Ошибки при аудите заработной платы

Аудит оплаты труда как и зачем проводится

Как проходит аудит расчетов с персоналом по оплате труда

Аудит – это независимая проверка и получение результатов оценки касательно деятельности предприятия. Аудит расчетов с сотрудниками по оплате работы – это трудоемкий процесс, предполагающий работу сразу с множеством типов операций. Однако такая процедура проводится в обязательном порядке в любой крупной организации.

Вопрос: Какие аналитические процедуры применяются для формирования аудиторской выборки в ходе проверки расчетов с персоналом по оплате труда?
Посмотреть ответ

Цели и задачи проверки

Главная цель аудита – определение соответствия используемой предприятием методики бухучета касательно оплаты труда законам страны. Производится сверка фактического положения дел в компании с нормативными бумагами, постановлениями, актами, внутренней документацией.

Рассмотрим задачи проверки:

  • Контроль над исполнением закона касательно начисления зарплат, удержаний платы, а также отражений всех операций в бухучете.
  • Установление достоверности проведенных операций по оплате труда и их фиксации в бухучете.
  • Сравнение сведений из аналитического и синтетического учета.
  • Установление законности оформления сотрудников на предприятии.

Аудиторский анализ основывается на таких документах, как:

  • Штатное расписание.
  • Бумаги, на основании которых распределяются прибыли.
  • Приказы.
  • Личные карточки сотрудников.
  • Трудовые договоры.
  • Табели по организации времени.
  • Документы, подтверждающие временную нетрудоспособность.
  • Расчетные и платежные ведомости.
  • Лицевые счета.
  • Бухгалтерский баланс.
  • Регистры для учета.

При проведении проверки могут использоваться все документы, связанные с трудовыми взаимоотношениями. Потребуется комплексный аналог бумаг. К примеру, сложно осуществить полноценный аудит на основании одних лишь трудовых договоров. Нужны бумаги, которые указывают на фактическую оплату труда.

Методика проведения

При осуществлении проверки проводится инспектирование бумаг:

  • Проверка законности учета рабочего дня.
  • Установление законности составления платежной документации.
  • Установление правомерности учета депонированной зарплаты.

Аудитором производится также проверка сумм выданных зарплат путем расчетов. В частности, осуществляются следующие мероприятия:

  • Установление обоснованности начислений. Все зарплаты должны быть выплачены в полном объеме. Сотрудникам производятся начисления за сверхурочную работу, труд в ночное время, выходные дни.
  • Проверяется полнота отчислений по дополнительным зарплатам: выплаты по листу о временной нетрудоспособности.
  • Проверяется полнота расчета общего дохода.

В рамки процедуры включена проверка обоснованности льгот по налогам. Проверяется законность налоговых вычетов, обоснованность использования ставок по налогам. Также аудитор устанавливает законность удержаний, произведенных по исполнительному листу. Одна из самых трудоемких задач – проверка соответствия показателей бухучета и регистров.

Нарушения, которые часто выявляются при аудите

В процессе проверок довольно часто выявляются нарушения. Это реалии функционирования российских компаний. Предприниматели говорят о том, что при работе практически невозможно обойтись без нарушений. Рассмотрим их перечень:

  • Сотрудники работают на предприятии неофициально. То есть отсутствуют трудовые договоры.
  • Нет коллективных договоров с сотрудниками.
  • Нет заявлений сотрудников о выдаче льгот по НДФЛ.
  • Предприятие необоснованно списывает средства с баланса на выплату налогов на обучение сотрудников. То есть вычеты были сделаны, однако требуемые учебные мероприятия не произведены.
  • Работодатель начисляет надбавки к зарплате сотрудников без оснований. То есть проведенные доплаты и премии не подтверждены внутренними документами предприятия и трудовыми договорами.
  • В ПФР и подобные органы не делаются выплаты, которые предприятие обязано делать: премия, оплата питания, различная финансовая помощь.
  • Предприятие игнорирует необходимость оформления отпускных, выдачу компенсаций работникам, которые осуществляют свою деятельность на основании договоров гражданско-правового типа.
  • Компания многократно заключает договор с одним работником на выполнение одной и той же услуги.

Во многих организациях сотрудники не оформлены официально. Такое нарушение объясняется тем, что работодатель не желает оплачивать налоги и прочие выплаты. Также распространенность проблемы вызвана небольшими компаниями при выявлении. Это грубое нарушение Трудового кодекса.

Основные этапы аудита расчетов с сотрудниками

Процедуру проверки предприятия можно подразделить на следующие этапы:

  1. Ознакомительный. Сначала аудитор осуществляет проверку правомерности оформления работников. У каждого из сотрудников должен быть трудовой договор или договор гражданско-правового типа. Аудитору нужно проверить правильность оформления документов. В них должны быть указаны все необходимые данные. Условия сотрудничества с предприятием не должны противоречить ТК.
  2. Основной. На данном этапе осуществляется соответствие сведений синтетического и аналитического учета. При этом проводится проверка сальдо, сопоставляются фактически выданные зарплаты и дебетовые обороты. Затем рассматривается законность начисления плат по кредитовому счету 70. Аудитор должен учесть порядок начисления зарплат: стандартный или сдельный. Сотрудников на предприятии обычно много, а потому проверить законность деятельности в отношении каждого работника невозможно. Выполняется выборочная проверка в отношении каждого из сотрудников. На этой стадии проводится обоснованность начисления доплат, премий. Аудитор должен проверить, что имеющийся долг перед сотрудниками отражен в строке 622 баланса. Важно подтвердить законность заполнения корреспонденции в бухучете.
  3. Заключительный. По завершении проверки составляется аудиторский отчет. Он должен быть подтвержден рабочей документацией, которая также составляется аудитором.

ВАЖНО! При осуществлении проверок нужно учесть особенности фиксирования выплат. Деньги считаются выплаченными работнику только после того, как они фактически получены им. Средства не считаются выплаченными в случае, если произошла отправка расчетных бумаг в банковское учреждение.

ВНИМАНИЕ! Нарушением считаются счетные ошибки, допущенные бухгалтером. К примеру, специалист ошибочно дважды начислил зарплату. Все ошибки можно исправить сразу после нарушения. Если они не были исправлены самим бухгалтером, то это будет считаться нарушением.

Особенности аудита расчетов по оплате труда на предприятиях России

Спесивцева, А. Л. Особенности аудита расчетов по оплате труда на предприятиях России / А. Л. Спесивцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 996-998. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19470/ (дата обращения: 05.01.2023).

Цель аудита расчетов с персоналом по оплате труда заключается в проверке соблюдения действующего законодательства о труде, правильности начисления заработной платы и удержаний из нее, документального оформления и отражения в учете всех видов расчетов между предприятием и его работниками.

При этом решается комплекс задач:

— подтверждение бухгалтерского учета расчетов по оплате труда и системы внутреннего контроля;

— достоверность производимых начислений и выплат работникам по всем основаниям и отражения их в учете;

— законность и полнота удержаний из заработной платы и из других выплат сотрудникам в пользу предприятия, бюджета, Пенсионного фонда РФ, других юридических и физических лиц;

— проверка организации аналитического учета расчетов с персоналом по оплате труда и взаимосвязи аналитического и синтетического учета;

— проверка соблюдения организацией налогового законодательства по операциям, связанным с расчетами по оплате труда.

