Ошибки при использовании числительных

Ошибки в употреблении имени числительного


Ошибки в употреблении имени числительного

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 1007.

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 1007.

В русском языке правильное написание числительных весьма затруднено. Больше всего ошибок возникает при склонении этой части речи. В статье приведены наиболее распространенные ошибки в использовании числительных, а также представлены правильные варианты с примерами.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 30 лет.

Имя числительное относится к тем частям речи, при употреблении которых можно допустить массу ошибок. Как показывает практика, это ошибки, связанные с падежными формами различных числительных, а также орфографические недочёты. Чтобы речь стала более грамотной, полезно использовать в ней имена числительные как можно чаще.

Самые распространённые ошибки в употреблении форм числительных

Неправильное употребление имени числительного, как правило, связано с незнанием основных особенностей этой части речи.

Чаще всего в речи люди ошибаются в таких случаях:

  • В составных количественных числительных при склонении ставят в форму нужного падежа только последнее слово. Например: В сто двадцать семи домах было отключено электричество. Правильный вариант: В ста двадцати семи домах было отключено электричество.
  • Неправильно согласовывают собирательные числительные с зависимыми от них существительными: Районным отделом образования в течение года было организовано шесть методических объединений, трое из которых были выездными. Согласно правилам русского языка, собирательное числительное трое не может сочетаться с существительным среднего рода. Здесь правильнее использовать количественное числительное: три из которых были выездными.
  • Нарушают сочетаемость числительных обе и оба, особенно в формах косвенных падежей: Обоим командам жюри присудило по одному очку. Правильно будет сказать: обеим командам.
  • Неправильно склоняют сложные числительные на -ста, -сто, -сот: Двухстам человекам не хватило противогазов. Правильно говорить: двумстам, трёмстам, четырёмстам и т. д.
  • Неправильно образуют формы некоторых косвенных падежей числительного девяносто: С девяностами баллами команда прошла в финал. Правильно говорить: с девяноста баллами.
  • Забывают вставить мягкий знак в конце первой основы сложных слов. Вот некоторые примеры: шестсот, девятсот.
  • Пишут мягкий знак там, где его не должно быть. Например: семьнадцать, девятьнадцать.
  • Допускают ошибки в образовании падежных форм дробных числительных полтора и полторы, полтораста: Полторастам солдатам не довелось вернуться домой. Правильно нужно писать: полутораста солдатам.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Людмила Щербовских

    8/8

  • Любовь Резник

    8/8

  • Богдан Полтавченко

    8/8

  • Ирина Терещенко

    8/8

  • Егор Волченков

    8/8

  • Лариса Рымарева

    5/8

  • Сергей Гоенко

    8/8

  • Николай Болотин

    8/8

  • Зейнеп Булатова

    7/8

  • Венера Ибадлаева

    7/8

Оценка статьи

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 1007.


А какая ваша оценка?

Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.

ЕГЭ. Русский язык. Задание № 8.

 Ошибки в употреблении имени числительного.

 Типичные ошибки. Примеры. Комментарии.

Ошибка № 1.

Ошибка при склонении числительных.

Запомните, что у количественных числительных (отвечают на вопрос СКОЛЬКО?) изменяются обе части слова и каждое слово в сложном числительном, а в порядковом— только последнее слово.

Примеры.

  • Он заканчивал школу в двух тысяч двадцать втором году. (Две тысячи девятнадцатый — какой? Это порядковое числительное, изменяется только последнее слово).

Верно.

Он заканчивал школу в две тысячи двадцать втором году.

  • С семистамиработниками завода был продлён трудовой договор. (Неверная форма творительного падежа числительного «семьсот»).

Верно.

С семьюстами работниками завода был продлён трудовой договор.

Ошибка № 2.

Числительные ОБА, ОБЕ имеют род.

Пример.

По обоим сторонам дороги росли сосны. (Слово «сторона»- женского рода).

Верно.

По обеим сторонам дороги росли сосны.

Ошибка № 3.

