимо придерживаться некоторых принципов. Их можно найти довольно много, но мы приведем здесь несколько основных, о которых чаще всего забывают:

  1. Тест-кейсы должны быть атомарными. Другими словами, один кейс должен проверять только одно конкретное требование, не включая в себя несколько действий или проверок. Если кейс включает в себя несколько шагов, лучше разбить его на несколько

  2. Тест-кейсы не должны зависеть друг от друга. Лучше проверять функциональность так, чтобы проверки разных функций шли независимо друг от друга, не соединяясь в цепочку

  3. Тест-кейсы должны быть легкими в поддержке. При изменении функциональности мы не должны тратить слишком много времени на обновление тест-кейсов. Нужно писать так, чтобы нам не пришлось все переписывать с нуля

  4. Тест-кейсы должны быть уникальными. Они должны проверять уникальные аспекты функциональности приложения и отличаться друг от друга. Не стоит проверять одно и то же — это только увеличит время и затраты на тестирование

  5. Тест-кейсы должны включать в себя всю необходимую информацию. Например, если мы проверяем авторизацию, нам нужно заранее найти логин и пароль пользователя, зарегистрированного в системе. Иначе нам придется постоянно отвлекаться от тестирования, что увеличит когнитивную нагрузку и время работы

  6. В тест-кейсе не должно быть лишних деталей, которые не относятся к цели проверки. Например, в кейсе для проверки авторизации не нужно описывать результат отображения аватарки и цвет кнопки «Авторизоваться». Это только затруднит использование кейса и увеличит затраты на тестирование

Ошибки при составлении тест-кейса

Рассмотрим несколько распространенных ошибок в формулировке тест-кейса.

  1. Неправильное название. Название должно четко описывать результат, к которому мы хотим прийти:

    Неверно: Авторизация пользователя
    Верно: Успешная авторизация пользователя
    
  2. Ветвление в шагах или ожидаемом результате. Если ваш кейс начинает ветвиться, лучше разделить его на два:

    Неверно: Шаг: Авторизоваться под пользователем user01
    Неверно: ОР: Авторизация успешна. Если пользователя нет, то сообщение «Вы не зарегистрированы»
    Верно: Разнести на два тест-кейса
    
  3. Лишние детали. Не стоит включать дополнительную информацию, которая будет отвлекать от тестирования:

    Неверно: Шаг: Нажать на зелёную кнопку «Войти» под полями ввода логина и пароля
    Верно: Шаг: Нажать «Войти»
    
  4. Недостаток деталей. При этом не стоит использовать и слишком абстрактные формулировки — здесь нужен баланс. В тест-кейсе должны быть важные детали и пояснения:

Открыть доступ

Курсы программирования для новичков и опытных разработчиков. Начните обучение бесплатно


  • 130 курсов, 2000+ часов теории

  • 1000 практических заданий в браузере

  • 360 000 студентов

Наши выпускники работают в компаниях:

Рекомендуемые программы

профессия


от 6 183 ₽ в месяц

Ручное тестирование веб-приложений

Автор: Артём Ваулин

Если вы действительно радеете за результат, то обязательно постарайтесь привлечь к тестированию требований и ваших разработчиков, если самостоятельно они этого не делают, ошибочно полагая, что всем связанным с тестирование должны заниматься вы (т.е. тестировщики), а всем, связанным с требованиями, — консультанты и аналитики. Проанализировав требования с точки зрения внутренний архитектуры системы (программы) и кода, разработчики могут дать множество ценных советов и замечаний относительно того, что в требованиях написано не так или чего там не хватает.

Странное название?

Обычно TOP-ы круглочисленные (Fortuna 500, Русская 10-ка и т.д.)?

Почему именно 13? Не потому ли, что по общепринятому мнению (программисты часто считают свое мнение — общепринятым) тестировщики приносят одни несчастья?

Думаю, что примерно такие вопросы за долю секунды промелькнут в ваших головах, когда вы увидели название этого эссе.

Все намного проще…

Именно столько пометок (13 штук) я сделал в своем блокноте во время подготовки к совещанию с группой тестирования, на котором я хотел выступить с вопросом о том, какие недочеты и промахи в своей работе допускают тестировщики и какие проблемы имеются в организации нашего процесса тестирования.

Сразу же хочу оговориться, что данные рекомендации выработаны на основе одного конкретного процесса тестирования, которого придерживается созданная мной группа тестирования. Но я также не исключаю, что любой практикующий тестировщик, руководитель тестировщиков и т.д. сможет вынести нечто полезное из нашего опыта.

