Ошибки при чтении намаза

images

Все ученые единодушны в том, что если при чтении в намазе намеренно изменить одно слово Корана, отчего меняется смысл, то намаз нарушается. Исключением является тот случай, если изменение связано с восхвалением Аллаха, или с целью восхваления использована другая фраза. Но в любом случае, подобные попытки порицаемы.

Ошибки при чтении Корана называются «Заллятуль-кария».

У ханафитов существует две точки зрения. Одна точка зрения принадлежит ученым «мутакаддимун», и она считается более осмотрительной. Этой же точки зрения придерживаются шафииты. Вторая точка зрения принадлежит ученым «мутааххирин», и она легка для практического применения967.

Ученых, которые жили и работали до середины 11 столетия, называют «мутакаддимун», а ученые более позднего периода, которые толковали предписания Ислама с учетом изменившихся условий жизни и развития общества, называют «мутааххирун» (пришедшие после).

A — Период ученых-мутакаддимун

По мнению этих ученых, следующие виды чтения нарушают намаз:

1. Неправильное чтение, которое приводит к куфру и в корне меняет смысл.

2. Чтение того, чего нет в Коране.

3. Чтение Корана с употреблением созвучных слов нарушает намаз. Например, вместо «Хазаль-гураб» прочитать «Хазаль-губар», т. е. вместо «Это ворона» прочитать «Это пыль». Также нарушает намаз произнесение слов, которых нет в Коране, и которые ничего не означают. Например, вместо слова «ас-Сараир» (тайны) употребить созвучное слово «ас-Сараиль», которое ничего не означает, и которого нет в Коране.

По мнению Абу Ханифы и Имама Мухаммада, употребление таких слов, которые похожи на некоторые слова в Коране, однако далеки от истинного смысла, хотя не сильно меняют значение фразы, не нарушают намаз. Но Имам Абу Юсуф утверждает, что в таких случаях намаз не нарушается, так как в большинстве это случается в силу трудности чтения текста Корана. По этому вопросу существует общее мнение о позволительности такого чтения. Вынесенная по этому поводу фетва полностью соответствует этому мнению.

Если в Коране нет высказывания, похожего на прочитанное с ошибкой, но если при чтении не нарушается смысл, то, по мнению Абу Ханифы и Имама Мухаммада, намаз не нарушается, тогда как Абу Юсуф утверждал, что нарушается. Например, если вместо слова «Каввамин» прочитать «Каййамин».

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что Абу Ханифа и Имам Мухаммад принимали во внимание кардинальное изменение смысла или соответствие читаемой фразы основному смыслу коранического текста. Если сильно меняется содержание, то намаз нарушается, если нет, – то не нарушается. Не имеет значения, есть ли в Коране подобная фраза или нет. Что касается Имама Абу Юсуфа, он в качестве критерия берет наличие или отсутствие похожей фразы в Коране. Если есть в Коране что-либо похожее, то, даже если сильно изменился смысл, намаз не нарушается, если в Коране нет ничего похожего, и при этом смысл сильно не изменился, то намаз, в любом случае, нарушается.

Б — Период ученых-мутааххирин

Принятие Ислама народами, не владеющими арабским языком, породило множество проблем, связанных с произношением букв и правилами чтения аятов Корана. Исходя из трудности произношения букв и звуков, слов и дополнительных знаков, и, как следствие этого, неправильного чтения Корана, ученые-мутааххирин разработали следующие правила:

1. Ошибка и’раба968 при чтении не нарушает намаз, и при этом не имеет значения, носит произнесенная фраза еретический характер или нет, так как большинство людей не могут различить правил ираба Корана.
Например, в аяте «Рабби Ибрахими» некоторые «Ибрахими» читают с окончанием «и», а некоторые – «у» (т. е. «Ибрахиму»). При таком чтении этот аят означает «Когда Ибрахим испытывал Господа», что по смыслу неверно. Так же получается, когда вместо «на’буду» (мы будем поклоняться) читают «на’биду».

2. Если при чтении Корана вместо одной буквы прочитали другую, исходят из того, что, если между этими буквами существует близость в махрадже (месте произношения), как например, между буквами «каф» и «кяф» или между «син» и «сад», с которыми можно сделать «ибдаль» (замену), то намаз не нарушается. Например, вместо «Фаля такхар» прочитать «фаля текхар», вместо «ас-Самад» – «ас-Семад», вместо «фатхун кариб» – «фатхун гариб».

3. Если можно без всяких затруднений отличить две буквы, то в этом случае намаз нарушается. Например, вместо слова «ас-салихат» (праведные деяния) прочитать «ат-талихат», вместо «Аллаху ахад» – «Аллаху ахат».

4. Если сложно прочитать по-разному две буквы, так как это не по силам большинству людей, то намаз не нарушается. Например, вместо буквы «сад» в слове «ас-сырата» прочитать букву «син», тогда данное слово будет читаться «ас-сирата».

5. Если между двумя буквами нет никакого единства или близости по звучанию, но их сложно прочитать по-разному, поэтому при чтении употребляют одну букву вместо другой, то, по мнению многих факихов, намаз не нарушается. Например, если вместо буквы «дад» прочитать «дал», вместо «зал» – «зей» или вместо «зал» – «за». Также, если прочитать вместо «сад» букву «син», вместо «та» – «те».

Например, если вместо «ва лад-даллин» прочитать «ва лаз-заллин», то есть, вместо буквы «дад» прочитать букву «за» или «зал», намаз не нарушается. Наряду с этим, существуют и другие взгляды. Но те люди, которые могут читать эти буквы как положено, не должны относиться к этому беспечно. Не стоит забывать, что преднамеренно неправильное произнесение букв нарушает намаз.

6. Если букву с «шаддой» (двойную) по ошибке прочитать без «шадды», длинную огласовку прочитать коротко, где нужно сделать «идгам» – не сделать, где не нужно – прочитать с «идгам», в этих случаях намаз не нарушается969. Как, например, если слово «иййака» прочитать «ийака».

Также обстоит дело, если звонкую букву прочитать, как глухую, а глухую – как звонкую, так как это встречается у большинства людей.

