Начинающие фотографы обычно располагают основные объекты в центре кадра. По мере того, как они больше узнают о фотографии и композиции, они начинают следовать правилу третей. А что будет, если сознательно нарушить правило третей?
Правило третей в фотографии
Фото: Хоссейн Заре
Правило третей делит кадр на три равные части как по горизонтали, так и по вертикали, создавая прямоугольную сетку. Правило третей гласит, что нашему глазу приятнее, когда объект располагается в точках пересечения двух из четырех линий этой сетки. Желательно, чтобы больше пространства оставалось с той стороны, в которую смотрит главный объект кадра.
Фото: Угур Туфан Эмексиз
Линию горизонта, согласно правилу третей, также стоит располагать по одной из горизонтальных линий этой сетки. Если акцент нужно сделать на небе, ему отводится две трети кадра, а земле – треть кадра снизу. Если же основной объект снимка расположен на земле, то земля занимает две трети кадра, а треть сверху отводится небу.
Но правило третей не догма. Есть случаи, когда даже лучше нарушить правило третей, чтобы получить более выразительный кадр.
1. Подчеркнутая симметрия
Иногда вы можете столкнуться с объектом, который имеет симметричную форму. Это могут быть архитектурные элементы здания, человеческое лицо или что-либо иное с повторяющимися деталями. В этом случае центрирование объекта позволяет зрителю расслабиться, потому что порядок на фотографии успокаивает зрителя, уравновешивает изображение.
Это несимметричное изображение, созданное по правилу третей, не так привлекательно, как изображение ниже.
Фото: Дон Ваянд
На этом изображении возникает чувство порядка из-за равного количества столбов справа и слева от фонтана, создающего симметрию.
2. Рамка как композиционный прием
Размещение объекта по центру рамки может сыграть вам на руку, даже если сам объект, скажем, пейзаж, расположен по правилу третей. Например, когда более чем одна фокусная точка приходится на более чем одну линию внутри сетки, как показано на изображении ниже.
Фото: Дон Ваянд
Колонны попадают на вертикальные линии сетки, сам пейзаж соответствует правилу третей, и при этом все изображение центрируется благодаря рамке из колонн.
3. Акцент на основной объект в центре кадра
Когда передний и задний план перегружены, расположите объект в центре кадра. Это прикует внимание зрителя к главному объекту изображения. Например, на фото ниже много разных текстур, но стул, расположенный в центре, приковывает внимание зрителя, не давая потеряться.
Фото: Дон Ваянд
Сфокусируйте внимание зрителя путем центрирования главного объекта в кадре.
4. Направление взгляда вглубь кадра
Задача фотографа – увести взгляд зрителя вглубь изображения, а не за его пределы. Дорожки, реки, мосты, уходящие вдаль, внутрь кадра, – прекрасный прием управления взглядом зрителя.
Фото: Дон Ваянд
Арка и люстры сосредоточены в центре кадра, создавая ритм и заставляя зрителя устремить взгляд вглубь кадра.
5. Подчеркивание размера и пространства
Центрирование предмета может демонстрировать его размер, особенно в окружении людей, зданий или других объектов, которые служат в качестве сравнения. Например, на изображении ниже.
Фото: Дон Ваянд
Центрирование объекта может иногда подчеркивать масштабы объекта.
Фото: Дон Ваянд
Центрирование объекта также может дать ощущение пространства. Хорошим примером является наличие воды или городского пейзажа на переднем плане изображения и ясного неба в верхней части изображения. Центрирование Эйфелевой башни на этом изображении помогает передать ощущение пространства.
6. Формат квадратного изображения
Отличный способ оправдать центрирование изображения — инстаграм-формат изображения. Квадрат имеет равные стороны, поэтому размещение объекта прямо по центру работает хорошо, так как в большинстве случаев это равное расстояние от объекта до всех краев снимка.
