Ошибки при игре на баяне

Причина первая: инструмент баяниста находится в неправильном положении. Если при сжиме меха инструмент не опирается на правую ногу, то играющему нужно поддерживать баян правой рукой. При этом, естественно, возникает напряжение, которое в значительной степени влияет на работу пальцев. Начинающий баянист испытывает при этом дискомфорт. Снять подобное напряжение очень просто.

Правильная посадка с обязательным упором баяна на правую ногу. Левая сторона баяна при этом должна плотно соприкасаться с грудной клеткой. Это достигается путем регулирования плечевых ремней. Левый ремень должен быть немного короче, тогда левая сторона баяна будет сама прижиматься к груди играющего.

Фото0457 (2)Именно устойчивость баяна во время игры дает свободу пальцам. Однако не перестарайтесь с регулировкой ремней. Сильно укороченный левый ремень может создать дополнительные проблемы.

Причина вторая: руки, кисти, пальцы занимают неправильное положение относительно баяна, грифа, клавиатуры.

Вы должны знать о том, что положение рук, кисти, пальцев при игре на баяне не остаётся неизменным. Пальцы рук занимают десятки, а то и сотни микропозиций относительно кнопок. Точно также кисть непрерывно меняет свое положение по вертикали и горизонтали относительно грифа. Немаловажное значение при этом имеет местоположение пальцев и кисти: в начале клавиатуры, в середине и внизу.  Каждое движение руки, кисти, пальцев должно быть обоснованным и целесообразным. Это достигается работой над техникой игры.

Пальцы баяниста  занимают наиболее естественное положение в середине как левой, так и правой клавиатуры. Излишнее напряжение руки обычно появляется тогда, когда возникает необходимость игры в верхней или нижней области клавиатуры. При этом пальцы, кисть и вся рука теряют зону комфортной игры и становятся излишне напряженными. Выход напрашивается сам собой: учиться играть по всей клавиатуре, приучая пальцы и кисть свободно и без напряжения передвигаться на любом участке клавиатур.

Этот навык развивается  путем исполнения упражнений в разных тональностях в диапазоне четырех октав.

Организованности и органичности движения пальцев при игре на баяне нужно уделять побольше внимания с самых первых уроков. Учитесь контролировать положение мышечного аппарата и при малейшем дискомфорте принимайте соответствующие меры. Если вы этому научитесь на начальной стадии обучения, то в дальнейшем этот процесс будет проходить на «автопилоте».Самоучитель игры на баяне (Алехин В., Шашкин П.)Еще надо помнить и том, что при игре на баяне все пальцы важны и равноправны. Значит, тренировать и укреплять их надо равномерно. Не бойтесь грузить свой слабенький и непослушный мизинчик, хуже ему от нагрузок не станет. Не надо забывать и о большом пальце правой руки. В дальнейшем вам придется при игре использовать и его, и он также требует тренировки.

 Причина третья: неумение организовать работу над учебным материалом и произведениями.

Типичный пример. Упражнение недостаточно хорошо освоено в медленном и среднем темпе. Если ученик начинает играть его в быстром темпе, мышечный аппарат, участвующий в процессе игры, излишне напрягается. Отсюда закрепощение кисти и пальцев и ошибки в игре.

Резюме: любой учебный или концертный материал должен быть тщательно проработан и освоен в медленном темпе.

Соблюдайте принцип постепенного перехода от простых упражнений и произведений к более сложным. Попытки освоить сложный материал неподготовленными физическими ресурсами ни к чему хорошему не приведет. Соразмеряйте свои технические возможности с трудностью выбираемого для разучивания произведения.

44Всякое физическое действие вызывает определенное напряжение соответствующих мышц. Абсолютно расслабленными пальцами невозможно нажать кнопки на клавиатуре. Но вспомните: после нажатия кнопки происходит расслабление мышц, отвечающих за это действие. Т.е. после нагрузки, затраченной на нажатие кнопки, мышцы отдыхают. Эти моменты чередования напряжения и расслабления мышц нужно четко фиксировать в своем сознании. Если мы не будем (сначала сознательно, а в дальнейшем подсознательно) давать отдых мышцам после определенного действия, то напряжение в мышцах будет сохраняться постоянно, что приведет к перенапряжению и быстрому утомлению рук.

Учитесь  экономно расходовать энергию мышц при игре на баяне.  Не надо недооценивать мизерность усилий, требуемых на нажатие кнопок. Если учесть, что такие усилия повторяются сотни, а то и тысячи раз, мы начинаем иметь дело с очень большими нагрузками на кисть и пальцы. Не стремитесь нажимать кнопки баяна с силой, не нужно «рвать меха» при громкой игре. Постоянно ищите для себя оптимальные нагрузки. Включите, наконец, чувство меры. Берегите свои пальцы. Они вам еще ой как пригодятся!!!!



Скачать материал



Скачать материал

Рабочие листы

к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Причины технических трудностей при игре

на баяне и способы их устранения.

Введение

В этом методическом докладе даны рекомендации по выявлению и преодолению проблемных ситуаций при обучении игры на баяне. В ней собран опыт ведущих музыкантов, педагогов и обобщен свой личный педагогический опыт.

Нередко начинающие баянисты во время игры на инструменте ощущают скованность и неповоротливость пальцев. Подобное явление обусловлено недостаточным развитием пальцев и кисти или излишним напряжением мышц. Преподавателю, обучающему детей, необходимо знать все причины, мешающие свободной игре. Зная их, можно предупредить скованность кисти и пальцев или быстро устранить излишнюю напряжённость рук, если она появится. Свободные движения пальцев и кисти активизируют процесс совершенствования техники игры.

Цель работы: формирование правильных навыков игры на баяне у обучащихся детской школы искусств.

Задачи: проанализировать причины, вызывающие излишнюю напряжённость рук баянистов и как помочь учащимся освободить движения пальцев и кисти.

План:

Анализ причин напряжённой игры на инструменте:

а) положение инструмента;

б) положение рук, кисти, пальцев;

в) работа над музыкальным произведением;

г) работа игрового аппарата;

д) отсутствие навыка игры перед слушателями.

е) воспитание артистических качеств.

Заключение.

Одной из причин напряжённой игры может быть неправильное положение инструмента. Если при движении меха в сжим баян не упирается в правую ногу играющего, то учащийся вынужден придерживать гриф правой рукой. Напряжение, связанное с поддержкой инструмента, сказывается на работе пальцев. Рекомендуется пользоваться двумя плечевыми ремнями, из них левый – более короткий. Это необходимо для того, чтобы левая часть баяна плотно прикасалась к груди. Только устойчивое положение баяна во время игры создаёт условия для свободной работы правой руки. Причиной напряжённой игры может быть неправильное положение рук, кисти, пальцев.

Следует помнить о том, что положение рук во время игры не остаётся статичным. Оно постоянно меняется не только в зависимости от порядка чередования клавиш, но и в зависимости от участка клавиатуры, где играют пальцы. Все необходимые изменения в положении руки (локтя, предплечья, кисти, пальцев) должны быть целесообразными, своевременными и выполняться без особых усилий. Правая рука, как и левая, занимает наиболее естественное положение на среднем участке клавиатуры. Поэтому опасность лишнего напряжения руки чаще возникает тогда, когда приходиться играть в нижней или самой верхней части клавиатуры. Отсюда можно сделать вывод, что одна из очередных задач баяниста – научиться одинаково свободно играть на всей клавиатуре, научиться свободно менять положение руки на любом её участке. С целью развития данного навыка рекомендуется исполнять упражнения в различных тональностях в пределах 4-х октав, а этюды играть в разных октавах с учётом диапазона правой клавиатуры.

