Ошибки при написании рецензии

Критика — один из самых популярных, но сложных типов текстов. Хотя оценка художественных произведений должна основываться на объективном анализе, на нее влияют точка зрения и опыт автора. Хорошая рецензия помогает людям лучше разобраться в книге, кино, спектакле, пояснить непонятные моменты, задаться правильными вопросами. Она не навязывает мнение критика, а помогает сформировать свое. Для автора произведения профессиональная критика играет роль обратной связи, которая помогает улучшить будущие работы.

В этой статье мы разберем, что такое рецензия, как правильно написать ее, какой структуры придерживаться, как избежать ошибок.

Что такое рецензия?

Рецензия — это критика или оценка произведения, цель которой — помочь его аудитории сформировать свое мнение о ней. Она может быть написана в художественном, научном или публицистическом стиле. Это глубокий экспертный анализ, который помимо содержания включает сравнения, оценку с аргументацией и учитывает исторический контекст создания. Нередко рецензия может быть основой для реферата, эссе, курсовой или другой научно-исследовательской работы.

Помимо критики, у рецензии есть вторая цель — облегчить выбор аудитории. В онлайн библиотеках десятки тысяч книг, каждую неделю выходят новые фильмы, а время на походы в театры и выставки ограничены. Развернутые профессиональные отзывы помогают людям понять, на что стоит потратить свой выходной.

Виды рецензий

Хотя логика написания похожа, у каждого типа есть свои черты, поэтому для хорошей проработки важно разобраться во всех классификациях. Первое, что нужно учитывать — объект рецензии. Им может быть:

  • литература — от рассказа до романа или серии книг;
  • театральные постановки;
  • музыка — отдельные треки или полноценные альбомы;
  • кино;
  • научные работы;
  • приложения или сервисы;
  • игры.

Например, в оценке литературных произведений больший акцент будет на эмоциональных составляющих, а в разборе приложения — на функции.

Основа второй классификации — задачи текста:

  • Потребительская: ее цель — поделиться своим мнением о работе.
  • Экспертная: при написании ставится задача разобраться со всеми элементами произведения, чтобы предоставить его подробный анализ.
  • Заказная: обычно пишется для рекламы или черного PR конкурентов.

Основываясь на объекте и задачах рецензии, выбирается ее стиль:

Публицистическая

Текст строится вокруг проблемы — это может быть конфликт внутри произведения или общая тематика. Зачастую цель такой оценки — создание дискуссии, поэтому в ней больше вопросов, чем ответов. Хорошим результатом можно считать споры или общественный резонанс.

Информативная

Ближе всего к стандартному отзыву. Лейтмотивом выступает вопрос — стоит ли человеку потратить время на это произведения. Этот стиль отличают формулировки, доступный язык, использование цитат и поверхностный анализ.

Функциональная

Этот тип представляет собой экспертную критику в соответствии с конкретной задачей. Например, у книги может быть высокая социальная значимость и глубокий сюжет, но если оценивать потенциальный объем продаж, то она вряд ли будет успешной. Такие тексты обычно пишут профессиональные рецензенты в издательствах.

Критическая

Критика — это не всегда про негатив. В рамках рецензии — это скорее подробный разбор каждой мелочи и бесконечные вопросы «почему?». Как ведут себя герои, зачем они поступают так, как это всё сказывается на сюжетной линии, почему автор использует те или иные методы повествования. Важный элемент этого стиля — логичная и последовательная аргументация.

Эссе

Этот тип рецензий напоминает сочинение на заданную тему с опорой на произведение. В содержании должны быть отсылки к проблематике, мнению автора и сюжетной линии. Для этого стиля характерны художественные описания.

Официальная

Задача такого текста — презентация. Выбор формулировок зависит от того, для какого источника он пишется (издание, СМИ, официальное учреждение). Обычно это строгая форма с большой долей канцеляризмов. Автор должен стремиться к нейтральности.

Правильная структура рецензии

На первых этапах сложно определить, что писать и как построить логику изложения. Изначально формат не предполагает объемных текстов: уместить все важные тезисы необходимо в 1-2 страницы А4 или 5000 знаков. Ограниченность заставляет писать сжато — выражать мысль нужно емко и точно. Есть большие рецензии в стиле научно-исследовательских работ, но по базовой структуре они не отличаются от коротких.

1. Введение

Распространенная ошибка во вступлении — лить воду и описывать незначительные факты. Задача введения — вовлечь читателя и замотивировать читать дальше, поэтому с первых строк должна быть какая-то интрига, конфликт и яркие моменты. Здесь задается тон повествования.

С содержательной точки зрения, в первой части должны быть:

  • Название произведения, дата выхода, награды и другие факты.
  • Сведения об авторе.
  • Общая характеристика — жанр, синопсис, главные герои.
  • Проблематика и тезисы с основными мыслями.

Главное — не увлечься и не пересказывать сюжет. Аудитория не любит спойлеры, это приводит к негативному эффекту.

2. Основная часть

После того, как вы обрисовали общую картину для читателя, можно углубляться в анализ. Содержание этой части зависит от типа и стиля рецензии: в формате эссе будет больше размышлений на счет общечеловеческих проблем, а в функциональной экспертной — разбор методов, которые использовал автор для передачи своей мысли.