Собирательные числительные (двое, трое, четверо и т.д.) НЕ употребляются с существительными женского рода, со словами, обозначающими взрослых животных (только детёнышей). Они также употребляются со словами, имеющими только множественное число.

Примеры.

  • Трое подростков, среди которых были двое девушек, о чём-то шумно спорили. (ТРОЕ подростков – это верно, так ка сущ. мужского рода; а вот ДВОЕ девушек- нет.)

Верно.

Трое подростков, среди которых были ТРИ девушки, о чём-то шумно спорили.

  • Двоеогромных волков перебежали дорогу. (ДВОЕ волков – неверно, так как сущ. обозначает взрослых животных).

Верно.

Два огромных волка перебежали дорогу.

  • К школе родители купили двое пар брюки пару рубашек, из которых я вырос буквально за два месяца. (Слово «пара»- женского рода, а с сущ. женского рода собирательное числительное не употребляется)

Верно.

К школе родители купили две пары брюк и пару рубашек, из которых я вырос буквально за два месяца.

Ошибка № 4.

 Неверное сочетание числительных ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, а также составных, заканчивающихся на них, с существительными.

Запомните, данные числительные НЕ сочетаются с сущ. , имеющими только множественное число.

Пример.

Для выполнения работы нам дали двадцать двое суток.

Верно.

Для выполнения работы нам дали двадцать два дня.

Ошибка № 5.

Ошибка в склонении числительных, оканчивающихся на -СТА, -СТО, -СОТ.

Запомните: двумстам, четырёмстам, нет двухсот, четырёхсот, любуюсь двумястами, четырьмястами. Восьмисот, восьмьюстами.

Пример.

Команда вышла в финал турнира с семистами баллами.

Верно.

Команда вышла в финал турнира с семьюстами баллами.

Ошибка № 6.

Ошибка при склонении числительных СОРОК, ДЕВЯНОСТО, СТО, ПОЛТОРА, ПОЛТОРАСТА.

Запомните, что в косвенных падежах (кроме винительного) они имеют всего одну форму: СОРОКА, ДЕВЯНОСТА, СТА, ПОЛУТОРА, ПОЛУТОРАСТА.

Пример.

Он прочитал не более полтораста страниц.

Верно.

Он прочитал не более полутораста страниц.

 ПРИМЕРЫ.

Задание № 8.

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Тип грамматической ошибки: ошибка в употреблении имени числительного.

Пример № 1.

У обоих подруг сегодня был экзамен.

 (Слово подруга – ж.р., поэтому и числительное обе должно быть в ж.р.)

Верно.

У обеих подруг сегодня был экзамен.

Пример № 2.

Двое пар ботинок, стоящих у стены в прихожей, указывали на то, что кто-то уже опередил нас. (Слово пара – женского рода, поэтому употреблять с  ним собирательное числительное нельзя).

Верно.

Две пары ботинок, стоящих у стены в прихожей, указывали на то, что кто-то уже опередил нас.

Пример № 3.

 Вопреки первоначальным планам, путешествие затянулась на целых двадцать двое суток. (Собирательные числительные не могут входить в составные числительные).

Верно.

Вопреки первоначальным планам, путешествие затянулась на целых двадцать два дня.

E-mail

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Посевнинская средняя общеобразовательная школа»

Проект

Трудности употребления

числительных в речи

Выполнила: ученица 9 «Б» класса

МКОУ «Посевнинскя СОШ» Немкова Алина

Научный руководитель:

Учитель русского языка и литературы

Пахомова Н.А

р.п. Посевная 2019 год

Содержание:

  1. Введение…………………………………………………………………………………………3

  2. Изучение проблемы употребления числительных……………………….5

  3. Примеры речевых ошибок в СМИ..……………………………………………….6

  4. Ошибки, допущенные в передачах на радио..……………………………..7

  5. Правила склонения имен числительных……………………………………….8

  6. Типичные ошибки в употреблении имён числительных и пути решения проблемы…………….………………………………………………………….14

  7. Навыки правильного склонения имён числительных…………….…..16

  8. Анкетирование………………………………………………………………………………12

  9. Пути решения проблемы……………………………………………………………..18

  10. Заключение……………………………………………………………………………………19

  11. Литература…………………………………………………………………………………….20

Введение.