Организованность и органичность движений пальцев необходимо прививать ученику с первых шагов освоения инструмента. Контакт кончиков пальцев с кнопками баяна проходит три этапа – замах (напряжение), удар (соприкосновение), расслабление. Педагогу всегда следует помнить, что пальцы разные по степени подвижности и по силе. При исполнении музыкальных произведений, как правило, все пальцы важны и равноправны, поэтому равномерно развивать все пальцы следует с самого начала обучения. В упражнениях следует приучать ученика слушать и добиваться одинакового качества звучания независимо от извлекающего звук пальца.

Часто причиной напряжённой игры является неумение работать над учебным материалом и художественными произведениями. Например, мышцы руки могут излишне напрягаться, если играть в быстром темпе упражнения или произведения, которые недостаточно хорошо выучены в медленных темпах (медленный темп – первая необходимость при работе с учеником).

Иногда учащиеся пропускают отдельные рекомендованные упражнения и этюды, начинают сразу работать над трудным материалом, надеясь, что такой метод ускорит процесс развития техники. На деле получается наоборот. Возникает постоянная напряжённость в мышцах, что тормозит дальнейшее развитие исполнительской техники. Поэтому очень важно соблюдать принцип постепенного перехода от простого материала к более сложному. Преподаватель должен соразмерять возможности ученика с трудностью выбираемого музыкального произведения.

Напряжение, мешающее движениям пальцев, может возникнуть и при неумелом выполнении штрихов, нюансов. Например, начинающие баянисты при игре легато нередко чрезмерно напрягают руку, надеясь таким путём достигнуть связности звучания. Излишнее напряжение мышц может быть вызвано применением неправильной аппликатуры, вынуждающей баяниста делать лишние повороты кисти и скачки.

При работе над музыкальным произведением очень важна детальная работа: игра в медленном темпе каждой партии отдельно, выбор рациональной аппликатуры, моментов смены направления движения меха, слуховое и зрительное усвоение штрихов, динамики, агогики, соединение партий правой и левой руки и выучивание наизусть; работа над отдельными техническими трудностями.

Причиной скованной игры может быть неправильная работа игрового аппарата. Любое движение руки, кисти или пальца вызывает естественное напряжение определённых мышц. Совершенно расслабленной рукой нельзя выполнить никакого движения. Однако после того как совершается какое-либо действие, мышцы должны сразу расслабляться. Следовательно, сразу после нагрузки мышцы получают отдых.

Примером правильной работы мышц является работа мышц нашего сердца. Они пульсируют, то есть попеременно напрягаются и расслабляются – отдыхают. Так и при игре на баяне необходимо всё время чередовать напряжение мышц с их отдыхом. Например, сделали усилие для нажима клавиши; как только клавиша опустилась, этого усилия уже не требуется. Если ученик забывает своевременно давать отдых мышцам, то возникающее при игре напряжение мышц становится постоянным и переходит в привычку. Такая привычка приводит к быстрому утомлению рук.

Умение экономно расходовать энергию мышц во время игры также необходимо для устранения лишнего перенапряжения кистей рук. Например, для преодоления сопротивления клавишной пружинки требуется совсем немного усилий. Поэтому не надо нажимать клавиши с силой, превышающей норму. При громкой игре не следует чрезмерно сильно разжимать и сжимать мех. Чувство меры должно постоянно предостерегать баяниста от излишних мышечных усилий.

Со временем учащийся должен научиться контролировать работу мышц и их состояние во время игры. Этот навык позволит в значительной мере подчинить сознанию работу пальцев и кисти. Неумение управлять работой мышц приводит к скованности игрового аппарата. Например, при выполнении крещендо нужно постепенно усиливать движение меха, то есть увеличивать напряжение мышц левой руки. Но начинающие баянисты часто напрягают одновременно и правую руку. От этого пропадает лёгкость исполнения, напряжённое состояние правой руки сковывает движения пальцев. Кроме того, усиленная работа мышц левой руки во время интенсивного движения меха не должна отрицательно влиять на движения пальцев и кисти этой же руки, так как работой движения меха и пальцев управляют различные мышцы. Чрезвычайно важно, особенно у начинающих баянистов выработать навык рационального распределения мышечной нагрузки в обеих клавиатурах, а также исполнительского аппарата в целом.

Следующей причиной, затрудняющей свободное исполнение, часто является отсутствие навыка игры перед слушателями. Состояние общей скованности учащегося на баяне может быть вызвано его волнением и чувством ответственности за своё выступление в концерте. В этом случае напряжение часто связано с боязнью ошибиться, с неуверенностью в своих силах. Чтобы избежать подобного состояния, надо отлично подготовиться к выступлению перед слушателями, то есть выучить репертуар наизусть без ошибок, играть произведения свободно, выразительно, эмоционально. Творческое волнение присуще каждому исполнителю, но чтобы это внутреннее состояние не мешало во время исполнения, необходимо запастись отличным настроением выходя на концертную сцену. Оно, как правило, помогает играть более ярко, эмоционально, и что немаловажно с наименьшим количеством текстовых неточностей.

Но, всё же, главное условие хорошей игры на публике – это психологический настрой. «Моя игра мне нравится». Большое значение для успешных выступлений имеет опыт игры на эстраде.

Воспитание артистических качеств.

Исполнительские действия начинающего баяниста на сцене не спасают его от мысли о волнении, а как раз наоборот – они-то чаще всего и волнуют, ибо больше всего сами страдают при волнении. Поэтому анализу воспитания артистических качеств исполнителя я и посвятил отдельный раздел своего методического доклада. Это требует от педагога тонкого, тактичного и сугубо индивидуального подхода. Одного ученика следует выпускать чаще. Для его нервной системы это – здоровый тренаж. Для нервной системы другого частые выступления с их неизбежными переживаниями – непосильная нагрузка даже в том случае, когда повторяются успешно играные пьесы. Каждый педагог сталкивается в подобных случаях с неожиданными срывами.

Срывов на эстраде следует бояться. Они нередко порождают на долгий срок, а иногда и навсегда страх перед выступлениями. Поэтому подготовка к выступлению должна быть тщательно продуманной. Пьесы должны быть доведены до полной готовности, до уверенного и безошибочного исполнения. Л. Николаев учил: «Для того чтобы сыграть на сцене на 5, пьеса должна выходить на 5+». Но это не значит добиваться полной автоматичности исполнения. Задачи технические и творческие всегда должны решаться синхронно, что позволит мобилизовать внимание и волю исполнителя. Но они не должны быть на пределе его возможностей. Пусть он не боится того, что «вдруг не выйдет», а радуется – «как хорошо всё получается!»

Если есть основания беспокоиться за концертное поведение ученика, подготовленность к выступлению должна быть проверена на репетициях в разных условиях – в классе и на публике, в присутствии его сверстников, а может быть (для создания атмосферы большой ответственности) и в присутствии специально приглашённых педагогов.

В подготовке к выступлению должно быть решительно устранено всё, что может вызвать нервозность. У ученика не должно возникать сомнения в полном успехе. Предстоящего выступления надо ждать как праздника, а не как страшного события. Если педагог волнуется, то своё волнение он обязан искусно скрывать, чтобы не заразить им своего воспитанника.

