Ошибки при езде на вариаторе

С самого момента изобретения человеком автомобиля, ведущие инженеры по всему миру постоянно работают над усовершенствованием его конструкции, добавлением новых возможностей, улучшением комфортабельности передвижения по дорогам. В этой статье мы поговорим о том, какие ошибки чаще всего допускаются при езде на вариаторе, и как их избежать, чтобы трансмиссия прослужила как можно дольше.

Одним из замечательных изобретений является бесступенчатая коробка передач, также известная как вариатор, освобождающая сидящего за рулем водителя от необходимости переключения скоростей. Машины с ним куда удобнее обычных авто, однако, при небрежном отношении этот сложный узел достаточно быстро выходит из строя.
Агрессивная езда

Пожалуй, наиболее распространенная оплошность, которая очень часто рано или поздно приводит к выходу бесступенчатой коробки передач из строя, это привычка слишком резко стартовать с места. Чересчур быстрый разгон самым губительным образом воздействует на детали узла, за счет сильного возрастания усилия трения между поверхностями рабочих элементов, что приводит к их ускоренному износу. Привычка резко утапливать педаль газа в пол становится причиной постепенного повреждения шкивов. Чем агрессивнее стиль вождения, тем раньше придется ехать в сервис, заказывать довольно дорогостоящий ремонт вариаторов CVT.

Неправильное буксирование

Каждый владелец авто с вариатором должен помнить – в случае внезапной поломки, или по иным причинам, его машину можно буксировать исключительно при включенном моторе. Если же двигатель сломан, не заводится или в баках закончился бензин, следует воспользоваться услугами эвакуатора, погрузив транспортное средство на его платформу. При этом необходимо проследить, чтобы ведущие колеса во время перевозки в ближайший сервис или к месту стоянки, ни в коем случае не касались поверхности земли. В противном случае, можно достаточно легко вывести бесступенчатую коробку передач из строя.

Использование прицепа

При езде на машине с вариатором, крайне не желательно подсоединять к ней нагруженный автомобильный прицеп. Это приведет к ускоренному износу мотора, рулевой системы, тормозов и, конечно же, непосредственно самой трансмиссии. Если же перевезти груз все-таки очень необходимо, рекомендуется двигаться со скоростью не более 70 км/ч. Разумеется, буксировать такой машиной другое транспортное средство и вовсе запрещено.

Частый перегрев

Вариатор очень боится частой езды по пересеченной местности, с регулярными пробуксовками или подъемами по крутому склону, во время которых происходит чрезмерный нагрев ремня и шкивов. В таких ситуациях, многократно возрастает интенсивность износа трущихся элементов коробки передач, в результате чего на их рабочих поверхностях могут появиться задиры и другие дефекты. Также перегрев может возникнуть в случае недостаточно хорошего ухода за радиатором, когда охлаждающая система моторного отсека забита пылью и насекомыми. Немаловажное значение имеет периодический контроль уровня трансмиссионного масла – при уменьшении его объема хотя бы на литр от рекомендованного значения, риск перегрева усиливается в несколько раз.

Отсутствие диагностики

Долгая и безпроблемная работа вариатора возможна только при условии полностью исправной автомобильной электроники. Именно поэтому очень важно регулярно ездить в сервис и проводить подробную компьютерную диагностику. Особое внимание при проверке следует уделять состоянию датчиков скорости, моторных клапанов, управляющего модуля и шагового электродвигателя. В случае обнаружения любых ошибок, необходимо принять незамедлительные меры для их устранения.

В автосервисе «Авто Эксперт» ваш автомобиль сможет пройти полноценную диагностику АКПП в Казани! У нас современное оборудование и опытные мастера. В случае имеющейся неисправности, мы найдем ее, и устраним в самые корокие сроки — по выгодной для вас цене! Обращайтесь по всем вопросам по телефону, или оставляйте заявку на сайте.

Вариатор коробки передач

Содержание

  • Бездорожье – враг
  • Неподходящие режимы или быстрое их переключение
  • Агрессивная езда
  • Старт в морозы без прогрева
  • Буксировка

Переключение передач с такой трансмиссией отличается плавностью, отсутствием пробуксовок, задержек, толчков. С другой стороны, бесступенчатый автоматический агрегат нуждается в правильной эксплуатации, особом внимании при обслуживании.

Небрежность при езде на машине, чрезмерные нагрузки, быстрые старты и резкие торможения значительно снижают ресурс вариатора. Важно соблюдать определенные правила езды и обслуживания авто. При таких условиях агрегат CVT прослужит долго и исправно.

