Ошибки при изготовлении папье маше

На чтение 17 мин Просмотров 5.1к.

Искусству получения изделий из мягких размоченных кусочков бумаги, наклеиваемых на некую форму послойно, не менее 2 тысяч лет. По крайней мере, в Поднебесной империи китайцы делали из многослойной бумаги даже лёгкие доспехи – и они успешно защищали от стрелы на излёте или даже от скользящего удара меча!

Но расцвет искусства всё же пришёлся на XVII-XVIII века Европы, когда в моду вошли карнавалы и маскарады родом из Венеции.

И чтобы приобщиться к древнему искусству, давайте рассмотрим освоение техники изготовления папье-маше хотя бы для начинающих

Что такое папье-маше

Что такое папье-маше

Буквальный перевод термина с французского – «жёваная бумага». Конечно же, её не жуют, не стоит понимать переводный термин буквально. Но вот то, что она должна быть мягкой, рыхлой – бесспорно. Что, кстати, означает, что для изделий такого типа можно использовать самую дешёвую бумагу, типа газетной, салфеточной или даже туалетной (для особо тонких частей изготавливаемых изделий, где требуется глубокое проникновение бумажной массы в тонкую складку на матрице).

Исходный материал для папье-маше – рваные клочки бумаги размером от 2 до 4 квадратных сантиметров. Бумага должна быть именно рваной, так она легче накладывается одна на другую и плотнее прилегает. А кроме того, клей через рваные края легче внедряется в краевые области клочков. Эти кусочки слоями, с перекрытием один на другой, наклеиваются на нужную форму.

Предположим, вам нужно создать маску. Что делается для этого? В простом варианте из глины, алебастра, пластилина, или из той же размокшей и пропитанной клеем бумаги (можно брать рыхлые ячейки от яиц) лепится модель в натуральную величину. Дожидаются её затвердевания. Поверхность смазывается клеем и на неё начинают слоями, с перекрытием по краям клочков, наклеивать 2 слоя.

Дожидаются полного высыхания, клеят следующие 2 слоя. Высушивают, как два предыдущих… и так до десяти слоёв. Потом полученное папье-маше шлифуют мелкой шкуркой, раскрашивают красками. Лучше акриловыми – они не мажутся и не растворяются при попадании воды. Всё! Маска из папье-маше готова.

История появления творческого направления

История появления

Маски для маскарада из папье-маше.

Культура эпохи Возрождения в Европе как раз совпала с появлением массового увлечения новым видом поделок. На смену сложным маскам из кожи, дерева или металла, получаемым методом резьбы, штамповки или чеканки, пришла простая методика на основе бумаги, клея и воды.

А тут ещё подоспели массовые ночные увеселения в Тюильри и Версале во времена короля-солнце Луи XIV (у нас его принято почему-то называть Людовиком). А для этих ночных маскарадов нужно было оперативно реагировать на возникающие модные «масочные» тенденции, и сделать маску своими руками даже в среде аристократии стало bon ton’ом – хорошим тоном (франц.)

А потом, как это всегда бывало в истории моды, направление плавно «перешло в народ». И Маски стали изготовлять даже на религиозные праздники, а из самого материала делать даже фигуры святых в храмы. Тем более, что стоило это на порядок дешевле вырезанных из дерева или отлитых из гипса.

А в 18 веке стараниями Петра Великого искусство папье-маше проникло и в Российскую империю. И во многом способствовало развитию дворянских затворниц, которые до этого безвылазно сидели в теремах.

Разновидности папье-маше

Разновидности папье-маше различаются по техникам их исполнения. Основные из них, это

1. Лепка.

Лепка

Изделия получают из размокшей в воде бумажной массы. Бумага в виде мелких клочков неправильной формы, с площадью 2-4 см2, замачивается на срок от 12 до 24 часов. Затем эта кашица нагревается до кипения, остужается, отжимается от излишков воды и в неё вводят клей ПВА в пропорции 1 часть клея на 2 части массы.

Иногда для большей эластичности добавляют мел. А из получаемого густого однородного субстрата вылепливают поделку нужной формы.

Как вариант из более жидкого субстрата с добавкой гипса изделие отливается в заранее заготовленной форме

2. Послойное склеивание под прессом

Послойное склеивание

Шкатулка созданная методом прессования папье-маше.

Техника создания папье-маше под давлением позволяет получать очень прочные изделия. Методом прессования, например, получают заготовки для шкатулок, которые в дальнейшем расписывают мастера Палеха, создавая тончайшие многофигурные миниатюры.

Применение в качестве склеивающих средств всевозможных синтетических клеев позволяет получить композитные материалы, по структуре похожие на фанеру, но особой прочности.

3. Наклейка на форму слоями (маширование)

Самая лёгкая для освоения техника изготовления папье-маше, доступная даже детям и начинающим, не имевшим с техникой дела ранее, а также абсолютно безопасная. Суть метода – в выборе или изготовлении жёсткой формы для будущего изделия, измельчения бумаги вручную на тонкие полоски или кусочки произвольной формы, нанесения бумаги на форму (матрицу) слоями с промежуточной сушкой этих слоёв.

Наклейка на форму

Наклейка на форму слоями.

Можно укреплять изделия армированием, накладывая поверх каждого высушенного слоя тонкую ткань или марлю.

Что потребуется для изготовления папье-маше

Для изготовления потребуется вогнутая или выпуклая форма, бумажная или бумажно-меловая масса, клей, вода, ёмкость для замачивания бумаги.

Из чего делают основу

Из чего делают основу

Пример основы из воздушного шара.

Основа – это то, на что лепят бумажную массу. Обычно начинающие в качестве основы берут готовые вежи простой формы (Мяч, воздушный шар, банка, кружка и т.д.). если же форма не устраивает, её делают самостоятельно согласно замыслу.

Например – лепят из глины или пластилина. А чтобы сократить расход пластилина, им облепляют что-то простое и дешёвое. Скажем, плотно скатанный и обмотанный нитками для фиксации бумажный ком.

Выбор клея

Лучшим клеем для папье-маше считается ПВА. Только брать этот клей нужно высокого качества, белого цвета, без желтоватого оттенка.

Выбор клея

Но вполне подойдёт и сваренный из муки (1 ст. ложка муки разбалтывается без комков в 3 ст. ложках воды, а затем эта масса вливается в 250 мл кипящей воды и варится до загустевания. Обычно 10 мин, притом с добавкой соли в качестве антисептика.)

Ещё один вариант – клейстер из крахмала: 1 ст. ложка разводится в 100 мл воды и вливается в 100 мл кипящей воды, доводится до повторного кипения и прозрачности массы, снимается с огня и охлаждается.

Можно пользоваться также обойными клеями, при некоторых условиях они даже предпочтительнее – особенно если требуется повышенная прочность готового изделия.

Из чего делать массу

Для приготовления массы подойдёт газетная или туалетная бумага , притом туалетная может быть самого низкого качества, то есть тонкая и рыхлая, так даже лучше. Годятся также салфетки, бумажные полотенца, а чтобы получить массу, предназначенную для лепки, лучше всего брать уже практически готовую целлюлозу от форм, в которых продают яйца.