Но как противоречат этому нередко наблюдаемые сценки: «Ты не волнуйся! – хочет успокоить ученика педагог, а если забудешь, то…» и следуют всякие советы. А ведь известно, что такие мысли никак не ведут к успокоению, а совсем наоборот, усиливают нервозность. Успокаивать нервничающего ученика надо, пусть даже преувеличенной, похвалой и подчёркиванием его достижений. И после выступления похвала учителя должна поддержать и усилить радостное чувство от успешно выполненной задачи.

Особый педагогический такт нужен при самой незначительной исполнительской неудаче. В одном случае нужна ласка, в другом, если ученик распустил нервы, чтобы привести его в себя, возможен даже окрик. Внушение учителя – могучая воспитательная сила. Он должен быть готов подменить своими разум и волю ученика. Педагог П. Столяровский во время смотра юных дарований в Москве говорил своему малышу перед выступлением: «Ты меня любишь? Так играй не для них (публике), а для меня». И, действительно, его дети играли с оглядкой не в концертный зал, а в кулисы, где находился их обожаемый учитель.

Задача становится труднее, когда речь идёт о подростках. Причина – не только в возрастающей взыскательности, в усложнении психики, но и в повышенной нервозности, свойственной этому сложному периоду в развитии человеческого организма и формировании психики. Публичное выступление для ученика событие большее, чем апробированного артиста. У него и опыт меньший и он находится в период самоутверждения. Из этого, однако, не следует, что каждое выступление надо переживать как событие решающее его судьбу. От успеха не должна кружиться голова, а от неудачи – опускаться руки. Успех должен повышать требовательность к себе и обязывать к ещё более настойчивой работе, а неудача должна заставить вдумчиво пересмотреть все условия подготовки к выступлению, выяснить причины срыва и искать средства, которые помогут устранить или преодолеть ошибки и неточности при исполнении на сцене.

Заключение.

На уроке время от времени следует говорить: «Опора на мех», «Звук рождается от ведения меха», «Слушай себя во время игры» и так далее. Постоянно фиксируя на этом внимание, ученик не должен мириться с тусклым, тихим, вялым, невыразительным звучанием баяна у ученика. В этом случае нужно остановить его, сделать конкретное замечание и попросить сыграть, допустим, фразу или предложение ещё раз, но более качественным звуком.

Необходимо постоянно работать над исполнительской школой ученика-баяниста, то есть посадкой, постановкой рук, аппликатурой и, что особенно важно, над качественным, певучим звуком, возникающим, прежде всего от умелого и правильного ведения меха левой рукой. Из этого складывается исполнительская культура баяниста. И по причине недоработки по обозначенным в этой работе аспектам владения инструментом и своим контролем над физическим состоянием приводит к проблемным ситуациям при игре на баяне.

Преподаватель МБОУ

ДО ДШИ №7 г. Курска

Баркалов А.С.

КУРСК — 2016

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 364 197 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 01.11.2016
  • 391
  • 0
  • 01.11.2016
  • 1119
  • 9
  • 01.11.2016
  • 1188
  • 23
  • 01.11.2016
  • 434
  • 0
  • 01.11.2016
  • 382
  • 0
  • 01.11.2016
  • 498
  • 0

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Этика делового общения»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС медицинских направлений подготовки»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Источники финансов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности преподавателя детской хореографии»

  • Курс повышения квалификации «Музыкальное развитие детей в соответствии с ФГОС ДО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в профессиональном образовании»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гостиничный менеджмент: организация управления текущей деятельностью»

  • Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования»

  • Курс профессиональной переподготовки «Технический контроль и техническая подготовка сварочного процесса»

  • Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере дошкольного образования»

Ошибки начинающего баяниста

Март 2nd, 2012 admin

На что следует обратить внимание с самого начала обучения:

— перед занятиями разминайте кисти и мышцы рук до локтя.

— мойте руки перед игрой в теплой воде. Самое вредное для кнопок — игра жирными пальцами. Пальцы соскальзывают,кнопки со временем желтеют и никакими средствами не отбеливаются, проверено на собственном опыте 🙂

— старайтесь сидеть прямо, не сутультесь, не кладите подбородок на корпус баяна. Ремни необходимо надевать всегда.

— подавляйте желание высунуть голову и посмотреть на клавиатуру. Учитесь видеть и ощущать пальцами.

— не шлепайте пальцами по кнопкам до характерного звука механики. Это создает атмосферу расхлябанности. Не всем нравятся такие призвуки.

— не поднимайте подушечки пальцев слишком высоко над клавиатурой. Теряется скорость игры, видение пальцами, увеличивается вероятность непопадания в нужную кнопку.

— быстрые пассажи отрабатывайте в медленном темпе. Разбейте пассаж на несколько удобных кусочков и отрабатвайте память пальцев. Затем кусочки соединяйте между собой.  Обычно удобно их разбивать по началу сильных долей в такте. При четном темпе ( 2/4,  4/4) это как правило четверки. Триольные ноты разбиваются по тройкам. Не ускоряйте темп игры при переходе на быстрые ноты.

— при появлении малейшего намека на зажатость кисти — прерывайте занятие, можно осторожно размять это место, проанализировать причину ее появления. Избегайте зажатости, чтобы не потерять легкость игры, технику. Делайте перерывы между занятиями для разминки спины, всего тела.

— уделяйте внимание на ровность силы звука, не дергайте меха. особенно заметна разница звучания при смене направления движения мехов. Возможны задержки в игре при смене мехов, метроном поможет их отследить. Необходимо с самого начала изучения произведения распределить смену мехов. Это позволит довести до автоматизма игровой аппарат и останется только работать над художественным образом.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Муниципальное бюджетное учреждение Демидовская ДШИ

Методическая разработка

Тема: «Наиболее острые вопросы начального этапа обучения игре на баяне и аккордеоне»

Составитель:

преподаватель народного отделения

МБУДО Демидовская ДШИ

г. Демидов 2019 г.

Введение

Проблемы первоначального периода обучения игре на баяне, аккордеоне существуют практически при воспитании каждого нового поколения музыкантов. В настоящее время эти проблемы встают особенно остро. В связи с новыми условиями, в которых работают преподаватели – баянисты, аккордеонисты. С одной стороны исполнительство на баяне неуклонно развивается в направлении высокого профессионализма, с другой стороны период, когда баян и аккордеон пользовались всенародной любовью, когда конкурс в музыкальную школу и училище давал возможность отобрать самых одаренных детей для обучения, к сожалению прошел. Сегодня перед преподавателями стоит трудная задача возрождения престижа баяна, аккордеона, воспитания в молодом поколении интереса к своим народным инструментам, а через них к русской культуре и национальным традициям.

Хорошо знакомые слова – «какая песня без баяна» – выражают суть отношения к этому инструменту. Баян обладает замечательным голосом, способным «спеть» задушевную песню, его глубокий, густой звук, соответствующий широте русского характера, может передать целую гамму чувств, от глубокой печали до безудержного веселья. И сегодня необходимо вернуть баян в школу, в детский сад, воспитать у молодежи любовь к русской песне, национальной культуре.