Бездорожье – враг

Современный автомобильный рынок предлагает множество внедорожников, в которых используется автоматическая бесступенчатая трансмиссия. Реклама настаивает на улучшенных способностях этих машин преодолевать бездорожье.

Важно помнить, что вариатор CVT не переносит частых пробуксовок. На пересеченной местности со скользкими участками грязи данная коробка передач будет сильно перегреваться.

Машина в грязи на бездорожье

Из-за нагрева шкива и ремня больше всего пострадают подшипники дифференциала. Последующее за проскальзыванием зацепление колес приведет к задирам шкивов. Таким образом, на скользкую грязную дорогу на авто с вариатором лучше не выезжать. В противном случае срок службы данной трансмиссии закончится быстро.

Читайте еще

Неподходящие режимы или быстрое их переключение

Многочисленные «эксперты» в сети интернета рекомендуют при простоях внутри пробок переводить рукоятку селектора в нейтральное положение «N».

На практике при долгой стоянке лучше включить «паркинг» – «P». В таком случае машина будет четко стоять на дороге, не сможет самопроизвольно покатиться. Если скопление машин медленно движется, останавливаясь на короткое время, то лучше оставить селектор в положении «драйв».

Ручка переключения передач на вариаторе

При нейтральном положении ручки переключения вариатора давление внутри системы значительно уменьшается. Во время ее перевода в положение «D» до начала движения должно выдерживаться время задержки.

Если резко нажать на педаль акселератора, то возможна пробуксовка, которая влечет за собой осыпание фрикционов. Поэтому после переключения режима нужно подождать 2-3 секунды, а только потом начинать плавное движение. В противном случае коробка быстро выйдет из строя.

Читайте еще

Агрессивная езда

Резкие старты и быстрая езда губительны для машин, оснащенных вариаторами. Это вызывает задиры шкивов, перегрев и поломки подшипников валов бесступенчатой коробки. Таким образом, нагрузки способствуют быстрому износу внутренних элементов.

Валы бесступенчатой коробки

Особенно противопоказаны резвые ускорения зимой:

  1. При холодах стекшее в поддон масло становится более вязким, поэтому детали, шестеренки, узлы будут испытывать масляное голодание и подвергаться повышенным фрикционным нагрузкам.
  2. Это приведет к повышенному износу трущихся деталей, поломке автомата.

Поэтому перед движением нужно дать машине поработать на холостом ходу. Только после этого плавно и медленно начинать движение, постепенно увеличивая обороты двигателя. Нередко у любителей светофорных гонок вариаторы ломались уже через 50-60 тысяч километров пробега.

Старт в морозы без прогрева

Данный тип трансмиссии нужно обязательно прогревать во время холодов, поскольку система CVT максимально нуждается в смазке. Работа мотора на холостых оборотах по аналогии с АКПП для вариатора не подходит, поскольку бесступенчатый автомат отличается конструктивно.

В данном случае нужно запустить мотор, выбрав режим «N» на несколько секунд. Это позволит подготовить гидромуфту к эксплуатации на морозе с помощью разогрева. После начала движения первые 3-5 километров рекомендуется преодолевать в щадящем режиме с минимальными нагрузками на коробку передач. При температурах 25-30 градусов мороза лучше вообще отказаться от эксплуатации авто с вариатором.

Читайте еще

Буксировка

Если машина с CVT не может самостоятельно передвигаться, то буксировать ее можно только в случаях, когда ее двигатель работает, а рычаг селектора переведен в нейтральное положение.

При невозможности запустить мотор перемещение допускается только методом частичной погрузки с вывешиванием ведущих колес или на эвакуаторе.

Частичная погрузка при буксировке

Перевозка прицепов, перемещение грузов не является сильной стороной таких автомобилей. При буксировке прицепов на основные агрегаты автомобиля, особенно, трансмиссию, действуют дополнительные нагрузки. Особую опасность представляет буксировка другого авто, поэтому делать это настоятельно не рекомендуется.

Вариатор CVT может обеспечить максимальный комфорт при управлении и езде на автомобиле. При этом такая трансмиссия максимально экономит топливо. С другой стороны, следует учитывать, что такое авто не рассчитано на эксплуатацию при высоких нагрузках, тяжелых условиях.

[democracy id=»3″]

[democracy id=»6″]

На чтение 11 мин Просмотров 21.6к. Опубликовано

Особенности эксплуатации вариатора подразумевают обязательный прогрев при низкой температуре, исключение поездок по бездорожью и пробуксовок.

