Ошибки при делении столбиком

В настоящей статье рассматриваются причины и
пути предупреждения у учащихся ошибок,
заключающихся в пропуске цифр частного (потеря
нулей в частном) и в по лучении лишних цифр в
частном.

Основными причинами указанных выше ошибок
являются следующие:

  • неумение учащихся осознанно определять
    количество цифр в частном;
  • имеющееся у большинства учащихся представление
    о том, что меньшее число не делится даже с
    остатком на большее число, а значит, и частного в
    этом случае не будет;
  • формальное усвоение способа образования
    неполных делимых;
  • отсутствие значения о том, что каждое неполное
    делимое обязательно дает цифру частного в
    соответствующем разряде.

Остановимся на каждой из указанных причин и
путях их устранения.

Обычно определение количества цифр в частном
проводится в результате таких рассуждений:
“Первое неполное делимое 8 сотен, значит, в
частном будет три цифры…”

Однако абсолютное большинство опрошенных
учащихся не смогли объяснить, почему из того, что
если первое неполное делимое 8 сотен, то в частном
будет три цифры. Отсутствие логического перехода
от разряда первого неполного делимого к
количеству цифр частного — основная причина
непонимания учащимися этого шага, а потому и его
невыполнения.

Подробнее объяснение определения количества
цифр частного дано в пособии для учителя при
выполнении деления 936 на 4: “9 сотен — это первое
неполное делимое. Когда разделим сотни, то в
частном получим сотни, а сотни в записи числа
стоят на третьем месте, значит, в частном будет 3
цифры”.

Приведенные рассуждения конкретизируют важное
общее положение: разряд первого неполного
делимого является и высшим разрядом частного.
Указанное общее положение необходимо довести и
до учащихся. Это может быть сделано в результате
обобщения способа определения количества цифр
частного для конкретных случаев деления уже на
уроке ознакомления с алгоритмом деления.

Ниже описан возможный вариант соответствующей
части урока.

После объяснения и выполнения деления
одним-двумя учащимися у доски учитель просит
детей назвать первый шаг алгоритма. Они называют
выделение первого неполного делимого,
определение количества цифр частного. Затем
детям дается задание: для каждого случая деления
(785:5, 434:7, 12360:6, 1736:8) выделить первое неполное
делимое и определить количество цифр частного,
проведя необходимые рассуждения.

Учитель направляет ответы учащихся так, чтобы
количество цифр частного определялось, в
результате примерно таких рассуждений: “Первое
неполное делимое в примере 785:5 будет 7 сотен,
значит, первая цифра частного будет обозначать
сотни. Тогда в частном будут сотни, десятки и
единицы, т. е. три цифры”. “Во втором примере (434:7)
первое неполное делимое 43 десятка, значит, первая
цифра частного будет обозначать десятки (высший
разряд частного – десятки). Значит, частное будет
состоять из десятков и единиц. Частное —
двузначное число”. “В третьем примере (12 360:6)
первое неполное делимое 12 тысяч, значит, высший
разряд частного — тысячи. Тогда частное будет
состоять из тысяч, сотен, десятков и единиц,
значит, в частном — четыре цифры”. “В четвертом
примере (1 736:8) первое неполное делимое 17 сотен,
значит, высший разряд частного — сотни. Поэтому
частное будет содержать сотни, десятки и единицы,
т. е. три цифры”.

При выполнении этого задания полезно на доске
выделить первое неполное делимое, ниже записать
название разряда этого неполного делимого и
название высшего разряда частного, отметить
точками количество цифр частного. Общий вывод —
разряд первого неполного делимого является
высшим разрядом частного — может быть сделан
самим учителем. Требовать запоминания учащимися
определения этого, вывода не нужно.

Далее дети продолжают выполнение
тренировочных упражнений в делении на
однозначное число, комментируя каждый шаг
алгоритма и объясняя способ определения
количества цифр частного.