Фото: Карас Ионуц
На примере главный объект (корабль) расположен по центру квадрата, однако в кадре тем не менее применено правило третей: луна и птичка на мачте являются смысловым центром изображения и приковывают взгляд зрителя. Кстати, в фото применено много правил композиции, в том числе диагонали: вектор мачты направлен с левого нижнего угла в правый верхний угол, что для человека европейской культуры, привыкшего читать справа налево, ассоциируется с подъемом, ростом, развитием.
7. Съемка с малой глубиной резкости
Когда вы открываете диафрагму и снимаете с небольшой глубиной резкости, фокусируясь на главном объекте, задний и передний план размывается, создавая ощущение трехмерного пространства, добавляя объем и глубину вашему изображению. В этом случае центрирование вашего объекта работает, потому что ничего не отвлекает внимания зрителя от главного объекта в кадре.
Фото: Дон Ваянд
Съемка с малой глубиной резкости не обязывает применять правило третей в расположении главного объекта в кадре, однако поза самого объекта может быть расположена по правилу третей.
Резюме
Некоторые правила должны быть нарушены. Правило третей – это не единственный способ создать хорошую композицию в кадре. Пока вы понимаете, зачем вы нарушаете правила, ваши фотографии могут быть столь же привлекательными, как и сам объект съемки, где бы он ни был расположен.
Поделиться в социальных сетях
12793
Я видел фотографов, которые допускают много ошибок в композиции. Это не критика – все мы время от времени ошибаемся. Но понимание и исправление ошибок является ключевой частью усовершенствования навыков в композиции. Здесь описаны наиболее распространенные ошибки, которые я встречал.
Ошибка №1: изучить правило третей и ничего другого
Правило третей – это базовая теория композиции, которую обязательно нужно понимать. Но некоторые фотографы допускают ошибку, никогда не пытаясь выучить что-то новое.
Например, взгляните на фото ниже. Дерево расположено на пересечении линий, созданных делением кадра на трети согласно правилу третей.
Но является ли правило третей единственным принципом построения композиции на этой фотографии? Нет, не является. Давайте посмотрим на другие факторы.
- Вокруг дерева есть негативное пространство. Это создает место для воздуха и ощущение пространства.
- Дерево является главной точкой фокусировки и ни с чем не конкурирует.
- Холмы на заднем плане выглядят бледно из-за погодных условий (во время съемки шел дождь), придавая сцене глубину.
- Я использовал длинную экспозицию (125 секунд), чтобы размыть воду и листву на дереве, добавляя ощущение движения или течения времени.
- Я преобразовал фото в черно-белое для создания драматического эффекта.
Как видите, с точки зрения композиции на фотографии происходит гораздо больше, чем просто размещение дерева согласно правилу третей. Как только вы поймете, как работают эти идеи, вы сможете использовать их в других фотографиях и одновременно усовершенствовать свои навыки в композиции.
Ошибка №2: не включать в кадр интересный передний план
Это распространенная ошибка в пейзажной фотографии и некоторых документальных фотографиях. Это происходит потому, что фотографы в этих жанрах часто используют широкоугольные объективы, которые обычно включают множество деталей композиции.
Идея интересного переднего плана может быть трудной концепцией, чтобы понять ее сразу, но она имеет смысл, когда вы начинаете думать о ней.
Например, я сделал следующую фотографию на объектив 14 мм (широкоугольник для камеры APS-C). Я хотел рассказать историю о паре на рынке. Использование широкоугольного объектива помогло мне включить контекст – горы овощей на переднем плане, которые продавала пара. Овощи обеспечили интересный передний план и поддержали историю.
Та же идея была применена для пейзажа, снятого на широкоугольный объектив. На фото ниже руины выступают в качестве главного объекта. Цветы на переднем плане добавляют интерес в нижней части кадра.
Ошибка №3: не уделять достаточного внимания фону
Четкие фоны часто встречаются в документальных стилях фотографии, и могут поддержать историю о главном объекте. Например, на фотографии ниже главным объектом являются три мужчины – парикмахер, его клиент и мужчина, смотрящий в камеру.
Детали на заднем плане поддерживает объект съемки и помогает рассказать историю. Мы можем рассмотреть каждый предмет от стены позади мужчины до инструментов парикмахера. Эти детали являются интересной и важной частью фотографии.