Из чего делать массу

Приготовление массы.

Главное после размокания такой массы – измельчить её до максимально однородного, без комочков, состояния.

Методики приготовления массы для изготовления папье-маше

Методики мало чем отличаются технически, основные различия во времени приготовления и в исходном материале

Бумага и газета

Самый распространённый, простой и максимально дешёвый способ, в котором материал для папье-маше вообще ничего не стоит: используются обрывки газет и рекламных буклетов, которые в изобилии рассовываются в почтовые ящики.

Бумага и газета

Нужно только помнить, что бумага должна быть низшего качества, т.е. газетная. Веленевая, глянцевая, мелованная не пойдут – они плохо размокают, а при формировании объёмных и сложных форм дадут ненужные морщины и складки.

Яичные коробки

Практически уже готовый материал для папье-маше, идеальный для лепки объёмных форм – надо только отжать лишнюю воду, когда эти упаковки размокнут. При этом способе создания изделий из папье-маше почти не используют матрицы и пуансоны, лепят «вживую».

Салфетки

Методики приготовления

Яичные коробки и салфетки.

Главное свойство бумажных салфеток – хорошо и быстро впитывать воду, что и используется в технике папье-маше. Особенно ценно то, что получается рыхлая и очень однородная структура.

Недостаток – в стоимости самих салфеток (хотя белые или любые однотонные, наиболее универсальные, как раз самые дешёвые из всех)

Рецепт без усадки

При высыхании изделия из папье-маше уменьшаются в объёме. Если это происходит при наклейке на матрицу, это не критично. Но вот при лепке, когда внутри нет каркаса, усадка деформирует изделие. Чтобы её не случилось, в бумажную массу весом примерно в 40-50 г, вводят

  • лимонный сок – 1 ч. ложка;
  • жидкое мыло — 1 ст. ложка;
  • масло растит. – 2 ст. ложки;
  • 40 г крахмала (кукурузного или картофельного, неважно);
  • мука пшеничная – 100 г
  • клей ПВА – 200 мл.

Полученная таким образом масса во время высыхания как бы полимеризуется по всей толще. Или, если угодно, цементируется вся одновременно, и снаружи и внутри, что помогает избежать усадки, свойственной для изделий с неравномерным схватыванием формирующей массы.

Вода, клей и туалетная бумага

Вода, клей и туалетная бумага

Из воды, клея и бумаги получается наиболее быстро приготовляемая масса для папье-маше, в силу быстрого размокания туалетной бумаги (иногда до микроскопических фрагментов). Для приготовления однородного «теста» из туалетной бумаги, воды и клея иногда применяют стационарный блендер или микшер на основе дрели и строительной мешалки.

Пропорции воды и клея могут быть от 1:1 до 1:2.

Примеры поделок из папье-маше

Познакомьтесь с наиболее часто встречающимися и наиболее востребованными поделками из папье-маше. Их достоинство – в многообразии творческого подхода мастеров, которые вносят свои, только им присущие детали в создание образов из такого пластичного материала, как папье-маше

Карнавальные маски

Карнавальные маски

Возьмите самую простую маску из пластика или картона, и используйте для создания нужного вам образа её внутреннюю часть: после отделения полученной заготовки у вас получится идеально готовая к росписи поверхность. А та часть, которая будет обращена к лицу, подвергнется самой минимальной обработке.

Итак, изнанка смазывается вазелином или растительным маслом. Из ячейки от яиц готовят формовочную массу, хорошо вымешивают до однородности, отжимают лишнюю воду, добавляют клей, снова вымешивают и наносят слоями, используя пальцы, жёсткую кисть, шпатель или мастихин, который применяют в своей работе живописцы. Высохшая маска легко отделится от формы-основы, останется раскрасить её, придав нужный декор.

Бутафория

Для бутафории могут использоваться все техники изготовления изделий из папье-маше: лепка, послойное формирование, склеивание под прессом.

Лепку используют для создания объёмных фигур (кукол), послойную наклейку – для масок и предметов обихода, склеивание под прессом – в производстве несущих конструкций и передвижных ширм-задников.

Декоративная бумага

Хорошо, равномерно замешанная бумажная масса из туалетной бумаги, белых или цветных монохромных салфеток и даже из ячеек для яиц годится для изготовления декоративной бумаги.

Для этого тщательно вымешенную массу раскатывают скалкой на манер тонкого блина из теста, налепляют на неё сухоцветы или любые плоские , лёгкие декоративные элементы, и высушивают, что называется, «до звона» при комнатной температуре или минимальном подогреве. А для минимального подогрева подойдут инфракрасные коврики для сушки ягод и грибов.

Декор для дома и сада

Декор для дома и сад

Всевозможные гномики, феи, эльфы и прочие сказочные персонажи ростом в 25-35 см, сделанные из папье-маше, хорошо украсят сад, палисадник, обочины парковой дорожки. Нужно только позаботиться о пропитке, защищающей от влаги.

И при должном старании во время этой пропитки срок эксплуатации таких изделий не ограничится одним или даже двумя сезонами!

Кроме того, из папье-маше можно изготовить подвесные фонари, абажуры и подсвечники, убираемые днём под крышу – так их срок службы увеличится ещё больше.

Схемы изготовления папье-маше для начинающих

В любом деле важно с чего-то начать, имея в качестве багажа элементарные знания о предмете. Чтобы избежать «блуждания в потёмках», предлагаем вам набор лайфхаков для быстрого освоения техники папье-маше.

Круглый абажур

Подойдёт любой шарообразный или яйцеобразный предмет. Например, надутый воздушный шар. Кстати, эта форма-заготовка удобна тем, что размер будущего абажура может варьироваться от степени надутия шара.

Круглый абажур

Надутый шар завязывается, и со стороны горловины после смазывания вазелином или растительным маслом начинает обклеиваться послойно кусочками бумаги или размятым «тестом» из салфеток или яичных ячеек.

Оклеивают до середины шара, до его «экватора, то есть до того места, где он снова начнёт сужаться, переходя в другое полушарие. Прелесть такому импровизированному абажуру придаст то, что края абажура можно не обрезать ровно, а оставить как есть, с волнистой или даже рваной линией краёв.

Внутреннюю часть абажура для лучшего отражения света красят белой, бронзовой или алюминиевой краской, снаружи же, как хватит фантазии. При этом слишком тщательно обрабатывать внешнюю поверхность не стоит, её «фишка» именно в этом.

А отверстие у горловины, через которое вытаскивается сдутый в конце работы шар, используют для закрепления патрона для лампочки.

Папье-маше – материал горючий! Поэтому не используйте в таких абажурах лампы накаливания. Только светодиодные, холодного свечения.

Декоративная ваза

Если ваза у вас будет функциональной, то есть не только иметь внешность вазы, но и пустотелой внутри, то лепить её нужно в технике маширования, то есть наклейкой кусочков. Для этого надувают два шара, большой и маленький (маленький раза в 3 меньше большого, и он пойдёт на горловину).

Декоративная ваза

А также берут небольшое плоское блюдце для днища вазы. Большую и малую готовые и просушенные заготовки потом соединяют, наклеивая кусочки бумаги или намазывая пасту из неё на место соединения горлышка, основного «тела» вазы и донышка.

