Ошибки при нападающем ударе волейбол

Несвоевременный и неточный разбег.

Волейболист не согласовывает свой разбег со скоростью и траекторией полета мяча и поэтому выбегает к сетке преждевременно или запаздывает. Спортсмен забегает под мяч или не добегаетдо него — в результате прыгает и бьет по мячу либо над собой, либо за головой, либо не дотягивается до мяча.

Упражнения.

  1. В парах. Один игрок располагается с мячом около сетки, другой находится в 3 м от нее. Игрок, стоящий около сетки, многократно подбрасывает мяч двумя руками снизу вверх на 1 м выше сетки. Волейболист, выполняющий удар, должен начать разбег в тот момент, когда руки партнера с мячом прошли уровень плеч; выполнив разбег, он прыгает и бьет по мячу. Если нападающий начал разбег по установленному сигналу и забежал под мяч, то в следующий раз он должен начать разбег, когда руки партнера уже прошли уровень плеч. Если же нападающий запоздал с выходом к мячу, то очередной разбег он начнет, когда руки партнера с мячом еще не дошли до уровня плеч. Таким образом игрок подбирает для себя оптимальный разбег.
  2. То же. что и в упражнении 1, но с передачи, выполненной партнером на 1 м выше сетки; сигналом к началу разбега для нападающего будет касание партнером мяча.

Отсутствие стопорящего шага при напрыгивании на опору.
Волейболист после прыжка «улетает» вперед и касается сетки. Нога (ноги) недостаточно выставляется вперед перед постановкой на опору.

Упражнения.

  1. Выполняя разбег, напрыгнуть одной ногой на опору с приставлением другой или одновременно на две ноги, выставленные перед туловищем так, чтобы полностью погасить продвижение вперед.
  2. То же, что и в упражнении 1, но после постановки ног на опору выпрыгнуть вверх без значительного продвижения вперед.
  3. То же, что и в упражнении 2, но в прыжке выполнить имитацию нападающего удара.

Недостаточно энергичный мах руками перед прыжком.

Игрок выпрыгивает не на максимальную высоту. В этом случае за счет махового движения руками облегчается нагрузка на ноги и при активном их разгибании прыжок будет выше.
Упражнения.

  1. Стоя на опоре как при стартовом положении пловца (ноги согнуты, туловище наклонено вперед, руки отведены назад), волейболист энергичным махом руками вперед-вверх с последующим отталкиванием от опоры выпрыгивает вверх.
  2. Спрыгивая с гимнастической скамейки, принять на опоре стартовое положение пловца и незамедлительно, активно взмахнув руками, выпрыгнуть вверх.
  3. После разбега прийти на опору и занять стартовое положение пловца, после чего активно взмахнуть руками и выпрыгнуть вверх. Обратить внимание волейболиста на незамедлительное отталкивание от опоры после маха руками, на активное разгибание туловища, а также на рывок плечами и головой вверх.

Удар по мячу производится над или за головой, рука в момент удара согнута в локтевом суставе, кисть не накрывает мяч сверху, рука после удара не опускается вниз.

В результате снижается сила удара и мяч часто летит за пределы площадки. Игрок ударяет рукой по сетке — это происходит за счет близкого отталкивания около сетки.
Упражнения.

  1. Исходное положение — ноги на ширине плеч, левая рука выпрямлена вперед-вверх. Кистью правой руки игрок ударяет по ладони левой, правая рука после удара без задержки опускается вниз сменив на необходимость выполнения удара именно прямой руки и с последующим опусканием ее вниз.
  2. Игроки в парах на расстоянии 6 м друг от друга поочередно выполняют удары правой рукой по мячу, лежащему на ладони левой руки, выставленной вперед вверх, направляя мяч в пол с отскоком партнеру. следует обратить внимание спортсменов на необходимость  выполнения удара именно прямой рукой с последующим опусканием ее вниз.
  3. Верхний трос волейбольной сетки закрепляется к верхнему крюку одной стойки и к нижнему — другой.
    Волейболисты, стоя на полу, располагаются полубоком, левым плечом к сетке (для правши) в 60—70 см от нее так, чтобы верхний трос был на уровне головы. Мяч на ладони левой руки выставляется над сеткой (на рис. 1). Ударом правой руки мяч перебивается через сетку. Кисть захлестывающим движением накрывает мяч. Правая рука после удара без задержки опускается вниз, сетку не задевать.
 Ошибки нападения и способы их исправления1
рис 1 рис 2 рис 3
  1. То же, что и в упражнении 3, но игрок левой рукой подбрасывает мяч, а правой перебивает его через сетку. Занимающиеся при выполнении нападающего удара могут подниматься на носки (на рис. 2)
  2. Тренажер закрепляется на сетке так, чтобы мяч был выше ее на 20 см и вынесен на 10 см (рис. 3). Игрок, находясь в 1 м от сетки, выполняет наскок на две ноги под углом 45° к ней и, выпрыгнув вверх, выбивает мяч из тренажера. Кисть захлестывающим движением накрывает мяч. Правая рука после нападающего удара без задержки опускается вниз, сетку не задевать.
  3. То же, что и в упражнении 5, но нападающий удар выполняется после разбега в 2—3 шага под углом 45° к сетке.