7. Не нарушается намаз, если к какому-либо слову Корана присоединить какую-либо букву. Например, артикля «ас» перед словом «ас-сыратальлязина» в тексте Корана нет, но так как этот артикль смысла не меняет, то намаз не нарушается.

8. Намаз не нарушается, если при чтении буквы одного слова Корана присоединить к другому слову, например «иййа кана’буду», а должно быть «иййака на’буду» (мы поклоняемся только Тебе). Но при чтении таких аятов нужно постараться не делать «сакта»970.

9. Если при чтении Корана во время выполнения намаза сделать остановку, например, вместо слова «аль-Хамду» прочитать только артикль «аль» и только потом «Хамду» из-за необходимости сделать передышку или из-за того, что забыли аят и перешли к другому, по мнению большинства ученых, намаз не нарушается. Так как забывчивость или необходимость набрать воздуха в легкие присущи всем людям. Например, если по причине нехватки воздуха сделать остановку и вместо слова «матлаиль-фаджр» прочитать «матлаиль-фадж» и тут же совершить руку’, намаз не нарушается.

10. Если при чтении к аяту по ошибке прибавили одну букву, и при этом смысл аята не изменился, намаз считается действительным. Например, если вместо «Йудхилуху наран» (его поместят в огонь) прочитать «Йудхилухум наран» (их поместят в огонь). Но если смысл аята изменился, то, согласно одному мнению, намаз нарушается. Например, если вместо «Иннака ла минал-мурсалин» (Воистину, ты Посланник) прочитать «ва иннака ла минал-мурсалин» (клянусь, ты Посланник). В этом примере ответ на клятву опять дан в клятвенной форме. Однако некоторые ученые утверждают, что в этом случае намаз не нарушается.

11. Если по ошибке не прочитать одну букву в аяте Корана, и если эта буква входит в состав корня этого слова, в результате чего меняется общий смысл, то, по мнению Абу Ханифы и Имама Мухаммада, намаз нарушается. Например, если вместо «Мимма разакна хум» (из того, что Мы послали им в качестве пропитания) прочитать «Мима закна хум» или вместо «ва джаална» употребить «ална».

Если пропущенная по ошибке буква не входит в корень слова, но из-за того, что ее пропустили, меняется смысл, намаз считается фасид. Например, если вместо «Ва ма халаказ-закара валь-унса» прочитать «Ва ма халаказ-закара аль-унса».

Если пропущенная буква не входит в корень слова или входит, но вследствие того, что ее пропустили, смысл не меняется, намаз не нарушается. Как в случае, если вместо слова «аль-Вакияту» прочитать «аль-Вакия».

12. Если в намазе неоднократно повторить какое-то слово, но это не меняет основной смысл, намаз не нарушается. Некоторые факихи считают, что намаз считается действительным даже в том случае, если изменился смысл. Другие факихи считают, что намаз нарушается. Последнее мнение заслуживает большего доверия, чем первое. Например, если вместо «Раббуль-алямин» (Господь миров) прочитать «Рабби раббиль-алямин» (Господь Господа миров). Если читающий подобным образом знает, что такое чтение меняет смысл, но он намеренно продолжает так читать, его намаз нарушается. Но если это произошло из-за запинки при чтении или же от желания красиво прочитать эту фразу, намаз не считается нарушенным.

13. Намаз не нарушается, если при чтении какого-либо аята по ошибке добавить одно слово или пропустить одно слово; пропустить одну букву какого-либо слова, какое-то слово или букву прочитать раньше или позже, и при этом не меняется основной смысл аята. Также намаз не нарушается, если какое-то слово или буква заменяются другими, но основной смысл не меняется. Например, если при чтении «Тааля джадду Рабина» (Господь превыше всего) пропущена буква «а» и прочитали «Таля»; вместо «инфажарат» прочитали «инфаражат», вместо «Авваб» прочитать «Аййаб». До тех пор пока не изменится основной смысл, прочтение подобного рода намаз не нарушает.

Если слово, по ошибке присоединенное к аяту, не меняет смысл, то намаз не нарушается. Например, если к аяту «Ля та’будуна илляллаху ва биль-валидайни ихсанан» (Вы поклоняетесь только Аллаху и хорошо относитесь к родителям), прибавить слово в конце «ва бирран» (добро).

Если прибавленное слово даже можно найти в Коране, но в данном контексте оно настолько искажает смысл, что приводит к куфру (неверию), то намаз нарушается. Например, если к аяту «Ман амана билляхи валь-йавмиль ахири ва амиля салихан фалахум ажрухум» (Кто уверует в Аллаха и в Судный день, будет совершать праведные дела, для них приготовлены награды) прибавить слово «кафара» (будет неверным), то смысл этого аята меняется и, следовательно, намаз нарушается.

Если в результате замены слов не изменится значение высказывания, намаз не нарушается. Например, если вместо «Фиха зафирун ва шахикун» прочитать «фиха шахикун ва зафирун». Если же смысл предложения изменится, по мнению большинства факихов, намаз нарушается.

Например, если в аяте:

. إِنَّ الْ أَبْرَارَ لَفِي نَعِيمٍ. وَ إِنَّ الْفُجَّارَ لَفِي جَحِيمٍ

«Ведь будут праведники в благодати, а грешникам – гореть в Огне» слово «джахим» (Ад) прочитать сначала, а «на’им» (Рай) – в конце, смысл фразы меняется в совершенно противоположную сторону.

14. Также намаз нарушается в том случае, если неправильное чтение приводит к ошибочному пониманию родословной. Например, если прочитать «Марйам ибнату Гайлян» (Марйам – дочь Гайляна) или «Иса бин Лукман» (Иса – сын Лукмана), то намаз нарушается, ибо всем известно, пророк Иса появился на свет без отца. Поэтому приведенная выше ошибочная фраза не соответствует положениям Корана.

15. Если кто-то, по причине дефекта речи, вместо буквы «ра» прочитает «га» или «лям», или «я», то намаз не нарушается. Например, если вместо «Раббиль-алямин» прочитать «Лаббиль-алямин». Но люди с дефектами речи должны приложить все усилия, чтобы устранить недостатки в произношении или читать более легкие с точки зрения произношения аяты. Таких людей можно отнести к разряду неграмотных людей.

