Ошибки при нанесении размеров

Обновлено: 10.04.2023

2 Цели урока: Формирование и закрепление знаний, умений и навыков учащихся по правилам нанесения размеров с учетом формы предмета по ГОСТу. Формирование и закрепление знаний, умений и навыков учащихся по правилам нанесения размеров с учетом формы предмета по ГОСТу. Познакомить учащихся с особенностями технологического процесса изготовления детали типа вал. Познакомить учащихся с особенностями технологического процесса изготовления детали типа вал. Воспитание графической культуры, внимательности и аккуратности при выполнении заданий. Воспитание графической культуры, внимательности и аккуратности при выполнении заданий. Развитие логического мышления и пространственного представления, навыков самоконтроля. Развитие логического мышления и пространственного представления, навыков самоконтроля. Развитие задатков и способностей детей к профессиям технологического цикла. Развитие задатков и способностей детей к профессиям технологического цикла.

3 Ход урока. Найдите ошибки допущенные при нанесении размеров

4 Нанесение размеров по ГОСТу

5 При нанесении размеров необходимо учитывать особенности изготовления, характер работы каждого элемента. Размеры наносят так, чтобы при изготовлении детали не приходилось выяснять что-либо путем подсчетов.

6 Сравните чертежи на таблице 2

7 Модели деталей с пазом и выступом Простановка размера паза более технологична

8 Помимо размеров конструктивных элементов и габаритных, следует наносить координирующие размеры – размеры, которые определяют взаимное положение частей предмета.

9 Последовательность нанесения размеров А – размеры конструктивных элементов; Б – координирующие размеры; В – габаритные размеры.

10 Размеры необходимо наносить с учетом формы предмета

11 На каком чертеже учтены все факторы нанесения размеров ?

12 Нанесение размеров с учетом технологии обработки детали Заготовка — 220× Ø 104 Обработка заготовки до габаритного размера – Ø 100 Обработку на длину 175 мм до Ø 70мм Обработка последней ступени детали до Ø 50 мм на длину 80 мм и снятие фаски 2×45º

14 Вывод: При нанесении размеров необходимо знать правила нанесения размеров по ГОСТу, учитывать геометрическую форму предмета и технологию обработки детали.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Нанесение размеров с учетом формы предмета

Научить школьников правильно наносить размеры

Развивать пространственное мышление, умения работать чертёжными инструментами.

Воспитывать аккуратность при выполнении графических построений.

Методы : Беседа, объяснение, демонстрация, самостоятельная работа.

Оборудовани е: Учебник ,инструменты, карточки – задания.

Тип урока : Комбинированный.

Орг. момент . Приветствие. Знакомство уч – ся с темой и планом проведения урока, мотивация предстоящей деятельности, ( желательно чтобы цели своей деятельности на уроке поставили сами дети, человека два – три достаточно) Запись темы в рабочую тетрадь

Проверка Д/З (Визуально у всех) Общие ошибки вынести на доску.

Провести краткий обзор – опрос учебного материала пройденного на прошлом уроке

Новый материал

Основные правила нанесения размеров вам уже известны. Рас­ смотрим теперь на примере чертежа предмета — опоры (рис. 116) некоторые дополнительные сведения о нанесении размеров.

hello_html_m28bc0ef6.jpg

Как определить, какие размеры и где необходимо нанести на чертеже предмета? Узнать это нам поможет анализ формы пред­ мета (см. 11). Предмет, изображенный на рисунке 116, а, можно мысленно разделить на параллелепипед с кубическим отверстием и цилиндр

(рис. 116, б). Их размеры и наносят на чертеже: для параллелепи­педа и кубического отверстия — длину, ширину и высоту; для цилиндра — диаметр основания и высоту.

Теперь размеры каждой части указаны. Но достаточно ли их для изготовления предмета? Нет. Необходимо еще нанести размеры, определяющие взаимное положение частей предмета, т. е. координирующие размеры: 16, 18, 5 и б мм.

Размеры 16 и 18 мм определяют положение цилиндра относи­ тельно параллелепипеда, являющегося основанием предмета. Раз­ меры 5 и 6 мм определяют положение куба относительно парал­ лелепипеда.

Заметьте, что размеры, определяющие высоту цилиндра и ку­бического отверстия, в данном случае наносить не нужно. Высота цилиндра определяется как разность между общей высотой пред­ мета (36 мм) и толщиной параллелепипеда (14 мм) и равна 22 мм. Высота кубического отверстия определяется высотой основания, т. е. она равна 14 мм.

Каждый размер на чертеже указывают только один раз. На­ пример, если на главном виде (рис. 116, а) нанесен размер ос­нования цилиндра 0 20, то на виде сверху его наносить не надо В то же время чертеж должен содержать все размеры, необхо­ димые для изготовления предмета. Очень часто школьники забы­ вают нанести такие размеры, как 16, 18, 5 и 6 мм, без которых невозможно определить на чертеже взаимное положение частей предмета.

На чертежах обязательно наносят габаритные размеры. Га­ баритными называют размеры, определяющие предельные (наи­ большие и наименьшие) величины внешних (и внутренних) очер­ таний изделий. На рисунке 116 это размеры 67, 32, 36.

Вы знаете, что при нанесении размеров меньшие размеры располагают ближе к изображению, а большие— дальше. Так, размер 14 на главном виде (рис. 116, а) находится ближе к изоб­ражению, а 36 — дальше. Благодаря соблюдению этого правила удается избежать лишних пересечений размерных и выносных линий.

Таким образом, габаритные размеры, которые всегда больше других, располагают дальше от изображения, чем остальные. Без габаритных размеров чертеж не закончен.

На рисунке 117, а и б приведены два примера нанесения раз­меров детали типа вал. В первом случае правильное, во втором — неудачное, с ошибками. Ошибки выделены синим цветом.

Размеры надо наносить так, чтобы удобно было читать чертеж и при изготовлении детали не выяснять что-либо путем подсчетов. На первом чертеже (рис. 117, а) длина детали—100 мм — видна сразу. На втором (рис. 117, б) — ее надо подсчитывать.

Размеры, определяющие длину цилиндров — составных частей детали, в первом случае нанесены с учетом изготовления детали. Как вы эту деталь будете изготавливать в мастерских? Сначала проточите цилиндр 0 40 мм на длину 45 мм, а затем 0 20 мм на длину 25 мм. То же с другой стороны. Во втором случае это при нанесении размеров не учтено.

Размеры наносят, как правило, вне контура изображения и так, чтобы размерные линии по возможности не пересекались между собой. Цифры пишут над размерными линиями, тогда чертеж удобно читать. На рисунке 117, б это не везде выдержано. Размеры 0 30, 0 40, 0 20 (справа) расположены внутри контура изобра­жения. Размеры 020 нанесены под размерной линией. Размер 050 вынесен далеко вправо, что привело к пересечению многих выносных линий и осложнило понимание чертежа. В данном слу­ чае его удобней нанести, как на рисунке 117, а.

Тема: Нанесение размеров на основе анализа формы детали.

