Ошибки при ликвидации ооо

Начиная процедуру ликвидации фирмы, очень важно не допустить ошибок, которые могут привести к отказу налоговой инспекции закрыть предприятие. На какие тонкости ликвидации бизнеса стоит обратить внимание в процессе выполнения такой процедуры?

Процедура ликвидации сопряжена с множеством «тонких» моментов, которые нужно учесть, как минимум, предприятию «грозит» назначение выездной налоговой проверки, такое основание ревизорам дает пункт 11 статьи 89 НК РФ.

Некоторые коммерсанты, стремясь обезопасить себя от возможных рисков, ищут сопровождающего по такой процедуре, тем более что рынок юридических услуг пестрит подобными предложениями. Найти предложение стороннего управляющего, который дополнительно предложит некие «волшебные возможности по решению таких задач», можно довольно быстро и порой за сущие копейки. Что, разумеется, находит отклик у потребителей.

В реальности понятный на первый взгляд процесс нередко приводит к отказу от ИФНС и другим малоприятным последствиям. И хорошо, если из потерь будут просто зря потраченные на такую услугу деньги. Обобщив основные ошибки коммерсантов при ликвидации компаний, мы собрали свое­образный рейтинг, который в первую очередь будет полезен владельцам предприятий, которые решили самостоятельно пройти такую процедуру.

Публикация объявления о ликцидации фирмы

Не опубликовали объявление о ликвидации, нарушили срок такой публикации, разместили не в том издании или допустили ошибки в содержании – все это грозит рисками. В начале процедуры ликвидации необходимо известить о ней всех заинтересованных лиц. Разместить объявление о предстоящем закрытии компания обязана даже в том случае, если она не вела деятельность и не имеет кредиторов, таковы требования российского законодательства.

С 2019 года объявление публикуется не только в журнале «Вестник государственной регистрации», но и на Федресурсе (fedresurs.ru). Объявления можно разместить только за деньги. Стоит принять во внимание и тот факт, что отправить сообщение для публикации на Федресурсе можно только с использованием электронной подписи.

Разместить сведения о ликвидации на первой или второй площадке возможно только после представления сообщения об этом в регистрирующий орган.

Отказ в публикации можно получить также по причине недостоверных сведений в объявлении: например, ИФНС посчитала ваш адрес недостоверным, хотя записи в ЕГРЮЛ об этом еще нет.

Заполнение форм Р15001 и Р16001 при ликвидации компании

Нередко ошибки возникают из-за некорректного заполнения уведомлений по формам. Эти документы необходимо заполнять на компьютере шрифтом CourierNew высотой 18 пунктов или вручную черными чернилами, что, конечно, в обиходе уже редкость. Печать форм может быть только односторонней.

Если допустили ошибку – не вносите исправлений, документ нужно заполнить снова. Не забывайте: каждая буква или цифра располагаются в отдельной ячейке. Известные со школы правила переноса слов тут не применяются – дошли до конца строки, заполнили последнюю ячейку, и пишите оставшуюся часть слова в строке ниже со следующей буквы.

Если вы подадите в инспекцию документы, содержащие ошибки, то они будут считаться непредставленными.

Долги перед бюджетом при ликвидации компании

До подачи промежуточного ликвидационного баланса проведите ревизию долгов, получите справку от ИФНС и уплатите все до копейки. Выявление переплаты по налогу также может стать препятствием для ликвидации компании.

В нашей практике была ситуация, когда в ходе добровольной ликвидации Налоговая служба отказалась принять ликвидационный баланс как недостоверный. По данным бухгалтерского учета, у компании была переплата. Коммерсанты предположили, что все налоги уплачены, ведь задолженность должна была «перекрыться» переплатой. Но не тут-то было, инспекция не провела зачет, по этой причине налоговики документы от коммерсантов не приняли.

Почему наличие переплаты никак не изменило ситуацию? Дело в том, что переплата, на которую так рассчитывала фирма, была по другому налогу, более того, по данным ревизоров, она числилась на «невыясненных платежах». А провести зачет на стадии ликвидации в одностороннем порядке инспекция не имеет права.

Компанию ликвидировали только после решения вопроса с задолженностью.

Если во время сверки вы обнаружите переплату, то напишите заявление на возврат излишне уплаченного налога и дождитесь перечисления средств.

И ни в коем случае не закрывайте расчетный счет, пока не убедитесь в отсутствии долгов или переплат.

Несданная отчетность при ликвидации компании

Обратите внимание, часть отчетов необходимо сдать еще до начала ликвидации.

До окончания ликвидации направьте отчеты в ИФНС, ПФР, ФСС и Росстат в полном объеме. Не забудьте о справках 2-НДФЛ и отчетах в ПФР на работников. Отчетный период – с 1 января до внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации.