В зависимости от задачи вы выбираете элементы, которые можно включить план:

  • разбор убедительности героев;
  • соответствие обозначенному жанру: чем оно похоже на остальные, а в чем — уникально;
  • анализ с точки зрения структуры, логики, хронологии, композиции и сюжетных линий;
  • сопоставление с другими работами автора;
  • контекст создания произведения;
  • оценка культурного значения;
  • сравнительный анализ;
  • ваша точка зрения с аргументацией;
  • цитаты для подкрепления тезисов.

При написании научной работы вам могут потребоваться дополнительные элементы: анализ актуальности работы, указание методов исследования, которые вы используете, ссылки на источники. В ней будет больше технических аспектов.

3. Выводы

Содержательно эта часть зависит от основной. Здесь нужно написать краткое резюме и выводы по результатам анализа. Завершить текст можно рекомендациями — кому эта работа может быть интересна, а для кого покажется поверхностной или недостаточно интересной.

Что не стоит писать в рецензии?

Критика — не синоним негативу. Ваша позиция должна быть обоснована, а все тезисы стоит оформлять как результат анализа.

Чего стоит избегать при написании? На что можно заменить?
Необоснованные оценочные суждения, причем и негативные, и позитивные. Например, «это бездарно» или, наоборот, «восхитительный рассказ». Мнение о произведение, подкрепленное аргументами.
Пересказ сюжета, детали, спойлеры. Синопсис, в котором указывается контекст: где происходят действия, разбор героев и с какими проблемами они сталкиваются.
Оскорбления, грубости, переход на личность автора. Хлесткие выражения относительно содержания, которые добавляют остроты и вовлекают читателей.
Эмоциональные высказывания. Тезисы по результатам анализа.
Канцеляриты и переизбыток профессиональной лексики. Интересные, но простые для восприятия формулировки.

Типичные ошибки при написании рецензии

Проблемы с написанием критического текста могут возникнуть даже у опытных авторов, потому что методы работы и логика отличается от других. Ошибки допускают все, поэтому после написания стоит проверить рецензию и отредактировать ее.

Частые ошибки:

  • Не до конца изучить произведение — для хорошего анализа нужно полностью прочитать книгу или посмотреть фильм, спектакль. Отрывка или краткого пересказа недостаточно, чтобы сформировать полноценное мнение.
  • Прочитать другие отзывы перед написанием рецензии. Под влиянием чужих идей вы можете потерять индивидуальность в размышлениях.
  • Недостаток фоновых знаний по теме. В таком случае текст получается очень поверхностным. Если после прочтения книги вам кажется, что вы не всё поняли, изучите информацию по этой проблематике.
  • Излишняя эмоциональность: хотя рецензия предполагает личное мнение, но это не значит, что нужно уходить в область впечатлений. Соотношение логики с чувствами, личного мнения с объективными оценками должно быть равноценным.
  • Недостаток аргументов: это превращает экспертную работу в бытовой отзыв.
  • Высказывания с личностными оценками автора — это недопустимо.
  • Жаргонизмы, разговорный стиль портят работу и ухудшают восприятие.
  • Слишком много отвлечений на свои мысли и жизненный опыт, вместо аргументов по произведению.
  • Пересказ вместо анализа: ваша задача — найти подтексты, смыслы, а не рассказывать содержание аудитории.

Если пишете в потоке и не думаете о технических деталях, чтобы не потерять мысль, вычитывайте получившийся текст после. Для объективной оценки отложите его на время, чтобы вернуться к редактуре со свежим взглядом.

Критерии хорошей рецензии

Главный критерий проверки работы — соответствие поставленным задачам и целевой аудитории. Если вы пишете для своего блога, показателем будут лайки и комментарии, если для издательства — оценка редактора. В любом случае нужно ориентироваться на то, как текст будет воспринят читателем.

Хорошая рецензия помогает аудитории лучше разобраться и глубже погрузиться в тему. Сбалансированность эмоций с логикой позволяют показать живость темы и правильно передать мысли.

Еще один важный момент — уникальность. Не переживайте, если ваша оценка принципиально отличается от других, даже если это научная работа. Главное — аргументировать позицию. Перед публикацией или сдачей материала проверьте его на плагиат в Antiplagius: если пересечений с другими слишком много, отредактируйте повторы.

Прежде чем рассказать, как правильно написать рецензию, давайте поймем, что это такое. Рецензия – это отзыв, благодаря которому у целевой аудитории складывается предварительное впечатление о произведении. В тексте автор обозревает, разбирает и анализирует произведение.

Поскольку я копирайтер и пишу для коллег, в первую очередь будем говорить о том, как написать рецензию на книгу или статью. Однако многое из сказанного далее можно применить и к музыке, и к фильмам, и к компьютерным играм. Но их мы оставим врагам.

Что делать с написанной рецензией


Как написать рецензию

Виды рецензий

Чтобы понимать, как правильно писать рецензии, разберемся, какими они бывают. Существует 8 видов. Тот или иной вариант стоит выбирать в зависимости от объекта рецензирования.

1. Публицистическая рецензия

Поднимается некий спорный вопрос. Автор жестко и хлестко пишет о некоей проблеме, касающейся широких масс. Надо быть готовым к тому, что рецензия такого типа вызовет срач в комментариях.

