Ошибки при делении слов на слоги

Юлия

Помните, что правила разделения слов на слоги и правила переноса — это разные правила.
1. В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные звуки являются более звучными по сравнению с согласными звуками. Именно гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими. Слог — это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыха­тельным толчком воздуха: во-да, на-у-ка.
В слове столько слогов, сколько гласных звуков.
Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.
2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный) или нескольких звуков (в этом случае в слоге, кроме гласного, есть согласный или группа согласных): ободок — о-бо-док; страна — стра-на; ночник — но-чник; миниатюра — ми-ни-а-тю-ра. Если слог состоит из двух и более звуков, то начинается он обязательно с согласного.
3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.
Открытый слог оканчивается на гласный звук: во-да, стра-на.
Закрытый слог оканчивается на согласный звук: сон, лай-нер.
Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова: но-чник (первый слог открытый, второй — закрытый), о-бо-док (первые два слога открытые, третий — закрытый).
В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу: но-чник, ди-ктор.
В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные [й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’] (сонорные): май-ка, Сонь-ка, со-лом-ка.
4. Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: изжить [иж:ыт’]. Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить. Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги.
То же самое можно проследить на примере глагола уезжать, в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:]; поэтому деление на слоги будет — у-е-зжать, а деление слова для переноса — уез-жать.
Особенно часто ошибки наблюдаются при выделении слогов у форм глаголов, оканчивающихся на -тся, -ться.
Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв тс, тьс звучит как один звук [ц].
При делении на слоги сочетания букв тс, тьс целиком отходят к последующему слогу: ви-ться, жмё-тся.
5. При сочетании нескольких согласных в середине слова: два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу: о-ттечь, да-нный; два и более согласных обычно отходят к последующему слогу: ша-пка, ра-вный. Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (сонорный): буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й: мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка, лай-ка.

тут, тут

Деление слов на слоги выполняем в соответствии с количеством гласных звуков, а также учитывая особенности звукового состава слов.

В этой статье речь пойдет о фонетическом слоге, о том, как правильно делить слова на слоги. Учтем, что фонетическое деление на слоги не всегда совпадает с орфографическим переносом слов.

Что такое слог?

В речи все слова русского языка состоят из минимальных звучащих единиц — слогов. Определим, что такое фонетический слог.


Определение

Фонетический слог — это наименьшая единица речи, которую составляет гласный звук или гласный с одним или несколькими согласными. Слог произносится одним толчком выдыхаемого воздуха.


Гласный звук образует слог. В слоге всегда имеется  только один гласный. Он может самостоятельно создать фонетический слог, а также в сочетании с одним или несколькими согласными. Согласные группируются вокруг одного гласного звука. В связи с этим по звуковому составу различают три вида слогов:

1. слог составляет один гласный звук:

  • а-дрес
  • и-дол
  • о-стров
  • у-кор
  • э-тюд

2. слог составляет гласный с согласным:

  • во-ро-та
  • со-ло-ма
  • со-ро-ка

3. слог образует гласный с несколькими согласными:

  • кра-ска
  • зве-зда
  • во-сторг

Слог

Открытые и закрытые слоги

Слоги бывают открытые и закрытые. В словах русского языка большинство слогов являются открытыми. Открытые слоги организуют все гласные в одиночку или в сочетании с согласным звуком:

  • о-кунь
  • а-ир
  • бо-ло-то
  • во-ло-кно.

Закрытые слоги образуют все согласные в конце слов:

  • гвоздь
  • по-кров
  • го-лубь
  • па-ро-воз
  • сто-рож.

Непарные звонкие согласные [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’] могут образовать закрытый слог в любой фонетической позиции: в начале, в середине и в конце слов:

  • зер-ка-ло
  • бол-тик
  • са-рай-чик
  • са-ра-фан.

Стихи про слоги

Как правильно делить слова на слоги?

Слова делят на фонетические слоги в соответствии с количеством гласных звуков. В слове содержится столько слогов, сколько в нем звучит гласных. Один гласный звук в окружении согласных создает односложное слово, которое не делится на слоги:

  • сом
  • крот
  • вальс
  • брод.

Чтобы можно было разделить слово на слоги, в нем должно быть не менее двух гласных звуков, которые образуют двусложные слова:

  • ё-жик
  • до-мик
  • са-лат
  • кро-лик.

Односложные двусложные многосложные слова

Если сонорный согласный находится между двумя гласными, то он отходит к следующему слогу:

  • во-рон
  • ку-лон
  • ко-рысть
  • кла-ня-ться (-ться звучит как [ца]).

При делении на слоги учитываем, что слог заканчивается гласным, а группа последующих шумных согласных в сочетании с сонорным звуком или без него отходит на границе слогораздела к следующему фонетическому слогу:

  • но-чник
  • кро-вля
  • про-бка
  • со-зда-ни-е.

Только непарные звонкие согласные  в середине слова могут закрыть слог:

  • ал-фа-вит
  • строй-ка
  • квар-тал
  • лан-ды-ше-вый
  • бе-сшум-ный.