Иногда требуется противоположный подход, и задний план следует размыть, чтобы устранить отвлекающие элементы. Понимание того, когда нужно размыть задний план, а когда оставить в резкости, также является одним из составляющих мастерства фотографа. На некоторых портретах (как приведенный ниже, сделанный с диафрагмой f/1.8) вы можете использовать широкую диафрагму, чтобы размыть фон и удалить детали, которые могут отвлекать от модели.
Ошибка, которую допускают некоторые фотографы, заключается в том, что они не задумываются о таких вещах, и уделяют внимание только тому, чтобы фон соответствовал объекту.
Ошибка №4: не проработать объект
Заключительная ошибка в композиции – не работать над объектом. Это означает, что вы делаете много фотографий до тех пор, пока не исчерпаете творческие возможности. Иногда это всего 3 или 4 фотографии, а иногда 20 или 30. В любом случае, идея состоит в том, чтобы исследовать разные ракурсы и возможности композиции.
Причина в том, что первый ракурс, который вы используете, не всегда наилучший. Если у вас есть возможность, будет полезным попробовать различные ракурсы, фокусные расстояния и, возможно, даже разные значения диафрагмы и выдержки.
Здесь вы можете применить одну из концепций, о которых шла речь в этой статье ранее. Спросите себя: “Как я могу сделать фотографию еще интереснее?”.
Возможно, следует уделить внимание фону. Возможно, нужно добавить интересных деталей на переднем плане. Может быть, фотографии нужно немного негативного пространства или использование длинной выдержки, чтобы размыть ее часть. Ответы зависят от объекта и от того, сколько у вас есть времени, чтобы исследовать его.
Пример работы над сценой
Вот пример. Ниже вы видите четыре фотографии интересного здания. В каждом снимке использован другой ракурс и композиция. Они были частью серии из 25 фотографий, которую я сделал, убедившись, что «выжал» из сцены все.
Заключение
Существует много ошибок, которые можно дорустить, когда речь заходит о композиции в фотографии, но это самые распространенные из них, которые я встречал.
Автор: Andrew S. Gibson
Перевод: Татьяна Сапрыкина
Возможно, само название правила звучит сложно, «математически». Однако, следование этому правилу может существенно улучшить «читаемость» ваших снимков. Оно пришло в фотографию из живописи и графики.
Задача правила третей – акцентировать внимание зрителя на снимаемом объекте и, тем самым, помочь в создании сбалансированного, легко воспринимаемого, изображения. Суть правила заключается в том, что люди предпочитают видеть асимметрию.
Для начала представьте, что две горизонтальные и две вертикальные линии делят кадр на равные части: три вертикальных и три горизонтальных.
Если вы строите кадр по экрану вашего зеркального или компактного фотоаппарата, или с помощью видоискателя, вам даже не придётся воображать эти линии. Чаще всего, в настройках камеры можно включить отображение сетки, образованной двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями.
Во время съёмки всё, что вам нужно – перемещать фотоаппарат и, возможно, «приближать-отдалять» картинку, вращая кольцо перемены фокусного расстояния на объективе. Делайте это, пока снимаемые объекты не займут в кадре нужные положения относительно линий.
В пейзажной фотографии правило третей можно реализовать следующим образом. Кадрируйте снимаемую сцену так, чтобы верхняя горизонтальная линия соответствовала лини горизонта. Тогда в нижних двух третях изображения будет располагаться земля, а в верхней трети – небо.
Если вы хотите запечатлеть красивое дерево, возможно, вам потребуется побродить вокруг него, выбрать точку съёмки, чтобы в кадре оно располагалось вдоль одной из двух вертикальных линий (посмотрите нашу статью «Снимаем одинокие деревья. 10 рекомендаций».
Особенность применения правила третей заключается в том, чтобы выбрать объект, на который вы хотите обратить внимание зрителя. В пейзаже, чаще всего, акцент ставится на рельеф. Но, например, если вы снимаете закат, то интереснее показать небо. Поэтому выделите для него две трети кадра.