2. Критическая рецензия

В рецензии на книгу подробно разбирается не только произведение, но и зачастую его автор. Исследование касается всех мелочей – кто что сказал, куда пошел, где поступил хорошо или плохо и т. д. В такой рецензии должна главенствовать логика повествования, чтоб потом рецензент смог в случае чего аргументировать свои высказывания.

3. Частный отзыв

В отзыве нет критики, нет анализа. Вместо этого автор делится личным впечатлением от прочитанного. В тексте разговорного свободно стиля к месту сленг.

4. Официальная рецензия

Такие рецензии пишут для ведомственных или правительственных изданий. Публикации посвящены вышедшим книжным новинкам, имеющим государственное значение. Текст такого опуса принято сдабривать канцеляритом, нельзя допускать нарушений этикета. Характер рецензии – всегда сдержанный, нейтральный и лишь слегка хвалебный.

5. Информативная рецензия

Такая рецензия на книгу призвана помочь потенциальному потребителю понять – стоит ли покупать, стоит ли читать. Содержание должно быть простым и доступным, допустима небольшая доля анализа произведения. Обычно в тексте есть выразительные цитаты.

6. Функциональная рецензия

Написать функциональную рецензию на книгу берутся авторы, цель которых – составить впечатление о произведении применительно к определенным целям и задачам. Например, в рецензии рассматривается, насколько успешными могут быть продажи книги, в какой степени она подходит для выбранного издания и пр. Форма текста, о котором мы поговорим позже, здесь не так важна, как содержание – ясное и доходчивое.

7. Рецензия-эссе

Книга становится трамплином в пространство рассуждений о бренности бытия. Автор, отталкиваясь от книги, по возможности красиво и художественно размышляет на интересующую его (и читателей рецензии) тему.

8. Проплаченная рецензия

Хвалебная ода или, наоборот, разнос в пух и прах. Смотря, кто заказал рецензию. В любом случае важно не переборщить – хоть с патокой, хоть с калом. Иначе даже заказчик может отказаться от материала.

Какой бы формат рецензии ни был избран, главное – понимать, для кого пишешь. Иными словами –  автор обязан знать целевую аудиторию, чтобы рецензия попала в яблочко .

Как оценивать произведение

Чтобы правильно написать рецензию на книгу, в расчет берут следующие критерии оценки:

  • впечатление о книге – приятное/неприятное, сильное/слабое, цельное/разрозненное;
  • сюжет – логичен ли, содержит ли ненужные моменты;
  • повествование – медленное/динамичное, последовательное/рваное, логичное/бессмысленное;
  • персонажи – вызывают ли сочувствие/отвращение, насколько подробно прописаны;
  • достоверность – соблюдаются ли в сюжете законы природы/физики/логики, соответствуют ли детали/предметы описанному времени;
  • востребованность – насколько актуальна затронутая тема;
  • стилистика – делает ли язык книгу интереснее или, наоборот, скуден и превращает текст в нудную инструкцию к освежителю;
  • психология – достаточно ли сильна мотивация героев к их поступкам, насколько они ведут себя стандартно/непредсказуемо;
  • отображение – в достаточной ли мере автор описывает места действия, чтобы читатель мог их ясно представить, понятно ли автор доносит основную идею до читателя;
  • ляпы – если в сюжете или построении текста найдены ошибки, анализируем их;
  • социальное значение – если в произведении затронуты общественные вопросы, заостряем на них внимание и оцениваем степень важности;
  • дополнительные плюсы – содержит ли произведение другую ценность, кроме как литературный шедевр (например, как источник полезной информации);
  • личные ощущения – понравилось/не понравилось, какие остались чувства, какие возникли мысли.

Разумеется, чтобы правильно написать рецензию, не обязательно анализировать произведение по всем перечисленным пунктам.  Берем только те критерии, что важны в конкретном случае. 

Пишем рецензию

Теоретическая подготовка окончена. Переходим к практике.

Поговорим о том, как правильно написать рецензию, рассмотрим фишки и частые ошибки.

О чем писать в рецензии

Вот что должно присутствовать в любой рецензии:

  • название книги, имя автора, дата публикации (если произведение уже вышло);
  • указание на награды или премии при наличии таковых;
  • упоминание о том, новое это произведение или переиздание;
  • жанр и содержание (фантастическая повесть, роман-фэнтези);
  • сюжет, перечисление главных героев, место действия, основные моменты (без спойлеров);
  • основные мысли книги (не обязательно, но желательно).

Содержимое рецензии

Перед тем как писать рецензию рекомендую расписать ее план. Он состоит из 4 основных частей:

  • название – броское, емкое, по теме;
  • лид – вводный абзац, плотно обозначающий тему и тон повествования;
  • текст – основная часть рецензии;
  • выводы – резюме сказанного, без которого рецензия выглядит неоконченной.

Как писать рецензии - схема рецензии

Размер рецензии

Если рецензия написана в минимальном объеме, т. е. 1800-2000 знаков, в ней должно быть только обсуждение книги. Для философских размышлений и прочего просто не останется места. Предложения – короткие, внятные, без лишних прилагательных.

