Ошибки понимания на уровне знак сложное понятие

Теперь
проанализируем примеры переводческих
ошибок в расшифровке
смыслов не отдельных слов, а словосочетаний.

Вернемся
к выбранному фрагменту текста Булгакова
и по­смотрим,
что и как нес Берлиоз: свою
приличную шляпу пирожком
нес
в руке.

521

Шляпа
пирожком —
это
сложное понятие, в содержании ко­торого
видовой признак родового понятия шляпа
передан
сравне­нием
(как пирожок),
в
русском языке обозначено устойчивым
словосочетанием.
Смысл его в том, что шляпа напоминает
пиро­жок,
то есть она имеет сверху довольно
глубокую продолговатую впадину.
Французский переводчик, видимо, не поняв
смысла сравнения,
но желая сохранить образность, предлагает
своему чи­тателю
весьма пространное и путанное высказывание,
не имею­щее
ничего общего с русским оригиналом:
Quant
à son chapeau, de
qualité
fort convenable, il le tenait froissé dans sa main comme un de ces
beignets
qu’on achète au coin des rues,
что
означает буквально сле­дующее:
что
касается его шляпы, очень хорошего
качества, так он
нес
ее в руке скомканной, будто какой-то
пончик, какие продают
на
углу улицы.

В
чешском варианте также сохраняется
образ чего-то съедоб­ного:
V
nice
zmoulal
kvalitni
klobouk
smacknuty
па
plâcku…
Ho
placka
по-чешски
— это лепешка.
Сама
внутренняя форма слова говорит о том,
что речь идет о чем-то плоском. Смысл
словосочетания, использованного автором,
оказывается также искаженным.

Английский
переводчик вовсе опускает сравнение.
В англий­ском
переводе возникает мягкая
шляпа: …
held
his
proper
fedora
in
his
hand.

Пример
со шляпой Берлиоза показывает, кроме
всего проче­го, что французский
переводчик не сумел верно расшифровать
смысл
всего суждения в целом, оформленного
соответствующей синтаксической
конструкцией русского высказывания.
Поэтому шляпа
пирожком, которую Берлиоз нес в руке,
описанная
в рус­ском
высказывании, превращается во французском
тексте в шля­пу,
которую Берлиоз измял в руке так, что
она стала похожа на
пончик.

§ 4. Ошибки понимания на уровне «знак — суждение»

Как
было отмечено еще в XVII
в., ошибки в расшифровке смыслов
исходного речевого произведения не
ограничиваются непониманием
только понятий, заключенных в отдельных
словах или
словосочетаниях. Они могут затрагивать
смысл целых сужде­ний и более сложных
логических конструкций. Эти ошибки
часто происходят от недостаточно
внимательного отношения к синтак­сической
организации высказывания. Такие ошибки
наиболее оче­видны в философских
рассуждениях автора оригинального
текста.

Обратимся
еще раз к роману Турнье «Лесной царь»
и его пе­реводу
на русский язык. Герой, раздумывая о
том, доставляет он
удовлетворение женщине или нет, записывает
в свой дневник

522

образную
фразу: «C’était
vrai. Et il est également vrai que l’homme qui
mange
son pain ne s’inquiète pas de la satisfaction qu’éprouve, ou
n’éprouve
pas, le pain à être ainsi mangé».

И это было правдой. Но,
ведь
правда и то, что человека, поедающего
хлеб, не заботит, полу­
чает
или не получает удовлетворение хлеб от
того, что его съеда­
ют
именно таким образом
(перевод
мой. — Н.Г.).
В
этой фразе аллюзия
на мужской эгоизм в любви очевидна.

Переводчику,
видимо, некогда было разбираться в
премудрос­тях
философских размышлений автора,
облаченных в определен­ную
синтаксическую форму французского
высказывания, поэтому он
с легкостью распространяет объектное
дополнение удовлетворе­ние
{la
satisfaction),
относящееся
к слову хлеб
{le
pain)

подлежа­щему
придаточного предложения, на субъект
главного предложе­ния — слово человек
{l’homme).
Тем
самым смысл высказывания полностью
искажается: «Опять
чистая правда, как и то, что,
утоляя
голод ломтем хлеба, мы равно не заботимся
ни о собствен­
ном
удовольствии, ни о том, чтобы доставить
его поглощаемой
пище».
Для
большей наглядности приведем французское
высказы­вание
и два его перевода в трех параллельных
колонках:

C’était
vrai. Et il est également
vrai que l’hom­me
qui mange son pain ne s’inquiète pas de la satisfaction
qu’éprouve, ou n’éprouve
pas, le pain à être
ainsi mangé.

И
это было правдой. Но
ведь правда и то, что человека,
поедающего хлеб,
не заботит, получа­ет
или не получает удов­летворение
хлеб от того, что
его съедают таким образом.

Опять
чистая правда, как
и то, что, утоляя го­лод
ломтем хлеба, мы равно
не заботимся ни о собственном
удоволь­ствии,
ни о том, чтобы доставить
его поглощае­мой пище.

Переводчика
не очень беспокоит философия Турнье,
поэтому он
легко опускает весьма важный для
понимания смысла выска­зывания
фрагмент être
ainsi mangé

быть
съеденным именно та­
ким
образом.
При
этом он не стесняется в пустой отсебятине
и добавляет
определение чистая
к
слову правда,
создавая
тем са­мым
штамп, слово ломоть
к
слову хлеб.
Более
того, он вводит в текст
идею утоления голода, которая вовсе
отсутствует у автора оригинала.

Философские
рассуждения оказываются трудноразрешаемой
задачей
для переводчика. Следующий фрагмент
текста демонст­рирует
еще одно предательство, на этот раз
обусловленное непо­ниманием
смысла высказывания в целом. Для большей
точности отметим,
что искажение смысла возникает в этом
случае в ре­зультате комплексного
непонимания как синтаксической
струк­туры высказывания, так и
некоторых из составляющих его слов.

В
самом начале романа Турнье размышляет
о том, что такое монстр,
чудовище, в чем суть этого явления.

523

Le
monstre est ce que l’on montre

du
doigt, dans les fêtes foraines,
etc.
Et
donc plus un être est monstrueux, plus il doit être exhibé.
Монстр,
пишет Турнье, это тот, на кого показывают
пальцем на ярмарках,
и т.п. Выходит, чем более чудовищно
существо, тем более
оно должно выставляться напоказ. Идея
автора достаточно ясна: уродливость
монстра неизбежно связана с его
выставлением на
всеобщее обозрение. Переводчик
отделывается здесь лишен­ной
всякого смысла фразой: «То есть это
диковинка, которую вы­ставляют
на всеобщее обозрение, к примеру, на
ярмарке.
Таким
образом,
существо тем более чудовищно, чем оно
более диковинно».