Для лучшего восприятия и наибольшей запоминаемости, я постарался сгруппировать свои 13 рекомендаций в несколько обобщенных категорий и расставить их по приоритету, начиная, по моему мнению, с самого важного. Получилось следующее:

  1. Требования
  2. Тест-кейсы
  3. Управление ошибками
  4. Документирование
  5. Взаимодействие

Внутри каждой категории я обозначу и постараюсь объяснить каждую пометку из тех, которые я набросал в своем блокноте во время подготовки.

Требования

1. Требования необходимо тестировать

Речь здесь идет о тестировании требований всех уровней и видов: бизнес-требования, пользовательские требования, системные требования, функциональные требования, нефункциональные требования, требований производительности, требования удобства использования и т.д.

Мало того, что их надо тестировать. Тестировать требования необходимо на самых ранних этапах и/или стадиях процесса разработки (думаю, что Америки я не открыл). Начинать тестировать требования надо сразу, как только у вас появилась уникальная возможность получить к ним доступ, несмотря на то, где и в каком виде они находятся — в электронном виде, размещенные на общедоступном ресурсе, высланные вам по электронной почте или только что сформировавшиеся в голове консультанта/аналитика и еще не получившие формального отражения.

Если вы действительно радеете за результат, то обязательно постарайтесь привлечь к тестированию требований и ваших разработчиков, если самостоятельно они этого не делают, ошибочно полагая, что всем связанным с тестирование должны заниматься вы (т.е. тестировщики), а всем, связанным с требованиями, — консультанты и аналитики. Проанализировав требования с точки зрения внутренний архитектуры системы (программы) и кода, разработчики могут дать множество ценных советов и замечаний относительно того, что в требованиях написано не так или чего там не хватает.

Последствиями либо отсутствия тестирования требований вообще, либо откладывания тестирования требований до лучших времен или тезиса «все их недостатки выявятся в процессе разработки и тестирования» являются:

  • выявление серьезных ошибок проектирования непосредственно перед выпуском релиза, что приводит к необходимости серьезных доработок, как требований, так и кода (я уже не говорю о доработке тест-кейсов, тестовых данных и повторном тестировании). Естественно, все это приводит к срыву сроков, авральной работе (по ночам и/или выходным) и прочим негативным вещам, которых можно было бы избежать своевременным тестированием требований;
  • перекладывание всей ответственности и вины за случившееся на создателей требований, что по меньшей мере, не оздоровляет отношения между участниками разработки. Наверное, многие сталкивались с позицией программистов, аналогичной этим: «Не было написано, поэтому и не сделал», «Как написано, так и сделал», «Писать надо лучше» и т.п.

Несмотря на важность тестирования требований программистами, речь здесь идет прежде всего о тестировщиках, которые громко кричат, что консультант Пупкин здесь не написал то, здесь недодумал это, тут не понятно, а в следующем абзаце вообще чушь полную написал, которая никак не состыкуется с тем, что было написано и сделано до этого. Честь бы и хвала была такому тестировщику, если бы кричал он об этом не за день до выкладки релиза, а в первый день работы над данной функциональностью.

В заключении заметки о тестировании требований еще раз осмелюсь повторить критерии качества требований к программному обеспечению:

  • Корректность
  • Недвусмысленность (однозначность)
  • Полнота
  • Непротиворечивость (совместимость)
  • Упорядоченность (ранжированность по важности и стабильности)
  • Проверяемость (тестируемость или тестопригодность)
  • Модифицируемость
  • Трассируемость (прослеживаемость)
  • Понятность

Тест- кейсы

Для лучшего понимания раздела, посвященного тест-кейсам, приведу здесь определение этих самых тест-кейсов, которое предлагает энциклопедия Wikipedia (прошу прощения за мой вольный перевод).

Тест-кейс (тестовый случай, test case) — это набор условий и/или переменных, с помощью которых тестировщик будет определять насколько полно тестируемое приложение удовлетворяет предъявляемому к нему требованию. Для того, чтобы убедиться, что требование полностью удовлетворяется, может понадобиться несколько тест-кейсов. Для полного тестирования всех требований, предъявляемых к приложению, должен быть создан/выполнен по меньшей мере один тест-кейс для каждого требования. Если требование имеет дочерние требования, то для каждого такого дочернего требования должен быть создан/выполнен также по крайней мере один тест-кейс. Некоторые методологии (например, RUP) рекомендуют создавать по меньшей мере два тест-кейса для каждого требования. Один из них должен выполнять позитивное тестирование, другой — негативное.