До 5000 знаков – оптимальный формат. В этом объеме можно вполне сносно:

  • обстоятельно поговорить о произведении;
  • поразмышлять о творчестве автора, значении книги;
  • сравнить произведение с другими близкими;
  • разобрать плюсы и минусы.

При этом читатель не устанет читать.

Как правильно написать рецензию

Если рецензия получается больше 5000 знаков, значит, в ней должно быть что-то еще кроме проблематики книги. Это может быть:

  • тенденция развития жанра;
  • обилие цитат, сопровождаемых собственными мыслями рецензента;
  • глубокий анализ творчества автора в целом;
  • разбор литературного процесса создания.

Большой текст должен быть оправдано большим. Иначе это не рецензия, а размазывание масла по клеенке.

Рецензент обязан владеть материалом не хуже автора. Также рецензент не имеет права допускать стилистические, грамматические и другие ошибки. Ибо смотрится глупо, когда кто-то роется в чужих ляпах, тем временем пестрит собственными.

Как писать рецензию

Чтобы не попасть впросак, проверяем значение всех научных, технических, литературоведческих терминов, которые будут использованы. Не дай бог спутать «эстетический» и «эстетичный» – вас быстро поставят на место и доходчиво объяснят, куда вам идти со своей рецензией.

Также тщательно следим за правильностью написания имен героев и наименований из произведения. Одной ошибки или даже опечатки достаточно, чтобы у автора появилось основание воскликнуть: «Он даже не читал мою книгу, а туда же!».

Фильтруем стилистику.

  • В рецензии для литературного издания жаргонизмы или разговорные выражения не к месту.
  • С другой стороны, если рецензия предназначена для гламурного журнала, лучше оставить профессиональные термины.
  • Канцелярит вообще допускать нельзя, если только это не официальная заметка.
  • Неотъемлемая часть эссе – филигранный язык.
  • Заметка в личном блоге может быть какой угодно, даже с намеренно расставленными ошибками (так многие и делают, чтобы разжечь срач в комментах).

Чем короче рецензия, тем более емким и лаконичным должен быть текст. Стараемся обойтись без трехкомнатных предложений, деепричастных оборотов, поэтических приемов (метафор, эпитетов, синекдох) и прочих сложных конструкций.

Личная позиция рецензента и объективная оценка – разные вещи. Бывает, что произведение откровенно слабое, но рецензенту по душе. Или наоборот. Все кругом восхищаются книгой, пишут и сокращают хвалебные отзывы, но ваша позиция расходится с мнением большинства. Это норма и она требует того, чтобы с ней считались. Но и из себя нечего строить судью в последней инстанции.

Об отношениях с авторами

Не ждем, что рецензия понравится автору. Большинство авторов прохладно относятся к рецензиям на их опусы. Казалось бы, да и фиг с ними. Но со временем ссоры с несколькими солидными авторами грозят седыми волосами рецензенту и потерей перспектив.

Как построить отношения с авторами. 3 золотых правила

  • Не переходим на личности. Помним, что мы пишем рецензию на книгу/песню/фильм, но никак не на автора. Недопустимо оценивать человеческие качества создателя, давать оценку его политическим взглядам, рыться в белье и затрагивать пристрастия. Если невмоготу и высказаться надо, используем конструкции типа: «Мне кажется, смысл текста в том…» или «Позиция автора может показаться читателям провокационной, потому что…». И не придерешься.
  • Не хамим. Не обзываем автора придурком, бездарностью или выскочкой. То же касается и произведения – никаких «графомания», «заводы стоят – одни писатели в стране». Даже если это и правда, подобные вещи – уровень дворовой разборки, но никак не профессиональной рецензии.
  • Оценочным суждениям – нет. Хорошо/плохо, слабо/сильно, бездарно/гениально – это не рецензия, а субъективные понятия. Как говорится, ты сначала докажи, а критикуешь – предлагай. Вместо подобных оценок в правильной рецензии надо разбирать спорные моменты, неудачные места. Подчеркиваю – разбирать, а не вешать ярлыки. Задача рецензента – оставить за читателем право самому делать выводы.

Что делать с написанной рецензией

Написали мы рецензию и дальше что? Сразу скажу, поначалу ее вряд ли удастся монетизировать. Во-первых, литературная критика – сложная профессия, во-вторых, таких специалистов миллионы, а заработать на хлеб (не всегда с маслом) могут лишь единицы.

Не стоит рассчитывать на рецензирование, как на основной источник дохода. Это занятие может стать дополнительной подработкой для журналиста, редактора, студента. Я, например, зарабатываю копирайтингом, а рецензии пишу редко и больше для личного удовольствия. Да и то, если книга сильно-сильно меня зацепит, что случается реже смены президента.

Можно попробовать послать рецензию на конкурс. Даже если ничего не удастся выиграть в финансовом плане, хотя бы потренируетесь писать по делу и быстро.

Наконец, если с первых попыток ничего не вышло, не отчаивайтесь. Правильно писать рецензии совсем непросто. Со временем опыт придет.

Согласен с политикой конфиденциальности

Большинству известно, что рецензия – это жанр, с помощью которого пользователь может выразить свое мнение о продукте, которым воспользовался (под продуктом понимаем книгу, фильм, спектакль, компьютерный софт и под.). За написание рецензий могут браться, как опытные авторы, специалисты в той или иной сфере, так и любители.