Некоторым кажется, что атака в волейболе – это легко: подпрыгиваешь и бьешь по мячу. Но в реальности именно она является вторым наиболее трудным игровым элементом после подачи силой в прыжке.

Это движение приносит составу до 60% очков. При имеющихся навыках, профессионалы способны подать мяч со скоростью до 130 км в час, но для удара должна быть создана благоприятная игровая обстановка.

Для грамотного броска игрок должен регулярно сохранять визуальный контакт с мясом. Техника атаки индивидуальна и определяется исходя из роста участника, формы его кисти, пластичности, длины рук, высоты прыжка, правша или левша, скорости разбега и прочих аспектов. Самое трудное в этом – подобрать нужный момент для броска.

Позиции и удар игроков

  • Игрок 1-ого темпа (связующий, центральный блокирующий, “распасовщик”) — располагается под сеткой, а также отдает мячи во 2-ой и 4-ый участки. Если связующему отдали пас для удара, передача, как правило, проводится невысокая и короткая: около полуметра над сеткой. Центральный блокирующий в игре имеет третий номер.
  • Игрок 2-ого темпа (доигровщик) – основной нападающий состава. Их в игре несколько и на поле они занимают первую линию (она наиболее приближена к сетке). Номера доигровщиков – 2 и 4. Ключевая цель таких игроков состоит в забрасывании мячей на сторону противника, минуя блоки. Как правило, нападение ведется в любую зону, кроме №6, где располагается главный защитник.
  • Диагональные – игроки под номерами №1 и №5 из второй линии. Страхуют неудачные передачи и атакуют со своей линии. Не имеют право проводить бросок в участки под номером 2 и 4. Разбег и нанесение атаки должно производится до линии нападения.

Техника атаки

Рассмотрим, как пробивать в волейболе на примере игры доигровщиков.

Из-за ежесекундной изменчивости положений на площадке, предусмотреть все технические тонкости просто невозможно. Тем не менее нападающий должен стараться выполнить все приведенные технические элементы:

  1. Оттягиваемся. После приема мяча, он отдается распасовщику. Нападающий при этом на пару шагов отходит от сетки и дает возможность атакующему увеличить свой разбег и нанести атакующий удар.
  2. Становимся на подготовительной позиции и немного подгибаем коленки. Если атакующий левша – убираем левую ногу на полшага вперед, если правша – правую.
  3. Первый шаг для броска. Такой шаг совершается в момент, когда распасовщик передает мяч, и должен быть медленным, примерочным. Тело в этот момент слегка расслабленно, но внимание сосредоточено на мяче. Если атакующий левша – шагаем с правой ноги, если правша – наоборот.
  4. Следующий шаг. Более ускоренно отводим руки назад и в стороны для последующего замаха. В этот момент участник уже должен просчитать с какой высоты и где ему нужно принять мяч так, чтобы не заступить за линии соперников и не задеть сетку.
  5. Шаг номер 3, который включает 2 “полушага”: приставного и стопорящего. Игрок резко прекращает движение, слегка приседает и сосредотачивается на последующей атаке. Руки направлены в стороны назад, а стопы волейболиста отведены параллельно друг от друга на расстоянии 50-60 см, пальцы растопырены. Совершаем вдох.
  6. Замах руками. Выпрямляем руки и отводим их назад до предела. Этот замах помогает вам сохранить равновесие и динамику разбега, а также по максимум вложиться в предстоящий прыжок.
  7. Толчок. Время на прыжок после совершенного шага должно быть кратчайшим. Подсели и резко выпрыгнули корпусом вверх и слегка вперед. Ноги сохраняем сомкнутыми. Толчок производим с максимальной отдачей, прыгая предельно высоко вверх.
  8. Мах рук вверх. Мах зависит от того, левша игрок или же правша: правши отводят правую руку за спину и разворачивают корпус для атаки, при этом отводя левую руку вперед, как бы прицеливаясь ею. Для левшей все также, но меняем местами руки. Акцентируйте внимание и на том, что вам нельзя загибать нападающую кисть руки и она должна находится в момент замаха параллельно другой. Локоть сохраняем параллельным голове и не отводим в стороны. Мяч должен находится впереди корпуса атакующего.
  9. Контроль зоны соперника с помощью периферического зрения. Чтобы удар был максимально результативным, во время замашки и прыжка нападающий должен концентрироваться как на самом мяче и траектории, так и на площадке соперника (с помощью периферического зрения). Это поможет определить расположение блокирующего, а также увидеть самые незащищенные участки и провести успешную атаку (к примеру, по открытому участку или слабому игроку).
  10. Нападающий удар. Разворачиваем вокруг своей оси корпус, а после включаем в удар плечо атакующей руки. Сама рука выпрямляется, что позволяет вам произвести максимальный удар по мячу. Касание мяча должно приходиться именно на центр, что повысит ваш контроль над ним. Пальцы в стороны, глубоко вдыхаем. Провожаем мяч рукой в необходимом направлении и сгибаем кисть руки для того, чтобы мяч пришелся точно в поле соперника.
  11. Приземление. Крайне важно сохранять контроль над своим телом после произведенной атаки. Приземление должно происходить на полусогнутые ноги, не задевая сетку и не заступая на территорию противника. Если вы не смогли совладать со своим телом, увы, даже самый эффективный удар будет не в вашу пользу.