Сдайте документы строго в установленные сроки, в противном случае вы можете получить штраф, который придется срочно оплатить для завершения процедуры ликвидации.

Не оплатить выписанный штраф нельзя, перевести деньги в бюджет уже после окончания процедуры ликвидации – тоже, увы, нельзя.

Не сдали отчеты или нарушили срок сдачи – компанию не ликвидируют. Такова суровая правда!

Таким образом, даже если у вас не было задолженности, внезапный штраф, который вы забыли оплатить, может стать этой самой задолженностью, которая помешает процедуре ликвидации.

Срок ликвидации компании

Срок ликвидации компании, установленный законом, не может превышать одного года. В решении о ликвидации не указывайте срок завершения или ставьте максимальный, тот, который определен законодательством – один год. Так лучше сделать даже в том случае, если вы планируете закрыться быстрее.

А вот в случае, если не удается закрыть компанию вовремя, лучше ­заранее продлить процедуру в судебном порядке. При наличии веских причин арбитры могут пролонгировать срок ликвидации еще на шесть месяцев. А если вы вдруг поняли, что не сможете продлить сроки, то лучше отменить текущую ликвидацию вовсе и начать все сначала. При самостоятельной ликвидации ваши затраты ограничатся госпошлиной, оплатой услуг нотариуса и стоимостью объявлений.

Когда нужно подавать жалобу

Напомним, что Россия входит в первую тридцатку стран по международному индексу легкости ведения бизнеса: регистрация новой компании у нас происходит быстро, с небольшим пакетом документов и практически бесплатно. Однако, несмотря на относительно высокое место в рейтинге, закрывается бизнес долго и в тесном взаимодействии с налоговой инспекцией. 

В статье мы рассказали об основных, часто допускаемых ошибках при ликвидации. На практике их гораздо больше. В зависимости от того, чем вызван отказ, такими и будут ваши дальнейшие действия. В некоторых случаях можно представить исправленные документы, а в других, возможно, необходимо начать процедуру заново. 

Если вы уверены, что действовали точно в соответствии с законом, а в отказе инспекции содержатся туманные формулировки – подавайте жалобу в вышестоящий налоговый орган.   

Ирина Бурцева, ведущий юрист корпоративной практики юридической компании «NovaLex»

Здравствуйте! Меня зовут Даша и я несколько лет занимаюсь регистрацией юридических лиц, в Профдело я – менеджер по регистрации. Я лично веду все регистрационные дела клиентов от принятия заказа и до передачи готовых документов клиентам. Основная моя специализация – ликвидация ООО. К нам часто приходят те, кто попробовал ликвидироваться самостоятельно, но по какой-то причине не довел дело до конца, или даже не начал, а получил отказ. Я расскажу вам 11 самых частых ошибок, которые совершают собственники при ликвидации компаний.

11 oshibok pri likvidacii firmi

Первая и самая важная ошибка —  безответственный руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор

Выбирая человека на данную должность, помните, он всегда должен быть в «зоне доступа» на протяжении всего срока ликвидации. Так как именно он будет являться заявителем и ответственным лицом вместо генерального директора. К этому выбору следует подойти с особой ответственностью. Выбрав недобросовестного руководителя ликвидационной комиссии (далее – ликвидатор) вы подвергаетесь большому риску «зависания процесса ликвидации», и придется менять ликвидатора, а это дополнительные денежные траты и проволочки по времени.

В нашей практике была компания, в которой недобросовестный ликвидатор просто исчез слово «ёжик в тумане» вследствие чего пришлось искать нового ликвидатора и переоформлять назначение. Это повлекло за собой колоссальную потерю времени и соответственно дополнительные расходы, которые влетают в «копеечку».

Также многие полагают, что ответственным лицом за ликвидацию общества в обязательном порядке является генеральный директор, либо один из участников общества. На самом деле назначить ответственным лицом за ликвидацию можно любое иное лицо, даже не имеющее никакого отношения к обществу.

Вторая и очень распространенная —  несвоевременная подача уведомления

На первом этапе ликвидации, когда принято соответствующее решение, важно помнить, что уведомление о ликвидации должно быть подано в регистрирующий орган в течении трех рабочих дней с даты принятия решения о ликвидации.

Если просрочить трехдневный срок подачи уведомления о начале процедуры ликвидации, то налоговый орган выставит штраф в размере 5000 руб. за несвоевременную подачу уведомления.

Простой пример, который наглядно покажет, как легко можно не успеть подать уведомление: решение о ликвидации было принято 01.11.2016 г., к нотариусу по каким-то причинам попали 03.11.2016 г., а уведомление в регистрирующий орган было подано 05.11.2016 г., хотя крайний срок подачи был 04.11.2016г.