Начальное обучение на любом инструменте – это один из самых ответственных этапов. Дальнейшие успехи начинающего музыканта во многом зависят от мастерства педагога, его профессиональных навыков, владения методикой индивидуального подхода, умение грамотно, конкретно и лаконично объяснить материал, помочь ученику добиваться первых положительных результатов. Начинающий музыкант, не имея никаких умений и знаний полностью доверяет своему преподавателю и любая ошибка и просчет в работе учителя очень дорого в дальнейшем обходятся для ученика. Плохо поставленный инструмент, скованный и зажатый игровой аппарат приводит в конечном результате к тому, что ученик, не имея положительных результатов игры, быстро теряет интерес к обучению. Именно в этот первоначальный период обучения особенно требуется мастерство педагога, его знания, профессиональная интуиция.

В методической работе рассматриваются наиболее острые вопросы начального этапа обучения на баяне – аккордеоне, а именно: посадка, постановка инструмента, положение рук и свобода игрового аппарата, а также специфическая проблема самостоятельности рук при игре двумя руками, штриховая координация.

Если мы вспомним, сколько времени скрипачи занимаются постановкой рук, сколько лет вокалисты тратят на постановку голосового аппарата, то станет ясно, что баянисты затрачивают на постановку рук непозволительно мало времени. А ведь от правильной постановки игрового аппарата зависит будущий успех, возможность свободно выражать свои художественные намерения.

Особого уважения заслуживает отношение пианистов к этой проблеме. Оно свидетельствует о высокой культуре и сформировавшейся школе со своими традициями и скрупулезно выполняемым ритуалом посадки за инструментом.

Посадка за инструментом

Посадка баяниста-аккордеониста основана на естественности положения всех частей тела, свободе корпуса и его устойчивости. Соблюдение всех принципов дает возможность не уставать во время занятий. Основные правила профессиональной посадки предусматривают:

а) сидеть на половине жесткого стула (высота сидения зависит от физических данных исполнителя: его бедра должны быть в горизонтальном положении, иначе нельзя будет достичь устойчивости инструмента);

в) учащийся должен иметь три точки опоры: опора на стул и опора ногами на пол – ноги слегка расставлены;

с) необходимо ощущать еще одну точку опоры – в пояснице (корпус при этом следует распрямить, грудь подать вперед).

Немаловажным требованием к посадке является ее активность, а не расслабленность, грузность или «леность».

Инструмент с собранным мехом ставят вертикально на образовавшуюся горизонтальную площадь бедер. Нижняя часть грифа баяна или аккордеона упирается в бедро (правое). Мех располагается на левом бедре. Своеобразное строение корпуса аккордеона (высота, большой гриф) допускает небольшой наклон его верхней части к исполнителю.

Из своего опыта замечу, что прежде, чем использовать заплечные ремни для закрепления постановки и устойчивости баяна вы должны проверить правильность постановки при помощи простого упражнения. Опустите руки и убедитесь, что инструмент стоит на бедрах, в нужном положении не наклоняясь и не падая с колен, самостоятельно, без дополнительной помощи.

Наплечные ремни регулируются таким образом, чтобы не сдавливать грудную клетку и не затруднять дыхание ученика. Правый ремень, достаточно свободный, обеспечивает полную свободу действий правой руки, но не должен давать инструменту чрезмерно отодвигаться влево. Левый ремень обычно немного короче, так как на него ложится основная нагрузка по обеспечению движения меха.

Рабочий ремень левой руки тоже подгоняется с учетом того, чтобы рука могла свободно перемещаться вдоль клавиатуры. Вместе с тем при разжиме и при сжиме меха левое запястье должно хорошо ощущать ремень, а ладонь – корпус инструмента. Нельзя придерживать инструмент подбородком или правой рукой.

При изучении вопросов постановки инструмента необходимо помнить, что во многих старых изданиях школ и самоучителей они трактуются по-разному, часто ошибочно, более того, снабжены рисунками, демонстрирующими неверное положение инструмента.

Ведение меха

К числу важнейших постановочных навыков относится ведение меха. Мех является главной особенностью звукообразования на баяне и аккордеоне. Начинать работу над правильным ведением меха необходимо на первых уроках и контролировать в течение всего первоначального периода обучения.

На первоначальном этапе обучения главным является приобретение навыка ведения меха, то есть умения вести его плавно, ровно, постоянно, достаточно активно. Особое значение имеет линия ведения меха. Старайтесь раздвигать мехвеером. Нельзя вести мех по прямой линии, описывать «восьмерку» или заводить мех «за себя».

Любое из таких неверных движений создает излишнее напряжение или сокращает амплитуду «разжима». Необходимо осваивать технику момента смены направления движения меха. Нельзя производить смену меха на одном и том же звуке, так как длительность при этом прерывается и дробится, следует помнить, что поворот меха возможен лишь после того, как полностью отзвучит вся длительность. Учащийся должен осваивать смену движения меха и в связи с исполнением динамических оттенков. Контролируйте единую динамическую линию на «разжим» и «сжим».

Вопросы работы над мехом можно рассматривать долго и подробно. Задача методической разработки – определить наиболее важные моменты, освоение которых необходимо именно на первоначальном этапе. Окончательно убедиться в правильности постановки инструмента я предлагаю при помощи упражнения на движение меха на «разжим» и «сжим» (при помощи нажатия пальцем левой руки на воздушный клапан). При этом правая рука ученика должна быть опущена вниз, а педагогу необходимо проконтролировать неподвижность правой части корпуса инструмента, его устойчивость, верную линию ведения меха. Упражнение необходимо выполнять на протяжении нескольких занятий.

Существует еще один подход к вопросу постановки инструмента. И, наверное, он самый важный. Каждый музыкант стремится к органическому контакту со своим инструментом, стремится к приобретению так называемого «чувства» инструмента. Ведь только при этом исполнитель может воплотить все свои творческие намерения, замысел композитора, создать художественный образ. Добиться выполнения этой сложной задачи на первых уроках невозможно, но ее решение является конечной целью любого музыканта и педагога.

Постановка рук

Вопросам постановки рук занимаются педагоги музыканты любой специальности с особым вниманием. Это происходит потому, что допущенные здесь ошибки могут привести в последствие к расточительной трате времени при работе над произведениями и даже к тяжелым профессиональным заболеваниям рук.

Что же такое постановка рук? Это, прежде всего, – естественные и целесообразные движения рук (пальцев, кисти, предплечья, плеча) в процессе игры на инструменте.

Постановка рук баяниста-аккордеониста за время существования гармоники претерпела значительные изменения. Тем не менее, в настоящее время мы можем говорить о наиболее общих законах постановки рук баяниста-аккордеониста.

Начинать постановку правой руки необходимо с упражнений, позволяющих ощутить свободу пальцев, кисти, предплечья, плеча. Для этого поднимите руки вверх и, поочередно расслабляя каждую часть руки, опустите их вниз. Свободно опущенная вниз правая рука принимает естественное положение и переносится на клавиатуру.

Следует хорошо усвоить основные положения постановки руки.

1.  Вся рука – от плеча до кончиков (подушечек) пальцев – должна быть свободной и гибкой. Но свобода рук не означает расслабленности. «При игре наша рука не должна быть ни мягкой, как тряпка, ни жесткой, как палка. Она должна быть упругой подобно пружине» – отмечал пианист Л. Николаев. Рука должна как бы «дышать», ощущая пластичность и естественность мышечного тонуса всех своих частей.