Очень трудно сохранять в своей голове все эти технические составляющие, именно поэтому удар нападающего оттачивается годами.

Важные особенности атаки

  • В момент атаки мяч должен располагаться перед вами. Именно перед глазами, а не над головой. Это поможет игроку контролировать точность нанесение удара по мячу и его направление.
  • Кисть атакующего не должна быть согнута относительно другой руки. Это ненужное действие, которое делает удар кривым и неточным из-за образующейся искусственно увеличенной амплитуды замаха.
  • Локоть атакующей руки не должен быть отведен в сторону. Это также повышает амплитуду и сбивает атаку. Руки необходимо сохранять на замахе и параллельно голове.
  • При прыжке ноги должны оставаться перпендикулярными полу и параллельными относительно друг друга. Частой ошибкой неопытных игроков является “разброс” ног врозь, который приводит к потере высоты прыжка. Дополнительно также появляется шанс нанесения травмы близ стоящим игрокам.
  • Атакующая кисть расслаблена. Это даст вам возможность хлестко ударить по мячу.
  • Загибаем кисть после атаки. Из-за такой ошибки неопытные игроки зачастую теряют контроль над мячом после удара, и он оказывается в ауте.
  • Важно ударять не пальцами, а именно центральной частью ладони, ведь они корректируют вашу атаку.
  • При атаке нужно максимально растопыривать пальцы, что увеличит площадь вашей ладони и повысит контроль над мячом.

Частые ошибки при выполнении нападающего удара

Их множество:

  • Опоздание в момент набега на мяч. Это приводит к тому, что удар наносится несвоевременно или вовсе теряется (летит в аут или сетку). Такая ошибка невероятно распространена, а ее ключевой причиной является отсутствие у игрока навыков правильного приема мяча в самый нужный для этого момент. Иногда же это случается из-за плохой передачи связующего, что можно исправить только при интенсивной практической отработке.
  • Слишком ускоренный набег. Когда атакующему говорят о том, что он приближается к мячу слишком медлительно, он непроизвольно ускоряется из-за чего приходит к позиции под мячом слишком рано. Такая ошибка определена неумением поймать наиболее подходящий момент для нанесения удара.
  • Атакующий забегает под мяч – одна из основных ошибок. При разгоне под мяч перед волейболистом создается мнимая иллюзия повышенного контроля над ним, что на самом деле не так. Напротив, при забеге под него мы не контролируем мяч, а теряем его, также, как и простор для атаки. Такие удары в большинстве своем непредсказуемы: может быть нанесен хороший удар, а может быть неудачный, когда мяч окажется либо в ауте, либо в сетке. Во избежание такой ошибки вам отлично поможет тренировка, в которой вы будете чеканить мяч об стену.
  • Сгиб атакующей руки. Такая ошибка появляется из-за несвоевременного забега. Доигровщик поздно направляется к мячу, в результате чего наносит удар с согнутой руки.
  • Удар сосредоточен в центре мяча, но нанесен пальцами, неполной ладонью или ребром. Помогут тренировки битья мяча об стену совместно с другим игроком.

  • Атака чересчур “зажата” и произведена “веслом”. Таким игрокам поможет тренировка гибкости.
  • Прямая кисть в момент атаки. Участник не сгибает кисть под необходимым углом, что приводит к потере контроля направления мяча.
  • Пренебрежение техникой работы ног и рук. Ошибка, основанная на недостаточной гибкости. Руки двигаются хаотично, теряя контроль над атакой, а ноги разводятся в стороны, снижая высоту прыжка спортсмена.
  • Выключение после броска. После удара, игрок зачастую расслабляется, но волейбол – не так игра. Противники легко могут передать вам атаку обратно или заблокировать ее. Оставайтесь в игре сосредоточенным от начала и до конца.

Упражнения для улучшения атакующего удара

Самым идеальным упражнением для оттачивая удара будет ежедневная практика, но 10-20 нападающих атак могут отнять у вас много сил. Поэтому рассмотрим несколько более щадящих упражнений:

Чеканка об стену. Идеальная локация – волейбольная площадка или зал. Встаем возле стены, приподнимаем вперед корректирующую выпрямленную руку, подбрасываем вверх мяч и ударяем о пол под таким углом, чтобы мяч отскочил от пола в стену, а потом к вам для следующей атаки. Корректирующая рука должна оставаться в прямом положении, а мяч направляться ровно на пальцы.