Далее
автор разъясняет, что именно это и
наводит ужас на его
героя:

Voilà
qui me fait dresser le
poil, à moi qui ne peux vivre
que dans l’obscurité et
qui suis convaincu que la
foule de mes semblables ne
me laisse vivre qu’en vertu
d’un malentendu, parce
qu’elle m’ignore.

Вот
отчего волосы встают
дыбом. Ведь я могу
жить лишь во мра­ке.
Я уверен, что толпа мне
подобных оставляет меня
в живых только по недоразумению,
ведь она не
знает, кто я (перевод мой.
Н.Г.).

Вот
что ужасно. Я вы­нужден
таиться от своих ближних,
чтобы те не выставили
меня на по­зорище.

Как
видим, в опубликованной русской версии
чудовище со­крушается
совсем по иному поводу.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    22.02.2016403.94 Кб12Ганзен А. Системные описания в психологии..doc

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Библиографическое описание:

Зиновьева, Т. А. Переводческая ошибка. Понятие, причины, классификация / Т. А. Зиновьева, Н. Ю. Никулина. — Текст : непосредственный // Современная филология : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, январь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 107-109. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/78/3277/ (дата обращения: 22.09.2023).

Проблема
переводческих ошибок на слуху в кругах филологического
и переводческого общества уже на протяжении многих лет. Надо
сказать, что ошибки при переводе — будь то деловая
документация, художественный перевод или же личная переписка —
пренеприятная вещь. Однако, как известно, «errare
humanum est».Поэтому не будем перекладывать всю вину на плечи
переводчиков, а постараемся разобраться, какого рода ошибки
наиболее часты (не забыть про «ложных друзей») и каковы
же их причины.

Начнём с определения
термина «переводческая ошибка». Ошибка обычно
определяется как грубая неточность, отклонение от нормативного,
стандартного, правильного, отступление от правил, нарушение
требований. Следовательно, для того чтобы понять, что такое
переводческая ошибка (ошибка в переводе) необходимо разобраться,
что такое правильное в переводе, решение каких задач должен
обеспечивать безошибочный перевод. Перевод в самом общем виде
определяют как передачу содержания текста на одном языке средствами
другого языка. Это определение сфокусировано на одном из основных
требований к переводу — передавать содержание
оригинала. Нарушение этого требования, бесспорно, воспринимается как
ошибка. [3, с.1]. Не стоит забывать, что существует несколько
подходов, поясняющих суть рассматриваемой проблемы. Так, в качестве
ошибки может рассматриваться только так называемое «смысловое
искажение», т. е. искажение смысла, при котором
соответствующее высказывание или отрывок текста будет понят неверно.
Прочие недостатки текста воспринимаются лишь как стилистические
погрешности, роль которых в смысловой структуре текста имеет
весьма небольшое значение [1, с.32].

Различить природу
переводческих ошибок бывает довольно сложно, так как наиболее
распространенным способом выявления ошибок остается сравнение текста
перевода с текстом оригинала. Но это сравнение не всегда
способно показать, отчего возникло несоответствие — от
того ли, что переводчик неверно понял смысл какого-либо знака
в оригинальном тексте, или же от того, что он выбрал в языке
перевода знак, не соответствующий понятию. Иначе говоря, в акте
речевой коммуникации переводчик может совершать ошибки и как
получатель исходного сообщения, т. е. слушатель, читатель
оригинального текста, и как отправитель переводного сообщения.

Причиной переводческих
ошибок является, по мнению Н. К. Гарбовского,
«недостаточная образованность переводчика» [2, с. 514].
Исследователь выделяет четыре типы переводческих ошибок, в основе
которых лежит: 1) недостаточное владение языком оригинала; 2)
недостаточный когнитивный опыт, т. е. недостаток знаний об
описываемой в исходном тексте области окружающей
действительности; 3) невнимательное отношение к системе смыслов,
заключенной в тексте, т. е. непонимание того, что автор
говорит о предмете; 4) неумение различать особенности
индивидуального стиля автора исходного речевого произведения.

Анализ ошибок переводчика
представляет собой особый раздел переводческой критики. Он не только
позволяет убедиться в том, что невежество, безграмотность
и бездарность несовместимы с переводческой деятельностью,
но и в некоторых случаях способен вскрыть те или иные стороны
закономерной переводческой интерференции. [2,с. 215]

В переводческой практике
обычно наблюдается два основных типа переводческих ошибок: 1) ошибки,
возникающие под влиянием родного языка, 2) ошибки, причины которых
коренятся в структуре самого иностранного языка. В обоих
случаях имеет место явление, которое было упомянуто ранее, а именно,
интерференция.
В первом
случае можно говорить о межъязыковой
интерференции, во втором
случае мы имеем дело с внутриязыковой
интерференцией. Однако, говоря о видах ошибок, стоит также
выделять ошибки логического, лексического, стилистического характера,
т. е. связывать вид ошибки с тем уровнем, к которому
относится явление, при переводе которого ошибка допущена. Так,
логический уровень является самым глубинным, соотносящимся со сферой
человеческого мышления. Что касается синтаксического и лексического
уровней, то они относятся к языковой системе, а стилистический
компонент определяет характер выбора единиц различных языковых
уровней. [2,с.516] Вот пример стилистической неточности: «Результаты
исследования могут быть использованы при чтении теоретических лекций
и проведении практических занятий. — The results of
the research can be used in delivering theoretical and practical
lectures». Рекомендуемый
вариант
перевода
второй
части
предложения
in delivering theoretical lectures and conducting practical classes.

Говоря о группах
ошибок, следует исходить из того, что группы в отличие от видов
более глобальны и должны отвечать представлениям об успешности
перевода как в частях, так и в целом, т. е.
соотноситься с концепцией эквивалентности и адекватности,
а также с другими элементами общей и частной теории
перевода. [1, с.33]

Обратимся к классификации
ошибок, представленной в работе Гарбовского Н. К. [2,
с.216]

  1. Ошибки,
    обусловленные непониманием смыслов исходного текста

Ошибки на
этапе расшифровки смыслов, заключенных в знаках исходного
сообщения, могут затрагивать все аспекты текста как знаковой
сущности: прагматический, семантический и синтаксический.