В учебном процессе вузов этот вид работы популярен на факультетах журналистики, актерского мастерства и среди филологов.

Содержание

  • 1 Рецензия как жанр
  • 2 Отличаем от других жанров
  • 3 Особенности процесса рецензирования
  • 4 Стилистические и языковые особенности рецензии
  • 5 Подсказки по «любимым» ошибкам рецензентов

Рецензия как жанр

Жанр рецензия

Что такое рецензия?

Рецензия (лат. «рассмотрение», «разбор», «анализ», «оценка») – это анализ объекта науки или культуры по определенным параметрам. Данный жанр можно отнести сразу к нескольким направлениям: критике, журналистике, научному стилю. Направленность зависит от темы рецензии, объекта анализа, сферы распространения.

Основные характеристики рецензии:

  1. Тяготение к публицистическому стилю (кроме текстов научной направленности).
  2. Краткость.
  3. Небольшой объем (существуют рецензии и больше 10 страниц, но в современных изданиях более распространены маленькие тексты).
  4. Выражения авторского «Я», но субъективность ограничивается теоретическими основами (теория литературы, театра и т.д.), знаниями общественного строя, особенностей историко-культурного процесса.
  5. В качестве объекта выбирается актуальный, новый продукт.

Примерный шаблон содержания рецензии:

  • краткие биографические данные автора или факты из жизни, необходимые для анализа (по желанию рецензента);
  • сведения из истории написания (постановки);
  • информация о содержании произведения (фильма, спектакля);
  • сравнение с другими продуктами такого типа;
  • характеристика отдельных аспектов в зависимости от тематики (например, композиция, стиль, система образов, проблематика, язык – для литературного произведения);

Отличаем от других жанров

Отличия рецензиии

Чем рецензия отличается от других публицистических жанров?

Рецензию часто путают с другими публицистическими жанрами, чаще всего – с обзорными статьями или отзывами.

Отличие рецензии от отзыва:

  • рецензия представляет более подробный анализ;
  • в отзыве выделяется только самая яркая характеристика продукта и дается краткий комментарий по поводу его практической ценности.

Общая характеристика указанных жанров – выводы и рекомендации автора по поводу объекта.

Отличительные черты рецензии и статьи:

  • рецензия анализирует произведение как единое целое;
  • статья разбирает лишь один-два аспекта объекта (например, только композицию или только язык);
  • статья, как правило, по объему больше, чем рецензия.

Особенности процесса рецензирования

Процесс написания рецензии

Нюансы процесса написания рецензии

Рецензирование – это не просто написание текста, это взаимный диалог рецензента и автора продукта. Рецензент должен попытаться понять, что автор хотел донести до читателя своим продуктом.

К написанию рецензии побуждает впечатление об объекте, потребность поделиться им с более широким кругом людей.

Для написания рецензии обязательны такие условия:

  1. Знание теории определенной области.
  2. Детальный анализ объекта, возможно с элементами сравнения.

Рецензенту нельзя просто написать «нравится или не нравится», нужно обязательно обосновать свои взгляды, рассуждения.

Глубина анализа – главный показатель профессиональной подготовки рецензента.

Авторское «Я» служит для эмоционального воздействия на читателей.

Обратите внимание! Интересный прием для рецензии – сохранение интриги: сюжет не пересказывается полностью, чтобы читатель не потерял к нему интерес. Пропускать рекомендуется завязку и/или кульминацию.

Стилистические и языковые особенности рецензии

Стилистическое оформление рецензий

Языковое оформление рецензий

Стилистика рецензии балансирует между художественным и публицистическим стилями, перевес в ту или иную сторону зависит от тематики, характера издания, где публикуется рецензия и индивидуальных предпочтений автора.

Отдельно стоят научные рецензии, языковое оформление которых строгое и сдержанное (в соответствии с научным стилем).

Особенности набора языковых единиц для рецензий, написанных в публицистическом стиле:

  • использование лексики на обозначение общественных и культурных реалий;
  • художественные средства: эпитеты, сравнения, метафоры, тяготеющие как к художественному, так и к публицистическому стилю (сильно насыщать ими текст не стоит);
  • фразеологизмы;
  • термины, которые относятся к той или иной сфере.

Можно строить рецензию, в форме диалога с читателем

В научной рецензии используют клише научного стиля, термины, вводить жаргонную, уменьшительно-ласкательную лексику воспрещено.

Обратите внимание! Оживить рецензию способны вставки цитат (из произведения, биографии писателя), крылатых выражений, интересных фактов.

Подсказки по «любимым» ошибкам рецензентов

Советы для начинающих

Как избежать ошибок при написании рецензий?

  1. Обращайте внимание на соотношение тональности объекта анализа и самой рецензии. Например, для описания драматического произведения (фильма) юмористические интонации будут неуместными.
  2. Пересказывая сюжет, помните о принципе лаконизма: рассказ нужно строить так, чтобы осветить проблемы.
  3. Не допускайте перехода рецензии в схожие с ней жанры.
  4. Терминологию нужно использовать грамотно, если сомневаетесь в однозначности понятия или его уместности, лучше вообще его не использовать.
  5. Позиция рецензента должна быть однозначной, размытость мнения не допускается. Аргументирование позиции – также очень важный момент, без него рецензия будет восприниматься просто, как любительский отзыв.