Игра в кругу или с парой. Сперва перебрасываете друг другу мяч с помощью нижних или верхних передач. После разогрева переходите к игре “на 3”. Первый участник подает верхний пас, а второй при этом принимает мяч и отдает его обратно любой подачей так, чтобы первый спортсмен мог удачно произвести атаку. Этот участник наносит удар по мячу так, чтобы он оказался ровно в руках партнера (на уровне колен или живота). Второй опять принимает снизу и снова передает пас первому. Этот спортсмен пасует верхней передачей под удар второго, который атакует снова под прием первого. И так по кругу. Это стандартная разминка многих волейболистов перед игрой.

Броски через сетку теннисного мяча с разбега или с места.

Атакующий удар по подвесному мячу.

Нападающая атака с собственным подкидыванием в прыжке или стоя. Последние 3 способа наиболее подходят для практики в спортивном зале.

Эффективность нападающего удара в большинстве своем определяется физическим состоянием спортсмена: его силой, высотой прыжка, выносливостью, ростом и гибкостью. Совершенствуя одновременно все эти аспекты, вы в разы увеличите собственные игровые способности.

Разминка в волейболе

Скидка в волейболе

   
14.3.1 Игрок касается мяча в пределах
игрового пространства противоположной
команды.

   
14.3.2 Игрок направляет мяч <за>.

   
14.3.3 Игрок задней линии завершает
атакующий удар из передней зоны, и в
момент удара мяч находится полностью
над верхним краем сетки.

   
14.3.4 Игрок завершает атакующий удар
сразу с подачи соперника, когда мяч
находится в передней зоне и полностью
над верхним краем сетки.

   
14.3.5 Либеро завершает атакующий удар,
если в момент удара мяч находится
полностью над верхним краем сетки.

   
14.3.6 Игрок завершает атакующий удар выше
верхнего края сетки, когда мяч был послан
ему Либеро пальцами сверху из своей
передней зоны.

15. Блок

15.1 Блокирование

   
15.1.1 Блокирование — это действие игроков
вблизи сетки для перехвата мяча, идущего
от соперника, осуществляемое выносом
любой части тела блокирующих выше
верхнего края сетки.
Только игрокам
передней линии разрешено участвовать
в состоявшемся блоке.

   
15.1.2 Попытка блока
Попытка блока — это
действие по блокированию без касания
мяча.

   
15.1.3 Состоявшийся блок
Блок считается
состоявшимся, всякий раз, когда мяч
задет блокирующим.

   
15.1.4 Коллективный блок
Коллективный
блок выполняется двумя или тремя
игроками, находящимися близко друг к
другу, и является состоявшимся, когда
один из них касается мяча.

15.2 Касание мяча при блокировании

   
Последовательные (быстрые и продолжительные)
касания могут происходить у одного или
более блокирующих при условии, что эти
касания сделаны во время одного действия.

15.3
Блок в пространстве соперника

   
При блокировании игрок может переносить
кисти и руки по ту сторону сетки, при
условии, что это действие не мешает игре
соперника. Так, не разрешено касаться
мяча на стороне соперника раньше, чем
выполняется атакующий удар соперника.

15.4
Блок и касания команды

   
15.4.1 Касание на блоке не считается за
касание команды. Следовательно, после
касания на блоке команде предоставляется
три касания для возвращения мяча.

   
15.4.2 Первое касание после блока может
быть выполнено любым игроком, включая
игрока, который касался мяча на блоке.

15.5
Блокирование подачи

   
Блокировать подачу соперника запрещается.

15.6
Ошибки при блокировании

   
15.6.1 Блокирующий касается мяча в
пространстве соперника до или одновременно
с атакующим ударом соперника.

   
15.6.2 Игрок задней линии или Либеро
совершает блокирование или принимает
участие в состоявшемся блоке.

   
15.6.3 Блокирование подачи соперника.

   
15.6.4 Мяч от блока уходит <за>.

   
15.6.5 Блокирование мяча в пространстве
соперника за пределами антенн.

   
15.6.6 Попытка Либеро совершить индивидуальный
или коллективный блок.

Глава
5. ПЕРЕРЫВЫ И ЗАДЕРЖКИ

16. Обычные перерывы в игре

   
Обычными перерывами в игре являются
тайм-ауты и замены игроков.

16.1
Количество обычных перерывов

   
Каждой команде дано право максимум на
два тайм-аута и на шесть замен игроков
в каждой партии.

16.2
Запрос обычных перерывов

   
16.2.1 Перерывы могут быть запрошены
тренером или игровым капитаном и только
ими. Запрос осуществляется соответствующим
жестом, когда мяч находится вне игры и
до свистка на подачу.

   
16.2.2 Запрос замены до начала партии
разрешается. Эта замена фиксируется
как обычная замена в этой партии.

16.3
Последовательность перерывов

   
16.3.1 Запрос одного или двух тайм-аутов
и один запрос о замене игрока любой
команды могут следовать один за другим,
без необходимости возобновить игру.

   
16.3.2 Однако, команде не разрешается
последовательно просить замену игрока
в течение одного перерыва в игре. Два
или более игроков могут быть заменены
во время одного перерыва.