Если в слове имеются одинаковые согласные, то они начинают следующий фонетический слог:

  • про-гра-мма 
  • те-нни-сный
  • кро-ссо-вки
  • па-ра-ллель.

Это деление на слоги фонетическое, которое не совпадает с орфографическим переносом слов с двойными согласными.

Буквы «й», «ь», «ъ» принадлежат слогу, после которого пишутся:

  • рей-ка
  • хлопь
  • отъ-езд
  • подъ-ём-ный.

Укажем порядок деления слов на слоги с помощью следующего алгоритма.

Алгоритм деления слов на слоги

  1. прочитаем слово;
  2. подчеркнем гласные звуки;
  3. посчитаем количество гласных звуков;
  4. посмотрим, есть ли в слове двойные согласные, непарные звонкие согласные, «ь» или «ъ»;
  5. разделим слово после каждого гласного на слоги, учитывая указанные особенности.

Алгоритм деления слов на слоги

Примеры

1. соловьиный

В этом слове имеется 4 гласных звука, которые образуют столько же слогов. В середине пишется мягкий разделительный знак. Разделим слово на четыре фонетических слога. Мягкий знак оставим после согласного, обозначенного буквой «в»:

В этом слове два слога открытые, а третий и четвертый слог закрывают соответственно звонкий согласный «в» и непарный звонкий согласный, обозначенный буквой «й».

В соответствии с этим делением на слоги переносим это слово с одной строки на другую тремя способами:

  • со-ловьиный
  • соловь-иный
  • соловьи-ный.

2. участие

В этом слове укажем 4 гласных звука, которые организуют четыре фонетических слога:

Все слоги открытые. Первый и последний слог образуют гласные самостоятельно. Третий слог составляет гласный с шумными согласными.

В соответствии с этим фонетическим слогоделением слово перенести нельзя, так как одна буква, даже составляющая слог, не остается на строке и не переносится на следующую. Присоединим их к последующему и предыдущему слогу и получим правильный вариант переноса слова по слогам:

Деление на слоги тест

Видео «Деление слов на слоги»

Средняя оценка: 4.7.
Проголосовало: 102

Мы сейчас учимся в ещё только в ШБП, но я уже столкнулась с проблемой как технического, так и морального характера. Деление на слоги! Поскольку ни в одном их наших учебников или тетрадей не было четко расписано как правильно делить на слоги, а школьные годы чудесные пролетели мимо меня давно и беззаботно, в особенности такой предмет как русский язык, то я обратилась туда, куда обращается всё современное человечество — во всемирную паутину. И там я обнаружила, что помимо старых правил деления на слоги существуют новые правила!
Собственно что бы объяснить в чём проблема с учителем я приведу выдержку с одного из сайтов:

Правила деления на слоги:
Деление слова на слоги происходит таким образом, чтобы слог произносился по нарастающей: от глухого произношения к звонкому. Поэтому слоги из нескольких звуков всегда начинаются с глухой согласной и оканчиваются гласной. Например: ба-ран (но не бар-ан), ле-то (но не лет-о). Слог может оканчиваться звонкой согласной (сонорной р, л, м, н), звучит которая менее звонко, чем гласная, но звонче глухой согласной. Например: бул-ка, вар-ка.

В разных начальных школах обучение делению на слоги различается. В одних школах приучают к зрительному делению слова на части — пары или тройки букв из связки гласная+согласная (или гласная + несколько согласных). В других школах показывают сначала выделение в слове гласных звуков, а затем присоединяют к ним согласные. Не вдаваясь в подробности методов и подходов обучения, перечислим правила, которые есть в учебниках и обучающей литературе.

Правила:

Слог образует гласный звук: сте-на, ба-ран (с-тена, бара-н — неправильно).

Слог начинается с согласного, который стоит перед гласной: мо-ло-ко, ко-ра (мол-око, кор-а — неправильно).

Буквы ь, ъ (которые не означают звуков) нельзя отрывать от предыдущего слога: конь-ки (кон-ьки — неправильно).

По новым правилам глухие согласные отходят к следующему слогу, звонкие согласные ([й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’]) — к предыдущему слогу: то-чка, мо-шка, кор-ка, бул-ка (по старым правилам было верно: точ-ка, мош-ка, кор-ка, бул-ка).

Согласные буквы, образующие один звук, нельзя разносить в разные слоги. Один звук образуют сочетания зж [ж:], тся, ться [ц:]. у-е-зжать, но-си-тся, де-ла-ться.

По новым правилам сдвоенные согласные в середине слова относят к следующему слогу: кла-ссный, хо-ккей, те-нис (по старым правилам было верно: клас-сный, хок-кей, тен-нис).

А наш учитель делит по старым правилам, т.е. руч-ка и ни о каком нарастании звука в слоге речь не идет. И говорит что мол нет никаких новых правил, надо делить как я объяснила (ага, деть забыл/прослушал/не понял, а я не в курсе и вообще русский язык прошел мимо меня. В итоге хрен знает как делать домашнее задание). И вообще нефиг лезть в интернет!
И вот суть проблемы: на куче разных сайтов, где представлены правила деления идет речь как раз о новых правилах, но нигде нет указания на источник. Есть что-то для правил русского языка, такое место где находится истина? Ну как «российская газета» или Консультант для юристов)))
Ну и как быть с учителем? Посоветовать ей пообщаться с учителями русского языка или нам надо делить как ей надо? А вот пойдем мы в первый класс и я понятия не имею как надо будет нашему новому учителю делить на слоги)))) Ну и может кто даст мне на всякий случай старые правила деления?)