Если кто-то вместо «аль-Хамду лилляхи» прочитает «аль-хемду» или вместо «куль хуваллаху ахад» – «кюль хуваллаху ахад», то есть перепутает мягкие и твердые согласные, ему нужно обязательно поработать над произношением.

Если кто-то выполнит намаз, в котором допустит серьезные ошибки в произношении, ему разрешается этот намаз совершить заново.

По мнению шафиитов и ханбалитов, любые ошибки при чтении аятов Корана, кроме суры «аль-Фатиха», намаз не нарушают. Но если ошибка сделана намеренно, и смысл аята изменился, то нарушается, как намаз имама, так и джамаата. Если кто-то прочитал Фатиху с такой грубой ошибкой, что изменился смысл, – намеренно он сделал это или случайно, его намаз становится батыл. Это мнение исходит из хадиса, в котором говорится, что намаз без чтения суры «аль-Фатиха» недействителен, ибо, по этим мазхабам, чтение Фатихи во время выполнения намаза считается фардом971.

967 Ибн Абидин, 1/589-593; аз-Зухайли, 2/20; Бильмен, стр. 217.

968 И’раб – правила правильного чтения арабских текстов.

969 Все эти правила изучаются в разделе науки искусства правильного чтения Корана, называемго «таджвид».

970 «Сакта» – при чтении делать остановку.

971 ибн Кудама, аль-Мугни, 2/198; аз-Зухайли, 2/21; Бильмен, стр. 221.

[Энциклопедия норм и правил Ислама,стр.375-381]

Совершение намаза – одна из важнейших обязанностей мусульман. За его выполнение человеку полагается большая награда, а за оставление без уважительной причины записывается тяжкий грех.

Поэтому верующие должны стремиться совершать молитву наилучшим образом, избегая действий, которые могут её нарушить.

1. Испорченное омовение. Одним из необходимых условий намаза является наличие малого омовения (вуду, тахарат). Соответственно, его нарушение во время молитвы автоматически делает акт поклонения недействительным. Поэтому если портится тахарат, верующему необходимо обновить вуду и заново перечитать намаз. Если же человек по состоянию здоровья не может себя сдерживать, и у него регулярно происходят выделения, портящие омовение, то в таком случае его намаз не нарушается.

2. Открытие аурата. В случае, когда у молящегося во время намаза оголяется какая-либо из частей тела, хотя бы на одну четвёртую часть, которая относится к аурату, то желательно прикрыть обнажённое место и совершить намаз заново.

3. Невыполнение какого-либо из движений, относящихся к категории обязательных (фард). К таковым относятся: такбир в начале намаза, стояние, т.е. киям (если человек не в состоянии стоять, то вместо стояния – сидение), чтение Священного Корана во время стояния, поясной поклон, два земных поклона, сидение в заключительном ракаате.

4. Попадание нечистот (наджаса) на тело, одежду или место совершения молитвы (например, на намазлык).

5. Посторонняя речь (хотя бы слово или слог, которые несут в себе некий смысл). Во время коллективного намаза мусульманину дозволено поправить имама в случае совершения им ошибки или если тот остановился на середине суры по забывчивости. Если же верующий во время намаза издаёт посторонние звуки по причине болезни или мучительной боли, то его молитва не нарушается.

6. Ответ на приветствие. Если человек поприветствовал другого, который совершает молитву, и тот ему ответил, то молитва нарушается.

7. Слишком громкий плач из-за мирского. В случаях, когда мусульманин плачет из-за чтения сур Коран (в которых, например, может говориться о мучениях в Адском пламени или ещё о чём-либо, что вызывает слёзы), молитва остаётся действительной.

8. Слишком громкий смех.

9. Приём пищи. Если верующий что-то съел во время молитвы, то это нарушает намаз. При проглатывании чего-либо, застрявшего в зубах, намаз остаётся действительным, если размер этой пищи был с горошинку или больше. Молитву портит также питьё воды (если человек, к примеру, молится под дождём и глотает эти капли).

10. Намеренное искажение смысла аятов Корана.

11. Сон, потеря сознания, потеря рассудка по причине алкогольного опьянения или иным причинам.

12. Троекратное совершение какого-либо одного действия в течение конкретного движения в молитве (протирание лица, почёсывание, проделывание трёх шагов и т.д.).

13. Многократное совершение посторонних действий, которые могут вызвать сомнения у других людей относительно выполнения намаза.

14. Если человек брал омовение в кожаных носках и начал совершать в них намаз, но во время молитвы они слетели.

15. Если у человека есть сочащая рана на теле, которая была замотана бинтом, и эта повязка спала в процессе чтения намаза.

Ошибки в чтении

При чтении можно ошибиться насчет пяти вещей[1][2]:

1) Иʼраб (здесь: окончания слов) и огласовки (харакат).
2) Буквы (хуруф).
3) Слова (калимат).
4) Предложения (джумаль уаль-аят).
5) Паузы (вукуф).

1. Ошибки в иʼрабе и харакатах.

Это относится к случаям, когда человек читает вместо кясры дамму или фатху вместо даммы и т. п. Сюда же относится чтение сдвоенного звука (мушаддад) без удвоения, как один звук, или растягивание произнесения звука дольше, чем следует.

Согласно ранним ученым, любая ошибка, приводящая к изменению смысла аята на такой, который может вывести из Ислама, – нарушает намаз.

Согласно поздним ученым, таким как Мухаммад ибн Мукатиль, Мухаммад ибн Салям, Исмаʼиль аз-Захид, Абу Бакр ибн Саʼид аль-Бальхи, аль-Хиндуани, ибн аль-Фадль и аль-Хальвани (да помилует их всех Аллах), если человек ошибается в иʼрабе или харакате, это не нарушает намаз. И это предпочитаемое мнение[3].

Если же человек намеренно читает так, что смысл искажается неприемлемым образом, то его намаз нарушается. А такое чтение может вывести его из Ислама (то есть это может быть куфр)[4].

2. Ошибки в буквах (хуруф).

Сюда относится:

  • Изменение буквы.
  • Добавление буквы.
  • Пропуск буквы.
  • Соединение букв.
  • Неправильный порядок букв[5].