В дальнейшем полезно в устные упражнения
включать специальные задания на определение
количества цифр частного, например, такие:

1. Сколько цифр будет содержать частное и
почему, если первое неполное делимое 12 десятков? 4
сотни? 57 тысяч? 19 десятков тысяч?

2. Выполняя деление в следующих случаях:

1) 9870:35
2) 136576:64
3) 95345:485
4) 76171:19
5) 720036:36

ученик в частном получил соответственно:

1) трехзначное число; 2) четырехзначное число; 3)
двухзначное число; 4) четырехзначное число; 5)
трехзначное число.

В каких случаях частное найдено неверно?
Почему?

3. Не выполняя действий деления и умножения,
укажите, какие из равенств неверны:

116174:58=203
44172:9 =4908
21476:7 =368

Верно ли, что меньшее число не делится на
большее? Верно, но лишь для деления нацело.
Действительно, разделить нацело одно число на
другое — это значит найти такое третье целое
неотрицательное число, умножив на которое
делитель получим делимое. Если делимое меньше
делителя (но не равно нулю), то такого целого
неотрицательного числа найти нельзя, т. е. для
случая деления, например, 2:7 частного при делении
нацело не существует.

Другое дело, если рассматривается деление с
остатком. В этом случае разделить, например, 3 на 11
означает найти таких два целых неотрицательных
числа — частное и остаток, чтобы сумма
произведения частного на делитель и остатка была
равна делимому. Указанному условию для чисел 3 и 11
удовлетворяют частное и остаток 3. Действительно:

0.11+3=3, т. е. 3:11=0 (ост. 3), где 3<11. Причем это
частное и остаток легко найти, используя
известный прием деления с остатком: “З не
делится нацело на 11. Самое большое число, которое
делится нацело на 11 и меньше 3, есть число 0.
Разделим 0 на 11, получим частное 0. Из делимого 3
вычтем 0, получим 3. Это остаток. Причем 3 меньше 11.
Итак, частное при делении 3 на 11 равно 0, остаток
равен З”.

В каждом шаге алгоритма письменного деления
выполняется именно деление с остатком, так как
при делении неполного делимого на делитель
всегда требуется найти два числа: частное и
остаток. А поэтому и случай, когда неполное
делимое меньше делителя, следует рассматривать
как деление с остатком.

Покажем теперь, как рассуждает ученик, если он
считает, что меньшее число не делится на большее,
т. е. рассматривает это деление как деление
нацело.

Пусть, например, нужно разделить 642 на 6. Найдя
первую цифру частного — 1, учащиеся часто
рассуждают так: “4 на 6 не делится, значит, буду
делить на б число 42. 42 разделить на 6, получится 7.
Частное равно 17”. В этих рассуждениях ошибочным
является утверждение 4 на 6не делится, из которого
уже логически следует оставшаяся часть
рассуждений. Действительно, слова не делится
означают частного не существует, а раз не
существует, то никакой цифры в частном от деления
4 на 6 появиться не должно! Постановка нуля в
частном в этом случае есть нарушение логики.

Появление этой цифры в частном логически
оправдано, если объяснение дается такое: “4
десятка не делится на 6 так, чтобы в частном
получился хотя бы один десяток, поэтому десятков
в частном будет 0”. Однако это объяснение для
слабых учащихся не всегда может быть оправдано,
так как после слов не делится мысль о том, что
частного в этом случае нет, может возникнуть у
них раньше, чем дальнейшие рассуждения. Ведь весь
жизненный опыт учащихся формирует у них (может
быть, неявно) абсолютно верное утверждение:
“Если какое-то действие (в широком смысле) нельзя
выполнить, то и никакого результата у такого
действия не будет!”

Предотвратить возникновение ошибок поможет
рассмотрение деления в случае, когда делимое
меньше делителя, как деления с остатком. Для
этого перед ознакомлением с алгоритмом
письменного деления следует повторить прием
деления с остатком, предлагая учащимся найти
частное и остаток и для выражений вида: 7:23, 2:5, 9:15 и
т. п.