2.  Во время исполнения пальцы должны быть опорой, принимая на себя нагрузку всей руки. Г. Нейгауз сравнивал всю руку от плеча до кончиков пальцев с висячим мостом, один конец которого закреплен в плечевом суставе, а другой – в пальце на клавиатуре. При этом «мост» гибкий и упругий, «опоры» же его крепкие и устойчивые.

3.  Суставы пальцев не должны прогибаться. Сильно скрюченные или чрезмерно вытянутые пальцы создают излишнее напряжение.

4.  Кисть принимает округлую форму.

5.  Первый (большой) палец баяниста находится за грифом, но не обхватывает гриф, а лишь удерживает руку в правильном положении. Опора создается только на играющие пальцы.

6.  Учитывая своеобразное строение (клавишное) правой клавиатуры аккордеона, правая рука вся находится на клавиатуре, кисть имеет выпуклую, округлую форму. Особенно надо следить за твердой опорой первого и пятого пальцев. Кисть должна находиться над клавиатурой и не опускаться за гриф, в противном случае первый и пятый пальцы теряют точку опоры.

7.  Прижатие локтя к туловищу ведет к излишнему перегибу кисти. Локоть, чрезмерно поднятый вверх, создает ненужное напряжение.

С первых же уроков необходимо вырабатывать у учащихся ощущение клавиатуры, умение находить любой звук «на ощупь», чувствовать расстояние между кнопками (клавиатуры). Опыт показывает, что лучшим способом приобрести этот необходимый навык является игра не глядя на клавиатуру. Причем, чем раньше педагог начинает это требовать, тем скорее ученик добивается положительных результатов.

Во время игры левая рука выполняет три основных функции:

1) сжимает и разжимает мех;

2) нажимает клавиши;

3) передвигается вдоль клавиатуры.

При ознакомлении учащегося с левой клавиатурой необходимо объяснить порядок расположения клавиш по схеме, основные условия правильного положения левой руки, привить первые двигательные навыки, основы аппликатуры.

Учащемуся необходимо запомнить основные условия правильного положения руки во время игры.

1) Локоть левой руки должен быть в согнутом положении и находится на некотором расстоянии от корпуса исполнителя.

2) Форма кисти округлая, рука выдвинута настолько, чтобы все 4 играющих пальца находились на основном ряду левой клавиатуры.

3) Внешнее ребро корпуса инструмента должно приходиться на сгиб между первой и второй фалангами большого пальца. Во время игры большой палец должен свободно скользить по краю корпуса, не меняя своего положения. Необходимо следить, чтобы при движении меха на разжим большой палец не ставился на крышку корпуса, для этого надо точнее подогнать левый ремень. Следует также контролировать положение руки при движении меха на сжим, не допуская, чтобы ладонь плотно прилегала к крышке инструмента, так как это будет сковывать работу пальцев.

Кроме непосредственной игры на клавиатуре левая рука занята также важнейшей работой – меховедением. Руке не следует болтаться между ремнем и корпусом инструмента. При полном ощущении свободы ей необходимо постоянно контактировать с ремнем и крышкой корпуса, что дает нам возможность в любой момент незаметно сменить мех без люфт-паузы и толчка.

В течение всего первоначального периода обучения педагог должен контролировать и корректировать правильное положение рук во время игры. Никогда не начинайте играть «зажатыми» руками. Находите в произведениях моменты для освобождения рук: «паузы», цезуры, штрихи, окончания фраз. Главная задача преподавателя не только рассказать и показать правильное положение рук, но и научить осознанно и осмысленно относиться к этой проблеме, и самостоятельно контролировать свои домашние занятия.

Г. Коган в эпиграфе к своей книге «У врат мастерства» пишет: «При игре на фортепиано дело не столько в постановке рук, сколько в постановке головы».

Закрепление правильного положения левой и правой руки на клавиатуре инструмента, выработка ощущения клавиатуры осуществляется с помощью специальных упражнений, особое значение имеет правильный подбор этих упражнений.

Какие требования необходимо предъявлять педагогу к исполнению упражнений?

1. Обязательным условием для исполнения упражнений являются медленные и умеренные темпы.

2.  Все упражнения исполняются штрихом legato, так как только этот штрих дает свободу руки на первоначальном этапе обучения.

3.  Во время игры ученика преподаватель должен постоянно контролировать свободу всех частей рук, основы посадки и постановки инструмента, ровность ведения меха, глубину нажатия клавиш.

4.  Необходимо активизировать слух учащегося на качество исполнения упражнений.

5.  Исполнять упражнения в динамическом развитии.

6.  Во время игры упражнений добивайтесь ровного, красивого, глубокого,
выразительного звучания инструмента. Используйте упражнения для того, чтобы заложить основы культуры звукоизвлечения.

Предлагаемые упражнения просты в понимании, и начинать работать над ними надо с первых уроков, не дожидаясь изучения основ музыкальной грамоты. Предложенные ниже упражнения являются хорошей гимнастикой для рук начинающего музыканта.

Упражнения для правой руки баяниста.

Упражнение № 1:

Движение по одному (любому) вертикальному ряду последовательно 2,3,4,5, пальцами вверх и 5,4,3,2 пальцами вниз.

Упражнение № 2:

Движение по двум соседним косым рядам (1 и 2 ряды или 2 и 3 ряды) последовательно вверх и вниз с использованием нескольких вариантов аппликатуры (2-3 пальцами, 3-4, 4-5).

Упражнение № 3:

Движение по хроматической гамме вверх и вниз с использованием аппликатуры сильных и слабых пальцев.

Упражнение № 4:

Движение по крайним рядам (1 и 3 ряды) последовательно вверх и вниз с использованием нескольких вариантов аппликатуры (2 и 4 пальцы, 3-5)

Упражнения для правой руки аккордеониста.

Упражнение № 1:

Движение через клавишу (по 6.3 и м.3) последовательно вверх и вниз от диатонических ступеней различными вариантами аппликатуры (1 и 3, 2 и 4, 3 и 5 пальцами).

Упражнение № 2:

Целью этого упражнения является закрепление постановки и правильного положения правой руки, скачок с первого на пятый палец (с I ступени на V) с последующим нисходящим заполнением, движение от диатонических ступеней последовательно вверх и вниз.

Упражнение № 3:

Цель этого упражнения – подготовка к исполнению гаммообразных движений. Поступенное движение с использованием подкладывания и перекладывания первого пальца, аппликатура: 1, 2, 3, 1 пальцы, 1, 2, 3, 4, 1 пальцы – исполняется вверх и вниз от диатонических ступеней лада.

Упражнения для левой руки баяниста и аккордеониста.

Упражнение № 1:

Движение 3 пальцем по основному ряду басов вертикально вверх и вниз.

Упражнение № 2:

Используется для правильного положения руки. Движение 5, 4, 3, 2 пальцами по основному ряду басов последовательно вверх и 2, 3, 4, 5 пальцами вниз.

Упражнение № 3:

Чередование баса и аккорда (Б, М) как основной формулы сопровождения, аппликатура: бас – 3, аккорд – 2 пальцами.

Упражнение № 4:

На освоение вспомогательного ряда. При исполнении данного упражнения используются гармоническая последовательность Т и Т6 в мелодическом и аккордовом изложении вверх и вниз по основному ряду басов.

Упражнение № 5:

Для освоения 5 ряда. Игра септаккордов: гармоническая цепочка, D7 с разрешением в Т53 исполняется от всех басов основного ряда вниз.