Рекомендуется правильно буксировать машину с CVT, отслеживать состояние датчиков и проверять уровень рабочей жидкости. Знание простых правил позволяет продлить срок службы трансмиссии и избежать непредвиденных затрат на ее ремонт.

Как правильно ездить на автомобиле с вариатором

В коробке передач CVT при эксплуатации водителю не нужно переключать передачи, как в случае с МКПП. Машины с вариатором отличаются быстрым набором скорости, отсутствием рывков, экономным расходом топлива и высокой экологичностью.

Особенности вождения и правила обслуживания коробки вариатора

Режимы включения вариатора

Управлять автомобилем с вариатором можно с помощью ручки КПП с положениями — «Р», «R», «D», «N» и «L». Для поездки достаточно перевести селектор в нужное положение и нажать педаль газа. В процессе эксплуатации ручка переводится в требуемую позицию.

Положения селектора АКПП и их особенности:

  1. Движение вперед — «D». Стандартное положение коробки передач, основное для водителя. После его включения машина сама двигается вперед и меняет передаточное число с учетом скорости.
  2. Движение задним ходом — «R». Особенность вариаторной коробки — отсутствие реверсного движения вала. Для движения назад предусмотрены дополнительные узлы, подключаемые при переводе ручки в положение «R». Его включение происходит при полной остановке авто. В некоторых машинах для защиты нужно дополнительно нажать на кнопку селектора (срабатывает только на стоящей машине).
  3. Нейтраль — «N». Особенность этого режима коробки передач — разъединение с двигателем. Применяется для длительной остановки и пуска двигателя авто. При кратковременных паузах в движении использование «N» не рекомендуется.
  4. Парковка — «P». Перевод в это положение блокирует ведомый вал транспортного средства и исключает его случайное перемещение. Используется для стоянки автомобиля. Дополнительная особенность — активация после нажатия на тормоз и включения ручника.
  5. Ручное управление — «+» и «-». В автомобилях с коробкой вариатором доступно самостоятельное переключение скоростей. Устройство имитирует изменение передаточного числа, а контроль процесса все равно остается за электроникой.

Если есть сомнения в работе вариатора, нужно уточнить особенности его эксплуатации, можно обратиться к специалистам из «Центра по ремонту вариаторов №1».

Получить дополнительную информацию можно по телефонам: Москва – 8 (495) 161-49-01, Санкт-Петербург — 8 (812) 223-49-01. Принимаем звонки из всех регионов страны.

Особенности вождения и правила обслуживания коробки вариатора

Дополнительные режимы

Особенность современных вариаторных АКПП состоит в наличии нескольких дополнительных режимов эксплуатации:

  1. Спорт — «S». Особенность опции — улучшение динамики при нажатии на газ, задержка при смене скорости и возможность дольше ехать на повышенных оборотах.
  2. Сложные условия — «L». При переводе передние колеса показывают максимальную тягу. Режим используется при буксировке, движению по бездорожью.
  3. Эконом — «Е». Главная особенность в ориентации на снижение расхода топлива. Функцию контроля берет на себя автоматика.

Пуск двигателя

Заводить мотор можно при нахождении селектора в положении «N» или «P». В первом случае обязательно нажимается тормоз, а во втором этого делать не нужно.

При эксплуатации авто после продолжительного простоя смазка роботизированных коробок и других видов АКПП стекает в поддон. Масло постепенно застывает и становится густым, из-за чего вариатор первое время работает «всухую».

Что делать, чтобы вариатор вошел в нормальный ритм работы?

Стоит подождать 2-3 минуты, пока коробка передач прогреется.

Начало движения

Для начала движения нажимается тормоз, после чего ручка АКПП переводится в положение «R» или «D» в зависимости от того, в каком направлении необходимо перемещаться.

При краткосрочных остановках достаточно нажимать на тормоз без перевода рукоятки из позиции «D» в «N». При длительной паузе в движении разрешено перемещение селектора в «нейтралку».

Маневрирование и повороты

Особенность коробки CVT — чувствительность к скачкам оборотов двигателя, поэтому трансмиссия будет сама подбирать подходящий режим/скорость с учетом дорожной ситуации.

Как правильно маневрировать на авто с вариатором?

При обгоне другого транспортного средства необходимо добавить оборотов, а уже после переходить к обгону. Рекомендация относится именно к выполнению маневров. Необходимо нажать на газ в момент поворота рулевого колеса.

Транспортировка и буксирование

Транспортировка тяжелых прицепов в ходе эксплуатации может привести к проблемам с вариатором. Такая АКПП не любит больших нагрузок и быстрей изнашивается. На практике допускается использование авто с вариаторной коробкой для перемещения прицепа весом до 1000 кг.