Третья — некорректное заполнения заявки на публикацию в «Вестнике»

Если вы ошибочно укажете не те данные при заполнении заявки и отправите ее на проверку и дальнейшую публикацию, то сообщение с недостоверной информацией будет является недействительным. Это приведет к необходимости повторного заполнения заявки, платы за публикацию и конечно же потере времени.

После того, как успешно прошел первый этап ликвидации необходимо подавать заявку на публикацию в журнал «Вестник государственной регистрации».

На этом этапе нужно уделить пристальное внимание заполнению заявки. Во избежание допущения ошибок уделите свое внимание заполняемым полям, например обратите внимания на поле «решение принято» — в нем нужно дословно указать каким именно высшим органом было принято решение о ликвидации, в точности как в вашем протоколе или решении участников.

Четвертая — подача документов раньше выхода публикации в «Вестнике»

Еще одна ошибка которую можно допустить на этапе Вестника – подать документы на следующий этап ликвидации (утверждение промежуточного ликвидационного баланса) раньше, чем пройдет 2 месяца с момента выхода публикации.

Во избежание данной ошибки вам необходимо будет выдержать двухмесячный срок публикации, после чего спокойно подавать документы об утверждении промежуточного ликвидационного баланса.

Пятая — невыполнение обязательств перед кредиторами

В случае если вы будете уклоняться от своих обязательств, ваши кредиторы могут подать на вас иск в суд. При таком варианте развития событий, суд может приостановить процедуру ликвидации. В свою очередь вы потеряете время, а также понесете дополнительные расходы, связанные с судебными разбирательствами.

Когда вы приняли решение о ликвидации в обязательном порядке возникает обязанность по расчету со всеми имеющимися у вас кредиторами.

Шестая — неверно составленные промежуточный и ликвидационный балансы

Если в вашем утверждённом промежуточном ликвидационном балансе (ПЛБ) или окончательном ликвидационном балансе (ЛБ) будут расхождения по датам или кодам ОКПО, ОКОПФ, ОКФС, налоговый орган выдаст отказ, в такой ситуации вы потеряете время и понесете материальные убытки на повторное заверение формы.

На этапе заполнения промежуточного ликвидационного баланса следует обратить свое внимание на заполнение самого бланка ПЛБ. Даты составления баланса должны быть идентичны дате принятия решения об утверждении промежуточного ликвидационного баланса, все коды должны также совпадать.

Немного о самом ликвидационном балансе. Как и в предшествующим этапе стоит уделить внимание правильному оформлению и соблюсти постановку дат, а также достоверность вносимых кодов ОКПО, ОКОПФ, ОКФС. Самое главное: к данному моменту на балансе общества уже не должны быть отражены какие-либо активы и обязательства, кроме уставного капитала и денежных средств, причитающегося к выплате участника. Если в балансе будут отражаться иные активы или обязательства, то такую компанию не ликвидируют.

Седьмая — неуплата налогов или непредоставление отчетности

Невыполнение требований государственных органов по уплате налогов, штрафов, пеней, взносов, не предоставление отчетности, влечет тяжкие последствия. Компанию с долгами не ликвидируют до тех пор, пока все задолженности не будут погашены. Если не соблюсти эти требования, то вы не сможете получить справки, которые рекомендуется прикладывать к пакету документов на последний этап ликвидации — утверждение ликвидационного баланса.

Я не рекомендую подавать документы в регистрирующий орган без данных справок, во избежание отказа в регистрационном органе. Перед тем, как подавать документы на последний этап – ликвидационный баланс — важно получить справки из налогового органа об отсутствии задолженности, а также справку из пенсионного фонда об исполнении обязанностей по персонифицированному учету.

Для получения нужных справок необходимо уплатить все налоги, пени, штрафы, взносы. Сдать всю отчетность, запрашиваемую государственными органами.

Восьмая — страх выездной налоговой проверки

Многие предполагают, что выездные проверки назначают каждой первой компании, которая вступила в процедуру ликвидации.

Моя практика показывает, что это ошибочное предположение. Конечно инспекторы назначают такие выборочные проверки, но при определенных условиях. Самыми распространёнными условиями для ее назначения могут являться:

  1. Компания вела активную деятельность и были большие обороты.
  2. Имеются задолженности по уплате налогов, штрафов, пеней, отчетности.
  3. Представленные налоговые декларации за текущий и предыдущий квартал кардинально отличаются (размер налога в прошлом квартале был больше, а в текущем значительно меньше).

Если у вас нет проблем с ведением бизнеса, то вы абсолютно легко пройдете проверку, или ее вообще не назначат.