Аудиторская организация при выполнении вышеуказанных работ должна руководствоваться Федеральным стандартом аудита № 3 «Планирование аудита».

План аудита включает в себя:

— аудит оформления первичных документов;

— аудит системы начислений заработной платы;

— аудит обоснованности льгот и удержаний из заработной платы;

— аудит тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета;

— аудит расчетов по начислению платежей во внебюджетные фонды.

Источники аудиторских доказательств:

1) Договоры с персоналом: гражданско-правовые (подряд, возмездное оказание услуг), трудовые, коллективные, отраслевые договоры; договоры о материальной ответственности; договоры личного страхования, на выдачу ссуд, продажу товаров в кредит; распоряжения; контракты. Положение о формах премирования.

2) Первичная документация по учету кадров: № Т-1 «Приказ (распоряжение) о приеме работника на работу»;№ Т-2 «Личная карточка работника»; № Т-3 «Штатное расписание»; № Т-5 «Приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу»; № Т-6 «Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику»; № Т-7 «График отпусков»; № Т-8 «Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)»; № Т-9 «Приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку»; № Т-10 «Командировочное удостоверение»; № Т-10а «Служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении»; № Т-11 «Приказ (распоряжение) о поощрении работника»; № Т-12 «Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда»; № Т-13 «Табель учета рабочего времени»; № Т-60 «Записка-расчет о предоставлении отпуска работнику»; № Т-61 «Записка-расчет при прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)»; № Т-73 «Акт о приеме работ, выполненных по срочному трудовому договору, заключенному на время выполнения определенной работы».

3) Регистры синтетического и аналитического учета, которые включают карточки и сводные ведомости по заработной плате (№ Т-49 «Расчетно-платежная ведомость»; № Т-51 «Расчетная ведомость»; № Т-53 «Платежная ведомость»; № Т-53а «Журнал регистрации платежных ведомостей»; № Т-54 «Лицевой счет»), журналы-ордера, обороты по счетам, оборотно-сальдовые ведомости по счетам 68, субсчет «Расчеты по налогу на доходы физических лиц», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;

4) Бухгалтерская финансовая отчётность, декларации по страховым взносам в ФСС, ПФ РФ, ФФОМС.

5) Пересчёт заработной платы за неотработанное время, больничных, резерва на оплату отпусков.

6) Опрос сотрудников организации (бухгалтеров, сотрудников отдела кадров)

7) Анализ среднего уровня заработной платы, норм выработки, производительности труда, содержания договоров.

Методы и приемы аудиторской проверки:

— проверка арифметических расчетов клиента (пересчет);

— проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций;

— устный опрос персонала, руководства экономического субъекта и независимой (третьей) стороны;

— проверка первичных документов.

Проверка арифметических расчетов клиента (пересчет) используется для подтверждения достоверности арифметических подсчетов сумм по оплате труда персонала и точности отражения их в бухгалтерских записях.

Проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций позволяет аудиторской организации осуществлять контроль за учетными работами, выполняемыми бухгалтерией, и корреспонденцией счетов по оплате труда.

Подтверждение используется для получения информации о реальности остатков на счетах расчетов по оплате труда бюджетом и внебюджетными фондами.

Устный опрос используется в ходе получения ответов на вопросник аудитора при предварительной оценке состояния учета расчетов с персоналом по оплате труда, а также в процессе их проверки, при уточнении у специалистов отдельных совершенных хозяйственных операций, вызывающих сомнение.

Проверка документов позволяет аудитору убедиться в реальности определенного документа. Рекомендуется выбрать определенные записи в бухгалтерском учете и проследить отражение операций в учете вплоть до того первичного документа, который должен подтверждать реальность и целесообразность выполнения этой операции.

Прослеживание используется при изучении кредитовых оборотов по аналитическим счетам, ведомостям, отчетам, синтетическим счетам, отраженным в Главной книге, при этом необходимо обращать внимание на нетиповые корреспонденции счетов.

Проверку расчетов с персоналом необходимо разбить на несколько этапов.

На данном этапе изучается численность категорий персонала, а также система оплаты труда.

Далее проводится оценка системы внутреннего контроля. Для этого необходимо составить лист тестирования системы внутреннего контроля.

Цель дальнейшего планирования — организовать эффективную и экономически оправданную проверку данного участка учета в организации. На этапе планирования необходимо определить цели аудита, сроки его проведения; разработать программу аудита.

Для этого необходимо также рассчитать аудиторский риск и уровень существенности.

Программа аудиторской проверки

1. Анализ учредительных документов, учетной политики предприятия.

2. Проверка тождественности данных бухгалтерского учета и отчетности.

Проводится проверка тождественности данных бухгалтерского учёта и отчётности на начало и конец рассматриваемого периода. Проверяются 70, 69 и 68.1 счета. Отдельно проводятся сверки 69 и 68.1 счетов с данными сверок с налоговыми органами.

Осуществляется инспектирование и пересчет числовых данных в первичных документах по операциям, попавшим в выборку.

3. Проверка наличия оснований для начисления заработной платы и правильности документального оформления расчетов с персоналом.

При проведении аудита необходимо установить выполняются ли требования нормативных актов при начислении повременной оплаты труда.

При повременной системе оплаты труда работникам оплачивается то время, которое они фактически отработали.

По документам, попавшим в выборку, проверяется полнота отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций.

4. Проверка правильности начисления и расчета отпускных.

При проверке оплаты за время отпуска обращается внимание на дату начала отпуска по приказу и табелю, правильность определения расчетного периода и соответствие сумм заработной платы по месяцам расчетного периода в расчете отпускных и лицевом счете.

5. Проверка правильности начисления и расчета заработной платы за период нахождения в командировке.

6. Проверка правильности расчетов с работниками при увольнении.

7. Проверка операций по гражданско-правовым и авторским договорам.

8. Проверка правильности удержаний из заработной платы (кроме НДФЛ).

9. Проверка правильности выплаты заработной платы и ее депонирования.

10. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ).

Аудит НДФЛ проводился, чтобы проверить правильность начисления и своевременность уплаты налога.

11. Страховые взносы во внебюджетные фонды

Аудиторская проверка расчетов с персоналом по оплате труда неразрывно связана с проверкой правильности определения налоговой базы и полноты начисления и перечисления организациями страховых вносов. Проверка правильности формирования налогооблагаемой база по начислению страховых взносов производится в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 24 июля 2009г. № 212-ФЗ [1].

Ошибки и рекомендации по результатам аудита расчетов по оплате труда

Заключительный этап аудита расчётов с персоналом по оплате труда содержит анализ ошибок, выявленных в ходе проверки, а также рекомендации по устранению данных ошибок.

1. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (в редакции от 31.12.2014 г.).

Основные термины (генерируются автоматически): заработная плата, оплата труда, бухгалтерский учет, внутренний контроль, персонал, арифметический расчет клиента, аудиторская организация, аудиторская проверка, Проверка правильности начисления, расчетный период.