16.4
Тайм-ауты и технические тайм-ауты

   
16.4.1 Все тайм-ауты, которые запрашиваются,
длятся 30 сек.
Для официальных
соревнований ФИВБ в 1-4 партиях есть два
дополнительных 60-секундных <технических
тайм-аута>, которые применяются
автоматически, когда лидирующая команда
набирает 8 очков и 16 очков.
В решающей
(5-й) партии нет <технических тайм-аутов>
и каждой командой могут быть запрошены
два обычных 30-секундных тайм-аута.

   
16.4.2 Во время тайм-аутов игроки, находившиеся
на площадке, должны подойти к своей
скамейке.

16.5
Замена игрока

(Об
ограничениях смотри Правило 8.1)

заменах Либеро — смотри Правила 20.3.2 и
20.3.3).

   
16.5.1 Замена должна проводиться в пределах
зоны замены.

   
16.5.2 Замена должна длиться столько
времени, сколько необходимо для записи
замены в протокол и разрешения игрокам
выйти и войти на игровую площадку.

   
16.5.3 В момент запроса замены заменяющий
игрок(и), должен быть готов к ней и
находиться рядом с зоной замены.
Если
эти требования не выполнены, замена не
предоставляется, а команда подвергается
санкции за задержку игры.
Для официальных
соревнований ФИВБ используются
специальные пронумерованные таблички
для облегчения процедуры замен.

   
16.5.4 Если тренер намерен сделать более
одной замены, он должен показать
количество замен во время их запроса.
В этом случае замены должны быть сделаны
последовательно, одна пара игроков за
другой.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

«Волейбол. Обучение нападающему удару».

Описание техники

В нападающем ударе выделяют четыре фазы: разбег, прыжок, удар по мячу, снижение. В разбеге делают от одного до трех шагов. Первый шаг относительно небольшой, и скорость движения в нем невелика. Второй шаг корректирует направление разбега. Длина шага увеличена, скорость движения возрастает. На третьем шаге горизонтальная скорость разбега преобразуется в вертикальную скорость прыжка. Шаг по длине наибольший. Его выполняют скачком и определяют как напрыгивающий. При этом одну ногу, обычно правую, выносят вытянутой вперед и ставят на пятку, стопу разогнуть, носок на себя. Только при такой жесткой постановке правой ноги на опору возникает стопорящий эффект. Другой ногой в последнем шаге отталкиваются от опоры и через небольшой промежуток времени подставляют ее к правой. При одношажном разбеге делают только третий, напрыгивающий шаг и одновременно обе руки отводят назад. Прыжок выполняют, чтобы выйти к месту встречи с мячом при ударе поверх сетки. Отталкивание начинают руки движение по дуге сзади- вперед-вверх, затем ноги разгибают во всех суставах. Большое значение имеет согласованность движений: в момент приставления левой ноги руки посылают вниз с таким расчетом, чтобы выпрямление ног совпало с движением рук вверх. Когда ноги игрока отрываются от опоры, тело приобретает движение вверх и несколько вперед – это фаза полета. В момент отрыва ног от опоры следует верхнюю часть туловища отводить назад, что способствует уменьшению длины траектории полета. Руки вначале движутся вместе до уровня лица, затем активно включается в работу правая – бьющая – рука. Одновременно со взлетом игрок делает замах правой рукой вверх-назад. При этом важно соблюдать последовательность движения: плечо – локоть – предплечье – кисть. Предплечье отводят за голову, кисть разворачивают ладонью вверх, правое плечо отводят назад. Высота подъема локтя варьирует в широких пределах в зависимости от индивидуальных способностей игроков. Однако локоть всегда должен быть выше оси плечевого сустава. Нередко игроки принимают положение «лука» – прогибаются в грудной и поясничной частях, ноги сгибают в коленях, отводя голень назад. Левая рука принимает активное участие в замахе: ее отводят в сторону; таким образом, растягивается большая грудная мышца. Ударное движение начинается с поворота тела вокруг вертикальной оси, одновременно выводят вперед и поднимают правое плечо. Это движение задает начальную скорость руке, которая включается в работу несколько позже. Ее выпрямляют в локтевом суставе, вытягивают верх и несколько вперед, затем опускают по дуге вперед-вниз к левому колену. Одновременно плечо выводят вперед, что помогает задать более точное направление полета. Кисть накладывается на мяч в расслабленном состоянии сзади-сверху движением «хлест», и одновременно с ведением руки вперед ее сгибают, направляя мяч вниз. Скорость движения руки наращивается плавно. К моменту удара она должна быть наибольшей. В четвертой фазе игрок снижается и приземляется, обязательно сгибая ноги в коленях, что предохраняет опорно-двигательный аппарат от травм и позволяет сразу перейти к последующим действиям.

Классификация

Нападающие удары можно классифицировать следующим образом:

а) по направлению удара: – по ходу разбега; – с переводом;

б) по высоте передач: – с высокой передачи; – со средней передачи; – с низкой передачи;

в) по месту отталкивания: – с передней линии; – со второй линии;

г) обманные.