Цель: Научить детей наносить размеры на чертеже на основе анализа формы предмета, технологии его изготовления и удобства чтения чертежа.

• Закрепить умение анализировать геометрическую форму детали по
чертежу, последовательность выполнения чертежа.

  • Дать представление о технологии изготовления изделий.
    » Научить рационально наносить размеры на чертеже.
  • Развивать пространственное воображение детей.

1. Организационная часть:

  • проверка состава учащихся;
  • проверка готовности детей к уроку.

2. Повторение изученного материала и его закрепление

— Провести анализ формы плоской детали (д/з). Из изображенных на
доске фигур оставить названные, а остальные стереть.

Оценить работу ученика

— нанести размеры геометрических фигур.

— Как же предоставить размеры на чертеже детали?

Для этого необходимо нанести на чертеж размеры отдельных геометрических фигур (показать указкой).

— Нанесите размеры на ваш домашний чертеж.
Один ученик работает у доски. Текущий инструктаж.
Оценить работу ученика, проверить работы учащихся.

3. Переход к изучению нового материала.

Что же мы сделали? Для того, чтобы проставить размеры на чертеже, мы нанесли размеры отдельных элементов детали. А что для этого провели? Анализ геометрической формы. Тем самым мы видим, что анализ геометрической формы помогает не только понять форму детали, но и нанести размеры на ее чертеже. Вот с этим и будет связана тема сегодняшнего урока.

  • Записываем в тетрадь сегодняшнее число и тему урока (дописать на
    доске тему).
  • Для начала проанализируем и дополним недостающими линиями
    чертеж группы геометрических тел. Кто желает выполнить работу на
    доске?

Оценить работу ученика.

  • А теперь проведем анализ формы детали по ее чертежу.
  • Открыть рисунки названных геометрических тел с нанесенными на
    них размерами (исп. разные цвета).
  • Вы эти тела имели в виду?
  • Как теперь нанести размеры на чертеж детали?

Попробуем это сделать, но вспомните, размеры каких элементов указывают раньше и почему.

— Значит, в начале наношу размеры отверстия. Но этого мало.

Какие размеры здесь еще необходимо нанести? Нужно скоординировать положение этого элемента относительно других (нанести 2 размера). Поэтому и нужны эти размеры и называются они координирующими.

— Продолжим. Наношу размеры цилиндрического выступа.

— Координирующие размеры проставлять от края или от центра
цилиндра?

И наношу размеры основания.

Кроме того вы должны знать, что на чертеже обязательно должны быть

нанесены габаритные размеры. Сделаем это. Высота. Длина .

получается повтор размера. Нужно ли наносить этот размер? А ширину

детали указывать? Так может быть здесь есть еще лишние размеры?

Чтобы не заниматься такой работой, необходимо сразу представлять те

размеры, которые необходимо нанести на чертеже.

— Теперь поработаем с учебником. Откройте стр. 94 рис. 117. В
учебнике уже отмечено, что размеры на втором рисунке нанесены
неверно, давайте выясним, почему.

— (Выслушав ответы) А давайте допустим, что требования стандарта по
нанесению размеров здесь учли и указанные вами ошибки исправили.
Тогда получается хороший чертеж. Ведь так? Не совсем так. Кто в
конце концов будет пользоваться чертежом? Рабочий! Чертеж должен
легко читаться рабочим. Ему важно изготовить изделие, получив по
чертежу полные данные, он не должен заниматься дополнительными
подсчетами, иначе он потеряет время и может допустить ошибку.

А для того, чтобы чертеж соответствовал этому условию, мало нанести размеры с учетом формы детали, необходимо учитывать технологию ее изготовления.

  • Сейчас я, для примера, продемонстрирую вам, как на токарном станке
    изготавливаются тела вращения, т.е. предметы, имеющие
    цилиндрические, конические и другие подобные поверхности.
  • Объяснение по плакату.

5. Самостоятельная работа учащихся.

  • Тогда приступим к самостоятельной практической работе.
  • Задание: По наглядному изображению выполнить чертеж детали и нанести
    на нем размеры. Работу выполните в тетради на чистой странице в М1:1.
    Ваш чертеж должен содержать два вида. (Те, кто раньше других выполнит
    это задание, перечертите в тетрадь эту таблицу и заполните ее, вписав в
    пустые ячейки необходимые размеры). Приступаем к работе.
  • Текущий инструктаж.

6. Окончание занятия и подведение итогов.

(За 3 минуты до звонка) Заканчиваем работу и подведем итог сегодняшнего урока.

— Мы закрепили умение анализировать форму детали. (Отметить отд.
учащихся, объявить оценки). А также мы поняли, что для того, чтобы
чертеж был качественным, необходимо наносить на него размеры и с
учетом. и с учетом .

  • судя по тому, как вы выполняли самостоятельную работу, вы . усвоили
    это.
  • Посоветую.
  • А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание: §14, рис.194
    (а)/(в)М2:1

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока ИЗО в 6 классе «Основы языка изображения»

Обобщающий урок- игра «Основы языка изображения» проводится в виде конкурса знатоков изобразительного искусства. Конкурс в несколько туров: теоретический, «Арт-лото», «Разгадай филворд», «Какая спрята.

План-конспект урока музыки «Формирование дыхания как основы резонансного пения».

План-конспект урока музыки «Формирование дыхания как основы резонансного пения».

план-конспект урока «О стихотворных размерах»

В 6 классе продолжаем работу над формированием понятия «стихотворный размер»: на смену ямбу и хорею» приходят» дактиль, анапест, амфибрахий . В этой непростой для шестиклассников ситуации на помощь пр.

План-конспект урока «Создание геометрических композиций из готовых мозаичных форм» УМК Н.В.Макаровой

Цель урока:• закрепить у учащихся умение и навыки конструирования и моделирования в среде графического редактора.

План-конспект урока в 6 классе по теме «Школьная форма»

План конспект урока по обществознанию «Конституция РФ.Основы конституционного строя РФ» 9 класс.

План конспект урока может использоваться в курсе «Обществознания» 9 класс, в рамках темы «Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ». Материал позволяет сформировать представл.

План-конспект урока «Солнечная система. Размеры Солнечной системы. Солнце. Природа тел Солнечной системы».

План-конспект урока «Солнечная система. Размеры Солнечной системы. Солнце. Природа тел Солнечной системы».

Каждый размер на чертеже указывают только один раз. В то же время чертеж должен содержать все размеры, необхо­димые для изготовления предмета.

На чертежах обязательно наносят габаритные размеры . Га­баритными называют размеры, определяющие предельные (наи­большие и наименьшие) величины внешних (и внутренних) очер­таний изделий.

Таким образом, габаритные размеры, которые всегда больше других, располагают дальше от изображения, чем остальные. Без габаритных размеров чертеж не закончен.

Размеры надо наносить так, чтобы удобно было читать чертеж и при изготовлении детали не выяснять что-либо путем подсчетов.

Размеры наносят, как правило, вне контура изображения и так, чтобы размерные линии по возможности не пересекались между собой. Цифры пишут над размерными линиями и с левой стороны размерных линий, тогда чертеж удобно читать.