Девятая —  понадеяться на исключение из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа

Некоторые предприниматели ошибочно полагают, что если «забросить» компанию, то есть шанс, что регистрирующий орган сам примет решение об исключении из ЕГРЮЛ. Порой такое неверное решение ведет к запущенному состоянию компании из которого потом очень сложно «выкарабкаться».

Есть определенные признаки, по которым рег. орган, может принять такое решение:

  • отсутствуют движения на расчетном счете или в кассе в течении 12 месяцев.
  • не сдается отчетность в государственные органы в течении 12 месяцев.

В случае если у вас было хоть одно движение по банковскому счету или вы сдавали хотя бы одну декларацию даже «нулевку» в течении 12 месяцев, ваша компания уже не берется в расчет как недействующая.

Десятая — утилизация документов после прохождения процедуры ликвидации

Итоговая, и немаловажная ошибка, которую можно допустить даже после того как процедура завершилась и можно спокойно жить дальше без оглядки назад.  При возникновении каких-либо вопросов от государственных органов, в случае отсутствия у вас документов вы окажетесь в неприятном положении. Придется давать объяснения по каким причинам были уничтожены все документы, и их отсутствие может повлечь за собой проблемы или даже штрафы.

По закону, когда официальная ликвидация закончилась, вы обязаны передать все имеющиеся у вас документы (учредительные документы, отчетность) в архив, где они должны храниться еще в течение трех полных лет с момента внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности компании.

Также не забудьте после ликвидации составить акт об уничтожении печати и соответственно уничтожить саму печать.

Одиннадцатая – «нет компании — нет ответственности!»

Большинство предпринимателей склонны полагать, что после того, как в ЕГРЮЛ была внесена запись о ликвидации компании, ответственность с участников снимается «автоматом».

На самом деле даже после официальной ликвидации все участники несут субсидиарную ответственность еще в течении трех лет. Об этом стоит помнить.

Когда весь путь пройден, то можно спокойно приступить к новым свершениям и делам, не задумываясь о возникновении проблем с ликвидируемым в недавнем времени обществом.

Если компания не ведёт предпринимательскую деятельность, не имеет работников и движения средств по счетам, то её стоит закрыть. Добровольная ликвидация для ООО с нулевым балансом является наиболее оптимальным вариантом. Этот процесс достаточно сложный, но понятный, он может быть выполнен учредителями самостоятельно. Во-первых, у компании будет меньше проверок и, во-вторых, список документов для подачи при ликвидации будет значительно сокращен. В статье рассмотрим пошагово, как происходит ликвидация ООО без долгов.

Особенности ликвидации ООО с нулевым балансом

Как ликвидировать нулевое ООО

Ошибки новичков и возможные проблемы

Отказ в ликвидации – причины и что делать

Особенности ликвидации ООО с нулевым балансом

Для ликвидации ООО без деятельности должны сложиться следующие условия:

  • Предприятие не имеет долгов перед партнёрами и кредиторами;
  • У предприятия нет задолженности перед государством.
  • Отчёты сдаются точно в срок.

Для закрытия такой организации подойдёт не любой способ, потому что следует учитывать некоторые нюансы и обстоятельства. Порядок ликвидации ООО с нулевым балансом прописан в статье 57 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ, в статьях 61 — 65 ГК РФ и в главе VII Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ.

Как ликвидировать нулевое ООО

Что потребуется

Если компания долгое время не работала, не получала прибыли и сдавала нулевую отчётность, то следует убедиться, что она не закрыта по решению суда. Иногда налоговики инициируют ликвидацию такой организации, поскольку думают, что она заброшена и не нужна своим учредителям. Чтобы узнать действующая компания или нет, нужно зайти на сайт налоговой инспекции и отправить запрос. Ответ поступит на указанную электронную почту. В том случае, если организация действующая, то учредитель может начинать подготовку к добровольной ликвидации.

Варианты закрытия

Существуют три варианта ликвидации юридического лица – добровольная, банкротство и альтернативный способ. В данной ситуации предпочтительным является добровольная ликвидация, поскольку компания нерентабельна. Банкротство не подходит для ООО с нулевыми активами, так как у компании нет задолженностей. Альтернативный способ или реорганизация предполагает сложный процесс, в данном случае он потребует много трудозатрат.

Пошаговая инструкция

Ликвидации нулевого ООО – это стандартная процедура, требующая пошагового выполнения действий.