Рекомендации

Перед изучением нападающего удара в прыжке с разбега игроки с плохо развитой координацией движений должны предварительно освоить верхнюю передачу одной рукой в прыжке и обманный удар. Наибольшая сложность при освоении нападающего удара состоит в том, что игрок должен точно рассчитать свои действия в соответствии с высотой и направлением полета мяча и произвести удар по нему в высшей точке прыжка. Большинство ошибок при изучении нападающего удара происходит из-за неумения своевременно выйти на мяч: игрок прыгает слишком рано или запаздывает с прыжком, в результате мяч оказывается сзади него, далеко впереди или в стороне. Такие недостатки затрудняют освоение данного приема и надолго затягивают формирование соответствующего двигательного навыка. Поэтому при обучении не надо торопиться переходить от верхней передачи в прыжке через сетку к нападающему удару: лучше сначала как следует закрепить навык точного выхода на мяч. После освоения нападающего удара полезно периодически возвращаться к верхней передаче через сетку, чтобы проконтролировать скорость и точность выхода. Обучение прямому нападающему удару лучше начать с просмотра мультимедийного пособия, сопровождаемого комментариями учителя по технике выполнения:

1. Разбег обычно выполняется с двух-трех шагов.

 2. Для разбега с трех шагов движения начинают с шага одноименной с бьющей рукой ноги, а с двух шагов – с разноименной.

3. В начале разбега корпус наклонен вперед, руки опущены вниз.

4. Первый шаг должен быть коротким: он обеспечивает скорость разбега за счет выведения общего центра тяжести вперед за опору.

5. При разбеге в три шага нужно сначала сделать два шага, выполнить напрыгивание на обе ноги, правую ногу поставить на пятку перекатом, затем приставить к ней левую.

6. Во время прыжка в начале напрыгивания следует отвести руки назад-в стороны, а при отталкивании согласованно с ним выполнить мах вперед-вверх, описывая дуги.

7. Замах начинается с отведения плеча, корпус отклоняется незначительно, рука фиксируется в положении замаха.

8. Положение бьющей руки в замахе должно быть следующее: кисть над плечевым суставом выше головы, локоть выше плеча.

9. Левая рука в момент замаха занимает положение противовеса: не ниже головы, напротив левого плечевого сустава.

 10. Удар начинается с движения плеча вперед.

11. Руку при ударе выпрямляют в локтевом суставе.

 12. Удар по мячу наносят в высшей точке напряженной ладонью, кисть принимает форму сферы, пальцы вместе, большой отведен в сторону.

13. После удара корпус сгибается вперед, подчиняясь направлению удара.

14. Бьющая рука показывает направление вылета мяча или опускается вниз.

Методика обучения

Обучение технике выполнения нападающего удара начинается с правильной постановки ног. Сначала нужно определить, какая нога у ученика толчковая. Обычно это та нога, которой ему удобно отталкиваться. На самом деле возможности обеих ног одинаковы. В основном выбор той или иной ноги – дело привычки. Как правило, игроки, у которых более ловкая рука – правая, чаще отталкиваются левой ногой. Для выработки умения определять время начала разбега и его направление необходима постоянная тренировка. Надо стараться определять время и место выхода на мяч в тот момент, когда он только оторвался от рук пасующего. Некоторые игроки, прежде чем сделать первый шаг, наблюдая за пасующим, переминаются на месте – это не ошибка. Главное – не пойти вперед преждевременно и не опоздать с разбегом. В напрыгивании перед прыжком вперед посылают правую ногу, если нападающий удар будет выполняться правой рукой. К моменту постановки ног руки, естественно, круговым движением «тянут» тело вверх. Иногда рекомендуют ставить ноги перед толчком на пятки. Это неверно. Ноги ставят так: вначале правая – на внешний свод стопы, а левая – на всю стопу. Обе ноги как бы упираются в пол, а для этого необходима наибольшая площадь опоры. Чем больше скорость разбега, тем нужен больший вынос ног вперед, большее опережение постановки правой ноги и общий поворот вправо. Погасив инерцию напрыгивания и разбега, игрок быстро отталкивается ногами. Энергичный замах рукой и отведение плеча способствуют повороту туловища вправо. В напрыгивании надо соблюдать разумную меру в определении высоты прыжка, помня, что это лишь средство для выполнения удара, а не самоцель.

Обучение разбегу:

1. Прыжок на месте со взмахом рук.

2. Напрыгивание с одного шага и прыжок с отведением и взмахом рук.

3. Разбег с одного-двух шагов, имитация верхней передачи в прыжке.

4. Разбег с одного-двух шагов, верхняя передача мяча в держателе или с поддержкой партнера.

 5. Разбег с одного-двух шагов, верхняя передача мяча в прыжке: – в стену или через сетку; – с низкого подбрасывания в «темп»; – с высокого подбрасывания партнера; – с низкого подбрасывания партнера.

Обучение ударному движению:

1. Правая рука в положении замаха, левая впереди на уровне лица. Смена рук с поворотом корпуса вокруг вертикальной оси.

2. Взмах руками и постановка руки в замах: – на месте; – в прыжке.