Похожие статьи

Оптимизация внутреннего контроля бухгалтерского учёта по.

Тест проверки состояния системы внутреннего контроля ибухгалтерского учёта расчётов сперсоналом по оплате труда.

2. Учет и контроль выработки и начисления заработной платы рабочим-сдельщикам. 1. Применяются ли на предприятии утвержденные отделом.

Аудит оплаты труда предприятия ООО «Восток» | Молодой ученый

Ключевые слова: аудит,оплата труда, план аудиторской проверки. Аудит расчетов по оплате труда играет важную роль в системе как внутреннего, так и внешнего аудита. Это связано с тем, что учет труда и его оплаты трудоёмкий, требует внимания и.

Совершенствование методики аудита расчетов с персоналом по.

оплата труда, заработная плата, предприятие, DAR, персонал, совершенствование методики аудита расчетов, система учета, аудиторский риск, аудиторская проверка, бухгалтерский учет.

Организация системы внутреннего контроля расходов на.

проверку правильности оформления и отражения в учете расчетов с персоналом по оплате труда; контроль расходов по социальному страхованию и обеспечению; анализ эффективности расходов на персонал.

Особенности проведения аудита на предприятии | Молодой ученый

оплата труда, аудиторская проверка, аудиторский риск, бухгалтерский учет, уровень существенности, предприятие ООО, риск необнаружения, программа аудита, единый уровень существенности, бухгалтерская отчетность.

Расчеты по оплате труда — современные аспекты учета.

Особенность аудиторской проверки, которая проводится в последнее время, ставится следующий факт: заказчик, оплачивая услугу

Оптимизация внутреннего контроля бухгалтерского учёта по оплате труда на примере строительной организации ООО «Комрикс».

Особенности учета расчетов с персоналом по оплате труда

Учет расчетов по оплате труда включает в себя следующие задачи: своевременная выплата заработной платы и удержаний из нее, расчет среднего заработка для начислений отпускных, пособий по временной нетрудоспособности, командировочных расходов.

Некоторые аспекты социального аудита | Статья в журнале.

Следующим этапом аудиторской проверки является аудит правильности начисления заработной платы (проверка правильности применения сдельной, повременной и иных систем оплаты труда), тарифных ставок.

Методика проведения аудита хозяйственных операций по учету.

1. Проводится тестирование систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета. 2. Производится расчет аудиторского риска и уровня существенности. 3. Составляется стратегия и план аудита.

Оптимизация внутреннего контроля бухгалтерского учёта по.

Тест проверки состояния системы внутреннего контроля ибухгалтерского учёта расчётов сперсоналом по оплате труда.

2. Учет и контроль выработки и начисления заработной платы рабочим-сдельщикам. 1. Применяются ли на предприятии утвержденные отделом.

Аудит оплаты труда предприятия ООО «Восток» | Молодой ученый

Ключевые слова: аудит,оплата труда, план аудиторской проверки. Аудит расчетов по оплате труда играет важную роль в системе как внутреннего, так и внешнего аудита. Это связано с тем, что учет труда и его оплаты трудоёмкий, требует внимания и.

Совершенствование методики аудита расчетов с персоналом по.

оплата труда, заработная плата, предприятие, DAR, персонал, совершенствование методики аудита расчетов, система учета, аудиторский риск, аудиторская проверка, бухгалтерский учет.

Организация системы внутреннего контроля расходов на.

проверку правильности оформления и отражения в учете расчетов с персоналом по оплате труда; контроль расходов по социальному страхованию и обеспечению; анализ эффективности расходов на персонал.

Особенности проведения аудита на предприятии | Молодой ученый

оплата труда, аудиторская проверка, аудиторский риск, бухгалтерский учет, уровень существенности, предприятие ООО, риск необнаружения, программа аудита, единый уровень существенности, бухгалтерская отчетность.

Расчеты по оплате труда — современные аспекты учета.

Особенность аудиторской проверки, которая проводится в последнее время, ставится следующий факт: заказчик, оплачивая услугу

Оптимизация внутреннего контроля бухгалтерского учёта по оплате труда на примере строительной организации ООО «Комрикс».

Особенности учета расчетов с персоналом по оплате труда

Учет расчетов по оплате труда включает в себя следующие задачи: своевременная выплата заработной платы и удержаний из нее, расчет среднего заработка для начислений отпускных, пособий по временной нетрудоспособности, командировочных расходов.

Некоторые аспекты социального аудита | Статья в журнале.

Следующим этапом аудиторской проверки является аудит правильности начисления заработной платы (проверка правильности применения сдельной, повременной и иных систем оплаты труда), тарифных ставок.

Методика проведения аудита хозяйственных операций по учету.

1. Проводится тестирование систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета. 2. Производится расчет аудиторского риска и уровня существенности. 3. Составляется стратегия и план аудита.

Особенности аудита расчетов по оплате труда

Батирова, С. А. Особенности аудита расчетов по оплате труда / С. А. Батирова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 47 (233). — С. 221-222. — URL: https://moluch.ru/archive/233/53999/ (дата обращения: 05.01.2023).

Расчеты с персоналом по оплате труда занимают особое место в работе аудиторов. Современная экономика основана на знаниях, а квалифицированный персонал в период функционирования экономики знаний является одним из основных факторов успешной конкурентоспособности компании. По мнению Кузнецовой Л. Н. «знания чаще неразрывно связаны с людьми, человеческими ресурсами, учет которых базируется на теориях интеллектуального и человеческого капитала» [1, с. 77]. В настоящее время теории интеллектуального и человеческого капитала недостаточно проработаны, отмечается особенно низкая их проработанность в части бухгалтерского учета, что связано с его особенностями, в частности обязанностью применения принципа осторожности (консерватизма).

Принцип осторожности предполагает большую готовность отражать убытки, чем прибыль и неразрывно связан с неопределенностью и рисками. Персонал организации трудно контролировать. Как отмечает Кузнецова Л. Н., «по мере совершенствования методов оценки интеллектуального капитала, которым обладают работники, связанные с организациями трудовыми отношениями возможно формирование информации на счетах бухгалтерского учета [1, с. 84]. В настоящее время аудиторы подтверждают расходы компании, связанные с приобретением трудовых ресурсов компании, выплатой вознаграждений, повышением квалификации и некоторыми иными.

Основная часть расходов приходится на выплату вознаграждений. В России официального определения, закрепленного нормативными актами, что относится к вознаграждениям работников, нет. Логично при анализе данного вопроса опираться на определение, содержащееся в Международных стандартах финансовой отчетности, в соответствии с которым «вознаграждения работникам — это все формы возмещения, которые организация предоставляет работникам в обмен на оказанные ими услуги или расторжение трудового соглашения [2, п. 8]. В Российской Федерации существуют нормы, регламентирующие расходы по оплате труда, но в большей мере они относятся к нормам налогового законодательства. Специального стандарта, регламентирующего в Российской Федерации вопросы учета выплат вознаграждений работникам нет.