Изменение буквы:

Изменение буквы не нарушает намаз, если это не приводит к бессмыслице. Например, если человек читает إنَّ الْمُسْلِمُونَ вместо إنَّ الْمُسْلِمِينَ, то его намаз не нарушается.  Точно так же, если кто-то прочитал انْفَرَجَتْ вместо انْفَجَرَتْ или إيَابٌ вместо أَوَّابٌ, то даже в этом случае его намаз остается действительным[6].

Если же буква, прочитанная по ошибке, близка по звучанию к букве, которая там должна быть, и между ними не очень большие различия, то такая ошибка не нарушает намаз. Например, если кто-то прочитал «син» (س) вместо «сод» (ص), или «за» (الظَّاء) вместо «дад» (الضَّادِ), или «то» (الطَّاءِ) in вместо «та» (التَّاء), то все эти ошибки не нарушат его намаз, если только в итоге смысл не меняется на неприемлемый.

Если же буква заменена на такую, которая на нее не похожа и которую легко отличить от первой, то это нарушает намаз. Например, если человек читает слово الطَّالِحَاتِ вместо الصَّالِحَاتِ, то намаз нарушается, поскольку смысл серьезно поменялся[7].

Добавление букв:

Если к слову прибавлена буква, то это не нарушает намаз, если не приводит к бессмыслице. Например, если человек читает وَانْهَى عن الْمُنْكَرِ вместо وَانْهَ عن الْمُنْكَرِ то это не нарушает намаз, так как в значении нет бессмыслицы и нет канонической неприемлемости[8].

Пропуск букв:

Если буква пропущена, но смысл не поменялся, то намаз будет действителен. Например, если человек прочитал وَلَقَدْ جَاءَهُمْ رُسُلُنَا بِالْبَيِّنَاتِ вместо وَلَقَدْ جَاءتهُمْ رُسُلُنَا بِالْبَيِّنَاتِ то намаз остается действительным.  Однако, если человек прочитал فما لهم يُؤْمِنُونَ вместо فما لهم لا يُؤْمِنُونَ , то, из-за радикального изменения смысла, намаз нарушается[9].

Соединение букв:

Соединение букв разных слов не нарушает намаз. Например, если «кяф» присоединен в чтении к «нун» в إيَّاكَ نَعْبُدُ , то есть человек читает  إيَّا كَنَعْبُد , то это не нарушает намаз[10]. 

Неправильный порядок букв:

Неправильный порядок букв, приводящий к изменению значения слова из Корана (и этого слова нет в Коране), согласно всем ученым, нарушает намаз. Например, если некто прочитал قوسرة  вместо قسورة или عفص вместо عصف , то намаз нарушается[11].

Подытожим: ошибка в буквах, изменяющая смысл на неприемлемый, нарушает намаз.

3. Ошибки в словах[12].

Если слово, прочитанное по ошибке, идентично правильному слову по контексту и встречается в Коране, то, согласно общему мнению ученых, намаз не нарушается. Пример: человек прочитал طعام الفاجر вместо طعام الأثيم [13].

Если слово, прочитанное по ошибке, совпадает по смыслу с правильным словом и встречается в Коране в другом месте, то намаз также не нарушается. Например, если человек прочитал вместо الْعَلِيمِ, или السميع  вместо البصير , или خبيرا вместо بصيرا, то во всех этих случаях намаз не нарушается[14].

Если слово, прочитанное по ошибке, совпадает по смыслу с правильным словом, но в Коране не встречается, то, согласно имаму Абу Ханифе и имаму Мухаммаду (да помилует Аллах их обоих), намаз все равно не нарушается. Согласно же имаму Абу Юсуфу, такой намаз становится недействительным. Здесь предпочитается мнение имама Абу Ханифы (да помилует его Аллах). Пример: человек читает تجحدان вместо  تُكَذّبَانِ или لا شك فيه вместо  لاَ رَيْبَ فِيهِ[15]. 

Если человек добавил слово к тексту Корана и добавленное слово встречается в Коране, но его добавление изменяет смысл, то это нарушает намаз. Например, если некто прочитал: وَاَلَّذِينَ آمَنُوا وَكَفَرُوا بِاَللَّهِ وَرُسُلِهِ أُولَئِكَ هُمْ الصِّدِّيقُونَ , куда добавил слова وَكَفَرُوا بِاَللَّهِ, то такая ошибка нарушит намаз, поскольку смысл поменялся.

Аналогично этому, если в аят добавили слово, которое не встречается в Коране, то это также нарушает намаз. Например, если человек прочитал إنَّمَا نُمْلِي لهم لِيَزْدَادُوا إثْمًا وَإِجْمَالًا  , добавив слово وَإِجْمَالًا , то его намаз нарушится.

Если добавленное слово не меняет смысла и встречается в Коране, то намаз не нарушается. Например, чтение إنَّ اللَّهَ كان بِعِبَادِهِ خَبِيرًا بَصِيرًا не нарушает намаз.

Если добавленное слово не меняет смысла, однако слово не встречается в Коране, то намаз опять же не нарушается. Например, если человек добавил слово  وَتُفَّاحٌ в следующий аят فَاكِهَةٌ وَنَخْلٌ وَتُفَّاحٌ وَرُمَّانٌ[16].

Повтор слова, который не меняет смысла, не нарушает намаз. Тем не менее, если повторение слов меняет смысл аята, то намаз не действителен. Например, чтение رَبِّرَبِّ الْعَالَمِينَ    или  مَالِكِ مَالِكِ يَوْمِ  нарушает намаз[17].

Перестановка слов нарушит намаз только в том случае, если смысл поменялся. Если человек прочитал زَفِير و لهم فيها ٌَشَهِيقٌ , то намаз не нарушится, так как смысл не поменялся. Однако если человек прочитал إنَّ الْأَبْرَارَ لَفِي جَحِيمٍ وَإِنَّ الْفُجَّارَ لَفِي نَعِيمٍ , то его намаз не действителен, так как из-за перестановки слов смысл поменялся на противоположный и полностью не соответствующий действительности[18].

4. Ошибки в предложениях.

Если человек прочитал аяты из разных мест Корана один за другим, делая между ними паузы, то это не нарушит намаз. Например, чтение следующих аятов друг за другом с остановкой между ними намаз не нарушает:

وَالْعَصْرِ……إِنَّ الْأَبْرَارَ لَفِي نَعِيمٍ ….. إِنَّ الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ…… أُولَئِكَ هُمْ شَرُّ الْبَرِيَّةِ

Несмотря на то что последний аят не сочетается с предыдущим, намаз все равно остается действительным, потому что между аятами была пауза[19].  