Неверная трактовка
прагматического аспекта оригинального высказывания может возникнуть
в случае, если переводчик сталкивается с так называемыми
косвенными речевыми актами, т. е. высказываниями, внешняя форма
которых скрывает истинные намерения автора вызвать у получателя
речевого произведения ту или иную реакцию. Она возможна также при
столкновении с разного рода аллегориями, «эзоповым языком»
и другими формами образной речи. Фразеологические обороты,
метафоры и другие тропы нередко выполняют определенную
прагматическую функцию и также представляют трудности для
понимания.

Семантические искажения
представляют собой наиболее распространенный вид переводческих ошибок
на герменевтическом этапе. Они могут касаться как понятий, простых
и сложных, так и смыслов целых высказываний. При этом
возможны искажения не только на сигнификативном, но и на
денотативном уровне, когда переводчик неверно понимает, какой класс
предметов соотносится с тем или иным понятием.

Синтаксические искажения
обусловлены непониманием характера логических связей между элементами
высказывания, его коммуникативного членения. Они могут возникнуть
также, если переводчик не смог понять взаимной обусловленности
отдельных элементов высказываний, особенно в тех случаях, когда
они находятся не в непосредственной, а в дистантной связи,
т. е. того, что каждый элемент представляет собой часть единого
целого.

  1. Ошибки понимания на
    уровне «знак — понятие»

Переводческие
ошибки на семантическом уровне происходят в результате неверных
трансформаций. Они основываются на ошибочном представлении
переводчика о соответствии знаков исходного языка понятиям,
т. е. знакам приписываются совсем не те понятия, которые они
заключают в себе на самом деле.

  1. Ошибки понимания на
    уровне «знак —

    сложное
    понятие»

Исследователь
обращается к анализу фрагмента из текста Булгакова «Мастер
и Маргарита»,предлагая рассмотреть,
что и как нес Берлиоз: свою
приличную шляпу пирожком нес в руке.

Здесь, шляпа пирожком —
это сложное
понятие, в содержании которого видовой признак родового понятия
шляпа передан
сравнением (как пирожок),
в русском
языке обозначено устойчивым словосочетанием. Смысл его в том,
что шляпа напоминает пирожок, то есть она имеет сверху довольно
глубокую продолговатую впадину. Но у переводчиков возникли
сложности. Так. Английский переводчик вовсе опускает сравнение.
В английском переводе возникает мягкая
шляпа:…held
his
proper
fedora
in
his
hand.

  1. Ошибки понимания на
    уровне «знак —

    суждение»

Ошибки
в расшифровке смыслов исходного речевого произведения не
ограничиваются непониманием только понятий, заключенных в отдельных
словах или словосочетаниях. Они могут затрагивать смысл целых
суждений и более сложных логических конструкций. Эти ошибки
часто происходят от недостаточно внимательного отношения
к синтаксической организации высказывания. Такие ошибки наиболее
очевидны в философских рассуждениях автора оригинального текста.

  1. Ошибки понимания
    предметной ситуации

Для
определения того, насколько верно и полно ситуации, описанные
в тексте оригинала, воспроизведены в тексте перевода,
анализ совпадений и несовпадений в значениях отдельных
лексических единиц оказывается недостаточным. Описываемые в тексте
референтные ситуации представляют собой некую систему
взаимодействующих в определенных условиях актантов, которую
переводчику следует расшифровать. В этом случае словарь не
всегда может оказаться верной палочкой-выручалочкой. Как полагаем
Гарбовский, верная и полная расшифровка референтной ситуации,
описанной в тексте оригинала, предполагает наличие у переводчика
необходимого когнитивного опыта именно в той сфере жизни, срез
которой предлагает автор оригинала в описываемой ситуации.

  1. Переводческие ошибки на
    этапе перевыражения системы смыслов

На этапе
перевыражения ошибки обусловлены прежде всего недостаточно мастерским
владением языком перевода, неспособностью найти в языке перевода
формы, эквивалентные соответствующим формам оригинала.

Рассмотрим пример.
У Булгакова один из персонажей первой главы «Мастера
и Маргариты» одет в черные тапочки: «Второй —
плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на
затылок клетчатой кепке —

был
в ковбойке, жеваных белых брюках и в
черных
тапочках».

В переводе на чешский язык
произошла замена тапочек
на
сандалии
čеrnch
sandàlech).
В чешском
языке есть слова, обозначающие понятия, близкие русскому слову
тапочки.
Třepky
(
домашние
тапочки),
plâtënky
cvi
čky
(
спортивные
тапочки).
Переводчик
же одел Бездомного в сандалии, т. е. летнюю легкую обувь,
главным образом на кожаных ремешках, что изменяет картину типичной
внешности молодого интеллигента простого происхождения в Советской
России 20-х гг.

  1. Стилистические ошибки

И наконец,
исследователь обращается к не менее важной группе ошибок —
стилистических. Всегда нужно быть предельно внимательным в отношении
к оригинальному произведению, сохраняя уникальный стиль
создателя. Следует помнить, что ошибки, связанные с передачей
стиля и авторской оценки, зачастую не влияя на качество
пофрагментного воспроизведения непосредственного денотативного
содержания оригинала, выходят, тем не менее, на уровень целостного
текста, искажая существенные прагматические (функционально —
стилевые, жанровые) параметры его восприятия.

В завершение хотелось бы
отметить, что избежать ошибок при переводе практически невозможно, но
вот свести их к минимуму — всегда пожалуйста. Для
этого требуется не только талант и высокое мастерство
переводчика, но и умение найти важнейшие нити, нити, которые
пронизывают весь текст перевода. И если эти нити будут логично,
ясно и красиво вплетаться в текст перевода, то, бесспорно —
вы достигли успеха.

Литература:

  1. Бузаджи Д. М.,
    Гусев В. В., Ланчиков В. К., Псурцев Д. В. Новый
    взгляд на классификацию переводческих ошибок.-М.,2009

  2. Гарбовский Н. К. Теория
    перевода. — М., 2004

  3. М. А. Куниловская
    Понятие и виды переводческих ошибок. Сборник материалов
    семинара «Переводческая ошибка в теории и практике
    перевода».-Тюмень,2008

  4. Журнал переводчиков
    «Мосты».2008. Т. 17, № 1.С. 20–30.