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Родителям первоклашек, хелп — русский язык

Девочки, помогите разобраться с делением на слоги.
Сейчас какая-то новая система, деление на слоги отличается от деления для переноса, слог должен быть открытым, т.е. заканчиваться на гласный звук. В учебниках ничего нет (как это детям объясняют?!), пытаюсь разобраться по сведениям из интернета…
Правильно ли разделила?

бе-ре-зка (слоги) и для переноса: бе-рез-ка
Мо-сква (слоги) и для переноса: Моск-ва
ка-ра-ндаш (слоги) и для переноса: ка-ран-даш
ли-си-чка (слоги) и ли-сич-ка (перенос)
де-ви-чник (слоги) и де-вич-ник (перенос)

Совсем старая стала что-ли и забыла всё… Но кажется мне, что, когда я училась, таких заморочек не было — как на слоги делили, так и переносили, за исключением одиночных гласных…

13.03.2010 21:18:34,

85 комментариев

НатаХо

Киташа, вы умница: увидели проблему, поискали решение в интернете, завели грамотный топик, добились грамотных ответов… В итоге со слогами и переносом разобрались все читатели этой конференции (ну кому надо, конечно) — браво!
15.03.2010 14:55:22, НатаХо

Dash

:) это не бред, это теория русского языка, извините. Орфография — одно, слогораздел с фонетикой — другое. Для переноса (орфография, правила письма) исходим из морфемного состава слова и стараемся не членить морфему, если возможно, а при делении на слоги исходим из звучания. Слог, конечно, не обязан быть открытым, принцип восходящей звучности — да, действует. Но сонорный согласный при наличии следующего за ним шумного примыкает к предыдущему слогу — в вашем варианте, ка-раН-даш. остальное у вас вроде правильно :) справились лучше, чем многие мои студенты :)))) особенно если учесть, что им это по специальности и они лекции прослушали на эту тему:)
14.03.2010 15:07:54, Dash

я-то ладно:) Как первоклашкам это объяснять? Морфема, принцип восходящей звучности… — слишком сложно это для семилеток, раз студенты не все справляются. Может быть, посоветуете какой-то простой принцип для объяснения?
14.03.2010 15:55:50, Киташа

Dash

детям, конечно, совсем по-другому объясняют, это я тут для взрослых написала, типа по-умному :) а детям — как ниже, с «кричалками»/песенка­ми, слова пропеваются, получаются границы слогов. Или как наша учительница объясняла, «едет автобус, делает остановки: каааа—-рааааааааан——дааааааааш, мооооо——скваааааа——» и т.п.. С «остановками» мне особо одаренным стУдентам пришлось на пересдаче объяснять, некоторые только тогда поняли :) у детей это проще воспринимается, у них мозги всякой ерундой еще не забиты.
14.03.2010 20:36:45, Dash

Nanik

Слогораздел в русском литературном языке, — опирающемся на московское произношение, — обусловлен принципом восходящей звучности. По степени звучности обычно обозначают: гласные — 4, звонкие сонорные согласные — 3. звонкие шумные согласные — 2, глухие согласные — 1. Пауза — 0.

Записывайте цифрами и делите на слоги. Сразу станет видно, что «ка-ран-даш» – правильное деление на слоги. Слог никому не должен быть открытым, есть слоги зактытые.
Попробуйте поделить на открытые слоги слово «коньки», сразу станет ясно, что это бред. Никакого слога «ньки» в русском языке быть не может.


14.03.2010 10:42:12, Nanik

Василиса из сказки

Не поняла подсчета? Получаются разные числа, как они соотносятся со слогами? Интересно просто. Мне как-то изначально было ясно, как разделить на слоги слово карандаш, не знала, что под это теоретическая база еще подводится :).
14.03.2010 12:12:27, Василиса из сказки

Nanik

Если звуки записать цифрами, то видно, где слогораздел. Но только именно звуки, не буквы. озвончение и оглушение тоже играют роль.

Более просто – попробовать пропеть слово. Никто не поет «ко-ньки», это бред.


14.03.2010 15:24:00, Nanik

derglenka

Для деления на слоги — первый вариант — правильно. А вообще-то для того, чтобы поделить на слоги надо слово проскандировать как на стадионе, тогда всё получается как надо. У нас так учительница учит (заслуж. учитель России, стаж 43 года), все дети влёт делают, проблем ни у кого нет.
14.03.2010 00:17:12, derglenka

Ляленыш

Бред какой-то.. дочь в 4 классе — все по-старому. Никаких нововведений.
13.03.2010 23:06:44, Ляленыш

У меня ребенок все переносит по слогам! а еще нам ввели систему работы над ошибками-учительница написала памятку с правилами, раздала всем и теперь она около ошибки просто пишет номер упражнения памятки т.е. правила в ней и ребенок его отрабатывает. Сначала казалось что дети не поймут, но вроде бы справляемся.
13.03.2010 22:16:23, chizhik5

какой же это брееед(((это явно очередные новые стандарты.
когда мы учились тольно такого не было. и перенос слова разрешен был ТОЛЬКО по слогам! у нас учитель русского была супер с кучей званий, у нее после школы самы троечники писали без ошибок.
никогда подобного бреда не было в наше время.
дочь первокласница. пока ничего подобного не слышала от нее -переносим по старому. по слогам.