Осевая (штрихпунктирная) линия должна выходить за контур изображения примерно на 3 мм и не пересекать размерное число.

Читайте также:

  • Он живой и светится конспект
  • Конспект совместного праздника для родителей с детьми день матери
  • Виды профессиональной деятельности конспект
  • Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека 8 класс конспект
  • План конспект урока игольница

План открытого урока

по дисциплине «Инженерная графика»

Тема урока: Основные правила нанесения размеров на чертежах

Комплексная цель урока:

·        Образовательная:

              — освоить основные правила нанесения размеров на чертежах;

             — закрепить навыки и умения нанесения размеров на чертежах.

·        Развивающая:

 — развитие способностей к конструкторской технологической деятельности;

— развитие технического мышления;
— развитие пространственных представлений, творческих способностей.

·        Воспитательная:

 — воспитывать интерес к изучаемой профессии;

— формирование сознательного отношения к изучаемому материалу;
— воспитывать такие качеств личности, как дисциплина, самостоятельность, трудолюбие;

— формирование навыков самостоятельной работы.

 Тип урока:     комбинированный урок

  Средства обучения:

     — персональный компьютер;

   —  мультимедийный проектор;

   —  плакаты.

 Методы обучения:

 — Объяснительно-иллюстративный.

—  Репродуктивный.

—  Частично-поисковый.

 Учебно-наглядные пособия:

 — раздаточный материал

 Учебная литература:

1.      Инженерная графика. А.М.Бродский. СПО — М:  Изд. центр «Академия», 2013

2.      Боголюбов С. К. Индивидуальные задания по курсу черчения / С. К. Боголюбов. – М.: Высшая школа, 1994. – 368 с.

1       Организационный момент                                                             (1 мин)

Приветствие группы.

Проверка присутствия студентов, отметка отсутствующих. 

Проверка готовности студентов к уроку. 

2       Сообщение темы урока:                                                                   (2 мин)

» Основные правила нанесения размеров на чертежах «

Постановка цели урока:  (слайд  2)

·        Сформировать знания о видах размеров, о правилах, приёмах и методах нанесения размеров;

·        Сформировать опыт самостоятельного преодоления познавательных затруднений на основе рефлексивного метода;

·        Тренировать умение анализировать, сравнивать и рассуждать, умения оценивать свою деятельность, коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения, аргументировать её, работать в паре, группе.

      3    Актуализация знаний и фиксация затруднения

              (7 мин)

— Сегодня на уроке мы познакомимся с таким  понятием как размер предмета. Для чего чертежи должны содержать размеры?

 (Слушаются варианты ответов).

— Правильно, по размерам можно судить о величине изображённого предмета и его частей. До тех пор пока размеры не определены, чертеж мало понятен и не может быть документом, по которому изготавливается деталь.     Предлагаю пробное задание. (cлайд 3)

-Сможете ли вы, глядя на чертёж, определить размеры детали?

-Сможете ли самостоятельно проставить размеры? Затрудняетесь?

 Выявление причин затруднения.

-Значит, что вы не знаете, чтобы выполнить это задание? (Правила нанесения размеров на чертеже)

 Построение проекта выхода из затруднения

-Значит, какая ваша цель? (Узнать, как правильно нужно наносить размеры детали на чертеже).  Размеров на чертеже должно быть столько, чтобы ни один элемент объекта не остался без размера и чтобы ни один размер не повторился. И в то же время нужно стараться не нарушать чертеж при простановке размеров.

В целом простановка размеров является достаточно сложным и трудоемким техническим и творческим процессом, и каждый новый чертеж требует своего особого подхода к решению этих задач.

      4    Изучение нового материала                                                           (15 мин)

Для определения величины изображенного изделия или какой-либо его части по чертежу, на нем проставляются размеры.

Размеры на чертежах проставляются по правилам, установленным

 ГОСТ 2.307 — 68. 

Размеры бывают линейные:

— длина, ширина, высо­та, величина диаметра, радиуса, дуги

и угловые: — раз­меры углов.

Линейные размеры указывают на чертеже в милли­метрах, единицу измерения на чертеже не указывают.    (слайд 5,7)

 Размеры на чертежах указывают размерными чи­слами и размерными линиями.

          Размерные числа должны соответствовать действительным размерам изображаемого предмета, независимо от того, в каком масштабе и с какой точностью выполнен чертеж.

Стрелки, ограничивающие размерные линии, должны упираться острием в соответствующие линии контура или в выносные и осевые линии. Выносные линии должны выходить за концы стрелок размерной линии на 1…5 мм.

Величина стрелки выбирается в зависимости от тол­щины  линий видимого контура и должна быть одина­кова для всех размерных линий чертежа. Форма стрелки и примерное соотношение ее элементов пока­заны на слайде 8.

         Размерные и выносные линии вы­полняют сплошными тонкими линиями.

В пределах од­ного чертежа размерные числа выполняют цифрами одного шрифта (чаще применяют шрифт размером 3,5). Размерные числа ставят над размерной линией, параллельно ей и возможно ближе к середине.

Минимальное расстояние между параллельными размерными линиями должно быть 7 мм, а между раз­мерной линией и линией контура — 10 мм.

Необходимо избегать пересечения размерных и вы­носных линий.

         При нанесении нескольких параллельных размерных линий на небольшом рассто­янии друг от друга размерные числа над ними рекомен­дуется располагать в шахматном порядке. (слайд 7)

          Перед размерным числом диаметра ставят знак ø, высота которого равна высоте цифр раз­мерных чисел. Знак представляет собой окружность, пересеченную косой чертой под углом 45° к размерной линии.

Размеры квадрата наносят, как показано на слайде 12. Высота знака «?»должна быть равна высоте раз­мерных чисел на чертеже (ГОСТ 2.307—68).

При указании радиуса пользуются знаком R .

          Угловые размеры наносят так, как показано на слайде 15.

Для указания размера угла размерная линия про­водится в виде дуги с центром в его вершине, а вынос­ные линии — радиально. В зоне, расположенной выше горизонтальной осевой линии, размерные числа поме­щают над размерными линиями со стороны их выпу­клости; в зоне, расположенной ниже горизонтальной осевой линии, — со стороны вогнутости размерных ли­ний.

          Если недостаточно места для нанесения стрелок или размерного числа над размерной линией, то размеры диаметров наносят, как показано на слайде 10.

          При нанесении размеров необходимо соблюдать определенную последовательность, которая показана на слайде 18.

А – размеры конструктивных элементов;

Рассмотрим чертеж 2. Данная деталь имеет конструктивный элемент – паз. Чтобы выполнить этот паз, необходимо знать его размеры, которые обозначены буквой А.  Размеры конструктивных элементов наносим в первую очередь.

Далее наносим координирующие размеры.

Б – координирующие размеры;

Координирующие размеры необходимы для уточнения места расположения паза, которые обозначены буквой Б (посмотрите на чертеж 2 и чертеж 3).

Заканчиваем нанесение размеров габаритными размерами.

В – габаритные размеры.