Основные термины (генерируются автоматически): ошибка, ошибка понимания, оригинальный текст, перевод, переводчик, текст оригинала, текст перевода, исходное речевое произведение, исходное сообщение, переводческая ошибка.

Похожие статьи

ошибка, ошибка понимания, оригинальный текст, текст

текст оригинала, текст перевода, перевод, переводчик, исходное речевое произведение, исходное сообщение, переводческая ошибка.

Наибольшее количество коммуникативных нарушений было выявлено в текстах технических переводов (32 ошибки из 43).

От оригинала к переводу: проблема взаимодействия автора…

переводчик, перевод, язык перевода, том, переводящий язык, переводимое произведение, художественный перевод, двуязычная коммуникация, исходный текст, межъязыковая коммуникация.

Приемы перевода технической сопроводительной документации

ошибка, ошибка понимания, оригинальный текст, текст оригинала, текст перевода, перевод, переводчик, исходное речевое произведение, исходное сообщение, переводческая ошибка.

Нормативные аспекты перевода | Статья в журнале…

ошибка, ошибка понимания, оригинальный текст, текст оригинала, текст перевода, перевод, переводчик, исходное речевое

текста, слово, перевод, научно-техническая литература, предложение, оригинальный текст, ошибка, полная мера, переводческая

Проблемы и преимущества автоматизированного и машинного…

Лингвометодические аспекты технического переводаПереводческая память накапливает данные как исходного текста (текст который переводится), так и целевого (уже переведенный текст).

Антонимический перевод как переводческая трансформация

В статье рассматривается проблема адекватности перевода и ее один из эффективных способов решения — антонимический перевод, как переводческая трансформация. Рассмотрены основные два приёма антонимического перевода на примерах текстов

Об этике переводчика | Статья в сборнике международной…

Переводчик должен соблюдать законные права (авторов) оригинальных текстов. Работая в составе переводческих коллективов, в

правилам отражения состава текста (переводчик обязан перевести текст без произвольных сокращений текста оригинала, если иная задача…

Прагматические приемы перевода (на материале текстов…)

Переводческие трансформации рассматриваются в переводе как приемы перевода, которые может использовать переводчик при переводе различных текстов, в тех случаях, когда словарное соответствие отсутствует…

Интертекстуальность и прагматическая адаптация при переводе

ошибка, ошибка понимания, оригинальный текст, текст оригинала, текст перевода, перевод, переводчик, исходное… Обучение технологии перевода как важнейший этап при…

Оценка качества переводческой деятельности: ошибки на уровне формы в письменном переводе

Пушкина Анна Александровна — Переводчик, технический писатель, Нижний Новгород, Россия

Оценка качества — это важный компонент любой деятельности. Применительно к переводу оценка качества и изучение ошибок переводчика необходимы для понимания процесса перевода и разработки методов формирования и совершенствования переводческих умений. По мере развития переводческой науки появлялись разные подходы к оценке качества перевода. На данный момент наиболее рациональным представляется коммуникативно-функциональный подход, согласно которому основными критериями становятся адекватность коммуникативной ситуации и требуемый в этой связи уровень эквивалентности. В основе этого подхода лежат констелляционная модель М. Я. Цвиллинга и теория эквивалентности В. Н. Комиссарова, которую также можно использовать в качестве функциональной классификации переводческих ошибок [4]. Существует множество других классификаций переводческих ошибок, которые различаются подходами авторов этих классификаций:

·      денотативные, стилистические, коннотативные, нормативные и узуальные ошибки [2];

·      ошибки понимания на уровне смыслов исходного текста, на уровне знак — понятие, знак — сложное понятие, знак — суждение, ошибки понимания предметной ситуации, ошибки перевыражения системы смыслов и стилистические ошибки [1];

·      прагматические ошибки (pragmatic translation errors), культурологические ошибки (cultural translation errors), языковые ошибки (linguistic translation errors), несоответствие норме языка перевода (target-language norm deviations) [6];

·      несоответствие содержания оригиналу, несоответствие норме и узусу переводящего языка, несоответствие коммуникативной интенции автора [5].

Такое обилие различных типологий подчеркивает важность изучаемой темы. Не опровергая ни одну из уже существующих теорий, в рамках данного исследования мы постараемся рассмотреть перевод и концепт ошибки в более широком контексте, не ограничиваясь уровнем непосредственно работы с текстом, и предложим классификацию ошибок переводчика в процессе осуществления переводческой деятельности. При этом в центр модели мы поставим не заказчика или получателя перевода, а самого исполнителя. Классификация ошибок переводчика, по нашему мнению, будет иметь следующий вид (см. рис. 1):

Рис. 1. Классификация ошибок переводчиков (хронологический аспект)

Полученная классификация имеет ряд преимуществ для изучения перевода как профессиональной деятельности.

1.     Переводчик — центр системы

Перевод, как и любая деятельность, осуществляется с определенной целью, причем эта цель определяется не только заказчиком, чьи требования, безусловно, необходимо учитывать, но и прежде всего переводчиком. Целеполагание переводчика в конце концов и будет определять успех переводческого процесса, то есть удовлетворение или неудовлетворение определенной потребности. Ошибка на психологическом уровне может нарушить процесс перевода как в самом начале, например при некорректной коммуникации с заказчиком, так и на последующих этапах — в результате неверной оценки переводчиком своих способностей, невнимательности или неправильного представления о реальных рыночных условиях.

2.     Отражение всех аспектов переводческой деятельности

Данная классификация является широкой и охватывает весь переводческий процесс, не фокусируясь только на уровне конкретного заказа. Подобный подход представляется более практичным, поскольку обращает внимание на те объективные проблемы, с которыми сталкивается переводчик при выходе на рынок. Некоторые из этих проблем требуют решения на законодательном уровне, например разработка кодексов и стандартов, а также (немного поидеализируем) определение минимальной «прожиточной» ставки за единицу устного и письменного перевода для штатных переводчиков и фрилансеров, а также для перевода с применением нейронных сетей и систем машинного перевода (постредактирование машинного перевода (PEMT) — одно из наиболее перспективных направлений в переводе).

3.     Отсутствие противоречий с уже существующими подходами

Настоящая классификация не является академической и не противоречит уже разработанным переводоведами типологиям переводческих ошибок. Выделенные ошибки переводчика можно рассматривать в разных аспектах: в хронологическом аспекте (см. рис. 1), в аспекте значимости, а также с точки зрения уровня профессионализма. На основе анализа ошибок в выделенных категориях можно выработать конкретные практические рекомендации для переводчиков.