3. Из положения замаха – нападающий удар: – по тыльной стороне кисти выставленной вперед-вверх левой руки; – по мячу в левой руке; – без мяча с опусканием руки; – в пол, в стену с руки; – в пол, в стену после подбрасывания.

Обучение нападающему удару в целом:

1. Нападающий удар с одного-двух шагов разбега по мячу в держателе или удерживаемому партнером: – в пол; – через сетку.

2. Имитация нападающего удара в прыжке с одного-двух шагов разбега.

3. Нападающий удар по мячу: – с низкого набрасывания партнера в «темп»; – с высокого набрасывания партнером; – с собственного набрасывания.

 4. Нападающий удар с подачи учителя или партнера.

Возможные ошибки…

В разбеге:

 – недостаточная длина или низкая скорость разбега;

– размахивание руками или их скрещивание при разбеге.

В подготовительной фазе:

– отсутствие вращения рук, высокое вращение рук или вращение прямых рук;

 – напрыгивание на две ноги происходит одновременно или на носки;

 – слабая остановка правой ногой или левая нога приставлена слишком поздно;

– вялое или слишком высокое напрыгивание;

 – слишком высокий прыжок или выполненный в неполную силу;

 – прыжок не сопровождается движением рук или слишком медленный мах руками;

 – рука не зафиксирована в замахе или «завалена» влево;

– слишком низкое расположение предплечья или локтя;

 – кисть не закреплена при замахе или развернута;

– пальцы разведены или не отведен большой палец.

 В рабочей фазе:

– при ударе локоть не выставлен вверх или согнута рука;

 – слабая работа предплечья или кисти;

– после удара рука отведена слишком далеко назад или влево;

– слишком медленное движение руки при ударе;

– удар выполнен слишком поздно или слишком резко направлен вниз;

– удар выполнен при недостаточно высоком прыжке;

 – нападающий удар выполнен не по плану или без учета игровой обстановки.

В завершающей фазе:

– локоть бьющей руки опускается быстрее кисти;

– приземление выполнено на одну ногу или очень жесткое;

– игрок не готов к следующим действиям.

 …и работа над их устранением

1. Прыжок в длину с места с последующим ускорением к сетке – 5 повторений.

2. Передачи набивных мячей в тройках: два игрока по очереди из положения лежа на спине передают мяч третьему, который принимает мяч в движении и возвращает обратно. Партнеры меняются ролями через 10 передач.

3. В зоне 6 игрок в прыжке выполняет бросок через сетку и следом в зоне 1 – напрыгивание в упор присев на гимнастического козла. Страховка обязательна. Выполнить 5 повторений.

4. Учащиеся делятся на пары, встают друг напротив друга и повторяют технику всех элементов прыжка: от отведения рук назад до завершающего напрыгивания и приземления– 3–5 мин.

5. Выполнить напрыгивание перед партнером, удерживающим мяч на вытянутой вверх руке.

6. Упражнение в парах. Удары прямой рукой по мячу в партнера с постоянным увеличением силы.

7. Из зоны 4 игрок наносит по 5 ударов в зоны 5–6–1, в которых его партнер, передвигаясь от зоны к зоне, их принимает.

8. Удары по неподвижному мячу. Игрок с другой стороны сетки ставит блок.

9. Игрок у сетки выполняет передачу для нападения в зону 3 или 2 и сразу после этого нападающий удар по неподвижному мячу.

Перейти к содержимому

Ошибки и нарушения в волейболе

Разобьем эту статью на два подзаголовка: ошибки при выполнении технических элементов и непосредственно нарушения волейбольных правил. Итак:

Нарушения волейбольных правил


  • Запрещено касание сетки — самое распространенное нарушение, вызванное неправильной техникой безопасности игроков. Важно соблюдать это правило не только, чтобы выигрывать и не терять очки, но и во избежание травмоопасных ситуаций на площадке. В игровом пылу можно влететь друг в друга и сильно покалечиться.
  • Запрещено касание антенн над сеткой игроком и мячом.
  • Запрещен заступ на площадку противника. Так же, как и первый пункт, соблюдение этого правила сбережет от случайный игровых травм.
  • Запрещен подброс мяча при подаче, находясь на площадке (в пределах лицевой линии).
  • Некультурное и оскорбительное поведение также не поощряется.
  • Игроки задней линии не могут атаковать в прыжке с передней линии. Но если прыжок произошел за трехметровой линией, то нарушением это не считается. Приземляться можно как за трехметровой после прыжка, так и уже в пределах площадки.
  • Запрещен блок паса.
  • Запрещено касаться мяча, когда он находится на стороне поля противника. Это частая ошибка блокирующего.
  • Запрещена задержка мяча. Движение должно быть жестким и мгновенным.
  • Хоть касание мяча на одной стороне площадки разрешено не более трех раз, однако при отскоке мяча от блока, блок за касание не считается. И в таком случае разрешено 4 касания (3 стандартных + 1 касание блока).