  1. На собрании учредителей принимается решение о ликвидации общества. Если в ООО один учредитель, значит, он сам принимает решение о закрытии компании и о назначении ликвидатора или ликвидационной комиссии.
  2. В течение 3-х дней с момента принятия решения о закрытии предприятия, ликвидатор обязан известить налоговую инспекцию о своём решении. Он подаёт заявление (уведомление) по форме № Р15016. Несоблюдение сроков подачи этой формы грозит организации штрафом в 5 000 рублей. Для принятия решения о ликвидации ООО с одним учредителем заполняется титульный лист и лист В. Если учредителей в компании несколько и назначается ликвидационная комиссия, то заполняется ещё и лист А.
  3. Ликвидатор должен получить лист записи ЕГРЮЛ по форме № Р50007, который является доказательством того, что ФНС вынесла положительное решение по процедуре ликвидации. Он выдаётся по истечению пяти рабочих дней с момента подачи заявления.
  4. Решение о ликвидации ООО ликвидатор обязан опубликовать в «Вестнике государственной регистрации» (основание: приказ ФНС № САЭ-3-09/355@). Заявку на публикацию можно оставить на сайте. Эта услуга платная, её стоимость в пределах 1 800 – 2 000 рублей в зависимости от количества текста. К заявке нужно приложить документы. При подаче их через сайт требуется электронная подпись. Если вы приносите документы лично или отправляете по почте, то требуется нотариальное заверение.

    Документы:

    • бланк-заявка, подписанную ликвидатором,
    • сопроводительное письмо,
    • квитанция об оплате услуги,
    • доверенность (если документ подает не заявитель).

    Если вы оплатили услугу через сайт Вестника, то квитанцию прилагать не нужно. На этот шаг ликвидатору даётся 2 месяца.

  5. После принятия решения о ликвидации учредитель должен письменно уведомить всех своих кредиторов. Для этого отправляются заказные письма с уведомлением о получении адресатом или подписью уполномоченного лица кредитора.
  6. Затем нужно составить, утвердить и направить в налоговую промежуточный ликвидационный баланс (ПЛБ). Бизнесмены часто задают вопрос: ликвидационный баланс должен быть нулевым или нет? На этот счёт есть указание в законодательстве. Если у вас нулевая организация, то достаточно указать сумму на расчётном счёте в банке за все активы, которые у компании были на момент создания.
  7. На этом этапе нужно подать в налоговую уведомление об утверждении промежуточного ликвидационного баланса по форме № Р15016 с признаком 4 «Составление промежуточного ликвидационного баланса».
  8. Если у ООО числятся работники, то подайте в Пенсионный фонд сведения о работниках. Это нужно выполнить в течение одного месяца с момента утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Несвоевременно поданные сведения могут стать причиной отказа в ликвидации.
  9. Рассчитывается окончательный ликвидационный баланс и принимается решение о его утверждении.
  10. Теперь в ФНС подаётся полный пакет документов, также нужно уплатить пошлину 800 рублей. В перечень документов входит:
    • заявление № Р15016 с признаком 7 «Завершение ликвидации юридического лица»,
    • окончательный ликвидационный баланс,
    • квитанция об уплате пошлины,
    • подтверждение представления в пенсионном фонде сведений о застрахованных лицах (если закрываете ООО с одним учредителем, то этот документ не нужен).
  11. ФНС присылает ответ, что ООО с нулевым балансом ликвидировано и исключено из реестра ЕГРЮЛ.

Ошибки новичков и возможные проблемы

Основные ошибки новичков при процедуре закрытия ООО, это несоблюдение сроков подачи документов и размещений в СМИ. Пошаговый план создаётся специально, чтобы ликвидатор успел совершить все действия в течение определённого времени.

На ликвидацию организации в целом должно уйти не более 1 года. Если же ликвидатор не успевает в срок, то по решению суда закрытие фирмы может продлиться ещё максимум на 6 месяцев.

Также важно помнить, что документы после добровольной ликвидации предприятия ни в коем случае нельзя уничтожать. Если вы решили закрыть фирму, то отвезите документы в архив, они должны ещё пять лет находиться там.

Отказ в ликвидации – причины и что делать

Существует множество причин, по которым может быть отказано в закрытии ООО. Важно отметить, что законодательством ограничено право на отказ в ликвидации организации в соответствии со статьей 23 ФЗ No 129. В этой статье содержатся главные причины, по которым можно получить отказ.

Приведём лишь некоторые из них:

  • отсутствие необходимых документов,
  • задержка в предоставлении бумаг и справок,
  • нарушение последовательности процедур,
  • отсутствие нотариального удостоверения в соответствующих документах,
  • подписание документов неуполномоченным лицом,
  • не предоставление данных о сотрудниках в Пенсионный фонд Российской Федерации,
  • несоответствие между данными паспорта заявителя, ОГРН, ИНН и КПП и другими реквизитами ООО, указанными в документах или зарегистрированными в реестре,
  • неверное указание юридического адреса организации.

Данная информация может помочь начинающим бизнесменам быстро закрыть ООО с нулевым балансом.

FAQ

Что такое промежуточный ликвидационный баланс при закрытии предприятия?