Мы не ставим целью изучить и описать каждую категорию проблем в рамках данной статьи. Так, например, изучение проблем на уровне содержания является достаточно сложным вследствие объема материала и обусловленности этих ошибок языковыми и переводческими навыками специалиста, а также конкретной тематикой. Эта категория слишком обширна, к тому же она требует серьезного изучения многочисленных трудов, связанных с этой темой.

Нам бы хотелось сконцентрироваться на более прагматическом аспекте, что может значительно облегчить жизнь начинающим переводчикам при условии должной академической подготовки, а именно на ошибках в письменном переводе на уровне формы. Для анализа подобных ошибок было проведено исследование на основании собственного опыта и опыта практикующих коллег. В нем приняли участие 22 практикующих письменных переводчика, которые обучались/обучаются в НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, ЧелГУ, МГПИИЯ им. М. Тореза, МГТУ им. М. Э. Баумана, СФУ, УрФУ, СмолГУ и БФУ им. Канта. Большинство прошедших опрос только начинают переводческую карьеру и имеют опыт работы от одного до двух лет. В результате опроса были выявлены типичные ошибки и трудности на уровне формы как при работе со стандартными инструментами, так и при использовании систем автоматизированного перевода (см. рис. 2–3).

Большинство опрошенных отметили, что в процессе обучения их внимание не всегда обращали на подобные формальные правила. Ряд участников опроса отметили, что на начальном этапе они не знали правил написания числительных в разных языках, правила расстановки кавычек, дефисов и тире, правила расстановки сносок, правила написания элементов адреса и дат в разных языках. В форме свободных комментариев были выделены еще два важных аспекта оформления письменного перевода:

·      не нужно сохранять иностранную (В Частности Английскую) капитализацию при переводе на русский язык;

·      числительные до 10 в тексте необходимо писать прописью, если рядом не стоит более крупное числительное и если отсутствуют иные требования заказчика.

Рис. 2. Типичные ошибки на уровне формы в письменном переводе

Рис. 3. Трудности на уровне формы в письменном переводе

Подчеркнем, что выявленные ошибки на уровне формы не являются критичными и из-за них ни один из опрошенных не лишился работы, однако некоторые получали негативные отзывы заказчиков. Соблюдение перечисленных выше формальных правил особенно важно, если вы работаете без редактора и/или корректора.

Отдельный блок опроса был посвящен типичным ошибкам при работе с системами автоматизированного перевода. Среди CAT-программ, по результатам исследования, наибольшей популярностью пользуются облачные системы SmartCat и Memsource. Возможно, это объясняется тем, что обе платформы предоставляют пользователям возможность бесплатной регистрации с ограниченным функционалом, а также доступ к системам машинного перевода. SmartCat также используется как платформа для поиска заказов. Помимо SmartCat и Memsource, участники опроса также работали с MemoQ, Trados, LEAF и Crowdin. Стоит отметить, что не все переводчики регулярно работают с «кошками». Некоторые типовые документы до сих пор удобнее переводить «руками». При работе с «кошками» были выделены три типичные ошибки, которые очень раздражают редакторов и корректоров: лишние пробелы в конце сегментов, двойные пробелы, пропуск тегов.

Все эти недочеты могут привести к неверному и неаккуратному форматированию документа на выходе. Как правило, системы автоматизированного перевода сами подсказывают, когда была допущена одна из перечисленных выше ошибок. Если эта функция не настроена по умолчанию, стоит настроить ее вручную, а также включить режим отображения пробелов и тегов и автоматическую проверку орфографии.

Отдельного пункта удостоился вопрос об использовании неразрывных пробелов. По правилам неразрывные пробелы должны соединять:

·      предлоги, союзы и междометия, состоящие из одной, двух или трех букв, с последующими словами;

·      однозначные, двузначные и трехзначные числа с последующим обозначением единиц;

·      обозначения физических величин, процентов и градусов с предшествующим числом;

·      знаки валют с предшествующим числом числа [3].

Неразрывные пробелы не позволяют разделять единицы текста при переносе на другую строку. Для выставления неразрывных пробелов используются горячие клавиши (например, Ctrl + Shift + Enter для Windows). В системах автоматизированного перевода для этого также можно настроить комбинации клавиш. Отношение к неразрывным пробелам у участников опроса оказалось двояким. Лишь половина переводчиков пользуются неразрывными пробелами, причем треть делает это только по настроению или по требованию заказчика.

Поскольку участники опроса работают с различными тематиками (медицина, фармацевтика, юриспруденция, ИТ, автомобиле- и судостроение, искусство, политика, нефтегаз и т. д.), можно сделать вывод, что ошибки являются типичными и не зависят от конкретной предметной области. При этом стоит также учитывать, что в зависимости от тематики и требований заказчика некоторыми правилами, возможно, придется поступиться, то есть в соответствии с классификацией ошибок, представленной выше, коммуникативно-функциональный аспект все же является определяющим. Чтобы изучить правила оформления текста, стоит ознакомиться с рекомендациями переводчику, заказчику и редактору, составленными Союзом переводчиков России, памятками и руководствами для редакторов и корректоров, которые предлагают некоторые компании, а также по возможности запросить руководства у вашего заказчика. Если почитать рекомендации предлагают в университете, стоит прислушаться, хотя это и может показаться скучным.

Выделение типичных ошибок на уровне формы в рамках данной статьи осуществлялось с целью помочь начинающим переводчикам повысить качество своей работы и скрыть некоторую неопытность на начальном этапе. Переводчик, однако, должен иметь профессиональную подготовку и сформированные навыки перевода. Соблюдение формальных правил при наличии ошибок на уровне содержания и/или функциональном уровне вряд ли поможет в поиске работы.

Памятуя о том, что переводчики — личности творческие, в качестве заключения приведем несколько напутствий участников опроса для начинающих коллег.

·      Милый переводчик, береги себя, не забывай о важности здорового сна и разнообразного сбалансированного рациона! А еще помни, что лучше лишний раз поискать информацию, чем попасть впросак, — даже очень, очень опытные коллеги иногда нещадно «википедят».

·      Перепроверяй по сто раз, если не до конца уверен(-а) в найденном термине, не бойся обращаться к редактору и задавать вопросы заказчику, если что-то непонятно. Лучше перестраховаться, чем недосказать!

·      Терпение, потому что работа с заказчиками — минное поле.