Упражнение № 6:

Для подготовки руки к исполнению М6. Исполнение в тональности а-moll t53 и t6 гармонически и мелодически, контролируя 5 палец на помеченной клавише «До».

При освоении всего комплекса упражнений для правой и левой рук необходимо соблюдать принцип последовательности и индивидуальный подход к учащимся. По мере освоения упражнений и приобретения навыка игры постепенно переходить к исполнению гамм, оставив в работе только наиболее сложные упражнения.

Независимость рук

Одной из наиболее важных проблем начального периода обучения является выработка у учащихся самостоятельности, независимости правой и левой рук при игре двумя руками. Под независимостью рук подразумевают умение музыканта-исполнителя производить одновременно обеими руками различную работу, координируя при этом в любом сочетании различную динамику, ритмику, штрихи, направление движения меха и т. д.

К сожалению, необходимо отметить, что в методической литературе трудно найти ответы, на те вопросы, которые волнуют педагогов по этой теме. В работе, в основном, приходится опираться на собственный опыт и опыт своих коллег. Дело в том, что эта проблема наилучшим образом может быть раскрыта опытным педагогом ДМШ, который сталкивается с ней в работе с каждым учеником (в той или иной степени). Методическая литература издается профессорско-преподавательским составом самых уважаемых ВУЗов, то есть на том высоком уровне, где нет необходимости заниматься проблемами первоначального периода обучения игре на музыкальном инструменте, так как она давно решена.

Проблема независимости рук и координации движений при игре двумя руками на баяне аккордеоне стоит особенно остро. Еще 10-15 лет назад, когда была возможность отбирать наиболее одаренных детей для обучения игре, она часто решалась легко, за счет способностей учащегося и не требовалось искать дополнительных методов для приобретения правильных навыков игры двумя руками. Сейчас ситуация изменилась. С трудом удается удерживать престиж инструментов, и заниматься приходиться не с самыми одаренными учащимися.

Прежде, чем учить играть двумя руками, необходимо, чтобы учащийся имел элементарные навыки игры правой и левой рукой отдельно. Правой – в пределах звукоряда С-dur – игра простейших мелодий. Левой – в пределах трех основных басов «до, соль, фа» в сочетании с мажорными аккордами.

Наиболее важным на первом этапе является приобретение навыка штриховой координации. На баяне (аккордеоне) единственным средством для выделения отдельного голоса (или мелодии) на фоне аккомпанемента является штрих. Поэтому первое, чем занимается преподаватель, – добиваться хорошего штриха lеgato при игре правой рукой и staccato при исполнении формулы «бас-аккорд» в левой руке. При соединении этих двух штрихов и возникают основные проблемы. У некоторых учащихся процесс этот проходит довольно быстро, но, в основном, и особенно у тех, кто имеет нарушения в координации рук, появляется много трудностей. А ведь это один из основных навыков, которыми должны овладеть учащиеся. Одним учащимся за годы учебы удается освоить достаточно сложный репертуар, другие остаются на примитивном уровне.

Заключение

Подводя итоги рассмотрения проблем начального периода игры на баяне, аккордеоне и опираясь на свой педагогический опыт, хочу дать некоторые советы и рекомендации начинающим и тем педагогам, которые ощущают необходимость в дополнительной методической помощи на этом этапе работы.

Все вопросы, раскрытые в методической работе, на практике применяются в самом начале обучения. Они требуют хорошей теоретической подготовки педагога к каждому уроку.

Не пренебрегайте мелкими деталями при объяснении нового материала, используйте яркие эпитеты, сравнения, широко используйте показ на инструменте.

Не допускайте неточного, небрежного выполнения ваших требований.

Проявляйте настойчивость и терпение. Ошибки и неточности в вопросах начального обучения могут стать серьезными проблемами на последующих этапах освоения инструмента.

На начальном этапе обучения обязательно сочетайте теоретическую часть урока с практической. Игра на инструменте необходима, начиная с первого урока.

Не увлекайтесь быстрым прохождением первого этапа обучения и резким усложнением репертуара. Это ведет к скованности игрового аппарата и неуверенности учащегося в свои возможности. Хорошо продумайте репертуар для начинающего. Учитывайте разнообразие жанров, эпох, композиторов. Постарайтесь исполнить 10-12 нетрудных пьес в первый год обучения. Соблюдайте принцип последовательности усложнения репертуара.

Огромное значение необходимо придавать сознательному, осмысленному отношению к занятиям у учащихся. Понимая поставленные задачи и особенности нового материала, они гораздо быстрее справятся с любыми трудностями.

Умейте оценить положительные результаты своих учеников, особенно на первом этапе. Это придает ему уверенность, а вместе с успехами возникнет интерес к музыке, инструменту и желание заниматься регулярно и систематически.

ЛИТЕРАТУРА:

1.  Алексеев, И. Методика преподавания игры на баяне / И. Алексеев. – Киев, 1966.

2.  Говорушко, П. Об основах развития исполнительских навыков баяниста / П. Говорушко. – Л., 1971.

3.  Говорушко, П. Основы игры на баяне / П. Говорушко. – Л., 1963.

4.  Егоров, Б. Общие основы постановки: Баян и баянисты / Б. Егоров. – М., 1974.

5.  Лиис, Ф. Искусство игры на баяне / Ф. Лиис. – М.: Музыка, 1985.

        Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств» г. Ярцево Смоленской области

Методическая разработка

«Основные недостатки в обучении учащихся в классе баяна (гармони) и пути их исправления»»

Разработал:

преподаватель МБУ ДО ДШИ

 Меренков Виктор Иванович

г.Ярцево

2017 год

Методическая разработка предназначена в помощь преподавателям школы искусств, музыкальным руководителям ОУ, педагогам дополнительного образования.

Место хранения материала:  

методический кабинет МБУ ДО ДШИ.

        Своё место среди «серьёзных» музыкальных инструментов баян завоевал благодаря обширным музыкальным техническим возможностям, которые позволяют баянистам исполнителям включать в свой репертуар произведения различной сложности и характера. Это и крупная форма и полифония, различные виртуозные пьесы. Многообразие и сложность художественных задач требует от исполнителя постоянное совершенствование техники игры, поиск новых приёмов игры, средств выразительности. И для успешного решения этих задач необходима грамотная комплексная методика обучения игры на инструменте. В силу относительной молодости баяна некоторые вопросы методики обучения находятся в постоянном развитии, а некоторые требуют теоретической разработки и обобщения. Начальный этап обучения игры это наиболее важный и ответственный период в воспитании исполнителя, здесь закладывается тот базис, тот фундамент знаний и навыков, от которого зависит дальнейшее их развитие, весь творческий путь исполнителя. Отправной точкой этого пути, его исходным пунктом является выработка постановочных навыков. Допущенные здесь просчёты и ошибки в последствии могут ограничить технические возможности исполнителя, привести к возникновению неоправданных трудностей в работе и даже к нарушению физического здоровья. Постановка исполнителя – это прежде всего естественные и целесообразные движения рук, соответствующая посадка и контакт с инструментом. С первых моментов обучения педагог должен ясно и доходчиво объяснить и показать то, что является основой основ игры: положение корпуса (посадка), постановка рук, положение пальцев, аппликатурную систему, приёмы звукоизвлечения, технику ведения меха, положение инструмента. Необходимо учесть, что «правильная» постановка – это не «мёртвая» статичная картинка положения инструмента, корпуса, рук, а динамический процесс на который влияют многие объективные и субъективные факторы. Индивидуальные физиологические особенности учащегося, конструктивные особенности инструмента и, наконец, главный фактор – сама музыка. Музыка безгранична и каждое музыкальное произведение требует отбора различных средств различного настроя, содержание произведения определяет выбор постановки. Говоря о выработке постановочных навыков необходимо указать на недостатки и ошибки, встречающиеся на этом этапе обучения. 
Посадка учеников баянистов. 