При выполнении письменного деления в
рассмотренном выше случае (642:6 рассуждения
учащихся могут быть такими: “Второе неполное
делимое 4 десятка. 4 десятка разделим на 6. Получим
частное 0 десятков и остаток 4 десятка. 4 меньше,
чем 6, значит, цифра частного найдена верно.
Образуем следующее неполное делимое…”

Формальное усвоение учащимися способа
образования неполных делимых проявляется в том,
что, во-первых, учащиеся не определяют разряд
неполного делимого, а лишь формально
приписывают, сносят цифру полного делимого;
во-вторых, неполными делимыми считают только
числа, большие делителя, а потому при письменном
делении, например, 780 702 указывают только два
неполных делимых: 78 дес. тыс. и 702 ед., хотя в
действительности неполных делимых здесь пять: 78
дес. тыс., ,0 тыс., 7 сот., 70 дес., 702 ед.

Покажем возможные пути устранения
рассматриваемой причины ошибок.

Способ образования неполных делимых состоит из
двух операций: перевода единиц высшего разряда
(перевода остатка) в единицы следующего низшего
разряда и сложение полученного круглого числа с
единицами этого же разряда, имеющимися в полном
делимом.

При ознакомлении с алгоритмом письменного
деления необходимо выделить этот способ для
осознания и запоминания учащимися. Важно при
этом подчеркнуть, что следующее неполное делимое
единицы разряда непосредственно следующего
(низшего) за разрядом предыдущего неполного
делимого, что никаких пропусков и повторений
разрядов не должно быть.

Для закрепления полезно предложить учащимся,
например, такое задание: “При письменном делении
некоторых чисел первое неполное делимое
оказалось равным 28 тысячам. Единицы какого
разряда содержат второе неполное делимое,
третье, четвертое?”

Для осознанного овладения учащимися способом
образования неполных делимых полезно постепенно
осуществлять переход от полных рассуждений при
выполнении письменного деления к кратким,
предлагая учащимся некоторое время проводить
при делении примерно такие рассуждения:

Рисунок 1

“Первое неполное делимое 10 тыс., значит, в
частном будут тысячи, сотни, десятки и единицы, т.
е. четыре цифры. Разделю 10 на 6. Получу в разряде
тысяч в частном I. Умножу 1 на 6. Вычту из 10 число 6.
Второе неполное делимое 43 сотни. 43 разделю на 6.
Получу в частном разряде сотен 7. Умножу 7 на 6 и
вычту 42 из 43. Следующее неполное делимое 15
десятков. 15 делю на 6. В разряде десятков частного
получу 2. Умножу 2 на 6 и вычту 12 из 15. И т. д.”

При рассмотрении первого примера деления с
нулем в частном полезно использовать такую же
запись, как и для случаев без нуля в частном, и
проводить рассуждения так, как это показано ниже:

Рисунок 2

“Первое неполное делимое 4 сотни, значит в
частном будут сотни, десятки и единицы т. е. три
цифры. 4 разделю на 4, в раз ряде сотен получу 1. 1
умножу на 4. Все сотни разделили. Следующее
неполное дели мое 3 десятка. Разделю 3 на 4, получу
в разряде десятков частного 0. 0 умножу на 3, получу
0. Вычту 0 из 3. Остаток 3.

Следующее неполное делимое 32 единицы Разделю 32
на 4, получу 8 в разряде единиц частного. Частное
чисел 432 и 4 равно 108”.

Затем учитель говорит, что умножение нуля на 3 и
вычитание нуля из трех можно выполнить устно, не
записывая результате и показывает сокращенную
запись алгоритма деления для случая деления с
нулем в частном:

Рисунок 3

Рассуждения же проводятся точно так как и при
использовании первой записи.