Если приложение создается без формальных требований, то тест-кейсы пишутся основываясь на обычном поведении программ схожего класса (на так называемых оракулах — но это уже совсем другая история).

Что формально характеризует написанный тест-кейс? Наличие известного ввода (входные данные) и ожидаемого результата, который достигается после выполнения теста. Входные данные называются предусловиями теста, а ожидаемый результат — постусловиями теста.

Написанные тест-кейсы часто объединяются в тестовые наборы (test suite).

Комбинации тест-кейсов наиболее часто используются в приемочном тестировании. Приемочное тестирование выполняется группой конечных пользователей, клиентов (или как в нашем случае, группой разработчиков — об этом позже), чтобы убедиться, что разработанная система удовлетворяет их требованиям. Приемочное тестирования обычно характеризуется включением в него позитивных тест-кейсов, которые определяют удачный путь выполнения приложения.

2. Тест-кейсы необходимо писать по требованиям

Начну здесь, пожалуй, с того, что же такое тестирование и какой программный продукт (систему) мы можем назвать качественным. Надеюсь, что дальше станет понятно, почему я начинаю с определения очевидных вещей.

Одним из определений качественного продукта (не обязательного программного) является то, на сколько данный продукт удовлетворяет предъявляемым к нему требованиям. Исходя из такого подхода к качественному продукту, можно дать следующее определение тестированию. Тестирование — это процесс проверки соответствия продукта предъявляемым к нему требованиям. Т.е. в процессе тестирования программного продукта мы определяем соответствует ли то, что написали программисты, тому, что написали консультанты и аналитики (формализовав требования и пожелания Заказчика).

Данное определение ни в коем случае не претендует на полноту и описывает процесс тестирования только с одной стороны. С той стороны, которая повернута к требованиям. Именно поэтому не стоит расценивать все, что будет написано дальше, как исчерпывающую инструкцию по написанию тест-кейсов.

Отталкиваясь от приведенного мной выше определения через призму рассматриваемой проблемы с тест-кейсами, можно заключить, что тест-кейсы, по своей сути направленные на проверку требований, должны писаться исходя из предъявляемых к продукту требований и никак иначе.

Что же делают наиболее изобретательные тестировщики? При написании тест-кейсов они пытаются заручиться поддержкой программистов, а если еще точнее, то они пытаются как можно быстрей получить готовую реализацию продукта и писать все тест-кейсы, опираясь на реализованный продукт, т.к. это по их мнению объективно проще и понятней. Это крайне неправильно!

В этом случае получается, что в процессе тестирования проверяется соответствие разработанного продукта разработанному продукту (вот такой каламбурчик). Сами можете представить себе, что из этого получается.

Поэтому, резюмирую все описанное выше — базисом для подготовки тест-кейсов должны быть требования (в том или ином виде), а ни в коем случае не готовый продукт.

3. Тест-кейсы должны не повторять требования, а проверять их

Лень… Она является как источником великих прорывов и открытий, так и причиной, которая делает бессмысленной проделанную работу, проведенного впустую времени. Осмысленность любому начинанию, любой работе придает результат (желательно, конечно, положительный), ради которого эта работа задумывалась и выполнялась.

Тоже самое можно сказать и о тест-кейсах. Смыслом написания/выполнения тест-кейсов является проверка того, насколько тестируемое приложение удовлетворяет предъявляемому к нему требованию. Результатом выполнения тест-кейса должны стать его прохождение или провал, что подтвердит соответствие реализации требованию или нет (кстати, для тестировщика любой исход является положительным, правда, в случае провала тест-кейса — более приятным :)).

Что я имею в виду, когда пишу, что тесты должны не повторять требования, а проверять их?

Поясню на простых (естественно, выдуманных, чтобы читатели не краснели, при виде своих собственных творений) примерах.

Есть одно из функциональных требований к системе, для которого необходимо написать тест-кейсы: Значение в поле «Сумма» должно рассчитываться как сумма значений из полей «A» и «B».

Тест-кейс, написанный ленивым тестировщиком:

Действия:

Ввести значения в поля «A» и «B».