Вместе с тем, по общему правилу, при недостаточности нормативного регулирования в отечественном законодательстве допускается применение норм, закрепленных Международными стандартами финансовой отчетности. В этом случае обязательным является закрепление применяемых норм в учетной политике организации. Таким образом, выделим первую особенность аудита расчетов по оплате труда. Правила применения норм бухгалтерского учета расчетов с персоналом во многом зависят от применяемой юрисдикции правовых норм: отечественных или международных. В случае использования международных правил, они должны быть зафиксированы в учетной политике организации. Виды вознаграждений работникам, соответствующие Международным стандартам представлены в таблице.

Виды вознаграждений работникам по МСФО

Вознаграждение

Комментарий

Должны быть выплачены не позже 12 мес. после окончания периода, в котором персонал компании предоставлял услуги или выполнял работы: взносы на соцобеспечение, ежегодный оплачиваемый отпуск, оплачиваемый отпуск по болезни за счет компании; вознаграждения в неденежной форме (текущее медицинское обслуживание, транспортные расходы по проезду, обеспечение материальными благами углем, дровами и др.);

По окончании трудовой деятельности

Пенсии за счет пенсионных планов с фиксированными выплатами, страхование жизни, медицинское обслуживание по окончании трудовой деятельности.

Выплачиваются по истечении 12 месяцев после окончания периода, в котором персонал компании предоставлял услуги или выполнял работы, например оплачиваемый отпуск для работников, имеющих длительный стаж работы или творческий отпуск; юбилейные или прочие вознаграждения за выслугу лет; долгосрочные пособия по нетрудоспособности участие в прибыли и премии, подлежащие выплате через 12 мес. или более по окончании периода, в котором персонал предоставил соответствующие услуги и др.

Анализ содержания видов вознаграждений работникам демонстрирует значительные отличия отечественных правил и зарубежных. Основное отличие состоит в отсутствии в российских нормах бухгалтерского учета деления выплат работникам на: долгосрочные и краткосрочные, что полностью лишает пользователей информации о будущих обязательствах компании в отношении вознаграждений за труд, что может отрицательно сказаться на планах инвесторов. Обязательства организации, которые будут выплачиваться за труд, регулируются отчасти трудовым законодательством, которое очень объемное и, по мнению большинства экспертов, не рыночное.

Таким образом, можно сформулировать вторую особенность аудита расчетов по оплате труда. Отечественное законодательство в части гарантий работникам является одним из самых насыщенных в мире, что в части является альтернативой нормативному регулированию в области бухгалтерского учета. При аудите расчетов по оплате труда в российских организациях следует значительное внимание уделять локальным нормативным актам по трудовым взаимоотношениям (положения по оплате труда, правила внутреннего трудового распорядка и др.), коллективному договору. Большинство норм по ведению налогового учета влияют не только на налоговые показатели, но и на бухгалтерскую отчетность.

Следующая особенность аудита расчетов по оплате труда связана с тем обстоятельством, что отечественные организации практически не применяют правила о дисконтировании обязательств, которые должны быть исполнены по истечении двенадцати месяцев с моменты, когда месяцев после окончания периода, в котором персонал компании предоставлял услуги или выполнял работы.

Сформулированные особенности обязательств, вытекающие из расчетов с персоналом, влияют на показатели бухгалтерской финансовой (отчетности) организации. Аудиторы должны оценить влияние искажений на отчетность организаций с учетом их существенности.

  1. Совершенствование бухгалтерского учета с применением инструментария бенчмаркинга: монограф. / Рост. го. эконом. ун-т (РИНХ). — Ростов н/Д, 2012. — 176 с.
  2. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 19 «Вознаграждения работникам»/ [электронный ресурс]. Официальный сайт Министерства финансов РФ. https://www.minfin.ru/common/upload/library/no_date/2012/IAS_19.pdf

Основные термины (генерируются автоматически): оплата труда, окончание периода, бухгалтерский учет, особенность аудита расчетов, персонал компании, работник, нормативное регулирование, отечественное законодательство, Российская Федерация, трудовая деятельность.

Аудит оплаты труда: как и зачем проводится

Аудит оплаты труда — это проверка правильности начислений и выплат работникам, их соответствия нормативным требованиям. Он бывает обязательным и добровольным; внешним или внутренним. Разбираем в статье, как организовать аудит расчетов с персоналом по оплате труда, и в чем его польза для работодателя.

Зачем нужен аудит оплаты труда

Расчеты с персоналом проверяют разные ведомства: страховые фонды, налоговая инспекция, Роструд, прокуратура. При выявлении ошибок работодателя могут привлечь к административной и уголовной ответственности.

Штраф для юрлица за неполную выплату заработной платы составляет от 30 000 до 50 000 рублей — ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ. Также налоговая начислит недоимки по НДФЛ, взносам со штрафом в 40%.

Избежать подобных рисков помогает добровольный аудит заработной платы. Расходы на него меньше, чем возможные штрафные санкции.

В некоторых случаях аудит учета заработной платы является обязательной процедурой. Он проводится в рамках проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности за год. Обязательный аудит нужен, например, страховым и финансовым компаниям, организациям с участием государства в уставном капитале. Подробнее смотрите в справке от Минфина.

Скачать Перечень случаев обязательного аудита от Минфина РФ можно по ссылке

Кто может проводить аудит расчетов с персоналом

Проверка включает оценку:

  • исполнения нормативных требований по расчету и выплате заработной платы;
  • правильности отражения в регистрах бухучета операций по оплате труда;
  • обоснованности удержания из заработной платы работников;
  • данных бухгалтерского учета по расчетам с персоналом;
  • наличия и правильности заполнения первичных учетных документов.

Для таких действий работодатель может привлечь внешнего аудитора — независимую экспертную организацию, или службу внутреннего аудита.

Один из принципов аудита — независимость эксперта. Сторонняя компания не должна быть аффилирована с заказчиком. Группу внутренних экспертов по аудиту рекомендуется подчинять напрямую директору или Совету директоров.

Самоаудит могут проводить совместно кадровые работники и бухгалтеры. Главное, чтобы они не проверяли непосредственно выполнение своей трудовой функции, иначе не соблюдается принцип независимости эксперта.

Важно! Ежегодный обязательный аудит финансовой отчетности проводится только внешними аудиторскими организациями.

Зачем нужен аудит оплаты труда

Аудитор проводит оценку положений локальных нормативных актов работодателя, организационно-распорядительных документов, первичной документации. Для проверки правильности расчетов с персоналом подготовьте:

  • положение об оплате труда или иной документ, где прописаны правила начисления и выплаты вознаграждений работникам;
  • штатное расписание;
  • должностные инструкции и положения о структурных подразделениях;
  • приказы по личному составу;
  • результаты специальной оценки условий труда (СОУТ);
  • трудовые договоры;
  • табели учета рабочего времени;
  • листки временной нетрудоспособности;
  • графики отпусков;
  • расчетные и платежные ведомости;
  • бухгалтерский баланс с приложениями;
  • учетные регистры.

Конкретный перечень документов для проверки оплаты труда устанавливается в программе аудита. Для оценки расчетов с персоналом требуется комплексный анализ правил начисления, начислений и фактических выплат, поэтому список может быть шире. А какие-то документы аудитор требует уже в ходе проверки, если у него возникают вопросы.