В особенностях эксплуатации вариатора часто упоминаются требования к буксировке. Если необходимо выехать из сугроба, разрешено применение гибкой/жесткой сцепки. Двигатель должен работать, а селектор находиться в позиции «N». Оптимальное решение — буксировка посредством частичной погрузки.

Эксплуатация при низких температурах

Для продления срока службы CVT важно правильно пользоваться коробкой передач зимой и прогревать ее перед началом движения. Перемещать селектор во все положения не рекомендуется. Лучше на несколько секунд установить рукоять в позицию «N» для прогрева муфты.

Особенности эксплуатации:

Чем ниже температура на улице, тем дольше должен быть прогрев. При -20 °С желательно уделить нагреву не менее 20-30 минут.

Первое время придерживаться спокойной манеры езды.

Движение начинать только после достижения нужной температуры.

В некоторых автомобилях предусмотрены нагреватели. Их особенность — питание от обычных розеток 220 В и предварительный нагрев системы, что важно в процессе эксплуатации.

Температура, градусов Цельсия Прогрев на стоянке, мин Нагрев в движении, мин
0 и выше нет нет
от -5 до 0 нет 3-4
от -5 до -10 3-5 5-7
от -10 до -15 5-10 10-15
от -15 до -23 10-15 15-20
от -23 до -30 15-20 20-30
от -30 до -35 20-30 30-40

При температуре ниже 35 эксплуатация на свой страх и риск. Рекомендуется применение предпускового подогрева.

Не вижу в нем особой необходимости

10.13%

Проголосовало: 316

Поделитесь своим мнением в комментариях.

Предлагаем вам посмотреть видео-обзор на лайфхак по прогреву вариатора зимой.

Как управлять вариатором в пробке

Выбор режима работы CVT зависит от особенностей эксплуатации, а именно продолжительности нахождения в статическом положении. Если остановка затягивается на долгое время, можно перевести ручку в положение «N» или «P», когда авто стоит под наклоном.

При непродолжительной остановке достаточно оставаться на режиме «D» и нажимать на тормоза.

Основные ошибки при езде на вариаторе

В процессе управления автомобилем с коробкой-вариатором многие допускают ошибки, что ведет к преждевременному повреждению АКПП и необходимости ее ремонта.

Резкий разгон и большая скорость

Коробки CVT больше подходят водителям, ориентированным на спокойный режим вождения без резких ускорений и нажатий на тормоз. Особенность в том, что быстрый набор скорости приводит к проскальзыванию шкива, а в дальнейшем к повышению рабочей температуры, повреждению узла.

Аналогичные последствия возможны при частом и резком нажатии на тормоз. В таком случае возможен нагрев подшипников.

Езда по бездорожью

Поездки по плохим дорогам повышают вероятность пробуксовки, а этот фактор негативен для вариатора. Последствия такой эксплуатации такие же, как и при резком начале движения — износ и чрезмерный нагрев шкива.

Если и приходится выезжать на плохую дорогу, необходимо придерживаться небольшой скорости.

Неправильная транспортировка прицепов и автомобилей

В мануале к автомобилям с CVT указывается, что главное назначение — перевозка багажа и пассажиров. Особенность в том, что запрета на буксировку нет. Если все-таки необходимо использовать прицеп, важно учитывать технические характеристики авто.

Главное, чтобы прицепное устройство с грузом весило меньше предельного параметра. Скорость движения при эксплуатации на любых дорогах ограничена 70 и 90 км/ч в городе и за его пределами соответственно.

Неправильная буксировка автомобиля с вариатором

Ошибки буксировки в процессе эксплуатации часто приводят к повреждению вариатора. Если нужна транспортировка авто с CVT, лучше вызвать эвакуатор, ведь тянуть его на буксире бесполезно.

При отсутствии такой возможности допускается буксировать авто не более 50 км при условии, что мотор запущен, селектор в позиции «N», а скорость до 50 км/ч.

Обслуживание или как продлить жизнь вариатору

Существует ряд особенностей эксплуатации и рекомендаций, как защитить машину на вариаторе с передним приводом, а также полно- или заднеприводной версии.

Следите за датчиками

Особенность CVT состоит в зависимости от работы датчиков. Поломка любого из них может привести к выходу из строя вариатора. Вот почему нужно контролировать их исправность и производить замену на станции Jatco в случае необходимости. Провести диагностику и устранить неполадки любой сложности можно в «Центре по ремонту вариаторов №1».