Для вазы сложной или вытянутой формы могут быть использованы и три, и четыре шара разных размеров, в зависимости от замысла.

Готовое и просушенное изделие шлифуется, грунтуется и раскрашивается.

Фигуры для сада

Фигуры для сада

Скульптуры малых форм (гномы, тролли или абстрактные композиции) в сад лучше лепить из сплошной бумажной массы, которая затем грунтуется водостойкой грунтовкой, не позволяющей изделиям расползаться от дождя и росы, и декорируются масляными или акриловыми красками, также не боящимися воды.

Для экономии бумажной массы её налепляют, как на основу или каркас, на чурбачки, которые и заполнят основной объём.

Музыка ветра

То, что в скульптуре малых форм принято называть «мОбилем» или «стАбилем» — абстрактной композицией с элементами, которые подвижны в той или иной степени относительно какой-то общей доминирующей части.

Музыка ветра

В нашем случае «Музыка ветра» представляет собой две ленты из папье-маше, которые склеены в кольцо, а к нему по периметру, на расстоянии 6-9 см, подвешены на цепочках или прямых проволочках колокольчики, бубенчики или что-нибудь такое звонкое из бронзы, меди или латуни (миниатюрные гонги). То, что при дуновении ветра будет раскачиваться и звенеть.

Кольцо обязательно грунтуют и промазывают шпатлёвкой для прочности и неразмокаемости. А для декора – раскрашивают.

Панно с тюльпанами

Во многом повторяет технику декоративной бумаги – только лист бумаги, который вы будете создавать, раскатывая бумажную массу скалкой, будет потолще. А ещё вам понадобится скорлупа из небольших яиц, благодаря которой получатся почти настоящие тюльпаны.

Только для этого нужно будет проколоть в противоположных концах яйца аккуратные дырочки и сквозь них выдуть наружу содержимое яйца. А потом эту почти целую скорлупу осторожно, чтобы не раздавить, оклеить в технике маширования несколькими слоями размоченной бумаги, с промежуточными сушками слоёв.

Потом полученные тюльпанчики разрезаются надвое «по меридиану», грунтуются, декорируются краской и половинки наклеивают на лист-основу в виде букета из 3-10 цветов.

Звери из папье-маше

Звери из папье-маше

Небольшие фигурки, весом до 15-25 г, проще лепить из тестообразной бумажной массы, получаемой из салфеток, туалетной бумаги или ячеек от яиц. То есть без пустоты внутри.

Более объёмные игрушки будут уже слишком тяжёлыми, поэтому сначала делают болванку-основу из пластилина или скомканной и скрученной фольги, на которую после покрытия вазелином или растительным маслом или намазывают бумажную однородную массу, или наклеивают размоченные клочки бумаги послойно (способ маширования).

Потом, после окончательного высыхания, полученное изделие разрезают пополам, основу изнутри убирают, половинки машированием вновь склеивают и после окончательной сушки шлифуют и декорируют согласно художественного замысла.

Домики

домики

Проще всего сделать домик, взяв коробочку из-под сока. Или молока. Срезается верх, остаётся основа в виде пола и стенок. Острым канцелярским ножом делают прорези в виде дверей и окон, а потом обычным для папье-маше способом наклеивают слоями бумагу, давая 2-3 слоям высохнуть.

При этом можно даже сделать дверь, которая открывается и закрывается. Достаточно для этого дверной проём прорезать только сверху, снизу и по одной длинной вертикальной стороне – вторая будет согнута сначала под прямым углом, а потом разработана взад-вперёд. Дверные петли потом, во время оформления, будут дорисованы.

Если же задача сделать домики пустотелыми не ставится, они лепятся из сплошной бумажной массы.

Новогодние игрушки

Новогодние игрушк

Шарики делаются на основе из скомканного листа газеты. Просто чтобы он не расправлялся, его туго пеленают нитками, в конце выводя петельку для подвески. Затем эта основа обмазывается послойно «тестом» из папье-маше послойной, с промежуточной сушкой каждого слоя. Дальше уже дело фантазии и техники: шары красят, оклеивают блёсками, пайетками или стразами, декорируют мишурой и т.п.

Сложнее делать объёмные фигурки в виде Деда Мороза, Снегурочки, зверят. Здесь потребуется сначала грубый каркас (из скомканной и скрученной фольги, например), который обмазывается вазелином, потом на него клеят способом маширования или пастой из бумажной массы, (что проще), саму скульптурку. А далее уже традиционная работа – такая же, как и при изготовлении бумажных зверей.

Карнавальная маска

Сейчас в продаже можно найти чисто белые или монохромные маски-заготовки для будущих изделий из папье-маше. Но если вам нужен эксклюзив, то снимите мерку с головы и лица, учтите высоту и размер вашего носа и глубину глазных впадин, и смело сотворите черновую маску из пластилина!

маски

Подложив в основу, для меньшей траты этого материала, скомканную и стянутую нитками газету. При этом полученная основа должна всё же иметь некое сходство с вашим лицом, для большего комфорта ношения такой маски.

А дальше просто: форма намазывается вазелином или любым дешёвым косметическим кремом, или растительным маслом, и на форму начинаете лепить из однородной бумажной массы или способом маширования слой за слоем, с промежуточной сушкой. Да, и тесёмки-завязки вставить в массу по краям не забудьте, чтобы маска потом держалась на лице!

Обычно хватает 8-10 слоёв, после 4-го или 5-го слоя маску можно укрепить марлей, введя в середину наклеиваемой массы своеобразное матерчатое армирование.

Высохшая, отшлифованная маска декорируется согласно задумке, а внутренняя поверхность обезжиривается спиртом, ацетоном или чем-то подобным, растворяющим жиры.

Миниатюра темперой на папье-маше

Русские народные промыслы Палех и Холуй немыслимы без шкатулок из папье-маше. Как, впрочем, жостовские подносы или лаковые поделки из Федоскино. Эти изделия прессуются из картона с проклейкой клейстером или ПВА, грунтуются водозащитными грунтами, тщательно шлифуются и по ним ведётся роспись масляной краской, темперой или акрилом.

Создать прессование сложную форму в домашних условиях вряд ли получится, но можно приобрести готовую не расписанную заготовку и попрактиковаться на ней.

Советы для начинающих

Мастер-класс по лепке кота.

Для облегчения и удобства стоит прислушаться к советам бывалых, для которых изготовление изделий из папье-маше стало настоящим увлечением.

  • Застилайте рабочий стол клеёнкой или куском силикона – с них потом легче убрать остатки клея, пластилина, клейстера и прочих ингредиентов для изготовления папье-маше.
  • Если варите клейстер из муки или крахмала, то, во-первых, добавляйте в массу клейстера соль для предотвращения закисания, а во-вторых, если не используете его за 3-4 дня, храните его в холодильнике.
  • Бумажную массу для лепки измельчайте как можно сильнее. Идеальный вариант – стационарным или погружным блендером.
  • Промежуточные и конечную сушки изделий проводите при минимальном использовании нагревательных приборов.
  • После шлифовки обязательно грунтуйте работу водозащитным грунтом – это избавит вас от многих неприятностей.
  • Слои папье-маше на карнавальных масках лучше склеивать мучным или крахмальным клейстером – они, в отличие даже от самого качественного ПВА, совершенно неаллергенны.