При рассмотрении случаев деления на двузначное
число с нулем в частном также полезно в записи
иметь каждое из неполных делимых, даже если это
делимое равно нулю. Важно приучить детей к
соблюдению такой последовательности выполнения
деления: после получения неполного делимого
нужно обязательно найти соответствующую цифру
частного, записать ее в частном лишь после этого
образовывать следую неполное делимое. Выработка
у учащихся привычки всегда при выполнении
письменного деления придерживаться указанной
последовательности и есть основной путь
устранения причины ошибок, отмеченной нами выше.

Покажем на примере 480024: 24, как может быть
оформлена запись алгоритма письменного деления
и какими рассуждениями целесообразно ее
сопровождать:

Рисунок 4

“Первое неполное делимое 48 десятков тысяч,
значит, в частном будут десятки тысяч, единицы
тысяч, сотни, десятки и единицы, т. е. пять цифр.
Разделю 48 на 24, получится 2 в разряде десятков
тысяч в частном. Все десятки тысяч разделились,
остаток 0. Образую второе неполное делимое: 0
тысяч. 0 разделю на 24, получится 0 в разряде единиц
тысяч в частном. Следующее неполное делимое 0
сотен. 0 разделю на 24, получится 0 в разряде сотен в
частном. Следующее неполное делимое 2 десятка. 2
разделю на 24, в частном в разряде десятков получу
0, в остатке 2. Следующее неполное делимое 24
единицы. 24 разделю на 24, получится 1 в разряде
единиц частного. Частное чисел 480024 и 24 равно 20001”.

В дальнейшем применяется обычная запись, но в
случае затруднений, ошибок можно прибегать и к
приведенной выше записи или же к такой, как
показано ниже:

Рисунки 5 и 6

В заключение отметим, что формирование любого
навыка идет успешнее, если этот навык осознанный.
Именно поэтому усиление внимания учителей ко
всем отмеченным выше моментам в обучении
алгоритму письменного деления будет
способствовать выработке более прочных
вычислительных навыков.

Деление столбиком используют, когда нужно разделить простые или сложные многозначные числа. Оно помогает найти ответ за счёт разбивания решения на ряд более простых шагов. В статье объясним на примерах, как делить в столбик и дадим пошаговый алгоритм.

Какие арифметические действия используют при делении в столбик

При знакомстве с делением в столбик у школьника могут возникнуть трудности и недопонимания. Отчасти потому, что при сложении в столбик мы только складываем, а при вычитании только вычитаем. Когда же мы делим в столбик, то по очереди  выполняем: деление, умножение и вычитание. Кроме того, нужно знать таблицу умножения, уметь делить с остатком и аккуратно писать цифры, каждую в своей клетке, чтобы не ошибиться в расчётах.

Термины «делимое», «делитель», «частное», «неполное делимое»

Делить в столбик двузначные числа на однозначное

Разделим 86 на 2

1. Для начала определим первое неполное делимое и узнаем, сколько будет цифр в частном. 8 можем разделить на 2, значит, 8 — первое неполное делимое, в частном будет первая цифра. После 8 есть ещё одна цифра, значит, и в частном будет ещё одна цифра — всего две цифры.

2. Разделим первое неполное делимое 8 на делитель 2, получим первую цифру частного — 4.

3. Умножим делитель 2 на цифру частного 4, получим ответ — 8. Этот результат записываем под первым неполным делимым.

4. Находим остаток 8 — 8 = 0. Остаток 0 меньше делителя 2, значит, продолжаем вычисления. Остаток 0 можно не писать.

5. Сносим (переписываем) цифру 6 — это новое неполное делимое.

6. Делим неполное делимое 6 на делитель 2, получаем — 3. Результат записываем в частное.

7. Умножаем делитель 2 на новую цифру частного 3, получаем 6. Результат записываем под вторым неполным делимым.