Промежуточный ликвидационный баланс — это бухгалтерский баланс, который составляют по истечению срока для заявления кредиторами требований к ликвидируемой организации. Он нужен, чтобы определить финансовое состояние имеющегося имущества компании, долгов, количества кредиторов для оценки возможностей удовлетворениях их требований.

Куда девать имущество при ликвидации ООО?

У организации с нулевым балансом нет долгов, поэтому имущество забирают себе учредители.

По какой форме делать промежуточный ликвидационный баланс?

Специальной формы не существует, ПЛБ составляют по стандартной или упрощенной форме бухгалтерского баланса, но с указанием «Промежуточный ликвидационный баланс» (на основании письма ФНС России от 07.08.2012 № СА-4-7/13101).

Вывод

  • Если компания долгое время не работала, не получала прибыли и сдавала нулевую отчётность, то следует убедиться, что она не закрыта по решению суда.
  • Ликвидировать ООО без деятельности можно, если у компании нет долгов и сдана вся отчётность.
  • Чтобы закрыть фирму, нужно пошагово выполнить все ликвидационные действия и уложиться в сроки.
  • Существует множество причин, по которым может быть отказано в закрытии ООО. Чаще всего это ошибки начинающих ликвидаторов, которые легко устраняются.
  1. Гражданская ответственность
  2. Административная ответственность
  3. Налоговая ответственность
  4. Уголовная ответственность

При проведении процедуры ликвидации фирмы, ответственное за этот процесс лицо (ликвидатор или ликвидационная комиссия) наделено рядом полномочий.

Согласно части 4 статьи 62 и статьи 63 ГК РФ ликвидатор (ликвидационная комиссия) обязан:

  1. 1осуществлять деятельность по управлению ООО, выступать от его имени в суде;
  2. 2принимать меры по поиску и уведомлению кредиторов о начале процедуры ликвидации некоммерческой или другой организации;
  3. 3принимать меры для получения дебиторской задолженности;
  4. 4проводить учет имущества;
  5. 5при выявлении недостаточности имущества обратиться в суд с заявлением о признании должника, в том числе ИП банкротом;
  6. 6принимать претензии и проводить расчеты по долгам и так далее.

Тут кроется и главная ошибка многих компаний, которая приводит ко множеству других, — выбор на роль ликвидатора неквалифицированных или недобросовестных специалистов. Ошибок при ликвидации ООО без проверок можно избежать, если обратиться к профессионалам.

Возможные просчеты при закрытии бизнеса можно разбить на две категории:

  1. Организационные, в том числе:
  • нарушение сроков и порядка заполнения уведомления регистрирующего органа. На его подачу отводится только 3 дня (от момента, когда состоялось собрание участников и было принято соответствующее решение). Также важно соблюсти утвержденную форму и правила внесения, исправления и заверения данных;
  • ненадлежащее извещение заинтересованных лиц. Например, часто некорректно оформляется заявка на публикацию в «Вестнике госрегистрации», что приводит в итоге к задержке размещения объявления и дополнительным расходам. Допускаются отклонения от процедуры вручения уведомлений об увольнении персонала. При желании сотрудники смогут в дальнейшем оспорить такое решение и добиться компенсации;
  • неправильное составление балансов (как промежуточного, так и окончательного). Ошибочная бухгалтерская отчетность не позволит провести точные расчеты с контрагентами и успешно подать заявление о ликвидации в ИФНС;
  • неграмотно поставленная работа по сбору и погашению претензий кредиторов. В результате долги остаются частично неоплаченными. В некоторых случаях процедуру приходится начинать заново или закрывать фирму другим способом, например, через банкротство организации;
  • утверждение точного срока завершения ликвидации. Закон допускает проведение процедуры максимум в течение 1 года. При принятии решения о закрытии многие участники хозяйствующих обществ уверены, что удастся сделать все быстрее и устанавливают более ранние даты из возможных. В итоге, если процедура задерживается, за пролонгацией придется обращаться в суд.

Если очевидно, что добровольно ликвидировать компанию вовремя не удается, продолжать начатое — это пустые затраты. Лучше отменить текущую процедуру и позже инициировать новую. Так потери ограничатся только уплатой госпошлины, услуг нотариуса и повторным размещением объявлений для кредиторов;

  • уничтожение документов о текущей деятельности. По закону их следует сдать в архив и хранить там минимум 3 года, иначе даже после закрытия предприятию могут быть предъявлены претензии.

Возможны и более мелкие недочеты, но также способные привести к срыву ликвидации или серьезным проблемам. В частности, сложности возникают даже при определении размера госпошлины, реквизитов для перечисления и оформлении платежа. Если не знать действующие условия и способы предоставления документов, то можно пропустить сроки или не воспользоваться вариантами, которые заметно выгоднее по удобству и расходам.