Миром правят цифры! Именно так в 6 веке до н.э. говорил древнегреческий ученый Пифагор Самосский. Нас действительно всюду окружают цифры: возраст человека, рост, вес, номер дома, в котором он живет, его номер телефона, суммы наличных и виртуальных денег… Вокруг каждого человека – цифры, цифры…

Несмотря на то, что имена числительные играют важную роль в нашей жизни, мы допускаем много ошибок при употреблении их в устной и в письменной речи. Ошибки делают и ученики, и взрослые, и даже чиновники и дикторы радио и телевидения.

Допускаю ошибки в употреблении этой части речи и я. Но я хочу внимательно и глубоко изучить данный раздел морфологии и разобраться со всеми «подводными камнями» темы.

Актуальность проблемы исследования заключается в том, что в обществе часто не соблюдаются нормы русского литературного языка, в том числе в использовании числительных.

Цель: выявить типичные ошибки в употреблении числительных и разработать рекомендации по их устранению.

Задачи:

1. Выявить особенности имени числительного как часть речи.

2. Рассмотреть грамматические нормы склонения имен числительных.

3. Проанализировать причины ошибок в употреблении имен числительных.

4. Создать буклет.

Объект исследования: трудные случаи склонения имен числительных.

Предмет исследования: ошибки в употреблении числительных в речи окружающих.

Методы исследования:

  1. Изучение теоретического материала по данной теме.

  2. Тестирование

  3. Анализ речевых ошибок

  4. Анализ результатов анкетирования

  5. Обобщение и выводы по теме исследования

Изучение проблемы употребления числительных.

Приступая к изучению проблемы речевых ошибок, в частности, склонения имен числительных, я попыталась выяснить, как к данному вопросу относятся ученые-лингвисты.

В лекции Члена-корреспондента РАН Владимира Плунгяна «Портится ли русский язык?» прочитала: «На первый взгляд кажется, что предмета для разговора нет — ясно же, что русский язык портится, и это непоправимая катастрофа. Между тем разговоры о порче языка сопровождают человечество на протяжении всей истории. Это касается не только русского языка: и китайцы, и японцы, и древние египтяне, и особенно французы всегда любили порассуждать о том, что язык становится не тот, что раньше.»

Далее Владимир Плунгяна отметил, что ученые-лингвисты совершенно спокойно относятся к проблеме неправильного склонения имен числительных и лишь посмеиваются.

В свою очередь, Максим Анисимович Кронгауз, советский и российский лингвист, доктор филологических наук, говорит, что числительные плохо склоняются уже минимум лет 50, а то и все 100. Это процесс давний. Причем, как отмечает лингвист, путаются в склонении длинных числительных даже вполне образованные люди.

Мнение, конечно, интересное, но это не повод не обращать внимание на существующую проблему, не повод делать ошибки в речи, особенно образованным людям – политикам, чиновникам, учителям, врачам. А уж редакторам журналов и газет, дикторам радио и телевидения это вообще непозволительно как представителям правильной, образцовой речи. Однако такие ошибки порой встречаются в наших СМИ.

Примеры речевых ошибок в СМИ.

Самое большое количество речевых погрешностей встречается при употреблении различных форм имени числительного. В приведенных далее примерах ошибки объясняются именно незнанием особенностей склонения слов этой части речи.

Вот несколько примеров из электронных СМИ:

«Вчера еще здесь… было около четыреста камер» (правильно: «около четырехсот»). «Операции будут проводиться с пятидесятью процентами акций холдинга» (правильно: «с пятьюдесятью процентами»). «Более восемьсот тысяч пенсионеров могут жить теперь достойно» (правильно: «более восьмисот тысяч пенсионеров»).