На чтение 17 мин Просмотров 5.1к.

Искусству получения изделий из мягких размоченных кусочков бумаги, наклеиваемых на некую форму послойно, не менее 2 тысяч лет. По крайней мере, в Поднебесной империи китайцы делали из многослойной бумаги даже лёгкие доспехи – и они успешно защищали от стрелы на излёте или даже от скользящего удара меча!

Но расцвет искусства всё же пришёлся на XVII-XVIII века Европы, когда в моду вошли карнавалы и маскарады родом из Венеции.

И чтобы приобщиться к древнему искусству, давайте рассмотрим освоение техники изготовления папье-маше хотя бы для начинающих

Что такое папье-маше

Что такое папье-маше

Буквальный перевод термина с французского – «жёваная бумага». Конечно же, её не жуют, не стоит понимать переводный термин буквально. Но вот то, что она должна быть мягкой, рыхлой – бесспорно. Что, кстати, означает, что для изделий такого типа можно использовать самую дешёвую бумагу, типа газетной, салфеточной или даже туалетной (для особо тонких частей изготавливаемых изделий, где требуется глубокое проникновение бумажной массы в тонкую складку на матрице).

Исходный материал для папье-маше – рваные клочки бумаги размером от 2 до 4 квадратных сантиметров. Бумага должна быть именно рваной, так она легче накладывается одна на другую и плотнее прилегает. А кроме того, клей через рваные края легче внедряется в краевые области клочков. Эти кусочки слоями, с перекрытием один на другой, наклеиваются на нужную форму.

Предположим, вам нужно создать маску. Что делается для этого? В простом варианте из глины, алебастра, пластилина, или из той же размокшей и пропитанной клеем бумаги (можно брать рыхлые ячейки от яиц) лепится модель в натуральную величину. Дожидаются её затвердевания. Поверхность смазывается клеем и на неё начинают слоями, с перекрытием по краям клочков, наклеивать 2 слоя.

Дожидаются полного высыхания, клеят следующие 2 слоя. Высушивают, как два предыдущих… и так до десяти слоёв. Потом полученное папье-маше шлифуют мелкой шкуркой, раскрашивают красками. Лучше акриловыми – они не мажутся и не растворяются при попадании воды. Всё! Маска из папье-маше готова.

История появления творческого направления

История появления

Маски для маскарада из папье-маше.

Культура эпохи Возрождения в Европе как раз совпала с появлением массового увлечения новым видом поделок. На смену сложным маскам из кожи, дерева или металла, получаемым методом резьбы, штамповки или чеканки, пришла простая методика на основе бумаги, клея и воды.

А тут ещё подоспели массовые ночные увеселения в Тюильри и Версале во времена короля-солнце Луи XIV (у нас его принято почему-то называть Людовиком). А для этих ночных маскарадов нужно было оперативно реагировать на возникающие модные «масочные» тенденции, и сделать маску своими руками даже в среде аристократии стало bon ton’ом – хорошим тоном (франц.)

А потом, как это всегда бывало в истории моды, направление плавно «перешло в народ». И Маски стали изготовлять даже на религиозные праздники, а из самого материала делать даже фигуры святых в храмы. Тем более, что стоило это на порядок дешевле вырезанных из дерева или отлитых из гипса.

А в 18 веке стараниями Петра Великого искусство папье-маше проникло и в Российскую империю. И во многом способствовало развитию дворянских затворниц, которые до этого безвылазно сидели в теремах.

Разновидности папье-маше

Разновидности папье-маше различаются по техникам их исполнения. Основные из них, это

1. Лепка.

Лепка

Изделия получают из размокшей в воде бумажной массы. Бумага в виде мелких клочков неправильной формы, с площадью 2-4 см2, замачивается на срок от 12 до 24 часов. Затем эта кашица нагревается до кипения, остужается, отжимается от излишков воды и в неё вводят клей ПВА в пропорции 1 часть клея на 2 части массы.

Иногда для большей эластичности добавляют мел. А из получаемого густого однородного субстрата вылепливают поделку нужной формы.

Как вариант из более жидкого субстрата с добавкой гипса изделие отливается в заранее заготовленной форме

2. Послойное склеивание под прессом

Послойное склеивание

Шкатулка созданная методом прессования папье-маше.

Техника создания папье-маше под давлением позволяет получать очень прочные изделия. Методом прессования, например, получают заготовки для шкатулок, которые в дальнейшем расписывают мастера Палеха, создавая тончайшие многофигурные миниатюры.

Применение в качестве склеивающих средств всевозможных синтетических клеев позволяет получить композитные материалы, по структуре похожие на фанеру, но особой прочности.

3. Наклейка на форму слоями (маширование)

Самая лёгкая для освоения техника изготовления папье-маше, доступная даже детям и начинающим, не имевшим с техникой дела ранее, а также абсолютно безопасная. Суть метода – в выборе или изготовлении жёсткой формы для будущего изделия, измельчения бумаги вручную на тонкие полоски или кусочки произвольной формы, нанесения бумаги на форму (матрицу) слоями с промежуточной сушкой этих слоёв.

Наклейка на форму

Наклейка на форму слоями.

Можно укреплять изделия армированием, накладывая поверх каждого высушенного слоя тонкую ткань или марлю.

Что потребуется для изготовления папье-маше

Для изготовления потребуется вогнутая или выпуклая форма, бумажная или бумажно-меловая масса, клей, вода, ёмкость для замачивания бумаги.

Из чего делают основу

Из чего делают основу

Пример основы из воздушного шара.

Основа – это то, на что лепят бумажную массу. Обычно начинающие в качестве основы берут готовые вежи простой формы (Мяч, воздушный шар, банка, кружка и т.д.). если же форма не устраивает, её делают самостоятельно согласно замыслу.

Например – лепят из глины или пластилина. А чтобы сократить расход пластилина, им облепляют что-то простое и дешёвое. Скажем, плотно скатанный и обмотанный нитками для фиксации бумажный ком.

Выбор клея

Лучшим клеем для папье-маше считается ПВА. Только брать этот клей нужно высокого качества, белого цвета, без желтоватого оттенка.

Выбор клея

Но вполне подойдёт и сваренный из муки (1 ст. ложка муки разбалтывается без комков в 3 ст. ложках воды, а затем эта масса вливается в 250 мл кипящей воды и варится до загустевания. Обычно 10 мин, притом с добавкой соли в качестве антисептика.)

Ещё один вариант – клейстер из крахмала: 1 ст. ложка разводится в 100 мл воды и вливается в 100 мл кипящей воды, доводится до повторного кипения и прозрачности массы, снимается с огня и охлаждается.

Можно пользоваться также обойными клеями, при некоторых условиях они даже предпочтительнее – особенно если требуется повышенная прочность готового изделия.