8. Записываем последний остаток 0. Больше мы не можем снести ни одной цифры, значит, неполных делимых не осталось. Деление в столбик закончено.

Делить в столбик трёхзначное число на однозначное

Разделим 486 на 3

1. Сначала определим, сколько цифр в частном: первая цифра делимого — 4, мы можем разделить 4 на 3, значит, в частном будет первая цифра. После первого неполного делимого ещё две цифры, значит, и в частном будет ещё две цифры — всего три.

2. Затем разделим первое неполное делимое 4 на делитель 3. В результате получим 1.

3. Далее умножим делитель на полученную цифру частного: 3 · 1 =  3. Запишем 3 под первым неполным делителем.

4. Теперь нужно найти остаток при помощи вычитания.

5. Остаток 1 меньше делителя 3, значит, продолжаем вычисления. Рядом с цифрой остатка 1 пишем следующую цифру делимого — 8. Следующее неполное делимое — 18.

6. Разделим 18 на 3 и получим вторую цифру частного — 6.

7. Теперь умножим делитель на полученную цифру частного: 3 · 6 = 18 и найдём остаток — 0. Его можно не писать.

8. Сносим цифру 6 — это последнее неполное делимое. Делим 6 на 3 и получаем — 2. В частное пишем 2.

9. Далее умножим делитель на полученную цифру частного: 3 · 2 = 6 и найдём остаток — 0. Вычисления закончены.

Пример деления с нулём в частном, или сколько раз можно сносить цифру делимого, чтобы получить одно новое неполное делимое

Разделим 816 на 8

1. Первое неполное делимое 8, а за ним ещё две цифры. Значит, в частном будет 3 цифры.

2. Разделим первое неполное делимое 8 на делитель 4 и запишем в частное ответ — 2.

3. Умножим делитель 4 на цифру частного 2, получим 8. Запишем число под первым неполным делимым. 

4. Сносим цифру 1 — это новое неполное делимое. Остаток 0 не пишем.

5. Вспомним деление с остатком и разделим 1 на 4. В результате получим 0, остаток — 1. Цифру 0 записываем в частное.

6. Умножим делитель 4 на цифру частного 0, результат 0 запишем под вторым неполным делимым. Остаток 1. 

7. Сносим 6 и получаем новое неполное делимое 16. Делим 16 на 4, получаем цифру частного 4.

8. Умножаем делитель 4 на цифру частного 4 и пишем результат под неполным делимым.

9. Записываем последний остаток 0 — деление выполнено. 

Как можно сократить запись деления

Когда мы получили неполное делимое 1, которое меньше делителя 4, сносим вторую цифру делимого, чтобы новое неполное делимое было больше делителя. А в частное ставим 0. И далее выполняем деление в установленном порядке.

В этом примере мы дважды сносили цифру делимого, чтобы получить неполное делимое, которое больше делителя.

Надеемся, что теперь у вашего ребёнка не возникнет трудностей с делением в столбик. А если вдруг они есть, наши репетиторы с удовольствием готовы вам помочь!

Влюбляем в обучение на уроках в онлайн-школе Тетрика

Оставьте заявку и получите бесплатный вводный урок

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ.
Поупражняемся в делении
столбиком

Цели: учить выполнять работу над
ошибками; формировать умение выполнять деление многозначного числа на
двузначное; решать задачи на деление; формулировать условие задачи по данному
решению; закреплять умение решать уравнение; формулировать условие задачи по
данному уравнению
.

Ход урока

I. Устный счет.

1. Восстановите цепочку
вычислений:

2. Прочитайте условие задачи. Три сестры – Алла,
Рита и Лена – собирают открытки. У Аллы их 158, у Риты – в 4 раза больше, чем у
Аллы, а у Лены – на 35 открыток меньше, чем у Риты. Поставьте разумные вопросы
и ответьте на них.

3. Вставьте вместо точек пропущенные цифры и
определите количество цифр в частном.