Получите дополнительную информацию по телефонам: Москва – 8 (495) 161-49-01, Санкт-Петербург — 8 (812) 223-49-01. Принимаем звонки из любого региона.

Своевременная замена трансмиссионного масла

Периодичность заливки нового масла в автомобиле с вариатором указана в инструкции эксплуатации. В среднем замену нужно осуществлять раз в 40 000 км. При использовании авто в сложных режимах лучше сделать замену через 30-35 тысяч.

Особенно это нужно учесть при:

  • злоупотреблении буксировкой;
  • агрессивной манере езды;
  • длительном нахождении в пробках;
  • частых поездках по бездорожью.

Если этого не сделать, высок риск износа шлицевых соединений, конусов и ремня.

Что нельзя делать на вариаторе

Современные вариаторные КПП отличаются высокой надежностью и при правильной эксплуатации имеют большой срок службы. Главное учитывать особенности этого узла:

  • избегать агрессивного режима вождения;
  • буксировки прицепов / транспортных средств;
  • своевременно менять масло;
  • начинать движение только после хорошего прогрева CVT.

При соблюдении этих правил и особенностей эксплуатации срок службы вариатора будет не меньше, чем у двигателя.

Расскажу в комментариях

0%

Проголосовало: 164

Сохраните статью в закладках, чтобы всегда можно было быстро вернуться к ней.

Становящиеся все более популярными вариаторные коробки на автомобилях имеют одну из важнейших особенностей – бесступенчатая смена крутящего момента, то есть водителю не требуется переключать самостоятельно передачи, как это делается на авто с МКПП, или ощущать небольшие рывки при смене передачи, которые бывают у авто с АКПП.

Что касается самого управления вариатором, то оно практически не отличается от управления коробкой-автоматом, но особенность бесступенчатой смены момента вносит свои коррективы в управление. Есть определенные нюансы, которые следует учитывать при управлении автомобилем с вариаторной коробкой передач.

Общая инструкция по управлению вариатором достаточно проста: чтобы начать движение нужно всего лишь перевести селектор КПП, который пришел на смену рычагу МКПП, и нажимая на педаль газа, начать движение. Во время движения, если не выбран ручной режим управления, никаких действий с селектором выполнять больше не надо. Режимы вариатора
Определенные режимы работы вариатора, выбираются путем перевода селектора в положения, каждое из которых обозначено буквами и значками.

Движение вперед
«D» – движение вперед. Перевод селектора в положение с этим обозначением указывает на то, что автомобиль будет двигаться вперед. Именно этот режим и является основным при движении. При этом вариатор сам будет менять передаточное число, ориентируясь на обороты двигателя, а электронные системы будут следить как за работой вариатора, так и двигателя, чтобы обеспечить максимальную эффективность их работы.

Движение задним ходом
«R» – движение задним ходом. Конструкция вариатора такова, что реверсного движения ведомого вала, передающего вращение на ведущие колеса, у него нет. Поэтому в конструкцию были включены дополнительные механизмы. При переводе селектора в это положение, механизмы заднего хода включаются в работу.

Во избежание поломок, переводить селектор в данное положение можно только после полной остановки авто. В некоторых моделях для перевода селектора в положение «R» нужно нажать клавишу, установленную на селекторе, при этом нажать на нее возможно будет только после полной остановки. Этим обеспечивается исключение возможности включения заднего хода без обездвиживания авто, что является дополнительной защитой вариатора.

Нейталь
«N» – нейтраль. При таком положении селектора силовая установка отключена от КПП. Используется это положение при длительной остановке, к примеру, в пробке. Также этот режим используется для запуска силовой установки. В целом, это обычная нейтральная передача, которая имеется во всех видах КПП. Однако не рекомендуется каждый раз при остановке, особенно краткосрочной, переводить селектор в данное положение.

Парковка
«P» — парковка. Данное положение селектора приводит к тому, что ведомый вал вариатора блокируется штифтом, исключая возможность самопроизвольного движения авто.

Применять этот режим нужно только при постановке авто на стоянку. Часто, чтобы исключить возможность случайного включения данного положения, помимо нажатия на клавишу на селекторе, нужно еще выжать педаль тормоза, а также затянуть ручник, после чего только селектор станет в данное положение. Снятие селектора с этого положения тоже сопровождается данными действиями, выполненными в обратном порядке.