13.03.2010 22:13:34, Капашита

Diola

бред какой-то… У меня двое учатся по программе «Школа 2100»
Сейчас специально у них спросила про деление на слоги.
Так вот, первоклашка делит именно так, как в ваших примерах (им так объяснили). Про перенос пока не знает. Учительница сказала, что если не уверены, что слово уместится, то писать его на новой строке.))
А вот старшая (уже 6-ти классница), хоть и училась по такой же программе, была удивлена такому делению на слоги не меньше, чем мы с вами…

13.03.2010 22:09:23, Diola

Есть еще «продвинутые» ученики и родители? Мало что-то нас для обмена опытом в таком нелегком деле:)
13.03.2010 21:56:48, Киташа

Да, вообще это порой находиться за гранями моего понимания. У меня тоже первоклашка, вчера была на родительском собрании. Никто из родителей в классе никак не мог понять, когда задают работу над ошибками, а ошибок не было, почему в тетради появляется грозная надпись красной ручкой «не сделал работу над ошибками». А вчера нам открыли тайну, оказывается надо писать: «Работа над ошибками. Ошибок нет.» Учительница наша сообщила, что это утвержденный стандарт, стыдно этого не знать. Вот…
13.03.2010 21:44:50, Китти2

Извините, это бред воспаленного воображения вашей учительницы, а не «утвержденный стандарт». Вы бы у нее узнали, каким органом этот «стандарт» введен и когда(дату), желательно еще документик воочию глянуть. Нет документа — разговаривать с директором. Тихо, мирно, но твердо разузнать, что это за стандарт такой, и с какого перепугу нужно стыдиться незнания этого бреда.
13.03.2010 22:01:42, shелковица

Да, бред конечно. Это у нашей училки такая манера подачи информации, стиль «заслуженного учителя СССР».
13.03.2010 22:22:17, Китти2

АкунаМатата

:)))вам было стыдно?:)
13.03.2010 21:52:06, АкунаМатата

Неа:)
13.03.2010 22:16:55, Китти2

вот тут например про деление на слоги слова пестрый:

«Слогораздел не следует смешивать с переносом слова. на слоги — это характеристика звучащей речи, а перенос — условные правила, принятые на письме. Ср., например: идея — 3 слога, а перенести это слово нельзя, т.к. нельзя одну букву оставить в строке или перенести в следующую; слово пёстрый можно перенести тремя способами (пё-стрый, пёс-трый, пёстрый), а на слоги оно делится только одним: [п’o-стрыи].»

подробная информация по ссылке


13.03.2010 21:42:41, Киташа

иначе как бредом это не назовешь…… это специально придумали чтоб детей запутать? или просто кто то очень большой диссертацию защитил на эту тему?????
нам еще до школы далеко — а я уже боюсь :(

13.03.2010 21:31:24, Irlane

Tinki-Winki

совершенно верно! на слоги и для переноса слова делятся по-разному.
деление на слоги происходит по правилу «скандирования»,т.е. Вы не проскандируете бе-рез-ка!,а скажете :бе-ре -зка!
не Мос-ква!, а Мо-сква!
понятно объяснила?

13.03.2010 21:30:20, Tinki-Winki

Ляленыш

А я вот именно «Бе-рез-ка» и проскандирую :) и что делать тогда мне?
13.03.2010 23:08:25, Ляленыш

Tinki-Winki

в 1 класс идти :)) шутка..
13.03.2010 23:12:01, Tinki-Winki

Ляленыш

а что? мысль :))))))))))))))
13.03.2010 23:15:46, Ляленыш

MamaNatka

и наших так учат
13.03.2010 22:09:24, MamaNatka

и у нас так, когда деть объяснял ,ооочень удивлялась.
13.03.2010 21:43:18, annie_k

для меня не работает это правило. Я могу проскандировать и так: БЕ-РЕЗ-КА, по слогам:)
13.03.2010 21:34:28, Киташа

Tinki-Winki

а Вы попросите сделать это ребенка, мне кажется,нам (взрослым ) мешает наш «опыт»,ведь очень сложно себя переучить,нас учили так, а теперь учат по-другому.Какая цель-не спрашивайте,я не знаю.Но думаю, что это неспроста.
13.03.2010 21:41:10, Tinki-Winki