Больше пространства для движения и взгляда
Это маленькое правило применяется в различных жанрах. Например, в портретной фотографии глаза, чаще всего, являются наиболее значимым объектом съёмки.
Если вы расположите глаза в центре кадра, то над головой модели останется слишком много места. Лучше постройте снимок так, чтобы глаза соответствовали уровню верхней горизонтальной линии.
А если взгляд направлен в сторону, не «обрезайте» его краем кадра. Например, когда глаза смотрят вправо, расположите их в таком месте кадра, чтобы они соответствовали левой вертикальной линии. Тогда для взгляда останется большее пространство справа. Построенная композиция будет легко «читаться» зрителем.
Тот же принцип, обычно, улучшает восприятие фотографий, изображающих движение. Оставьте пространство перед движущимся объектом.
Скадрировать движущийся объект во время съёмки бывает достаточно трудным делом, наиболее точные датчики фокусировки располагаются по центру кадра. Поэтому нет ничего зазорного в том, чтобы кадрировать изображение на этапе обработки. Профессиональные фотографы, снимающие спортивные мероприятия, так делают.
Нарушайте правило третей
Все действующие правила можно нарушать. Правило третей призвано улучшить композицию, но иногда осознанное и вдумчивое игнорирование его предписаний позволяет получить более интересные результаты.
Обычно, от правила третей следует «отходить» кардинально, чтобы это не выглядело как случайность или результат небрежного кадрирования. В пейзаже можно «отдать» большую часть кадра небу и лишь тонкую полоску земле. Это привлечёт наибольшее внимание зрителя к главному смысловому объекту изображения.
Многие сюжеты, тем временем, выгоднее смотрятся с симметричной композицией. К таким сюжетам в основном относится те, где хочется придать динамики снимаемому объекту. Например, пирс исчезающий в бескрайности озера, дорожная разметка, стремящаяся к горизонту. В некоторых случаях можно усилить воздействие симметричной композиции, сохранив снимок в квадратном формате.
Если есть сомнения…
Одна из главных возможностей цифровой фотографии заключается в том, что пока на карте памяти есть свободное место, вы можете делать сколько угодно снимков.
Если вы не уверены, как лучше компоновать изображение, соблюдать правило третей или нарушать, сфотографируйте сюжет по-разному.
С практикой вы освоите как лучше всего «подойти» к снимаемой сцене. В некоторых случаях вы можете прийти к тому, что снимки с различной композицией одинаково интересны и легко «читаются».
Автор статьи: J. Meyer
Еще уроки из рубрики «Все основы»
Покупка аккумуляторов: что нужно знать?
Доводилось ли вам использовать свою камеру с объективами от стороннего производителя? Предполагаю, что большинство ответит да. Причина этого в том, что на рынке есть много…
Читать дальше →
09/03/2020.
Основы — Все основы.
Перевод: Алексей Шаповал
10 341
1
Правило эквивалентной экспозиции
Фотоаппарат – восхитительный инструмент. Просто поразительно как одним щелчком затвора можно остановить текущий миг и сохранить его на будущее. Принцип работы фотоаппарата…
Читать дальше →
29/02/2020.
Основы — Все основы.
Перевод: Алексей Шаповал
19 854
2
Оцифровка фотографий и негативов
У каждой семьи есть своя история, а у каждой истории есть свои фотографии: старые цветные распечатки, винтажные черно-белые фотокарточки, негативы и пленки.
Читать дальше →
17/02/2020.
Основы — Все основы.
Перевод: Алексей Шаповал
34 742
4
Как развить профессиональный взгляд
Фотография – мощный инструмент визуальной коммуникации. Объектив в какой-то мере можно считать вашим третьим глазом, который позволяет поделиться с миром тем, что видите вы…
Читать дальше →
10/02/2020.
Основы — Все основы.