Из каких этапов состоит аудит

Проверка проводится в соответствии с программой, которая включает график работы экспертов. Основные этапы аудита расчетов с персоналом:

1. Подготовительный. На этом этапе определяется программа аудита, список экспертов. Если привлекается сторонняя организация, то заключается договор.

2. Ознакомительный. Аудитор изучает положения локальных нормативных актов, в том числе должностных инструкций. Он смотрит трудовые договоры, штатное расписание, наличие результатов СОУТ на каждое рабочее место.

3. Основной. На этом этапе оценивается правильность расчетов с каждым сотрудником. Аудитор проводит выборочную проверку, поскольку сплошная занимает слишком много времени. Однако если при ней будут выявлены какие-то несоответствия, то эксперт может провести углубленный аудит по какому-то направлению. Это нужно, чтобы понять, является ли ошибка разовой или носит системный характер.

Результаты наблюдений оформляются чек-листами, протоколами или другими бланками, принятыми у аудитора. К ним прикладываются копии документов, которые изучал эксперт, — свидетельства аудита.

4. Заключительный. На этом этапе оформляется аудиторский отчет.

Эксперт может заранее передать проверяемым лицам протоколы регистрации несоответствий, чтобы получить объяснения причин выявленных нарушений. Все объяснительные также прикладываются к отчету.

Как использовать результаты аудита оплаты труда

Эксперты могут выявить нарушения у работодателя в части расчетов с персоналом, например:

  • месячная зарплата за полностью отработанное время или выполненную норму составляет меньше МРОТ;
  • нарушаются сроки выплаты отпускных;
  • не оплачиваются в повышенном размере переработки, работа в выходные и праздничные дни;
  • не подтверждены основания начисления премий и доплат отдельным сотрудникам.

Аудитор не может привлекать сотрудников к ответственности или выписывать штрафы работодателю. Он готовит отчет для органов управления компании, уполномоченных принимать решения.

Работодатель должен помнить, что основная цель аудита оплаты труда состоит не в наказании виновных. Проверка проводится для выявления ошибок и принятия мер по устранению их причин. Поэтому по итогам аудита работодателю рекомендуют составить план корректирующих мероприятий.

От нарушений законодательства не застрахована ни одна компания, но грамотные специалисты ошибаются реже. Предлагаем пройти программу повышения квалификации «Система оплаты труда работников: управление правовыми рисками и достижение задач работодателя» .

Оцените статью:

[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]

Аудит – это независимая проверка и получение результатов оценки касательно деятельности предприятия. Аудит расчетов с сотрудниками по оплате работы – это трудоемкий процесс, предполагающий работу сразу с множеством типов операций. Однако такая процедура проводится в обязательном порядке в любой крупной организации.

Вопрос: Какие аналитические процедуры применяются для формирования аудиторской выборки в ходе проверки расчетов с персоналом по оплате труда?
Посмотреть ответ

Цели и задачи проверки

Главная цель аудита – определение соответствия используемой предприятием методики бухучета касательно оплаты труда законам страны. Производится сверка фактического положения дел в компании с нормативными бумагами, постановлениями, актами, внутренней документацией.

Как проводится инвентаризация расчетов с персоналом по оплате труда?

Рассмотрим задачи проверки:

  • Контроль над исполнением закона касательно начисления зарплат, удержаний платы, а также отражений всех операций в бухучете.
  • Установление достоверности проведенных операций по оплате труда и их фиксации в бухучете.
  • Сравнение сведений из аналитического и синтетического учета.
  • Установление законности оформления сотрудников на предприятии.

Какие учитываются аспекты планирования аудиторской проверки расчетов с персоналом по оплате труда?

Аудиторский анализ основывается на таких документах, как:

  • Штатное расписание.
  • Бумаги, на основании которых распределяются прибыли.
  • Приказы.
  • Личные карточки сотрудников.
  • Трудовые договоры.
  • Табели по организации времени.
  • Документы, подтверждающие временную нетрудоспособность.
  • Расчетные и платежные ведомости.
  • Лицевые счета.
  • Бухгалтерский баланс.
  • Регистры для учета.

При проведении проверки могут использоваться все документы, связанные с трудовыми взаимоотношениями. Потребуется комплексный аналог бумаг. К примеру, сложно осуществить полноценный аудит на основании одних лишь трудовых договоров. Нужны бумаги, которые указывают на фактическую оплату труда.

Методика проведения

При осуществлении проверки проводится инспектирование бумаг:

  • Проверка законности учета рабочего дня.
  • Установление законности составления платежной документации.
  • Установление правомерности учета депонированной зарплаты.

Аудитором производится также проверка сумм выданных зарплат путем расчетов. В частности, осуществляются следующие мероприятия:

  • Установление обоснованности начислений. Все зарплаты должны быть выплачены в полном объеме. Сотрудникам производятся начисления за сверхурочную работу, труд в ночное время, выходные дни.
  • Проверяется полнота отчислений по дополнительным зарплатам: выплаты по листу о временной нетрудоспособности.
  • Проверяется полнота расчета общего дохода.

В рамки процедуры включена проверка обоснованности льгот по налогам. Проверяется законность налоговых вычетов, обоснованность использования ставок по налогам. Также аудитор устанавливает законность удержаний, произведенных по исполнительному листу. Одна из самых трудоемких задач – проверка соответствия показателей бухучета и регистров.

Нарушения, которые часто выявляются при аудите

В процессе проверок довольно часто выявляются нарушения. Это реалии функционирования российских компаний. Предприниматели говорят о том, что при работе практически невозможно обойтись без нарушений. Рассмотрим их перечень:

  • Сотрудники работают на предприятии неофициально. То есть отсутствуют трудовые договоры.
  • Нет коллективных договоров с сотрудниками.
  • Нет заявлений сотрудников о выдаче льгот по НДФЛ.
  • Предприятие необоснованно списывает средства с баланса на выплату налогов на обучение сотрудников. То есть вычеты были сделаны, однако требуемые учебные мероприятия не произведены.
  • Работодатель начисляет надбавки к зарплате сотрудников без оснований. То есть проведенные доплаты и премии не подтверждены внутренними документами предприятия и трудовыми договорами.
  • В ПФР и подобные органы не делаются выплаты, которые предприятие обязано делать: премия, оплата питания, различная финансовая помощь.
  • Предприятие игнорирует необходимость оформления отпускных, выдачу компенсаций работникам, которые осуществляют свою деятельность на основании договоров гражданско-правового типа.
  • Компания многократно заключает договор с одним работником на выполнение одной и той же услуги.

Во многих организациях сотрудники не оформлены официально. Такое нарушение объясняется тем, что работодатель не желает оплачивать налоги и прочие выплаты. Также распространенность проблемы вызвана небольшими компаниями при выявлении. Это грубое нарушение Трудового кодекса.