Что значит «неспроста»? Вам сказать, как эти новые нормы устанавливаются? :) Сидят люди, которые всякими способами пытаются выбить у государства деньги. Они как угодно готовы изменить языковую систему и напридумывать всяких «йо’гУртов», чтобы получить гранты и оправдать свое существование на тех должностях, которые они занимают. У меня (филолога по образованию) подобные реформы ничего, кроме нецензурных выражений, не вызывают. Гадко и неприятно от того, что наши дети должны все ЭТО учить.
13.03.2010 22:10:24, shелковица

Василиса из сказки

Мне, как лингвисту по образованию, кажется то же самое :).
14.03.2010 12:46:54, Василиса из сказки

Tinki-Winki

очень жаль,хотелось бы другое объяснение найти.
13.03.2010 22:19:41, Tinki-Winki

Попробуйте, только нет его. :) Языковая система, как таковая, не столь быстро изменяется, как это хотят представить «доки» современного языкознания в нашей стране. Любые изменения в цивилизованном мире происходят в сторону упрощения, удобства для человека, в т.ч. это касается и языка. Реформы русского языка начала прошлого века служили этой цели, но под это дело был создан огромный институт языкознания, который в последствии раздулся до огромных масштабов, и пока изменения описывались, приводились к единой системе, составлялись словари, учебники, пособия для учителей, все эти специалисты-языковеды были востребованы. Современный же русский язык представляет собой более-менее устойчивую систему и изучение, н-р, необходимости обязательного написания двух точек над буквой Ё — ни что иное, как банальное оправдание собственной значимости некоторыми нашими учеными. Потому что «А КОМУ ЭТО ЕЩЕ НАДО???» :)) Ведь под это дело тратятся деньги на зарплаты сотрудникам, защищаются диссертации, а звания тоже оплачиваются…. Вобщем, в нашей стране язучение языка, как и многое другое, доведено до абсурда. :(((
14.03.2010 00:09:03, shелковица

с буквой Ё не соглашусь. Я, например, только ЗА!
14.03.2010 00:22:11, Киташа

Василиса из сказки

Точки написать лень :)? А если через некоторое время мы еж начнем говорить вместо ёж? И елка вместо Ёлка? ЧТо-то немцы свои умлауты не поубирали, хотя вот с новой орфографией подсуетились. ИМХО: это книгоиздательства пролоббировали :). Сколько учебников пришлось заново переиздать, в соответствии с новой орфографией-то.
14.03.2010 12:49:21, Василиса из сказки

Tinki-Winki

да уж, реформу там замутили серьезную)) плавали-знаем.Хотя, мне кажется, упрощения она не дала, а наоборот.Возвращение к корням… тоже мне…))
14.03.2010 16:17:59, Tinki-Winki

аргументируйте, мне интересно! :)
14.03.2010 00:43:16, shелковица

Tinki-Winki

это было бы смешно… если бы…ну сами понимаете :((
14.03.2010 00:14:53, Tinki-Winki

Ну, а что тут смешного? Это жизнь, каждый выживает по-своему. Только, к сожалению, выживание некоторых людей отражается на целом поколении. Сегодня муж пришел с учебы и рассказал, скажем так, очень странные вещи… я «многа думал»… :-/// Учится он в известном серьезном вузе, на очень недешевом отделении. Человек, который сегодня им читал лекцию, занимается кадровой политикой в РФ. Вопрос про детей индиго, изучаемый всерьез, скажем так, определенными структурами в нашей стране — по его словам, совсем не выдумки. Я, как человек недоверчивый по натуре и знающий впечатлительность моего мужа, пребываю сейчас «в ажитации» ))) И верить не могу, и не верить — тоже, а в итоге все это меня пугает.
А вы говорите — объяснение новым стандартам изучения языка. Люди деньги зарабатывают, как умеют. Поражают масштабы. :(((

14.03.2010 00:59:35, shелковица

ЛИрина

ППКС, к сожалению :(
13.03.2010 22:11:00, ЛИрина

Katsy

Неправильно.
Перенос делается по слогам, только нельзя оставлять/ переносить 1 букву и, если идет две согласные подряд, то первая остается на строчке, а вторая переносится

бе-рез-ка (слоги) переносится также
Мос-ква (слоги) переносится также
ка-ран-даш (слоги) переносится также
ли-сич-ка (слоги) переносится также
де-вич-ник (слоги) переносится также


13.03.2010 21:25:22, Katsy

tanaku

У меня первоклашка. По старому делим бе-рез-ка, ка-ран-даш. О таком первый раз слышу. Интересно, что за метода такая. А то учитель уйдет — придет другой вот удивиться то.
13.03.2010 21:32:23, tanaku

повезло вам:)))
Вот интересно, это особенность программы? если так, то почему такие разные нормы?..