Из чего делать массу

Для приготовления массы подойдёт газетная или туалетная бумага , притом туалетная может быть самого низкого качества, то есть тонкая и рыхлая, так даже лучше. Годятся также салфетки, бумажные полотенца, а чтобы получить массу, предназначенную для лепки, лучше всего брать уже практически готовую целлюлозу от форм, в которых продают яйца.

Из чего делать массу

Приготовление массы.

Главное после размокания такой массы – измельчить её до максимально однородного, без комочков, состояния.

Методики приготовления массы для изготовления папье-маше

Методики мало чем отличаются технически, основные различия во времени приготовления и в исходном материале

Бумага и газета

Самый распространённый, простой и максимально дешёвый способ, в котором материал для папье-маше вообще ничего не стоит: используются обрывки газет и рекламных буклетов, которые в изобилии рассовываются в почтовые ящики.

Бумага и газета

Нужно только помнить, что бумага должна быть низшего качества, т.е. газетная. Веленевая, глянцевая, мелованная не пойдут – они плохо размокают, а при формировании объёмных и сложных форм дадут ненужные морщины и складки.

Яичные коробки

Практически уже готовый материал для папье-маше, идеальный для лепки объёмных форм – надо только отжать лишнюю воду, когда эти упаковки размокнут. При этом способе создания изделий из папье-маше почти не используют матрицы и пуансоны, лепят «вживую».

Салфетки

Методики приготовления

Яичные коробки и салфетки.

Главное свойство бумажных салфеток – хорошо и быстро впитывать воду, что и используется в технике папье-маше. Особенно ценно то, что получается рыхлая и очень однородная структура.

Недостаток – в стоимости самих салфеток (хотя белые или любые однотонные, наиболее универсальные, как раз самые дешёвые из всех)

Рецепт без усадки

При высыхании изделия из папье-маше уменьшаются в объёме. Если это происходит при наклейке на матрицу, это не критично. Но вот при лепке, когда внутри нет каркаса, усадка деформирует изделие. Чтобы её не случилось, в бумажную массу весом примерно в 40-50 г, вводят

  • лимонный сок – 1 ч. ложка;
  • жидкое мыло — 1 ст. ложка;
  • масло растит. – 2 ст. ложки;
  • 40 г крахмала (кукурузного или картофельного, неважно);
  • мука пшеничная – 100 г
  • клей ПВА – 200 мл.

Полученная таким образом масса во время высыхания как бы полимеризуется по всей толще. Или, если угодно, цементируется вся одновременно, и снаружи и внутри, что помогает избежать усадки, свойственной для изделий с неравномерным схватыванием формирующей массы.

Вода, клей и туалетная бумага

Вода, клей и туалетная бумага

Из воды, клея и бумаги получается наиболее быстро приготовляемая масса для папье-маше, в силу быстрого размокания туалетной бумаги (иногда до микроскопических фрагментов). Для приготовления однородного «теста» из туалетной бумаги, воды и клея иногда применяют стационарный блендер или микшер на основе дрели и строительной мешалки.

Пропорции воды и клея могут быть от 1:1 до 1:2.

Примеры поделок из папье-маше

Познакомьтесь с наиболее часто встречающимися и наиболее востребованными поделками из папье-маше. Их достоинство – в многообразии творческого подхода мастеров, которые вносят свои, только им присущие детали в создание образов из такого пластичного материала, как папье-маше

Карнавальные маски

Карнавальные маски

Возьмите самую простую маску из пластика или картона, и используйте для создания нужного вам образа её внутреннюю часть: после отделения полученной заготовки у вас получится идеально готовая к росписи поверхность. А та часть, которая будет обращена к лицу, подвергнется самой минимальной обработке.

Итак, изнанка смазывается вазелином или растительным маслом. Из ячейки от яиц готовят формовочную массу, хорошо вымешивают до однородности, отжимают лишнюю воду, добавляют клей, снова вымешивают и наносят слоями, используя пальцы, жёсткую кисть, шпатель или мастихин, который применяют в своей работе живописцы. Высохшая маска легко отделится от формы-основы, останется раскрасить её, придав нужный декор.

Бутафория

Для бутафории могут использоваться все техники изготовления изделий из папье-маше: лепка, послойное формирование, склеивание под прессом.

Лепку используют для создания объёмных фигур (кукол), послойную наклейку – для масок и предметов обихода, склеивание под прессом – в производстве несущих конструкций и передвижных ширм-задников.

Декоративная бумага

Хорошо, равномерно замешанная бумажная масса из туалетной бумаги, белых или цветных монохромных салфеток и даже из ячеек для яиц годится для изготовления декоративной бумаги.

Для этого тщательно вымешенную массу раскатывают скалкой на манер тонкого блина из теста, налепляют на неё сухоцветы или любые плоские , лёгкие декоративные элементы, и высушивают, что называется, «до звона» при комнатной температуре или минимальном подогреве. А для минимального подогрева подойдут инфракрасные коврики для сушки ягод и грибов.

Декор для дома и сада

Декор для дома и сад

Всевозможные гномики, феи, эльфы и прочие сказочные персонажи ростом в 25-35 см, сделанные из папье-маше, хорошо украсят сад, палисадник, обочины парковой дорожки. Нужно только позаботиться о пропитке, защищающей от влаги.

И при должном старании во время этой пропитки срок эксплуатации таких изделий не ограничится одним или даже двумя сезонами!

Кроме того, из папье-маше можно изготовить подвесные фонари, абажуры и подсвечники, убираемые днём под крышу – так их срок службы увеличится ещё больше.

Схемы изготовления папье-маше для начинающих

В любом деле важно с чего-то начать, имея в качестве багажа элементарные знания о предмете. Чтобы избежать «блуждания в потёмках», предлагаем вам набор лайфхаков для быстрого освоения техники папье-маше.

Круглый абажур

Подойдёт любой шарообразный или яйцеобразный предмет. Например, надутый воздушный шар. Кстати, эта форма-заготовка удобна тем, что размер будущего абажура может варьироваться от степени надутия шара.

Круглый абажур

Надутый шар завязывается, и со стороны горловины после смазывания вазелином или растительным маслом начинает обклеиваться послойно кусочками бумаги или размятым «тестом» из салфеток или яичных ячеек.

Оклеивают до середины шара, до его «экватора, то есть до того места, где он снова начнёт сужаться, переходя в другое полушарие. Прелесть такому импровизированному абажуру придаст то, что края абажура можно не обрезать ровно, а оставить как есть, с волнистой или даже рваной линией краёв.

Внутреннюю часть абажура для лучшего отражения света красят белой, бронзовой или алюминиевой краской, снаружи же, как хватит фантазии. При этом слишком тщательно обрабатывать внешнюю поверхность не стоит, её «фишка» именно в этом.

А отверстие у горловины, через которое вытаскивается сдутый в конце работы шар, используют для закрепления патрона для лампочки.

Папье-маше – материал горючий! Поэтому не используйте в таких абажурах лампы накаливания. Только светодиодные, холодного свечения.

Декоративная ваза

Если ваза у вас будет функциональной, то есть не только иметь внешность вазы, но и пустотелой внутри, то лепить её нужно в технике маширования, то есть наклейкой кусочков. Для этого надувают два шара, большой и маленький (маленький раза в 3 меньше большого, и он пойдёт на горловину).