Ручное управление
«+», «-» – повышение и понижение передачи. Поскольку в вариаторе передач как таковых нет, то для удобства водителей применяется ручной режим переключения. Но данный режим является лишь эмулятором – вариатор может менять передаточное число на определенные значения, что имитирует ступенчатую коробку. То есть ступенчатое изменение крутящего момента вроде и есть, и его можно менять, кратковременно переводя селектор в «+» или «-», тем самым создавая иллюзию переключения передач, но оно является лишь условным. К тому же, полностью добиться соответствия работы вариатора как ступенчатой коробки не получится – электронные системы все равно будут следить за оборотами двигателя и при надобности самостоятельно изменять передаточное число. Делается это для того, чтобы защитить от перегрузок сам вариатор.

Дополнительные режимы
Многие модели, укомплектованные вариатором, имеют дополнительные режимы работы коробки передач, которые подстраивают её под определенные условия движения.

«S» – режим спорт. Он обеспечивает более резвое поведение авто при нажатии на педаль. Этот режим предназначен для вождения в интенсивном режиме. Но все сводится к тому, что вариатор меняет передаточное число более медленно, что обеспечивает большую тягу при увеличении оборотов двигателя.

«Е» – эконом, он же «Эко». Данный режим является полной противоположностью режима «спорт». Вариатор подстраивается так, что обеспечивается максимальное взаимодействие двигателя с коробкой для минимального потребления топлива.

«L» – режим сложных условий эксплуатации. При переводе селектора в данное положение вариатор обеспечивает максимальное передаточное число, то есть тягу на ведущих колесах. Предназначен для движения по бездорожью, буксировке прицепа и т. д.

Нюансы пользования вариатором
Теперь о нюансах вождения авто, оснащенного вариаторной коробкой. Первое и одно из главных условий – не начинать движение на авто сразу после запуска двигателя, особенно это касается зимнего периода.

Начало движения
При длительной стоянке все масло стекает в поддон коробки передач, а поскольку низкие температуры делают масло более вязким, то начало движения сразу после запуска приведет к тому, что элементы вариатора будут работать без смазки. В результате это способствует их интенсивному износу. Поэтому после запуска следует дать время, чтобы масло под давлением попало на все смазывающиеся поверхности.

Примерно то же касается и перевода положения в «N» при краткосрочных остановках. При переходе на этот режим давление масла в вариаторе снижается, а после быстрого переведения в режим «D» и начала движения, масло не успеет в нужном количестве поступить к трущимся поверхностям. Поэтому лучше при остановке на светофоре не трогать селектор и оставлять его в положении «D», поскольку вариатор рассчитан на работу в таком режиме и при остановке.

Особенности при маневрировании и прохождении поворотов
Нужно учитывать, что вариатор реагирует на повышение оборотов двигателя. То есть, вначале водитель увеличивает акселератором обороты, на что и реагирует данная КПП. В зависимости от выбранного режима вариатор будет реагировать соответственно, но на эту реакцию ему нужно некоторое время.

При совершении обгона в первую очередь нужно учитывать этот фактор – добавить обороты коленчатого вала, а после уже начинать совершать маневр.

То же касается и при прохождении поворотов, нужно на педаль нажимать в момент начала поворота руля, тогда КПП отреагирует правильно и непредвиденных последствий не будет.

Транспортировка
Транспортировка прицепов или буксировка других авто для вариатора крайне не желательна, поскольку она значительно увеличивает нагрузку на трансмиссию, и как следствие – усиленный ее износ. Допускается только транспортировка прицепов с полным весом до 1 тонны.

Не стоит часто использовать авто с вариатором на пересеченной местности. То есть, многие кроссоверы и внедорожники с вариатором хоть и являются автомобилями с повышенной проходимостью, но особо на проходимость их не стоит особо рассчитывать – они больше являются городскими авто, чем «покорителями бездорожья».

Буксирование
Есть и нюансы, касающиеся буксировки авто с вариаторами. Допускается буксировать такое авто на жесткой или гибкой сцепке только при работающем силовом агрегате и нейтральном положении селектора. Если таковых условий нет, то буксировка производиться только путем частичной погрузки авто (обязательно должны быть вывешены ведущие колеса) или эвакуатором.

Вариатор — бесступенчатая трансмиссия, в которой крутящий момент передается без ручного переключения скоростей, как в случае с «механикой». В отличие от обычных коробок-автомат здесь нет рывков, что придает больший комфорт вождению.

Если говорить об управлении, оно мало отличается от АКПП, но есть ряд нюансов, которые должны быть учтены.

Режимы вариатора

Общий подход к управлению вариатором прост. Для начала движения требуется перевести ручку управления режимами езды в нужное положение и нажать на педаль газа для старта.