13.03.2010 21:36:14, Киташа

АкунаМатата

Норма для начальной школы должна быть одна, остальные варианты — предмет изучения ученых-филологов:) «К предыдущему слогу относят все согласные, кроме одного, непосредственно предшествующего гласному. Исключения могут делаться только для сочетаний с+согласный и ст+сонор»
13.03.2010 21:55:08, АкунаМатата

tanaku

Не понятно что это:(( Да у каждого учителя может быть своя программа. Но не настолько же. А если ребенок перешел из другой школы и что? Двоечник теперь?
13.03.2010 21:43:34, tanaku

ЛИрина

все хорошо, но Моск-ва у нас было
13.03.2010 21:26:00, ЛИрина

Katsy

Есть очень простой способ деления на слоги. Этому способу учат еще в детских садах — подставить тыльную сторону ладони под подбородок и произнести слово. Сразу слышно сколько слогов в слове (сколько раз подбородок коснется руки) и слышны сами слоги.
13.03.2010 21:29:44, Katsy

в том-то и дело, что учитель у нас делит на слоги так: бе-ре-зка!
13.03.2010 21:26:41, Киташа

Tinki-Winki

правильно делит, оказывается, сейчас новые нормы.
13.03.2010 21:31:25, Tinki-Winki

а у вас какая программа? У нас «Начальная школа XXI век».
13.03.2010 21:46:14, Киташа

Tinki-Winki

на учебниках написано «Образовательная система Школа 2100»
13.03.2010 21:52:54, Tinki-Winki

где бы о них понятно почитать?:)) Я распечатала себе кучу листов всяких подборок на эту тему, понимаю, что разбираться буду долго. Наверное, разберусь, но как это объясняют детям?!
13.03.2010 21:33:29, Киташа

Katsy

Я прям стесняюсь спросить — и давно они? ))))))
13.03.2010 21:32:43, Katsy

Tinki-Winki

ну я Вам этого не подскажу, а как мама первоклашки получила сегодня на открытом уроке полный ОБУЧАЮЩИЙ КУРС по делению слов на слоги :)) , что и пытаюсь до Вас донести.
13.03.2010 21:36:23, Tinki-Winki

Katsy

Ну тогда я Вам, как учитель начальных классов, скажу — официально таких правил новых нет. Либо это полная неграмотность Вашего учителя, либо что-то еще….))))))
13.03.2010 21:37:56, Katsy

Tinki-Winki

Вы не подумайте, что я так яростно защищаю нашу учительницу или новые нормы, они мне так же непонятны….я училась в другое время и по другим методикам.
13.03.2010 21:48:08, Tinki-Winki

ой, просветите, там что-то еще было, кроме скандирования?:)))
13.03.2010 21:37:18, Киташа

Tinki-Winki

когда возникала сложность в делении на слоги, учитель просит детей громко дружно прокричать слово
13.03.2010 21:46:13, Tinki-Winki

Katsy

В принципе это тоже правильно. Но! На примере слова березка. Если его произнести вот так бе-ре-зка, то это мы найдем ударение. А проскандируем мы вот так бе-рез-ка.
13.03.2010 21:48:19, Katsy

Tinki-Winki

специально дочку попросила разделить — она сказала (умная уже,видать) ,что можно и так и так! но! первый вариант у нее был бе-ре-зка. Хотя я лично так бы не сказала.
13.03.2010 22:05:39, Tinki-Winki

Katsy

Нельзя и так, и так. Есть единый стандарт. И чем руководствуется Ваша учительница не совсем понятно.
13.03.2010 22:09:58, Katsy

Tinki-Winki

нет-нет, я и не говорю, что дочь права, совсем наоборот, об этом и написала ниже!
13.03.2010 22:21:31, Tinki-Winki

О! Знать бы точно, что можно и так, и так. У нас правит учительница всё на новый лад.
13.03.2010 22:08:29, Киташа

Tinki-Winki

не учите и так,и так.Зря я это написала.Это будет касаться переноса слов,а не деления на слоги, правила переноса они будут учить позже, пока пусть со слогами разберутся.Вы правильную информацию нашли.Удачи ! Надеюсь,что не совсем запутала.
13.03.2010 22:16:08, Tinki-Winki

Спасибо Вам, наоборот, поддержали!:)

Наши не только на слоги делят, но и переносят уже! Пытаюсь найти свои, доступные для понимания ребенком объяснения, всей этой новизны. Разум и душа протестуют!!!:)


13.03.2010 22:20:13, Киташа

Tinki-Winki

не заморачивайтесь,чтоб­ы не путалась, пусть переносит по слогам! Как делить по слогам, см пункт 1 :))
13.03.2010 23:06:07, Tinki-Winki

у нас они, бедные, обкричались уже, похоже…Ударения тоже кричат.
13.03.2010 21:47:30, Киташа

зачем кричат? наши первоклашки их пропевают… «Сорока, сорока, сорооооооока» :)
13.03.2010 22:13:44, shелковица

Tinki-Winki

как раз хотела про ударение написать: чтобы правильно определить ударение в слове, надо с выражением спросить: Ты …?

смешной пример: слово дерево. «Ты дЕрево?»- ответ..ага…ха-ха :))


13.03.2010 21:56:53, Tinki-Winki

у нас сработало другое. Ласково позвать: машИИИна. Ну, и вопрос тоже неплохо помог: МашИна?

А кричала моя в классе с учителем без результата.


13.03.2010 22:00:05, Киташа

Filia

А мы всегда удивлялись.
Машииина?