·      Перечитывать несколько раз финальный вариант перевода; не бояться/стесняться обращаться за помощью к коллегам; спрашивать у заказчика все, что вызывает сомнения.

·      Помни про поиск по картинкам))

·      Всегда изучай ту сферу, для которой переводишь.

·      Talpra, tolmács, hív a munkád! Itt az idő, most vagy soha… (Вставай, переводчик, работа зовет! Сейчас или никогда… — венг.)

·      Ты переводчик — переводи.

·      Коллега! Держись…

Библиографический список

1.       Гарбовский Н. К. Теория перевода: Учебник М.: Издательство Московского университета, 2007. 544 с.

2.       Новый взгляд на классификацию переводческих ошибок / Д. М. Бузаджи, В. В. Гусев, В. К. Ланчиков, Д. В. Псурцев, И. И. Убин (отв. ред.). М.: ВЦП, 2009. 120 с.

3.       Рекомендации по оформлению текстов // РИА Новости, 2014.

4.       Сдобников В.В. Оценка качества перевода. Коммуникативно-функциональный подход: Монография. М.: Флинта, 2015. 112 с.

5.       Сдобников В.В. «Переводческие несоответствия» — коммуникативно-функциональный подход // Язык, коммуникация и языковая среда. Воронеж: ВГУ, 2007. С. 47–58.

6.       Nord C. Assessing students’ translations the functional way // International Online Conference “Training Translators and Interpreters: Analysis of National Systems and Approaches”. Nizhny Novgorod: LUNN, 2021.

Касательно вопроса о переводческих ошибках, переводовед Н.К. Гарбовский также говорит следующее: «Анализ ошибок в переводе представляет собой отдельный раздел переводческой критики. Он не только позволяет убедиться в том, что невежество, безграмотность и бездарность несовместимы с переводческой деятельностью, но и в некоторых случаях способен открыть те или иные стороны закономерной переводческой интерференции [Гарбовский, 2004, с. 514-515].

Согласно Н.К. Гарбовскому, в большинстве случаев, в переводческой практике выделяют два основных типа переводческих ошибок:

1) ошибки, которые возникают под влиянием родного языка,

2) ошибки, причины которых заключаются в структуре самого иностранного языка [См.: Гарбовский, 2004, с. 516].

При этом, Н.К. Гарбовский справедливо отмечает, что в обеих ситуациях мы сталкиваемся с понятием интерференция. В первом случае мы имеем дело с межъязыковой интерференцией, во втором случае с внутриязыковой интерференцией.

Тут же, рассуждая о видах ошибок, важно также связывать вид ошибки с тем уровнем, к которому относится явление, при переводе которого ошибка допущена. Соответственно, в данном контексте можно выделить переводческие ошибки логического, лексического, стилистического, синтаксического характера. Таким образом, логический уровень является самым глубинным, который соотносится со сферой человеческого мышления. Что касается синтаксического и лексического уровней, то они относятся к языковой системе, а стилистический компонент определяет характер выбора единиц различных языковых уровней [См.: Гарбовский, 2004, с. 516].

Среди рассмотренных нами классификаций переводческих ошибок, на наш взгляд, наиболее удачная классификация представлена в работе Н.К. Гарбовского. В своей работе переводовед выделяет следующие типы основных переводческих ошибок:

  1. Ошибки, обусловленные непониманием смыслов исходного текста.
  2. Ошибки понимания на уровне «знак-понятие».
  3. Ошибки понимания на уровне «знак-сложное понятие».
  4. Ошибки понимания на уровне «знак-суждение».
  5. Ошибки понимания предметной ситуации.
  6. Переводческие ошибки на этапе перевыражения системы смыслов.
  7. Стилистические ошибки.

Ошибки, обусловленные непониманием смыслов исходного текста. На этапе расшифровки смыслов, которые заключаются в знаках исходного сообщения, ошибки могут охватывать все аспекты текста как знаковой сущности, т.е. семантический, синтаксический и прагматический. Неверная передача прагматического аспекта текста оригинала в переводческом тексте может возникнуть из-за наличия косвенных речевых актов, другими словами, из-за высказываний, которые с помощью своей внешней формы скрывают истинные намерения автора оказать конкретное регулятивное воздействие на адресата текста. Подобного рода ошибки могут возникнуть также из-за наличия в тексте форм образной речи. Нередко фразеологические обороты, метафоры и тропы выполняют определенную прагматическую функцию, и в связи с этим могут создавать трудности восприятия данного текста.


Семантические ошибки представляют собой наиболее распространенную группу переводческих ошибок на герменевтическом этапе. Данная группа ошибок может затрагивать как простые и сложные понятия, так и смысл целого высказывания. При этом стоит отметить, что данный тип ошибок может возникнуть не только на сигнификативном уровне, но и на денотативном, когда переводчик не понимает какой класс предметов может соотноситься с конкретным понятием [См.: Гарбовский, 2004, с. 520].

Синтаксические ошибки появляются ввиду непонимания со стороны переводчика характера логических связей между элементами высказывания. Данный тип ошибок может возникать также в ситуациях, когда переводчик не понимает взаимной обусловленности отдельных элементов высказывания, особенно в тех случаях, когда данные элементы находятся не в непосредственной, а удаленной связи.

Ошибки понимания на уровне «знак-понятие». Переводческие ошибки данного типа практически во всех случаях возникают в результате неправильного применения переводческих трансформаций. Данная группа ошибок основывается на неправильном представлении переводчика о соответствии определенных единиц текста оригинала единицам текста перевода, другими словами переводчик в тексте перевода приписывает иные понятия знакам текста оригинала.

Ошибки понимания на уровне «знак-сложное понятие». Данные ошибки возникают в случае непонимания переводчиком определенных понятий, которые свойственны языку оригинала с лингвоэтнической точки зрения. Чаще всего данные понятия представлены реалиями.

Ошибки понимания на уровне «знак-суждение». Ошибки в передаче смысла исходного текста обусловливаются непониманием со стороны переводчика не только понятий, но и смысла целых суждений или более сложных логических конструкций. Данные ошибки, как правило, возникают вследствие недостаточно внимательного отношения переводчика к синтаксической организации высказывания [См.: Гарбовский, 2004, с. 525].

Ошибки понимания предметной ситуации. Референтные ситуации, описываемые в тексте, представляют собой систему актантов, взаимодействующих в определенных условиях, и которые переводчик обязуется расшифровать. В данном случае, словарь не всегда является вспомогающим средством. Как замечает Н.К. Гарбовский, правильная и верная расшифровка референтной ситуации, представленной автором в тексте оригинала, требует у переводчика наличия когнитивного опыта в той сфере жизни, которая описывается в тексте оригинала.