Ожидаемый результат:

Значение в поле «Сумма» должно рассчитываться как сумма значений из полей «А» и «B». (Иногда еще также в графе с ожидаемым результатом встречаются такие «шедевры» как: См. в ТЗ, в соответствии с ТЗ, наблюдаем ожидаемые значения и т.п.).

Тест-кейс, написанный неленивым тестировщиком:

Действия:

1. В поле «А» ввести значение 2

2. В поле «B» ввести значение 3

3. Нажать на кнопку «Рассчитать»

Ожидаемый результат:

В поле «Сумма» отобразилось значение 5

Чем второй тест-кейс лучше первого?

Первый тест-кейс является всего лишь повторением написанного требования. Во-первых, он не направлен на проверку этого требования, а во-вторых, зачем еще раз дублировать то, что уже написано, — тратить время впустую.

Далее, если речь идет о приемочных тест-кейсах, которые должны обязательно выполнить разработчики перед тем, чтобы передать версию на тестирование, то здесь в случае с первым тест-кейсом вообще все плохо. Т.е. реакция разработчика на такой тест-кейс такова (сужу по своему собственному опыту): «Я же и так все делал по требованиям, поэтому должно все работать, как я и сделал. Тем более я когда-то проверял, что 2 + 2 = 4». И разработчик со спокойной совестью ставит Pass и переходит к следующему тест-кейсу (который наверняка будет таким же неоднозначным :)).

Приведенный пример с суммированием, конечно же, очень примитивен для простоты понимания, но на практике часто приходится сталкиваться с тем, что менее очевидные вещи, чем A + B, описываются в тест-кейсах аналогичным образом и не приносят ожидаемого результата, т.е. проверки какого — либо требования. И в силу этого, после выкладки тестовой версии кажущиеся на первый взгляд очевидными (позитивные) тесты проваливаются.

Здесь суть еще заключается в том, что кроме того, что тест-кейсы должны проверять требования, а не повторять их, очень важным является следующий момент: тест-кейсы должны быть однозначными, т.е. должны быть составлены и сформулированы таким образом, чтобы они не допускали двусмысленного толкования, а однозначно понимались всеми участниками.

4. Написание приемочных тест-кейсов (по определенным правилам)

В предыдущих заметках я уже упоминал о приемочных тестах, которые подготавливают тестировщики для принятия на тестирование очередной тестовой версии приложения.

Проясню немного ситуацию. На проекте сложилась классическая ситуация, описанная еще когда-то господином Канером, когда с появлением выделенного тестирования разработчики расслабляются и абсолютно перестают тестировать свои бесценные творения. Доходит даже до того, что написав что-то (или исправив очередную ошибку в коде) они даже не удосуживаются посмотреть, что же в результате их писательства получилось, а с легкой руки передают на тестирование. Спасибо, что хоть привычка компилировать еще сохранилась!

Для пресечения такой ситуации было перепробовано множество различных способов и методов, начиная с дружеского разъяснения, проведения обучающих семинаров, написания чек-листов и памяток для разработчиков и заканчивая различными степенями наказания (насколько позволяет корпоративная культура), но ничего не помогало. Поэтому было решено подготавливать некоторые наборы приемочных тест-кейсов для разработчиков, которые они в обязательном порядке должны прогонять на системе для разработке перед выкладкой тестовой версии. Обязательным условием выкладки тестовой версии является 100% Pass приемочных тест-кейсов. После выкладки тестовой версии тестировщики начинают свою работу с повторного прогона того же самого приемочного набора для проверки того, что разработчики действительно выполнили все тест-кейсы (а не просто проставили отметки). Я здесь не вдаюсь в технические детали всей этой процедуры. По результатам такой проверки тестировщиками происходит разбор полетов, после которого кто-то получает прянички, а кто-то кнуты.

Результат улучшился — разработчики стали в некоторой степени контролировать свои деяния, но сами понимаете, появились другие проблемы, о которых я и хотел здесь написать, — как написать приемочные тест-кейсы, чтобы они были понятны разработчикам, и чтобы они смогли прогнать их на своей системе для разработки, данные на которой, как правило сильно отличаются от тестовых.

Парочку таких правил я уже написал в предыдущем пункте: тест-кейсы (в том числе и приемочные) должны проверять требования, а не повторять их и тест-кейсы должны быть однозначными, т.е. максимально одинаково пониматься как тестировщиками, так и разработчиками. Здесь о другом.