13.03.2010 22:34:42, Filia

Tinki-Winki

а что кричать? так все слоги ударными можно сделать:((
13.03.2010 22:08:12, Tinki-Winki

такой метод у нашей учительницы:( Узнав, я не удивилась, что ребенок путался. А на собрании учительница родителям сказала, что для всех детей ударение — это ОЧЕНЬ сложная тема… Разные бывают методы обучения:(
13.03.2010 22:12:15, Киташа

Tinki-Winki

не соглашусь с ее методом :(
13.03.2010 22:23:06, Tinki-Winki

у меня много к ней вопросов, но обращаться не хочется, увы… Обидно, что выбрала эту учительницу сама.
13.03.2010 22:26:15, Киташа

+1, тоже интересно, а главное ЗАЧЕМ?
13.03.2010 21:34:46, Irlane

Katsy

Неправильно делит учитель.
13.03.2010 21:27:49, Katsy

думаю, не всё так просто:)
13.03.2010 21:28:46, Киташа

Katsy

Это почему?
13.03.2010 21:30:28, Katsy

у нас такого нет…..
13.03.2010 21:24:09, Dragonfly

АкунаМатата

у меня дочь первоклашка, но для меня то, что вы пишите — новость:) слоги и впрямь бывают открытые, но ведь это не обязательное условие?:) или русский язык подвергся очередной реформе?:(
13.03.2010 21:22:51, АкунаМатата

так как вы бы разделили такие слова?:) Я заметила в тетради у ребенка странное разделение, полезла в интернет (к учителю не предлагайте обращаться:)), пытаюсь понять:)
13.03.2010 21:24:30, Киташа

АкунаМатата

какие — такие?:) любые слова разделяю на слоги в обычном режиме:)
13.03.2010 21:29:07, АкунаМатата

ЛИрина

у нас все как раньше было осталось,т.е. перенос = слог (за искл. слогов из гл. букв)
13.03.2010 21:20:00, ЛИрина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема деления слов на слоги в русском языке является одной из наиболее сложных в современной лингвистике и до конца не решенной. Это связано с отсутствием единого понимания сущности слога. Невозможность зафиксировать признаки слога как единого целого, фонетическая невыраженность границы между слогами приводит некоторых лингвистов к мысли, что слогораздела в русском языке вообще не существует.

Сейчас действуют две основные теории слогов: Р. И. Аванесова (Московская фонологическая школа) и Л. В. Щербы (Ленинградская фонологическая школа). Правила деления на слоги в этих двух теориях несколько различаются.

Ленинградская школа делит на слоги так, как привычно слуху советского гражданина и как раньше учили во всех российских школах (и поэтому ее правила называют в народе «старыми»), а Московская совершенно иначе («новые правила»).

Но поскольку на данный момент ни одна из этих школ другую не опровергла, в разных учебниках правила слогоделения могут быть сформулированы по-разному, в зависимости от того, позицию какой фонологической школы разделяет автор учебника.

Слогоделение по теории Л. В. Щербы:

1. Количество слогов в слове определяется количеством гласных. Сколько гласных – столько и слогов. Пример: ка-ша, мо-ло-ко.

2. Звук й не отрывается от предшествующей гласной. Пример: чай-ник, лай-нер.

3. Буквы ь и ъ не отрываются от предшествующей согласной. Пример: боль-шой, объ-езд.

4. Согласная не отделяется от следующей за ней гласной. Пример: те-ле-фон, кни-га.

5. Если в слове стоят 2 согласные подряд, то разделение слога проходит между ними. Если более 2 согласных подряд, то деление слога идет по произношению (как удобнее произносить). Пример: праз — дник, солн-це.

А теперь разберем теорию Р. И. Аванесова.

Слогоделение по теории Р. И. Аванесова:

Деление на слоги не совпадает с делением слова на части (приставка, корень, суффикс, окончание) и с делением слов для переноса.

1. Количество слогов в слове определяется количеством гласных. Сколько гласных – столько и слогов. Пример: ба-та-ре-я, си-ла.

2. Слова делятся на слоги после каждой гласной (как правило). Согласный (или группа согласных) стоящий после гласного обычно отходит в следующий слог. Пример: дру-жба, и-зжить, о-ттечь.

3. Но! Если после гласного стоят р, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й, а за ними парная согласная, то эти буквы отходят к предыдущему слогу. Пример: горь-ка-я, сонь-ка, май-ка. Это так называемые сонорые звуки.

4. Но! Если эти сонорные парные (рр, нн, мм) или если их две непарных (мл, мн), то они отходят ко второму слогу. Пример: зе-мля, да-нный, ра-ссчи-та-нный.

5. У глаголов на –тся, -ться сочетание –тся, -ться отходят к следующему слогу. Пример жме-тся, ку-ё-тся.

6. Если после сонорного с мягким знаком нет парного согласного, значит сонорный отходит во второй слог. Пример: се-мья, И-лья, На-та-лья.

Прежде чем учить ребёнка делению на слоги, убедитесь, что вы сами делаете это правильно, дабы не вносить сумятицу в головы детей.