Написание рецензий – хороший способ проявить свою позицию и постоянно быть в курсе новинок в той или иной сфере. Главное – постоянный интерес к культурной и научной нише, в которой находится тематика ваших рецензий.

О том как написать интересную рецензию вы можете узнать, посмотрев видео:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Распространена ситуация, когда прежде чем купить или взять в библиотеке книгу, хочется узнать о ней стороннее мнение. Хороший аналитический разбор выступает в виде ориентира, показывая плюсы и минусы издания еще до того как будет открыта первая страница.

Что такое рецензия на книгу

Под этим понимают критический анализ произведения, рассчитанный на будущих читателей. В рамках рецензии может быть рассмотрена:

  • книга как совокупность текста, иллюстраций и типографской реализации;
  • только произведение или текст монографии, без учета полиграфического воплощения и оформительских элементов. Этот вариант более распространен.

Важно не путать два понятия:

  • Рецензия — аналитический текст, в котором книга разбирается в разных направлениях (сюжет, стиль и пр.). В том числе это проводится путем сравнения с другими аналогичными произведениями.
  • Отзыв — мнение о прочитанной книге, написанное без попытки анализа, содержащее в основном субъективные и эмоциональные высказывания.

На какую книгу можно написать рецензию

Не существует никаких ограничений. При желании или необходимости можно подготовить рецензии на следующие типы книг:

  1. Художественные, в том числе — детские и сборники.
  2. Учебные.
  3. Познавательную литературу разных типов.
  4. Научные монографии.
  5. Альбомы по изобразительному искусству.
  6. Справочники и энциклопедии.

Каждый из указанных типов имеет свою специфику подготовки рецензии, но общие принципы написания идентичны. Обычно рецензия пишется для того, чтобы рассказать широкой аудитории о новинке. В научной среде это еще и способ оценки вышедшей монографии.

Объем рецензии

Считается, что рецензия должна включать 1500-3000 знаков. При меньшем объеме это будет отзыв читателя, при большем – полноценная критическая статья. Превышение объема до 5000-6000 допустимо, если это обосновано целями, которые ставит перед собой рецензент (например, рассказать об инновационной научной работе), но он должен учитывать, что это может сократить число читателей, которые не захотят читать длинный текст. 

Структура

В зависимости от ситуации и места применения, состав рецензии может варьироваться и в нее могут не включаться отдельные блоки (например, плюсы и минусы издания. По минимуму сюда может входить только один раздел — аналитический разбор книги.

Описание объекта рецензирования

Здесь приводятся библиографические сведения об издании. К основным относятся:

  • имя и фамилия автора;
  • название книги;
  • издательство;
  • год выпуска;
  • количество страниц.

Например, вот так выглядит минимальная информация об издании:

Льюис Кэрролл «Алиса в Стране чудес», Стрекоза, 2020, 144 страницы.

Дополнительно базовые сведения могут дополняться следующими сведениями:

  • имя и фамилия художника;
  • аналогичная информация о переводчике (для переводных изданий);
  • ISBN (международный идентификационный номер);
  • тип переплета.

Аннотация

Объем этого небольшого раздела не должен превышать 2-3 предложения. В аннотации необязательно пытаться привести весь сюжет книги, достаточно указать основное направление действия, например:

Прекрасным летним днем Алиса попадает в волшебную страну. В пути ее ждет много приключений — она чуть не тонет в море слез, вырастает до невиданных размеров и даже… чуть не лишается головы. Каждое новое событие интересно и неожиданно, заставляя снова и снова задуматься, как девочка на этот раз выпутается из этой истории.

Аннотация не относится к обязательным структурным элементам, но она помогает читателю уже с самого начала представить, о чем идет речь в произведении. Не нужно забывать, что в отличие от автора рецензии, читатель может быть не знаком с книгой.

Личные впечатления

Тоже необязательный элемент, но этот раздел помогает понять дальнейшую логику автора, особенно если предполагается негативный отзыв. Кроме впечатлений от произведения, тут хорошо будет смотреться пассаж о том, насколько были оправданны ожидания, которые были у рецензента перед прочтением.

Аналитический разбор

Основная составляющая рецензии, занимающая по этой причине самый большой объем (от 60% всего текста). Разбору может подвергаться:

  1. Сюжет художественной книги.
  2. Новизна идеи в монографии.
  3. Композиция произведения.
  4. Язык и стиль изложения.
  5. Вопросы типографики и оформления издания.

Разбирая отдельные составляющие, автор рецензии рассматривает, насколько удалось их воплощение с учетом возможностей, которые были у автора (или издательства). Очень хорошо здесь будут смотреться сравнения с другими подобными произведениями (или изданиями, если речь идет о полиграфической реализации). Особенности подготовки рецензий на художественные и научные книги рассмотрены ниже.

Плюсы и минусы

Здесь приводятся преимущества и недостатки рассматриваемой книги — соответственно, составляются два списка из 2-4 пунктов. Сложность подготовки этого раздела заключается в том, что нужно стараться быть как можно более объективным, не ограничиваясь только субъективными суждениями. Этого добиваются с помощью строгой аргументации — каждая мысль автора обзора должна подкрепляться соответствующими доказательствами.