Основные этапы аудита расчетов с сотрудниками

Процедуру проверки предприятия можно подразделить на следующие этапы:

  1. Ознакомительный. Сначала аудитор осуществляет проверку правомерности оформления работников. У каждого из сотрудников должен быть трудовой договор или договор гражданско-правового типа. Аудитору нужно проверить правильность оформления документов. В них должны быть указаны все необходимые данные. Условия сотрудничества с предприятием не должны противоречить ТК.
  2. Основной. На данном этапе осуществляется соответствие сведений синтетического и аналитического учета. При этом проводится проверка сальдо, сопоставляются фактически выданные зарплаты и дебетовые обороты. Затем рассматривается законность начисления плат по кредитовому счету 70. Аудитор должен учесть порядок начисления зарплат: стандартный или сдельный. Сотрудников на предприятии обычно много, а потому проверить законность деятельности в отношении каждого работника невозможно. Выполняется выборочная проверка в отношении каждого из сотрудников. На этой стадии проводится обоснованность начисления доплат, премий. Аудитор должен проверить, что имеющийся долг перед сотрудниками отражен в строке 622 баланса. Важно подтвердить законность заполнения корреспонденции в бухучете.
  3. Заключительный. По завершении проверки составляется аудиторский отчет. Он должен быть подтвержден рабочей документацией, которая также составляется аудитором.

ВАЖНО! При осуществлении проверок нужно учесть особенности фиксирования выплат. Деньги считаются выплаченными работнику только после того, как они фактически получены им. Средства не считаются выплаченными в случае, если произошла отправка расчетных бумаг в банковское учреждение.

ВНИМАНИЕ! Нарушением считаются счетные ошибки, допущенные бухгалтером. К примеру, специалист ошибочно дважды начислил зарплату. Все ошибки можно исправить сразу после нарушения. Если они не были исправлены самим бухгалтером, то это будет считаться нарушением.

Выводы

  • Итоги аудиторской проверки многое дают предприятию.
  • Наличие сведений о нарушениях позволяет своевременно их исправить, наладить законное функционирование компании.
  • Однако не всегда аудит дает нужные результаты. К сожалению, полностью законная работа предприятия в России – это не так просто. Пару ошибок можно обнаружить в любой компании. Однако они не должны быть крупными и систематическими.
  • Если сама основа предприятия не является законной, вряд ли оно сможет работать долгие годы.
  • Сознательные нарушения влекут за собой штрафы, порчу деловой репутации.
  • На данный момент не все компании имеют полное представление обо всех нюансах законной деятельности. Работники также не осведомлены о своих правах.

Собственник бизнеса заинтересован в аудите расчетов с персоналом по оплате труда не только потому, что, благодаря заключению экспертов, станет ясно, соответствует ли деятельность компании законодательству РФ. Объективная независимая оценка операций по оплате труда покажет, насколько эффективно формируются затраты предприятия и отвечают ли финансовые результаты его деятельности ожиданиям первых лиц организации.

Цель аудита заработной платы

Заработная плата является одним из основных видов расходов организации. Ошибки при ее расчете, например, излишнее доначисление, могут повлечь недовольство со стороны налоговиков. Ведь в этом случае получается, что были завышены расходы по налогу на прибыль, и, следовательно, организация не доплатила в бюджет НДФЛ и налог на прибыль.

Чтобы не вынуждать сотрудников ФНС приехать и самостоятельно убедиться в достоверности расчетов и отчетности, во всех смыслах выгодней опередить их и самим инициировать анализ оплаты труда и тем самым предотвратить все ошибки и последующие за ними убытки. Однако смысл аудита учета заработной платы заключается не только в этом.

Инспекторам небезразличны реальные факты экономической жизни организации. И собственникам бизнеса – тоже. В этом их интересы сходятся. В процессе организации действенной стратегии управления трудовыми ресурсами руководство сталкивается со спорными ситуациями.

Неоднозначное положение дел зачастую является причиной или следствием нарушения трудового и гражданского законодательства, а также отсутствия эффективной системы оплаты труда. Рекомендации специалистов в ходе аудита бухгалтерского учета оплаты труда касаются снижения рисков предпринимательской деятельности в целом и формирования экономически обоснованного порядка начисления зарплаты в частности.

Помимо всего прочего аудит зарплаты предполагает:

  • исследование и оценку влияния всех компонентов системы оплаты труда на мотивацию персонала;
  • проверку обоснованности и рациональности использования различных форм и способов оценки труда сотрудников;
  • поиск дополнительных ресурсов повышения производительности труда для достижения стратегических целей компании.

Но главная цель аудита выплаты заработной платы – это:

  • фундаментальная работа с документацией, отражающей операции в бухгалтерском учете по начислению и выплате зарплаты;
  • проверка соблюдения законодательства (трудового, гражданского, налогового);
  • установление степени точности применяемых в организации методик учета и налогообложения операций по начислению и выплате заработной платы;
  • выявление уже допущенных ошибок и оценка их влияния на достоверность отчетности, а, следовательно, и реакцию ФНС.

План аудита

Организация аудита оплаты труда начинается с составления программы и плана контрольных мероприятий. Традиционно аудиторская проверка состоит из трех этапов:

  • подготовка необходимых документов;
  • непосредственно сам аудит;
  • обобщение изученной информации и создание аудиторского заключения.

Заработная плата по своей социально-экономической сути выходит за рамки процессов, происходящих внутри компании между руководством, персоналом и собственниками. Зарплата определяет положение работника за пределами организации, поэтому порядок ее начисления и выплаты так тщательно регулируется на законодательном уровне.

Согласно Гражданскому кодексу, заработная плата рассматривается как вознаграждение за труд, исходя из квалификации работника, сложности, количества и качества выполняемых им работ. Поэтому проверка заработной платы подразумевает работу не только с бухгалтерскими и налоговыми регистрами, но и с кадровыми документами. Аудиторское заключение должно содержать оценку взаимосвязи финансовой и нефинансовой документации.

Значение кадрового документооборота

Конкретные данные, которые понадобятся для оценки трудовых отношений в компании и соблюдения законодательства, зависят от специфики бизнеса и кадрового учета предприятия. Но, как правило, основными документами при проверке начисления заработной платы являются:

  • Локальные нормативные акты. Именно с них начинается работа аудитора – ведь изначально необходимо выяснить, существуют ли вообще в компании системные документы, прямо или косвенно регулирующие принципы оплаты труда.
  • Штатное расписание. От содержания этого документа напрямую зависит кадровый потенциал организации, а значит, и фонд оплаты труда. Очень важно, чтобы нормативный акт, регламентирующий порядок и основания для начисления основных и стимулирующих выплат, совпадал по основным стратегическим пунктам со штатным расписанием.
  • Трудовые договоры, которые могут содержать индивидуальные особенности начисления зарплаты и премий работникам.
  • Табель учета рабочего времени и внутренний трудовой распорядок. И то, и другое необходимо, чтобы оценить, насколько соответствуют доходы каждого сотрудника его реальному вкладу в результаты экономической и производственной деятельности компании.
  • Положение о премировании. Без него нельзя полноценно провести аудит системы начислений. Начисление премии регламентируется пунктом 15 постановления Правительства РФ от 24.12.2007 № 922. И от соблюдения указанных в нем условий будет зависеть, например, включат ли премиальные в средний заработок сотрудника или нет.