Декоративная ваза

А также берут небольшое плоское блюдце для днища вазы. Большую и малую готовые и просушенные заготовки потом соединяют, наклеивая кусочки бумаги или намазывая пасту из неё на место соединения горлышка, основного «тела» вазы и донышка.

Для вазы сложной или вытянутой формы могут быть использованы и три, и четыре шара разных размеров, в зависимости от замысла.

Готовое и просушенное изделие шлифуется, грунтуется и раскрашивается.

Фигуры для сада

Фигуры для сада

Скульптуры малых форм (гномы, тролли или абстрактные композиции) в сад лучше лепить из сплошной бумажной массы, которая затем грунтуется водостойкой грунтовкой, не позволяющей изделиям расползаться от дождя и росы, и декорируются масляными или акриловыми красками, также не боящимися воды.

Для экономии бумажной массы её налепляют, как на основу или каркас, на чурбачки, которые и заполнят основной объём.

Музыка ветра

То, что в скульптуре малых форм принято называть «мОбилем» или «стАбилем» — абстрактной композицией с элементами, которые подвижны в той или иной степени относительно какой-то общей доминирующей части.

Музыка ветра

В нашем случае «Музыка ветра» представляет собой две ленты из папье-маше, которые склеены в кольцо, а к нему по периметру, на расстоянии 6-9 см, подвешены на цепочках или прямых проволочках колокольчики, бубенчики или что-нибудь такое звонкое из бронзы, меди или латуни (миниатюрные гонги). То, что при дуновении ветра будет раскачиваться и звенеть.

Кольцо обязательно грунтуют и промазывают шпатлёвкой для прочности и неразмокаемости. А для декора – раскрашивают.

Панно с тюльпанами

Во многом повторяет технику декоративной бумаги – только лист бумаги, который вы будете создавать, раскатывая бумажную массу скалкой, будет потолще. А ещё вам понадобится скорлупа из небольших яиц, благодаря которой получатся почти настоящие тюльпаны.

Только для этого нужно будет проколоть в противоположных концах яйца аккуратные дырочки и сквозь них выдуть наружу содержимое яйца. А потом эту почти целую скорлупу осторожно, чтобы не раздавить, оклеить в технике маширования несколькими слоями размоченной бумаги, с промежуточными сушками слоёв.

Потом полученные тюльпанчики разрезаются надвое «по меридиану», грунтуются, декорируются краской и половинки наклеивают на лист-основу в виде букета из 3-10 цветов.

Звери из папье-маше

Звери из папье-маше

Небольшие фигурки, весом до 15-25 г, проще лепить из тестообразной бумажной массы, получаемой из салфеток, туалетной бумаги или ячеек от яиц. То есть без пустоты внутри.

Более объёмные игрушки будут уже слишком тяжёлыми, поэтому сначала делают болванку-основу из пластилина или скомканной и скрученной фольги, на которую после покрытия вазелином или растительным маслом или намазывают бумажную однородную массу, или наклеивают размоченные клочки бумаги послойно (способ маширования).

Потом, после окончательного высыхания, полученное изделие разрезают пополам, основу изнутри убирают, половинки машированием вновь склеивают и после окончательной сушки шлифуют и декорируют согласно художественного замысла.

Домики

домики

Проще всего сделать домик, взяв коробочку из-под сока. Или молока. Срезается верх, остаётся основа в виде пола и стенок. Острым канцелярским ножом делают прорези в виде дверей и окон, а потом обычным для папье-маше способом наклеивают слоями бумагу, давая 2-3 слоям высохнуть.

При этом можно даже сделать дверь, которая открывается и закрывается. Достаточно для этого дверной проём прорезать только сверху, снизу и по одной длинной вертикальной стороне – вторая будет согнута сначала под прямым углом, а потом разработана взад-вперёд. Дверные петли потом, во время оформления, будут дорисованы.

Если же задача сделать домики пустотелыми не ставится, они лепятся из сплошной бумажной массы.

Новогодние игрушки

Новогодние игрушк

Шарики делаются на основе из скомканного листа газеты. Просто чтобы он не расправлялся, его туго пеленают нитками, в конце выводя петельку для подвески. Затем эта основа обмазывается послойно «тестом» из папье-маше послойной, с промежуточной сушкой каждого слоя. Дальше уже дело фантазии и техники: шары красят, оклеивают блёсками, пайетками или стразами, декорируют мишурой и т.п.

Сложнее делать объёмные фигурки в виде Деда Мороза, Снегурочки, зверят. Здесь потребуется сначала грубый каркас (из скомканной и скрученной фольги, например), который обмазывается вазелином, потом на него клеят способом маширования или пастой из бумажной массы, (что проще), саму скульптурку. А далее уже традиционная работа – такая же, как и при изготовлении бумажных зверей.

Карнавальная маска

Сейчас в продаже можно найти чисто белые или монохромные маски-заготовки для будущих изделий из папье-маше. Но если вам нужен эксклюзив, то снимите мерку с головы и лица, учтите высоту и размер вашего носа и глубину глазных впадин, и смело сотворите черновую маску из пластилина!

маски

Подложив в основу, для меньшей траты этого материала, скомканную и стянутую нитками газету. При этом полученная основа должна всё же иметь некое сходство с вашим лицом, для большего комфорта ношения такой маски.

А дальше просто: форма намазывается вазелином или любым дешёвым косметическим кремом, или растительным маслом, и на форму начинаете лепить из однородной бумажной массы или способом маширования слой за слоем, с промежуточной сушкой. Да, и тесёмки-завязки вставить в массу по краям не забудьте, чтобы маска потом держалась на лице!

Обычно хватает 8-10 слоёв, после 4-го или 5-го слоя маску можно укрепить марлей, введя в середину наклеиваемой массы своеобразное матерчатое армирование.

Высохшая, отшлифованная маска декорируется согласно задумке, а внутренняя поверхность обезжиривается спиртом, ацетоном или чем-то подобным, растворяющим жиры.

Миниатюра темперой на папье-маше

Русские народные промыслы Палех и Холуй немыслимы без шкатулок из папье-маше. Как, впрочем, жостовские подносы или лаковые поделки из Федоскино. Эти изделия прессуются из картона с проклейкой клейстером или ПВА, грунтуются водозащитными грунтами, тщательно шлифуются и по ним ведётся роспись масляной краской, темперой или акрилом.

Создать прессование сложную форму в домашних условиях вряд ли получится, но можно приобрести готовую не расписанную заготовку и попрактиковаться на ней.

Советы для начинающих

Мастер-класс по лепке кота.

Для облегчения и удобства стоит прислушаться к советам бывалых, для которых изготовление изделий из папье-маше стало настоящим увлечением.