Выводы и рекомендации

В заключительном разделе рецензент подводит итоги на основании мнения, изложенного выше по тексту. Тут тоже достаточно будет 2-3 предложений. Закончить все можно рекомендацией — своеобразным советом читателю, стоит ли ему тратить время на знакомство с книгой.

План работы над рецензией

В полном виде пошаговый алгоритм выглядит так:

  1. Внимательно прочитать книгу, по ходу делая необходимые выписки. Никакой беглый просмотр или знакомство с сокращенной версией не дадут необходимого материала для критического разбора.
  2. Начать с самых простых разделов, не требующих размышлений (библиографические данные о книге) или мнение для которых уже сформировалось к концу чтения (аннотация, плюсы и минусы).
  3. Определить основную идею, которая будет отражена в рецензии. Например, для детской книжки это может быть «Еще одна история на манер Гарри Поттера» или «Лучшая сказка для трехлетнего ребенка», для научной монографии — «Оригинальный взгляд на творчество Шекспира» или «Особенности конструирования электромеханических приводов для металлообрабатывающих станков».
  4. Отобрать 1-2 цитаты, хорошо иллюстрирующих выбранную идею.
  5. Если рецензируется художественное произведение, подумать о возможности оригинальной подачи. Это может реализовываться на уровне стиля или композиции рецензии, например, оформить ее как речь одного из персонажей книги или даже автора книги.
  6. Подготовить раздел личных впечатлений о произведении.
  7. Приступить к аналитическому обзору с использованием выбранных цитат.
  8. Основываясь на собственном анализе, написать плюсы и минусы произведения, вытекающие из сделанного разбора. Затем оформить раздел выводов и рекомендаций.
  9. Придумать броский заголовок, отражающий основную мысль рецензии.

Если аналитический обзор готовится в сокращенной форме (например, без аннотации и личных впечатлений), то соответствующие шаги пропускаются. В этом случае нужно следить, чтобы текст не получился очень коротким.

Шаблонные фразы и клише

Несмотря на то, что жанр рецензии имеет четко заданную структуру и располагает к использованию типовых выражений, нужно стараться избегать их в подготовленной рецензии. Большинство шаблонных фраз и клише можно заменить на аналоги, сделав изложение более оригинальным и интересным. Например:

  • «В своей книге автор старается…» — «Мне было интересно читать, как…»
  • «Книгу можно рекомендовать (не рекомендовать) к прочтению» — «Обязательно купите это издание!» или «Не стоит тратить время на него».
  • «К сильным сторонам относится» — «Многие читатели будут в восторге от…»
  • «Очередной бестселлер популярного писателя» — «Автор хорошо знаком читателям и это будет способствовать повышенному спросу»

Как оформить рецензию

Для аналитических отзывов на художественную литературу не существует каких-либо стандартов. Достаточно будет того, что автор напишет текст с соблюдением рекомендуемой структуры. Если подразумевается, что рецензия будет распечатана или она готовится на научную книгу, то оформлять ее лучше по требованиям ГОСТ 7.32-2001. Текст в этом случае нужно набрать в программе Microsoft Word шрифтом Times New Roman кегля 14 пунктов и с полуторным интервалом. Размеры полей: правое — 1 см, остальные — 2 см.

Где находятся рецензии на книгу

Отзывы рецензентов могут располагаться:

  • В специализированных изданиях (литературных, научных и др.).
  • На сайтах интернет-магазинов и других сетевых ресурсах.
  • В отдельных случаях (например, при рекомендации монографии к повторному выпуску) распечатанная рецензия прикладывается к самой книге.

Научная рецензия на книгу: образец

Рассматривая научную книгу нужно проанализировать:

  • новизну и оригинальность предложенной идеи;
  • практическую и теоретическую значимость;
  • соответствие работы общепринятым требованиям и традиции;
  • степень изученности материала по теме;
  • репрезентативность фактов (исчерпывающих данных о проведенных экспериментах, опросах и пр.);
  • аргументированность выводов автора.

Рецензия на статью

Источник: disszakaz.ru

Особенности рецензии на детскую книгу

Аналитический отзыв этого типа — это частный случай оценки художественного произведения. В общем случае рецензент должен рассматривать:

  • логику развития сюжета и завершения повествования;
  • проработанность характеров персонажей;
  • эмоции, которые вызывают герои;
  • аудиторию, на которую рассчитана книга;
  • цели и задачи, которые ставил перед собой автор;
  • замеченные ошибки в изложении.

В отличие от разбора художественных книг, предназначенных для взрослых, делая отзыв на детскую литературу, нужно обратить особое внимание на следующие моменты:

  • Соответствие текста указанной возрастной категории (6+, 12+ и др.).
  • Присутствие иллюстраций (они имеют большое значение для подержания интереса к чтению у детей), их количество и красочность.

Ошибки в написании рецензии

  1. Вместо критического разбора произведения автор пытается пересказать содержание книги или ограничивается описанием собственного впечатления.
  2. Недостаточный объем (менее 3 000 символов). Он не позволяет провести качественный анализ. К сходной ошибке относится излишне большой текст.
  3. У автора рецензии нет достаточных знаний в рассматриваемой теме.
  4. Отсутствие аргументов и логических выводов, замена их эмоциональными высказываниями.
  5. Неверно выбранная стилистика, например, разговорная лексика в рецензии на научную книгу.
  6. Смешение негативного отношения к автору и разбора содержания книги. Это добавляет в текст отрицательных эмоций и снижает уровень объективности.