Если же человек читает аяты непоследовательно, не выдерживая между ними паузу, намаз нарушается, если два аята не сочетаются друг с другом. Например, если человек прочитал: إنَّ الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ فَلَهُمْ جَزَاءً الْحُسْنَى вместо كانت لهم جَنَّاتُ الْفِرْدَوْسِ نُزُلًا , это не нарушит намаз, так как смысл кардинально не поменялся. Однако же, если человек прочитал إنَّ الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ أُولَئِكَ هُمْ شَرُّ الْبَرِيَّةِ, его намаз нарушится[20].

5. Ошибки в паузах.

Если человек делает паузу там, где ее быть не должно, или начинает читать с того места, откуда не начинают чтение, то, пока смысл остается прежним, намаз действителен. Например, если человек читает إنَّ الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ , затем делает паузу и продолжает чтение: أُولَئِكَ هُمْ خَيْرُ الْبَرِيَّةِ, то намаз не нарушится, так как смысл не поменялся.

Если человек не выдерживает паузу там, где должен, например, после слов  أَصْحَابِ النَّارِ , и объединяет эти слова с الَّذِينَ يَحْمِلُونَ الْعَرْشَ , то, хотя намаз такое чтение не нарушает, это считается нежелательным.

Если же из-за паузы не в том месте смысл поменялся, намаз по-прежнему останется действительным. Например, если человек прочитал  شَهِدَ اللَّهُ أَنَّهُ لَا إلَهَ , затем сделал паузу и продолжил إلَّا هو, то намаз не нарушится, хотя смысл изменился[21].

Вывод:

Ошибки в огласовках не нарушают намаз, вне зависимости от того, насколько серьезна ошибка. Ошибка в букве, из-за которой смысл поменялся на неправильный, нарушает намаз. Ошибки в словах нарушают намаз, если смысл кардинально поменялся и слово не встречается в Коране. Аналогичным образом, добавление слова, вне зависимости от того, встречается оно в Коране или нет, нарушает намаз, если смысл поменялся на неприемлемый. Повтор и перестановка слов нарушают намаз, только если смысл стал неправильным. Чтение аятов непоследовательно и без пауз между ними нарушает намаз, если смысл двух аятов не сочетается друг с другом. Другие ошибки намаз не нарушают.

Тем не менее, если человек допустил ошибку, которая могла бы нарушить намаз, однако сразу же поправил себя, намаз не нарушается[22].

А Всевышний Аллах знает лучше.

Муфтий Фараз Адам аль-Махмуди

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ 

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.

КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ВОПРОСОМ «СУДЖУД САХУ», написанное на основе статьи шейха ибн Усаймина, да смилуется над ним Аллах. Но перед этим, считаю необходимым разъяснить некоторые термины:

Суджуд-саху – это два земных поклона, которые должен совершить молящийся при допущении ошибок. Эти ошибки делятся на три вида:

1-сомнение;
2-непреднамеренное оставление какого-либо ваджиба или рукна;
3- непреднамеренное добавление лишнего рукна или ваджиба.

Рукн- столпы, это такие же обязательные (действия, слова) в намазе, но считающиеся важнее ваджибов. И оставление которых не исправляются двумя земными поклонами. Столпов в намазе 14 (при этом есть и другие мнения, но мы привели предпочтительное мнение):

1. Кыйям — совершение обязательного намаза, стоя в тех местах, где надо стоять, для того, кто может это делать.
2. Такбир ихрам – произношение слов: «Аллаху Акбар» в начале намаза.
3. Чтение суры «аль-Фатиха».
4. Руку’ – поясной поклон.
5. Подъём с поясного поклона.
6. Выпрямиться полностью.
7. Суджуд – земной поклон.
8. Подъём с суджуда.
9. Сидение между двумя суджудами.
10. Спокойствие и размеренность при совершение любого действия.
11. Чтение последнего ташаххуда.
12. Последнее сидение, где читается ташаххуд, а затем таслим в обе стороны.
13. Два таслима – поворачивание головы направо и налево и произношение при этом: «Ассаляму алейкум уа рахматуллах» при каждом поворачивании.
14. Соблюдения порядка совершения этих столпов.

Ваджиб- это обязательные действия или же обязательные слова в намазе. Таких ваджибов в намазе восемь (при этом есть и другие мнения, но мы привели предпочтительное мнение):

1. Такбир – происношение слов: «Аллаху Акбар» при переходе с одного действия на другое, за исключением такбир ихрам.
2. Произношение слов: «Сами’а Аллаху лиман хамидах» для читающего намаз без коллектива.
3. Произношение слов: «Раббана лака аль-хамд».
4. Произношение слов: «Субхана рабби аль-Азыим» один раз в руку’е.
5. Произношение слов: «Субхана рабби аль-А’ля» один раз в суджуде.
6. Произношение слов: «Рабби гфир-ли» между двумя суджудами.
7. Первый ташаххуд.
8. Сидение для первого ташаххуда.

Также вы должны знать:

1. Если молящийся преднамеренно совершил таслим до окончания намаза, то его намаз считается не действительным.
2. Если молящийся в своём намазе преднамеренно совершил лишний кыйям (стояние), или ку’уд (сидение), или руку’(поясной поклон), или суджуд (земной поклон), то его намаз считается не действительным.
3. Если молящийся преднамеренно оставил (не совершил) один из столпов намаза за исключением такбир ихрам, то его намаз считается не действительным. Если же не совершил такбир ихрам, и здесь не имеет разницы не совершил преднамеренно или по забывчивости, в обоих случаях намаз считается не действительным, т.к. именно с этого действия начинается намаз, а он не совершил его.
4. Если молящийся преднамеренно оставил (не совершил) один из ваджибов намаза, то его намаз считается не действительным.
5. Если суджуд саху совершается после таслима, то необходимо после суджуда саху совершить таслим ещё раз.
6. Если молящийся преднамеренно оставил (не совершил) один из Суннатов, то суджуд-саху совершать не надо.