Перевод: Алексей Шаповал
14 746
0
Как избежать клише в фотографии
Мир современной пейзажной фотографии весьма сложный. Кажется, будто достаточно иметь камеру, несколько объективов, штатив, фильтры, карту и отличную идею в голове, но в реальности все…
Читать дальше →
05/09/2019.
Основы — Все основы.
Перевод: Алексей Шаповал
13 436
1
Как подзаработать фотографу (не профи)
Существует миф, будто фотографы разделяются на две категории – те, для кого это просто хобби и профессионалы, которые зарабатывают деньги. На самом деле многие находятся в…
Читать дальше →
12/08/2019.
Основы — Все основы.
Перевод: Алексей Шаповал
17 327
2
Фото
25 октября 2015
Основные ошибки в композиции снимка и способы их избежать
Даже великолепный пейзаж может выглядеть слабо, если он снят без учёта основных правил композиции. Мы поможем избежать самых частых ошибок, чтобы ваши фотографии выглядели более профессионально.
Ошибка № 1: объект в кадре слишком мал
Когда в реальном мире мы смотрим на что-то, наш мозг отлично фокусирует зрение на самом важном, отбрасывая незначительные детали окружения. Но в случае плоского изображения лишние детали могут отвлечь от центрального объекта и уменьшить его значение.
Решение
Воспользуйтесь зумом объектива, а ещё лучше — сделайте пару шагов вперёд.
Ошибка № 2: съёмка «в лоб»
Обратная ситуация возникает, если совсем пренебрегать окружением. Если вы снимаете объект «в лоб», то передаёте его внешний вид, но атмосфера остаётся за кадром.
Решение
Например, если вы снимаете в саду, интереснее может получиться не крупный план одного цветка, а вся клумба.
Ошибка № 3: помещение объекта в центр
Хотя иногда фотографии с центральной симметрией смотрятся отлично, в большинстве случаев выгоднее располагать объект съёмки с учётом правила третей.
Решение
Мысленно разделите фотографию двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями на девять равновеликих частей. Ключевые элементы сцены поместите в силовых точках, а остальные — вдоль линий.
Так, например, линия горизонта в классической композиции отделяет нижнюю или верхнюю треть фотографии.
Ошибка № 4: пустота на переднем плане
Когда вы снимаете пейзаж или натюрморт, что-то должно быть на переднем плане. Это обеспечит глубину фотографии и поможет привлечь взгляд. Так же, как и малосодержательный фон, беспредметный передний план сделает фотографию скучной.
Решение
Можно, конечно, обрезать уже готовый снимок. Однако лучше скомпоновать фотографию правильно ещё до щелчка. В большинстве пейзажей найдётся то, что сделает акцент на переднем плане: куст, скала или следы на песке. В случае натюрморта ваша забота — расположить всё в нужных местах.
Ошибка № 5: неряшливый фон
Фотографии, сделанные в спешке, часто бывают испорчены лишними объектами на заднем плане.
Решение
В первую очередь следует взять в привычку уделять фону не меньше внимания, чем объекту съёмки на переднем плане. Окиньте взглядом всю область изображения прежде, чем нажать на кнопку.
Если фон не важен, можно сильнее открыть диафрагму, чтобы уменьшить глубину резкости и получить размытый фон.
Ошибка № 6: отсутствие связи между элементами изображения
Хотя отсутствие логической связи может привнести некоторый сюрреалистический аспект в вашу фотографию, обычно лучше получаются те снимки, где объекты работают сообща.
Решение
Используйте линии разделения правила третей. В пейзажной фотографии тропинка, расположенная вдоль одной из вертикальных линий, проведёт взгляд от переднего плана к потрясающему виду на фоне. А в случае натюрморта в кадр не должны попасть предметы, не имеющие отношения к снимаемой сцене.
Ошибка № 7: заваленный горизонт
Ошибка очевидная, но всё же очень распространённая. Наклонная линия горизонта лишь изредка придаёт художественную ценность. Чаще она только отвлекает. Поэтому следует предпринимать максимум усилий, чтобы её избежать.