  • Застилайте рабочий стол клеёнкой или куском силикона – с них потом легче убрать остатки клея, пластилина, клейстера и прочих ингредиентов для изготовления папье-маше.
  • Если варите клейстер из муки или крахмала, то, во-первых, добавляйте в массу клейстера соль для предотвращения закисания, а во-вторых, если не используете его за 3-4 дня, храните его в холодильнике.
  • Бумажную массу для лепки измельчайте как можно сильнее. Идеальный вариант – стационарным или погружным блендером.
  • Промежуточные и конечную сушки изделий проводите при минимальном использовании нагревательных приборов.
  • После шлифовки обязательно грунтуйте работу водозащитным грунтом – это избавит вас от многих неприятностей.
  • Слои папье-маше на карнавальных масках лучше склеивать мучным или крахмальным клейстером – они, в отличие даже от самого качественного ПВА, совершенно неаллергенны.

Техника изготовления папье-маше

Техника папье-маше – это интересное искусство создания игрушек, аксессуаров и сувениров из бумаги и клея. Кроме небольшой исторической справки, в статье описывается технология подготовки материалов и пошаговое изготовление красивых поделок из обычной бумаги.

Техника папье-маше – это способ формовки плоских и объемных фигур из бумаги и клея. Используется для создания игрушек, карнавальных масок, декораций и муляжей. Название рукоделия переводится, как «рваная бумага», и полностью соответствует содержанию. Для работы заготовка нужной формы покрывается бумажными кусочками пропитанными клеем.

Как и многие другие виды рукоделия на основе бумаги, технику папье-маше придумали в Китайской империи. При раскопках нашли старинные шлемы и доспехи, возрастом больше 2000 лет, изготовленные по такому принципу. Искусство распространилось по всей Азии и Европе, но уже как декоративно-прикладное. Большую популярность оно получило у французских мастеров-кукольников. Постепенно его адаптировали для создания изящных аксессуаров: шкатулок, декоративных рам с имитацией лепнины, подсвечников.

Материалы и инструменты для работы

Папье-маше – это один из самых демократичных по расходным материалам видов рукоделия. Для начала работы потребуется только бумага и клей. Причем годится любой, который найдется дома: ПВА, столярный, канцелярский или клейстер на основе муки. Чтобы научиться делать папье-маше своими руками, подойдет подручное сырье: газеты, бумажные полотенца, остатки оберток и лотки из-под яиц.

Подготовка простая – бумагу измельчают на кусочки со стороной 1,5-2 см. Также можно нарезать на квадратики или узкие полоски. Рваные волокнистые края лучше соединяются при склеивании, формируя ровный слой без переходов.

Важное требование к клею – он должен хорошо пропитывать бумажные лоскутки. Для получения нужной консистенции ПВА разводят водой в пропорции 2:1. Можно приготовить простой клейстер на основе муки сырым или заварным способом.

Разные техники изготовленияpapier masher.jpg

Для ручного использования подходит два основных способа изготовления папье-маше: объемная лепка и маширование.

Объемная лепка создается из однородной бумажной массы с добавкой клея. Для приготовления сырья измельченные газеты заливаются водой и выдерживаются 3-4 часа. Полученную массу переминают руками (миксером) до тестообразного состояния и отжимают от лишней влаги. В состав небольшими порциями добавляют клей и клейстер и тщательно выминают. Для укрепления можно добавлять мел, опилки или шпаклевку. Подготовленную массу заливают в форму или толстым слоем наносят на фигурную поверхность. Просушка заготовки длится несколько дней. Дальше полуфабрикат изделия шлифуют, грунтуют, окрашивают или расписывают. При использовании нестойких акварельных и гуашевых красок поверх цветного слоя наносится прозрачный лак.

Маширование – это техника папье-маше, в которой шаблон послойно оклеивается бумагой. Сложные фигуры покрываются мелкими кусочками, плоские — хаотично расположенными полосками. Чтобы не образовывались пропуски, чередуются разные цвета. Для создания жестких стенок достаточно 8-10 слоев, а классическая технология папье-маше предусматривает до 100. Их наносят постепенно с просушиванием после каждого этапа. Допускается прокладывание ниток или марли между слоями для придания жесткости. Полностью оклеенное и сухое изделие снимается с формы. Если в качестве модели использовалась ваза или другой предмет с перепадами диаметра, поделку аккуратно разрезают, извлекают основу и снова склеивают несколькими слоями бумаги. Легкая форма или проволочный каркас остается внутри в качестве армирования. Под окраску проводится финишное выравнивание, подрезание и шлифовка. Для поделок однотонного белого цвета верхние слои делают из белой бумаги.

Третий способ используется в промышленности. Изделия склеиваются из цельных картонных листов под прессом, как при производстве фанеры.

Простые поделки из папье-машеpapier masher1.jpg

Принцип изготовления поделок настолько прост, что научиться, как делать папье-маше можно с первого раза. Нужно подготовить клей, мелко порвать бумагу и найти подходящую форму. Несъемную основу можно собрать из пластиковых бутылок, одноразовых стаканов или картонных втулок от скотча. Для первого раза подойдет основа из надувного шара, мяча или глубокой кухонной миски. На них можно сделать декоративную плоскую вазу для фруктов, елочную игрушку или глобус. Еще проще работать с плоскими заготовками типа новогодней маски или тарелки.

Пошаговая инструкция для начинающих:

  1. Покройте форму пищевой пленкой или смажьте растительным маслом, чтобы первый слой не приклеился, и готовое изделие легко снялось с основы.

  2. Если основа будет извлекаться, то для первого слоя используйте кусочки смоченные водой, а не клеем.

  3. Покройте поверхность кусочками размоченной в клее бумаги и дайте им высохнуть. Повторяйте этот шаг, пока не получится 6-7 слоев.

  4. После высыхания аккуратно снимите заготовку с формы и досушите ее, если изнутри она осталась влажной.

  5. При необходимости выровняйте края и поверхность.

  6. Покрасьте изделие, чтобы создать однородный фон для росписи.

  7. Нарисуйте на поверхности выбранный узор или рисунок. Также можно использовать готовые вырезанные мотивы, как в технике декупаж.

  8. Покройте поделку 1-2 слоями лака и просушите.

Это базовая технология, которая поможет сделать поделку папье-маше своими руками. Постепенно сложность изделий будет увеличиваться. При желании из папье-маше можно сделать любую фантазийную форму.

В интернет-магазине «Одеон» вы найдете ассортимент материалов для создания изделий в технике папье-маше. У нас представлен большой выбор однотонной и узорной бумаги, клей, краски, лак и декоративные мелочи для украшения готового изделия по доступной цене.

Папье-маше — это масса из бумаги, которую смешивают с клеем, глиной или гипсом. Такую технику используют для изготовления муляжей, декора или игрушек. Папье-маше готовят с клеем и без него.

Особенности папье-маше и общие советы по его изготовлению

Название папье-маше (от французского «рapier mâché») переводится как ‘жеваная’ или ‘рваная’ бумага. Секретами изготовления папье-маше поделились эксперты Наталья Бельтюкова, Эмили Карриган, Светлана Ращупкина.

Придумали папье-маше в Китае. Первые предметы из этого материала там появились в III веке до н. э. Из папье-маше изготавливали посуду, доспехи и шлемы, декоративные украшения.