Несклонение или неполное склонение сложных и составных числительных является нарушением литературной нормы. Редко склоняют журналисты числительное «полтора». Например, «В течение полтора суток город опустел» (правильно: «полутора суток»).

Нередки ошибки и в выборе падежной формы составного числительного, оканчивающегося на «два», «три», «четыре» в сочетании с одушевленным существительным. В таких конструкциях независимо от категории одушевленности винительный падеж сохраняет форму именительного, например: «Всего за этот месяц в госпиталь доставили тридцать два раненых» (а не «тридцать двух раненых»).

Не соответствует литературной норме и такое предложение: «Строительство комплекса должно быть завершено к двум тысячам третьему году» (правильно: «… к две тысячи третьему году»), так как в составном порядковом числительном склоняется только последнее слово).

Ошибки, допущенные в передачах на радио.

Известный адвокат, выступая по радио, сказал, что за нарушение порядка взимается «штраф в размере пятиста долларов». На что некий защитник русского языка совершенно справедливо заметил: «Не пятиста долларов, а пятисот». В ответ же этому защитнику некоторые граждане ехидно возразили, что адвокат, мол, – не филолог и ему таких тонкостей языка знать не обязательно. Конечно, не обязательно. Но хотелось бы, чтобы и адвокат выражался правильно.

С долларами вообще происходят всякие недоразумения. Так, один из дикторов, рассказывая о цене Бог весть какого предмета, заявил, что этот предмет стоит «от доллара до полтора». Следовало бы сказать «до полутора». Цена предмета от этого не изменилась бы, зато диктор мог бы гордиться тем, что он постиг тонкости русского языка.

Правила склонения имен числительных.

Склонение числительных не имеет единого образца. В «Русской грамматике» 1990 г. оно представлено двумя типами: субстантивным и адъективным. К первому отнесены:

  1. склонение числительных от одного до десяти и числительных на — дцатъ (одиннадцать, двенадцать и т.д.), — десят (пятьдесят, шестьдесят и т.д.);

На уроке не было одного ученика.

  1. склонение числительных двести, триста, и всех числительных на — сот;

Двести машин стоят в пробке.

  1. склонение числительных сорок, девяносто, сто и числительных полтора (полторы) и полтораста.

Не хватало ста рублей.

Ко второму типу отнесено склонение числительных по образцу прилагательных с двумя разновидностями:

  1. склонение собирательных числительных двое, трое, четверо;

Четверым ребятам достались шоколадные конфеты.

  1. склонение собирательных (включая слова оба, обе) и неопределенно-количественных числительных.

Обоим парням нужно было решить три задачи.

Субстантивный тип.

Числительное один

Цифра «1» склоняется в зависимости от рода и числа. Окончание в винительном падеже зависит ещё от одушевлённости/неодушевлённости предмета.

Числительные типа 50—80, 200—400, 500—900

Сложные по структуре слова склоняются так:

Склонение составных числительных.

В составной форме числительного склоняется каждое слово отдельно

Склонение дробных числительных.

Если в числителе стоит цифра 1, то для его обозначения употребляется форма ж.р. одна; в знаменателе стоит порядковое числительное в И.п. ж.р.: 1/2 — одна вторая, 1/8 — одна восьмая.

падеж

1 2/7

2 5/9

И.п

одна целая и две седьмых

Две целых и пять девятых

Р.п

одной целой и двумя седьмыми

Двумя целыми и пятью девятыми

Д.п

одной целой и двумя седьмыми

Двум целым и пяти девятым

В.п

одну целую и две седьмых

Две целых и пять девятых

Т.п

одной целой и двумя седьмыми

Двумя целыми и пятью девятыми

П.п

(об) одной целой и двух седьмых

(о) двух целых и пяти девятых

Адъективный тип.

Собирательные числительные двое, трое, четверо

Склонение данного вида происходит по аналогии с прилагательными во множественном числе. Окончание винительного падежа зависит от одушевлённости/неодушевлённости предмета

Собирательные числительные оба, обе .

Числительное оба сочетается с существительными мужского рода, а обе – с существительными женского рода.