В процессе езды каких-то дополнительных шагов выполнять не нужно — достаточно нажимать на газ, и система сама выбирает скорость — выше или ниже.

Вариаторная КПП имеет следующие режимы работы:

  1. «N». Аналог нейтральной скорости МКПП. При переводе ручки в эту позицию происходит отсоединение ДВС от трансмиссии. Режим применяется при длительной остановке, например, во время пробки. Дополнительно он используется для пуска мотора. По сути, это обычная «нейтраль», которая предусмотрена для всех коробок передач. Главное — не злоупотреблять ее применением при каждой остановке, в первую очередь на небольшой срок.
  2. «P». Режим парковки, предусматривающий блокировку вала коробки-автомат с помощью специального штифта. После активации режима машина фиксируется на одном месте и больше не может перемещаться. Позиция используется при установке машины на стоянку для обездвиживания. Для защиты от случайного включения и перед переводом в режим «Р» требуется нажать на тормоз и поднять ручник, а после поставить ручку трансмиссии в интересующую позицию. Для снятия требуется выполнить шаги в обратной последовательности.
  3. «D». Стандартный и базовый режим, предусматривающий движение прямо. После его включения трансмиссия меняет обороты с учетом скорости движения, а электроника следит за правильностью работы.
  4. «R». Движение назад, реверс. При переводе селектора в эту позицию машина едет задним ходом. Перевод в эту позицию возможен лишь после полной остановки. Иногда требуется нажать на специальную кнопку, наличие которой защищает от случайного включения.
  5. «+» и «-». Режим перехода в ручное управление. Представляет собой эмулятор МКПП, когда водитель самостоятельно выбирает момент переключения на пониженную или повышенную скорость. Для изменения скорости достаточно переместить ручку в сторону «плюса» или «минуса» соответственно. По сути, ручной режим является обманкой, ведь система все равно контролирует обороты мотора и исключает ошибки со стороны водителя. Это делается для защиты силового агрегата от перегрузок.

Кроме основных, выделяются также дополнительные режимы:

  1. «E». Эконом-режим, который включается для снижения потребления горючего. После перевода селектора в это положение вариатор действует таким образом, чтобы обеспечить оптимальную динамику с учетом расходов топлива.
  2. «S». Спорт-режим, который является обратной версией «E». После его включения вариаторная КПП обеспечивает быструю реакцию двигателя на нажатие газа. Режим включается для динамичной езды в городском потоке или вне населенного пункта. Особенность в том, что вариатор более медленно меняет режимы, что гарантирует лучшую тягу в случае прироста оборотов.
  3. «L». Экстрим-режим, предназначенный для преодоления сложных участков на дороге. При переводе ручки селектора в эту позицию на колеса передается максимальная тяга, что позволяет преодолеть бездорожье, буксировать прицеп или выполнять другие сложные работы.
  4. Shift Lock. Электронный фиксатор не позволяющий менять положение рычага вариатора при заглушенном моторе. Активируется при работающем моторе и выжитой педали тормоза.

Особенности пользования вариатором на разных режимах езды

После рассмотрения основных позиций стоит разобраться с принципами вождения авто с такой трансмиссией.

Начало движения

После длительной остановки смазка стекает в поддон КПП. Из-за охлаждения трансмиссии вязкость масла повышается, поэтому при начале движения без нагрева некоторые детали вариатора работают на «сухую» и быстро изнашиваются.

Такая же ситуация характерна при переводе в нейтральную позицию. После включения в этот режим давление смазки падает.

Правила маневрирования при движении

При обгоне другого авто нужно учесть, что сначала требуется нажать на газ, дать перестроиться трансмиссии, а уже после реализовать задуманное.

В случае поворота налево или направо важно жать на педаль поле поворота рулевого колеса.

Перевозка прицепов

Кроме того, вариатор не любит движения по бездорожью даже при условии, что авто предназначено для таких целей.

Буксировка

Если производитель запрещает такой вариант буксировки, использовать его нельзя.

Как правильно ездить на машине с вариатором

Вариаторные КПП очень не любят перегрузки и перегрева, поэтому с ними важно обращаться осторожно. За это многие автовладельцы их не любят, предпочитая машины с классическим автоматом или механикой.

Но если все делать правильно, то такая трансмиссия может оказаться хорошей альтернативой.