Если человек забывает что-то в своем чтении или совершает ошибку во время намаза, и если это в суре Фатиха, то он должен исправить свое чтение, потому что нет молитвы для того, кто не прочтет ее (т.е. аль-Фатиху). Если же он забывает или совершает ошибку в том, что изменяет ее смысл, то молитва не действительна, если он не исправит ошибку.

Если ошибка не в суре аль-Фатиха, тогда его молитва действительна, потому что чтение после суры Фатиха является сунной и это не обязательно.

Ученые постоянного комитета по Фетвам постановили:

Если человек забывает суру после Фатихи, то он не должен делать чего-то дополнительного, вне зависимости от того, руководит он молитвой или молится позади имама или молится в одиночку, и обязательная это молитва или дополнительная. Это согласно наиболее правильному мнению ученых из двух существующих». Фатава аль-Ладжна аль-Даима, 7/146.

Если человек совершает ошибку во время чтения суры или он забывает что-то из нее, то не предписано ему говорить истигфар (просить о прощении); ему следует исправить ошибку и вспомнить то, что он забыл, но если он не может этого, тогда он может перейти к следующему аяту, или он может оставить эту суру, перейти к чтению другой, или он может совершать поясной поклон (т.е. продолжить молитву). Если он сделает одно из этих, то нет ничего неправильного в этом.

Ученые Постоянного Комитета по Фетвам постановили:

«Если поклоняющийся путается во время чтения аята и не может вспомнить его, то нет причины, по которой он не прочел бы следующий аят, но предписано ему не читать в молитве ничего, кроме того, что он хорошо запомнил, чтобы не совершать больших ошибок». Фатава аль-Ладжна аль-Даима, 5/337.

Шейх ибн Бааз был спрошен: «Если имам читает в молитве то, что он может из Корана, затем он забывает конец аята, и никто из поклоняющихся за ним не знает его, и они не могут помочь ему, следует ли ему произнести такбир и совершить поясной поклон, или ему следует прочитать иную суру?»

Он ответил: «У него есть выбор: если он желает, то может завершить чтение и произнести такбир, или если желает, он может прочитать аят или аяты из иной суры, если только это не сура аль-Фатиха. Если же дело касается суры Фатиха, то необходимо прочитать ее полностью, потому что ее прочтение является столпом или необходимой частью молитвы». Маджму Фатава ибн Бааз, 12/129.

Шейх ибн Усеймин был спрошен: «Если я молюсь сам и совершаю ошибки в чтении аята, и я не могу завершить его, и я путаю его с другим аятом, то, что мне следует сделать во время молитвы?»

Он ответил: «Ты можешь сделать одно из двух: либо перейти к следующему аяту, либо можешь совершить поясной поклон, потому что имеется свобода выбора». Фатава Нур аля аль-Дарб, ибн Усеймин, 24/141.

И Аллаху известно лучше.

В каких случаях «саджда саху» нужно совершать до саляма, а в каких после?

Исходя из хадисов Пророка ﷺ, приводимых в достоверных сборниках, известны три причины для совершения «саджда саху» в молитве. 

Первая причина: упущение в молитве из обязательного. Например, первый ташаххуд в трех- или четырехрака’атной молитве. Доводом на это является хадис от ‘Имрана ибн Хусейна E, в котором он рассказывает следующую историю: «Пророк совершил ‘аср в три рака’ата, и зашел к себе домой. Когда ему об этом сказали он вернулся к людям и помолился еще один рака’ат, потом дал салам, потом совершил два суджуда, потом еще раз дал салам» [1]. 

Вторая причина: сомнение. Например, в количестве рака’атов. Доводом на это является хадис от Абу Са’ида аль-Худри E который рассказывал о том, что Пророк ﷺ сказал: «Если кто-то из вас засомневался в молитве и не знает, сколько рака’атов совершил три или четыре, — пусть оставит сомнение и основывается на том, в чем убежден. Затем пусть совершит «саджда саху» до того, как произнесет салам» [2]. 

Третья причина: когда сделано что-то больше, чем необходимо. Например, добавление в молитве, руку’, саджда, стояние или сидение в молитве. Доводом на это является хадис от ‘Абдаллаха ибн Бухейна, который сказал: «Посланник Аллаха ﷺ помолился два рака’ата, затем встал и не садился, и люди встали вместе с ним. Когда он закончил свою молитву, и мы ждали, когда он даст салам, он сказал: «Аллаху Акбар» и совершил два земных поклона до таслима, затем дал салам» [3]. 

Время выполнения «саджда саху» зависит от вышеупомянутых причин. Как сказал имам ас-Са’ади e: «Совершай саджда саху до саляма, кроме как если ты это делаешь по причине упущения». В первом случае, если ты что-то забыл в молитве из уаджиба, то должен совершить «саджда саху» после саляма. В двух последних случаях, как то сомнение или добавление лишнего, — «саджда саху» совершается до саляма. 

А Аллаху ведомо лучше.

[1] Сахих Муслима, хадис № 574, т. 2, с. 87. 

[2] Сахих Муслима, хадис № 571, т. 2, с. 84. 

[3] Сахих Аль-Бухари, хадис № 1230, т. 2, с. 68; Сахих Муслима, хадис № 570, т. 2, с. 83.

Положения, связанные с саджда саху — шейх Ибн ’Усаймин

Первый вопрос: Относительно «Саляма» до завершения намаза: 

Если совершающий намаз даст «салям» до завершения намаза по забывчивости.

Ситуация: Если вспомнил об этом по истечении продолжительного времени, то намаз возобновляется заново. Если же вспомнил об этом по истечении небольшого времени, как пять минут, то он завершает свой намаз, и затем дает «салям».

Место саджда: После «саляма» совершается два «саджда саху» затем еще раз дается «салям».

Второй вопрос: Относительно добавления в намазе: 

Если совершающий намаз добавил в намазе стояние или сидение, или руку’, или саджда.

Ситуация: Если человек вспомнил после того, как закончил совершать дополнение, то ему надо совершить «саджда саху», если же вспомнит во время выполнения добавления то обязан оставить добавление и вернуться.

Место саджда: После «саляма» совершается «саджда саху» затем еще раз дается «салям».

Третий вопрос: Относительно оставления «рукна» (столпа): 

Если оставил «рукн» намаза — кроме вступительного такбира — по забывчивости.