Распространенные ошибки


Ошибки техники нападающего удара

  • Запаздывание при набеге на мяч. Из-за чего удар происходит несвоевременно или вообще не происходит. Такой удар чаще всего приходится в сетку или в аут. Это очень распространенная ошибка, главной причиной которой является неумение игрока поймать нужный момент для удара. Иногда запаздывание происходит из-за плохого паса связующего. Лечится только регулярной практикой.
  • Слишком быстрый набег. Когда игроку говорят, что он движется к мячу слишком медленно, он начинает ускоряться и прибегать под мяч на этот раз слишком рано. Ошибка также связана с неумение поймать момент удара.
  • Бьющий забегает под мяч. Тоже одна из самых популярных ошибок. При разбеге создается иллюзия повышенного контроля, если забежать прямо под мяч. Но это не так. Забегая под мяч, мы теряем простор для удара и контроль над мячом. Как правило, такие удары полностью непредсказуемы: может получиться неплохо, а может выйти сетка, аут или вообще промах по мячу. Чтобы избегать этой ошибки, тренируйтесь чеканить мяч об стену: контролируйте его так, чтобы он находился на расстоянии вытянутой прицеливающейся руки.
  • Бьющая рука согнута. Ошибка часто возникает из-за несвоевременного забега. Атакующий поздно начинает движение к мячу и успевает ударить по нему только согнутой рукой.
  • Удар приходится не по центру мяча ладонью, а пальцами, ребром или неполной частью ладони. Также тренируйтесь бить мяч об стену, тренируйтесь, стоя в паре с другим игроком.
  • Удар слишком «зажатый» и происходит не «хлыстом», а скорее «веслом». У таких игроков не развита гибкость.
  • Не согнутая кисть в момент удара. Игрок забывает согнуть кисть под нужным углом и проконтролировать направление мяча пальцами. Такой мяч часто улетает в аут.
  • Небрежность к правильной работе рук и ног. Ошибка, связанная с плохой гибкостью игрока. Ноги разлетаются в стороны, уменьшая высоту прыжка. Руки двигаются непредсказуемо, от чего теряется контроль над мячом.
  • Выключение после удара. После нанесения атакующего удара, игрок часто расслабляется, но волейбол — одна из самых быстр спортивных игр. Нападающему могут поставить удачный блок или принять мяч и быстро перебросить обратно. Нужно постоянно оставаться в игре и быть готовым ко всему, пока не прозвучит свисток судьи.

Ошибки нижнего приема

  • Прием мяча не на нижнюю часть предплечий, а на кисти и костяшки рук.
  • Встречное движение на мяч, отчего полет мяча непредсказуем.
  • Отсутствие работы ногами — при приеме они должны быть полусогнуты, а при контакте с мячом чуть распрямляться, задавая направление мячу.
  • Неплотно прилегающие друг к другу руки.

Распространенные ошибки верхнего приема

  • Прием и отработка мяча ладонями, а не пальцами.
  • Сведенные вместе пальцы. Хотя они должны быть разведены максимально широко друг от друга, чтобы полностью охватывать мяч.
  • Отсутствие работы ногами.
  • Прием на расслабленные кисти и пальцы. Такой мяч может выскользнуть из рук или же произойдет неудачный пас.
  • Опаздывание — игрок задерживается и не успевает ровно прибежать под мяч.
  • Пас не ото лба, а от груди — очень распространенная ошибка. Такой мяч крайне сложно контролировать, т.к. теряется работа пальцев, кистей и ног. Старайтесь принимать мяч ВСЕГДА НАД головой!
  • Игрока не разгибает локти, не выпрямляет корпус корпус при передаче.
  • Неправильная форма ковша — большие пальцы выставлены навстречу мячу.
  • Локти и предплечья расположены параллельно друг другу.
  • Неправильная стойка

    Неправильная стойка
  • Отсутствие должного зрительного контроля за мячом.

Распространенные ошибки блока

  • Блокирующий тянется ближе к мячу, что приводит к касанию сетки.
  • Слишком широко разведенные руки, что создает брешь в защите:
  • неправильный блок

    Неправильный блок
  • Блокирующий забывает разводить руки перед прыжком, отчего помогающие 2-й и 4-й номера на блоке влетают в блокирующего. Очень травмоопасная ошибка!
  • Блокирующий разбрасывает ноги в разные стороны. Что приводит к заступу на площадку противника и травмам как для блокирующего, так и для располагающихся рядом игроков.
  • Кисти на блоке расслаблены. Такой блок слаб и неэффективен против сильного нападающего удара.
  • Руки выносятся слишком далеко от сетки, что позволяет атакующему «загнать мяч под кожу» — между блоком и сеткой.
  • Неудачное время прыжка. Слишком ранний или поздний блок.
  • Плохой разворот предплечий и кистей рук:

плохой разворот предплечий

Кроссовки для волейбола


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки при нанесении гель лака кошачий глаз
  • Ошибки при нанесении штукатурки короед
  • Ошибки при надевании противогаза снижающие оценку до неудовлетворительно
  • Ошибки при намотке трансформатора
  • Ошибки при нанесении термопасты