– В каких разрядах можно брать любые цифры, а в
каких нет?

– От какой цифры зависит, сколько всего будет
цифр в частном?

4. Сколько треугольников изображено на рисунке?

II. Работа по учебнику.

Задание 51. В каждом из данных заданий на деление столбиком покажите
с помощью дуги первое неполное делимое, а с помощью квадратиков – сколько цифр
в неполном частном.

Задание 52. В каждом столбике восстановите полную запись деления
столбиком.

Задание 53. Учащиеся выполняют деление
столбиком для данных чисел.

Задание 54. Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать?
Выполните решение задачи.

Ответ: 25 рядов.

Задание 55. Каким может быть первое промежуточное делимое при
делении столбиком трехзначного числа на число 9, если первая цифра неполного
частного равна 4?

– Запишите самое маленькое и самое большое из возможных таких чисел. (Самое
большое – 44, самое маленькое – 36.)

– Выполните деление столбиком числа 449 на число 9.

Задание 56. Сколько цифр может быть в записи
неполного частного при делении пятизначного числа на однозначное?

– Приведите примеры.

Задание 57. Сколько цифр может быть в записи неполного частного при
делении пятизначного числа на двузначное?

– Приведите примеры.

Задание 58. Учащиеся составляют задачу по выражению.

Привезли – 2850 кг и 3645 кг.

Разложили – в ? ящ. по 15 кг.

Решение:

Ответ: 433 ящика.

Задание 59. Найдите число, которое при делении на число 17 дает в
неполном частном число 3002, а в остатке число 8.

решение: 3002 · 17 + 8 = 51042.

– Выполните деление найденного числа на число 17 столбиком, используя
сокращённую форму записи.

Задание 60. Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать?
Выполните краткую запись и решите задачу.

2)   + 2568

         214

        2782 (дер.) – всего.

Ответ: 2782 дерева.

Задание 61. Учащиеся составляют задачу по уравнению.

Ответ: привезли 302 кг.

III. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

Деление в столбик

Самый простой способ поделить одно число на другое – деление в столбик, с которым дети знакомятся уже в начальной школе. Вместе с экспертом разбираемся, как доходчиво объяснить ребенку правила деления в столбик

Деление в столбик. Фото: Архив КП

Деление столбиком, которое также называют делением уголком, используется в арифметике для разделения разных чисел путем выделения более простых шагов. Как и во всех операциях на деление, здесь одно число – делимое – делится на другое число – делитель, производя результат, называемый частным.

Это математическое действие попало в Европу от арабов и получило название «золотое деление». Дело в том, что до этого применялось более громоздкое «железное деление» и даже «метод галеры», с которым деление в столбик долго конкурировало.

В разных странах используются различные обозначения деления в столбик. На постсоветском пространстве, а также в ряде европейских государств, делитель располагается справа от делимого, и их разделяет вертикальная черта. В Германии вместо столбика используется знак ÷ . В Нидерландах делитель находится слева от делимого.

Полезная информация о делении в столбик

Деление чисел, оканчивающихся на 0 При делении круглых чисел (оканчивающихся на 0) на другие круглые числа, нужно отбросить одинаковое количество нулей у делителя и делимого.
Деление превращаем в умножение Поскольку деление – это операция, противоположная умножению, можно просто «перевернуть» пример с делением и вспомнить соответствующую строку из таблицы умножения.
Как упростить операцию деления для ребенка Используйте наглядные примеры. В апельсине 12 долек. Как их разделить поровну между четырьмя детьми? Как их разделить между двумя или шестью ребятами?

Деление на однозначное число

При делении в столбик на однозначное число воспользуемся следующим алгоритмом:

  1. записываем числа: слева – делимое, справа – делитель, разделяем их уголком, в нижней части уголка будем записывать частное;
  2. смотрим на первую цифру делимого, если она больше или равна делителю – делим, когда она меньше делителя – присоединяем следующую цифру делимого и делим;
  3. если остался остаток, сносим следующую цифру и продолжаем деление, пока в остатке не будет 0.