Решение
Существуют камеры с встроенным электронным уровнем. Если такого нет, можно использовать строительный уровень, это особенно удобно при съёмке со штатива. Но даже без дополнительного оборудования можно ориентироваться по линиям сетки.
В крайнем случае используйте фоторедакторы, чтобы исправить готовые фотографии.
Ошибка № 8: невнимание к цвету
Гармония важна не только в геометрии, но и в цвете. Удачным может получиться снимок, где цвета противопоставлены друг другу, например красный мак в поле нейтрального пшеничного цвета против зелёного леса на заднем плане. Но подобные цветовые контрасты могут работать и против вас, когда ярким оказывается нежелательный объект или объект в неудачной части кадра.
Решение
Яркий акцент стоит располагать в силовой точке (правило третей). Следите, чтобы в кадр не попадали другие яркие объекты, отвлекающие внимание от центрального предмета съёмки. Но, если это всё же произошло, можно попробовать перевести изображение в ч/б.
[adrotate banner=»2″]
Как построить композицию без правила третей.
Тэвис Лиф Гловер из Гонолулу, Гавайи, — фотохудожник, автор статей и основатель фотостудии IPOX. Он убежден, что принципы гештальтпсихологии применимы не только к психике, душе, но также к фотографии и искусству в целом. В своей статье о принципах композиции он рассуждает о классическом правиле третей в изображениях и о том, почему от него стоит отказаться.
«Меня зовут Тэвис Лиф Гловер, я обычный фотограф, такой же, как и вы, и моя цель — создавать произведения искусства, которыми я мог бы гордиться, которыми мог бы поделиться с миром. Но в начале моего пути мне что-то очень мешало — как оказалось, это было правило третей.
Всем нам в нашем творческом младенчестве насильно скармливают идею о правиле третей, и даже когда наше понимание композиции становится более зрелым, мы по-прежнему не можем от нее избавиться. Возможно, мы сможем изменить будущее искусства, если вместе откажемся от правила третей и познакомимся с бесценными композиционными приемами, о которых рассказывается в этой статье.
Без композиции искусство процветать не может. Но, используя правило третей для ее создания, вы оказываетесь в тупике посредственности. Звучит жестко — но это так. Я пытаюсь показать, что правило третей — это даже не правило, которое нужно нарушить, это база, на которой вы строите — или не строите — свои произведения. Это ваш выбор.»
Миф № 1 о правиле третей: «Оно делает изображение приятным глазу»
Что значит «делает изображение приятным глазу»? Уверяю вас, это не имеет ничего общего с размещением людей и предметов на пересечении неких линий. Приятна глазу та композиция, которая четко воспринимается зрителем, без отвлекающих элементов, без путаницы и непоследовательности. Как этого добиться?
Во-первых, надо понять, как мозг воспринимает зрительные стимулы. В качестве пояснения воспользуемся понятиями из гештальтпсихологии. Например, на этом фото применяется техника «Взаимодействие фигуры и фона», которая дает возможность четко разделить персонажа фотографии и задний фон.
Подпись к фотографии: Фотография Анри Картье-Брессона, которая демонстрирует великолепное «взаимодействие фигуры и фона»)
Здесь — «Закон продолжения», который позволяет создавать изогнутые арабески с помощью множества предметов.
Здесь — «Наибольшая область контраста», которая помогает направить взгляд зрителя к главному персонажу.
(Подпись на фотографии: «Наибольшая область контраста»)
Миф № 2: «Этим правилом пользуются профессионалы»
Очередной распространенный миф. Возьмем для примера Энни Лейбовиц. Она, безусловно, профессионал и один из самых вдохновляющих фотографов нашего времени. Давайте наложим сетку правила третей на один из ее снимков и посмотрим, использовала она это правило или нет.
Как видим, каминная полка идет ровно вдоль линии. Хм, видимо, Энни действительно использовала правило третей… но погодите, а как она расположила моделей? Как ей удалось создать столь замечательную композицию, если можно пользоваться только вертикальными и горизонтальными направляющими? Некоторые из моделей расположены по сетке, но что дальше? Как разместить их руки, ноги, платья, взгляды? И вот тут на сцену выходит динамическая симметрия.