На чертеже 3 показаны габаритные размеры (длина, ширина, высота), обозначенные буквой В.

5     Закрепление изученного материала                                                 (15 мин)

Для закрепления изученного материала выполним несколько   заданий

 (Первичное закрепление 5 мин)

Группе предлагается найти ошибки на чертеже.   (слайды 20-22)

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону(10 мин)

Слайд 23. Учащимися раздаются карточки по вариантам. Нанесите размеры.

-Время вышло, проверьте качество выполнения самостоятельной работы. На экране- эталон для самопроверки. После выполнения работы, учащиеся проверяют работу по эталону для самопроверки, определяют причину ошибки, исправляют их.

6   Подведение итогов урока                                                                     (3 мин)

Сегодня на занятии мы с вами изучили правила простановки размеров на чертежах

Рефлексия учебной деятельности

Подводя итоги урока, учитель обсуждает и анализирует с учащимися содержание осуществлённой учебной деятельности. Далее предлагаются возможные вопросы и  темы для обсуждения:

?        Что нового вы сегодня узнали?

?        Какое затруднение вы испытали на уроке? Что вы сделали, чтоб его преодолеть?

?        Проанализируйте, что на сегодняшнем уроке было для вас самым трудным?

?        В чём для вас практическая польза знаний, которые вы «добыли» сегодня на уроке

7     Домашнее задание                                                                         (2 мин)

Повторить материал по правилам нанесения размеров (учебник А.М.Бродский стр. 134-150)

Проставить размеры на чертеже детали 2, представленной на ваших карточках – заданиях.

Презентация на тему «Основные правила нанесения размеров на чертежах»

  • Скачать презентацию (2.3 Мб)


  • 123 загрузки

  • 5.0 оценка

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Комментарии

Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация powerpoint на тему «Основные правила нанесения размеров на чертежах». Содержит 25 слайдов. Скачать файл 2.3 Мб. Самая большая база качественных презентаций. Смотрите онлайн с анимацией или скачивайте на компьютер. Средняя оценка: 5.0 балла из 5.

  • Формат

    pptx (powerpoint)

  • Количество слайдов

    25

  • Слова

  • Конспект

    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Основные правила нанесения размеров на чертежах

    Слайд 1

    Техника и принципы нанесения размеров
    Тема урока:

  • Слайд 2

    Цель урока

    Сформировать знания о видах размеров,
    о правилах, приёмах и методах нанесения размеров;
    Сформировать опыт самостоятельного
    преодоления познавательных затруднений;
    Тренировать умение анализировать, сравнивать и рассуждать, умения оценивать свою деятельность, коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения, аргументировать её, работать в паре, группе.

  • Слайд 3

    Для определения величины изображенного изделия или какой- либо его части по чертежу на нем проставляются размеры. Правила нанесения размеров устанавливают стандарты ЕСКД

    Что не хватает для изготовления детали.
    Добавьте необходимую информацию
    Для показа правильного решения в окне «выделить» выберите область выделения и щелкните внутри квадратов

  • Слайд 4

    Найдите ошибки
    допущенные
    при нанесении
    размеров

  • Слайд 5

    Нанесение размеров
    по ГОСТу

  • Слайд 6

    Размеры
    линейные
    угловые

    Длина, ширина, толщина, высота,
    диаметр или радиус измеряемой части изделия, мм
    Величина угла
    ° град
    ′ мин
    ″ сек

  • Слайд 7

    Линейные

    высота
    длина

    диаметр

    Угловые размеры, которые характеризуют величину угла.

    радиус

  • Слайд 8

    РАЗМЕРНЫЕ ЧИСЛА И РАЗМЕРНЫЕ ЛИНИИ

    Выносная линия

    10

    Размерная линия

    1…5
    45

    Размерное число

  • Слайд 9

    РАЗМЕРНЫЕ ЛИНИИ ПАРАЛЛЕЛЬНЫ ДРУГ ДРУГУ

    7 мм.
    2 отв. Ø16
    Если на чертеже несколько размерных линий, параллельных друг другу, то ближе к изображению наносят меньший размер.

  • Слайд 10

    При наличии нескольких изображений все размеры,
    относящиеся к одному конструктивному элементу,
    рекомендуетсягруппировать в одном месте,
    и располагать их на том изображении, накотором
    геометрическая форма данного элемента
    показана наиболее полно

  • Слайд 11

    При недостатке места для стрелок на размерных линиях, расположенных цепочкой, стрелки допускается заменять засечками, наносимыми под углом 450 к размерным линиям, или четко наносимыми точками.
    или
    При недостатке места для стрелки из-за близко расположенной контурной или выносной линии последние допускается прерывать.

  • Слайд 12

    Нанесение размеров радиусов дуг

    Нанесение размеров
    углов:

    Нанесение размеров диаметров окружностей:

  • Слайд 13

    Соразмерность знаков,
    букв и размерных чисел:

    S-толщина детали

  • Слайд 14

    РАСПОЛОЖЕНИЕ РАЗМЕРНЫХ ЧИСЕЛ

    Размерные числа линейных размеров при различных наклонах размерных линий располагаются так, как показано ниже:
    Если необходимо нанести размер в заштрихованной зоне, то размерное число размещается на полке линии-выноски.

  • Слайд 15

    Нанесение размеров углов

    в заштрихованной зоне угловые размерные числа наносятся на полке линии-выноски.

  • Слайд 16

    Конусность. Перед размерным числом, определяющим конусность, ставят знак ,
    который представляет собой равнобедренный треугольник с острым углом при вершине.

  • Слайд 17

    Уклон. Перед размерным числом, определяющим уклон прямой, ставят знак ,вершина которогодолжна быть направлена в сторону уклона (ската).

  • Слайд 18

    Последовательность нанесения размеровА – размеры конструктивных элементов;Б – координирующие размеры;В – габаритные размеры.

  • Слайд 19

    В каком бы масштабе не выполнялось изображение, размеры на чертеже наносят действительные, т.е. размеры при уменьшении и увеличении изображения не изменяются.

  • Слайд 20

    Найдите ошибки

    Для показа правильного решения в окне «выделить» выберите область выделения и щелкните внутри квадратов

  • Слайд 21

    На каком чертеже правильно нанесены размерные линии (на чертежах даны не все требуемые размеры). В чем ошибки остальных чертежей?

  • Слайд 22

    Самостоятельная работа по карточкамНанесение размеров(Детали плоские толщиной 5 мм)

    Вариант 1
    Вариант2

  • Слайд 23

    Проверь себя!

    Вариант 1

    Вариант2

  • Слайд 24

    Сравните чертежи в таблице 2

  • Слайд 25

    При нанесении размеров необходимо учитывать особенности изготовления, характер работы каждого элемента.

    Размеры наносят так, чтобы при изготовлении детали не приходилось выяснять что-либо путем подсчетов.