Анкетирование.

Для того чтобы узнать, как школьники относятся к проблеме неправильного склонения имен числительных, я решила создать анкету, в которую вошли три вопроса:

1. Хотите ли вы научиться грамотно употреблять имена числительные?

— да

— скорее да, чем нет

— скорее нет, чем да

— нет

2. Согласны ли вы с тем, что в современном мире существует проблема склонения имен числительных?

— да

— скорее да, чем нет

— скорее нет, чем да

— нет

3. Волнует ли вас проблема неправильного склонения числительных?

— да

— скорее да, чем нет

— скорее нет, чем да

— нет

Я задавала эти вопросы ученикам 9-10 классов. По окончании анкетирования я получила следующие результаты:

-На первый вопрос «Хотите ли вы научиться грамотно употреблять имена числительные?» 100% опрошенных (20 человек) ответили «да»

-На второй вопрос «Согласны ли вы с тем, что в современном мире существует проблема склонения имен числительных?» 90% опрошенных (18 человек) выбрали ответ «да», остальные 10% ответили «скорее нет, чем да»

-На третий вопрос «Волнует ли вас проблема неправильного склонения числительных?» 100% опрошенных (20 человек) ответили «да»

Вывод:

В основном все опрошенные мною учащиеся считают, что в речи окружающих людей существует проблема склонения имен числительных, соглашаются, что проблема эта требует своего решения.

Роль педагогов в привитии навыков правильного склонения имён числительных.

Педагоги на протяжении всех лет обучения в школе оказывают решающее влияние на речевую культуру детей.

В повседневной речи ученики стараются не склонять имена числительные. Для этого они используют разные «хитрости», которые помогают обходить трудности. Одной из таких «хитростей» является прибавление к числительному слова «число» («число сто шесть меньше числа двести тринадцать»).

Учителя математики отмечают, чтобы не склонять числительные при чтении записи математического выражения, дети употребляют слова «прибавляем», «получаем» («к двадцати пяти прибавляем тридцать шесть и получаем шестьдесят один»- вместо «сумма чисел двадцати пяти и тридцати шести равна шестидесяти одному»).

Употребление таких уловок не дают опыта верного склонения числительных.

Учителя русского языка отмечают, что тема «Имя числительное» изучается только в 6 классе и на её изучение отводится очень мало часов, а это совершенно недостаточно, чтобы досконально изучить весь материал.

Неоценимую помощь учителю русского языка в школе могут оказать учителя других предметов: физики, химии, географии, истории. Но, в первую очередь, помощниками в привитии навыков правильного склонения числительных являются учителя математики. Ведь они каждый урок встречаются со склонением числительных.

Отсюда я делаю вывод, что:

1.Проблема склонения имен числительных возникла давно и волнует не только ученых, но и школьников, педагогов, представителей СМИ.

2.По итогам анкетирования видно, что учеников моей школы волнует проблема неправильного склонения имен числительных, а также школьники хотят научиться правильно употреблять числительные в повседневной речи, однако все они нуждаются в помощи и в определенных знаниях и навыках.

Пути решения проблемы в употреблении имён числительных.

Для выявления проблем при склонении числительных в речи учеников МКОУ «Посевнинская СОШ» я предложила им ряд заданий. В тестировании приняло участие 25 человек. Ребятам я предложила 9 заданий.

1. Замените цифры именем числительным:

А) альбом с 768 __________________иллюстрациями

Б) продано около 400_____________ мешков

В) на 642 ___________________растениях

2. Замените цифры именами числительными:

А) груз весом в 2600______________ тонн.

Б) в 1982___________________ году

3. Замените цифры именами числительными:

А) в 2008______________ году

Б) к 2018________________ году

4. Раскройте скобки, в правильной форме употребляя числительные, результат запишите:

А) в течение (полтора)____________ суток

Б) около (полтораста) _______________тысяч рублей

5. Допишите окончания:

А) Я беседовал с полутора десятк____ учеников

Б) В демонстрации участвовало свыше полутора миллион___ человек

6. Укажите допустимое(-ые) в речи сочетание(-ия) слов:

трое волков

трое медвежат

трое портних

трое друзей

7. Найдите предложение(-я) с ошибкой(-ами) и, исправляя ошибку(и), выпиши его(их).