Перечислим типичные недостатки постановки ног: 

1. Учащийся выдвигает вперёд ступню правой ноги вместо левой. Это лишает правую корпусную коробку точки опоры при сжиме меха, нарушается правильность положения корпуса, зажимается правая рука. 

2. Учащийся подгибает в колене левую ногу и «прячет» её под стул. (Левая нога быстро утомляется, затрудняется управление мехом). 

3. Ступни ног придвинуты одна к другой, колени плотно сжаты. (Создаётся неустойчивость посадки и управления мехом). 

4. Учащийся сильно выдвигает ноги вперёд. (Этим исключается возможность опоры на ноги во время игры). 

5. Учащийся ставит правую ногу на носок, то есть приподнимает пятку правой ноги не выдвигая при этом левую. (Это вызвано ощущением неустойчивости правой корпусной коробки). 

6. Непрерывно приподнимает пятки обеих ног. Это случается при сильно затянутых коротких плечевых ремнях, когда инструмент на них висит. 

7. Учащийся непрерывно разводит и сводит колени помогая движению меха. (Это приводит к излишней затрате энергии, кроме того выглядит не эстетично). 
Характерные недостатки регулировки длины ремней, положения инструмента, головы и корпуса: 

1. Правый плечевой ремень слишком опущен, баян смещён влево. Это ограничивает возможность растяжения меха, вызывает необходимость поддерживать коробку рукой или бедром правой ноги. 

2. Правый и левый ремни сильно затянуты, сжимают грудную клетку и затрудняют дыхание. Попытка поставить «подвешенный» баян на колени приводит к сутулости и искривлению позвоночника. 

3. Баян держится на коленях в наклонном положении, учащийся непрерывно смотрит на правую клавиатуру. Давление коробки на грудь затрудняет дыхание, вызывает сутулость, приводит к порче меха, нарушается правильное положение рук, не воспитывается осязательное ощущение необходимое баянисту. Наклон головы ведёт к утомляемости шейных позвонков. 

4. Ученик непрерывно держит голову наклоняя её в сторону во время игры. Это, как правило, следствие врождённой физической скованности и это вредно сказывается на техническом развитии ученика, которому бывает трудно преодолеть мускульную скованность напряжённых головы и рук. 

5. Левый ремень слишком велик, сильно выгибается запястье левой руки, пальцы становятся плоскими, что мешает их подвижности. Становится трудно доставать вспомогательный ряд. 

        Подгон плечевых ремней должен производиться очень тщательно. Важно чтобы плечевой ремень не зажимал, а свободно охватывал плечо, позволяя держать инструмент на бедре левой ноги. Левый ручной ремень должен охватывать кисть, положенную на левую клавиатуру и в запястье слегка согнутую, не зажимая запястья, но и не давая ему возможности сильно прогибаться. Плечевые ремни регулируются индивидуально таким образом, чтобы они не сдавливали грудную клетку и не затрудняли дыхание. Слишком свободные ремни приводят к неустойчивости инструмента и вызывают инстинктивное поднятие плеч. В этом случае мышцы плечевого пояса излишне напрягаются, и утрачивается опора руки на играющие пальцы. Длина рабочего ремня на левой части корпуса должна обеспечить свободу движения левой руки. Слишком длинный ремень вынуждает баяниста сгибать запястье левой руки, а слишком короткий сковывает движение предплечий. Борясь с напряжением мышц шеи и головы учащегося следует предложить ему во время игры чаще менять положение головы и тем самым выводить её из состояния напряжения. 

        Перечисленные неправильности посадки баяниста очень существенны. Допущенные в начальном периоде обучения, они скажутся на техническом развитии учащегося, а главное на его здоровье. 

        Важным моментом для выработки правильной посадки является подбор высоты сидения и правильное положение пюпитра. Высота сидения должна быть равна высоте голени учащегося. Заниматься начинающему на высоком стуле категорически не разрешается. Не рекомендуются мягкие, вращающиеся, вогнутые стулья. Учащийся должен сидеть на стуле с жёстким или полужёстким сидением. Высота сидения подбирается с учётом физиологии учащегося, с таким расчетом, чтобы бёдра находились в горизонтальном положении, что способствует достижению устойчивости инструмента. Обеспечить устойчивость корпуса исполнителя во время игры – это главная задача посадки. Существует три точки опоры – это стул, левая и правая нога. Баянист садится на половину сидения, инструмент ставится вертикально на образовавшуюся горизонтальную площадь бёдер. Левая часть корпуса инструмента и часть меха опираются на левое бедро, нижняя часть грифа упирается в правое бедро. Положение ног должно обеспечивать устойчивость положения корпуса. Выдвигая левую ногу, мы создаём разницу в высотном положении бёдер, что служит естественной опорой для меха при сжиме. Выдвижение левой ноги создаёт естественную возможность для наклона корпуса вперёд, что необходимо не только для контакта исполнителя с инструментом, но и для правильного положения левой руки на клавиатуре. 

Постановка рук баяниста. 

Часто наблюдаются недостатки в постановке рук учащегося. Для правой  руки характерны следующие: 

1. При сжиме меха учащийся давит кистью на гриф, прогибается кисть в запястье. Этот недостаток обычно вызывается невниманием педагога к посадке учащегося или как следствие занятий на высоком стуле. Устранить это возможно только вернувшись к работе над посадкой, заставив учащегося играть одной левой рукой, следя за мускульной свободой правой руки. 

2. Пальцы, лежащие на клавиатуре, недостаточно округлены. Нередко при этом поднимают пальцы, разгибая и выпрямляя их, к тому же прижимается нижняя фаланга первого пальца к грифу, а кисть держится непрерывно в первой позиции. Причиной является нарушение правильной посадки, несоответствие мензуры клавиатуры размерам кисти руки (инструмент иностранной фирмы). 

3. У учащегося заметны излишние «вихляния» кисти. Это иногда вызывается тем, что в погоне за излишней пальцевой свободы учащийся играет гаммы с покачиванием руки. Это ведёт к выпрямлению пальцев, стесняет их подвижность, ухудшает осязательные ощущения. Движения кисти правой руки необходимы только для освобождения её от скованности («зажатия»), для приёмов кистевого и переносного легато, для нажима на клавишу при портаменто и легких акцентах, при снятии легато. 
Для левой руки типичны следующие недостатки: 

1. Локоть левой руки поднят слишком высоко, большой палец прижат к остальным и вынесен далеко за край корпуса инструмента. Такого рода постановка возникает в случае неправильной посадки учащегося, когда он чрезмерно наклоняется в правую сторону. 

2. Когда первый и второй пальцы левой руки берут бас и готовые аккорды, учащийся подгибает (прижимает к ладони) третий и четвёртый пальцы. Обычно это результат врождённой природной скованности левой руки. Иногда причиной является слишком длинные, прогибающиеся в фалангах пальцы. Для устранения этого недостатка можно придерживать третий и четвертый пальцы учащегося, не давая им прогибаться, при игре мажорных гамм использовать аппликатуру без вспомогательного ряда. 