  1. Управленческие. Включают следующие ситуации:
  • безосновательная надежда на отсутствие налоговой проверки или, наоборот, уверенность в ее назначении. В первом случае предприятие оказывается не готово к приходу инспекторов, а значит, кратно увеличивается риск доначислений или санкций со стороны ИФНС. Если ревизию ждут, а ее вероятность на самом деле минимальна, то бизнесу приходится нести неоправданные расходы, к примеру, на юридическое и бухгалтерское сопровождение, на покупку сомнительных гарантий и схем сотрудничества, на выбор других, более дорогостоящих процедур ликвидации.

Чтобы не допустить ошибку, достаточно проанализировать условия бизнеса и сопоставить их с критериями назначения проверок;

  • смена юридического адреса вместо официального закрытия, реорганизация (присоединение, слияние) или продажа для вывода прежнего предприятия из поля зрения контролирующих органов.

Налоговики считают подобные изменения заведомо подозрительными и подвергают особому контролю. Поэтому попытка ликвидации компании такими способами приведет не к тем результатам, на которые рассчитывают учредители. Процедура растянется по времени, а руководство будут вызывать на допросы и дачу объяснений. Возможна внеочередная проверка с высокой вероятностью доначисления налогов по различным основаниям. Более того, может быть принято решение об отмене регистрации или о принудительной ликвидации, что, скорее всего, не входило в изначальные планы собственников бизнеса;

  • когда учредители полагают, что ликвидация происходит автоматически при прекращении работы. Отсутствие активов и оборотов не освобождает от сдачи отчетности — просто она должна быть нулевой. Если ничего не предоставлять, то предприятие закроют принудительно, но сначала наложат санкции за нарушение законодательства;
  • уверенность, что после ликвидации снимается любая ответственность. Это глубокое заблуждение.

Далее рассмотрим, какая наступает ответственность в случае нарушения действующего законодательства.

Гражданская ответственность

Гражданская ответственность наступает в ситуациях, когда в процессе деятельности предприятие нанесло имущественный ущерб другим лицам, и в ходе ликвидации этот ущерб не был погашен. В этом случае пострадавшее лицо имеет право обратиться в суд с иском о возмещении убытков. На процедуру закрытия ИП указанное также распространяется.

Так, Гражданский кодекс РФ в статье 64 определяет основные положения имущественных отношений ликвидируемых юридических лиц и его кредиторов, очередность проведения выплат тем или иным категориям юридических лиц и граждан, а также порядок действий кредиторов в случае отказа ликвидационной комиссии в выплате долга.

Гражданская ответственность является компенсационной, поэтому сумма долга определяется либо на договорной основе, либо в процессе судебных разбирательств. Но, стоит отметить, что ответственность директора после ликвидации юридического лица не прекращается, даже если он ранее и передал свои полномочия. Если будет доказано, что ущерб организации нанес именно директор во время исполнения своих обязанностей, то он и будет возмещать убытки.

И то, что юридическое лицо может уже прекратить существование, значения не имеет. В данном случае применяется общий срок исковой давности — три года (ст. 196 ГК РФ).

Аналогичным образом определяется и гражданско-правовая ответственность учредителя после ликвидации ООО.

Административная ответственность

Административная ответственность возникает в том случае, если ликвидация ООО происходила с нарушениями предусмотренных законодательством процедур. При этом выплата штрафа накладывается на учредителей и руководителей компании.

Например, согласно статье 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП) при несвоевременном извещении регистрирующего органа о начале процесса ликвидации компании руководителям может быть вынесено предупреждении или наложен штраф в размере 5000 р.

Также при ликвидации административная ответственность возникает в случаях:

  1. 1занижения сумм налогов и сборов (ст. 15.11 КоАП РФ);
  2. 2невыплаты заработной платы (ст. 5.27 КоАП РФ);
  3. 3нарушений при банкротстве (ст. 14.12, 14.13 КоАП РФ).

Поэтому, еще до начала процесса ликвидации лучше всего обратиться к специалистам, чтобы предотвратить возникновение административной ответственности в силу недостаточного знания действующего законодательства.

Налоговая ответственность

Налоговая ответственность связана с несвоевременностью или неоплатой тех или иных налогов, а также начисленных пени. Данному процессу отведена статья 49 Налогового кодекса РФ – «Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации».

Главной ошибкой, приводящей к привлечению к налоговой ответственности является несвоевременная уплата всех видов налогов и сборов, что в дальнейшем приводит к возникновению пеней. Пени же могут расти неограниченно, так как согласно статье 75 НК РФ срока ограничения роста пени нет, а сумма начисляется за каждый день просрочки в процентах от неуплаченного размера сбора.