    Размеры на рабочем чертеже детали должны быть нанесены так, чтобы обеспечить наименьшую трудоемкость изготовления детали.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке

Похожие презентации

Презентация: Основные правила нанесения размеров на чертежах

Презентация: Нанесение размеров. Масштабы

Презентация: Нанесение размеров на чертежах

Презентация: Правила нанесения размеров

Презентация: Нанесение размеров. Масштабы

Презентация: Правила нанесения размеров на чертежах

Презентация: Проекционное черчение

Презентация: Создание и оформление чертежа в AutoCAD

Презентация: Конструкторская документация

Презентация: ГОСТ 2.307-2011 — «Нанесение размеров и предельных отклонений»

Спасибо, что оценили презентацию.

Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.

Добавить отзыв о сайте

Основные ошибки на чертеже и способы их исправления

Чертеж — это документ, который содержит информацию об изделии или объекте проектирования. Важно, чтобы чертеж был выполнен правильно, чтобы изделие или объект были изготовлены и установлены без проблем. Но иногда на чертеже возникают ошибки, которые могут привести к браку изделия или проблемам при установке объекта. В этой статье мы рассмотрим основные ошибки на чертеже и способы их исправления.

Ошибки в масштабе

Ошибки в масштабе могут привести к тому, что чертеж будет слишком большим или слишком маленьким. Для избежания таких ошибок необходимо сделать следующее:

  • Внимательно прочитать требования к масштабу чертежа в соответствующем стандарте.
  • Внимательно проверить масштаб чертежа перед его утверждением.

Ошибки в размерах

Ошибки в размерах могут привести к тому, что изделие будет не соответствовать требуемым размерам. Для избежания таких ошибок необходимо сделать следующее:

  • Внимательно просмотреть чертеж перед его утверждением и проверить соответствие размеров требуемым.
  • Использовать инструменты проверки размеров в программе для черчения.

Ошибки в нанесении размеров

Ошибки в нанесении размеров могут привести к тому, что изготовление изделия будет затруднено или невозможно. Для избежания таких ошибок необходимо сделать следующее:

  • Внимательно проверить, что все размеры указаны на чертеже.
  • Убедиться, что все размеры четко видны и читаемы.
  • Проверить, что размеры указаны на правильном месте.

Ошибки в нанесении текстовой информации

Ошибки в нанесении текстовой информации могут привести к тому, что некоторые важные данные будут утеряны. Для избежания таких ошибок необходимо сделать следующее:

  • Внимательно просмотреть чертеж и проверить, что все необходимые текстовые данные указаны на нем.
  • Проверить, что все текстовые данные четко видны и читаемы.

Ошибки в нанесении геометрических элементов

Ошибки в нанесении геометрических элементов могут привести к тому, что изделие не будет иметь требуемой формы и размеров. Для избежания таких ошибок необходимо сделать следующее:

  • Внимательно проверять каждый геометрический элемент на правильность нанесения и соответствие требуемым размерам.
  • Использовать инструменты контроля за геометрическими элементами в программе для черчения.

Заключение

Чертеж является важным документом для изготовления изделия или установки объекта. Ошибки на чертеже могут привести к проблемам при производстве, установке и использовании изделия или объекта. Для избежания ошибок необходимо внимательно проверять каждый элемент чертежа на правильность и соответствие требованиям. Использование инструментов контроля за геометрическими элементами и размерами в программе для черчения также может помочь избежать ошибок.

Печатать книгуПечатать книгу

  • Что показывают линейные размеры? Что обозначают угловые размеры?
  • Вы узнаете: для чего необходимо наносить размеры на чертежах деталей, каковы правила их нанесения, какие ошибки встречаются в нанесении размеров.
  • Вы научитесь: рационально наносить размеры на чертежах деталей.
Сайт: Профильное обучение
Курс: Черчение. 10 класс
Книга: § 7. Основные правила нанесения размеров
Напечатано:: Гость
Дата: Пятница, 22 Сентябрь 2023, 23:29

Оглавление

  • Вступление
  • Общие правила нанесения размеров.
  • Условности и упрощения при нанесении размеров
  • Последовательность нанесения размеров
  • Проверим знания

Вступление

Для того чтобы наиболее точно и качественно изготовить изделие или деталь, на чертеже проставляют (наносят) размеры. Нанесение размеров на чертежах является очень ответственной операцией, т. к. это существенно влияет на легкость чтения чертежа и качество выполнения изделия на производстве. Размеры на чертежах изделий наносятся по определенным правилам. Эти правила установлены стандартом ГОСТ 2.307-2011 ЕСКД. Нанесение размеров.

Размер — числовое значение линейной величины (диаметра, длины и т. п.) в выбранных единицах измерения.

Размеры бывают линейные (мм) — длина, ширина, толщина, высота, радиус, диаметр и угловые (°) — размеры углов.

Помните! Общее количество размеров на чертеже должно быть минимальным, но достаточным для изготовления и контроля изделия. 

Общие правила нанесения размеров.

Процесс нанесения размеров складывается из двух этапов: проведение выносных и размерных линий и написание размерных чисел (рис. 29). 

  • Границы измерения размера указывают выносными и размерными линиями, линиями-выносками. Линии наносят с помощью тонких сплошных линий.
  • Выносную линию наносят перпендикулярно отрезку контура изображения, размер которого измеряют (А).
  • Размерную линию проводят параллельно отрезку, размер которого определяют (Б
  • Размерная линия с обеих сторон ограничена стрелками (В) (рис. 30). 
  • Если длина размерной линии небольшая и стрелки не помещаются между выносными линиями, их наносят с внешней стороны от выносных линий (Г).
  • Выносная линия должна выходить за стрелку на 1,5—2 мм (Д).
  • Минимальное расстояние между размерной линией и измеряемым отрезком — 10 мм, между параллельными размерными линиями — 7 мм (Е). 
  • Размерные числа наносят над размерной линией ближе к середине, на расстоянии 0,5—1 мм от нее. Размер шрифта для размерного числа 5  (Ж).
  • Если на чертеже несколько параллельных размерных линий, то размерные числа наносят в шахматном порядке (З).
  • При изображении детали в одной проекции указывают ее толщину (И).
  • Величину диаметра окружности показывают размерной линией, проведенной через центр окружности. Стрелки размерной линии упираются в окружность с внутренней или наружной стороны (К). Размеры повторяющихся одинаковых окружностей наносят один раз с указанием их количества. Например, «Ø10 2 отв.» означает: 2 отверстия диаметром 10 мм.
  • Каждый предмет имеет габаритные (наибольшие) размеры — длину, высоту и ширину (толщину). Габаритные размеры всегда больше других, поэтому на чертеже их располагают дальше от изображения, чем остальные (Л).

Помните!

  • По возможности размерные линии должны располагаться вне контура изображения. Необходимо избегать пересечения размерных и выносных линий.
  • Размерные числа при вертикально расположенной размерной линии пишут слева от нее снизу вверх. Они не должны касаться размерной линии или пересекать ее.
  • Каждый размер наносится на чертеже один раз и как можно ближе к тому элементу, величину которого он определяет.
  • Линейные размеры указываются в миллиметрах без указания единицы измерения.

Условности и упрощения при нанесении размеров

Обозначение окружностей. Для обозначения окружностей пользуются специальным знаком диаметра. Он проставляется перед размерным числом.