3. При игре стаккато учащийся «разбалтывает» пальцы, излишне стучит по клавиатуре. Подобные размахивания пальцами появляются в результате невнимания педагога к работе левой руки. Необходимо научить учащегося держать пальцы близко к клавиатуре, нажимать (толкать) кнопки, а не ударять по ним. 

Аппликатура правой руки. 

Неверно подобранные пальцы часто служат причиной следующих недостатков: 

1. При смене позиции кисть резко поворачивается. 

2. Неуместно применяется приём глиссандо. 

3. При легато один палец используется для нескольких нот. 

4. Избегается употребление четвёртого пальца. 

5. Проявляется аппликатурное «непостоянство». 

        Для исправления аппликатурных недостатков необходимо взять под строгий контроль исполнения гамм, арпеджио аккордов, ограничить количество проходимых пьес и этюдов за счёт улучшения их «аппликатурного качества». Термин позиция применяется к баяну по аналогии со струнными инструментами, где он означает определённое положение руки на грифе. Первая аппликатурная позиция – положение кисти на клавиатуре при игре одноголосных гамм. (Плоскость ладони находится под острым углом к вертикали ребра грифа). Вторая аппликатурная позиция – положение кисти при исполнении коротких арпеджио и аккордов в тесном расположении. (Плоскость ладони параллельна вертикали ребра грифа). Третья аппликатурная позиция – кисть слегка согнута влево. Большой палец упирается в ребро грифа, в третьей аппликатурной позиции играются одноголосные мелодии и аккорды. 

        Общепринятые в музыке исполнительские штрихи на баяне исполняются с помощью специальных приёмов. Баянные приёмы звукоизвлечения связанны с работой пальцев, кисти и соответствующими движениями левой корпусной коробки. Их можно подразделить на два вида. 

Приёмы связанные с работой пальцев кисти: 

1. Пальцевое легато. Принцип работы пальцев – удар по клавише, в момент которого другой палец снимается с предыдущей клавиши. 

2. Кистевое легато. Клавиша нажимается без пальцевого замаха с помощью движения кисти, которая опирается на пальцы. 

3. Переносное (аккордовое) легато. Пальцы переносятся с одних клавиш на другие. 

4. Нон легато. Каждый звук берётся сверху отдельным замахом пальца и кисти. 

5. Кистевое стаккато. Исполняется при помощи пальцевого замаха, переходящего в кистевой замах, за которым следует чёткий удар по клавише и чёткое отталкивание «отскок» пальца от клавиши. 

6. Пальцевое стаккато. Исполняется по средством активного пальцевого замаха при спокойном положении кисти. 

7. Глиссандо – скольжение с клавиши на клавишу. 

Приёмы, предусматривающие активную атаку звука, осуществляемую мелкими движениями левой корпусной коробки или нажимом пальцев правой руки на клавиатуру и гриф: 

1. Портаменто – (подчёркнутое, «утяжелённое» звучание) активная атака начала звука без последующего диминуэндо в звучании. 

2. Мартеле – (меховое стаккато) острая акцентированное стаккато. После атаки звук резко обрывается, что достигается специальным движением левой корпусной коробки. 

3. Акцент – выделение какого – либо отдельного звука, аккорда или группы нот. 

4. Деташе. При игре деташе происходит непрерывная смена меха. В момент смены направлений пальцы снимаются с клавиатуры, от чего звучание становится более острым. 

5. Меховое тремоло – (репетиция мехом) разновидность приёма мехового деташе. 

6. Вибрато. Возможно только при игре одной правой рукой, кисть левой руки делает быстрые «махательные» движения. 

        К числу важнейших постановочных навыков относится ведение меха. Способы ведения меха зависят от музыкальной задачи и их огромное множество. Наибольшая устойчивость инструмента и лучший контакт с ним достигаются при коротких и средних амплитудах разжима меха. Смена направления движения меха допускается после полного закрытия клапанов. Наибольшую трудность представляет выработка навыков плавной смены меха, которая позволяет сохранять целостность музыкальной мысли. При работе над техникой ведения меха и звукоизвлечения встречаются следующие недостатки: 

1. Несвоевременно меняется направление движения меха (разрывается музыкальная фраза). 

2. При переходе с разжима на сжим учащийся сильно толкает левую корпусную коробку, вызывая этим неуместные или ненужные акценты. 

3. Не контролируется движение меха. Учащийся разводит и сводит его до предела, не оставляя необходимого «запаса», от чего при смене меха возникают непредвиденные «заикания» звука. 

4. Учащийся не владеет мелкими движениями левой корпусной коробки, необходимыми для активной атаки звука при акцентах портаменто, мартеле. 

5. В кантилене не применяется кистевое движение «учащийся не знает приёмы кистевого легато», от чего в звучании нет сочности и глубины. 

6. Допускается очень вязкое легато, где один звук наплывает на другой. 

Говоря о музыкальном воспитании баянистов следует отметить чаще всего проявляющиеся недостатки: 

1. Учащийся не приучился слушать себя, играет торопливо, неритмично «болтливо», при этом иногда отбивает такт ногой. 

2. Играя на инструменте, учащийся слышит только правую руку и совершенно не слышит левую. 

3. В силу неразвитости музыкального мышления, учащийся играет по фразам, не охватывая целого, не ощущая динамики всей формы произведения. 

4. Он не проявляет собственной инициативы в исполнении, играя только по указке педагога. 

5. Учащийся не умеет играть в ансамбле, подбирать по слуху, плохо читает с листа. 

        Большинство этих недостатков складываются в условиях обучения и воспитания учащегося на репертуаре, непосильном для него в музыкальном и техническом отношениях. Развитие исполнительских способностей и навыков требует развития внутреннего слуха, звукового представления того или иного эпизода, образности музыкального мышления. Для воспитания их следует приучать учащихся с самого начала обучения, прежде всего слушать себя, работая над репертуаром, самостоятельно анализировать структуру произведения, понимать смысловую роль частей сочинения, штрихов. Для развития образности мышления следует не просто требовать от учащегося исполнить тот или иной эпизод форте или пиано, но просить сыграть его, скажем, задорно, радостно, игриво, торжественно, нежно, задумчиво и т. п.. Для того чтобы в игре учащегося чувствовалось «внутренне движение», чтобы он чувствовал внутреннюю динамику формы, его представления должны, так сказать, «идти впереди» исполняемой музыки.

        Играя начало фразы, учащийся должен чувствовать её кульминацию, подойдя к кульминации, ощущать завершение. Совершенно недопустимо завышение трудностей репертуара, которая поглощает всё внимание, время и энергию ученика. Пьесы, задаваемые учащемуся для разбора, должны осваиваться им без труда, то есть полностью соответствовать его музыкально – техническим возможностям. 
Говоря о важности решающей роли начального периода обучения необходимо сказать о той ответственности, с которой преподаватель должен относится к этому этапу. Научить учащегося ежедневно заниматься на баяне, воспитать в нём серьёзное добросовестное отношение к работе, ввести его в особый ритм работы, который станет для него необходимостью.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки при изготовлении гипсовой модели
  • Ошибки при заточке инструмента
  • Ошибки при изготовлении бюгельных протезов реферат
  • Ошибки при защите диплома
  • Ошибки при зачатии ребенка