Слоги бывают:

— открытый (заканчивающиеся на гласный)

— закрытый (заканчивающиеся на согласный)

— прикрытый (начинается на согласный)

— неприкрытый (начинается на гласный)

Например, ОБЛОЖКА

О-БЛО-ЖКА

О – начальный, неприкрытый, открытый слог, 1 буква

БЛО – средний, прикрытый, открытый, 3 буквы ([б]не примыкает к предыдущему, т.к. не является сонорной)

ЖКА – конечный, прикрытый, открытый, 3 буквы.

Зачем уметь делить слово на слоги?

А, правда, зачем детям уметь делить слова на слоги? Чтобы просто утешить самолюбие учителя: «Я – молодец! Научила своих учеников делить слова на слоги!».

Я думаю, что для навыка деления слов на слоги есть более важное предназначение.

Сейчас читать статьи в газетах, журналах, интернете, слушать по телевизору выступления ведущих, политиков и др. без словаря иностранных слов просто бывает невозможно. Вначале стараюсь узнать значение услышанного или прочитанного незнакомого мне слова, а затем несколько раз прочитываю его по слогам, а затем так же по слогам проговариваю это слово, чтобы запомнить. Чтобы списать без ошибок незнакомое слово, тоже стоит списывать его по маленьким частям, по слогам.

Дети, которые только приступают к обучению грамоте, испытывают большие затруднения. Услышанное слово (пусть даже сначала самое простое) надо записать в тетрадь. Первое, надо услышать звук и вспомнить, какой буквой он обозначается. Второе, вспомнить, как пишется эта буква и как её соединить со следующей буквой. Третье, надо ещё записать красиво, чтобы не огорчить учителя и родителей.

Детям проще читать по слогам незнакомые большие слова. Поэтому к моменту начала обучения чтению дети должны быть подготовлены слоговым и звуковым анализом и синтезом, у них должны быть сформированы представления о звуковой природе речи, о звуковом строе языка.

Так же детям проще списывать и писать, диктовать себе по слогам, чем по буквам, слоги проще запоминаются, они легче воспринимаются как часть целого слова.

Деление на слоги — это один из этапов знакомства с тем, что слово линейно, что оно не одномоментно и не односоставно, что оно состоит из частей, вытягивается в линию звуков или букв. Это последовательность, а не одновременность.

Чтобы суметь правильно прочитать и написать слова, вот ради этого и стоит тренироваться в делении услышанных и увиденных слов на слоги.

И тут хорошо бы понимать такую вещь. Деление на слоги бывает разное. Оно бывает разное для разных целей. При произношении и при восприятии на слух мы делим слова на слоги совсем не так, как при чтении или письме. Кроме того, оно бывает разным для разных возрастов. Дети, которые только учатся писать и читать, делят слова на слоги иначе, чем те, которые уже понимают состав слова. Есть возрастное деление на слоги. Например, это норма, что малыши делят слова только на открытые слоги (с последним гласным (например ра-сход), и такое деление гораздо ближе к произносительному слогоделению, а ребята постарше разделят «рас-ход» — и это будет орфографическое деление на слоги, то есть направленное на письменную речь и на чтение записанного, в частности, тут видно, что деление на слоги начинает совпадать с делением слова по составу.

Принципы обучения делению на слоги различаются. В одних школах приучают к зрительному делению слова на части – связки гласной + согласной (или гласной + несколько согласных).

В других школах учат проговаривать слово с паузами удобным способом. Паузы создают места деления слогов (скандирование).

Так как слог — это элемент слова, который мы произносим на одном толчке воздуха, то я придерживаюсь мнения — делить слово на слоги на начальном обучении грамоте, надо проговаривать с паузами, т.е. фонетическое деление на слоги.

Деление слова на слоги происходит по нарастающей: от глухого произношения к звонкому. Поэтому слоги из нескольких звуков всегда начинаются с глухой согласной и оканчивается гласной. Например: ПО-ЧТА, МО-ШКА. Слог может оканчиваться звонкой согласной (сонорной р, л, м, н,й), звучит, которая менее звонко, чем гласная, но звонче глухой согласной. Например: БУЛ-КА, ВАР-КА.

Мы пишем в слове «касса» две буквы «с». Это слово словарное, дети запоминают, как оно пишется. Но произносим ([каса]) только один звук [с] Слог — это минимальная фонетико-фонологическая единица, характеризующаяся наибольшей акустико-артикуляционной слитностью своих компонентов, то есть входящих в него звуков. Отсюда следует, что Двойные согласные не разбиваются при выделении слогов и парой отходят к следующему слогу. Слог не имеет связи с формированием и выражением смысловых отношений.

После того, как дети научатся писать под диктовку, списывать, можно приступать к орфографическому делению слова на части. А деление слова на части необходимо для написания букв в приставках, корнях, суффиксах.

Важны оба умения: выделение в слове слогов и умение находить морфемы(значимые части слова), потому что слоги и морфемы во многих случаях не совпадают. Слог не является приставкой или корнем, суффиксом.

В видео представлена подробные инструкции деления на слоги, которые мы используем на уроках.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки при деепричастных оборотах примеры
  • Ошибки при вязке арматуры на ленточном фундаменте
  • Ошибки при гсг
  • Ошибки при вязании шали крючком
  • Ошибки при грудном вскармливании ребенка