Если необходимо указать несколько диаметров из одного центра, то размерные линии располагают по диагонали через центр окружности (а).
Также размерную линию диаметра можно показать с обрывом. При этом обрыв размерной линии делают дольше центра окружности (б).

На ваш взгляд, можно ли диаметр окружности заменить радиусом? Ответ обоснуйте.

Обозначение дуг окружностей. Для обозначения окружностей пользуются специальным знаком радиуса (R). Он наносится так же, как и диаметр, перед размерным числом. Размерную линию проводят по направлению к центру дуги и ограничивают одной стрелкой, упирающейся в дугу.

Обозначение угловых размеров. Угловые размеры указывают в градусах, минутах и секундах.  

Обозначение квадрата. Если деталь или элемент детали имеет форму квадрата, то обозначения сторон квадрата наносят следующим образом: перед размерным числом наносят знак квадрата, а на самой детали вычерчивают тонкие сплошные линии по диагонали

С помощью дополнительных источников найдите информацию о том, какие еще бывают условные обозначения, применяемые на чертежах. Подготовьте сообщение.

Детали цилиндрической формы имеют фаски — скошенные кромки стержня, бруска, отверстия. При этом указывается ширина скоса в мм. и величина угла относительно оси (рис. 31 а, б).

Последовательность нанесения размеров

1. Сначала наносятся размеры мелких элементов чертежа (выступов, окружностей и др.), затем крупных (рис. 32).
2. Завершают нанесение размеров габаритные размеры: длина, высота, ширина детали.

Определите по рисунку 32 габаритные размеры детали. Проанализируйте простановку размеров на чертеже. Сделайте вывод о необходимости соблюдения последовательности нанесения размеров.

Проверим знания

В каких единицах измерения наносят размеры на чертежах?
2. На каком расстоянии от контура детали проводят первую размерную линию? Вторую и все последующие?
3. Каким образом нанести размеры на три одинаковых отверстия?
4. Как проставляют размеры диаметра и радиуса?
5. Используя чертеж на рисунке а, расскажите о последовательности простановки размеров детали.
6. Найдите ошибки на чертеже на рисунке б. Объясните, как их исправить.

Скачать материал

Скачать материал

Рабочие листы

к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • М 1 : 1
М 1 : 2
М 2 : 1Длина предмета = 1250 мм,
           масштаб 1:10??210...

    2 слайд

    М 1 : 1
    М 1 : 2
    М 2 : 1
    Длина предмета = 1250 мм,
    масштаб 1:10
    ?
    ?
    210 х 297
    А4

  • Можно ли по чертежу , приведенному на рисунке изготовить деталь?

    4 слайд

    Можно ли по чертежу , приведенному на рисунке изготовить деталь?

  • «Основные 
сведения о нанесении
 размеров»
(ГОСТ 2.307- 67)

    5 слайд

    «Основные
    сведения о нанесении
    размеров»
    (ГОСТ 2.307- 67)

  • Линейные  Угловые    Размеры    60˚509050˚ 30́ 26˝1 ммФормы и размер стрелки1...

    7 слайд

    Линейные
    Угловые
    Размеры
    60˚
    50
    90
    50˚ 30́ 26˝
    1 мм
    Формы и размер стрелки
    10 мм

  • Осевая линия использована в качестве размерной ( Ø а).
 Размерная линия являе...

    8 слайд

    Осевая линия использована в качестве размерной ( Ø а).
    Размерная линия является продолжением контурной ( размер b).
    Стрелки размерных линий примыкают к точкам пересечений линий чертежа (размеры b и c).
    Размерные линии без второй стрелки
    Ø 30
    Ø 42
    Ø 45
    7 мм
    7 мм
    Расстояние между
    параллельными размерными линиями должно быть не менее 7мм

  • 2540607080Справочные размеры отмечаются на чертежах звездочкой (размер 86*),...

    9 слайд

    25
    40
    60
    70
    80
    Справочные размеры отмечаются на чертежах звездочкой (размер 86*), а в технических требованиях к чертежу делается надпись (* Размер для справок).
    На изображении с разрывом размерная линия не прерывается
    Размерные числа и стрелки размерной линии не допускается пересекать какими-либо линиями чертежа
    Шахматный порядок расположения размерных чисел
    Размеры, необязательные для данного чертежа, но которые указываются для большего удобства пользования ими, называются справочными.

  • Линейные размеры наносят с помощью трех тонких  сплошных линий – двух выносны...

    10 слайд

    Линейные размеры наносят с помощью трех тонких сплошных линий – двух выносных и одной размерной и размерного числа. Размерное число пишут над размерной линией.
    Запишите и запомните!
    20
    40
    60
    10мм
    7мм
    7мм
    Нельзя использовать контурные, осевые, центровые и выносные линии в качестве размерных.
    Размерная линия также не должна служить продолжением контурной, осевой, центровой или выносной линий.
    Размерные числа и стрелки размерной линии не допускается пересекать какими-либо линиями.
    (шахматный порядок расположения размерных чисел)
    При вертикально расположенной размерной линии, размерное число пишут слева от нее снизу вверх.
    1мм
    20

  • Обозначение диаметра, радиуса, квадрата, конусности, уклонаØ 25диаметрR 30рад...

    11 слайд

    Обозначение диаметра, радиуса, квадрата, конусности, уклона
    Ø 25
    диаметр
    R 30
    радиус
    □40
    квадрат
    1:5
    конусность
    <
    25%
    уклон
    <
    1:3
    толщина
    S 5
    длина
    L 120

  • ØØØØØНанесение размеров окружностиØ45Ø35Ø20Ø12Ø12Нанесение размера  радиуса о...

    12 слайд

    Ø
    Ø
    Ø
    Ø
    Ø
    Нанесение размеров окружности
    Ø45
    Ø35
    Ø20
    Ø12
    Ø12
    Нанесение размера радиуса окружности
    R23
    R16
    R20
    R13
    R13

  • Вынос размеров при недостаточности места над размерной линией для написания р...

    13 слайд

    Вынос размеров при недостаточности места над размерной линией для написания размерного числа
    При недостатке места для нанесения стрелок поступают так :

  • Нанесение размеров фасок3х45˚30˚53х45˚Обозначение и расположение размеров нес...

    14 слайд

    Нанесение размеров фасок
    3х45˚
    30˚
    5
    3х45˚
    Обозначение и расположение размеров нескольких одинаковых элементов

  • Запишите и запомните!3х45˚560ºФаска высотой 3 мм под углом 45º,
фаска под угл...

    15 слайд

    Запишите и запомните!
    3х45˚
    5
    60º
    Фаска высотой 3 мм под углом 45º,
    фаска под углом 60º высотой 5 мм.
    Ø
    Если деталь имеет несколько одинаковых отверстий, наносят размер одного из них, а количество отверстий указывают перед размерным числом (8 отв. 15).
    Каждый размер на чертеже указывают только один раз.