А) У нее пять сестер, но, к сожалению, все они живут не в Москве.

Б) Такое положение характерно для обоих стран.

В) Коля, Петя и Вася в первый раз переступили порог школы. У всех трех – одинаковые новенькие ранцы.

Г) Маша и Катя пришли нарядные, все две с красивыми бантиками.

8. Замените число именем числительным:

Учитель опросил 22 ____________ ученик___

Данное тестирование я проводила в своем классе (9 класс) Опрошенных было 20 человек.

Результаты показаны в круговой диаграмме:

Тестирование показало, что склонение имен числительных в речи вызывает у ребят немало трудностей.

Пути решения проблемы правильного употребления числительных.

Ян Амос Коменский ещё в 17-ом веке сформулировал «Золотое правило дидактики», суть которого можно выразить в трёх словах: «Всё зримое – глазу!». Опираясь на это правило можно попытаться помочь учащимся научиться правильно склонять имена числительные.

Именно поэтому, я предлагаю ученикам школы буклет «Склонение имён числительных», в котором в виде таблиц даны основные правила склонения имён числительных. Надеюсь, это поможет ребятам правильно использовать числительные в устной и письменной речи.

Заключение.

Результаты проведённой работы по данной теме показали следующее:

1) проблема употребления числительных в устной речи возникла давно и волнует не только учёных-лингвистов, но учеников и педагогов моей школы;

2) все опрошенные в ходе анкетирования хотят правильно склонять имена числительные;

3) большинство учеников испытывают трудности при склонении имён числительных;

4) применение наглядных пособий и таблиц поможет решить проблему правильного склонения числительных.

Наблюдения позволяют сделать вывод о том, что соблюдение грамматических и речевых норм в употреблении имён числительных поможет сохранению «живого великорусского языка».

Правильное склонение имён числительных – проблема многих школьников. Способы решения проблемы существуют, нужно прилагать усилия, чтобы не допускать ошибок. Уверена, что если каждый из нас задумается над этой проблемой, то успех будет обеспечен.

Литература:

  1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. М.: Просвещение, 1994.

  2. Волина В.В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995.

  3. Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. 1, 2 части. М. Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; — 5-е изд — М. : Просвещение, 2015-2019г.

Употребление
в речи имен числительных вызывает
немалые трудности. 1. Встречаются
ошибки в их склонении:

  • Этим
    лицам разрешено совместительство, лишь
    бы общая сумма не превышала триста
    рублей (надо: трехсот).

  • Самодеятельных
    духовых оркестров в нашей республике
    более полуторасот (следует: полутораста).

  • На
    четырехсот шестидесяти избирательных
    участках все подготовлено ко встрече
    с избирателями (правильно: на четырехстах
    шестидесяти); смешение основ мужского
    и женского рода числительного «оба-обе»:
    Палки о двух концах, его били обеими
    (вместо: обоими, имеется в виду концами).
    При выводе уравнения мы приняли, что в
    обоих системах отсчета размер световых
    часов одинаков (следует: в обеих).

2.
Иногда по ошибке собирательные
числительные соединяются с существительными
женского рода
:
Четверым молодым работницам присвоен
очередной профессиональный разряд
(четырем работницам).

3.
Не единичны ошибки
в падежной форме существительного в
словосочетаниях, обозначающих даты, в
которых числительное всегда должно
управлять родительным падежом второго
слова
:
Администрация обещает ликвидировать
задолженность по зарплате к 15 декабрю
(вместо: декабря); К первому маю будут
произведены единовременные выплаты
ветеранам (вместо: мая); письмо датировано
двадцать третьим декабрем 1943 годом
(следовало 23 декабря 1943 года).