Переводческие ошибки на этапе перевыражения системы смыслов. Прежде всего, на этапе перевыражения системы смыслов текста оригинала в тексте перевода, ошибки возникают в результате недостаточного мастерства владения языком перевода со стороны переводчика, а также неспособностью найти в языке перевода формы, которые были б эквивалентны формам текста оригинала [См.: Гарбовский, 2004, с. 526].

Стилистические ошибки. При рассмотрении причин возникновения данной группы ошибок, первое, о чем стоит упомянуть, это требования сохранения предельной внимательности со стороны переводчика к авторскому стилю текста оригинала. Следует помнить, что ошибки, связанные с передачей авторского стиля в тексте перевода не влияют на качество пофрагментного воспроизведения, но влияют на качество воспроизведения на уровне целого текста, искажая прагматические (жанровые и стилевые) параметры его восприятия со стороны адресата текста перевода.

Таким образом, рассмотрев теоретический материал по данному вопросу, мы можем сделать следующие выводы. Переводческая ошибка – это любое отклонение от речевой и языковой нормы, отступление от правил в тексте перевода, нарушение требований, которые предъявляются к переводу. В большинстве случаев для обнаружения переводческих ошибок используется метод сопоставления текстов оригинала и перевода. Но, сравнение посредством данного метода не всегда способно обнаружить переводческую ошибку.

Как правило, существует две основные причины возникновения переводческих ошибок: ошибки, совершающиеся под влиянием родного языка и ошибки, причина которых находится непосредственно в структуре иностранного языка. Также стоит отметить, что частым фактором возникновения переводческой ошибки выступает недостаточно высокий уровень знаний и навыков переводчика, а также невысокий уровень его фоновых знаний.

Говоря о типологии основных переводческих ошибок, мы рассмотрели в нашей работе классификацию переводческих ошибок, представленную переводоведом Н.К. Гарбовским, так как мы считаем, что по сравнению с другими рассмотренными классификациями, данная классификация является наиболее удачной.

Согласно классификации Н.К. Гарбовского существуют следующие типы переводческих ошибок: ошибки, обусловленные непониманием смыслов исходного текста, ошибки понимания на уровне «знак-понятие», ошибки понимания на уровне «знак-сложное понятие», ошибки понимания на уровне «знак-суждение», ошибки понимания предметной ситуации, переводческие ошибки на этапе перевыражения системы смыслов, стилистические ошибки.


В данной курсовой работе мы рассматривали анализ и типологизацию переводческих ошибок как ключевой компонент коррекционно-оценочной деятельности переводчика. Исследование данной темы затронуло рассмотрение перевода с точки зрения предмета деятельности переводчика и его технологической стороны.

В процессе рассмотрения перевода с точки зрения предмета деятельности переводчика мы затронули ряд смежных вопросов: определение перевода как понятия, соблюдение эквивалентности и адекватности в процессе перевода, включая проблематику взаимодействия данных двух понятий в контексте перевода, поиск оптимального решения для использования переводческих трансформаций в процессе перевода.

Изучив теоретическую базу ранее проводимых релевантных исследований касательно проблематики определения предмета перевода как понятия, мы пришли к выводу, что определения перевода могут носить телеологический характер или дефинировать перевод как как межъязыковую коммуникацию или вид языкового посредничества для осуществления коммуникации между носителями разных языков.

Анализируя определения предмета перевода Л.С. Бархударова, И.Р. Гальперина, Г.В. Колшанского, А.В. Федорова, мы обнаружили в них существенные недостатки, так как согласно дефинициям упомянутых выше переводоведов, становится не совсем ясным для чего существует процесс преобразования речевого произведения одного языка средствами другого языка, или с какой целью осуществляется передача информации, содержащейся в речевом произведении одного языка с помощью средств другого языка.

Рассмотрев проблематику соблюдения эквивалентности и адекватности в процессе перевода, а также смежную с данным вопросом проблематику взаимодействия данных двух понятий в контексте перевода, мы пришли к выводу, что эквивалентность представляет собой соотношение между исходным и конечным текстами, или между их отдельными речевыми сегментами. При этом полная эквивалентность, которая охватывает все уровни, является, как правило, идеализированным понятием. Это говорит о том, что случаи полной эквивалентности возможны, но они, как правило, наблюдаются в относительно простых условиях коммуникации, в текстах со сравнительно малым диапазоном функциональных характеристик.

Говоря о вопросе поиска оптимального решения для использования переводческих трансформаций в процессе перевода, мы можем сказать, что причиной использования переводческих трансформаций в процессе перевода являются как расхождения коммуникативных компетенций носителей текста оригинала и текста перевода, так и наличие расхождений в языке текстов оригинала и перевода, а также наличие расхождений в их системных единицах. Несмотря на то, что сама по себе переводческая трансформация должна быть достаточно радикальной, основным фактором употребления переводческих трансформаций в процессе перевода, является адекватная мера их использования, так как обильное их употребление, может привести к возникновению переводческих вольностей, что в свою очередь будет способствовать появлению дополнительных интерпретаций оригинала в тексте перевода.


В процессе рассмотрения технологической стороны перевода, мы затронули в нашей работе ряд смежных вопросов: рассмотрение понятий «языковая» и «речевая» норма в контексте перевода, изучение вопроса типологизации переводческих ошибок.

Изучив теоретическую базу релевантных научных исследований, где рассматриваются понятия «языковая» и «речевая» норма в контексте перевода, мы пришли к выводу, что языковая и речевая норма (узус) оказывают огромное влияние на формирование регулятивного воздействия текста на адресата.

Языковая норма представляет собой «коллективную реализацию языковой системы» и обладает абсолютным характером с наличием вариаций. Кроме языковой нормы, на формирование регулятивного воздействия текста адресатом влияет речевая норма или узус.

Узус представляет собой норму ситуативного использования языка и его системных единиц и является многоплановым и многоаспектным явлением. Для переводчика очень важно понимать роль языковой и речевой нормы в контексте перевода. Ведь чем больше текст исходного языка соответствует языковой и речевой норме, тем легче он воспринимается его адресатом, соответственно в данном вопросе основной задачей переводчика является максимальное сохранение речевой и языковой нормы в тексте перевода для его легкого восприятия адресатами, представителями языка перевода.