 Примеры

Как научить ребенка математике

Игровые приемы, которые помогут младшим школьникам лучше понять «царицу наук»

подробнее

Деление на двузначное число

Сначала запишите делимое и делитель, как в первом случае. Определите количество цифр в делимом, которые можно разделить на двузначный делитель. Если первых двух цифр делимого оказывается недостаточно, присоединяйте третью цифру. Осуществляйте деление до тех пор, пока остатка не будет.

Примеры

Деление на трехзначное число

Запишите делимое и делитель, как в первых двух случаях. Алгоритм деления такой же, как в примерах с однозначными и двузначными числами.

  1. Образуем неполное делимое, то есть определяем количество цифр в делимом, которые можно разделить на трехзначный делитель.
  2. Определяем количество цифр в частном и отмечаем это точками.
  3. Делим неполное делимое на делитель.
  4. Находим остаток от деления вычитанием.
  5. Сносим следующую цифру делимого и продолжаем делить, пока в остатке не будет 0.

Деление в столбик на трехзначное число сложнее, поэтому этот способ дети изучают не в третьем классе, а в четвертом.

Примеры

Советы экспертов, как подготовиться к контрольной работе по делению в столбик

Альбина Бабурчина, репетитор по математике, автор курсов по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по математике:

Когда речь заходит о контрольной, самостоятельной работе или других контрольно-измерительных мероприятиях, всегда возникает задача проверки на правильность собственного решения. Если ученик уже умеет делить столбиком, следующая важнейшая задача – научиться проверять вычисление обратным действием – умножением (в столбик или в уме, в зависимости от способностей).

Популярные вопросы и ответы

Отвечает Альбина Бабурчина

Почему деление в столбик начинают изучать в 3 классе?

Школьники к третьему классу уже довольно хорошо знают состав числа, умеют складывать и вычитать. А главное – знают таблицу умножения, которую уже много раз применяли при умножении столбиком. Если хромает хотя бы одна из вышеперечисленных тем, то деление столбиком освоить будет сложно. Поэтому такие базовые темы нужно изучать вовремя и до полного понимания, чтобы вопросы и пробелы не копились, как снежный ком.

Как научиться делить в столбик с остатком?

Кроме основных правил деления, просто нужно понимать, что далеко не любое число поделится нацело, то есть без остатка. Это детям может быть неочевидно в третьем классе, так как ребята еще не изучали основательно дроби.

Говорят, что числа делятся без остатка, если при делении столбиком последняя разность дает 0. Но если получается число, отличное от нуля, то это деление с остатком. Результат последней разности и есть остаток от деления.

Какие есть альтернативы делению в столбик?

Можно делить последовательно. Если делитель является составным числом, то можно разложить его на два и более множителей, а затем выполнить последовательное деление:
720 : 45 = (720 : 9) : 5 = 80 : 5 = 16 (так как 45 = 9 х 5).

Еще можно делимое представить в виде суммы двух удобных слагаемых (удобных – то есть тех, которые нацело делятся делителем).

Например:
57 : 3 = (30 + 27) : 3 = 30 : 3 + 27 : 3 = 10 + 9 = 19.

Главная
/
Литература

    • Пожаловаться

3 основные ошибки, которые допускают дети при делении в столбик и как их избежать | В помощь родителям младшего школьника | Яндекс Дзен

zoom_in

dzen.ru

07.11.2020, 15:02:06


Сохранено в школа

Литература

Татьяна Родоманова

649 подписчиков

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки при выращивании редиски
  • Ошибки при делении слов на слоги
  • Ошибки при вязке арматуры на фундаменте плита
  • Ошибки при деепричастных оборотах примеры
  • Ошибки при вязке арматуры на ленточном фундаменте