Изготавливают папье-маше такими способами:

  • Сначала делают модель, на которую последовательно наклеивают слоями маленькие кусочки мокрой бумаги (максимум 100 слоев).
  • Готовят специальную жидкую массу, которая состоит из кусочков бумаги, мела, клейстера, глины или клея. Смесь заливают в формы, а потом высушивают.

Процесс создания предметов из папье-маше прост и не требует особых навыков. Начните с собирания старых газет, журналов или другой тонкой бумаги, которую затем разорвите на маленькие кусочки.

Используя клей или смесь на основе крахмала, оклейте полученными бумажными кусочками выбранную форму, будь то шар, коробка или собственноручно созданная форма. Приложите второй слой таким же образом, убедившись, что он полностью покрывает первый.

Продолжайте добавлять слои до тех пор, пока не достигните желаемой толщины. Обычно рекомендуется наложить минимум 7 слоев для обеспечения прочности изделия.

Вот так просто и увлекательно можете создать свое собственное произведение искусства из папье-маше! Чтобы изделие получилось красивым и прочным, придерживайтесь таких правил:

  1. Измельчайте бумагу на мелкие кусочки, чтобы получить изделие с ровной поверхностью. Наталья Бельтюкова в книге «Папье-маше» рекомендует рвать бумагу, а не резать, чтобы края получались тонкими и сливались с общей массой.
  2. Покрывайте молд (форму) пленкой или тонким слоем крема, чтобы папье-маше легко отделялось от основы после высыхания.
  3. Используйте для укрепления слоев бинт или марлю.
  4. Готовьте жидкую бумажную смесь с добавлением масел по установленной пропорции.
  5. Обрабатывайте поверхность изделия мелкозернистой наждачной бумагой.
  6. Наносите на высохшую поверхность изделия грунтовку, а потом красьте и проводите декоративную обработку.

В стеклянную емкость руками рвут разноцветную бумагу

Девушка рвет бумагу на кусочки: Freepik

Автор книги «Поделки из папье-маше» пишет, что при высыхании объем изделия из бумажной массы сокращается на 6–8%. Это следует учитывать при создании моделей и делать их чуть больше. Основные преимущества поделок из папье-маше:

  • прочность;
  • легкость;
  • устойчивость к механическим повреждениям;
  • быстрое изготовление;
  • декоративность.

Единственным недостатком материала считается низкая влагоустойчивость. Бумага даже с добавлением клея впитывает воду, и вещь из папье-маше постепенно разрушается.

На пальцах держат вазу из папье-маше с грунтовкой и красят кисточкой в синий цвет

Вазу из папье-маше окрашивают в синий цвет: iStockPhoto

Как сделать папье-маше с клеем

Изготовление поделок из папье-маше с применением клея выполняется способом заливки и оклеивания формы кусочками бумаги. Для приготовления 2 кг бумажного теста понадобятся такие материалы:

  • туалетная бумага — 8 рулонов;
  • строительная шпатлевка — 5 ст. л.;
  • клей ПВА — 3 банки по 300 мл;
  • жидкое мыло — 3 ст. л.;
  • горячая вода — 2 л;
  • миска;
  • марля;
  • блендер.

Пошаговая инструкция:

  1. Порвите туалетную бумагу на небольшие кусочки. Сложите в большую емкость, залейте кипятком и оставьте на ночь.
  2. Выложите размокшую бумагу на марлю и отожмите остатки воды.
  3. Измельчите влажную бумагу блендером.
  4. Добавьте в бумажное тесто жидкое мыло, клей, шпатлевку. Тщательно перемешайте все ингредиенты.
  5. Оставьте в миске на 30 минут. Прикройте сверху пищевой пленкой, чтобы масса не подсыхала.

Бумажная масса

Бумажная масса с клеем: YouTube/Beauty UP

Подготовленным бумажным тестом покрывайте молды, основы-заготовки. Тесто выкладывайте слоями, давая время на высыхание каждого слоя.

Можете воспользоваться более простым способом, который описан выше, наклеивая на заготовку кусочки бумаги. Этот способ подходит для простых изделий без сложных рельефных линий.

Если готовая модель не снимается с объемной основы, разрежьте ее канцелярским ножом и склейте без молда. Только потом шлифуйте и красьте изделие.

На шар наклеивают клеем ПВА кусочки разноцветной бумаги

Создание шара из папье-маше с клеем: iStockPhoto

Как сделать папье-маше без клея

Масса для изготовления поделок получится экологически чистой и подойдет для детского творчества, если приготовить клейстер из муки и крахмала.

Ингредиенты для папье-маше:

  • мука — 6 ст. л.;
  • крахмал — 2 ч. л.;
  • жидкое мыло, растительное масло — по 1 ч. л.;
  • соль — 3 ст. л.;
  • горячая вода — 1 стакан;
  • туалетная бумага — 2 рулона;
  • глубокая миска;
  • стакан;
  • ложка.

Правила приготовления:

  1. Засыпьте в стакан 3 ст. л. муки и 1 ч. л. крахмала. Смешайте и залейте 0,5 стакана кипятка. Тщательно перемешайте до однородной массы без комочков.
  2. Добавьте по 1 ч. л. подсолнечного масла и жидкого мыла, долейте еще полстакана кипятка. Снова перемешайте и вылейте в глубокую миску.
  3. Порвите на куски туалетную бумагу. Добавляйте фрагменты в клейстер, перемешивая всю массу. Эмили Керриган советует порвать бумагу на кусочки заранее, чтобы тесто не застыло, пока идет подготовка бумаги.
  4. Добавьте в смесь соль и 2 ст. л. муки, перемешайте.
  5. Подсыпьте на дощечку 1 ст. л. муки и 1 ч. л. крахмала, перемешайте, выложите смесь. Увлажните руки растительным маслом и смешивайте бумажное тесто до полной готовности.

На доске замешивают руками бумажное тесто

Бумажное тесто замешивают на доске: Freepik

Готовый материал используйте для создания фигурок способом накладывания слоев теста на молд. Храните тесто не более 2 дней в холодильнике. Чтобы оно не покрылось коркой, заверните в пищевую пленку.

Клейстер из муки или крахмала можете заварить и по такому рецепту:

  • Смешайте 6 ст. л. муки (крахмала) с 0,5 стакана холодной воды.
  • Закипятите 0,5 л воды и введите мучную смесь тонкой струей в кипяток, непрерывно размешивая содержимое.
  • Уберите массу с огня, как только она загустеет. Дайте клейстеру остыть.

Окунайте в клейстер кусочки бумаги и покрывайте основу изделия. Каждый слой папье-маше оставляйте до полного высыхания. Помните: натуральный клейстер сохнет в 2 раза дольше.

Сегодня папье-маше остается одной из популярных техник в изобразительном искусстве. В ней делают кукол, декоративную посуду, украшения, сувениры, реставрируют треснувшую керамику. Детям техника папье-маше позволяет развивать мелкую моторику рук, художественный вкус и фантазию.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки при изготовлении частичных съемных пластиночных протезов
  • Ошибки при изготовлении мыла ручной работы
  • Ошибки при изготовлении металлокерамических коронок
  • Ошибки при изготовлении цельнолитого мостовидного протеза
  • Ошибки при изготовлении бойлов