Рассмотрев вопрос типологизации переводческих ошибок, мы пришли к выводу, что классификация переводческих ошибок переводоведа Н.К. Гарбовского является наиболее удачной среди остальных изученных. Согласно классификации Н.К. Гарбовского существуют следующие типы переводческих ошибок: ошибки, обусловленные непониманием смыслов исходного текста, ошибки понимания на уровне «знак-понятие», ошибки понимания на уровне «знак-сложное понятие», ошибки понимания на уровне «знак-суждение», ошибки понимания предметной ситуации, переводческие ошибки на этапе перевыражения системы смыслов, стилистические ошибки.

Стоит также отметить, что основными предпосылками для возникновения переводческих ошибок являются два фактора: влияние родного языка и несовершенное знание структуры иностранного языка.

Таким образом, заявленная во введении цель исследования была достигнута, а задачи решены.

  1. Ассоциация переводчиков Украины. Всеукраинская общественная организация. Стандарты профессии: Письменный перевод, 2009– 2013.
  2. Бархударов Л.С. Язык и перевод. Вопросы об­щей и частной теории перевода. М.: Междунар. отношения, 1975.
  3. Брандес М.П., Провоторов В.И. Предпереводческий анализ текста. — Курск, 1999.
  4. Бузаджи Д. М., Гусев В. В., Ланчиков В. К., Псурцев Д. В. Новый взгляд на классификацию переводческих ошибок.-М., 2009.
  5. Гарбовский Н.К. Теория перевода: Учебник. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2004.
  6. Зиновьева Т. А., Никулина Н. Ю. Переводческая ошибка. Понятие, причины, классификация // Современная филология: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, январь 2013 г.).  — Уфа: Лето, 2013. — С. 107-109.
  7. Комиссаров В. Н. Современное переводоведение. М.: ЭТС, 2002. 424 с.
  8. Комиссаров В.Н. Профессиональная квалификация переводчиков // Перевод: Кадры решают все. — М., 2003.
  9. Комиссаров В.Н. Современное переводоведение. — М., 2001.
  10. Комиссаров В.Н. Теория перевода. М.: Выс­шая школа, 1990.
  11. Куниловская М. А. Понятие и виды переводческих ошибок. Сборник материалов семинара «Переводческая ошибка в теории и практике перевода».-Тюмень, 2008.
  12. Латышев Л.К. Перевод: проблемы теории, практики и методики преподавания. М.: Просве­щение, 1988.
  13. Латышев Л.К. Технология перевода: Учебное пособие по подготовке переводчиков (с немецким языком). М.: НВИ-Тезаурус, 2000.
  14. Левицкий Р. Эквивалентность и адекватность перевода. Л: 2000.
  15. Лилова А. Введение в общую теорию пе­ревода. Пер. с болгар. М.: Высшая школа, 1985.
  16. Максютина О. В. Редактирование перевода как неотъемлемая часть современного стандарта качества // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2014. 4 (145), с.106-110
  17. Миньяр-Белоручев Р.К. Общая теория пере­вода и устный перевод. М.: Воениздат, 1980.
  18. Сдобников В.В., Петрова О.В. Лингвистика и межкультурная коммуникация: золотая серия — М.: ACT: Восток—Запад, 2007. — 448 с.
  19. Семко С.А. и др. Проблемы общей теории перевода. Таллинн:
    «Валгус», 1988.
  20. Федоров А.В. Основы общей теории перевода (Лингвистические проблемы). 4-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1983.
  21. Цвиллинг М.Я. О некоторых условиях повышения качества под- готовки переводчиков // Перевод: Кадры решают все. — М., 2003.
  22. Швейцер А. Д. Перевод и лингвистика. — М.,1973.

критерии оценки перевода
создатель

Mind Map: критерии оценки перевода

1. Бузаджи

1.1. Первая группа ошибок: нарушения при передаче смысла, связанные с денотативным содержанием текста

1.1.1. Категория I охватывает ошибки, ведущие к искажению в передаче денотативно-смыслового инварианта текста.

1.1.2. Категория II — ошибки, ведущие к неточностям в передаче денотативно-смыслового инварианта текста.

1.2. Вторая группа ошибок: нарушения, связанные с передачей стилистических характеристик оригинала

1.2.1. нарушения в передаче функционально-стилевых или жанровых особенностей текста оригинала (1),

1.2.2. калькирование оригинала (2)

1.2.3. нарушения узуса ПЯ (3).

1.3. Третья группа ошибок: нарушения, связанные с передачей авторской оценки

1.3.1. ошибки, связанные с передачей экспрессивного фона оригинала (1)

1.3.2. ошибки, связанные с передачей авторской оценки как таковой (2)

1.4. Четвёртая группа ошибок: очевидные нарушения нормы и узуса ПЯ

2. Гарбовский причины

2.1. Недостаточное владение языком оригинала;

2.2. Недостаточный когнитивный опыт (недостаток знаний об описываемой в исходном тексте области окружающей действительности);

2.3. Невнимательное отношение к системе смыслов, заключенной в исходном тексте (непонимание того, что автор говорит о предмете);

2.4. Неумение различать особенности индивидуального стиля автора исходного речевого произведения

2.5. виды ошибок

2.5.1. .ошибки, обусловленные непониманием смыслов исходного текста;

2.5.2. ошибки понимания на уровне «знак-понятие»;

2.5.2.1. Ошибки на уровне простого понятия: регистрируются в виде неверных трансформаций, которые основываются на ошибочном представлении переводчика о соответствии знаков исходного языка обозначаемым понятиям,

2.5.3. .ошибки понимания на уровне «знак-сложное понятие»;

2.5.3.1. словосочетания

2.5.4. ошибки понимания на уровне «знак-суждение»;

2.5.4.1. смысл суждений и целых логических конструкций, когнитивный опыт

2.5.5. ошибки понимания предметной ситуации;

2.5.5.1. незнанием переводчика, например, особенностей употребления терминологии

2.5.6. .переводческие ошибки на этапе перевыражения системы смыслов;

2.5.6.1. недостаточно хорошим владением языком перевода, неспособностью найти в языке перевода формы, эквивалентные соответствующим формам оригинала.

2.5.7. стилистические ошибки.

3. Латышев

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки посудомоек ariston
  • Ошибки понимания бога
  • Ошибки помогают нам двигаться вперед
  • Ошибки посудомоечной машины bosch краник мигает красным цветом
  • Ошибки посудомоек канди