К базовым рекомендациям стоит отнести следующие:

  1. Не жмите одновременно на педаль акселератора и тормоза, когда селектор находится в позиции «D». В таком случае смазка быстро нагревается, что может привести к негативным последствиям.
  2. На короткий остановках, длительностью до 1 минуты, всегда переводите рычаг в положения в P (Parking) или N.
  3. Трогайтесь максимально плавно, чтобы избежать проскальзывания в работе механизма.
  4. Не пытайтесь достать другую машину из грязи и не используйте ее в качестве буксира.
  5. Исключите пробуксовку колес на поверхностях с неоднородным покрытием.
  6. Не используйте позицию «N» при движении на машине накатом.

Малоопытные владельцы часто допускают ошибки, которые снижают ресурс рассматриваемого типа трансмиссии или приводят к выходу из строя.

Ниже приведем ТОП-5 ошибок, которые могут быть фатальными для такого устройства:

  1. Дергание во время движения. Вариатор не любит резкие рывки, из-за чего шкив или цепочка проскальзывают. По-иному и не может быть, ведь в основе работы трансмиссии лежит трение. В результате на шкиве появляются задиры, накапливается стружка, которая в дальнейшем ускоряет поломку гидравлического насоса и иные узлы. При этом повышение температуры вариатора негативно сказывается на сроке службы. Вариатор больше «любит» нахождение в среднем диапазоне частот, когда диаметры идентичны.
  2. Использование прицепа. Как отмечалось выше, вариатор не любит транспортировку дополнительных грузов. Некоторые владельцы для уменьшения перегрева ставят дополнительный радиатор охлаждения. Лучше вообще избежать использования авто с вариаторной КПП в таком режиме. Если же это неизбежно, желательно двигаться плавно и не перегружать прицеп.
  3. Поездки на большой скорости. Продолжительные поездки на больших скоростях негативно сказываются на состоянии вариатора. Результатом может быть перегрев и чрезмерный износ. Еще более опасным является режим резких ускорений в городском режиме. Если водитель часто и сильно жмет на газ, это ведет к периодической разблокировке гидротрансформатора.
  4. Несвоевременная замена масла. В современных автомобилях блок ЭБУ собирает данные о старении и предупреждает водителя о необходимости обновления смазки. В вариаторах Jatco также можно поставить программу и с помощью разъема ODB-II считать информацию о трансмиссии. При этом уровень старения определяется с учетом температуры — от 90 до 130-139 градусов с баллами от 0 до 8. Если масло старое, оно теряет характеристики и не обеспечивает высокое качество смазки.
  5. Проверка авто на вездеходные качества. При движении по бездорожью может возникнуть ситуация, когда одно или несколько колес цепляется за твердый участок. В результате возникает удар на вариатор с проскальзыванием элементов. Итог — быстрый износ или повреждение ремня. Если процесс проходит в теплую погоду, возрастает риск перегрева КПП.

Читайте также:

Что такое коробка DSG, устройство и принцип работы, характеристики, на какие авто устанавливалась, плюсы и минусы по отзывам

Несколько советов опытных автомобилистов

Для продления срока службы вариатора и его правильной эксплуатации стоит учесть еще ряд рекомендаций:

  • избегайте длительных поездок на большой скорости;
  • прогревайте зимой мотор 5-10 минут перед началом движения;
  • исключите пробуксовки;
  • старайтесь не выезжать на авто, если температура на улице опустилась ниже -35 градусов;
  • не делайте резкие ускорения на светофорах, обеспечьте плавность разгона;
  • не дрифтуйте и избегайте буксировки, чтобы защитить узел от ударных нагрузок на трансмиссию;
  • после ночной стоянки прогревайте трансмиссию в любое время года, чтобы дать смазке набрать оптимальную температуру;
  • меняйте масло в вариаторе чаще — через 20 000 — 40 000 км, чтобы поддерживать оптимальное качество смазки и продлить срок жизни трансмиссии;
  • не используйте ЭКО-режим, который снижает давление во многих узлах, в том числе трансмиссии.

Буксировка авто с вариатором

На практике буксировка машины с вариаторной КПП не желательна. Подробные рекомендации в этом отношении приводит завод-изготовитель в мануале к транспортному средству.

Если в документах нет информации по этому поводу, следуйте следующим советам:

  • буксируйте машину с заведенным мотором;
  • двигайтесь с минимальной скоростью;
  • перемещайте авто на минимальные расстояния;
  • не используйте авто с вариатором для буксировки другого авто.

Следование приведенным выше рекомендациям позволит продлить срок службы трансмиссии и избежать ее раннего выхода из строя.

Парковка на вариаторе – видео.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки при дизайне ванной
  • Ошибки при дуоденальном зондировании
  • Ошибки при диете
  • Ошибки при дробном питании
  • Ошибки при дрессировке бывают