Применяемый в компании порядок премирования определяет, насколько пропорционально вознаграждение за труд отдельного работника его производственным успехам. Опираясь на эту информацию, инспекторы в свою очередь будут судить, не пытается ли организация уйти от налогов, необоснованно увеличив расходы на оплату труда.

Изучив, кто и как работает в компании и по каким принципам получает зарплату, аудитор может приступить к работе с первичными документами и сводными регистрами, применяемыми в компании.

Проверке выплаты заработной платы и формированию отчетных показателей предшествует анализ порядка начисления заработной платы и удержаний. Анализ фонда оплаты труда предусматривает и проверку бухгалтерских проводок при начислении и выплате дивидендов.

Конкретные способы обработки информации зависят от применяемой методики аудита.

Методика аудита

Особенности аудита заработной платы зависят от учетной политики организации.

Из того, о чем говорилось выше, ясно, что многое в подходе аудитора зависит от рабочих взаимоотношений внутри коллектива. Тем не менее, ответы на следующие вопросы помогут сделать выводы относительно оплаты труда практически в любой компании:

  • выявлены ли суммы невыплаченной заработной платы;
  • есть ли расхождения между данными расчетной (расчетно-платежной) ведомости и регистров бухгалтерского учета;
  • можно ли из сведений аналитического учета получить необходимую информацию по каждому дебитору и кредитору, а также узнать суммы, удержанные из зарплаты работников;
  • содержит ли аналитический учет по счетам 70, 73 данные по каждому сотруднику;
  • были ли установлены причины переплат и недоплат работникам (если такие случаи имеют место быть).

Анализируя информацию во время проверки, как правило, используют международный стандарт аудита 500 «Аудиторские доказательства». Словом, аудитор должен оценить, является предоставляемая организацией информация надежной и достаточно ли ее для формирования подробного заключения.

Эксперты 1С-WiseAdvice не просто проведут аудит расчета зарплаты, но и параллельно укажут и помогут исправить пробелы в работе штатных кадровиков и бухгалтеров. В ходе проверки наши специалисты проверят:

  • расходы на заработную плату персонала за конкретный период и насколько грамотно оформляется документально и отражается в учете каждый вид начислений;
  • точность расчета налогооблагаемой базы;
  • своевременность выплаты зарплаты, налогов и отпускных;
  • насколько соблюдаются все нюансы расчета среднего заработка для отпусков, больничных, командировок;
  • «зарплатную» отчетность: по НДФЛ и страховым взносам.

По итогам аудита мы составим детальный отчет, в котором опишем каждый обнаруженный недочет или ошибку, а также какие последствия они могут повлечь для бизнеса. Наши специалисты пересчитают заработную плату сотрудников, находившихся в отпуске или на больничном, и вы сможете оперативно исправить все пробелы.

С нами вы можете быть уверены в том, что все выплаты сотрудникам, а также «зарплатные» налоги и взносы рассчитаны правильно.

Хотите читать советы налоговых экспертов и главных бухгалтеров?

Подпишитесь на обновления блога

6 mistakesНекоторые компании в обязательном или инициативном порядке проводят ежегодный аудит (независимую проверку бухгалтерского учета и финансовой отчетности). Рассмотрим, какие ошибки выявляют аудиторы в расчётах при оплате труда и чем они грозят.

Итак, для начала определим, что проверяют аудиторы:

•           бухгалтерский баланс (форма № 1);

•           отчет о прибылях и убытках (форма № 2);

•           главную книгу или оборотно-сальдовую ведомость;

•           приказ об учетной политике организации;

•           регистры бухгалтерского учета по счетам учета;

•           внутренние документы (приказы по кадрам, табели учета рабочего времени, расчетно-платежные ведомости и др.).

Аудиторы обязательно проверяют распоряжения, договоры (трудовые, гражданско-правовые, личного страхования, на выдачу ссуд, кредитные и т. д.).

По итогам аудита составляют отчет, в котором обобщают результаты проверки расчетов по оплате труда, с подотчетными лицами, с внебюджетными фондами, а также по налогам и сборам. Рассмотрим ошибки компаний, наиболее часто выявляемые аудиторами.

1. Не соблюдается порядок ведения графика отпусков

Чаще всего компании забывают отразить фактически предоставленные отпуска, сведения о переносе отпусков и даже о некоторых сотрудниках, хотя согласно табелям учета рабочего времени они работают в компании с начала года. Также нередко сотрудников не знакомят под роспись с графиком отпусков (абз. 10 ч. 2 ст. 22 ТК РФ).

За эти нарушения компании грозит штраф в размере от 30 до 50 тыс. руб. или приостановление деятельности на срок до 90 дней, а ee должностным лицам — штраф от 1 до 5 тыс. руб. (ст. 5.27 КоАП РФ).

2. Неверно рассчитывается средний заработок

При расчете компенсации за неиспользованный отпуск, выплачиваемой при увольнении сотрудника, бухгалтеры зачастую неправильно определяют базу для исчисления среднего заработка. Эти ошибки могут привести к штрафам за нарушение законодательства о труде (размеры установлены ст. 5.27 КоАП РФ) и за неуплаченную сумму страховых взносов (до 40% неуплаченной суммы согласно статье 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). За каждый день просрочки уплаты взносов с организации будут взысканы и пени (ст. 122 НК РФ).

3. Отсутствует резерв на оплату отпусков

С 2011 года вступило в силу ПБУ 8/2010, утвержденное приказом Минфина России от 13.12.2010 № 167н. Согласно этому документу компании обяаны отражать в бухгалтерском учете и отчетности оценочные и условные обязательства и условные активы. Под критерий оценочных подпадают обязательства по оплате ежегодных очередных (накапливаемых) отпусков и по выплате годового вознаграждения (бонуса). Алгоритм расчета резерва по отпускам в ПБУ 8/2010 не расписан, поэтому компания сама разрабатывает его и отражает в бухгалтерской отчетности.

За неотражение на счетах и в отчетности резерва по отпускам предусмотрены штрафы: от 10 до 30 тыс. руб. для организаций (ст. 120 НК РФ) и от 2 до 3 тыс. руб. для должностных лиц (ст. 15.11 КоАП РФ).

4. Первичные документы оформлены с ошибками

Аудиторы, как правило, отмечают следующие нарушения:

•           отсутствуют приказы о предоставлении отпусков, направлении в командировку, поощрении и т. д.;

•           приказы оформлены неправильно или несвоевременно;

•           в приказах нет обязательных реквизитов, например подписи сотрудника, свидетельствующей о его ознакомлении с приказом.

Если трудовая инспекция обнаружит такие факты, реальность ухода сотрудника в отпуск, пребывания его в командировке, получения им премии и т. д. она может поставить под сомнение. А компанию могут оштрафовать на сумму от 30 до 50 тыс. руб. либо приостановить ее работу на 90 дней. Ее должностным лицам грозит штраф от 1 до 5 тыс. руб. Но если ранее их уже наказывали за такое же нарушение, возможна дисквалификация на срок от года до трех лет (ст. 5.27 КоАП РФ).