4.
В систему числительных вовлекаются
счетные существительные
,
однако употребление их в речи не всегда
стилистически мотивировано, так как
нередко они вносят нежелательную
просторечную окраску в текст: В настоящее
время в пролете нагревательных устройств
работает пара клещевых кранов (два…
крана). Грамоту вручили Анне Федоровне
Голубевой, которой скоро исполнится
восемь десятков (которая скоро отметит
свой 80-летний юбилей).

5.
При обозначении смешанных чисел (целого
числа и дроби) существительным управляет
не целое число, а дробь
.
Это правило нарушено в таких, например,
предложениях: Число безработных в ФРГ
достигло 2131828 человек, а это означает,
что уровень безработицы возрос за месяц
с 8,4 до 8,6 процентов (следует: процента);
Руководитель Департамента продовольственных
ресурсов Москвы… пояснил, что было
ввезено лишь 19,2 тысяч тонн сухого молока
(следует: тысячи).

6. Нередки ошибки в выборе падежной формы числительного в словосочетании с одушевленным существительным, которые требуют стилистической правки:

1.
На вертолетах в госпиталь доставили
двадцать двух раненых.

1.
…доставили двадцать два раненых.

2.
Комбат не мог рассказывать об этом
спокойно: скольких товарищей он потерял
в бою!

2.
…сколько товарищей он потерял в бою!

3.
За весь день мы поймали лишь два рака
и три линя.

3.
…поймали двух раков и трех линей.

Категория
одушевленности проявляется только при
употреблении числительных два, три,
четыре при указании на живые существа.

Приведем
еще примеры

стилистической правки речевых ошибок,
вызванных неверным образованием
собирательных числительных (от двузначных
и трехзначных чисел), а также нарушением
норм согласования в количественно-именном
сочетании:

1.
Трудились без отдыха 23 суток.

1.
Трудились без отдыха в течение 23 суток
(23 дня).

2.
Для уроков труда нужно купить 34 ножниц.

2.
Для уроков труда нужно купить 34 штуки
ножниц.

3.
В пакете 24 рукавиц.

3.
В пакете 24 пары (две дюжины) рукавиц.

4.
Длинной вереницей вытянулись медленно
ехавшие 22 саней.

4.
Медленно двигалась длинная вереница
из 22 саней.

5.
274 суток провели папанинцы на дрейфующей
льдине.

5.
9 месяцев провели папанинцы на дрейфующей
льдине.

6.
Гараж построили в полутораста метров
от дома.

6.
…в полутораста метрах от дома.

7.
Пришлось ждать до полутораста часа.

7.
…до полутора часов.

Поскольку
в письменной речи числительные часто
передаются цифрами, следует особенно
внимательно «озвучивать» тексты такого
рода. Об этом надо помнить дикторам
радио и телевидения, а также редакторам,
готовящим материалы с числительными
для передачи в эфире.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Грамматические ошибки в числительных в русском языке

— При склонении составных количественных числительных должны изменяться все слова, входящие в их состав:

В окружности озеро составило около четырёхсот шестидесяти пяти (НЕ четыреста шестьдесят пяти!) метров;

при склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово:

Это событие состоялось в начале тысяча восемьсот четвёртого (НЕ тысячи восьмисот четвёртого!) года.

— Собирательные числительные (двое, трое) и проч. не должны употребляться с существительными, обозначающими животных и лиц женского пола. Примеры ошибок:

двое шахматисток вместо две шахматистки, трое зайцев вместо три зайца.

— Недопустимо употребление формы оба с существительными женского рода (собирательное числительное оба имеет две формы: для мужского и среднего рода – оба, для женского – обе):

в обеих (НЕ в обоих!) квартирах, обеими (НЕ обоими!) подругами.

продолжить с «Грамматическими ошибками»

вернуться к выбору в разделе «Грамматика»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки при кесаревом сечении
  • Ошибки при использовании существительных
  • Ошибки при конспектировании
  • Ошибки при кератиновом выпрямлении
  • Ошибки при использовании стиральной машины