1. Первое и, на мой взгляд, самое главное — при написании тест-кейсов (а особенно приемочных) тестировщик должен осознать, что данные тест-кейсы предназначены не для него самого, а для другого человека. И писать их, соответственно, необходимо максимально подробно и максимально понятно даже не для посвященного в бизнес-логику приложения человека.

2. Существует два варианта подготовки приемочных тест-кейсов: первый — после подготовки набора тест-кейсов для полного тестирования выбрать из него тест-кейсы для приемочного тестирования, которые покрывают основной (положительный) путь работы приложения; второй — специально подготовить набор только приемочных тест-кейсов.

Однозначно сказать, какой вариант предпочтительней, не возможно. Все очень сильно зависит от ситуации и от тестируемой функциональности. Одно могу сказать совершенно точно (это и есть следующее правило) — тест-кейсы должны быть составлены таким образом, чтобы они не зависели от тех данных, от тех ситуаций, объектов и т.п., которыми тестировщик оперирует на тестовой системе. Т.е. все необходимые данные, объекты и т.д., необходимые для прогона приемочного тест-кейса, должны быть подготовлены самими разработчиками. Как этого добиться? Написать вспомогательные тест-кейсы (либо же написать вспомогательные действия в том же самом приемочном тест-кейсе), которые позволят сделать все предварительные приготовления для основного тест-кейса. В приемочных тестах для разработчиков нельзя ссылаться на какие-то объекты с тестовой системы. Сами понимаете, разработчик просто может не найти их и, в лучшем случае, постарается разобраться в ситуации, а в худшем — напишет комментарий к этому тест-кейсу и поставит Blocked.

3. Еще один очень важный момент, который приводит в замешательство разработчиков, которые прогоняют приемочные тест-кейсы, и не способствует их качественному выполнению. Кстати, этот пунктик относится не только к приемочным тест-кейсам, а к правилам написания тест-кейсов вообще.

Сокращенно звучит он так — один тест-кейс — одна проверка.

Как реагировать на следующий тест-кейс?

Steps

1. Действие 1

2. Действие 2

3. Действие 3

4. Действие 4

Expected Results

1. Результат 1

2. Результат 2

3. Результат 3

4. Результат 4

Каждому номеру действия необходимо сопоставлять соответствующий номер ожидаемого результата? Или же после выполнения полностью всех действий мы получим результат, состоящий из четырех пунктов? А может быть как — то еще?

Здесь же встает еще и другой вопрос — какой статус выставлять для тест-кейса, если либо часть действий выполнилась, а часть нет, либо в результате успешного выполнения всех действий часть ожидаемых результатов появилась, а часть нет?

И это не голая теория, а реальные вопросы, которые мне задают разработчики, которые выполняют таким образом составленные тест-кейсы.

Поэтому, чтобы избежать таких ситуаций, необходимо писать тест-кейсы таким образом, чтобы они содержали только одну проверку. Не путать с требованиями. Т.к. чтобы проверить одно требование, может понадобиться несколько проверок, а, следовательно, несколько тест-кейсов.

5. Своевременность отметок о прохождении/сбое тест-кейсов

Если все (или почти все) мировое сообщество тестировщиков использует в своих тест-кейсах отметку о прохождении/сбое этих самых тест-кейсов, то, как минимум, необходимо задуматься о том, что они проставляются не просто так, а с какой-то определенной целью (цель, естественно, у каждого своя).

В нашем случае цель проста — в любой момент времени отслеживать текущую ситуацию по процессу выполнения тест-кейсов:

  • процент выполнения от общего запланированного количества;
  • количество успешно пройденных тест-кейсов;
  • количество проваленных тест-кейсов;
  • и другие производные от них метрики.

Чтобы получать объективную информацию, необходимо, чтобы в каждый момент времени данные о выполнении тест-кейсов были актуальными. Для этого необходимо, чтобы сразу же после прогона тест-кейса тестировщик проставлял соответствующую отметку.

Чаще всего тестировщики не проставляют отметки сразу же, откладывая на потом, когда полностью закончат тестирование. Какие я вижу минусы в этом подходе:

Нет оперативной информации о том, на каком этапе в данный момент находится тестирование и, следовательно, совершенно не понятно укладывается тестирование в отведенные сроки или необходимы корректирующие действия.

Выполнив 125 тест-кейсов тестировщик вряд ли точно вспомнит, какие тест-кейсы прошли успешно, а какие нет.