5. В табеле учета рабочего времени допущены ошибки

Аудиторы констатируют, что в табелях дни командировки сотрудников, приходящиеся на выходные дни и праздники, часто ошибочно отмечют буквенным кодом В, а не К (или 06) или РВ (или 03). В то же время работодатель должен работу в такой день оформить надлежащим образом, оплатить в повышенном размере и начислить на выплаты страховые взносы и НДФЛ (ст. 113 ТК РФ, подп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ и ст. 7 Закона № 212-ФЗ). Но если работнику предоставлен другой день отдыха, то оплачивать его не надо, а работа в выходной оплачивается в одинарном размере (ч. 3 ст. 153 ТК РФ). При этом Положение, утвержденное постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749, не регламентирует, как обозначать в табеле учета рабочего времени командировку в выходной или праздничный день. А вот ответственность четко прописана: аналогично предыдущему нарушению.

6. Не соблюдается порядок ведения кассовых операций

Нередко компания выплачивает зарплату, отпускные, больничные, командировочные сотрудникам из наличной выручки. Аудиторы фиксируют нарушения:

•           в записках-расчетах не указаны номер и дата платежной ведомости или расходно-кассового ордера, по которым произведена выплата денежных сумм;

•           выплаты производятся с задержкой в несколько дней;

•           в платежных ведомостях нет подписи сотрудников, подтверждающие получение зарплаты, и сведения о депонировании;

•           недостача денег в кассе.

Компания и должностные лица за несоблюдение порядка ведения кассовых операций могут быть оштрафованы (размеры штрафов установлены ст. 5.27 КоАП РФ). Сотруднику придется выплатить и проценты за задержку выплаты в размере 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки (ст. 236 ТК РФ). Более того, отсутствие подписей в ведомостях и неотражение факта депонирования зарплаты расценивается как недостача. А это грозит материально ответственным лицам уголовной ответственностью.

Компания UCMS Group Russia предлагает услуги по проверке расчета заработной платы и отчетности. Мы входим в тройку лучших провайдеров расчета зп и кадрового делопроизводства в России по данным рейтингового агентства «Эксперт РА».

Вовремя и грамотно проведенная проверка расчетов по оплате труда поможет избежать несоответствия отчетности постоянно меняющемуся законодательству, предупредит возможное недовольство сотрудников, предотвратит такие неприятные моменты, как трудовые споры.

Добавить в «Нужное»

Аудит расчетов с персоналом по оплате труда

Целью проведения аудита являются оценка применяемой бухгалтерией данного предприятия методики в области оплаты труда и выявление ее соответствия действующему законодательству. Для осуществления проверки правильности организации расчетов в бухгалтерской службе с сотрудниками предприятия по начислению и выплатам денежных сумм по оплате труда проводится аудит расчетов с персоналом по оплате труда.

Задачи проверки

В ходе проведения аудита на данном участке работы бухгалтерской службы осуществляется проверка:

  • правильности отражения в регистрах бухгалтерского учета операций по учету расчетов по заработной плате;
  • соответствия выполненных операций действующему законодательству;
  • соответствия данных аналитического и синтетического учета по счетам учета расчетов по оплате труда с персоналом;
  • правильности и достоверности расчетов по начислению заработной платы и удержанию из нее;
  • правильности отражения данных в бухгалтерской отчетности по данным бухгалтерского учета.

Какие документы проверяются

В ходе осуществления данного вида аудита проверке подвергаются документы, подтверждающие расчеты по начислению и выдаче заработной платы, удержания из начисленной заработной платы. Это такие документы, как положения о премировании и стимулировании, договоры (трудовые и гражданско-правового характера), штатное расписание. Подвергаются проверке приказы, личные карточки работников, наряды, листки временной нетрудоспособности, ведомости выдачи заработной платы. Проверяются бухгалтерский баланс предприятия, главная книга, учетные регистры, приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.

Какие учетные регистры подвергаются проверке

В ходе осуществления аудита проверяются учетные регистры по следующим счетам:

  • правильность удержания налогов из начисленной заработной платы – проверяется счет 68 «Расчеты по налогам и сборам»;
  • правильность начисления страховых взносов во внебюджетные фонды – проверяются учетные регистры счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» с изучением всех субсчетов;
  • правильность начисления и выдачи заработной платы персоналу – проверяются учетные регистры счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;
  • правильность расчетов по прочим операциям – учетные регистры 73 счета «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;
  • правильность расчетов по алиментам – учетные регистры 76 счета «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Методика проверки

Методика осуществления проверки представлена в таблице 1.

Таблица 1. Методика проверки

Этап проверки Сущность этапа
1 этап. Проверка первичной документации На данном этапе проверяется правильность оформления бухгалтерской документации по учету рабочего времени, документов платежных и расчетных, неполученной в срок заработной платы, т. е. депонированной.
2 этап. Проверка правильности расчетов сумм по оплате труда Производится арифметическая проверка бухгалтерских документов по учету расчетов с персоналом по оплате труда.
3 этап. Проверка обоснованности расчетов по оплате труда Проверяется, обосновано ли было начисление сотрудникам предприятия выплат по оплате труда. Производится проверка обоснованности расчета совокупного дохода сотрудников, предоставления налоговых вычетов, применения ставок налога на доходы физических лиц, начисления выплат в связи с особыми условиями труда (работа в ночные часы, сверхурочные, праздничные и выходные дни).
4 этап. Проверка обоснованности и правильности расчетов по НДФЛ Производится проверка обоснованности расчета совокупного дохода сотрудников, предоставления налоговых вычетов, применения ставок данного налога, правильности предоставления налоговых льгот.
5 этап. Проверка правильности и обоснованности расчетов по исполнительным листам Производится проверка правильности и обоснованности расчетов по исполнительным листам.
6 этап. Проверка соответствия показателей бухгалтерских счетов данным бухгалтерской отчетности Производится проверка соответствия показателей счетов бухгалтерского учета информации, отражаемой в бухгалтерской отчетности.

В ходе проведения проверки могут быть обнаружены недочеты, нарушения. Среди основных:

  • отсутствие договоров (коллективных и трудовых);
  • нет заявлений сотрудников о предоставлении им льгот по НДФЛ;
  • имеют место неправомерные включения для целей налогообложения в себестоимость продукции некоторых расходов;
  • выплаты сотрудникам, которые не указаны в трудовых договорах, положениях;
  • в базу для расчета страховых взносов не включаются выплаты за счет собственных средств предприятия.

По итогам проведения проверки сотрудники аудиторской фирмы разрабатывают рекомендации. Разработка рекомендаций направлена на избежание ошибок, которые были выявлены в ходе оценки работы предприятия в области расчетов по оплате труда.

Рекомендации касаются не только методов, которые используют в своей работе сотрудники бухгалтерии по учету труда и его оплаты, но и всей кадровой документации предприятия.

Форум для бухгалтера:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки при анализе крови на сифилис
  • Ошибки правоохранительных органов
  • Ошибки при аффинаже золота у новичков
  • Ошибки православной церкви
  • Ошибки при аудите уставного капитала