Энни разместила модели согласно динамической симметрии, или, другими словами, решетчатой системы.
Динамическая симметрия помогает нам организовать композицию, она использует вертикальные, горизонтальные и диагональные линии для создания ритма и единства изображения. Будь то картина, фотография или скульптура, динамическая симметрия работает для всего.
Миф № 3: «Правило третей помогает взгляду двигаться по изображению»
Это заявление очень далеко от истины. Выстраивание объектов в какой-то точке без рассмотрения того, как будет выглядеть изображение в целом, вовсе не способствует созданию движения в композиции.
«Закон продолжения» из гештальтпсихологии дает нам несколько инструментов для создания движения и единства, которые будут перемещать взгляд зрителя по снимку или картине. Самый визуально привлекательный из них — «арабеска».
«Арабеска» — это криволинейный элемент, который вы можете включить в свое изображение; она создаст на нем образ красивого, изящного движения. Многие художники активно пользовались этим инструментом в своих работах.
Еще одна техника для создания движения — это «совпадение». Оно определяет отношения между гранями и объединяет многочисленные элементы на изображении, что помогает создать движение в стороны и вверх-вниз.
«Направляющие линии» вовсе не непрерывные полосы, как можно подумать, судя по названию. Она рваная, невидимая, и фокус в том, что мозг с легкостью воспринимает ее и сам «дорисовывает» недостающие части линии.
На этом фото видно, как Энни Лейбовиц выстраивает грани, используя руки и ноги мужчины и женщины.
То же самое мы видим на картине «Мона Лиза» да Винчи и на сложной композиции «Рождения Венеры» кисти Бугро.
Миф № 4: «Правило третей убирает персонажа из центра»
Во-первых, кто решил, что расположение персонажа по центру — это плохо? Почему нас заставляют в это верить?
В гештальтпсихологии есть техника, называемая «Закон симметрии». В общих словах она означает, что человеческий мозг всегда пытается найти баланс в зрительных стимулах. Поэтому, если мы используем правило третей и смещаем персонажа из центра, нам нужно чем-то его уравновесить. Если этого не сделать, получится плохо сбалансированная композиция.
Существует вертикальный и горизонтальный баланс (я называю их «воздушное пространство» и «направление взгляда»); чтобы получить хорошо сбалансированное изображение, нам нужно научиться управлять ими обоими.
Картина Дега, сбалансированная по горизонтали
На этой моей фотографии главные герои находятся в центре, но изображение хорошо уравновешено, потому что здесь есть и вертикальный, и горизонтальный баланс.
Мне потребовалось несколько лет, чтобы избавиться от влияния правила третей на мои композиции. Раньше я всегда располагал персонажей с одной или другой стороны, не задумываясь о снимке в целом.
Миф № 5: «Правило третей — это основа сбалансированного и интересного снимка»
Мы уже поговорили о «Законе симметрии», который обеспечивает правильный баланс изображения. Теперь надо упомянуть о том, что правило третей создает нежелательное негативное пространство.
Если мы просто помещаем персонажа на одно из пересечений сетки, не думая об изображении в целом и не уравновешивая его, на снимке появляется негативное пространство, которое отвлекает взгляд зрителя от главного героя.
Негативное пространство может использоваться намеренно, чтобы создать чувство одиночества, отрезанности от мира. Но если оно появилось на снимке случайно, значит, кадр делал неопытный новичок.
Миф № 6: «Правило третей — отличная точка отправления для начинающих»
Мой собственный опыт подсказывает, что правило третей может только завести в тупик. Сперва я думал о нем как о чем-то революционном, хвастался его использованием перед фотографами-новичками.
Но позже я оказался на «плато», не понимая, как мне дальше выстраивать композицию — и все потому, что следовал правилу третей.