  • 55Ø18S4R16Ø6
2 отв.5102040507017257мм 1…5мм10мм

    16 слайд

    55
    Ø18
    S4
    R16
    Ø6
    2 отв.
    5
    10
    20
    40
    50
    70
    17
    25
    7мм
    1…5мм
    10мм

  • Исправьте ошибки в нанесении размеров на чертеже «плоской» деталиВариант 1Вар...

    17 слайд

    Исправьте ошибки в нанесении размеров на чертеже «плоской» детали
    Вариант 1
    Вариант 2

  • Нанесите размеры на чертеж

    18 слайд

    Нанесите размеры на чертеж

  • SØ  
 2отв.

  • Выберите один правильный ответ: 1.Перед размерным числом при указании...

    20 слайд

    Выберите один правильный ответ:
    1.Перед размерным числом при указании А . D
    диаметра окружности следует нанести: Б. R
    В. Ø
    2. Минимальное расстояние между контуром А. 5 мм
    изображения и размерной линией: Б. 7 мм
    В. 10мм
    3. Минимальное расстояние между параллель- А. 7 мм
    ными размерными линиями: Б. 10 мм
    В. 15 мм
    4. Размерные числа наносят: А. над размерной линией
    Б. под размерной линией
    5. Толщина плоской детали обозначается А. Т
    буквой: Б. S
    В. R
    6. Промежуток между размерным числом А. 5 мм
    и размерной линией составляет: Б. 1 мм
    В. 3,5 мм
    7.При вертикально расположенной А. слева от нее, снизу вверх
    линии размерное число пишут: Б. справа от нее, снизу вверх
    В. слева от нее, сверху вниз
    8. Запись 3х45˚ означает: А. 3 отверстия расположены под углом 45˚
    Б. фаска высотой 3мм, снятая под углом 45˚
    В. 3 угла по 45˚
    9. Размеры, не обязательные для данного А. присоединительными
    чертежа, но указанные для удобства Б. конструктивными
    пользования, называются В. справочными
    10. Может ли размерная линия являться А. да
    продолжением контурной Б. нет

  • Проверьте тестовое задание:1.   В
2.   В
3.   А
4.   А
5.   Б
6.   Б
7.   А
8...

    21 слайд

    Проверьте тестовое задание:
    1. В
    2. В
    3. А
    4. А
    5. Б
    6. Б
    7. А
    8. Б
    9. В
    10. Б

    За каждый верный ответ 1 балл
    Поставьте оценку:
    9-10 баллов – «5»
    7-8 баллов – «4»
    6 баллов – «3»
    5 баллов – «2»

  • Нанести на чертеже 
недостающие размерные
линии и знакиЗадание:

    22 слайд

    Нанести на чертеже
    недостающие размерные
    линии и знаки
    Задание:

  • Домашнее заданиеПридумать «плоскую» деталь, усложнив ее различными отверстиям...

    23 слайд

    Домашнее задание
    Придумать «плоскую» деталь, усложнив ее различными отверстиями и пазами, нанести размеры (чертеж выполнить в тетради применив масштаб).

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 364 197 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 08.10.2015
  • 517
  • 0
  • 08.10.2015
  • 465
  • 0
  • 08.10.2015
  • 641
  • 1
  • 08.10.2015
  • 1372
  • 6
  • 08.10.2015
  • 701
  • 1

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по подбору и оценке персонала (рекрутинг)»

  • Курс повышения квалификации «Актуальные вопросы банковской деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»

  • Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»

  • Скачать материал


    • 08.10.2015


      3268
    • PPTX
      8.8 мбайт
    • 95
      скачиваний
    • Рейтинг:
      5 из 5
    • Оцените материал:





  • Настоящий материал опубликован пользователем Голованова Тамара Николаевна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Голованова Тамара Николаевна

    • На сайте: 7 лет и 11 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 20420
    • Всего материалов:

      10

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ ПО ТЕМЕ

«РАЗМЕРЫ. ГОСТ 2.307-2011»

Прав.

Прав.

Прав.

вопроса

ответы

вопроса

ответы

вопроса

ответы

1

3

15

3

29

2

2

1

16

1

30

2

3

4

17

1

31

3,4

4

1

18

1,4

32

2,4

5

3

19

1,3

33

1,2

6

3

20

1,3,4

34

3

7

3

21

1,4

35

1

8

А-1, Б-3,

22

4

36

2,6,7

В-2

9

2,3

23

1

37

3

10

3

24

1

38

3

11

2

25

2

39

1

12

2

26

3

40

3

13

3

27

3

41

2

14

4

28

1

42

1,2,3,4

19. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ «РАЗМЕРЫ. ГОСТ 2.307-2011»

1.Что является основанием для определения величины изображенного изделия и его элементов?

2.Каким должно быть общее количество размеров на чертеже?

3.В каких единицах измерения указываютсяразмеры на чертеже?

4.Как проставляются размеры, определяющие расположение сопрягаемых поверхностей?

5.Возможно ли нанесение размеров в виде замкнутой цепи?

6.Как наносится размер, если элемент изображен с отступлением от масштаба изображения?

7.Как наносится размер прямолинейного отрезка?

8.Как наносится размер угла?

9.Как наносится размер дуги окружности?

10.Допускается ли нанесение размерных линий на изображении объекта?

11.Выносные линии должнывыходить за концы стрелок размерной линиина ______мм?

51

12.Минимальные расстояния между параллельными размерными линиями должны быть ___ мм, а между размерной и линией контура ____ мм?

13.Возможно ли пересечение размерных и выносных линий? Почему?

14.Возможно ли использование линий контура, осевых, центровых и выносных линии в качестве размерных? Почему?

15.Как проводят размерные линии на видах или разрезах симметричного предмета или отдельных симметрично расположенных элементов?

16.Как рекомендуется располагать размерные числа при нанесении нескольких параллельных или концентричных размерных линий на небольшом расстоянии друг от друга?

17.Как наносят размерное число, если необходимо нанести размер в заштрихованной зоне?

18.Как рекомендуется располагать размеры, относящиеся к одному и тому же конструкционному элементу изделия?

19.Как наносят на чертеже размер радиуса?

20.Как изображают радиусы скругления, размеры которых в масштабе чертежа 1 мм и менее?

21.Как рекомендуется оформлять на чертеже радиусы скруглений, если на всем чертеже они одинаковы или какой-либо радиус является преобладающим?

22.Как наносят на чертеже размер диаметра?

23.Как наносят на чертеже размер квадрата?

24.Какнаносятначертежеразмерывеличиныуклонаиконусности?

25.Как наносят на чертеже размеры фасок под углом 45°?

26.Как наносят на чертеже размеры фасок отличных от угла 45°?

27.Как наносят на чертеже размеры нескольких одинаковых элементов?

28.Как наносят на чертеже размеры двух симметрично расположенных элементов?

29.Как допускается наносить на чертеже размеры при их большом количестве и нанесенных от общей базы?

30.Как допускается наносить на чертеже размеры при большом количестве однотипных элементов изделия?

31.Как наносят размер толщины или длины детали при ее изображении в одной проекции?

32.Как наносят размер или отверстия прямоугольного сечения?

52

33.В каких случаях допускается наносить упрощенно размеры отверстий на чертежах?