Следует помнить, что от необходимости выплаты налоговых сборов не спасает даже «случайная» потеря или уничтожение налоговой документации компании. Статья 31 НК РФ предусматривает в этой ситуации определение суммы налога расчетным путем, исходя из имеющихся в налоговых органах информации о данном предприятии. Так что предотвратить излишние затраты может только работа опытного специалиста.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность – наиболее серьезный вид ответственности, который может наступить при совершении очень грубых ошибок в процессе ликвидации компании. В результате руководитель может поучить не только штраф, но и может быть привлечен к уголовной ответственности.

Наиболее распространенными причинами наступления уголовной ответственности являются:

  1. 1уклонение от уплаты налогов и сборов (ст. 199 УК РФ);
  2. 2сокрытие средств компании с целью уклонения от погашения недоимок (ст. 199.2 УК РФ);
  3. 3злостное уклонение от возврата задолженности в крупном размере (ст. 177 УК РФ);
  4. 4преднамеренное или фиктивное банкротство (ст. 196, 197 УК РФ).

Например, уклонение от уплаты налогов наказывается штрафом в размере от 100 000 до 300 000 рублей, арестом или лишением свободы на срок до 2 лет. Если же будет доказано, что это групповое преступление и сумма долга превышает 2 000 000 рублей, то лишить свободы могут на срок до 6 лет.

  • Как создается ликвидационная комиссия и в чем заключаются ее задачи?
  • В какую сумму обойдется официальная ликвидация фирмы?
  • Какой вариант ликвидации снимет ответственность в полном объеме с директора?

Оглавление

  1. Какие ошибки можно совершить при ликвидации фирмы
    • Объявление о закрытии компании
    • Заполнение формы Р15001 и Р16001
    • Долг перед бюджетом
    • Несданная отчетность
    • Срок ликвидации

Юридическая ликвидация ООО предполагает полное прекращение работы общества с ограниченной ответственностью. То есть после ее проведения права и обязанности руководителя по правопреемству не переходят к другим людям. Ликвидируется компания на добровольной основе или по решению суда, на основании указанных в статье 61 ГК РФ норм.

Какие ошибки можно совершить при ликвидации фирмы

Ликвидация ООО — сложный процесс, при котором нужно учесть ряд особенностей, чтобы не сделать ошибки. Это поможет избежать неприятностей в налоговой, не получить штрафные санкции и не начать судебное разбирательство в дальнейшем.

Объявление о закрытии компании

Ликвидация компании невозможна без предварительного размещения объявления о закрытии фирмы. Размещение объявления, извещение заинтересованных лиц необходимо по законодательству. Это нужно сделать даже в случае отсутствия кредиторов. Поместить его за оплату нужно в журнале Вестник государственной регистрации или на сайте Федресурса. Предварительно необходимо оповестить регистрирующий орган о своем желании.

Заполнение формы Р15001 и Р16001

Документы по форме Р15001 и Р16001 нужно заполнять на ПК, используя шрифт CourierNew 18. Печатать бумаги только на одной стороне. При допуске ошибки документы нужно заполнить заново. Каждую букву и цифру следует располагать в отдельной ячейке. Переданные бумаги с ошибками считаются непредоставленными.

юридическая ликвидация ооо фото

Долг перед бюджетом

Чтобы подать в ИФНС РФ промежуточный ликвидационный баланс, надо провести ревизию долгов, оплатить их и получить соответствующую справку. Переплата по налогам и долгам также считается препятствием в закрытии юридического лица.

Несданная отчетность

Ликвидация ООО, пошаговая инструкция которой должна быть соблюдена, чтобы не сделать эту ошибку, указывает на то, что отчетность по результату деятельности нужно сдавать в срок. Направить ее нужно в ИФНС, ФСС, ПФР и Росстат полностью. Отчетный период начинается с 1 января до внесения в ЕГРЮЛ записи о закрытии компании.

Срок ликвидации

Ликвидировать фирму невозможно при нарушении срока ликвидации, установленного законом. Компании дается год на процедуру. Если не получается закрыть фирму вовремя, лучше продлить процедуру в суде.

В результате, закрыть юридическое лицо сложно. Вне зависимости от того, добровольная ликвидация ООО или нет, необходимо помнить порядок ликвидации ООО. Лучше использовать услуги юридической компании, чтобы не сделать ошибки и учесть вышеперечисленные особенности.

Мы используем cookie-файлы. С их помощью мы заботимся о Вас, улучшая работу этого сайта.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки при лечении грибка ногтя запущенная форма
  • Ошибки при лечении среднего кариеса
  • Ошибки при лечении глубокого кариеса
  • Ошибки при купании новорожденного
  • Ошибки при лечении вкладками