Изучение правила третей, «Плато» правила третей, Изучение художественных приемов, Уровень мастера
Подпись к фото: Сетку динамической симметрии использовать так же просто, как сетку правила третей
Если художники и фотографы с самого начала будут применять не правило третей, а динамическую симметрию, они смогут пользоваться не только вертикальными и горизонтальными линиями, но также диагоналями, создавать с их помощью ритм — и не важно, будет это делаться правильной позой моделей или направлением мазков кисти.
Количество доступных диагоналей в прямоугольнике ограничивает число возможных направлений, и это позволяет создавать более сильную композицию, а не хаотичный разброс.
Картина Вильяма Бугро демонстрирует, как автор создал ритм, расположив модель по сетке динамической симметрии
Миф № 7: «Правило третей создали художники Ренессанса, а то и вовсе древние греки»
Впервые документальное упоминание о правиле третей находится в книге английского художника и гравера Джона Томаса Смита, датированной 1797 годом. И, судя по его работам, его сложно назвать великим мастером.
Да Винчи использовал правило третей? Да Винчи бы в гробу перевернулся, если бы услышал это. Он столько сил и времени посвятил совершенствованию своих композиций, столько учился, практиковался — для чего? Чтобы кто-то свел все его усилия к простому правилу третей? Ни в коем случае.
Да Винчи, как и другие великие мастера, включая и древнегреческих, применял динамическую симметрию, золотое сечение, другие художественные приемы, такие как арабеска, гамма, совпадения, расходящиеся лучи, взаимодействие фигуры и фона, эллипсы, ограждения и так далее.
Миф № 8: «Взгляд автоматически притягивается к точкам силы»
Если бы все было так просто. Расположите персонажа на пересечении линий, обозначенных правилом третей, и — БАМ! — вы уже контролируете взгляд зрителя. Не тут-то было. Что насчет того факта, что взгляд притягивают области высокой контрастности?
Когда мы делаем персонажа «наибольшей областью контраста», разве мы не будем в первую очередь смотреть именно на него, вне зависимости от его позы и расположения?
Еще одна вещь, которая привлекает взгляд, — «мерцающий край», как я это называю. Имеются в виду высококонтрастные элементы у краев изображения, которые оттягивают на себя внимание.
Если вы создадите последовательность контрастов и уберете с краев все отвлекающие моменты, это поможет контролировать движение глаз ваших зрителей в рамках изображения.
Миф № 9: «Кадрирование изображения под правило третей — отличный способ спасти снимок»
Обрезав фотографию с плохой композицией, плохим освещением, вы не сделаете ее лучше. Обрезать снимок, чтобы его улучшить, — это все равно что работать задом наперед. Компоновать кадр надо до, а не после съемки.
Старайтесь не кадрировать изображение, а изначально снимать так, чтобы не нужно было ничего обрезать
Изучайте принципы композиции и гештальтпсихологии, чтобы знать заранее, что вы хотите получить в итоге, и понимать, как правильно этого добиться. Не жертвуйте пиксели правилу третей. Ваше творчество заслуживает большего.
Как мы уже поняли, одно только расположение персонажей по третям не придает изображению драматического напряжения.
Чтобы получить нужный драматизм, обратимся к «закону близости» из гештальтпсихологии.
Посмотрим на эту фреску с потолка Сикстинской капеллы. Персонажи явно объединены их близостью и сходством. Но, кроме того, драматизм усилен тем фактом, что их руки почти, но еще не совсем соприкоснулись. Это миг перед прикосновением.
Или вот это фото, на котором мужчина почти дотянулся до своей умирающей жены. Драматизм здесь создается тесной близостью.
«Закон близости» позволяет использовать расстояние, негативное пространство для создания напряжения, как, например, на этом фото.
Заключение
Существует множество способов и техник создания композиции, с помощью которых вы можете взаимодействовать со своими зрителями.
Забудь правило третей, используй динамическую симметрию!
«Мсье Буало», Тулуз-Лотрек
Забудьте о правиле третей и возьмите на вооружение динамическую симметрию. Ее сеткой пользоваться так же просто, как сеткой правила третей, но первая дает значительно больше вариантов для построения фотографии. Поймите, как создавать сильную композицию, — и вы станете мастером в своем деле».