Тестировщику придется потратить дополнительное время для того, чтобы восстановить в памяти, что было некоторое время назад и, самое главное, чтобы проставить все эти статусы (а если тест-кейсов будет несколько тысяч, а процесс тестирования будет занимать несколько месяцев, сколько же времени понадобиться на приведение статусов к актуальному виду?). И даже если тестировщику это удастся, то данная информация к тому времени утратит свою ценность.

Поэтому давайте делать все в свое время! Как говорится: «Дорога ложка к обеду».


Каждому из нас свойственно допускать ошибки. Поэтому сегодня мы поговорим о наиболее распространенных багах, которые постоянно допускают мануальные тестировщики во время создания тест-кейсов.

1. Максимально упрощают тест-кейсы

Порой тестировщики могут настолько упростить тест-кейсы до такого технического состояния, что их не получается выполнить по алгоритму.

Вот наглядный пример подобной работы. Выбираем пользователя в таблице, выпадет контекстное меню с параметрами Edit, Create, Delete и Copy. Надо протестировать, что все доступные опции корректно функционируют.

Довести подобное до автоматизма будет крайне сложно. Во-первых, если тестировщик нажмет на Delete, то он закроет все контекстное меню. Его потом придется открывать заново. Схожие сценарии нигде не описаны.

Во-вторых, пользователь будет удален. Дабы протестировать работу других функций, необходим аккаунт еще одного пользователя. И опять же, подобные вещи нигде в спецификации не указаны.

2. Пересылка в одном шаге на содержание другого

Категорически не рекомендуется в шаге под номером 10, к примеру, создавать тест «Стоит повторить шаги 8 и 9 для пользователя группы admin».

Либо данная проверка вообще должна отсутствовать, либо стоит вынести ее в отдельный шаг. Подобные ссылки могут значительно увеличивать время сдачи поставленного теста в 2, а то и в 3 раза.

3. Допущение ветвления внутри одного тест-кейса

Банальный пример. Перейти на страницу пользователей. Протестировать, что таблица с выбранными колонками email, name и type отображается. Если пользователей нет, провести проверку того, что таблица присутствует.

Подобные действия не нужно делать. Тест должен содержать исключительно один путь; и такой путь определяется некоторыми предусловиями.

4. Попытка автоматизировать неактуальные тест-кейсы

Нужно перетестировать тест-кейсы перед тем, как отсылать их на стадию автоматизированной проверки. Всегда помните, что автоматические тесты разрабатываются значительно медленнее по сравнению с тест-кейсами. А значит, вместо того, чтобы сразу отдавать на автоматизацию до 30 автотестов, стоит передавать их малыми партиями по 4-5 тестов. Вот тогда и не потребуется много времени на актуализацию и выяснение потенциальных причин некорректной работоспособности тестов.

Как же поступать правильно в данной ситуации?

Вот простые, но действенные советы:

  • Всегда пишите тест-кейсы внутри корпоративной тест-трекинговой системы;
  • Создавайте их в очень детализированном виде;
  • Старайтесь избегать повторяющихся тестов и тестовых шагов;
  • Описывайте все возможные вспомогательные данные для проверки;
  • Старайтесь распределять тест-кейсы так, чтобы автоматизация стартовала с наиболее важных проверок;
  • Не нужно объединять массу проверок (тем более сложных) в один тест.

Можно задаться логичным вопросом: почему всегда нужно подстраивать создаваемые тест-кейсы под автоматические проверки, а не наоборот?

Ответ прост: все дело в том, что автоматизация – процесс очень тщательный и очень дорогой в бюджетном отношении. Именно от того, какие конкретные тест-кейсы будут все же переданы в работу автоматизатору, во многом зависит скорость и качество разработки решения по процессу автоматизации.

Жаль, но многие тест-кейсы, которые создаются мануальными тестировщиками, не могут быть автоматизированы. Подобные проверки приходится переделывать и переписывать. А вот у автоматизаторов для подобных вещей не всегда достаточно ни времени, ни желания.

Одним словом, вся надежда на ручных тестировщиков. Если автоматизаторы на входе будут получать качественные тест-кейсы — на выходе будут хорошие автотесты. А это значит, программное обеспечение будет являться качественным и востребованным среди конечных пользователей.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки при начале бизнеса
  • Ошибки при написании сочинения егэ русский язык
  • Ошибки при нахождении периметра и площади
  • Ошибки при написании мотивационного письма
  • Ошибки при натяжении потолков