Ситуация: Если достиг его места в рака’ате следующим за ним, то рака’ат в котором оставил «рукн» отбрасывается и тот рака’ат который следовал за ним встает на его место. Если же не достиг места оставления «рукна» в рака’ате следующем за ним, то он должен вернуться к месту оставленного «рукна», выполнить его и то, что после него.

Место саджда: В обоих случаях обязан совершить «саджда саху» после саляма.

Четвертый вопрос: Относительно сомнения в намазе: 

Если человек сомневается в числе рака’тов, прочитал два или три, то будет одна из двух ситуаций:

Первая ситуация: Когда одно из положений является наиболее верным для него, тогда он совершает в соответствии с тем, что наиболее верно и, опираясь на это заканчивает намаз, затем дает «салям».

Вторая ситуация: Когда человек не может выбрать наиболее верное решение, тогда основывается на уверенности, а это наиболее меньшее количество, затем исходя из этого, заканчивает свой намаз.

Место саджда: В первом случае человек делает «саджда саху» после «саляма». Во втором случае делает «саджда саху» до «саляма».

Пятый вопрос: Относительно оставления первого «ташахуда»: 

Если оставил первый «ташахуд» по забывчивости, а остальные «ваджибы» (обязанности) в намазе в таком же положении как первый «ташахуд».

1. Если человек вспомнил лишь только после того, как выпрямился то продолжает намаз и не возвращается к «ташахуду».

2. Если вспомнил после того, как начал вставать, но до того, как выпрямится, то он возвращается, садится на «ташахуд» и заканчивает намаз.

3. Если вспомнил до того, как поднять бедра от ступней, то он садится, совершает «ташахуд» затем завершает намаз и не совершает «саджда саху», так как он не добавил и не убавил.

Место саджда: 1 — Совершает «саджда саху» до «саляма». 2 — Совершает «саджда саху» после «саляма».

Положения:

1. Если совершающий намаз даст «салям» до того, как завершится намаз преднамеренно, то его намаз становится недействительным.

2. Если совершающий намаз добавит в намазе стояние или сидение или руку’ или саджда преднамеренно, то его намаз становится недействительным.

3. Если человек оставит «рукн» (столп) намаза: Если это «вступительный такбир», то нет у него намаза, будь то преднамеренно или по небрежности, так как его намаз не состоялся. А если же оставленный «рукн» не «вступительный такбир», то преднамеренное его оставление делает намаз недействительным.

4. Если он оставит один из «уаджибов» (обязанностей) намаза преднамеренно, то его намаз становится недействительным.

5. Если «саджда саху» совершается после «саляма» то непременно надо еще раз после «саджда» дать «салям».

Пусть Аллах воздаст благом каждому, кто поспособствовал в распространении этого сокращения.

Перевел и подготовил Абу Идрис Динар 16 Рабии’у ль-Аахыр 1433 г.х. 9 марта 2012 г.

Как быть, если совершил какую-либо ошибку в молитве и не знаешь, сделать два дополнительных суджуда до таслима или после таслима ?

Нет проблем, если вам тяжело разделить когда надо до салама, а когда после делать эти суджуды, делайте в таком случае, как вам удобнее и всё, опираясь на слова шейха Ибн База. Он говорил, что в этом вопросе есть широта и ты можешь делать как пожелаешь, до салама или же после, потому что и так и так пришло от пророка (мир ему и благословение Аллаха). См. «Фатауа Ибн Баз» 11/267.

Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр в “аль-Истизкар” приведя разногласие имамов по этому вопросу, сказал: “Но все они говорят, что если молящийся сделает саджда после салама в тех случаях, когда по их мнению надо было делать до, то это не причинит ему вреда. Как и сказали, что если сделает саджда до салама в тех случаях, когда надо после, нет в этом проблем”.

А имам ан-Науауи вообще передал: “Сказал автор книги «аль-Хауи» (аль-Мауарди): «Нет разногласия среди факъихов, среди всех ученых, что суджуд саху дозволен до салама и после. Однако они разногласили в том, что является лучшим из этого»”. См. «аль-Маджму’» 4/52.

А если молящийся позади имама в коллективной молитве допустил ошибку, то, что надо делать ему в этом случае? Я читал на форуме давным-давно, что не надо делать в этом случае саджда саху, т.к., позади имама совершаешь и это как бы поглощает твою ошибку. Но там не было на это далиля и понимание ученых.

Все верно, кто допустил ошибку позади имама, если он начал с ним и закончил с его саламом, нет на нем суджуда саху. Имам Ибн аль-Мунзир сказал: «Единогласны ученые в том, что нет суджуда суху на том, кто допустил ошибку за имамом. И только Макхуль высказал мнение, что надо делать такому саджда». См. «аль-Иджма'» 8. То же самое передал и имам Ибн Къудама. См. «аль-Мугъни» 2/439.

И последнее что я хотел бы, ин шаа Аллах, спросить, существует еще другой вид салауата, который передается от ‘Аиши, который произносится вот так: «ас-Саляму ‘алян-набий уа рахмату-Ллахи уа баракатух..».

И в толковании шейха Базмуля к «Описанию молитвы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)», шейха Альбани говорится: «‘АбдуЛлах ибну Мас’уд говорил: «Мы говорили так, когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) был жив: «ас-саляму ‘алейка йа айухан-набий». Но после того, как умер Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) мы стали говорить: «ас-саляму ‘алян-набий»».

Я говорю (слова шейха Базмуля): «Известно, что ‘АбдуЛлах ибну ‘Аббас и ‘АбдуЛлах ибну Мас’уд изменили слова салауата. А ведь они те, кто передавали от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), что он учил их ташаххуду, как учил сурам из Курана!

Однако, те версии, в которых говорится о таком виде, как «ас-саляму ‘алейка айухан-набий», то это лишь указывает на дозволенность говорить так и так, то есть использовать два вида! Но лучше говорить после смерти Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «ас-саляму ‘алян-набий». Однако, если человек будет говорить «ас-саляму ‘алейка айухан-набий», мы скажем, что можно и так, т.к. пришёл и этот вид».