Как выглядит рецензия на книгу: пример

Рецензия на книгу

 

Рецензия на книгу далее

 

Рецензия на книгу окончание

Источник: cyberleninka.ru

Если вы затрудняетесь с подготовкой рецензии — не расстраивайтесь. Воспользуйтесь нашими советами и у вас обязательно получится! Главное — вовремя сдавать контрольные, курсовые и дипломы, и в этом вам поможет сайт ФениксХелп.

Как написать рецензию

Рецензия – это критическое сочинение, письменный разбор, содержащий краткий анализ и оценку литературного произведения компетентным человеком (рецензентом).

Задача рецензента – оценить произведение, его достоинства и недостатки, что обусловливает высокие требования к автору рецензии. Большое значение имеет объективность рецензии, справедливость оценки ее предмета. Это не означает, что рецензент лишен права на свою позицию в отношении к рассматриваемому произведению, он лишается права лишь на односторонность, на явную пристрастность в оценке.

Стремление к объективности рецензии определяет и особенности ее стиля. Ему противопоказана излишняя эмоциональность, использование острой лексики, грубых сравнений и т.п. Объективность рецензии обеспечивается ее доказательностью. Автору рецензии необходимо обосновывать свое отношение к ее предмету, и здесь аргументами служат факты – цитаты из литературного произведения, указание на стиль, форму, лексику, рифму т.д.

Виды рецензий

1) Развернутая аннотация — в ней раскрывается содержание произведения, особенности композиции;

2) Небольшая критическая или публицистическая статья (часто полемического характера) — в ней рассматриваемое произведение является поводом для обсуждения актуальных общественных или литературных проблем;

3) Эссе — в большей степени лирическое размышление автора рецензии, навеянное чтением произведения, чем его истолкование;

4) Авторецензия — излагается взгляд автора на свое произведение;

5) Обзор (обозрение) — рецензия, включающая несколько художественных произведений, объединенных по тематическому, сюжетному, хронологическому или другому признаку.

Уровни рецензий

1. Рецензия одного произведения вне связи с творчеством писателя;

2. Рецензия произведения в контексте творчества писателя;

3. Рецензия произведения в контексте литературного процесса эпохи.

Рецензия первого уровня даёт возможность оценить своеобразие конкретного литературного произведения, выявить его достоинства и недостатки.

Рецензия второго уровня позволяет проследить рост мастерства писателя, изменение его художественной манеры, осмыслить творческие искания на определенном этапе его литературной деятельности.

Рецензия третьего уровня позволяет увидеть самобытность писателя в освоении и разрешении актуальных тем и проблем эпохи, выявить традиционное и новаторское в его творчестве, оценить место писателя в литературном процессе.

План написания рецензии

Рецензия на литературное произведение может включать следующие компоненты:

1. Библиографическое описание произведения (автор, название, год выпуска) и краткий (в одном-двух предложениях) пересказ его содержания;

2. Непосредственный отклик на произведение литературы (отзыв-впечатление);

3. Критический разбор или комплексный анализ текста:

  • смысл названия;
  • анализ его формы и содержания;
  • особенности композиции;
  • мастерство автора в изображении героев;
  • индивидуальный стиль писателя.

4. Аргументированная оценка произведения и личные размышления автора рецензии:

  • основная мысль рецензии;
  • актуальность тематики произведения.

Советы о том, как писать рецензию

  • В рецензии следует рассматривать качество написания художественного произведения — занимательность сюжета, соответствие речи автора и героев жанру произведения;
  • На всём протяжении тон изложения авторской речи должен быть однородным — он может быть назидательным, познавательным, весёлым;
  • В рецензии обязательно надо отметить все грамматические ошибки — это пойдёт на пользу автору;
  • Обязательно следует отметить удачи и художественные находки автора — это стимулирует автора к работе над новыми произведениями;
  • В рецензии можно отражать чувства рецензента, вызванные прочтением произведения;
  • Излагайте подробно и обосновано. Рецензия — не комментарий, где можно написать: «Обожаю!», «Это пять», «Отлично!» и т.п.;
  • Рецензия не должна содержать ненормативную лексику, призывать к насилию, распрям.

Типичные ошибки в написании рецензии

  • подмена анализа и интерпретации произведения пересказом;
  • подмена рецензии комментарием или отзывом;
  • отсутствие аргументации;
  • фамильярное именование автора произведения по имени-отчеству;
  • «оригинальничание» в ущерб содержанию и логике работы;
  • неясность позиции рецензента;
  • перегруженность рецензии второстепенными деталями (в частности, биографическими и историческими сведениями, которые не становятся опорными точками анализа произведения);
  • преобладание в анализе произведения идейно-тематических характеристик текста в ущерб вниманию к его эстетической стороне;
  • неграмотное или формальное использование понятий теории литературы, литературоведческих терминов.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки при написании реферата
  • Ошибки при написании книги
  • Ошибки при написании репортажа
  • Ошибки при написании итогового сочинения
  • Ошибки при написании проекта