34.Какое количество, и какие размеры определяют резьбу?

35.Какие размеры называются справочными?

36.Как на чертеже отмечаются справочные размеры?

37.Какие размеры относятся к справочным?

38.Как проставляются размеры отметок уровней, высоты и глубины конструкций?

39.Какие поверхности детали относятся к рабочим, перечислите требования к рабочим поверхностям.

40.Какие поверхности детали относятся к нерабочим?

41.Что называют базой поверхностей?

42.Приведите определение конструкторской, технологической и измерительной баз поверхностей?

43.Какие базы являются основными и вспомогательными?

44.Дайте определение сопряженных и свободных размеров.

45.Перечислите требования, предъявляемые к сопряженным и свободным размерам.

20.ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

20.1. Содержание индивидуальных заданий

Задание № 1. Проставить размеры на рисунках 82 и сравнить их с соответствующими рисунками 83.

Задание № 2. Проставить размеры на выполненных изображениях деталей к заданию «Деталирование».

53

Рис. 82.5

Рис. 82.6

54

ОБРАЗЦЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ № 1

Рис. 83.3

Рис. 83.4

55

Рис. 83.5

Рис. 83.6

56

20.2. Наиболее часто допускаемые ошибки при нанесении размеров

После нанесения размеров просмотрите информацию таблицы 14 и самостоятельно внесите исправления в выполненную работу.

Таблица 14

Наименование

Ссылка на текст

Необоснованные «лишние размеры»

Пункт 1.3, 1.4

Замкнутая размерная цепь

Пункт 3.2,

Рисунки 3, 4

Размерные линии предпочтительно

Пункт 4.10

наносить вне контура изображения

Не выдержаны расстояния между

Пункт 4.11,

размерными линиями и линиями контура

рисунок 17

Размерные линии пересекаются

Пункты 4.1, 4.12,

рисунки 7, 19

Линии контура, осевые, центровые и выносные

Пункт 4.13,

линии использованы в качестве размерных

рисунок 18

Неправильно проведены линии с обрывом

Пункты 4.14, 4.15

рисунки 23–26

Размерные числа проставлены не «надразмерной линией»

Пункт 5.1,

рисунок 27

При нанесении нескольких параллельных или

концентрических размерных линий на

Пункт 5.4,

небольшом расстоянии друг от друга проставьте

рисунки 30, 31

размерные числа над ними в шахматном порядке

Размерные числа нанесены на штриховке изображения

Пункт 5.5,

рисунок 32

Размеры, относящиеся к одномуи томуже конструкционному

Пункт 5.8,

элементу, не сгруппированы в одном месте

рисунок 34

Вместо размера диаметра проставлен размер

Пункты 6.1, 7.1,

радиуса

рисунки 35–44

На элементах квадратного сечения ставится

Раздел 8,

один размер с нанесением знака «квадрат»

рисунок 46

Не правильно проставлены размеры фасок

Пункт 10.2,

под углами, отличными от 45°

рисунок 51

Не правильно проставлены размеры и их

Раздел 12

количество на отдельных элементах деталей

Не правильно проставлены размеры

Пункты 11.1–

11.10, рисунки 52–

на нескольких одинаковых элементах изделия

68

Неправильно проставлены размеры

Раздел 13;

рисунок 70,

на резьбовых элементах изделия

таблица 12

Ошибочно указана крепежная резьба вместо ходовой

Раздел 13;

таблица 12

Не проставлены размеры положения наэлементах изделия

Пункт 16.3

57

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.ГОСТ 2.307-2011. Единая система конструкторской документации. Нанесение размеров и предельных отклонений. – М. : Изд-во стандартов, 2011. – 37 с.

2.ГОСТ 2.318-81. Единая система конструкторской документации. Правила упрощенного нанесения размеров отверстий. – М. : Издво стандартов, 1981. – 6 с.

3.ГОСТ 6211-81. Основные нормы взаимозаменяемости. Резьба трубная коническая. – М. : Изд-во стандартов, 1981. – 8 с.

4.ГОСТ 6357-81. Основные нормы взаимозаменяемости. Резьба трубная цилиндрическая. – М. : Изд-во стандартов, 1981. – 7 с.

5.ГОСТ 6424-73. Зев (отверстие), конец ключа и размер «под ключ». – М. : Изд-во стандартов, 1973. – 6 с.

6.ГОСТ 6636-69 ред. 1990. Основные нормы взаимозаменяемости. Нормальные линейные размеры. – М. : Изд-во стандартов, 1990. – 7 с.

7.ГОСТ 8724-81. Основные нормы взаимозаменяемости. Резьба метрическая. Диаметры и шаги. – М. : Изд-во стандартов, 1988. – 17 с.

8.ГОСТ 8908-81. Основные нормы взаимозаменяемости. Нормальные углы и допуски углов. – М. : Изд-во стандартов, 1981. – 10 с.

9.ГОСТ 10948-64. Радиусы закруглений и фаски. Размеры. – М. : Изд-во стандартов, 1982. – 3 с.

10.ГОСТ 21495-76. Базирование и базы в машиностроении. Термины и определения. – М. : Изд-во стандартов, 1976. – 37 с.

11.ГОСТ 24738-81. Основные нормы взаимозаменяемости. Резьба трапецеидальная однозаходная. Диаметры и шаги. – М. : Изд-во стандартов, 1981. – 4 с.

12.ГОСТ 25346-89. Основные нормы взаимозаменяемости. Единая система допусков и посадок. Общие положения, ряды допусков и основных отклонений. – М. : Изд-во стандартов, 1989. – 23 с.

13.Изменения ГОСТ: http://www.vsegost.com; http://gostexpert.ru.

58

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данное учебное пособие способствует выработке практических навыков при простановке размеров на рабочих чертежах. Освоение теоретического материала пособия позволит студентам, выполнить рекомендованные задания. Таким образом, создаётся реальная возможность использовать изученный и закрепленный материал при выполнении графической части курсовых и дипломных проектов на этапах обучения, а также в практической инженерной деятельности.

59

ПРАВИЛА НАНЕСЕНИЯ РАЗМЕРОВ НА РАБОЧИХ ЧЕРТЕЖАХ

Учебное пособие для студентов инженерных специальностей

Составители:

Лариса Эдуардовна Семенова, Вера Борисовна Симагина, Марина Владимировна Прудникова

Публикуется в авторской редакции

Техническое редактирование Ю.А. Васильевой

Заказ № 2624. Тираж 200 экз. (первый завод 50 экз.). Уч.-изд. л. 3,8. Усл.-печ. л. 3,5.

Издательский дом «Астраханский университет» 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а.

Тел. (8512) 48-53-47 (отдел маркетинга), 48-53-45, 48-53-44, тел./факс (8512) 48-53-46

E-mail: asupress@yandex.ru

60

Соседние файлы в папке Инженерная графика

  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки при нанесении макияжа
  • Ошибки при написании диссертации
  • Ошибки при наклеивании флизелиновых обоев
  • Ошибки при нанесении короеда
  • Ошибки при написании диплома