И еще, уместно также напомнить, что кроме ат-тахийята и салауата, есть еще одна вещь, которую некоторые ученые даже называли обязательным деянием, а имам Муслим передал, что ему рассказали как Тауус сказал своему сыну: «Совершил ли ты это ду’а в своей молитве?». Сын ответил: «Нет». Тогда Тауус ответил: «Иди и повтори свою молитву!».  Речь идет о вот этом хадисе: Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в конце молитвы, перед произнесением приветствия, прибегал к Аллаху за защитой от четырех вещей, говоря: «О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от мучений Ада и мучений могилы. От искушения жизни и смерти и от зла искушения Антихриста». аль-Бухари, Муслим, ан-Насаи, Абу ‘Ауана, Ибн аль-Джаруд и др. См. “Ируауль-гъалиль”, 350.

4 самые частые ошибки в намазе, которые мы не замечаем

4 главных ошибок в Исламе. (Источник фото: freepik.com)

И вот ты уже читаешь намаз; прошло несколько лет, как ты начал практиковать предписания Всевышнего; возможно, к тебе даже обращаются за советом те, кто только начал знакомиться с исламом.

Но, к сожалению, это не значит, что твой намаз всегда совершается идеально. Поэтому верующий человек должен постоянно анализировать свои действия, в том числе и акты поклонения, насколько правильно и искренне они выполнены.

В этой статье мы разберем общие ошибки, которые совершают мусульмане во время чтения намаза.

1. Некоторые мусульмане не задумываются о деталях, например, почему произносятся определенные фразы в определенный момент.

Каждое движение, каждая фраза, молитва, сура в намазе имеет свой смысл, поэтому очень важно, чтобы фразы не опережали и не отставали от движений.  Например, некоторые начинают произносить «Субханараббиль агъля» еще до того, как касаются пола, или выпрямляются в руку, не договорив «субханураббиль газыйм». Обычно это происходит по причине того, что человек спешит и не концентрируется на молитве.

Уроки намаза

2. Угол поясного поклона.

Cогласно правилу, во время совершения руку, руки должны касаться коленей, а спина должна быть прямой (параллельной полу). Это касается мужчин.

Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Наихудший вор — это тот, кто ворует из своего намаза». Сподвижники спросили: «Как можно воровать из своего намаза, о, Посланник Аллаха (мир ему и благословение)?» Он ответил: «Когда человек не совершает полноценно поясной и земной поклоны» (св. хадисов Ахмада и аль-Хакима).

3. Слишком много суетливых движений.

Вроде совершаешь намаз, а мыслями ты решаешь свои мирские проблемы, думаешь о предстоящих делах — знакомо? Во время чтения намаза верующий должен находиться в особом состоянии, каждое движение должно быть совершено осмысленно, а суры и молитвы прочитаны с пониманием. Только в полном покое можно прочувствовать истинный дух намаза, и все гаммы чувств, которые он вызывает.

Ценность и смысл последних 10 сур Священного Корана (АУДИО)

4. Произношение.

С этой проблемой в основном сталкиваются те, кто не знает или не понимает арабского языка, а также не освоил правила таджвида. Чтобы исправить произношение, можно пройти специальные курсы при мечетях, использовать обучающие приложения и т.д. Каким бы сложным нам не казался арабский, мы должны стремиться сделать свой намаз совершенным.

6 советов для тех, кто хочет сделать свой намаз совершенным

Islam-Today

Смотрите также:

  • Что такое «сутра» и зачем ее ставят перед намазом?
  • Джума мубарак: значение пятничного намаза для мусульман
  • 5 советов для тех, кто собирается в умру
  • Встречаем благословенный месяц рождения пророка Мухаммада ﷺ

Читайте также:

  • 15 основных обязанностей имама мечети

    1. Создать условия, при которых дом Аллаха функционировал бы в полном объеме (сохранность мечети как внешне, так и внутренне в надлежащей чистоте и порядке, обеспечение здания электричеством и теплом, порядок в комнате для омовения).
    2…

  • «Научить детей намазу — одна из основных обязанностей родителей»

    Детям примерно с семи лет необходимо начинать совершать намаз. Ведь Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
    مروا اولادكم بالصلاة و هم ابناء سبع سنين
    «Приказывайте детям совершать намаз, когда они достигнут семи лет»…

  • Современные азербайджанские имена

    Современные азербайджанские имена имеют арабские, тюркские, персидские и албанские корни. Самыми популярными из арабских были имена, связанные с именами членов семьи и ближайших сподвижников Пророка. В Азербайджане согласно традиции родителям новорожденного желают: «Пусть ребенок соответствует имени». Поэтому детей старались назвать в честь успешных и известных людей: мыслителей или религиозных деятелей.

  • Смешанный брак – хорошо или плохо?

    Смешанный брак – хорошо или плохо? Кем вырастет ребенок, если его родители разных национальностей? Будет ли он знать оба языка или выберет один? О плюсах и минусах браков между представителями разных культурных систем говорили на очередном заседании мусульманского дискуссионного клуба в стенах Духовного управления мусульман РТ. В качестве эксперта выступил муфтий Татарстана, председатель ДУМ РТ Камиль хазрат Самигуллин.

  • Солист One Direction отказался от музыкальной карьеры?

    Именно такой вопрос возник у тысяч пользователей Twitter, когда они увидели это фото.

  • На какой вопрос Пророк (мир ему) ответил «не знаю»?

    В Коране сказано: «Мой Господь запретил совершать мерзкие поступки, как явные, так и скрытые, совершать грехи, бесчинствовать без всякого права, приобщать к Аллаху сотоварищей, в пользу чего Он не ниспослал никакого доказательства, и наговаривать на Аллаха то, чего вы не знаете» (7:33).

  • 8 покушений на жизнь Посланника Аллаха (мир ему)

    В этой статье приведены 8 случаев покушения на жизнь Благословенного Пророка Мухаммада (мир ему).

  • 6 аятов Корана, напоминающие нам о сути мирской жизни

    Аллах в Коране дал ясное объяснение тому, что такое мирская жизнь и какое внимание ей следует уделять. Сегодня мы хотим напомнить вам эти аяты.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки приведшие к великим открытиям
  • Ошибки при утеплении лоджии пеноплексом
  • Ошибки при экспертизе псд
  • Ошибки при ходьбе на каблуках
  • Ошибки при чтении на немецком